Деменция – процессы деградации памяти, мышления, нарушение поведения и утрата навыков. По своей сути это не заболевание с одной конкретной причиной, а комплекс симптомов – синдром, проявляющийся в пожилом возрасте.
Постепенная утрата когнитивных функций (способности четко мыслить) с возрастом – естественный процесс старения. Однако близким пожилого человека все же следует понимать, что слишком быстрое прогрессирование такого состояния ненормально и требует помощи специалиста. Если есть подозрения на деменцию, обязательно нужно пройти психодиагностику.
Причины развития деменции
Наиболее часто деменция диагностируется в возрасте от 65-70 лет. Для этой категории пациентов основной причиной развития синдрома является болезнь Альцгеймера – на нее приходится 60-70% случаев. Также к нему может привести инсульт, травма головы, различные болезни головного мозга и сердечно-сосудистой системы, инфекции и интоксикация.
Эти факторы являются предпосылкой к развитию деменции, однако прогрессирование симптомов напрямую связано с образом жизни человека. Наш мозг уникален, он умеет перепрофилировать свои клетки, таким образом компенсируя нанесенный болезнью урон. Этим объясняется, например, возможность восстановления некоторых функций, утраченных после инсульта – мозг просто осваивает их заново. Если человек находится в депрессивном состоянии, а это часто наблюдается у пациентов с утратой когнитивных функций, и из-за этого просто не может заниматься восстановлением, синдром будет стремительно развиваться. Доказано, что у людей, пребывающих в эмоционально подавленном состоянии, деменция выражена больше. А если подозрение на такой диагноз есть уже в 50-55 лет, это может говорить о сильном психоэмоциональном перенапряжении. Поэтому психологические тесты, которые выявляют депрессию, могут помочь в ранней диагностике деменции.
Симптомы деменции
Близким людям ни в коем случае не стоит списывать изменения характера пожилого человека на нормальные старческие проявления. Если вы обнаружили у своего родственника симптомы, перечисленные ниже, ему обязательно необходима психологическая диагностика.
· Заострение отдельных черт характера. Например, настойчивость превращается в упрямство, бережливость – в скупость.
· Забывчивость, касающаяся недавних действий и событий.
· Сужение интересов, зацикленность на одном действии или теме.
· Ухудшение аналитических навыков.
· Проблемы с концентрацией внимания.
В дальнейшем человек все больше утрачивает когнитивные навыки – не узнает родственников, не может самостоятельно себя обслуживать, дезориентируется в пространстве и так далее.
Характерным симптомом развития деменции является ухудшение характера. Человек становится нервозным, раздражительным, обидчивым. При ранней возрастной деменции в 50-65 лет депрессивные состояния на фоне проявления негативных черт характера иногда могут быть единственным признаком синдрома. Для уточнения диагноза можно пройти удобные психологические тесты онлайн, которые покажут вероятность деменции.
Что делать, если диагностирована деменция
Поскольку деменция является следствием определенных процессов или состояний, важно установить первопричину. Ведь лечение будет более эффективным, если наряду с психотерапевтом с человеком будет работать профильный специалист – невролог, кардиолог, инфекционист и прочие.
Деменцию невозможно вылечить полностью, поэтому задача терапии – максимально замедлить ее прогрессирование. Для этого необходимо создать психологически комфортную атмосферу и ни в коем случае не изолировать больного. Именно так мозг сможет перестраиваться и не утрачивать свои функции. Окружающим нужно постоянно побуждать человека к общению, получению позитивных эмоций, новым увлечениям.
Содержание
- Болезни и старческое слабоумие
- Уход на пенсию и память
- Жизнь в одиночестве
- Утраты
- Не впадайте в детство! 5 признаков приближающегося слабоумия
- Болезнь «молодеет»
- Забывчивость бывает разная
- Как работает ваш мозг?
- Мозг нуждается в топливе!
- ВПАДАТЬ В ДЕТСТВО
- Впадение в детство
- Когда старики впадают в детство: 4 признака, которые вас должны насторожить
Болезни и старческое слабоумие
Одно из главных опасений стареющих людей — это страх перед старческим слабоумием. Все чаще вы слышите жалобы такого рода: «Сегодня я уже два раза терял очки. Это же невозможно! Я уже выживаю из ума». Будьте так милостливы, не употребляйте слов «впадаю в детство» или «выживаю из ума», потому что тем самым вы унижаете себя, к тому же часто неправильно используя этот термин. Лишь у 12% лиц старше 65 лет наблюдаются истинные признаки старческого слабоумия — болезни, для которой характерны глубокие нарушения памяти, дезориентация и часто параноидный тип поведения. Это заболевание встречается у лиц обоих полов, но у женщин оно бывает чаще, возможно потому, что в среднем они живут дольше мужчин. Страдающие этим недугом в большинстве своем вступили в седьмой или восьмой десяток лет. Если вас беспокоит состояние вашей памяти, то вы, без сомнения, не поражены этой болезнью. Старики, впавшие в детство, не осознают, что многое забывают, и когда им на это указывают, они часто тому не верят и вступают в споры.
Два других психических расстройства, затрагивающих память, — это болезнь Апьцгеймера и синдром Корсакова. Эта болезнь сопровождается уменьшением в мозгу количества вещества, необходимого для функционирования памяти. Недостаток этого вещества, называемого ацетилхолином, при заболевании очень значителен и не может быть скомпенсирован. Сейчас ведутся обширные исследования, посвященные этой болезни. Имеет место необратимое повреждение мозга, несколько сходное с повреждением, наблюдаемым при синдроме Корсакова, который вызывается алкоголизмом. Лечение таких несчастных пациентов в большинстве случаев ограничивается психологической помощью семье в рамках групповой терапии и практическими советами, как облегчить ситуацию.
