Базилика Святого Николая была возведена в конце XI века для мощей Святого Николая, привезенных в Бари 9 мая 1087 г. из церкви города Мира в Ликии. Собор представляет собой образец романо-апулийского стиля. Он был построен на месте укрепленной цитадели во дворе Катапана. Базилика является основным элементом Николаевской «цитадели», весь ансамбль зданий включает в себя:
— церковь Святого Григория, самую древнюю церковь города, в которой до сих пор проходят богослужения;
— монастырь;
— библиотеку и архив Базилики, в которых хранятся документы и пергаменты важнейшего исторического значения;
— исследовательский центр имени Святого Николая;
— так называемый «Портик Паломников», (на сегодняшний день полностью утрачен после реставрационных работ в 50-х годах) на его месте в настоящее время находится средняя школа имени Святого Николая;
— музей имени Св. Николая, открытый 6 февраля 2010 г., в котором выставлены самые ценные артифакты из Архива и Сокровищницы собора.
Николаевская «цитадель» в течение сотен лет из интересов безопасности была окружена прочными стенами с тремя входами для доступа с улицы Палаццо ди читта, с Анджуйской арки и с улицы Ванезе. Собор окружен тремя площадями, которые после реставрации в XX веке значительно изменили свой облик. В тридцатых годах, до строительства набережной, восточная часть Базилики омывалась морем; в то время основной улицей, ведущей к площади, была улица «Руга Фраджиджена» («ruga Fragigena”), сейчас улица Палаццо ди читта. Это дорога, по которой тянулись паломники для встречи со своим святым покровителем, ведущая к месту встречи Востока и Запада.
Работы по строительству крипты, предназначенной для мощей святого, начались в 1087 г. по инициативе аббата Ильи и были закончены в 1089 г. освящением отстроенной части Базилики папой Урбано II. Строительство собора продолжил преемник Ильи аббат Евстафий, освящение уже полностью законченной Базилики состоялось 22 июня 1197.
До конца XIX века здание периодически подвергалось переделкам, которые внесли лишь незначительные изменения. В начале XX века Министерство юстиции и религиозных дел открыло сезон «Больших Реставраций” (1925 – 1934), который возвратил собору свой первоначальный облик.
Для строительства использовался известняковый камень, частично взятый из других зданий. Главный фасад заключен между двумя башнями: Башня Катапана справа и Военная Башня слева, которые отличаются по высоте и по фактуре. Фасад делится на три части выступающими пилястрами, и три портала отражают внутреннее деление Базилики тремя нефами. Главный, средний портал богато украшен, его отличает характерный символизм: образ Христа — победителя язычества на архивольте портала, сфинкса на вершине портира и быков, поддерживающих колонны со стороны портала.
Типичная строгость романского стиля разбавлена в фасаде присутствием монофориев, бифориев и центрального окна — окула. В то же время боковые стороны Базилики украшены рядом глубоких слепых арок и лоджиями с небольшими арочными окнами (эзафориями). На северной стороне заметно выделяется известный «Портал со львами».
Внутреннее пространство Базилики представляет собой латинский крест (то есть с поперечным нефом пересекающим анфиладные), разделенный продольно на три нефа рядом колонн и несущих пилястров. Над центральным проходом расположен роскошный потолок из древесины, богато украшенный художником из Битонто Карло Роза. В конце центрального нефа находится главный алтарь с шикарным древним Апулийским балдахином XII века и абсида, в центре которой находится трон аббата Илии в мраморе (конец XI — начало XII века).На мозаичной отделке вокруг трон, можно различить арабскую вязь с надписью «Аллах”. Есть предположение, что это связано с присутствием чернорабочих на фабрике-изготовителе.
Позади епископского трона – мавзолей XVI века Боны Сфорца, Герцогини Бари и Королевы Польши. Между двумя женскими полуобнаженными фигурами, символизирующими Бари и Польшу и двумя образами святых, Святого Николая и Святого Станислава, преданы земле остатки Королевы, первоначально находившиеся в кафедральном соборе.
Есть и другие произведения искусства, не уступающие по своей значимости:
— в левой абсиде: картина второй половины XV века кисти Виварини (венецианский художник творивший в Апулии), которая изображает разговор между святыми Джакомо и Людовико с одной стороны и Николаем и Петром с другой; в центре — Мадонна на троне с младенцем.
— В поперечном нефе с правой стороны — серебряный Алтарь (1319-1684 гг.), подаренный в 1319 г. царем Сербии Урошем II Милутин, чтобы покрыть гробницу Святого в крипте. В 1684 г. Собор заказал двум неаполитанским художникам (Доменико Маринели и Энньо Авитабиле) переделать алтарь в стиле той эпохи — барокко.
— На алтаре правой абсиды: Триптих (1451г.) Андреа Рико из Кандия (очень востребованный художник в XV веке в различных итальянских городах). Страстнàя икона Божьей Матери представлена здесь, так и в других городах (Бергамо, Флоренция, Парма, и др.), она изображена между Св. Николаем справа и Св. Иоанном Богословом слева.
У боковых нефов — две широкие лестницы ведущие в крипту, в которой находятся мощи Святого. Особенности крипты — православная капелла с иконостасом и два алтаря: один посвящен католическому обычаю, а другой — православному (единственный случай в католическом мире, подтверждающий призвание Бари — сближение двух церквей). Базилика была в течение многих веков и является по сей день центром паломничества; сюда прибывают верующие со всего мира, прежде всего из православной России, особо связанной со святым. Характерные элементы крипты — капители; все разные, а некоторые даже «двуликие». В южном углу находится «чудотворная» колонна, выполненная из порфира.
Базилика св.Николая считается одной из главных достопримечательностей Барии. Она находится в старой части города, на берегу Адриатического моря и состоит из двух храмов, верхнего и нижнего. В нижней крипте установлена рака с мощами Николая Чудотворца. В это место приезжают паломники со всего света, для того, чтобы преклониться перед мироточащими мощами Святителя и Чудотворца Николая.
Николай Чудотворец считается покровителем Бари. Рожденный в 250 г. в Патере на территории современной Турции, епископ Николай по некоторым предположениям какое-то время служил в Бари. Однако свой жизненный путь он закончил в первой половине IV в. в городе Мире (Ликии), в Турции, где и был похоронен. Так называемое «спасение» или «обретение» мощей святого Николая произошло в конце XI в. Но по сути это было обыкновенное, варварское похищение, сходное тому, как венецианцы похитили мощи святого Марка из Александрии. В Антиохии случайно встретились венецианские и барийские моряки. Венецианцы поделились своими планами по «освобождению мощей» из рук неверных. Барийские моряки также решили раздобыть и себе «святые мощи». Возможно, благочестивые моряки из лучших побуждений пытались спасти святые мощи от неверных. До XI в. город Мира на южном турецком побережье был христианским, но в 1087 г. его захватили мусульмане. Справедливости ради надо заметить, что мусульмане не собирались глумиться над мощами, а тем более уничтожать их. Они позволяли христианам Миры приходить, молиться и ухаживать за своим святилищем.
По сути моряки из Бари выкрали реликвию у таких же христиан Миры. Очевидно, между моряками и служителями святилища произошел конфликт. Монахи пытались их увещевать, грозили божьей карой, но были вынуждены отступить перед грубой силой. Мраморный саркофаг был варварски разбит, а мощи выловлены из манны, жидкости, в которой они находились, и похищены. По воспоминаниям летописцев жители Миры столпились на берегу. Они были преисполнены гнева и горя, рвали на себе волосы и бороды, завывая о потере святого покровителя. Благочестивые же воры поспешили со своей добычей вернуться в Бари.
Сначала мощи хотели поместить в собор Сан-Сабино, но тому нашлось много противников. Тогда их положили на повозку, запряженную ослом и там, где осел остановился, решили строить церковь. Потому колонны, поддерживающие крыльцо базилики стоят не на львах, как это чаще бывает, а на ослах. Строительством церкви руководил бенедиктинский аббат Элия, который считается и ее архитектором. При строительстве использовались камни дворца Катапана, принадлежавшего еще византийскому наместнику, и заброшенного после того, как норманны захватили Бари в 1071 г. и перенесли столицу в Салерно. Хотя строительство всей базилики продолжалось вплоть до 1197 г., помещение крипты уже было освящено к 1089 г., а к 1105 г. закончилась его отделка.
Внутри базилики все св. Николая просто и аскетично. Базилика имеет три нефа длиной 39 м, сводчатый трансепт длиной 31,5 м, нефы завершаются апсидами. Снаружи апсиды закрыты прямыми стенами с ложными аркадами, что придает храму прямоугольную форму. Фасад разделен на три части пилястрами, по бокам имеет две башни. Входной портал украшен резьбой на тему евхаристии (начало XII в.). Портик портала поддерживают колонны, опирающиеся на фигуры быков, в люнете помещён рельеф с солнечной колесницей и триумфатором, символизирующим Иисуса Христа. Фронтон увенчан крылатым сфинксом.
Крипта Святого Николая находится внизу, в ней три придела: центральный – мощи Святого Николая, православный – капелла, где идут православные богослужения и придел народов Европы – надежда на объединение церквей. Саркофаг-реликварий с мощами Николая Чудотворца выполнен в форме небольшого каменного сундука с отверстием для сбора мира. Он находится в крипте, отгороженный от публичного пространства высокой железной решеткой. Доступ к мощам дозволяется только организованным группам паломникам.
Справа, если стоять к базилике лицом, находится музей и лавка для паломников. Кроме всего прочего там можно купить пузырек со священной «манной», той жидкостью, в которой плавают мощи святого Николая. Говорят, что сколько бы ее не вычерпывали из саркофага, она все равно восполняется.
Масштабная антирелигиозная кампания по вскрытию мощей святых началась ровно сто лет назад, 16 февраля 1919 года. «Газета.Ru» — о том, кому молились в музее, какие неожиданные предметы находили в раках святых, а также кто спас голову Сергия Радонежского.
Постановление об организованном вскрытии мощей было принято коллегией Народного комиссариата юстиции (НКЮ) 16 февраля 1919 года — после того, как газеты написали о скандале в Александро-Свирском монастыре (Ленинградская область).
22 октября 1918 года там была вскрыта литая рака из серебра, но вместо мощей святого в ней обнаружили восковую куклу.
На страницах антирелигиозного журнала «Революция и церковь» стали публиковаться обращения граждан с просьбой осмотреть раки в других монастырях. Для этого были созданы специальные комиссии, в которые входили представители местных властей, врач, а также духовенство. Согласно постановлению НКЮ, при вскрытии с мощей снимались церковные облачения. Процесс документировали на фотопленку и составляли протокол, в котором было описано содержимое раки.
19 марта 1920 года на VIII съезде Российской компартии большевиков было решено добиться «полного отмирания религиозных предрассудков» у простых рабочих, «организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду». Отдельное внимание было уделено вскрытию мощей. Сообщалось, что коллегии «раскрыли целый ряд мошеннических действий, при помощи коих служители культа обманывали народные массы». Гробницы, в которых лежали мощи, содержали в себе по заявлению РКП истлевшие кости, вату, железные каркасы, обмотанные тканью и имитирующие тела.
Одна из таких находок большевиков при вскрытии мощей Сергия Радонежского была описана очевидцем на страницах журнала «Революция и религия». В раке, говорится в заметке, оказались «изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок, в черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы».
По словам автора публикации, верующие реагировали на это спокойно, с пониманием, монахи «смущены и подавлены». «Мощей нет! Мощи сгнили! — резюме, которое слышишь сейчас в толпе», — отмечается в статье.
И этот случай не был единичным, что только добавляло эффекта антирелигиозной кампании. Так, в саркофаге благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского были найдены «груда черных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины», а также «остатки кожаных сапог машинного производства». Гробницу Петра и Февронии в Муроме описывали как ящик, разделенный на две половины, в котором лежали отдельные человеческие кости, издающие гнилой запах. Вместо мощей находили «кости разных лиц» и вату, как, например, в раке Авраамия Болгарского во Владимире.
Были и совсем необычные находки. В раке Макария Калязинского были обнаружены, помимо костей, медные и серебряные монеты, сушеная груша, лавровый лист, сломанная серьга, гвоздь и гайки. В семейной гробнице князя Константина, его жены Ирины и их детей — Михаила и Федора — на дне лежала костяная брошка с надписью «Шура».
Вместо мощей преподобного Павла Обнорского в раке были старые монеты, доски, кирпичи и банка фиксирующей помады для волос фирмы «Брокар».
По официальным данным, за два года произошло 63 публичных вскрытия мощей. Этому также поспособствовало предложение НКЮ, утвержденное 29 июля 1920 года. Главной задачей было истребление «варварского пережитка старины, каким является культ мертвых тел».
Документ призывал «планомерно и последовательно провести полную ликвидацию мощей на местах, избегая вредной нерешительности и половинчатости мероприятий». В частности, в нем говорилось об агитации рабочего класса и крестьян, чтобы те присутствовали при вскрытии.
Кроме того, НКЮ предлагало возбуждать судебные процессы «при обнаружении дальнейших случаев шарлатанства, фокусничества, фальсификации и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств», а само дело предавать широкой общественной огласке.
Кампания по вскрытию мощей 1919 года была нацелена не только на дискредитацию церкви. «Вскрытие проводилось с особым цинизмом, чтобы спровоцировать верующих на сопротивление и начать массовые репрессии, — рассказал «Газете.Ru» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков. — Подчеркнуто оскорбительное отношение красноармейцев к мощам святых — когда в них стряхивали пепел с сигарет, плевали, обливали кислотой, бросали в нечистоты — не могло не вызвать гневной реакции населения. В Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, например, эта кампания спровоцировала выступление верующих, ставшее поводом для обвинения в сопротивлении власти, арестов и расстрелов».
Некоторые мощи святых, в том числе Серафима Саровского, были переданы в Центральный антирелигиозный музей. Он открылся в 1929 году и располагался в ныне снесенном женском монастыре Страстной иконы Божией Матери в Москве. Однако верующих это не остановило.
«Анастасия Цветаева, сестра Марины Цветаевой, вспоминала, как в Москве в антирелигиозном музее выставили мощи святителя Иоасафа Белгородского рядом с телом уголовника, чтобы продемонстрировать, что оба тела будут тлеть. Однако, в отличие от «протухшего» тела преступника, мощи Иоасафа остались нетленными, и вскоре антирелигиозный музей стал местом паломничества верующих», — рассказал Георгий Кочетков.
Позже «экспонаты» перевезли в Музей истории религии и атеизма в Казанском Соборе в Ленинграде.
По словам ведущего научного сотрудника Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, масштабной кампании по уничтожению мощей после Великой Отечественной войны уже не было.
«При Хрущеве началась новая волна гонений, закрывались церкви и нельзя было строить новые, но в тот период политика была направлена не против одних мощей, а против религии в целом. Хрущев говорил: «Мы скоро увидим последнего попа», так как считал, что при развитом социализме вообще не должно быть церковного института», — рассказал Роман Лункин «Газете.Ru»
Процесс восстановления мощей начался уже после перестройки. Часть мощей святых сохранились, потому что они были переданы в антирелигиозный музей в Ленинграде, где хранились на чердаке. Если храм оставался памятником архитектуры, культуры, музейным объектом, то могли храниться там. Много мощей было спрятано по домам. «Когда стали возвращать храмы и монастыри священнослужителям, то находили утерянные мощи в скрытых от посторонних глаз местах. Таким образом появилось много новообращенных мощей», — продолжает эксперт.
«Во время кампании пострадали мощи преподобного Сергия Радонежского, но по благословению патриарха Тихона граф Юрий Олсуфьев вместе со священниками Сергием Мансуровым и Павлом Флоренским скрыли и уберегли честную главу преподобного, и таким образом она была сохранена», — привел пример Георгий Кочетков.
Кроме того, прославлялись в ранге святых новомученики, которые были расстреляны советской властью, их могилы становились новыми местами преклонения. «Останков многих святых ХХ века мы никогда не обретем и, возможно, даже не узнаем их имен. Но от этого благоговение в церкви перед их жизнью не становится меньше. Недаром степи Казахстана, Соловки, Колыму, где закончили свой жизненный путь многие новомученики, называют «антиминсом» — платом с зашитыми в него мощами, на котором совершают литургию», — резюмировал Георгий Кочетков.