Содержание
Свой диагноз – «лимфома» – я воспринял более или менее спокойно
Свой диагноз – «лимфома» – я воспринял более или менее спокойно. Боялся только за семью: как она справится с новыми трудностями…
***
Отец Михаил Асмус родился в известной в России ученой семье. Его дед — профессор МГУ, доктор философии Валентин Фердинандович Асмус — философ и литературовед с мировым именем. Отец — доцент Московской духовной академии, протоиерей Валентин Асмус — один из крупнейших в России специалистов в области церковной истории. Отец Михаил пошел по стопам своих родителей и посвятил свою жизнь изучению науки и служению Богу. По окончании отделения классической филологии (кафедра древних языков) МГУ им. М.В.Ломоносова, он начал преподавать в Православном Свято-Тихоновском богословском институте (сейчас: гуманитарный университет — ПСТГУ, — прим. авт.) древние языки, а затем патрологию. В 2002 году Михаил Асмус был рукоположен в сан дьякона. В настоящее время отец Михаил совмещает церковное служение в Николо-Кузнецком Храме (г. Москва) с преподаванием в ПСТГУ, где является заместителем кафедры патрологии.
Свой диагноз – «лимфома» – я воспринял более или менее спокойно. Боялся только за семью: как она справится с новыми трудностями…
И за время лечения я не встретил ни одного человека, который бы озлобился из-за болезни. Возможно, мне просто повезло… Ведь люди по-разному относятся к болезни, и причина тут – в духовном устройстве каждого человека. Кто-то готов воспринять происходящее как «знак свыше», как повод задуматься о своей душе. Кто-то слаб и не может пересилить страх, а кто-то настолько замкнут на себе, что ставит вопрос своего здоровья превыше всего. Если жить согласно установке «бери от жизни все», то болезнь, разбивающая все планы, становится крахом мировоззрения. Но ни для кого из них не закрыта возможность увидеть в недуге духовный смысл.
Меня не покидает уверенность, что моя болезнь была бóльшим испытанием для моих близких, чем для меня самого. Когда страдает твой ближний, то, с одной стороны, тебе страшно его лишиться, а с другой – ты понимаешь, что очень многое зависит именно от тебя. Ведь тяжелая болезнь требует от родных жертвенности, полной самоотдачи, а отнюдь не депрессии и «роковых предчувствий». И нет ничего удивительнее того, как раскрываются в любви люди рядом с тобой! Моя семья, друзья, врачи и медсестры в больнице – это люди, показавшие мне, что такое «христианство в действии», дела, которые больше слов.
Я понял, что испытание мне послано для того, чтобы очистить душу от всего дурного, что прячется в ее закоулках; и что научиться по-настоящему сострадать можно, только пострадав самому. Я остро почувствовал максимализм Евангелия Христова, суть которого – в безоговорочной любви. И любое отклонение от закона любви просто лишает человека права называться христианином. Для меня болезнь стала призывом к собранности, к ежеминутному памятованию о Боге. Очень горько ощущать, что с выздоровлением суета житейская начинает застилать эту внутреннюю ясность.
В повседневной жизни духовный смысл происходящего, как правило, ускользает от нас, и мы воспринимаем многое поверхностно. А в болезни душа как будто истончается, потому и чувствует глубже. Человек, пройдя через многие страдания, несомненно, становится ближе к Богу. Ведь и Христос через Крест проложил нам путь на Небо.
Михаил Асмус, диакон
Фома — 06.11.2007.
Слово Первосвятителя
Рассматривая вопрос о патриотизме в контексте Священного Писания, выражающего суть христианского учения в том числе и в его социальном аспекте, может показаться, что истинным последователям Христа идея любви к земному Отечеству абсолютна чужда. Подобные мысли содержаться и в размышлениях некоторых авторитетных церковных писателей и публицистов современности, которые, тем не менее, упускают из вида одно обстоятельство, свидетельствующее об обратном: уже многие сотни лет Церковь проповедует истинную любовь к земному Отечеству, воплощая ее в Предании – церковном богослужении.
Любовь к родной земле и к своим единоплеменникам свойственна человеку от природы. Чрезмерный интерес и симпатия к чему-либо чужому чаще всего будут оценены обществом как нечто неадекватное. Для православных, как и для всех христиан в целом, стоит вопрос, : насколько эта природная тяга к своему, родному соотносится с замыслом Божиим о роде человеческом, с благовестием Христовым; в какой мере природа патриотизма очищена от греховных наслоений, затемняющих образ и подобие Божие в человеке.
Однозначной оценки патриотизма в христианстве не существует: за почти 2000-летнюю историю Церкви политическая карта мира претерпела столько изменений, а новые условия жизни, в которых оказывались христиане, были всякий раз настолько неожиданными, что такой оценки трудно даже требовать от них. Вне гонений христиане всегда предпринимали попытки ужиться с существующими государственными структурами, использовать их для максимально возможного воцерковления народа: так возникали христианские государства, любить и защищать которые было несравненно легче для христианина, нежели страны и народы, которые делали жизнь христиан невыносимой.
Естественно, в периоды гонений и политических катаклизмов на первый план для христиан выдвигаются идеи из послания к Евреям: Не имамы зде пребывающаго града (μέένουσαν πόόλιν – «постоянного города», в смысле «политического центра страны»), но грядущаго взыскуем (Евр. 13, :14). Или из послания к Фессалоникийцам: Наше бо житие (πολιίτευμα – «государство») – на небесех есть(Фил. 3, :20). Развивая эти идеи, блаженной памяти о. Даниил Сысоев создал целую идеологическую конструкцию под именем «уранополитизма», последователи которой выступают против патриотизма (хотя было бы сообразнее имени воевать с «космополитизмом»). Знаменитая цитата из анонимногоПослания к Диогенту, датируемого II веком: «Для них (т.е. для христиан) всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужбина… Находятся на земле, но суть граждане неба», предваряется на сайте уранополитов (uranopolit.ru) следующей оценкой архим. Киприана (Керна), профессора Свято-Сергиевского богословского института в Париже, основанного бежавшими от безбожной революции русскими эмигрантами: «Лучше этого не сказано ничего в христианской письменности о том, каким идеалом должны руководиться последователи Христа в своих отношениях к государству и так называемому национальному вопросу».
В самом деле, если ограничиваться историческими рамками Нового Завета, может показаться, что всякий патриотизм в корне чужд христианству. Сам Господь Иисус Христос вместо безоговорочной любви к Своему отечеству в прямом смысле слова проклинает и один из городов Своего обитания: И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада низведешися (Лк. 10, :15), и даже священную столицу Иудеи град Иерусалим: Иерусалиме, Иерусалиме… Се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, :37). К этому добавляется надэтнический, как, впрочем, и надсословный и надполовой, характер христианства: Несть иудей, ни эллин; несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3, :28). Из этого с неизбежностью следует, что ни о каком патриотизме в рамках одной нации или одного этноса в христианстве не может идти и речи в христианстве.
Но если обратиться к другому немаловажному источнику Священного Предания – богослужебным текстам, которыми Церковь на протяжении столетий выражает всю свою веру и все свои чаяния, мы найдем в них отражение двух видов специфически христианского «патриотизма», обусловленного двойственным бытием Церкви: по всему миру и в условиях христианской империи. Первый вид такого христианского патриотизма проистекает из идеи Нового Израиля, компактно или дисперсно обитающего по лицу всея земли. Ради мира и благоденствия всех «компатриотов»-христиан Церковь ежедневно возносит молитвы о всяком граде и стране и верою живущих в них (Ектения мирная).Новый народ Божий и удел Божий обращается к Своему Царю и Богу с просьбой защитить его от врагов видимых и невидимых, от всех природных катаклизмов, от ужасов войны и т.п.: Спаси, Боже, люди (λάαοόν – «народ») Твоя и благослови достояние (κληρονομίανκληρονομίαν – «наследство, удел»)Твое… (Молитва литии 1-ая). Этому роду христианского патриотизма свойственен ярко выраженный пацифизм: о мире всего мира (Ектения мирная), посети мир Твой милостию и щедротами (Молитва литии 1-ая). И это неудивительно, поскольку всеобщий мир является благом также и для всех христиан, а тишина правителей, хотя бы даже и языческих, есть условие для тихого и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте (Тим. 2, :2).
Удивительно другое: этот панхристианский «патриотизм» идет в богослужении бок о бок с другим видом христианского патриотизма – имперским. Особенно много этого имперского христианского патриотизма находится в службах Кресту Господню, силою которого христианские государи не раз и не два одерживали победы над врагами империи, а значит и – правой веры: …победы благоверному Государю Императору (имярек) на сопротивныя (в греческом оригинале: τουῖς βασιλευῦσι κατάὰ βαρβάρων – «царям против варварских народов») даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство(πολιίτευμα – «государство») (Тропарь Кресту Господню); Радуйся, Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе бо вернейшии царие наши хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди (имеются в виду нехристианские народы, потомки Измаила, нападавшие на империю с Востока)державно покаряюще (Стихира самогласна на поклонение Честному Кресту, глас 2).
Даже в евхаристической молитве свт. Василия Великого, где трудно ожидать чего-либо лишнего и чуждого христианскому мировоззрению и куда выносится самое главное для жизни верующих, среди прочих ходатайств после освящении освящения Святых Даров находится следующее: Помяни, Господи, благовернаго и христолюбиваго Государя нашего (имярек), егоже оправдал еси («которому Ты почел справедливым») царствовати на земли: оружием истины, оружием благоволения венчай его(т.е. «соделай венцом его правления истину и доброту»); осени над главою его («защити его жизнь Твоим покровом») в день брани; укрепи его мышцу, возвыси его десницу, удержави его царство(«соделай незыблемым его царствование»); покори ему вся варварския языки, брани хотящия… (Литургия свт. Василия Великого, анафора). О том же самом, хотя и без упоминания о личностях православных правителей, говорит и часто встречающаяся в богослужении молитвенная просьбавозвысить рог христиан православных (например, упоминавшаяся выше Молитва литийная 1-ая): имеется в виду не что иное, как укрепление христианского государства против всех, кто вознамерится с ним воевать. Как говорится, комментарии излишни.
Христианская империя в своих целях и задачах настолько приближалась к целям и задачам Христовой Церкви – строить жизнь по законам Царства Божия, что в некоторых песнопениях прослеживается чуть ли не отождествление Церкви и империи. Так, в эксапостиларии Кресту Господню утверждается:Крест – хранитель всея вселенныя (οιἰκουμεένης – здесь это слово употреблено в своем техническом значении «империя», поскольку Крест не может охранять те части вселенной, которые не признают Христа) и, через запятую: Крест – красота («украшение») Церкве. А в кондаке в неделю Всех святых, посвященном мученикам, опять-таки через запятую говорится: Церковь Твою, жительство(«государство») Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Наиболее настоятельно отождествление Церкви и империи проводится в кондаке Кресту: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству («Твоему новому государству, носящему Твое имя», т.е. «христианской империи») щедроты Твоя даруй, Христе Боже… И далее разъясняется, какие именно щедроты ожидаются от Бога для христианской империи: Возвесели силою Твоею благовернаго Государя Императора (имярек), победы дая ему на сопостаты, пособие («в качестве пособия») имущему Твое оружие мира, непобедимую победу («неодолимый знак победы», т.е. Крест Господень).
Но никакие империи не вечны. После падения Византии ее православное население, оказавшееся под мусульманскими правителями, скоро поняло, за чьи победы ему теперь молиться. Об этом хорошо свидетельствует Константинопольский Собор 1593 года, о котором часто упоминают в связи с дарованием Русской Церкви статуса Патриархата, в еще одном своем решении: «…присуждаем, чтобы благочестивейший Царь Московский и Самодержец всея России и Северных стран, как поныне воспоминается в священных службах восточной Церкви, в священных диптихах и на святых проскомидиях, так был бы возглашаем и в начале шестопсалмия по окончании двух псалмов о царе, точь в точь как он возглашается в вышепомянутых службах, то есть по имени, как православнейший Царь». Тем самым Восточные Православные Патриархи недвусмысленно декларировали свой христианско-имперский патриотизм, молясь о победах главного защитника православной веры – Российского Самодержца – над всеми врагами Православия, включая и поработившего их султана.
Ситуация, в которой оказалась Русская Церковь в результате падения Российской православной империи, была намного сложнее. Не считая анекдотических литургических казусов (БлаговерномуВременному правительству – многая лета!), очень скоро утративших всякую актуальность, в условиях большевицких гонений Церкви пришлось существенным образом изуродовать богослужебные тексты, изъяв из них все упоминания о царях, включая даже усопших. Появились двусмысленные выражения в роде: победы дая нам на сопостаты, которые при необходимости можно было истолковать и как проявление советского патриотизма (для властей), и как тайные молитвы о свержении строя (для «инакомыслящих»).
Обобщенные молитвы за неважно какую страну, безликие власти и не сильно христолюбивоевоинство стали звучать в православных храмах не только в Советском Союзе, но и во всем православном рассеянии, включая Западную Европу и Америку, редуцировав христианский патриотизм до «панхристианского» вида. Развал Советского Союза на конкурирующие государства не прибавил ясности в вопрос патриотизма, свидетельством чему является нынешнее кровавое противостояние в Новороссии, с обеих сторон которого находятся члены одной и той же Православной Церкви.
Смеем высказать предположение, что и возвращение Креста Господня в герб России (на коронах, скипетре и державе), и недавнее возвращение в текст анафоры свт. Василия Великого молитв о победах правителей «над варварскими народами, хотящими войны», являются неслучайными звеньями в цепи возрождения православного имперского патриотизма, на протяжении веков вливавшего силу духа во всех, кто отдавал свои жизни за православную веру, православного Царя и православное Отечество.Хочется надеяться, что Россия, храня верность Православию, еще сможет хотя бы некоторое время исполнять долг удержания мира от окончательного отпадения от Бога и правды Его. Об этом наши сугубые молитвы, в этом суть нашей сознательной и оправданной нашей верой любви к нашей Родине.
Священник Михаил Асмус, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе города Москвы.
«Государство — это я!», — любил говаривать французский король Людовик XIV. И матушка Инна, жена протоиерея Валентина Асмуса (храм святителя Николая в Кузнецах), начала разговор примерно с такой же фразы:
— У меня дома — мини-государство. Когда в семье растет девять детей, бюрократический стиль руководства вырабатывается самой жизнью. Я очень люблю бюрократию. И жизнь рассматриваю, как процесс. Пытаюсь сразу «схватить» все в процессе развития. В нашем доме события происходят, как в настоящем государстве: и мир есть, и перемирие, и разведка, и контрразведка. А как иначе, если у меня семь дочерей и два сына?
Мы разговаривали с матушкой Инной в кабинете, куда вслед за старшей из девочек, Машей, постепенно, по одному, подтянулись все дети, которые были тогда в доме: Лиза, Оля, Ксения. А единственный представитель мужеска пола, Николай (старший сын живет отдельно своей семьей), принес нам чаю и кофе. Все они с большим интересом следили за беседой, но вступали лишь тогда, когда им разрешит матушка Инна.
— Представьте себе, я росла в семье одна. Мама всегда говорила, что я — общественница, и я пыталась подавить в себе это чувство. А реализовала свою энергию в детях.
— Говорят, Вы сумели всем детям дать прекрасное образование…
— Это не так. Поскольку кошелька тугого у нас нет, мы можем дать то, за что не надо платить. А бесплатно дается только доброта. Это всегда было в священнических семьях. И детей это обязывает. Их девять — и способности у всех разные. Увлечения тоже. Старший сын фотографирует. Маша — студентка Университета, изучает немецкую и французскую филологию, говорит и по-английски. Ксения учится в швейном колледже. Лена мастерит руками светильники, рисует, делает сложные аппликации и преподает в музыкальной школе. Самые младшие, Лиза и Оля, еще школьницы. А Коле ставят тройки и четверки из жалости — там должны быть двойки.
— Матушка Инна, у Вас ведь тоже филологическое образование.
— Я не филолог, я — кухарка. Сколько нужно готовить, чтобы накормить всех? Особенно в постные дни, когда я проявляю больше фантазии, чем в обычные. И гарниры меняю, и придумываю что-то.
— «Зато очень вкусно, у тебя хорошо получается», — закричали дети.
— А как вы молитвы читаете, утреннее и вечернее правило?
— Раньше, когда дети были маленькие, все вместе читали. Я командую: дети, на молитву. И они идут: впереди с готовностью кошка, потом — собака, потом и дети нехотя подтягиваются. А после, когда у меня проблемы с голосом начались, постепенно все стали сами читать. Я только спрашиваю: читаете? Да, отвечают. И не проверишь.
— А как вы решаете проблему телевизора?
— Раньше у нас его просто не было, появился он года четыре назад. И старшие дети гораздо меньше смотрят телевизор, чем младшие. Сейчас, когда дети подросли, я уже не могу жить интересами только маленького мирка, хотя у меня государственный подход и к нему. Мне уже масштабы нужны. Хочу знать, что в стране происходит. И тем более это важно в наше сложное время, когда батюшки не только священниками являются, но и психотерапевтами. Особенно это касается «популярных» священнослужителей.
— Матушка Инна, в чем, по Вашему мнению, предназначение жены священника?
— Мой прапрадед был сельским батюшкой. И матушка его, моя прапрабабушка, имея высшее образование, вела начальные курсы обучения грамоте для детей своей деревни, оказывала крестьянам элементарные медицинские услуги. Словом, была просто отзывчивым человеком. Она для меня — образ настоящей матушки.
Опубликовано в газете «Татьянин день»
Безоговорочная любовь. Определение любви.
«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Новый завет. Первое послание к Коринфянам, 13:4-7).
Эти мудрые слова лежат в основе всех взаимоотношений, связанных с любовью. Секрет, составляющий суть любви, раскрывается просто: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от таких преходящих моментов в браке, как внешность, возраст, вес, ошибки и пр. Такая любовь говорит себе: «Я люблю свою жену, независимо ни от чего. независимо от того, что она делает, как она выглядит, что она говорит. Я всегда буду любить ее». Конечно, безусловная любовь — это идеал, которого невозможно достичь полностью, но чем больше я стремлюсь к нему, тем больше Тот, который любит всех, будет приближать ее к совершенству. И чем больше Он изменяет ее по своему образу и подобию, тем милее она будет для меня и тем больше я буду удовлетворен ею во всех отношениях.
На этом пока кончим обсуждать проблему брака, как такового. Мы коснулись только нескольких аспектов; на эту тему есть масса прекрасных книг, а теперь вернемся к нашей первостепенной задаче обучения тому, как любить ребенка и как выразить ему свою любовь.
Углубляясь в изучение мира детей, будем постоянно помнить, что супружеские отношения — бесспорно наиболее важная связь в семье. Влияние их на всю по следующую жизнь ребенка колоссально. Приведу пример из своей практики, иллюстрирующий силу такого влияния.
Родители привели ко мне Дженифер, девочку 15 лет, которая оказалась беременной. Естественно для родителей это было как снег на голову, ошеломляющая неожиданность. Дженифер — красавица, с чудесным характером, очень талантлива. У нее были глубокие и теплые, здоровые и естественные отношения с отцом — к сожалению, весьма редкое явление в наше время. Отношения с матерью тоже казались здоровыми. Вначале меня озадачило, почему Дженифер выбрала такую неожиданную для нее слишком раннюю сексуальную активность, тем более что она не испытывала никаких особых чувств к мальчику, ставшему отцом ее ребенка. И у нее не был такой бурный и необузданный темперамент, когда она искала бы неадекватного для ее возраста внимания мужчин. Почему же внезапно она так себя повела? Я был в тупике.
Затем я встречался с ее родителями вместе и по отдельности. Вы, конечно, догадались. У родителей девочки были супружеские конфликты, хорошо скрытые от постороннего взгляда. Они возникли очень давно, но семья умудрялась сохранять относительную стабильность долгие годы. А Дженифер всегда была нежно привязана к отцу. Когда девочка стала взрослеть, мать начала испытывать ревность к их отношениям. Но кроме этой ревности, мать поддерживала Дженифер во всем. Дженифер стала красивой девушкой, и ревность матери росла, как грибы после дождя. Различными способами внеречевой коммуникации (так называемый язык тела) мать передавала Дженифер ясный и четкий сигнал. Суть его была следующая:
Дженифер уже женщина и сама может позаботиться о своих собственных эмоцио-нальных потребностях, особенно внимании со стороны мужчин. А Дженифер, к сожалению, как многие девочки в подростковом возрасте, пыталась заместить любовь к отцу вниманием мальчиков. Дженифер действовала в соответствии с подсознанием ее матери, ее невербальными инструкциями.
Мать осознавала свою собственную несчастливую семейную жизнь, которая привела к неудачным сексуальным отношениям с супругом. Она осознавала сердечную близость дочери с отцом. Но она не осознавала ни всю силу ревности к Дженифер, ни своего влияния на сексуальное поведение дочери.
В таких случаях бесполезно и крайне вредно упрекать каждого члена семьи (особенно мать) в ошибках и неправильном поведении. Хотя на поверхности казалось, что трудности были в поведении ребенка, на глубинном уровне суть была в осложненных супружеских отношениях. Для того чтобы помочь этой семье, поддержать ее своей заботой, вниманием и любовью, психотерапевт обязан в первую очередь укрепить брачные узы, а не концентрировать внимание на неудачах, выискивая их ошибки и осуждая их заблуждения. Он должен облегчить чувство вины, и когда супружеские отношения станут теплее, улучшатся и причиняющие всем неприятности отношения матери и ребенка.
Этот случай должен показать, насколько важно качество супружеского союза в жизни ребенка. Чем сильнее и здоровее эта связь, тем меньше проблем будет у нас как у родителей и тем больше пользы в реальной жизни принесет информация, изложенная в этой книге.
Давайте теперь рассмотрим второе по важности отношение в семье.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 2562;
Как научиться любить безоговорочно
Безоговорочно любить кого-то – значить любить ее или его, не ожидая ничего взамен. Понять концепцию столь абстрактной вещи, как любовь, совсем не легко. Ниже описаны несколько моментов, которые помогут постигнуть базис, служащий основой глубоких и значимых отношений между двумя людьми, называемых безоговорочной любовью.
Не все быстро приходят к этому, но по-настоящему счастливые браки смогут продержаться всю жизнь только на безоговорочной любви. «Акт безоговорочной любви – это абсолютный способ бытия». Подобная любовь – это мощная энергия, которая проведет вас через большинство сложных моментов и тяжелых времен в отношениях. Безоговорочная любовь так же, несомненно, требует практики и твердого намерения позволить этой энергии полностью проникнуть в нашу ежедневную жизнь. Она часто начинается с самих себя: без самоуважения, без любви к себе и принятия себя, мы чаще всего не в состоянии понять, что такое настоящая любовь к другому человеку.
Сложность: умеренная.
1. Примите на себя полную ответственность в отношении того, как вы реагируете на данного человека или на связанные с ним/ней ситуации. Вы – единственный, кто отвечает за собственное настроение, определяет грустно вам или вы счастливы. Внушите себе, что вы выше «игр в обвинения» — чем дольше длятся отношения, тем сложнее понять, кто больше виноват, к тому же это всегда не была объективная игра и «очевидная» вина на самом деле часто таковой не является из-за множества косвенных обстоятельств; добейтесь контроля над собственной жизнью и любовью.
2. Подходите к взаимоотношениям с вашей любимой/вашим любимым без каких-либо предопределенных ментальных и психических установок. Осознайте раз и навсегда, что никто не идеален, и очень часто в чьих-то недостатках нет его или ее вины; плюс, индивидуальные взгляды на вещи вовсе не являются неверными, если вы их не поддерживаете. У каждого есть собственные таланты и изъяны.
3. Предоставьте достаточно свободы и свободного места для личных потребностей другого человека. Глубокого и искренне любить другого человека – значит сближаться духовно. Контроль над кем-то не обеспечит вам уверенность и гарантию надежных отношений. Чувство любви, которое идет от вашего партнера – вот это достаточная гарантия. Единственный человек, которого вы в этой жизни можете и способны контролировать – это вы сами.
4. Поверьте, что любовь, передаваемая в самой искренней, правдивой, настоящей манере, так или иначе, тем или другим способом вернется к вам. Отдавайте себя целиком и полностью, безоговорочно, без каких-либо ограничений. Любовь без причинения боли возможна, только если собственное эго полностью отброшено в сторону.
5. Принимайте вашего партнера и связанные с ним ограничения без осуждения. Взращивайте ваши отношения, основываясь на доверии и самопожертвовании вместо исключительно самоуспокоения и удовлетворения собственных потребностей. Любите кого-то за то, что они есть в вашей жизни, а не за то, что и как они делают для вас. Обычно невозможно изменить другого человека, если он или она сам(а) этого не желают. Как правило, если вы хотите изменить кого-то, то проблема в вас, а не в другом.
6. Научитесь прощать себя и других. Прощение – лучший способ оставить прошлое в прошлом и позволить себе жить сейчас, продвинуться дальше, к лучшим вещам: ситуациям, отношениям.
7. Примите на себя риск стать более открытым и уязвимым для того, к кому вы относитесь без заранее установленных рамок и ожиданий. Тем не менее, будьте осторожны, очень тщательно выбирайте что и кому рассказывать. Многие, очень многие люди могут воспользоваться в момент гнева вашей откровенностью против вас. Поэтому, прежде чем стать искренней(ним), убедитесь, что хорошо знаете этого человека и что ему/ей можно открыться. Ну а некоторые вещи по определению лучше не знать никому.
Дополнения и предупреждения:
— Не смотря на то, что модно говорить мол, «ты взрослый человек, справляйся со своими недостатками и меняй свою жизнь», основы основ психологии утверждают обратное – окружение и воспитание определяют человека, детские травмы и внедренные в юности установки чрезвычайно сложно преодолеть; те, кто самостоятельно и без проблем, так сказать «справляются» с этим, обычно либо не справляются на самом деле, либо превращаются морально ущербных людей с практически полностью отмершим человеческим отношением к миру. Никто не утверждает, что с недостатками не нужно бороться, но помните, то, что вам кажется простым со стороны, для другого человека может быть практически невозможным, и является вашим нежеланием понимать другого; вы еще лучше осознаете это, если по-настоящему объективно взгляните на собственные недостатки, от которых «давно пора избавиться» или еще скорее на те, что вы даже не признаете за недостатки. Проявляйте терпимость по отношению к любимому человеку, обеспечьте ей или ему помощь, понимание и поддержку вместо критики, давления и недовольства;
— Не смотря на полную самоотдачу и самопожертвование, всегда оставайтесь самими собой, не становитесь во всем тем, кем вас хотят видеть: сохраняйте самоуважение, сохраняйте и отстаивайте собственное мнение и взгляды;
— «Обращайтесь с другими так, как вы хотите, чтобы обращались с вами» — это не просто клише и расхожая фраза, — по отношению к дорогим вам людям это истина от последней инстанции.
БЕСПРЕКОСЛОВНЫЙ
Смотреть что такое «БЕСПРЕКОСЛОВНЫЙ» в других словарях:
-
беспрекословный — непрекословный, без(от)говорочный, покорный, послушный; безотговорочный, рабский, безоговорочный, безответный Словарь русских синонимов. беспрекословный 1. безоговорочный 2. см. покорный Словарь синонимов русского язык … Словарь синонимов
-
БЕСПРЕКОСЛОВНЫЙ — БЕСПРЕКОСЛОВНЫЙ, беспрекословная, беспрекословное; беспрекословен, беспрекословна, беспрекословно. Не допускающий отговорок, чуждый возражений, безотговорочный. Беспрекословное исполнение приказа. Беспрекословно (нареч.) подчиняться. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
-
беспрекословный — БЕСПРЕКОСЛОВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. Не допускающий возражений, безоговорочный. Беспрекословное исполнение приказа. Беспрекословно (нареч.) повиноваться. | сущ. беспрекословность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
-
Беспрекословный — прил. 1. Осуществляемый без возражений, отговорок; безоговорочный. отт. Не допускающий возражений; непререкаемый, категоричный. 2. Повинующийся кому либо или чему либо без возражений, отговорок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
беспрекословный — беспрекословный, беспрекословная, беспрекословное, беспрекословные, беспрекословного, беспрекословной, беспрекословного, беспрекословных, беспрекословному, беспрекословной, беспрекословному, беспрекословным, беспрекословный, беспрекословную,… … Формы слов
-
беспрекословный — беспрекосл овный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь
-
беспрекословный — кр.ф. беспрекосло/вен, беспрекосло/вна, вно, вны … Орфографический словарь русского языка
-
беспрекословный — Syn: см. покорный, см. послушный … Тезаурус русской деловой лексики
-
беспрекословный — ая, ое; вен, вна, вно. 1. = Безоговорочный. Б ое подчинение. Б ое выполнение всех обязательств. 2. Повинующийся кому , чему л. без возражений, отговорок. Б. исполнитель. ◁ Беспрекословно, нареч. (1 зн.). Б. повиноваться кому л. Беспрекословность … Энциклопедический словарь
-
беспрекословный — ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. беспрекословно, беспрекословность 1) = безоговорочный Б ое подчинение. Б ое выполнение всех обязательств. 2) Повинующийся кому , чему л … Словарь многих выражений
беспрекословный
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | беспрекосло́вный | беспрекосло́вное | беспрекосло́вная | беспрекосло́вные | |
Рд. | беспрекосло́вного | беспрекосло́вного | беспрекосло́вной | беспрекосло́вных | |
Дт. | беспрекосло́вному | беспрекосло́вному | беспрекосло́вной | беспрекосло́вным | |
Вн. | одуш. | беспрекосло́вного | беспрекосло́вное | беспрекосло́вную | беспрекосло́вных |
неод. | беспрекосло́вный | беспрекосло́вные | |||
Тв. | беспрекосло́вным | беспрекосло́вным | беспрекосло́вной беспрекосло́вною | беспрекосло́вными | |
Пр. | беспрекосло́вном | беспрекосло́вном | беспрекосло́вной | беспрекосло́вных | |
Кратк. форма | беспрекосло́вен | беспрекосло́вно | беспрекосло́вна | беспрекосло́вны |
бес-пре-ко-сло́в-ный
Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.
Приставка: бес-; корень: -прекослов-; суффикс: -н; окончание: -ый .
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- не сопровождаемый возражениями, не допускающий возражений ◆ Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа и никогда уже не дерзать на какие-нибудь попытки опять обнаружить свои требования… Н. А. Добролюбов, «Луч света в тёмном царстве», 1860 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- частичн.: безоговорочный, безотговорочный, безусловный
Антонимы
- —
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: беспрекословность
- наречия: беспрекословно
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Английскийen: absolute, implicit, unquestioning
- Испанскийes: sin objeción, sin discusión
- Итальянскийit: senza riserve, incondizionato, perentorio
- Украинскийuk: беззаперечний, безсуперечний
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
Перевод
Список переводов
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Безоговорочная любовь. Определение любви
«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, , не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Новый завет. Первое послание к Коринфянам, 13:4—7).
Эти мудрые слова лежат в основе всех взаимоотношении, связанных с любовью. Секрет, составляющий суть любви, раскрывается просто: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от таких преходящих моментов в браке, как внешность, возраст, вес, ошибки и пр. Такая любовь говорит себе: «Я люблю свою жену, независимо ни от чего. Независимо от того, что она делает, как она выглядит, что она говорит. Я всегда буду любить ее». Конечно, безусловная любовь — это идеал, которого невозможно достичь полностью, но чем больше я стремлюсь к нему, тем больше Тот, который любит всех, будет приближать ее к совершенству. И чем больше Он изменяетее по своему образу и подобию, тем милее она будет для меня и тем больше я буду удовлетворен ею во всех отношениях.
На этом пока кончим обсуждать проблему брака как такового. Мы коснулись только нескольких аспектов; на эту тему есть масса прекрасных книг, а теперь вернемся к нашей первостепенной задаче обучения тому, как любить ребенка и как выразить ему свою любовь.
Углубляясь в изучение мира детей, будем постоянно помнить, что супружеские отношения — бесспорно, наиболее важная связь в семье. Влияние их на всю последующую жизнь ребенка колоссально. Приведу пример из своей практики, иллюстрирующий силу такого влияния.
Родители привели ко мне Дженифер, девочку 15 лет, которая оказалась беременной. Естественно для родителей это было как снег на голову, ошеломляющая неожиданность. Дженифер — красавица, с чудесным характером, очень талантлива. У нее были глубокие и теплые, здоровые и естественные отношения с отцом — к сожалению, весьма редкое явление в наше время. Отношения с матерью тоже казались здоровыми, вначале меня озадачило, почему Дженифер выбрала такую неожиданную для нее слишком раннюю сексуальную активность, тем более что она не испытывала никаких особых чувств к мальчику, ставшему отцом ее ребенка. И у нее не был такой бурный и необузданный темперамент, когда она искала бы неадекватного для ее возраста внимания мужчин.» Почему же внезапно она так себя повела? Я был в тупике.
Затем я встречался с ее родителями вместе и по отдельности. Вы, конечно, догадались. У родителей девочки были супружеские конфликты, хорошо скрытые от постороннего взгляда. Они возникли очень давно, но семья умудрялась сохранять относительную стабильность долгие годы. А Дженифер всегда была нежно привязана к отцу. Когда девочка стала взрослеть, мать начала испытывать ревность к их отношениям. Но кроме этой ревности, мать поддерживала Дженифер во всем. Дженифер стала красивой девушкой, и ревность матери росла, как грибы после дождя. Различными способами внеречевой коммуникации (так называемый язык тела} мать передавала Дженифер ясный и четкий сигнал. Суть его была следующая. Дженифер уже женщина и сама может позаботиться о своих собственных эмоциональных потребностях, особенно внимании со стороны мужчин. А Дженифер, к сожалению, как многие девочки в подростковом возрасте, пыталась заместить любовь к отцу вниманием мальчиков. Дженифер действовала в соответствии с подсознанием ее матери, ее невербальными инструкциями.
Мать осознавала свою собственную несчастливую семейную жизнь, которая привела к неудачным сексуальным отношениям с супругом. Она осознавала сердечную близость дочери с отцом. Но она не осознавала ни всю силу ревности к Дженифер, ни своего влияния на сексуальное поведение дочери.
В таких случаях бесполезно и крайне вредно упрекать каждого члена семьи (особенно мать) в ошибках и неправильном поведении. Хотя на поверхности казалось, что трудности были в поведении ребенка, на глубинном уровне суть была в осложненных супружеских отношениях. Для того чтобы помочь этой семье, поддержать ее своей заботой, вниманием и любовью, психотерапевт обязан в первую очередь укрепить брачные узы, а не концентрировать внимание на неудачах, выискивая их» ошибки и осуждая их заблуждения. Он должен облегчить чувство вины, и когда супружеские отношения станут теплее, улучшатся и причиняющие всем неприятности отношения матери и ребенка.
Этот случай должен показать, насколько важно качество супружеского союза в жизни ребенка. Чем сильнее и здоровее эта связь, тем меньше проблем будет у нас как у родителей и тем больше пользы в реальной жизни принесет информация, изложенная в этой книге.
Давайте теперь рассмотрим второе по важности отношение в семье.
Глава 3. ФУНДАМЕНТ
Настоящая любовь безоговорочна и должна проявляться во всех искренних отношениях. Именно такая безусловная, не зависимая ни от чего любовь и является фундаментом, на котором основаны надежные взаимоотношения со своими детьми, именно это может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере.
Мы можем быть уверены, что ребенок правильно воспитан и дисциплинирован, только если в основе воспитания лежит безусловная любовь. Без этого невозможно проникнуть в душу ребенка, оценить его поведение и понять, как справиться с его непослушанием. Безоговорочная любовь — это путеводная звезда в воспитании ребенка. Без этого мы, родители, блуждаем в темноте без ясных ориентиров, определяющих, какова наша позиция и что мы должны предпринять в тот или иной трудный момент при воспитании нашего ребенка. Если такой свет сияет впереди, у нас появляются ориентиры, определяющие состояние, настроение и поведение ребенка и помогающие нам справиться со всеми проблемами, включая дисциплину. Именно этот фундамент является краеугольным камнем, благодаря которому мы овладеваем искусством воспитания ребенка и ежедневно можем удовлетворять его эмоциональные потребности в первую очередь, а потом уже и все остальное. Без фундамента безусловной любви родительские обязанности — мучительное, давящее на нас бремя, тяжкий и неблагодарный труд, иногда вызывающий горькое чувство неудовлетворенности, а иногда заводящий в тупик.
Что же такое безоговорочная любовь? Любить ребенка безусловно — значит, любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение.
Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение.
Ясно, что (так же, как и в супружеских отношениях) это идеал, которого мы никогда не достигнем полностью. Но опять же чем больше мы стремимся к нему и чем больше мы достигаем положительных результатов, тем более удовлетворенными и уверенными в себе родителями мы становимся. И тем более довольным жизнью и нами, доброжелательным и счастливым растет наш ребенок.
Как бы я хотел сказать: «Я люблю своих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения!» Но, увы, как и все родители, я не могу сказать этого всегда и искренне, положа руку на сердце. Но я должен довериться себе и пытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви.
При этом я постоянно напоминаю себе, что:
1) это обычные дети,
2) они ведут себя, как все дети на свете,
3) а в ребячьих выходках есть немало неприятного и даже противного,
4) если же я буду стараться как следует выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их шалости и проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек,
5) если же я люблю их только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), и если я выражаю свою любовь к ним только в эти хорошие (увы, редкие!) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это, в свою очередь, сделает их неуверенными, нарушит их самооценку, пошатнет веру в себя и действительно может помешать им развиваться в лучшую сторону, чтобы укрепить самоконтроль и проявить себя более зрелыми. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и их наилучшее развитие не меньше (если не больше!), чем они сами,
6) если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия, это позволит им контролировать свою тревожность и соответственно поведение, по мере того как они взрослеют,
7) если же я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям (учителям и т. д.) никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии. И опять я, родитель, должен помнить, что я отвечаю за рост и развитие ребенка так же, как он, если не больше,
8) ради самого себя (как страдающего за своих детей родителя) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил должен стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной. Ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте.