Ребенок с особенностями развития в детском саду
Бруковская Мария Александровна, Аксентьева Ольга Владимировна
МБДОУ — детский сад компенсирующего вида № 452, г.
Екатеринбург
Ключевые слова:
особые образовательные потребности, адаптированная рабочая программа
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в России в общеобразовательных организациях обучается свыше 481 587 детей с особенностями в
развитии.
Понятие «ребенок с особенностями развития» охватывает детей, чьи образовательные потребности выходят за границы условной общепринятой нормы. К этой категории относятся одаренные дети, а также дети с физическими и (или) психологическими
проблемами, которым необходимо создание специальных условий образования для полноценного гармоничного развития личности.
Специальные условия образования — специальные образовательные программы, методы и средства обучения, дидактические и наглядные материалы, технические средства, а также педагогические, психологические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ детьми с ОВЗ затруднено.
В соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования логопеды, дефектологи разрабатывают Рабочую программу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ (далее — Программу).
Воспитанники с ОВЗ имеют как общевозрастные, так и специфические особенности, связанные со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений. Зачастую первичные нарушения осложнены сопутствующими проблемами: нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевыми нарушениями, расстройствами аутистического спектра, синдромом гиперактивности и дефицита внимания, нарушением слуха (состояние после кохлеарной имплантации).
Поэтому цель Программы — создание комплекса условий для разностороннего гармоничного развития личности ребенка независимо от психофизических особенностей и возможностей, его позитивной социализации и индивидуализации.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется структурой дефекта и потенциальными возможностями каждого ребенка и включает в себя следующие направления.
1.Сенсорное развитие (развитие зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса).
2.Развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
3.Развитие общей и мелкой моторики.
4.Развитие артикуляционной моторики.
5.Коррекция звукопроизношения.
6.Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
7.Коррекция и развитие просодической стороны речи.
8.Формирование и развитие лексико-грамматического строя речи.
9.Формирование и развитие связной речи.
10.Формирование фонетико-фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
11.Формирование элементарных математических представлений.
12. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
13.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов -как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Специалистами применяются разнообразные формы работы с воспитанниками. Это индивидуальная работа, организованная с учётом Индивидуального плана развития ребёнка, фронтальные и подгрупповые занятия, а также участие в режимных моментах группы.
Для развития личности ребёнка с особыми образовательными потребностями, его компенсаторных возможностей, используются современные педагогические технологии образования: технологии на основе деятельностного подхода (метод проектов, метод самостоятельной исследовательской деятельности), игровые технологии (развивающие игры Б.П.Никитина, технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»); педагогические технологии обучения и развития (технология моделирования, технология, основанная на ТРИЗ), информационно-коммуникационные технологии, компоненты здоровьесберегающих технологий (доброжелательный стиль общения с детьми, оптимальное распределение интеллектуальных и физических нагрузок, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика, воспитание культуры здоровья).
Коррекционно — развивающая работа осуществляется различными методами.
Методы:
*по используемым средствам *в зависимости от характера деятельности
— Наглядные: непосредственное наблюдение (в природе, на экскурсии); опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин). — Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание. — Практические: дидактические игры, драматизации, инсценировки, упражнения. — Репродуктивные (пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры). — Продуктивные (беседа, рассказывание, пересказ, д/и на развитие связной речи, творческие задания).
Коррекция и компенсация у ребенка психоречевых недостатков обеспечивается объединением усилий педагогов разного профиля: логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. Важным условием является создание единого речевого режима в детском саду: погружение в единую лексическую тему, предъявление одних требований со стороны всех взрослых
Учитель-логопед/дефектолог:
— проводит коррекционную работу по преодолению недостатков развития, и развивающую образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
— использует комплексный подход к решению проблем коррекции с использованием традиционных и нетрадиционных методов.
Воспитатель:
— организует образовательную деятельность, осуществляемую в ходе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов с применением игровых, сюжетных и интегрированных форм;
— поощряет выбор детей в самостоятельной деятельности игр познавательно-речевой направленности;
— стимулирует оречевление всей деятельности. Музыкальный руководитель:
— вводит в практику элементы логоритмики; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие выразительности мимики, жеста; игры-драматизации.
Инструктор по физической культуре:
— организует игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; упражнения на формирование правильного дыхания; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков; игры на развитие пространственной ориентировки.
На основе принципа партнерства осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников. Используются разнообразные формы и методы работы.
• Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, консультации, оформление информационных стендов и сайта ДО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток — буклетов.
• Образование родителей: организация «Школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы).
