И.А. Громов,
Владимирская обл.
Сложносочиненное предложение
в 9-м классе
Методическая основа изучения темы
Тема не является новой для девятиклассников. Им уже знакомы следующие понятия и определения: что такое сложное предложение; сложносочиненное предложение; сочинительная связь; группы сочинительных союзов; запятая в сложном предложении.
Исходя из этого, определяем ближайшие задачи:
-
лингвистическая: выявление структурно-семантических особенностей сложносочиненных предложений (далее – ССП);
-
правописная: разграничение случаев обязательной и факультативной постановки знаков препинания;
-
речевая: установление стилистических и экспрессивных возможностей данной синтаксической конструкции.
Достижение намеченных целей невозможно без последовательного решения ряда промежуточных задач.
Лингвистические:
1. Изучение промежуточного положения ССП по степени структурно-семантической цельности между бессоюзными сложными предложениями (БСП) и сложноподчиненными предложениями (СПП).
2. Описание сочинительных союзов как основного средства связи и способа выражения смысловых отношений в ССП.
Правописные:
1. Развитие умения отличать простое предложение с однородными членами от ССП, совершенствование пунктуационных навыков.
2. Выработка навыка не ставить запятую в ССП при наличии общего второстепенного члена, придаточного предложения.
Речевые:
1. Употребление ССП в несложных описаниях, повествованиях (именно ССП большей частью создают легкость, воздушность, смысловую прозрачность текста, в отличие от «тяжеловесных» конструкций со сложноподчиненными предложениями).
2. Использование ССП для создания экспрессивно окрашенного высказывания.
3. Умение пользоваться ССП как один из способов избежать синтаксической монотонности – речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций (реализуется в течение изучения всей темы).
Сформулированные выше задачи позволяют наметить следующую тематику уроков:
1. Средства связи и значения ССП (урок по этой теме мы и предлагаем).
2–3. Пунктуация в ССП (запятая, случаи постановки тире, отсутствие запятой, разграничение ССП и простых предложений, осложненных однородными членами).
4–5. Как «работают» ССП в тексте. Экспрессивные возможности: конструкции с повторами. Например: Будь любознателен – и многое тебе откроется. Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать. Будь отважен – и ты победишь. Присоединительные конструкции: Яркие кувшинки, тихий плеск речной волны, постоянное подрагивание поплавка – и для счастья больше ничего не надо. Альтернативный вопрос: Другого мне не дано: или дождаться окончания урока, или, заглушив чувство стыда, попросить разрешения выйти – и т.п. Стилистические возможности ССП анализируются при сопоставлении не очень осложненных текстов, в которых они легко «уживаются» с простыми предложениями, делая текст удобным для чтения, прозрачным для понимания. Это характерно для произведений классиков, которые ведут неспешный, непринужденный рассказ или дают незамысловатое описание чего-либо, а также для ученических творческих работ. Ср.: Прошла осень, за ней прошла зима. Надя уже сильно тосковала и каждый день думала о матери и о бабушке, думала о Саше. Письма из дому приходили тихие, добрые, и, казалось, все уже было прощено и забыто… (А.П. Чехов. Невеста)
Основные виды учебной деятельности: синтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением, письменные творческие работы, пунктуационный тренинг. Не следует забывать и об «учении с увлечением»: к примеру, сопоставление простых предложений с однородными сказуемыми и ССП с союзом и мы проводим, используя только слова, начинающиеся на букву и. Это может выглядеть так:
Иззябшие извозчики исподтишка изрекали итальянскому интервьюеру избитые истины и изредка икали.
Иностранцы искололи изменника из Индии импортными использованными иглами, и индиец изощренно и изобретательно извлекал истину из иероглифов.
И последнее замечание. Синтаксические (и другие) явления многообразно функционируют в различных типах, стилях и жанрах речи, и поэтому ориентация только на художественные тексты является методически некорректной. Мы считаем вполне уместным использование в работе и художественной прозы, и стихов, и научных, и научно-популярных текстов, и т.д.
А теперь, после столь затянувшегося вступления, милости просим на первый урок по сложносочиненным предложениям.
Тема: «Средства связи и способы выражения смысловых отношений в ССП. Значения ССП».
Организация занятия
I этап. Актуализация ранее изученного
1. Виды сложных предложений
На предыдущем уроке мы с вами говорили о разных видах сложных предложений. Вспомним их. А задумывались ли вы, почему существуют разные виды сложных предложений? (Девятиклассники говорят о разных способах связи простых предложений в сложных, о сочинительных и подчинительных отношениях частей сложного предложения.)
– Но это еще не все! Вот вам два о-очень простых предложения:
Молодежь ушла. В клубе стало скучно.
Попробуем построить из них все три вида сложных предложений. Получаем:
Молодежь ушла, и в клубе стало скучно.
Молодежь ушла – в клубе стало скучно.
Молодежь ушла: в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, так что в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, потому что в клубе стало скучно.
А теперь задумаемся над той информацией, которую заключают в себе эти предложения. Какой смысл можно «вычерпать» из каждого? На первый план выступают причинно-следственные отношения. (Кстати, у нас завязалась очень интересная дискуссия, казалось бы, к теме урока не относящаяся, – зачем молодежь идет в клуб, почему уходит оттуда раньше времени, хотя клуб в нашей сельской местности – единственное «культурное» учреждение…) В одинаковой ли степени проявляются эти отношения в ССП и СПП? – В ССП они более размыты, заметна какая-то последовательность – ушла, стало скучно… Молодцы, ребята! А теперь задумаемся над интонацией бессоюзного предложения. Ваши варианты прочтения. Задание довольно-таки сложное, но наконец слышим верную интонацию. Какое значение предложения можно «вычислить» из такого интонирования? – Чувствуется противопоставление, но оно как-то нечетко выражено, по-моему, еще менее заметно, чем причинно-следственная связь в ССП. – Отлично! Вот вам и выводы: наиболее «говорящие» значения, обусловленные их строением (в частности, союзы потому что и так как в нашем примере), имеют СПП, в наименьшей степени смысловые отношения различаются в БСП, а вот ССП занимают между ними как бы промежуточное положение. И сегодня разговор у нас пойдет именно о ССП. Но это будет чуть позднее, а вначале мне хотелось бы предложить вам такую работу.
2. Группы сочинительных союзов
Задание. Выпишите из данного текста ряды однородных членов, соединенных союзами, определите, к какой группе относится тот или иной союз.
Текст. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!
Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья.
Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:
– Пойдем смотреть грома!
(К.Паустовский. Золотая роза)
Вот какие сочетания выписали учащиеся:
– проходят и «заваливаются»; не прошла, а свалилась; то бьют, то полыхают; пришел и сказал.
Характеризуем союзы при данных однородных членах, вспоминаем не встретившиеся здесь. Объясняем значение названий групп союзов: соединительные, разделительные, противительные. Что можно соединить? разделить? противопоставить? – Какие-либо явления!
Как вы уже знаете, эти же союзы соединяют и части сложносочиненных предложений. А вы достаточно легко ориентируетесь в этой разновидности сложных предложений? На всякий случай проверим.
3. Узнавание «в лицо» ССП
Задание. Выпишите из данного текста все ССП, докажите (графически, схематически, словесно…) правильность вашего выбора.
