Содержание
- Константинопольская православная церковь
- Синод в Стамбуле отменил документ о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату
- Митрополит Лука: для меня Константинополя больше не существует
- «Политика может навредить»
- «Это воры, бандиты»
- «Я не политинформатор и не агитатор»
- «Они оторвали себя и паству от Христа»
Константинопольская православная церковь
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 октября 2018 года синод Константинополя снял анафему с глав двух неканонических церквей — Киевского патриархата и Украинской автокефальной церкви.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о Константинопольской православной церкви.
Константинопольская православная церковь (КПЦ; Константинопольский или Вселенский патриархат) — одна из старейших автокефальных православных церквей (автокефальная — самостоятельная церковь, канонически независимая от других поместных церквей, сегодня существуют 14 общепризнанных автокефальных церквей).
По преданию, она была основана апостолом Андреем Первозванным, который около 38 года рукоположил своего ученика Стахия в епископы города Византия (с 330 года Константинополь, с 1930 года — Стамбул). В эпоху становления Византийской империи, когда Константинополь начал играть роль столицы Римской империи, Константинопольская церковь стала второй по влиянию в христианском мире после Римской.
В этот период оформились титул и статус епископов Константинополя: с 451 года они стали именоваться патриархами, с 588 года — вселенскими патриархами. В числе архиепископов и патриархов этой церкви были святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фотий Великий.
После раскола христианства на православие и католицизм в 1054 году патриарх Константинополя стал первым среди глав православных церквей. После завоевания турками Византии и Балканского полуострова в 1453 года КПЦ сохранила свой статус, патриарх стал главой всех православных Османской империи, ему подчинялись главы других древних церквей — Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской.
Кроме того, в его юрисдикцию входили церкви православных народов Восточной Европы. В начале ХХ века в связи с распадом Османской империи сфера влияния Константинопольского патриархата стала постепенно сокращаться, независимость (автокефалию) от него получили Болгарская, Сербская, Грузинская, Румынская церкви. Однако и поныне Константинопольская церковь числится первой в диптихе (списке) православных церквей.
В настоящее время каноническая территория КПЦ включает большую часть Турции, значительную часть Греции, Финляндию. Константинопольскому патриархату подчинены епархии в Северной и Южной Америке, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Люксембуре, в скандинавских странах, Новой Зеландии. После распада СССР под юрисдикцию КПЦ перешла часть Эстонской православной церкви. Общая численность последователей КПЦ составляет около 3 млн человек.
Константинопольский патриархат заявляет о принадлежности ему всей православной диаспоры, то есть всех православных за пределами канонических территорий поместных православных церквей. Эта концепция (ее часто называют «восточным папизмом») оспаривается остальными поместными церквами, в частности, Московским патриархатом.
Догматика и обрядность в КПЦ такая же, как и в других православных церквах. Богослужебный язык — греческий, в Финляндии — финский, в диаспоре английский, испанский, французский и другие языки. Календарь — новоюлианский (с 1924 года), в ряде канонических территорий юлианский.
Полный титул главы церкви — архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх, краткий — патриарх Константинопольский. С 1991 года предстоятелем церкви является Варфоломей I (в миру Димитриос Архонтонис).
При патриархе действует Священный синод. Административный центр патриархата, патриаршая резиденция и кафедральный собор святого Георгия находятся в Стамбуле, в историческом квартале Фанар (на территории современного района Фенер).
Резиденция константинопольского патриарха находится в православном квартале Стамбула — Фанар, правда, понятие православный квартал довольно условное — к резиденции со всех сторон подступают мечети. Так что призыв муэдзина на намаз нередко заглушают звуки православной молитвы.
Фанар — в окружении сувенирных лавок и уличных кафе. Священников в привычных одеяниях здесь не увидишь. Местные законы запрещают им появляться на улице в религиозном облачении, рядом дежурит полиция. Иерархи из епархий константинопольской церкви собрались здесь накануне вечером и пределов резиденции не покидают. Заседание Синода проходит за закрытыми дверями с перерывами на трапезу и молитву. Никаких комментариев и заявлений. В Стамбул приехали и журналисты основных украинских каналов, каждый час они выходят в прямой эфир.
