Содержание
- Лень
- Так вот, авва Исаия говорит так: «Леность и нерадение – это упокоение в веке сем».
- Леность и нерадение – это порок или черта характера?
- Соответственно, все прекрасно понимают, что лень и нерадение – это настоящая погибель для человека, особенно погибель в духовной жизни.
- Признаки этих грехов:
- Сами страсти лени и нерадения тоже являются признаками:
- Взаимосвязь грехов.
- Пагубное влияние этих греховных страстей:
- Как бороться с этими грехами:
- Что такое лень и как с ней бороться
- В чем грех лени
- К чему может привести физическая и духовная лень
- Как избавиться от лени
- Ленивые вопросы: можно ли просто не трудиться?
- Почему человек вообще обязан работать? За что ему такое наказание?
- Правда, что с христианской точки зрения работа не должна в принципе приносить удовольствия, чтобы в поте лица душа закалялась?
- Разве не мешает работа духовному росту? Много ли святых работали в нашем понимании этого слова?
- Какие виды работы Церковь запрещает?
- Действительно ли Церковь считает лень, нежелание работать грехом?
- Есть ли у святых отцов и современных духовников какие-то советы, касающиеся отношения к труду и того, как искать работу?
- ТЕСТ: Ленивы ли вы?
- Лень как признак гениальности. 4 вида лени и нужно ли с ней бороться
- Пантеон современных богов, которым мы все невольно поклоняемся
- Нублинкактак — бог наивности и разочарования
- Чёкупила — мелкий надоедливый божок
- Мамдай — верховный бог
- Отупей — офисный бог
- Итаксойдет — бог рукожопов
- Ойдану — богиня обесценивания
- Окак — дух восхищения и удивления
- Ичо — бог неоспоримых фактов и доказательств
- Ойфсё — богиня железных аргументов
- Тыгля — богиня любопытства и житейской мудрости
- Калории — духи платяного шкафа
- Бомжор — двуликий бог
- Щакакдам — бог гнева
- Тытамскема — богиня ревности
- Взюзя — бог виноделия и застолий
Лень
Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.
Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.
Итак, слово «лень» – это пассивность воли человека, нежелание желать, расслабление души и дряхлость ума, как говорит преподобный Иоанн Лествичник.
Так вот, авва Исаия говорит так: «Леность и нерадение – это упокоение в веке сем».
То есть когда человек предается лени и нерадению, он хочет успокоиться, найти покой в энергиях, в вещах, в мыслях, которые находятся и принадлежат этому миру. Т.е. упокоение плоти, упокоение плотского мудрования, когда человек пытается найти такую точку в своем существе, чтобы ни в чем себя не напрягать. Просто быть спокойным, ничего не делать, а получать за это всяческие блага. И сегодня сама философия современной жизни в принципе такова: минимум труда, максимум прибыли. Соответственно, это приводит, конечно же, к большим духовным перекосам.
Леность и нерадение – это порок или черта характера?
Святые отцы конкретно говорят о том, что лень и нерадение – это даже не просто грех, это настоящая пагуба для человеческой жизни, которая делает из человека какое-то полено, безвольное, слабое, неразумное существо.
Соответственно, все прекрасно понимают, что лень и нерадение – это настоящая погибель для человека, особенно погибель в духовной жизни.
-
Первая причина – это страсть чревоугодия, основная из страстей, о которой мы с вами много говорили.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Из-за стола нужно вставать с ощущением голода», золотое правило, как монахи говорят, после этого лени не будет. Лень появляется только тогда, когда ты пресытился. Святитель Феофан Затворник: «Что для мирянина пресыщение, то для монаха сытость». То есть монах не должен даже сыто есть. Потому что после пресыщения человек может физически работать, и неплохо даже, а работать духовно человек уже не сможет.
Преподобный Исаак Сирин говорит, что леность происходит от обременения чрева, когда чрево обременено, и от множества дел. Интересную он добавил фразу, которая сегодня у нас упразднена. Мы все сегодня наоборот пытаемся так много сделать и там, и там, везде успеть. На самом деле именно после этого рождается леность. Потому что человек и там, и там – везде пытается успеть, растрачивается, ничего не достигает, разочаровывается, и из-за этого всего у него рождается уныние, после которого происходит лень.
-
Вторая причина – страсть уныния – одна из самых греховных страстей, которая рождает леность.
Преподобный Ефрем Сирин так и говорит: «Леность без причины называю унынием и беспечностью, т.е. нерадением». То есть когда бывает у человека действительно усталость, ему лень потому что он устал, он парализован потому, что он действительно устал, перетрудился; или у человека скорбь, потерял супругу, допустим, или какого-то близкого человека, горе какое-то и т.п.
Бывает парализация человеческой жизнедеятельности, что человеку от внутренних состояний ничего неохота делать, он просто пребывает в некоторой лени такой, хотя это тоже плохо, но тем не менее она оправданна и этому есть причина. А когда без причины, то это конкретно происходит от уныния и беспечности.
-
И третья страсть, которая рождает грех уныния, – это тщеславие. По какой схеме это происходит? Тщеславие рождает такой грех, как многоглаголание и празднословие. Почему человек много говорит? Потому что тщеславие пытается человека заставить всегда что-то делать, чтоб на него обращали внимание.
Поэтому многоглаголание расхищает человека полностью, когда наговоришься, наосуждаешься, напразднословишься, в душе потом такая пустота, и после этого греха приходит грех лени по закону духовной жизни. Приходит лень, и человек находится в расслабленном состоянии и не сконцентрирован. Потому что празднословие расхищает сокровище души человека, т.е. те плоды духовные, которые он в себе собирает.
«Леность происходит от любви к плоти, нерадения, праздности, неимения страха Божьего», – говорит преподобный Ефрем Сирин.
Признаки этих грехов:
-
В Притчах премудрый Соломон говорит: «Леность погружает в сонливость» (Пр. 19: 15), поэтому признаки – сонливость, многоспание, просыпание, долгое лежание в постели, откладывание будильника на пять минут. Это конкретные признаки того, что мы с вами находимся не в бодром состоянии, а находимся в состоянии лени.
-
Бесцельное хождение по дому, по улице, из угла в угол, человек просто пытается куда-то сходить, а сам не знает ничего, я сказал бы даже: хождение вокруг дела и нежелание никак прикоснуться к нему. Надо помыть полы, – ан нет, пошел это поделал, пошел то поделал, и уже потом вечер, надо спать, быстренько раз-раз пылесосом всё убрали в сторону – завтра, всё завтра.
-
Усердие к второстепенным делам, пренебрежение к главному. Когда у человека есть конкретное дело – ему надо сегодня на работе сделать то-то, ему начальник ставит план, и он должен его сделать, потому что это его главная задача на сегодняшний день. А ему ещё, помимо калымов, хочется сделать того, сего, знаете, такое настроение хорошее бывает на душе, и человек, получается, в этих второстепенных делах многое делает, а главное так и не происходит. Очень часто в таком плане женская черта характера угадывается. Не в том, что лень, а именно черта женского характера. Женщина многое делает, но иногда – целый день просто отдыхала. Сделала всё что угодно, кроме того, что нужно.
-
Стремление к упрощению. Есть, конечно, простота – признак таланта, человек делает что-то простое. А бывает простота, когда человеку говорят: «Сделай то-то», а ему неохота, и он начинает: «А давайте сделаем ленивые голубцы…» или ленивые вареники. Т.е. стремление к упрощению не для того, чтобы изобрести какой-то простой, долговечно работающий механизм, а для того, чтобы поменьше затратить усилий. И так в разных вещах.
-
Отсутствие подвига, постоянства в делании, терпения. Ленивые люди и те, кто склонен к лености, то есть, в принципе, все мы – нам очень тяжело быть в постоянстве, постоянство нас удушает, оно не дает нам жизни, оно сковывает нашу жизнь, оно парализует нас, оно такое ненавистное, это постоянство, и вообще: «Кто его придумал?!» – восклицает лень. А придумал его Господь для того чтобы смирить всех нас, для того чтобы показать, что постоянство дает человеку именно истребление страстей. Страсти всё время пытаются человека ввергнуть в многопопечение, в многоглаголание, в попечение о многих делах для того чтоб человек осуетился. А постоянство дает человеку статичное состояние, которое очищает его от страстей и подготавливает его к получению духовных плодов. И терпение – это, конечно же, нерв постоянства и нерв духовной жизни.
Сами страсти лени и нерадения тоже являются признаками:
1) Стремления души к худшему. Т.е. если ты ленишься, ты должен понимать, что душа твоя стремится к худшему, она падает, она в регрессе находится, она разлагается, ты конкретно разлагаешь свое внутреннее состояние.
2) И как говорит преп. авва Исаия, лень является признаком, когда душа человека является жилищем всяких постыдных и срамных страстей. Потому что в ленивом человеке не может пребывать никакая добродетель. Господь бы рад дать человеку молитву, пост, терпение, ещё какую-то добродетель рад бы дать, но человек назавтра же пренебрежет ею, потому что нерадение и лень полностью поработили его.
Взаимосвязь грехов.
Отчего происходит нерадение и леность – какая из страстей происходит от другой?
У Святых отцов в разных источниках говорится о том, что как нерадение происходит от лени, так и лень происходит от нерадения, – круговая порука этих грехов. Т.е. они друг друга поддерживают и друг друга питают. Человек поленился – после лени у него идет нерадение ко всему. Человек вознерадел в каком-то деле – после этого к нему приходит лень, он расслабляется и становится полностью негодным ни на какое доброе дело.
Пагубное влияние этих греховных страстей:
-
Влияние демонов, бесов. Они усиливают свое давление на ленивых и нерадивых, – говорят Святые отцы. Преподобный Ефрем Сирин говорит следующее: «Демоны более всех тревожат любящих лень и нерадение о молитве». Более всех, потому что кого там тревожить-то – лежит, подошел, что хочешь – вложил в ум этому человеку, в душу, и всё ляжет на удобренную, вспаханную почву. Человек вообще не сопротивляется. Соответственно, на таких людей они и любят нападать. Вначале на ленивых и нерадивых бесы наводят ужас. Человек захотел что-то сделать доброе, и у него столько сомнений, столько ужасов: «А как это сделать?», «Да я не смогу».
-
Разложение души и ума. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто нерадит, тот падает». Обязательно нерадивый человек будет падать, находиться в духовном падении, а духовное падение – это грех. От греха что может быть в нашей природе? Только разложение и полное духовное осквернение.
-
Поражение воли, бессилие. Человек потухает духом и не может желать. Например, надо человеку сделать доброе дело, но неохота. Он понимает в совести, что нужно, но заставить себя он не может и даже он не может желать этого, просто не хочет даже желать – настолько его воля парализована.
-
И всё это, в конце концов, приводит к телесным болезням. Ленивые и нерадивые болеют чаще всех. Кто трудится, трудолюбивый, кто постоянно себя заставляет, тот мало болеет. Человек, который себя не заставляет, не преодолевает себя, болеет чаще и много.
-
По учению преподобного аввы Исаии, лень и нерадение рождают в человеке своеволие и гордость.
Авва Исаия сказал замечательную фразу: «Что бы ни делал ленивый, нерадивый человек – он обязательно считает себя другом Божиим». Допустим, в духовной жизни – он ещё и поститься, и молиться не научился, а он уже «друг Христов». И попробуй с ним поспорь.
И в итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые лишаются Царствия Небесного.
Как бороться с этими грехами:
-
Преподобный Марк Подвижник говорит, что лень и нерадение очень хорошо побеждает милостыня, делание добрых дел, милосердие. Милостыня прощает очень много грехов и милосердие – одно из таких вещей, которое оживляет омертвелое от злобы человеческое сердце.
-
Внимательная молитва, по возможности – продолжительная по силам
-
Постоянство в трудах и преодоление себя. Т.е. когда не хочется, надо преодолевать это и быть постоянным, постоянно бороться, не расслабляться, не потакать своей лености и нерадению, постоянно противиться.
-
Ревность и любовь к Богу. Когда человек пытается возревновать о Боге. В чем заключается ревность и любовь к Богу? В том, чтобы поступать так, как Он нам заповедал, делать так, чтобы Господь порадовался о нас.
-
Помышления о духовном, о смертном часе, о Суде тоже человеку помогают выйти из ленивого состояния.
-
Постараться всегда быть чем-то занятым, не допускать праздности и безделья. Одно дело, когда человек устал и отдыхает, а другое дело, когда человеку нечего делать и он начинает просто лежать.
-
Также хотел бы привести замечательную заповедь, которую ещё древние философы давали: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», или – не откладывай на час то, что можешь сделать сию минуту. Очень часто мы как-то всё откладываем, откладываем, а надо попытаться преодолевать эту злую привычку откладывания на потом.
-
И ещё очень хорошее средство, испытанное средство – это чтение Святых отцов об этих страстях – о лени и нерадении. О любом грехе, который мучает нас, обязательно нужно читать Святых отцов.
Также это, конечно, и чтение Священного Писания, особенно Евангелие нужно читать, углубляться, вчитываться, вживаться в него. И то же самое – творениями Святых отцов, потому что они воплотили Евангельский разум в своей жизни.
Лень и нерадение являются по своей сути грехами, грехами тяжкими, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего; к этим грехам нужно относиться с опаской, ни в коем случае не смиряться с ними, не терпеть их, но всегда бороться, всегда преодолевать себя, для того чтобы хоть как-то держаться на плаву и не впасть в полное порабощение этим грехам. И если человек стремится к духовной жизни, т.е. к молитве, к исполнению святых Христовых заповедей, то он все-таки преодолеет лень, преодолеет нерадение; если же человек не стремится к духовной жизни, он никогда не победит и не избавится от этих грехов.
Что такое лень и как с ней бороться
Откуда берется лень? Что ждет ленивого в будущем? Как избавиться от этого порока? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.
— Батюшка, грешен, лень одолевает.
— Так борись с ней.
— Не могу, отче, ленюсь.
Знакомое многим утверждение «у меня Бог в душе» — всего лишь повседневное оправдание обыкновенной лени. Только не той, которая происходит от принципа «и так сойдет!», а иной — нежелания уйти от неги и ублажения собственного тела.
Для того чтобы внешне выглядеть «эффектно», чтобы пахло Диором, ненавязчиво сверкали украшения, а в складках одежды обязательно проглядывали лейблы ведущих фирм, лень обычно отсутствует. Все будет сделано для очередного «ах!» подружки или «круто!» сослуживца.
Хватает сил, находятся средства, и в сутках не надобно добавлять лишнего часа.
Но как только священник посоветует купить молитвослов и неукоснительно ежедневно молиться, да и в храм иногда заходить, то тут же выясняется, что нет ни времени, ни средств, и здоровья не хватает.
Интеллигентно-толстовская привычка говорить о том, что Бог у меня в душе, что нам, цивилизованным людям, посредники в лице священника не нужны, развращает не только душу, но и тело. Да и не может быть иначе! Ведь молитва усилий требует, и немалых. В народе нашем по этому поводу есть хорошее утверждение, с которым трудно не согласиться. Вот оно:
— Существует три самых тяжелых в жизни дела. Первое — долги отдавать. Второе — за престарелыми родителями ухаживать. Третье же — Богу молиться.
По сути, невыполнение этих трёх вещей — серьезные грехи, которые становятся «смертными», если в них не покаяться и от них не избавиться.
Духовная лень — вещь заразительная, распространяется повсеместно, и темпы ее распространения отнюдь не уступают всяким свиным и птичьим гриппам. В семье, где понятия Бог и вера ограничиваются лишь рассуждениями о морали и нравственности, Библия — только красивая книга на полке, а икона — украшение квартиры, в самое ближайшее время произойдет заражение тех, кого мы считаем своими наследниками.
Следующее поколение данного семейства обязательно заменит слово Божие на популярное его изложение с картинками, а икона там станет соседствовать с шаманской маской или очередной голубой лошадью следующего календарного года.
Духовной лени пытаются дать заумные объяснения, привнести в нее философский, социальный и даже политический смысл. Такие понятия, как толерантность, синкретизм, космополитизм, глобализация (можно еще подыскать дюжину) — отнюдь не научные определения, подвластные лишь современному образованному уму и характеризующие человека и общество. Отнюдь. Каждое из этих слов произошло от элементарного и примитивного желания оправдать свою собственную духовную лень.
Сама лень, как таковая, есть проявление вялости и бездействия. С ней бороться проще. От нее советами и примерами избавиться можно. Например, мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья:
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? (Прит. 6:6–9).
От лени и хорошее вразумление помогает, когда наглядно объяснишь, что ты обуза и ненужность для окружающих. Неплохо лень излечивается, когда внушишь ленивцу, что он просто глуп и скудоумен:
Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит. 24:30–32).
Можно отыскать, конечно, и более радикальные, своего рода хирургические методы избавления от данного порока, но в связи с расцветом от духовной лени произошедшей ювенальной юстиции я их здесь подробно приводить не буду. Кто желает рецепты узнать, отсылаю к хорошей книге с очень добрым и практическим названием: «Домострой». Есть еще действенное средство: расспросите своих бабушек и дедушек, как и кто помог им от грехов лености избавиться…
Хуже тогда, когда лень пороком становится. Она, как и пьянство, часто — симптом более тяжелого уже духовного заболевания, которое перед лицом других всеми правдами и неправдами пытаются скрыть или оправдать. Скрывать долго не получится, нет ничего тайного, что не станет явным, говорит Писание, а оправдание лишь к распространению греха произведет и другие, отнюдь не Божьего происхождения, поступки предопределит. Все негаразды дней нынешних, все те негативные перипетии, которые сегодня нас преследуют в жизни личной и общественной, и есть следствия попыток оправдания духовной лени.
В конце концов, лень приводит к страшному желанию: избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность.
Итог печален:
— Лень, отвори, сгоришь!
— Сгорю, но не отворю…
Почему лень в православии отнесли к смертным грехам, назвав такой безобидный, с точки зрения человечества, недостаток пороком? Само по себе нежелание что-то делать, нельзя назвать грехом, но при этом возникают страсти осуждения, что приводит к греху.
В чем грех лени
Грех лени в православии — пренебрежение теми талантами, которыми Господь наделил каждое Свое Творения для Своей радости. Самое интересное, что даже некоторые священнослужители такие, как Дамаскин и Кассиан, не считали леность смертным грехом православия.
Традиционно лень расценивается как порок, поскольку ленивый человек является нахлебником
Духовная радость сама по себе является добром, а печаль, вызываемая леность, гнетет человека, отвлекая его от дел, а это уже грех. Вялый бездейственный человек только с первого взгляда кажется безобидным для общества. Царь Соломон в своих притчах призывал брать пример с муравья, который трудится целое лето, чтобы иметь пропитание зимой (Притчи 6:6-9).
О других грехах:
- Какие болезни даются за какие грехи
- Грех гнева в православии
- Почему играть в карты грех
Ленивец уделяет мало внимания заработкам, все ничего, если бы за него не приходилось бы работать другим. Трутень в жизни другой личности нарушает основную заповедь Бога, в которой говорится о любви к ближнему.
Библия считает леность проявлением скудоумия (Притчи 24:30-32).
В Евангелии от Матвея мы читаем о рабе, который получив один талант, не умножил его (Матв. 25:26). С точки зрения ленивого человека, совершенное непонятно, за что понес наказание слуга, который не растратил, не пропил, а просто не приумножил богатство хозяина. Все дело в любви и желании быть не просто рабами, а друзьями хозяину, который доверил свое состояние работникам, надеясь на их уважение и любовь.
Ленивый раб зарыл свой талант и ничего не делал, ожидая приезда хозяина. Двое других работников трудились, вложив таланты в дело, своим рвением и трудолюбием показывая верность и любовь.
Священное Писание 365 раз говорит: «Радуйтесь!». Каждый день христиане должны находить причины для радости и благодарности за нее Богу. Ленивый христианин впадает в уныние, постоянно нарекает на Творца, высказывая недовольство.
Важно! Лень в православии является смертным грехом по причине разрушения душевных сил человека, как творение Бога.
Леность вызывает подавленность, апатию, подавляет желание жить и бороться с проблемами и болезнями.
Неведение Божественного промысла для жизни накрывает ленивца, разрушая все мотивации для успешной жизни, у него возникает чувство бессмысленности существования. В народе говорится, что обрести трудолюбие можно за 3 года, лень овладевает человеком за 3 дня.
Праздность является главным корнем греха лени
Даже воцерковленные люди испытывают приступы лености, когда:
- нет желания читать молитвенное правило по утрам;
- находится тысяча причин пропустить богослужение;
- дьявол подбрасывает оправдание в недержании поста.
В это время православный верующий готов переделать все домашние дела, только бы не находиться в присутствии Святого Духа, поэтому проявление духовной лени намного страшнее физического нежелания трудиться.
Совет! Только беседа с духовным наставником поможет отличить физическую усталость, духовное выгорание от простой лени, вызванной праздностью.
К чему может привести физическая и духовная лень
Грехи названы смертными по причине уничтожения духовной жизни. В послании Коринфянам апостол Павел говорит о том, что человеческая печаль рождает смерть. (Кор.7:10) Лень противна любви к Богу, она убивает радость пребывания в Творце.
- Лень, результатом которой является халатность на производстве, может привести к травме и даже смерти людей.
- Пренебрежительное отношение к деньгам вызывает кризис, и даже крах предприятия.
- Ленивый супруг или супруга в семейной жизни часто является основной причиной развода.
- Уныние, вызванное леностью, способствует развитию депрессии, а это путь к заболеванию не только сердца и сосудов, но и онкологии.
- Ленивый человек является потребителем, ничего не созидая, он превращается в обузу общества, семьи. Ничего не творя, а потребляя, лентяй претендует на созданное другим человеком, он расхититель, вор.
- Леность, движимая бесами, приводит к параличу воли личности, поэтому лентяи часто становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков.
Важно! Леность приводит к праздности, к паразитизму. Ленивый человек готов на любые поступки, чтобы сохранить свое состояние, так что лень недаром называют матерью всех пороков.
Ленивый христианин придумывает море оправданий, чтобы не жить православной жизнью. Часто от таких духовных лентяев можно слышать о том, что они верят в душе. Легкая фраза «Бог в душе» говорит о том, что человек не понимает сущности души и величества Творца. Святой Дух никогда не поселится в нечистой душе, покрытом смертными грехами, Господь не дарует Своей благодати грешникам.
Согласно Библии, лень считается проявлением скудоумия
Всевышний Бог создал не ленивца, а разумного человека, а леность губит разумность, при ней отсутствует желание что-то познавать и творить. Часто леность становится путами в профессиональном росте. Господь одаривает человека множеством талантов, но тому лень прилагать усилия, учиться. И берется такой ленивец за первую попавшуюся работу, тихонько прозябает, не имея настоящего удовольствия в жизни.
Предавая свои мечты и идеалы, у ленивого неудачника возникает чувство отверженности, одинокости, обиженность, лень перерастает в уныние.
Как избавиться от лени
Многим христианам этот порок мешает жить полноценной духовной жизнью, но избавиться от него самостоятельно ленивцы не могут.
Молитвы от лени и вялости в православии оставили святые, как надежное лекарство от опустошенности.
Молитва Александру Римскому
О преславный угодниче и мучениче Христов, добрий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси:
ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших.
Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.
Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих,
и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя.
Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.
Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых,
паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки.
Аминь.
Пораженным леностью христианам нужно особое усилие, чтобы прорваться в духовной жизни.
Пребывание в молитве требует сосредоточения, для этого нужна сила воли.
Совет! Для начала следует начать читать молитвенное правило, хотя бы краткое. Пусть это будет несколько минут с утра и вечера. В открытую дверь духовной жизни будет иметь доступ Святой Дух, которому под силу изменить ситуацию.
Человек, простоявший в утренней молитве день, два, понимает, что у него все получается, наполняется самоуважением и желанием продолжать начатое. В этом случае начинающего молитвенника можно сравнить со спортсменом, который мечтает о победе. Только ежедневные тренировки дадут долгожданный результат.
Господь сотворил каждого человека уникальной личностью, способной развивать в себе добродетели и изгонять пороки, приближаясь к святости.
Молитва Богородице
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!
Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси,
но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих,
и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость:
грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение;
сущим в скорбех и печалех — утешение;
обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие;
малодушным и ненадежным — надежду и терпение;
в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение;
бедствующим — милосердие;
сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление;
иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление;
отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.
О Госпоже Пресвятая!
Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление:
во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди;
злыя благи сотвори;
заблуждшия на путь правый настави;
всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй;
всякое дело злое и богопротивное разруши;
в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани;
плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй;
сущим в нужде и гладе буди Питательница;
не имущим крова и пристанища буди покров и прибежище;
нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым — заступление;
клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай;
клеветники и хулители пред всеми обличи;
ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам — друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием.
Супружества в любви и единомыслии сохрани;
супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый;
матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави;
от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради;
безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи;
прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи;
вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл;
от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй.
Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори;
скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица:
да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, о Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Бог Отец всегда слышит о просимом в молитвах, Он знает каждый наш шаг, но хочет увидеть желание самого человека преодолеть грех, порок. Как только появляется желание отлынивать от чего-то, следует призвать на помощь Спасителя и попросить Его об избавлении от смертного греха.
Как преодолеть грех лени? Протоиерей Дмитрий Смирнов
Ленивые вопросы: можно ли просто не трудиться?
Ткаченко Александр, психолог
Поиск работы связан не только с практическими задачами типа выбора организации и написания резюме, но и с поиском ответов на, казалось бы, отвлеченные вопросы: а почему вообще человек обязан трудиться, в чем христиане видят смысл работы в целом? Однако вопросы эти кажутся отвлеченными лишь на первый взгляд, ведь именно они определяют нашу мотивацию, целеполагание, формируют критерий душеполезности работы, весь смысл нашей трудовой жизни.
Почему человек вообще обязан работать? За что ему такое наказание?
В церковнославянском языке слово труд — одно из обозначений болезни, страдания.
И это вполне соответствует библейскому пониманию труда. Согласно христианскому вероучению, необходимость трудиться в поте лица своего, как и связь труда со страданием, стала для человека прямым следствием грехопадения. Это, конечно, вовсе не означает, будто человек был создан Богом для блаженного безделья. Жизнь того, кто создан по подобию Творца, должна была стать неразрывно связанной с деятельностью: И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2:15). О том, что же означают эти слова — возделывать райский сад, — Максим Исповедник пишет так: человек должен был «…соединить рай и прочую землю святостью своей жизни». Необходимым условием для этого было отсутствие у него «пристрастия к какой-либо из частей земли». Говоря проще, сотворенный человек, постепенно расширяя пространство Едемского сада, был должен всю нашу планету превратить в рай. Задача, что и говорить, масштабная, бездельникам она явно не под силу. Однако то творческое участие в преобразовании лица Земли, к которому первые люди были призваны Богом, не предполагало каких-либо болезненных проявлений. Это была чистая радость свободного творчества, для которой и само слово «труд» не очень подходит.
Труд в современном его понимании вошел в жизнь человека, лишь когда тот отпал от своего Создателя, решив жить по собственной воле. И тут человек сразу же столкнулся с необходимостью в поте лица возделывать землю, которая стала взращивать ему сорняки вместо злаков и вместо радости питать его скорбью. Бог предоставил ему все блага этого мира даром, сделал его Своим наместником на Земле, подчинил ему всех животных и все стихии. Но после грехопадения человек оказался вынужден прилагать огромные усилия для добычи мизерных крупиц этого отвергнутого им Божьего дара. Так появился труд.
Правда, что с христианской точки зрения работа не должна в принципе приносить удовольствия, чтобы в поте лица душа закалялась?
С христианской точки зрения в таком вопросе неправильно было бы противопоставлять закалку души в труде удовольствию от трудовой деятельности. Две эти стороны трудовой деятельности могут вполне мирно сосуществовать, ничуть не мешая друг другу. Дело в том, что отнюдь не один только труд оказался в деятельной жизни человека следствием грехопадения. Любому школьнику известно, что противоположностью труду является лень. Это тихое зло столь незаметно, что обратить на него внимание получается далеко не всегда, хотя в каждом из нас оно неотлучно присутствует с самого момента нашего рождения.
Как уже было сказано, любой труд является результатом отпадения человека от Бога. Даже молитвенный труд святых — прямое следствие этой метафизической катастрофы, когда самое естественное для человека занятие — общение со своим Создателем — вдруг оказалось сопряженным с болезненным усилием и преодолением в себе какого-то темного, косного начала — лени. Но если последовательно развивать мысль об отпадении людей от Бога, то с неизбежностью придется признать: этим темным началом в человеке является смерть. Лень — не что иное, как стремление к распаду, к необратимому рассеянию энергии, к полному прекращению всяких процессов в человеческом теле и душе. Лень — это умирание, образ смерти, пропитывающий каждую секунду жизни человека. Ее идеал — постепенное уподобление человека сначала животному, а затем и неживой органике, жалкой куче гниющего мяса.
Но в то же время в любом из нас присутствует некое отрицательное отношение к собственной лени, интуитивное восприятие ее как распада, медленного сползания в бездну. И единственным средством, позволяющим нам преодолеть этот позор добровольного сползания к смерти, является труд.
Поэтому закалка своей души трудом — это противостояние смерти. А удовольствие от проделанной работы — это радость возвращения к жизни, к активной деятельности.
Фото Gail Frederick
Разве не мешает работа духовному росту? Много ли святых работали в нашем понимании этого слова?
Тут все зависит от того, как понимать слово «работа». Если говорить о работе как о необходимости ежедневно приходить в офис и выполнять там поручения руководства, то вряд ли мы найдем в истории Церкви много святых с такой биографией. Но если говорить о связи молитвенной жизни святых и какой-либо трудовой деятельности, то здесь ответ будет вполне однозначным: абсолютно все святые считали труд необходимым дополнением к молитве. Святитель Иннокентий Херсонский говорил: «Вообще, у святых людей время разделено было между богомыслием и трудолюбием. Первым правилом их было питаться не от чужих, а от собственных трудов. Труда сего при всей скудости их внешнего состояния хватало им даже на то, чтобы помогать ближним, питать алчущих, одевать нагих и искупать пленных».
Хотя необходимо заметить, что на определенных этапах духовного роста работа действительно начинала мешать святым. Преподобный Исаак Сирин пишет об этом так:
«Блажен, кто… пребывает в безмолвии и не тревожит себя множеством дел, но всю телесную деятельность заменил трудом молитвенным и верит, что, пока трудится с Богом и на Него возлагает попечение день и ночь, не будет иметь недостатка в чем-либо крайне необходимом; потому что для Бога удаляется от рассеяния и от труда. Если же кто не может пребывать в безмолвии без рукоделия, то пусть работает, пользуясь рукоделием как пособием, а не для выгод, из корыстолюбия. Рукоделие назначается для немощных, а для более совершенных оно бывает причиною смятения. Ибо неимущим и малодушным Отцы положили заниматься работою, но не как делом необходимым».
Работа мешала усовершившимся в молитве безмолвникам-аскетам. Но если мы попытаемся примерить на себя их опыт, то неизбежно придется признать: именно мы как раз и являемся теми неимущими и малодушными, для которых работа служит некой подпоркой в духовной жизни. И отношение к работе в нашей жизни можно уложить в простую норму христианского благочестия: человеку следует самому зарабатывать себе пропитание. Без исполнения этого правила любые разговоры о духовном росте окажутся безосновательными.
Какие виды работы Церковь запрещает?
В соборном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано: «Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк 4:3–9), слуг и домоправителя (Лк 12:42–48), купца и рыбаков (Мф 13:47–48), управителя и работников в винограднике (Мф 20:1–16). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом».
Понятно, что монтаж или тиражирование порнофильмов, торговля наркотиками (пускай даже и не подпадающими под действие закона), работа в стриптизе или в сфере «интимных услуг» — все это с точки зрения Церкви абсолютно недопустимо для христианина. Причем совершенно неважно, какую функцию человек выполняет в такой греховной работе — фасует «спайсы», размещает их рекламу в Интернете или торгует ими на улице; занимается ли проституцией, организует этот «бизнес» или просто — работает охранником в борделе. Всё это виды работы, за которые человек не должен браться, если считает себя христианином.
Действительно ли Церковь считает лень, нежелание работать грехом?
Да, это действительно так. Святитель Тихон Задонский пишет: «Праздность, или удаление от трудов, или леность, есть сама по себе грех, ибо противна заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего есть хлеб наш. Еще праотцу нашему Адаму сказано Богом: В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт 3:19), а это повеление и нас, сынов его, касается. А святой апостол и есть тому запрещает, кто не хочет трудиться: Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест (2 Фес 3:10). Следовательно, в праздности живущие и чужими трудами питающиеся непрестанно грешат; и до тех пор грешить не перестанут, пока в благословенные труды не отдадут себя. Из этого исключаются немощные и престарелые, которые хотя бы и хотели трудиться, но не могут».
Вера без дел мертва. Но точно так же мертвы без дел и дружба, и любовь, и умственные способности человека, и самые благие его намерения.
Ты умен? — приложи свой ум к какому-то доброму делу. Ты дружишь? — узнай, как идут дела у твоего друга и помоги ему, если он нуждается в твоей помощи. Ты любишь? — сделай хотя бы что-нибудь ради любимого, начни перестраивать свое бытие сообразно этой любви. И не смущайся тем, что все это потребует от тебя труда, усилий и даже страданий. В своем нынешнем состоянии человек может оставаться человеком лишь через эти осознанные усилия по преодолению в себе лени и косности — ядовитых семян, внесенных в наше естество грехопадением первых людей.
Есть ли у святых отцов и современных духовников какие-то советы, касающиеся отношения к труду и того, как искать работу?
Мнение святых в этом вопросе вполне очевидно и однозначно: к труду нужно относиться как к лекарству от лени и уныния, а также как к средству для добычи пропитания себе и нашей помощи тем, кто в ней нуждается. А для того чтобы найти себе работу, необходимо соблюсти главное условие — нужно ее искать. В народе говорят «У Бога — всего много». И найти работу тоже помогает человеку Господь. Но помогает Он лишь тому, кто сам прикладывает какие-то усилия к такому поиску. Что же касается того, какая именно будет эта работа, то с христианской точки зрения это не так уж важно. Достаточно того, чтобы она не была греховным делом и чтобы к ней лежала душа. Потому что работа не является для христиан главным делом их жизни. Вот что писал об этом архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радостью и желанием следовать воле Божией — единственной спасительной и наполняющей жизнь истинным содержанием.
А человек может делать любую работу от самой ничтожной до самой великой и спасаться этим или погибать».
ТЕСТ: Ленивы ли вы?
Насколько вы ленивы и ленивы ли вообще, можно определить, честно ответив на наши вопросы.
- Вы часто откладываете дела на потом, хотя имеете возможность сделать их сейчас?
- Вы всегда дожидаетесь лифта, даже если вам нужно подняться всего лишь на 2‑й или 3‑й этаж?
- Вы нередко ловите себя на мысли, что думаете обо всём и ни о чём, то есть у вас нет целенаправленного потока мыслей?
- Вы откладываете на потом уборку в квартире?
- Вам какие-то мелочи постоянно мешают сделать то, что действительно важно?
- Разделяете ли вы цветные и белые вещи, когда стираете?
- Вы часто чувствуете себя усталым и хандрите, хотя у вас нет признаков нарушения здоровья?
- Вы считаете, что делать утреннюю зарядку бессмысленно?
- Вы охотно идёте на работу?
- Вы любите подремать возле телевизора?
Если вы набрали от 0 до 2 баллов, это означает, что у вас нет ни капли лени, вы легки на подъём. Даже когда вы устали, всё равно идёте и делаете всё, что нужно. Но не стоит забывать: иногда полезно и полениться, чтобы не «перегореть» раньше времени.
Если вы дали положительные ответы хотя бы на 2–3 вопроса, это говорит о том, что лень начала затягивать вас, необходимо принимать какие-то меры, ибо потом от лени будет нелегко избавиться.
Если вы дали положительные ответы на 4–6 вопросов, значит, вы не прочь полениться. Вас вряд ли удастся вытащить из-под тёплого одеяла в плохую погоду даже ради чего-то очень приятного. Вы также не станете утруждать себя тем, что вместо вас охотно делают другие. Однако, если перед вами стоит серьёзная задача, скорее всего, вы лениться не будете и всё сделаете в срок.
Если же вы ответили положительно на 7 и более вопросов, значит, лень — спутница вашей жизни, вряд ли что-то заставит вас пошевелить пальцем. Возможно ваша лень сопутствует вам на работе и у вас уже появились серьёзные проблемы, и потому вам следует срочно принимать какие-то меры для избавления от неё.
Лень как признак гениальности. 4 вида лени и нужно ли с ней бороться
Бывало с вами такое, что нужно что-то сделать, но не хочется. Лень.
Лень иногда настолько сильна, что человек сдаётся и подчиняется ей. Лень всевластна и вездесуща, говорят она родилась задолго до нас.
Лень часто называют самым большим пороком человека, но так ли она плоха на самом деле? Давайте разберёмся.
Итак, что же такое лень.
По определю В.И. Даля это
«отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству».
На самом деле лень это такое явление можно рассматривать значительно шире.
Рассмотрим несколько основных вариантов проявления лени:
Лень как отсутствие мотивации при непонимании своего предназначения
Есть категория людей, которая не имеет никаких целей в жизни, они плывут по течению, живут только сегодняшним днем.
С литературной точки зрения это типичный Обломов, персонаж Ивана Гончарова из романа «Обломов», входящего в трилогию «Обыкновенная история». Для тех, кто не читал данного эпохального произведения немного расскажу о сюжете. Роман рассказывает о жизни Ильи Ильича Обломова. Он вместе со своим слугой живет в Петербурге, практически не выходит из дома и даже не поднимается с дивана. Он нигде не работает, не занимается никакой деятельности, а лишь мечтает об уютной и безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие проблемы не могут сдвинуть его с места.
Помните, как в песне «Распиздяй» группы Ленинград «А на работу не хожу и радио не слушаю, а что мне боженька подаст выпью и покушаю».
Мотивации на подсознательном уровне у человека нет, сознательной мотивации тоже нет. Иногда, в критических случаях, человек может себя заставить что-то сделать, но это бывает крайне редко.
Думаете, что это все какие-то приколы и намеренное преувеличение?
У меня есть друг, типичный Обломов. Вырос в богатой семье, жить хорошо, на широкую ногу его научили, а вот зарабатывать, увы, нет. Время прошло, мальчик вырос, закончил институт … и подал на подал на родителей в суд за то, что они его отказались обеспечивать и назвали его тунеядцем. После этого происходили такие истории, что хоть пиши «Обломов 2».
Он нигде официально не работает, только подрабатывает. На работу его официально брать не хотят потому что он не выполняет свои обещания и не соблюдает трудовую дисциплину. Если какие-то деньги перепадают, он их спускает в первый же день, даже если эта сумма 50 000-100 000 рублей. При этом очень рассеянный, может запросто где-то забыть крупную сумму денег или ценные вещи.
Однажды, когда он попытался устроиться на хорошую работу с приличной зарплатой, у нас с ним произошел интересный диалог. Ему нужно было приезжать на работу в 8 утра, а он понятное дело, приезжал к обеду и то не каждый день. На мой вопрос зачем он согласился на такие условия, если не может приезжать так рано на работу (он живет в области и любит поспать), он мне отвечает:
«Я согласился на зарплату, а не на работу».
Существуют и противоположные примеры.
На человека очень влияет его окружение и то общество в котором он вырос. Человек, который вырос в семье с небольшим достатком считает такую жизнь нормой. В Советском союзе было такое понятие как «рабочий класс». Закончив 8 классов общеобразовательной школы он, шел на завод, каждый день вставал по заводскому гудку и так изо дня в день в течение всей жизни.
Сейчас таких историй тоже масса, в том числе и в Москве. У такого человека может быть жена (муж), дети, маленькая зарплата в государственной организации, комната в общежитии. Люди настолько привыкают к такой жизни, что не хотят ничего менять. Ни что так не портит людей, как стабильная маленькая зарплата, они находятся в зоне комфорта и не хотят ничего менять. А вдруг будет еще хуже?
Что здесь посоветовать? С Обломовами все понятно, тут как говорится «в мешок и шилом». Со второй категорией сложнее, у тех людей, кто вырос за чертой бедности, сиротой или в «плохом районе» часто есть сильная мотивация сделать свою жизнь или по крайней мере жизнь своих детей лучше. А кто вырос «в зоне комфорта» тем, сложнее.
Совет один:
Лень как защитный механизм.
Лень — это очень эффективный механизм отказа от выполнения работы, которая не принесёт пользы. Как будто организм работает постоянно в режиме энергосбережения, мобилизуя эту энергию, когда это необходимо.
Вы никогда не увидите дикого кабана, который целый день бегал, а потом говорит: мне нужно присесть отдохнуть, я устал. Сегодня столько всего было.
Лень появляется тогда, когда вы не понимаете зачем делать ту или иную работу, когда поставленная цель не вдохновляет (см. мою предыдущую статью). Когда цель, которую вы пытаетесь достигнуть является важно именно вас, от лени нет и следа. Вы готовы работать часами, не прерываясь на еду и сон.
А если вы чувствуете, что надо бы сделать, но не хотите вставать с кровати ради этого, то пересмотрите цель этого мероприятия. Действительно ли оно важно для вас?
Другой аспект нежелания делать чего-то это когда нет четкого понимания того, что нужно делать. Так иногда откроешь таскменеджер где масса просроченных задач, посмотришь на него, вздохнешь и закроешь. Бывало с вами такое? Или пытаетесь сделать какую-то одну задачу и постоянно отвлекаетесь. Здесь дело в том, что мозг не понимает, что нужно сделать и пытается переключиться на другую, более понятную ему задачу.
В первом случае прекратите пользоваться таскменеджерами, если в них не заглядываете хотя бы раз в день. Огромное количество просроченных задач будет только огорчать вас и никак не будет способствовать продуктивной работе. Все люди разные, нельзя для всех создать одну универсальную методику. Если вам говорят, что составление списка дел, жесткий хронометраж, техника помидора (Pomodoro) и другие популярные штуки –это круто и мастхэв, не верьте! Попробуйте в течение месяца и поймете, подходит вам это или нет.
Если списки это не ваше, то хороший способ все-таки начать что-то делать, это вечером подумать и определить какие 5-6 задач завтра принесут Вам наибольший результат и утром сфокусироваться на них.
Во втором случае поможет декомпозиция цели. Нужно разбить цель на понятные вам и другим исполнителям этапы. Например, провести исследование рынка понятная цель? Для маркетолога безусловно, а для начинающего стартапера нужны дополнительные разъяснения, чек лист из необходимых действий.
Интересный пример приводит психотерапевт Н.В. Карягина
Представьте, что человеку лень спортом заняться. Чем больший вес он набирает, тем тяжелее ходить и меньше хочется двигаться. Что будет, если убрать такой «предохранитель», как лень? Он похудеет, станет симпатичнее, станет более сексуально привлекательным и к нему начнет проявлять интерес противоположный пол. Вот тут может быть проблема. Если он привлек внимание и начались отношения, то придется строить эти отношения, осваивать новые роли. А может так случиться, что отношения окажутся недолговечными, и надо иметь силы и устойчивость, чтобы пережить расставание. Многим настолько страшно переживать подобные ситуации, что не заводить отношений – намного более безопасное и комфортное состояние. А тут еще со своим спортом =)
Лень как признак гениальности.
Ленивый сотрудник — хороший сотрудник, согласны?
Многие, наверное, мне не проверят, но в этом есть большая доля правды.
Ричард Кох в своей книге «Менеджер 80/20» рассказывает историю про немецкого генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна, участника Первой и Второй мировых войн. Он руководил блицкригом, быстро завоевавшим Францию, а затем командовал XI армией вермахта, чьи успешные действия в Крыму против Советской армии увенчались взятием Севастополя в июне 1942 г.
Манштейн разделял своих офицеров на четыре категории, в зависимости от их ума, глупости, трудолюбия и лени.
1. Первая группа
Это ленивые и глупые офицеры. Оставьте их в покое, они вреда не приносят.
2. Вторая группа
Это умные и трудолюбивые офицеры. Из них получаются прекрасные офицеры штаба, от которых не ускользнут даже самые малейшие детали.
3. Третья группа
Трудолюбивые тупицы. Эти люди опасны, они нагружают всех совершенно не нужной работой. Их следует расстреливать на месте.
4. Четвертая группа
Умные бездельники. Эти люди достойны самых высоких должностей.
Таким образом, лень сама по себе не является достоинством, но она очень полезна в сочетании с высоким уровнем интеллекта.
Известный британский философ и общественный деятель Бертран Рассел сказал:
«Путь к счастью и процветанию лежит через организованное уменьшение работы»
Как же этого добиться? На самом деле времени у нас полно, его более, чем достаточно. Мы просто транжирим его на увлекательную борьбу с «проблемами» и бессмысленными совещаниями.
Вспомните матрицу Эзенхаура.
А. Важные срочные дела. Это горящие дела, когда нужно бросать все и начинать тушить пожар. Лучше не доводить дела до такого состояния. Когда успешно завершаешь важное и срочное дело, ощущаешь прилив сил и массу различных эмоций – радость, гордость, удовлетворение проделанной работой, но это отнимает очень много сил и долго работать в таком режиме невозможно.
B. Несрочные и важные дела. Текущая (плановая) работа, к этой категории так же относится планирование дел, обучение, развитие и все, что приближает вас к достижению цели. Если запустить дела в этой категории, то они могут перейти в квадрат А и их нужно будет выполнять в режиме цейтнота.
С. Срочное и неважное. В основном это какая-то рутинная и внеплановая работа или вас кто-то попросил сделать работу, которая не входит в круг ваших обязанностей. Это работа никоим образом не приводит вас к желаемой цели. Долгое пребывание в этом квадрате вредно. Крайне важно не путать делать в этом квадрате с делами в квадрате A (важные и срочные).
D. Несрочное и неважное. Это дела, от которых можно отказаться, так как они не принесут нужной отдачи. Это просмотр телепередач, пустые разговоры, бессмысленный интернет-серфинг, социальные сети (если вы не SMM специалист) оказание всевозможных услуг и выполнение дел, не связанных с вашими непосредственными целями.
Чтобы быть максимально продуктивным, постарайтесь сосредоточиться на квадрате B. У меня, например, лежит на рабочем столе бумажка, где нарисована эта матрица и я периодически спрашиваю себя: в каком квадрате я нахожусь?
Именно умные и ленивые обычно очень креативные люди. Дайте им волю, и они предложат массу нестандартных и оригинальных решений проблемы с одной единственной целью — сделать задачу максимально быстро и с минимальным количеством усилий.
Именно ленивым и умным людям мы обязаны за многие рационализаторские изобретения.
А если все-таки делать нужно, а не хочется?
Иногда бывает, что мы, умные лентяи становимся заложником своего ума. Не имея достаточной мотивации мозг начинает усиленно сопротивляться выходу из зоны контроля, ведь это грозит ему большими потерями энергии при освоении новых видов деятельности.
Важный момент, чем умнее человек, тем более искусно он оправдывается сам перед собой и перед другими. У меня бывало, что я ставил SMART цель, но затем оправдывался сам перед собой и отказывался от выполнения цели только потому что она не проходит по SMART, причем по такому экзотичному критерию как «органичность цели», её актуальности (relevant).
Бывает также, что мы не выполняем задачу, поставленную руководством, потому считаем, что задача поставлена не корректно или просто глупая. Здесь я не буду подробно останавливаться на этом, данная ситуация будет рассмотрена в следующих статьях.
Как преодолеть сопротивление?
1. Декомпозируйте цель, разбейте ее на простые шаги
2. Подумайте, что выполнение этой цели даст вам
3. Превратите работу в игру и придумайте себе поощрения за выполнение каждого этапа
4. Прочитайте предыдущую мою статью
5. Читайте мои следующие статьи
Статья была бы не полной, если бы я не рассказал о последнем типе лени.
Лень как внешнее проявление усталости.
Иногда, какая бы классная идея не была, нет желания ничего делать.
Это не значит, что данная цель не важна для нас, просто иногда нужно отдохнуть. Предлагаю небольшой экскурс в эзотерику, чтобы глубже разобраться с тем, почему иногда энергия покидает нас.
Отсутствие физической нагрузки
Даже если вы занимаетесь только интеллектуальной деятельностью, физические нагрузки нужны обязательно, хотя бы зарядка по утрам. Как говорится, «без физических нагрузок начинает разваливаться не только тело, но и дело». Снижается мышечный тонус, организм не справляется с накопившимися шлаками, в итоге синдром хронической усталости. Ты не напрягался, в итоге сил нет. Ни физических, ни эмоциональных, ни умственных.
Отсутствие эмоциональной нагрузки
Думаете мыльные оперы, ДОМ-2 и другие передачи смотрят только глупые женщины?
Спешу вас разочаровать, это не всегда так. Мы же (мужчины) смотрим чемпионат мира по футболу, не потому что не можем жить без мяча? В таком случае мы уже бегали бы по стадиону. Нам всем нужны эмоции, причем разные.
Иногда мы ругаемся от недостатка отрицательных эмоций, главное не изливать эти эмоции на других людей. Лучше посмотрите фильм или прочитайте книгу, вызывающую разнообразные сильные эмоции, только не примеривайте их на себя – это не ваша жизнь. Я обычно смотрю артхаус в кинотеатрах, авторское и фестивальное кино, в основном драмы. Сидишь, переживаешь, но при этом понимаешь, что к тебе это не имеет никакого отношения. Потом просто занимаешься своими делами и не вспоминаешь.
Некоторые любят смотреть новости и политику для того, чтобы пощекотать себе нервы. Однако все хорошо в меру, не перегните палку, иначе рискуете стать брюзгой и неудачником.
Отсутствие интеллектуальной нагрузки
Несмотря на то, что что мы ежедневно сталкиваемся с огромным количеством информации, отсутствие интеллектуальной нагрузки – это бич современного мира. Наш ум заполнен до отказа, перерабатывает огромный массив данных, но все это – холостой ход. Даже малейшие трудности вызывают сильное напряжение и раздражение.
Нам проще прочитать десяток пабликов или сайтов в интернете в поисках каких-то прикольных анекдотов, котиков, цитат, советов, чем применять какую-либо из техник или советов, предлагаемых на этих сайтах. Нужно привыкать учиться на основе своего опыта, а не по книжкам. Не путайте большое количество просматриваемой информации с мыслительной деятельностью. Нужно пользоваться такими инструментами, как анализ, синтез, аналогии. Перед чтением всегда себе задавайте вопросы: зачем я читаю эту информацию? как я могу использовать это в своей жизни?
Отсутствие интеллектуальной нагрузки уменьшает количество нейронных связей в мозге, что является одной из причин старения, болезней, депрессии, ослабления памяти и снижения воли.
Некоторые советуют заниматься шахматами, разгадывать кроссворды и сканворды. Это, безусловно, полезно, но в первом случает вы развиваете логику, а в другом случае память. Ни одной нейронной связи здесь не возникает. Новые связи возникают только с развитием новых навыков и решением нетривиальных задач. Все это с избытком предоставляется тем, кто пытается качественно изменить свою жизнь и выйти из зоны комфорта.
Не путайте лень и безделье.
Безделье не всегда вызвано ленью. Иногда у человека просто нет цели, он живёт бесцельно, не понимает цели своего существования. Целыми днями ничего не делает и его это устраивает.
Резюме.
Итак, подведем итоги. Лень очень классная штука, созданный сотни лет назад и отлично работающий механизм, но эффективен он только в сочетании с высоким коэффициентом интеллекта.
Иногда поведение человек выглядит как лень, но таковым не является. Умный человек вначале выберет наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступит к выполнению задачи, так как он знает, что 80 % любой работы можно сделать за 20 % отведенного для этого времени. Мы не берем тут в расчет перфекционистов, о них пойдет речь тоже в следующих статьях.
Обычно люди не связывают целеустремление и лень, но как раз стремление найти лучшее решение, требующее минимальных усилий – высшая форма проявления лени.
Ленитесь и получайте удовольствие от жизни, но не забывайте, что лень бывает разная. Не поддавайтесь на ее провокации.
Пантеон современных богов, которым мы все невольно поклоняемся
Если представить, что все мы стали в каком-то роде «язычниками» и начали бы поклоняться различным богам, то наш пантеон божеств выглядел бы, наверное, именно так.
Боги, воплотившие в себе всю суть человеческих отношений и привычек, своей внешностью могли бы представлять собирательный образ наших близких, друзей и соседей.
Нублинкактак — бог наивности и разочарования
Если вы любитель ходить по граблям, то наверняка не раз призывали этого вечного страдальца.
Чёкупила — мелкий надоедливый божок
Низшее шкодливое божество, которое перерывает пакеты и сумки из магазинов. Любит работать в команде. Несколько чёкупил могут нанести непоправимый ущерб хрупким и мягким покупкам, поэтому чаще всего страдают яйца и помидоры. Требует подношений в виде конфет, печенья и других сладостей.
Мамдай — верховный бог
Мамдай — подросшая на регулярных подношениях Чёкупила. Говорит басом. Вопросительными интонациями не владеет. Требует жертв, несоразмерных с зарплатой адепта религии мамдаизма.
Отупей — офисный бог
Это божество появляется в конце рабочего дня и нередко в обед. Приносит с собой отупение и сонливость. Уносит работоспособность в неизвестном направлении. Зачем она ему — загадка. Есть версия, что Отупей приносит чужую работоспособность в жертву высшим богам лени, имена которых нам перечислять что-то неохота.
Итаксойдет — бог рукожопов
Божество рукожопов изображается на всех фресках закутанным в пододеяльник. Ученые пришли к выводу, что этот предмет постельного белья попал в гардероб Итаксойдета неспроста. Они уверены, что у него есть тайное сакральное значение, но пока не знают какое.
Ойдану — богиня обесценивания
Безжалостное божество обесценивания. Подавить его авторитетом может только Сын Маминой Подруги. Но они никогда не встречались, потому что Сын Маминой Подруги вечно занят, а Ойдану считает, что лучше посмеяться над забавными реакциями наивного Окака, чем общаться с маменькиным сыночком.
Окак — дух восхищения и удивления
Чтобы сгладить неприятные впечатления от знакомства с Ойдану, надо еще раз пересказать все ее псу по кличке Окак, который искренне и неподдельно удивится каждому вашему достижению. Окак — верный спутник Ойдану. Неизвестно, как и когда он прибился к богине, но доподлинно известно, что он хороший мальчик.
После общения с Окаком сразу поворачивайтесь и идите домой. Ни при каких обстоятельствах не смотрите в глаза коту Ичо, который будет ошиваться поблизости.
Ичо — бог неоспоримых фактов и доказательств
Жестокий бог неоспоримых фактов и доказательств. Считается антагонистом Ойфсё. Согласно одной древней легенде, встреча Ичо с Ойфсё закончилась хрипотой обоих. С тех пор они стараются не общаться. Ойфсё настаивает на том, что охрипла не от отсутствия аргументов, а от аллергии на ичойскую шерсть.
Ойфсё — богиня железных аргументов
Призывайте ее, когда нужно срочно закончить неприятный разговор или спор, особенно если вы неправы. Но поостерегитесь, если ваш собеседник уже призвал Ичо. Этим двоим лучше не встречаться.
Тыгля — богиня любопытства и житейской мудрости
Самая любопытная богиня из всего пантеона. На фресках изображается с вытянутым указательным пальцем. Существует поверье, что если потереть палец Тыгли, то получится прошмыгнуть незамеченным мимо всевидящих бабушек на лавочке у подъезда.
Калории — духи платяного шкафа
Низшие божества-портные, незаметно ушивающие ваши вещи, пока те висят в шкафу. Считается, что если вы обнаружили у себя среди вешалок хоть одну калорию, то лучше продать или сжечь дом, так как от этой напасти очень сложно избавиться.
Бомжор — двуликий бог
Бог искушения потратить всю зарплату в начале месяца и бомжевать его остаток. Иногда стреляет до получки у Нублинкактака. Еще ни разу не вернул долг, но Нублинкактак забывает об этом и каждый раз удивляется как в первый, когда Бомжор и не думает отдавать долги сразу после зарплаты.
Щакакдам — бог гнева
Бог гнева скор на расправу, и о последствиях не задумывается. Известен тем, что одержал победу над своим младшим братом — Мамдаем. Остальные боги считают, что причина конфликтного характера — переходный возраст молодого бога, и что через пару-тройку тысячелетий все устаканится. Что ж, поживем — увидим.
Тытамскема — богиня ревности
Прекраснейшая и ревнивейшая из богинь. Поговаривают, что когда-то она была замужем за Взюзей. Изображается со скалкой в руках. Скалка, по мнению ученых, передает переменчивый характер богини. Например, бывший супруг Тытамскемы выучил назубок, что скалка в руках жены не гарантирует пельменей на ужин.
Взюзя — бог виноделия и застолий
Бог виноделия и обаяния*. Вздрагивает и втягивает голову в плечи при звуке голоса своей бывшей жены Тытамскемы.
*По мнению самого Взюзи.