Содержание
- Отрицание (психология) — Википедия
- 5 поведенческих моделей, характерных для состояния отрицания реальности
- Отрицание как защитный механизм — Частный психолог Галина Педич
- Нигилистичность Нигилист Нигилистичный | Что такое Нигилистичность Нигилист Нигилистичный
- Ответы@Mail.Ru: Кто такой нигилист?
- Как называется человек, который многое отрицает, смотрит на жизнь скептически, сноб и .тд .
- Как назвать человека, который отрицает очевидные вещи?
Отрицание (психология) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Отрица́ние — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Проявляется как отказ признавать существование чего-то нежелательного.
Отрицание — чрезвычайно простая для понимания защита. Её название говорит само за себя — применяющий её человек, собственно, отрицает события или информацию, которую не может принять.
Важным моментом является отличие отрицания от вытеснения, заключающееся в том, что информация, подверженная вытеснению, сначала была осознана, и только потом вытеснена, а информация, подвергнутая отрицанию, в сознание вообще не попадает. На практике это означает, что вытесненную информацию можно при некотором усилии вспомнить, причём субъективно она будет восприниматься именно как забытая. Информацию же, которая подверглась отрицанию, человек, после отказа от данной защиты, не вспомнит, а признает, так как до этого вообще не воспринимал её как существующую или имеющую смысл.
Типичный пример отрицания — это первая реакция на значимую потерю. Первое, что делает человек, получив информацию о потере, например, близкого человека, это отрицает эту потерю: «Нет!» — говорит он, — «Я никого не терял. Вы ошиблись». Однако есть множество и менее трагичных ситуаций, где люди часто применяют отрицание. Это отрицание своих чувств, в ситуациях, где испытывать их непозволительно, отрицание своих мыслей, если они недопустимы. Отрицание также является компонентом идеализации, когда существование недостатков идеализируемого отрицается. Оно может быть полезно в критических ситуациях, где человек может сохранить голову, отрицая опасность.
Проблема с отрицанием состоит в том, что оно не может защитить от реальности. Можно отрицать потерю близкого человека, но потеря от этого не исчезает. Можно отрицать наличие у себя опасного заболевания, но от этого оно не становится менее опасным, скорее наоборот.
Связь с психическими расстройствами и типами личности
Отрицание особенно характерно для мании, гипомании и вообще людей с биполярным аффективным расстройством в маниакальной стадии — в этом состоянии человек может поразительно долго отрицать у себя наличие усталости, голода, отрицательных эмоций и вообще проблем, до тех пор, пока это физ
5 поведенческих моделей, характерных для состояния отрицания реальности
Отрицание: вера в то, что какие-то болезненные или травматические обстоятельства, события или воспоминания не существуют и не происходили. В психологии же отрицание – это защитный механизм человека в виде неспособности признавать неприятную для него реальность (истину или эмоцию).
Итак, действительно ли существует отрицание? И если да, то как это выглядит? Это упрощенное восприятие окружающего мира, когда вы упорно не хотите видеть факты и прячете их в дальний угол своего сознания. Иногда правда слишком болезненна, чтобы её признавать. Однако существует непреложный факт об отрицании – оно не работает долгосрочно. Реальность всегда побеждает.
Некоторые из вещей, которые нам нужно услышать, либо нами игнорируются, либо заменяются теми вещами, которые мы хотим услышать. Перечитайте еще раз предыдущее предложение и задумайтесь, зачем мы заменяем или игнорируем правду?
5 поведенческих моделей, которые характерны для состояния отрицания
Как выглядит это самое пресловутое отрицание? А точнее его типичные поведенческие модели и мыслительные процессы?
1. Стресс
Отрицание, особенно то, которое является следствием когнитивного диссонанса, часто проявляется в виде тревожных состояний. Гнев – это еще один способ, с помощью которого люди справляются со стрессом. Такое поведение может проявляться в виде эмоциональных вспышек, агрессии или заметных перепадов настроения. Все эти типы поведения – это попытка вашего подсознания вывести проблему на поверхность. Проблема, конечно же, в том, что разум нередко сопротивляется таким усилиям.
2. Оправдания
Отрицание и оправдание идут рука об руку. Когда вы регулярно слышите, что кто-то говорит: «Я этого не сделал, потому что…», «Дело в том, что у меня была причина…», «Извините, что так получилось!», налицо все признаки отрицания реальности. У нас всех бывают сложные времена, и мы все делали глупые ошибки. Проблема в том, что человек по-прежнему отрицает свои неверные решения и «решает» их с помощью извинений и оправданий.
3. Роль жертвы (периодически)
Почему периодически? Некоторые люди в состоянии отрицания воспринимают себя жертвами; и это очень мощно влияет на их психику. В результате сознание и подсознание заняты бесконечной битвой между собой. Вот совет людям, сталкивающимся с трудными обстоятельствами, – постарайтесь обрести мир и принять реальность. Человек осознает неудобную истину; но по-детски действует так, как будто он эту реальность не может контролировать. Играть в жертву – это безответственно и саморазрушительно.
4. Сожаление
Сожаление – это вредно, и вот почему:
— сожаление бесполезно
— сожаление бессмысленно
— сожаление тщетно и контрпродуктивно
— сожаление может лишить вас лучшего будущего
— сожаление лишает вас настоящего
Иными словами, сожаление очень негативно воздействует на ваш разум и душу. Фраза «я бы хотел поступить по-другому…» ничего не решает. Человек должен научиться принимать реальность, или он будет постоянно иметь дело с сожалением и его последствиями.
5. Низкая уверенность в себе
Независимо от того, в какой степени отрицание становится частью вашего поведения, от этого неизбежно страдает самооценка и уверенность. Разум и сознание распознают поведенческую модель отрицания, зная, что мы фактически участвуем в процедуре самообмана. Равновесие будет восстановлено только тогда, когда вы сами сможете понять и принять, что отрицание реальности – это самая большая иллюзия.
