Содержание
- «Мощи владыки Иоанна – самое посещаемое паломниками место в США»
- «Вы, русские, очень странные»: как в Сан-Франциско прославляли святого Иоанна Шанхайского
- святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
- Детство
- Юношеские годы
- Студенческие годы
- Послереволюционный период
- Эмиграция
- Монашеская жизнь
- Епископское служение
- Тропарь святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому, глас 5
- Ин тропа́рь святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу, глас 1:
- Конда́к святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому и и Сан-Францисскому чудотворцу, глас 4:
- Моли́тва святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому чудотворцу
- Моли́тва (иная)
- Святитель Иоанн Шанхайский. По Парижу босиком
- «А жил владыка здесь, под колокольней…»
- Еще 9 фактов из жизни святого Иоанна Шанхайского
«Мощи владыки Иоанна – самое посещаемое паломниками место в США»
12 октября Церковь празднует обретение мощей святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца. Одним из участников этого таинства, свершившегося 25 лет назад – 12 октября 1993 года, был протоиерей Петр Перекрестов – ключарь собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско, автор множества публикаций о святителе Иоанне.
Мы беседуем с отцом Петром об истории прихода и храма в Сан-Франциско, о жизни православной Америки, о чудесах у мощей святителя Иоанна.
Мощи святителя Иоанна (Максимовича)
Храм владыки Иоанна
– Отец Петр, расскажите, пожалуйста, о храме, где вы служите, и о том, как он связан со святым Иоанном Шанхайским.
– Наш приход в Сан-Франциско был создан в 1927 году на основе самого первого православного прихода в Северной Америке – Свято-Троицкого, который существовал еще с 1858 года. Группа прихожан этого первого прихода в 1927 году пожелала остаться верными чадами Русской Православной Церкви Заграницей и основала приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
– А какая у этих прихожан была альтернатива?
– Они могли бы оставаться в так называемой Северо-Американской митрополии (будущей Православной Церкви в Америке), которая претендовала на самостоятельность: возглавлявший ее митрополит Платон (Рождественский) решил выйти из подчинения иерархии Русской Зарубежной Церкви. Параллельно в Европе митрополит Евлогий поступил так же, порвав отношения с РПЦЗ.
Первоначально новая община снимала разные помещения под храм, но потом, в 1940-х годах, купила англиканский собор в честь архидиакона Стефана. Собор интересен тем, что он построен из калифорнийского красного дерева, причем оно было отправлено в Англию, чтобы его там обработали.
– Почему на Западе храмы продают?
– Продают потому, что строят новый храм, или потому, что храм находится в аварийном состоянии либо становится мал для нужд общины. В целом на Западе новообразованные православные общины нередко на первых порах покупают храмовое помещение у католиков и протестантов. Иногда эти продаваемые храмы покупают и светские люди; они, сохранив внешний фасад, внутри могут сделать квартиры, залы для концертов, музейные помещения и даже рестораны или дискотеки. Причем такие здания продаются достаточно дешево, по крайней мере, например, в Монреале, откуда я родом.
– А как в Сан-Франциско оказалась дальневосточная паства владыки Иоанна?
– В 1950-е годы в США был большой приток русских эмигрантов с Дальнего Востока – из Харбина и Шанхая. Тогда Китай стал коммунистическим, и многие его покинули. Архиепископ Иоанн (Максимович) словно был тем Моисеем, который вывел свой народ «из рабства», к свободе. Его паства сначала два года провела на Филиппинских островах, а владыка постоянно ездил в Вашингтон, молился, встречался с представителями власти, хлопотал для своей паствы о статусе. После двух лет ожидания американские власти дали этим выходцам из Китая статус беженцев – они же были беспаспортными: у эмигрантов в Китае не было ни советского, ни китайского паспорта. После получения статуса беженцев большая часть этих людей и оказалась в Сан-Франциско.
Вскоре прихожане решили строить новый храм, в русском стиле. Наш нынешний. Так возник, как мы его называем, «новый» кафедральный собор – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
– Со строительством храма были сложности…
– Его постройка началась где-то в конце 1959 – начале 1960 годов. Известно, однако, что диавол не переносит, когда воздвигается новый Престол Божий, где будет постоянно совершаться еще одна Божественная литургия, и русские люди на нашем приходе поддались искушениям и разделились, строительство собора было приостановлено. Шло судебное дело. Храм стоял недостроенным уже больше года, и тогда Архиерейский Синод решил направить в Сан-Франциско владыку Иоанна, в то время архиепископа Западно-Европейского, чтобы он примирил свою паству и завершил сооружение величественного собора, ведь храм строила его дальневосточная паства, и она святителю Иоанну доверяла.
Владыка Иоанн прибыл в Сан-Франциско в конце 1962 года. Он, как председатель приходского совета нового собора, тоже сидел на скамье подсудимых – слава Богу, суд оправдал приходской совет, дав добро на продолжение стройки.
Храм внешне был завершен в 1965 году, а в неделю Православия – 14 марта 1966 года – владыка Иоанн в новом соборе совершил первую Литургию. И с тех пор Литургия служится у нас каждый день. Мы единственный приходской храм в Северной Америке, включая все православные юрисдикции, где ежедневно совершается богослужебный круг: вечерня, утреня и Литургия.
Мощи святителя Иоанна (Максимовича). Фото: прот. Петр Перекрестов
– Теперь в этом храме покоятся и мощи святителя Иоанна. Напомните, пожалуйста, как были обретены мощи святого владыки.
– Когда владыка Иоанн умер, он был похоронен в усыпальнице под храмом. Это чудо, что городской совет дал разрешение на захоронение в черте города. Святитель Иоанн лежал в усыпальнице 28 лет. Очень многие люди, зная его жизнь и силу его молитвы, приходили в его усыпальницу; началось движение широких церковных масс, просящих о канонизации владыки Иоанна. На заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в 1993 году было решено его прославить. В связи с подготовкой канонизации в ночь с 11 на 12 октября 1993 года – ровно 25 лет назад – было назначено освидетельствование останков святителя, гроб был вскрыт, и останки обретены нетленными. Впоследствии мощи омыли и переоблачили, уже к канонизации в 1994 году, и они были перенесены из усыпальницы в сам храм в канун службы прославления во святых владыки Иоанна.
Люди со всего мира приезжают к владыке Иоанну, когда их одолевают безысходность и скорби
– К мощам святителя Иоанна приходят многие. Кто эти люди?
– Вообще кафедральный собор в Сан-Франциско с мощами владыки Иоанна – самое посещаемое в Америке место для православных паломников. Когда у людей безысходность, бездетность, скорби, когда не удается создать семью, когда их преследуют сильные страдания или онкология, когда мало надежды – тогда люди со всего мира приезжают к мощам величайшего святого ХХ века – к святителю Иоанну в Сан-Франциско.
В храме в Сан-Франциско. Фото: прот. Петр Перекрестов – За годы своего существования ваш приход как-то изменился?
– У нас сейчас приход небольшой, хотя в свое время он был самым многочисленным в Русском Зарубежье: в Сан-Франциско некогда была самая компактная русская колония, хотя в Нью-Йорке русских было больше. Компактная – это значит, что люди жили близко друг от друга. Фактически 90% прихожан жило в пределах 15–20 минут ходьбы или езды от храма. И у нас, например, занятия в русской гимназии при соборе проводились пять раз в неделю!
– В воскресной школе?
– Нет, воскресных школ у нас, как правило, не бывает, у нас субботние школы. В Париже, например, были четверговые школы, а в Северной Америке – субботние. Однако в Сан-Франциско тогда дети, помимо субботы, еще ходили после обычной американской школы на занятия к нам – с 4 до 6 вечера два раза в неделю: старшие по понедельникам и средам, младшие по вторникам и четвергам. Поскольку все жили относительно близко, то директор школы архимандрит Афанасий (Стуков) даже купил школьный автобус и лично забирал детей из дому, кормил их на свои деньги, а после занятий отвозил домой. При этом он сам сидел за рулем этого желтого школьного автобуса!
Сейчас к нам на службы ходят и пожилые выходцы из Китая, и их потомки, и люди, выехавшие из стран СНГ в последние 20–30 лет, а также немало православных американцев, сербов и румын. Но многие из прежних прихожан разъехались: Сан-Франциско сегодня один из самых дорогих городов в Америке. И еще у нас стало значительно меньше постоянных прихожан, но много гостей и паломников, в том числе и издалека. Особенно большой поток паломников в летние месяцы.
Дары святителя
Мощи владыки Иоанна. Фото: прот. Петр Перекрестов – Расскажите, пожалуйста, о чудесах, связанных с мощами владыки Иоанна.
– Чудеса у мощей святителя Иоанна бывают очень часто. Чудо у мощей владыки для нас норма, а не что-либо из ряда вон выходящее. Так, несколько лет назад пришла в храм женщина. Не к владыке Иоанну, а просто побеседовать со священником, и застала там меня. Мы с ней разговорились. Оказалось, что она ожидает малыша, но врачи сказали: ребенок родится с синдромом Дауна. Муж этой женщины требовал, чтобы она сделала аборт. Женщина была не очень церковной, я с ней поговорил, впечатленный фильмом, выпущенным Свято-Елисаветинским монастырем в Минске, о работе с такими детьми. В фильме одна монахиня очень трогательно говорила, что когда Бог с нами беседует, то все, что Он скажет, сперва фильтруется нашим мозгом, и что нам выгодно и удобно, то и проходит дальше в наше сердце. А в случае с людьми, у которых синдром Дауна, Господь обращается прямо к их сердцу, обходя этот человеческий фильтр, который искажает сказанное Богом. Я побеседовал с этой женщиной, предложил отслужить молебен святителю Иоанну, мы помолились и попрощались. Я надеялся, что она позвонит мне и скажет о своем решении. Но было полное молчание.
«Врачи говорили: синдром Дауна. Вот моя доченька, она совершенно здорова!»
Прошло приблизительно полтора года, и в собор приходит эта женщина (а я ее не узнал), с ней маленькая светленькая девочка. Женщина на меня смотрит с улыбкой и спрашивает, помню ли я ее. Я говорю: «Нет, не помню». Она: «Я приходила к вам, муж хотел, чтобы я сделала аборт: врачи говорили, что у ребенка синдром Дауна. Вот моя доченька, она совершенно здорова». Такая радость! Ну разве это не чудо, да еще какое!
Особая радость, когда у бездетных рождаются малыши. Помню, как-то ко мне в храме подошла одна пара и попросила о молебне. Я обычно всех новых людей спрашиваю, откуда они, и пара ответила, что из Казани. Я говорю: «Вы в Америке отдыхаете или приехали сюда по делам?» – «Нет, мы приехали к владыке Иоанну». – «Надолго?» – «На два дня». – «Неужели вы прилетели из далекой Казани в Сан-Франциско лишь на два дня?» – «Да, мы были бездетными, молились святителю Иоанну и дали обет, что, если родится ребенок, мы владыку отблагодарим». И вот, продолжают они, прошел год, как родился ребеночек, – а маме было уже больше 40 лет. И они исполнили свой обет: прилетели, чтобы лично поблагодарить владыку Иоанна.
Один из величайших даров, получаемых у мощей святителя Иоанна, – это духовный заряд и надежда
Обычно приезжающие думают, что чудо – это если Господь Бог по молитвам владыки Иоанна отвечает на наши просьбы точно так, как мы этого желаем. Хотим ребенка – получили ребенка, хотим выздороветь – выздоровели, и так далее. Но на самом деле Господь отвечает на все молитвы людей, но не обязательно так, как мы этого хотим. Один из величайших даров, которые люди получают у мощей владыки Иоанна, – это духовный заряд и надежда. Может быть, они не выздоровеют, умрут от рака, но они уйдут из этого мира в другом, преображенном, духовном состоянии, в состоянии, которое позволит им войти в Царствие Небесное. Я помню, у мощей святителя Иоанна одна женщина рассказала мне, что она потеряла своего единственного ребенка, и добавила: «Знаете, батюшка, я потеряла сына, но зато обрела Бога». После потери сына она начала ходить в храм, исповедоваться и причащаться, для нее открылся дотоле неизвестный мир Церкви и Царства Небесного. Конечно, утрата единственного сына – это большая боль и скорбь, но она получила величайший дар – возможность обрести веру и надежду.
«Я никогда не видела, чтобы человек ТАК разговаривал с Богом!»
Протоиерей Петр Перекрестов. Фото: Петр Земляных – Отец Петр, расскажите немного и о себе и своей семье.
– Мой отец родился в Югославии, там же учился в кадетском корпусе. А мама из СССР. Ее семья жила на оккупированной территории, и немцы ее в 13-летнем возрасте вместе с мамой и тетей вывезли в Австрию – для работы на немецких заводах. Со стороны папы у меня дедушка – белый офицер, а со стороны мамы – красноармеец, пропавший без вести.
Уже после окончания Второй мировой войны мама и бабушка уехали в Канаду. А когда Тито поссорился со Сталиным, он, задумав одновременно и решить квартирный вопрос, и избавиться от русских, выгнал их из Югославии. Кто из русских был просоветский – езжайте обратно в СССР, а тех, кто из белых иммигрантов, Тито отпустил в Европу. Так мой отец сначала оказался в Италии, а потом переехал в Канаду, где познакомился с мамой. Они вступили в брак, и мы с братом родились в Монреале, он в 1954 году, я же в 1956-м. Мой брат, игумен Николай, в настоящее время служит в Калгари (Канада), но вскоре, вероятно, переедет в Монреаль, чтобы помогать престарелым родителям.
– Что подтолкнуло вас к служению Церкви?
– Мы росли как типичные дети русских эмигрантов: учились в субботней русской школе, по воскресеньям прислуживали в храме. Потом я впервые посетил Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, мне очень полюбилось это место, и я возгорел желанием связать свою будущую судьбу с этим монастырем и с семинарией. У меня не было сознательного решения стать священником, но, прожив в монастыре четыре года и проучившись в семинарии, у меня созрело сознание, что я обязан Церкви служить. Я также учился в магистратуре русскому языку и литературе.
После семинарии я вступил в брак, служил диаконом в городе Торонто, одновременно работая чертежником. Многие наши священники имеют гражданскую профессию. В 1979 году скончался священник собора в Сан-Франциско, и это место предложили мне. Так я в 1980 году стал священником, и мы с матушкой переехали в Калифорнию.
– Было ли что-то, что особенно повлияло на ваше решение переехать в Сан-Франциско?
– Наши архиереи священнослужителей просто так с места на место не переводят. Они, как правило, предлагают приход, говорят, что есть такая-то вакансия, такая-то нужда, спрашивают, как на это посмотрит ваша матушка и как это отразится на ваших детях, если они учатся в школе. То есть у наших архипастырей семейный подход к вопросам назначения на приход. В Русском Зарубежье больше смотрят на Церковь как на семью Христову, нежели как на армию. Русская Православная Церковь Заграницей небольшая, архиереи доступны, всегда можно позвонить, прийти и поговорить, архиерей обычно знает свою паству, а паства – своего архиерея.
В Сан-Франциско я служил под началом архиепископа Антония (Медведева), так у него не было ни автомобиля, ни келейника, ни повара, ни личного секретаря. Я мог спокойно прийти к нему даже в два часа ночи, если у него горел свет, и он сам мне, молодому батюшке, наливал чай и всегда выслушивал.
Так вот сначала мы с матушкой приехали в Сан-Франциско на «смотрины», ведь это был для нас большой переезд. Мы посмотрели храмы города, у нас в Сан-Франциско уже были друзья, и мы с ними пообщались. А в последний вечер нашей поездки мы зашли к правящему архиепископу Антонию. Поднялись к нему в квартиру, он нас усадил и пошел, в светлом подряснике, доставать кулич и яйца: было пасхальное время. Супруга моя: «Владыко, вам помочь?» Он: «Нет-нет, сидите, сейчас-сейчас». Он немного так суетился, сам накрыл на стол, поставил нам тарелочки, а потом была молитва. Владыка нас кое о чем расспросил, мы ему задавали вопросы о приходе и об условиях.
Владыка Антоний (Медведев) не читал молитву – он разговаривал с Живым Богом!
Закончился вечер, мы взяли благословение, и когда, покидая его покои, спускались по лестнице, я повернулся к супруге и спросил: «Лена, ну что ты думаешь про переезд?» «С таким архиереем можно в любом месте служить. Я никогда не видела, чтобы человек так разговаривал с Богом», – ответила она. То есть владыка Антоний (Медведев) не столько пел молитву и не читал ее, а на деле разговаривал с Живым Богом. Это матушку очень впечатлило!
