Старый Пень
И вам, уважаемый, здравствуйте! Соблазнительный шанс выбрать себе любую маску и далее глаголить от ее имени, равно как и почти неограниченная возможность демонстрировать свои успехи, реальные или мнимые, — вот те манки, которым Интернет нас и улавливает. Вроде бы, заводя свою страничку в соцсети, ты не собирался выворачиваться наизнанку, рассказывая о самом интимном, но опомниться не успеваешь, как, глядь: тяжкие оковы самоконтроля пали, темницы нравственных табу рухнули, и веселая свобода радостно встречает тебя у входа. Ярмарки тщеславия, естественно. И ты уже готов оголяться, причем не всегда в переносном смысле этого слова, да простит мне мою дерзость Александр Сергеевич — наболело!
О тщеславии мы еще поговорим, а сегодня о зависти. Во-первых, потому что после статьи о Каине и Авеле («РГ — Неделя» от 23.06. 2016 г.) пришло много вопросов. А во-вторых, потому что Интернет не только необозримая ярмарка тщеславия, но и не менее бескрайняя арена для зависти — иначе откуда бы взялось столько грязных, оскорбительных комментариев под любым ярким сообщением.
Итак, приступим.
Содержание
Может ли сглаз, то есть завистливый взгляд, навредить, вызвать болезнь, стать причиной неудач и даже смерти?
Святые утверждают, что нет. Вот как об этом рассуждал еще в IV веке Василий Великий, посвятивший зависти отдельную главу своих творений. «Страждущих завистью почитают более вредоносными, нежели ядовитые ехидны. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всею красотою. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверие, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема; но утверждаю, что ненавистники добра — демоны, когда находят в людях им самим, демонам, свойственные произволения и желания, употребляют все меры, чтобы воспользоваться ими для собственного своего намерения; поэтому и глаза завистливых употребляют на служение своей собственной демонической воле». То есть завистливый взгляд действительно может пылать нечеловеческой злобой, но не стоит этой ненависти приписывать магическую силу. Более того, человек всегда может защититься от зависти. Подумайте, ведь если бы ненависть и злоба были сильнее благодати Божьей, род человеческий так и остановился бы на первом завистнике — Каине.
Чем страшна зависть?
Тем, что убивает. Но кого? В первую очередь самого завистника. Как единодушно считают святые, благодать Божья — то есть нетварная божественная энергия, сила, оставляет завистливые сердца. А значит, если завистник не будет ничего предпринимать, то есть если он не раскается, не станет бороться с охватившей его болезнью, несчастного ждет самое страшное — смерть души. Как и всякий грех, эта страсть ослепляет завистника, и он перестает замечать, что живет постоянным сравнением себя с другими. Чужая, а не своя, жизнь становится центром его внимания. «Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имея в виду только одно — вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение, — объясняет святитель Иоанн Златоуст. — Зависть хуже любой другой страсти, потому что своим жалом стремится разрушить семьи, общества и даже целые народы, доводя их до крайней преступности и даже убийства».
Что делать, если тебе завидуют? Как защищаться?
В первую очередь, учат святые, «что достойно в тебе зависти, то пуще всего скрывай от завидующего» (преподобный Нил Синайский). Не искушай людей тем, что красуешься, планируешь будущее. Кстати, до революции в России была в ходу поговорка: «Человек полагает, а Бог располагает», и ее активно использовали, когда кто-нибудь навязчиво интересовался твоими планами. Причем такое любопытство уже само по себе казалось странным. Был принцип: не заявлять и уж тем более не рекламировать еще несовершенное дело. Старались не кичиться и успехом — это выглядело дурным тоном.
Святые единодушно считают, что вернуть к себе благорасположение завистливого добрыми делами невозможно. «Страсть зависти, разгораясь в душе человека, становится ненасытной. Никакое добро, никакая услуга со стороны ближних не в силах остановить в человеке эту богопротивную страсть». Поэтому от зависти есть одна защита — Божья помощь: участие в таинствах Церкви, молитвы. Большая часть наших молитв содержит слова прошений о защите от врага рода человеческого, а именно он и есть родитель зависти.