• Совместная деятельность: привлечение родителей к организации праздников, конкурсов, семейных прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Огромное значение для успешной реализации Программы имеет мотивационная заинтересованность родителей в развитии ребенка, посещение ими консультаций, НОД, совместное выполнение с ребенком домашних заданий (коррекционно-развивающих упражнений и игр, семейных проектов), контроль за правильным произношением и полученными навыками.
Разработанная система условий позволяет скомпенсировать имеющиеся недостатки и открывает для ребенка с ОВЗ возможности для позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Выпускники детского сада имеют равные стартовые возможности для полноценного перехода к следующей ступени образования.
Список литературы:
1. Нищева Н.В. Примерная адаптированная общеобразовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. — 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 240 с.
3. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста:
методическое пособие / авт.сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева (и др.) — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. — 240 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
Аида СОКУРОВА:
— Время бежит с головокружительной быстротой. В круговороте событий с невероятной скоростью протекает человеческая жизнь. И часто бывает, что в этих условиях люди, стремясь к прогрессу, к победе, к подвигу, не замечают идущих рядом, среди которых есть особенные с точки зрения своего физического состояния. Как принято считать, люди такой категории несчастливы, так как многие из них лишены возможности видеть, слышать, передвигаться. Об одном из таких мальчиков я хочу рассказать. В жизни нечасто встречаются люди с такой силой воли, которой обладает он. Мама воспитывала в нем силу духа и волю. Иногда от окружающих приходилось терпеть насмешки и оскорбления. Но Дане Плужникову свойственны мужество и оптимизм. Мама делала все возможное, чтобы воспитать и закалить сына. Мальчик обучается дома, к нему приходят учителя. Иногда они дают уроки по Интернету. Он принимает участие в конкурсах. За четыре года одержал десятки побед и, наконец, выиграл конкурс «Голос. Дети».
Да разве только его можно привести в пример? С такими же волевыми качествами и другой ребенок – Саша ПУШКАРЕВ, названный хрустальным мальчиком. Будучи в тяжелейших условиях по причине неблагополучной семьи, он не теряет достоинства, воспитывает в себе мужество и волю. Нельзя не сказать о паралимпийцах — детях и взрослых. А люди с ограниченными возможностями, способные показать образцы настоящего хореографического искусства, танцуя в инвалидных колясках, конечно же, их тоже можно отнести к особенным. Подобными примерами богата и русская литература. Достаточно вспомнить повесть КОРОЛЕНКО «Слепой музыкант», в которой незрячий мальчик достигает вершин исполнения.
Всем нам надо помнить, что особенные люди – часть нашего общества и что обделенные здоровьем, они во многом зависят от окружения. Каково представить себя отторгнутым, непризнанным, ненужным?! Как приятно, когда особенные люди окружены вниманием со стороны государственных деятелей и работников разных сфер. К примеру, можно назвать телеведущих Андрея МАЛАХОВА, Бориса КОРЧЕВНИКОВА, Дмитрия ШЕПЕЛЕВА, проповедующих гуманизм и вскрывающих неблагополучие в жизни.
Нельзя быть равнодушными к людям, которые нуждаются в помощи, нельзя унижать, оскорблять ни в чем не повинных людей.
***
Многое делает для развития и социализации особенных детей Центр труда, занятости и социальной защиты Нальчика. Как сообщила начальник отдела Амина БАДРАКОВА, которая является инициатором и организатором этих мероприятий, 5 декабря в ГКЗ совместно с Центром досуга «Орешка» состоялся праздничный концерт. Подарки детям были вручены от БФ «Майк Лорис», общественной организации «Мост в Нарнию» из Сочи, праздничной мастерской «Твой день». А 8 декабря в Национальной библиотеке им. Мальбахова совместно с Центром труда пройдет фестиваль творчества «Я живу! И в этом радость», который покажет таланты особенных детей, здесь же пройдут творческие мастер-классы.
Всего в этом году центром было организовано 18 мероприятий для особенных детей. Кроме того, на базе СОШ № 12 открыт класс для детей с особенностями развития, во Дворце творчества детей и молодежи открыта группа в школе раннего развития для десяти таких детей.
«Для эффективной подготовки к жизни ребенок нуждается в богатой окружающей среде, помогающей ему «на ощупь» познавать мир».
С.Френе95
14.1. Воспитательный процесс в сельской школе
Сельская школа — особый тип образовательного учреждения. Условно можно выделить три основных варианта функционирования сельской школы.
В первом случае — это обычная полная школа, отличающаяся от городской тем, что она расположена в сельской местности и учащиеся живут в расположенных рядом населенных пунктах и ежедневно приходят или приезжают на занятия.
Второй вариант — сельская школа-интернат, однако данный тип школы не получил широкого распространения. Это связано прежде всего с тем, что в народной педагогике большое внимание уделяют семейному воспитанию, и проживание детей в течение долгого времени без родителей противоречит традициям воспитания. Кроме того, для школы-интерната необходимо специальное здание, хорошая материальная база, что не всегда возможно в сельской местности.
Третий вариант — малочисленная школа. Данный тип учебного заведения наиболее распространен в сельской местности. Сельская малочисленная школа — это образовательное учреждение, удаленное от культурных и научных центров, где обучаются менее ста учащихся, один учитель преподает несколько предметов, в классе от 2 до 15 учащихся, отсутствуют параллели. На организацию воспитательного процесса в сельской школе влияет специфика сельского социума, которая проявляется в следующем.
Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна по сравнению с городской. Вследствие этого родители, односельчане оказывают большое влияние детей, не учитывать которое в процессе воспитания было бы ошибочно.
На селе в более значительной степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, особое отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.
Опыт общения детей ограничен их численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.
В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.
На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, круг демонстрируемых кинофильмов, меньшее количество принимаемых программ телевидения, малое количество кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограничены.
Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.
Сельская школа, с одной стороны, очень быстро ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном хозяйстве, а с другой — сама способна оказывать существенное влияние на решение социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг события. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием воспитательного потенциала сельского социума. Возможно формирование устойчивых местных духовных и национальных традиций, пронизывающих систему отношений между жителями. Школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.
На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитательной системы многих сельских школ отражается ее малочисленность. Малочисленные школы, где обучаются менее 100 учащихся, составляют 60-70% от общего числа школ на селе. Малочисленность имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий друг друга, отношений в семьях способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.
В то же время малочисленность коллектива сельской школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.
Педагогическая работа в сельской школе должна быть направлена на воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться, на селе. Необходимо обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека.
Воспитание хозяина земли, культурного труженика села, конкурентоспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села возможно при организации следующих направлений работы:
— включение учащихся в производительный труд, основанный на личной и общественной мотивации;
— укрепление здоровья учащихся и учителей через создание спортивно-оздоровительных комплексов;
— распространение и освоение опыта ведения фермерских хозяйств, освоение экономических знаний, современных производственных технологий на селе;
— участие школьников в коммерческой деятельности;
— создание школьных трудовых объединений, собственных подсобных хозяйств, агрошкол;
— организация целенаправленной профориентационной работы.
Учитывая проблемы и достоинства сельской школы, можно определить специфические идеи, реализация которых может обеспечить результативность воспитательной работы.
Важной идеей является организация сотворчества участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся и родителей. Для ее реализации на селе имеются благоприятные условия: близость проживания, хорошее знание особенностей друг друга, атмосфера соборности и семейности, возможность и необходимость собираться всем вместе по случаю важных проблем, проведения праздников. В условиях сельской школы особенно эффективно использование методик коллективной творческой деятельности для организации совместной работы учащихся и родителей.
Идея расширения связей учащихся с окружающим миром обусловлена ограниченностью и замкнутостью пространства, в котором происходит социальное становление сельского школьника, бедностью и ограниченностью общения в условиях малочисленной школы.
Реализация данной идеи позволяет обогатить сферу социальных связей детей, обеспечить их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повысить культурный и образовательный уровень школьников, обогатить их социальный опыт, а также предоставляет ребенку возможность осуществлять социальные пробы.
Расширение связей учащихся с окружающим миром ведет к коррекции действий школьников, системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но и других людей.
Для обеспечения этой идеи необходимо шире использовать возможности прежде всего самой школы, изменив структуру организации воспитательного процесса: преодолеть ограниченность воспитательного процесса рамками класса, проводить занятия за пределами школы, на природе, в местном хозяйстве, разнообразить содержание и формы внеурочной воспитательной работы и т.д. Целесообразно развивать связи школ с культурными и учебно-воспитательными центрами села, района, области, а также между сельскими школами.
Идея педагогизации социального окружения является продолжением основополагающей идеи взаимодействия школы и социума. Существует, по меньшей мере, две причины активного взаимодействия школы и ближайшего социального окружения: с одной стороны, для решения воспитательных задач школа не может и не должна ограждать детей от влияний среды; с другой стороны, сельской школе, особенно малочисленной, трудно в одиночку решать задачи воспитания. Школа стремится включить в жизнь учащихся заботы и проблемы ближайшего окружения, превратиться в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме, тем самым развивая детей, обеспечивая успешность их социализации и повышая качество образования. Учащихся необходимо не только информировать о проблемах окружающей среды, но и активно вовлекать в процесс их решения.