Как вы видите, хотя для иных из нас будущее еще может казаться мрачным, таких среди нас ничтожное меньшинство. Для большинства есть надежда! Можно отлично приспособиться к физиологическим изменениям при естественном старении. Но проблемы с памятью возникают в равной степени из-за психосоциальных изменений, которые в большинстве случаев устранимы.
Уход на пенсию и память
Изменение ритма жизни и сужение сферы деятельности часто приводят к проблемам с памятью. Поскольку все реже становятся вознаграждения и меньше — требования со стороны окружающих, у вас все меньше стимулов поддерживать свое внимание на прежнем уровне.По правде сказать, без внешних стимулов нам нечего или почти нечего терять, если наша память слабеет. В этой ситуации человеку свойственно уменьшать свою умственную активность. Ответственность за свою деятельность, возложенная на нас прежде, понуждала нас постоянно делать какой-то выбор, концентрировать внимание на главном и упорядочивать свою мысль. Без этой ответственности мы в некоторой мере «приходим в негодность». Активность — это стимулятор как психических, так и телесных функций. Если вы прекратите делать минимум физических упражнений, ваши суставы «заржавеют». Если вы перестанете стимулировать свою умственную деятельность, т.е. заставлять свои мозги пошевеливаться, ваш интеллект будет менее производительным. Нужно найти себе новый род деятельности и задаться новыми целями, сулящими новые вознаграждения.
Когда мы выходим на пенсию, хобби приобретает в нашей жизни гораздо большую роль. Нужно найти род деятельности, который одновременно был бы вам по душе и стимулировал ваш ум. Дайте простор для проявления своих талантов, чтобы украсить жизнь окружающим вас людям. В этот период жизни многие реализуют свои сокровенные замыслы. Важно найти новый стиль своего существования и хорошо чувствовать себя в своей шкуре. Этот стиль, несомненно, будет во многом отличен от той жизненной установки, которую определяла прежде ваша работа. Как подчеркивает Скиннер, «когда мы стареем, необходимо выработать новый образ мыслей». Пенсионный период жизни может стать возрастом размышлений. Это, возможно, подходящий момент, чтобы пересмотреть свое представление об утилитарной «пользе». Необходима ли она для счастья? Восточные философы так не думают.
Досуг может как раскрепощать, так и угнетать психику. Избыток свободного времени порой вызывает у нас чувство вины, так как общество, а часто и религия форсируют психологическую установку на труд. Тогда нужно строить свою жизнь вокруг того, что вам действительно по душе делать. Продолжайте занимать свой ум и развивать свои таланты. Вы можете поступить на какие-нибудь курсы для взрослых в вашем городе или на факультет для пожилых людей. Вы можете сами начать преподавать (передача знаний часто дает душевный подъем) или изучать интересующий вас предмет. Наконец, это подходящий момент, чтобы заняться, например, работой по дереву или изучением иностранного языка. Для последнего хорошим поводом и даже настоящей причиной могут стать встречи с людьми по интересам. Главное, нужно постоянно тормошить свой ум и открыто обсуждать свои идеи с другими любознательными людьми. Поставьте перед собой конкретную цель — скажем, изучать жизнь птиц, разводить цветы и используйте это для тренировки своей памяти.
Жизнь в одиночестве
Жить в одиночестве часто бывает трудно, если большую часть жизни вы провели бок о бок с супругом или компаньоном. Отношения между людьми (деловые, дружеские или семейные) порождают взаимную зависимость. Вполне возможно, что во многих случаях вы полагались на хорошую память вашего супруга и теперь совершенно подавлены обилием мелочей, о которых нужно помнить, и вам кажется, что вы с этим не в состоянии справиться. Для того чтобы перестроить свою жизнь, особенно во время траура из-за смерти дорого вам человека, требуется время. Потеря супруга всегда глубоко травмирует душу и влечет за собой ряд новых забот. Можно сказать, однако, что траур сам по себе действует как обезболивающее средство. Вы ощущаете внутри себя какую-то оцепенелость, полную неспособность воспринимать новую реальность без любимого человека. Такой отрыв от внешнего мира предохраняет нас от невыносимой боли; но в то же время мы теряем контроль над своим вниманием.
Устраивайте свою жизнь так, чтобы самостоятельно справляться с основными нуждами. Прежде всего берегите свое здоровье. Помните об идеале древних: в здоровом теле здоровый дух. Обследуйте, на что уходит у вас время, — это частично восполнит недостаток мотивации и отвлечет от капитулянтских мыслей вроде «к чему принимать душ?». Вставайте с постели, как только проснетесь, приготовьте себе хороший завтрак, выйдите прогуляться и по крайней мере раз в день полноценно обедайте. Оставьте привычку что-то проглотить, чтобы заморить червячка, даже не садясь за стол. От этого пропадает чувство голода, но организм не получает необходимых ему питательных веществ. Питание и движение так же тесно связаны между собой, как режим и долголетие.
Не забывайте также о гигиене духа. Вы можете преодолеть трудности, вызванные переменами в жизни. Есть множество способов развеять хандру. Чтобы улучшить настроение, можно обратиться к природе или музыке: то и другое располагает к положительным, приятным эмоциям. Отвлекающие занятия дают неожиданные результаты, подчас удивительные. Выбирая себе подобное занятие, вы действуете, вместо того чтобы сокрушаться по поводу своей судьбы. Ходите в кино, в парк.на море, любуйтесь природой, читайте, слушайте музыку. Всякий переход к активным действиям отвлекает вас от созерцания своего несчастья. В целом ряде занятий физические нагрузки сочетаются с расслаблением.
Музыка в особенности повышает настроение и отгоняет черные мысли, если только она правильно подобрана. Предпочитаете ли вы джаз, современные песни, фольклор или классику, выбирайте возвышенные и живые мелодии. Считается, что музыка в стиле барокко (Моцарт, Гендель, Вивальди, Бах) особенно успокоительна. Произведения романтиков (Шопен, Бетховен, Шуберт, Шуман, Вагнер, Мендельсон, Лист) выражают смешанные чувства ностальгии по прошлому и страстное стремление к неизведанному будущему. Какую бы музыку вы ни выбрали, она улучшит ваше настроение, отвлечет ваши мысли и даст вам больше, чем вы ожидаете: она вызовет наплыв приятных воспоминаний. Время уходит, но мы его удерживаем в себе благодаря памяти. Мы можем научиться оживлять прошлое по приказу сознания. Такое умение бесценно, особенно для тех, кто одинок. Воспоминания о счастливых днях развлекают наш ум. Исследования показали, что настроение — настоящий катализатор воспоминаний.
Утраты
Чем больше мы имеем, тем больше приходится и терять. На протяжении жизни каждый из нас переживает утраты: супруг, друзья, члены семьи уходят в мир иной, мы теряем физические способности организма и свой социальный статус. У многих пожилых людей сокращаются доходы, покупательная способность падает; многие теряют так же интерес к тому, чем они занимались прежде. После выхода на пенсию внезапно исчезает гордость за свою работу, авторитет, власть и престиж. С прекращением ответственности за работу перестают действовать и конкретные стимулы, вознаграждающие вас за вашу деятельность. Никого больше не интересует, чем вы занимаетесь. Все эти утраты могут привести к депрессии — главной причине возникновения проблем с памятью у людей определенного возраста.
Депрессия возникает в результате целого ряда изменений в биологическом равновесии и образе жизни индивида. Как показали биохимические исследования, при старении уменьшается содержание биогенных аминов в мозгу, и этим можно объяснить, почему в старости люди больше подвержены депрессии. К тому же большую роль при впадении в депрессивное состояние играют следующие друг за другом утраты. Мы представляемся сами себе одинокими, людьми без будущего. Настоящее слишком пусто и слишком болезненно, чтобы на нем задерживать внимание, и мы начинаем жить прошлым. Отворачиваясь от настоящего, мы перестаем интересоваться миром, включая и самих себя. Эта потеря интереса может приводить к небрежности, плохому питанию, глубокой депрессии и всегда влечет за собой ухудшение памяти.
Оглавление |
Глава 4
Возрастная депрессия: «впасть в детство»
Мне привиделось прошлое,
И сердце забилось быстрее.
Я начал терять контроль,
Я начал терять контроль…
Я почувствовал неуверенность —
Ты разлюбила меня!
Что-то дрогнуло во мне,
Что-то дрогнуло во мне…
Я не хотел мучить тебя.
Прости, что я довел тебя до слез…
Я не хотел мучить тебя —
Я просто ревнивый парень.
(Джон Леннон, «Ревнивый парень»,)
В этой песне из альбома «Imagine» Леннон описывает сразу два транса. Во-первых, из взрослого человека в настоящем он превращается в раненого ребенка в прошлом. Во-вторых, теряет контроль вов-Се не он, а внутренний ребенок, в которого он превратился, — именно этот ребенок боится, дрожит и ревнует. Этой песне больше подошло «Ь1 название «Ревнивый раненый ребенок», потому что ее герой превратился в ребенка (ему привиделось прошлое, и он стал младше, чем он был на самом деле).
Случалось ли с нами что-либо подобное? Партнер как-то не так взглянул на нас — и внезапно нас захлестывает буря эмоций. Это тем ная сторона нашего ребенка — схема, которая включается автоматически, перенося нас из настоящего в давно прошедшее.
Возрастная регрессия — это состояние, в котором вы действуете так, словно вы младше, чем на самом деле. Наблюдатель видит изо бражение травматического эпизода и продолжает хранить в памяти изображение раненого ребенка, где запечатлены его образ, мысли и чувства. Если какая-то ситуация напоминает эту картину, — ребенок снова воспроизводит прежние мысли и чувства, имеющие весьма от даленное отношение к реальности.
Возрастная регрессия — самый распространенный вид транса. Она непосредственно связана с моментом травмирующего опыта, которыи был слишком тяжелым или непонятным, чтобы его можно было принять и интегрировать. Поэтому наблюдатель сопротивляется восприя тию происходящего, предпочитая погрузиться в воспоминания. Поэтому вы, будучи взрослым, порой утрачиваете контроль над своими действиями, словами, чувствами, реакциями. Вы воспринимаете мир глазами внутреннего ребенка, ограничивая свое понимание, возможности и выбор.
Рассмотрим такой пример. Мать хочет, чтобы ребенок угождал ей. Она просит его делать то, что приятно мамочке, чтобы заслужить ее любовь, внимание и признание.
Такое требование слишком мучительно для ребенка, чтобы он мо его осознать. Просить ребенка отказаться от собственных желаний и, может быть, даже от себя самого ради того, чтобы угодить мамочке (а следовательно, выжить) — значит, отрезать ребенка от его глубинных потребностей. Пораженный и ошеломленный наблюдатель создает стратегию выживания «угодливый ребенок».