Решения Синода журналисты ждут вот на этом пятачке — между храмом Святого Георгия и резиденцией константинопольского патриарха воина этой дверью и решается вопрос об автокефалии для украинских раскольников за ней — парадная лестница и лик спасителя. Все — дальше вход журналистам запрещен.
Именно здесь месяц назад патриарх Варфоломей и сообщил о намерении предоставить автокефалию Украинским раскольникам по запросу киевских властей, что само по себе является нарушением всех канонов — ведь церковь отделена от государства. Кроме того, автокефалию в принципе может предоставить только материнская церковь по собственной инициативе. Ведь еще около 300 лет назад Константинополь документально подтвердил, что Украинская метрополия навсегда вошла в состав Русской православной церкви, и это Вселенскими патриархами никогда не оспаривалось. Сейчас Варфоломей утверждает, что ничего подобного не было, юрисдикция Москвы над Киевом была временной, поэтому формально Украинская церковь все это время относилась к ведению Константинополя и якобы он имеет полное право предоставить ей автокефалию. Но документы из церковных архивов опровергают эту версию.
«Митрополия Киевская да будет подчинена святейшему Патриаршему престолу Московскому, и архиереи в ней да признают старейшиной и предстоятелем Патриарха Московского, какой будет в данное время, как рукополагаемые им», — записано в постановлении от 1686 года Константинопольской церкви.
Пренебрежение исторической правдой вызвало возмущение в православном мире. Против легализации раскольников выступили многие поместные церкви, они поддержали предложение РПЦ созвать всеправославный Собор. До сих пор эти призывы патриарх Варфоломей игнорировал, тем самым пренебрегая интересами подавляющего большинства верующих на Украине. Конфликт активно подогревается националистами и давно приобрел политическую окраску.
«Очень сложно на бытовом уровне человеку на Украине объяснить суть проблемы. Потому что ему как говорят — мы где живем? На Украине. В Украине. У нас какая столица? Киев. Значит, какой у нас должен быть патриархат? Киевский, конечно. И вот так вот на пальцах объяснить человеку, что это совсем не так, что Русская православная церковь — это не церковь Российской Федерации. И что слово русский относится не к государству Россия современному, а относится к тому, что мы называем пространством исторической Руси, а это 16 современных государств», — отмечает председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
В Русской православной церкви, как и в других, не раз выражали опасения, что легализация раскольников приведет к новому витку противостояния. Только за последние четыре года раскольники, используя в качестве силовой поддержки националистов, захватили там около 50 храмов.
«Если какая-то структура под названием автокефальная церковь будет создана эта структура получит полную государственную поддержку и, конечно, эта структура заявит о своем праве на всю церковную собственность на всей территории, которая находится в юрисдикции украинского правительства. Безусловно, начнется и процесс отъема собственности, то есть, прежде всего, церквей, лавр, монастырей и так далее, и дискриминация тех людей, которые откажутся вступать вот в эту самую нелегализованную отчасти легализованную патриархом Варфоломеем раскольническую структуру», — объясняет профессор церковной истории православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин.
По некоторым данным, киевские власти уже составили список из 24 святынь, которые они хотят отобрать у канонической православной церкви, в их числе такие знаковые для верующих обители как Киево-Печерская лавра и Феофановский скит в Киеве. По словам анонимного источника, захват храмов запланирован уже на следующей неделе — в праздник Покрова Богородицы 14 октября. Сейчас весь православный мир с тревогой ждет новостей из Стамбула ситуация очень серьезная и грозит новым церковным расколом. Синод продлится еще два дня, по его итогам ожидается специальное заявление.
Синод в Стамбуле отменил документ о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату
Константинопольский патриархат также объявил об установлении своего прямого управления приходами в Киеве
Глава Священного Синода Константинопольской церкви Патриарх Варфоломей Фото: epa/vostock-photo
Москва. 11 октября. INTERFAX.RU — Священный Синод Константинопольской церкви принял решение прекратить действие ее томоса 300-летней давности о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.
«Отменить юридическую силу синодального письма 1686 года, изданного по обстоятельствам того времени, которое предоставило патриарху Московскому через икономию право рукоположить митрополита Киевского, избранного собором духовенства и мирян его епархии», — говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте Константинопольской церкви по итогам трехдневного Синода в Стамбуле.
В четверг, 11 октября, Синод Константинопольского патриархата решил продолжить процедуру предоставления церкви на Украине томоса об автокефалии, сообщил представитель патриархата.
«Первое — возобновить решения, которые уже были сделаны… Экуменический Патриархат продолжает процедуру предоставления томоса украинской церкви», — сказал представитель Константинополя, митрополит Галльский Эммануил журналистам в четверг после заседания Синода.
Вторым пунктом в решении синода значится: «Восстановить, к этому моменту, ставропигию Вселенского патриархата в Киеве, одну из его многих ставропигий в Украине, существовавших здесь всегда».
Ставропигия — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или Синоду.
До 1686 года, когда Константинополь передал Киевскую митрополию Московскому патриархату, константинопольские патриархи напрямую управляли различными монашескими братствами, существовавшими на территории нынешней Украины, — Киево-печерским, Львовским, Луцким и другими.
По мнению специалистов в области церковного права, заявка на ставропигию, то есть на прямое управление церковными объектами Киева, может стать обоснованием для рейдерского захвата Киево-Печерской лавры.
Третьим пунктом, по его словам, была заслушана апелляция главам УАПЦ Макарию и УПЦ-КП Филарету, после чего синод Вселенского патриархата вернул их в каноническое состояние. «Было решено, что анафема была им оглашена не с достаточным количеством причин», — сказал он.
Четвертым пунктом указывается признание незаконной «аннексии» Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году, а пятой — предостережение от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие вышеуказанных решений.
Митрополит Лука: для меня Константинополя больше не существует
Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко) (на фото справа) во время внеочередного заседания Священного синода в Москве
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, один из двух украинских иерархов, входящих в состав Священного синода Русской православной церкви, рассказал Би-би-си, как повлияет решение о разрыве отношений с Вселенским патриархатом Константинополя на обычных украинских верующих.
15 октября синод Русской православной церкви принял решение разорвать евхаристическое общение с Константинопольской церковью. Это произошло через четыре дня после того, как Константинополь заявил о принятом решении даровать еще не созданной украинской православной церкви автокефалию (независимость).
- «Мы и без них проживем». Интервью митрополита Илариона после решений синода
- РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом
- Константинополь снял анафему с главы Киевского патриархата Филарета
Кроме того, Константинополь возобновил канонический статус глав двух неканонических церквей Украины и объявил о возвращении в лоно мирового православия верующих, до сих пор воспринимавшихся как раскольники.
После завершения работы синода поздним вечером 15 октября корреспонденты Би-би-си в Минске встретились с одним из двух представителей Украинской православной церкви Московского патриархата, входящих в составе синода Русской православной церкви, 47-летним митрополитом Запорожским и Мелитопольским Лукой.
На Украине этот архиерей имеет неоднозначную репутацию. В январе этого года один из запорожских священников отказался отпевать погибшего двухлетнего мальчика, сославшись на то, что тот был крещен в «раскольнической» церкви Киевского патриархата.
Митрополит Лука поддержал этого священника и для некоторых стал одним из символов тупиковой ситуации, в которой оказался диалог между представителями различных православных церквей Украины.
«Политика может навредить»
Би-би-си: Заседание синода закончилось с практически четырехчасовой задержкой. Почему оно длилось так долго?
Митрополит Лука: Заседание синода — это не полет самолета или поездка поезда. Когда обсуждается такой серьезный вопрос и документ занимает шесть полных страниц текста, каждое его слово нужно обсудить, чтобы потом никто не смог придраться.
Потому что принятое заявление — судьбоносное. Своими действиями 11 октября Константинопольский патриархат себя фактически самораспустил. Отказ от соблюдения канонов матери-церкви есть свидетельство отпадения от Христа. Для меня Константинопольского патриархата не существует. В истории он был, для меня с 11 октября этого патриархата нет.
