Минобрнауки и представители общественных организаций разработают алгоритм действий для сотрудников опеки по изъятию детей из семей. Эксперты рассказали m24.ru, какие именно правила должны быть прописаны в документе.
Фото: ТАСС/ Юрий Смитюк
Зампред городского экспертно-консультативного центра родительской общественности при департаменте образования Ольга Галузина отметила, что родители всегда должны нести ответственность за своего ребенка. Однако, когда семья становится асоциальной – необходимо экстренно изъять ребенка из такой семьи.
«Я очень часто сталкиваюсь с такими семьями, смотря на которых – сразу видно их асоциальность. Именно поэтому мы рассчитываем, что Минобрнауки нужно проработать также и критерии, по которым можно будет моментально забрать ребенка из неблагополучной семьи. К сожалению, сейчас детей, в основном, забирают до 10–12 лет, что абсолютно непонятно. Например, мать 12-летнего ребенка лишилась мужа и сошла с ума. При этом, наша комиссия понимает, что ей крайне необходима медицинская помощь, но наше законодательство осуществляет эту помощь только по собственному желанию больного или по решению суда», – пояснила Галузина в разговоре с m24.ru.
Эксперт добавила, что нарушением права ребенка также является излишняя избалованность со стороны родителей.
«Например, ребенок растет в хорошей семье, у них есть достаток, однако родители несерьезно относятся к образованию ребенка – позволяют ему не посещать детский сад, начальную школу или делать это непостоянно. Будучи в пятом-шестом классах ребенок понимает, что школа не нужна ни ему, ни его родителям. Поэтому, я считаю, что нужно ввести жесткие меры и против таких родителей», – заключила Галузина. По мнению председателя объединения многодетных семей Москвы Натальи Карпович, министерство образования не сможет самостоятельно разработать инструкцию для сотрудников органов опеки – для этого необходимо межрегиональное ведомственное сотрудничество.
«На межведомственном уровне должны быть четко определены критерии безопасности жизни ребенка и его содержания. Изъятие ребенка из семьи не должно происходить по параметрам того, что есть в холодильнике, а по параметрам того, имеет ли ребенок достаточное образование и правильно ли социализируется. Очень важно действовать в интересах ребенка», – считает Карпович.
Она добавила, что в рамках новых инструкций, Минобрнауки может решить ряд вопросов, посвященных вопросам дистанционного и домашнего образования.
«Именно школа и детский сад являются возможными дополнительными контролирующими звеньями, которые видят, как живет ребенок, как одет, на какие кружки ходит и какое развитие у этого ребенка. Скорее всего, Минобрнауки будет разрабатывать эти критерии», – пояснила эксперт в разговоре с m24.ru.
Карпович также отметила, что сейчас ребенка законодательно можно забрать за жестокое обращение, за угрозу его жизни и здоровью, за оставление ребенка в опасности. В то же время, новые инструкции помогут не только сотрудникам, работающим в этой сфере, но и родителям – станут для них ориентиром. «В России не все семьи плохие. Очень много тех, кто посвящает свою жизнь воспитанию детей», – заключила эксперт.
По словам посла доброй воли ЮНЕСКО Александры Очировой, необходимо будет приложить все средства для того, чтобы оставить ребенка в семье.
«Как показывает практика, растет ребенок в семье или нет – этот факт сказывается на его психоэмоциональном состоянии и сопровождает его всю жизнь. Поэтому необходимо проработать некоторые социальные стандарты детства, которые бы являлись своего рода государственной гарантией на услуги здравоохранения и образования», – рассказала m24.ru Очирова.
Она также отметила, что изъятие ребенка из семьи «хирургическим путем» – это упущение государства. «Зачастую органы опеки изымают ребенка из семьи абсолютно по непонятным причинам. Эти действия должны проходить с ответственностью сотрудников опеки», – пояснила эксперт.
20 апреля 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал госстратегию, посвященную мерам по борьбе с распространением ВИЧ в стране. Одним из пунктов документа стало разрешение ВИЧ-инфицированным гражданам усыновлять детей или брать их под опеку.