У него, однако, есть и другая сторона — злобная и агрессивная таящаяся под маской угодливости. Еще бы: разве вы не разозлитесь если вам придется заискивать, чтобы выпросить любовь? Многие из моих пациентов все время были слегка раздражены на весь мир. Когда пациент говорит мне: «Я все время зол на весь мир!» — я спрашиваю его: «Какая ваша потребность остается неудовлетворенной?» Злость и фрустрация — результат того, что вы не получаете желаемого-
Часто мы злимся и проклинаем весь мир вместо того, чтобы задать себе вопрос: «Чего я хочу и не получаю?»
Этот вопрос прерывает детскую злость и обиду, помогая взрослому осознать свои реальные потребности, остававшиеся до сих пор неудовлетворенными.
Обвинение
«Это такое облегчение — знать, кого можно обвинить во всем. Если вы страдаете, должен же кто-то быть виноват в этом… Мы часто обвиняем других в наших собственных решениях и действиях. В этом обвиняющем трансе кто-то всегда должен делать все для вас, а вы не несете никакой ответственности — ни за то, чтобы попросить желаемое, ни за то, чтобы сказать «нет», ни за то, чтобы сделать то, что вам хочется».
Мак-Кей
Конечно, нелегко прямо попросить своего партнера или супруга о том, чего вам хочется, так как темная сторона внутреннего ребенка желает получать, не прося ни о чем. Просить рискованно и опасно, так как ребенка уже наказывали за это. Родители часто говорили что-то вроде: «Что ты о себе воображаешь?» «Думаешь, деньги растут на деревьях?». В Индии (см. главу 14 «Псевдодуховность») считается, что выражение своих желаний, как и сами желания — источник всех людских проблем. Во многих ситуациях ребенок учится получать желаемое, не прося прямо, а действуя окольным путем. Иногда мама или папа служат ему примером, показывая ребенку, как получить желаемое без просьбы. Родители демонстрируют ребенку свои манипуляции, и годы спустя ребенок в душе взрослого злится на жену за то, что та «не понимает без слов» его сигналов. Очень часто люди жалуются, что их супруг или супруга не понимают, чего от них хотят, пока им не скажут °б этом прямо.
Как-то я работал с пациентом, который хотел разобраться в отношениях с матерью. Я спросил его: «Чего вы хотели от нее?» Он ответил: «Я хотел получать все, что я хочу, всегда, когда я этого хочу, безо Всякой просьбы». Когда взрослый услышал, чего хочет его внутренний Ребенок, он сумел освободиться от его желаний.
Отсекать собственные чувства больно. Часто ребенок делает вид, что его желания не так уж важны. Годы спустя он сам не знает, чего хочет. Знаменитый психиатр Вильгельм Райх в книге «Убийство Христа» сравнивает естественную жизненную силу и энергию с Христом. Райх предполагает, что родитель, пытаясь сделать ребенка удобным и отрезая его от естественных желаний и чувств, «убивает» его жизненную силу. Райх называет это «эмоциональной чумой». Райх утверждает, что когда наша жизненная сила подавлена или уничтожена, мы начинаем подавлять и уничтожать жизненную силу других людей. Иначе говоря, вы пытаетесь подавлять или уничтожать чужую жизненную силу ровно в той степени, в которой подавлена или уничтожена ваша собственная жизненная сила.
В последние годы на западе стали популярны древние целитель-ские системы акупунктуры, давным-давно известные в Азии. Почему? Мы поверили, как и Райх, что причина болезни — перекрывание естественного энергетического потока.
Например, если девочку считают непривлекательной, она может испытывать боль и пытаться протестовать против такого отношения. В глубине души, однако, внутренний ребенок создает транс: «Я некрасивая». Этот транс встречается очень часто, и ему могут сопутствовать мигрени, язвы и колиты. В конце концов, перекрывать свой естественный поток энергии — нелегкая работа.
Другой пример. Ребенок испытывает некую сильную эмоцию по отношению к маме. Мама называет эту энергию «злостью» и пресекает ее — словами, наказанием или отказом в любви. Этот поток энергии, отныне названный «злостью», должен куда-то деться. Куда же он девается? Ребенок переносит его внутрь себя, создавая злость на себя ненависть к себе, вину или депрессию. Недавно я работал с пациентом, у которого начинало болеть горло, когда он злился. Когда он сосредоточился на своем горле, перед его глазами возник образ папы. Когда я попросил его выразить папе свой гнев, у него перехватило горло. Я спросил его: «Что вы хотели бы сказать папе?» Он ответил: «Я бы хотел его задушить!». Когда я попросил его мысленно сделать это, его горло сжалось, словно ему захотелось задушить самого себя. Мы видим, как человек, будучи не в состоянии выразить злость по отношению к отцу, обращает ее против себя самого и «душит» себя. Результат: хроническая боль горла.
Сталкиваясь с проблемой, человек может внезапно «стать младше» — и тогда не только его чувства и эмоции, но и мысли становятся инфантильными. Можно предположить, что в любой проблеме содержится элемент возрастной регрессии, указывающий на присутствие внутреннего ребенка.
Внутренний ребенок взаимодействует с самим собой в прошлом, а не с другим человеком в настоящем. Я работал с разведенной женщиной, которая рассказала мне, что муж всегда считал ее шлюхой. Как она ни пыталась доказать, что он неправ, — все было бесполезно. Как-то раз во время завтрака она взглянула ему в глаза и увидела, что он «смотрит кино». Он уходил в прошлое. Вместо собственных отношений с женой он видел отношения ребенка с мамой, и эту картинку из прошлого переносил в настоящее.
Этот процесс, повторяемый ребенком, часто делает нас одинокими во взаимоотношениях с другими. Вместо того, чтобы общаться с другим здесь и сейчас, наш ребенок общается с родителями там и тогда. Ребенок становится гипнотизером, внушая взрослому неадекватные модели восприятия и поведения. И тогда мы теряем контакт с другим человеком и внешним миром, чувствуя одиночество, непонимание и отчуждение.
Женщина, пребывающая в трансе «Я некрасивая», скорее всего, привлечет человека, который будет считать ее именно такой. Общий транс их внутренних детей (ее и ее мужа) может быть повторением их старых семейных трансов. В сущности, оба — и муж, и жена — впадают в состояние возрастной регрессии, проецируя родителя на партнера и утрачивая связь друг с другом.
Когда взрослый «впадает в детство», в его восприятии образуются слепые пятна. Отношения не могут быть нормальными, если ни один из партнеров не находится здесь и сейчас.
Задача
1. Осознайте, когда вы «впадаете в детство».
2. Заметьте, в каких ситуациях это происходит и что является «триггером».
3. Посмотрите, где находится внутренний ребенок — около вас; внутри вашего физического тела; одновременно и там и здесь?
4. Понаблюдайте за личностью внутреннего ребенка.
5. Примите на себя ответственность за создание этой личности.
6. Осознайте, что вы — наблюдатель и творец как личности внутреннего ребенка, так и окна, через которое вы смотрите на мир его глазами.
7. Прекратите создавать личность внутреннего ребенка в качестве такого окна.
Возрастная регрессия — основной процесс, с помощью которого наблюдатель перемещается из настоящего в застывшее прошлое. Наблюдатель видит мир глазами темной стороны внутреннего ребенка, скрывая тем самым картину настоящего. Прерывание этого процесса освобождает наблюдателя от гипноза и помещает воспоминание туда, где ему и место, — в прошлое. Рассмотрим такой пример. Наблюдатель видит маленькую девочку в 1956 году. К ней пристает дядя Генри. Наблюдатель не способен в этот момент правильно понять происходящее и чувствует замешательство и хаос. В этом хаосе наблюдатель «включает стоп-кадр» и принимает решение: «Не верь мужчинам, и этого больше не повторится», пытаясь защитить девочку. В 1992 году 42-летняя женщина хранит в душе раненого ребенка, возникающего, когда Джон хочет вступить в интимные отношения с ней. Наблюдатель переносит взаимоотношения с дядей Генри в 1956 году в отношения с Джоном в 1992. Женщина «впадает в детство» и становится девочкой — застывшей и дрожащей неизвестно отчего.
В этом примере наблюдатель видит на картинке обиженную маленькую девочку и обидчика — дядю Генри. Оба персонажа живут во внутреннем ребенке — жертва и обидчик. Эти две части продолжают возникать при взаимодействии с мужчинами и годы спустя. При этом обидчик проецируется на мужчин, а женщина чувствует себя дрожащей жертвой; либо роль жертвы переносится на ребенка, а «мучитель» выходит наружу и мучает его. Именно «мучитель» (в качестве части внутреннего ребенка) причиняет боль другим детям; этим объясняется, что практически любой человек, тем или иным образом причиняющий детям боль, сам испытал ее в детстве.
Рассмотрим другой пример. Недавно я работал с пациенткой, которая жаловалась, что она ненавидит себя и слышит внутри головы голос, произносящий: «Ты плохая», «Тебя нужно наказать», «Я ненавижу тебя». Мы обнаружили, что в детстве ее мучил отчим, говоривший ей именно эти слова. Наблюдатель видел на картинке отчима и девочку, которую он бил. Оба жили внутри нее, и она слышала внутри головы голос, произносивший слова отчима. Эта часть слилась с ней и стала «мучителем». Поэтому голос мучителя (гипнотическое внушение) стал частью темной стороны ее внутреннего ребенка.
Эти голоса и дальнейшая заниженная самооценка были результатом транса, вызванного мучителем. Когда внутренний ребенок сливается с этим трансом, даже через много лет мучитель продолжает жить внутри него, гипнотизируя взрослого отвратительными внушениями. Застывшее воспоминание и сопротивление хаосу, возникшему в прошлой ситуации, — вот что заставляет наблюдателя постоянно рассматривать прошлое в качестве переднего плана, а настоящее отставлять назад. Разгипнотизирование возвращает все на свои места — на передний план выходит настоящее, а прошлое отступает назад.
Крайне важно обнаружить своего внутреннего ребенка и трансы, с помощью которых он удерживает проблемы. После этого наблюдатель сможет снова принять на себя ответственность за создание внутреннего ребенка. Ваша задача — наблюдать и исследовать трансы вашего внутреннего ребенка, которые вы прежде называли «проблемой» или «симптомом». Транс, который вы использовали в качестве защитного механизма в детстве, мы назовем «семейным трансом», так как вы (ребенок) были внушаемым, а ваши родители — гипнотизерами. Людей учили выживать, используя семейные трансовые навыки. Детей, не подчинявшихся семейному трансу, могли заклеймить как «плохих» или «проблемных». Люди впадают в трансы, не понимая, отчего они ведут себя по-детски. Таков процесс возрастной регрессии.
Вот еще один пример. Маленькая девочка сидит на коленях у папочки и учится быть «лапочкой», чтобы папочка купил ей новое платье. Годы спустя она сидит на коленях у мужа, превращаясь в такую же «лапочку», чтобы получить новое платье. Это тот же самый транс внутреннего ребенка.
Вы создаете ваш опыт, используя процесс возрастной регрессии, чтобы избежать встречи с настоящим. Ваша задача — пробудиться от этой сонной одури и стать наблюдателем и творцом вашего истинного опыта жизни здесь и сейчас. Когда вы проснетесь, когда вы освободитесь из этого детского состояния — вам станут доступны ресурсы, которые не были доступны, когда вы были ребенком.
Когда вы растождествляетесь с вашим трансом, множество проблем теряет власть над вами.
Следующий шаг Как справиться с возрастной регрессией
Вспоминайте.
Когда вы погрузитесь в воспоминания, когда возрастная регрессия полностью овладеет вами, — позвольте себе полностью войти в ту ситуацию, которой вы сопротивлялись. Иными словами, вам нужно взглянуть на хаос или травму, не нажимая на «стоп кадр» и не прерывая «фильм». Тогда вы сопротивлялись, не желая видеть этот фильм, — и теперь этот кадр возникает снова, и снова, и снова.
Шаг 1. Распознайте ваш транс.
Самое важное в освобождении от транса внутреннего ребенка — распознать его. Ричард Альперт (Рам Дасс) говорил: «Чтобы вырваться из тюрьмы, прежде всего надо понять, что вы находитесь в ней». (Рам Дасс «Единственный Танец»). Замечая вашего внутреннего ребенка и наблюдая за ним, вы становитесь наблюдателем — это первый важный шаг.
Шаг 2. Ответьте на следующие вопросы и запишите ваши ответы.
1) Местоположение. Где находится внутренний ребенок внутри вашего физического тела или в окружающем пространстве?
2) Самооценка. Когда вы сливаетесь с этим персонажем, изменяется ли ваше представление о себе? Каким образом?
3) Мироощущение. Когда вы сливаетесь с этим персонажем, изменяется ли ваш взгляд на мир? Каким образом?
4) Есть ли у этого персонажа какие-либо чувства или эмоции? Какие?
Шаг З. Теперь, когда вы больше узнали о личности внутреннего ребенка, задайте ему два вопроса и запишите ответы. Продолжайте задавать вопросы до тех пор, пока не узнаете ответ.
1) Чего ты не хочешь знать о себе?
2) Чего ты не хочешь испытывать?
Когда внутренний ребенок ответит вам, запишите его ответы.
Шаг 4. Домашняя работа.
После того, как вы узнаете ответы на вопросы, в течение следующей недели наблюдайте, как часто вы становитесь внутренним ребенком.
Шаг 5. Дайте этому персонажу имя: неудачник, жертва, манипулятор и т. п.
Каждый раз, когда он появится, или вы заметите, что сливаетесь с ним, — обратитесь к нему по имени. Это поможет вам растождествить-ся и больше не отождествляться с внутренним ребенком, а вместо этого стать наблюдателем происходящего здесь и сейчас.
Резюме
Исследование двух сторон внутреннего ребенка позволяет нам наблюдать за его действиями. Это самонаблюдение усиливает нашу осознанность. Осознанность помогает нам вырваться из механического детского транса. Чтобы избавиться от чего-либо, сначала нужно его изучить. Эти упражнения способствуют нашей осознанности, необходимой для изучения работы внутреннего ребенка, чтобы освободиться от него и вернуться в Настоящее.
Не впадайте в детство! 5 признаков приближающегося слабоумия
О деменции или старческом слабоумии говорить не принято. Мало кто вообще замечает первые проявления этого заболевания. Однако стоит пропустить тревожные сигналы, и болезнь «съедает» человека буквально за 3-5 лет.
Болезнь «молодеет»
Деменция – приобретённое снижение интеллекта – превращает человека в беззащитного и беспомощного «младенца», для которого прежние умения и навыки полностью обнулились. Не случайно врачи, говоря об одной из последних стадий заболевания, отмечают, что дементные больные просто сворачиваются в позу зародыша, забывая, как ходить. При этом ни паралича, ни мышечных нарушений у них нет.
Всё начинается с нарушений памяти, вместе с этим меняется поведение пожилого человека. Появляется апатия, часто нарушается суточный цикл — старики путают день с ночью, в некоторых случаях они начинают обвинять окружающих в злонамеренных действиях («украли деньги», «пытаются отравить»). Параллельно страдает интеллектуальная активность: возникают проблемы с ориентацией сначала в малознакомых, а затем и привычных местах. Забывчивость всё сильнее мешает заниматься привычными делами.
Проявления старческого слабоумия в большинстве случаев наблюдаются у людей старше 60 лет. Но врачи отмечают, что болезнь с годами «молодеет», а потом приводят безрадостные прогнозы: к 2050 году количество зарегистрированных случаев деменции вырастет в три раза.
Сейчас в мире насчитывается 47 млн. человек, страдающих этим недугом, всего через 30 лет их число увеличится до 130 миллионов. Специалисты связывают это в том числе с увеличением продолжительности жизни.
Деменция неизлечима, однако с помощью медикаментозного лечения можно продлить активную старость. И чем раньше начать, тем более благоприятным будет прогноз. Для этого нужно различать симптомы и признаки болезни.
Забывчивость бывает разная
Кто из нас не сталкивался с жалобами родителей: «не помню, куда кошелёк дела», «как же зовут того актёра», «как передача называлась», «где ключи от дома». Всё это можно считать лёгкой возрастной забывчивостью (снижением памяти из-за перегруженности, усталости), пока ключи не обнаруживаются, например, в холодильнике или других неожиданных местах.
О признаках деменции рассказала кандидат медицинских наук, невролог, куратор социального проекта «Мемини» Ольга Михеева:
- Неопрятность. Гора грязной посуды, переполненное мусорное ведро, неподходящая одежда и прочие признаки потери интереса к быту.
