Содержание
- Об авторе
- Понедельник начинается в субботу (ТВ)
- Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»: краткое содержание, главные герои, анализ, отзывы
- Краткие сведения
- Глава 1: «Суета вокруг дивана»
- Кто забрал диван?
- Глава 2: «Суета сует»
- Почему началась суета?
- Чем все закончилось?
- Глава 3: «Всяческая суета»
- Смерть и возрождение
- Действующие лица
- Разложить все по полочкам
- Что говорили о повести?
- Экранизация
- Выбегалло забегало?
- Александр Привалов: «В СССР вузы были феодальным царством, сейчас они – рабовладельческие»
Об авторе
Александр Привалов — российский экономический публицист, кандидат экономических наук, автор более 1000 книг, научных трудов и статей. Научный редактор и генеральный директор журнала «Эксперт». С 2002 года декан Высшей школы журналистики (ГУ ВШЭ). В 1998-2000 гг. был первым заместителем главного редактора газеты «Известия».
Привалов — общепризнанный лидер в самом, пожалуй, сложном аналитическом жанре — экономической публицистике. Сложном, потому что, в отличие от многих других жанров, слово здесь должно не только красиво звучать, но и достаточно много весить. Но критическая масса сбывшихся прогнозов и достойных поступков Привалова такова, что люди верят ему независимо от собственных политических пристрастий.
В 1971 году окончил механико-математический факультет Московского государственного университета. Работал в НИИ при Госплане СССР по проблемам прогнозирования, последняя должность — заведующий сектором моделирования управленческих процессов. Одновременно преподавал на Высших экономических курсах Госплана СССР. После упразднения этой структуры перешел в сферу журналистики, с 1993 по 1995 гг. был редактором отдела проблем собственности и приватизации еженедельника «Коммерсантъ-Weekly», выпускавшегося издательским домом «Коммерсантъ». В 1995 вместе со значительной частью коллектива еженедельника покинул ИД «Коммерсантъ» и принял участие в создании журнала «Эксперт», в 2004-2006 гг. генеральный директор ЗАО «Журнал „Эксперт“».
Привалов был ведущим программы «Однако» на «Первом канале» Российского телевидения. После длительной паузы он вернулся в телеформат, став ведущим ток-шоу «Угол зрения» на телеканале «Эксперт-ТВ». Многие коллеги по цеху отметили значимость этого события не только для профессиональной биографии Александра Привалова, но и для российской журналистики в целом.
Понедельник начинается в субботу (ТВ)
Фильм появился, когда роман существовал только в виде первой части «Суета вокруг дивана». Молодой программист Привалов подбрасывает двух друзей до провинциального города Соловца. Новые знакомые приглашают его в НИИ, в котором работают, и устраивают на ночь к знакомой старухе. Вскоре Привалов начинает замечать странные вещи: в колодце у старухи живет русалка, зеркало разговаривает, хозяйский кот рассказывает сказки, а диван, на котором спит герой, почему-то очень интересует нескольких эксцентричных людей
Всю эту историю создатели фильма перенесли на экран практически дословно, с минимальными отклонениями в сюжете и диалогах. Претензий к самому сюжету нет (за исключением подчеркнутой совковости, которой у Стругацких не было и быть не могло), а вот об оформлении следует поговорить особо.
Первое, что бросается в глаза декорации. Может, из-за нехватки средств, может, из-за желания придать фильму сказочности и сюрреализма, пейзажные декорации абсолютно не реалистичны бумажные экраны, разрисованные по-детски примитивными набросками домов, деревьев, машин и прочего. Вероятно, с этой же целью кот-сказочник Василий и русалка выглядят, как герои кукольных советских мультиков. Живые актеры и вполне реалистичная машина Привалова на этом фоне смотрятся неестественно обычные люди, попавшие в сказку. Получилось достаточно своеобразно и, пожалуй, не так плохо, но оценить такую находку способен не каждый. Интерьерные декорации, кстати, больше похожи на настоящие обычная изба, обычный институт.
Следует сказать пару слов и об актерах. Актеры в большинстве своем подобраны неплохо и почти всех можно представить в соответствующих образах (за исключением слишком уж интеллигентного Витьки Корнеева). Но в образы актеры вошли не слишком основательно, так что играют посредственно, не особо вникая в суть переживаний своих героев. Единственный, кто относительно прилично сыгран замдиректора НИИЧАВО Модест Матвеевич. Он действительно выглядит как властный и при этом фантастически невежественный бюрократ из книги Стругацких. Также привлекает внимание старуха Наина Киевна, выполненная в лучших традициях советских фильмов-сказок типичная такая баба-яга в лохмотьях, с платком на голове и бородавками. В общем, претензия на гротеск, но не такая, как у Стругацких (там она была еще колоритнее), а в сторону классического образа, к тому моменту прочно устоявшегося в кино и живописи. Об остальных актерах сказать особо нечего неоправданно серые, плохо запоминающиеся исполнители ярких ролей.
В целом, несмотря на близость к первоисточникам и ухищрения с декорациями и спецэффектами передать дух книги у создателей фильма не получилось. Может, дело было в том, что тогдашний советский кинематограф еще не дорос до серьезного фэнтези, может, просто неудачно выбрали режиссера так или иначе, кино получилось неважное, недостойное оригинальной книги. Хотя вышедшие через двадцать лет «Чародеи» оказались гораздо хуже
Вывод: экранизация слабенькая, но с честной, пускай даже не самой удачной попыткой что-то изобразить. За эту попытку и близость к первоисточнику фильм заслуживает слабенькую троечку, не более того.
3 из 10
Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»: краткое содержание, главные герои, анализ, отзывы
Не существует будущего единого для всех, каждый поступок приводит к той или иной дороге. Такая глубокомысленная фраза является заключительной в произведении «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Но это еще не все, чем отличилась сатирическая повесть: в избе на курьих ножках пропал диван, профессор Выбегалло пытается создать модель человека, который всем удовлетворен, а директором НИИЧАВО оказывается попугай (или попугаем оказался директор?). И это лишь краткое содержание. «Понедельник начинается в субботу» — о чем этот рассказ и кто его герои? Давайте разбираться.
Краткие сведения
Прежде чем приступать к анализу произведения, необходимо узнать когда, почему и кем оно было создано. Так, повесть «Понедельник начинается в субботу» увидела мир в 1965 году. Братья Стругацкие создавали эту юмористическую фантастику с целью изобразить хотя бы в книге мечту человека полностью посвятить себя науке и раскрытию тайн. Авторы высмеивали дельцов и бюрократов, а также приспособленцев, которые настолько далеки от науки, как небо от земли.
Повесть разбита на три отдельных раздела. Главы «Понедельник начинается в субботу» можно рассматривать в качестве отдельных рассказов, которые связаны между собой общей темой. Первая часть – вводная. Знакомит читателя с новым для него миром и его правилами. Вторая часть наполнена сатирой, которая захватывает читателя. А в третьей авторы рассказывают об устройстве научного общества, о том, как важно нестандартно мыслить и иметь живое воображение.
Глава 1: «Суета вокруг дивана»
Итак, приступаем к пересказу краткого содержания. «Понедельник начинается в субботу» повествует в первой части о том, как главный герой попал в НИИЧАВО, да так там и остался.
Программист из Ленинграда Саша Привалов едет в отпуск. Недалеко от города Соловца он подбирает по пути двух людей, что работают в местном институте. В благодарность за то, что он их подвез, Привалову предлагают заночевать в музее при исследовательском центре – ИЗНАКУРНОЖе (или, как говорят в народе, в избе на курьих ножках). Изначально программист воспринимает все, что происходит, как само собой разумеющееся, но все же уверен, что эти события должны руководствоваться определенной системой. Щука, что исполняет желания, жирный говорящий кот, волшебное зеркало – все это становится объектом исследования Александра, который хочет отыскать всему, что видит, разумное объяснение.
Кто забрал диван?
В пылу задора он начинает исследовать эту систему и экспериментирует с неразменным рублем. За это его забирают в милицию. Когда он возвращается в ИЗНАКУРНОЖ, то замечает, как все встревожены – диван, на котором спал Александр, внезапно исчез. Вслед за этим Привалов становится свидетелем необъяснимых событий: невиданные до этого времени сущности проникают сквозь стены, становятся невидимыми, внезапно появляются или исчезают.
Позже герой узнает: мебель была транслятором действительности, и ее «позаимствовал» Виктор Корнеев, чтобы изучить принцип работы дивана в лабораторных условиях. Когда скандал с пропажей достигает своего апогея, на выручку Привалову приходит Роман Ойра-Ойра и уговаривает его остаться здесь работать.
Глава 2: «Суета сует»
Дальнейшие события происходят спустя 6 месяцев после инцидента с диваном в повести «Понедельник начинается в субботу». Краткое содержание второй части выглядит следующим образом. Александр Привалов является полноправным сотрудником в НИИЧАВО и занимает пост заведующего вычислительного отдела. В ночь перед Новым годом ему выпадает дежурить. Он должен принять ключи у тех, кто уходит, и проверить все помещения.
Привалов делает обход здания, чтобы убедиться, что никого не осталось, и все закрыть. В одной из лабораторий он встречает Виктора Корнеева. Тот решил не отдыхать дома, а заняться своими исследованиями. Саша пытается выгнать его, но с практикующим магом шутки плохи. А с тем магом, который еще и с головой ушел в науку, вообще лучше не связываться. Привалов оставляет Корнеева в покое и покидает его лабораторию. Но тут же обнаруживается, что в НИИЧАВО слишком много людей. Сотрудники института не хотят праздновать Новый год, а желают продолжить исследования.
Маги – это люди с заглавной буквы, они терпеть не могут воскресенья, так как в этот день им очень скучно, ведь нечем себя занять. Их девиз прост: «Понедельник начинается в субботу».
Почему началась суета?
Эту праздничную атмосферу вдруг нарушает очередной «успешный» эксперимент профессора Выбегалло. В ходе исследований у него в лаборатории появился образец «желудочно неудовлетворенного человека». Этот гомункул внешне похож на профессора, но руководствуется одним инстинктом – есть все, что съедобное.
В институт вызывают профессора Выбегалло. Он появляется там вместе с прессой, и пока его творение жует за обе щеки, создатель рассказывает о своей цели – сотворить Совершенного Человека. Его исследования сейчас находятся на этапе промежуточного моделирования. И пока Выбегалло говорит о том, что единственным путем развития личности и духовного роста является удовлетворение материальных запросов, его экспериментальный образец лопается от большого количества потребленной пищи.
Чем все закончилось?
Выбегалло умело игнорирует этот казус и говорит о том, что в дальнейшем создаст нового гомункула — «человека, удовлетворенного полностью». И он при помощи магии сможет утолить свои имущественные потребности. На заседании руководства института, невольным слушателем которого стал Привалов, был поднят вопрос об опасности, что может причинить созданный гомункул. Ведь Выбегалло все свои опыты проводил в лаборатории, а не пользовался специальными полигонами.
Опасения руководства не были напрасными. Как только появился этот Совершенный Потребитель, он присвоил себе все ценности, к которым смогла дотянуться его магия, и попытался создать закрытое пространство, где мог бы единолично распоряжаться награбленным. Вторая часть повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» заканчивается заточением Потребителя в бутыль с джином. Джин, который получил свободу, уничтожил гомункула профессора еще до того, как тот обрел небывалое могущество.
Глава 3: «Всяческая суета»
Чем же заканчивается повесть «Понедельник начинается в субботу»? Из краткого содержания читатель узнает о большом секрете главы института.
Вычислительная машина «Алдан», которой умело орудовал Привалов, сломалась, и пока ее пытаются починить, Александр бесцельно слоняется по институту и принимает участие в разного рода экспериментах. Он становится первым испытателем машины, которая отправляет человека в рассказанное писателем время. Затем он видит, как умирает говорящий попугай в кабинете Януса Полуэктовича Невструева.
Смерть и возрождение
Позже оказалось, что эта смерть является звеном в цепочке событий, что имели место ранее. На следующий день Привалов видит этого попугая живым. Заинтересованные исследователи, среди которых был Роман Ойра-Ойра и бывший программист Александр, начинают изучать это явление. В процессе выясняется, что этот феномен дает возможность существовать предметам и действиям в обратном временном порядке. В повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» эта теория является ключевым объяснением всем необычным явлениям, которые касались заведующего НИИЧАВО Януса.
Действующие лица
Всех героев в «Понедельник начинается в субботу» можно разделить на четыре основные категории.
- Молодые Маги. К ним относится Александр Привалов – с магией хоть и не дружит, зато программист отличный. Виктор Корнеев – работник отдела «Универсальных превращений» и любитель троллить всех подряд. Эдик Амперян – антропоцентрист из отдела «Линейного счастья». Роман Ойра-Ойра – обучает Привалова основам волшебства, работает в отделе «Недоступных проблем». Стеллочка – практикантка профессора Выбегалло, юная ведьма с серыми глазами. Нравится Саше.
- Корифеи. К этой категории стоит отнести Януса – научного руководителя исследовательского центра вместе со всеми его ипостасями, Федора Киврина – заведующего отделом «Линейное счастье», черного мага Магнуса Редькина, Кристобаля Хунта, он же глава отдела «Смысл жизни». А также Мерлина, Жиана Жиакомо, Саваофа Одина, Амвросия Выбегалло и Джузеппе Бальзамо.
- Сказочные существа. В оригинале они называются шкажошными шушествами. К их братству принадлежит Наина Горыныч (она же Баба-Яга), кот Васька – питомец Наины Горыныч, умел и сказки говорить, и песни заводить, и на гуслях бренчать. А также Щука, исполняющая желания, домовик Тихон, русалка, сидящая на дубовых ветвях. Еще там реабилитированный вурдалак Альфред (смотритель вивария) и Демон Максвелла – два существа, которые открывают и закрывают НИИЧАВО.
- Прочие личности. О них упоминалось в книге «Понедельник начинается в субботу» вскользь, но это нисколько не преуменьшает из значимости. Например, журналисты, что пришли с профессором Выбегалло, Модест Камноедов, Кербер Дёмин, Луи Седловой и другие.
Разложить все по полочкам
Начнем анализ. «Понедельник начинается в субботу» рассказывает о проблемах взаимоотношения человека с внешним миром. Сделав магию основным объектом исследования, люди пытаются определить место сказки в повседневной жизни. Раньше, когда наука еще находилась в процессе становления, все необъяснимые факты приписывали к сегменту сверхъестественного. Позже, когда наука возмужала, она начала объяснять необъяснимое, а все что объяснить не смогла, списывала на бурную фантазию и детское воображение. Но даже так человечество рано или поздно столкнется с непознанным.
Стругацкие рассматривают проблему прагматичного отношения к необычному и неспособность человека оценить чудо во всей его красе. Помимо этого, чудеса являются особыми индикаторами, что позволяют оценить креативность ученых. Ведь в большинстве случаев, если эксперимент не проходит так, как задумано, то это списывают на погрешности в его проведении. Ученые стремятся отойти от нового, потому что оно не вписывается в старые и до боли знакомые концепции, а Стругацкие выступают против такого подхода.
Авторы в свойственной им юмористической манере иронизируют над проблемами современного общества, но не вскрывают их, выставляя напоказ всю нарочитую и неправомерную деятельность, а призывают к пониманию проблемы и осознанию дальнейшего, правильного пути развития.
Что говорили о повести?
Не было равнодушных среди тех, кто читал «Понедельник начинается в субботу». Отзывы начали появляться в советских журналах сразу же после публикации. Мнения о произведении у всех были разные. К примеру, Всеволод Ревич видел в структуре НИИЧАВО прототип современного советского общества. Более того, он настаивал на том, что Стругацкие высмеивают бюрократию. Говоря его словами: «Есть силы, с которыми не справится ни одна магия». Он всецело поддерживает работу авторов.
В противовес ему можно привести отзывы про «Понедельник начинается в субботу» Михаила Ляшенко, который видел в этом произведении некую безделушку, что может и забавная, но никак не увлекательная. Он свято верил, что такой сюжет купирует истинное предназначение научной фантастики. Ведь «глупо называть приключением события, которые происходят в домике на курьих ножках».
Экранизация
Но несмотря на все противоположности мнений и отзывов, в свое время этому произведению была сделана экранизация. «Понедельник начинается в субботу» поставил режиссер А. Белинский. В 1965 году на Ленинградском телевидении показали одноименный спектакль. Правда, его встретили недостаточно приветливо, больше он на экраны не выходил.
В 1982 году был выпущен фильм «Чародеи», режиссером которого стал Константин Бромберг. В киноленте были задействованы отдельные истории и персонажи из повести Стругацких. Первоначальный вариант сценария, который полностью соответствовал книге, режиссер не принял и попросил авторов написать отдельное произведение.
Выбегалло забегало?
Хотя в обществе не были приняты новаторские взгляды Стругацких на науку, некоторые цитаты из «Понедельник начинается в субботу» стали хоть и не крылатыми, но очень популярными:
- «83% дней в году начинаются с того, что звенит будильник».
- «Каждый человек маг. Но таким он становится лишь в том случае, когда перестает думать о себе, увлечен своей работой и пренебрегает развлечениями».
- «Все это очень банально, а значит, находится далеко от истины».
- «Среди ученых никто понятия не имел, в чем заключается смысл жизни, и что представляет собой счастье. Поэтому они приняли беспроигрышную гипотезу: счастье состоит в постоянном исследовании неизвестного, в этом же и смысл жизни».
Эту повесть можно воспринимать по-разному: можно восхищаться, презирать или не соглашаться с написанным, но только не оставаться равнодушным. Тонкий юмор, яркие персонажи, простой и незамысловатый сюжет могут многое рассказать, если научиться читать между строк.
Александр Привалов: «В СССР вузы были феодальным царством, сейчас они – рабовладельческие»
На состоявшемся в Общественной палате РФ круглом столе «Проблематика и методика проведения общественной экспертизы реформы российского образования» эксперты в области образования подвели итоги реформам в сфере образования за почти 20-летний период. Научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов (выдержки из выступления – стенограмма РИА «Дербент»):
— Всем на нее (общественную экспертизу в области образования) наплевать. Два президента российской академии наук, бывший и нынешний, разными словами сказали о вредоносности стержня происшедшего за последнее время с образованием этого самого ЕГЭ. Это тоже общественная экспертиза своего рода. Кто-нибудь это хотя бы заметил, кому-нибудь это интересно? Главная проблема общественной экспертизы – в том, чтобы ею кто-нибудь заинтересовался. Я совершенно убежден, что карта размещения ядерных сил Российской Федерации закрыта гораздо менее, чем то, как принимаются решения в области образования. Некая комиссия правительственная принимает решение о том, чтобы вузы разделить на три категории. У этого, наверное, есть какие-то плюсы. Минусы в общественных обсуждениях сформулированы исчерпывающе. Сформулировано их много. Кто это где обсуждает? Кузьминов (ректор Высшей школы экономики) не назвал ни одной фамилии. Я твердо уверен, что кому надо все знают все имена главных конструкторов нашего вооружения. Главных конструкторов нашего образования не знает никто, ну кроме того же Кузьминова.
Я бы очень просил внимательно рассмотреть (эту проблему) в том числе с точки зрения конфликта интересов. Потому что новая аккредитация вузов, которая будет вероятно принята правительственной комиссией, несет прямую выгоду конкретно Высшей школе экономики, она прямо выгодна им. Это конфликт интересов очевидный. Кузьминов не должен заниматься этим вопросом, или он должен уйти из Высшей школы экономики. Статус учителя очень низок, ниже плинтуса. Социальные сети забиты роликами, в которых разные мерзавцы измываются над учителями. Единственным способом воспитания является личный пример. Школа воспитывает, прежде всего, личным примером учителя. Личный пример учителя сегодня – это образ лузера.
Учитель получает мало денег и абсолютно бесправен. Вузы, особенно региональные, при Советском Союзе были феодальным царством, сейчас они – рабовладельческие. Ректора что хотят, то и делают: у кого есть советь, у кого – нет. Когда говорят о средней зарплате по школе или по университету – это грязная ложь. Арифметически – это правда, а по сути – это ложь. Об этом вслух говорит уже министр Васильева. Администрация всячески вытягивает деньги из того, что называется зарплатой, в то, что называется фонд стимулирования. Из того, что она обязана дать педагогу, в то, что она может дать, а может не дать. И с каждым таким продвижением администрация всё все властнее, педагог – всё бесправнее. Вы серьезно полагаете, что ученики не видят кто такой учитель, и как о него вытирают ноги?
Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky