Православная Церковь Божией Матери Державная
Православная Церковь Божией Матери Державная — централизованная религиозная организация. Принадлежит к православию Богородичной ветви. В Иркутске появилась в 1990-е гг.
Объединение несколько раз меняло название: «Церковь Божией Матери Преображающейся», «Церковь третьего завета», «Церковь Духа Параклита», «Параклитская церковь», «Святодуховное православие», «Московский престол откровения Пресвятой Девы».
Принадлежит к православию “Богородичной ветви”, возглавляется Собором Епископов, Главой которого с момента создания до апреля 2009 г. являлся архиепископ Иоанн (Береславский Вениамин Яковлевич).
Церковь настаивает на том, что она не порывает с христианской, в частности, православной, традицией, а также на том, что, не порывая с традицией, она возвращается к прежним евангельским основам и развивает некоторые стороны традиционного вероучения.
Хотя сама Церковь как организация сформировалась в 80-гг. XX в., истоки её учения, религиозной практики и организационной структуры уходят далеко в глубь веков — в античное христианство. К этим истокам Церковь призывает вернуться современное православие (а также к традиции почитания Богородицы на Руси). Этот период христианства характеризовался простотой общения между учителями церкви и рядовыми верующими, не столь выраженным институцианализмом, свободой в вероучительном творчестве, церковным нестяжанием и усиленным почитанием Богоматери. Особым почитанием в Церкви пользуется икона “Державная”, которая является “суммой всех православных икон” и знаменует вступление Богородицы на престол России.
Согласно учению Богородичного центра, на человеке лежат грехи всего его рода, которые передаются через женщину половым путем. Для борьбы с этим злом в Центре существует тщательно скрываемый чин «отречения от матери». В общине женщины находятся на положении людей второго сорта. Богородичный центр учит, что «Христа распяли бляди» (собирательный образ греховного женского начала в мире), «а потом свалили на евреев». Это греховное женское начало концентрируется в таинственном существе женского рода, которое в богословских текстах Богородичного Центра называется то “матерью Антихриста», то «блудницей Вавилонской».
По учению Богородичного Центра, человечество вступает в завершающий этап христианской истории. Наступают «последние времена» и «преображение мира». Но марианская эсхатология обещает не конец, а трансформацию мира. Если произойдет покаяние и все обратятся в истинную марианскую веру, Богородица заменит Страшный суд «тихим сном преображения». В течение грядущего Тысячелетнего царства мир будет устроен правильным духовным образом, так что «государственное христианство» сменится «христианским государством». Существующие монастыри и общины Богородичного Центра являются прообразами, очагами или оазисами такого «христианского государства», во главе которого вместо царя-помазанника»станет «Мария-Первопомазанница».
Церковь Божией Матери признает разделение христианских Церквей на православную и католическую ветви за величайшую трагедию человечества и стремится на взаимнопокаянной основе найти диалог с сестринскими Церквями, предлагая католичеству опыт православного “умного делания”, “трезвения” и православию — духовное богатство католических святых, ревность к изучению св. Писания протестантских исповедников и миссионеров.
Помимо Москвы секта действует в таких городах, как Архангельск, Воронеж, Иркутск, Екатеринбург, Краснодар, Люберцы (Московская обл.), Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Северодвинск, Серпухов, Тверь, Улан-Удэ, Чехов, Южно-Сахалинск и др. “Богородичники” готовятся к строительству “Белого небесного Иерусалима” в Сибири — это их долгосрочная цель.
Расширяя свою миссионерскую деятельность, Церковь продолжает налаживать контакты с представителями Марианского движения за рубежом. Такие контакты существуют, в частности, с марианами Римско-Католической Церкви. Прежде всего можно говорить о таких странах, как Испания, Италия, Хорватия, Израиль, Япония, Украина, Австралия, Белоруссия. В некоторых странах действует священнослужители, получившие хиротонию от Богородичной ветви русского православия.
Россия пережила сильные потрясения в религиозной жизни после 1917 г. В 1920-1930-е гг. в недрах религиозной жизни возникают катакомбные общины, истоки которых уходят в период античного христианства. Некоторые общины стали иметь общее название — Истинно-Православная церковь (ИПЦ). Эти формирования стали ветвями Русского православия, при этом, естественно, они оставались ветвями дореволюционной Российской православной кафолической восточной церкви (прежнее название современной Русской православной церкви). К настоящему времени Истинно-Православная церковь, формирования которой не признают руководство Московской патриархии, имеет несколько своих ветвей или юрисдикцией. Одни из них продолжают находиться в катакомбах, вторые вышли из них и получили регистрацию в органах юстиции, а третьи были сформированы в новой религиозной ситуации, но ведут своё преемство от ИПЦ. К последним относится “Богородичная ветвь”, которую представляет Православная Церковь Божией Матери Державная (ПЦБМД).
Формирование “богородичного” движения началось еще в 1970-х -1980-х гг., когда основатель Богородичной Церкви Вениамин Яковлевич Береславский (р. 1946 г.) и группа его единомышленников стали активно интересоваться православием. Вениамин Береславский в середине 1970-х гг. крестился в православную веру в лоне Московского Патриархата, и много странствовал по святым местам. Огромное влияние на него оказало паломничество в Почаевскую Лавру, где Береславский находился под духовным влиянием «старицы» блаженной Евфросинии, которая пользуется большим авторитетом среди богородичников. Евфросиния была первым духовным учителем основателей богородичной церкви – по их представлениям, ей являлась Богородица и говорила о своей новой исключительной роли в истории России и мира в целом в новом тысячелетии. Береславский стал искать поддержки в различных течениях катакомбной Истинно-Православной Церкви. Наконец в 1985 г. Береславского, по сведениям самих богородичников, рукоположили во священника, а затем и во епископа.
Православие богородичной ветви, как себя называют последователи Церкви Божией Матери Державная, родилось в 1990 г., когда было зарегистрировано как общественно-просветительская организация. В 1991 г. было организовано издательство ”Богородичный Центр”, которое занималось в основном изданием сочинений своего руководителя и “пророка” — епископа Иоанна Береславского. Церковь Божией Матери первоначально стала известна именно под именем “Богородичного Центра”, а последователей Церкви называли “богородичниками”, так как формально Церковь появилась позже издательства. 31 июля 1992 г. в Московском городском управлении юстиции был зарегистрирован устав Общины церкви Божией Матери Преображающейся.
В 1997 г. организация стала называться “Православная Церковь Божией Матери Державная”. С конца 1990-х гг. руководство ЦБМД усиленно развивает контакты с российскими демократическими кругами, в целом активно ведет более развернутую и осторожную работу с интеллигенцией и с молодежью. Служители ЦБМД теперь стараются избегать резких высказываний и не предъявляют столь высоких аскетических требований, как в начале 1990-х гг. Крайняя оппозиционность ЦБМД официальному православию сменилась более мягким в целом представлением о том, что в РПЦ также можно спастись, но это трудно в связи с оставшимся “наследием красного дракона” в Патриархии. Церковь вновь начала быстро расти и в её общины вступает много молодёжи и интеллигенции. Сейчас в России 5000-7000. богородичников (сами они, естественно, называют гораздо большие цифры).
Теснимый в Москве антикультистскими организациями и акциями, исходящими со стороны Патриархии, Церковь в начале 1993 г. объявила о том, что Богородица «благословила» для их дальнейшей деятельности Петербург. Переименовав Петербург в «Мариинград», ЦБМД провела в июне 1993 г. в Петербурге «Покаянный собор», который был сорван представителями “Белого Братства” Марии Цвигун и привлек внимание средств массовой информации. На этом съезде Береславский объявил, что Богородица «благословила» Сибирь, после чего “богородичные” миссионеры были отправлены в Иркутск.
С 1993 г. ЦБМД прекращает шумную публичную деятельность и, перейдя на полуконспиративный режим, постепенно организует сильные филиалы в ряде городов России. Крупные центры возникли в Иркутске, Новосибирске, Твери, Ростове-на-Дону, Краснодаре и др. городах России. С 1993 г. по 1999 г. Церковь Божией Матери активно развивалась в провинции, расширялась социальная база ЦБМД, появлялись новые священнослужители, новые члены церкви. Руководство ЦБМД постепенно осознавало необходимость изменения политики Церкви, ее структуры, смягчения требований к духовной жизни верующих.
Быстрорастущая иркутская община сумела зарегистрироваться в качестве общественной организации «Благотворительный фонд Божьей Матери Преображающейся» и за бесценок приобрести недалеко от областного центра большой участок земли (17 га), на котором намеревалась организовать крупный центр секты. Однако в 1995-1996 гг. иркутские казаки провели шумную и не совсем мирную кампанию против богородичников. Областной суд в 1995 г. закрыл фонд за нарушение уставной деятельности, т. е. за внеуставную религиозную деятельность, в результате чего права собственности на землю оказались спорными. Между тем в милицию все чаще обращались жители Приангарья с жалобами на методы организации.
Мишин Алексей Владимирович, главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям:
«В том, что организация прекратила свою деятельность в 1995 г., прослеживаются экономические моменты, не религиозные, поэтому закономерно, что Церковь Божией Матери Державная была вновь зарегистрирована. Относится организация к альтернативному православию, причем со специфическими моментами. Так, почитание Богородицы у последователей выходит за рамки культа православного. Кроме этого, непривычны их пластические молитвы — молитвы в танце. В наш отдел поступали жалобы на данную организацию. Связаны они с тем, что люди жаловали квартиры Церкви. Спустя время у некоторых людей наступало разочарование в деятельности организации или же отдельных ее людей и они старались вернуть квартиры. Но такие случаи были в 1990-е гг., последнее время подобного не происходило. Также “богородичники” нарушали право населения на достоверную информацию. А именно, священники Церкви посещали больницы, при этом не заявляли о себе как о священнослужителях Церкви Божией Матери Державной. Происходила путаница — люди думали, что общаются с представителями РПЦ. По закону любая религиозная организация, если она выходит за рамки своего молитвенного помещения, обязана давать свое полное официальное название, как она зарегистрирована».
Председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Федеральной регистрационной службе, доктор философских наук, директор исследовательского центра “Религия в современном обществе” Российского независимого института социальных и национальных проблем, профессор М.П. Мчедлов, Заместитель Председателя Экспертного совета, доктор философских наук, профессор Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова И.Я. Кантеров, в составе Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Федеральной регистрационной службе отнесли организацию “Православная Церковь Божией Матери Державная” к “православному вероисповеданию (богородичной ветви)”. Словарь-справочник Российской Академии Государственной Службы (РАГС) при Президенте Российской Федерации, под редакцией доктора философских наук Трофимчука М.А., определяет вероисповедание Православной Церкви Божией Матери Державная, возглавляемой архиепископом Иоанном (Береславским Вениамином Яковлевичем) как “одно из направлений в современном русском православии”.
Религиовед, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Российского государственного социального университета А.Н. Лещинский относит Православную Церковь Божией Матери Державная к религиозным объединениям, связанным с православием, но не находящимся в юрисдикции ни одной из поместных Церквей, то есть альтернативным. Он заключает исследование выводом:
“Православная Церковь Божией Матери Державная представляет богородичное движение в русском Православии”.
Вместе с тем автор отмечает черты либерального, реформированного христианства:
“Здесь, с одной стороны, заметно стремление вернуться к христианству апостольских времен, где господствовали нестяжание и простота в отношениях между членами христианской Церкви. С другой стороны, получил сильное развитие культ Богоматери. Почитаются не только иконы с ее изображением, но и скульптуры. Наряду с Библией Богородичная Церковь считает священными другие тексты, в частности “откровения“ Богоматери лидеру Церкви архиепископу Иоанну (Береславскому). Большие изменения претерпела культовая практика: богослужение совершается на современном русском языке, используется электронная и инструментальная музыка. Богородичники пишут иконы на нетрадиционные сюжеты и в стилистике, приближенной к современной живописи. Наконец, упрощена организационная структура Церкви, отсутствуют строгие иерархические отношения между священнослужителями и паствой”.
Религиовед, кандидат философских наук Пахомов С.В., доцент кафедры философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ в своей программе, составленной для РХГА, относит Богородичный центр (Церковь Божией Матери Преображающейся) к новым религиозным движениям.
По мнению религиоведа, кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Института Европы Российской академии наук Лункина Р.Н. “Богородичная Церковь – православное религиозное движение”, которое показывает “истинное лицо народного православия. Последователи богородичного православия смогли исповедовать православие в том виде, в каком они себе его представляют”.
Мнение религиоведа, д.и.н. С.Б. Филатова:
“Сейчас ПЦБДМ уже нельзя назвать ни сектой, ни “НРД”. Это скорее одна из многих альтернативных православных юрисдикций, у которой, правда гораздо больше чем у других “странностей”. Согласно мнению религиоведа М.В. Воробьёвой, “учение Богородичного центра вбирает в себя некоторые католические догматы (например, поклонение сердцу Иисусову и сердцу Матери Божией, догмат о непорочном зачатии), софиологию (идеи тождественности Богородицы и Софии), гностические и иудео-христианские воззрения”.
- Александр Щипков “Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России”, Курс лекций //Изд-во РХГИ. Санкт-Петербург. 1998
- А.Н. Лещинский “О Богородичном движении в России: некоторые вопросы изучения истоков, современного состояния и социального служения”
- А.Л. Дворкин “Сектоведение”, глава 17 “Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная»
- Централизованная религиозная организация — Православная Церковь Божией Матери Державная (По материалам Российской Академии (РАГС), сайт Церкви Божией Матери Державной
- Сергей Филатов “Новые религиозные движения — угроза или норма жизни?”
- “Православная Церковь Божией Матери Державная (Богородичный Центр)”, сайт “Церкви”
- Православная Церковь Божией Матери Державная (Богородичный центр, Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающейся)
- Михаил Колотушкин “Богородичникам не дали построить в Иркутске новый Иерусалим”
- “В Липецке задержаны члены религиозной организации”, 12.12.2006
- Заключение Экспертного Совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве Юстиции Российской Федерации от 25.02.1999 г.
Богородичный Центр (Православная церковь Державной иконы Божьей Матери)
Другие названия: Российская Марианская Церковь, Церковь Божьей Матери Преображающейся, секта Иоанна Береславского, Фонд «Новая Святая Русь», «Мария, XXI век», «Вселенская Параклитическая Богородичная Церковь», последователи — «синие рыцари». Дочерние организации: молодежный фонд Богородичного Центра, «Легион пресвятой Богородицы». Существует еще ряд дочерних и фронтовых организаций, имеющих в своем названии слова «православный», «православная».
Печатные органы: «Рыцарь веры» и «Оазис мира».
Характеристика: богородичный центр (БЦ) — законспирированная организация, обладающая значительными финансовыми средствами. Сотрудничает с «Белым Братством», сайентологами. Существуют связи с польской «Солидарностью». Возможно тесно контактируют с римо-католиками, пользуются их поддержкой. Отмечаются контакты с Министерством Обороны. БЦ неоднократно арендовал у МО некоторое оборудование, в том числе полевые кухни, палатки и пр. Нередко при контактах называют себя не членами БЦ, а представителями РПЦ. Пытаются выдавать себя за православных монахов, священнослужителей и проникать в государственные и военные структуры как духовники, руководствуясь принципом: «каждому государственном или военному руководителю — духовного наставника». Отмечаются попытки проникновения БЦ в больницы, в том числе психиатрические и в детские, в систему образования.
Специфичные цели деятельности: провозглашение Российской Федеративной Теократической страны.
История: Официальная дата создания — 1989 г., именно тогда заявили о себе, как о БЦ. Духовный лидер — Береславский (Янкельман) Вениамин Яковлевич (раньше именовал себя епископом, теперь — патриарх Иоан), фактический руководитель («серый кардинал») — отец Петр (Большаков Сергей Юрьевич, бывший программист), в правлении некто «отец» Серафим. Были посвящены в сан Тихоновской катакомбной Истинной Православной Церковью (ИПЦ), также не признанной Русской Православной Церковью.
Однако, в своем «Окружном послании» от 3 июня 1992 г. глава Тихоновской ИПЦ схимитрополит Феодосий и митрополит Епифаний осудили учение БЦ и отлучили «от Святой Православной Церкви (имеется в виду ИПЦ) иеромонахов Иоанна Береславского, Петра Большакова и Серафима, ранее запрещенных в служении за отход от своих епископов в самочинное сборище, не подчиненное иерархии Тихоновской ИПЦ и распространение лжеучения о «Третьем Завете».
Духовный лидер БЦ Береславский, успевший издать более 20 книг об «откровениях», полученных им от иконы Богоматери «Одигитрия», с 3 февраля 1971 наблюдался в психоневрологическом диспансере по поводу хронического душевного заболевания в форме параноидной шизофрении, несколько лет являлся инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г.Москвы, с 1990 г. психоневрологический диспансер посещать прекратил.
БЦ — очень богатая организация, обладающая значительными финансовыми средствами. Проводится постоянная физическая и военная подготовка адептов, имеется собственная военизированная гвардия, называемая «казачество Богородичного Центра».
По данным БЦ, центр имеет до 100 общин. По данным Родительского комитета — порядка 15 общин, в стране около 100 тысяч адептов (постоянная паства), еще больше сочувствующих. Богородичный центр вербует адептов в основном из малообразованных слоев населения. Сектанты пытаются соблюсти внешнюю благопристойность, как и представители других культовых новообразований провозглашают только самые добрые цели.
Задачами деятельности определены «возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном Писании и свидетельствах о явлениях Божьей Матери в XX веке, благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность». Сектанты стремятся участвовать в миротворческих миссиях, привлекают на свои мероприятия «Движение солдатских матерей».
Активно действует БЦ в Новосибирске. Адепты секты, представляясь православными священниками, проникают в государственные учреждения, больницы, в том числе психиатрические, совершают там свои «богослужения», крестят детей. Часто сектанты предъявляют документы, в которых указывается их принадлежность какой-либо организации, содержащей в своем названии слова «православный», «православная», что многих людей вводит в заблуждение, создавая у них иллюзию, будто бы они общаются с представителями Русской Православной Церкви. Связь с БЦ в таких случаях сектантскими «священниками» категорически отрицается. При более подробных расспросах сектанты иногда дают номера московских телефонов, по которым предлагают проверить «подлинность» их духовного сана. Позвонившему по этому телефону ответят, что он имеет дело с самой настоящей православной церковью, а при попытке выяснить причастность к Московскому Патриархату добавят, что их православная церковь — церковь Державной Божией Матери и имеет своего пророка, который получает непосредственно от Божией Матери откровения. Более настойчивым излагается легенда о том, в настоящее время в России существует 9 православных церквей, но именно эта церковь якобы сохранила причастность истинному православию, получила благословение от Патриарха Тихона и через годы катакомб пронесла чистую веру, а про Русскую Православную Церковь будет добавлено, что она учреждена при помощи Сталина, а Московский Патриархат продался режиму и антихристу. Причастность к БЦ будет категорически отрицаться, но если оппонент окажется достаточно осведомленным, то будут утверждать, что БЦ — это дело прошлого и не важно, что было тогда, а намного важней, что сейчас их церковь и их «священники» несут людям свет, добро, любовь, а поэтому с ними необходимо поддерживать самые тесные отношения.
Для выздоровления бывшему адепту «Богородичного Центра» требуется в среднем более 2 лет.
Доктрина: конце 1994 года было проведено первое специальное (по постановлению прокуратуры, возбудившей уголовное дело по признакам ст. 143-1 УК РСФСР) комплексное экспертное психолого-психиатрическое исследование. Это исследование, согласно конкретно поданным заявлениям, ограничивалось только организацией «Фонд Новой Святой Руси» (Богородичный Центр). Отвечая на вопросы, поставленные прокуратурой, эксперты, в частности, отметили, что в литературе, издаваемой БЦ содержатся призывы, направленные на причинение физического и психического вреда здоровью граждан, а также к отказу от выполнения таких гражданских обязанностей, как брак, семья, воспитание детей, учеба, общественно-полезный труд; что поведение лиц, вовлеченных в секту, является результатом усвоения ими учения БЦ и соответствует положениям этого учения. Данная комиссия исследовала многотомные материалы по этому делу. Выдержки из них дают наглядное представление о новом «религиозном» образовании, при этом автор настоящей статьи заранее просит прощения за нецензурные выражения, сделанные в печатных «трудах» отцов-авторитетов этой «конфессии».
По учению БЦ, мировое зло сконцентрировано в женщине. БЦ вводит мистическое понятие «бляди» — собирательный образ женственного начала в мире («Рыцарь Веры», М., 1992, 7). «Архимандрит» П. Краснов в статье «Советская мать — содомская священница» пишет, что сатана «прогрыз в тонком теле Евы дыру между ног, осрамил ее и внедрился в ее плоть, создав там свой престол», что сатана сделал «гениталии центром личности Евы»
… «Вот почему нечестивая мать… распространяет вокруг себя содомскую вакханалию, являясь бессознательно или осознанно поверенным лицом князя тьмы, его священницей. Она превращает мужа в сына и сына в мужа, постоянно погружая их в свою бездонную, разженную геенской похотью ненасытную утробу, сиречь в утробу дьяволицы, священнодействуя на генитальном престоле, воздвигнутом сатаной. Она осваивает по подсказке даймоны — родового демона новые астральные виды темного блуда, премерзкого в очах Господних, экстрасенсорику и восточную оккультную эзотерику. Время призреть на нечестивую, обличив скрываемые за внешней лживой человеческой благопристойностью мерзости сатаны. Время положить им конец» … «Женоцентризм — болезнь болезней, исчадие зла, предвестие распада»… «Над Россией нависает проклятая родовая безысходность»…
Береславским и другими наставниками БЦ в их трудах превозносятся нищета духа, отказ от всей культуры, высших человеческих идеалов, а также отказ от родителей, брака, семьи, своих детей, от учебы и работы, от воспитания детей.
«Пречистая дева Мария даст тебе истинную жизнь».
«Целые поколения жучков-аферистов, авантюристов, болтунов и комнатных мафиози было взращено подобными матерями….».
Криминальные действия: в отношении «Фонда Новой Святой Руси» (Богородичный Центр) было возбуждено уголовное дело по признакам ст. 143-1 УК РСФСР.
На рождество 1992 г. ночью адепты БЦ устроили беспорядки в здании районной библиотеки г.Москвы (м.»Октябрьское поле», ул.Берзарина, д.6), после пресечения которых ОМОНом, устроили демонстрацию в коридорах мэрии г.Москвы.
20 июня 1992 г. БЦ устроил без разрешения властей отправление культовых обрядов у Соловецкого камня (на пл.Лубянка, Москва), которое было охарактеризовано свидетелями как странность и фанатизм. Служение проводил Береславский. Затем адепты культа двинулись по ул.Никольской на Красную площадь, где устроили беспорядки и драку с сотрудниками милиции, пытавшимися утихомирить сектантов. Адепты попытались проникнуть в мавзолей, но почетный караул заперся изнутри, поэтому фанатики предали Ленина анафеме на открытом воздухе.
Заключение института судебной психиатрии о деятельности организации «Фонд Новой Святой Руси» (Богородичный Центр).
СПРАВКА: Православная Церковь Божией Матери Державной (Богородичный Центр)
Православие богородичной ветви, как себя называют последователи Православной Церкви Божией Матери Державная (ЦБМД), официально возникло в 1991 году, когда в Москве было зарегистрировано общественное объединение общественно-благотворительный просветительский фонд «Богородичный центр», который в 1993 г. был переименован в фонд «Новая Святая Русь». В 1999 г. фонд «Новая Святая Русь» перестал действовать. В 1992 г. в г. Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение «Община Церкви Божией Матери Преображающейся». Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» оно было переименовано и действует по настоящее время как «Местная религиозная организация — Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы». Как отмечают лидеры ЦБМД, с конца 70-х гг. и до 1990-1991 гг. они принадлежали к катакомбному Православию.
Возглавляет Церковь «пророк Божией Матери» архиепископ Иоанн (Вениамин Яковлевич Береславский). Родился В. Я. Береславский в 1946 году, в 1970 году окончил Московский государственный институт иностранных языков им. М. Тореза. В середине 1970-х гг. крестился в православную веру в РПЦ МП. Огромное влияние на него оказало паломничество в Почаевскую Лавру, где Береславский находился под духовным влиянием «старицы» блаженной Евфросинии, которая имела большой авторитет среди богородичников. Ефросиния была первым духовным учителем основателей Богородичной Церкви: по их представлениям, ей являлась Богородица и говорила о своей новой исключительной роли в истории России и мира в целом в новом тысячелетии.
Основанием вероучения ЦБМД и обновленного православного богослужения (в харизматическом стиле – с танцами и общим пением гимнов) стали пророчества, которые стал получать Вениамин Береславский. Впервые Богородица явилась Береславскому в 1984 году перед иконой Божией Матери Одигитрии в кафедральном соборе Смоленска. С тех пор Береславский, как следует из изданий ЦБМД, ежедневно слышит голос Божией Матери и «откровения» святых (издано более 20-ти томов «пророчеств»). Вместе со своими соратниками Береславский разработал учение о третьем «Богородичном завете».
В начале 90-х гг. у Богородичной Церкви без труда обнаруживались признаки нового религиозного движения «тоталитарного типа». Деятельность ЦБМД имела громкий общественный резонанс, и не только в Москве, но и по всей России.
Прокуратурой г. Москвы в 1994-1996 гг. расследовалось уголовное дело в отношении руководителей и активных участников общественного объединения «Фонд Новой Святой Руси» («Богородичный Центр»). Основанием для его возбуждения послужили результаты проверки обращения московского общественного Комитета по спасению молодежи, состоящего из сторонников РПЦ МП, об отрицательном воздействии деятельности «Богородичного Центра» на здоровье граждан. По делу опрошено большое количество свидетелей, со слов которых были выделены следующие требования, предъявляемые в ЦБМД к новообращенным: отказ от белковой пищи, сон в течение 3-5 часов, самоустранение от просмотра телепередач, чтения литературы, издаваемой помимо центра, непочтительное отношение к матери, резкое похудание, уход из дома, отказ от работы и учебы. Очевидцы подчеркивают, что на собраниях ЦБМД человека окружала экспрессивная эмоциональная атмосфера, крики, монотонные молитвы, призывы отказаться от всего мира, от семьи, а свою мать проклясть с помощью формулы, содержащей нецензурную лексику, чтобы ничто не мешало спасению человека. Целый ряд московских приходов РПЦ МП занимались реабилитацией «жертв» Богородичной Церкви, которые агрессивно относились ко всему окружающему.
В конце 90-х гг. многие богородичники признавали, что крайности и перегибы в первые годы существования Церкви Божией Матери были, в том числе и самая скандальная крайность в их церковной практике – молитва-обет «проклятие матери». Кроме того, в крайне эмоциональных и часто стилистически грубых пророчествах Иоанна (Береславского) упоминалось о необходимости постоянных ночных и утренних (около 4 утра) молитв, сотен коленопреклонений и послушания (если не жесткого подчинения) своим духовным наставникам. Однако к концу 90-х гг. лидеры ЦБМД отказались от обязательных для всех строгих аскетических практик, богослужения стали носить менее экстатический характер. ЦБМД сконцентрировали свою деятельность на просвещении и миссионерстве. В Москве был организован Центр русской духовности, церковный театр, и богородичные общины стали привлекать молодежь и интеллигенцию (членом ЦБМД стала писатель и правозащитница Зоя Крахмальникова).
Церковь Божией Матери усиленно ищет себе союзников за рубежом среди так называемых «марианских церквей», в богословии которых, как и у богородичников, многие сотериологические функции Христа выполняются Божией Матерью. ЦБМД входит в ряд зарубежных объединений независимых христианских Церквей и общин с развитым марианским богословием. Кроме того, ЦБМД стремиться наладить контакты с общинами и движениями, которые признают явления Богоматери, ставшие известными с ХIХ века, и распространяют пророчества Божией матери.
В России зарегистрировано около 30 богородичных приходов. Кроме того, более 50 общин ЦБМД действуют без регистрации.
По материалам официального сайта Православной Церкви Божией Матери Державной и Энциклопедии: Современная религиозная жизнь России: опыт систематического описания: том I. Под редакцией М. Бурдо и С.Б. Филатова. М. Издательство «Логос», 2004.
В сюжете:
07 марта 2007, 14:18 РЕПОРТАЖ: Народ и пророки в Твери. Богородичный приход стал средоточием православной мистики и тверского патриотизма
05 марта 2007, 16:38 МЫСЛИ: Михаил Попов. СУДНЫЕ ДНИ ИЛИ ГОРЕ УМУ. Государство на страже православия: история с последним преследованием «богородичников» в Липецке
13 февраля 2007, 10:36 Активистов «Православной Церкви Божьей Матери Державная» в Липецке оштрафовали на 800 рублей
12 февраля 2007, 17:47 МОНИТОРИНГ СМИ: А если «Богородичники» выиграют? Свидетели по делу богородичников делают шокирующие признания…
01 февраля 2007, 12:10 Липецкая учительница требует возбудить против задержанных «богородичников» уголовное дело
Опубликовано: 07.02.2006 в 17:33
Рубрики: Лента новостей