Эпическая драма Павла Лунгина — «Царь».
Что? 1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них — царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств — митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. История этого противостояния расскажет о том, на что была способна Русь и в падении, и в величии духа.
Имена. Последняя роль выдающегося русского актера Олега Янковского. Фильм снял Павел Лунгин, лауреат Каннского кинофестиваля-2000 в номинации «Специальный приз за лучший подбор актeров» (фильм «Свадьба»).
За кадром. Петр Мамонов: «Никак к роли не готовился. Невозможно к масштабу такой личности подготовиться. Я хотел сыграть просто русского человека, а это понятие обширное. Я просто жил. Ну, как мы живем каждый день: то внизу, то наверху. Говорю: не буду курить — закурил. Иван Васильевич тоже говорил, что не будет головы рубить, — и опять рубит».
Содержание
Биография Павла Лунгина
Павел Семенович Лунгин – один из самых ярких и известных отечественных кинорежиссеров, двукратный лауреат фестиваля в Каннах, обладатель кинонаград «Ника», «Кинотавр», «Золотой орел», народный артист РФ, офицер ордена Почетного легиона. Выдающийся российский режиссер Павел Лунгин Он дебютировал на экране как сценарист, но по-настоящему прославился благодаря режиссерским работам, глубоким и философским. Лучшими из них считают ленты «Такси-блюз», «Остров», «Бедные родственники», «Свадьба», «Царь».
Детство и юность
Будущий признанный режиссер – москвич, появился на свет 12 июля 1949 года. Его папа Семен Львович был преподавателем во ВГИКе и драматургом, в частности, работал над сценарием кинокартин «Розыгрыш», «Жил певчий дрозд», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Родители Павла Лунгина: Семен и Лилианна Лунгины Мама Лилианна Зиновьевна, дочь Зиновия Марковича, бывшего заместителя Анатолия Луначарского, работала литературной переводчицей, открывшей для советских читателей многих иностранных литераторов, включая Астрид Линдгрен с историей о Карлсоне. Павел Лунгин в детстве (на фото: с мамой) У Павла есть младший на 11 лет брат Евгений. Мальчики росли в особой атмосфере: в кругу кинематографистов, оппозиционных активистов, писателей. Двери их квартиры, расположенной на Старом Арбате, всегда были открыты для знакомых и друзей. Павел Лунгин (конец 50-х) Воспитанием Лунгина занималась няня Матрена, а мама добилась того, что он свободно говорил по-французски и много читал. Был период, когда Павел увлекался книгами о путешествиях, затем начал зачитываться поэзией Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Далее – перешел на Федора Достоевского и Уильяма Фолкнера, изучил трактаты китайского философа Лао Цзы, стихи Тао Юаньмина. Молодой Павел Лунгин с семьей Позже он отмечал в интервью, что по своей натуре он – бунтарь. Его дважды исключали из школы (например, в 7 классе – за то, что устроил без разрешения выставку репродукций французских художников), были проблемы и в МГУ, где он занимался на филфаке. «Познер». Павел Лунгин (2009) Окончив в 1971 году университет, он трудился социологом, затем был сотрудником «Литературной газеты». Но всюду, по его собственным словам, он считался «тунеядцем». В нем было что-то такое, что шло вразрез с общепринятыми нормами и позицией власти. Ему претила официальщина, которую он стремился разрушить.
Самым простым способом это сделать стал алкоголь – вполне в соответствии с русской традицией. К счастью, он вовремя понял, что лучшим вариантом для него была бы творческая деятельность на дому, как у отца. Осознав это, он поступил на Высшие курсы режиссеров и сценаристов, где без особых конфликтов проучился до выпуска в 1980 году.
