Содержание
100 лет назад белогвардейцы освободили Крым от большевиков
100 лет назад белогвардейцы отвоевали себе Крым, который после провала наступления на Москву и катастрофической эвакуации из Новороссийска в 1920 году станет их последним оплотом на Юге России. Во время Гражданской войны бедный на экономические ресурсы, но стратегически выгодный полуостров несколько раз переходил из рук в руки. Впервые Военно-революционный комитет начал борьбу за крымские города и села вскоре после Октябрьской революции. Осенью 1917 года красногвардейцам противостояли военизированные отряды крымских татар, объединившихся в партию «Милли фирка».
Реклама
Тем не менее, 21 марта 1918-го состоялось провозглашение Социалистической советской республики Тавриды. Она просуществовала всего месяц, пав под ударами вторгшейся на полуостров армии Украинской народной республики и нацеленных на реванш крымскотатарских националистов, которые расстреляли членов республиканского Совнаркома. Когда вся «грязная» работа была выполнена, в Крым вошли войска Германии.
При немцах в Крыму нашли убежище представители предпринимательских и политических кругов старой России, а также члены династии Романовых, бежавшие из центральных регионов в страхе перед большевиками.
Германское командование относилось к своим недавним противникам подчеркнуто вежливо. Так, преследованиям не подвергся даже экс-главнокомандующий Русской императорской армией в Первой мировой войне великий князь Николай Николаевич, который вместе с родственниками укрылся во дворце «Дюльбер» и наотрез отказывался принять у себя немцев, соглашаясь на любые контакты лишь в случае пленения и под угрозой применения военной силы. Тактичные немцы не стали тревожить великого князя, которого Советская Россия считала одним из своих главных врагов.
Немецкая оккупация продолжалась чуть более полугода. В середине ноября Берлин отозвал свои войска по условиям Компьенского перемирия. Вместо прогерманской администрации Матвея Сулькевича было создано Второе Крымское краевое правительство. Оно расходилось во взглядах с Белым движением, но было вынуждено опираться на силу Добровольческой армии, а потому закрывало глаза на расправы деникинских офицеров над политическими оппонентами.
Белые продержались в Крыму до весны 1919 года. Под угрозой наступления на Южном фронте Красной армии, уже овладевшей Херсоном и Николаевом, белогвардейцы эвакуировались с полуострова.
Соединения украинской Красной армии под командованием Павла Дыбенко захватили Перекопский перешеек, а затем и весь Крым за исключением Керчи. 28 апреля Крымская областная конференция РКП (б) в Симферополе выпустила постановление об образовании Крымской Советской Социалистической Республики (КССР) в составе РСФСР. Так на полуострове установился самый «гуманный» из трех советских режимов, существовавших до и после. Многие исследователи связывают сравнительную мягкость этого периода с личностью Дмитрия Ульянова, председателя крымского Совнаркома и младшего брата Владимира Ленина.
Практикующий врач, он обращал приоритетное внимание на развитие сельскохозяйственного потенциала Крыма и курортной зоны, выступая решительным противником репрессий против нелояльного населения.
Даже убежденный противник советской власти, князь Владимир Оболенский писал, что «за все три месяца пребывания большевиков в Крыму было расстреляно лишь несколько человек в Ялте, и то уже перед самым уходом большевиков, в суете и панике».
В ходе масштабного июньского наступления у Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) под командованием генерала Антона Деникина появилась возможность вновь занять Крым, в котором у многих белогвардейцев остались семьи, недвижимость и прочее имущество. Как отмечал главнокомандующий в своих мемуарах, «3-й армейский корпус ВСЮР был двинут в наступление для освобождения Крыма с Ак-Манайских позиций, в то время как особый отряд Добровольческой армии, направленный к перешейкам, должен был отрезать большевикам выход из Крымского полуострова».
Наступление развивалось по трем направлениям: с севера, востока и юга, где в районе Коктебеля высадился десант будущего героя обороны полуострова Якова Слащева. Еще одна высадка была произведена под Евпаторией. Десантные отряды перерезали железные дороги, соединяющие побережье с Симферополем и Джанкоем, после чего развернули наступление на центр полуострова с разных сторон. 23-26 июня советские и партийные органы экстренно эвакуировались в Херсон и далее в Москву.
26 июня белогвардейцы взяли Крым под свой контроль, однако Деникин требовал полного разгрома крымской группировки противника. С этой целью отряд генерала Михаила Виноградова перерезал железную дорогу Крым — Александровск севернее Мелитополя, а 3-й корпус, как писал Деникин, «гнал большевиков из Крыма». И все же остаткам войск Дыбенко удалось вырваться и уйти в Северную Таврию в район Каховки и Херсона.
Находившийся в агитпоездке Владимир Ленин отреагировал на очередное изменение обстановки телеграммой своей супруге Надежде Крупской:
«Митя поехал в Киев: Крым, кажись, снова у белых».
В эти дни ВСЮР праздновали одну победу за другой. 25 июня 1-й армейский корпус Добровольческой армии взял Харьков, 28-го казаки генерала Андрея Шкуро, как подчеркивал Деникин, «по собственной инициативе захватили Екатеринослав», а 30-го Кавказская армия генерала Петра Врангеля ворвалась в «Красный Верден» — Царицын.
Чувствуя себя полным хозяином положения, главком ВСЮР отмечал:
«Разгром противника на этом фронте был полный, трофеи наши неисчислимы.
В приказе «председателя Реввоенсовета республики» рисовалась картина «позорного разложения 13-й армии», которая в равной степени могла быть отнесена к 8-й, 9-й и 14-й: «Армия находится в состоянии полного упадка. Боеспособность частей пала до последней степени. Случаи бессмысленной паники наблюдаются на каждом шагу. Шкурничество процветает…».
Сразу после прихода белых в Крыму начала интенсивную работу состоявшая при Деникине Особая следственная комиссия по расследованию злодеяний большевиков. Как и в других очищенных от красных районах, следователям открылись страшные факты. Эпизоды насилия относились не к «ульяновскому» правительству, а еще к 1918 году, когда большевики впервые завладели Крымом.
«Ни болезнь, ни раны, ни увечность не служили защитою против зверств большевиков: в революционный штаб был доставлен несколько раз раненный в боях с немцами юный офицер на костылях, его сопровождала сестра милосердия. Едва увечный воин вошел в комнату, где сидел красноармеец Ванька Хрипатый, как тот вскочил и на глазах сестры из револьвера всадил офицеру пулю в лоб; смертельно раненный юноша упал, стоявший тут же другой большевик, Ян Каракашида, стал бить несчастного страдальца прикладом тяжелого ружья по лицу», — сообщалось в материалах Дела №56.
Как выяснила комиссия, всего в первые два-три дня по занятии Ялты было умерщвлено до ста офицеров, не принимавших никакого участия в Гражданской войне, проживавших в Ялте для укрепления своего здоровья или лечившихся в местных лазаретах и санаториях. Большинство убитых офицеров с привязанными к ногам тяжестями бросалось с мола в море. Трупы безвинно казненных были извлечены с морского дна и похоронены в братской могиле через пять месяцев, когда Крым оказался занятым германцами.
Репрессиям подвергались не только военные, но и мирное гражданское население. Достаточно было крикнуть из толпы, что стреляют из такого-то дома, чтобы красноармейцы и матросы немедленно открывали огонь по окнам указанного помещения.
«По такому окрику были убиты домовладелец Константинов и его дочь. Не удовольствовавшись пролитою неповинною кровью, убийцы разграбили квартирное имущество Константиновых и часть мебели отвезли в дар своему комиссару Биркенгофу», — указывали следователи.
Кроме того, представители советской власти обложили состоятельных жителей Крыма данью:
«Пополняя свою кассу грабительскими способами, коммунистический комитет не упустил и обложения «буржуев» контрибуцией в 20 млн рублей. Неуплата контрибуции, как объявил комиссар Батюков, должна повлечь расстрел по приговору военно-революционного трибунала. Встревоженное до последних пределов население образовало в Ялте, Алуште и Алупке из состоятельных лиц комиссии, которые приняли на себя добровольно сбор контрибуционных взносов. Естественно, громадная цифра контрибуции не могла быть собрана.
Если денег не оказывалось или сумма была недостаточно велика, то следовало новое распоряжение — засадить в тюрьму, пока не будет заплачена назначенная сумма.
Подобные аресты длились иногда три-четыре дня, а иногда и недели, пока арестованному не удавалось найти за себя выкуп. Был случай, когда одна дама, у которой насильственно было отобрано 100 тыс. рублей, все-таки подверглась заключению в тюрьме в течение трех недель. Проведена была также большевиками национализация имений и домов, сопровождавшаяся распродажею, расхищением работ и прежде всего захватом всех оборотных хозяйственных денежных сумм, находившихся на руках у владельцев или же лежавших на текущих счетах в банке. Результатами национализации явились полный упадок и полное расстройство культурного хозяйства с убытками, исчисляемыми сотнями тысяч рублей».
Как гласил составленный комиссией документ, «перед бегством из Крыма большевики вооруженною силою похитили всю денежную наличность в сумму 1,2 млн рублей из кассы Ялтинского отделения Государственного банка». В заключении белогвардейцы приводили поименный список представителей советского режима, которые «заставили население выстрадать тяжкое иго».
Через 1,5 года большевики в третий – и уже окончательный – раз вернутся в Крым, а белые погрузятся на 126 кораблей и организованно эвакуируются в Константинополь. Жертвами немотивированных репрессий против интернированных военных и гражданского населения, по разным оценкам, станут 120-150 тыс. человек.
Искусство
Белая Россия. Исход. 1992 год,
комментарий автора
Белая Россия. Исход. (фрагмент)
комментарий автора
Белая Россия. Исход. (фрагмент)
комментарий автора
ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА И ВЕЛИКАЯ. 1993 год.
ЭВАКУАЦИЯ ДРОЗДОВЦЕВ И КОРНИЛОВЦЕВ ИЗ КРЫМА. 1994 год.
ЕСАУЛ КОСТРЫКИН И БИПЛАН. 1997 год.
ЗЕРКАЛО. Холст, масло. 1991 год.
ОСКОЛКИ. 1996 год.
комментарий автора
«Чужой рассвет» ( Казаки на острове Лемнос) . 1997 год.
Балаклавская бухта в 1773 году (Укрепление А.В. Суворовым по приказу Екатерины II крымских рубежей. 2008 год.
Царское Село. Непогода. 1989 год.
Московский Кремль в Рождественскую ночь. 2003 год.
ПЕТР I СТРИЖЕТ БОРОДЫ БОЯРАМ. 1985 год.
«Победа!»
2001 год.
Начало перестройки. 1988 год.
Панорама Иерусалима с Oливковой горы на Пасху. 2004 год.
ДВЕРЬ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ. 2003 год.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Генисаретском озере. 2005 год.
ПАНОРАМА АФОНА С ВЕРШИНЫ СВЯТОЙ ГОРЫ. 1999 год.
ТРОПИНКА В ГОРАХ. 1996 год.
РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕЙМОНА НА АФОНЕ. 1997 год.
В МОНАСТЫРЕ ЗИМОЙ.КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ. 1995 год.
СМЕРТЬ ПУШКИНА. 1985 год.
ПУШКИН И ЯЗЫКОВ В МИХАЙЛОВСКОМ. 1991 год.
Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском. 1989.
УСАДЬБА ГАННИБАЛОМ ПЕТРОВСКОЕ. ВЕСЕННИЙ РАЗЛИВ. 2004 год.
Мураново.Мороз усиливается . 2006 год.
СВЕТЛЫЙ ПОКОЙ. 1996 год.
Валдай. Серый день . 2002 год.
ВЕЧЕР НА БАЙНЕВСКОМ ОЗЕРЕ. 2003 год.
БАНЬКИ В МАЛОМ ГОРОДНО. 2006 год.
СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО.БОЛЬШОЙ СПАССКИЙ ПРУД. 2005 год.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II за совершением Божественной литургии в Успенско . 2005 год.
Лида и Дуняша . 2001 год.
Портрет А.Т.Пальшиной – участницы Гражданской и двух мировых воин . 1983 год.