Текст. Уж так оно всегда почему-то получалось, что не успевал Григорий Иванович прислонить голову к подушке, портфелю или просто к какому-либо пригорку в чистом поле, как ему обязательно начинал сниться сон…
То вдруг причудится Григорию Ивановичу река, широкая и раздольная в весеннем разливе, то вдруг увидит он во сне небо, то привидятся ему леса дремучие и темные… Но чаще всего снится Григорию Ивановичу дорога. Как будто идет он по ней, перекинув сапоги через плечо, идет, помахивает хворостинкой и подбадривает себя, успокаивает. Вот, мол, дойду до того поворота, а там уж отдохну, огляжусь вокруг, там благодать, забвение и отрада. Но дойдет Григорий Иванович до поворота, а благодати нет, под ногами камень да песчаный пепел, а новый поворот где-то далеко за горизонтом. Вздохнет Григорий Иванович, поправит на плече сапоги и идет дальше… И так без конца, от поворота до поворота! Идет Григорий Иванович, не падает духом, надеется.
(И.Евсеенко. Повесть «Петушиные дворики».
«Новый мир», 1990, № 5)
(Сложносочиненных предложений здесь только два: То вдруг причудится… и Но дойдет…, причем последнее включает в себя, помимо сочинительной, еще и бессоюзную связь.)
У ребят может возникнуть вопрос о виде предложения Вот, мол, дойду. В целом оно БСП, а его первая часть – обычное простое предложение с однородными сказуемыми – дойду, отдохну, огляжусь. Даже с большой натяжкой его нельзя отнести к предложениям с факультативным характером членения, так как запятая «сигнализирует» о блоке однородных членов, а о разных предложениях «говорит» точка…
II этап. Постановка задачи урока. Организация исследовательской деятельности
– Вы успешно выделяете ССП в тексте, это уже хорошо, но явно недостаточно, чтобы сказать о себе: а я во как знаю ССП! Как видно из только что записанных примеров, ССП очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу сегодняшнего урока формулируем так:
Одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами?
И какие именно?
Первая реакция большинства, конечно, ясна – естественно, неодинаковые. – А в чем разница? Вот давайте в этом и разберемся.
Исследовательская деятельность
Делим класс на три группы (по рядам) и предлагаем проанализировать три текста (по одному на «брата»…). В каждом из них – ССП с одной из групп сочинительных союзов. Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.
Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у нее по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал ее, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надежном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдешь направо – коня потеряешь, пойдешь налево…
(Л. Карелин. Роман «Змеелов».
«Подвиг» – приложение
к журналу «Сельская молодежь»,
1998, № 2. С. 167)
Текст 2
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине…
(А.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)
Текст 3. Несколько дней появление Пугачева было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашенные жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачевым… Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачеве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано темным и запутанным слогом. В нем было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачев, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо…
(А.Пушкин. История Пугачева. Из гл. 3)
III этап. Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы
– К каким результатам пришел каждый ряд? Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями… Обобщаем сказанное ребятами.
Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений. Это основные функции каждой группы сочинительных союзов, но далеко не все. В дальнейшем, работая с ССП, мы неоднократно в этом убедимся, а пока делаем главный вывод.
– Какова роль сочинительных союзов в ССП? (Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.)
В краткой форме графически заносим наши выводы в тетрадь для опорных конспектов.
IV этап. Практическое использование полученных теоретических сведений
Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы разных групп.
Начальные части предложения:
– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу…
– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было…
– Есть земля, недра…
– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор…
– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину…
– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович…
– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево…
– Не успеешь замедлить возле торговца шаг…
– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо…
– Станция была действительно крохотной…
Завершающие части предложений:
– …людей – кот наплакал.
– …он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.
– …вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.
– …потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.
– …такого еще не встречалось.
– …затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками…
– …читателю нечего тут насмешничать.
– …город за ней раскинулся редкостный.
– …вот раскинулся перед ним городской базар.
– …Высокие Стрижи никак не показывались.
(Примечание. Все тексты и предложения урока размножаем для каждого ученика. Кроме того, часть материала можно заранее записать на доске.)
Карточка для самопроверки
– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу, и вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.
– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было, и читателю нечего тут насмешничать.
– Есть земля, недра, а людей – кот наплакал.
– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор, но потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.
– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину, то затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками…
– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович, но такого еще не встречалось.
– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево, и вот раскинулся перед ним городской базар.
– Не успеешь замедлить возле торговца шаг, а он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.
– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо, но Высокие Стрижи никак не показывались.
– Станция была действительно крохотной, но город за ней раскинулся редкостный.
(И.Евсеенко. Петушиные Дворики)
V этап. Творческая работа
Перед вами «испорченный» фрагмент повести А.П. Чехова «Скучная история».
Задание. Исправьте текст, заменяя по возможности однотипные конструкции с простыми предложениями сложносочиненными предложениями.
Текст. Барышни и Гнеккер говорят о фугах, контрапунктах, о певцах и пианистах, о Бахе и Брамсе. Жена, боясь, чтобы ее не заподозрили в музыкальном невежестве, сочувственно улыбается им и бормочет: «Это прелестно… Неужели? Скажите…». Гнеккер солидно кушает, солидно острит и снисходительно выслушивает замечания барышень. Изредка у него является желание поговорить на плохом французском языке. Тогда он почему-то находит нужным величать меня votre excellence (ваше превосходительство – фр.).
А я угрюм. Видимо, я всех их стесняю. Они стесняют меня. Никогда раньше я не был коротко знаком с сословным антагонизмом. Теперь меня мучает именно что-то вроде этого. Я стараюсь находить в Гнеккере одни только дурные черты, скоро нахожу их и терзаюсь, что на его жениховском месте сидит человек не моего круга.
Домашнее задание
1. Возьмите в библиотеке повесть А.П. Чехова «Скучная история», найдите редактировавшийся вами фрагмент (он взят из 2-й главы); сравните авторский и свой варианты. Сделайте выводы о вашем умении пользоваться конструкциями с ССП.
2. Напишите небольшой рассказ – подражание А.П. Чехову, используя ССП с теми же значениями, что и у писателя.
Содержание
Свою гордость смирить…
Свою гордость смирить — пусть чужая вина,
Пусть и вольные крылья в полнеба….
Чтобы ты, не дай Бог, не осталась одна —
Без огня, без тепла… и без хлеба.
Не звенеть, как рябина, в морозной глуши,
Листопадом не крыть мостовые….
Пусть мятежные думы и сила души,
Как деревья в лесу вековые.
Раздавить, растерзать, заключить под замок,
Растоптать, изничтожить с разбегу….
Даже тот, долгожданный, от Бога намёк —
На его… благодать и опеку.
Научиться терпеть, молчаливо кивать —
И улыбкою льстивой светиться….
Пусть под чёртом ходить, но тебя не предать!
За тебя перед Богом молиться.
Презирая весь мир, за черту бытия,
Где покоиться счастье возможно,
Убежать, беззащитной оставив тебя….
Нестерпимо… нельзя… невозможно!
Я заставлю свою благородную кровь
Извиваться змеёй подколодной….
Пусть прогнётся дугой убелённая бровь
Перед бездной пустой и холодной.
И на брюхе с небесной вершины спущусь
За грошом своим горьким и медным….
Просто винтиком я для тебя обернусь,
Если нужно… мне стать неприметным.
Я не буду болеть белокурой луной
И под небом звездою твориться….
Ведь для Бога важней — одинокой душой,
Чтобы было к кому прислониться.
Всю, как осень, печаль я возьму на себя,
Окружу твою грусть облаками….
Пусть с тоской пополам, пусть и сердце, скрепя,-
Настелю тебе… звёзд под ногами.
Лягу прахом безликим на илистом дне,
Запою соловьями невольно….
Только б здесь, наяву, да и в розовом сне,
Тебе не было страшно и больно.
Пусть копытами бьёт мой божественный конь….
Но в пустыне земного предела —
Будет сердце моё, как небесный огонь,
Согревать твою душу… и тело.
Дикая розга. Уроки терпения и смирения — 3
РЫЛЕЕВА
Как-то в палате со мной лежала женщина, фамилия её — Рылеева. «Не потомки ли декабриста?» — спросила у неё. «Да, муж мой из рода Рылеевых. И она поведала рассказ о матери декабриста Рылеева, передающийся из поколения в поколение, о том, как в младенчестве Кондрат смертельно заболел, и мать буквально вымолила его у Бога, хотя видела зловещий сон, в котором была предупреждена о страшном конце ее сына и видела этот конец. И все-таки она просила исцелить сына. Страшно было слушать эту историю.
В «Переписке с друзьями» Гоголь Н.В. писал: «С прекрасными намерениями можно сделать зло, как уже многие сделали его. В последнее время не столько беспорядков произвели глупые люди, сколько умные… Друг мой! Мы призваны в мир не затем, чтобы истреблять и разрушать, но, подобно Самому Богу, все направлять к добру, — даже и то, что уже испортил человек и обратил во зло».
В школе нам представляли декабристов как героев. Правда ли это? Кондрат Рылеев был главный организатор первого революционного восстания 14(26 декабря) 1825 года против царя Николая.
Господь предупреждает: «Не прикасайтеся помазанным моим…»(Пс.104,15). Пятеро декабристов были приговорены к казни через повешение. Находясь в Петропавловской крепости под следствием, произошел переворот в душе Кондрата. Он совершенно раскаялся и проникся христианским духом. К концу заключения у него не осталось ни тени революционного духа. Письма к жене были пронизаны в благости и милосердии Провидения. Царь для него теперь не самовластный деспот, а выразитель Божией воли. «Положись на Всевышнего и милосердие Государя» — писал множество раз Рылеев из крепости. Он примирился с Творцом своим и ни разу не возроптал во время своего заключения. Зато «Дух Святой дивно утешал меня» — пишет он жене, — как спасительно быть христианином. Да будет Его Святая воля». В ночь перед казнью священник его причастил. Кондрат был один из трех несчастных, под кем веревка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота, и спустя некоторое время, был повешен повторно.
Господь милует и вразумляет грешников, пришедших к смирению, просвещает и утешает их, только предайся Его воле и со смирением и благодарением принимай несчастья.
МАРИЯ
На редкость невероятный случай произошел в больнице. Я встретила Марию в больнице, с ней я познакомилась в этой же больнице ещё несколько лет назад. Её привезли на коляске в тяжелом состоянии, и при этом она сразу меня узнала и обрадовалась нашей встрече. Первые два дня Мария практически спала, и еду ей приносили в палату. Потом она рассказала о себе. Её младший сын перенес сложнейшие операции после автоаварии. Выздоровление длилось годами. Тяжело переживая, сама периодически оказывалась в больнице. Она страдала бессонницей, и врач ей назначил снотворное.
На этот раз Мария даже представить себе не могла, что ей придется ещё пережить сильнейшую психическую травму и ни где-нибудь, а здесь, в больнице. Пришлось ей пострадать из-за своего храпа от соседки по палате, служащей Мэрии. С поразительным смирением Мария переносила ее ругань, оскорбления, поношения и, в конечном итоге, рукоприкладство. Она не жаловалась на неё, не возмущалась, все терпела, и только тихо плакала, не показываясь никому на глаза. В столовую либо не ходила, потому что сидела за одним столом с соседкой, либо ходила после всех. Днём же, в час отдыха, когда её соседка спала, уходила в укромное место, где никого не было. А последние две ночи пребывания соседки в больнице в слезах уходила на ночь спать на кушетку в санитарную комнату. Мария не отвечала злом на зло.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вас оскорбляют? Оскорбляют и Бога. Вас поносят? Поносят и Бога. Вас подвергают оплеванию? То же терпел и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном — нет. Он никогда не оскорблял, да и не будет, не поносил, не обижал. Следовательно, мы (оскорбляемые) имеем общее с Ним, а не вы (оскорбляющие). Переносить оскорбления свойственно Богу, а оскорблять, напротив – диаволу. Вот две противоположные стороны».
ВЕЛИКИЙ ПОСТ – 2009
Еще урок на смирение, когда я легла в больницу за неделю до Великого Поста. В палате был телевизор, хотя он стоит и в холле на этаже. Соседка засыпала, не выключая его. Она объяснила, что без него не засыпает. Оставалось только пожалеть и помолиться за неё. И так прошла неделя, она выписалась и сдала этот ящик. «Но радоваться мне еще рано, — подумала я, — может другая соседка захочет поставить телевизор, а после выходных начинается Великий Пост».
Милостью Божией три дня я находилась одна в палате, можно было помолиться. В понедельник, вернувшись после процедур, я увидела соседку. Как же я обрадовалась, когда узнала, что Господь послал мне Надежду, соседку верующую, руководителя муниципалитета одного из районов Москвы.
Хвала и слава Тебе, Господи, исполняющий желания во благо. Благодарю Тебя, Пресвятая Богородица за помощь.
Господь услышал и молитвы Надежды. Промыслом Божиим мы встретились в нужное время и в нужном месте. Из поликлиники её после приступа привезли в больницу. От неё я узнала, какую вёл против неё борьбу ее руководитель. Однажды она предложила ему пригласить священника освятить помещение муниципалитета, но он отказался. Тогда Надежда сама в выходной день освятила всё помещение тридцатью тремя иерусалимскими свечами. И в это время, когда она находится здесь, в больнице, начальник её увольняет.
Если бы Надежда проявила свою волю, обратившись в суд, её права, конечно, были бы восстановлены. Но она, по благословению духовного наставника, все предала на волю Божию и потом ещё благодарила своих врагов и обидчиков. Надежда понимала, что это был экзамен на терпение и смирение, и, что Господь не попустит искушений сверх её силы, не оставит и сделает все во благо ей. Он говорит нам: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоанн.15,20), «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Иоанн.16,20).
Две недели Великого Поста для нас прошли в духовной учебе. А ведь пост смиряет душу. Что есть теперь мои болезни, печали, обиды, когда оскорбляют, клевещут, осуждают в сравнении со страданиями Христа и болью Божией Матери, стоявшей у Креста Сына Своего, Господа нашего? Ради Христа прояви любовь и прости. Научись любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его. Только так и можно научиться себя смирять. Все святые жизнь проводили в скорбях, страданиях, терпении, гонениях, а ты, грешница, хочешь остаться без всякого страдания? Если Христос пострадал, можно ли мне роптать? И чтобы не случилось, говори себе: «это за мои грехи» и забудь слова: «как я несчастна», но говори: «этого ещё мало мне за грехи мои».
«Как часто мы болеем из-за того, — сказал преподобный Серафим Вырицкий, — что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу! Сейчас мы не ведаем того, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятиями…».
Так проходит моя ежедневная духовная учеба в различных местах, в разных условиях, через поучительные встречи с людьми, от которых исходит чистая доброта, безкорыстная любовь. А бывает, что однажды услышанное слово или фраза может глубоко запасть в сердце, перевернуть душу, сознание и неожиданно открыть глаза, на что раньше были закрыты. Пора уже самой обретать мужество и терпение, менять свой нрав и научиться благодарить Господа.
Господи, благодарю Тебя за уроки смирения, терпения и любви, которые Ты преподал мне в больнице через людей. Создатель мой, Врач и Целитель, Ты видишь мою болезнь, Ты знаешь, как я грешна и немощна; вижу, что душа моя находилась всю жизнь в рабстве у тела, и сейчас хронически больна. Господи, помилуй, пошли плач покаянный, чтобы очистить свою душу и понести здесь наказание, потому что в немощах наших совершается Твоя сила Божия. Всемилостивый, помоги мне обрести драгоценную жемчужину терпения и смирения, и научи благодарить Твою благость. Да будет воля Твоя.
7 (семь) смертных грехов и противоположные им 7 (семь) добродетелей.
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души.
1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.
2. Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
3. Блуд. (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.
Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: “Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём” (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, “ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит”.
4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился “на вся дни светло” (Лк. 16, 19).
Пьянство, употребление наркотиков.
6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.
7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.
Грехи вопиющие к небу:
Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их. Грехи хулы на Духа Святаго:
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям 1. Любовь. Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей.
Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…
2. Нестяжание. Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.
3. Целомудрие. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.
4. Смирение. Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.
5. Воздержание. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.
6. Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.
7. Трезвение. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.
О терпении
Шиманский Г. И. О терпении. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 64 с. — (Серия «Христианский взгляд»)
Серия брошюр под общим названием «Христианский взгляд» составлена на основе рукописи курса лекций по нравственному богословию талантливого церковного ученого и писателя Г. И. Шиманского (1915-1970). «Христианский взгляд» — не просто изложение теоретических принципов, но рассказ о способе жизни, подобающем христианину, о моральных ориентирах в современном мире.
В брошюре рассказывается о важности и необходимости терпения, этой важнейшей христианской добродетели, и о путях к ее стяжанию. Публикуется в сокращении.
Понятие о добродетели терпения
Название терпения на греческом языке — ύπομονή — по своему филологическому смыслу означает «стойкость» при действии (давлении) извне. У латинских церковных писателей, например у преподобного Иоанна Кассиана, понятие о терпении связывается с предметом терпения. Терпение — patientia — получает название от страданий и перенесения их. Святитель Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить».
Добродетель терпения неразрывно связана со всеми христианскими добродетелями и всем строем духовной жизни христианина. Она находится в теснейшей связи с ревностью к богоугодной жизни и с постоянством в добре. Блаженный Диадох и другие святые отцы соединяют добродетель терпения со смирением. Смирение — источник терпения, оно есть родительница и охранительница терпения.
Святитель Тихон Задонский в добродетели терпения отмечает преданность воле Божией и святому Его промышлению.
По блаженному Диадоху, терпение есть непрестанная твердость духа, соединенная с устремлением духовных очей подвижника к Богу. Это определение терпения сделано применительно к душевному состоянию подвижника (твердость и мужество души) и его отношению к Богу, ради Которого он терпит; потому-то оно и называется терпением по Богу, посылающему ради его пользы то, что он должен претерпеть.
Отличительная черта человека терпеливого есть мужество. «Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения». Преподобные Нил Синайский, Иоанн Кассиан, подвижник Евагрий Понтийский, блаженный Антиох (начало VII в.), святитель Тихон Задонский и другие святые отцы указывают в терпении на эту основную его черту: мужество, неустрашимость души и готовность безропотно, охотно и великодушно переносить скорби и искушения от людей, страстей и демонов.
Согласно этому свойству терпения, оно близко соприкасается с кротостью, имея в себе такие свойства души, как великодушие и самоотвержение. Святитель Григорий Богослов указывает, что «великодушен тот, кто все переносит с благодушием, а не переносить и малости — признак малодушия».
По словам преподобного Серафима Саровского, христианское «подвижничество требует терпения и великодушия… Терпение есть трудолюбие души, а трудолюбие состоит и в добровольных трудах и в перенесении невольных (скорбных) искушений. Законом терпения служит любовь к трудам; опираясь на них, ум надеется получить обетование будущих благ».
Наиболее полное определение терпения дает епископ Феофан: «Терпение имеет две стороны: будучи обращено внутрь, оно есть постоянство в добре, — и в сем отношении не обусловливается ничем внешним, а есть нераздельная и всегдашняя черта доброго настроения. Будучи же обращено ковне, оно есть сносливость, перенесение всех трудностей, встречаемых на добром пути или при исполнении созревающих внутри добрых начинаний. Сия черта терпения не может проявиться, если не будет скорбей».
