ЗВЕНИГОРОД
ЗВЕНИГОРОД — город в России, в Московской области, к западу от Москвы.
Население 13,1 тысяч человек (2007 год). Расположен на реке Москва. Железнодорожная станция.
Основан на левом берегу реки Москва, вероятно, ростово-суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким в середине XII века. В ходе археологических раскопок на городище «Городок» (площадь 3,4 га; окружено кольцевым валом высотой с напольной стороны до 8 м, общей протяжённостью 800 м) выявлены слои и деревянная стена XII века. В домонгольское время к северо-востоку от городища сложился Нижний (или Супонев) посад. Звенигород впервые упоминается в духовных грамотах великого князя владимирского Ивана I Даниловича Калиты (1336 и 1339 годы) как село, передаваемое в удел его сыну Ивану (будущему великому князю владимирскому Ивану II Ивановичу).
Как город вновь сформировался к 1350-м годам, когда, согласно завещанию Ивана II Ивановича (1358 год), Звенигород были подчинены окрестные волости и сёла. В XIV веке на правом берегу реки Москва возник Верхний посад. В 1359-1364 годах Звенигород принадлежал князю Ивану Ивановичу, младшему сыну Ивана II, а в 1364-1389 годах великому князю владимирскому Дмитрию Ивановичу Донскому. После смерти последнего стал центром владений его сына князя Юрия Дмитриевича, при котором достиг наивысшего расцвета: были реконструированы городские укрепления (возведён земляной вал с деревянными стенами), в городе велось масштабное строительство (обнаружены фрагменты усадебной застройки, домница, мастерская медника; среди находок — орудия ремесла и сельского хозяйства, оружие, украшения, монеты). В 1428-1436 годах Звенигород входил в удел Василия Юрьевича Косого, затем городом владел великий князь московский Василий II Васильевич (за исключением краткого периода в 1450-х годах, когда Звенигород был передан князю Василию Ярославичу).
В 1462-1491 годах Звенигород входил в удел Андрея Васильевича Большого (Горяя), а в 1505-1533 годах — князя Юрия Ивановича. В 1553 году пожалован бывшему казанскому хану Ядгар-Мухаммеду (владел городом до 1565 года), в 1566-1569 годах входил в удел князя Владимира Андреевича, а затем был передан татарскому «царевичу» Муртозе-Али (в крещении Михаил Арсланович Кайбулин), владевшему им до середины 1570-х годов. В Смутное время Звенигород разорён Лжедмитрием I (1606 год), жители присоединились к Болотникова восстанию 1606-1607 годов, город вновь разорён Лжедмитрием II (1608 год), пострадал также в ходе Речи Посполитой интервенции начала XVII века и во время похода королевича Владислава (будущий польский король Владислав IV) на Москву (1618 год), после чего развитие города резко замедлилось.
Уездный город Московской губернии (1708-1929 годы). В Отечественную войну 1812 года оккупирован французскими войсками 31 августа (12 сентября), освобождён в октябре. С середины XIX века Звенигород и его окрестности стали популярной дачной местностью, которую часто называли подмосковной Швейцарией. Здесь жили и работали А. М. Горький, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, А. П. Чехов, в эти места неоднократно приезжали И. Е. Репин, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, Ф. И. Шаляпин и др. В 1919 году к Звенигороду проведена линия Александровской железной дороги. Районный центр Московской области (1929-1957, 1960-1965 годы). В XX веке город и его окрестности продолжали развиваться как дачная и курортная местность, здесь созданы крупные здравницы — санаторий «Звенигород» (в бывшей усадьбе Введенское) (1933 год), пансионат Академии наук «Звенигородский» (1973 год), военный санаторий «Звенигородский» и др.; возникли дачные посёлки Академии наук, а также работников культуры и искусства Николина Гора (1926-1927 годы), Мозжинка (1945 год) и др.
В Звенигороде сохранились древнейшие памятники раннемосковского зодчества: на городище стоит Успенский собор на Городке с фрагментами росписи, приписываемой Андрею Рублёву; в 1,5 км западнее него на горе Стороже — комплекс основанного прп. Саввой Сторожевским Саввино-Сторожевского монастыря с собором Рождества Богородицы (1404-1405 годы). Застройка центра Звенигорода в районе Торговой площади на Нижнем посаде, где находился каменный Вознесенский собор (конец XVIII — начало XIX веков, разобран в 1941 году; восстановлен в 2007 году), состоит преимущественнло из зданий XIX — начала XX веков.
Церковь Рождества Христова (1805-1806 годы, трапезная перестроена в 1902-1905 годах). Среди новых построек — Культурный центр имени Л. П. Орловой (2007 год; руководитель авторского коллектива Л. Ю. Ставицкая). Памятники: князю Юрию Звенигородскому и прп. Савве Сторожевскому (2005 год; скульптор А. Н. Ковальчук, архитекторы Н. А. Ковальчук, В. А. Сёмочкин), прп. Савве Сторожевскому у Саввино-Сторожевского монастыря (2007 год, скульптор С. М. Сорокин). Биостанция МГУ (начало 1900-х годов). Центральная городская (1900 год) и Детская (1930 год) библиотеки. Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей (1920 год). Женский гандбольный клуб «Звезда» — обладатель Кубка Европейской гандбольной федерации (2007 год). Фабрика швейных изделий «Динамо» (одежда для занятий спортом и др.), предприятия пищевой промышленности.
Близ Звенигорода расположена усадьба Ершово (в XVII — середине XVIII веков принадлежала Салтыковым, в 1764-1917 годах — Олсуфьевым). Сохранились главный дом в стиле ампир (1837 год, архитектор А. Г. Григорьев), пейзажный парк; в 1999 году воссоздана Троицкая церковь (построена в 1829 году, взорвана в 1941 году).
В 4 км от Звенигорода — усадьба Поречье (Медведниковых), где сохранились главный дом с примыкающими к нему оранжереями (начало XX века, архитектор И. С. Кузнецов), обширный пейзажный парк. В усадьбе Иславское сохранились Спасская церковь (1799 год), главный дом (2-я половина XIX века, требуется реставрация), остатки липового парка.
В 10 км от Звенигорода — усадьба Коралово, где сохранились главный дом, два флигеля, парковый павильон и кордегардии (все постройки — конец XVIII века, перестроены в 1990-х годах в прежних формах), липовый парк с прудами.
Неподалёку от Звенигорода: в деревне Дютьково — Музей С. И. Танеева, в деревне Дунино — Дом-музей М. М. Пришвина.
Звенигород
Значения в других словарях
- звенигород — сущ., кол-во синонимов: 1 город 2765 Словарь синонимов русского языка
- Звенигород — Город, Московская обл. Название Звенигород впервые упоминается в 1336 г. В Ростово-Суздальское княжество оно перенесено из-под Киева; в его основе личное имя (ср. Звенислав, Звенимир) или гидроним (ср. реки Звинеч, Звиняка, Звенига). Топонимический словарь
- Звенигород — Звени́город населенные пункты в Моск. обл. и на Украине; укр. Звени́город, др.-польск. Zunigród, позднее Żmigród в Галиции; см. Ташицкий, JР 27, 135 и сл. Из [стар. Этимологический словарь Макса Фасмера
- Звенигород — Город в Московской области РСФСР. Расположен на р. Москве, в 3 км от ж.-д. станции З. — конечный пункт ветки (16 км) от Голицыне, в 53 км к З. от Москвы. Впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты (1339). Большая советская энциклопедия
- Звенигород — У. г. Московской губ., на крутой горе левого берега р. Москвы. Местоположение очень красивое. По древности З. из городов Московской губ. считается первым после Москвы. Некоторые историки относят его основание к XII, даже XI в., но это маловероятно. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Звенигород — Город в Московской области, на р. Москва. Впервые упоминается в 1339, но, судя по археологическим раскопкам, существовал в домонгольское время. В XIV-XVI вв. важный сторожевой пункт на западных подступах к Москве. Художественная энциклопедия
- ЗВЕНИГОРОД — Город обл. подчинения Моск. обл. РСФСР, на берегах р. Москвы, в 60 км к З. от Москвы, в 3 км от ст. Звенигород. В 1959 — 9,1 т. ж. З. — старинный рус. город, впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты (1339). Археол. Советская историческая энциклопедия
- ЗВЕНИГОРОД — ЗВЕНИГОРОД — город (с 1781) в Российской Федерации, Московская обл., на р. Москве, близ ж.?д. ст. Звенигород. 15,5 тыс. жителей (1992). Производство культтоваров; фабрики: швейная и спортивных изделий. Историко-архитектурный музей. Санатории, дома отдыха. Большой энциклопедический словарь
Историческая справка
Древняя история города
Глубокая древность
Время возникновения подмосковного Звенигорода спорно. Археологи утверждают, что окрестные холмы, по высоте напоминающие небольшие крутые горы, поросшие лесом, стали излюбленным местом поселения людей еще несколько тысячелетий ранее.
Основные этапы известной истории Звенигорода, до периода его расцвета в конце XIV столетия, можно восстановить, следуя разным источникам. К ним относятся не только отдельные упоминания в документах или летописях (крайне скупые), но и результаты трудов археологов и историков.
В довольно кратком виде известная нам сегодня история Звенигородского края в древности имела приблизительно следующую хронологию. В начале II тысячелетия до нашей эры (до Рождества Христова), а затем и в самом начале нашего современного летоисчисления здесь появились памятники поселений людей в эпоху железного века. Остатки их обитания известны ученым. Принято считать, что в это время произошло также расселение в этих местах финно-угорских племен.
Неподалеку от Саввино-Сторожевского монастыря, существующего по настоящее время в подмосковном Звенигороде, ученые нашли городище V—VII веков с остатками погребальных памятников поздней Дьяковской культуры (по названию села Дьяково). Их взору предстал древний могильник – так называемый «домик мертвых» (этим словосочетанием подобные кладбища «окрестили» исследователи). Когда-то здесь была в самом деле гробница в виде домика: в вырытой землянке строились стены из бревен, а сверху они затем покрывались двускатной крышей.
В звенигородском «домике» оказались остатки 24-х сожжений умерших людей. Рядом нашли различные украшения, битую посуду из глины, а также так называемые грузики, столь свойственные эпохе дьяковской культуры. Сохранились и урны в виде сосудов, где также находился прах.
Датировали памятник серединой – третьей четвертью I тысячелетия уже нашей эры. Это самый поздний период существования Дьяковской культуры. Однако подобные «домики мертвых» известны были не только в звенигородских краях. Нечто подобное было распространено и в Восточной Европе, на севере, и даже в Азии. То есть предки звенигородцев имели отношение к устойчивой культурной традиции, которая была свойственна цивилизациям, занимавшим довольно обширные территории.