Есаул Сухов. Из серии «Отечественная война 1812 года». 1992 год.
«Казачок». Автопортрет в форме казака IV Донского полка. 1992 год.
Цветение весны . 2003 год.
Ромашки в поле . 1996 год.
Зайцев Эдуард в больничной палате . 1987 год.
Айсберги Шпицбергена. 2007
Холст. Масло. 50х70
Матушка Русь. Ярославль, 2006-2008
Холст. Масло. 200х485
Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов). В 1986 году Дмитрий с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина», после чего проходил действительную службу в Советской армии в войсках ВВС. В 1987 – 1988 годах работал в Комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР.
Начиная с 1988 года является Членом Союза художников России и Московского Союза художников. Стажировался в Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР (руководители – Действительные члены АХ СССР А. П. Ткачёв и С. П. Ткачёв).
С 1999 года и по настоящее время работает в Студии военных художников им. М. Б. Грекова.
С 2004 года Член Творческого союза художников России.
Народный художник Российской Федерации, Действительный член Российской академии художеств.
Дмитрий Белюкин работает в традиции русской классической школы живописи, ведёт активную выставочную деятельность. В 2009 году художник был удостоен премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За веру и верность» и Национальной премии «Человек года — 2009».
Награды и звания
1987 — Серебряная медаль Министерства культуры СССР – за дипломную картину «Смерть Пушкина».
-Золотая медаль ВДНХ СССР (ныне ВВЦ) – за портрет А.Т.Пальшиной.
1989 — Звание Лауреата и премия Ленинского комсомола в области культуры – за серию работ «Раны Афганистана».
1997 — Почётный член Пушкинской Академии.
1999 — Заслуженный художник Российской Федерации.
— Почетный член Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного.
2002 — Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств.
— Памятный знак и медаль «200 лет Министерству обороны». Медаль «В память 850-летия Москвы».
2005 — Народный художник Российской Федерации.
-Медаль Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть».
2007 — Член-корреспондент Российской академии художеств.
— Орден Святого Князя Александра Невского II степени, медаль «За жертвенное служение».
2008 — Юбилейный знак «225 лет Черноморскому флоту».
2009 — Лауреат Международной премии Фонда Андрея Первозванного «За Веру и Верность».
— Лауреат Национальной премии «Человек года – 2009».
2012 — Действительный член Российскоц академии художеств;
— Действительный член Пушкинской Академии.
Исход Белой России по-белюкински.
Беседа по картине Д. Белюкина «Белая Россия. Исход» (1922-1994).
На картине мы видим до отказа набитый людьми и второпях собранными вещами «ковчег», покидающий Россию.
-
Как называется картина и когда она была написана? Что означают слова «белый», «исход»?
Белый – от цвета знамени контрреволюционеров в России в годы Гражданской войны и военной интервенции. Белая армия, белогвардейцы, белая эмиграция.
Исход – завершение, конец. Исход дела, на исходе дня.
-
Как вы считаете, удачно ли сравнение корабля с ковчегом?
Да, потому что Гражданская война и эмиграция напоминают Всемирный потоп из библейской мифологии, когда праведник Ной по велению Бога построил ковчег (судно) и вместе с людьми и животными сумел спастись.
На полотне художника солдаты и офицеры без полков; монахи и священники без приходов; женщины, среди которых и сестры милосердия; казаки и гимназисты; купцы и чиновники… Однако есть и реальное историческое лицо.
-
Послушайте его словесный портрет и попытайтесь догадаться, кто это: «Сухощавый, синеглазый, изящный, с боковым пробором русо-каштановых волос и своей знаменитой эспальолкой» (т.е. короткой стриженной бородкой).
Это Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Если ребята затрудняются ответить на вопрос, то учитель может использовать вторую подсказку: с людьми сходился непросто. Его сдержанность и холодность были всего лишь защитным покровом. И когда в 1933 ему присудили Нобелевскую премию, все деньги он пожертвовал писателям, которые нуждались.
Революцию Бунин не принял, считал ее «игрой», приносящей народу страдания. Он понимал, что Россия переживает «агрессию насилия» и результаты будут плачевными.