Прошло три месяца, меня владыка Лавр в Свято-Троицком монастыре рукоположил, и мы в августе 1980 года переехали в Сан-Франциско. С тех пор Господь, святитель Иоанн, соборные собратья и прихожане меня здесь терпят – уже 39-й год!
Наши дети обучались дома. Сейчас наша дочь – матушка, жена священника в Оттаве, столице Канады, а наш сын работает при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Он библиотекарь семинарии, а также исполнительный директор Фонда русской истории при Свято-Троицком монастыре. При обители есть архив и музей. Наш сын очень любит свою работу.
(Окончание следует.)
«Вы, русские, очень странные»: как в Сан-Франциско прославляли святого Иоанна Шанхайского
— «А что здесь происходит?», — спросила меня удивленная американка, когда мы шли по улицам Сан-Франциско и несли гроб с мощами святителя. Я начал ей подробно объяснять: «Тридцать лет назад умер наш архиерей …». Но она меня перебила с полным недоумением: «И вы его до сих пор хороните?!» Потом, не дав мне вставить слово, добавила: «Всё-таки вы, русские, очень странные люди». И исчезла в толпе. Это произошло за день до прославления, 1 июля.
В Сан-Франциско я прилетел днём 28-го июня и первым делом отправился в усыпальницу. Там непрерывно служились молебны у мощей владыки Иоанна. Как только заканчивалась служба, так сразу усыпальницу заполняли другие приехавшие богомольцы, и вновь служилась панихида. Интересно отметить: когда служится панихида на приходе, то родственники умерших печальны, и общее впечатление от этой службы печальное. Но там в усыпальнице богомольцами овладевало тихая благоговейная радость. Группами и по одиночке съезжались они со всех континентов: Австралии, Южной и Северной Америки, Европы, Азии. Были и паломники из России.
В пятницу первого июля в два часа после полудня началось перенесение Святителя крестным ходом из усыпальницы в собор. Крестный ход совершали не вокруг храма, а вокруг квартала внутри, которого находился храм. При этом движение по улицам было закрыто, дежурила полиция на автомобилях и пешая. В США движение транспорта по улице закрывают очень редко и только в исключительных случаях. Принимая во внимание, что на торжества приехало очень много людей, власти пошли на уступку и разрешили перекрыть улицы и разрешить пройти по кварталу крестным ходом. К тому же, народу приехало намного больше, чем ожидалось. На улице был установлен огромный монитор, на котором показывали всё, что происходило внутри собора.
Крестный ход с мощами свт. Иоанна. Сан-Франциско, 1994
Начался крестный ход. Это выглядело так, словно прорвало плотину и огромный людской поток хлынул по улице. Раку с мощами несли духовенство. Время от времени сменяли друг друга. Мне тоже довелось принять участие в перенесении раки с мощами. Когда меня подменили, я отошёл ближе к тротуару и так имел возможность посмотреть вокруг. Крестный ход привлек внимание местных жителей: они стояли у окон в своих домах, на улице и с интересом наблюдали. Было видно, что крестный ход у многих пробуждал религиозное чувство, и они совершали крестное знамение по католическому обычаю.
(В начале этого документального фильма — кадры с торжеств 1994 года в Сан-Франциско. – Редакция)
После перенесения мощей началось богослужение. Последний раз отслужили панихиду и пропели владыке Иоанну вечную память. На Утрени в конце полиелея наступил самый торжественный момент, когда сто певчих кафедрального собора, шестьдесят певчих Кирилло-Мефодиевского хора и весь сонм богомольцев впервые пропели величание — краткое песнопение, прославляющее святого. Было такое ощущение, будто душа покидала тело и витала под сводами собора, сливаясь со звуками пения.
Прославление свт. Иоанна Шанхайского. Сан-Франциско, 1994
Торжества подошли к концу. В последний день пребывания мне посчастливилось побывать в рабочем кабинете владыки Иоанна. Кабинет был небольшой, вещей мало, только самое необходимое. Стол, кресло и прочее было как при нём. Я присел на кресло. К моему удивлению, оно оказалось очень неудобным: низкое, из-за этого я сидел, напрягаясь, а когда откидывался на спинку кресла, то скатывался на пол. А ведь он на нём сидя и спал, и работал. И как тут не вспомнить русскую поговорку: «Не в свои сани не садись».
Владыка Иоанн в своем кабинете в Сан-Франциско
Наступила пора собираться в обратный путь. Полный горячих радостных впечатлений, я приехал в аэропорт, подошёл к стойке регистрации, подал девушке свой билет. Она проверила билет, потом глянула на меня и остудила: «Ваш самолёт уже улетел». Я было начал как-то возражать. Но она показала билет и доказала, что я опоздал. Для меня это был шок. Купить другой билет я не был в состоянии. Я обратился к святителю Иоанну: «Владыка, к тебе как к последней надежде прибегаю. Как ты увёл свою паству с острова Тубобао, так и меня уведи отсюда домой». Девушка обратилась к молодому человеку, который стоял с ней рядом, они о чём-то коротко поговорили. Потом девушка сделала отметки, постучала пальцами по клавиатуре и сказала: «Я вас зарегистрировала на самолёт, который вылетает через час. Скоро будет объявлена посадка. Пожалуйста, возьмите ваш посадочный талон».
святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
Дни памяти: 19 июня (2 июля)
Детство
Святитель Иоанн Максимович (мирское имя — Михаил) принадлежал к известной дворянской фамилии. Его дед по отцовской линии был зажиточным землевладельцем. Другой дед, по матери, служил врачом в городе Харькове. Его отец руководил местным дворянством, а дядя занимал должность ректора Киевского Университета.
