Йозеф Гайдн
Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет — впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор.
Краткую биографию Йозефа Гайдна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Гайдна
Биография Гайдна началась 31 марта 1732 года, когда маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф из-за переезда будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.
Из-за упрямости шестнадцатилетний Йозеф потерял свою работу — место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.
Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу — стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.
Несмотря на то, что в те времена это считалось уже «поздно», Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел не пристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. С учетом всех этих неприятностей, музыкальный гений 20 лет был верным мужем. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Их постигла страстная любовь, и композитор дал обещание жениться на ней. Но страсть довольно быстро угасла, и обещание он не сдержал. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу — второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази (Австрия). На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний — 104.
Близких друзей у Гайдна было не много, но один из них был — Амадей Моцарт. Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя — Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн — уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших работодателей.
Последним произведением композитора считается оратория «Времена года». Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.
Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.
Интересные факты
- Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата — 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в «день дурака».
- Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.
- Певческий голос молодого Гайдна был столь впечатляющим, что его попросили присоединиться к школе церковно-хорового пения Собора Св. Стефана в Вене, когда мальчику было всего пять лет.
- Хормейстер Собора Св. Стефана предложил подвергнуть Гайдна определенной операции, чтобы воспрепятствовать ломке голоса, но к счастью отец будущего композитора вступился и предотвратил это.
- Когда в 47 лет умерла мама композитора, отец довольно быстро взял в жены молоденькую служанку, которой было 19 лет. Разница между возрастом Гайдна и мачехи была всего 3 года, причем «сын» оказался старше.
- Гайдн любил девушку, которая почему-то решила, что жизнь в монастыре лучше, чем семейная жизнь. Тогда музыкальный гений позвал замуж старшую сестру возлюбленной — Анну Марию. Но это необдуманное решение ни к чему хорошему не привело. Жена оказалась сварливой и не понимающей музыкальные увлечения супруга. Гайдн писал, что Анна Мария его нотными рукописями пользовалась в качестве кухонной утвари.
- В биографии Гайдна есть интересная легенда про название Струнного квартета f-moll «Бритвенный». Однажды утром Гайдн брился затупившейся бритвой, и когда терпение лопнуло, он прокричал, что если бы ему сейчас дали нормальную бритву, он бы подарил за это свое замечательное произведение. В этот момент неподалеку был Джон Бленд, человек желающий издать рукописи композитора, которые еще никто не видел. После услышанного, издатель не раздумывая вручил свои английские стальные бритвы композитору. Гайдн сдержал свое слово, и презентовал новую работу гостю. Так, Струнный квартет получил такое необыкновенное название.
- Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте. Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.
- «Чудо» — именно такое название приписывают симфониям №96 D-dur и №102 B-dur. Все это из-за одной истории, которая произошла после того, как завершился концерт этого произведения. Люди поспешили к сцене, для того чтобы поблагодарить композитора и преклониться перед ним за красивейшую музыку. Как только слушатели оказались в передней части зала позади них с грохотом упала люстра. Пострадавших не оказалось — и это было Чудо. Мнения расходятся на премьере какой именно симфонии произошел этот удивительный случай.
- Композитор больше половины жизни мучился с полипами в носу. Это стало известно хирургу, а по совместительству хорошему другу Йозефа Джону Хёнтеру. Врач порекомендовал прийти к нему на операцию, на что Гайдн сначала решился. Но, когда он пришел в кабинет, где должна была проходить операция и увидел 4 больших помощника хирурга, задача которых была удерживать пациента во время болезненной процедуры, гениальный музыкант испугался, вырывался и громко кричал. В общем, идея избавления от полипов канула в лета. В детстве Йозеф перенес оспу.
- У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют «Сюрприз». Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.
- Когда композитор умер, его похоронили Вене. Но позднее было принято решение останки гения музыки перезахоронить в Эйзенштадте. При вскрытии могилы было обнаружено, что у Йозефа пропал череп. Это была проделка двух друзей композитора, которые забрали голову себе, подкупив людей на кладбище. Почти 60 лет (1895-1954 гг.) череп венского классика располагался в музее (г. Вена). Только в 1954 году останки были воссоединены и захоронены вместе.
- Моцарт был в восторге от Гайдна и часто приглашал его на свои концерты и Йозеф отвечал взаимностью молодому вундеркинду и часто играл с ним в квартете. Примечательно, что на похоронах Гайдна звучал «Реквием» Моцарта, который умер на 18 лет раньше своего друга и учителя.
- Портрет Гайдна можно найти на немецкой и советской почтовых марках, выпущенных в 1959 к 150-ти летию смерти композитора, и на австрийской монете в 5 евро.
- Гимн Германии и старый Австро-Венгенский гимн своей музыкой обязаны Гайдну. Ведь именно его музыка стала основой этих патриотических песен.
Фильмы о Йозефе Гайдне
По биографии Гайдна снято много познавательных документальных фильмов. Все эти кинокартины интересны и увлекательны. Какие-то из них больше повествуют о музыкальных достижениях и открытиях композитора, а какие-то рассказывают различные факты из личной жизни венского классика. Если у вас есть желание ближе познакомиться с этим музыкальным деятелем, то предоставляем вашему вниманию небольшой список документальных фильмов:
- Кинокомпания «Academy media» сняла 25 минутный документальный фильм «Гайдн» из серии «Знаменитые композиторы».
- В просторах интернета можно найти два интересных фильма «В поисках Гайдна». Первая часть длиться чуть больше 53 минут, вторая 50 минут.
- О Гайдне рассказывается в некоторых серий из документальной рубрики «История по нотам». С 19 по 25 серии, каждая из которых длиться менее 10 минут, можно изучить интересные биографические данные великого композитора.
- Есть короткометражный документальный фильм от «Энциклопедии Шанель» о Йозефе Гайдне, который идет всего 12 минут.
- Интересный 11 минутный фильм об абсолютном слухе Гайдна тоже без труда можно отыскать в интернет-сети «Абсолютный слух — Франц Йозеф Гайдн».
Фильмы, в которых звучит музыка Гайдна
- В «Шерлоке Холмсе» Гайя Ричи 2009 года звучит адажио из струнного квартета №3 D-dur во время сцены , где Уотсон и его невеста Мэри обедают с Холмсом в ресторане под названием «The Royal».
- 3я часть концерта для виолончели используется в английском фильме «Хилари и Джеки» 1998г.
- Концерт для фортепиано с оркестром звучит в киноленте Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь».
- Менуэт из 33й сонаты вставлен в музыкальное сопровождение фильма «Сбежавшая невеста» (продолжение известного фильма «Красотка»).
- Adagio e cantibile из сонаты № 59 используется в «Дневниках вампира» 1994 года с Бредом Питтом в главной роли.
- Звуки струнного квартета B-dur «Восход солнца» раздаются в фильме ужасов «Реликт» 1997 года.
- В великолепном фильме «Пианист», который получил 3 оскара, звучит квартет №5 Гайдна.
- Также струнный квартет №5 доносится из музыки к кинолентам «Звёздный путь: Восстание» 1998 года и «Форт
- Симфонии №101 и №104 можно найти в фильме «Повелитель приливов» 1991 года.
- 33-й струнный квартет используется в комедии «Джордж из джунглей» 1997 года.
- 3ю часть струнного квартета №76 «Император» можно найти в кинолентах «Касабланка» 1941г., «Булворт» 1998г., «Дешёвый детектив» 1978г, и «Грязная дюжина».
- Концерт для трубы с оркестром звучит в «Большое дело» с Марком Уолбергом.
- В «Двухсотлетнем человеке» по книге гениального писателя-фантаста Айзека Азимова можно услышать симфонию Гайдна №73 «Охота».
Дом-музей Гайдна
В 1889 году был открыт музей Гайдна в Вене, который находится в доме композитора. Целых 4 года Йозеф не спеша строил свой «уголок» с денег, заработанных во время гастролей. Первоначально там был низкий домик, который по велению композитора перестроили, надстроив этажи. Второй этаж был местом проживания самого музыканта, а ниже он поселил своего помощника Эльспера, который копировал ноты Гайдна.
Практически все экспонаты в музее — личная собственность композитора при жизни. Рукописные ноты, нарисованные портреты, инструмент, за которым трудился Гайдн, и другие интересные вещи. Необычно, что в здании есть небольшое помещение предназначенное Иоганнесу Брамсу. Иоганнес очень уважал и почтил творчество венского классика. Этот зал наполнен его личными вещами, мебелью и инструментами.
К сожалению, когда говорят о венских классиках, в первую очередь вспоминают Людвига Ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта. Но многие музыковеды уверены, что если бы не было такого гениального композитора как Франц Йозеф Гайдн, мы бы не узнали о других величайших талантах эпохи классицизма. Сочинения и композиции Гайдна стояли у истоков всей классической музыки и дали ей возможность развиваться и совершенствоваться до нынешних дней.
Франц Йозеф Гайдн – один из наиболее ярких представителей искусства эпохи Просвещения. Великий австрийский композитор, он оставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений в самых разных жанрах. Основную, наиболее знáчимую часть этого наследия, определившую историческое место Гайдна в развитии мировой культуры, составляют крупные циклические произведения. Это 104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты, благодаря которым Гайдн завоевал славу основоположника классического симфонизма.
Искусство Гайдна глубоко демократично. Основой его музыкального стиля было народное творчество и музыка повседневного быта. Он с удивительной чуткостью воспринимал народные мелодии различного происхождения, характер крестьянских танцев, особый колорит звучания народных инструментов, какую-нибудь французскую песенку, ставшую популярной в Австрии. Музыка Гайдна проникнута не только ритмами и интонациями фольклора, но и народным юмором, неиссякаемым оптимизмом и жизненной энергией. «В залы дворцов, где обычно звучали его симфонии, с ними ворвались свежие струи народной мелодии, народной шутки, нечто от народных жизненных представлений» (Т. Ливанова, 352).
Искусство Гайдна родственно по своему стилю искусству Глюка , но круг его образов и концепций имеют свои особенности. Высокая трагедия, античные сюжеты, которые вдохновляли Глюка – не его область. Ему ближе мир более обыденных образов и чувств. Возвышенное начало вовсе не чуждо Гайдну, только он находит его не в сфере трагедии. Серьезное раздумье, поэтическое восприятие жизни, красота природы – все это становится возвышенным у Гайдна. Гармоничный и ясный взгляд на мир доминирует и в его музыке, и в мироощущении. Он всегда был общителен, объективен и доброжелателен. Источники радости он находил повсюду – в жизни крестьян, в своих трудах, в общении с близкими людьми (например, с Моцартом, дружба с которым, основанная на внутреннем родстве и взаимном уважении, благотворно сказались на творческом развитии обоих композиторов).
Творческий путь Гайдна продолжался около пятидесяти лет, охватив все этапы развития венской классической школы – от ее зарождения в 60-х годах XVIII столетия и вплоть до расцвета творчества Бетховена.
Содержание
- Детские годы
- 1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене
- Период творческой зрелости
- Поздний период творчества.
- Задний план
- Встреча
- Играет камерную музыку
- Взгляд Гайдна на Моцарта
- Взгляд Моцарта на Гайдна
- Квартеты «Гайдна»
- Масонство
- Гайдн как наставник Моцарта
- Форма адреса
- Отъезд Гайдна в Лондон
- Смерть Моцарта
- Заметки
- дальнейшее чтение
- Биография
- Детство и юность
- Музыка
- Личная жизнь
- Смерть
- Дискография
Детские годы
Характер композитора формировался в трудовой атмосфере крестьянского быта: он родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера, мать его была простой кухаркой. С детских лет Гайдн мог слышать музыку разных национальностей, поскольку среди местного населения Рорау были и венгры, и хорваты, и чехи. Семья была музыкальной: отец любил петь, аккомпанируя себе по слуху на арфе.
Обратив внимание на редкие музыкальные способности своего сына, отец Гайдна отправляет его в соседний городок Хайнбург к своему родственнику (Франку), служившему там ректором школы и регентом хора. Позднее будущий композитор вспоминал, что получал у Франка «больше тумаков, чем еды»; тем не менее, с 5-летнего возраста он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.
Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене. Руководитель капеллы (Георг Ройтер) время от времени совершал поездки по стране для набора новых певчих. Слушая хор, в котором пел маленький Гайдн, он сразу оценил красоту его голоса и редкий музыкальный талант. Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Уже тогда это был город, буквально наполненный музыкой. Здесь издавна процветала итальянская опера, проводились концерты-академии знаменитых виртуозов, при императорском дворе и домах крупных вельмож существовали большие инструментальные и хоровые капеллы. Но главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).
Постоянное участие в исполнении музыки – не только церковной, но и оперной – более всего развивало Гайдна. Кроме того, капеллу Ройтера часто приглашали в императорский дворец, где будущий композитор мог слышать инструментальную музыку. К сожалению, в капелле ценили только голос мальчика, поручая ему исполнение сольных партий; композиторские же наклонности, пробудившиеся уже в детские годы, остались незамеченными. Когда голос начал ломаться, Гайдна уволили из капеллы.
1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене
Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал, скитаясь без постоянного пристанища и перебиваясь случайными заработками (изредка удавалось найти частные уроки или поиграть на скрипке в бродячем ансамбле). Но одновременно это были и счастливые годы, полные надежд и веры в свое композиторское призвание. Купив у букиниста несколько книг по теории музыки, Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.
Среди самых ранних сочинений 19-летнего Гайдна – зингшпиль «Хромой бес», написанный по предложению известного венского комика Курца (утерян). Со временем его знания в области композиции обогатились благодаря общению с Никколо Порпорой, известным итальянским оперным композитором и педагогом по вокалу: Гайдн некоторое время служил у него аккомпаниатором.
Постепенно молодой музыкант приобретает известность в музыкальных кругах Вены. С середины 1750-х годов его часто приглашают для участия в домашних музыкальных вечерах в доме богатого венского чиновника (по фамилии Фюрнберг). Для этих домашних концертов Гайдн написал свои первые струнные трио и квартеты (всего 18).
В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность – место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Паулем Антоном Эстергази.
Период творческой зрелости
На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала – вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. В его обязанности входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. Однако возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все его произведения, а также относительная материальная и бытовая обеспеченность склонили Гайдна принять предложение Эстергази.
Живя в имениях Эстергази (Эйзенштадте и Эстергазе), и лишь временами наезжая в Вену, мало соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время этой службы величайшим мастером европейского масштаба. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство гайдновских симфоний (в 1760-е годы ~ 40, в 70-е ~ 30, в 80-е ~ 18), квартетов и опер.
Музыкальная жизнь в резиденции Эстергази была по-своему открытой. На концертах, оперных спектаклях, торжественных приемах, сопровождаемых музыкой, присутствовали знатные гости, в том числе иностранцы. Постепенно известность Гайдна вышла за пределы Австрии. Его произведения с успехом исполняются в крупнейших музыкальных столицах. Так, в середине 1780-х годов французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских» (№№ 82-87, они были созданы специально для парижских «Концертов Олимпийской ложи»).
Поздний период творчества.
В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту – выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг., появились 3 последние симфонии Моцарта). Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.
Последний при жизни Гайдна владелец Эстергази князь Миклош II оказался страстным любителем искусства. Композитора вновь призвали на службу, правда его деятельность теперь была скромной. Живя в своем собственном доме в предместье Вены, он сочинял для Эстергаза преимущественно мессы («Нельсон», «Терезия» и т.д.).
Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Эти монументальные, эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.
Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого».
Они были знакомы.
В хоре уже пел его младший брат Михаэль (впоследствии тоже ставший известным композитором, работавшим в Зальцбурге), который обладал таким же прекрасным дискантом.
всего 24 оперы в разных жанрах, среди которых наиболее органичным для Гайдна был жанр buffa. Большим успехом у публики пользовалась, к примеру, опера «Вознагражденная верность».
Композиторы Вольфганг Амадей Моцарт и Йозеф Гайдн были друзьями. Их отношения не очень хорошо задокументированы, но доказательства того, что они наслаждались обществом друг друга и глубоко уважали работу друг друга, убедительны и позволяют предположить, что старший Гайдн действовал, по крайней мере, в незначительной степени, как наставник Моцарта. Шесть струнных квартетов Моцарта посвящены Гайдну (К. 387, 421, 428, 458, 464, 465), квартетам «Гайдн» .
Задний план
Гайдн уже в детстве Моцарта был довольно известным молодым композитором. Его шесть струнных квартетов Opus 20 (1772 г.), названные квартетами «Солнце» из-за рисунка солнца на обложке первого издания, были широко распространены и предположительно (например, Чарльз Розен ) послужили источником вдохновения для шесть начала струнных квартетов К. 168-173 17-летний Моцарт написал в течение 1773 года визита в Вену.
Эти два композитора, вероятно, не смогли встретиться до постоянного переезда Моцарта в Вену в 1781 году. Гайдн большую часть времени требовался во дворце Эстерхаза в Венгрии, недалеко от Вены, где его работодатель и покровитель князь Николаус Эстерхази предпочитал жить. Зимой принц переехал в родовой дворец своей семьи в Айзенштадте , взяв с собой Гайдна. В эти периоды Гайдн часто совершал короткие визиты в Вену, расположенную примерно в 40 км.
Встреча
Как отмечает Джонс , в 1770-х и начале 1780-х годов были разные моменты, когда Гайдн и Моцарт могли встретиться: Гайдн приезжал в Вену из своих обычных рабочих мест Эстерхаза и Эйзенштадт, Моцарт из Зальцбурга . Самое раннее , в которой она , скорее всего , они бы встретились 22 и 23 декабря 1783 г., выступление под эгидой Венской Tonkünstler-Societät , благотворительной организации , для музыкантов. В программе были произведения Гайдна (Джонс: «симфония и хор, вероятно, оба из Il ritorno di Tobia «) и Моцарта («новая концертная ария, вероятно,» Misero! O sogno! «, а в первый вечер — фортепианный концерт «.)
На момент этой встречи Гайдн был самым знаменитым композитором Европы. Репутация Моцарта определенно росла. Его опера «Похищение из Сераля» с большим успехом прошла в Вене и ставилась в нескольких других городах. Гайдну тогда было около 52 лет, Моцарту — около 28.
Играет камерную музыку
Йенс Петер Ларсен предполагает, что «игра квартета была центральным элементом контактов между Гайдном и Моцартом», хотя документации о случаях, когда два композитора вместе играли или слушали квартеты или другую камерную музыку, немного. Одно сообщение о таком событии исходит из Воспоминаний (1826) ирландского тенора Майкла Келли , исполнившего премьеру самых важных оперных лирических теноровых партий Моцарта.
Стораче устроил для своих друзей вечеринку квартета. Игроки были терпимыми; Ни один из них не преуспел в игре на инструменте, но среди них было немного науки, и я осмелюсь сказать, что это будет признано, когда я их назову:
Первая скрипка: Гайдн
Вторая скрипка: барон Диттерсдорф
Виолончель: Ванхаль
Альт: Моцарт .
Я был там, и невозможно представить себе большего удовольствия или более замечательного.
И Диттерсдорф, и Ванхал, хотя сейчас их мало помнят, были хорошо известными композиторами (особенно симфоническими) того времени. (Многие, если не большинство, теперь считают, что Диттерсдорф действительно играл на первой скрипке, учитывая его технику мирового класса, а Гайдн — на второй.)
Композитор Максимилиан Штадлер запомнил и спектакли камерной музыки, в которых участвовали Гайдн и Моцарт: они вдвоем исполняли партии альта в исполнении струнных квинтетов Моцарта К. 515 , 516 и 593 .
Взгляд Гайдна на Моцарта
Гайдн без зависти хвалил Моцарта своим друзьям. Например, он писал Францу Ротту:
Если бы я только мог поразить неповторимые произведения Моцарта в душе каждого друга музыки, и в частности, в душах высоких личностей, столь же глубоко, с тем же музыкальным пониманием и с таким же глубоким чувством, как я понимаю и чувствую их, народы будут соперничать друг с другом за обладание такой жемчужиной.
Музыковеду Чарльзу Берни он сказал: «Мои друзья часто льстили мне тем, что у меня есть гений, но он был намного лучше меня». В письме к своей подруге Марианне фон Гензингер Гайдн признался, что мечтал о творчестве Моцарта, с удовольствием слушая спектакль «Женитьба Фигаро» .
Взгляд Моцарта на Гайдна
Ранний биограф Моцарта Франц Нимечек , взявший интервью у вдовы Моцарта Констанце , описывает уважение Моцарта к Гайдну. В одном отрывке из своей биографии он говорит:
Высокое уважение к истинным достоинствам и уважение к личности повлияли на его суждение о произведениях искусства. Он всегда был очень тронут, когда говорил о двух Гайднах или других великих мастерах.
Под «Гайднсом» Нимечек также ссылается на теперь уже довольно недооцененного брата Иосифа Михаила , который был другом и коллегой Леопольда и В.А. Моцарта в течение многих лет его пребывания в Зальцбурге в качестве органиста-хормейстера тамошнего собора.
Часто пересказывается анекдот от Нимечека:
На частной вечеринке исполнялась новая работа Йозефа Гайдна. Кроме Моцарта присутствовал ряд других музыкантов, в том числе один человек, который, как известно, никогда никого не хвалил, кроме себя. Он стоял рядом с Моцартом и придирался к одному за другим. Некоторое время Моцарт терпеливо слушал; когда он больше не мог этого выносить, и виновник снова самодовольно заявил: «Я бы не стал этого», Моцарт возразил: «И я бы тоже, но вы знаете почему? Потому что ни один из нас не мог придумать ничего такого. подходящее.
Нимечек заключает: «Этим замечанием он сделал себе еще одного непримиримого врага».
Квартеты «Гайдна»
Квартеты «Гайдна» Моцарта (К. 387, 421, 428, 458, 464 и 465) были написаны в первые годы их дружбы и были опубликованы в 1785 году. Считается, что на них стилистически повлияла серия произведений Гайдна » Опус 33″ , которые появился в 1781 году. Посвящение Моцартом этих шести квартетов Гайдну было довольно необычным в то время, когда посвященные обычно были аристократами:
Отец, решивший отправить своих сыновей в великий мир, считал своим долгом доверить их защите и руководству человека, который был очень знаменит в то время и, к тому же, оказался его лучшим другом. Таким же образом я посылаю к вам своих шестерых сыновей … Пожалуйста, примите их по-доброму и будьте для них отцом, проводником и другом! … Я умоляю вас, однако, быть снисходительным к тем недостаткам, которые могли ускользнуть от пристрастия отца, и, несмотря на них, продолжать вашу щедрую дружбу с тем, кто так высоко ценит это.
Гайдн, в свою очередь, был очень впечатлен новым произведением Моцарта. Он впервые услышал новые квартеты на светском мероприятии 15 января 1785 года, на котором Моцарт исполнил квартеты с «моим дорогим другом Гайдном и другими хорошими друзьями». Во второй раз, 12 февраля, были исполнены последние три. Присутствовал отец Моцарта Леопольд , приехавший из Зальцбурга в гости. Тогда Гайдн сделал Леопольду замечание, которое сейчас широко цитируется:
Перед Богом и как честный человек я говорю вам, что ваш сын — величайший композитор, известный мне лично или по имени; у него есть вкус, а тем более глубокое знание композиции.
Моцарт, вероятно, оценил бы это свидетельство в свете часто высказываемых его отцом сомнений относительно его карьеры.
Масонство
Смотрите также: Моцарт и масонство
Возможно, именно Моцарт привел Гайдна в масонство . Моцарт вступил в ложу под названием «Zur Wohltätigkeit» («Милосердие») 14 декабря 1784 года, и Гайдн подал заявление в ложу » Zur wahren Eintracht » («Истинное согласие») 29 декабря 1784 года. Записи ложи показывают, что Моцарт часто посетил «Zur wahren Eintracht» в качестве посетителя. Церемония приема Гайдна состоялась 11 февраля 1785 года; Моцарт не смог приехать из-за концерта той ночью. Хотя Моцарт оставался увлеченным масоном, Гайдн — нет; на самом деле нет никаких доказательств того, что он когда-либо присутствовал на собрании после церемонии приема, и в 1787 году он был исключен из списков ложи.
Гайдн как наставник Моцарта
Моцарт во многих отношениях не нуждался в наставнике к тому времени, когда он встретил Гайдна; он уже был довольно успешен и большую часть своей жизни до этого момента находился под очень активным воспитанием своего отца Леопольда. Однако два аспекта исторических данных предполагают, что Гайдн в каком-то смысле взял Моцарта под свое крыло и дал ему совет.
Во- первых, в течение первых венских лет, когда Моцарт был под влиянием барона ван Свитеном взяться за изучение барокко контрапункт , Гайдн дал ему свою личную копию известного контрапункта учебник Градус объявления Parnassum , по Иоганна Йозефа Фукс , который был сильно покрытым Личные аннотации Гайдна.
