Содержание
- Бдительный Игумен Земли Русской
- Характер именинника
- День ангела Сергея по церковному календарю
- Сергий Радонежский – почему он?
- Ученики и последователи Сергия Радонежского
- Русская патристика в эпоху новомучеников: отец Сергий Мечёв
- Сергий Радонежский, биография, новости, фото
- Биография Сергия Радонежского
- Детство и юношество
- Монашество и уединение
- Зарождение монастыря
- Общественное служение
- Смерть
- Память
- Краткая биография Сергия Радонежского
- Ранние годы
- Основные вехи жизни
- Почитание преподобного Сергия
Бдительный Игумен Земли Русской
Святые с нами. Помним ли мы об этом? Ко дню памяти Игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского – мы публикуем свидетельства о его неустанном о молящихся ему попечении.
Рака с мощами преподобного Сергия в Троице-Сергиевой лавре
Заступается только тогда, когда это действительно нужно
Архимандрит Павел (Кривоногов) Архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
– Когда я учился в семинарии, меня, помню, как-то раз попросили помочь иеросхимонаху Моисею (Боголюбову), он был уже стареньким. Старшекурсник, ранее ходивший за ним, выпускался, и я его сменил. Когда батюшке стало совсем плохо, и он уже не выходил из кельи, я ежедневно ему помогал. У него была язва на ноге, и постоянно требовались перевязки.
Сам я тогда еще только перевелся во второй класс семинарии, занятия-то я еще посещал, а вот все мои часы самоподготовки проходили как раз в хлопотах в келье отца Моисея.
В конце года я в трепете зашел в канцелярию семинарии, там мне выдали ведомость об успеваемости, которую я должен был отвезти папе с мамой. Мне даже сначала смотреть в нее не хотелось… Но потом я осмелел, взглянул и… не поверил!
– Вы не ошиблись? – возвращаюсь к секретарю. – Это моя ведомость?!
Она подтвердила: все верно. Там были все пятерки! Начинаю мысленно прокручивать: что происходило в этом учебном году? Вспомнил, например, такой случай: я знал всего один билет. У меня тогда практически не было времени что-либо учить, у батюшки, помню, было обострение болей. И я просил его помолиться:
– Знаю, – говорю, – всего один билет…
– А ты сходи к преподобному Сергию, скажи ему об этом, – благословляет меня старец.
Я сходил, все рассказал преподобному, помолился. И на экзамене вытащил именно этот билет! Раз пятерка. Также вспомнил, как, бывало, прочитаю тогда второпях какой-то один вопрос, который меня самого заинтересует, и вдруг на занятии меня именно по этому вопросу и спрашивают… И так из раза в раз. Просто пока шел учебный год, я жил в таких «попыхах», что даже сам не замечал этих чудесных «совпадений». Кстати, когда старец почил и времени у меня стало побольше, они прекратились. Точно так же, как в тот год, я мог отсутствовать на вечерних занятиях и этого почему-то никто не замечал, мне ни разу не сделали ни выговора, ни замечания. А стоило мне куда-то не явиться на следующий год, когда я уже был третьекурсником, сразу же вызвали в инспекцию. Для меня все это было удивительно: дело в том, что когда годом ранее я «пропадал» у старца, я никого об этом не предупреждал.
Преподобный Сергий здесь в курсе всего. У нас буквально у каждого из братий какие-то свои истории есть. Один, помню, поленился: «Да зачем изо дня в день на молебен ходить… Надо отдохнуть немножко…» Тут же ему явился преподобный Сергий:
– Мои все на братском молебне!
Тот вскочил и побежал. С тех пор не пропускает!
Преподобный Сергий действительно всем здесь управляет. В советское время здесь был музей, по вечерам милиция выпроваживала последних посетителей за ворота. И вот идут, уже девять вечера, все закрыто, а тут вдруг видят, как неспешным шагом какой-то старичок мимо Успенского собора идет.
– Эй, ты кто?! – окликнули.
– Хозяин, – оборачивается и спокойно идет себе дальше, деловито осматривая территорию.
– Ты что здесь вообще делаешь? – не поняли они.
– Охраняю, – отвечает им уже через плечо, следуя вглубь Лавры к Троицкому собору.
Они – за ним. Причем сколько не ускоряют шаг, никак догнать не могут! Старец подошел к Троицкому собору и, не открывая дверей, исчез за ними.
Об этом рассказал один из тех самых милиционеров уже на смертном одре. Тогда они с напарником сразу же нашли икону преподобного Сергия и поняли, что видели именно его, просто распространяться в те годы об этом было не безопасно.
Как преподобный Сергий всех и каждого видит
Валерия Николаевна Маслова с архиепископом Алексием (Фроловым) Валерия Николаевна Маслова, пенсионер, в свое время сотрудница Новоспасского монастыря:
– В то время, когда будущий владыка Алексий (Фролов) еще преподавал в Московской духовной семинарии и жил там же, в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, одна из богомолок, женщин, которые даже в те советские годы старались не пропускать ни одной службы, рассказала такую историю.
Однажды она спешила к ранней Литургии, хотя шла еще и раньше начала братского молебна. Было темное зябкое утро. Едва-едва падал снежок. Сама она тоже несла какое-то послушание при Лавре, и ее постоянно донимала мысль: «А как же преподобный мог за всеми уследить? Пусть и не такой большой тогда была лавра, но все равно же монастырь огромный…»
«И вдруг, говорит, поднимаю глаза от мокрой в слякоти брусчатки на площади перед входом в лавру – и мне вмиг открывается как бы срез лавры… Это было какое-то не пространственное видение, как в аксонометрии, – нет. Я видела каким-то чудесным образом всех и сразу. Кто чем занимается в данный момент. Кто-то просфоры перебирает и складывает, готовя их к Литургии. Другой молится с земными поклонами. Кто-то еще спит, иной только-только встает…»
– Вот так ей преподобный Сергий и показал, как он за всеми нами наблюдает, – говорил нам владыка Алексий.
А это же игумен отнюдь не только Лавры, а всей Земли Русской…
Как преподобный Сергий учеников себе выбирает
Архимандрит Илия (Рейзмир) Архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
– В Свято-Троицкой Сергиевой лавре все происходит непостижимым таинственным образом. Помню, когда я впервые оказался здесь, захожу в храм, а там батюшка такой старчик машет мне рукой с солеи:
– Пропустите ученика преподобного Сергия.
А я-то тогда еще даже о семинарии, – не то, что о монашестве – даже и не думал! Но слова эти как-то в сердце остались. Это, кстати, был схиархимандрит Михей (Тимофеев), как я потом узнал. Только я к нему тогда подошел, как меня тут же подвели еще к архимандриту Феодориту (Воробьеву), тогдашнему благочинному Лавры. А он меня сразу же к себе в келью пригласил, а оттуда повел меня к отцу Матфею (Мормылю), – он тогда еще совсем молоденький был, но уже преподавал в семинарии.
– Отец Матфей, приими его, – вручает меня ему благочинный. – Это наш будущий брат. Помоги ему поступить в семинарию.
Вот так преподобный Сергий сам тут же учеников себе выбирает. Указывает на них каким-то образом здешним духовникам. А может, это и самому человеку открыть.
Я как-то разговаривал с двумя братьями-близнецами из Казани. Они заканчивали семинарию, вот им уже и определяться надо: один, смотрю, так твердо намерен стать монахом, причем именно лаврским, а другой решил, что ему надо продолжать род, жениться, значит, надумал. И вот тот, который жизни уже себе не представлял вне монашества, видит сон, как после братского молебна семинаристы подходят к мощам, а батюшка Сергий сидит рядом с ракой и их благословляет, когда же он сам подошел, преподобный его так несколько оттеснил в сторону:
– Ты не от нашего стада.
И действительно, он потом женился: монашество было не его призванием.
Сам я с Украины. Известно, как там однажды проезжал Хрущев, направляясь в Закарпатье, и вот где-то в пути остановился:
– Что это такое?!! – тычет в кресты на уже закрытых храмах. – Когда буду возвращаться, чтобы их уже не было!!
Женщина с Кубани, участвовавшая в снятии этих крестов, спустя какое-то время стала глухонемой. Прошло более 10 лет, ей написали о том, что есть мощи преподобного Сергия Радонежского. Она приехала, приложилась и здесь же сразу заговорила. Так у нас тут и исповедовала свой грех.
Чудеса и сейчас есть. Да уж слишком люди рационалистичны стали! И то могли бы себе на пользу души обратить: сколько сейчас разной духовной литературы есть – читай, раз такой умный. Раньше-то мы все вручную переписывали: акафисты, молитвословы. А сейчас все есть, да люди не те… Теплохладны все стали. Вера охладевает. Господи, помилуй!
Отблагодарил
Иеросхимонах Валентин (Гуревич) Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы:
– В период моего обращения со мной произошла такая история.
Я тогда вообще часто болел, и Господь, видимо, укреплял мою веру, посылая мне избавление то от одного, то от другого недуга.
Экзема, которая прежде, начиная с переходного возраста, каждую весну выступала в виде почти незаметных очажков на пальцах рук, теперь разразилась в полную силу: вся ладонь левой руки утратила кожный покров.
Районный врач объяснил мне, что это на нервной почве, и выписал направление в кожно-венерологический диспансер. Там назначили какую-то мазь, и я в течение двух месяцев аккуратно являлся туда на перевязку.
Однако все было тщетно: болезнь не уступала ни одного миллиметра захваченной ею территории.
По истечении этих двух месяцев я как-то был в гостях у своего друга, который только что побывал в Загорске и привез оттуда святую воду. К тому времени я уже знал о Сергии Радонежском; причем, именно этот мой гостеприимный хозяин и рассказал мне о нем еще за два года до описываемых событий. Его рассказ тогда поразил меня и запомнился навсегда.
И вот, с мыслями о преподобном Сергии Радонежском и с большой надеждой, что вода из его источника может мне помочь, я взял банку с этой водой, и полил ею обнаженную от кожи ладонь.
В течение двух часов я время от времени поглядывал на то, что происходит с ладонью. Затягивание раны напоминало замедленную киносъемку. Через два часа больная ладонь стала гладкой как другая, вернув себе здоровую кожу.
Потом, когда я сам уже регулярно ходил в храм и неопустительно дома молился, у моих знакомых произошло следующее. Они были родителями двух замечательных детей, мальчика и девочки. Но с переходным возрастом, как водится, начались проблемы. Когда сыну было лет 16, однажды вечером родителей не было дома. Это оказалось весьма удобным редким случаем, которым не преминула воспользоваться компания его сверстников-подростков, устроивших в свободной от взрослых квартире то, что на языке их субкультуры называлось «клёвый сейшен», сопровождавшийся его непременными атрибутами: наркотики, алкоголь, курево, соответствующая музыка, развязное поведение присутствующих обоих полов…
«Сейшн» прошел на славу.
До возвращения родителей было достаточно времени, чтобы навести порядок в квартире. Удалось ликвидировать все следы происшедшего за исключением одного, не поддававшегося ликвидации. Дело в том, что поскольку родители вели подчеркнуто здоровый образ жизни, в доме отсутствовали пепельницы. И в разгар «сэйшна» один самый продвинутый подросток для того, чтобы всем была явлена его крутость, привлек общее внимание тем, что погасил окурок о лакированное кресло, отчего на самом видном месте осталось неустранимое свидетельство этого крутого поступка…
Отец был в таком гневе, что просто показал сыну на дверь.
– А куда же я пойду? – растерянно поинтересовался тот.
На что родитель после некоторого раздумья произнес:
– К Вале Гуревичу.
У меня тогда уже умер отец, и я жил один.
Раздается звонок, на пороге этот знакомый мне подросток… Так он ко мне и подселился. В комнате ему нашлось ложе для ночлега.
Он чувствовал себя плохо; полнейшее отсутствие наркотиков и (что в не меньшей степени удручало его) рок-музыки было причиной «ломки» и депрессии…
Квартира была однокомнатной, так что он мог наблюдать, как я каждый день исправно зажигаю лампадку и читаю утренние и вечерние молитвы.
Правда, во время чтения утренних молитв он чаще всего продолжал спать, но иногда все же слушал их спросонья, так что даже потом повторял поразившую и запомнившуюся ему фразу: «Да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся»…
Сделавшись таким образом свидетелем повторяющегося изо дня в день моего «молитвенного подвига», он наконец как-то обратился ко мне с просьбой: «Возьми меня с собой в церковь!»
И вот мы отправились в храм Всех Святых на Соколе — ближайший от нашего жилья.
Заходим, а хор поет:
– Ублажаем тя, преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов…
Мальчик был потрясен! – Дело в том, что его звали Сережа. Я и сам был изумлен: надо ж было прийти именно в этот момент и ему попроситься в храм именно в этот день! – Праздновалась память преподобного Сергия Радонежского.
Надо сказать, что мы с этой семьей дружили уже очень давно, – вместе работали с его папой. Годами ранее, когда этому мальчику было еще только 9 лет, однажды я пришел к ним в гости и у меня с собою было факсимильное издание хрестоматии для детей, составленной Львом Толстым в период его педагогических опытов в Ясной Поляне. В ней, в частности, содержался его перевод жития как раз преподобного Сергия Радонежского. Помню, мы сидели вместе с Сережей в его комнате, и я читал ему этот перевод, полагая это вдвойне уместным, поскольку его имя носил главный герой повествования. Там говорилось, что в детстве будущему Преподобному не давалась грамота, ибо он «памятью был туп»… В тот момент, когда я произносил эти слова, в комнату вошел папа Сережи с веником, чтобы подмести пол, и расхохотался особым свойственным ему громким хохотом.
– Папа, нехорошо смеяться, – сказал тогда вдруг Сережа, очень серьезно и внимательно слушавший повествование о своем тезке. – У мальчика горе, ничего смешного здесь нет.
Возможно, преподобный так отблагодарил его за сочувствие, пригласив в храм именно на день своего праздника.
Немного дней спустя Сергей обратился ко мне с новой просьбой:
– Возьми меня в церковь креститься.
Мы поехали с ним в Отрадное. Там отец Валериан Кречетов его крестил…
Кому ведомы пути, которыми нас ведут к Богу Его святые?
«Прости меня, преподобненький!»
Протоиерей Георгий Климов Протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого благочиния Северо-восточного викариатства Московской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще:
– В годы моей учебы в семинарии один из лаврских иеромонахов рассказал мне историю своего к тому моменту уже почившего духовника схиигумена Селафиила (Мигачева; †1.08.1992). Будучи молодым монахом, будущий схимник очень скорбел от притеснений некоего человека, засланного в Лавру для усмирения, как это тогда считалось, монахов. Он даже там обладал какими-то полномочиями, но попросту издевался вплоть до рукоприкладства.
«Еще один раз – и я уйду из монастыря!» – сказал себе этот брат. Но этого-то от него собственно и добивались. Так что вскоре на него обрушился новый шквал побоев. Он, как всегда ничего не ответив, просто направился в келью, где собрал те немногие вещи, которые у него были. И вот как только он взялся за ручку двери, почувствовал, что кто-то на его руку положил свою…
– Ты станешь настоящим монахом, если все это вытерпишь, – услышал он голос и, даже не видя полностью того, кто говорит, а только его руку на своей руке, понял, от кого это вразумление.
– Прости меня, преподобненький! – расплакался он.
Потом отец Селафиил говорил братии:
– Что бы со мной теперь ни делали, как бы кто ни оскорблял, я до конца моей жизни буду подвизаться здесь, у преподобного Сергия.
Почил он в глубокой старости, не дожив несколько лет до столетия, и ни разу с тех пор не порываясь из стен Лавры.
У Бога все живы
Игумен Корнилий (Мороз) Игумен Корнилий (Мороз), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
– Известен такой случай. До схимы этого брата звали Иосифом, он еще до революции был пострижеником Черниговского скита. Это один из легендарных лаврских старцев – схиархимандрит Иосия (Евсенок), кто смог вернуться в Лавру после ее открытия в 1946 году. Здесь-то он нам уже и рассказал, как погибал в одном из северных лагерей, а лазаретские врачи, уже не желая на него тратить медикаменты, вынесли его с воспалением легких в неотапливаемое помещение, предполагая, что до утра он не доживет. А ему явился преподобный Сергий и подбодрил, дав просфорку:
– О тех из вас, кто оказался вне обители в изгнании, я забочусь еще больше.
А просфорка-то точно была лаврская! Каждый брат отличит просфору своего монастыря. Причем батюшка рассказывал, что коченея, вдруг ощутил, что просфору авва ему принес теплую. Он ее съел и тут же согрелся. Так что когда утром врачи пришли уже с двумя носильщиками, чтобы те отнесли труп, то были поражены: отец Иосиф сидел не только жив, но и полностью здоров!
Потом разве что сокрушался: «И чего я ее всю тогда съел? Выжить, наверно, и не надеялся… А это же была небесная просфорка! Можно было бы хоть немножечко да оставить».
Преподобный помогает всем и каждому, не только монахам. К нему обращаются и при бесплодии за благословением на рождение детей. Одна такая пара взяла на себя обет пешком пройти из Москвы до Лавры. Шли, молились, на перевалах Акафисты преподобному читали. Так потихонечку и добрались, поклонились, приложились к мощам, воздохнули. А через неделю женщина поняла, что ждет ребенка, хотя до этого они уже 12 лет были в браке и никакое дорогостоящее лечение им помочь не могло…
А еще одна женщина уже с последней стадией рака услышала как-то от знакомого иеромонаха, что у мощей преподобного Сергия бывают исцеления. Но ей до них уже даже добраться проблематично было, врачи отводили ей несколько недель жизни. Стал батюшка ее часто исповедовать, причащать, соборовать, молебны прямо дома у кровати служил. Привез ей маслице от мощей преподобного Сергия. Она мазала этим маслицем пораженный опухолью участок груди. Однажды ей явился преподобный Сергий и, обратившись по имени подозвал:
– Иди ко мне!
Она подошла по какому-то точно материализовавшемуся под ее ногами ковру, а преподобный ее благословляет и приободряет:
– Молись, не бойся!
Так она уже и у мощей преподобного Сергия побывала, и вдруг приходит к своему знакомому иеромонаху:
– Просыпаюсь на утро, а грудь мокрая. Ничего понять не могу. А это опухоль, точно как слизь какая-то, выходит.
Потом консилиум созывали, пять профессоров совещались: не бывает такого и все. А это Господь по молитвам преподобного Сергия дал еще время на покаяние.
«Все в порядке»
Елена Георгиевна Белова Елена Георгиевна Белова, ассистент кафедры теологии МИИТ (РУТ – Российского университета транспорта):
– Мой папа долго, целый год, мучился и лечился: страшная экзема на руках не давала покоя ни днем, ни ночью. Руки до самого плеча были покрыты сыпью, все это мокло, зудело, кисти рук распухли. И работать было невозможно своими некогда «золотыми» руками. Молиться папа не умел. А мои молитвы были, как видно, слабыми. Ничего не помогало.
И вот однажды мы с папой поехали на дачу к моему брату. Дорога лежала мимо Сергиева посада. Удалось уговорить папочку зайти в монастырь приложиться к мощам преподобного Сергия. На удивление легко он согласился идти со мной в Троицкий собор. Всю дорогу я молилась и просила преподобного исцелить моего отца. В храме я просила папу обратиться со своей бедой к святому как к родному человеку, искренне просить и не обращать внимания на окружающих.
– Все пришли сюда со своими нуждами и проблемами, как в лечебницу, – говорила я ему. Папочка мой не сопротивлялся, кротко приблизился к мощам и в растерянности остановился. Все здесь для него было чуждо. Я смело подошла сзади, положила его голову и руки на раку и скомандовала коротко:
– Проси!
Монах, дежуривший возле мощей, останавливал тех, кто пытался было тоже приложиться одновременно. Понял, что у нас дело серьезное. Потом на площади мы набрали воды из святого источника в часовенке и отправились дальше.
Я оставила отца на даче у брата, только попросила, чтобы он каждый день пил эту воду и смачивал ею больные руки.
Мы не виделись больше месяца. Наконец, я решилась позвонить и узнать, как дела. Сама-то я не очень верила в исцеление: ну кто мы такие, чтобы нам Бог посылал такие милости?
Но вдруг на мой вопрос «как дела?», слышу привычно бодрое (отец никогда не жаловался):
– Нормально.
– Что с твоими руками? – уточняю.
– Все в порядке.
– Что в порядке? По-прежнему мокнут?
– Нет, все прошло… – докладывает он.
– Как это прошло? Когда?
– Да недели две назад… – и тут же поясняет. – На свежем воздухе, в тишине!
– Как? Ты не понял? Кто тебя исцелил? – тут уж не удержалась я, когда до меня до самой дошло, что случилось, и с досады даже сказала: «Как тебе не стыдно…»
– Ладно, Ленка, ладно, – сконфуженно ответил отец.
Как же трудно бывает мужчинам признать эту силу свыше…
Однако через год, когда мы снова ехали мимо Лавры, папа вдруг сразу же согласился еще раз зайти к преподобному и поблагодарить его за чудесную помощь.
Троицкий собор был закрыт, и мы зашли в Успенский, где хранится под стеклянным колпаком гроб, изготовленный самим преподобным, в нем потом и похороненным. Мой папочка встал на колени возле этого гроба и молился.
Я стояла в стороне и тоже со слезами благодарила Бога и преподобного.
Обретение веры – это же главное чудо!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Сергей – это мужское имя еврейского происхождения. Оно означает светлый, ясный, высокочтимый. Мальчик с таким именем жизнерадостный, добрый, отзывчивый. Сергей способен к сопереживанию. Он всегда будет верным другом и никогда своего приятеля не оставит в беде. Сергей обладает тонкой натурой. Любая грубость направлена в его сторону очень ранит его чувства.
Он достаточно общителен и легко приспосабливается к новым людям и условиям. Но он никогда не сможет общаться с хамами и грубиянами.
Характер именинника
Среди носителей данного имени очень много встречается музыкантов, живописцев, писателей. Это и не удивительно. Ведь мальчики с именем Серей очень талантливы. Они еще с раннего детства увлекаются многим, ходят на различные кружки и занимаются спортом. Но такая отрицательная черта в характере как неусидчивость, может помешать довести дело до конца.
Сергей очень мечтательный. Он любит проводить много времени в фантазиях. Сергей любит поражать окружающих своей бесшабашностью и героическими поступками. Несмотря на такие черты в характере как мужество и упорство, все же неудачи в жизни его легко выбивают «с колеи». Мальчикам с данным именем свойственно скрывать свои истинные эмоции. Он рассудительный и сдержанный. В свои спутницы, он выбирает умных и красивых женщин.
День ангела Сергея по церковному календарю
Как известно еще с древних времен было принято отмечать не день рождения, а день ангела. Чтобы узнать какого числа почитается память святого с таким же именем по православному календарю. Дата, которая находится ближе всего ко дню рождения и будет днем ангела человека. И так, когда же день ангела у Сергея? На протяжении года таких дней несколько. Ниже представлена полная таблица почитаемых святых с этим именем.
Именины Сергея по церковному календарю припадают на такие даты:
Дата | Святой покровитель |
15 января | Сергий, мч. |
27 января | Сергий Синайский, прач. |
5 марта | Сергий Валаамский, прмч. |
2 апреля | Сергий Савваит, прмч. |
25 апреля | Сергий II, патриарх, Константинопольский |
1 июня | Сергий Шухтомский (Шухтовский), схимонах |
11 июля | Сергий Валаамский, прп.; Сергий, прп. |
18 июля | Сергий Радонежский, игумен (Обретение честных мощей) |
20 июля | Сергий Радонежский, игумен |
25 августа | Сергий, прп. |
24 сентября | Сергий Валаамский, прп. |
8 октября | Сергий Радонежский, игумен (Преставление) |
20 октября | Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский, прп.; Сергий Печерский, Послушливый; Сергий Римлянин, Росафский, мч. |
23 октября | Сергий Зографский, прмч. |
29 ноября | Сергий Малопинежский, прп. |
11 декабря | Сергий, сщмч., пресвитер |
Пусть хранит Вас Господь!
Сергий Радонежский – почему он?
Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?
***
Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.
Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.
Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.
Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.
Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.
Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.
Художник Александр Простев
Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.
XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.
Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.
В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.
Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.
Ученики и последователи Сергия Радонежского
Из серии Житие прп. Сергия (прп Симон один из первых учеников Сергия Радонежского)
Фото Александра Простева
– Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.
– Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.
– Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.
– Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.
– Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.
– Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.
– Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.
– Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.
– Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.
– Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.
– Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.
– Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.
– Преподобный Афанасий пустынник, основатель Череповецкого Воскресенского монастыря.
– Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.
– Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.
– Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.
– Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.
– Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.
– Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.
– Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.
В материале использованы репродукции картин художника Александра Простева
Другие материалы о святом Сергии Радонежском читайте
Русская патристика в эпоху новомучеников: отец Сергий Мечёв
Священномученик Сергий Мечёв
В сознании многих людей отец Сергий Мечёв несколько «заслонен» фигурой его великого отца – старца Алексия Мечёва. Как тут спорить? Не будь старца Алексия, отца Сергия не было бы. Это правда. Но правда и в том, что старец Алексий в своем сыне видел не только родного человека, но и достойного преемника. Молился и ждал, что отец Сергий станет духовным отцом маросейской общины. Ожидания сбылись. Один Бог знает, чего это стоило отцу Сергию. В отличие от праведного Алексия, он не был старцем, когда принимал общину под свое крыло.
Бог дал великий дар духовного руководства отцу Сергию
Настоящим старцем вообще нельзя стать, как справедливо настаивал Митрополит Сурожский Антоний. Это такая же невыполнимая задача, как стать гениальным композитором, гениальным физиком: ни один университет не сделает гением, даже общение и родство с настоящим гением не делает человека гением. Это талант, Божий дар. И Бог дал великий дар духовного руководства отцу Сергию. Не сразу, через трудный подвиг, год за годом.
***
Отец Сергий совершил подвиг вхождения в святоотеческую традицию. Чтение, изучение святоотеческих творений – это всё полезно, замечательно, но недостаточно. Поэтому великий догматист, протоиерей Георгий Флоровский, ставил вопрос о необходимости нового патристического синтеза. Что это значит? Нужно в условиях нашего века обратиться к святоотеческой традиции, увидеть ее как единое духовное явление, как церковное Предание от времен античности до наших дней, до конца времен. И надо почувствовать христианский дух святых отцов, а затем ответить на вызовы нашего века, рассмотреть текущие проблемы со святоотеческих позиций. Отец Георгий считал, что святые отцы разных эпох – свидетели вечной Истины, поэтому они опередили свое время, они будут актуальны во все времена.
Протоиерей Георгий Флоровский работал над своим патристическим синтезом как богослов-догматист. Откровенно говоря, это не его открытие, потому что патристический синтез мы обнаруживаем у преподобного Максима Исповедника в эпоху раннего Средневековья. Свой патристический синтез был у святителей Филарета (Дроздова) и Феофана Затворника в XIX в. Читая отца Сергия Мечёва, осознаешь, что святоотеческий синтез постепенно сложился и у него тоже.
Святые отцы разных эпох – свидетели вечной Истины, они актуальны во все времена
Отец Сергий изучал святых отцов не для подготовки богословских лекций, научных конференций, а для пастырского служения. Он понимал, что, обращаясь к святым отцам, мы не откатываемся назад, в прошлое, а готовим себе надежную почву для будущего. Отец Сергий настолько проник в дух святых отцов, что его беседы, письма возвышаются до святоотеческого уровня. До святоотеческого! Понимаю, что это заявление дерзновенное.
Недавно православный богослов Жан-Клод Ларше дерзновенно назвал старца Силуана Афонского – святым отцом. Ларше прекрасно знает греческую патристику, занимается сложнейшими текстами преподобного Максима Исповедника, знает, что преподобный Силуан имел всего-то два класса образования, оставил наставления в «слишком» простых словах. Тем не менее старец Силуан – святой отец. Про батюшку Сергия Мечёва тоже можно сказать: «Это русская патристика, перед нами святой отец». Священник Сергий Мечёв пролил мученическую кровь в 1942-м г., через 4 года после блаженной кончины преподобного Силуана.
***
Даю две небольшие иллюстрации в подтверждение мысли. Во-первых, отец Сергий чувствовал острую потребность в святых отцах при чтении Библии. Он жадно впитывал святоотеческую мудрость. Вот как он рассуждал в 1920-е годы, беседуя с прихожанами: еще монахи Древнего Египта замечали, что святые переписывали Евангелие и исполняли его; пришло время, когда Евангелие читают и переписывают, а потом кладут на окно. Вот для отца Сергия отправная точка – Священное Писание нужно читать делами, а не просто читать глазами, понимать умом и запоминать.
Для убедительности отец Сергий приводит цитаты из Марка Подвижника, Максима Исповедника. Батюшка призывает: мало-помалу начнем делание во Христе – и постепенно будут открываться тайны Божии в Священном Писании; по этому пути нам трудно идти одним, возьмем в дорогу всё нужное у святых отцов – они сначала сами сотворили, исполняли заповеди Христовы на деле, а потом учили христиан (ср. Мф. 5, 19). Для отца Сергия Новый Завет – это, прежде всего, заповеди Божии, то есть он интересуется, прежде всего, аскетическим смыслом библейского Откровения. Причем отец Сергий подчеркивает, что библейское Откровение через века передается в Церкви от одного святого отца к другому. Идти путем собственного разумения Слова Божия отец Сергий считает ошибкой, ложным подходом к Библии.
Священномученик Сергий Мечёв и архимандрит Борис (Холчев)
Отец Сергий предлагает нам начать свое изучение Библии, рассматривая те немногие заповеди, над которыми мы уже поработали, аскетически потрудились, – тогда нам будет в Библии открываться и остальное.
Конечно, скажут, что в наше время у многих Евангелие лежит на полке или даже в файле, который можно открыть за пару кликов (правда, до этого руки не доходят). Вот в чем проблема! Таким людям отец Сергий советует «читать каждый день по одной хотя бы главе Священного Писания, и пусть почувствуют себя должниками против всех заповедей Божиих».