- Человек очень хорошо помнит прошлое, дни юности, первую любовь, но совершенно не помнит, что ел сегодня на завтрак.
- В квартире появляются странные предметы, ненужный хлам, которого не было ранее.
- Утрата повседневных навыков. К примеру, стоит изменить традиционный маршрут от работы до дома, и человек теряется.
- Утрата профессиональной памяти, особенно у людей, работа которых связана с умственной деятельностью.
Каждый из симптомов может проявляться отдельно в зависимости от того, какая структура мозга поражена.
Как работает ваш мозг?
Заметить нарушение когнитивных функций (умственных процессов) можно с помощью простых игр и задач, которые на первый взгляд могут показаться детскими.
- Нарисовать часы с циферблатом и стрелками и правильно указать время — для человека даже с лёгкой стадией деменции это уже практически невыполнимая задача.
- Назвать 12 зверей за 1 минуту
- Назвать 12 птиц за 1 минуту
- Назвать имена существительные на букву С (имена собственные не принимаются)
- Назвать имена прилагательные на букву В
- Поиграть в города
Ещё одной особенностью развивающегося слабоумия являются затруднения или неспособность выделить сходство и различие между несколькими предметами. Для выявления этих нарушений подойдёт игра «Найди лишнее». Вот несколько примеров:
Россия – Амстердам – Германия – Чехия (лишнее слово – Амстердам, среди стран это единственный город)
Индюк – Утка – Воробей – Курица (лишний – воробей, остальные относятся к домашней птице).
Показательной будет ещё одна игра. Покажите человеку картинку или фотографию (пример ниже). Дайте время, чтобы он запомнил изображение. После чего задайте несколько уточняющих вопросов: сколько людей было на картинке? Все ли мужчины в белых рубашках? Все ли читают газету? Есть ли люди на заднем плане? И т.д.
Покажите человеку фотографию или картинку, дайте время на запоминание, а потом попросите назвать детали. Фото: .com
Один из самых эффективных тестов на выявление когнитивных нарушений, которые используют американские врачи для предварительной оценки памяти возрастных пациентов — MIS-скрининг. Вот как его проводят:
1. Человеку показывают написанные на бумаге слова, которые нужно прочитать вслух и запомнить, например «Шашки», «Блюдце», «Телеграмма», «Красный крест».
2. Предлагают определить, к какой категории относятся данные слова. Например, что из этого игра? Допускается до пяти попыток. В нашем примере шашки относятся к категории «Игра», блюдце – «Посуда», телеграмма – «Сообщение», — Красный крест – «Организация». Неспособность выполнить эту задачу указывает на возможные когнитивные расстройства.
3. После того как все категории определены, демонстрационный лист убирают и говорят человеку, что через несколько минут его попросят вспомнить эти слова.
4. Человека отвлекают несложными задачками: произнести слово «земля» наоборот, досчитать до 20 и обратно.
5. Человека просят назвать запомненные слова. За каждое названое верно слово – два балла. В случае затруднения можно назвать категорию, относящуюся к слову, которое человек не может вспомнить самостоятельно. В случае успеха – один балл.
Максимальная оценка по шкале MIS составляет восемь баллов. Результат от пяти до восьми баллов свидетельствует об отсутствии когнитивных расстройств. Если же человек набрал четыре балла и меньше — есть смысл обратиться к врачу, который специализируется на лечении деменции.
Мозг нуждается в топливе!
Даже если все тесты пройдены успешно, мозг пожилого человека нуждается в умеренных нагрузках. Как ни странно, для этого подходят все игры и творческие развивайки, в которые бабушки и дедушки могут играть со своими внуками.
Лепите из пластилина зверей, стройте песочные замки, рисуйте вместе карандашами и акварелью. Раскладывайте пуговки и бусины по цвету и размерам. Эти виды деятельности послужат для развития абстракции и рассуждения.
Активной стимуляцией мозга является обучение, когда люди пожилого возраста начинают осваивать новые виды деятельности. Учат языки, берут в руки фотоаппарат и учатся пользоваться сложной техникой, в т.ч. компьютерами или другими гаджетами.
Основа здорового мозга – здоровое тело. Физические нагрузки и правильное питание позволят сократить риски многих болезней: инфаркты, инсульты, нарушения обмена веществ, диабет и т.д., которые могут стать причиной развития деменции.
