Содержание
- Почему в Ветхом Завете Бог такой жестокий и немилосердный?
- Учение ветхозаветной религии о загробной жизни
- Отчего так мелочен Ветхий Завет?
- Что Библия говорит о насилии?
- Дикости и жестокости Ветхого Завета
- В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?
- Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?
- Жестокость Ветхого Завета
Почему в Ветхом Завете Бог такой жестокий и немилосердный?
Приветствую.
Не берусь рассуждать с позиций религии, если можно так выразиться. Ваш вопрос заставил меня вспомнить о теории палеоконтактов, одним из сторонников которой является швейцарский исследователь Эрих фон Дэникен. Согласно этой теории, много тысяч лет назад (что не противоречит библейской датировке) на Землю с других звездных систем прилетали весьма могущественные разумные существа, которые активно контактировали с землянами.
Они обучали наших предков секретам строительства, письма, передавали знания об окружающем мире.
Прилетев на своих огромных космических кораблях, они показались людям богами или ангелами, сошедшими с небес.
Пришельцы поражали наших предков уровнем своих технических средств, естественно, что в среде людей возникло поклонение этим небесным созданиям, этим «ангелам», которые иногда забирали людей на небо и даже вступали в интимную близость с людьми.
Если не ошибаюсь, именно о таких вещах повествует Ветхий завет.
Естественно и то, что у пришельцев должен был быть главный, которого и признали за Бога, так как его почитали и боялись все остальные «ангелы».
Этот бог был силен и умен, но не всемогущ, чему учит нас верить религия.
В этом кроется главная загвоздка. Именно потому что Бог в Ветхом завете не представлен всемогущим, такие исследователи как Дэникен склонны верить в его материальность.
Согласитесь, что у существа, подобного нам, было больше поводов гневаться на людей, чем если бы он был подлинным Богом и создателем всего сущего?
Учение ветхозаветной религии о загробной жизни
Из книги Ивана Андреева «Православная апологетика», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Ветхозаветное учение о загробной жизни было развито недостаточно и не могло вполне утешить, ободрить и успокоить человека. Однако идея бессмертия, несомненно, заключалась в нем, хотя это и оспаривается некоторыми исследователями-рационалистами. Ошибка последних объясняется тем, что обращалось внимание только на букву, а не на дух ветхозаветной религии. Библейское воззрение на человека как образ и подобие Божие уже, несомненно, включало в себя и идею бессмертия, ибо Сам Бог понимался прежде всего как Существо бессмертное. «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2, 23).
Самое воззрение ветхозаветной религии на происхождение смерти, столь отличное от натуралистических воззрений, говорит о том, что смерть не есть явление необходимое, а лишь явление случайное, как наказание за грех. При этом влияние смерти простирается только на телесный состав человека, созданный из праха земного («прах ты и в прах возвратишься» – Быт. 3, 19), но не касается духовной стороны человеческой природы. «Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7).
Так же несомненна в ветхозаветной религии и вера в мздовоздаяние за гробом. Хотя для поощрения к доброй нравственной жизни еврейского народа (нравственно недостаточно развитого и неподготовленного еще к восприятию высших идей о вечной жизни) ветхозаветная религия преимущественно указывала на благополучие земной жизни праведников, однако можно найти указание и на возможность мздовоздаяния только после смерти. «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их» (Пс. 72, 3–4).
Учение о загробной жизни в ветхозаветной религии проникнуто печальным духом, который, однако, смягчается надеждой на будущее искупление и улучшение будущей участи умерших. Место обитания умерших называлось «шеол», что означало ад, или преисподнюю. Эта преисподняя чаще всего представлялась под видом «страны мрака и тени смертной» и противополагалась небу. В преисподнюю отходили все умершие, даже праведники. О состоянии отошедших в иной мир очень мало имеется сведений в Ветхом Завете. Однако несомненно, что праведники и в преисподней имели утешение надеждой на будущее избавление. «Бог избавит душу мою от власти преисподней» (Пс. 48, 16).
Эта надежда наиболее яркое выражение получила в пророчествах Исаии о пришествии Мессии: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы от всех лиц» (Ис. 25, 8).
«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела… и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26, 19). Но надежда на будущее воскресение в ветхозаветной религии еще не имела полной уверенности, которая появилась и восторжествовала только после воскресения Христова. Поэтому даже такой духовной высоты ветхозаветный праведник, как пророк Иезекииль, на прямой вопрос к нему Бога: «Оживут ли кости сии?» – мог ответить только: «Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37, 3).
Купить эту книгу можно
|
Отчего так мелочен Ветхий Завет?
Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии?