Слово Божие понимается поступками, начиная с ежедневного чтения Нового Завета и исполнения одной заповеди в течение одного дня
Подобное чувство долга перед Богом, перед Его заповедями – уже покаянное чувство, по сути, большой шаг на духовном пути. Тем не менее это пока только внешнее знакомство со Словом Божиим. Впереди – еще более глубокое, внутреннее знакомство с Библией, когда ее читатели «хотя бы в одной малой заповеди начнут исполнять Закон Божий, тогда постепенно откроется им и весь Божественный закон». Не о борьбе ли со страстями ведет речь отец Сергий?
Вот какой путь жизни по Священному Писанию видел отец Сергий: на этом пути я не одинок – со мной святые отцы, они – преемники апостолов, они растолкуют мне смысл Писания. Святые отцы дают больше – живой пример, как Писание понимается делами. Слово Божие понимается поступками, начиная с ежедневного чтения Нового Завета и исполнения одной заповеди в течение одного дня.
***
Вторая иллюстрация: отец Сергий обращается к Лествице в беседе с прихожанами о молитве. И он так входит в дух святоотеческой книги преподобного Иоанна Лествичника, что, бережно передавая средневековый монашеский текст, он одновременно дает мирянам современное прочтение патристики. Это и есть новый патристический синтез, с одной стороны; а с другой – нечто большее, а именно – настоящая русская патристика. Здесь больше, чем полезные размышления русского священника над греческой патристикой.
Священномученик Сергий Мечёв Итак, Лествичник говорит, что молитва имеет свое начало – отгонять посторонние помыслы при их появлении, середину молитвенного опыта Лествичник видит в том, чтобы заключать ум в слова молитвы, «а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу». В продолжение этого отец Сергий рисует картинку из поездки в московском трамвае:
«Я еду в вагоне и с кем-нибудь увлеченно беседую. Несмотря на то, что я слышу посторонние разговоры, центр моего внимания направлен на слова мои и моего собеседника. Вдруг я ловлю слова посторонних людей, плохо слушаю собеседника. А затем только делаю вид, что разговариваю с моим собеседником. Так же и в молитве нас отвлекают помыслы, и мы бросаем молитву; наш ум тогда заключается в посторонних помыслах, а не в молитве. Оттого, что мы не отгоняли помыслы в начале молитвы».
Здесь я сокращенно пересказал слова отца Сергия, для того чтобы продемонстрировать его поразительное единомыслие с преподобным Иоанном Лествичником. Именно таинственное единодушие, продолжение, преемство христианского рассуждения, а не просто свежее толкование с конкретным удачным примером.
К концу жизни Господь увенчал пастырский подвиг батюшки Сергия благодатью старчества
Напоследок скажу еще, что отец Сергий увидел в Лествице не только образ духовного восхождения христианина, но и образ духовного взросления христианина. Это поразительно! – отец Сергий чудесным образом увидел образ взросления в приведенном тексте Лествичника о начале и совершенстве молитвы.
Батюшка говорит, что в начале пути немало людей на молитве «вознесли свое сердце к Богу», почувствовали радость присутствия Бога рядом, почувствовали отгнание посторонних помыслов в какой-то мере, хотя в полной мере это дается совершенным христианам. Такой дар начинающие получают не по заслугам, не по аскетическим трудам, а по «духовной педагогике»: Бог дает его в пору нашего, скажем так, духовного детства. Затем начинается «путь испытаний», борьба за стяжание благодатного опыта – именно стяжанием Святаго Духа Божия достигается цель человеческой жизни, как мы знаем от преподобного Серафима. Стяжание духовного дара от Бога – это духовная зрелость, или старчество. Чада отца Сергия вспоминали, что к концу жизни Господь увенчал пастырский подвиг батюшки Сергия благодатью старчества.
На этом я закончу поминать трудное духовное служение отца Сергия Мечёва. Он любил Бога, Его Слово, он вошел в разумение святых отцов, в труды святых отцов, в их подвиг и их духовный опыт.
Сергий Радонежский, биография, новости, фото
Биография Сергия Радонежского
Сергий Радонежский (при крещении Варфоломей) – выдающийся монах-подвижник, аскет, подчинивший свою жизнь божьим заповедям любви и согласия, символ единства Руси, способствовавший ее объединению после раздробленности и межусобиц, духовный лидер, убеждавший в необходимости укрепления государственности для свержения золотоордынского ига. Сергий Радонежский Он был создателем Свято-Троицкой обители, приверженцем монастырской общежительской традиции, зачинателем практики старчества, мыслителем, не только подражавшим византийским богословским идеям, но и творчески из развивавшим. Он обладал чудесными мистическими знаниями, оберегал страждущих от болезней и всякого зла, воскрешал из мертвых.
Истовая молитва праведнику оберегает в сложных жизненных ситуациях, помогает сиротам и вдовам, покровительствует людям, носящим его имя, монахам и военным, способствует ученикам в получении знаний, ученым в успешности экспериментов, подозреваемым в справедливом исходе судебных производств, избавляет от зависти и гордыни, исцеляет болезни.
Детство и юношество
Будущий видный церковный деятель появился на свет более семисот лет назад в скромной и благочестивой семье из ростовского села Варницы. Точная дата его рождения неизвестна, хотя в некоторых источниках указано 14 мая 1314 г. Еще во время беременности матери, по церковному преданию, открылось особенное предназначение ребенка – он троекратно громко вскрикнул в материнском чреве во время Божественной литургии. Родители, знатный боярин Кирилл и его супруга Мария, назвали новорожденного Варфоломеем. Он был их средним сыном; старшего звали Стефаном, младшего – Петром. Сергий Радонежский при крещении получил имя Варфоломей Отец состоял на службе у ростовских князей, происходил от варяга Шимона, строителя Киево-Печерского монастыря. Мать, по мнению краеведов, могла происходить либо от простых русских, либо от знатных татар, прямых потомков Чингисхана, чингизидов. Родные владели имением в четырех километрах от Ростова и были убежденными приверженцами церковных уставов, помогали странникам, нищим и бедным. Своих сыновей с раннего возраста они приучали к труду. Памятник родителям Преподобного Сергия в Сергиевом Посаде Средний сынок рос отзывчивым, серьезным, спокойным и задумчивым ребенком, всегда жаждал новых знаний, однако учеба давалась ему с большим трудом. Он слезно и искренне просил создателя о помощи в учебе. Всевышний его услышал и послал таинственного святого гостя в облике старика. После беседы с ним проблемы ребенка в освоении грамоты были быстро преодолены. Данный факт из жития праведника и чарующая атмосфера сверхъестественного нашли отражение в картине «Видение отроку Варфоломею» кисти М.В. Нестерова, хранящейся в Третьяковской галерее. Картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» В 1328 их семейство, разорившись и спасаясь от набегов, массовых грабежей и насилия слуг Ивана Калиты, перебралось в поселение Радонеж, входившее в Московское княжество. Будущий знаменитый игумен с интересом изучал Святое писание и с детской чистотой вдохновлялся христианскими идеалами. Еще не достигнув 12 лет, он соблюдал телесный и духовный пост, старался всемерно помогать людям и твердо решил посвятить себя богу.
В 1330-х родители, а затем и брат Стефан, потерявший супругу, приняли схиму (высшую монашескую степень) в стенах Хотьковской обители, находившейся в 3 километрах от Радонежа. В 1337 отец и мать Варфоломея скончались.
Монашество и уединение
После ухода из жизни родителей Варфоломей оставил свою часть наследства младшему брату и отправился в Хотьково. Там в стремлении к единению с богом он убедил старшего брата попросить благословение на удаление в пустынное место (то есть, на подвиг пустынножительства, заимствованный Русью из византийской традиции), где они могли бы безраздельно посвятить себя богу.
Братья обосновались в дремучем лесу в десяти километрах от обители, срубили там келию, затем – церковь. Она положила начало появлению крупнейшего в стране монастыря, Троице-Сергиевой лавры, датой основания которой принято считать год их поселения в пустыне – 1337. Монах Сергий Радонежский Брат не выдержал слишком суровых условий отшельничества, ушел в Московскую Богоявленскую обитель и позже стал ее настоятелем, иереем. А Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, продолжил закалять свой дух и с молитвой сносил все ниспосланные богом тяжкие испытания. Вскоре он призвал одного из игуменов по имени Митрофан и принял от него в 23 года монашеский постриг в день памяти святых Сергия и Вакха, 7 октября, получив имя одного из этих мучеников – Сергий. Преподобный Сергий Радонежский в трудах Уединение молодого инока продлилось около двух лет. Он неустанно трудился, ревностно молился и читал божественные книги, сверяя каждый шаг с путем первых подвижников русского монашества Антония и Феодосия Печерских, многих других христианских святых.
Зарождение монастыря
Однажды поздно вечером всевышний послал поборнику истинной веры видение в виде прекрасных птиц, круживших в небе над его кельей. При этом голос сообщил, что скоро у него появятся ученики. Так и случилось – к Сергию стали стекаться иноки, которые также мечтали о достижении идеала святости и о спасении души. Первое время их было 12 человек. Вместе братья-монахи срубили новые кельи вокруг церквушки, обнесли свое жилье общим забором, чтобы к ним не забегали дикие звери.
В 1342 (по другим данным, в 1345) году пустынь сформировалась в монастырь, где Сергий стал вторым настоятелем, игуменом, являвшим всем пример трудолюбия и смирения (звание первого получил Митрофан). В 1354 епископ Волыни возвел Сергия в сан пресвитера (священника), то есть, согласно церковному протоколу, иеромонаха. Преподобный Сергий Радонежский Вокруг обители начали селиться новые послушники и крестьяне, превратив постепенно глухомань в обжитое место. Несмотря на крайнюю нужду, стойкий и терпеливый монах-священник запретил братьям-инокам принимать подаяние. Они жили исключительно плодами своего смиренного труда. По рекомендации патриарха Филарета и митрополита Алексия Сергий внедрил в монастыре новый для Руси уклад, принятый в Византии, когда вся собственность монастыря признавалась общей. По преданию, сама Богоматерь явилась праведнику и одобрила это начинание, пообещав, что они не будут больше испытывать никаких лишений. Троице-Сергиева лавра. Наши дни
Общественное служение
Мудрый подвижник способствовал объединению князей в борьбе за избавление страны от ига татар, напутствовал войско перед Куликовским сражением, поднимал боевой дух русских воинов. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву Согласно житию Сергия Радонежского, добрым словом он примерял враждующих между собой князей, находил время для организации новых обителей. С его помощью в 1385 был предупрежден один из Московско-Новгородских военных конфликтов. Благодаря его подвижнической деятельности на Киржаче появилась Благовещенская обитель, на окраине Коломны – Старо-Голутвин, в Серпухове – Высоцкий монастырь, на Клязьме – Юрьевский. А его воспитанники стали впоследствии устроителями еще порядка сорока десятков обителей. Сергий Радонежский. Заступник Руси Святой старец излечивал страждущих, вершил чудеса, даровал свои наставления. Как гласит предание, он не только исцелил, но и вернул к жизни мальчика, умершего на руках у несчастного отца, который нес больного ребенка к нему на лечение.
Смерть
Преподобного, остававшегося примером кротости, благочестия и чистоты, чтили наравне с известными издревле святыми. Во время одной из литургий ему служил ангел господень, а однажды появилась озаренная божественным светом пресвятая дева Мария вместе с апостолами Петром и Иоанном Богословом и сообщила, что будет всегда опекать его монастырь. Преставление преподобного Сергия Радонежского Момент своей смерти выдающийся подвижник предвидел заранее и велел своему достойнейшему воспитаннику Никону занять место игумена. Перед уходом Сергий причастился и даровал последние напутствия. Умер он в 1392 г. Радонежский просил, чтобы его тело похоронили на монастырском кладбище, среди обычных монахов, но обитатели лавры рассудили иначе и погребли его в правой части церкви.
Память
Спустя 30 лет после смерти Сергий Радонежский явился во сне к одному из своих последователей и сообщил, что его останки теснит вода. Монахи откопали домовину и увидели, что ее залило грунтовыми водами. Тем не менее, останки Сергия были сухими. Мощи Сергия Радонежского А 5 июля (или 18 по старому стилю) гроб с мощами Сергия подняли на поверхность. Их перевезли в Троицкий собор, и поток желающих прикоснуться к святыне не иссякал несколько веков. В 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован.
После Революции останки святого наравне с другими религиозными реликвиями были переданы в ведение государства как музейная ценность. В 20-х годах останки Радонежского хотели отправить в один из крупных московских музеев. Искусствовед Юрий Олсуфьев по благословлению патриарха Тихона выкрал голову святого и перезахоронил ее в саду. В 1945 году мощи воссоединились. Акафист святому преподобному Сергию Радонежскому В современном православии Сергий Радонежского чтят как покровителя России. Также считается, что он опекает учащихся, вдов и сирот, больным и незаслуженно представшим пред судом.
Краткая биография Сергия Радонежского
Радонежский Сергий (май 1314 или 1322 – 25.09.1392) – русский иеромонах, основатель нескольких монастырей, в том числе крупнейшего в России –Троице-Сергиевой Лавры.
Известен как духовный наставник русского народа, основоположник его духовной культуры. Отнесен к лику святых.
Ранние годы
Сергий не оставил письменного наследия, основные сведения о нем изложены в житии Епифания – ученика Радонежского. Епифаний Премудрый ответственно подошел к написанию жития, использовал разные источники, в том числе рассказы брата Сергия. Для писания характерны упоминания о чудесах. В то же время в нем отсутствуют сведения о годе рождения Сергия, вместо даты указана витиеватая формулировка, из-за которой возникло много споров среди исследователей.
При рождении Радонежский был назван Варфоломеем, появился на свет он в деревне Варницы под Ростовом. В семье было трое сыновей, Варфоломей – средний. В детстве посещал школу, хотя в те времена это было редкостью. Предполагается, что изучил там греческий язык. Учеба давалась мальчику с трудом, поначалу, однако позже он стал преуспевающим учеником. С юных лет соблюдал пост, много молился.
Испытывая материальные трудности, его семья перебралась в Радонеж. Похоронив родителей, Варфоломей передал свое наследство младшему брату и отправился к старшему Стефану в Хотьково. Братья покинули деревню и стали искать пустынное место, где поставили келью, позже построили маленькую церковь. Вскоре Стефан устал от изолированной жизни и отправился в московский монастырь, где за свои благодетели получил сан священника, позже стал игуменом.
Первое сохранившееся изображение Радонежского, 1420-е годы
Основные вехи жизни
Варфоломей в возрасте 20 (23) лет принял постриг, получил имя Сергий и продолжил жизнь в одиночестве. Постепенно вокруг него стали селиться ученики. В 1342 году был основан Троицкий монастырь, в котором Радонежский стал игуменом. Условия существования монахов были тяжелыми, они часто голодали. Сергий на своем примере показывал, что нужно жить своим трудом, запрещал инокам просить милостыню. После того, как монастырь перешел в удел князя Владимира, который регулярно оказывал поддержку, жизнь в нем изменилась к лучшему.
После введения в обители нового устройства – общежития – Сергий во избежание конфликта ушел из монастыря и создал на берегу реки Киржач новую обитель, ставшую впоследствии Благовещенским монастырем. Позже основал еще несколько монастырей: под Коломной, на Клязьме, в Серпухове. Везде настоятелями оставил своих учеников.
Радонежский был духовным наставником большого числа учеников, которые открыли в общей сложности около сорока монастырей, а их последователи в свою очередь – около пятидесяти. Сергий пользовался глубоким уважением митрополита Алексея и имел возможность стать его преемником, но не захотел.
Преподобный обладал удивительной способностью к примирению враждующих, убедил многих князей подчиниться московскому князю, укрепив тем самым русские земли. Повлиял на отказ заключения торгового соглашения Московского княжества с Мамаем, а затем благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву. Сергий скончался глубоким стариком, передав игуменство одному из ближайших своих учеников Никону. Перед смертью дал братии последнее наставление. Погребен был в церкви.
Триптих М. Нестерова «Труды Сергия Радонежского»
С жизнью преподобного Сергия связывают много чудес, которые упоминаются в повествовании Епифания, работе церковного историка Е. Голубинского.
- Будучи в материнской утробе, он трижды закричал во время службы в церкви.
- В детстве Варфоломей встретил старца, который угостил мальчика просфорой. После этого Варфоломей стал лучшим учеником в школе.
- Однажды, после молитвы Радонежского над ручьем близ обители, открылся большой источник.
- Исцелил страдающего продолжительной бессонницей больного, а также бесноватого богача. Молитвой воскресил умершего от болезни мальчика.
- Наказал обидчика одного бедного человека, отобравшего у того свинью. Лихоимец не смог воспользоваться присвоенным мясом, оно испортилось и было поедено червями, несмотря на зимний период.
- Один греческий священник отказывался верить в чудеса преподобного. При встрече с Сергием он внезапно ослеп, Радонежский после исповеди вернул священнику способность видеть.
- Сергию было два чудесных видения: ему являлась Богородица с апостолами, а также голос, сопровождаемый стаей красивейших птиц, предрек ему большое количество учеников.
Почитание преподобного Сергия
Радонежский оказал значительное благотворное воздействие на многие поколения вперед. Целью его жизни и деятельности было нравственное воспитание людей. Известный историк Ключевский считает чудом его влияние на народ. Описанию жизни преподобного посвящали себя его ученики, исследователи, историки во все времена.
Троице-Сергиева лавра, Сергиев Посад
По свидетельству Пахомия Логофета, спустя тридцать лет после смерти преподобного его мощи остались нетленными. В 1919 году советские власти подвергли мощи вскрытию и передали их в музей, располагавшийся в Троице-Сергиевой Лавре. Во время войны музейный фонд был эвакуирован в Соликамск. В 1946 году мощи были переданы церкви, теперь покоятся в Троицком соборе.
Причисление Сергия к лику святых относят к 1452 году. Радонежский также почитается как святой в католицизме. Ему посвящено более семисот храмов в мире. До появления русской живописи преподобный изображался на иконах. Позже его образ вдохновил многих художников: М. Нестерова, В. Васнецова, Н. Рериха и др. Также есть и скульптуры с образом Радонежского. Святому установлены памятники во многих российских городах, о нем написано не одно художественное произведение, снят документальный фильм.