Иннокентий Сибиряков… Помогите мне… Я страшно богат (ТВ)
Не скрою, я посмотрела этот фильм про Иннокентия Сибирякова после просмотра обзора Навального и решила почитать материалы про этого деятеля, мецената и благотворителя времен ещё царской России. Потому что история на самом деле интересная и является частью русской истории, которая не так проста, как кажется. Так что, возможно, кому-то тоже будет интересно, что я нашла.
Данный фильм рассказывает нам о предпринимателе и миллионере Иннокентии Сибирякове, который предстает перед зрителями миллионером, решившим изменить свою жизнь во благо Господа и жертвовать деньги нищим и всем нуждающимся. Но монахиня одного из приходов, которому Иннокентий жертвует около 150 000 рублей, так удивляется, что подаёт на него жалобу, донос, на него возбуждают дело, признают психически больным. Поэтому, не будучи мил России, он решает податься в монахи на священной горе Афон.
История действительно уникальная. Однако, как и многие другие исторические фильмы последних лет, этот фильм искажает факты и подстраивает действительность. А именно:
1. Иннокентий был младшим сыном Сибиряковых (см. Сибиряковы), которые из поколения в поколение занимались благотворительностью.
«Показывали из поколения в поколение, что «богатство может возвести человека к святости, если распоряжаться им так, как заповедует Бог» (википедия)
Иннокентий не был первым и не был последним Сибиряковым. Помимо прочего, его СТАРШИЕ братья Константин и Александр ещё оставались в России после того, как Иннокентий подался в монахи.
2. Именно Александр Сибиряков, а не Иннокентий был наиболее деловым и предприимчивым среди всех трёх братьев. Он писал книги, проводил исследования. Собственно, он писал научные труды на основе исследований Сибири вплоть до 1914 года.
3. Закадровый голос утверждает, что Иннокентий писал известному религиозному приверженцу Льву Толстому, однако из той же Википедии видно, что другом Толстого был Константин Сибиряков, скульптор и творческая личность. Они неоднократно переписывались.
4. Действие фильма разворачивается до 1894 года, когда Иннокентий стал монахом, однако закадровый голос утверждает, что уже тогда религия впала в немилость. Это является полным искажением, так как действие происходит всё ещё в Российской империи, где главным лицом церкви являлся Император, а до революции ещё было далековато.
Да и 1894 год был годом начала правления Николая II (коронация 1896г). На обложке фильма написано про осень 1894 года, когда и умер Александр III. Почему-то в фильме опускается факт того, что его женой была сестра греческой королевы. Совпадение?
Так что же произошло с Сибиряковыми на самом деле?
Со временем Александр и Константин также попали «в немилость», как и младший брат. Судьба Константина почему-то мало известна. А Александр Сибиряков оставался в России как минимум до 1914 года и уехал в Европу, где его нашли в 20х годах в нищете. Франция предоставила ему пособие, на которое он жил в Ницце.
Однако, остается загадкой, что послужило такому кардинальному изменению в образе жизни потомственных миллионеров.
Вариантов здесь несколько.
1. Велика вероятность того, что сибирские исследования в поисках золота и ресурсов просто обанкротили братьев.
2. Судя по тому, что произошло с Иннокентием (суд и разбирательство), то это очень сильно напоминает то, что делали многие цари со своими неугодными женами признавали их сумасшедшими и ссылали в монастырь.
И сослан Иннокентий был не в простой монастырь, а в монастырь на горе Афон. Из того же самого доступного источника узнаем любопытную информацию.
«Объединение русских келлиотов для защиты своих интересов диктовалось, среди прочего, крайне негативной репутацией, которую они стяжали себе в России к концу XIX века (церковные и полицейские власти в России неоднократно возбуждали следствие по незаконному сбору средств афонцами и их поверенными.»
Что приводит нас к логичному выводу:
3. Правительство поймало Сибиряковых на воровстве денег государства, выводе средств. Потому и было отобрано имущество Иннокентия, о котором говорится в фильме(хотя эта информация может быть выдуманной, учитывая, что братья продолжали дело).
А те, кто интересуется современной экономикой, могут ознакомиться с ролью греческих монастырей в отмывании денег после кризиса 2008 года (Ватопедский скандал). Могу порекомендовать книгу Майкла Льюиса «Бумеранг. Как из развитой страны превратиться в страну третьего мира», по одной из книг которого снята окскароновсная «Игра на понижение».
Так кто же является злодеем фильма? Иннокентий? Помазанник божий император? Нет, градоначальник. Его образ говорит зрителю: Будешь глубоко копать уволим.