Возможности сельской школы во взаимодействии с социальной средой несравненно шире, чем городской. В отличие от городской школы, взаимодействующей на равных, а часто приспосабливающейся под требования среды, ближайшую социальную среду сельская школа приспосабливает под себя, превращая ее в среду воспитывающую, интегрируя ее воспитательные возможности. Путем педагогизации возможно совершенствование содержания воспитания, обеспечение воспитывающего характера всех видов деятельности учащихся в среде, обновление форм работы.
Возможны следующие пути педагогизации социального окружения школы:
— включение в систему работы школы общественно полезной деятельности на селе (дела по благоустройству, забота о людях, престарелых, помощь детским учреждениям, охрана природы, краеведческая работа и т.д.) и производительного труда;
— освоение и развитие местных традиций и культурного наследия, включение их в воспитательный процесс;
— использование «человеческих ресурсов» среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей села, специалистов, установление связей с другими школами и т.п.);
— организация взаимодействия с родителями учащихся, оказание им помощи и расширение воспитательного потенциала семьи;
— использование материальной, производственной и культурной базы села (предприятий, учреждений, клубов, спортивных площадок и др.);
— создание школьных научных объединений по разработке местных проблем, выпуск школьниками газеты, радиогазеты о событиях села и школы и др.
Важным средством педагогизации среды и воспитания учащихся могут стать местные музеи, раскрывающие сокровища культуры и историю родного края. При их создании объединяются усилия, достигается сотрудничество жителей села, школы, местных учреждений, органов власти.
Целесообразно организовывать социально-педагогические комплексы, когда на территории сельского социума создается единая база воспитания детей разного возраста и учащиеся включаются в разностороннюю трудовую, познавательную, клубную деятельность. В этом случае субъектами воспитания выступают не только педагоги школы, но и специалисты других детских учреждений села, работники культуры, коллективы предприятий и хозяйств.
Идея взаимодействия детей разного возраста обусловлена тем, что в условиях малочисленной школы неэффективно проведение ряда занятий, а тем более воспитательных мероприятий по классам, где обучается часто меньше 10 человек. Разновозрастное взаимодействие имеет большой воспитательный потенциал и обеспечивает:
— более широкие возможности для овладения учащимися культурными ценностями;
— успешность освоения школьниками различных социальных ролей;
— преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших детей;
— социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших младшим при организации их жизнедеятельности, поддержки тех учащихся, которые не могут реализовать себя по самым разным причинам в группе сверстников;
— подготовку к социальной самозащите, предполагающей обучение принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях, умению устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях;
— преодоление психологической депривации сельского ребенка.
Взаимодействие школьников разного возраста обеспечивает их взаимное обогащение и овладение старшими социальными ролями взрослого; приобретение опыта ответственности за других; освоение навыков организаторской деятельности, что невозможно в условиях малочисленного класса. Разновозрастные связи создают благоприятные условия для актуализации и развития тех качеств личности, которые в одновозрастном коллективе остались бы незамеченными и не получили бы возможности для проявления, а также обеспечивают гуманизацию отношений между детьми. Полученные навыки помогут сегодняшнему ученику в будущей взрослой жизни легко и свободно самому изменяться в постоянно меняющемся мире на основе применения приобретенного опыта.
Организовать разновозрастное взаимодействие в сельской школе гораздо легче, чем в городской. Компактное проживание учащихся в небольших населенных пунктах, корпоративность отношений по родственному признаку ведут к тому, что такой тип взаимодействия формируется не только в школе, но и за ее пределами. Он воспринимается школьниками как вполне естественный и служит основой для развития дружеских, товарищеских отношений среди детей разного возраста.
Изучение состояния организации воспитательного процесса в малочисленных школах показало, что чаще всего взаимодействие учащихся разного возраста носит стихийный и нерегулируемый характер, что снижает воспитательную эффективность взаимодействия. В связи с этим необходимо продумать содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, способы организации разновозрастных контактов в учебной и внеучебной работе, определить средства, стимулирующие взаимодействие детей разного возраста. При организации воспитательной работы в сельских школах естественным образом возникают разновозрастные объединения.
В школе могут формироваться объединения с относительно постоянным составом школьников, а также временные группы. В одних видах деятельности возникают объединения, состоящие из всех учащихся школы, в других – из представителей нескольких классов. В одни объединения входят педагоги, учащиеся и родители, в другие – только школьники. Сама школа представляет собой реально действующий разновозрастной коллектив.
Временные и постоянные разновозрастные группы могут возникать при проведении разновозрастных занятий, так как в условиях малочисленной школы нецелесообразно, педагогически неэффективно проведение некоторых уроков по классам (по физкультуре, труду, музыке). Возможно проведение разновозрастных занятий и по другим предметам. Основанием для таких уроков может быть изучение одинаковой темы, но на разном уровне сложности в старших и младших классах.
Разновозрастные занятия имеют большой воспитательный и образовательный потенциал. В малочисленной школе они являются естественными и педагогически целесообразными, соответствуют потребностям детей в расширении контактов и разнообразии форм учебной деятельности, обеспечивают психологическую защищенность ребенка. Такие занятия повышают активность старших и младших учащихся, положительно изменяют мотивацию учения. В то же время появляется возможность для младших более глубоко освоить материал, а старшим в активной позиции повторить и закрепить ранее изученный.
Для решения комплекса воспитательных задач во внеучебное время целесообразно создание разновозрастных групп с относительно постоянным составом. По существу, они могут стать первичными коллективами, которые сейчас в некоторых школах называют содружествами. При формировании этих объединений учитываются желания детей, особенности их контактов, место жительства. Целесообразно предусмотреть в таком разновозрастном коллективе наличие лидера, способного организовать группу учащихся и регулировать отношения между старшими и младшими. Содружества могут выполнять по очереди повседневную работу в школе (чередование традиционных поручений), готовиться к общешкольным делам, организовать взаимопомощь в учебе.
Наряду с содружествами могут формироваться относительно постоянные по составу объединения для выполнения конкретной систематической работы, например, различные трудовые объединения, где осуществляется распределение обязанностей и ролей с учетом возможностей детей разного возраста.
Большим воспитательным потенциалом располагают объединения клубного типа: кружки, секции, творческие коллективы. Некоторые из них в малочисленной школе могут объединять почти всех учащихся, а также педагогов и родителей.
Целесообразно создание временных разновозрастных объединений в ходе подготовки и проведения школьных дел: творческих групп, а также советов дел, выполняющих роль органов самоуправления.
В ряде случаев могут быть сформированы сводные отряды для выполнения работы, требующей специальных умений и навыков (ремонт мебели, оказание помощи детскому саду в благоустройстве, подготовка поздравлений и т.п.).
Таким образом, в малочисленной школе в зависимости от характера деятельности, в которую включаются дети, могут формироваться разновозрастные объединения. В целях развития личности, включения ее в систему социальных проб, постепенного расширения и обогащения сферы ее общения и социальных связей полезно предусмотреть вхождение детей в разнообразные постоянные и временные объединения. Вопрос об их создании и способе формирования решают сами участники педагогического процесса, и прежде всего учащиеся.
Особенностью организации воспитательного процесса в сельской школе является возможность более гибкого построения режима работы школы, стирание резких граней между формами учебной и внеучебной деятельности, например, проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий на природе, у костра, на берегу реки.
В условиях села труднее реализовывать вариативность построения воспитательной работы и создавать условия для свободного выбора занятий, форм досуговой деятельности. Как правило, в небольшой сельской школе создаются 1-2 коллектива клубного типа, в котором занимаются почти все учащиеся. Выбор не так разнообразен, но в рамках одного объединения можно обеспечить выбор детьми ролей, контактных групп, форм участия в делах объединения. Хорошее знание особенностей детей и их контактов позволяет создать условия для удовлетворения интересов и потребностей каждого ученика в процессе подготовки и проведения различных дел, возможности для выбора видов, форм деятельности, позиций, временных объединений и контактных групп.
Чтобы расширить образовательное пространство ребенка, дать ему возможность выбирать, принимать самостоятельные решения, в сельских школах целесообразно проводить Дни свободного выбора и творчества, которые обычно включают следующее: 1) уроки по выбору; 2) занятия по интересам; 3) час свободного общения школьников и педагогов; 4) коллективное творческое дело. В такой день учащиеся имеют возможность выбирать, пробовать себя, проявить свои интересы и потребности.
Целесообразно привлечение к проведению уроков по выбору, занятий по интересам местных и районных специалистов, родителей. Сценарии таких дней, как правило, разрабатываются педагогами и учащимися. Они разнообразят школьную жизнь, снимают напряженность от повседневной жестко заданной организации, раскрепощают детей.
У малочисленной школы очень важное, завидное для большинства школ преимущество, позволяющее коллективно, с участием всех учащихся и педагогов, а также родителей решать многие вопросы на общешкольном собрании, которое является важным средством развития самоуправления. Все учащиеся школы могут собраться и оперативно решить возникающие проблемы.
Очень быстро и увлеченно сельские дети включаются в игры, с удовольствием участвует в их создании. Привлекает учащихся сельских школ деятельность детских общественных организаций.
Важное место в ФГОС общего образования отводится внеурочной деятельности детей. Какие модели могут стать ориентиром при организации внеурочной деятельности сельских школьников?
Выбор моделей зависит от условий школы и социума. Сельские школы и их социальное окружение очень разные, и поэтому при построении внеурочной деятельности могут быть использованы разные модели. Выделим наиболее типичные условия и соответствующие им модели организации внеурочной деятельности детей в сельских учреждениях.
Школа районного центра, где имеются культурные и спортивные учреждения, ПУ, действующие предприятия и другие школы. Таких сельских школ немного и у них есть возможность ориентироваться на модели с высоким уровнем интеграционных процессов и связи с окружающей средой. Школы такого типа близки по условиям финансирования и материальным возможностям к городским и могут выбирать те модели, где возможно привлечение специалистов к организации внеурочной деятельности, дополнительного образования, организации кружков на базе этих учреждений.
Школа поселковая, где есть действующий спортивно-оздоровительный или культурный центр и можно привлекать специалистов этих учреждений и использовать их базу. В этом и предыдущем случае могут быть созданы школа полного дня, школа-комплекс, школа-клуб и др.
Школа сельская малочисленная, как правило, удаленная от районных и культурных центров. Здесь существуют особые проблемы в организации внеурочной деятельности детей, связанные с отсутствием специальной базы и педагогов дополнительного образования. Поэтому школа ощущает потребность в поиске вариантов организации внеурочной деятельности, не рассчитывая на дополнительное финансирование и используя имеющиеся ресурсы. В связи с этим можно предложить еще несколько вариантов организации внеурочной деятельности на селе, тем более что имеется реальный опыт такой работы.
Первый вариант — создание ресурсного центра на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности учащихся нескольких близлежащих школ, где отсутствуют кадровые и материальные возможности для полноценной воспитательной работы, дополнительного образования детей.
Второй вариант – организация внеурочной деятельности в ассоциации сельских школ по единой программе: на базе опорной школы или на базе всех школ в зависимости от ресурсов каждой школы и ее социума.
Эти два варианты возможны, если школы находятся на небольшом расстоянии друг от друга и уже существует опыт совместной работы нескольких школ.
Третий вариант. Существует достаточно много школ, удаленных от культурно-образовательных центров, других школ и вынужденных рассчитывать только на собственные возможности — привлекать к организации внеурочной деятельности родителей и жителей. Как правило, это малочисленные школы, где трудится около десятка учителей, нет специалистов для организации разносторонней внеурочной деятельности. В этом случае также возможны различные варианты построения внеурочной деятельности детей:
— проведение различных общешкольных дел, охватывающих всех детей и предоставляющих школьникам возможность участвовать в различных видах внеурочной деятельности на этапе подготовки и проведения этих дел;
— создание творческого коллектива при наличии педагога-специалиста, местного умельца, увлеченного человека, объединяющего весь школьный коллектив, а возможно, и жителей совместным и индивидуальным творчеством в различных видах деятельности (например, театр, творческий коллектив народного танца и песни, экологический клуб и т.п.);
— проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей;
— создание детской общественной организации, которая предусматривает включение детей в различные виды деятельности;
— организация внеурочной деятельности детей через общешкольные дела, кружки, руководителями которых являются учителя, жители, родители.
Каждая сельская школа, выстраивая внеурочную деятельность, ориентируется на те модели, которые отражают решение конкретных задач и соответствуют условиям. При этом следует отметить важность сетевого взаимодействия различных учреждений при организации внеурочной деятельности сельских школьников.
Поскольку центром всей воспитательной работы на селе является школа, то возможности педагогического влияния на детей, включения их в социально значимую деятельность выше, чем в городской. В связи с этим возрастает ответственность педагогов за результаты своего труда. Поэтому, вероятно, хорошие сельские школы отличаются традициями, имеют свое лицо. Здесь ярче просматривается зависимость психологической атмосферы в школьном коллективе от отношений педагогов, их профессионализма. Школа в значительной мере определяет культуру села, его будущее.
Обеспечение качества и доступности образования сельского ребенка, введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах, сокращение числа учащихся требуют развития образовательного пространства на селе, которое связано с реструктуризацией сети сельских школ. Реструктуризация — это не самоцель, это способ создания эффективной структуры, способной обеспечить индивидуальный образовательный маршрут каждому сельскому ученику, удовлетворить его образовательные потребности.
Психологи называют детей, которые не укладывается в идеальный портрет психического и физического развития «Дети с особенностями развития». Такие дети существовали всегда, но в последние годы внимание родителей к здоровью своих чад значительно увеличилось
Более чем у 80 процентов современных детей встречаются отклонения в развитии. Но сравниваются они не со сверстниками, а с теми идеальными портретами, описанными в учебниках по детской психологии.
ЭМОЦИИ. Детей с нарушениями эмоционального интеллекта 38%. У них преобладают такие негативные эмоции как тревожность, напряженность, страхи, агрессия, раздражительность.
ПРИМЕР. Учительница семилетней девочки уверена, что у ребёнка абсолютно отсутствует память. В классе она не может запомнить простое четырехстишие даже после шестикратного повторения. Но исследования в спокойной обстановке психологического кабинета показали: память у девочки не только не отстает, она опережает нормальный показатель. У нее работает так называемая избирательная память – ребенку для безболезненного запоминания материала необходима спокойная обстановка.
Требования современных взрослых требуют, чтобы ребенок был конкурентоспособным, инициативным. Но каждый ли малыш может справиться с такими требованиями?
ОТВЕРЖЕНИЕ. Детей, подвергающихся отвержению со стороны родителя, почти 40%.
ПРИМЕР. Одной матери на утреннике достаточно увидеть свое чадо улыбающимся и довольным. Другой нужно, чтобы ребенок выступил и показал себя во всей красе. «Докажи и мне, и другим, что ты успешен!» Это и есть отвержение. Без одобрения и внешней атрибутики других людей мама не уверена в своей любви к ребенку. В будущем это может привести к закомплексованности и развитию тревоги у ребенка. Причины кроются в самих родителях. Им необходимо сначала решить свои собственные психологические проблемы.
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ. В первый класс с каждым годом приходит все больше малышей, с трудностями в освоении чтения и письма. Таких детей на данный момент около 34%. Но до 1980-х годов таких детей в стране было всего 3,4%. Цифры говорят сами за себя.
ПРИМЕР. Третьеклассник одной из школ во время письма до сих пор путает «и» и «ш», «б» и «р». Мальчик прекрасно читает, рисует, по многим предметам у него максимальная успеваемость. Психолог решила проанализировать, какие ошибки преобладают у ребенка. Она посмотрела все школьные тетради, чтобы определить причину дисграфии. Но системности в ошибках не обнаружилось. У таких детей отстают в развитии ассоциативные отделы мозговых структур. Обратись родители к специалисту с этой проблемой в дошкольном возрасте, ребенку можно было бы помочь. Эти связывающие структуры мозга развиваются до 7 лет. Но решение нашли. Оказалось, мальчик может писать и без ошибок, но только печатными буквами. Теперь он берет с собой в школу ноутбук.
Причины дисграфии и дислексии кроются в особенностях работы мозга, которые возникают в период внутриутробного развития ребенка, в процессе его рождения. Это так называемые родовые травмы, таятся они в переживаемых стрессах, наследственности и в прогрессе. Нарушение зрительно-пространственных ориентировок – одна из причин трудностей письма. У многих из нас появился личный транспорт. Ребенок садится в машину в одной точке, а выходит в другой. О том, как добрался, он не имеет представления. А ведь тетрадь – та же самая ориентировка.
Еще одна причина – в чрезмерной загруженности детей. Ушла в прошлое школа, когда взрослый передавал свой опыт младшему. Теперь дети получают оперативные онлайн-знания в готовом виде. А наиболее продуктивный путь познания в детстве – самостоятельная деятельность, осуществляемая самим ребенком в процессе познавательной активности. Получается, что вновь нарушаются закономерная последовательность психического развития ребенка. Как результат мы видим трудности обучения в школе.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Ребенок постоянно вертится, ни секунды не сидит на месте. У него проблема с концентрацией внимания, воображением. Это гиперактивный синдром, СДВГ.
ПРИМЕР. Восьмилетний ребёнок чрезмерно развит. Он легко находит общий язык с любой техникой, быстро отыскивает нужную информацию в интернете. Он постоянно находится в движение. Но как только вокруг становится тихо и спокойно, мальчик перестает воспринимать информацию. Ребенок молчит, его взгляд стекленеет. Специалисты выяснили причину гиперактивности мальчика. Проблему удалось решить с помощью детского офтальмолога. В данном случае она крылась в строении зрительных мышц.