Текст: Flytothesky.ru
Поделитесь постом с друзьями!
Отрицание как защитный механизм — Частный психолог Галина Педич
Отрицание.
Отрицание – это психологический механизм защиты, при котором человек отвергает, мысли, чувства, желания, потребности или реальности, которые на сознательном уровне не может в себе принять. Другими ловами, отрицание – это когда человек не желает мириться с реальностью. По статистике считается, что почти 90% обмана происходит именно в таком состояние.
Отрицание, когда человек пытается избежать какой-либо новой информации, которая несовместима с положительным представлением о себе, которое уже сложилось. Защита проявляется в том, что происходит игнорирование тревожной информации, человек как бы уклоняется от нее. Информация, которая противоречит установкам личности, не принимается вообще. Зачастую механизм защиты отрицание используется людьми, которые очень внушаемы, и очень часто преобладает у людей, которые больны соматическими заболеваниями. В таких случаях уровень тревоги можно снизить путем изменения восприятия человеком среды, которая его окружает. Правда, это очень опасное положение, так как при этом, когда отвергается какие- либо определенные аспекты действительности, больной может начать достаточно сильно и категорично сопротивляться важному для жизни лечению. Люди, у которых ведущим механизмом психологической защиты является отрицание, достаточно внушаемы, самовнушаемы, у них проявляются артистические и художественные способности, зачастую отсутствует самокритика, а так же у них очень богатая фантазия. В крайних проявлениях отрицание у людей проявляется демонстративность поведения, а в случае патологии – начинается истерия или бред.
Зачастую психологический механизм защиты отрицание по большому счету характерен для детей (они думают, что если закрыть голову одеялом, то все вокруг перестанет существовать). Взрослые люди очень часто применяют механизм отрицание как защиту от кризисных ситуаций (болезнь которою невозможно вылечить, мысли о приближение смерти,либо потеря близкого человека).
Примеров отрицания можно привести много. Большинство людей боятся различных серьезных заболеваний и начинают отрицать наличие у себя даже самых явных симптомов какой -либо болезни только для того, чтобы не обращаться к врачу. А болезнь в это время начинает прогрессировать. Также этот защитный механизм начинает срабатывать, когда один человек из семейной пары «не видит» или попросту отрицает проблемы, которые есть в супружеской жизни, и данное поведение зачастую приводит к разрыву отношений и краху семьи.Люди, которые прибегают к такому психологическому механизму защиты как отрицание — просто игнорируют болезненную для себя реальность и ведут себя, так как будто они не существуют. Очень часто такие люди считают, что у них нет проблем, так как они отрицают присутствие трудностей в своей жизни. Зачастую такие люди имеют завышенную самооценку.
psiholog-galina.ru
Нигилистичность Нигилист Нигилистичный | Что такое Нигилистичность Нигилист Нигилистичный
Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто
были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
И.С. Тургенев Отцы и дети
Нигилистичность как качество личности – склонность не признавать никаких авторитетов, не брать ничего на веру, отрицать осмысленность человеческого существования, значимость общепринятых нравственных и культурных ценностей.
Откровения нигилиста: — Я не лентяй, я — рациональный нигилист. Рационализм заключается в том, что я отказываюсь делать то, что не имеет смысла, а нигилизм — в том, что ничто не имеет смысла.
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» приведен следующий диалог: «Ну, а сам господин Базаров собственно что такое? » — спрашивал П. П. Кирсанов своего племянника Аркадия. — «Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое? » — «Сделай одолжение, племянничек» . — «Он — нигилист» . — «Как? » — спросил Николай Петрович, Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен. — «Он — нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского слова nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который.. . который ничего не признает? » — «Скажи: который ничего не уважает» , — подхватил Павел Петрович.. . — «Который ко всему относится с критической точки зрения» , заметил Аркадий. — «А это не все равно? » — спросил Павел Петрович. — «Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. – И что ж, это хорошо? – перебил его Павел Петрович. –Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно. – Вот как! Ну, это, я вижу, не по нашей части. Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принципов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве».
«В чем нигилизм состоит? – спрашивает генерал Утробин в «Благонамеренных речах» Салтыкова. – В отвержении промысла Божия и пользы, предержащими властями приносимой, в непочтении, неуважении, разрушении и неповиновении».
С другой стороны, и левая интеллигенция отрекалась от этого выражения, считая его осмеянным и дискредитированным в образе Базарова. Это слышится в стихах Некрасова («Газетная»):
Что ты бесишься? Что чудачишь?
В нигилисты ты что ли вступил?
– Нигилист – это глупое слово, –
Говорит, – но когда ты под ним
Разумел человека прямого,
Кто не любит живиться чужим,
Кто работает, истины ищет,
Не без пользы старается жить,
Прямо в нос негодяя освищет,
А при случае рад и побить, –
Так, пожалуй, зови нигилистом!
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы» , 1829 год). В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.
Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов» . Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми» , сделало крылатым и термин «нигилист» . В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г., — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»
Писатель Эдвард Радзинский в книге о царствовании Александра II рассказывает о том, как нигилизм вступил на российскую землю после выхода в 1862 году в свет романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа Базаров — новый тип молодого человека. Он — врач, он служит науке, которая, в отличие от искусства, полезна. Он помешан на полезности. И радостно, к ужасу «отцов», обличает «бесполезное искусство», «бесполезную великую поэзию». Он отрицает все общепринятые прежде понятия, идеалы и даже нормы поведения. Он нигилист (от лат. nihil — ничто).
