Успенский собор, Хельсинки
Финляндская Православная Церковь, автономная поместная Церковь в составе Константинопольского Патриархата
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: Финляндия
- Богослужебный язык: основной финский
- Календарь: григорианский
- Кафедральный собор: Успенский в г. Хельсинки (также в Хельсинки канцелярия архиепископа)
- Предстоятель: Лев, Высокопреосвященнейший Архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии
- Состав: 5 архиереев; 3 епархии; 160 священнослужителей ; 24 прихода (cер. 2000-х) ; 2 монастыря (cер. 2000-х) ; 3 высших духовных школы; 61 218 человек (конец 2013)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Содержание
- Каноническое устройство
- Исторический очерк
- Предстоятели
- Святые и святыни
- Статистика
- Средства массовой информации
- Учебные заведения
- Организации
- Использованные материалы
- Структура и организация
- Епархии и епископы
- Монастыри
- Дополнительные организации
- Праздники
- Церковная архитектура
- История
- Русская Православная Церковь в Финляндии
- Список архиепископов
- дальнейшее чтение
- внешняя ссылка
Каноническое устройство
Высшей законодательной властью в Финляндской Церкви являются Поместный и Архиерейский Соборы. Поместный Собор созывается раз в три года архиепископом и состоит из 32 избранных на него клириков и мирян. Исполнительной властью, отвечающей за проведение принятых решений в жизнь, является Церковное управление, состоящее из епископов, асессора-юриста (секретаря) и двух членов, одного духовного звания и одного мирянина, избираемых на Поместном Соборе. Владыка Хельсинкский является архиепископом — предстоятелем Церкви. Другие епархиальные архиереи носят титул митрополитов. Все члены клира избираются прихожанами.
Наряду с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии Финляндская Православная Церковь является второй государственной церковью. Приходы субсидируются из налоговых средств. Основы православного вероучения преподаются православным учащимся в начальной школе и гимназиях. За организацию православного школьного обучения отвечают комунны и руководство школ.
Устройство Финляндской Православной Церкви на 2006 г.
Епархии
- Хельсинкская (Гельсингфорсская)
- Куопиоская
- Оулуская
Исторический очерк
Монашеская миссия
Предание Валаамского монастыря гласит, что апостол Андрей Первозванный, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом. Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство. Нет единого взгляда на эти свидетельства, но ясно что не позднее XII века Христианство распространялось по Финляндии, как с Востока так и с Запада: из Новгорода и из Швеции. Вместе с отпадением Западной Церкви от Православия эти два потока сделались раздельными и в духовным отношении.
Центрами Православия в этих землях были монастыри, в большинстве небольшие, но также и великие обители как Валаамская, Соловецкая, Коневская и Свирская. На исходе первой трети XVI века преподобный Трифон, просветитель лопарей, основал близ берега Баренцева моря Печенгский Троицкий монастырь.
Шведское владычество
Однако в ходе продолжавшихся на протяжении столетий русско-шведских войн многие монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI века карельские земли оказались под шведским владычеством. Шведский епископ в Выборге занялся энергичным обращением в лютеранство православных финнов и карел. Часть начеления, не желавшая изменять вере, бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была по большей части обращена. Из-за государственного давления число православных в Финляндии сокращалось, и к концу XVII века они имели всего семь погостов и несколько церквей в городах. Эти приходы, продолжавшие действовать в Восточной Карелии и на Карельском перешейке, по-прежнему подчинялись митрополитам Новгородским.
В то же время, хотя Финляндия оставалась под властью Швеции, после завоевания Петром I Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге. Т.н. «Старая Финляндия» и Карелия оставались в подчинении Новгородского владыки, управляясь викарными епископами Корельскими (позже Кексгольмскими) и Ладожскими до 1764 года, после чего вошла в ведение Санкт-Петербургской епархии. Большинство паствы в «русской Финляндии» составляли чины гарнизонных войск.
Русская Финляндия
В 1809 году в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мир, по которому бывшие шведские земли в Финляндии отошли к Российской Империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в десять раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. В 1823 году для православных Финляндии было создано в Выборге духовное правление, возглавляемое протоиереем местного собора, а в 1841 году — Выборгское викариатство с епископом, подчиненным митрополиту Санкт-Петербургскому.
При этом, почти все православные жили на востоке Великого Княжества: в Выборгской и Куопиоской губерниях. Немалую долю составляли военные, многие храмы в Финляндии в XIX веке возводились именно для нужд гарнизонов. Положение изменилось лишь в царствование Александра III, когда русское население в стране начало постепенно увеличиваться. К 1885 году относится основание Братства прпп. Сергия и Германа Валаамских. В 1886 году началось восстановление Трифоно-Печенгской обители.
В то же время, вторая половина XIX века отмечена пробуждением национального самосознания у православных карел. К 1850-м годам относятся первые переводы богослужебных текстов на финский, согласно имеющимся сведениям уже в 1870-е на нем иногда свершались церковные службы, а 1880-е финский стал все сильнее проникать в церковный обиход.
Финская епархия Русской Церкви
В 1892 году была основана самостоятельная епрахия Выборга и всей Финляндии, первым архиереем которой стал известный архиепископ Антоний (Вадковский). Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. За время его правления были построены новые храмы, была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря. Архиепископ Антоний поощрял процесс утвержения финского в церковной жизни, в его правление была учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык. Стали выходить журнал «Aamun Koitto» («Утренняя заря») на финском и «Рождественские» и «Пасхальные» листки на русском.
С 1905 по 1917 год епархию возглавлял архиепископ Сергий (Страгородский), позже патриарх Московский и всея Руси. Он активно посещал приходы и стремился узнать нужды верующих и духовенства. 4 декабря 1905 года Высочайше был утвержден приходской устав для православных приходов в Финляндии, что содействовало упорядочению их внутренней жизни.
Автономная Церковь
В результате переворота 1917 года в России Финляндия обрела независимость. Общение между местной епархией и священноначалием почти полностью прекратилось. В независимой Финляндии Православная Церковь сохранила статус государственной Церкви меньшинства. В это время большая часть православных прихожан по-прежнему проживала на востоке страны. В декабре 1920 года патриарху Московскому Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 года был дан положительный ответ.
Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, а также под государственным нажимом, в ноябре 1922 Православное Церковное Управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финлядскую Православную Церковь под омофор Константинопольского патриарха Мелетия IV. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского патриарха как автономная архиепископия. Патриарх Мелетий также рукоположил во епископа Сортавалского настоятеля прихода Эстонской Автономной Православной Церкви, вдового протоиерея-финна Германа (Аава).
С 1925 года в Финляндии существовали две епархии — Выборгская и Карельская. В этом году, после вынужденного отъезда архиепископа Серафима (Лукьянова), епископ Герман был избран на Церковном Соборе архиепископом Карельским и всея Финляндии. В довоенное время деятельность церкви была особенно активной именно в Карелии, где функционировала бо́льшая часть приходов Церкви.
В результате «зимней войны» СССР и Финляндии в 1939-1940 годах Финляндская Православная Церковь лишилась трех монастырей (Валаамского, Коневецкого и Линтульского) и многих храмов. Согласно финским источникам, более 50.000 прихожан, т. е. 60 % православных христиан страны, были вынуждены покинуть родные места; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. Так как беженцы рассеялись по всей Финляндии, постепенно стало расти число смешанных браков и крещение детей от них в лютеранство. В этих условиях первоочередное значение приобретало православное воспитание детей и молодежи. В 1943 году был основан Союз православной молодежи, в 1958 году — Православная студенческая ассоциация. Они открыли кружки и летние лагеря. Была также налажена издательская деятельность. Государство в 1949 году взяло на себя обязательство возвести для переселенцев новые храмы, и к началу 1960-х в разных городах были построены 14 церквей, 44 часовни и 19 домов для причта.
При архиепископе Германе, управлявшем Церковью до 1960 года, произошло окончательное обустройство жизни Православной Церкви в Финляндии. Владыка был надежным кормчим Церкви и привел ее к восстановлению молитвенного общения с Русской Православной Церковью, утраченного вследствие революции и ее последствий. В 1979 году последовало создание Оулуской епархии и Йоэнсууского викариатства. 1 января 2018 года архиепископская кафедра Финляндии была перенесена из Куопио в Хельсинки.
Предстоятели
Исторические титулы предстоятеля
- архиепископ Карельский и всея Финляндии (упом. 1925 — 1 января 2018)
- архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии (с 1 января 2018)
Святые и святыни
Существующие в Финляндии православные храмы были построены в течение трех периодов: до присоединения Финляндии к Российской Империи, во времена Великого Княжества Финляндского (1809-1917), и после обретения независимости. Самые интересные постройки относятся ко второму периоду, ибо в межвоенный период их возводилось мало, а послевоенные храмы — в силу исторических причин в большинстве своем не отличаются художественными достоинствами.
Статистика
Средства массовой информации
- Aamun Koitto
- Ortodoksiviesti Paimen-Sanomat
- Ortodoksia
- Tuohustuli
- Ortodoksinen kulttuuri
Учебные заведения
- Йоэнсууская духовная семинария (ранее находилась: в Сортавале, с 1940 — в Хельсинках, с 1961 — в Куопио)
- Отделение православного богословия на Богословском факультете Йоэнсууского университета (с 1988)
- Валаамский народный университет
Организации
- Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских
- Союз Православной Молодежи
- Православная Миссия
- Союз Православного Студенчества
- Союз Православных Учителей Финляндии
- Союз Православного Духовенства
- Союз Православных Регентов
- Иконописцы Финляндии
- Центр диаконии Православной Церкви Финляндии
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Финляндской Православной Церкви:
- «Начало обители на Валааме», официальный сайт Валаамского монастыря:
- Куркимиес, И. Н., «Православные храмы в Финляндии», Невский архив: Историко-краеведческий сборник, вып. 5, СПб.: Лики России, 2001, 472-507:
- Страница портала Иерархия церквей:
110 священников, 50 диаконов. Членская страница на сайте Всемирного совета церквей,
Данные официального сайта Церкви, извлеченные 24.II.2008. См. .
Kirkkoon liittyi enemmän kuin siitä erosi («К Церкви присоединилось больше, чем вышло»), официальный сайт Финской Православной Церкви:
Лев из Хельсинки и всей Финляндии
c. 140
21 год
Финский , шведский , скольт-саамский , русский , греческий
Хельсинки , Финляндия
Финляндия
Финский православный приход в Швеции
1921 г.
( автономия от Московского патриархата )
1923 г.
(автономия от Вселенского патриархата )
Автономия предоставлена и признана в 1923 году Константинопольским патриархатом и в 1957 году Русской православной церковью .
58 899 (самопровозглашенный)
ort.fi
(на финском)
Православная Церковь Финляндии ( финский : Suomen ortodoksinen Kirkko , лит «Финляндии православная церковь», Swedish : Ortodoxa kyrkan я Финляндия , лит «Православная Церковь в Финляндии»; русский : Финляндская Православная церковь , лит » Финляндская Православная Церковь «) является автономной Восточной архиепископии из Константинопольского Патриархата . Церковь имеет юридический статус национальной церкви в стране, наряду с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии .
Финская православная церковь, уходящая своими корнями в средневековую новгородскую миссионерскую деятельность в Карелии , была частью Русской православной церкви до 1923 года. Сегодня церковь состоит из трех епархий и 59 000 членов, что составляет 1,1 процента коренного населения Финляндии . Больше всего приверженцев у прихода Хельсинки .
Структура и организация
Наряду с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, Православная церковь Финляндии занимает особое положение в финском законодательстве. Церковь считается финским общественным образованием. Внешний вид церкви регулируется Парламентским актом, а духовные и доктринальные вопросы церкви регулируются центральным синодом церкви. Церковь имеет право облагать налогом своих членов и корпорации, принадлежащие ее членам. Ранее принадлежавшая Русской Православной Церкви, с 1923 года это была автономная православная архиепархия Константинопольского Патриархата.
Деревянная церковь св. Петра и Павла в Торнио , построенный в 1884 году.
Православная Церковь Финляндии разделена на три епархии ( хииппакунта ), в каждой из которых имеется подразделение на приходы ( сеуракунта ). Всего насчитывается 21 приход со 140 священниками и более чем 58 000 членов. Число членов церкви неуклонно растет в течение нескольких лет. При церкви также действуют женский монастырь и монастырь.
Центральным законодательным органом церкви является центральный синод, состоящий из
- епископы и епископы-коадъюторы,
- одиннадцать священников
- три кантора
- восемнадцать мирян и женщин
Священники и канторы избирают своих представителей на епархиальной основе, используя метод множественных выборов . Представители мирян избираются косвенным путем . Кандидатуры представителей производятся приходскими советами, которые также избирают выборщиков, которые затем избирают представителей мирян в центральный синод. Центральный синод избирает епископов и отвечает за экономику и общее учение церкви.
Двумя исполнительными органами центрального церковного управления являются синод епископов, ответственный за доктринальные и внешние дела церкви, и церковный административный совет ( kirkollishallitus ), отвечающий за повседневное управление церковью.
Приходами руководят настоятель и приходской совет, который избирается тайным голосованием. Все совершеннолетние члены прихода имеют право голосовать и быть избранными в приходский совет. Члены прихода имеют право воздержаться от избрания на доверительную должность прихода только в том случае, если они достигли возраста 60 лет или проработали на доверительной должности не менее восьми лет. Приходской совет избирает приходское правление, которое отвечает за повседневные дела прихода.
В финансовом отношении церковь не зависит от государственного бюджета. Приходы финансируются за счет налогов, уплачиваемых их членами. Центральная администрация финансируется за счет вкладов приходов. Центральный синод ежегодно определяет размер пожертвований приходов.
Современная церковь Св. Германа Аляскинского в Тапиоле, Эспоо (1998 г.)
Особый статус православной церкви наиболее заметен в административных процессах. Церковь обязана соблюдать общий административный закон, и решения ее органов могут быть обжалованы в региональных административных судах. Однако суд ограничивается проверкой формальной законности решения. Он не может отменить церковное решение на основании его необоснованности. Решения синода епископов и центрального синода не подлежат надзору административных судов. Напротив, аналогичный правовой надзор за частными религиозными общинами осуществляется районными судами.
Финский закон защищает абсолютную привилегию священника — раскаяться . Епископ, священник или диакон церкви не вправе разглашать информацию, которую он услышал во время исповеди или духовной заботы. Личность грешника не может быть раскрыта ни с какой целью. Однако, если священник узнает о преступлении, которое вот-вот должно быть совершено, он обязан проинформировать власти таким образом, чтобы это не подвергалось опасности.
Епархии и епископы
Епархии и приходы Финской Православной Церкви
Куопио-Карельская епархия
Резиденция епископа Куопио и Карелии находится в Куопио . Действующий епископ — митрополит Арсений (Хейккинен).
Карельская епархия насчитывает 22 тысячи прихожан в 12 приходах. Число священников в епархии составляет около 45, а церкви и часовни — более 80. В епархию также входят единственные православные монастыри в Финляндии.
В Куопио также действует Музей православной церкви Финляндии .
Хельсинкская епархия
Собор Святой Троицы в Оулу, завершен в 1957 году.
В Хельсинкской епархии больше всего членов — более 28 000 человек. Хельсинкская епархия — резиденция архиепископа. Епархия разделена на восемь приходов, в которых насчитывается 50 священников. Главный храм епархии — Успенский собор в Хельсинки. Для епархии характерно большое количество членов, недавно иммигрировавших в Финляндию, особенно в приход в Хельсинки, где несколько церквей также совершают богослужения на иностранных языках, включая русский, английский, греческий и румынский.
Нынешний епископ — архиепископ Лев (Макконен). Его назначили в 2018 году.
Епархия Оулу
В небольшой епархии Оулу всего пять приходов, крупнейший из которых — Оулу. Традиционно сколты , которые сейчас составляют небольшое меньшинство — всего 400 говорящих, были первыми православными христианами в финской Лапландии . Сегодня они живут преимущественно в приходе Инари . Епархия была основана в 1980 году. В ее составе менее 10 000 членов. Кафедральный собор епархии — Свято-Троицкий собор Оулу .
Главой епархии с 2015 года является митрополит Элиа (Валлгрен).
Монастыри
Линтульский монастырь церковь Основные статьи: Свято-Троицкий монастырь Нового Валамо и Линтула
Единственный православный монастырь в Финляндии, Новый Валамо ( Valamon luostari ), находится в Хейнявеси . Единственный православный женский монастырь Святой Троицы Линтула ( Lintulan Pyhän Kolminaisuuden luostari ) находится в Палокки , примерно в 10 километрах от монастыря. Оба были созданы во время Второй мировой войны, когда жители монастырей Карелия и Петсамо были эвакуированы из территорий, отошедших к Советскому Союзу. При дружеской поддержке Финской Православной Церкви с 2000 года в Киркконумми действует частное Православное Братство Покрова Пресвятой Богородицы ( Pokrovan veljestö ry ) с двумя постоянными членами.
Дополнительные организации
Следующие организации действуют в Православной церкви Финляндии или от ее имени:
- Братство Преподобных Сергия и Германа ( Pyhien Sergein ja Hermanin Veljeskunta )
- Ассоциация православной молодежи ( Ortodoksisten nuorten liitto )
- Православная студенческая ассоциация ( Ortodoksinen opiskelijaliitto )
- Финская ассоциация православных учителей ( Suomen ortodoksisten opettajien liitto ry )
- Ассоциация православных священников ( Ortodoksisten pappien liitto )
- Ассоциация православных канторов ( Ortodoksisten kanttorien liitto )
- Финское общество иконописцев ( Suomen ikonimaalarit ry )
- Filantropia ry — общество помощи православной церкви и зарубежной миссии
Православные миссии
Финская православная церковь учредила в 1977 году собственную миссионерскую организацию, известную как Ortodoksinen Lähetys ry (Православные миссии). В основном он был активен в Восточной Африке. Позже он слился с OrtAid и образовал Filantropia .
Праздники
Финская православная церковь — единственная православная церковь, которая в соответствии с национальным законодательством отмечает Пасху по григорианскому календарю . (Раньше этому календарю следовала и автономная эстонская церковь .) Пасха — величайший праздник церковного года, как и другие православные церкви. Также соблюдаются Двенадцать великих праздников . Другие широко соблюдаемые праздники:
- Обрезание Христа и Василия Великого , 1 января
- Святой мученик и исповедник Иоанн Сонкаянрантский , 8 марта
- Святой Иоанн Валаамский , 5 июня
- Св. Сергий и Герман Валаамские, 28 июня
- Праздник Святых Петра и Павла , 29 июня.
- Покров Пресвятой Богородицы , 1 октября
- Святые просветители Карелии , суббота 31 октября — 6 ноября
- Святой Николай Чудотворец , 6 декабря , который отмечается в один день с Днем Независимости Финляндии.
Церковная архитектура
Многие православные церкви в Финляндии маленькие. Еще несколько впечатляющих святынь были построены в XIX веке, когда Финляндия была автономным Великим княжеством в составе Российской империи, а православный император был великим князем Финляндским . Известными церквями Хельсинки той эпохи являются Успенский собор (1864 г.) и церковь Святой Троицы (1826 г.). Самая старая православная церковь в Финляндии — церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лаппеенранте с 1782 по 1785 год.
Православная церковь Святых Петра и Павла в Хамине была построена в 1837 году. Построенная в архитектурном стиле неоклассицизма с некоторыми элементами византийского стиля, внешняя сторона была спроектирована в виде круглого купольного храма, а интерьер — крестообразный. Колокольня построена в 1862 году в неовизантийском стиле. Православный храм Тампере был построен в стиле русского романтизма с луковичными куполами и был построен в 1896 году. Архитектор русской армии Т.Ю. Ясиков нарисовал план этажа. Церковь была освящена в 1899 году в честь святого Александра Невского , новгородца, который в 1240 году с равным успехом воевал против католических шведов и два года спустя католических рыцарей-тевтонцев . Император Николай II подарил этой церкви колокола. Церковь сильно пострадала во время гражданской войны в Финляндии в 1918 году; на его реконструкцию ушло много лет. После того, как Финляндия провозгласила свою независимость, она была повторно освящена в честь Святого Николая .
-
Собор Успения Пресвятой Богородицы XIX века ( Успенский собор ) в Хельсинки -
Церковь Святого Николая в Ваасе (1862 г.) -
Церковь Александра Невского и Святого Николая в Тампере , построенная в конце 19 века. -
Церковь Святой Троицы в Хельсинки , построенная в 1826 году. -
Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Хамине , построенная в 1837 г. -
Церковь Святого Николая в Йоэнсуу (1887 г.), пожалуй, самая известная деревянная православная церковь в Финляндии. -
Церковь пророка Илии в Иломантси , построенная в 1892 г. -
Собор Николая Чудотворца в Куопио , построенный в 1904 году. -
Церковь Тихвинской Богоматери в Вийниярви , Липери, постройка 1906 г. -
Церковь Иоанна Крестителя в Польвиярви , построенная в 1914 году.
После второй мировой войны
После Второй мировой войны Финляндия была вынуждена уступить земли Советскому Союзу в соответствии с Парижскими мирными договорами . На советской стороне остались почти все православные церкви и часовни в Карелии и Петсамо. Финское государство приняло специальный закон о реконструкции, в соответствии с которым оно профинансировало строительство 14 церквей и 44 часовен для православной церкви. Церкви и часовни были современными по архитектуре, без куполов и других черт, характерных для православной церковной архитектуры. Это было поручено финским государством, которое строго отбирало архитекторов. Большинство церквей и часовен эпохи реконструкции было спроектировано Илмари Ахоненом и Тойво Паатела.
-
Церковь Воскресения Христова, Ювяскюля , построенная в 1954 году по проекту Тойво Паатела. -
Часовня свв. Петропавловск, Сукева , Сонкаярви , построенный в 1960 году по проекту Илмари Ахонена. -
Церковь св. Александр Невский и Иоанн Златоуст в Хямеэнлинне , построенный в 1962 году по проекту Мики Эрно. -
Церковь Святого Николая Чудотворца в Рауталампи , построенная в 1960 году по проекту Илмари Ахонена. -
Церковь просветителей Карелии в Маанинке , Куопио, построенная как часовня в 1960 году по проекту Илмари Ахонена, позже освященная как церковь -
Церковь Преображения Христа в Суоненйоки , спроектированная Илмари Ахоненом, построенная как часовня в 1958 году и спроектированная Илмари Ахоненом, позже освященная как церковь -
Часовня Святых апостолов Петра и Павла и Святого Арсения Коневского в Хаукипудас , Оулу , по проекту Илмари Ахонена, построена в 1962 году и снесена в 2019 году. -
Церковь Святого Николая в Хойлола , Йоэнсуу , построена как часовня в 1957 году и освящена как церковь в 1993 году. -
Церковь Святого Иоанна Крестителя в Кеми , спроектированная Илмари Ахоненом, построенная как часовня в 1962 году и спроектированная Илмари Ахоненом, позже освященная как церковь
С 1970-х по 1990-е годы в Финляндии строились бревенчатые церкви и часовни карельского типа, за некоторыми современными исключениями.
-
Церковь Святого Нектария Эгинского в Клауккале , построенная в 1997 году по проекту Ритвы Вестермарк. -
Церковь Казанской Богоматери в Ярвенпяя , построенная в 1980 году. -
Часовня Преображения Господня в Виитасаари , построенная в 1989 г. -
Часовня апостола Андрея в Липери , построенная в 1973 году по проекту Вилхо Суонмаа -
Часовня Святого Креста на православном кладбище Йоэнсуу , постройка 1986 г. -
Часовня Всех Святых в Лохья , построенная в 1995 году по проекту Сакари Сийтонена. -
Церковь Святой Троицы и Святого Трифона Печенгского в Неллиме , Инари , построена как часовня в 1987 году и освящена как церковь в 1988 году.
С 1990-х годов в крупных городах были построены современные церкви.
-
Церковь Иоанна Богослова в Пори , построенная в 2002 г. -
Часовня Рождества Пресвятой Богородицы в Нуммеле , построена в 1997 году. -
Церковь Вознесения Христова в Тиккурила , Вантаа , построена в 1997 году.
История
Основная статья: История Финляндии
Христианство начало распространяться в Финляндию с востока в православной форме и с запада в католической не позднее начала XII века. Некоторые из самых ранних раскопанных крестов в Финляндии, датируемые XII веком и позднее, похожи на кресты, найденные в Новгороде и Киеве . Считается, что православные приходы существовали даже на западе до Тавастии , области, населенной тавастами в Центральной Финляндии.
Раннехристианское искусство на территории, населенной карелами : фреска 1167 года в Георгиевском костеле в Старой Ладоге .
Предполагается, что некоторые основные концепции христианской лексики в финском языке заимствованы из раннего русского языка, который, в свою очередь, заимствовал их из средневекового греческого языка . К ним относятся слова, обозначающие священник ( паппи ), крест ( ристи ) и Библию ( раматту ). Однако эта гипотеза не бесспорна.
Столкновение католицизма и православия
Основная статья: Шведско-новгородские войны
В середине 13 века произошло неизбежное столкновение между двумя развивающимися странами, Швецией и Новгородом , и двумя формами христианства, которые они представляли. Окончательная граница между западным и восточным правлением была проведена в Нетеборгском мирном договоре 1323 года. Карелия окончательно была передана Новгороду и Православию.
Карельские монастыри
Икона XIX века с изображением преподобных Сергия и Германа и старинного собора Валаамского монастыря. Основные статьи: Валаамский монастырь и Коневский монастырь
Основная миссионерская деятельность приходилась на монастыри, возникшие в пустыне Карелии. Два монастыря были основаны на островах в Ладожском озере , которые стали известными несколько столетий спустя: монастыри Валаам ( фин . Валамо ) и Коневский ( фин . Коневица ).
Карельские и финские леса также были заселены духовно развитыми отшельниками. Часто вокруг хижины или скита отшельника селились другие борцы доброй воли веры, и так основывался новый монастырь. Одним из наиболее важных примеров этого процесса был Святой Александр Свирский ( фин . Aleksanteri Syväriläinen ) 1449–1533 гг. Это был карел, который 13 лет воевал подвигом веры в Валаамском монастыре, но окончательно оставил его и в конце концов основал монастырь на реке Свирь.
Шведское угнетение
Небольшая часовня цасуна , построенная в традиционном карельском стиле при Ново-Валаамском монастыре .
XVII век был периодом религиозного фанатизма и множества религиозных войн, поскольку недавно возникшие протестантские страны боролись со странами, остававшимися католическими или православными. В это время Швеция превратилась в великую силу, расширяющуюся как на юг, так и на восток. В Карелии шведские войска разрушили и сожгли дотла Валаамский и Коневский монастыри. Монахи, которые не сбежали, были убиты. Многих крестьян постигла та же участь.
Карелы в основном идентифицировали себя с русскими, а не с финнами. Карелы скорее называли финнов «руотсалайсет», что по-фински означает шведов.
Лютеранская государственная церковь Швеции пыталась обратить православное население. Им не разрешили получить священников из России, что в конечном итоге означало, что у них вообще не было священников. Поскольку лютеранство было единственной законной религией в Швеции, быть православным было во многих смыслах препятствием. Около двух третей православного населения бежало в Центральную Россию из-под гнета. Они составили население Тверской Карелии . Шведское государство поощряло лютеранских финнов занять заброшенные фермы в Карелии. Это массовое бегство православных финнов из Финляндии означало, что восточное православие больше никогда не было основной религией ни в какой части Финляндии. Однако в более отдаленных районах Восточной Финляндии и Карелии, таких как Иломантси, восточное православие сохранилось.
Воссоединение с Русской Православной Церковью
Период грандиозной экспансии Швеции достиг своего предела в двух войнах: Великой Северной войне, которая закончилась Нистадским мирным договором в 1721 году, и Хатской войной (1741–1743 гг.), Подписавшей Туркуский договор в 1743 году. Швеция потеряла все свои провинции. в Балтийском регионе и часть Восточной Финляндии в Россию.
На Ладожском озере был восстановлен Валаамский монастырь , а в 1719 году был освящен новый главный храм. Монахи вернулись в Коневский монастырь до 1716 года. Российское правительство поддерживало религию, которую они исповедовали на протяжении многих веков. Императоры и императрицы оплатили восстановление сожженных или иным образом разрушенных церквей. Православное население Восточной Финляндии снова получило возможность совершать паломничества в монастыри Соловецкий и Александро-Свирский .
В старообрядцах , раскольник группа россиян , которые не принимали религиозные реформы патриарха Никона в 1666-67, были отлучены от православной церкви и бежали на окраину России. Они также переехали в отдаленные районы Финляндии, построив там три небольших монастыря. Однако в следующем столетии деятельность этих монастырей прекратилась.
Автономное Великое княжество Финляндское
Смотрите также: Великое княжество Финляндское Интерьер Успенского собора. Иконостас Успенского собора .
Когда в 1809 году вся Финляндия стала автономным Великим княжеством в составе Российской империи, в ней уже существовала лютеранская церковь. Восточное православие также получило признанный статус в Финляндии. Старая шведская конституция, которую финны обычно считали конституцией Великого Герцогства, конкретно требовала, чтобы суверен был протестантом , но это не учитывалось в отношении православных императоров.
В регионах, где православие не было коренным, как в городах Хельсинки , Тампере и Вийпури и на Карельском перешейке , православие особенно ассоциировалось с русскими, большинство из которых были русскими войсками, постоянно дислоцированными в Финляндии. Рождение Православной церкви в Хельсинки обычно связывают со строительством церкви Святой Троицы в Хельсинки в 1827 году. Как правило, большая часть церковной деятельности за пределами Карелии была сосредоточена в гарнизонных церквях. Также росло число русских эмигрантов, большинство из которых были купцами или ремесленниками. Они начали идентифицировать себя со шведоязычной буржуазией, и так родилась шведоязычная ветвь Финской православной церкви.
XIX век был также периодом активного строительства новых церквей, наиболее важной из которых был Успенский собор . Гарнизоны нуждались в православных храмах, а также в новых переселенцах в города. Хорошие примеры — православные церкви Тампере и Турку.
Церковь Святой мученицы императрицы Александры в Турку, освященная 9 сентября 1845 года.
В сельской местности Карелии местная форма православной веры оставалась в некоторой степени примитивной, вобрав в себя многие черты более древней религиозной практики. Грамотность среди православного населения была низкой. В 1900 году было подсчитано, что из всех людей старше 15 лет в Восточной Финляндии 32 процента были неграмотными. Православное население очень мало знало о своей вере, кроме внешних форм. Священники, как правило, были русскими, которые редко знали финский язык. Поскольку Карелия и ее пахотные земли были бедными, священников первого класса она не привлекала. Богослужения проводились на церковнославянском языке , древнеболгарском языке. Русский может понимать некоторые части услуг, финноязычный — ничего.
Отдельный финский епископат во главе с архиепископом был учрежден в 1892 году при Русской православной церкви. Он находился в Выборге , первым епископом был русский Антоний.
Когда Россия в конце XIX века попыталась отказаться от автономии Финляндии, лютеранские финны начали ассоциировать православную церковь с имперским российским правлением, обозначенным как ryssän kirkko . Культурный разрыв между двумя церквями оставался значительным.
Независимая Финляндия
Вскоре после того, как Финляндия провозгласила независимость от России в 1917 году, Православная церковь Финляндии объявила о своей автономии от Русской церкви. Первая конституция Финляндии (1919 г.) предоставила Православной церкви равный статус с (лютеранской) церковью Финляндии.
Ранее православная церковь Суоменлинна была преобразована в лютеранскую в 1918 году.
В 1923 году Финляндская православная церковь полностью отделилась от Русской церкви, став автономной церковью, связанной с Константинопольским патриархатом . В то же время был принят григорианский календарь . Другие реформы, введенные после обретения независимости, включают изменение языка литургии с церковнославянского на финский и перенос архиепископской резиденции из Вийпури в Сортавала .
До Второй мировой войны большинство православных христиан Финляндии проживало в Карелии . В результате войны жители территорий, отошедших к Советскому Союзу, были эвакуированы в другие части страны. Монастырь из Валааме был эвакуирован в 1940 году и монастырь Новый Валаам был основан в 1941 году в хейнявеСи , на финской стороне новой границы. Позже монахи из Коневский и Петсамо монастыри также присоединился монастырь Нового Валаама. Женский монастырь Линтула (ныне Огонки) возле Кивеннапы (Карельский перешеек) также был эвакуирован и восстановлен в Хейнявеси в 1946 году.
Нововалаамский Спасо-Преображенский монастырь сегодня.
Была создана новая приходская сеть, и в 1950-х годах было построено много новых церквей. После того, как города Сортавала и Вийпури были потеряны для Советского Союза (Вийпури теперь Выборг, Россия), резиденция архиепископа была перенесена в Куопио, а резиденция епархии Вийпури была перенесена в Хельсинки . Третья епархия была основана в Оулу в 1979 году.
После Второй мировой войны количество членов Православной церкви в Финляндии постепенно уменьшалось, так как эвакуированные карелы были расселены вдали от своих корней среди лютеранского большинства Финляндии. Смешанные браки стали обычным явлением, и детей часто крестили в религии большинства. Но совершенно неожиданно в Финляндии, начиная с 1970-х годов, возникло «романтическое» движение, прославляющее Православие, его «мистические» и визуально красивые службы и иконы (религиозные картины) и его более глубокий взгляд на христианство, чем у лютеранской церкви. По этим причинам, как и в случае с католицизмом в Англии, обращение в православную церковь стало почти модным увлечением, и число ее членов начало расти.
В то же время архиепископ Карельский и всея Финляндии Паавали (1960–1987) внес литургические изменения в богослужения, которые дали мирянам более активную роль в церковных службах, а также сделали службы более открытыми (ранее духовенство оставалось за занавеской. по части услуг) и вразумительно. Архиепископ Паавали также подчеркнул важность как можно более частого причастия к Евхаристии.
В 2010-х годах членство в церкви начало сокращаться из-за выхода из числа членов церкви и уменьшения количества крещений. По сравнению с тенденциями членства в финской лютеранской церкви, члены, выходящие из православной церкви, в среднем немного старше и с большей вероятностью будут женщинами, чем выходящие из лютеранской церкви.
Русская Православная Церковь в Финляндии
Основная статья: Русская Православная Церковь в Финляндии
Около 3000 православных христиан в Финляндии принадлежат к Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Они организованы в два прихода. Также были планы создать отдельную Русскую епархию в Финляндии. Приходы содержат пять церквей и часовен.
Свято-Никольский приход в Хельсинки (финский: Ortodoksinen Pyhän Nikolauksen Seurakunta ; русский: Свято-Никольский приход в Хельсинки, Свято-Никольский приход в Хельсинки) является крупнейшим и насчитывает 2600 членов. Приход был основан в 1927 году, большая часть его членов — граждане Финляндии. В последнее время приход быстро разрастается за счет новой волны репатриантов и выходцев из России.
Внедренный в 1920 — е годы Частный православное общество в Выборге (финский: Yksityinen kreikkalais-katolinen yhdyskunta Viipurissa ), Покровская Православный приход (финский: Ortodoksinen Покрован seurakunta ; русский: приход Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки, prihod Покрову Пресвятой Bogorodicy v Hel’sinki ) была официально образована в 2004 году, также в Хельсинки, и сегодня насчитывает около 350 членов. Обе зарегистрировались как отдельные религиозные организации.
В отличие от Финской Православной Церкви, Русская Православная Церковь в Финляндии следует юлианскому календарю .
Список архиепископов
При Московском Патриархате:
Под Вселенским Патриархатом Константинополя:
- Герман (1923–1960)
- Паавали («Пол») (1960–1987)
- Йоханнес («Джон») (1987–2001)
- Лев (2001-настоящее время)
дальнейшее чтение
внешняя ссылка
- Финляндская Православная Церковь (Официальный сайт) (на финском, шведском и русском языках)
- Нововалаамский монастырь в Финляндии
- OrtoWeb (Учебная среда для RE)
- Ortodoksi.net (на английском языке)
- Статья Рональда Роберсона о Финской православной церкви на сайте CNEWA
РИГА, 7 июл — Sputnik. Эстонские власти продолжают ограничивать деятельность агентства Sputnik Эстония, нарушая принципы свободы слова. Об этом руководитель издания Елена Черышева рассказала на международной конференции «Мир глазами СМИ в 2020 году».
В мероприятии приняли участие представители американской и европейских редакций Sputnik. Помимо них, на конференции выступили директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова, независимый американский журналист Ева Бартлетт, и швейцарский писатель Ги Меттан.
© Sputnik / Вадим Анцупов
Одной из основных тем для обсуждения на конференции стало систематическое давление на представительства Sputnik в странах Балтии. Как сообщила Елена Черышева, Sputnik Эстония стал ярчайшим примером борьбы с инакомыслием в Балтийском регионе.
«Мы прочувствовали на себе и административное давление, и экономическую блокаду, и политическую цензуру, и, наконец, угрозы уголовным преследованием, — заявила Черышева в своей речи. – Только эстонские полицейские могут позволить себе вольно интерпретировать европейские санкции, распространяя персональные санкции ЕС на российское государственное СМИ».
В частности, Елена Черышева напомнила, что с 1 января 2020 года сайт Spuntik Эстония работает в чрезвычайном режиме. Сотрудникам агентства пришлось уволиться, поскольку Департамент полиции и погранохраны республики разослал им письма с ультиматумом: если журналисты продолжат сотрудничать с МИА «Россия сегодня», им грозит открытие уголовного дела по статье «Несоблюдение европейских санкций». Под нарушением власти Эстонии подразумевают ограничения, введенные в 2014 году против генерального директора МИА Дмитрия Киселева. Однако само агентство не числится ни в одном санкционном списке до сих пор.
По словам Черышевой, ее пугает позиция Европы в отношении Sputnik Эстония.
© Sputnik / Александр Натрускин
«Молчит Брюссель – и это преступное молчание, — сказала журналист. – По большому счету оно развязывает руки другим странам, которые начинают изучать опыт Эстонии по закрытию Sputnik».
Единственное, чего удалось добиться редакции агентства – это разморозить налоговые платежи.
«То есть мы продолжаем платить налоги в эстонские государство, — уточнила Елена Черышева. – При этом налоговый департамент полностью закрыл доступ к электронной среде нашей компании. Надеюсь, что в МИА «Россия сегодня» найдут выход, потому что говорить сейчас правду именно на национальных языках жизненно необходимо».
Журналист и политолог Армен Гаспарян полагает: реакция европейских структур на блокировку издания демонстрирует, что в странах Балтии нет свободы слова.
«На Западе в отношении Sputnik Эстония прозвучали лишь незначительные голоса, что это недопустимо, — сказал Гаспарян. – Но я не вижу масштабных акций по этому поводу».
По мнению эксперта, европейские организации выбрали позицию невмешательства только потому, что речь идет о российском СМИ.
Youtube / РИА Новости
«Гонения на Sputnik в ряде стран стали формальностью. Может, мы тогда неправильно понимаем свободу слова? Может, должны быть дополнения написаны к этому термину, что свобода слова – это условное игнорирование любой правды с нашей стороны?» — задался вопросом Гаспарян в конце своего выступления.
Слова Гаспаряна подтверждает тот факт, что редакция Sputnik во Франции до сих пор не аккредитована в президентском пуле и не может посещать Елисейский дворец. Об этом сообщила представитель агентства Марья Липатова.
«Но при этом нужно отметить, что мы первые из франкоязычных СМИ заговорили о коронавирусе и продолжали работать, несмотря на пандемию, — заявила журналист. – Кадры, сделанные корреспондентом Sputnik, для своих репортажей потом забирали ведущие национальные СМИ Франции».
© Sputnik / Игорь Руссак
Также Липатова добавила, что Sputnik Франция регулярно обвиняют в распространении фейковых новостей, хотя агентство публикует переводы высказываний российских политиков на французский язык. Тем не менее, аудитория агентства растет.
«Более того, мы зарабатываем доверие коллег, которые цитируют Sputnik Франция», — подытожила Липатова.
Конференция «Мир глазами СМИ в 2020 году» посвящена анализу текущего состояния журналистики в России и мире. Мероприятие прошло в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» 7 июля в формате онлайн из-за пандемии коронавируса.