ВПАДАТЬ В ДЕТСТВО
Смотреть что такое «ВПАДАТЬ В ДЕТСТВО» в других словарях:
-
Впадать в детство — ВПАДАТЬ В ДЕТСТВО. ВПАСТЬ В ДЕТСТВО. Ирон. 1. Терять рассудок от старости. Его не трогали, должно быть, оттого, что старый этот князь давно спился и впал в детство (Паустовский. Бросок на юг). 2. Поступать неразумно, как дети. Матери рассуждали:… … Фразеологический словарь русского литературного языка
-
впадать в детство — дуреть, глупеть, впадать в маразм, выживать из ума Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
-
ВПАДАТЬ — ВПАДАТЬ, впадаю, впадаешь, несовер. 1. (совер. нет) во что. Втекать, вливаться в другую реку, в море (о реке). Волга впадает в Каспийское море. 2. (совер. Впасть) без доп. Вваливаться, вдаваться внутрь. После болезни глаза и щеки впадают. 3.… … Толковый словарь Ушакова
-
впадать — Впадать в детство от старости потерять рассудок, выжить из ума. Старик сосед явно начал впадать в детство … Фразеологический словарь русского языка
-
Впадать в (во) младенчество — ВПАДАТЬ В (ВО) МЛАДЕНЧЕСТВО. ВПАСТЬ В (ВО) МЛАДЕНЧЕСТВО. 1. Ирон. Поступать глупо, неразумно; проявлять наивность в суждениях, оценках и т. п. Тайные советники впали от усиленной еды во младенчество, а прочие гости дошли до точки (Салтыков Щедрин … Фразеологический словарь русского литературного языка
-
Впадать в ребячество — ВПАДАТЬ В РЕБЯЧЕСТВО. ВПАСТЬ В РЕБЯЧЕСТВО. Ирон. То же, что Впадать в детство (во 2 м знач.). И в жёнах, дочерях к мундиру та же страсть!Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть. Но кто б… … Фразеологический словарь русского литературного языка
-
ДЕТСТВО — В детстве мамка ушибла кого. Прост. Ирон. О слабоумном человеке. /em> Из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». БМС 1998, 159. Впадать/ впасть в детство. Разг. 1. Ирон. Терять рассудок от старости. 2. Неодобр. Поступать неразумно, как дети. ФСРЯ, 81; ЗС … Большой словарь русских поговорок
-
впадать — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я впадаю, ты впадаешь, он/она/оно впадает, мы впадаем, вы впадаете, они впадают, впадай, впадайте, впадал, впадала, впадало, впадали, впадающий, впадавший, впадая; св. впасть; сущ … Толковый словарь Дмитриева
-
Впадать/ впасть в детство — Разг. 1. Ирон. Терять рассудок от старости. 2. Неодобр. Поступать неразумно, как дети. ФСРЯ, 81; ЗС 1996, 316 … Большой словарь русских поговорок
-
Впасть в детство — ВПАДАТЬ В ДЕТСТВО. ВПАСТЬ В ДЕТСТВО. Ирон. 1. Терять рассудок от старости. Его не трогали, должно быть, оттого, что старый этот князь давно спился и впал в детство (Паустовский. Бросок на юг). 2. Поступать неразумно, как дети. Матери рассуждали:… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Впадение в детство
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Инфантилизм — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений. В переносном смысле инфантилизм — проявление…
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от лат. infantilis ≈ детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту. Причинами И. могут быть инфекционные заболевания (туберкулёз, сифилис, малярия, различные повторные…
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Общее недоразвитие организма, характеризующееся сохранением во взрослом состоянии физических или психических черт, свойственных детскому возрасту. перен. Незрелость, неразвитость чего-л. То же, что: инфантильность.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
инфантилизма, мн. нет, м. (от латин. infantilis — детский) (науч.). Физическая и психическая недоразвитость организма (вследствие недостаточной деятельности щитовидной железы).
Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.
Когда старики впадают в детство: 4 признака, которые вас должны насторожить
От болезни Альцгеймера не застрахованы ни профессор, ни дворник
Юлия Гончарова30 марта 2017 16:48 19095.com
— Ах, дорогая, как зовут того немца, от которого я без ума?
— Альцгеймер, бабушка.
Частенько мы ругаем своих родителей за забывчивость, не понимая, что это не нежелание помнить о важных мелочах, не игнорирование наших просьб, не рассеянность — так можно пропустить начало серьезного заболевания. В прочем, болезнью можно прикрыть старческие капризы и вредный характер. Так как отличить одно от другого?
.com
Увы, болезнь Альцгеймера не лечиться и только прогрессирует. Только за один год от нее умирает около полутора миллионов человек. По данным директора департамента умственного здоровья ВОЗ Шехара Саксена, ею болеют 47 миллионов человек в мире. По прогнозу британского исследовательского центра Alzheimer Disease International к 2050 году на Земле будет 131,5 миллион человек, страдающих этим заболеванием.
Нам лишь остается не пропустить начало заболевания у своих близких и как можно быстрее начать лечение, чтобы продлить их здравое сознание как можно дольше. Есть очевидные признаки наступления этого недуга, после обнаружения которых надо начинать бить тревогу.
.com
Апатия
Пожилой человек вдруг, неожиданно. Отказывается от любимых занятий. Изменяет своим привычкам, вяло реагирует на внешние раздражители. Он перестает общаться с друзьями и родственниками, даже очень близкими. Становится замкнут. Старается редко выходить из дома. Даже выйти в соседний магазин, в котором много раздражающих его людей, становится проблемой.
.com
Неопрятность
Бывший денди превращается в грязного старика, которому все равно, что его рубашка стиралась месяц назад, а на скатерти пятно. Его не волнует, как он выглядит, что о нем подумают прохожие. Больной перестает мыться, причесываться, бриться. Только близкий человек может заметить подобные изменения.
.com
Беспокойство
Из-за забывчивости у человека может начаться постоянное беспричинное беспокойство. Он постоянно спрашивает своих близких об их планах, по нескольку раз в день. Но очень агрессивно реагирует, когда вы напоминаете, что говорили об этом час назад. Свою забывчивость он начинает прикрывать дотошностью и уточнением деталей, чтобы получить еще раз информацию полностью.
.com
Ухудшение зрения
Если окулист не нашел никаких возрастных заболеваний: катаракта, глаукома и так далее, то скорее всего мозг больного просто дольше обрабатывает увиденную картинку, чем ранее. Подобные ухудшения могут быть связаны со слухом и обонянием.
Эти четыре признака — первые звоночки, что у вашего близкого не все хорошо с памятью. Он начинает терять предметы на привычных местах, подолгу ищет очки, которые у него на лбу, забывает, что хотел сказать вам.