Наша, Запогостская церковь в Шексне…
Я там живу по прихоти моей матери. И в очередной раз,я перерывала архив-историю нашего «городка». Вот что интересного я нашла о нашей разрушенной, затопленной рекой, церквушке на холме, что находится посреди реки. У подножия этого холма кладбище. Вот некоторые из легенд:
1)Запогостский приход (ныне не существует).
В северной части поселка сохранились остатки Христо-Рождественской Запогостской церкви на противоположном от пристани берегу залива реки Шексны. Здание его сильно разрушено, колокольня чуть наклонилась к воде.
Запогостская церковь была построена в 1802 году в устье речки Чуровки, где она впадает в Шексну. Место, на котором возведен каменный храм, как говорят, веками намоленное. В древних рукописях конца 15 века есть упоминание о том, что именно здесь стояла деревянная церковь с трапезной в честь Рождества Христова, есть и более позднее упоминание о ней в документах за 1773 год. До подъема уровня воды в реке Шексне здесь существовал остров Монастырский Яз. В 15-ти верстах проходила дорога на Вологду и Петербург. Запогостский приход в XIX веке граничил с Усть-Угольским и Чуровским приходами. Доходы Христо-Рождественской Запогостской церкви, например, в 1866 году вместе с содержанием составляли 336 рублей в год. В приход в то время входила каменная церковь с колокольней, 4 часовни, 3 деревни на 42 двора, в которых было 2565 человек жителей. Ближайшая деревня — Починок, затем Дроздово, Овитцы. Приход окормляли девять священнослужителей, была небольшая школа на 10 учащихся.
2)Легенды о разрушителях
В начале 30-х годов по всей России взрывались тысячи храмов. Беда не обошла стороной и красавицу пятиглавую Казанскую церковь в селе Никольском. Настало короткое северное лето. Вокруг храма собрался сельский люд. Бабы голосят, испуганно поглядывают ребятишки, мужики деловито переговариваются. Но вот все разом замолчали. Здоровенный детина взял толстую веревку и полез на крышу церкви. Добравшись до крестов на малых куполах, он начал их спиливать. Упал на землю первый крест. Бабы тоскливо завыли, осыпая нехристя проклятиями. Упал второй крест, третий. Снос главного креста вандал не осилил. Спилить его взялся другой молодой сельчанин Михаил Уткин. Он взобрался на центральный купол. Взял пилу, и вдруг из надписи узнал, что крест этот ставил его прадед. У парня опустились руки. Он молча слез и сказал землякам: «Мой прадед строил, не мне разрушать». «Ты — трус!», — крикнул ему один из мужиков, полез наверх и спилил последний крест. День был жаркий. И тот «смельчак» решил искупаться. Нырнул в речку. Прошла минута, две, три, а он все не показывается из воды. Тогда все поняли: дело неладно! И кинулись за баграми. Через некоторое время выловили из реки его бездыханное тело. Так Божиим соизволением на глазах у людей был наказан один из многих тысяч разорителей храмов.
Удивительно, но сходная история произошла, когда снимали колокола с церковной колокольни. Один из сельчан вырыл огромную яму, в которую собирались закопать колокол. Почва не выдержала и погребла богохульника под обвалившимся земляным пластом. Вытащили его уже мертвого.
Эти истории рассказывали несколько человек. Но единственным очевидцем событий, дожившим до наших дней,
была Евфалия Изосимовна Владимирова.
3) И наконец про кладбище : Легенда о церковном кладбище
Когда храм, наконец, оставили в покое, изуверы принялись за старое церковное кладбище. Кладбище, на котором упокоилось много родственников и земляков, по их мнению, подлежало скорейшему сносу. Там, где сейчас находится алтарь нового Казанского храма, — несколько десятков могил рода Спиридоновых. А много лет (в 60-70-е годы) на этом месте была танцплощадка! Молодые уроженцы Шексны даже не подозревали, что веселятся на костях своих предков.
Все надгробные памятники пошли на фундамент сельской катавальни. Один житель умыкнул себе несколько памятников и пустил их на фундамент собственного дома. Справив на широкую ногу новоселье, хозяин потерял сон. Все ему мерещились покойники, которые кричали и стонали, тревожа его по ночам. Вандал-неудачник не выдержал. Раскатал бревна дома, вытащил камни-памятники и свалил их на ближайшем поле. Через много лет, в начале 21 века часть камней была найдена и установлена на специальном постаменте возле руин старой церкви, как память о нашем духовном падении. Некоторые памятники обнаружили родственники усопших, забрали их с оскверненного кладбища и перевезли на новый погост.