Честно говоря, лично меня при просмотре не отпускало чувство того, что этот фильм невольно раскрывает подноготную этого мира и русской действительности, которая прячется за псевдо-религиозной маской.
Можно сказать, что ничего не изменилось с того глухого и мрачного рубежа 19-20 веков.
Безусловно, и сейчас воруют и коррупция процветает.
Но разве можно сравнивать деятельность Сибиряковых и современных чиновников? Сибиряковы действительно писали географические труды, развивали Сибирь и университеты по всей России. А возможно даже, что поражение в японской войне было следствием ослабления деятельности аристократии на востоке. Всё было не так, как показано в фильме, где градоначальник скорее описывает современную «Программу 200», чем Сибиряковых.
Стоит заметить, сегодняшняя реакция властей и народа на произвол кардинально отличается от реакции даже 1984 года, когда революционных настроений не было.
Поэтому спонсирование этого фильма из бюджета выглядит, мягко говоря, лицемерным.
Что я могу сказать про фильм вообще?
Сценарий фильма написан достаточно просто, но одновременно очень двусмысленно. И, я думаю, что мыслящий зритель увидит то, о чем я пишу выше. Это не просто история, а целое изощренное послание о том, как надо относится к богатым миллионерам и не повторять ошибок прошлого. Поэтому, я считаю, что сценарий писал достаточно хитроумный человек.
Игра актеров оставляет желать лучшего. Даже набожность героя абсолютно не передана, актер говорит все одухотворенные речи на одной ноте. Хотя лица актеров подобраны вполне удачно.
Съемка и декорации. Вполне достойно, но на уровне игровой документалистики.
История братьев Сибиряковых это история людей, у которых не осталось сторонников, потому что они были людьми старого мира, можно сказать, той коррупционной системы, которую затем уничтожили большевики. Многие деятели царской России были в курсе вывода средств из страны. Да и, по всей видимости, афонские деньги, оставленные на черный день, потерялись в стенах греческого монастыря после скоропостижной смерти молодого Иннокентия в возрасте 41 года.
Невольно приходят мысли, а не это ли изучал Ленин в своих заграничных поездках, которым приписывают связи с иностранными спонсорами и, соответственно, его коварный шпионаж.
Мне история Сибиряковых открыла новый взгляд на события тех лет, что не могу сказать о фильме.
Каждый зритель решает сам для себя, каким теориям верить. Но однозначно можно сказать лишь одно. При просмотре любого кино не стоит верить в то, что мир черно-белый. Проверяйте факты и делайте выводы.
P.S. В сети практически отсутствуют источники до 2010 года, словно историю придумывают. И все источники ссылаются на фильм.
Художественно-документальный фильм. «Иннокентий Сибиряков Помогите мне, я страшно богат!»
Премьера нового художественно-документального фильма «Иннокентий Сибиряков. Помогите мне… Я страшно богат!» состоялась в Санкт-Петербурге, – сообщает корреспондент портала Afonit.info.
Картина, созданная компанией «Русьтелефильм» в жанре документальной драмы, приурочена к 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон и является частью просветительского проекта «Дорога к Афону», поддержанного Министерством культуры РФ.
Посвящен фильм памяти одного из богатейших золотопромышленников Российской империи Иннокентия Михайловича Сибирякова (1860-1901), щедрого благотворителя и мецената, ставшего подвижником на Святой Горе Афон. Воспитанный родителями в традициях православного благочестия и милосердия, по Божией милости он обладал исключительной широтою души, пытаясь в собственной жизни на практике воплотить Евангельские Заповеди Христовы, помогая неимущим, финансируя научно-образовательные проекты, строя больницы и школы, но особенно щедро жертвуя на православные храмы и монастыри. Начав жизнь успешным купцом-миллионщиком, И.М. Сибиряков завершил свой земной путь смиренным монахом на Святой Горе Афон в построенном на его тайные пожертвования Свято-Андреевским скиту.
По словам генерального продюсера кинокомпании «Русьтелефильм» Юлии Ивановой, проект называется «Дорога к Афону», потому что все мы находимся на пути к Богу, мы не пришли еще, ошибаемся, падаем, поднимаемся и снова идем. «Образ Иннокентия Сибирякова заставляет задуматься о смысле жизни. Рано или поздно каждый крупный бизнесмен сталкивается с дилеммой помогать или не помогать просящим. В фильме звучит фраза: «Вы не просите, вы испытываете меня». Мне лично звонили богатые люди и говорили, что она потрясла их», — отметила Юлия Иванова.
Исполнитель главной роли актер Сергей Зотов подчеркнул, что личность Иннокентия Сибирякова оставила в нем глубокий след и было бы замечательно, чтобы как можно больше людей узнало о его жизненном пути.