Кроме того, как и многие другие молодые музыканты, Моцарт обращался к Гайдну почтительным словом «папа». Подробнее об этой форме адреса см. Папа Гайдн .
Форма адреса
В немецком языке есть два набора местоимений второго лица: один ( Sie , Ihnen , Ihr и т. Д.) Для относительно формальных отношений, другой ( du , dich , dir и т. Д.) Для более близких отношений ( см. Различие по телевидению ). Отто Ян в своей биографии Моцарта 1856 года сообщил, что Гайдн и Моцарт использовали неформальные формы du в разговоре — практика, необычная в то время для двух людей такого разного возраста, что свидетельствует о тесной дружбе. Ян опирался на показания невестки Моцарта Софи Хайбель, а также друга и биографа Гайдна Георга Августа Гризингера .
Отъезд Гайдна в Лондон
В последний раз Гайдн видел Моцарта за несколько дней до отъезда в Лондон в декабре 1790 года. Часто пересказываемый рассказ об их последних встречах можно найти в биографии Альберта Кристофа Диса , который брал интервью у пожилого Гайдна через 15 лет после этого события:
князь Антон Эстерхази сразу дал разрешение на поездку, но с точки зрения друзей Гайдна это было неправильно … они напомнили ему о его возрасте (шестьдесят лет), о неудобствах долгого путешествия и о многом другом, чтобы поколебать его решимость. Но тщетно! Моцарт особенно старался сказать: «Папа!» как он обычно называл его, «у тебя не было подготовки для великого мира, и ты говоришь слишком мало языков».
«О, — ответил Гайдн, — мой язык понимают во всем мире!» …
Когда Гайдн уладил … свои домашние дела, он назначил свой отъезд и уехал 15 декабря вместе с Саломоном . Моцарт в этот день не покидал своего друга Гайдна. Он обедал с ним и сказал в момент расставания: «Мы, наверное, прощаемся в последний раз в этой жизни». Слезы текли из глаз обоих. Гайдн был глубоко тронут, потому что применил слова Моцарта к себе, и ему никогда не приходило в голову, что нить жизни Моцарта может быть оборвана неумолимыми Парками в течение следующего года.
Гризингер дает другое (и, вероятно, менее романтичное) описание того же случая:
Моцарт сказал Гайдну во время счастливой трапезы с Саломон: «Ты не выдержишь этого очень долго и, вероятно, скоро вернешься снова, потому что ты уже немолод». «Но я все еще бодр и здоров», — ответил Гайдн. Ему было тогда почти 59, и он не счел нужным скрывать свой возраст. Если бы Моцарт не умер 5 декабря 1791 года, он занял бы место Гайдна в концертах Саломона в 1794 году.
Смерть Моцарта
Гайдн, все еще находившийся в Лондоне год спустя, когда до него дошло известие о смерти Моцарта, был в отчаянии; он написал их общему другу Майклу Пухбергу : «Некоторое время я был совершенно вне себя от его смерти и не мог поверить, что Провидение должно было так быстро отозвать незаменимого человека в тот мир». Гайдн написал Констанце Моцарту, предлагая музыкальные инструкции ее сыну, когда тот достигнет соответствующего возраста, и позже выполнил его предложение.
Заметки
Библиография
дальнейшее чтение
- Келли, Майкл (1826). Воспоминания о Майкле Келли ., цитируется в E. Kerr Borthwick (1990), «Латинские цитаты в лондонских тетрадях Гайдна», Music & Letters
- Роббинс Лэндон, ХК (1976–1980). Гайдн: Хроника и сочинения . Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета. Обширный сборник первоисточников.
- Шмид, Эрнст Фриц и Эрнест Сандерс (1956) «Моцарт и Гайдн», The Musical Quarterly 42: стр. 145–161.
Биография
Композитора Йозефа Гайдна не случайно называют отцом симфонии. Именно благодаря гению творца этот жанр приобрел классическое совершенство и стал основой, на которой вырос симфонизм от Людвига ван Бетховена.
Портрет Йозефа Гайдна
Помимо прочего Гайдн первым создал законченные образцы и других ведущих жанров эпохи классицизма — струнного квартета и клавирной сонаты. Он также первым написал светские оратории на немецком языке. Позже эти композиции встали в один ряд с крупнейшими достижениями эпохи барокко — английскими ораториями Георга Фридриха Генделя и немецкими кантатами Иоганна Себастьяна Баха.
Детство и юность
Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.
Йозеф Гайдн
Из биографии представителя венской классической школы известно, что дальновидный отец, как только отпрыску исполнилось шесть лет, отправил горячо любимое чадо в соседний город к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. В своем заведении мужчина обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами, сохранив на всю жизнь благодарность наставнику.
Трудолюбие, упорство и природный звонкий голос помогли Йозефу прославиться в родных краях. Однажды в Рорау приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы юных певцов. Франц произвел на него впечатление и Георг взял 8-летнего Йозефа в хор крупнейшего собора Вены. Там Гайдн на протяжении пары лет постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже сочинял духовные песни.
Портрет Йозефа Гайдна
Самый сложный период для композитора начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, пением в церковных хорах и игрой в различных ансамблях на струнных инструментах. Несмотря на сложности, молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению нового.
Заработанные деньги Франц тратил на уроки композитора Николо Порпоры, а когда у Йозефа не было возможности платить, юноша во время занятий аккомпанировал молодым ученикам наставника. Гайдн, как одержимый, штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочиняя музыку разных жанров.
В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Этот жанр в будущем стал важнейшими во всем творчестве композитора.
Музыка
1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.
Композитор Йозеф Гайдн
Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.
В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.
Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60—70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) — «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.
Нотный стан Йозефа Гайдна
В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.
После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.
В это же время жизнь гения была озарена дружбой с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.
Йозеф Гайдн за сочинением симфонии
После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.
В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.
Личная жизнь
Приобретенная в Вене популярность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы Йозеф написал первые пять симфоний. Известно, что за неполных два года работы у Морцина композитор успел поправить не только свое финансовое положение, но и связать себя брачными узами.
В тот период 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года.
Йозеф Гайдн и его жена Мария
Их семейный союз не был счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной. Помимо прочего барышня нисколько не ценила таланта мужа и часто использовала рукописи супруга вместо бумаги для выпечки. К удивлению многих семейная жизнь в отсутствии любви, детей и домашнего уюта продолжалась 40 лет.
Из-за нежелания реализовывать себя как заботливый муж и невозможности проявить себя как любящий отец четыре десятка супружеской жизни композитор посвятил симфониям. За это время Гайдн написал сотни произведений в этом жанре, а в театре князя Эстергази было поставлено 90 опер талантливого гения.
Памятник Йозефу Гайдну
В итальянской труппе этого театра композитор и нашел свою позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, а также специально для обворожительной особы упрощал вокальные партии, понимая ее возможности.
Правда отношения с Луиджой не принесли творцу счастья. Девушка была слишком надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены Гайдн не рискнул на ней жениться. Стоит отметить, что под конец жизни в последнем варианте завещания композитор уменьшил отведенную Польцелли сумму вдвое.
Смерть
В последнее десятилетие жизни под впечатлением фестиваля Генделя в Вестминстерском соборе Гайдн проявлял интерес к хоровой музыке. Композитор создал шесть месс, а также оратории («Сотворение мира» и «Времена года»).
Умер Гайдн 31 мая 1809 года в Вене, занятой наполеоновскими войсками. Сам французский император, узнав о смерти именитого австрийца, отдал приказ выставить у дверей его дома почетный караул. Похороны состоялись 1 июня.
Саркофаг Йозефа Гайдна
Интересный факт заключается в том, что, когда в 1820 году князь Эстергази распорядился перезахоронить останки Гайдна в церкви Эйзенштадта, и гроб был вскрыт, оказалось, что под сохранившимся париком нет черепа (его похитили, чтобы изучить особенности строения и предохранить от разрушения). Череп был воссоединен с останками только в середине следующего столетия, 5 июня 1954 года.
Дискография
- «Прощальная симфония»
- «Оксфордская симфония»
- «Траурная симфония»
- «Сотворение мира»
- «Времена года»
- «Семь слов Спасителя на кресте»
- «Возвращение Товия»
- «Аптекарь»
- «Ацис и Галатея»
- «Необитаемый остров»
- «Армида»
- «Рыбачки»
- «Обманутая неверность»