Би-би-си: Незадолго до синода сообщалось, что проблемы Русской церкви на Украине обсудил Совет безопасности России во главе с Владимиром Путиным. Эти формулировки покоробили многих на Украине.
М.Л.: Беда в том, что вмешиваются люди, которые совершенно не разбираются в вопросах церковных. Присутствовал ли патриарх на этом совете? Его там не было, он был здесь . Никого от церкви там не было.
Я тоже читал эту новость, и я не знаю, что они там могут обсуждать. Может, они как политики что-то видят. Но я как церковный человек не знаю, что может политика сделать. Только навредить.
Би-би-си: Обсуждали ли вы действия РПЦ в случае, если на заседании синода Константинопольского патриархата в конце ноября появится Томос об автокефалии для украинской церкви, которая к тому времени уже будет оформлена?
М.Л.: Смотрите. Появляется бумажка, выданная дворником дома номер шесть о том, что он считает, условно говоря, город N-ск независимым государством. Вы примете эту бумажку?
Я такого патриархата с 11 октября не знаю, и все, что там будет выдаваться и решаться, это уже есть бумажка дворничихи тети Маши, а не членов православной церкви. Они отпали, их нет уже в церкви.
Би-би-си: Можно ли сейчас считать, что Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) разорвала отношения с Константинополем?
М.Л.: Вся полнота Русской церкви, в том числе УПЦ, разорвала евхаристическое общение с Константинополем.
Media playback is unsupported on your device Что думают люди в Москве и Киеве о разрыве отношений РПЦ с Константинополем
«Это воры, бандиты»
Би-би-си: Представители РПЦ и УПЦ МП неоднократно говорили о возможных погромах церквей в результате принятия решения об автокефалии. Насколько это вероятно?
М.Л.: Прежде всего, я хотел бы высказать слова благодарности полиции, потому что действительно возле храмов находится полиция, проводятся профилактические мероприятия.
Но вспомните, что написал господин Климкин через несколько часов после синода в Константинополе. Он заявил, что московским попам не место в Украине (в колонке для издания «Украинская правда» Павел Климкин написал: «Московскому патриархату вообще нечего делать в Украине, потому что это каноническая территория Вселенского патриархата». — Би-би-си).
Первое лицо в Украине на мировой арене заявляет, что московским попам не место в Украине, вон из Украины. Или заявление Петра Порошенко в адрес верных УПЦ: задумайтесь, мол, — это что?
Би-би-си: 14 октября Порошенко заявил в адрес верных УПЦ МП: «Я гарантирую, что будет сохранено право на свою дорогу к Богу каждого украинца. Но я просил бы задуматься и паству, и верных этой конфессии…»
Би-би-си: Вы лично ощущаете для себя какую-то угрозу?
М.Л.: Яко с нами Бог, то кто против нас?
Би-би-си: То есть вы не боитесь?
М.Л.: Я боюсь Бога. Больше всего в этой ситуации я боюсь согрешить. Не бойтесь того, кто убьет ваше тело, бойтесь тех, кто убьет вашу душу, говорит нам Христос.
Би-би-си: На том же мероприятии 14 октября Петр Порошенко заявил, что патриарх Кирилл молится за «русское воинство, которое убивает украинцев». «Могут ли храмы, в которых звучат молитвы за патриарха Кирилла, молящегося за русское войско, называться украинскими?» — вопрошает он.
М.Л.: На богослужениях мы молимся о властях и воинстве Украины. Я четко знаю одно: я молюсь за свою родину, Украину. Мне эта ситуация напоминает 37-й год, когда начинают объявлять кого-то вне закона, делают диссидентами и тому подобное. Это мне очень больно.
- Битва престолов. Как Москва и Киев ведут тайные переговоры об автокефалии
- Автокефалия для Украины: что на самом деле решил Константинополь
- На пороге раскола. В РПЦ пообещали жесткий ответ Константинополю из-за Украины
Би-би-си: Вы общались на тему ситуации на Украине с патриархом Кириллом? Были ли вам или Украинской церкви от него какие-то наставления, советы о том, как лучше поступить, как себя вести?