Будущий святитель родился 4 июня 1896 года, на территории Харьковской губернии, в родительском имении Адамовка. Во святом крещении получил имя Михаил, в честь архистратига Небесного воинства.
Родители Михаила, Борис и Глафира, люди Православные, стремились дать сыну хорошее воспитание и образование, во многом сами служили ему добрым примером. В дальнейшем он всю свою жизнь испытывал к ним сыновнее уважение.
С детства Михаил отличался слабым здоровьем. Миролюбивый и кроткий характер ребенка способствовал выстраиванию приятельских отношений с окружающими, в том числе со сверстниками, однако особенно близких друзей он не имел. Может быть именно в этой связи Михаил редко участвовал в играх, но зато чаще обычного погружался в собственные размышления.
Отличаясь особой религиозностью с детства, он любил играть «в монастыри», строя их из игрушечных фортов, облачая в «монашеские» одежды игрушечных солдатиков. По мере взросления стал собирать религиозную библиотеку, святые иконы, приобщался к молитвенному деланию.
Он буквально зачитывался духовной литературой, Житиями святых, историческими сочинениями. Наряду с религиозным чувством, в нем с ранних лет зрело чувство любви к своей Родине, чувство патриотизма.
Сильное впечатление оказывало на Михаила посещение Святогорского монастыря, недалеко от которого, в Голой Долине, располагалось загородное имение его семьи. Семья не раз поддерживала эту обитель своими пожертвованиями.
Стремлением угодить Богу, жизнью по заповедям, Михаил оказывал благотворное влияние на своих младших братьев и сестру (и не только: со временем даже его гувернантка, француженка, будучи католичкой, решилась принять Православие).
Юношеские годы
В возрасте 11 лет родители определили Михаила в кадетский корпус в Полтаве.
Учился он хорошо, преуспевая практически по всем предметам. И лишь физическая подготовка давалась ему с трудом.
Кроткий, религиозно настроенный нрав Михаила выделял его из среды товарищей по корпусу. Однажды, когда учащиеся проходили торжественным маршем и их ряды поравнялись с Полтавским собором, Михаил, движимый внутренним чувством благоговения, осенил себя крестным знамением. Руководство хотело его наказать, за нарушение строя и дисциплины, и только заступничество попечителя корпуса, Великого князя Константина, проявившего должный педагогический такт и подход, избавило «виновника» от осуждения.
Студенческие годы
Когда в 1914 году Михаил закончил кадетский корпус, перед ним стоял выбор: куда пойти учиться дальше? Сам он подумывал о Киевской духовной академии, однако родители, желавшие сыну хорошей юридической карьеры (что было реальным, с учётом его дарований и их личных связей), настояли на том, чтобы он поступил на юридический факультет. Питая к отцу и матери искреннее уважение, он подчинился их воле и поступил в Харьковский университет.
Обучаясь в университете, Михаил демонстрировал завидные успехи. Однако даже загруженность занятиями не отвлекла его от высших духовных стремлений. Он продолжал изучать религиозную литературу, Жития святых Божьих угодников. Более того, жизненный опыт и приобретенные в процессе обучения знания помогали глубже и серьёзнее воспринимать те религиозные истины, на которые раньше он смотрел с детской и юношеской непосредственностью.
Послереволюционный период
Время завершения обучения совпало со временем страшных, трагических событий в жизни Отечества: Февральской революцией и последовавшими за ней переменами. Ни он сам, ни его родители, не разделяли революционной радости от свержения русского царя. Можно даже сказать, что для семьи Михаила те холодные февральские дни стали днями печали и траура.
Через несколько месяцев после Февральской последовала Октябрьская революция. Вслед за ней начались гонения на духовенство и вообще на ревностно настроенных христиан. Рушились храмы, полилась христианская кровь.
Михаилу, искренне поглощенному мыслью о служении Богу, было трудно принять новую политическую реальность. Зная то, с каким упорством он был готов отстаивать правду, за него беспокоились родные и близкие.
Эмиграция
Промыслом Божьим Михаил покинул родную, любимую сердцем Отчизну, и оказался в Белграде. Здесь он поступил в местный университет, на богословский факультет, Окончил его в 1925 году.
В 1924 году был возведен в звание чтеца.
В 1926 году пострижен во ангельский образ митрополитом Антонием (Храповицким). Новым, монашеским именем Михаила стало: Иоанн. Так он был назван в честь раба Божьего, представителя своего рода, святителя Иоанна Тобольского.
Монашеская жизнь
После принятия пострига Иоанн настолько отдался желанию следовать за Христом, что, например, один из знавших его лично епископов, Николай (Велимирович), именовавшийся в народе сербским Златоустом, говорил, что если кто хочет видеть сегодняшнего святого, пусть обратится к отцу Иоанну.
Какое-то время отец Иоанн трудился в гимназии города Великая Кикинда, в должности законоучителя, затем — преподавателем в духовной семинарии в городе Битоле. Излагая учебный материал, он старался делать это доступно и ясно. Студенты относились к нему с любовью.
В 1929 году, по решению церковного начальства, отец Иоанн был возведен в сан иеромонаха.
К исполнению долга священника он относился со всей серьезностью и ответственностью. Постоянно заботился о своей пастве. Поучал их словом и примером, регулярно служил Божественную Литургию и причащался Тела и Крови Христовых, строго постился, предавался молитвенным бдениям (иногда даже и не ложился в постель, оставаясь на полу, прямо перед образами святых).
