23.7. Как понимать пятую Заповедь?
– Пятая Заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь23.1. Что такое Заповеди Божии? Откуда они взялись?
– Заповеди Божии – закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал Моисею на горе Синай (см. Исх. 20:2–17; Втор. 5:6–21). Первые четыре Заповеди содержат в себе обязанности по отношению к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности по отношению к ближнему, то есть ко всем людям.
23.2. Почему надо соблюдать Заповеди?
– Заповеди Божии – это условия нормальной, полноценной, здоровой и счастливой жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе, калечит собственную жизнь и жизнь своих близких.
23.3. Как понимать первую Заповедь?
– Первая Заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2–3).
Этой Заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя, как на Источник всех благ. Следуя этой первой Заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени.
В первой Заповеди дается направление умственной и волевой деятельности человека и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта Заповедь занимает первенствующее место среди других Заповедей. Она устремляет духовный взор человека к Богу и говорит ему: пусть Господь будет первым о Ком ты будешь думать и к Кому будешь стремиться.
Эта Заповедь призывает познавать Бога вдумчивым чтением Священного Писания, размышлением о Боге, о Его близости и любви, размышлением о цели земной жизни. Содействуют познанию Бога чтение святоотеческих книг и другой православной религиозной литературы, молитва дома и в храме, участие в духовных беседах. При этом познание Бога не должно ограничиваться одной отвлеченной умственной работой, но должно проникать глубоко в сердце и отображаться в жизни во всех словах, делах и начинаниях.
Таким образом, первая Заповедь содержит в себе остальные Заповеди. Последующие же Заповеди конкретнее раскрывают смысл первой.
23.4. Как понимать вторую Заповедь?
– Вторая Заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–6).
Этой Заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров – вещественных или воображаемых – служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести.
Эта Заповедь была дана во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В то время отдельные люди и целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных – все, в чем темное суеверие видело что-то необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем – христианское учение принесло людям светлое учение о едином Творце вселенной, любящем всех Отце, заботящемся о людях.
Для современного человека буквальное поклонение идолам сложно для понимания. Но дух второй Заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами. Идолом делается наука, когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Страсть к чревоугодию, курению, пьянству, азартным играм и наркомании – все это распространенные кумиры современного человечества.
Отвергать же почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую Заповедь – неправильно. Икона, Преображения или Крещения Господня, в православном понимании не воспринимается православным человеком, как божество, но как напоминание об истинном Боге. Икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Иконописное изображение является символом на таких же правах, как и слово, являясь богословием в красках.
Не противоречит второй Заповеди и почитание святых угодников Божиих, их икон и мощей (святых останков). Святые – для верующих как старшие братья. Бог один, а ангелы и святые являются помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Человек призван спасаться не в одиночку, но именно в Церкви – в этой великой семье, в которой все должны помогать друг другу достичь спасения. Верующие на земле и святые на небе составляют одну духовную семью.
23.5. Как понимать третью Заповедь?
– Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
Этой Заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей Заповеди являются: божба, то есть легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога в свидетели в пустых житейских делах. Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением, потому что оно обладает величайшей силой. Человеческому слову с призванием имени Божия повинуется природа, о чем существует немало рассказов в Библии. Книга Деяний Святых Апостолов повествует о многих чудесах и изгнании бесов, совершенных именем Христовым. Поэтому имя Божие следует употреблять в молитве и в серьезной беседе о Боге. Употребление Его имени в клятве или присяге разрешается только в исключительно важных случаях.
Имя Божие, призываемое с вниманием и благоговением на молитве, привлекает к человеку Божью благодать, дарует свет уму и радость сердцу.
23.6. Как понимать четвертую Заповедь?
– Четвертая Заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–11).
Этой Заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
В Ветхом Завете праздновалась суббота как воспоминание о творении Богом мира: «И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих» (Быт. 2:3). Теперь христиане празднуют воскресенье, первый день недели, так как в этот день воскрес Господь Иисус Христос.
Нарушают четвертую Заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что Заповедь говорит: «шесть дней работай». Нарушают четвертую Заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в житейских заботах, развлечениях, забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.
, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12).
Этой Заповедью Господь Бог повелевает почитать (дорожить, ценить и любить) родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать и любить их, ни при каких обстоятельствах не оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости. Также всегда молиться за них – как при жизни, так и после смерти их.
Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали…». «Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу» (Еф. 5:22–23; 6:1–4; Кол. 3:18–20; 1 Тим. 5:4).
Для соблюдения этой Заповеди необходимо оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7). Следуя этому апостольскому наставлению, христианину надо уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту.
Только в том случае, когда старшие или начальники требуют исполнить что-либо против веры, не должно им повиноваться. Закон Божий и послушание Господу являются высшим законом для всех людей.
23.8. Как понимать шестую Заповедь?
– Шестая Заповедь: «Не убивай» (Исх. 20:13).
Этой Заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни – у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.
Самоубийство есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против Промысла Божия. Человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние невозможно. Чтобы не отчаиваться, надо помнить, что временные страдания посылаются для спасения души. Многие праведники наследовали Царство Небесное через страдания. При испытаниях надо помнить, что Бог бесконечно добр. Он никогда не пошлет человеку страданий выше его сил, а при страданиях укрепляет и утешает.
Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства. Например: судья, осуждающий подсудимого, невинность которого ему известна; всякий, кто помогает другим совершать убийство своим приказанием, советом, согласием; кто укрывает убийцу и тем способствует совершению новых преступлений; всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда мог бы это сделать; всякий, кто изнуряет своих подчиненных чрезмерно тяжелым трудом и тем сокращает их жизнь; всякий, кто невоздержанием и различными пороками разрушает свое здоровье. Человек виновен в убийстве, даже если убил другого человека нечаянно, потому что допустил неосторожность. Уничтожение плода в утробе матери (аборт) тоже является убийством.
Говоря о грехе убийства, Господь Иисус Христос повелел людям искоренять в сердце те чувства злобы и мести, которые толкают на этот грех. Согласно Евангельскому учению: «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, провоцирует ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.
Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство – духовное. Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни. Ведь оба эти состояния являются духовно-убийственными. Спаситель сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:5–7).
23.9. Как понимать седьмую Заповедь?
– Седьмая Заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14).
Этой Заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, а неженатым – быть целомудренными, чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой Заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства, как то: сквернословие, анекдоты, бесстыдные песни и пляски, смотрение соблазнительных фильмов и фотографий, чтение безнравственных журналов. Чтобы избегать нечистых желаний, надо греховные мысли пресекать при самом их возникновении, не давая им возможности овладеть чувствами и волей.
Относительно плотской распущенности Писание предупреждает: «Блудники грешат против собственного тела». «Блудников и прелюбодеев судит Бог» (1 Кор. 6:18; Евр. 13:4).
23.10. Как понимать восьмую Заповедь?
– Восьмая Заповедь: «Не кради» (Исх. 20:15).
Этой Заповедью Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), тунеядство (жизнь за чужой счет), лихоимство (получение взятки, ее вымогательство). Всякое присвоение чужой собственности путем обмана является воровством и когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работникам.
Христианин призван творить милостыню, помогать нуждающимся, жертвовать часть средств Церкви Божией. Высокой христианской добродетелью является совершенное нестяжание. Заповедь учит быть бескорыстными, трудолюбивыми, милосердными.
23.11. Как понимать девятую Заповедь?
– Девятая Заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16).
Этой Заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя «дьявол» означает «клеветник».
Всякая ложь недостойна христианина и не совместима с любовью и уважением к ближним. Апостол Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы – члены друг другу» (Еф. 4:25). Необходимо обуздывать язык и воздерживаться от празднословия. Слово – это величайший дар Творца, который надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36–37).
23.12. Как понимать десятую Заповедь?
– Десятая Заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).
Этой Заповедью Господь учит воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. Предыдущие Заповеди говорили преимущественно о поведении человека, а эта последняя Заповедь обращает внимание на то, что происходит в душе: на мысли, чувства и желания. Она призывает стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с недоброй мысли. «Мерзость перед Богом злые мысли» (Притч. 15:26). Если человек на такой мысли останавливается, то возникает греховное желание, которое подталкивает к совершению неправедного поступка. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше – в первомыслии, по слову святых отцов.
Зависть – это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен. «Мерзость пред Господом – помышления злые» и «Дьявольской завистью грех вошел в мир» (Притч. 15:26; Прем. 2:24). Чтобы не поддаваться чувству зависти, надо благодарить Бога за Его милости. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6). «Имея пропитание и одежду будем довольны тем. А желающие обогащаться впадут в искушение и сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:8–10).
23.13. Заповеди блаженства и Заповеди Божии – это одно и то же?
– Нет. Традиционно под Заповедями Божиими понимаются десять ветхозаветных Заповедей (Декалог), которые Бог дал еврейскому народу на горе Синай через пророка Моисея (см.: Исх. 20:2–17; Втор. 5:6–21).
Заповеди блаженства – это новозаветные Заповеди, которые даны Господом Иисусом Христом в Нагорной проповеди (см. Мф. 5:3–12). В них содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о тех качествах, приобретая которые, человек становится сопричастным вечной блаженной жизни. Но уже в земной жизни, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.
23.14. Новозаветные Заповеди блаженства отменяют ветхозаветные Заповеди?
– Нет, Заповеди блаженства, данные Спасителем, не отменяют Заповедей Закона. Напротив, эти Заповеди взаимно восполняются.
Десять Заповедей Закона, главным образом, запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства или святости.
Десять Заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения и добродетели должно иметь, чтобы приблизиться к Богу и обрести святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую (превыше земной) степень счастья. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный Закон Христов есть закон Божественной любви и благодати.
23.15. Для чего Иисус Христос дал девять Заповедей блаженства?
– Этими Заповедями Иисус Христос указал, какими должны быть все верующие, чтобы получить блаженную, то есть в высшей степени радостную, счастливую, вечную жизнь в Царствии Небесном. Заповеди блаженства – это учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви. Всем, кто будет исполнять эти Заповеди, Господь Иисус Христос обещает вечное блаженство в будущей, вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.
23.16. Как понимать «блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное»?
– Блаженны нищие духом, потому что дано им будет Царство Небесное. Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основополагающая христианская добродетель, потому что она есть основание любви. Она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире.
23.17. Как понимать «блажени плачущии, яко тии утешатся»?
– Блаженны плачущие о грехах своих, потому что они утешатся. Плачущие – люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи за искреннее покаяние. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе блаженство и вечную радость.
23.18. Как понимать «блажени кротцыи, яко тии наследят землю»?
– Блаженны кроткие, потому что они наследуют, получат во владение землю. Кроткие – люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь, без ропота на Бога и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. «Кроткие насладятся и в здешней жизни долгоденствием и многими другими благами, как кроткий и долготерпеливый Иов, Давид, или кроткий патриарх Иаков, как многие просиявшие кротостию святые в Новом Завете, а главное, — что они получать обетованныя от Бога, любящим Его, блага на земле живых, т.е. на небе» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
23.19. Как понимать «блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся»?
– Блаженны алчущие и жаждущие, желающие правды, потому что насытятся. Алчущие и жаждущие правды – люди, которые усердно желают правды, то еть праведности, исправления, духовного обновления, как голодные (алчущие) – хлеба и жаждущие – воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов лжи, лукавства и помог им жить праведно, желают оправдаться перед Богом. Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы – обретут блаженство.
23.20. Как понимать «блажени милостивии, яко тии помиловании будут»?
– Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут. Милостивые – люди, имеющие доброе сердце – милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом.
23.21. Как понимать «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»?
– Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. Чистые сердцем – люди, которые не только отстраняются от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, то есть хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь, на земле, близки к Богу, душою всегда чувствуют Его, а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, созерцая Его.
23.22. Как понимать «блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»?
– Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены, то есть названы, сынами Божиими. Миротворцы – люди, которые не любят никаких ссор и разладов. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, то есть детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.
23.23. Как понимать «блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное»?
– Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное. Изгнанные за правду – люди, которые так любят жить по правде, то есть по Божиему Закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат блаженство в Царствии Небесном.
23.24. Как понимать «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»?
– Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах. Здесь Господь говорит: если вас будут поносить, издеваться над вами, бранить, бесчестить и лживо говорить о вас худое, клеветать, несправедливо обвинять, и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.
Ст. 34-46 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его
Фарисеи стояли в толпе народа, когда Господь посрамил саддукеев; услаждаясь унижением своих противников, они вздумали загладить свое собственное посрамление: а фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе, отошли, может быть, в сторону, чтобы сговориться между собой, и потом, всей толпой, снова подошли к Иисусу Христу. «Они опять приступают к Нему, опять с прежним злобным намерением заводить с Ним спор, дабы искусить Его» (свт. Иоанн Златоуст), поставить в затруднение нелегким, по их мнению, вопросом, чтобы унизить Его в глазах народа. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? какая самая первая и большая заповедь? Фарисеи разделяли заповеди на большие и меньшие; под заповедями большими они разумели все обрядовые законы Моисея, а под меньшими – правила доброй жизни. Но какая самая большая заповедь – в этом они никак не могли согласиться: одни почитали таковой заповедь о субботе, другие – закон обрезания, иные – заповедь об очищениях и так далее. Вопрос об этом они считали очень важным, потому что надо было знать, какую заповедь можно оставить без исполнения в том случае, когда не будет возможности исполнить обе заповеди вместе? Никто из них не сознавал, что вся сущность Закона заключается в послушании Богу, а потому хотя бы кто и все заповеди исполнил, но если произвольно нарушит одну заповедь, он становится виновным во всем. Вот почему фарисеи, и особенно те из них, которые назывались законниками, толкователями и учителями Закона, решили предложить Иисусу Христу этот вопрос, конечно, – не для того, чтобы от Него научиться: «они ожидали, что Спаситель поправит заповедь Божию, назвав Себя Самого Богом, и этим подаст им случай обвинить Его в богохульстве, а потому и предложили вопрос» (свт. Иоанн Златоуст). Господь видел намерения вопрошающих, видел, что они совсем забыли о любви, которая есть душа всех заповедей, знал, что вопрошающие истаивают от злобы и зависти, и потому прямо указал им на то, что ими забыто.
Иисус сказал ему, а в лице вопрошавшего законника и всем стоявшим за ним фарисеям: Сам Бог сказал через Моисея: слыши, Израиль! Господь Бог твой есть Господь единый, и потому прежде всего и более всего возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всеми чувствами твоими со всей их крепостью, и всею душею твоею, всем существом твоим, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь, первая не по порядку времени, ибо все заповеди Божии даны в одно время, но первая потому, что служит основанием всех других заповедей: без нее нельзя совершить ни одной добродетели, Богу угодной. Человек создан для того, чтобы любить Бога превыше всего, а потому и любить Его должно любовью высшей, беззаветной. Когда все сердце твое, вся душа твоя, все помышление твое будет посвящено Богу, тогда всякое желание твое будет добродетельно, всякое помышление – непорочно, всякое рассуждение свято. Любовь к Богу должна царствовать над всем, что есть в душе человека, занимать его собой ежечасно, ежеминутно. Всякое доброе дело только тогда и будет вполне Богу приятно, когда оно согрето любовью, идущей из самой глубины нашего духа, нашего сердца. Но из нее же, из любви к Богу, как из своего источника, вытекает и любовь к ближнему: вторая же заповедь подобная ей, первой заповеди: возлюби ближнего твоего, как самого себя; делай ему всякое, какое можешь, добро, как себе самому, не делай и не желай ему никакого зла, как не желаешь зла себе самому. Сколько стараешься и заботишься о себе самом, столько же старайся и заботься и о ближнем твоем. Иной заповеди, большей этих, нет. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Эти две заповеди держат на себе, как на прочном, вечном основании, заключают в себе весь Ветхий Завет, весь Закон и всех пророков; в них сущность всего Ветхого Завета, сущность всего, что говорили и чего требовали Моисей и все пророки. «Все Божии законы, заповеди, повеления, советы проистекают из любви, как вода из источника: любовь есть мать всех заповедей Божиих. Люби Бога и ближнего, и никакое искушение не подвигнет тебя с основания добродетели. Бог хочет, чтобы ты возлюбил Его, ибо в любви к Нему – твое счастье, твое земное благополучие, мир души, радость и вечное блаженство. Он хочет, чтобы ты любил Его от всего сердца твоего, от всей души твоей, от всего помышления твоего, и трижды повторяя это слово: от всего, Он хочет показать тебе, что это – праведно, это полезно, это необходимо. Если отдашь, посвятишь Богу только часть души твоей, помышлений твоих, сердца твоего, а другую часть отдашь миру, тогда в ту часть, не посвященную Богу, вселятся злые помыслы, вселится похоть плотская, вселится грех, который осквернит и растлит и ту часть, которая Богу посвящена.
Если же посвятишь все сердце, всю душу и все помышление Богу, тогда грех не найдет в тебе места, ибо и сердце, и душа, и помышление твое будут обителью живущего в тебе Бога» (Никифор, архиеп. Астраханский). Так Господь Иисус Христос, желая полнее и совершеннее раскрыть весь дух Своего Божественного учения, дал законнику ответ шире и глубже, чем он вопрошал: «Его вопрошали о первой заповеди, а Он привел и вторую, – говорит святитель Златоуст, – почти столь же важную, как и первая; ибо хотя и называется второй, но подобна первой. Почему же подобна ей? Потому что вторая пролагает путь к первой и взаимно поддерживается первой». «Ибо кто любит Бога по заповеди первой, тот непременно соблюдает и все прочие Божии заповеди: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15), – говорит Господь. А первая заповедь после любви к Богу есть заповедь о любви к ближнему. Поэтому кто истинно любит Бога, тот непременно любит и ближнего своего; все люди – братья, дети Отца Небесного: «и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него». Но кто не любит ближнего своего, тот и Бога не любит: «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 5:1, 4:20). Любовь есть искра Божественного огня в нашем сердце, а огонь не может не согревать. Если любовь, эта теплота верующего сердца, не согревает ближнего, то значит ее вовсе нет в твоем сердце, нет теплоты, восприемлемой от Источника жизни – Бога, Который есть любовь. Бог всех любит: если ты воистину, не на словах только, но целым сердцем любишь Бога, то как же не будешь любить тех, кого любит Бог? Мерой любви к Богу Господь положил всю нашу любовь, какой только способно любить наше сердце: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею», а мерой любви к ближнему – ту любовь, какой мы любим самих себя: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»» (Никифор, архиеп. Астраханский). Ответ Господа ясно показал фарисеям, что они оттого и не могут согласиться между собой, оттого и спорят, какая заповедь больше, что не понимают самого духа Закона, только считают и измеряют заповеди, вместо того чтобы исполнять их на деле. Господь упомянул и о единстве Божием, чтобы Иудеи, когда Он называл Себя Сыном Божиим, не толковали слов Его так, как будто Он проповедует двоебожие. В предупреждение такой клеветы Он ясно и с силой говорит, что Бог есть един. Книжник, вопрошавший Господа, со вниманием выслушал Его Божественный ответ; видно, что слово Господа коснулось его сердца.
Евангелист Марк говорит, что книжник сказал Иисусу Христу: «хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог, и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:32–33). «Из уст книжника-фарисея слышать такое здравое суждение, произнесенное от сердца и с силой – был случай редкий, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. – Господь во все время Своего служения не много слышал таких здравых суждений. «Недалеко ты от Царствия Божия», – сказал Он книжнику, и светлый, исполненный милосердия взгляд подтвердил этот отзыв. Тем огорчительнее было для прочих фарисеев слышать от своего собрата слова, которые отзывались явной изменой их секте, постоянно утверждавшей, что предание выше Писания, обряды выше заповедей. Можно думать, что этот книжник, рано или поздно воспользовался близостью к нему Царствия Божия и, соделавшись последователем Иисуса Христа, собственной жизнью оправдал, что любовь к Богу и ближнему есть большая из всех заповедей». «Презрев низшие обязанности, – говорит святитель Златоуст, – он постиг, в чем состоит начало добродетели. Ибо все прочие обязанности – хранение субботы и другие – имеют целью любовь. Впрочем, Спаситель не приписывает ему совершенной похвалы, а показывает, что ему еще много недостает. Ибо слова: «недалеко ты от Царствия Божия» означают то, что он еще не достиг его, и сказаны с тем намерением, чтобы он искал, чего ему недостает. А что Спаситель похвалил его, этому не удивляйся, но познай из этого, как Он применяется к понятиям приходящих к Нему. Пусть они говорят о Христе много такого, что недостойно славы Его, только бы не дерзали отвергать бытия Божия. Он хвалит законника, когда тот сказал, что кроме Отца нет иного Бога, это не означает того, что Иисус Христос не признавал Себя Богом; да не будет сего. Но так как не пришло еще время открыть Ему Свое Божество, то Он и оставляет законника при прежнем учении, и хвалит его за то, что он хорошо знает древний Закон, чтобы таким образом сделать его способным к принятию учения Новозаветного, когда оно открыто будет в нужное время. Впрочем, слова эти: «один есть Бог и нет иного кроме Его» как в Ветхом Завете, так и в Новом приводятся не в опровержение Божества Сына Божия, а для того, чтобы отличить идолов от истинного Бога. С этой мыслью и Спаситель хвалит законника, произнесшего эти слова». После этих опытов Божественной премудрости Иисусовой уже никто не смел предлагать Ему вопросов. Но когда все совопросники умолкли, Господь Сам начал разговор с фарисеями. Сердцеведец знал, что они предлагали Ему вопрос о заповедях с затаенной мыслью: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом?
Тогда они обвинили бы Его в богохульстве. Как бы отвечая на эту тайную их мысль, Он предложил им со Своей стороны вопрос, «неприметным для них образом приводя их к тому, чтобы они не только Отца, но и Его признали Богом», – говорит святитель Златоуст. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? как вы понимаете данные нам пророчества о Его происхождении? чей Он сын? Из какого рода должен Он происходить? Говорят Ему: Давидов. Фарисеи ответили без всяких колебаний и размышлений: эта истина была известна каждому отроку. Но они считали Мессию за простого человека: поэтому Господь, «исправляя это их мнение, – говорит святитель Златоуст, – показывает, что пророк называет Его Господом и притом своим Господом, и потому признает истинным Сыном Божиим, Которому принадлежит одинаковая честь со Отцем. Так как Он хотел идти на страдание, то и приводит теперь такое пророчество, в котором Он ясно назван Господом». Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, по вдохновению от Духа Святого, следовательно истинно, непреложно называет Его Господом, когда говорит в псалме 109, изображающем могущество и вечную славу Мессии: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, царствуй со Мною, разделяй со Мною престол, честь и славу Моего Царства, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? По замечанию святителя Златоуста, Господь привел эти слова о поражении врагов Мессии для того, «чтобы возбудить в фарисеях чувство страха»: если они не признают Его за истинного Мессию, то и им грозит эта участь врагов Мессии, о которой говорит пророк; с этой же целью Господь прибавил, что Давид не просто, а по вдохновению от Духа Божия назвал Мессию Господом. «Смотри, – говорит святитель Златоуст, – с какой скромностью Он указывает на мнение и суд о Нем пророка. Сперва сказал: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?», чтобы этим вопросом побудить их к ответу; потом, когда они сказали: «Давидов», приводит и следующие слова, но опять в виде вопроса: «как же Давид… называет Его Господом?», чтобы им не показалось противным учение о Божестве Его. По этой же причине Он не сказал: как вы думаете о Мне, но – о Христе. Спаситель предлагает учение о Себе в виде вопроса, предоставляя им самим сделать заключение: итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? Как вы примирите это, что Давид своего Сына называет своим Господом? Если Мессия должен быть, как вы думаете, простым человеком, потомком Давида, если Он, Мессия, еще не существовал тогда, когда Давид писал о Нем, то как же Давид мог назвать Его своим Господом?
Мог ли, например, Авраам назвать Исаака, Иакова, Иосифа или хотя бы того же Давида своим Господом? А если Мессия есть Господь Давида, если Он уже существовал в то время, когда жил Давид, то как же Он мог быть его Потомком? Не ясно ли, что Мессия по человеческому Своему происхождению – Сын или Потомок Давида, но по Божеству Своему, как воплотившийся Сын Божий, Он – Господь Давида? Называя Мессию Господом, Давид показал, что имеющий произойти от него Христос есть Владыка и Господь его, т.е. истинный Сын Божий и Бог; а сказав: «седи одесную Меня», указал на Его человечество, ибо Сын Божий, как Бог, от века сопрестолен и соприсносущен с Богом Отцом, а как Человек Он, по вознесении Своем, «воссел одесную» (престола) «величия на высоте» (Евр. 1:3), когда Его человечество восприяло ту же неизменную и неизреченную славу, какую имело Его Божество прежде всех веков и времен». Об этом Спаситель наш молился Богу Отцу Своему и перед Своими страданиями: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). «Посмотри, – говорит святитель Златоуст, – как благовременно предлагает Господь Свое учение о Божестве Своем. Сказав наперед, что Господь есть Един, говорит потом о Самом Себе, что и Он есть Господь, и доказывает это не только делами Своими, но и свидетельством пророка; а вместе с тем возвещает, что Сам Отец отомстит врагам Его за Него, говоря: «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Таким образом, Спаситель и этими словами доказывает Свое согласие и равное достоинство со Отцом и заключает беседу Свою с фарисеями, представив им учение высокое, величественное и могущее заградить уста их». Ибо они действительно с того времени замолчали, не по собственному произволению, но потому, что не могли ничего вопреки сказать; и таким образом нанесен был им столь решительный удар, что они уже не отваживались более нападать на Него, ибо сказано: и никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Враги Его убедились наконец, что довольно одного светлого луча Его Божественной премудрости для того, чтобы рассеять всю темную мглу их хитросплетений. «Этим кончились состязания их с Господом, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. – Главные секты Иудейские: фарисеи, саддукеи, иродиане – все как бы нарочито явились теперь перед лицом Иисуса Христа, со своими вопросами и искушениями, чтобы показать, как ничтожна была вся их жалкая ученость перед Божественной мудростью мнимого Тектона Назаретского. Вопросы, ими предложенные, ныне могут показаться не столь важными и трудными, но тогда они были таковы, что самые ученые раввины не знали, что отвечать на них.
Святой евангелист Марк присовокупляет, что с посрамлением книжников увеличились уважение и приверженность народа к Иисусу Христу. «И множество народа слушало Его с услаждением», – говорит он (Мк. 12:37). Действительно, нельзя было без удовольствия и удивления видеть, как один Человек заставил молчать, обнаружил невежество всех, кто только почитался тогда в Иерусалиме самыми учеными и многознающими». И тем больнее было для неисправимых самолюбцев, гордых книжников и фарисеев, это обличение их невежества, что происходило оно всенародно, в присутствии множества любопытных слушателей, собравшихся со всех стран мира на праздник Пасхи… Но едва ли они ожидали, что вслед за этими обличениями их невежества всегда кроткий и снисходительный к ним Галилейский Учитель с безпощадной правдой раскроет перед народом все их богопротивное лицемерие, всю их пагубную ложь и отвратительное пустосвятство, и произнесет против них такую грозную речь, которую и теперь нельзя читать во Святом Евангелии без сердечного трепета, – без того, чтобы, читая это «горе вам», возглашенное древним фарисеям, не заглянуть и в свое собственное сердце: нет ли там чего-нибудь похожего на те пороки, которыми заражены были фарисеи, – не таится ли в нас некий внутренний фарисей?.. И страшно становится, когда подумаешь, как часто наше тщеславие, наше самолюбие похищает у нас цену и того малого добра, какое мы думаем делать во славу Божию, но обращаем потом в пищу нашему же идолу самолюбия!..
Троицкие листки. №801-1050.
Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Не один раз люди спрашивали Господа Иисуса Христа, что самое главное в Его учении. Как нужно жить, чтобы наследовать вечную жизнь и войти в Царство Небесное. Одни спрашивали, чтобы следовать словам Христа, другие — чтобы найти против Него обвинение.
Однажды иудейский законник обратился к Господу с тем же вопросом. Сам он всю свою жизнь занимался изучением и объяснением Ветхозаветного Закона. Желая испытать Христа, лукавый законник спросил: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в Законе?» Спаситель провидел его лукавство. И потому ответил вопросом на вопрос: «В Законе что написано?»
Законник задумался и дал Христу уже вполне искренний ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Господь одобрил такой ответ законника, сказав ему: «Так поступай, и будешь жить», — подчёркивая тем самым, что одного только знания Закона мало. Нужна любовь действенная. Христос не стал больше спрашивать мнения вопрошающего, ведь оно могло быть крайне узко и ложно. Ветхозаветный Закон устанавливал для иудея обязательные различия в отношениях с единоверцами и прочими людьми. Потому Спаситель ответил законнику притчей.
Он рассказал о том, как однажды некий человек шёл из Иерусалима в Иерихон. Дорога пролегала по скалистому ущелью. Она была весьма опасна для путешественников из-за частых нападений разбойников.
В их руки и попал беззащитный путник. Разбойники ограбили и избили свою жертву. Истекающего кровью человека они бросили на дороге. Этим путём проходил ветхозаветный священник. Увидев обнажённого, израненного человека, он тотчас перешёл на другую сторону дороги.
Тем же путём проходил и левит — человек из весьма уважаемого среди иудеев сословия: все знали, что только выходцы из колена Левия могли служить при храме. Левит с ещё более холодным равнодушием посмотрел на несчастного и прошёл мимо.
Той же дорогой проезжал некий самарянин. А иудеи с самарянами не общались. Увидев человека, попавшего в беду, он не стал выяснять, кто этот человек по национальности или каково его положение в обществе.
Самарянин подошёл к несчастному, перевязал ему раны и посадил на своего осла. Сам же пошёл пешком по пыльной и опасной дороге. Когда они добрались до ближайшей гостиницы, самарянин оплатил её хозяину хлопоты о несчастном и великодушно позаботился о его будущих нуждах.
«Кто же из этих троих, — спросил Христос, — был ближним попавшемуся в разбойники?»
Пристыжённый законник ответил: «Оказавший ему милость». Этот искренний ответ выразил глубочайший смысл притчи Спасителя. Нам не нужно спрашивать, кто наш ближний. Мы сами должны сделаться ближними для каждого человека, нуждающегося в милосердии и помощи. Нужно смотреть на своё собственное сердце и изгонять из него гордыню и высокомерие. Сердце христианина должна наполнять любовь к ближнему.
Только на этом основании, по дару Духа Святого, рождается в нашем сердце любовь к Богу. Проявляется она в исполнении заповедей Божиих. И если мы любим Бога, то следуем за Ним и с радостью исполняем волю Господню.