Содержание
- Батюшка Серафим…
- В чем помогает Серафим Саровский и о чем просят святого?
- В чем помогает Серафим Саровский: дар исцеления
- Молитва Серафиму Саровскому об исцелении
- Как молиться Серафиму Саровскому?
- Краткое молитвенное правило Серафима Саровского
- Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
- Наставления Серафима Саровского мирянам
- leonid_journali
- Серафим Саровский
- У книжной полки (детям). «Ангелоподобный Серафим. Житие преподобного Серафима Саровского», «Преподобный Серафим и дети»
Батюшка Серафим…
Каждому, кто хотя бы раз произносил эти слова, приходят на ум десятки случаев помощи преподобного. А перед глазами встает образ сгорбленного старичка, смотрящего на тебя с иконы то строгими, то добрыми, но неизменно любящими глазами.
Мое первое «знакомство» с Батюшкой случилось совсем в юном возрасте. Еще некрещеная, лет в 13, поехала я с мамой в одну из ее командировок, в Курск. В тот раз ей необходимо было встретиться с правящим тогда архиереем – владыкой Ювеналием. Взяла мама и меня с собой. К сожалению, мало что осталось в памяти от того дня. Но почему-то запомнилась , как Владыка, показывая на колокольню, рассказывал о каком-то мальчике, много лет назад упавшем с нее на глазах обезумевшей от ужаса матери. И как нашла мать его, живого и невредимого, стоящего на земле.
Прошло почти 2 года. Мне было почти 16. Чуть больше года назад мама, практически «за руку», привела меня в церковь — креститься. Небольшой храм, недалеко от нашего дома, был единственным, в котором я время от времени бывала. Ничего еще не понимая ни в службах, ни в таинствах, ни в самой сути веры.
Теплый сентябрьский день. После вечерней службы я почему-то задержалась перед одной из икон. С трудом разбирая буквы прочитала — «Преп.Серафим Саровский». Это был тот самый образ где преподобный Серафим Саровский изображен во дни своего стояния на камне. Я не знала тогда толком ничего ни о нем. Только необыкновенный взгляд и молитвенно поднятые к небу руки привлекли внимание.
О чем просила, о чем думала – уже не помню. Тогда еще часто искорки подросткового сомнения вспыхивали в голове и сердце. Помню, что в один момент подумалось как-то очень искренне, по-детски: «Господи, ну ты хотя бы как-то подкрепи, подай мне знак – что слышишь!».
Пора было уходить. Я вышла во двор храма. Сквозь покрытые осенней позолотой деревья мягко согревало сентябрьское солнышко. Во дворе стоял немолодой священник, окруженный плотным кольцом прихожан, что-то спрашивающих или просто прислушивающихся к беседе. Подошла и я.
Батюшка уже собирался уходить. Вдруг, посмотрев на меня — «на вот тебе», протянул тоненькую книжку-брошюрку, которую все это время держал в руках. Я с любопытством взглянула на обложку — «Жизнь и чудеса преп.Серафима Саровского»! Открываю, листаю страницу за страницей. Взгляд задерживается на строках, рассказывающих о чем-то знакомом. Детство, колокольня, чудесное падение. Так это тот самый.. мальчик?!
«Сила Вышняго от юности твоея воистину храняше тя, преподобне: с высоты бо храма спадша сохрани тя Господь неврежденна, и страждущу ти люте Сама Владычица мира явися, с Небес исцеление принесши, зане измлада верно служил еси Богу, выну взывая Ему: Аллилуиа».
Так вот и состоялась моя первая встреча с Батюшкой…
Прошло много лет. Жизнь то поднимала на крутые горки, то сбрасывала в овраги. Часто строго смотрел на меня с иконы Батюшка, часто сама не могла глаз поднять на его образ.. Но всегда молилась: «Батюшка Серафим Саровский, не оставляй!» И ведь не оставлял. Никогда.
В первый раз в Дивеево я попала в позапрошлом году, летом.
Тяжелой казалась дорога, жарким был день приезда. Летними днями монастырь обычно переполнен. Огромная очередь и в тот раз вела в собор, чтобы приложиться к мощам преподобного. Встали и мы. Силы на исходе, от жары пересохло во рту, в глазах уже темнеет. «Батюшка Серафим, не оставляй!». Не выдержав, присела отдохнуть рядом, на лавочке.
Вдруг рядом голос: «Не хотите потрудиться во Славу Божию?». Пожилая матушка искала помощников, чтобы управиться с яблоками в монастырском саду.
— Матушка, я с радостью, но вот очередь, завтра уезжаем, достоять бы?
— Трапеза скоро, не успеем с яблоками! Давайте-ка я вас проведу так.
Обойдя собор, вошли через другую дверь и приложившись к мощам, почти бегом направились в сад. Время за работой пролетело незаметно. На прощание раздали нам благословение от монастыря – бумажные иконочки преп.Серафима Саровского. Благословение самого Батюшки.
Тот день пролетел быстро. Короткие часы ночного отдыха… Очень долгой показалась служба, начавшаяся еще затемно. Но с первыми лучами солнца, уставшая от долгого стояния и тесноты в храме – я вдруг ощутила ту радость, которую до меня здесь чувствовали сердцем многие. Ту, которую можно было выразить только словами самого Батюшки: «Радость моя! Христос Воскресе!»
Второй раз ехала в Дивеево, спустя полгода, зимой, со страшной болью в сердце. Беду, накрывшую меня всю, с головой – невозможно было выразить словами… Нет для боли от предательства ни оправданий, ни облегчения ни в чем, кроме Бога, кроме Его Всепрощающей Любви. И чудным образом дал мне Господь ее ощутить через преп.Серафима.
Ехать пришлось ночью. Темнота, гололед, накопившаяся усталость… И только та бумажная иконочка Батюшки, крепко прижатая к сердцу, утешала и ободряла.
Под утро мы подъехали к монастырю. Это было 15-е января. Праздник. Но на удивление совсем немноголюдно на ранней литургии.
Измученная физически и морально заходила я снова в храм. Но уже в дверях собора накрыло тем, летним теплом чувство: «Ну вот — ты и у Батюшки. Теперь он сам все в свои руки возьмет и управит. Не скорби!» Еще кровоточит сердце, но после службы уже спокойнее подхожу к мощам. И тут, за 2 человека передо мной – дежурящая у мощей матушка открывает стекло раки — кто-то из высоких гостей или благотворителей приехал — им особая честь. «Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их!» Так и меня утешил Господь – не помня себя от радости, приложилась прямо к лобику преподобного!
Я не совсем помню, что случилось дальше.. Необыкновенный покой и ни одной(!), ни единой мысли в голове, ни единого отголоска боли в сердце. Я не могла стоять, ноги подкашивались. Присела на лавочку. Сколько это длилось, трудно сказать. «Радость моя! Христос Воскресе!» Эта радость воскресила и мою, запутавшуюся в саможалении и боли душу. Дала сил начать жить дальше.
Вечером, перед отъездом, снова зашла в собор – попрощаться и попросить благословения преподобного на дорогу. «Батюшка, утешил ты меня. Когда Бог даст и смогу приехать к тебе – не знаю». И тут, снова, как тогда, в 16 лет, по-детски подумалось: «Господи, ты хотя бы как-то подкрепи, подай мне знак – что слышишь!»
Снова подхожу к мощам. Снова 1-2 человека впереди. И вдруг.. что это? – опять важный гость приехал, опять открывают стекло раки! И на прощание – я ли целую лобик Батюшки? или сам Батюшка целует меня в лоб с благословением: «Радость моя! Христос Воскресе!».
Много еще испытаний и скорби было впереди. Но уже ничто не могло отнять твердой веры, что за всеми скорбями ждет нас та Радость, светом которой я утешилась там, в Дивеево!
В чем помогает Серафим Саровский и о чем просят святого?
Поделитесь с родными и друзьями:
Великий молитвенник земли Русской, святой преподобный Серафим Саровский имеет дерзновение испрашивать у Бога помощи нам, простым людям. Об этом говорит и вся его праведная жизнь, и светлая кончина, и чудеса, происходившие уже после его смерти. Еще до его официальной канонизации в народе верили в молитвы батюшки Серафима и прибегали к его помощи в трудных жизненных ситуациях.
Так, о чем просят Серафима Саровского в своих молитвах?
В чем помогает Серафим Саровский: дар исцеления
Еще при жизни батюшки Серафима после долгих его подвигов и трудов, когда, наконец, он по повелению Царицы Небесной вышел из затвора и стал принимать людей, приходящие к нему стали замечать, что старец обладает особыми дарами.
Читаем также Кто такой Серафим Саровский – краткая биография
Сныть – трава Серафима Саровского
Одним из них был дар исцеления. К преподобному приходили люди совершенно разных сословий – и крестьяне, и дворяне, и военные. Были и те, кто, отчаявшись в медицинской помощи и истратив немалые средства на врачей, решил обратиться к старцу Серафиму.
Каждый, кто приходил к батюшке, уходил утешенным, получая огромную духовную пользу. Но те, кто страдал тяжкими болезнями или непонятными недугами (что врачи, порой, затруднялись даже диагноз поставить) – уходили радостными вдвойне. Они получали исцеление по молитве старца Серафима, и часто это кардинальным образом меняло всю их последующую жизнь!
О многих случаях исцеления сохранились свидетельства в виде писем, записок и других документов, и все они вошли в изданные книги, включающие житие батюшки Серафима.
Случаи молитвенной помощи и исцелений на могилке преподобного, послужили одним из оснований для канонизации, состоявшейся в 1903 году.
Продолжаются чудеса исцеления на мощах батюшки и его источнике и в наши дни, и об этом ведутся хроники в Серафимо-Дивеевском монастыре. Особой популярностью в народе пользуется святой родник Серафима Саровского недалеко от Дивеева.
Молитва Серафиму Саровскому об исцелении
Как же правильно помолиться святому? Именно этот вопрос волнует тех, кто ищет исцеления от своих болезней, разуверившись даже в современной медицине.
Молиться батюшке Серафиму можно имея страдание от любой болезни, или даже находясь в другой нужде. Например, просить помощи о заступничестве за детей, об устройстве на работу и многом другом. Но с другой стороны, в народе уже давно было подмечено, что чаще всего к преподобному прибегают те, кто страдает всевозможными болезнями ног и суставов, позвоночника и головными болями.
И это неспроста. Читая житие батюшки Серафима, мы можем увидеть, что именно эти болезни испытывал и святой. От многотрудных подвигов и стояния на камне у батюшки стали сильно болеть ноги. А еще ему довелось испытать на себе нападение разбойников, которые жестоко били святого по голове и спине – так, что он потом долго болел и выздоравливать стал лишь после исцеления, полученного от Самой Богородицы. Но даже после этого на всю жизнь он остался сгорбленным в спине и ходил, опираясь на мотыгу или посох.
Так вот, случаев, когда у людей проходили боли в спине, и исцелялись ноги – огромное количество! Люди молились и у мощей святого и на его источнике – и получали исцеление.
Молитва Серафиму Саровскому о здравии
Как молиться Серафиму Саровскому?
Молитвы батюшке Серафиму есть в обычных молитвословах в разделе «разные молитвы». Но кроме текста молитвы желательно еще иметь и икону Серафима Саровского, чтобы обращаться к нему как бы зрительно. О том, какие бывают иконы Серафима Саровского, а также о его портретах, у нас на сайте была интересная статья.
В зависимости от вашей нужды, вы можете взять за правило читать молитву батюшке Серафиму каждый день. Если же чувствуете нужду в более сильной молитве, возьмитесь читать акафист Серафиму Саровскому.
Акафист – это особое молитвенное правило, составленное из кондаков и икосов, и заканчивающееся молитвами святому. Акафисты, как правило, читают накануне праздника – дня чествования святого, или когда хотят сугубо помолиться святому. Сам батюшка Серафим при жизни часто читал акафисты Господу, Богородице и разным святым, и тому есть свидетельства очевидцев.
Бывает, что обстоятельства требуют от нас весьма серьезного молитвенного правила. В такие моменты некоторые берут на себя «малый подвиг» и читают акафист 40 дней подряд.
Если вы находитесь именно в такой ситуации и ищите помощи у батюшки Серафима, то также можете читать акафист Серафиму Саровскому ежедневно в течение 40 дней. Кого смущает такое правило, может подкрепить свое решение благословением священника вашего храма.
Молитва Серафиму Саровскому от бесовщины
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского
Когда заходит речь о молитве Серафиму Саровскому, многих интересует не только молитва святому, но и то правило, которое он давал мирянам. О том, что такое правило существовало, мы можем прочитать в житие батюшки.
«Многие, приходя к о. Серафиму, сетовали, что они мало молятся Богу, и не всегда читают даже необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотности, другие – по недосугу. О. Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:
“Вставши от сна, всякий христианин, став пред св. иконами, пусть прочитает молитву Господню: Отче наш – трижды; в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице: Богородице, Дево, радуйся – также трижды и, наконец, Символ веры: Верую во Единаго Бога – единожды.
Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Вовремя же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжай до обеда.
Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило. После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.
Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.
Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т.е. трижды «Отче наш», трижды Богородице и однажды «Символ веры». После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.
Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
Наставления Серафима Саровского мирянам
При жизни к Серафиму Саровскому приходило много страждущих, ищущих наставлений. И они обязательно получали его. Но были и те, кто от всего сердца хотел узреть батюшку своими глазами и услышать его голос даже не имея каких-то серьезных проблем. Но даже для них старец находил слова утешения, давая общие советы, которые помогали всем, вне зависимости от жизненных обстоятельств.
И самое главное, по мнению батюшки – это должна была быть каждодневная память о Боге. Для этого он рекомендовал непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
“В этом да будет,- говорил он, – всё твоё внимание и обучение! Ходя и сидя, делая и в церкви до начала богослужения стоя, входя и исходя, сиё непрестанно содержи на устах и в сердце твоём. С призыванием таким образом имени Божия ты найдёшь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной и вселится в тебя Св. Дух, Источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте”.
В завершение статьи хотелось бы лишний раз напомнить о сердечности святого. Будучи великим молитвенником, добровольно взявшим на себя большое количество подвигов ради Христа, он тем паче понимал слабую природу человеческую и нерешительность большинства людей. Потому и давал такое молитвенное правило, которое действительно было многим по силам.
Татьяна Страхова
Зоино стояние.1956 Г КУЙБЫШЕВ-САМАРА. Вкратце случилось вот что: девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николая Чудотворца, окаменела. Врач, приехавшая по вызову, попыталась сделать Зое укол, но не смогла — игла гнулась. Наутро рядом с домом 84 на Чкаловской улице уже толпился народ.В городе из уст в уста пересказывали обстоятельства произошедшего. Молодая работница трубочного завода им. Масленникова Зоя Карнаухова вместе со знакомыми праздновала Новый год. Весь вечер она прождала своего кавалера Николая, который так и не пришёл. Когда пары стали танцевать, Зоя с досады сняла со стены икону святителя Николая со словами: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», не слушая подруг, которые советовали не совершать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», — бросила девушка. Почти сразу же раздался гром, и Зоя с прижатой к груди иконой словно окаменела. Стояла посреди комнаты, как мраморная статуя.Сарафанное радио разнесло историю о стоянии Зои по всей стране. Вот что рассказал «АиФ» старец Илий (схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Кирилла): «Летом 1956 г. я плыл из г. Камышина (Волгоградская обл.) в Саратов поступать в духовную семинарию. Об истории Зои к тому времени знал. Много разговоров шло. А на пароходе встретил двух женщин, они были из Куйбышева и под впечатлением тех событий. Рассказали, что их знакомый дал милиционерам, охранявшим дом, денег. И прошёл. И убедился, что Зоя стояла. Свидетелей много было. Это факт неоспоримый». Рассказ отца Серафима (Звягина) На Рождество в дом пропустили священника. Он отслужил молебен и смог взять из рук Зои икону Николая Чудотворца. Батюшка сказал, что надо ждать знамения на Пасху. Второй визит случился на Благовещение. «Бабушка была на Чкаловской, рассказала: к охране подходил благообразный старец, и, что удивительно, его пропустили в дом». Позже новость обрастёт подробностями. Дежурные милиционеры слышали, как он ласково спросил Зою: «Ну что, устала стоять?» А когда старца хотели выпустить, в доме его не оказалось… Все в городе были убеждены, что приходил к Зое сам Николай Чудотворец. Стали говорить, что по молитвам святого Господь её помиловал. На Пасху в 1956 г., после 128 дней стояния, Зоя, чьё имя с греческого переводится как «жизнь», действительно ожила. Перед этим она особенно сильно кричала: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель…» В мышцах девушки появилась мягкость. Её положили. Спрашивали: «Как же ты жила, кто тебя кормил?» — «Голуби, голуби меня кормили…» Случай с Зоей сильно подействовал на жителей города. В Страстную неделю кинотеатры и другие развлекательные заведения Самары были пусты. Многие крестились. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих. Считается, что Зоя умерла на третий день Пасхи. Долгое время оставалось тайной, кто был монах, сумевший взять из её рук икону. Батюшкой оказался отец Серафим (Звягин). Он служил в сельском храме в Костромской обл., а в Самару приехал после того, как ему дважды было повеление от Господа. В 2012 г. за полтора месяца до кончины отец Серафим, на тот момент он был схиархимандритом, рассказал: «Нас арестовали, пытали». Указывая на свой лоб и глаза, продолжил: «Отметины на всю жизнь. Вспоминать и то страшно!» Следователи добивались, чтобы священник объявил, что никакого чуда не было. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе всё это надо?» Батюшка отказался врать. Тогда с него взяли расписку о неразглашении на 50 лет.»Подробности этого чуда можно было бы узнать из папок, которые хранились в КГБ, — рассказал “АиФ” журналист Андрей Караулов. — Знаю людей, которые видели документы по делу “стояния Зои”, и там было указано, что папок в деле три»…Отче Серафиме моли Бога о нас ! Приглашаем и ведём запись в Покровку,Курск.обл- поездка 17 Сентября,вт на 7 годовщину смерти нашего любимого батюшки.Тел.для поездки 8 952 427 52 52 или 8 951 141 88 01 Владимир.Проезд Ст.Оскол 900,Губкин 1000.Запись ведётся.Литургия,Панихида на могилке старца Серафима,на которой известно множество исцелений,чудотворные источники,купель,трапеза
leonid_journali
По прошествии 40 дней после Рождества Христова празднуется Сретение — встреча в Иерусалимском храме святого праведного Симеона Богоприимца с Богомладенцем Христом. По православной традиции в этот праздник большое значение батюшка (старец Серафим Звягин) придавал Сретенским свечам. Старец заранее закупал большие восковые свечи, читал над ними в алтаре молитвы и перед службой на Сретение продавал за чисто символическую цену. Во время литургии благословлял их зажигать на чтении Апостола и Евангелия, потом на Херувимской и до причастия, а затем на молебне, пока не окропит водой.
Отец Серафим поучал: «Эту свечу хранят в течение года. Кто боится грозы и молнии, зажигают ее во время грозы и выходят с нею на улицу. Ее дымом окуряют больных, обходят с зажженной свечой скот, обходят вокруг кровати, если ребенок не спит. По углам капают от нее воском от пауков, саранчи, моли, мышей, крыс (покадить свечой, бросить кусочек в норы). Если садят огород, три раза обходят со свечой, читают три раза «Отче наш» и три раза «Богородице, Дево, радуйся…». Свечу прикрепляют к посуде, из которой весной засевают. Свечу ставят у изголовья роженицы при тяжелых родах — скоро разрешится; в изголовье умирающего или ракового больного — он скончается и не будет мучиться.
Помогает свеча при лечении грыжи, губ, горла — натирают ею. Если дети, внуки плохо учатся, хотя бы в среду и в пятницу благословлять их Сретенской свечой, при этом читать тропарь Покрову Пресвятой Богородицы, прп. Сергию Радонежскому. Сретенскую свечу нельзя брать на операцию — к смерти, а вот на суд можно. Если огонь загорается, пожар — обойди со свечой, почитай молитвы, какие знаешь, и огонь повернется в другую сторону. Носить с собой часть свечи — никто не тронет, она отвратит. Зажигать свечу, когда псалтырь читаешь; когда бедствие — минует. В эту ночь обойти со свечой дом, вокруг дома, затем пусть в доме погорит. Каждый дом своим горем набит: ссоры, драки… Сретенская свеча поможет от напрасной смерти, или если в доме ничего не водится — эти свечи для прибыли в доме, для изобилия.
Лежит человек никакой, плохой — обойти три раза со свечой и на 3-4-й день выздоровеет. Напала темнота, тоска, говорит: «Пойду, удавлюсь, с ним жить не могу!» — свеча поможет отвратить беду. Беречь свечу, зажигать, когда нуждаешься, и зло не подойдет. У кого в доме Сретенская свеча, тому ничего не страшно. Лампаду зажигать от Сретенской свечи. Сретенские свечи никому (чужим) не давать, только при смертном состоянии».
Сретенскую свечу применяют в разных обстоятельствах:
1. Грыжа (у ребенка) — зажечь свечу, прочитать акафист вмч. Артемию и воском покапать (помазать) на живот.
2. Если плохо спит малыш, кричит, моргает глазами, испуг у ребенка или шустрый слишком — перекрестить свечой, обнести вокруг него. При этом читать 3 раза «Отче наш», 3 раза «Богородице Дево, радуйся». И так 3 дня подряд.
3. Испуг у ребенка: 9 раз «Отче наш», «Богородицу» и свечой поводить — 3 вечера (3 ночи) подряд.
4. При трудных родах свечу зажечь в головах или в руке держать (можно положить свечу на живот или под голову), читать 9 раз «Отче наш», «Богородицу», «Да воскреснет Бог». И родит в этот день.
5. При сильных болях раковых, когда больной не спит: над головой акафист вмч. Пантелеимону, Божией Матери «Всецарице» или канон за болящего, в руках держит свечу.
6. Когда больной не может умереть, мучается от сильных болей и никакие уколы не помогают — зажечь свечу, поставить в изголовье, читать канон на исход души.
7. Крысы в картошке, мыши: 9 раз «Отче наш», «Богородицу» и свечу жечь, чтобы воск покапал на кадильный уголь; затем зажечь, покадить с молитвой «Да воскреснет Бог» и все бросить в норку.
8. От вредных насекомых в огороде: на той грядке, где водятся вредные насекомые, пройти с зажженной свечой и по четырем углам капнуть воском.
9. Прежде, чем сажать огород, пораньше (в 5-6 утра) пройти с зажженной Сретенской свечой и прочитать 3 раза «Отче наш».
10. От грозы, грома, чтобы не бояться, зажечь свечу и ничего не будет.
11. Благословлять сына или дочь в дорогу, на учебу. Для учебы читать тропарь Покрову Матери Божией и преп. Сергию Радонежскому.
12. Чтобы пришли к вере, покаянию — со свечой читать 7 дней Божией Матери акафист «Утоли мои печали» после 24.00; 40 дней Божией Матери «Скоропослушнице» после 24.00.
13. Для домашних животных (курочек, коровок, овечек, кроме поросят) — обойти с зажженной свечой и молитвами то помещение, где они находятся.
(Из книги «Отец духовный Серафим»)
Tags: Сретенская свеча, освящение, отец Серафим Звягин
Его Преосвященству сослужили: благочинный Мантуровского церковного округа протоиерей Андрей Еськов, иерей Святослав Хотянцев, иерей Владимир Букин, диакон Алексей Богатырев, диакон Василий Бурдонский.
По окончании Богослужения, Архипастырь обратился к прихожанам с проповедью:
«Во имя Отца , и Сына, и Святого Духа. Сегодня дорогие братья и сестры мы с вами начинаем праздновать память одного из величайших Угодников Божиих, нашего земляка, известного не только в России, но и далеко за пределами нашей Родины. Его очень сильно почитают- преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского всея России чудотворца. Преподобный Серафим родился чуть более двухсот лет назад в городе Курске, всю свою юность Он провел здесь. Имел особую, пламенную любовь ко Господу и решил с юных лет посвятить свою жизнь Богу. Он направился по благословению старца Печерской лавры в Саровскую пустынь, и по благословению матери начал подвизаться там, неся великие подвиги. Такие, которые удивляют иногда наш разум и наше сознание. Мы знаем самый главный подвиг Его, очень часто изображают на иконах, когда Он молился 1000 дней, и 1000 ночей на камне. Именно по пламенной любви Он посвятил всю свою жизнь Богу, и до конца был Ему верен. Господь недаром Ему дал имя Серафим, которое переводится как «Пламенный». Мы знаем очень много его поучений, в первую очередь о смысле жизни, он говорил что самый малый смысл жизни- это стяжание благодати Духа Святого. Когда у Саровского молитвенника спрашивали:»Почему сейчас нет таких подвижников, которые были в первые века Христианства?» На это преподобный отвечал: «Господь был, есть и будет один и тот же. Просто у людей нет ревности». Дорогие братья и сестры, как часто нам не хватает этой ревности. Мы считаем, что святые это особые люди, но они стали особыми людьми. Не все святые, так как преподобный Серафим Саровский или Сергий Радонежский были избраны от утробы матери. Многие святые вели не совсем правильную жизнь, такие как: Мария Египетская, Мария Магдалина, которые покаялись, и изменили свою жизнь в самом корне. И стали великими святыми, которых мы восхваляем. Мы же дорогие братья и сестры, очень часто пребываем в греховной лености, расслабленности и все ждем чего-то. Что кто-то из великих старцев за нас помолится и все пройдет, но мы должны прилагать свои силы, к исправлению нашей жизни и души. И если посмотреть на нашу жизнь со стороны, то видно что мы пребываем в греховной спячке. Мы ждем какого-то чуда, которое бы нас изменило, изменило во мгновение, вот чего многие желают. Но чтобы стяжать какую-то добродетель или смирение, нужно много претерпеть скорбей, искушений и проблем. Но как только приступают скорби, то люди начинают унывать и отчаиваться. Преподобный Серафим считал самым страшным грехом — уныние, так как от уныния человек доходит до неверия, отчаяния и погибает. В сегодняшнем Евангелии звучали такие слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Мф.11:29 с толкованием
ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф 10:28-30). Как часто нам не хватает смирения, главная добродетель любого святого, в том числе и прп. Серафима Саровского это и есть смирение. Святой Серафим считал себя хуже любого человека, не на словах как мы, а искренне в это веря. Мы осознаем что нарушаем заповеди, но по настоящему не раскаиваемся. И даже ходя часто на исповедь возвращаемся к старым грехам. И все это только из-за того что у нас не покаяние, а констатация фактов. Покаяние означает исправление и перемену своей жизни. Исправить свою жизнь нам не хватает решимости, о которой говорил преподобный Серафим. И если мы будем иметь настоящее смирение, то только тогда «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Так будем учиться смирению у Угодника Божия Серафима, у которого вся жизнь пронизана смирением. Не будем ждать чудес, или удобного времени, а уже сейчас начнем исправлять свою жизнь. Возьмемся за пост, молитву, и будем смиряться в сердце, и только тогда в нем поселится Дух Святой. Поздравляю вас всех Праздником. Помощи вам Божией в исправлении своей жизни.»
Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года.Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там.
Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.
Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».
Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.
Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…», и желал, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Престол для придела преподобный Серафим Саровский соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим Саровский был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии.
Особенного благодатного видения преподобный Серафим Саровский сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим Саровский, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.
После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим Саровский был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме.
После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим Саровский, имея его предсмертное благословение на новый подвиг — пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля — отца Исаии — и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги.
Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники — схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.
В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом».
Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии.
По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный Серафим Саровский из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.
Видя подвиги преподобного Серафима Саровский, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого «мысленную брань» — упорное продолжительное искушение.
Для отражения натиска врага преподобный Серафим Саровский усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.
Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного Серафима Саровского это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Святой Серафим Саровский, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Всё сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли.
Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим Саровский после таких побоев остался жив. Но преподобный Серафим Саровский не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму Саровскому пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию.
Оставшись навсегда согбенным, преподобный Серафим Саровский ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима Саровского стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «…радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».
Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму Саровскому или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный Серафим Саровский избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим Саровский приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров — прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге — старчестве.
25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех. Серафим Саровский видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом.
Приходившие к преподобному Серафиму Саровскому чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое». Серафим Саровский стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлейку. Выходя из келлии, Серафим Саровский всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня». В последний период земной жизни преподобный Серафим Саровский особенно заботился о своем любимом, детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о «Дивеевских сиротах». Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.
Ученики и духовные друзья помогали Серафиму Саровскому окормлять Дивеевскую общину — Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным Серафимом Саровским от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным.
Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни.
В последние годы жизни преподобного Серафима Саровского один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Святой Серафим Саровский строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.
Все знали и чтили преподобного Серафима Саровского как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим Саровский еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.
В последний год жизни преподобный Серафим Саровский стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора.
1 января 1833 года преподобный Серафим Саровский в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».
Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный Серафим Саровский стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим Саровский был всю жизнь.
У книжной полки (детям). «Ангелоподобный Серафим. Житие преподобного Серафима Саровского», «Преподобный Серафим и дети»
Аудио
В одной из проповедей святитель Иоанн Шанхайский отмечал: «»Среди лета запоют Пасху» — сказано было некогда в Сарове. Прошло 70 лет после смерти того, кем эти слова были произнесены, и 19 июля 1903 года вся Русь огласилась хвалебными песнями, прославляющими Бога и Его угодника. Действительно, вся Русь ликовала тогда, как в день Святой Пасхи. Наступили потом страшные дни для России, но не умерла и не ослабла память о преподобном Серафиме. Также притекают к нему русские люди, прославляют его и на Родине, и во всех концах мира». Прославляют и рассказывают о нем не только другим взрослым людям, но и своим детям. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию две книги, которые помогут родителям рассказать житие преподобного Серафима Саровского просто и доступно. Они называются – «Ангелоподобный Серафим» и «Преподобный Серафим и дети».
***
Эти красочно оформленные книги вышли в свет в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского и предназначены для детей младшего и среднего возраста. Прочитав книгу — «Ангелоподобный Серафим» из серии «Жития святых для детей», дети познакомятся с житием преподобного Серафима Саровского, узнают, как прожил свою жизнь святой батюшка, один из самых жизнерадостных и любимых всем миром святых, завещавшего каждому из нас: «Радость моя! Нет нам дороги унывать!». В книге «Преподобный Серафим и дети» представлены детские воспоминания Надежды Аксаковой, которой в ее детские годы посчастливилось встречать вживую преподобного Серафима. То, что увидела и услышала тогда десятилетняя девочка, не изгладили из ее памяти даже десятки лет, и своими впечатлениями она делится со всеми читателями.
Вкратце житие святого, опираясь на книгу «Ангелоподобный Серафим», можно рассказать так. Родился будущий старец в городе Курске 19 июля 1759 года и при крещении был наречен Прохором. 17-летним юношей поступил он в число послушников Саровской пустыни. Словно поднимаясь по ступеням, проходил монастырские послушания. А в 1786 году совершилось его пострижение в монашество. Ему дали новое имя — Серафим, что значит «пламенный», ведь сердце его горело любовью к Богу. Когда отцу Серафиму исполнилось 34 года, его рукоположили в сан иеромонаха. Шло время. Батюшка Серафим всё глубже изучал науку монашеского подвига. Его душа стремилась к уединению, чтобы иметь возможность без всяких внешних препятствий общаться, с Богом.
И вот после 16 лет пребывания в монастыре отец Серафим поселился в скромной одинокой келье. Он построил ее в дремучем сосновом бору, на берегу реки Саровки. Добровольно удалившись в пустыню, старец проводил все время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем наложил на себя трехлетнее молчальничество, позже затворничество. По выходе из затвора начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. Попасть к нему стремились люди всех званий и состояний: и богатые, и бедные, и ученые, и безграмотные, и особы высшего света, и простые крестьяне. И всем батюшка дарил свою любовь. Господь открывал ему сердце приходящего человека. Он мог напомнить посетителю даже о том, о чём тот давно успел забыть. К нему заходили больными, расстроенными, удручёнными заботами и печалями, потемневшими душой от грехов, а выходили окрылёнными надеждой и исцелёнными. Огромную силу имели его слова: «Радость моя! Христос воскресе!»
По повелению Божией Матери преподобный Серафим нёс попечение о Дивеевской женской обители: опекал и руководил сестер а также основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери, которую он называл «Всех радостей Радость». Весть о его кончине быстро разнеслась повсюду. В Саров приезжали тысячи людей, чтобы попрощаться с дорогим батюшкой. Но, несмотря на плач и рыдания, все чувствовали, что дивный старец Серафим не покинул любивших его и вообще всех, кому нужна помощь. Не умерла его любовь. Наоборот, он получил возможность ещё быстрее откликаться на все прошения и даже опережать их. Не успеет человек попросить его о чём-то, а батюшка уже рядом. Щедро потекли реки благодатной помощи преподобного Серафима, и образовалось поистине «море чудес», о которых также говорится в этой книге.
Стоит отметить, что житие преподобного Серафима любят и взрослые, и дети. Ведь оно рассказывает не только о великих духовных подвигах и о чудесах, но и большой любви, которой было наполнено сердце святого старца, любви к Богу и людям. Все это, как правило, вызывает живой отклик даже в огрубевших от непростой жизни сердцах взрослых людей, а уж тем более в чистых детских сердечках. А еще, бывает очень интересно читать именно то, что пишут о батюшке люди, видевшие и слышавшие его, которые были рядом с ним когда-то. Как уже говорилось ранее, в книге «Преподобный Серафим и дети» вы найдете воспоминания одной девочки о встрече со старцем, которые она написала, будучи уже взрослой. И спустя 70 лет Надежда Аксакова отмечает, что «много с тех пор видела она и умных, и добрых, и мудрых глаз, много видела и очей, полных горячей искренней привязанности.
Но никогда с тех пор не встречала таких детски-ясных, старчески прекрасных глаз, как те, которые так умильно смотрели на <нее и других детей> из-за высоких стеблей лесной травы. В них было целое откровение любви». «Улыбку же, — вспоминает Надежда, — покрывшую это морщинистое изнуренное лицо, могу сравнить разве только с улыбкой спящего новорожденного, когда, по словам нянек, его еще тешат во сне недавние товарищи – ангелы. На всю жизнь памятны остались мне саженки мелких дров вперемежку с копнами сена, виденные мной в раннем детстве на лесной прогалине, среди дремучего леса, посреди гигантских сосен, как будто стороживших этот бедный, непосильный труд хилого телом, но сильного Божией помощью отшельника». Какой была эта встреча ребенка с преподобным Серафимом, какими были и все остальные встречи, об этом рассказывает вторая из представленных сегодня книг.
Что еще можно к этому добавить? Разве что рассказать о прославлении прп. Серафима. После его праведной кончины, православные были глубоко убеждены, что он великий праведник. Все ждали, что скоро его прославят в лике святых. И вот 19 июля 1903 года, в день рождения преподобного, состоялось это торжественное событие. Казалось, вся православная Россия собралась к Саров во главе с Государем Николаем II и его семьей, которая очень почитала дивного старца. Мощи святого были открыты и положены в храме, и в стенах Саровский обители зазвучало радостное пение: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»
После революции 1917 года начались страшные гонения на Русскую Православную Церковь. Мощи святого Серафима были увезены неизвестно куда, и долгие годы никто не знал, где они и что с ними. Но Господь чудесным образом до времени сохранял мощи Своего угодника. В январе 1991 года они были переданы Церкви. И теперь 15 января празднуется второе обретение мощей преподобного Серафима. Как известно, батюшка предсказывал, что он будет в Дивееве. И это удивительным образом сбылось. 30 июля 1991 года состоялся великий крестный ход, который возглавлял Святейший Патриарх Алексий II: обретённые в Петербурге мощи святого были перенесены не в Саров, а в уже действующую тогда Дивеевскую обитель. Раку с мощами водрузили в главном соборе на центральное место. День и ночь шли торжественные моления. Людей переполняла необыкновенная радость, так что они пели пасхальные песни. Сбылось ещё одно предсказание святого старца о том, что «посреди лета запоют Пасху».
***
И сегодня к батюшке Серафиму едут из разных стран, его призывают в молитвах православные всего мира, и он, как и прежде, спешит на помощь, часто опережая прошения. Он стал для людей радостью нашей, ибо радостно загорается сердце каждого при мысли о светлом старце, «убогом Серафиме», как сам называл себя батюшка, в белой одежде, с крестом на груди и рукой, прижатой к сердцу… Как при жизни всех приходящих он приветствовал словами: “Радость моя!”, всем старец кланялся до земли, благословлял, сам целовал руки, так и сегодня можно услышать его утешительные слова, читая книги о нем. Даже, если это книги детские, но повествующие о преподобном Серафиме, Саровском Чудотворце.