А цивилизация Дьяковской эпохи неожиданно исчезла буквально за несколько столетий до появления здесь славян. До сих пор непонятно – откуда пришли эти жители и куда потом делись. Разрыв почти в два столетия до славянского пришествия (в этот короткий исторический период не находят никаких остатков Дьяковской культуры) указывает на их загадочный уход из этих мест, а возможно даже – гибель или вымирание в результате каких либо эпидемий.
Появились затем и более «свежие» находки, связанные с историей Звенигородчины, сделанные в районе Саввинской Слободы уже в XXI веке с помощью новых технологий, и основанные на методиках радиоуглеродного датирования образцов древесного угля. Люди в древности жгли костры и печи, оставляя следы, которые дают нам возможность определить время их проживания. Так появились следующие даты: от II века до Рождества Христова и, предположительно, еще древнее.
Город же, как таковой («огороженное пространство»), мог появиться на месте нынешнего Звенигорода (крепости Городок) в XI столетии или чуть ранее. А то, что еще до нашествия татаро-монгольских полчищ, то есть в XII веке, здесь уже были построены настоящие укрепления — теперь общеизвестный для ученых-археологов факт. По крайней мере насыпанные на земляном материке высокие валы относятся археологами к этому времени.
Тогда вокруг уже активно селились славяне-вятичи (хотя территория западного Подмосковья иногда считается пограничной с другими представителями славянского рода – кривичами). Об этом свидетельствуют буквально «рассыпанные» вокруг Звенигорода курганы (как, впрочем, и по дороге к нему от Москвы), в которых сегодня ученые находят останки наших предков. От Мякинино (у окружной дороги столицы) до Саввинской Слободы на своеобразной виртуальной карте можно было бы увидеть активно заселенный район, где люди чувствовали особенное удобство места для долголетнего проживания. Защищенная холмистая местность, пойма Москвы-реки, удобные для возделывания земли, леса, в которых было много зверей. Все это способствовало появлению здесь довольно крупных поселений, в том, числе и городов – как, например, на месте Звенигорода.
Возможно также, что на здешней горе, скорее всего в славянские времена названной Сторόжи (именно с буквой «и» в конце), могло быть и нечто более интересное. Исходя из названия, которое, кроме общеизвестного «сторожи» – «сторожевые разъезды», «охранение», напоминает также и другое старинное значение слова «сторожи» – «оберег», «охранитель», вероятно, здесь могло располагаться древнее капище или место для языческих обрядов, имевшее значение чтимых объектов дохристианского времени. Обычно такие святилища уничтожались после распространения христианства, поэтому почти невозможно найти их следы. Таких примеров на Руси много, взять хотя бы Новгородские земли. И если это лишь неподтвержденное предположение (подсказка – название горы-холма Сторожи), то по отношению к Звенигороду Галицкому, например, сохранились предания о некоем языческом «святилище Рода», привлекавшем сюда немало людей.
Подарками археологам служат находки в курганных могильниках того времени. Это характерные предметы быта и украшений того времени у вятичей. Среди них – женские височные кольца из семи лопастей, бусы из полудрагоценных камней – хрусталя или сердолика (вид опала), пояса из металла, браслеты, амулеты, гривны и перстни. Однако мы не увидим здесь христианской символики, например, крестов. И хотя находка в курганах бронзового нательного креста домонгольского времени все-таки была осуществлена в самом начале уже нашего, третьего тысячелетия, – это был уже один из последних по времени могильников вятичей, и символично, что в нем был похоронен ребенок. Так, постепенно, вятичи стали крестить своих потомков.
По этой причине, быть может, в документах и летописях упоминания о самом Звенигороде появились не сразу, позднее, когда в Московии стала развиваться христианская культура, которая в первую очередь связана была с письменной традицией. Христианские писцы фиксировали все, что имело отношение к развитию православия в данном регионе. До этого для них в этом крае как будто мало что существовало, и они словно не замечали названия больших городов и сел. Такое понимание истории являлось вполне естественным в эпоху развития новых начинаний, изменений не только в культуре, но и в политике и экономике. Пришло время, и города были названы своими именами, зафиксированы документально, отображены в грамотах и летописях. Это было сделано в эпоху, когда православие стало главной духовной традицией на окрестных землях.
Грамотность уже тогда стала распространяться повсеместно. И если в Звенигороде южном, Галицко-Волынском, были найдены три берестяные грамоты, подтверждающие умение жителей писать, а также развитую систему письменного общения, то в Звенигороде Московском мы по сей день не можем похвастаться находками таких ценных документов. Быть может потому, что в более сухих почвах, а к ним относятся холмы в пойме Москвы-реки, берестяные грамоты просто не могли бы сохраниться.
Таким образом, древний Звенигород является ровесником, а может быть, и старшим братом Москвы.
Холмогоров В.И. и Холмогоров Г.И. Из книги «Город Звенигород. Исторический очерк» (1883 г.): «О времени его построения до сих пор не найдено прямых сведений ни в одном из известных исторических источников. Пожар, уничтоживший в 1723 г. Звенигородскую канцелярию, по-видимому, погубил все документы, в которых можно было бы встретить указания по данному вопросу».
Центральную часть Звенигорода, расположенную на большой высоте, окруженную глубокими и крутыми оврагами, а с одной стороны — Москвой-рекой, называли Городком. Странное «уменьшительное» наименование (не город, а городок) было связано, видимо, с тем, что площадь вершины холма, на которой он располагался, была небольшой. Здесь никогда не могло бы разместиться достаточно много построек, чтобы величать поселение Городом. Уже в позднее время название Городок было зафиксировано на бумаге, как итог существовавшей долгое время до этого и распространенной веками устной традиции.
Такая «двойственность» (удобство, защищенность и одновременно — малая площадь) стала роковой для развития здешнего центра жизни. Из-за этого главная часть Звенигорода не могла превратиться в крупный торговый и жилой центр. Но это легко можно было сделать в его окрестностях, на посадах. А определенная неприступность крепости, ее ключевое положение над окружающим пространством, возможность наблюдения за горизонтом на многие версты, сделали здешние холмы на некоторое время чуть ли не главным форпостом Северо-Восточной Руси на пути между Востоком и Западом.
«Мал да удал» — самая удачная поговорка для названия Звенигорода, который еще покажет себя во всем великолепии в конце XIV века, в период своего расцвета, когда здесь соединятся созидательные энергии двух великих подвижников: преподобного Саввы Сторожевского и князя Юрия Звенигородского.
Город до XIV столетия
В IX-XII появилось нескольких городов с одноименным названием Звенигород в Юго-Западной Руси (в Лаврентьевской летописи «Звенигород» упоминается уже за 1015 г.).
Но только серединой XII века мы можем предположительно датировать основание нового Звенигорода – в Северо-Восточной Руси, которое иногда приписывается князю Юрию Долгорукому (по версии, например, историка 18 века – В.Н. Татищева). Называют даже вероятный год такого основания – 1152-й. Хотя есть предположение, что Звенигород на Москве-реке был освоен и назван так переселенцами с южных русских земель. А потому в XIII – начале XIV столетий возможное владение Звенигородом приписывается князьям Черниговским. Эта версия появилась еще в XIX веке. При этом другие исследователи предполагали, что Звенигородские (как и Московские) земли принадлежали Ростово-Суздальскому княжеству.
Только появившись, новый Звенигород (не будем отрицать того мнения, что город уже тогда мог носить это название), пережил в 1237-1238 годах нашествие монголов, разорение Московии и Звенигородского края войском хана Батыя, как, впрочем, и позднее, в том же столетии. Лишь около 1303 года произошло возможное окончательное присоединение Звенигорода к Москве. Его можно отнести к периоду правления князей Даниила Александровича и Юрия Даниловича.
Как известно, около 1339 года город и удел впервые упоминаются в письменных источниках – в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Калиты.
Их духовной грамоты великого князя Ивана Даниловича Калиты (1339 г.): «А се даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую свободу, Замошьскую свободу, Угожь, Ростовци, Окатьева свободка, Скирминовьское, Тростна, Негуча. А села: село Рюховьское, село Каменичьское, село Рузьское, село Белжиньское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземьское…»
Мы видим, что князь передает Звенигород второму по старшинству сыну (что становится традицией для великих князей Московских) – Ивану Красному. Так появляется первый известный нам по источникам князь Звенигородский (по отношению к Звенигороду Московскому и существующему здесь Звенигородскому удельному княжеству). Иногда грамота Ивана Калиты датируется 1328 или 1336 годами.
Когда в 1353 году, после кончины князя Симеона Гордого Москвой стал править его брат Иван Иванович Красный, то и Звенигород перешел в состав его Московских владений. На время прекратил существование Звенигородский удел. Около 1358 года произошла передача Звенигорода по завещанию от князя Ивана Красного его второму сыну – Ивану, новому князю Звенигородскому.
Из духовной грамоты великого князя Ивана II Ивановича (1358 г.): «А се даю сыну своему, князю Ивану: Звенигород со всеми волостми, и с мытом, и с селы, и с бортью, и с оброчники, и с пошлинами, Кремична, Руза, Фоминьское… А хто сю грамоту порушить, судить ему Бог…».
Но уже в 1364 году Звенигородский удел, в качестве выморочного, вновь входит во владения правителя Москвы.
Когда около 1375 года князь Дмитрий Иванович Донской в первом варианте своего завещания оставит свои владения наследнику, то в их число несомненно к тому времени входит и Звенигород.
Известно, кстати, что уже в 1380 году бояре Звенигородские участвуют в Куликовской битве, неся большие потери (как сообщает «Задонщина», в сражении пали 30 лучших воинов-бояр из Звенигорода, представлявших из себя хорошо экипированных и профессиональных «рыцарей» со своими ратниками).
В 1382 году хан Тохтамыш сжег Москву, заодно он также разорил и Звенигород, уничтожил в огне старые деревянные укрепления и «опустошил всю область». Об этом сообщила первая летописная запись о подмосковном городе. Однако уже в 1386 году бояре Звенигородские с войском принимают участие в походе Московской рати князя Дмитрия Донского на Новгород.
О силе Звенигорода повествует и тот факт, что в это времена (1380-е годы) великий князь Дмитрий Иванович назначает Звенигороду выплату дани для «выхода» в Орду в размере 272 рубля (одну из самых высоких в Московии, что говорит о значимости и богатстве края).
В 1389 году скончался великий князь Дмитрий Донской. Он оставляет свое второе завещание, которое определило судьбу Звенигорода на ближайшие десятилетия, и благодаря которому город и край пережили настоящий расцвет.
Из духовной грамоты великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1389 г.): «А се даю сыну своему, князю Юрью, Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и сo всеми пошлинами. А волости Звенигородские: Скирменово с Белми, Тростна, Негуча, Сурожык, Замошъская слобода, Юрьева слобода, Руза городок, Ростовци, Кремична, Фоминьское, Угож, Суходол с Ыстею, с Истервою, Вышегород, Плеснь, Дмитриева слободка… А хто сю грамоту мою порушит, судит ему Бог, а не будет на нем милости Божий, ни моего благословенья ни в сии век, ни в будущий».
После этого мы можем говорить о появлении в русском летописании того Звенигорода, который знаком многим, посещающим или интересующимся им уже в наши дни: великого и в чем-то таинственного града на реке Москве, ставшего золотой страницей в летописи отечественной истории.
Сколько было Звенигородов
«Звенящих городов» на Руси было много. Почему «звенящих» (если вообще здесь имеются в виду «звоны» как звуки)? Мнение, будто «в Звенигородах в колокола звонили, а потому так и назвали», не может быть признано правильным, потому что во времена появления большинства таковых городов-тезок – колоколов не существовало и в помине (использовались била – железные пластины). Таким образом, на два простых вопроса: сколько на Руси было Звенигородов и откуда появилось столь яркое и уникальное название для города — не многие ответят точно.
Поэтически «звенеть» могла и струящаяся вода в реке (кстати, самый вероятный источник происхождения названия — этот гидроним), и тишина окружающей природы («звенящая тишина»), и даже людская молва («слышен звон, да не знаем, где он»). Один из ценителей этимологии и топонимики, известный историк XVIII века В. Н. Татищев, докопался до такого толкования (кстати, весьма интересного), найдя ссылку в древнерусских текстах — «Звенигород или Свиногород», что рисует в воображении некий «город скотоводов». А теперь нашлось и другое созвучие: Звенигород — Савенигород, то есть «город Саввы».
В этом смысле странными звучат и выводы автора известного этимологического словаря, который, не взирая даже на старинные польские интерпретации названия города, не похожие на «звон» как таковой, все же делал выводы о том, что Звенигород произошел от оповещения населения об опасности с помощью этого самого «звона».
Что ж, впереди и всякие новые предположения…
Странная история была у названия города.
Строительство домов и крепостных стен из камня тогда было делом очень трудным и дорогим. Поэтому, как мы помним, лишь в 1367 году в Москве появился каменный Кремль, то есть спустя только почти полтора века после появления монголов.
Не менее важными центрами русской жизни становятся крупные удельные города, бывшие центры или даже столицы княжеств, влившиеся в состав московских земель.
Таким историческим городом стал в то время и Звенигород, который благодаря, например, сыну Дмитрия Донского – князю Юрию Дмитриевичу, пережил в период его правления свои лучшие времена и настоящий расцвет.
Городов с названием Звенигород действительно на Руси было несколько. До сих пор иногда происходит некоторая путаница — о каком из них, где и в связи с чем идет речь, а также кто и когда их основал.
Первые Звенигороды появились еще во времена Киевской Руси. Известны были два южных древнерусских Звенигорода Галицких (их разделяют не случайно) — один на левом берегу Днестра, что между устьями рек Серет и Збруч, а другой — на реке Белке (в Подольской земле, к юго-востоку от Львова). Этот — второй — Звенигород (иногда называемый Червенским) был даже в XI веке центром удельного княжества Галицкой земли (не путать с северным Галичем).
Оба города хотя и были достаточно укреплены (у одного из них сохранились валы и рвы, найдены многие ценные предметы, включая печати вельмож) и представляли собой образцы развитых центров цивилизации, но при нашествии монголов в начале XIII столетия были непоправимо разрушены. Один просто стерли с лица земли, и он перестал существовать, а другой — остался за Польшей и превратился «отголоском звона» в град Дзвинигород.
Та же участь — погибнуть безвозвратно — постигла и так называемый Звенигород Киевский. Эта древнерусская крепость прикрывала подступы к Киеву с юго-востока. Запомнили потомки название града по причине того, что в летописи за 1097 год появилась запись об известном ослеплении здесь требовльского князя Василька Ростиславича. Мелькал он в документах и в период, когда воевал тут за свои интересы князь Юрий Долгорукий. Но появившиеся как будто из «ниоткуда» все те же монголы так постарались в уничтожении крепости, что сегодня никто не может даже предположить — где мог точно находиться исторический град.
Было на Киевской земле местечко и с таким названием — Звенигородка, на реке Гнилой Тикич. Монголы и его, сожгли, однако городок позже восстановили, и в XIV — начале XV века тут появились удельные князья из Карачевской ветви Черниговского дома, называвшиеся Звенигородскими. Ликвидировали удел литовцы, когда Звенигородский князь Александр Федорович с сыновьями в 1408 году сбежал от Литвы на Русь.
Не эту ли Звенигородку с ее черниговским прошлым будут потом неоднократно путать со Звенигородом Московским? Ведь само княжество Черниговское границами доходило почти до Москвы, например, город Руза (рядом со Звенигородом подмосковным) был некоторое время в его владениях. Поэтому, когда говорили, что Звенигород на Москве-реке — это важная пограничная крепость, то имелось в виду, что она не защита Москве, а прикрытие северо-восточных границ Черниговского княжества — от той же Москвы!
Все эти города-тезки вводили потомков в заблуждение, особенно когда они пытались определить — какой, кому и когда принадлежал. Но уж очень популярным и приятным для уха было это название, ставшее одним из символов древнерусского градостроительства.
Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Звенигород — уездный город Московской губернии, на крутой горе левого берега реки Москвы. Местоположение очень красивое. По древности Звенигород из городов Московской губернии считается первым после Москвы. Некоторые историки относят его основание к XII, даже XI в., но это маловероятно. О Звенигороде как городе в первый раз говорится в духовной грамоте великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1328 г. В 1382 г. Звенигород разорил Тохтамыш. С 1328 по 1492 г. было особое Звенигородское удельное княжество. В смутное время Звенигород был взят поляками, и в нем жил некоторое время Владислав. В 1650 г. повелено было сделать «каменный город около всего строения», а 4 года спустя З объявлен крепостью. В 1708 г. З приписан к Московской губ., а с 1781 г. сделан у. г. …
Звенигородское удельное княжество — с первой половины XIV столетия до конца XV-го Звенигород московский был центром особого Звенигородского княжества, по временам присоединявшегося к Москве. Первым его князем был Иоанн Иоаннович (сын Калиты), который, сделавшись в 1353 г. великим князем, присоединил его к Москве. Вторым князем был Иоанн, сын Иоанна II, с 1359 по 1364 г. В 1364 г. Звенигородский удел, как выморочный, вновь присоединен к Москве. По духовному завещанию Дмитрия Донского (1389) Звенигородский удел получил третий его князь, Юрий Дмитриевич. За Юрием следует Василий Косой, затем Василий Ярославич, получивший Звенигородский удел от великого князя в обмен на Дмитров всего только на 5 лет. После шести лет принадлежности к Москве Звенигород снова отдается в виде удела Андрею Васильевичу Большому, который был его последним удельным князем (1462-1492)».
Как удел Московского княжества город переходил по наследству одному из детей великого князя. Сын Дмитрия Донского — Юрий передал его также своим сыновьям, но те после длительной борьбы за великокняжеский престол уступили его вновь Москве, причем навсегда. Потомки князя Василия I, не любившие «зазнавшихся» князей Звенигородских, и особенно — память о Юрии, строившем свою собственную Звенигородскую Русь, старались позднее умалить как можно более значение города. Он в конце XV века перестанет иметь какое-либо важное торговое или военное значение.
О Звенигороде вспомнили в XVII веке первые цари новой династии Романовых. Им очень интересно было понять или приподнять завесу забытой истории старинного поселения людей. Возрождение Звенигорода во времена царя Алексея Михайловича могло превратить город в один из самых главных на Руси после Москвы. Но история привела затем к власти Петра Великого, которому Древняя и Средневековая Русь была столь же не интересна, как его отцу — голландские тюльпаны. Звенигород снова забыли.
Может быть именно поэтому Звенигород сохранит какую-то историческую, неповторимую прелесть, загадочность, привлекающую в его окрестности сотни и сотни путешественников, паломников, творческих и жаждущих духовных поисков людей?! Он стал одним из воображаемых проявлений старинных представлений русских о несостоявшемся и канувшем в Лету чудесном граде Китеже.
Уже упомянутый князь Юрий Дмитриевич, как известно, победив волжских булгар, приведет к стенам своего города некоторое количество пленных переселенцев, которые затем расселятся по ближайшим окрестностям. Однако история оставила нам и другие свидетельства о поселениях, например, приезжавших из Орды татар, которые обосновывались на западе от Москвы, на подступах к Звенигороду. Именно они оставили немало «татарских» названий деревень, сохранившихся до наших дней.
В XV—XVI столетиях даже сам город отдавался в качестве владения татарским князьям, переходившим на службу к русскому царю. С чем была связана такая странная традиция? Скорее всего, с дипломатией, в которой союзничество с Ордой имело немаловажное значение.
(По книге Константина Ковалева-Случевского «Звенигород и Звенигородская Русь. Сокровища подмосковной цивилизации». М., 2009).
anar_gasimov
Успенский собор на Городке в Звенигороде считается самым древним из сохранившихся каменных храмов на московской земле. В 1399 году его воздвиг князь Юрий Дмитриевич Звенигородский – сын Дмитрия Донского.
Возраст собора перевалил за 600 лет, за это время он неоднократно переживал капитальный ремонт, перестройку, восстановление, реставрацию и даже археологические изыскания. В результате внешний облик строения и его внутреннее убранство, включая настенные росписи, претерпели значительные изменения. От того храма, который изначально расписывал сам Андрей Рублев, осталось немногое. Специалисты бьют тревогу и боятся, что наследие Рублева, обнаруженное в Успенском соборе, может исчезнуть http://www.1tv.ru/news/culture/160787
К
сожалению, фрески Рублева практически не сохранились. Реставраторам удалось восстановить лишь малую часть старинных росписей, которые были сколоты вместе со штукатуркой в ходе ремонтных работ, либо замазаны маслеными красками более позднего периода. Но, кое-что от Рублева в храме все-таки осталось, и теперь на фрагменты фресок гениального мастера приезжают посмотреть люди со всей России и гости из-за рубежа.
Уникальность месту, где возвышается храм, также придают поземные источники с чистейшей питьевой водой. Ключи бьют у подножия холма и считаются священными, так как водные потоки скапливаются в природных резервуарах под основанием собора. По сути, храм стоит «на воде». Внутри холма, и по всей округе, подземные воды находятся очень близко к поверхности, из-за чего район изобилует родниками и ключами. Местные жители пьют исключительно эту воду! Многие века, из поколения в поколение, люди ходят к родникам, выстраиваются в очередь и наполняют свои ведра, канистры и бидоны ключевой водой, обладающей целебными свойствами. Удивительно, что при таких природных условиях Успенскому собору удалось выстоять более шести веков! Хоть фундамент храма немного просел, его приходилось укреплять, но стены не потрескались и здание, несмотря на почтенный возраст, держится в хорошем состоянии. Божий дом словно оберегают высшие силы, природные стихии ему совершенно нестрашны.
Дорога к храму проходит по улице, которая носит название Городок. Это место было заселено без малого тысячу лет назад и тогда же появилось название – Городок, где плодородные поля, жилые дома и торговая площадь защищались земляными валами и находились внутри крепости князя Юрия Звенигородского. Он и повелел построить в крепости дворовый собор, прихожанами которого могли быть как члены семьи князя, так и жители Городка. Причем, храм решено было возвести из белого камня, а не из дерева, как делалось раньше. Архитекторы и каменотесы проявили изрядный талант и создали уникальный по средневековым временам проект. На сайте «Храмы России» (http://www.hramy.ru), я нашел интересную информацию, часть которой привожу в путевых заметках. «Храм имеет еще одну особенность, незаметную невооруженному глазу. И основной объем, и наиболее крупные элементы здания (оконные проемы, барабан) слегка сужаются кверху – это выявили тщательные замеры. Такой прием позволяет храму смотреться вблизи выше, чем он есть на самом деле. Помимо этого, изначально собор был покрыт отнюдь не простой четырехскатной кровлей, которую можно видеть сейчас. По данным архитекторов-реставраторов, от закомар к барабану шли как минимум два ряда кокошников, создававших органичный переход от стен к куполу. Но уже в XVII веке в документах с описанием собора указано, что кровля прогнила (при таком сложном покрытии очень тяжело было правильно организовать сток воды и тем более сброс снега с крыши, что и разрушало ее), и зданию «чинится поруха большая». Неудивительно, что, в конце концов, храм отремонтировали так, как это было наиболее удобно. И сейчас на завершениях стен можно увидеть следы прежних полукруглых закомар». Признаюсь, что Успенский собор произвел на меня сильное впечатление и за неделю пребывания в Звенигороде, я трижды заезжал в Городок, чтобы посетить храм, окунуться в его загадочную атмосферу и прочувствовать сильную энергетику. Первый визит оказался на скорую руку, хотелось глазами туриста посмотреть на фасад и внутреннее убранство средневекового храма, убедиться, что дух старины живет в его стенах. Мой взгляд сразу привлекли поблекшие рисунки двух крестов на стене, которую раньше закрывал иконостас. Его убрали, стены очистили и под слоем масляной краски обнаружили старинные фрески двух крестов и апостолов. Невооруженным глазом было заметно, что росписи очень старые, и, возможно, что их создали еще при строительстве собора! Мои предположения вскоре подтвердились… И еще одна деталь запомнилась мне уже на выходе, когда я рассматривал очищенные от штукатурки и краски каменные своды и проем главного входа в храм. На полукруглом камне виднелись слабозаметные письмена, словно нацарапанные гвоздиком, скорее всего, на древнеславянском языке. Позже, прочитав буклет об истории собора, составленный местными археологами и реставраторами, я узнал, что средневековые тексты оставили сами каменщики и строители храма. Потрясающая находка! Послание из прошлого, от тех людей, кто своими руками воздвигал собор. Большая часть текста, к сожалению, утрачена, и разобрать слова невозможно. Перечитывая историю Звенигорода, его основных памятников и достопримечательностей в путеводителе, я вновь натолкнулся на Успенский собор. В этот раз я узнал, что храм на Городке тесно связан с Андреем Рублевым. Еще в ХХ веке реставраторам удалось найти и восстановить росписи талантливого иконописца, которые до сих пор сохранились на стенах внутри собора. Я сразу вспомнил об изображениях двух поблекших крестов и апостолов, которые показались мне самыми старыми из фресок, находящихся в храме. У меня появилось непреодолимое желание вновь взглянуть на эти росписи, тем более, что их авторство специалисты адресуют Андрею Рублеву. На следующий день я приехал в храм, но смотрительницы на месте не оказалось, а на воротах изгороди висел замок. Это обстоятельство расстроило не только меня, у храма стояло несколько человек, которые также хотели зайти внутрь. Кто-то из них пожаловался, что смотрительница вроде должна была подойти к двум часам, но было уже начало третьего, а ее все не было. Группа туристов какое-то время потопталась у ворот и ушла, а я особо не торопился и решил все-таки дождаться возвращения смотрительницы
Около часа я бродил по окрестностям Городка, любуясь старинными домиками и церквушкой, то и дело, поглядывая в сторону храма. Несмотря на будний день, к собору тянулись люди, периодически подъезжали машины, но увидев на дверях замок, разворачивались и уезжали, кто-то читал объявления у входа в храм, коротая время, но смотрительница так и не возвращалась. Мое терпение иссякло, я окончательно расстроился и уехал. В сердцах подумал: «Ну, значит не судьба!». Но, ближе к вечеру, я решил вновь испытать судьбу и вернуться в храм ранним утром. Все-таки не каждый день удается видеть и любоваться работой талантливых мастеров, живших 600 лет назад, да и храмов таких на Руси осталось совсем немного. Так, что пенять на судьбу я не стал, и на следующее утро вновь отправился к храму. На этот раз калитка в ограде Успенского собора была отперта, проходя через нее, я сразу же почувствовал прилив сил и настроения, но дверь в храм оказалась запертой. Внутренний голос подсказал, что смотрительница не могла далеко и надолго отлучиться, иначе калитка была также закрыта. Выходя за ограду, неподалеку я увидел знакомую пожилую женщину, у нее я покупал календари на память, когда первый раз заходил в храм. Она оказалось той самой смотрительницей. Любезно отперев дверь, пожилая женщина подтвердила, что Андрей Рублев действительно расписывал собор, но от его фресок остались только два креста и апостолы, то есть именно те изображения, на которые я изначально обратил внимание. Еще смотрительница показала мне кусочек фрески Рублева, так называемое «полотенчико» над скамеечкой. Все остальные росписи в храме принадлежат более поздним мастерам и датируются XVIII веком, когда собор претерпел очередной капитальный ремонт. Очень необычное внутреннее ощущение наступает в стенах собора. Его сложно описать, ведь это процесс погружения в себя, а момент пребывания наедине с самим собой – таинство. Мне всегда казалось, что люди намеренно ярко расписывали храмы и соборы, представляя их своеобразными вратами в другой мир. По представлениям художников, того же Андрея Рублева, в ином мире людей, возможно, будут встречать святые и праведники, схожие с образами на фресках. Перед этой встречей люди должны понимать свою ответственность за поступки и деяния на земле. Ведь многие образы на фресках принадлежат обычным людям, чья жизнь, наполненная верой и благочестивыми деяниями, стала примером и вызывает уважение у верующих. Как правило, у набожных людей есть свой фаворит в мире святых, который является неким незримым посредником между человеком и Богом. Они верят, что фавориты помогают донести до Бога сокровенные желания и просьбы, мольбы о помощи. Есть предположение, что без поддержки фаворита человеку трудно быть услышанным Богом, которому сложно одновременно внимать всем обращениям. А фавориты способны донести до ЕГО «ушей» нужную информацию — просьбу того или иного человека. На мой взгляд, этим можно объяснить поклонение людей иконам и образам святых мучеников, праведникам и другим канонизированным лицам, ставшими фаворитами и приближенными к престолу Бога. У меня несколько иная точка зрения на происходящее, я не придаю «фаворитам» той ответственной роли, которую они играют в представлении многих людей. Если у человека есть вера в Бога, то, на мой взгляд, ему не нужны услуги фаворитов. Наличие веры у человека автоматически исключает опасения в том, что Бог может его не услышать. Он может услышать всех и всегда, на то он и есть Бог! Причем человеку вовсе не требуется находиться в определенном месте пространства или обращаться к Богу через образ фаворита – статую, икону или мощи. Если хочешь быть услышанным, то тебя услышат! У каждого из нас свое субъективное понимание и представление о коммуникативной связи с Богом, поэтому я не настаиваю на своей позиции. Любой храм для меня – это святое место, где концентрируются мысли человека, старающегося изменить себя, усовершенствоваться, познать истину и быть услышанным Богом. Тысячи людей оставляют в храмах частичку себя. Со временем в наиболее посещаемых храмах появляется своеобразных дух, сотканный из тех частичек, что люди принесли с собой в образе мыслей, желаний, просьб и молитв. Именно этот дух я пытался уловить и почувствовать в Успенском соборе на Городке. Мне это мне удалось! За шесть веков в храме сформировалась мощная энергетика. Находясь в зале под высоким куполом, появляется чувство, что пребываешь внутри живого организма. Стены собора словно излучают какой-то незримый свет, который проходит сквозь человека. Это, конечно, можно сравнить с действием рентгеновского аппарата, но он не в состоянии высветить мысли, чувства, желания или переживания, а в храме человек весь, как на ладони! Словно нагой стоишь и не знаешь, что тебе делать и о чем думать. Мысли сразу путаются, сложно сконцентрироваться и ответить на свой же вопрос: зачем я сюда пришел? В этот момент ощущаешь чье-то незримое присутствие, святого духа или ангела-хранителя, который стоит в сторонке и наблюдает за тобой. Удивительные ощущения… И еще, почему-то в Успенском соборе обостряется эмоциональный фон. Слезы сами по себе рвутся наружу, внутри образуется какой-то трепет, и ты ничего не можешь с этим поделать. Причем, нет состояния волнения или переживания, наоборот, чувство спокойствия преобладает и из-за этого время начинает идти медленнее. При выходе из храма, мне казалось, что хватило нескольких минут, чтобы ощутить атмосферу и своеобразный дух святого места. Время действительно пробежало как-то незаметно, а взглянув на часы, я с удивлением осознал, что находился в соборе около двух часов! Не знаю, вернусь ли я еще раз в храм на Городке, но побывав там однажды, я получил довольно сильное впечатление, которое останется со мной на всю жизнь. К тому же, в Успенском соборе в ХХ веке были найдены иконы Андрея Рублева, которые отреставрировали и выставили в экспозиции в Третьяковской галерее. Их мне предстоит еще увидеть и вспомнить о старинном храме с утерянными творениями великого иконописца. Tags: Звенигород — храмы и монастыри