Согласно святым отцам, можно сделать следующее определение терпения: оно есть постоянство в добре, твердость и мужество души, проявляющиеся в безропотном, охотном и великодушном перенесении жизненных трудностей, скорбей и искушений, попускаемых Богом для научения христианина смирению, любви и преданности воле Божией и Его святому Промыслу.
Терпение происходит от перенесения скорбей (см.: Рим 5, 3). Святые отцы указывают, что терпеливое перенесение скорбей не означает полного равнодушия, безучастного отношения или совершенной нечувствительности к ним христианина. Напротив, чувствуя всю тяжесть постигающих его страданий, лишений, огорчений и других скорбей, христианин, однако, без ропота, смущения и гнева, стойко и бодро переносит их ради Бога, во всем предавая себя воле Божией.
Терпения нет в том, кто, по причине всяких внешних жизненных неудобств и скорбей, «малодушествует до изнеможения».
Скорби приключаются как благочестивым, так и нечестивым людям. Но одни только благочестивые христиане терпеливо и великодушно их переносят.
Общие правила
Преимущества терпения
- Терпение раскрывает способность – переносить намного больше, чем предполагал человек.
- Терпение даёт силы – для преодоления внешних и внутренних препятствий.
- Терпение даёт освобождение – от торопливости, суеты и беспокойства.
- Терпение даёт надежду – на «белую полосу» в грядущем.
- Терпение развивает умение — противостоять гневу и обиде.
Проявления терпения в повседневной жизни
- Библия. «Римлянам»: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса…».
- Сложные обстоятельства. Именно терпение — не как пассивное пережидание, но как деятельное и оптимистичное соучастие – помогает человеку пережить неудачи и трудности.
- Профессиональная деятельность. Хороший преподаватель всегда терпелив; у него достает терпения объяснить самый сложный материал самым легкомысленным ученикам.
- Военные действия. Терпение как нигде проявляется в военном деле. Терпение и следование заранее определенной тактике – одно из главных составляющих победы.
- Воспитание детей. Говорят, чтобы воспитать ребенка, нужно двадцать свободных лет, миллион долларов и очень много ласки, нежности и терпения.
Как развить в себе терпение
- Семейное воспитание. Родители, терпеливо беседующие с детьми, разъясняющие всех их вопросы и сомнения – прививают терпение и детям.
- Учение. Сознательно стремясь овладеть знаниями, человек приучает себя к терпенью – ведь без него успех либо придет намного позже, либо не придет вовсе.
- Вера. Религия, помимо многих других добродетелей, проповедует и терпение; проникаясь религиозностью, человек приближается к обретению терпения.
- Работа над собой. Подмечая и стараясь изжить такие качества, как суетливость, поверхностность, неумение доводить начатое дело до конца, человек воспитывает в себе терпение.
Золотая середина
Нетерпеливость Терпение Потворство, попустительство
Крылатые выражения о терпении
Терпение горько, но плод его сладок. — Жан-Жак Руссо — Не везде сила: где уменье, где терпенье. — Русская пословица — Только терпеливый закончит дело, а торопливый упадет. — Саади — Терпение – это искусство надеяться. — Вовенарг — Терпение и время дают больше, чем сила и страсть. — Лафонтен — Без терпенья нет уменья. — Русская пословица —
Что почитать?
Вольдемар Балязин / Барклай-де-Толли. Верность и терпение Книга посвящена полководцу М.Б.Барклаю-де-Толли. Роман о воинской доблести, стойкости и твердости характера. Преподобный Макарий Оптинский / Письма преподобного Макария Оптинского. О смирении, самоукорении и терпении скорбей Наставления Макария Оптинского помогут воспитать в себе добродетель терпения всем верующим. Советы святого старца не менее актуальны сегодня, чем во времена его жизни.