В этот период отец Иоанн написал несколько значимых (впоследствии широко известных) богословских работ.
Епископское служение
В 1934 году отец Иоанн удостоился посвящения в епископа и смиренно отбыл к месту нового служения — в Шанхай.
Помимо участия в богослужениях и проповеди, организации приходской жизни, миссионерства, благотворительности, святитель занимался и тем, что лично навещал многих больных, воодушевляя их добрым пастырским словом, исповедуя и приобщая Святых Даров. Рассказывают, что в случае необходимости владыка шёл к больному в любое время дня и ночи.
В 1949 году, в связи с усилением в Китае коммунистических настроений, епископ Иоанн вынужден был отбыть на Филиппинский остров Тубабао, где пребывал в специально обустроенном лагере вместе с другими беженцами.
Проявляя заботу о пастве, владыка ездил в Вашингтон и просил о принятии беженцев. Его просьбы и, конечно же, молитвы, не остались безрезультатными. Существенная часть беженцев смогла переселиться в Америку, а другая — в Австралию.
В 1951 году владыка был назначен архиепископом Западноевропейского Экзархата, подчиненного Русской Зарубежной Церкви.
В 1962 году, с благословения руководства, перебрался на территорию США, где возглавил Сан-Францисскую епархию.
Местная христианская община пребывала там не в лучшем состоянии. Помимо общих трудностей (в том числе материального характера) нормальному функционированию кафедры не способствовали внутренние раскольнические настроения и движения.
С приездом святителя жизнь в епархии стала налаживаться. Однако не все приняли доброе начинание архиерея с восторгом. Нашлись завистники и недоброжелатели. Против владыки стали возводиться интриги, посыпались доносы церковному руководству. Между тем, помощью Божьей эта ситуация была разрешена в пользу святителя Иоанна.
2 июля 1966 года, в период посещения, с пастырской миссией, города Сиэтла, во время келейной молитвы сердце владыки остановилось и он тихо отошёл к Небесному Царю. Утверждается, что владыка заблаговременно знал о приближении смерти.
Святой Иоанн почитается Церковью не только как выдающийся святитель, но и как чудотворец.
Тропарь святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому, глас 5
Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Тайн, / имиже сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. // Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.
Ин тропа́рь святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу, глас 1:
Святи́тельства дар преумно́жил еси́, сло́ва пропове́данием апо́столом поревнова́в, бде́нием же, посто́м и моли́твою с преподо́бными вмени́лся еси́, клевету́ и поноше́ния с кро́тостию прие́мля. Сего́ ра́ди Христо́с тя просла́ви чудесы́, и́хже оби́льно излива́еши на всех с ве́рою притека́ющих к тебе́: и ны́не спаса́й нас моли́твами твои́ми, Иоа́нне досточу́дне, святи́телю Христо́в.
Конда́к святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому и и Сан-Францисскому чудотворцу, глас 4:
Христу́ Пастыренача́льнику после́довав, во святи́телех изря́днейший яви́лся еси́, спасл бо еси́ о́вцы своя́ от губи́тельства безбо́жных, приста́нище ми́рное тем учреди́в, и попече́ние непреста́нное о па́стве име́я, врачева́л еси́ их неду́ги душе́вныя же и теле́сныя, и ны́не о нас к твои́м честны́м моще́м припа́дающих, моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Иоа́нне, в ми́ре спасти́ся душа́м на́шим.
Моли́тва святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому чудотворцу
О святи́телю о́тче наш Иоа́нне, па́стырю до́брый и тайнови́дче душ челове́ческих! Ны́не у Престо́ла Бо́жия за нас мо́лишися, я́коже и сам посме́ртне изре́кл еси́: «А́ще и умро́х, но жив есмь». Умоли́ всеще́драго Бо́га проще́ние нам во гресе́х дарова́ти, да бо́дренно воспря́нем, и Бо́гу возопие́м о дарова́нии нам ду́ха смире́ния, стра́ха Бо́жия и благоче́стия во вся́ческих путе́х жи́зни на́шея, я́ко ми́лостивый сиропита́тель и иску́сный наста́вник на земли́ быв, ны́не бу́ди нам путеводи́тель и в сму́тах церко́вных Христо́во вразумле́ние. Услы́ши стена́ние смяте́нных ю́ношей на́шего лихоле́тия, обурева́емых беснова́нием вселука́вым, и при́зри на уны́ние изнемога́ющих па́стырей от утесне́ния тлетво́рнаго ду́ха ми́ра сего́ и томя́щихся в нераде́нии пра́здном и ускори́ на моли́тву, сле́зно вопие́м ти, о те́плый моли́твенниче; посети́ нас си́рых, по всему́ лицу́ вселе́нныя разсе́янных и во оте́чествии су́щих, во тьме страсте́й блужда́ющих, но сла́бою любо́вию ко све́ту Христо́ву влеку́щихся и жду́щих твоего́ оте́ческаго наставле́ния, да благоче́стию навы́кнем и насле́дницы Ца́рствия Небе́снаго яви́мся, иде́же ты пребыва́еши со все́ми святы́ми, сла́вяще Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же честь и держа́ва, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Моли́тва (иная)
О святи́телю чу́дне Иоа́нне, толи́ко распространи́л еси́ се́рдце свое́, я́ко нете́сно вмеща́ется в нем мно́жество почита́ющих тя челове́к от разли́чных племе́н и наро́дов! При́зри на убо́жество слове́с на́ших, оба́че от любве́ тебе́ приноси́мое, и помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, поне́ отны́не очища́ти себе́ от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха, рабо́тающе Го́сподеви со стра́хом и ра́дующеся Ему́ с тре́петом. И что возда́мы тебе́ за ра́дость о́ную, ю́же ощути́хом, зря́ще в хра́ме святе́м мо́щи твоя́ святы́я и прославля́юще па́мять твою́; вои́стину, не и́мамы, чим возда́ти, то́чию а́ще на́чнем себе́ исправля́ти, быва́юще но́ви вме́сто ве́тхих. Сея́ благода́ти обновле́ния бу́ди нам хода́тай, свя́те Иоа́нне, помози́ нам в не́мощех, исцели́ боле́зни, уврачу́й стра́сти моли́твами твои́ми; преста́вленный же от сего́ вре́меннаго во ино́е жити́е ве́чное, в не́же наста́ви тя Пречи́стая Влады́чица, Одиги́трия разсе́яния ру́сскаго, чудотво́рною Свое́ю ико́ною Коренно́ю-Ку́рскою, Ея́же спу́тник ты яви́лся еси́ в день преставле́ния своего́, ра́дуешися ны́не в ли́це святы́х, сла́вящих Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святитель Иоанн Шанхайский. По Парижу босиком
Несколько лет назад Русская Православная Церковь прославила в лике святых Иоанна Шанхайского. Святитель Иоанн — уникальная фигура в истории XX века. Русский святой, чья жизнь и служение прошли за пределами России, среди эмиграции — на Дальнем Востоке, на островах в Тихом океане, потом в США и в Европе.
Харьков. Здесь прошли детство и юность святителя Иоанна.
Белград. В 1920-е годы вместе с первой волной послереволюционной эмиграции будущий епископ Иоанн приехал в столицу Югославии. Здесь же он окончил богословский факультет и начал свое церковное служение.
Шанхай. В 1930-е годы, уже став епископом, святитель окормлял русскую диаспору Шанхая, в тяжелые для Китая годы он стремился помогать всем — и русским, и китайцам. Владыка не только служил и проповедовал, но также вел большую благотворительную работу.
Тубабао. В конце 1940-х на этом острове в Тихом океане собрались несколько тысяч русских эмигрантов, бежавших из Китая. Несмотря на постоянные разрушительные ураганы, характерные для этих мест, во все время пребывания там владыки Иоанна ни одна буря не обрушилась на лагерь беженцев, за спокойствие которого святитель возносил ежедневные молитвы. Через несколько дней после погрузки последней партии беженцев на корабль тайфун полностью разрушил остатки русского лагеря на Тубабао.
Париж. В 1950-е владыка Иоанн служил епископом в Западной Европе.
Сан-Франциско. В 1960-х владыка возглавил епархию, в честь которой его иногда называют также Иоанном Сан-Францисским. Здесь его трудами был построен собор, началась активная проповедь Православия.
«А жил владыка здесь, под колокольней…»
Об этой странице жизни Иоанна Шанхайского почти не пишут, а жаль. Дело в том, что в Европе он ходил в сандалиях на босу ногу и ездил в трамвае не только по парижским улицам. В Брюсселе, нынешней столице Евросоюза, очень тепло вспоминают о владыке, который жил… под церковной колокольней. В маленькой квартирке на территории при храме святого Иова Многострадального он останавливался всякий раз, когда приезжал в город. А приезжал он часто. Дмитрий Геринг, председатель Строительного комитета храма, вспоминает, как мальчиком вместе со своим братом прислуживал ему в алтаре:
— Когда владыка приезжал к нам, то служил каждый день. Это был совершенно выдающийся человек: косой, косноязычный — абсолютно в духе юродивых Русской Церкви. Мы немного побаивались его, слишком уж он не вписывался в наше представление об архиерее — благообразном, с красивой бородой. Владыка часто служил в простой фелони. Говорят, он мог читать в душах у людей…
Здесь рассказывают, что, если владыке Иоанну звонили среди ночи и просили приехать, например, в больницу, он бросал все дела и немедленно ехал.
— Он был настоящим подвижником, — продолжает Дмитрий Геринг, — ел раз в день, не спал на кровати, а спал на стуле: на два-три часа погружался в сон, потом снова бодрствовал. В храме при нем служили не только Литургию — совершали полный круг богослужений. Как говорит один из брюссельских священников отец Прохор, при владыке Иоанне здесь был монастырек.
Храм Иова Многострадального, сооруженный в память Николая II и его семьи и «всем русским, в смуте убиенным» — это памятник всем пострадавшим в советской России в годы репрессий и гонений. Именно так: всем — и умершим за веру, и репрессированным по политическим мотивам. Инициатором строительства был Николай Котляревский, секретарь генерала Петра Врангеля. К началу Второй мировой войны основное строительство завершилось. А по окончании войны в храме установили то, ради чего и был задуман весь проект, — мемориальные плиты.
Здесь более 2000 имен жертв русской смуты: офицеры Добровольческой армии, дворяне, священнослужители — представлена фактически вся русская история начала ХХ века. Но особое место отведено царской семье. Вообще, этот храм не случайно посвятили Иову Многострадальному. Император Николай II родился в день памяти этого святого, очень его любил и в каком-то смысле прошел по его пути.
В церкви есть несколько реликвий, связанных с царской семьей. Это вещи, найденные в Ипатьевском подвале: Библия, надписанная Александрой Федоровной в Тобольске в 1917 году, подаренная сыну; несколько крестиков, принадлежавших царевнам. Есть и удивительная икона, написанная в 1960—70-е годы. На ней собраны все русские святые — целый сонм, и среди них можно заметить несколько фигур без нимбов. Это царская семья и еще несколько святых, которых прославили позднее — в 1980-е и 2000-е годы. На иконе их место уже было определено.
…При владыке Иоанне Шанхайском в храме Иова Многострадального собралась прекрасная община, он молился здесь за своих духовных детей и за всех, кто пострадал в России в годы репрессий и гонений. «Имена же их Ты, Господи, веси», — так завершается каждый список на мемориальных плитах. Это значит: даже если люди что-то пропустили, Господь помнит всех и обо всех заботится. Может, потому Он и поставил служить в это место Своего великого святого, тоже прошедшего через смуту?..
Еще 9 фактов из жизни святого Иоанна Шанхайского
Факт №1
Святитель Иоанн принадлежал к дворянскому роду Максимовичей-Васильковских, который в семнадцатом веке уже дал миру одного известного православного подвижника — святителя Иоанна Тобольского, знаменитого миссионера и просветителя Сибири.
Факт №2
Будущий святитель Шанхайский и Сан-Францисский с детства хотел связать жизнь с церковным служением, но по настоянию родителей получил юридическое образование, и в 1918 году даже успел послужить в Харьковском суде.
Харьков, начало XX века.
Факт №3
Епископ Иоанн по-своему воздал почести королю Сербии Александру, который после революции приютил его и многих других русских эмигрантов в Белграде, а в конце 1930-х годов был убит террористом на улице Марселя. На месте гибели короля святитель в одиночку отслужил по нему панихиду на французском языке — на такое публичное поминовение погибшего монарха никто больше не решился. Владыка Иоанн взял метлу, на выметенном участке тротуара постелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и отслужил панихиду.
Король Сербии Александр
Факт №4
В Шанхае 1930-х годов святитель создал приют для сирот. Число воспитанников за короткий срок выросло до нескольких сотен человек. Владыка сам искал больных и голодающих детей в шанхайских трущобах. Однажды он выкупил за бутылку водки у нищего китайского бродяги девочку-младенца, которую тот собирался выбросить в мусорный контейнер. Всего за время служения в городе он приютил и спас около 3,5 тысяч детей.
Владыка Иоанн с детьми из приюта, 1938 г.
Факт №5
Святитель сыграл роль в изменении законов США. После войны именно благодаря дипломатии владыки Иоанна Соединенные Штаты согласились впустить на свою территорию несколько тысяч русскоязычных беженцев с Филиппин — это были эмигранты первой волны и их потомки, попавшие туда из коммунистического Китая. Чтобы они смогли въехать на территорию Соединенных Штатов, в Вашингтоне пошли на принятие поправок к некоторым законам.
Вашингтон, Пенсильвания-авеню с видом на Капитолий, фото 1962 г.
Факт №6
В Париже владыку прозвали Иоанн Босой. Современники вспоминали, что в любую погоду епископ ходил в сандалиях на босу ногу, а часто и их отдавал нуждавшимся нищим и ходил по улицам босиком.
Факт №7
Святитель уделял большое внимание возрождению почитания западных святых древней неразделенной Церкви. В православных храмах Европы при нем начали поминать святого Патрика, святую Женевьеву (покровительницу Парижа) и других угодников, канонизированных до разделения христиан на католиков и православных.
Факт №8
Как и многие в Зарубежной Церкви, святитель с опаской относился к Московской Патриархии, считая ее Патриарха «невольником богоборческой власти», но в то же время всегда поминал его имя за богослужением. «В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины», — говорил он, напоминая, что главное в жизни Церкви — духовные, а не административные связи.
Факт №9
С 1950 по 1964 годы владыка Иоанн был настоятелем Храма-Памятника святого Иова Многострадального в Брюсселе (Западно-Европейская епархия РПЦЗ). Он приезжал сюда из-под Парижа. Местная православная община хранит о нем самые теплые воспоминания. Здесь же находится удивительная реликвия — посох владыки, который по виду скорее напоминает страннический, нежели архиерейский.
Храм-Памятник святого Иова Многострадального в Брюсселе
В 2013 году в Россию были принесены мощи святителя, которым смогли поклониться в десяти епархиях. Об этом «Фоме» рассказал один из основных организаторов принесения мощей, руководитель отдела по делам молодежи Тверской митрополии Вадим Степанов.
— Мне довелось общаться с людьми, которые лично знали святителя Иоанна. До сих пор, например, живы те, кого он детьми спасал от голода в предвоенном Шанхае — там его трудами был создан приют для беспризорников. Его с особой теплотой вспоминают в Америке… У нас утвердился образ Сан-Франциско как какого-то «города греха», но святитель создал там крепкую и большую православную общину.
Увы, даже среди верующих людей не так уж много тех, кто знает о нашем великом соотечественике. Поэтому для нас так важно не только дать людям возможность помолиться перед его мощами, но и рассказать о его жизни.
Мы постарались не ограничиваться просто принесением мощей в тот или иной город и почти везде проводили встречи с молодежью, раздавали книги, в которых рассказывали о том, кем был и чем прославился святитель. Это помогло нам привлечь внимание многих, в том числе людей светских, далеких пока от Церкви.
Мы видели интерес к нашей программе со стороны и верующих, и неверующих. И молодых, и людей в возрасте. Как при своей земной жизни, так и сегодня святой Иоанн Шанхайский продолжает объединять людей, учить нас любви друг к другу.
Вадим Степанов
Благодарим отдел по делам молодежи Тверской митрополии за помощь в подготовке материала, а также Паломнический центр апостола Фомы в Европе за организацию поездки в места служения святителя Иоанна в Брюсселе.
На заставке фрагмент фото святителя Иоанна — “Издательский Дом “Русский Паломник”