2 мая 2020 г.
2 мая Русская Православная Церковь отмечает успение блаженной Матроны Московской.
Матрона Дмитриевна Никонова — так в миру звали будущую святую. Она родилась в 1881 году в небольшой деревеньке Себино в Тульской губернии.
Крестьянская семья, в которой Матрона должна была стать четвертым ребенком, жила крайне бедно — и родители приняли тяжелое решение отдать будущую дочь в приют. Но, как говорит житие святой, ее мать передумала делать страшный шаг после того, как ей приснился пророческий сон — дочь явилась ей в виде белой птицы с человечьим лицом и закрытыми глазами.
Сон оказался вещим — дочь родилась незрячей, причем глаз у нее не было вовсе — плотно сомкнутые веки закрывали глазницы. А еще говорят, что на груди у малышки была выпуклость в форме крестика.
С самого детства Матрона всем сердцем полюбила бывать в храме, а примерно с восьми лет будущая святая стала предсказывать будущее и исцелять недужных. К дому семьи приезжали страждущие из соседних селений, и девочка с помощью дара от Бога и молитвы поднимала на ноги даже неходящих больных.
В 18 лет у Матронушки отнялись ноги. Она так никогда и не смогла больше ходить, но не жаловалсь на болезни, а смиренно несла свой крест. Когда грянула революция 1917 года, Матрона вместе со своей подругой Лидией Янковой оказалась без крыши над головой. К 1925 года подвижница переехала жить в Москву. Ей приходилось нелегко — еду и кров давали добрые люди.
Все годы до своей смерти святая целиком отдавала себя людям — люди шли к ней за исцелением, и поток их не иссякал. Святая не отказывала никому, и по ее молитвам к Богу многие получали просимое. Она говорила: «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого». Помощь Матроны не имела ничего общего с колдовством и заговорами, которые Церковь всегда глубоко осуждала. Святая исцеляла искренней молитвой за людей.
2 мая 1952 года Матронушка отошла ко Господу. Как гласит житие, о часе смерти блаженная знала за три дня.
4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу» (там находился один из немногих действующих московских храмов). Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угодницы Божией. Уже с первых дней после кончины к ее могиле стали приходить паломники — кто с благодарностью за ее подвижничество и чудеса исцеления, кто с молитвенными просьбами.
8 марта 1998 года мощи блаженной Матроны перевезли в Данилов монастырь, а потом — в храм на территории Покровского ставропигиального монастыря на Таганке. Здесь они каждый день открыты для верующих.
Господь Святой Матроне Московской даровал милость – утешать и помогать людям — она одна из самых известных и почитаемых в России Святых.
Помогает Святая Матрона в любых горестях и скорбях всем, кто к ней обращается с верой и искренней молитвой.
Содержание
Житие Святой
Будущая Святая родилась в деревне Себино Тульской губернии в бедной крестьянской семье Никоновых. Родители — Димитрий и Наталия, еле-еле сводившие концы с концами, еще до рождения малыша хотели отдать его в приют, так как считали, что прокормить четвертого ребенка не смогут.
Но судьба распорядилась иначе – вещий сон приснился Наталии – в нем еще не родившаяся дочь явилась матери в виде птицы белой с человеческим лицом, закрытыми глазами и села ей на правую руку.
Набожная женщина, приняв сон за знамение, передумала отдавать дитя в приют.
© photo: Sputnik / Yuri Kaver Верующие пришли поклониться мощам святой блаженной Матроны Московской Родилась Матрона не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь ей даровал духовное зрение, а к семи-восьми годам у нее открылся дар предсказания и исцеления больных.
Девочка предвидела стихийные и общественные бедствия, чувствовала приближение опасности. Близкие со временем стали замечать, что Матроне ведомы не только человеческие грехи и преступления, но и мысли.
По молитвам Матроны люди исцелялись от болезней и утешались в скорбях. Приходили к девочке и привозили лежачих больных, которых она поднимала на ноги, из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний.
Желая отблагодарить Матрону, люди оставляли продукты и подарки ее родителям. Так девочка стала кормилицей семьи, вместо того чтобы стать для нее обузой.
Нинооба в Грузии: день пришествия Святой Нино-крестительницы >>
В 17 лет у Матроны отказали ноги, и всю оставшуюся жизнь, на протяжении пятидесяти лет, блаженная не могла ходить. Однако она со смирением переносила свой недуг, видя в нем волю Божию, и никогда не роптала.
Матрона Московская
Революция, голод и домашние проблемы заставили Матрону с 1925 года покинуть родную деревню и перебраться в Москву — она жила без прописки у друзей и знакомых, на полулегальном положении.
В Москве, почти за 30 лет скитаний, было всякое — светлые горницы, темные подвалы и холодные неотапливаемые склады, но неудобств Матрона не замечала и переносила все без жалоб, ропота и досады.
© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov Иконы Святой Матроны Московской Столицу, которую Матрона Московская любила, называла «святым городом» — предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, она утешала: «Враг Москву не тронет. Уезжать из Москвы не надо».
В Грузии отмечают «Давитоба» – День памяти Святого Давида Строителя >>
Вся жизнь Матроны Московской из года в год состояла из двух основных дел: днем – прием множества людей, а ночью – постоянная молитва. Блаженная принимала всех, кто к ней приходил, кроме тех, кто ей явно желал зла.
Принимая людей, Матрона Московская их не просто исцеляла и утешала, но и направляла к Богу и к Церкви — Святая исцеляя людей, требовала от них исправления греховной жизни и веры в Бога.
Делала Матрона Московская все бескорыстно, ни с кого никогда не брала денег, а свою духовную жизнь поддерживала исповедью и причастием в храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.
Принимала людей Святая Матрона Московская вплоть до своей кончины, которую предсказала за три дня. Отошла блаженная к Господу 2 мая 1952.
Обретение мощей
Началом прославления Святой Матроны Московской в народе как угодницы Божией были ее отпевание и погребение.
Блаженная Матрона Московская предсказывала, что после ее смерти на могилку будет ходить только близкие, а когда и они умрут – она запустеет.
«Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них Господу Богу, и я всех услышу и буду всем помогать», — предсказывала Святая.
© photo: Sputnik / Alexander Polyakov Мощехранительница Св. Матроны (1798 г.) Могила Матроны Московской на Даниловском кладбище через тридцать с лишним лет после ее кончины стала одним из святых мест Москвы, куда со своими бедами и болезнями приезжали люди со всех концов России и из-за рубежа.
Обретение мощей Святой Матроны Московской и их перенесение с Даниловского кладбища в Покровский женский ставропигиальный монастырь состоялось 8 марта 1998.
Провидицу Матрону к лику местночтимых Святых причислили 2 мая 1999, а в октябре 2004 состоялось общецерковное прославление блаженной по определению Освященного Архиерейского Собора Русской православной церкви.
Чудеса исцеления
Описание чудес, которые произошли по молитве Святой, занимают уже ни одну сотню страниц. О чудесах, совершенных Матроной Московской, много сказано и в житие Святой. К Матроне приходили многие со своими болезнями и скорбями, и она помогала им, имея предстательство пред Богом.
Так, например, один мужчина, который не мог ходить, жил от Себино в четырех километрах. Матрона велела ему прийти к ней ползком, и он полз все четыре километра, а от нее ушел исцеленный, на своих ногах.
© photo: Sputnik / Yuri Kaver
Много примеров знает история православной церкви, когда не только священнослужители или монахи-аскеты, но и праведники, жившие в миру, врачевали молитвой нуждающихся в помощи. Матрона над водой читала молитву и давала ее приходившим к ней. Окроплявшиеся водой и пившие ее чудесным образом избавлялись от различных напастей.
Послушница провидицы — Зинаида Жданова, ухаживающая за старицей, рассказала один из таких случаев, который произошел в 1946.
Согласно рассказу, в квартиру, где тогда жила Матрона, привели женщину, занимавшую высокое положение. Женщина была в отчаянии — муж погиб на фронте, а единственный сын сошел с ума. Женщина в Бога не верила, но пришла к Матроне, так как даже известные европейские врачи не смогли помочь ее сыну.
Матрона спросила женщину, поверит ли просительница в Бога, если она вылечит ее сына. Женщина ответила, что не знает, как это. Тогда Матрона, в присутствии несчастной матери, попросила воды и стала громко читать молитву над водой.
День памяти апостола Иоанна Богослова: чудеса и молитвы >>
Подавая женщине эту воду, провидица велела немедля ехать в Кащенко (психиатрическая больница в Москве). «Договорись с санитарами, чтобы они крепко его держали, когда будут выводить. Он будет биться, а ты постарайся плеснуть этой водой ему в глаза и обязательно попади в рот»,- наставляла женщину Матрона.
Женщина поехала в больницу и сделала все, как велела Матрона Московская, и вскоре его выписали.
При жизни Святая давала исцеление, мудрый совет в делах, касающихся финансовых проблем, работы, учебы и личной жизни. Служение людям Матроны Московской продолжается и после ее кончины – тысячи и тысячи верующих приезжают к мощам провидицы в Москву.
По молитвам ко Господу Матронушка и сегодня совершает чудеса — исцеляет болезни, помогает родить ребенка бездетным парам или сохранить семью. Много писем, опубликовано в интернете, в которых люди благодарят Святую за дарованные чудеса.