Молиться надо и о самом несчастном, завидующем тебе. «Молись о завидующем и старайся не раздражать его», — учат оптинские старцы.
А что делать, если и в тебе поселился червячок зависти?
Понять: с этой страстью надо начинать бороться на самых ранних этапах. Вот чему учил оптинский старец Никон: «Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя человека) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!» От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Надо непременно отслеживать в своем сердце ростки подобной неприязни и потом исповедоваться в них. А в момент зарождения злобы в душе нужно, по совету другого оптинского старца, Амвросия, «истреблять их при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: «От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)» (Пс. 18: 13-14)».
Еще одна рекомендация: «замкни свой рот, запечатай уста», то есть всеми силами старайся не говорить плохого о том, кому завидуешь». Больше того, нужно побуждать себя увидеть в нем хорошее, и уж если доведется «свой рот распечатать», вспомни только доброе.
И, наконец, принуждай себя к делам любви. Да, именно так: воспитывай свое сердце, возделывай душу. «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное — не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения», — учил преподобный Амвросий Оптинский. То есть позавидовал человеку — сделай ему добро, так ты удушишь зарождающуюся в тебе ехидну злобы.
Кто виновник зависти?
Уж, конечно, не тот, кому завидуют, хотя бы человек и вел себя провокационно, искушающе. Зависть — это духовная болезнь того, кто ее испытывает. Источниками возникновения зависти богословы называют себялюбие и его главные порождения — гордость и тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Искореняя в себе корневые пороки, человек ослабляет и зависть.
В свою очередь, зависть в человеке дает «следующие горькие порождения: соперничество, гнев, зложелательство, злорадство, вражду и ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь и клевету, ябедничество, тайное наушничество, низкое пронырство, злорадство в несчастье ближних, лукавство и лицемерие» (Гермоген Шиманский).
В аскетике есть такой, очень эффективный прием борьбы со страстями: нужно насаждать в своем сердце добродетель, противоположную захватившему тебя греху. Ты скуп — попробуй получить радость от щедрости, гневлив — познай удовольствие от того, что научился быть сдержанным, и так далее. Добродетель, противоположная зависти, это искренняя, сердечная любовь к ближнему, та любовь, которая, по слову апостола Павла, не завидует, не превозносится, не гордится. Как ни странно, любви тоже учатся, но об этом мы поговорим в следующий раз.
Молитва
Cвятого Иоанна Кронштадтского о завистливом
Господи, просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, безчисленных неизследимых даров Твоих, ихже прият от неисчетных щедрот Твоих. В ослеплении бо страсти своея забы Тебя и дары Твои богатые, и нища себя быти вмени, богат сый благами Твоими, и сего ради зрит прелестне на благая рабов Твоих, имиже, о, пренеизглаголанная Благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоея. Отыми, Всеблагий Владыко, покрывало диавола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою волю, и да не отторгнет его от руки Твоея.
Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru
Зло не отвлеченная философская категория. Оно всегда привязано к конкретной духовной сущности. И его можно победить, зная один секрет.
Если нам наносят обиду, мы ожидаемо испытываем чувство величайшего возмущения. Обида жгучим ожогом саднит сердце, и мы стремимся вернуть всю боль нашему обидчику. А далее действует закон сообщающихся сосудов, ведь мы с нашим обидчиком, вступая в противостояние, становимся носителями единого духа, лишь обмениваясь, как на дуэли, выстрелами негатива.
Стрелы зла всегда отравлены ядом: они не просто ранят, но еще и заражают собой жертву. Здесь требуется иммунитет, иначе борьба против зла обречена на провал. Нас оскорбили – мы платим той же монетой. В нас – гнев, ненависть, агрессия. Все наше творчество в момент конфликта сосредоточено на поиске как можно более изощренных орудий, чтобы «потушить» оппонента. А топливом в нас служит то самое зло, которое мы приняли от противоположной стороны. На вопрос, кто побеждает в жарком конфликте, всегда можно дать один ответ – дьявол. Он есть хозяин и отец зла.
«А Я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5:39), – говорит нам Христос. Но о чем Он? О том, чтобы отгородиться от всей массы мировой несправедливости забором равнодушия и жить себе спокойно, игнорируя творящееся на глазах беззаконие? Нет, Спаситель сказал ровно то, что сказал. Не противься – значит откажись от модели зла в борьбе со злом. Пусть оно действует своими методами, мы же изберем более разумные инструменты по его нейтрализации.
Если мы вступаем в конфликт, наполненные гневом, значит, сработал закон притяжения. А обижающий попал в цель ровно тогда, когда мы отреагировали зеркально. Но попробуйте дать стреле зла пролететь сквозь вас и бессильно упасть на землю. Сохраняйте самообладание. Разрывайте шаблон обидчика. Поинтересуйтесь, как спросил Христос у ударившего его раба первосвященника, чем вы обязаны сей дерзости. Переведите конфликт в шутку. Пропустите колкие слова мимо ушей. Уйдите. Лучшая драка – несостоявшаяся.
Отвечая на зло злом, мы лишь увеличиваем его количество в мире. А нам надо создавать пространство светлого духа, которым во все времена славились христиане. Будьте тверды, мужественны, последовательны, уверены в отстаивании чести и достоинства. Заступайтесь за слабых и пресекайте беззаконие. Но не позволяйте злобе седлать ваше внутреннее состояние, принятие решений и действия. Наша война ведется не против других людей, а против духов. Когда мы говорим «дух», то представляем бестелесное существо, которое тем не менее человек привык визуализировать. Ангел выглядит светлым и добрым, бес – мрачным и злым. Духом мы также называем наше духовно-нравственное расположение. И здесь справедливо сказать, что человек может находиться под воздействием доброго или злого духа.
Христианство борется за то, чтобы в каждом отдельно взятом человеке победил Дух Бога. Его победа самим своим фактом как минимум не даст злу пройти через баррикады добра. Более того, добро может и должно делать адептов зла, бытовых и идейных, своими сторонниками, примером демонстрации высших человеческих качеств, склоняя их на сторону света. Мы не сможем победить зло, используя в ответ его методы. Мы принадлежим к иному Духу.
Владимир Басенков
Добро и зло — это вечная тема, которая раскрывается во многих выдающихся произведениях. Делать добро нас учат с раннего возраста. Взрослея, к нам приходит понимание того, что без добра мир не мог бы полноценно существовать. Я считаю, что добро в нашем мире всегда должно побеждать зло только с помощью правды, справедливости и бескорыстия. Но всегда ли добро побеждает зло? Попробуем разобраться.
Тема добра и зла затрагивается в произведении Максима Горького » На дне». Обитатели ночлежки — люди мстительные и ожесточенные, опустившиеся на самое «дно» жизни. Каждый считает, что кто-то виноват в том, что они опустились «на дно». А если кто-нибудь пытается вырваться из этой среды, то стараются затянуть обратно, чтобы не дать ему шанс жить лучше них. Из всех героев Лука становится примером добра и сострадания. Его жизнь не проста, но он не утратил человеческого общества. Своими добрыми словами, своей безграничной верой в человека Лука старается помочь каждому, кому еще можно помочь. Он внушает Ваське, что можно начать жить честно, вселяет в Анну веру, что ее душа бессмертна. Лука говорит Актеру, что он может бросить пить, дает надежду Насте, что ее мечта о светлой любви исполнима. Но почувствовав, что в отравленной среде его никто не слышит и не желает принимать во внимание его добрые советы, незаметно покидает это место. Из данного примера понимаем, что Луке не удалось своей добротой победить зло ночлежников. Ведь помочь победить зло можно только тем, кто действительно жаждет помощи.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что добро не всегда побеждает зло. Реальная жизнь такова, что часто зло является безнаказанным или незамеченным. Добро либо опускает руки, либо оказывается полностью поверженным, что говорит о победе зла. Но если мы будем чаще творить добро бескорыстно, то место для зла будет меньше. Ведь, по словам Л.Н. Толстого «добро есть вечная, высшая цель нашей жизни».