У таких детей отстают в развитии определенные участки мозга, утверждают специалисты. Они совершенно по-другому видят окружающий их мир. Восприятие информации, речь и движение кажутся в 2,5 – 3 раза выше. Повышенные требования общества, родителей, употребление пищи, богатой красителями и токсинами, психологические проблемы – вот причины возникновения синдрома
Кстати
На IV Всероссийском съезде психологов в образовании были обнародованы следующие цифры. В России около 27 миллионов детей до 10-летнего возраста. Но всего 14 – 16% тех, кто вписывается в тот самый идеальный портрет.
ЛЕВОРУКОСТЬ. По сравнению с праворукими у таких детей иное мировосприятие. Праворукие дети думают словами и воспринимают информацию быстро. У леворукого ребенка активно правое полушарие. Он слышит слово, кодирует его в символы, схемы, знаки. А решение в виде символов переводится в словесный язык. Как правило, большинство леворуких детей обладают своим оригинальным взглядом на мир.
ПРИМЕР. Девочке в садике предложили разложить несколько предметов по группам. Ботинок и кастрюлю девочка-левша сложила в одну группу. Воспитательница посчитала такое решение задачи неверным. Придя домой, Наташа объяснила, почему она поместила эти два, казалось бы, на первый взгляд непохожих предмета рядом: «Пустота для кастрюли и ботинка общая».
2,8% детей леворукость передается по наследству. А сейчас их 22 – 24%. Откуда такая разница? Психологи утверждают, что причин несколько: кесарево сечение, раннее обучение чтению и письму школьным методом.
АГРЕССИВНОСТЬ. Таких детей почти четверть. Они чрезмерно чувствительны. Они не могут контролировать эмоции, часто винят окружающих в своем поведении.
ПРИМЕР. 9-летний мальчик бросил камень в одноклассника, не осознавая тяжести своего поступка. Он тут же начал извиняться, поняв, что он сделал больно другу, Психолог нашел причину агрессии в гиперактивном синдроме мальчика. Среди причин неконтролируемой агрессии – родовая травма, подсознательное ожидание опасности. Причину часто ищут в беременности в том, как себя чувствовала будущая мама. У ребенка может развиться агрессия, Если в период беременности она чувствовала себя недостаточно защищенной.
ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА. Это дети, которым ничего не интересно. Равнодушие ко всему происходящему, апатия. Новая информация не приносит позитивных эмоций.
ПРИМЕР. Мальчик из состоятельной семьи. За каждую пятерку ему давали 5 долларов, за четверку – три. За тройки и двойки мальчик платил родителям сам. На Новый год ему подарили 200 долларов. Родители просто не знали, что еще подарить сыну. Ведь у него есть все, о чем только может мечтать ребенок в его возрасте. Однажды мальчик не пошел в школу. Ему не хотелось ни долларов, ни новых игрушек. Мир стал для него серым и бессмысленным. К этим последствиям привела пресыщенность. Причины потери интереса к жизни у детей вполне взрослые – неуверенность в себе, перегрузки, стрессы и т.д.
Кстати
Несколько десятков лет назад количество одаренных детей составляло 0,05%. Сегодня их число увеличилось ровно в 100 раз. Таких теперь 5%.
ВЫВОД. Часто родители сильно переживают из-за обычной простуды, но упорно не хотят видеть и решать психологические проблемы ребенка. Дети, о которых мы рассказали, – с пограничными состояниями. Они не входят ни в норму, ни в группу патологий, серьезных болезней. Но от того, какие условия для них создадут родители, учителя, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие. Все эти особенные дети могут к 14 годам вернуться в группу нормативно развивающихся детей – без отклонений и психологических проблем.
*Все факты и цифры, использованные в данном материале, прозвучали на IV Всероссийском съезде психологов в образовании.
Источник Подготовила Красникова Алёна
Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.
Выражая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их потребностей в особых условиях и средствах образования. Он подчеркивает ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен поскольку ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами.
Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»).
Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями|” органично отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.
Современные научные представлений позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.
- Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)
- Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально- бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)
- Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п.
- В особой организации обучения — потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды (Так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение).
- В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.
- В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями» нуждается в дальнейшей разработке. Так, представляется необходимым дифференцированное описание, определение и осмысление
- особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития;
- общих образовательных потребностей разных категорий детей применительно к одним и тем же задачам и этапам развития;
- вариантов особых образовательных потребностей конкретных детей по отношению к разным этапам развития и индивидуальным образовательным маршрутам и др.