Нарушения письма, вызванные патогенным воздействием на нервную систему взрослого человека, проявляющиеся в виде невозможности пользоваться письменной речью при сохранной общей и мелкой моторике называют аграфией.
Содержание
Проявление нарушения письма
Аграфия – это полный или частичный распад навыка письма, проявляющийся в виде невозможности написания слов разной слоговой сложности, отдельных слогов и даже букв, трудностях согласования слов, пропусках букв, слов и предлогов. Подобные ошибки не относятся к орфографии или грамматике языка, их нельзя исправить с помощью изучения правил правописания. Пациенты с подобными нарушениями не удерживают последовательность букв в слове, путают буквы по фонетической («г/к», «о/ё»), моторной («п/т»; «ц/щ») и оптической («н/п»; «к/х») близости. Часто пациенты не могут что-то написать, потому что «не понимают, как это делается». У пациентов распадаются представления о связи букв и звуков, составление слогов и конструирование слов из букв становится невозможным.
Аграфия может выступать как изолированное нарушение, но чаще встречается в составе более широких синдромов, таких как афазия. В таком случае характер нарушения письменной речи будет соответствовать характеру нарушения речи в целом. Так или иначе, нарушения письма разнообразны и требуют четкого понимания структуры нарушения для построения адекватного и продуктивного процесса реабилитации.
Диагностика и лечение
Специалистами, занимающимися диагностикой и восстановительным обучением при нарушениях письма, являются логопед-реабилитолог или афазиолог и нейропсихолог.
В ходе работы с подобной категорией пациентов, в зависимости от качества и степени выраженности нарушения, используются упражнения на списывание отдельных слов и букв; выбор из образца и расстановка пропущенных букв в словах и текстах; конструирование слов из предложенных букв; проводятся занятия со стимульным материалом по типу прописей; предлагается разложить подписи под соответствующими картинками; ведется работа над восстановлением письма за счет прописывания «упроченных» слов (собственных биографических данных, географических названий и т. д.). В каждом отдельном случае задания подбираются, а иногда и разрабатываются индивидуально.
Работа с пациентом ведется после всестороннего обследования, включающего осмотр врачей различного профиля (невролог, кардиолог, психоневролог, терапевт), функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ) и под контролем лечащего врача. Отдельно рассчитывается уровень допустимой когнитивной нагрузки для каждого пациента и ведется контроль его соматического состояния.
Чтобы диагностировать дисграфию, достаточно просто провести несколько различных тестов на диктанты и переписывание текстов. Это позволяет определить степень расстройства у ребенка.
Дети, страдающие дисграфией, теряют уверенность в себе, плохо учатся, так как не могут писать правильно. Некоторые дети вообще отказываются писать и даже испытывают страх ходить в школу. Чаще всего учителя не знают о том, что ребенок страдает дисграфией, и не заботятся о таком ребенке, считая, что тот просто ленив.
Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.
Лечение дислексии и проблем обучения в Суламот
Однако если родители заметили симптомы данного нарушения у своего ребенка, им нужно незамедлительно начать лечение дисграфии. Для этого следует обратиться к детскому логопеду (который разработает план лечения заболевания) и детскому психологу (он поможет наладить отношения в семье и школе). Необходимо улучшить память ребенка и развить у него способность к концентрации внимания.
Чтобы избавить ребенка от данного нарушения, потребуется терпение, время и своевременная коррекция дисграфии. Лечение будет слишком утомительным для ребенка, поэтому во время лечения он особенно нуждается в поддержке и внимании со стороны взрослых.
Что нужно знать родителям?
Дисграфия не приговор. Дети, страдающие дисграфией, способны полностью овладеть навыками письма. Хотя для этого они должны старательно и усердно заниматься. Кроме того, существует множество методов коррекции дисграфии.
Помощь логопеда крайне необходима. Этот специалист влияет на оперативное устранение дисграфии. Логопед будет проводить с ребенком различные игры, которые будут развивать навыки письма.
Детей с дисграфией необходимо сначала научить правильной устной речи, а затем уже изучать письмо. В данном вопросе важным является качество, а не количество. Нельзя ругать ребенка за неудачи, кричать на него либо, наоборот, слишком бурно радоваться. Нужно убедить ребенка в том, что у него все получится. Только терпение, желание ребенка и совместная работа со специалистами помогут вылечить дисграфию.
Коррекция дисграфии — что нужно знать?
- Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме — это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
- Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С». Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.
Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо – сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.
Советы родителям детей, страдающих дисграфией
- Большие тексты нужно разбивать на несколько частей и выполнять задания в несколько этапов;
- Нельзя заставлять ребенка переписывать по несколько раз домашние задания, в которых он допустил ошибки. Ребенок станет неуверенным в своих силах и от этого станет допускать еще больше ошибок.
- Даже за минимальный успех ребенка нужно хвалить и поощрять. Кричать на него и унижать нельзя ни в коем случае.
Как помочь ребенку, страдающему дисграфией, научиться писать?
Коррекция дисграфии происходит следующим образом. Вам понадобится тетради в клеточку и ручка, покрытая пупырышками или ребрышками (для массажа подушечек пальцев). Форма корпуса пишущей ручки должна быть по возможности трехгранной. Чернила в ручке разноцветными, можно с блестками, чтобы ребенку нравилось ими писать. Можно писать с помощью перьевых ручек, чтобы дети тренировали силу нажима и правильно держали ручку в руке.
Каждый день нужно переписывать в тетрадь небольшой отрывок любого художественного произведения. В одной клеточке – одна буква, причем буква должна полностью занимать клеточку. Ребенок должен хотеть заниматься. Если криком или ремнем заставлять его, это принесет результата. Нельзя допускать того, чтобы ребенок уставал, был недоволен собой.
Дисграфия (dis – расстройство, grapho – писать) – частичное нарушение письма.
Этот диагноз ставится при допущении систематических ошибок на письме. При этом вовсе необязательно, что Вы не знаете правил грамматики. Такие ошибки настолько необъяснимы со стороны, что кажутся опечатками. Это замены, пропуски, перестановка букв, вставка лишних, недостаток или избыток пробелов между словами, разделение одного слова на части. Например, «стод» вместо «стол», «кнега» вместо «книга». Ещё один признак дисграфии у детей — путаница с похожими «внешне» буквами (такими, как прописные «д» и «б», «п» и «т») и лишние «палочки» и «крючки» у букв «Ш» и «Щ».
Однако не спешите ставить ребёнку диагноз «дисграфия» в дошкольном возрасте — трудности на начальном этапе освоения науки письма естественны. Насторожиться стоит, если школьный «стаж» перевалил за полгода, а ошибки укоренились.
В ходе диагностики определяется один из видов дисграфии:
- артикуляторно-акустическая — связана с нарушением речевого аппарата и звуковосприятия
- акустическая — на основе нарушения различия звуко
- на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- аграмматическая
- оптическая
Каковы возможные причины появления дисграфии?
- в первую очередь — неврологические нарушения (ПЭП, родовая травма и другие ), ведь за речь отвечает кора головного мозга.
- продолжительные соматические заболевания
- неблагоприятные внешние факторы («непримерная» речь окружающих, двуязычие, педагогическая запущенность)
Широко распространены случаи, когда дисграфия вызвана сочетанием речевого и нервно-психического расстройств.
В любом случае главное — определить и устранить причину возникновения нарушения письма.
Способствовать появлению дисграфии может и нарушение/отсутствие следующих необходимых условий развития навыка письма:
- все звуки речи произносятся Вами правильно, Вы безошибочно определяете каждый на слух, можете выделить звук на фоне целого слова и определить его местоположение в нём;
- грамматический навык: Вы умеете согласовывать слова (например, роды существительного и относящегося к нему прилагательного), правильно употребляете предлоги;
- полноценно сформированы представления о пространстве и времени. У Вас не возникает затруднений в определении формы, размеров, расположения предметов, Вы понимаете последовательность тех или иных явлений.
Письменная речь поддаётся корректировке гораздо сложнее, чем устная. В основе нарушений письма (и как следствие ухудшения успеваемости) чаще всего лежат неисправленные вовремя дефекты звукопроизношения. Вот почему необходимо устранить последние как можно раньше.
Серьёзным препятствием на пути преодоления дисграфии является нарушение речевого слуха. Но, как бы трудна не была проблема, решить её придётся, ведь искажение даже одного звука может оставить высказывание непонятым. Не сомневайтесь: эта проблема вполне преодолима.
Читайте больше о дисграфии и помощи логопеда при нарушениях письма
Что включает в себя работа над устранением дисграфии?
- развитие речевого слуха
- «налаживание» фонематических механизмов
- тренировку слухового внимания и слухо-речевой памяти
- звуко-буквенный анализ слов
Специалист-логопед научит Вас отличать твердое произношение от мягкого, а глухое — от звонкого. Самое трудное для ребёнка в этой работе — правильно «перевести» услышанный звук на язык знаков, то есть букв, то есть научиться быстро ориентироваться в стремительном потоке воспринимаемой речи.
Для полноценного и окончательного устранения дисграфии необходимо согласованное сотрудничество логопеда, психолога, невролога и родителей.
Ну а если Вам ещё не пришлось столкнуться с дисграфией, вот несколько рекомендаций для профилактики
Как только ребёнку исполнилось 2 года, внимательно и систематически проводите анализ его формирующейся речи и поведения:
- есть ли трудности в различием речевых звуков
- достаточно ли он ориентируется в пространстве и времени (осознаёт ли понятия «времена года», «дни недели», «вчера-сегодня», «раньше-сейчас»)
- нет ли левшества
- достаточен ли словарный запас
- соответствует ли норме построение фразы
Если результат такого анализа неудовлетворителен хотя бы по одному из критериев, немедленно начинайте работу над устранением «слабого звена».
Из практики
Женя, 3 класс
Исходные данные: стабильная неуспеваемость по русскому языку, дизартрия, фиксированные ошибки при письме (не ставит точку в конце предложения, путает буквы Е и З, О и А, не усвоены правила орфографии 1 класса, предлоги слитно), чтение замедленное и с ошибками.
Из анамнеза: резидуальная энцефалопатия, речь появилась в 4 года.
В ходе диагностики выявились: быстрая утомляемость, отвлекаемость, неврозоподобное поведение, снижение памяти, слабая ориентация в пространстве и времени, низкая мотивация к учебе. Ребенок направлен на обследование и лечение неврологом, параллельно проводились систематические коррекционные логопедические занятия.
Диагноз: нарушение письма смешанного типа.
В результате работы с логопедом количество ошибок на письме сократилось, успеваемость повысилась, ребёнок стал посещать школу с энтузиазмом.
Катя, 2 класс
Неуспеваемость по русскому языку: в письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены букв Б на Д, О на А, У на И, пропуски букв и слогов,ошибки в написании окончаний слов, слитное написание слов, предлогов). Чтение замедленное, с ошибками.
При обследовании выявлена Слабая слухоречевая память: невозможность воспроизвести слоговые ряды, предложения, простую скороговорку. Словарный запас бедный, наблюдается аграмматизм в устной речи. Связная речь не развита. С трудом определяет расположение предметов в пространстве слева — справа Эмоционально-волевая сфера не сформирована. Катя не любит ходить в школу, усилий к учёбе не прикладывает, самооценка занижена.
Диагноз: нарушение письма смешанного типа.
Направлена на консультацию у психолога и неврологическое обследование.
В результате коррекционных занятий количество ошибок на письме сократилось, успеваемость повысилась, Катя записалась в кружок риторики.
Виктория Бунина
Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.
Некоторые родители и учителя считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.
Ученые выявили, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.
Если ребенок делает ошибки
Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.
Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?
Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.
Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.
- Искажение состава слова
Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).
- Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки
- Смешение букв, сходных по написанию
Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).
- Несоблюдение границ слова
Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).
- Несоблюдение границ предложения
Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).
- Аграмматизмы на письме
(много карандашов, на ветков).
Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.
Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).
Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.
Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.
Легче предупредить
Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте. Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.
Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом. Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.
Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?
Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.
Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.
Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.
Виктория Станиславовна Бунина – логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии
Иллюстрации М. Ивановой