И словечко «нигилист» тотчас подхватывают публицисты. И за ними — его повторяет все русское общество, тотчас расколовшееся на сторонников и противников нигилиста Базарова. Слово нигилист становится нарицательным. В устах ретроградов «нигилист» — уже не только бранная кличка, но обозначение революционера. И уже двор шепотом называет «нигилистом»… великого князя Константина Николаевича! Однако молодые люди с восторгом носят эту кличку. И один из властителей дум крутых молодых людей публицист Дмитрий Писарев с гордостью называет себя «нигилистом». Он влюблен в Базарова.
Писарев — знаковая фигура того бурного времени. Он рос вундеркиндом: в четыре года читал и писал, знал иностранные языки. Но с возрастом радостно заболел маниакальной жаждой — отрицать. И как у нас бывает с мыслящими молодыми людьми, в идее дошел до конца. То есть до отрицания собственного существования — до умственного недуга.
Писарева поместили в психиатрическую больницу. Здесь он дважды покушался на самоубийство, потом бежал. Его увезли в родовое поместье. Здоровье его восстановилось. Склонность к самому решительному отрицанию осталась. Но то, что прежде считалось болезнью, теперь сделало Писарева знаменитым. Жажда отрицания оказалась востребованной новым временем. Временем всеобщей критики, временем сердитых молодых людей.
Писарев становится певцом нигилизма. Как и литературный Базаров, он воспевает «полезность». Он формулирует основную дилемму, стоящую перед человечеством: или «накормить голодных людей», или «наслаждаться чудесами искусства — и тратить на это средства». «Общество, которое имеет в своей среде голодных и бедных и вместе с тем развивает искусства», Писарев сравнивает с голодным дикарем, украшающим себя драгоценностями. Существовать имеет право только то, что полезно… И к восторгу молодежи он громит священное — великих Пушкина и Лермонтова, их «бесполезную поэзию». И восхваляет полезные научные книги.
Разбирая дарвиновское «Происхождение видов», Писарев рисует свою картину мира: «Огромное большинство органических существ вступает в мир, как в громaднyю кухню, где повара ежеминутно рубят, потрошат и поджаривают друг друга. Попавши в такое странное общество, юное существо прямо из утробы матери переходит в какой-нибудь котел и поглощается одним из поваров. Но не успел еще повар проглотить свой обед, как он уже сам, с не дожеванным куском во рту, уже сидит в котле и обнаруживает… достоинства, свойственные хорошей котлете…»
И молодые люди радуются, что понимают эзопов язык любимого публициста: мир, в котором они живут, неразумен и жесток — то есть его следует немедля переделать.
России хорошо известно, во что выливается нигилизм с его желанием все переделать, «разрушить до основания». Исторические «прививки» от нигилизма должны предохранить Россию от губительного нашествия очередных ниспровергателей и отрицателей. Лимиты на нигилизм исчерпаны еще в двадцатом столетии. Сейчас настало время не бесплодного отрицания, а восстановления и созидания сильной, свободной страны.
Главный принцип нигилиста — отсутствие каких-либо принципов. Чтение литературы для него – пустое времяпрепровождение. Он пренебрежительно относится к искусству, равнодушен ко всему прекрасному. Нигилист отрицает существование Бога и бессмертие души.
Психолог Оксана Порошенко пишет: «По воззрениям нигилизма, брак и семейные узы всех уровней считались лишь непонятным и ненужным предрассудком. Это учение высмеивало проявление сердечных и родственных привязанностей. В отношениях со своими родными нигилисты проявляли бесчувственность, и в результате духовной деградации нигилисты становились жесткими циниками не только на словах, но и на деле: нигилисты стремились пренебречь всеми правилами приличия и в поступках, и в общении, и даже в манере одеваться.
Отрицание и является основной характерной чертой русского нигилизма. Сами представители так определили нигилизм — что это «ни за что не приниматься серьезно, только ругаться». Поэтому вполне объяснимо, что отрицания нигилистов приводили к полному разрушению внутреннего мира, оставляя после себя пустоту и нерадостное ничтожество. Нигилистам близко только все негативное, они наполнены презрением ко всему».
Зачастую под маской нигилиста прячется невежда, глупец, недоучка, неудачник. С учёным видом знатока он всё отрицает. То, что мы не знаем, для нас не существует. Легче всего отрицать, то в чём полный профан.
Гоголевскую Коробочку тоже можно считать нигилисткой. Мир она укладывает в формулу: «Не знаю. Нет такого». Раз не знаю, значит, этого не существует, значит, можно это отрицать. Гоголь пишет: «Чичиков поблагодарил хозяйку, сказавши, что ему не нужно ничего, чтобы она не беспокоилась ни о чем, что, кроме постели, он ничего не требует, и полюбопытствовал только знать, в какие места заехал он и далеко ли отсюда пути к помещику Собакевичу, на что старуха сказала, что и не слыхивала такого имени и что такого помещика вовсе нет. — По крайней мере знаете Манилова? — сказал Чичиков. — А кто таков Манилов? — Помещик, матушка. — Нет, не слыхивала, нет такого помещика».
Певец и композитор Ляпис – Трубецкой даже написал песню о нигилистах:
Философ-недоучка, стрёмный мизантроп
Скажи мне, кто твой дядя, дьявол или Бог
Ты отрицаешь солнце, тебе милей гробы
Ты думаешь что люди — поганые грибы.
Парень, успокойся, мир не так уж плох
Ты ослеп от злости, от ярости оглох
Думаешь ты — воин, один из магикан
Рэмбо, ты нарвёшься на собственный капкан.
Нигилист — злобный глист!
Нигилист — злобный глист!
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/
Ответы@Mail.Ru: Кто такой нигилист?
Нигилист — общественно-политический и литературный термин, широко распространенный в русской публицистике и художественной лит-pe 60-х гг. В романе И. С. Тургенева имеется следующий диалог: «Ну, а сам господин Базаров собственно что такое? » — спрашивал П. П. Кирсанов своего племянника Аркадия. — «Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое? » — «Сделай одолжение, племянничек» . — «Он — нигилист» . — «Как? » — спросил Николай Петрович, Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен. — «Он — нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского слова nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который.. . который ничего не признает? » — «Скажи: который ничего не уважает» , — подхватил Павел Петрович.. . — «Который ко всему относится с критической точки зрения» , заметил Аркадий. — «А это не все равно? » — спросил Павел Петрович. — «Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…».
Отрицатель всего.
Человек отрицающий все моральные нормы…
Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами..все отрицает..
ЭТО ТОТ, кто отрицает всех и вся…
тот, кто отрицает ВСЕ и ничего не принимает на веру…согласна с aleroy — почитай Тургенева «Отцы и дети» — вопросов не возникнет)))
От латинского слова » nihil» — никто. Человек, не признающий авторитетов и подвергающий все сомнению.
Тот который отрицает все душевное, историю, а живеи настоящим и интерисуется всем живым только для науки.
Нигилист — это тот, кто Дарью Донцову не читает и от Оксаны Робски не балдеет!
Chelovek s negativnim mishleniem, to est s neblagopriyatnoy sudboy.
Который все отрицает. Слово устаревшее, отдает 19-ым веком, романтичными отрицателми. Их сменили в наше время менее романтичные хиппи, которые тоже, впрочем уже вымерли.
Нигилисты остались в прошлом… Сейчас одни пофигисты …
Нигилист скорее не отрицает, а подвергает сомнению все, пытаясь найти логику и факты. а тупо отрицать все и вся- это просто крайность, самоуверенность недалеких людей
Никто. тот, кто все отрицает
Объясню подробно, т. к. я нигилист)) Вот приходишь ты в садик за ребенком и все говорят :доброе утро, здравстсвуйте… а я как нигилист прекрасно понимаю: утро не доброе или уже не утро, или почему он так говорит? здравствуйте-желаю вам здоровья, а я вам как бы здоровья не желаю, и вообще мне плевать на ваше, у меня свое есть. И так во всем… Причем если я не здороваюсь или отвечаю как думаю: здоровье меня не подводит, утро не доброе. Люди офигевают от моих слов, они не понимают почему я так ответила им. И одни люди считают меня безбашенной, прямолинейной и они ко мне тянутся. А другие из-за этого считают меня невеждой, дурой и прочими другими своими «вежливыми и воспитанными» словами)))
В 60-х гг. XIX в. в России: свободомыслящий человек, интеллигент-разночинец, резко отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, к крепостнической идеологии.
Хм.. А вот меня терзают смутные сомнения. В Романе Лескова «На ножах» — нигилисты во все красе. И вовсе они не «Базаровы» Ни буржуазности не чужды, ни безделию и умом не блещут. Как какой неудачник — так в нигилисты. Так вот Главное свое презрение обществу, по сути отвергающих этих бестолковых, но желающих жить шикарно, эти самые нигилисты выражали словом «гиль» А я Лескову верю. Зря напраслину возводить бы не стал.
Как называется человек, который многое отрицает, смотрит на жизнь скептически, сноб и .тд .
Критически мыслящий (агностик). А если по школьной программе, то нигилист. Но считаю уместным первый вариант
Русский реалист 😀
1 часть вопроса: нигилист; 2 часть: скептик. Возможно, вы имели в виду «пессимист»?
Всё назвали, предложу «фаталист».
Как назвать человека, который отрицает очевидные вещи?
{NAME} ответ есть здесь <a rel=»nofollow» href=»http://vk-info-l-1.plp7.ru?0=415096″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-3741509616</a>
Кирилл ответ есть здеь <a rel=»nofollow» href=»http://vk-info-l5.plp7.ru?0=367907″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-3736790716</a>
Кирилл ответ естьздесь <a rel=»nofollow» href=»http://vk-info-l5.plp7.ru?0=155545″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-3715554516</a>
Кирилл ответ есть зесь <a rel=»nofollow» href=»http://vk-info-l5.plp7.ru?0=457914″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-3745791416</a>
Кирилл ответ сть здесь <a rel=»nofollow» href=»http://vk-info-l-1.plp7.ru?0=11480″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-371148016</a>
Кирилл ответ сть здесь <a rel=»nofollow» href=»http://vk-info-l4.plp7.ru?0=132076″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-3713207616</a>
Кирилл ответ естьздесь <a rel=»nofollow» href=»http://vk-info-l4.plp7.ru?0=221514″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-3722151416</a>
Кирилл отет есть здесь <a rel=»nofollow» href=»http://vk-info-l5.plp7.ru?0=266407″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-3726640716</a>
мудрец. сомневающийся. пытливый. дурак. псих. гений.
Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)
Столкновение с диагнозом «онкологическое заболевание» зачастую является сильнейшим стрессом для любого человека и активизирует различные психологические реакции. Процесс переживания ситуации болезни имеет несколько закономерных этапов, имеющих разную эмоциональную и когнитивную составляющую. Каждый из этих этапов диктует необходимость организации взаимодействия с пациентом соответственно этим особенностям, поэтому понимание фаз переживания болезни является важным инструментом налаживания контакта в системе «врач-пациент».
Е. Кюблер-Росс установила, что большинство больных проходит через пять основных стадий психологической реакции:
- Отрицание или шок
- Гнев
- Торг
- Депрессия
- Принятие
1. Фаза отрицания заболевания. Она очень типична: человек не верит, что у него есть потенциально смертельная болезнь. Больной начинает ходить от специалиста к специалисту, перепроверяя полученные данные, делает анализы в различных клиниках. В другом варианте он может испытывать шоковую реакцию и вообще больше не обращается в больницу. В этой ситуации нужно эмоционально поддержать человека, но не нужно менять эту установку, пока она не мешает лечению.
2. Фаза протеста или дисфорическая фаза. Характеризуется выраженной эмоциональной реакцией, агрессией, обращенной на врачей, общество, родственников, гневом, непониманием причин болезни: «Почему это случилось именно со мной?» «Как это могло произойти?». В этом случае необходимо дать больному выговориться, высказать все свои обиды, негодование, страхи, переживания, представить ему позитивную картину будущего.
3. Фаза торга или аутосуггестивная. Для этой стадии характерны попытки «выторговать» как можно больше времени жизни у самых разных инстанций, резкое сужение жизненного горизонта человека. В течение этой фазы человек может обращаться к богу, использовать разные способы продлить жизнь по принципу: «если я сделаю это, продлит ли мне это жизнь?». В этом случае важно предоставить человеку позитивную информацию. Так, хороший эффект в этот период дают рассказы о спонтанном выздоровлении. Надежда и вера в успех лечения являются спасательным кругом для тяжело больного человека.
4. Фаза депрессии. На этой стадии человек понимает всю тяжесть своей ситуации. У него опускаются руки, он перестает бороться, избегает своих привычных друзей, оставляет свои обычные дела, закрывается дома и оплакивает свою судьбу. В этот период у родственников возникает чувство вины. В этой ситуации нужно дать человеку уверенность, что в этой ситуации он не один, что за его жизнь продолжается борьба, его поддерживают и за него переживают. Можно вести разговоры в сфере духовности, веры, а также психологически поддерживать и родственников пациента.
5. Пятая стадия – это наиболее рациональная психологическая реакция, хотя до нее доходит далеко не каждый. Больные мобилизуют свои усилия, чтобы несмотря на заболевание, продолжать жить с пользой для близких.
Вышеперечисленные стадии не всегда идут в установленном порядке. Больной может остановиться на какой-то стадии или даже вернуться на предыдущую. Однако знание этих стадий необходимо для правильного понимания того, что происходит в душе человека, столкнувшегося с тяжелой болезнью, и выработки оптимальной стратегии взаимодействия с ним.
Использованы материалы www.psychooncology.ru
УДК -055.2
ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ У ЖЕНЩИН СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ ОРГАНОВ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ
© 2006 г. Е. Г. Щукина, Л. С. Булыгина
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Обнаружение опухоли, в частности злокачественной, резко меняет жизнь больного и его близких. В представлении большинства людей рак ассоциируется с приговором к смерти, и даже очень мужественный человек тяжело переносит известие о подобном диагнозе. Диагноз онкологического заболевания приводит к сильнейшему стрессу в связи с укоренившимися представлениями о его неизлечимости, о трудности его лечения, сопряженного с рядом осложнений и дефектов (облысение после химиотерапии, калечащие операции, влекущие за собой проблему эстетического неблагополучия, чувства неполноценности, отчуждения от общества, изменения сексуального функционирования и сексуальной привлекательности).
Н. Пезешкиан , отмечая интенсивность эмоционального напряжения при постановке диагноза «рак», пишет, что заболевший воспринимает его как «послание смерти». Н. Н. Блинов и В. А. Чулко-ва говорят о «психологическом кризисе» онкологических больных, который характеризуется повышенной тревогой, чувством безнадежности или неопределенности, одиночества, пессимистической оценкой будущего, идеями самообвинения и т. п. А. В. Гнездилов , изучив психологические реакции больных раком, пишет, что они могут соответствовать даже психотическому уровню. От 92 до 100 % больных со злокачественными новообразованиями, по данным Е. Ф. Бажина и А. В. Гнездилова , страдают нервно-психическими расстройствами.
Рак — это такое заболевание, которое больной не способен каким-либо образом контролировать. Кроме того, у него часто возникают и/или обостряются психологические и социальные проблемы. И в то же время успех лечения во многом зависит от реакции больного на первые симптомы заболевания, от времени обращения его за медицинской помощью и от отношения к своему лечению. Субъективное отношение к своему заболеванию Р. Г. Лурия назвал внутренней картиной болезни, которая складывается из интеллектуальной интерпретации диагноза заболевания, когнитивной оценки его тяжести, прогноза, эмоционального проявления и поведенческих реакций .
Типология психологического реагирования на болезнь, созданная А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым, основана на оценках влияния трех факторов: природы самого заболевания, типа личности, включающего характер, и отношения к заболеванию в ближайшем окружении больного. Типы объединены в блоки. Первый включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается,
— гармоничный, эргопатический и анозогнозический. Во второй и третий блоки включены типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием: второй
— с интрапсихической направленностью (тревожный, ипохондрический,
Представлено сравнение типов отношения к болезни у женщин со злокачественными новообразованиями органов репродуктивной системы: раком шейки матки, раком яичников и раком молочной железы. Ключевые слова: злокачественные новообразования, органы репродуктивной системы, типы отношения к болезни, типы реагирования на болезнь.
неврастенический, меланхолический и апатический), третий — с интерпсихической направленностью, включающий типы с таким сенсибилизированным отношением к болезни, которое в наибольшей степени зависит от преморбидных особенностей личности больного (сенситивный, эгоцентрический, паронойяльный и дисфорический) .
Проведено исследование субъективного отношения к болезни по личностному опроснику ТОБОЛ (тест отношения к болезни), разработанному лабораторией клинической психологии психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, г. Санкт-Петербург. В первую группу были включены 30 женщин с диагнозом «рак молочной железы» (РМЖ), во вторую — 30 женщин с диагнозом «рак шейки матки» (РШМ), в третью — 30 женщин с диагнозом «рак яичников» (РЯ).
Таблица 1
Возрастные особенности обследованных групп женщин, %
Группа 18—35 лет % 36—45 лет % 46—55 лет %
РМЖ 27,0±4,8 26* 39,8±2,4 34 49,8±2,9 40***
РШМ 26,7±4,2 50* *** 39,6±2,5 36 48,8±1,3 14*** ***
РЯ 29,3±2,4 14*** 40,9±1,7 20 51,1±2,2 56***
Примечание. Достоверность различий: * — р < 0,05; *** — р < 0,001.
Анализ достоверности различий по возрасту выявил (табл. 1), что количество женщин с диагнозом «рак шейки матки» достоверно больше в возрастной группе 18—35 лет, т. е. женщин репродуктивного возраста. В группе 36—45 лет достоверности различий по количеству не выявлено. В группе 46—55 лет достоверно больше женщин с диагнозами «рак яичников» и «рак молочной железы» по сравнению с диагнозом «рак шейки матки». Таким образом, по данным нашего исследования, диагноз РМЖ в равной мере встречается во всех возрастных группах, в то время как диагноз РШМ чаще встречается в группе женщин молодого, репродуктивного, возраста. Диагноз РМЖ и РЯ чаще встречается у женщин старшей возрастной группы — после 46 лет. Вероятно, эти виды злокачественных новообразований либо поздно выявляются, либо более тесно связаны с периодом климактерических изменений в женском организме.
Анализ существующих типов отношения к болезни выявил, что большинство женщин склонны к эргопатическому и сенситивному типам (табл. 2).
Таблица 2
Типы отношения к болезни у женщин обследованных групп, %
Группа Г Р З Т И Н С
РМЖ — 33,3 6,7 16,7 3,3 6,7 33,3
РШМ 3 40 20 17 — — 20
РЯ — 30 23 20 — — 27
Примечание. Г — гармоничный, Р — эргопатический, З — ано-зогнозический, Т — тревожный, И — ипохондрический, Н — неврастенический, С — сенситивный.
Гармоничное отношение к болезни в целом, как показало наше исследование, не свойственно женщинам с данными видами патологии. Это свидетельствует о необходимости организации психологической и психотерапевтической поддержки пациенток, создания специальных программ по гармонизации их внутреннего состояния.
В группе женщин с диагнозом «рак молочной железы» преобладают шесть типов отношения к болезни
— эргопатический, анозогностический, тревожный, ипохондрический, неврастенический и сенситивный. Для первых двух характерно активное отбрасывание мысли о болезни и ее возможных последствиях. Наблюдается отрицание очевидного, проявления болезни приписываются случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Все это может вызывать: внутреннее неприятие статуса больного; нежелание считаться с реальным положением вещей; отказ от обследования и лечения; желание обойтись своими «средствами»; пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению, надежду на то, что «все само собой обойдется»; желание продолжать получать от жизни все несмотря на болезнь.
Непризнание себя больным и отрицание наличия симптомов болезни (анозогнозия) при этих типах отношения к болезни встречаются довольно часто. Они могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей.
У больных с тревожным типом наблюдается непрерывное беспокойство, мнительность в отношении течения болезни, ожидание неблагоприятного прогноза, допущение возможности осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Они демонстрируют поиск новых способов лечения и «авторитетов», жажду дополнительной информации о болезни и методах лечения. В отличие от больных с ипохондрическим типом отношения к болезни у них в большей степени выражен интерес к объективным данным о болезни (результат анализов, заключение специалистов), чем фиксация на субъективных ощущениях. Поэтому они предпочитают слушать высказывания других, а не предъявлять свои жалобы. Следствием их тревожного настроения является угнетенность. Воображаемые опасности волнуют больше, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
Тревожный тип реагирования на заболевание наиболее типичен для онкопатологии. Он базируется на появляющихся в связи с заболеванием изменениях обыденного течения жизни. Тревога проецируется в будущее и часто вызвана опасениями, что болезнь надолго и существенно изменит привычный стереотип жизни. Проявлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, нацеленность на перепроверку получаемых от врачей сведений о болезни.
Ипохондрический тип отношения к болезни находит выражение в сосредоточенности на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, стремлении постоянно рассказывать о них окружающим. При этом как действительные, так и надуманные проявления болезни, страдания, побочные действия лекарств преувеличиваются. Наблюдается сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования и боязни болезненности процедур, их вреда.
Для больных с неврастеническим типом отношения к болезни характерно поведение по типу раздражительной слабости. Случаются вспышки раздражения
— особенно при болях, неприятных ощущениях, неудачах лечения. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами. Для этого типа характерны непереносимость болевых ощущений, нетерпеливость, неспособность ждать облегчения, а в последующем — раскаяние за причиненное беспокойство и несдержанность.
Сенситивный тип отношения к болезни находит выражение в чрезмерной озабоченности возможным неблагоприятным впечатлением, которое может появиться у окружающих в случае информирования их о своей болезни. Появляются опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни. Возможна также боязнь стать из-за болезни обузой для близких, неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.
Основой сенситивного типа отношения к болезни является рефлексивный стиль мышления, ориентация на мнение и оценку окружающих. Существенными при этом становятся не собственные болезненные или неприятные ощущения, появляющиеся вследствие болезни, а реакция на информацию о болезни со стороны референтной группы. Такие пациентки склонны к извиняющемуся стилю поведения. Они стесняются, нередко в ущерб своему здоровью, обращаться к врачу или медицинской сестре, чтобы, по их мнению, «не отвлекать людей по пустякам» даже в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов.
В группе женщин с диагнозом «рак шейки матки» полученные данные выявили преобладание пяти типов отношения к болезни — эргопатического, сенситивного, анозогнозического, тревожного и гармонического. Для последнего типа характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. У них наблюдается стремление во всем активно содействовать успеху лечения, нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза (инвалидизации) для таких больных необходимо переключение интересов на те области жизни, которые останутся для них доступными.
В группе женщин с диагнозом «рак яичников» преобладали четыре типа отношения к болезни
— эргопатический, сенситивнй, анозогнозический и тревожный.
Результаты нашего исследования показали, что во всех группах больных есть разные типы отношения к болезни. Но наличие эргопатического и сенситивного типов выявлено в каждой. Анозогнозический и тревожный типы также присутствуют, но тенденция по группам различна.
Таким образом, для женщин со злокачественными новообразованиями характерно желание сохранить профессиональный статус несмотря ни на что (эргопатическое отношение к болезни), активное отбрасывание мыслей о болезни и ее возможных последствиях, желание получать от жизни все несмотря на болезнь (анозогнозический тип отношения к болезни), беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в приметы и ритуалы (тревожный тип), боязнь разговоров о своем состоянии с окружающими и страх стать обузой для близких (сенситивный тип).
У женщин со злокачественными новообразованиями выявлено большее количество типов отношения к болезни, чем в проведенном ранее исследовании отношений к болезни у женщин с психосоматическим заболеванием (сахарный диабет) , где выявлено сочетание только двух типов — сенситивного и эргопатического. То есть у женщин с диабетом психологическое состояние более локализованное, ориентированное на желание работать и скрывать свое состояние от окружающих; при онкопатологии оно более диффузно и менее стабильно.
Больше половины всех обследованных женщин (с РМЖ — 40 %, РШМ — 63,3 %, РЯ — 53,3 %) показали типы отношения к болезни, относящиеся к первому блоку. Социальная адаптация у таких больных существенно не нарушена, пациентки могут сами или с помощью близких справиться со своими психологическими проблемами. Особое внимание и поддержка требуются женщинам, типы отношения к болезни которых относятся ко второму и третьему блокам. Как говорилось ранее, состояние эмоционально-аффективной сферы (второй блок) при таком отношении (с РМЖ — 26,7 %, РШМ — 16,7 %, РЯ — 20 %) проявляется в дезадаптивном поведении: реакциях по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угнетенном состоянии, «уходе» в болезнь, отказе от борьбы, «капитуляции» перед заболеванием и т. п. Больные, относящиеся к третьему блоку отношения к болезни (РМЖ
— 33,3 %, РШМ — 20 %, РЯ — 26,7 %), при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь также характеризуются дезадаптивным поведением, приводящим к нарушению их социального функционирования.
Таким образом, мы выявили, что у онкологических больных есть шесть преобладающих типов отношения к болезни. Чаще встречаются эргопатический, для которого характерны уход от болезни в работу, желание сохранить работоспособность; сенситивный, когда человек особо чувствителен к межличностным отношениям, полон боязни стать обузой для близких, опасений, что окружающие его избегают из-за болезни; тревожный — отличающийся беспрерывным беспокойством и мнительностью, верой в приметы и ритуалы; анозогнозический, заставляющий больного активно отбрасывать мысли о болезни, жить надеждой, что «все обойдется».
Половина обследованных онкологических больных относятся ко второму и третьему блоку с характерным проявлением дезадаптивного поведения. Им в первую очередь наряду с медицинской необходима психосоциальная поддержка.
Искаженное отношение к раку является проблемой всего общества. Необходимо переломить житейский взгляд на опухоль как на нечто особенное и сверхъестественное и перейти к нормальному восприятию данного явления, как это имеет место при других, не менее грозных болезнях.
Женщины, страдающие раком молочной железы, шейки матки, яичников, на всех этапах диагностики и лечения, включая этап лекарственной терапии, нуждаются в психологической помощи, которая должна быть индивидуальной, учитывающей как личностные особенности пациентки, так и типы отношения к болезни.
Список литературы
3. Гнездилов А. В. Психогенные реакции у онкологических больных : автореф. дис. … канд. мед. наук / Гнездилов А. В. — Л., 1977.
4. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология : практическое руководство / В. Д. Менделевич.
— М. : МЕДпресс, 2001. — С. 231—238.
5. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан. — М. : Медицина, 1996.
— 464 с.
6. Щукина Е. Г. Типы отношения к болезни при сахарном диабете / Е. Г. Щукина // Экология человека. — 2001.
— № 3. — С. 16—17.
THE PECULIARITIES OF ATTITUDE TO THE DISEASE OF WOMEN WITH REPRODUCTIVE ORGANS CANCEROUS GROWTH
E. G. Schukina, L. S. Bulygina
Northern State Medical University, Archangelsk
Отрицание как феномен психологической защиты: анализ социально-генетических аспектов Чиркова Т. И. , Ступакова И. Н. (Российская Федерация)
1 Чиркова Тамара Ивановна / Chirkova Tamara — доктор психологических наук, профессор;
2Ступакова Ирина Николаевна / Stupakova Irina — аспирант, кафедра социальной и организационной психологии,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,
г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме отрицания, как одной из форм психологической защиты. Формулируются основные положения целей, задач и гипотез теоретического и эмпирического исследования феноменологии отрицания в процессе онтогенеза. Обсуждаются социальные причины и факторы развития негативных форм отрицания у детей. Предлагаются принципы разработки психолого-педагогических технологий устранения рисков их возникновения.
Ключевые слова: отрицание, психологическая защита, социальные причины возникновения отрицания, генезис форм отрицания, отрицание у детей.
Keywords: denial, psychological defense, social reasons for denial, origin of negation forms, negation in children.
«Отрицание (Vemeinung) в самом общем понимании означает отказ, отклонение, непризнание какого-нибудь положения вещей, связи (негация). Отрицать (Nichten — превращать в ничто) — глагол, означающий разрушить, уничтожить, ликвидировать, упразднять или отклонять…» . В философии категория отрицания выражает в широком смысле определенный тип отношений, необходимый момент процесса развития. Диалектическое отрицание — это момент связи, с удержанием положительного; универсальный принцип бытия и познания; основа одного из основных законов диалектики, единство преемственности в развитии .
С позиций психологической, педагогической науки и практики, если закон «единства и борьбы противоположностей» вскрывает источники развития, а закон «перехода количества в качество» — механизм развития, то закон «отрицания отрицанием» выражает развитие в его направлении, форме и его результате. Многие авторы указывают на то, что у детей отрицание сопровождается истерикой и агрессивностью . У взрослых отрицание — защитная реакция на воздействия, противоречащие потребностям субъекта. Чрезвычайно значимым в феноменологии любых форм отрицания является фактор неопределенности и толерантность к ней . «Неопределенность — это атрибутивное свойство познания, стимул проявления активности» .
Традиционно категория «отрицание» изучается в философии, но в ней нет завершенности без раскрытия социально-генетических психологических закономерностей его развития и функционирования в процессе общения и познавательной деятельности детей и взрослых. Недостатком современной социальной психологии является то, что в ней многие явления, в том числе и отрицание, изучаются без обязательной взаимосвязи возрастных кагорт общества. Психологию ребенка нельзя изучать вне связи его с взрослыми, что признается всеми. Но и психологию взрослых нельзя понять без учета их отношений, установок, понимания ответственности и долженствования в воспитании детей. Реализация цели исследования феноменологии отрицания в онтогенетическом и социальном аспектах требует комплексного изучения и особых методов научного познания проявления форм и видов отрицания у детей с изучением отношения к ним близких взрослых, не только родителей, но и «профессионально близких» — воспитателей и педагогов.
Основной гипотезой, определившей ракурс нашего исследования, было то, что формы проявления отрицания, как психологической защиты детей, обусловлены состоянием эмоциональной сферы взрослых и уровнями их толерантности к неопределенности. Выбор в качестве предмета изучения данных личностных конструктов взрослых обусловлен теоретически и экспериментально доказанной взаимосвязанностью их с феноменологией отрицания в исследованиях П. С. Желеско, М. С. Роговина .
В эмпирическом исследовании были использованы следующие методы: стандартизированное
наблюдение за поведением ребенка; социологические опросы взрослых; анкетирование родителей, воспитателей и учителей; исследовательское интервью с психологами в образовательных учреждениях и
социально-реабилитационных центрах. Использовались тесты: «ЭмИн» Д. В. Люсина; «Эмоциональная эмпатия» В. В. Бойко; опросник Маклейна (MSTAT) «Толерантность к неопределенности».
В обсуждение были включены результаты исследований выпускников психологов НГПУ им. К. Минина (ВКР и магистерские диссертации, темы которых касались изучения отрицания у детей, особенностей эмоционального интеллекта взрослых, их толерантности к фактору неопределенности). (С. П. Кондратьев, А. Н. Крылов, С. М. Скуратовский, Е. В. Шекурова и др.). Обобщая результаты исследования, можно сделать выводы, касающиеся как раскрытия тенденций феноменологии отрицания детей, так и специфики восприятия взрослыми фактов проявления отрицания у детей.
1. В социальном контексте сравнивались данные исследований, проведенных в конце XX столетия . Оказалось, что сейчас возросло количество жалоб родителей на формы отрицания у детей не только в кризисные возрастные периоды (Д. Б. Эльконин), но и на стадиях «спокойного» развития. Четко выделяется вид отрицания, в основе которого лежит потребность самоутверждения, противопоставления себя другим, в требовании вседозволенности действия.
2. Гипотеза о том, что формы проявления отрицания детей обусловлены состоянием эмоциональной сферы взрослых и уровнями их толерантности к неопределенности, получила подтверждение. При анкетировании матерей (п=50), обращавшихся к психологам за консультацией по шкалам «ЭмИн» и эмоциональной эмпатии: понимание чужих эмоций у 36 респондентов низкое; управление чужими эмоциями 40 — ниже среднего; понимание своих эмоций 42 — среднее; управление своими эмоциями 39 — низкое; контроль экспрессии 43 — низкое; межличностный эмоциональный интеллект 42 — средний; понимание эмоций 41 — низкое; управление эмоциями 39 — низкое. Родители затрудняются управлять эмоциями, что провоцирует у их детей проявления отрицания .
3. Подтвердилось предположение и о том, что на степень проявления негативных форм отрицания у детей, в силу действия законов подражания, оказывает пропаганда мнимой «свободы» поведения в СМИ, разрушающая механизмы саморегуляции эмоционально-волевой сферы .
4. С другой стороны, к феноменологии отрицания нельзя подходить с категоричностью оценок по принципу «добро это или зло», как и к любой форме психологической защиты . Человек должен сказать «нет!» очень многому в мире соблазнов, грозящих его физическому и психологическому разрушению . Но, к сожалению, из общей массы наших респондентов (n= 100), только 10 % доказывали, что способность и разумное умение «сказать — нет», это шанс полноценного жизнеутверждения. 20 % признавали ее, но не могли привести аргументов; 70 % — считали, что с отрицанием «нужно бороться». У педагогов такое утверждение превышало 80 %. Таким образом, феномен отрицания это не только проблема детей, но и проблема отношения к ней, понимание сущности отрицания в развитии детей близких взрослых.
Программа консультирования родителей: «диагностический маршрут» причин проявлений реакций отрицания ребенка (тип воспитания; пространство его жизни в семье; требования, предъявляемые к ребенку; система поощрений, наказаний). На втором этапе создается коррекционно-развивающий план психологической работы непосредственно с ребенком и его родителями .
Литература
3. Желеско П. С., Роговин М. С. Исследование отрицания в практической познавательной деятельности. Кишинев, 1985. 135 с.
5. Лебедев С. А. Методы чувственного уровня научного познания // European Researcher. 2015. № 2 (91). С. 163-168.
6. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2010. 507 с.
8. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е изд. / Под ред. Г. Шишкоффа / Пер с нем. М.: Республика, 2003. 576 с.
10. Чиркова Т. И. Психология разрушения: Монография. М.:ИНФРА-М, 2015. 192 с.