Ранее в Электростали было возбуждено уголовное дело в отношении матери – Алены Кривенко – которая жестоко наказывала своих детей. Она била их пряжкой ремня и ставила босиком на гречку. Женщина утверждала, что детей надо воспитывать именно так. Побои на теле 11-летней девочки обнаружил классный руководитель, когда ребенок пришел в школу в футболке с коротким рукавом.
Соседи говорят, женщина уезжала поздно вечером и возвращалась под утро. По словам местных таксистов, они часто возили Алену Кривенко по разным адресам. К ней также иногда приезжали компании из нескольких человек, после чего соседи находили шприцы в пепельнице на лестничной клетке.
Отмечается, что сейчас брат и сестра находятся в реабилитационном центре. По словам специалистов, чувствуют себя хорошо, но на их теле еще остались следы от прошлой жизни с мамой. Их матери может грозить от трех до семи лет лишения свободы. Судьбой детей займутся органы опеки.
Мысли о предстоящем визите сотрудников органов опеки в любой семье вызывают, как минимум, тревогу. Их посещение в некоторых случаях можно предугадать. Например, если ребенок получил травму в драке с одноклассником на перемене, и родителям пришлось обратиться в травмпункт, можно быть уверенным, что медицинская организация уведомит о случившемся отдел полиции по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства.
Механизм взаимодействия уполномоченных органов с семьями
Социальные службы обязаны проверять все «тревожные звонки» — информацию (порой и ложную) от соседей; сведения, передаваемые в службу образовательными и медицинскими учреждениями; посторонние сигналы. Любая наводка на ту или иную семью практически неминуемо повлечет за собой инспекционную проверку со стороны соцработника.
К сожалению – это понимают и общественники, и родители, и даже сами работники органов опеки – соцслужбы в нынешнем состоянии нуждаются в серьезнейшей реорганизации своей работы. Так, пиком негативных взаимоотношений уполномоченных органов с семьями является изъятие из них детей. Если руководствоваться действующим законодательством, то, согласно Семейному кодексу РФ, существует лишь одна причина для изъятия ребенка из семьи – угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.
Однако современная практика показывает, что детей забирают от родителей за отсутствие в комнате персонального рабочего места для ребенка или за неработающее в зимнее время отопление (что в подавляющем большинстве случаев является виной не родителей, а коммунальных служб).
Очень часто изъятие производится на основании акта о безнадзорности, однако в качестве причины указывается такое распространенное обстоятельство, как антисанитария. Сюда уполномоченные лица относят такие «свидетельства», как неубранные в шкаф вещи, невымытую посуду, двое суток не мытый пол и т.п.
Важно понимать: если визит в семью наносится сотрудником структурного подразделения опеки, связанного с работой по изъятию детей из неблагополучных семей, он более чем заинтересован в отобрании ребенка, ведь в противном случае со стороны вышестоящего руководства возникнут сомнения в эффективности сотрудника опеки.
Таким образом, схема взаимодействия органов опеки с попавшей в поле их зрения семьей всегда одна – при поступлении жалобы на семью или информации от учреждений, посещаемых ребенком, сотрудники уполномоченных органов должны провести проверку условий содержания ребенка, чтобы выявить состав преступления или его отсутствие. После чего принимается соответствующее решение о дальнейших действиях, но семья практически всегда попадает на учет, независимо от того, имеются для этого основания или нет.
Именно поэтому очень важно законодательно разработать алгоритмы, по которым будут действовать социальные структуры в случае поступления к ним информации о состоянии дел в той или иной семье. Это необходимо, чтобы отделять ложные сведения от настоящих проблем в семье, а финансовые затруднения, осложняющие содержание несовершеннолетних, от действительно опасных ситуаций, когда детям угрожает насилие или голодная смерть.
В связи с этим работе госорганов необходима перестройка, чтобы снимать с первичного учета те семьи, которые оказались оклеветаны посторонними (и ввести на законодательном уровне ответственность за ложный донос в опеку). Деятельность органов опеки должна быть изначально направлена на сохранение семьи.
Если вопрос стоит лишь в устранении временных неприятностей, вроде мелкого ремонта или покупки предмета мебели, необходимо опять-таки законодательно организовать работу по оказанию помощи для таких семей, но никак не угрожать родителям отобранием детей, если они не устранят «замечания».
И только в том случае, если будут выявлены и доказаны факты насилия в семье, условия, представляющие действительную угрозу несовершеннолетним, здесь обязательно должны приниматься меры – но первоначально для ребенка необходимо рассмотреть варианты размещения с близкими людьми – бабушками и дедушками, тетями и дядями, совершеннолетними старшими братьями и сестрами.
Социальные службы должны понимать, как важно не нанести детям психическую травму и, насколько это возможно, сохранить для него привычную благоприятную атмосферу, так необходимую для гармоничного развития.
Как помочь «кризисным» семьям
Разумеется, поговорим не о частной, точечной помощи (хотя и такой способ поддержки трудных семей имеет место быть), а о том, как можно поддержать проекты, целью которых является решение временных затруднений таких семей.
Большинство фондов и общественных организаций, направлением деятельности которых является работа в рамках профилактики социального сиротства, прикладывают усилия к реабилитации тех семей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Как правило, в таких семьях хорошие взаимоотношения между детьми и родителями.
Гораздо сложнее обстоит ситуация с семьями, отличающимися девиантным поведением – лишь узкопрофильные фонды специализируются на подобной помощи. В большинстве случаев, родители-наркоманы и алкоголики, попавшие «под прицел» соцслужб, не справляются сами с зависимостью и теряют права на своих детей.
И тем не менее, работа в этом направлении ведется. Беря под свою опеку «неблагополучную» семью, благотворительные организации выявляют спектр трудностей и список претензий со стороны соцработников, требующий устранения. После этого к помощи семье привлекаются волонтеры, неравнодушные граждане и, при необходимости, сторонние организации.
Некоторые фирмы охотно идут на подобное сотрудничество. Строительные и ремонтные компании помогают семьям с облагораживанием их жилья, производители игрушек, канцтоваров, одежды обеспечивают нуждающихся необходимыми предметами детского обихода, мебельные фабрики решают вопросы с нехваткой спальных и/или рабочих мест.
Все это создает организациям неплохую рекламу, ведь к фирмам-благотворителям резко возрастает интерес со стороны клиентов, так как во многом оказание помощи семьям в тяжелых ситуациях характеризует эти предприятия с лучшей стороны, свидетельствуя об их благонадежности.
Однако не только производители и компании способны помогать семьям. Простые граждане также могут не оставаться в стороне, например, участвуя в организуемых благотворительными фондами акциях. Собирая средства для неимущих семей, люди способствуют тому, что дети не попадают в детские дома, а остаются с любящими родителями.
Конечно, некоторые предпочитают лично оказывать материальную поддержку – через знакомых, например. Но если есть возможность и желание помочь, то гораздо эффективнее будет обращение в благотворительную организацию, которая располагает реальными нуждающимися подопечными, а также стратегией помощи им. Таким образом, подобная направленная поддержка станет эффективной и наверняка изменит чью-то жизнь.
В современной России уделяется особое внимание семьям с детьми, повышению их благосостояния и поддержке. В последние годы государство стало активнее участвовать в решении проблем не только семей с детьми, но и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: в частности, детей-сирот и детей-инвалидов, а также несовершеннолетних, преступивших закон. Кроме федеральной поддержки семей с детьми, в Москве также существуют свои региональные программы по поддержке детства, которые оказываются детям из неблагополучных семей на уровне города, а также на уровне административных округов и районов.