Развитие карьеры
Сценарист
Первой кинолентой, созданной по сценарию Павла, стала картина Валентина Горлова «Все дело в брате» (1976), повествующая о двух братьях: младший – отличник и общественник, а старший – его полная противоположность, то есть лентяй. Лунгин пробился в кинематограф как сценарист До 1989 года он создал литературную основу для еще десяти картин. Из них наиболее известными стали «Конец императора тайги», «Непобедимый» с любимым многими актером и каскадером Андреем Ростоцким, «Все наоборот», где сыграли наши звезды – Михаил Ефремов, Олег Табаков, Ольга Машная, Светлана Немоляева, а также драма «Христиане» с Любовью Полищук и Дмитрием Золотухиным.
Режиссер
Затем Лунгин переехал во Францию, куда ранее эмигрировала его мать. Там произошел его творческий взлет – в 1990 году он дебютировал как режиссер-постановщик, представив зрителям ленту «Такси-блюз», созданную по собственному сценарию.
В картине, рассказывавшей историю о дружбе двух абсолютно разных людей – волевого, советской закалки труженика-таксиста и спившегося саксофониста, он обратился к идее поиска человеком высшего смысла, свободы, пробуждения души. По сюжету талант опустившегося музыканта (которого сыграл Петр Мамонов) дал ему шанс обрести иную судьбу, стать свободным человеком. Сотрудничество Павла Лунгина и Петра Мамонова началось в 90-е Лента имела триумфальный успех на кинофестивале в Каннах. Павел получил за режиссуру приз этого международного фестиваля, а также номинации на «Сезар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Кадр из фильма «Такси-блюз» Следующей работой Лунгина-режиссера была лента «Луна-парк», в которой играли Олег Борисов, Алексей Петренко, Нонна Мордюкова, а также мама режиссера Лиля Маркович. Картина была включена в основную конкурсную программу Каннского кинофорума 1992 года и получила приз жюри.
Затем появился его документальный фильм «ГУЛАГ – секрет счастья», удостоенный в 1993 году премии «Серебряный голубь» на МКФ документального кино и анимации в Лейпциге. В те годы вышли также ленты «Ницца: маленькая Россия», «Подпольный пионер», созданные в том же жанре неигрового кино.
В 1996 году мастер экрана выпустил приключенческий триллер «Линия жизни», где сыграл Венсан Перес, Армен Джигарханян, Татьяна Черкасова, Дмитрий Певцов. Лента получила Гран-при фестиваля детективных и фантастических фильмов «Mystfest» в итальянском Турине. Интервью Павла Лунгина в программе «Разумный диалог» В 2000 году в прокат вышел его фильм «Свадьба» с Марией Мироновой и Маратом Башаровым на ключевых ролях. В основе сюжета – история незамысловатая, но несущая глубокую философскую мысль о парадоксальности жизни. В Каннах он получил награду за лучший актерский ансамбль, стал обладателем призов на фестивале в норвежском городе Тромсё, отечественных КФ «Окно в Европу», «Созвездие» и кинопремии «Золотой Овен». Мария Миронова и Марат Башаров в фильме Лунгина «Свадьба» Вызвала немалый интерес зрителей также драма «Олигарх», снятая режиссером в 2002 году на основе произведения Юлия Дубова «Большая пайка». Ее снова отличал звездный состав актеров, включавший Владимира Машкова, Андрея Краско, Александра Балуева, Владимира Стеклова. По мнению автора, эта картина не была оценена по достоинству, так как публика была занята вопросом, «сколько денег на нее он получил от Березовского». Съемки фильма «Олигарх» В 2005 году появились новые работы режиссера – «Бедные родственники» (комедия с Константином Хабенским, удостоенная Главного приза на «Кинотавре») и снятый по Гоголю телесериал «Дело о «Мертвых душах»» с Александром Абдуловым, Леонидом Ярмольником, Павлом Деревянко и Сергеем Гармашем. Съемки «Бедных родственников»: Лунгин, Хабенский и Шульц Значимым событием в культурной жизни страны была вышедшая в 2006 году лента «Остров», рассказывавшая о вере и праведной жизни, страшном грехе убийства, страдании и искуплении вины. Центральных его персонажей воплотили Петр Мамонов, Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Критики считают «Остров» лучшим фильмом Лунгина В общей сложности фильм собрал 17 кинопремий. Это – гран-при кинофестиваля «Московская премьера», 6 наград «Золотой орел» и столько же премий «Ника», 2 приза на фестивале русского кино во французском городе Онфлер, премии кинокритиков «Белый слон» и операторского искусства «Белый квадрат». Фильм стал настоящим украшением 63-го Венецианского фестиваля и официальной кинолентой открытия «Кинотавра» того года. «Остров» снимали в условиях, близких к экстремальным В 2007 году в ходе 60-го Каннского фестиваля Павел Семенович возглавлял жюри конкурса режиссерских дебютов «Золотая камера», в следующем – выпустил сборник написанных в период 1983-2007 сценариев.
В 2009-м режиссер пополнил перечень своих работ кинолентой «Царь» – мрачной фильме о духовной борьбе Ивана Грозного (и вновь в главной роли – актер Петр Мамонов) и митрополита Филиппа (он стал последней ролью Олега Янковского). Фильм вызвал большой резонанс, причем среди отзывов присутствовали не только восторженные, но и критические рецензии с обвинениями режиссера в искажении образа великого монарха и исторической эпохи. Лента открывала 31-й Московский МКФ, председателем жюри которого был ее автор, и получила две премии «Ника». Павел Лунгин на съемках фильма «Царь» В 2012 году мастер кино впечатлил зрителей очередным шедевром – музыкальной драмой «Дирижер». Согласно сюжету перед гастролями в Иерусалим руководитель оркестра (актер Владас Багдонас) узнал о самоубийстве сына, с которым не виделся много лет, так как не одобрял его образ жизни. Но, находясь в священном для всех верующих месте, где коллектив исполнил ораторию «Страсти по Матфею», он и другие герои картины переосмыслили свою жизнь, стали другими, нашли свой путь к богу. Лента была отмечена премией на Шанхайском кинофестивале (КНР) за лучшую мужскую роль. Кадр из фильма «Дирижер» В 2015 году состоялась премьера телесериала «Родина», созданного Лунгиным на основе одноименной американской теленовеллы. Главную роль в сериале, масштабном и высокорейтинговым проекте на канале «Россия-1», исполнил Владимир Машков.
Режиссер является почетным членом Российской академии художеств. С 2010 года он также президент кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало». В 2011 году вместе с актрисой Кароль Буке он возглавил российско-французскую академию кино. Лунгин в «Минаев Live» В 2016 году Лунгин стал членом Совета либерально-консервативной Партии Роста.
В тот же период на суд публики режиссером был представлен фильм «Дама пик» с сюжетом «Пиковой дамы» А.С. Пушкина и одноименной оперы П.И. Чайковского, перенесенным в наше время. По словам автора фильма, он захотел соединить классику с современностью, оперу с триллером, и предложить вариант нового прочтения повести. В марте 2017 года он стал гостем парижского фестиваля «Когда русские поют», где представил свой фильм-оперу, бюджет которого составил $11 млн. В 2016 Павел Лунгин представил современную адаптацию «Дамы пик» В апреле 2017 года в Московском институте психоанализа состоялась встреча кинорежиссера со зрителями. В ходе мероприятия он рассказывал о своем любимом времени – перестройке, о своем и чужом кино (в частности, подчеркнул, что какой-нибудь фильм про зомби он смотреть бы не стал), а также сообщил аудитории, что собирался снять документально-художественный фильм, посвященный лагерям ГУЛАГа. Однако у него возникло опасение, что на такой фильм никто не пойдет.