Обратите внимание, что, несмотря на то, что все пассажиры корабля такие разные, у них есть общее. Это – смертельная усталость и леденящая душу скорбь при расставании с родиной. Заметим, что у картин Дмитрия Белюкина есть особенность: зритель невольно включается в атмосферу эмоциональных переживаний героев. «Белая Россия. Исход» — не исключение. И каждый задается вопросом: «А что бы выбрал я: пароход с пробитыми бортами или берег, с которого стреляют?».
Творческую манеру художника отличает внимание к деталям. И каждая деталь несет в себе смысловую нагрузку, а все вместе усиливают драматизм происходящего.
-
Назовите замеченные вами детали.
На борту судна герб с двуглавым орлом, корзины, баулы, шляпные картонки, казачьи седла, солдатские скатки, кокарды на головных уборах, звездочка на погоне штабс-капитана, четки в руках монаха, шитье на ризе священника, узоры на дамских сумочках, куклы…
Думается, что на картине есть еще одна деталь. Зная русские обычаи, о ней можно догадаться. Это горсть родной земли, чтобы помнить всегда о родине и скорее вернуться.
Если бы картины могли звучать, мы бы услышали, как стонут раненые, а пробоины в борту судна вторят им; как звякают свисающие за борт стремена и скрипят на кран-балках шлюпки; как перекатываются по трапу стреляные гильзы и вздыхает изношенная пароходная машина; как тихо поют, прощаясь с родиной, а кто-то еле сдерживает слезы, шепчет молитву; как тревожно кричат чайки…
-
Скажите, кто автор книг «Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных» и о чем в них рассказывается? Как сложилась судьба этих книг?
Михаил Булгаков (1891-1940).
В книге рассказывается о жизни людей, попавших под колеса истории; о русской интеллигенции, гибнущей в пожарах революции; о трагичности Гражданской войны; о крахе «Белого движения»; об эмиграции. Судьба произведений Булгакова драматична. Пьеса «Бег» вызвала яростные нападки властей, так как она пробуждала сочувствие, даже симпатию к антисоветской эмиграции. Пьеса «Дни Турбиных» шла на сцене только потому, что И.В.Сталин, посмотрев ее «разъяснил»: «Эти «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма, ибо даже такие люди, как Турбины», вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным». Однако М.Булгаков в пьесе показывает обратное: погибель ждет ту силу, которая убивает душу народа – культуру и людей, носителей этой культуры.
В ХХ веке русская эмиграция пережила три волны: первую – после Октября 1917 года и Гражданской войны; вторую – по окончании Второй мировой войны; третью – в 1970-е годы.
-
О какой волне эмиграции картина Д.Белюкина «Белая Россия. Исход»?
О первой.
-
Зная год эмиграции Ивана Бунина, можно ли предположить, когда происходило событие, изображенное на картине?
В 1920 г. Автор картины вспоминал: «Я писал этих людей не по старым фотографиям. Мне позиционировали мои современники, москвичи: врачи, священники, природные казаки … Я заканчивал свою работу осенью 1993 года, когда Белый дом обстреливали танки. Мастерская находилась недалеко от гостиницы «Украина», и в ее окна залетали шальные пули. Правда, ни одна из них не попала в холст …» Вот таким неожиданным образом проявилась связь времен.
-
Как вы думаете, нужна ли была художнику гражданская смелость, чтобы решиться написать картину «Белая Россия. Исход»?
Конечно, нужна. Не об этом говорит, к примеру, Николай Черкашин в своих заметках с выставки Белюкина в Малом Манеже: «Московский живописец первым из своих собратьев по творческому цеху «запечатлел душу русской усобицы». До него художники … запечатлевали эпизоды Гражданской войны, победы и подвиги красноармейцев, лики вождей, но душу братоубийственной усобицы, душу смятенную, расколотую, горестную, омытую слезами и кровью душу той давней … русской беды постигнуть в красках удалось пока что лишь этому парню с Чистых прудов».
ПУБЛИКАЦИИ
«Пишу на «Херсоне», который полным ходом несет нас в Константинополь, а дальше… в Японию, Францию, Индию или ещё куда — никто по-настоящему не знает. Мы уже так привыкли к самым невероятным приключениям, что и новое окончательное путешествие из России никого особенно не пугает и не изумляет. А ведь если всмотреться глубже, то вряд ли в мировой истории найдется много зрелищ, равных по своему трагизму нашей эвакуации».
Н.А. Раевский «Дневник галлиполийца», 1920, 1930.
Не только великие победы могут быть увековечены в виде знаков и наград. Общая беда сплачивает больше, чем общее счастье. Такова человеческая природа.
Само собой, трагические события крымской эвакуации 1920 года и дальнейшего размещения в лагерях на чужбине для многих оказались переломными. Память о покинутой Родине, многогранная и богатая русская дореволюционная культура, православная соборность, боевые подвиги друзей во Вторую Отечественную, как тогда называли Первую Мировую войну, ужасы Гражданской, потеря близких и всех старых устоев… Наконец, Белый Крым и надежды на возрождение Отечества, которым не суждено было сбыться. И хорошо подготовленная эвакуация, когда на морские транспорты и боевые корабли за три дня 13–16 ноября 1920 года погрузилось, по разным подсчетам, 140-160.000 человек, в том числе войска, семьи офицеров, часть гражданского населения. Необходимость эвакуации назрела сразу после взятия большевистскими войсками Перекопского перешейка. Операция была заранее проработана и спланирована штабом генерала П.Н. Врангеля, поэтому её выполнение прошло на высоком уровне.
За время эвакуации из портов Севастополя, Евпатории, Керчи, Феодосии и Ялты вышло 126 судов. Значительная часть пассажиров покинула корабли в оккупированном Антантой Константинополе, пополнив ряды белой эмиграции. В период с 8 декабря 1920 года по февраль 1921 года боевая часть русской эскадры перебазировалась в тунисский порт Бизерту. Туда отправилось, помимо матросов и офицеров флота, около 5400 беженцев. Часть беженцев была эвакуирована на греческий остров Лемнос, где им пришлось жить в ужасающих условиях, а большинство первое время оставалось на турецкой территории, главным образом, в лагерях близ города Галлиполи, а также поселка Кабакджа.
Крымская эвакуация на современной карте. Русский исход 1920—1921 годов: Константинополь, Галлиполи, Кабакджа (Чаталджа), Лемнос, Бизерта. Инфографика Михаила Тренихина
Неудивительно, что трагические события Великого русского исхода из Крыма в 1920 году нашли своё отражение в памятных знаках.
Знаки, учрежденные в военных лагерях в память пребывания Русской армии на чужбине учреждены приказами Главнокомандующего Русской армией генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля № 369 от 15.11.1921 г.; № 37 от 26.02.1922 г.; № 61 от 30.06.1923 г.
Знаки имеют форму прямого равностороннего креста, крепление – на ушках, винте или заколке. На право ношения знака выдавалось удостоверение. Существуют следующие официально утверждённые знаки с различными надписями:
• «Галлиполи 1920–1921» (учреждён 2 ноября 1921 г.)
• «Галлиполи 1920–1922» (учреждён 25 февраля 1922 г.)
• «Галлиполи 1920–1923» (учреждён 30 июня 1923 г.)
• «Кабакджа 1920–1921» (учреждён 2 ноября 1921 г.)
• «Кабакджа–Галлиполи 1920–1921» (оригинальные документы не найдены, но факт учреждения упоминается в более позднем приказе)
• «Кабакджа–Галлиполи 1920–1922» (учреждён 25 февраля 1922 г.)
• «Кабакджа–Галлиполи 1920–1923» (учреждён 30 июня 1923 г.)
• «Лемносъ 1920–1921» (учреждён 2 ноября 1921 г.)
• «Лукуллъ» (учреждён 3 января 1922 г. для экипажа затонувшей возле Константинополя яхты П.Н. Врангеля)
• «Бизерта 1920–1921» (учреждён 2 ноября 1921 г.)
• «1920–1921» (учреждён 2 ноября 1921 г., для района Константинополя)
• Без надписей (учреждён 28 апреля 1938 г.)
Знаки «В память пребывания Русской армии в военных лагерях на чужбине и флота в Бизерте в 1920—1921 гг.». Изображения крестов с оригинального рисунка к приказу П.Н. Врангеля №369 от 15 ноября 1921 год об их учреждении.
Наиболее полное исследование этих знаков провёл ведущий специалист по наградам Белых армий и правительств Александр Иванович Рудиченко, чьи труды мы рекомендуем всем интересующимся данной тематикой. Здесь, безусловно, мы не будем приводить аналогичный объём данных, т.к. задача данного очерка иная. Не вдаваясь в подробности отметим, что знаков этих выпущено огромное количество и в различное время. Начиная от лагерей на чужбине в Галлиполи, Кабакдже, на Лемносе и у Бизерты, то есть прямо «на месте» в кустарных условиях, до ювелирных мастерских Европы и Америки, как следствия дальнейшего распыления русских по свету. Эти скромные кресты делали по заказу русских эмигрантов в Константинополе и Варне, Загребе, Праге и Париже. Но заказать везде их можно было только по удостоверению, или в соответствии с отдельным приказом. Это были заслуженные знаки, которые случайным людям носить не дозволялось.
И не спроста. В качестве иллюстрации к тому, за что давались такие знаки, хочется привести отрывки из дневника Николая Алексеевича Раевского 1920–1921 годов, изданного в Праге в 1930 году: «Вечером был у нас, офицеров, долгий и горький разговор о нашей полной неспособности что бы то ни было организовать и о гибели множества лучших людей на Германской и гражданской войне… Наконец-то наша судьба более или менее определилась – идем в Галлиполи. Долго ли будем там жить или поедем в Африку – неизвестно. Зато окончательно решено, что мы остаемся Русской армией… Снова слезы подступают к горлу. Из-за воспоминаний и тесноты я не мог спать, вышел на свежий воздух, но и тут они меня преследуют. Встает в памяти прошлая зима, зеркальная гладь скованного льдом Дона. В голубом тумане виднеется далекий Ростов. И кругом – все те, кто теперь давно уже навеки успокоились в могиле… Вечером отслужили панихиду по «основателю Михайловского Артиллерийского училища Великому князю Михаилу Павловичу и по всем воинам, бывшим михайловцами, на поле брани за веру, царей и отечество живот свой положившим». Заходящее солнце заливало оранжевым светом палатку, в которой шла панихида. На фоне просвечивающего брезента четко рисовались ветки, приготовленные для плетня. Не знаю, почему, но эти тени на оранжево-зеленом брезенте напомнили мне гравюры Остроумовой, а вместе с ними – старый, дореволюционный Петербург. Впрочем, революционного Петрограда я так и не видел. Городом стиля и полной, красивой жизни осталась у меня в памяти наша сумрачная столица, и только такой хотел бы я снова ее увидеть».
Тяжелы были мытарства русских на чужбине. Но, может быть, они являются частью искупления за грехи революции, Гражданской войны, убийства царской семьи и все ужасы, творившиеся в трагическое время.
«Галлиполи – чудо потому, что оно опрокинуло все человеческие предвидения: побеждённая, эвакуированная, интернированная Армия не только не разложилась, но возродилась, не только не распалась под напором лишений и угроз, но окрепла, спаялась и закалилась. Явленная Галлиполи и Лемносом сила русского духа укрепила во всех нас надежду на окончательную победу над злом, покорившим Россию, и воскресила веру в свои собственные силы. Поэтому одни так злобно ненавидят Галлиполи, другие так любят и гордятся им. Два чуждых русскому слуху слова – “Галлиполи” и “Лемнос” – приобрели право гражданства в русском языке и заслужили себе славные страницы в летописи Русской Армии», – писал генерал-лейтенант Евгений Карлович Миллер (1867–1939) в 1923 году.
Несмотря на все противоречия, имеющиеся в антибольшевистских кругах, и которые по большей части не дали сформироваться единой белой идеологии, именно исход сплотил русских изгнанников, надолго укрепив импульс сохранения исконно русского.
На фотографии Н.А. Раевского мы видим уставшего человека с грустными глазами и скромным фрачным знаком «Галлиполи» на лацкане пиджака – крестом единения на чужбине.
А таких лиц – десятки тысяч…
Скромные знаки на лацкане – как памятники. Установление поклонных крестов и сохранение наследия русской эмиграции: наград, знамён, униформы, документов, спасённых святынь, икон – задачи одного порядка. Хочется надеяться, что удастся чаще знакомиться с такими свидетельствами на музейных выставках наших крупных площадок, показывая весь трагизм и жертвенность русского исхода.
Михаил Тренихин
В год 100-летия «Русского исхода» в центре внимания будет история судеб российских соотечественников
06 сентября 2019
В штаб-квартире Российского военно-исторического общества в Москве состоялось первое заседание Координационного совета по подготовке и проведению памятных мероприятий, посвященных 100-летию Исхода эскадры Императорского Черноморского флота из Крыма и Севастополя («Русского исхода») в 2020 году.
В ходе заседания, прошедшего под руководством руководителя Россотрудничества Элеоноры Митрофановой, была выработана общая концепция, а также проект плана предстоящих мероприятий.
— Столетие «Русского исхода», которое мы будем отмечать в 2020 году, – это дата, которую нужно рассматривать, прежде всего, через призму человеческих судеб, на которые повлияли трагические события Гражданской войны в России. Необходимо уйти от политизации этой темы. Здесь важны именно люди и судьбы, – подчеркнула руководитель Россотрудничества Элеонора Митрофанова.
Значительная часть мероприятий, которые пройдут в рамках памятной даты, будут посвящены сохранению русского историко-мемориального наследия за рубежом. По словам заместителя руководителя Россотрудничества Александра Радькова, многие потомки эмигрантов первой волны готовы передать в российские музеи семейные реликвии.
По мнению членов Координационного совета, цель проводимых мероприятий и формируемой вокруг столетнего юбилея Исхода идейной концепции заключается в воссоединении исторической России и современной России. В ходе встречи было высказано предложение собрать потомков участников Исхода в Крыму в рамках масштабного форума.
Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков анонсировал церемонию открытия закладного камня будущего монумента, посвященного окончанию Гражданской войны. Церемония состоится в Севастополе в сентябре 2019 года. Он напомнил, что памятник будет создан по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина.
— Летом 2014 года, на встрече с представителями думских фракций в Ялте, Президент России Владимир Путин особоотметил, что Крымский полуостров помнит трагедию братоубийственной Гражданской войны. А в 2016 году Международным советом российских соотечественников (МСРС) была озвучена идея создания памятника. Инициатива получила благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, нашла поддержку руководства страны. Последовали переговоры с правительством Севастополя, был проведен ряд встреч с общественностью, многочисленные обсуждения. Вопрос находится на личном контроле Председателя РВИО, Министра культуры России Владимира Мединского. Безусловно, наш долг увековечить память миллионов соотечественников, которые погибли, лишились своих близких или были изгнаны и обречены на жизнь на чужбине, — поделился Михаил Мягков.
Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым – Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте Российской Федерации Георгий Мурадов высказал слова поддержи относительно установки закладного камня для будущего монумента, посвященного окончанию Гражданской войны.
Все мероприятия, которые пройдут под знаком 100-летия «Русского исхода», призваны отразить вклад российских соотечественников в развитие науки и культуры тех стран, которые стали для них вторым домом после эмиграции из России. Россотрудничество ведет активную подготовку мероприятий: готовятся тематические выставки, документальные фильмы. Планируется также проведение ряда интернет-проектов, которые позволят привлечь внимание широкой общественности к памятной дате.
Справка:
Российское военно-историческое общество и Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) подписали соглашение о взаимодействии в августе 2019 года.
В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко Россотрудничество является координатором мероприятий, посвященных 100-летию Исхода эскадры Императорского Черноморского флота из Крыма и Севастополя в России и за рубежом. В состав Координационного совета вошли ведущие историки, представители научного сообщества, руководители музеев, культурно-просветительских и общественных организаций.
По материалам Пресс-службы Россотрудничества