Знания о мире и его закономерностях древние люди искали в священных текстах. На илл.: Ю.Ш. фон Карольсфельд, иллюстрация к Книге Иисуса, сына Сирахова, содержащей наставления о том, как увидеть в мире Божественную премудрость и как вести себя в различных житейских обстоятельствах
Еще до Закона
Безусловно, главное в религии Ветхого Завета вовсе не это, и в самом Ветхом Завете подобные предписания тоже стоят на достаточно скромном месте. Сначала он повествует о сотворении мира, о грехопадении человека, о Всемирном потопе, о праотцах израильского народа. Повеления, которые Господь давал этим людям, были предельно краткими. Например, в девятой главе рассказано, как Господь заключал Завет с Ноем после потопа (еще прежде Авраама и Моисея). Он долго и подробно говорил о Своих благословениях Ною и его потомкам, а что касается запретов, то их дано только два: на убийство человека и на вкушение мяса с кровью. И это все! Что нельзя убивать — с этим мы все, пожалуй, согласимся, а что касается запрета на употребление крови в пищу, то он совсем не тяжел, если это единственное налагаемое на человека ограничение. У него есть и объяснение: кровь как носитель жизни принадлежит только Богу.
Кстати, запрет есть кровь был подтвержден — единственный из всех ритуальных ограничений Ветхого Завета — и на Иерусалимском соборе апостолов (см. Деян. 15:23-29), именно потому, что восходит он еще к временам до Закона.
Далее Ветхий Завет рассказывает историю праотцев — Авраама, Исаака, Иакова. Жизнь каждого из них — это история их отношений с Богом, подчас непростых. Но в этой истории мы не видим детального Закона: абсолютная преданность Авраама Господу не требовала от него ни отдельных пищевых ограничений, ни особых ритуалов, кроме одного: ему и его потомкам Господь велел совершать обрезание. В остальном Авраам поступал так, как считал нужным (и не всегда безупречно — например, выдавал свою жену за сестру, так что ее чуть не взяли в гарем египетского царя), и Господь не ставил ему особых формальных рамок. Не видим мы детальных предписаний и в истории его потомков Исаака и Иакова.
И даже Исход израильтян из Египта совершился еще прежде дарования Закона: Господь установил только правила празднования Пасхи, которая, собственно, и была Исходом. Все это ясно показывает относительность Закона: он вовсе не является обязательной формой отношений человека с Богом, и даже великие праведники вполне могли, оказывается, жить без него (впоследствии об этом будет подробно рассуждать апостол Павел).
Но когда толпа беглых рабов избавилась от своих преследователей, когда она должна была стать единым народом, более того — народом Господним, когда она направилась в Землю обетованную, — Господь даровал ей Закон. В нем были Десять заповедей и множество важнейших предписаний из области нравственности и духовной жизни, и в нем же были перечни запретной пищи, запретных поступков, множество подробностей ритуала… Зачем?
Условия выживания
Одно из определений понятия «культура» — система запретов. Конечно, это слишком упрощенно, но на самом деле знакомство любого из нас с нашей культурой начиналось с многочисленных «не»: не тяни этого в рот, не лезь туда, не трогай это. Эти запреты порой казались нам непонятными и обидными: почему нельзя вместо обеда есть одни конфеты? Они же намного вкуснее каши! Почему нельзя идти вместо школы в кино?
Конечно, наше воспитание состояло не из одних запретов, в нем было много предписаний, зачастую совершенно ритуального характера: всегда говори «здравствуйте» и «спасибо», спрашивай разрешения. Многие из этих повседневных ритуалов совершенно формальны: говоря «извините», например, в вагоне метро, мы обычно не чувствуем за собой никакой вины. Но с помощью формальных действий мы показываем, что считаемся с окружающими.
То же самое мы видим и в жизни общества. Возьмем правила дорожного движения: их польза очевидна всем, их грубое нарушение нередко приводит к смертям и увечьям. Но если рассуждать отвлеченно, то почему это проезжать можно на зеленый свет, а не на красный — что такого особенного в зеленом? Почему мы ездим по правой стороне дороги?
Некоторые из этих правил можно отчасти объяснить. Так, красный цвет заметен лучше зеленого, поэтому он запрещающий. Большинство людей правши, так что руль в машинах лучше располагать слева, чтобы скорости переключать приходилось правой рукой. Но все равно эти правила зависят в основном от условностей, и большинству из них невозможно найти рациональное объяснение.
Точно так же и с предписаниями Ветхого Завета. Запрет есть свинину можно объяснить тем, что именно свиное мясо в жарком климате быстро портится, а свиньи куда чаще овец или коров служат разносчиками опасных для человека инфекций и паразитов. Предписание из всего, что плавает в море и реках, есть только рыбу с плавниками и чешуей, а из всех насекомых только саранчу, отчасти объясняется тем, что среди прочих морепродуктов и насекомых есть немало ядовитых, и, если люди в них не очень разбираются, проще запретить все сразу. Но все равно остается множество непонятных для нас, да и для древних людей, запретов. Почему, например, нельзя смешивать в одной ткани шерсть и лен?
Мир древних людей сильно отличался от нашего. Вместо нынешней научной картины мира у них была своя, не менее сложная, но организованная по-иному. В этом мире действовало множество своих правил, лишь отчасти объяснимых рационально. И сегодня, когда христианские проповедники приходят к племенам, живущим первобытным строем, один из первых вопросов, которые им задают, звучит так: мы приняли вашу религию, так что нам теперь можно есть, что носить и вообще какие ограничения необходимо соблюдать?
Мир — это сложная система, и, чтобы выжить в нем, нужно знать все предписания, запреты. Нам их дают наука (мойте руки), культура (пишите И после Ж и Ш), право (переходите на зеленый свет) или этикет (говорите «спасибо»); человек древности искал их в основном у своей религии.
Точно так же мы, впервые садясь за руль автомобиля, первым делом должны удостовериться, что рядом сидит инструктор, у которого есть своя педаль тормоза. Кто водит машину, помнит это трепетное чувство, когда впервые едешь по городу сам и опасаешься буквально всего — привычка и автоматизм приходят позже. А пока приходится напоминать себе самому о каждом мелком правиле, и как жаль, что на соседнем сиденье уже нет инструктора с его занудными замечаниями!
Что за этим стоит?
Но в чем же смысл этих правил? Просто в том, чтобы успокоить первобытного дикаря: если не будешь есть свинину и носить одежду, сотканную из шерсти и льна, и вовремя принесешь все положенные жертвы, то все у тебя будет в порядке? Ветхозаветные пророки, кстати, нередко обличали такое магическое отношение к ритуалу: «…благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая… Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении» (Ос. 6: 4-6).
Конечно же, во всех предписаниях Закона есть определенный смысл. Самые главные из них определяют отношения людей с Богом и друг с другом. К первой группе относятся все эти бесчисленные ритуальные правила, например: «Если же все общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно, то, когда узнан будет грех, которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания; и возложат старейшины общества руки свои на голову тельца пред Господом и заколют тельца пред Господом» (Лев. 4: 13-15, далее следуют детальные указания, как поступить с кровью и тушей тельца).
Мы узнаем отсюда, что грех, оказывается, может совершить не только отдельный человек, но и целый народ и что этот грех точно так же требует покаяния и прощения. Но народ должен прежде всего понять, в чем этот грех состоит, и пусть его старейшины, возлагая руки на голову жертвенного животного, тем самым ясно признают, что на самом деле достойны смерти они, а не телец — именно в этом состоял смысл подобного жеста. Далее описываются такие же символические детали: кровь животного приносится Господу в знак признания, что грех совершен именно против Него, а туша тельца, как бы оскверненная этим грехом, сжигается за пределами стана, в котором живут израильтяне.
Какая глубокая и насыщенная смыслами символика! Следы подобных обрядов видны и в нашей современности, когда, скажем, новоизбранный президент возлагает руку на Конституцию и клянется «пред всем обществом» соблюдать ее положения. В древности ритуалов было меньше, но они были более насыщенными, их регламентация была более детальной. Можно ли было без этих деталей обойтись? В эпоху, когда не было средств массовой информации, разносящих любую деталь по всему свету, — едва ли. Мы постоянно читаем в Ветхом Завете, как «размывалось» почитание Единого Бога, как привносились в него чуждые элементы. Единство ритуала напоминало о единстве веры, о недопустимости ситуации, когда каждый чтит Бога по-своему… или, точнее, каждый чтит собственного бога. 23-я глава 2-й книги Царств описывает, как была прочитана перед всем народом книга Закона, найденная незадолго до этого при ремонте Храма (значит, о ней просто на время забыли?), — и само это чтение привело к всенародному покаянию. Народ понял, чего ждет от него Господь и как далека его жизнь от этого идеала.
Вторая группа правил — об отношениях людей между собой. В том обществе не было ни прокуратуры, ни милиции, ни уголовного кодекса, ни тюрем. Правосудие вершили либо община, либо царь, а мы знаем, как бывает скора на расправу людская толпа и как легко правитель становится тираном. Наказанием за убийство была смерть, причем осуществляли приговор родственники убитого. А как быть, если смерть произошла вследствие несчастного случая или по неосторожности? 35-я глава книги Чисел детально регламентирует такие случаи: человек, невольно ставший причиной смерти другого человека, должен отправиться в один из специально назначенных для этой цели «городов убежища» и изложить тамошнему сообществу свое дело. Если будет найдено, что он «не был врагом его и не желал зла» погибшему, а все произошло случайно, ему будет предоставлено право жить в этом городе, где мстители не могут его убить. Оговаривается даже срок такого изгнанничества: до смерти первосвященника, потом наступает амнистия.
И тут же мы видим дополнение, как быть в остальных случаях: «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» (Числ. 35: 30). Мелочны ли эти правила, если по ним решались уголовные дела об убийстве? Думаю, что нет. Здесь предписана процедура, здесь устанавливается и четкая система ценностей: убийство карается не штрафом и не заключением, а только казнью, как самое тяжкое преступление против личности, но в то же время смерть, причиненная по неосторожности, не должна рассматриваться как убийство.
Третья группа правил — те самые мелочные законы, вроде «поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся» (Лев. 19: 19). Наши ткани часто содержат разнородные нити, и что же в том дурного? Но это правило, как и некоторые другие, задает некий глобальный принцип: не стоит смешивать понятия. В мироздании есть определенная структура, и она должна оставаться неприкосновенной: не только добро нельзя смешивать со злом, но и шерсть со льном, а пшеницу с ячменем. Это, разумеется, мелочь, но она напоминает о вполне определенных принципах.
Следуя правилу «сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего» (Втор. 22: 12), ортодоксальные иудеи и сегодня носят одежду с кисточками, в которых общим счетом 613 нитей — по числу заповедей Писания. Нити ежедневно напоминают им об этих заповедях и о стоящих за ними принципах. Кстати, много ли это — 613 правил? Мы с вами, все без исключения, живем по Конституции, Гражданскому кодексу, Уголовному кодексу, Налоговому кодексу, по тем же Правилам дорожного движения — в них содержатся многие тысячи статей, параграфов и разделов. А сколько в нашей жизни бывает разных законов, наставлений и инструкций — и попробуй что-нибудь нарушить! Можно позавидовать древним израильтянам: всего 613 заповедей на все случаи жизни.
Христиане не носят кисточек, они вообще не считают для себя исполнение всех требований Закона обязательным, следуя решению вышеупомянутого Апостольского собора. Вопрос об отношении к Закону не был для апостолов простым, и это тема для отдельного разговора, но в целом было принято такое решение: жертвенная смерть Иисуса Христа освободила нас от необходимости соблюдать все ритуальные предписания. Нет более необходимости в кровавых жертвах, а если лишается смысла центральная часть Закона, то и второстепенные, вроде запрета на свинину или ткань из разных волокон, уже не имеют силы.
Но общие принципы, стоящие за положениями Закона, никак не утратили своей силы и для христиан. Отчасти они нашли свое выражение в разных обрядах и правилах Церкви (без них не обходится ни одна ветвь христианства), хотя эти внешние формы сегодня не имеют уже такого абсолютного значения, как во времена Ветхого Завета. Но наша вера, как и наша любовь или наша надежда, всегда нуждается в каких-то внешних формах. Мы дарим любимым людям цветы и поздравляем их с днем рождения потому, что так принято выражать свою любовь в нашей культуре. Вот и ветхозаветные правила — это способы выразить свою любовь к Богу и к людям. Можно выражать ее и без цветов или правил, разумеется.
Но с ними все-таки проще.
Что Библия говорит о насилии?
Вопрос: Что Библия говорит о насилии?
Ответ: Насилие определяется как «преднамеренное применение физической силы или власти». К сожалению, оно является частью нашей повседневной жизни. Оно – в наших фильмах и телевизионных шоу, и мы живем в мире, где власть часто устанавливается при помощи насилия. Но для христиан истина Слова всегда превосходит пути мира. Так что же Библия говорит о насилии?
Прежде всего, насилие в уме так же вредно, как и физическое насилие. В Левит 19:17 написано: «Не питай в сердце ненависти к брату своему. Обличи ближнего открыто, чтобы не отвечать за его грехи» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Когда мы знаем, что кто-то находится во грехе, будет ли проявлением любви хранить молчание и копить ненависть и негодование по отношению к нему? Бог указывает, чтобы мы говорили откровенно, и Иисус предостерегает в Евангелии от Матфея 5:21-22, что гнев может привести человека к суду Господнему так же быстро, что и убийство. Насилие в мыслях по отношению к другому человеку Бог может обратить против него.
А как насчет насилия на войне? Текст в Исход 20:13 – «не убивай» – переведен неточно. Буквально он означает «не совершай преднамеренного убийства». Бог допускал праведные войны на протяжении всей истории Своего народа. От Авраама до Деворы и до Давида Божьи люди сражались как орудия Его праведного и святого суда. В Послании к Римлянам 13:1-4 говорится, что мы должны подчиняться государственным властям и что они имеют право нести меч против тех, кто творит зло.
Насилие происходит, но мы должны осознавать разницу между священным судом над грехом и своими личными вендеттами против тех, кто нам не нравится, что является неизбежным результатом гордыни (Псалом 72:6). Хотя мужчины более склонны применять насилие (особенно, поскольку многие культуры изображают настоящих мужчин таковыми, кто никогда не плачет, всегда имеет план и носит оружие), мудрейший мужчина всех времен написал: «Не завидуй творящему насилие и не выбирай его дороги» (Притчи 3:31). Молитва и терпение всегда одолеют насилие и гнев. English
Что Библия говорит о насилии?
Дикости и жестокости Ветхого Завета
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.
О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.
Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя — и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле?
В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?
Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор 20:16-18).
Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.
Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа — это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета — это совсем не повод терять веру во Христа.
«Я не понимаю» – это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.
Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется — не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина — это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.
Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?
В наши дни слово «язычество» означает что-то вроде этнографических ролевых игр. Во времена Ветхого Завета это было что-то больше похожее некоторые современные африканские культы с широко распространенными человеческими жертвоприношениями. Как, например, сообщается в недавних новостях из Уганды: «За сентябрь в стране по подозрению в совершении ритуальных убийств арестовали более 44 человек. Один из них сознался, что убил восемь женщин. «Эти убийства были ритуальными жертвоприношениями, — говорит генерал-инспектор полиции Уганды Кейл Кайихура (Kale Kayihura). — Мы работаем не покладая рук, чтобы арестовать остающихся подозреваемых и искоренить эту практику».
Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.
Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.
Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете — то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.
Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.
Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» (2 Пар 28:3).
«Проводить через огонь» – означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» (Иер 32:35).
Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» (Пс 105:37,38).
Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.
В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).
Просто мы — в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина — можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).
Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали — Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос — и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.
Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.
Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.
Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?
Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах — при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».
Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» (4 Цар 3:26,27).
Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.
«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22:10-13).
Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.
В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.
Жестокость Ветхого Завета
Мало найдется людей, которые при прочтении Ветхого Завета не ужачались бы жестокости и кровавости описываемых событий. А самым ярким наверное для многих будет стих про Сладкого Певца Сиона, Друга Божьего, Божьего Человека, Царя, по которому меряли всех последующих царей — Давида:
А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим. (2-я Царств 12:31)
Очевиден не просто геноцид одного народа другим, но и чрезвычайная жестокость и ненависть к врагу. Не просто смерть (хотя и смерть это не «просто») а смерть через пытки. Существуют попытки предложить альтернативные переводы и понимания этого стиха — исключающие пытки, но и сам современный иудейский перевод на русский язык повторяет слово в слово синодальный.
А народ, который в нем, он вывел и положил их под пилы и бороны железные, и под железные секиры; и таскали их по кирпичам улиц. И так поступал он со всеми городами сынов Аммоновых. И возвратился Давид и весь народ в Йерушалаим. (Шемуэйл II 12:31)
А вслед за этим — возникает и вопрос куда более серьезный — почему Бог ВЗ так жесток и не гуманен?
Самое главное при прочтении любой книги, и понимании описываемых событий — это осознание исторического и культурного фона. Мир, народы окружающие Израиль, все — жили по жестоким и варварским понятиям того времени. И Бог был вынужден говорить и с Израилем и с прочими народами на понятном для них языке. Вот как отвечает на этот вопрос Евсевий — излагая понимание первых христиан:
Почему же не было Оно раньше проповедано всем людям и всем народам, как ныне? Да станет и это ясно. Люди древних времен не в состоянии были понять премудрое и всесовершенное учение Христово. (17) Ибо сразу же после первоначальной блаженной жизни первый человек, пренебрегший Божией заповедью, ниспал в эту смертную и тленную жизнь и получил вместо прежнего Божественного наслаждения эту проклятую землю. Его потомки заполнили всю землю и оказались, за исключением одного – двух, еще худшими; их звероподобное существование было жизнью не в жизнь. (18) Города, государственное устройство, искусство, науки – обо всем этом у них и мысли не было. Законы, справедливость, добродетель, философия не были им известны даже по имени. Они кочевали по пустыням, как дикие свирепые звери. Прирожденный разум, семена разумного и кроткого в человеческой душе они губили в преизбытке добровольно выбранной порочности, целиком отдавались всяческим гнусностям, то развращая, то убивая друг друга, иногда ели человеческое мясо, осмелились на борьбу с Богом – всем известна борьба гигантов, – замышляли отгородиться от неба стенами и в диком безумии собирались идти войной на Всевышнего. (19) На них, ведущих себя таким образом, Господь, надзирающий за всем, насылал потоки воды и огня, словно на дикий лес, разросшийся по всей земле; Он искоренял их непрерывным голодом, чумой, войнами, ударами молний, словно приостанавливал этими тяжкими наказаниями страшную, тягостнейшую душевную болезнь. (20) И когда почти все пребывали, словно в глубоком опьянении, в этом широко разлившемся оцепенении порока и души почти всех людей охватил глубокий мрак, тогда Премудрость Божия, перворожденная и первозданная, предвечное Слово в преизбытке любви к людям стало являться тем, кто в поднебесной, под видом ангелов, а одному – двум друзьям Божиим непосредственно, как это было возможно для спасительной силы Божией, но не иначе, как в образе человеческом; явиться в другом виде было нельзя.
(21) Когда же в души большинства людей ими брошены были семена благочестия и на земле весь народ, происходивший от древних евреев, обратился к вере, то им, как людям, которые в большинстве своем привыкли вести себя по прежнему, Бог дал через пророка Моисея образы и символы некоей таинственной субботы, посвящение через обрезание и умное созерцание, но без раскрытия смысла этих тайн. (22) Когда же Закон, данный евреям, стал известен и, как некое благоуханное веяние, распространился среди всех людей, когда у большинства народов через своих законодателей и философов образ мыслей смягчился, нравы вместо диких и свирепых стали кроткими, дружба и взаимное общение породили глубокий мир, когда все люди и народы во вселенной оказались как бы приготовленными и способными познать Отца, тогда вновь Тот же Учитель добродетели – Помощник Отца во всем благим, Божественное и Небесное Слово Божие – явился в начале Римской империи как Человек, ничем не отличающийся по телесному существу от нашей природы, свершил и претерпел все согласно пророчествам, возвещавшим, что придет на землю Богочеловек, совершит дивные дела, научит все народы вере в Отца
Т.е. народ который нам представляется жертвой Давида (если читать отрывочно от исторического контекста, иначе мы увидим сколь много зла они сделали Израилю и сколь долго долготерпел их Господь еще со времен Авраама) — представься им такая возможность — поступил точно так же. Это в то время не вызывало ни у кого оторопи или осуждения — это было привычное дело и по другому и быть наверное не могло. Начни Господь говорить с ними о гуманизме — они бы не поняли. НО ко времени прихода Христа — хотя бы некторые — были приготовлены к Его проповеди и Служению.
Однако, Бог и во времена Ветхого Завет неоднократно осуждал чрезмерную жестокость людей — в том числе и Божьих людей:
тот же Давид был за жестокость свою лишен права исполнить мечту своей жизни — построит Дом Бога:
И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек». (1-я Паралипоменон 22:7-10) иудейский перевод И сказал Давид Шеломо: сын мой, было у меня на сердце выстроить дом для имени Господа Бога моего. И было ко мне слово Господне сказано: много крови пролил ты, и войны большие вел ты; не (должен) ты строить дом имени Моему, потому что много крови пролил ты на землю предо Мной. Вот сын родится у тебя, он будет человек мирный. И дам Я ему покой от всех врагов его вокруг, поэтому Шеломо будет имя его. И мир и тишину дам Я Йисраэйлю в дни его. (Диврей гаЙамим I 22:7-9)
Надо ли приводить примеры того как Бог и до Давида и после него, осуждал своих людей за жестокость?
Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле. (Бытие 49:5-7)
И почему мало кто обращает внимания на примеры Благодати и Милости — которые встречаются и в Ветхом Завете?
Например история победы пророка Божьего Елисея на войском Сиирийским и то как он вместо законного пленения, рабства, или убийства врагов своих — накормил их и отпустил с миром: И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву. (4-я Царств 6:21-23) А иудейский перевод предлагает еще более мирный вариант И, увидев (их,) сказал Элише царь Исраэйльский: убью ли, убью я их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве тех, кого ты берешь в плен мечом твоим и луком твоим, ты убиваешь? Поставь хлеб и воду пред ними: пусть едят они и пьют, и пойдут они к господину своему. И у строил он им большой пир, и они ели и пили. И отпустил он их, и пошли они к господину своему. И не приходили больше отряды Арамейцев в страну Исраэйлеву. (Мелахим II 6:21-23)
Эту разницу во времени, в истории, в готовности понимать и принимать Истину более точно и в духе Любви — неоднократно подчеркивал и Иешу ХаМашиах — Иисус Христос:
Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; (От Матфея 19:8)
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (От Матфея 5:43-48)
Но даже среди современников Христа — нашлось мало тех кто воспринял и принял и воплотил Его учение в Жизнь!
И даже в наш век двухтысячелетней проповеди Благой Вести и расцвета гуманизма — вновь и вновь мир содрогается от ужаснейших войн, от преступлений против человека, от жестоких пыток и насилия!
И к сожалению среди участников этих чудовищных деяний можно найти и тех кто носит имя Христа!
Того- Кто предпочел Праведником умереть за Виновных, за Врагов Своих — что бы у них была вероятная возможность стать Друзьями Его!
ЗЫ: поэтому то жестокость людей до Христа — и жестокость людей после Христа — воспринимается современным человеком совсем по разному. Если во времена варварства и до Явления Воплощенной Благодати — она порицалась, то тем более нет уже ни какого извинения тем кто участвует в ней после Явления Христа и проповеди Благой Вести. Поэтому то и Гитлера не стоит сравнивать с Давидом — при внешней схожести поступков (геноцид, пытки) — ни окружающий мир, ни исторический и культурный контекст, ни масштабы происходящего — не позволяют ставить знак равенства между этими двумя личностями.
Довольно часто в библейской Книге Чисел, главе 31 наши оппоненты-мусульмане видят, как они говорят, пример бессмысленной жестокости библейского Бога, отдавшего Израильтянам приказ уничтожить не только мужчин-Мадианитян, но и их пленных женщин и детей мужского пола. «Ладно, можно понять убийство Мадиамских мужчин на поле сражения. Но зачем же было убивать беспомощных пленных женщин и детей? Какой смысл в подобной жестокости?» — недоумевают мусульмане. И в самом деле — как мог Бог справедливости, любви и милосердия отдать столь жесткий, если не сказать — жестокий, приказ? В чем причина такого гнева Божия? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте договоримся, наверно уже в тысячный раз, что любой библейский текст необходимо изучать в контексте предшествующих ему событий. Также и 31 главу Книги Чисел необходимо рассматривать в контексте 25 главы той же Книги Чисел. В этой главе описывается, кто такие были Мадианитяне и какие отношения связывали их с народом Израильским, жившим по соседству от них: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля» (Чис.25:1-3). Прочитавший эти строки, возможно, пожмёт плечами: «Ну и что? Поклонение истуканам мадиамским — отнюдь не единственный опыт отступничества Израиля от Господа Бога. Но приказ практически полного уничтожения народа языческого, склонившего Израиля к идолопоклонству, был отдан Господом Богом почему-то только в отношении Мадианитян!».
Такому недоумевающему придется «расшифровать» некоторые немаловажные нюансы взаимоотношений народов Мадиамского и Израильского. Дело в том, что все языческие племена, с которыми так или иначе соприкасались в своей истории Израильтяне, поклонялись своим истуканам в силу своего искреннего незнания Бога Живого и Истинного, и приглашая Израильтян разделить с ними их идолопоклонство, такие язычники искренне бывали убеждены, что указывают Израильтянам единственно верные объекты для поклонения, способные даровать людям защиту и помощь. С Мадианитянами же всё обстояло иначе. Как ни чудовищно это звучит, но Мадианитяне совершенно точно знали, что Бог, Которому поклоняются Израильтяне — Бог Сильный и Крепкий, Страшный и Строго Взыскивающий!
Попрошу заострить внимание на последнем указанном качестве Бога, это важно. Дело в том, что язычников-Мадианитян никак не устраивал сосед- народ с таким мощным, всесильным Покровителем, они ощущали себя рядом с такими соседями очень некомфортно и считали такое соседство небезопасным для себя. Казалось бы, чего проще — откажись от своих бессильных истуканов и от всего сердца поклонись Богу Израильскому — Живому Истинному, и получишь такие же же щедрые благословения и такую же надежную защиту! Но нет. Бесы не отпускают так легко сознание людей. Мадианитяне решили сделать народ Израильский слабым, беззащитным и, следовательно, безопасным для Мадианитян, найдя для этого способ лишить Израиля благоволения и защиты Господа Бога, опекающего Свой народ.
А что может вызвать более сильный гнев Бога, чем поклонение вместо Него кому-то другому? Мадианитяне сообразили, что самый надежный способ лишить Израильтян благоволения и защиты Всесильного Бога Живого — это убедить их начать поклоняться истуканам. Но как сделать это? Как убедить народ Израильский начать приносить жертвы мертвым кумирам? В этом страшном грандиозном духовном теракте против Израильтян в качестве оружия были выбраны распутные красавицы-Мадианитянки, которым вменялось в обязанность убеждать мужчин-Израильтян на ложах с ними, при помощи всевозможных женских уловок и хитростей, начать приносить жертвы идолу Ваалу.
Что же это за истукан, и почему поклонение ему было особенно омерзительно в глазах Божиих? Ваал (или — Молох) был истуканом , которому приносились человеческие жертвы через всесожжение, обычно это были… совсем маленькие дети! Он был металлическим истуканом с человеческим телосложением и головой тельца, его обычно изображали с руками, протянутыми вниз так, чтобы жрецу Ваала (или Молоха) было достаточно удобно положить на железные ладони истукана малыша, обреченного на сожжение. Внизу, под ладонями истукана разжигали большой костер, от огня которого железные ладони идола вскоре начинали сильно накаляться, жар становился нестерпимым, и бедный ребенок начинал медленно,заживо поджариваться… Ребенок вопил, заживо сгорая, а тем временем взрослые, плясавшие вокруг него и певшие ритуальные песни, шумом своего веселья старались заглушить душераздирающие вопли несчастного мученика-крохи…
Впечатляет?! Распутство Мадианитянок и похоть Израильтян сделали свое черное дело — народ Израильский стал соучастником этой вопиющей мерзости. И гнев Божий вспыхнул. Кстати, господа критики очень не любят вспоминать во всей этой истории один немаловажный нюанс: Свой гнев Господь Бог обрушил вначале НА СВОЙ НАРОД, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ИЗРАИЛЬ, а не на Мадианитян! Господь в гневе Своем поразил смертью двадцать четыре тысячи Израильтян! (см.: Чис.25:4-9). Это был весьма грозный призыв к осмыслению содеянных мерзостей и к покаянию. Двадцать четыре тысячи погибших в один день Израильтян! Господа муслимы (мусульмане — прим. ред.), сравните-ка эту цифру с шестнадцатью тысячами убитых совратительняц-Мадианитянок и их детей-мальчиков, из которых в будущем могли вырасти мстители Израильтянам и, что еще страшнее, будущие ритуальные детоубийцы, продолжившие бы мерзкие ритуалы своих отцов! У кого-нибудь всё еще поворачивается язык лепетать что-то о жестокости в отношении Мадианитян? Кто-то может возразить, что пленные Мадиамские женщины и дети могли бы со временем ассимилироваться с народом Израильским, и что поэтому не было никакой нужды их убивать. Ответ: нет, не ассимилировались бы. Печальная практика показывала: во всех случаях, когда Израильтяне начинали тесно общаться с представителями языческих культов, это всегда заканчивалось одинаково плачевно для Израильтян — они впадали в грех идолопоклонства, чем вызывали на себя и своих детей гнев Божий.
Как вы думаете, для чего Израильские воины привели к себе домой пленных красавиц-Мадианитянок, несмотря на то, что Моисей приказал уничтожить ВЕСЬ народ Мадиамский, осознанно уводивший Израиля от его Бога? Уверяю, пленные красавицы были приведены отнюдь не для сельхозработ! Этот поступок Израильских воинов говорил о том, что, хотя они и сознавали всю нежелательность в глазах Божиих продолжения близкого общения мужчин-Израильтян с Мадиамскими язычницами, но, тем не менее, жажда и притягательность греха оказались сильнее страха перед возмездием Божиим. Двадцать четыре тысячи Израильтян, еще недавно пораженных смертью за отступничество Израиля от Господа уже были забыты! Грех снова манил и завораживал… И снова в будущих объятиях Мадиамских распутниц замаячила перспектива поклонения Ваалу и принесения ему ужасных детских жертв…
Возможность повторения подобного необходимо было пресечь раз и навсегда. Поэтому по велению Бога и по приказу Моисея были уничтожены взрослые, познавшие мужчин женщины-Мадианитянки — как весьма вероятная будущая причина впадения в мерзость поклонения Ваалу Израильтянами, и Мадиамские дети мужского пола — как потенциальные мстители за своих убитых отцов и продолжатели их богомерзкого дела — дела принесения истуканам человеческих жертв. В живых были оставлены только совсем маленькие девочки-мадианитянки, к которым, в силу их малого возраста, еще не прикасались мужчины.
И, кстати, совершенно напрасно некоторые ненавистники Библии и Христианства утверждают, что эти маленькие девочки, став трофеями Израильтян, были изнасилованы своими хозяевами. Потому что нормальному, вменяемому человеку ни за что на ум не придет понимать именно таким образом слова об участи этих девочек: «А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Чис.31:18). «Оставьте в живых для себя» вовсе не означает: «возьмите их на ложе, познайте их». К вашему сведению, Священное Писание осуждает насилие и педофилию. Нигде во всем Писании вы не найдете ни единой строчки, одобряющей изнасилование маленькой девочки здоровым лбом-мужиком! Остается добавить, что мадиамские девочки в дальнейшем были введены в Израильское общество, стали иудейками, были воспитаны в Единобожии и стали полноправными членами народа Израильского.