«Братство»
В 2019 году планировался к выходу новый фильм Лунгина «Братство», посвященный черным страницам истории СССР – войне в Афганистане. Картина основана на воспоминаниях офицеров внешней разведки, то есть, можно сказать, на реальных событиях. Не отступаясь от принципов, режиссер показал как светлую часть военных будней – рождение настоящей дружбы, героизм, милосердие, так и обратную сторону медали – мародерство, драки между своими же солдатами и другие воинские преступления. В картине были заняты Кирилл Пирогов, Ян Цапник и Виталий Кищенко. Кадр из фильма «Братство» Член Совета Федерации и бывший офицер Службы внешней разведки Игорь Морозов призвал не допустить «Братство» до проката (выход фильма анонсирован на 9 мая). «Наряду с показанным подвигом российских военных, также были показаны и грабежи, воровство. Это, в принципе, было невозможно», – считает Морозов. Спикер СФ Валентина Матвиенко придерживается иной точки зрения и призывает ветеранские организации к дискуссии. Павел Лунгин об Афгане, Крыме и вкусе водки («Осторожно, Собчак!») Несмотря на препоны, фильм вышел и получил в основном положительные отзывы критиков, хотя нашлись и те, кто расценил ее реалистичность как недостаток.
Личная жизнь и семья Павла Лунгина
Режиссер женат вторым браком.
Первый раз он женился в студенческие годы. В год окончания университета у него появился первенец Александр, который, как дед, отец и дядя (младший брат Павла Семеновича), стал сценаристом, а позже начал продюсировать и снимать фильмы. Слева: сын Павла Лунгина Александр (1973 год) С нынешней супругой Еленой он встретился в 1975 году. Ему было 26, а ей 17 лет. В 1979 году у них родился сын Иван. Окончив школу в Париже, он стал художником. Теперь выставки его работ с успехом проходят и во Франции, и в России. Павел Лунгин с женой Еленой Любимым хобби режиссера стал дайвинг. Кино он называет «противоядием от жизни», помогающим пережить любые неприятности. Ему нравятся фильмы о самураях, спектакли российского театрального режиссера Камы Гинкаса, песни советского периода. Его восхищает роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Он надеется когда-нибудь снять по этой книге кинофильм. Младший сын Павла Лунгина стал художником Лунгин любит хорошие сигары, Новый год, хэппи-энды, отдых на берегу Средиземного моря и девушек, обладающих чувством юмора, но не терпит агрессию, толпу и глянцевые журналы.
Павел Лунгин сейчас
В 2020 году из-за пандемии коронавируса кинематограф впал в спячку во всем мире, в России в том числе. Павел Лунгин пока не начал работу над новым фильмом. Однако он активно участвует в жизни российского кино, например, в августе в рамках публичных обсуждений Российского еврейского конгресса обсудил будущее отечественного кинематографа вместе с Ильей Найшуллером и Александром Роднянским.
В интервью «Российской газете» Павел Лунгин предупреждает, что его «Царь» — «это не кинцо, над ним надо думать». По словам режиссера, его новая картина — «о том, что власть в России пытается быть Богом». «А власть не Бог. И Бог над властью. И что власть не замыкает собой мир и все интересы этого мира. И о том, что очень страшно жить в стране, которая поклоняется власти и больше ничему», — сказал он «Ведомостям».
Режиссер считает, что фигура Ивана Грозного интересна для России, в которой «не решены проблемы власти — ни сверху, ни снизу». А идею русской власти, утверждает Лунгин, сформировал именно Грозный — «своей неистовой личностью, своим умом и талантом, своей патологической жестокостью и несправедливостью».
«…если бы не Грозный, Россия сегодня была бы другой страной, — утверждает он в интервью изданию «Ваш досуг». — Ведь был большой потенциал демократии внутри московского царства: Дума, споры, дискуссии, которые проводили бояре. Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю. Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы «опечатала» собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла».
Но при этом режиссер напоминает в интервью «Комсомолке», что Грозный на полном серьезе полагал, что власть — это и есть Бог на земле, и призывает не путать кровавый террор опричнины и сегодняшнее недовольство экономическими решениями.