Неблагополучными являются семьи, в которых под воздействием определенных факторов (таких, как низкий уровень доходов, бедность, пьянство, алкоголизм, наркомания, конфликтное взаимоотношение между родителями и детьми и др.) обесцениваются или игнорируются со стороны родителей основные семейные функции и ценности. Так, на территории Северного округа за I полугодие 2016 г. было выявлено и поставлено на учет неблагополучных родителей в количестве 209 человек. Своевременное выявление и постановка на учет таких родителей возможна лишь при слаженном межведомственном взаимодействии, что, конечно же, имеет место быть. К примеру, по информации от учреждений социальной защиты населения САО г. Москвы был выявлен и поставлен на учет 1 чел. из числа неблагополучных родителей, по информации от учреждений опеки и попечительства – 2 чел., учреждений образования – 6 чел. и т.д. Значительный вклад в выявлении неблагополучных родителей вносят и обычные неравнодушные и бдительные граждане, благодаря которым за указанный период было выявлено 4 чел. Безусловно, основная роль в выявлении неблагополучных родителей принадлежит сотрудникам полиции. Так, сотрудниками территориальных отделов по делам несовершеннолетних было выявлено и поставлено на учет 166 чел.
В неблагополучных семьях дети, как правило, предоставлены сами себе, они зачастую подвергаются преступным посягательствам со стороны своих же родителей или же вовсе лишены всякого внимания. В связи с этим высока численность родителей, состоящих на учёте в органах внутренних дел в связи с ненадлежащим воспитанием детей.
Так, в отношении родителей, не исполняющих свои обязанности, на севере Москвы было возбуждено 5 уголовных дел, было составлено 969 административных протоколов (в том числе: 880 – за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей, 88 – за употребление детьми спиртных напитков, наркотических или психотропных веществ и др.), 22 родителя по решению суда были лишены родительских прав.
Одна из неблагополучных семей, в которой родители не исполняли свои обязанности, проживала в квартире на Ленинградском шоссе. 27 июля в 16.50 в дежурную часть ОМВД России по району Левобережный поступило заявление от 58-летней москвички о неудовлетворительном внешнем состоянии своей 5-летней внучки и отсутствии заботы о ней со стороны родителей. Со слов заявительницы стало известно, что ее 23-летний сын и его 31-летняя супруга несколько месяцев не оказывают своей дочери должного внимания и заботы, перестали с ней гулять на улице и стали реже кормить. Прибыв по указанному адресу и пообщавшись с родителями юной девочки, сотрудники полиции ОМВД России по району Левобережный г. Москвы информацию о ненадлежащем состоянии ребенка подтвердили. К неблагополучной семье в тот же день приехали сотрудники Управы района, органов опеки и попечительства, сотрудники других социальных служб, а также бригада Скорой помощи. После общения с родителями ребенка на место вызова был также вызван врач-психиатр. По результатам медицинского обследования у родителей девочки были выявлены психические заболевания. В итоге, они были отправлены на принудительное лечение в одну из столичных психиатрических больниц, а их дочь – в детскую городскую больницу.
В целях профилактики подобных случаев, а именно недопущения попадания семей и детей в трудные жизненные ситуации следует на ранних этапах осуществлять работу на нескольких уровнях взаимодействия: от индивидуального взаимодействия с ребенком и его окружением, включая семью и ближайших родственников, оказывающих на ребенка непосредственное влияние, и сверстников, к следующим уровням, где необходимо наладить слаженную работу с социальными службами (с учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты).
Таким образом, на территории Северного округа, благодаря слаженному взаимодействию всех профильных служб и ведомств, ведется активная борьба в защиту прав и свобод несовершеннолетних детей, проживающих в неблагополучных семьях, а также привлечение их родителей к уголовной и административной ответственности.
Пресс-группа УВД по САО
Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л. Н. Толстой
Дети из неблагополучных семей испытывают трудности в отношениях со сверстниками и воспитателями. Поэтому важна коррекция взаимодействия между ними и их окружением на основе изменения реальной заданности. Социальная работа с неблагополучными семьями включает социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-организационно-координационную и информационную помощь.
Специалист социальной работы по отношению к семье в трёх основных ролях: советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребёнка; педагог — даёт советы по воспитанию детей; консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет возможные пути решения проблем.
В работе с неблагополучными семьями применяются различные формы. Одна из форм — социальный патронаж, включающий посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Он позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях и выявить больше информации. Проведение социального патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности.
Социальный патронаж проводится по нескольким направлениям:
— социально-диагностическое: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
— контрольное: оценка состояния семьи и ребёнка, динамика проблем ; анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
— социально-адапционно-реабилитационное: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
— социальный патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, следует выделить консультирование как одну из форм работы с семьёй. Оно предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Особое место занимает групповой метод работы с неблагополучной семьёй — тренинг. Социально-психологический тренинг ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении . Он даёт возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, а также возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.
Важной формой работы с неблагополучной семьёй является социальный мониторинг семьи. Мониторинг — это научно обоснованная система периодического сбора обобщения и анализа информации о процессах протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений по проблеме. Проведение социального мониторинга строится на полноте, доверенности, системности информации; оперативности получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Это обеспечивается методиками сбора и анализа информации, а также сочетанием обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. Необходимо комплексное использование всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, которые носят естественный характер. Информация предоставляется членами семьи по собственной инициативе и через непосредственное и опосредованное наблюдение. Для социального мониторинга характерны следующие приёмы: сочинения и графические работы детей о семье, которые получены в ходе специально организованного исследования; опросы, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.
Специалист социальной работы определяет специфические особенности взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой. Социальная деятельность с неблагополучной семьёй даёт эффективные результаты, если она основана на комплексном подходе, что включает изучение и использование данных демографии, изучение состава семьи (бабушки, дедушки, мать, отец, братья, сёстры) исследование психологического климата в семье, анализ материального положения.
Работа с неблагополучной семьёй проводится последовательно, поэтапно:
Социальная диагностика.
Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью или
Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.
Четвёртый этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.
Пятый этап: изучение причин неблагополучия в семье, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.
Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
Седьмой этап: составление карты семьи.
Социальная терапия включает информационную, организационную и координирующую составляющие
Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями. Эта деятельность включает работу со школой, со службой защиты, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи.
Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.
Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.
Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй .
В содержание работы с неблагополучной семьёй по оказанию социальной помощи входит ряд направлений (рис. 2).
Рис. 1. Направления социальной работы с неблагополучной семьёй
Семья оказывает реальное воздействие на ребёнка, на формирование его чувств и, в зависимости от того, в какой эмоциональной среде растёт ребёнок, какие нравственные ценности характерны для этой среды, будет зависеть полноценное воспитание, обеспечивающее становление и развитие ребёнка. Как писал Л.С. Выготский: «…существенное отличие среды ребёнка заключается в том, что человеческая среда есть среда социальная, … ребёнок есть часть живой среды, … среда никогда не является для ребёнка внешней. Если ребёнок существо социальное …, то отсюда следует вывод, что ребёнок есть часть социальной среды» .
Младенец не только биологическое существо, но и социальное. По утверждению Л. С. Выготского ребёнок » … в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т. е. активным участником социальных отношений». Пребывание ребёнка в жизненной среде и всё, что происходит с ним связано со взрослыми, ухаживающими за ним. Он постоянно находится в ситуации общения сотрудничества, благодаря чему возникает совершенно особая форма социальных отношений между ребёнком и окружающими .
Первой социальной группой для ребёнка является его семья, которая окружает его в ранние годы тесной социальной оболочкой. В семье ребёнок получает первый социальный опыт. Семья несёт ответственность за воспитательную функцию. В современном урбанизированном обществе семья не утрачивает свои традиционные функции. Напротив, возрастает её роль как института эмоционального контакта, создания условий для проявления эмоций. Эмоциональная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на развитие эмоций и социальных чувств ребёнка, является предпосылкой формирования нравственного мира личности. Поскольку индивидуальное нравственное сознание предполагает не простое восприятие и понимание принципов и норм морали, но и обобщении, передачу накопленного опыта.
Каждый член семьи занимает определённую нишу, т. е. выполняет определённые функции социализации. Семья для всех её членов является определённым пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого ребёнка. Это не просто маленькая группа людей, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в тоже время находиться в теснейшей связи со всеми другими членами семьи, формирующими ребёнка. Дети, находясь в той или иной семье, строят своё поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг.
Исходя из складывающейся семейной ситуации, родители выстраивают систему общения с детьми. В одних случаях — это реализация смысла жизни, а в других — реализация определённой системы воспитания. Складывается реальная направленность воспитательной деятельности родителей или совокупность установок родителей во взаимодействии с ребёнком.
Одна из самых жгучих проблем современности — судьбы детей по тем или иным причинам, оставшихся без внимания родителей, без их любви и заботы. Дети, имеющие одного родителя, то есть являющиеся социальными сиротами при живых родителях. Как правило, родители этих детей страдают хроническим алкоголизмом. Дети из таких семей отстают в физическом и умственном развитии. Большую группу составляют дети с задержкой психического развития. Дети в таких семьях, социально или педагогически запущены, с большим количеством отклонений в развитии, в том числе и эмоционально-волевой сферы.
В неблагополучных семьях нарушаются все функции семьи, особенно социализирующая. Реакция родителей-алкоголиков на те или иные действия, поступки, высказывания детей отличаются непредсказуемостью, во многом зависят от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из проявлений и действий получат одобрение, а какие — осуждение и даже наказание. Это дезорганизует детей, влияет на психическое развитие, на сферу эмоций, на манеру общения.
Главная особенность семейной социализации в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает разнообразную деятельность, занятие спортом, играми, чтением книг, полноценного общения с родителями и друзьями. Важным условием социализации детей в семье является авторитет родителей.
Изучение эмоционально-волевой сферы строится на основе специальной диагностики и методик. Диагностика эмоционально-эффектной сферы и системы отношений ребёнка с окружающим социумом сложна в силу отсутствия стандартизированных методик и личностной незрелости испытуемых. Чаще всего для этого используют проективные методики. При этом следует учитывать их проблематичность, недостаточность стандартизации, трудоёмкость в учёте и интерпретации результатов .
Могут быть использованы практические графические методики, «Рисуночные тесты».
Таким образом, деятельность ДОУ по социализации детей заключается в формировании направлений социальной работы с детьми, с семьей и совместной работе и с детьми и семьей.
Социализация дошкольника носит комплексный характер и включает социально-экономическую, социально-бытовую, социально-правовую, медико-социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-информационную, социально-организационную и другие составляющие.
Социальная работа с неблагополучной семьей включает социальную диагностику, социальную терапию и социальную профилактику. Эффективными формами работы с неблагополучной семьёй являются индивидуальная работа, патронаж, консультационные беседы, тренинги, социальный мониторинг.
Проведение исследований позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальной социально-профилактической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми и разработать рекомендации по ее реализации.
Литература:
1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
3. Гуров В.Н. Социальная работа с семьёй. — М., 2002.
4. Дармодехин С.В. Семья и государство. — М., 2001.
5. Дети группы риска: социальная, психолого-педагогическая помощь.–М., 2000.
6. Дети социального риска и их воспитание./ Под ред. Л.М. Шпициной — СПб., 2003.
7. Дивицына Н.Ф., Миронова Л.К. Социальная работа в вопросах и ответах. — М., 2006.
8. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. — Ростов на Дону, 2005.
9. Дубровина И.В., Фадеева З. Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения. — М., 1998.
10. Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребёнка. // Дошкольная педагогика, 2007, № 11.
11. Забравная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребёнка в ваших руках. — М., 2000.
12. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. — СПб., 2000.
13. Закон Российской Федерации «Об образовании» — М., 2005.
14. Здоровье семьи как социальная проблема работы. — СПб.. 2007.
15. Кузнецова М.А., Новак Е.С. Теория социальной работы. — Волгоград, 2004.
16. Козлов А. А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. — М., 2001.
17. Лебединский В.В., Никольская О. С., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
18. Макаренко А. С. Мудрость чувств. — М., 1970.
19. Мансурова Г.М. О специфике подготовки социального работника к профессиональной деятельности. — М., 1992.
20. Наумчик В. Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей. — М., 2005.