М.Л.: Патриарх в этом плане очень деликатный человек, он никогда не навязывает свою точку зрения. Сейчас мы прощались, он сказал: владыка, мы за вас молимся, я за вас молюсь, прошу и ваших молитв обо мне. Но такого, что не бойтесь, мы вас защитим — ничего такого нет.
Би-би-си: Вы у него просили совета по поводу этой ситуации?
М.Л.: Здесь тоже проявляется мудрость патриарха. Он в таких ситуациях говорит: у вас есть предстоятель. Он показывает, кто у нас первое лицо в Украине — блаженнейший митрополит Онуфрий.
Би-би-си: А какая позиция по этому поводу у митрополита Онуфрия? Многие обратили внимание, что он даже не присутствовал в составе делегации, которая ездила в Стамбул на переговоры по поводу украинской автокефалии.
М.Л.: Когда его избрали предстоятелем нашей церкви, о нем говорили, что это молитвенник, монах. Часто ли вы видите его на каких-то общественных мероприятиях? Нет. Вы чаще всего видите его в храме.
Некоторые, может, скажут, что он бесхребетный, еще что-то. Но он дает нам самостоятельность и показывает свое уважение к нам. Это стиль его работы, его стиль служения.
Би-би-си: Вы поддерживаете решение УПЦ МП не встречаться с экзархами (представителями) Вселенского патриархата, направленными на Украину? Ведь с ними можно было начать диалог, вразумить, если вы считаете, что они неправы.
М.Л.: Церковь живет по канонам. Если я, епископ, куда-то еду, я должен поставить в известность местного архиерея, на территорию которого я еду. Даже если патриарх приезжает на территорию Запорожской епархии, он ничего не имеет права делать на этой территории. Это канон.
Эти два коммивояжера ворвались на территорию блаженнейшего митрополита Онуфрия. Это воры, бандиты. Их никто не звал. Они не поставили блаженнейшего в известность, ворвались: «Здрасьте, мы у вас!»
Би-би-си: Тем не менее, сторонники автокефалии ожидают, что в результате издания Томоса на Украине появится новая церковная структура, которая будет канонической. Почему в одной стране не могут существовать две церкви? Например, в Эстонии они сосуществуют (с 1996 года в стране одновременно действуют две православные церкви, находящиеся в подчинении Константинополя и Москвы. — Би-би-си).
М.Л.: Вы рассуждаете как светский человек. У нас доллар — это официальная денежная единица? Нет, у нас государство Украина и деньги — гривна. Пусть у нас есть обменники, доллары, евро, но в обращении находятся только гривны. Один город — один епископ. Это закон церкви.
Би-би-си: А Эстония?
М.Л.: А что Эстония? Там такой же беспредел. Государство забрало всю собственность Русской церкви себе, отдало этому гражданину, которого прислал Константинополь, даже не эстонцу (глава Эстонской апостольской православной церкви митрополит Стефанос родился в Демократической республике Конго в семье кипрских беженцев. — Би-би-си).
И там люди не ходят . Я был в Таллинне и видел, что творится в наших храмах (они забиты) и что в храмах этого Стефаноса.
Би-би-си: Тем не менее, формально в одной стране существуют две юрисдикции. То есть такая ситуация все-таки допустима?
М.Л.: Нет. Эстония — это еще один пример антиканонического поведения Константинополя.
Би-би-си: Есть мнение, что если Русская церковь потеряет Украину, то она потеряет треть своих приходов и треть своего финансового достатка. Зависит ли РПЦ от УПЦ и наоборот?
М.Л.: Это смешно. Сколько заявлений уже по этому поводу издано… На самом деле, ни копейки из Украины не отправляется в Москву. Ни копейки! Все, что надо, у нас уже делают спокойно в Украине.
Но посмотрите на Филарета, его так называемых священников. Вот моя панагия (знак, который носят на груди православные архиереи. — Би-би-си) греческая. А они ходят в московских панагиях. Они там покупают кресты.
«Я не политинформатор и не агитатор»
Би-би-си: Вопрос, может быть, обывательский, но если мы часто говорим, что «на все воля Божья», то, возможно, направление на Украину экзархов, снятие анафемы с Филарета и возможное издание Константинополем «украинского томоса» — это и есть воля Божья?
М.Л.: Очень опасно говорить «на все воля Божья, Бог есть любовь, Бог всех любит». Мы размываем рамки любви и рамки законов — рамки канонов.
Отношение «на все воля Божья» ведет к безразличию, поэтому нельзя так говорить. Воля Божья никогда не приведет к разрыву. Господь созидает — а все то, что разрушает, это уже не есть воля Божья. Мы должны понимать, что есть воля Божья, есть воля дьявольская и есть воля человеческая. Разве воля Божья была на то, что Адам согрешил? Нет. Бог дал человеку свободный выбор.
Би-би-си: Как повлияет решение синода РПЦ о разрыве отношений с Константинополем на обычного украинского верующего, скажем, на бабушку, которая ходит в запорожский храм?
М.Л.: Бабушка, конечно, не поедет в Константинополь, там сослужить ни с кем не будет. Но важно, что бабушка будет знать, что дана юридическая и каноническая оценка тем действиям, которые на ее земле, в Запорожье, могут привести к непоправимым последствиям. Она будет знать, что ее церковь ее защищает, ведь ее церковь соблюдает законы, каноны.
Би-би-си: В комментариях к решениям синода РПЦ со стороны официального Киева звучит мнение о том, что Русская церковь сама загоняет себя в тупик, сама себя изолирует от всего православия. Да и вообще многие наблюдатели считают, что российское государство пытается оградить себя от Запада, и церковь сейчас идет по этой же схеме.
М.Л.: Я прошу вас не сводить каноническое пространство РПЦ — а это более 17 стран мира — к пределам Российской Федерации.
Сейчас фактически идет передел мира, меняются центры влияния в мире, мир становится многополярным, распределяется, кто против кого дружит. И вот когда Россия экономически стала развиваться, кому-то надо было ее задавить. Это пример жизни без Бога.
И точно так себя сейчас ведет гражданин Турции , проживающий в стамбульском районе Фанар. Ведь посмотрите, когда в Русской церкви возникает трудная ситуация, Константинопольский патриарх сразу становится на сторону ее врагов, как и 100 лет назад, когда Константинополь поддержал «обновленцев», коммунистов, советскую власть.
Би-би-си: Президент Украины Петр Порошенко заявил, что разочарован голосованием украинских представителей на синоде РПЦ (то есть вашим и митрополита Онуфрия), и добавил, что они, то есть вы, — не за объединение народа.
М.Л.: Чтобы комментировать чьи-то действия, нужно в них разбираться. Это как повар будет комментировать действия врача. Я же не комментирую действия президента согласно 35-й статье Конституции . Я немного удивляюсь …
Синод дал компетентную каноническую оценку неканоническим незаконным действиям Константинополя, больше ничего. Я — за законность.
Би-би-си: Тем не менее, по всей Украине висят билборды Петра Порошенко с лозунгом «Вера, язык, армия», и эксперты в Киеве прогнозируют, что в будущей президентской кампании нынешний глава государства будет активно использовать тему автокефалии (выборы президента Украины должны состояться в марте 2019 года. — Би-би-си). Будет ли УПЦ и вы лично как-то противодействовать этому? Возможно, агитировать за других кандидатов?
М.Л.: Ни в коем случае. Я не имею права агитировать за кого-либо. Я не политинформатор и не агитатор. Я должен говорить о Христе.
А если говорить о лозунгах Порошенко, то о какой вере он говорит ? Как гарант конституции он президент мусульман, иудеев, православных — всех. Имеет ли он право говорить только о православной вере в его понимании? Он президент многоконфессиональной светской страны и, говоря о вере, он нарушает 35-ю статью Конституции.
Би-би-си: Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявляет, что Россия будет защищать права украинских православных политическими и дипломатическими способами в случае начала гонений. Вы считаете это заявление приемлемым?
М.Л.: Это ему надо задавать вопрос. Меня Господь защитит.
Би-би-си: Вам и вашим верующим защита со стороны Путина нужна?
М.Л.: Нет. Я только одного хочу — чтобы меня Господь не оставил, и Он меня никогда не бросит.
«Они оторвали себя и паству от Христа»
Би-би-си: Многих верующих людей тревожит простой вопрос: Богу важно, в какое здание я хожу свечку ставить?
М.Л.: Мы должны понимать: где есть Бог? На Фанаре Бога уже нет. Фанар отказался от Бога, отпал от церкви. Глава церкви для нас — не Фанар, а Христос. А Фанар сам решил стать главой церкви: «Знаешь, Господи, иди погуляй, а мы тут без тебя разберемся». И поэтому, если ты ходишь туда, где нет Бога, то это беда, потому что твоя душа погибает.
Би-би-си: Но Бог везде слышит?
М.Л.: Видит и слышит. Но он дает свободный выбор. Можно услышать такой аргумент: «Я хожу в церковь, и мне не важно, какой там патриархат, мне сюда ближе, и я иду к Богу». Это непонимание Бога. Там нет Бога, куда ты идешь?
Если обращаешься к Богу и совершаешь какие-то обряды, то важно, где ты это совершаешь. Если ты решил что-то сделать, пожалуйста, делай это правильно. Ты же не идешь в аптеку за колбасой.
Media playback is unsupported on your device РПЦ ответила на предоставление вселенским патриархом независимости украинской церкви
Би-би-си: Киевский еженедельник «Зеркало недели» в качестве одного из главнейших итогов решения Константинопольского синода выделил фразу «больше никаких неотпетых мальчиков». Речь здесь идет о пункте, подразумевающем возвращение в лоно церкви сторонников Филарета и Макария (глав непризнанных церквей УПЦ КП и УАПЦ). Вы до сих пор придерживаетесь озвученной вами тогда позиции?
М.Л.: Ничего не поменялось. Что сделал Константинополь? Он хочет признать труп живым.
Давайте соберем научное сообщество, президент издаст указ, Верховная рада — закон, Академия наук напишет, что этот столб — живой. Он от этого станет живым? Вот что произошло.
Би-би-си: Но согласитесь, тот зимний случай с мальчиком Женей стал символичным. Он, кажется, качнул общественное мнение в сторону…
М.Л.: …и много людей пришли к нам и заново крестили своих детей. По всей Украине. Только по нашей области это больше 40 человек. И по сей день приходят и спрашивают. Люди разбираться стали.
Эта бумажка не дает права отпевать всех и вся. Это все равно безблагодатные люди. Это живые трупы, лишенные божественной благодати, однозначно.
Би-би-си: Кто?
М.Л.: Последователи Денисенко и Малетича. Теперь еще и Константинополь сюда присоединился. Если после 11 октября кто-то будет крещен в Константинопольской церкви, для меня это некрещеный человек.
Би-би-си: И его тоже отпевать нельзя?
М.Л.: Да. Они оторвали себя и всю свою паству от Христа. Отпали. Из-за своих человеческих амбиций.
Би-би-си: Один из священников УПЦ МП, с которым мы разговаривали на эту тему, сказал, что, окажись он в такой ситуации, он бы отпевал мальчика, потому что в таких случаях любовь выше канонов. Он бы задал себе вопрос: а что бы на его месте сделал Христос?
М.Л.: Вы знаете, что бы сделал Христос? Он бы оживил этого мальчика, потому что он это мог.
Мы уже немножко выше коснулись этой темы: мы все объясняем любовью, повторяем «Бог есть любовь». Мы затерли этот термин и потеряли понимание любви. Но где жертвенность?
Мы теряем жертвенность, мы теряем Христа и думаем, что бы сделал Христос. Ты сделай то, что должен сделать как священнослужитель. Он бы отпел? Да ему все равно. Этим бы он предал Христа.