«Сейчас полно людей, которые выражают это недовольство. Не надо сравнивать значение поступка человека средневековья, когда он высказывал свой протест «помазаннику божьему», с сегодняшними выступлениями парламентариев, которые свободно говорят про политику государства. Не надо сравнивать время высокой трагедии с нашим временем — временем мелкого обогащения», — говорит Лунгин.
Пермский писатель и американский оператор
Снять фильм Павла Лунгина вдохновил известный пермский писатель Алексей Иванов. Прочитав его исторические романы «Сердце Пармы» и «Золото бунта», Лунгин, давно думающий об Иване Грозном как о персонаже возможного проекта, понял, что нашел своего сценариста. Кстати, книга «Летоисчисление от Иоанна», написанная Алексеем Ивановым по знаменитому фильму Павла Лунгина «Царь», уже появилась в продаже.
За зрелищность картины отвечал оператор Том Стерн — в последние годы любимый оператор Клинта Иствуда, снявший «Малышку на миллион», «Письма с Иводзимы» и «Подмену» с Анджелиной Джоли.
Павел Лунгин долго не мог найти замену оператору Андрею Жегалову, снявшему «Остров» и умершему через несколько месяцев после его премьеры. А потом режиссер, снимающий кино в России, но живущий во Франции, узнал, что Стерн как раз работает во Франции и вот-вот освободится. Он отправил ему сценарий. Долго уговаривать его не пришлось.
«Русские-то операторы читают сценарий месяца полтора, да и то, как потом выясняется, краем глаза. А Том все прочел за два дня, на третий посмотрел все мои фильмы, которые смог найти, на четвертый прочесал Интернет и узнал все про Ивана Грозного, а на седьмой уже был у меня в России!» — рассказал Лунгин «Комсомольской правде».
С царским размахом
Картина была снята в рекордные даже для быстро снимающего Лунгина сроки — 3,5 месяца. Как сообщается на сайте «Газета.Ru», ее бюджет составил 15 миллионов долларов. Вопрос о том, надеется ли Лунгин «отбить» эту сумму в прокате, режиссера удивляет: «…это все равно что спросить беременную женщину: «Как вы думаете, ваш ребенок станет чемпионом мира в забеге на сто метров?» Я вообще не думаю, «отобьет» ли фильм вложенные в него деньги, — это забота финансистов. (…) Я просто стараюсь сделать все, чтобы картина была максимально интересной. (…) Если изначально думать, как отобьется фильм, лучше сразу снимать порнографию. Она стоит дешево и приносит прибыль в ста процентах случаев».
Только в массовке были задействованы несколько сотен человек — в основном жители Суздаля, где проходили съемки. Декорации старой Москвы XVI века были построены на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Над их созданием в Суздале трудились еще сотня человек. Работали не с фанерой, как обычно: для исторической драмы Лунгина все дома и церкви построили из натуральных сосны и ели.
В комментариях к фильму «Царь» о времени разгула опричнины, лютых пыток и казней указано, что лента не рекомендуется к просмотру детям до 13 лет.
Звездный набор
Главные роли в фильме исполнили Янковский и Мамонов. Но в картине много и других звезд современного кино: Александр Домогаров, сыгравший опричника Алексея Басманова; Юрий Кузнецов, которого массовый зритель знает как Мухомора из «Оперов», сыгравший Малюту Скуратова; актер и священнослужитель Иван Охлобыстин в роли юродствующего шута Вассиана, а также ставший уже русским национальным достоянием финн Вилле Хаапасало. Царицу, жену Ивана Грозного, сыграла Рамиля Искандер, это ее дебют в большом кино.
Но конечно, все внимание зрителя будет направлено на актерский дуэт Мамонова и Янковского. Это не только два главных героя, две противоположности в картине, но и два разных стиля игры.
Без царя в голове