Вы наверняка скажете, что это не в тематику сайта, но есть факт (лично для меня он интересный). Когда я прохожу по берегу реки, мое внимание, мой взор так и притягивает эта церковь. А когда я купаюсь, если нырнуть, то под водой слышны какие-то стоны, крики и бульканье.
Новость отредактировал Strannik.o — 9-06-2011, 11:24 9-06-2011, 09:48 by ПрЕдВеСтНиК СмЕрТиПросмотров: 12 383Комментарии: 7 +9
Ключевые слова: Шексна Запогостская церковь кладбище 20е-30е годы крест река смерть легенды
Другие, подобные истории:
Печальное зрелище представляло здание Запогостской Христорождественской церкви в последние годы. Воды подмывали не только фундамент, но и кладбище, выбрасывая кости на поверхность земли.
Оторвавшаяся от основного здания колокольня с каждым годом все больше наклонялась, и жарким вечером 27 июня отдыхающие на пляже Шексны северной стали свидетелями печального события: раздался грохот, а когда пыль осела, все увидели груду кирпичей, возвышающуюся над водой. Половина колокольни обвалилась…
Кирилловская вотчина
Расстояние от Шексны до Кирилло-Белозерского монастыря по прямой – почти семьдесят километров. Тем удивительней тот факт, что земли, на которых находится наша Запогостская церковь, раньше принадлежали этому монастырю. На рубеже 16-17 веков монастырская вотчина Кирилло-Белозерского монастыря была одной из крупнейших на Руси. До нас дошла копия с переписной книги 1601 года М.В. Молчанова и дьяка Василия Нелюбова, содержащая описание земельных владений монастыря «по всем городам», в том числе и по Белозерскому уезду. Ссылаясь на этот исторический документ, А.И. Копанев в книге «История землевладения Белозерского края XV – XVI вв» пишет: «Спустившись по р. Шексне километров на двадцать, мы попадаем вновь в обширную вотчину Кириллова монастыря – Чаромские деревни, центром которой являлось село Чаромское. Чаромские деревни тянутся довольно узкой полосой от деревни Запогостья, вверх по реке Шексне, затем несколько отходят от реки на восток. Здесь с кирилловскими землями сошлись владения патриарха Московского. Поэтому считаем нужным назвать некоторые кирилловские деревни.
С юга порядок Чаромских деревень Кириллова монастыря открывают деревни: Овинцы, Запогостье, Пестово и Иванцево. Далее граница с патриаршими владениями шла несколько восточнее деревень: Сельца, Обухова, Верещагина, Сосновки, Окаемова, Голобокова и Скорыниной. Названные деревни идут на карте с юга на север». Владения Кирилло-Белозерского монастыря не ограничились Чаромскими деревнями. Так, с 1435 года монастырю принадлежали несколько деревень, стоящих вдоль реки Углы.
Село Запогостье
Поскольку село Запогостье принадлежало Кирилло-Белозерскому монастырю, то и первые сведения о церкви в Запогостье мы находим в документах монастыря. В дозорной книге 1615 года среди сёл и погостов в вотчине Кирилло-Белозерского монастыря по Белозерскому уезду читаем: «В Запогостье, на речке Чуровке – церковь Рождества Богородицы и церковь Рождества Христова с трапезою».
После Смутного времени начала 17 века, когда поляки, литовцы и «воровские люди» наводнили весь Белозерский край, вотчина Кирилло-Белозерского монастыря была сильно разорена. Но постепенно жизнь в крае налаживалась, и многие деревни были заселены вновь.
В 1665 г. в селе Запогостье значилось 682 человека, из которых 341 – мужского пола 15 лет и старше, а из переписи 1678 года мы можем узнать, что в селе было 110 дворов.
В извлечениях, составленных Е.Е. Замысловским из переписных книг 1678 г., указывается, что в Сиземской волости, в Запогостье – вотчине Кириллова монастыря – погост, а на погосте стоят две церкви: Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Также на погосте есть келья, а в ней живет просвирня (женщина, пекущая просфоры для богослужения – прим. авт.).
Таким образом, на месте нынешней каменной полуразрушенной церкви в 17 веке стояло две деревянные. Одна из них – Рождества Богородицы, имела равноширокие помещения и вписывалась в прямоугольник. Алтарь церкви Рождества Богородицы был 2,84 м. в длину и 8,89 м. в ширину, молитвенное помещение имело размеры 8,53х8,89 метров, в западном прирубе располагалась трапезная, размерами 9,24х8,89 метров. Из данных замеров следует, что церковь была шириной почти 9 метров, а в длину – около 21 метра.
У деревянной церкви Рождества Христова, в отличие от первой – был более узкий пятистенный алтарь и шатровая колокольня. Церковь Рождества Христова состояла из алтаря (4, 92х5,90 метров), молитвенного помещения (7,46х8,74 метра), трапезной (8,53х8,74 метров) и паперти (2,80х8,74 метров).
Интересный факт можно почерпнуть из этих обмеров церквей, которые были произведены в 1773 году. Трапезные по площади превосходили молитвенные помещения в 2-2,5 раза. Это указывает на их большое общественное значение: там происходили мирские трапезы и сходы, составлялись документы, хранились волостные архивы и казна. Отмеченная особенность характерна для большинства деревянных церквей Севера.
Каменная церковь
Каменная Христорождественская Запогостская церковь основана в 1802 году и была приходской церковью Запогостского прихода Череповецкого уезда Новгородской губернии, то есть относилась к Новгородской епархии.
Запогостский приход располагался на пространстве в двенадцать вёрст.
По сведениям Н. Богословского, по состоянию на 1863 год во владении причта было более 43 десятин земли. При церкви имелось кладбище. По земле, принадлежащей приходу, протекали две речки на протяжении трёх вёрст, обе мелкие, которые впадали в реку Шексну. Приход располагался при просёлочной дороге, на расстоянии пятнадцати вёрст от Вологодской большой дороги, ведущей к С.-Петербургу. Запогостский приход граничил с Устье-Угольским и Чуровским приходами.
На содержание причта тратилось 336 руб. в год. Доход прихода составлял от продажи свеч – 14 руб. 56 коп., кошелькового и кружечного сбора 120 руб., от продажи хлеба, жертвуемого прихожанами в церковь и отдачу в наём лавок – 225 руб.
В приход входило 39 деревень, в которых было 428 дворов. Прихожан – 2565 человек, из них мужчин – 1255, женщин – 1310. Богослужения проходили в каменной церкви и в четырех деревянных часовнях. Первое и ближайшее селение от церкви – Починок, потом – Дроздово, Овинцы, Палшма, Дураково, Сельцо и другие. Дороги во всех деревнях проселочные; избы курные и белые. В приходе была одна школа, в которой обучалось 10 мальчиков.
У Христорождественской Запогостской церкви было три престола: Рождества Христова – главный, Рождества Пресвятой Богородицы и великомученицы Параскевы Пятницы.
По спискам населённых мест Череповецкого уезда Новгородской губернии 1896 года в Запогостский приход входили деревни Чаромской волости: Соболино, Квасюнино, Синицино, Репино, Андруково, Голодаево, Окоемово, Аксеново, Синцово; Починковской волости: Большая Сосновка (Окоемовская), Рыбай, Еремичева Божа, Сямичева Божа, Туриченкова Божа, Иванкова Божа, Большая Дьяконовская, Верещагино, Курган, Фертистово, Черепаново, Болыкино, Гнивашево, Большое Кистенево, Малое Кистенево (Дураково), Овинец, Малый Починок, Дроздово, Большое Зайцево, Тресино, Малое Зайцево, Сопятка, Ильинская, Перхино. Иванцево, Михайловское, Пестово, Сельцо, Обухово, с. Запогостье (погост), пос. Мыс.
В «Материалах для оценки земельных угодий Новгородской губернии за 1896 год» описывается частновладельческое хозяйство – усадьба «С. Запогостье» в Починковской волости. Из описания известно, что земли у причта – 42,4 десятины, из них удобной (годной на пашню – прим. авт.) – 40,9 десятины. Под усадебной землей – 1,5 десятины, пашни – 32 десятины, суходольного сенокоса – 7,4 десятины, леса нет. В хозяйстве четыре рабочие лошади, коров и быков – 14, телят – 9, овец – 9. Проводится посев ржи – 80 мер, овса – 230 мер. Укос сена составляет 400 пудов. В усадьбе семь жилых построек, одиннадцать хозяйственных построек. Управлял усадьбой причт Запогостской церкви.
Ярмарки и торжки в селе Запогостье проводились несколько раз в году, были известны за пределами края и привлекали широкий круг купцов. Обычно ярмарки приурочивались к местным храмовым праздникам. В Запогостье они проходили 1 июня (14 июня по новому стилю), 8 сентября (21 сентября по н.ст. – в Рождество Пресвятой Богородицы) и 28 октября (10 ноября по н.ст. – в день памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятница).
Известно, что в 1889 году службу в Запогостской церкви отправлял священник Кирилл Федорович Соболев, который в то же время был благочинным 2-го округа Череповецкого уезда.
В 1896 году в селе Чуровском с целью «призрения и воспитания мальчиков для подготовки их к поступлению в духовные училища и другие учебные заведения» был открыт приют для детей бедных родителей и сирот духовного звания Череповецкого, Кирилловского и Белозерского уездов. Одним из воспитанников приюта был Василий Рябинин, который впоследствии стал служить священником в Христорождественской Запогостской церкви.
В августе 1899 года прихожане Запогостского прихода ожидали приезда в Чуровское преосвященного Мисаила, епископа Могилевского и Мстиславского. Когда епископ Мисаил проезжал мимо Запогостской церкви, по всей округе разносился колокольный звон. Священник Василий Рябинин принимал участие в торжествах в Чуровской церкви и был удостоен аудиенции епископа.
Известно, что в 1915 году настоятелем храма был священник Алексей Константинович Тюльпанов. Он преподавал Закон Божий в Запогостской школе, которая располагалась на правом берегу реки Чуровки, а жил священник в деревне Дроздово. После октябрьского переворота 1917 года его дом заняла Запогостская начальная школа.
Его служение пришлось на переломный момент в истории России, и как сложилась судьба А. Тюльпанова, на данный момент неизвестно.
Советские «жернова»
Согласно «Списку функционирующих религиозных учреждений на территории Череповецкого округа Ленинградской области» удалось выяснить, что в двадцатые годы прошлого столетия Запогостская церковь вошла в обновленческий раскол. Лояльность обновленческого духовенства к советской власти не спасла церковь от закрытия в 1930-е годы. К моменту закрытия храма в приходе было 11 часовен.
Из причта Запогостской церкви в жернова сталинского террора попал дьяк Быстров Федор Петрович, 1865 года рождения из деревни Курган. Он был осужден в 1937 году Тройкой УНКВД Ленинградской области к высшей мере наказания.
В течение столетий на церковном кладбище хоронили особо знатных людей. В годы войны здесь же нашли последний приют советские воины, умершие от ран в эвакогоспитале. Сначала на каждой могилке был памятник. По воспоминаниям В.А. Водопьяновой, за могилами ухаживали, а во время войны даже было установлено дежурство по кладбищу.
Отгремела война, госпиталь закрылся. Здание церкви разрушалось всё больше, а вместе с ним и кладбище.
Перед строительством Волго-Балта многие останки военных перезахоронили в парке Победы. А старые могилы остались.
Из воспоминаний Клавдии Ефимовны Шишовой: «При строительстве Волго-Балта, до затопления местности СУ-419 должно было укрепить берег вокруг церкви и кладбища плитами. Но заказчик этого не потребовал, хотя все понимал, что вода подойдет до самой церкви, и берег будет подмываться. Слышали мнение: пусть падает церковь в реку, кирпич ляжет на дно, судоходству не помешает…».
LiveInternetLiveInternet
Это кинофильм 🙂 Страница фильма на Кинопоиске
Последняя работа недавно умершего режиссера Алексея Балабанова.
Он говорил о том, что задумывал этот фильм как историю, над которой будут проливаться женские слёзы, но над ним плакали и мужчины.
Я, как плаксивый вообще-то человек, не проронила и слезинки. Мне показалось, этот фильм не для слез. Но он совершенно однозначно относится к числу интересных и оригинальных, и непростых. Которых хочется досмотреть.
О чем собственно фильм.
Сюжет чем-то сродни «Сталкеру»: есть некая вымершая зона между Питером и Угличем в районе закрытой атомной станции, в центре которой стоит заброшенная «Колокольня счастья», откуда по слухам избранных людей забирают сразу на небо, в рай, в счастье. Вокруг зоны стоит кордон и всех честно предупреждают: вас могут и не забрать!
Не смотря на то, что момент «незабирания» — не смертельный (иначе бы наверно желающих попытать счастья было бы значительно меньше), обратно никто не возвращается.
С другой стороны — кто ж думает об этом «не заберут»?! выходит, что практически никто.
Я читала, что Балабанова много критиковали за «чернуху», но этот фильм совсем не таков. Я не люблю чернухи 🙂 но его посмотрела с большим интересом. Может быть, это вопрос точки отсчета, что есть «чернуха» или что главное в фильме… не знаю.
В главных ролях фильма «Я тоже хочу» заняты непрофессиональные актеры (к примеру, лидер группы «АукцЫон» Олег Гаркуша сыграл одну из главных ролей). Есть роль в фильме у младшего сына Алексея — Петра Балабанова. Интересно так же то, что сам Балабанов сыграл совсем небольшую роль режиссера в фильме, а так же свою смерть. Что в общем-то не удивительно: народу в фильме гибнет много-много.
В интервью через год после выхода «Я тоже хочу» Алексей говорил, что в следующей картине будет снимать только профессиональных актеров 🙂
Тем ни менее:
а) фильм — не ужастик на русский лад;
б) фильм ни разу не кровавый.
Но фильм конечно не про колокольню, а про то, как много людей, разных, хочет быть счастливыми. Но они готовы для этого — ехать куда-то. даже сделать невероятное, но не меняться, не сделать что-то вокруг себя. (Так я это поняла).
На ум приходит случай из одной книги, о православном священнике. Его знакомый говорил: «Ох, как я хочу удостоиться мученической кончины!» — А ему отвечали: «Что, легкого пути захотел? вжик и сразу в рай? Нет уж, ты поборись…»
Но это в общем-то дела сейчас не касается.
Небезынтересно так же небольшое продолжение истории колокольни, снятой в фильме.
Да и информации так же проходило много в новостных каналах. Алексей Балабанов умер 18 мая 2013 г, а на сорокой день после его гибели Колокольня счастья, ставшая к тому моменту уже знаменитой (ибо именно она была на постерах к фильму), обрушилась.
Кадры из фильма:
Колокольня, снятая в фильме «Я тоже хочу» — остатки Христо-Рождественской Запогостской церкви на берегу залива реки Шексны. (Запогостская — то есть за кладбищем; кладбище кстати было «разграблено» во времена советской власти, и один предприимчивый человек даже попробовал сложить себе дом на основании их памятников; не прокатило, что-то его мучило все время, и он соственноручно раскатал бревна, выковырил камни и свалил их в овраге).
Сам храм — времени постройки рубежа XVIII-XIX вв., но ранее примерно на том же месте была деревянная церковь.
более раннее состояние церкви
как увидел колокольню и храм Михаил Архипов в августе 2011 года (кругом все заросло!) Взято отсюда, из его поста
Виды церкви сверху
Об этом храме у сторожил и даже в краеведческом музее несколько историй.
Даже говорят, церковь сама выбрала место для себя, или тут уж Бог решил. Но дважды закладочные камни храма были уложены в другом месте. После первого раза пришедшие утром рабочие увидели — камни «стекли», подвинулись ближе к реке (видимо, раньше за храмом был более высокий холм, на нем и хотели ставить церковь). Но основание решило подвинуться ближе к реке (а река тогда была дальше). Тогда основание храма перенесли на прежнее место, а после второго таинственного ночного «передвижения» камней их уже не стали больше трогать. Построили на том месте.
Официальный год постройки Запогосткой церкви — 1802 г. в месте, где река Чуровка впадала в реку Шексну.
Сейчас эта местность сильно изменилась. Но до подъема уровня воды в реке Шексне был даже небольшой остров Монастырский Яз. В 15-ти верстах проходила дорога на Вологду и Петербург.
Еще сохранились рассказы о закрытии и поругании храма в начале 30-ых годов. Закрытие церквей дошло и до сей деревни, сначала решено было спилить кресты. Два креста были спилены, а на третий, самый большой у того человека сил не хватило, слез. Полез другой сельчанин — и по надписи узнал, что крест этот устанавливал его дед. Руки у него опустились, он тоже слез. И только с третьего раза удалось этот крест спилить, но человек, сделавший это, очень быстро погиб, утонул при купании. Так же погиб человек, рывший яму для колокола: грунт подался, и его засыпало землёй. Тело вытащили, но уже бездыханное.
В начале 60-ых годов при создании Волго-Балтийского водного пути многие территории пошли под затопление (всего перенесено 218 населенных пунктов и вырублено леса на площади 9 тыс. га.). Конечно, был разработан самый щадящий, самый оптимальный (и самый дешевый!) путь, и даже старались заботиться об окружающей среде.
«Удавалось избегнуть и вредного для природных условий Северо-Запада повышения влажности атмосферы от испарения с большой дополнительной водной поверхности. » или «По первоначальному проекту уровень грунтовых вод на водораздельной и без того сильно заболоченной равнине должен был повыситься на 5 м, а при новом варианте достигнуто было понижение уровня грунтовых вод на 4-5 м, что создало условия для осушения прилегающих территорий» — Строительство Волго-Балта, сайт Лоцман
Ожидаемо, что берега Шексны оказались сильно затоплены, уровень воды поднялся.
Как я узнала из поста Михаила Архипова: «Шексна — река в Вологодской области России, левый приток Волги. Длина 139 км. Берёт начало из Белого озера, впадает в Рыбинское водохранилище. В настоящее время в качестве реки сохранилась только на небольшом отрезке от посёлка Шексна до города Череповца, поскольку верхнее течение реки затоплено Шекснинским водохранилищем, а нижнее Рыбинским водохранилищем.»
— По моим подсчетам по самому длинному пути (там есть одно место, где затопленные пути сокращают основное русло) это в районе чуть более 55 км, то, что осталось от Шексны. Таким образом сейчас она фактически уже никакой не приток Волги? или я что-то не так понимаю…
хорошие иллюстрации этого затопления можно так же найти в блоге Михаила (его фотографии из того же поста)
восход на р. Шексна
берега с населенными пунктами
«Церковь Рождества Христова в Крохино, у начала Шексны в Белом озере, постройки 1780 года. Затоплена при создании Волго-Балтийского водного пути».
— это еще один пример затопленного храма. Однако, несмотря на из заброшенность и разрушение, я всё же думаю, храмам в таком положении везет больше простых домов: и строят их обычно на возвышении, да и просто постройки выше. Вода всё равно делает своё дело, но и возвышающие над водой маковки, потом остовы — они все равно говорят, говорят с нами, хоть мы и не всегда слышим. Они продолжают своё небольшое дело, тогда как простые деревянные домишки давно скрылись под водой. А что скрыто водой — уже не мозолит глаза.
Когда на р. Шексне в 2012 году проходили съемки фильма «Я тоже хочу» (2 недели в марте), колокольня давно уже наклонилась своим провалившимся куполом в сторону воды. Территория была расчищена местными жителями, стены (толщина которых 1,5 м (!), внутренних перегородок — 0,8 м) приведены в относительный порядок. Был поставлен крест, расчищен родник, который не один век бьет из под алтарной части церкви.
Не сомневаюсь, что она хранила гораздо больше тайн, чем знаем мы. Она долго держала оборону против этого мира.
Я прочитала, что сразу после закрытия храма в 30-ые годы XX столетия эти стены собирались разобрать на кирпич и построить то ли новый коровник, то ли что-то еще такое «в духе времени». Пришли рабочие, но при всем старании не смогли отбить ни одного целого кирпича. Крошился, ломался, сыпался пылью. Промучившись, занятие сие прекратили, оставив как «чужеродный» объект.
И Запогосткая церковь продолжала стоять долгие десятилетия, наверное, храня какую-то тайную надежду и напоминая.
Но теперь, исполнив свою последнюю роль, она обрушилась, наконец соединившись с водой.
P.S.
только одного не очень могу понять
Как в таких местах вообще можно купаться? — даже если, как говорят, в воде там слышатся стоны и пр, ну это из области потустороннего. Но есть ведь и простое, что меня бы сдержало: внизу, под водой — затопленные дома, вещи, чья-то жизнь…
мне кажется, это — страшно.