Фильм снят в 2016 году. Продолжительность: 59:58 мин. Режиссер: Александр Карпов. В ролях: Сергей Зотов, Анна Джулия Скруфари, Владимир Лаптев, Владимир Ипатов, Андрей Бажин, Артур Иванов, Андрей Панов.
Кинокартина в жанре докудрама рассказывает об известном русском меценате конца XIX века Иннокентии Сибирякове. Образ его жизни вызывал горячие споры среди современников. За беспримерную щедрость в благотворительности петербургские власти пытались объявить его сумасшедшим и инициировали судебный процесс. Зрители увидят захватывающую историю человека, всю жизнь помогавшего людям, многие из которых, не поняли и не приняли его. Выбранный путь жизни приведет Иннокентия Сибирякова на Святую гору Афон, где монахи после смерти назовут его святым. Авторы фильма на примере своего героя рассуждают об истоках и мотивах русской благотворительности, о том, может ли богатство стать препятствием на пути к святости.
Фильм, созданный кинокомпанией «РУСЬТЕЛЕФИЛЬМ», является частью просветительского проекта «Дорога к Афону», поддержанного Министерством Культуры РФ в Год Кино и Год 1000-летия русского присутствия на Святой горе Афон.
Генеральный продюсер Юлия Иванова
Автор сценария и режиссер Александр Карпов
Художник картины Наталья Левина
Операторы-постановщики Алексей Стрелов Александр Соловьев
Режиссер монтажа Ринат Халеков
В ролях:
Иннокентий Сибиряков Сергей Зотов
Мария Анна Джулия Скруфари Хэджес
Валь Владимир Лаптев
Адвокат Андрей Бажин
Император Александр III Артур Иванов
Михаил Сибиряков Виктор Семиместнов
Сибиряков в детстве Артемий Падалка
Врач психиатр Олег Руденко-Травин
Показы фильма «Иннокентий Сибиряков: Помогите мне… Я страшно богат!» пройдут в духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры «Святодуховский» (наб. реки Монастырки д. 1, М «Площадь Александра Невского») с 11 по 21 декабря. Вход свободный!
Расписание показов:
11.12.16 – 14:00
12.12.16 – 18:00
13.12.16 – 11:00
14.12.16 – 16:00
15.12.16 – 18:00
16.12.16 – 13:00
18.12.16 – 12:30 и 19:00
19.12.16 – 18:00
20.12.16 – 19:00
21.12.16 – 13:00
Показы фильма дополнит фотовыставка «Святая гора Афон». Автор фотографий принимал участие в съемках фильма, поэтому в своих фотоработах обращал особое внимание на все, что было создано на средства выдающегося русского мецената Сибирякова.
+ + +
Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860 — 1901) – русский купец, золотопромышленник, известный благотворитель и меценат, впоследствии принявший монашеский постриг и проходивший монашеское служение на Святой горе Афон.
Родился в семье иркутских золотопромышленников, известных традициями благотворительности. В раннем возрасте лишился родителей и оказался наследником огромного состояния. В 70-х гг. XIX вв. переехал в Петербург. Вступил во множество благотворительных и попечительских обществ, жертвовал крупные суммы на учебные и научные предприятия. Среди них: Бестужевские курсы, Первый женский медицинский институт, биологическая лаборатория с естественноисторическим музеем П.Ф. Лесгафта и др. Большие суммы денег отдавались им на обучение детей литераторов, на издание по доступной для народа цене книг, на открытие по всей стране библиотек. Финансировал и даже организовывал научные и исследовательские проекты, этнографические экспедиции. В 26 лет он содержал более 70 личных стипендиатов, получавших образование как в России, так и в Европе. Значительные средства жертвовал на нужды Русской Православной Церкви.
В 1894 году в Петербурге был инициирован судебный процесс о признании Иннокентия Сибирякова сумасшедшим и пособником революционеров. Все его траты были поставлены под жесткий контроль. Дважды был признан дееспособным и вменяемым. Два года спустя Иннокентий Сибиряков постригается в монахи на петербургском Старо-Афонском подворье и уезжает на Афон. На Святой горе он принимает схиму (высшую ступень православного монашества) с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского.
Схимонах Иннокентий (Сибиряков) продолжает благотворительную деятельность, в частности на его средства строится Свято-Андреевский собор Андреевского скита – самый большой храм не только на Афоне, но и во всей Греции.
Скончался в 1901 году и был погребен на кладбище Андреевского скита. Через три года по афонскому обычаю его останки были извлечены из земли и положены в братскую костницу.