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Так, например, Вере из Волгограда, которая восемь лет тщетно лечилась от бесплодия, Матрона Московская помогла в рождении дочери. «Знакомая рассказала о чудесах Матронушки, и я поехала из Волгограда к ней за помощью. Затем молилась ей, и чудо произошло! Родилась наша доченька! Матронушка наша заступница перед Господом!», — пишет Вера.
Благодаря Святой Юрий Пластинин излечился чудесным образом от алкоголизма. «Ездил к матушке Матроне, просил ее помощи. Вот уже год не пью. Молюсь всегда. Спасибо большое, матушка Матрона!», — пишет Юрий.
А Татьяна Рейснер пишет, что Матрона Московская помогла ее дочери сдать экзамен по фортепиано. «Зная, как матушка Матрона помогает тем, кто сдает экзамены, она поехала накануне к мощам. На другой день она сыграла блестяще, в очень быстром темпе. Играет и понимает, что пальцами кто-то руководит. Повторить это у нее не получилось!», — пишет Татьяна.
У чудодейственной иконки Святой Матроны в Покровском монастыре Москвы всегда много людей, в том числе беременных, девушек с колясками или молодых родителей с детьми. Все они приходят помолится Святой или поблагодарить матушку за дарованные им чудеса. Святая Матрона Московская не просто помогает, она всегда укрепляет в вере в Бога.
О чем молятся Святой
В молитвах Святой Матроне Московской просят об исцелении, о помощи в делах житейских, о встрече с суженым, о сохранении брака, о материнстве, об избавлении от пьянства и наркотических зависимостей.
Святую Матрону также просят о помощи в решении материальных проблем, о помощи в учебе, работе, об избавлении от страданий. Только нужно, чтобы просьба шла от чистого сердца.
Молитвы Матроне Московской
О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников
МАРИЯ ДЕГТЯРЕВА | 2 МАЯ 2015 Г
Святая Матрона Московская 1885 – 02.05.1952 г.
Одна из самых известных и почитаемых в России святых – святая Матрона Московская. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.
Она будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие…Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…
Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу. Вот это и есть Матушка Матрона. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все, «по-оптински»: «на молитве не лукавь, а веди дело проще». А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу.
Слепая девочка
Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют. А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.
Со временем же, та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи. Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен. Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала…
…Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни. Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого. Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.
Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, отец Василий, и слова ее оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят.
Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно. Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь. По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний.
Были в тот период и радости в ее жизни: паломничества в Киево-Печерскую лавру, к Троице-Сергию. Послал Господь добрую душу: дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней. Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев. Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России».
Дар
На семнадцатом году жизни Матрона «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры, и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый.
В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала. Одну посетительницу она обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой – приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу. В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь.
К Матрюше везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и казалось неизлечимо-больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что Матронушка Бог что ли? Бог во всем помогает». Это и возводило ее в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшее» ей и бессильные. Матрона упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворенную, бессмертную.
От Арбата – до Посада
Революция произвела разделение и в ее семье: оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди, по-прежнему, шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Оба были «активистами», сельскими агитаторами. Матронушка же не могла ни от Бога отступить, ни утаивать дар от Него полученный как «не свое», а для служения на пользу ближним ей данный, и, жалея престарелых родителей, перебралась в Москву. С 1925 года она стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки.
До войны жила она на Ульяновской улице в доме приютившего ее на время священника, а потом – на Пятницкой, в Сокольниках в летнем домике, где в холодное время стены покрывались пленкой льда, в подвале у племянницы жила в Вишняковском переулке и у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском и в Царицыно, гостила и в Сергиевом Посаде. «Безногая», всю Москву знала она по подвалам и закуткам.
Не раз она, как птица, срывалась с места перед самым приходом милиции и искала себе прибежище в другом конце города. Сопровождали ее «келейницы», разделявшие с ней ее скитания.
Неудобств для себя она словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом», и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо».
С 1942 г. появился у нее, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет. Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы. Маленький «островок» прежней жизни за тяжелыми, дореволюционного пошива, шторами. Здесь заботливо поддерживали огонь в лампадах, помнили праздники и дни великих святых, и, по-прежнему, молились.
А народ, по-прежнему, шел за помощью, так, что в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Так и шла жизнь по заведенному распорядку: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачек.
Матушке открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов, и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут».
Бывало, что и приходившие к ней в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в Церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры.
И так до конца служила она Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения. Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой. Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой Лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили.
В первые годы после ее кончины в 1952 г. о маленькой могилке на Даниловском кладбище, выбранном по тому, что там находился один из немногих действующих храмов, знало лишь ограниченное число людей. Лишь спустя десятилетия совершилось ее прославление, мощи были перенесены в Покровский монастырь, и снова пошли люди со свечами, с букетами цветов, с пением акафиста новой московской и всероссийской святой – в удостоверение плодов ее земного подвига, пройденного смиренно в простом русском платьице в горошек.
Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература: