Кампанелла Томмазо (1568—1639), итальянский философ, поэт, политический деятель.
Родился 5 сентября 1568 г. в городке Стило. Монах-доминиканец, Кампанелла порвал с учением Римско-католической церкви, выступил с собственными религиозно-философскими доктринами и осуждался за ересь.
Подобно многим деятелям эпохи Возрождения, он обожествлял природу. При этом Землю называл «большим зверем», а людей сравнивал с паразитами, заведшимися в теле животного. Увлекался астрологией и магией.
Тем не менее судебным преследованиям Кампанелла не подвергался до тех пор, пока в 1598 г. не организовал на юге Италии, в Калабрии, заговор против испанского короля (одновременно король Обеих Сицилий). Кампанелла намеревался поднять там восстание, призвать на помощь турок и при их поддержке разбить испанцев. Но заговор был раскрыт. В 1599 г. Кампанелла очутился в тюрьме.
Длительное заключение (до 1626 г.) стало для него временем создания многих произведений, ещё при жизни автора получивших известность в Европе. Наиболее знаменитое из них — «Город Солнца». Это описание идеального по устройству государства, будто бы обнаруженного неким путешественником в заморских краях. Город Солнца — община равных. Здесь нет собственности и семьи. Детей воспитывает государство. Все жители города несут воинские обязанности, занимаются земледелием и скотоводством. Труду уделяется четыре часа в день; остальное время отдаётся физическим и умственным упражнениям. Правит городом высшая каста — учёные, жрецы Солнца.
Кампанеллу считают одним из основоположников утопического социализма и коммунистического учения. В 1634 г. мыслитель бежал от возможных преследований инквизиции во Францию.
Умер 21 мая 1639 г. в Париже
МорТомас (1478—1535), английский гуманист, политический деятель и историк, один из основоположников утопического социализма.
Родился 7 февраля 1478 г. в Лондоне в семье юриста.
Получил воспитание в доме кардинала Дж. Мортона и завершил образование в Оксфорде (1492—1494 гг.). Избранный в парламент (1504 г.), Мор выступил против разорения страны королём Генрихом VII и был вынужден скрываться. Когда страсти улеглись, он стал помощником шерифа Лондона (1510— 1518 гг.).
В 1516 г. Мор издал трактат «Утопия» (греч. «место, которого нет»). Автор рисует государство, где люди живут в самоуправляемых городах, а земля и собственность находятся в общем пользовании. Всё произведённое сдаётся на общественные склады и распределяется между отцами семейств чиновниками, причём последние не назначаются, а избираются. Эти же отцы семейств командуют производством и по очереди отправляются на два года работать на пригородных фермах. Состав семьи регулируется должностными лицами. Жители питаются в основном в общественных столовых.
«Утопия» оказала огромное влияние на религиозных сектантов, отправлявшихся в Америку. Сам Мор, по-свящённый в рыцари (1521 г.), возглавивший палату общин (1523—1529 гг.) и ставший лорд-канцлером (1529—1532 гг.), выступил с памфлетами против Реформации (общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против Римско-католической церкви) и негодовал по поводу Крестьянской войны в Германии (1524— 1526 гг.).
Его гуманистические пристрастия воплотились в переписке с единомышленниками, в числе которых был Эразм Роттердамский, и защите католицизма.
В «Истории короля Ричарда III» (1531 г.) Мор талантливо вывел ужасающий образ тирана — безобразного, развратного и преступного узурпатора.
Король Генрих VIII, которому Мор препятствовал в разводе и женитьбе на Анне Болейн, порвал с Папой Римским и отправил канцлера в отставку. Заключённый в Тауэр (замок-крепость в Лондоне), Мор отказался присягнуть королю как главе Англиканской церкви и был казнён 6 июля 1535 г.
Через 400 лет, в 1935 г., канонизирован Римско-католической церковью как святой.
Утопические идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, которые подобно Мюнцеру выражали интересы угнетенных народных масс Идеи утопического социализма смутно предвосхищали будущее Рост общественного неравенства, угнетение трудовые масс, усилившиеся период, первоначального накопления капитала», вызвали стремление к коренному переустройству современного им общества организации идеального общества и государства. в которых бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком.
В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права К Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии»
Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии. И это понятно. Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести и к качественно новым взглядам на государства, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого для аргументации своих идеалов в области государства и права. Энгельс отмечал, что, как каждая новая доктрина, «социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни, лежали глубоко в материальных экономических фактах».
Мору и Кампанелле присуще понимание того, что угнетательская природа государственности создана с наличием частной собственности. Но это вынуждает их искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что Мор и Кампанелла связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации — все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.
В их работах рассматриваются и вопросы о деятельности-будущего идеального государства по организации производства и распределения в интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и анализируются многие другие вопросы внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность
В замечательном произведении «Утопия» Томас Мор (1478—1535) подверг критике существующий в Англии общественный и политический строй. Монархи, пишет он, безжалостно, вопреки здравому смыслу, повелевающему заботиться о подданных, беспощадно угнетают их. Хотя честь и безопасность государя коренятся в благосостоянии народа, при дворах королей не хотят этого знать Вместо того чтобы устранить зло, правительства обрушиваются всей тяжестью «правосудия» на угнетенных.
Критика современного Мору государства и кровавого законодательства Англии и описание политического строя будущего занимает в «Утопии» значительное место Мор до некоторой степени угадывает сущность государства. «При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как некиим заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах» По сути дела Мор подходит к пониманию угнетательской роли описываемого им государства, его антинародного характера.
Мор подвергает всесторонней критике язвы существующего общества и считает их причиной частную собственность. Трактат Мора был страстным протестом против всего социально-политического строя, основанного на частной собственности. «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Именно частная собственность — источник всех зол, бедствий в государстве. Сколько ни издавать законов в государстве, где есть частная собственность, они бессильны. Мор показывает, что современные ему законы защищают интересы богачей, что эти законы ничего общего со справедливостью не имеют. Резкой критике подвергается «кровавое законодательство» и вся система уголовного законодательства и правосудия в Англии. Равенство и справедливость возможны только тогда, когда полностью будет уничтожена частная собственность.
Мыслитель рисует в своей книге такое общество, где ликвидация частной собственности привела к установлению равенства.
Если большинство предшественников Мора понимает коммунизм как общность предметов потребления, то Мор в центр внимания ставит общность производства. В «Утопии» труд носит обязательный характер. Все должны заниматься физическим трудом, от которого освобождаются лишь ученые и должностные лица на период исполнения ими общественных обязанностей. Все население «Утопии» занимается как ремесленным, так и земледельческим трудом. Так как здесь работают все, то при непродолжительном рабочем дне население, по мнению Мора, может быть обеспечено всем необходимым
Политическое устройство, которое Мор считает идеальным. основано на всеобщем равенстве и свободе. Его политический идеал пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ними и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями «Утопии». Главная обязанность должностных лиц состоит в том, чтобы заниматься организацией хозяйственного процесса
У Мора должностные лица — не привилегированное сословие, а слуги народа. Во главе государства стоит выборное лицо, которое называется князем, но которое фактически является президентом. Мор пишет «Ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха Их называют отцами и они ведут себя достойно».
Подобное общественное и политическое устройство ведет к высоким нравственным качествам населения «Утопии». Вследствие этого в государстве незначительное число законов. Строй описанного им общества Мор признает «не только наилучшим, но также и единственным, который может присвоить себе с полным правом название общества. Именно, в других странах повсюду говорящие об общественном благополучии заботятся только о своем собственном. Здесь же, где нет никакой частной собственности, они фактически занимаются общественными делами».
Социалистический идеал Мора был ярким протестом как против феодализма, так и против капиталистических отношений. Тем самым Мор шел много дальше буржуазных гуманистов, ибо объективно выражал интересы и вековые мечтания трудового народа о таком социально политическом строе, где нет ни насилия, ни эксплуатации человека человеком. Замечательны высказывания Мора, обращенные против захватнических войн.
При всей своей прогрессивности учение Мора было утопическим, ибо в материальных условиях жизни того общества не было предпосылок для построения социализма. Ограниченность воззрений Мора, исходившего из современного ему низкого уровня техники, сказывается в том, что он ориентируется на ремесленный труд и в его «Утопии» для выполнения особо неприятных работ сохраняется рабство.
Идеи утопического социализма в Италии развил Томмазо К а м п а н е л л а (1568—1639) —мыслитель и борец за освобождение Италии от иноземного ига. Автор труда «Город Солнца», следуя за Мором, произведение которого было хорошо ему известно, он приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является частная собственность. Идеальный общественно-политический строй, отвечающий интересам трудящихся,—это строй, основанный на общественной собственности
Именно такой строй изображает Кампанелла на страницах своей замечательной книги. В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов Потребление, как и производство носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла стоит позади Мора, вводя общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода.
Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники.
Социалистические принципы идеального общества влекут за собой и изменение характера политического строя. В Городе Солнца установлено равенство мужчин и женщин, имеет место демократическая организация государственной власти.
Во главе государства стоит первосвященник; эту должность занимает самый мудрый и образованный гражданин Города Солнца, который сам уступает ее тому, кто окажется мудрее и ученее его. Происхождение, знатность, имущественное положение и т. п., т. е. все то, что в любом эксплуататорском государстве служит главным критерием при назначении на государственную должность, не имеет никакого значения, да и не может иметь в Городе Солнца, где отсутствует частная собственность, господствует общественная организация производства и распределения, всеобщий обязательный труд, где каждый обязан трудиться. В силу этого здесь действует совершенно иной принцип замещения должностей. Должности распределяются в зависимости от личных достоинств и способностей граждан Города Солнца. «В нашем государстве,—писал Кампанелла,—должности доставляются исходя из практических навыков и образованности, а не из благосклонности и родственных отношений, ибо мы свели на нет родственные связи. Каждый получает должность в той сфере, в которой он отличается своей добродетелью. И первые должностные лица не могут одних возвеличивать, а других унижать, так как они правят не по своему произволу, но руководствуясь природой, и предназначают для каждого пригодную должность». Все граждане, достигшие 20-летнего возраста, составляют Большой Совет, на собраниях которого они решают вопросы контроля за действиями должностных лиц, смещения их и 1. и.
Выступая в защиту простых людей, Кампанелла писал, что жители Города Солнца «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на погибель государства столько бездельников и злодеев».
Кампанелла искренне мечтал о создании идеального политического общества. В трактате «0 наилучшем устройстве государства» он говорит, что Мор «описал вымышленное государство Утопию с той целью, чтобы мы по его образцу создали свое государство или, по крайней мере, его отдельные устои». При этом Кампанелла допускает, что если даже не удастся полностью претворить в жизнь идею такого государства, то все же описание его имеет большое значение, как «образец для посильного подражания». Мыслитель отмечает, что идеальное государство не дается богом. Он писал: «Мы же изображаем наше Государство не как государственное устройство, данное Богом, но открытое посредством философских умозаключении». Его идеальное государство создается на основе разума, что отмечал К. Маркс, говоря о Кампанелле как о мыслителе, который наряду с Макиавелли, Боденом и другими начал рассматривать государство «человеческими глазами» и его естественные законы выводил не из теологии, а из разума и опыта.
Естественно, что во взглядах Кампанеллы на идеальный общественно-политический строй много наивного и утопического: он смешивал право с нравственностью, не сумел порвать полностью с религиозной идеологией.
Утопические черты в учении Кампанеллы, черты грубой уравнительности и аскетизма были характерны для того времени. Однако эти черты не могут умалить большого значения «Города Солнца», в котором Кампанелла на заре капиталистического общества увидел отдаленные очертания общества, свободного от угнетателей
В трудах Мора и Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.
Читать полностью:http://www.km.ru/referats/FC23E540F14D4F9EB0C45EB96AD37710
Содержание
Утопии Мора и Кампанеллы
В этот же период создаются мифы о совершенном обществе, в котором со временем предстоит жить всему человечеству.
Томас Мор (1478–1535) – английский гуманист, писатель, государственный деятель. Мор интересен, прежде всего, как автор книги «Утопия» (1516). Вторая часть книги посвящена описанию идеального социального строя фантастического острова Утопия (буквально «место, которого нет»). Мор описывает прообраз коммунистического устройства общества. В Утопии, как и в «Государстве» Платона, все находится в общей собственности, так как Мор уверен, что благополучие общества невозможно там, где существует частная собственность, без обобществления не может быть равенства.
В Утопии все города выстроены по одному и тому же плану, но один из них является столицей. Все утопийцы одеваются одинаково, за исключением того, что одежда мужчин отличается от одежды женщин, а одежда людей женатых – от одежды неженатых. Все – как мужчины, так и женщины – работают шесть часов в день. Все ложатся спать в восемь часов и спят восемь часов. Все высшие должностные лица избираются из числа ученых. Формой правления является представительная демократия, покоящаяся на системе многоступенчатых выборов. Утопийцы не пользуются деньгами, а используют золото на изготовление ночных горшков и цепей, которыми сковывают рабов, чтобы воспитывать презрение к золоту. Что касается этики, то мы узнаем, что утопийцы решительно склоняются к мнению, согласно которому счастье состоит в удовольствии. Однако это воззрение не имеет своим следствием дурных поступков, ибо утопийцы полагают, что после настоящей жизни за добродетель назначены награды, а за пороки – наказания. Среди утопийцев существует много религий, и все они пользуются полной терпимостью.
Для современного человека поразительна широта взглядов автора «Утопии». Мор рассуждает о сущности и социальных последствиях войны, о религии и религиозной терпимости, осуждает бессмысленные убийства животных, в частности охоту, выступает в пользу мягкого уголовного законодательства, против обычая наказывать смертью за воровство. Однако надо признать, что жить в Утопии Мора, как и в большинстве государств такого типа, довольно-таки скучно. Для счастья необходимо разнообразие, а в Утопии его невозможно найти.
Томмазо Кампанелла (1568–1639) – итальянский философ, поэт, политический деятель. Живо интересуясь общественными проблемами, Кампанелла написал ряд произведений на социальные темы, наиболее значительным из которых можно считать «Город Солнца» (1602) – своеобразный вариант коммунистической утопии. В придуманном Кампанеллой обществе отсутствует частная собственность, упраздняется семья, дети передаются на воспитание государству. Царит полная унификация в одежде, быту, поведении. Введена всеобщая трудовая повинность. Все стороны жизни соляриев строжайшим образом регламентированы государством, которое поистине вездесуще. Во главе государства стоит правитель по имени Солнце, или Метафизик. Он получает свой пост за ученость и ум и занимает его до тех пор, пока не найдется более достойный кандидат.
В городе исповедуется религия Солнца, которую отличает существенный рационалистический элемент, а также тесная связь с государством. Метафизик одновременно и первосвященник, функции других служителей культа выполняют высшие чиновники.
В творчестве Кампанеллы нашли отражение как характерные для эпохи Возрождения философские идеи, так и социально-критические мотивы, свойственные его времени.
Город Солнца
У этого термина существуют и другие значения, см. Город Солнца (значения).
итал. La città del Sole лат. Civitas Solis
Титульный лист первого издания «Города Солнца» 1623 года — приложение к «Политике»
утопия
Томмазо Кампанелла
итальянский
Цитаты в Викицитатнике
«Го́род Со́лнца» (итал. La città del Sole; лат. Civitas Solis) — философское произведение Томмазо Кампанеллы, «поэтический диалог», одна из классических утопий и наиболее известное сочинение его автора. Написано в тюрьме инквизиции около 1602 года на итальянском языке, впервые опубликовано в 1623 году во Франкфурте на латинском языке как приложение к «Политике» — третьей части «Реальной философии». В тексте очевидно влияние «Государства» Платона и «Утопии» Томаса Мора, однако «Город Солнца» отличается от них наличием астрологического контекста. Труд Томмазо Кампанеллы содержит описание «идеальных», с точки зрения автора, элективных генитур (гороскопических элекций), связанных с вопросами подбора оптимального времени для случки домашнего скота (овец, лошадей, коров, домашней птицы), зачатия и основания городов. Новую популярность «Город Солнца» обрёл с середины XIX века в контексте социал-демократических и коммунистических движений, с точки зрения Карла Каутского, Кампанелла был одним из «предшественников научного социализма». Эта идея была использована в советской историографии. В. И. Ленин считал некоторые идеи, высказанные в «Городе Солнца», применимыми для монументальной пропаганды. В историографии XX века сосуществуют полярно несхожие интерпретации идеала «Города Солнца» — сциентистский и теологический.
К 450-летию Томмазо Кампанеллы
5 сентября 2018 года исполняется 450 лет со дня рождения выдающегося итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639).
Настоящее имя Кампанеллы – Джованни. Имя Томмазо он принял, постригшись в монахи.
Кампанелла родился в семье неграмотного сапожника на юге Италии в провинции Калабрия. Мальчик был очень любознательным и мечтал получить хорошее образование. Для этого ему пришлось постричься в монахи ордена доминиканцев.
Томмазо Кампанелла
Томмазо был глубоко верующим человеком и, вместе с тем, был склонен к вольномыслию. И в религиозной, и не только в религиозной сфере. Это вольномыслие приводило к неоднократным арестам. Но самый длительный арест был последний. И не за вольномыслие, а за политику: Кампанелла готовил восстание с целью свержения испанского владычества в Калабрии. Его хотели казнить, но Томмазо симулировал психическое заболевание и получил пожизненное заключение. В тюрьме он просидел 27 лет. И, как многие революционные деятели, использовал тюремное заключение для написания книг.
В 1626 году Кампанелла был освобожден и через несколько лет эмигрировал в более свободную Францию. Правивший Францией кардинал Арман Жан Ришелье (1585 – 1642) оценил таланты Кампанеллы: он всячески поддерживал мятежного монаха. Тем более, тогда Франция и Испания периодически воевали друг с другом.
Томмазо Кампанелла написал много произведений по теологии, философии и другим дисциплинам. Поскольку я не силен в католичкой теологии, то воздержусь от их оценки. Отмечу лишь очень важную мысль Кампанеллы о том, что в мире все связано со всем.
Кампанелла высказал ряд глубоких научных мыслей. Так, он рассматривал повышение температуры тела во время болезни не как болезнь, а как борьбу организма с болезнью.
Главным произведением Кампанеллы стала книга «Город Солнца», описывающая прекрасный мир, где все трудятся, но нет собственности. Это произведение заставляет считать Кампанеллу одним из основоположников утопического коммунизма.
Считается, что утопия – это дело несерьезное. Это и так, и не так. Утопия становится несерьезной и даже вредной, когда её пытаются реализовать в том виде, в котором она представляется современникам. Но утопия позволяет понять реальные проблемы общества, в котором она возникла, и задуматься о возможности их исправления. Утопия – это не проект, утопия – это постановка задачи. Решается она, скорее всего, не так, как представляется утописту. Самолет Ил-62 и ковер-самолет из русских сказок сильно отличаются друг от друга.
Томмазо Кампанелла
Томмазо Кампанелла не был первым представителем утопического коммунизма. Ему предшествовал труд очень серьезного человека – министра английского короля Генриха VIII (1491 – 1547), Томаса Мора (1478 – 1535). К сожалению, у Томаса Мора возникли разногласия с королем по ряду политических вопросов, и король распорядился отрубить своему министру голову. Стилем управления Генрих VIII не слишком отличался от своего современника Ивана Грозного (1530 – 1584).
Свой труд, напечатанный в 1516 году, Томас Мор назвал «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
В книге Томас Мор рассказал об острове Утопия. На этом острове, управляемом мудрым монархом, нет собственности, денег и эксплуатации. Труд обязателен для всех: рабочий день длится по 6 часов. Интересно, что в Утопии есть рабы, выполняющие наиболее тяжелые и грязные работы и никакими правами не пользующиеся.
«Город Солнца» Кампанелла написал, сидя в тюрьме. По-видимому, в 1602 году. Так же как Томас Мор, Кампанелла описывает идеальное государства, где нет собственности, денег, где все работают. Но помимо того, что писал Томас Мор в «Городе Солнца», есть некоторые детали.
Прежде всего, в Городе Солнца существует высокоразвитая техника. В отличие от Мора, Кампанелла понимает, что социальные новации «Города Солнца» опираются на технический прогресс. И о рабах в Городе Солнца ничего не говорится.
В городе Солнца нет семьи в обычном смысле этого слова. Детей воспитывает община. Вопрос о том, от кого женщина будет рожать ребенка, решают специально уполномоченные должностные лица. При этом они руководствуются соображениями, связанные с наследственным здоровьем будущего поколения.
Томас Мор
В Городе Солнца уважаются все религии, и религиозной дискриминации нет. Но атеизм запрещен. Мысль о том, что бога, упаси боже, нет, представлялась мыслителю слишком опасной для общественной нравственности.
В 1970-х годах советский писатель Владимир Федорович Тендряков (1923 — 1984) написал философско-исторический роман «Покушение на миражи». Одним из персонажей романа является Томмазо Кампанелла. Автор очень четко сформулировал причину краха Города Солнца – отсутствие механизма принуждения к труду, необходимого для уровня развития производительных сил, описанных в романе. Без снятия этой проблемы Город Солнца нежизнеспособен.
Золотой эпохой утопического коммунизма стал конец 18 – первая половина 19 века. В 1797 году во Франции был казнен Гракх Бабеф (1760 – 1797). А затем там же появляются такие мыслители, как Анри Сен-Симон (1760 — 1825) и Шарль Фурье (1772 — 1837).
Выдающимся представителем утопического коммунизма 20 века был палеонтолог и писатель-фантаст Иван Антонович Ёфремов (1907 – 1972). Его роман «Туманность Андромеды» пользовался и поныне пользуется большой популярностью в нашей стране. И, помимо Ефремова, было немало писателей-фантастов, пытавшихся описать коммунистическое будущее. И мы, наверное, вправе сказать, что утопический коммунизм получил свою новую жизнь в научной фантастике.
Популярность утопического коммунизма свидетельствует о том, что капитализм – это не такой строй, который может удовлетворить человека.
С. В. Багоцкий
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Кампанелла: “Город Солнца”, или Как свести Небо на Землю
Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем о Томаззо Кампанелле и его “Городе Солнца”.
Время и место действия
Италия, XVI—XVII века после Рождества Христова. Католический монах, философ и богослов Томмазо Кампанелла пишет утопический трактат «Город Солнца».
Почему нам это интересно сегодня:
Доминиканский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639) считается наряду с Томасом Мором одним из главных представителей утопического коммунизма. Название его самого известного сочинения — «Город Солнца» — в советское время практически стало крылатым выражением, синонимом будущего счастливого общественного устройства, словно залитого солнечным светом гуманизма и всяческого благополучия.
В личной библиотеке основателя советского государства В. И. Ленина тоже имелся экземпляр «Города Солнца», и, между прочим, именно из этой книги Ленин позаимствовал некоторые принципы советской монументальной пропаганды, о чем позже вспоминал первый советский нарком культуры А. В. Луначарский:
— Анатолий Васильевич, — сказал мне Ленин, — у вас имеется, вероятно, не малое количество художников, которые могут кое-что дать и которые, должно быть, сильно бедствуют.
— Конечно, — сказал я, — и в Москве, и в Ленинграде имеется немало таких художников.
— Дело идет, — продолжал Владимир Ильич, — о скульпторах и отчасти, может быть, также о поэтах и писателях. Давно уже передо мною носилась эта идея, которую я вам сейчас изложу. Вы помните, что Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же. <…> Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла. Вот почему я говорю, главным образом, о скульпторах и поэтах. В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию. Пожалуйста, не думайте, что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно».
(А. В. Луначарский. «Ленин о монументальной пропаганде»).
О чем вообще речь:
Многие люди, которые понаслышке знают о Кампанелле и его солнечном городе, были бы изрядно удивлены, если бы раскрыли эту книгу. Она так называется не только и не столько потому, что в нем описывается идеальное и максимально светлое общество, как его себе представлял автор. Дело в том, что стоящий на высоком холме город управляется Солнцем, причем сразу в двух смыслах.
Себастьян Фюрк. Портрет Кампанеллы. Из издания «IX pars Bibliothecae Chalcographicae, hoc est Continuatio quarta Iconum virorum illustrium, adiectis singulorum iconibus singulis distichis». Гейдельберг, 1654
Во-первых, во главе его стоит Верховный метафизик, которого называют Солнце. Кампанелла в тексте просто обозначает этого верховного правителя и главного мудреца, в совершенстве знающего все науки, астрологическим значком ʘ, обозначающим Солнце.
Во-вторых, этот идеальный город управляется на основе… астрологии. Для Кампанеллы, сына своего времени, астрология как наука о связи небесных и земных явлений имела самое непосредственное практическое, политическое и хозяйственное значение.
Все важные события и мероприятия в солнечном городе — войны и переговоры, хозяйственные работы и научные исследования, даже акты зачатия людей и домашних животных, которые особо строго регулируются государством — все это осуществляется только при обязательном учете положения звезд, которое они в данный момент занимают.
А самым важным небесным светилом для Кампанеллы является Солнце. Его он называет «образом, ликом и живым изваянием Бога, от коего на все находящееся под ним истекает свет, тепло, жизнь, живительные силы и всякие блага». Поэтому Солнце пользуется у соляриев (так Кампанелла называет жителей своего города от латинского Sol — Солнце) наибольшим почетом, а небо они считают его храмом.
В каком-то смысле при помощи астрологии Кампанелла непосредственно сводит Небо на Землю. Мировая гармония, уловленная через звездные законы и воплотившаяся в единственно правильном общественном устройстве, позволит в представлении Кампанеллы уже здесь достигать райского блаженства.
Также Кампанелла очень увлекался магией, поскольку считал, что наука обязательно должна приносить человеку практическую пользу. Магию он понимал как науку о полезных превращениях вещей. Причем в ней по Кампанелле нет ничего суеверного, она связана с физикой (наукой о природе) и пользуется «удивительно действующими естественными причинами». Сам он много занимался «искусственной магией» и в своих письмах из тюрем разным правителям и государям обещал создать корабли, которые без весел могли бы плыть в безветренную погоду, повозки с парусами, передвигающиеся с большими грузами одной силой ветра, и т.д. Впрочем, гораздо большего добились у него граждане «Города Солнца»: «…Они уже изобрели искусство летать — единственное, чего, кажется, недоставало миру, а в ближайшем будущем ожидают изобретения подзорных труб, при помощи которых будут видимы скрытые звезды, и труб слуховых, посредством которых слышна будет гармония неба».
Маг у Кампанеллы — это одновременно философ и политик-законодатель. Через магию натурфилософия соединялась у него с политикой. Между прочим, в проектах и планах наследовавших Кампанелле коммунистов отчетливо просматривается эта магическая мечта о чем-то подобном, о полном и почти волшебном подчинении человеку природы и общества.
Автор
Кампанелла родился в 1568 году в итальянской Калабрии, в маленьком городке Стило, в семье неграмотного сапожника. Денег на учебу у семьи не было, и сохранилась легенда о том, что очень способный мальчик слушал уроки, стоя у открытого окна школы. Когда кто-нибудь из учеников не мог ответить на вопрос учителя, он сам выкрикивал правильный ответ.
Marcuscalabresus/Wikipedia/CC BY-SA 3.0
В 15 лет он становится монахом-доминиканцем, приняв монашеское имя Томмазо в честь Фомы Аквинского. По обвинению в ереси (Кампанелла стал последователем материалистически настроенного философа Бернардино Телезио) он несколько раз арестовывается инквизицией, однако его в итоге пока выпускают на свободу и отправляют в родную ему Калабрию. Там Кампанелла в 1599 году организует заговор с целью свержения испанского владычества и учреждения совершенно нового государства, основные принципы которого Кампанелла позже излагает в «Городе Солнца». Себя они видит его верховным правителем наподобие Метафизика-Солнце и даже новым мессией. Заговорщики, среди которых было много доминиканских монахов, предусмотрели очень многое, даже новую форму одежды, но заговор обнаруживается, и всех арестовывают. После этого провала Кампанеллу без перерыва 27 лет держат по тюрьмам. В первые два года заключения, когда параллельно идет новый процесс о ереси, его жестоко пытают инквизиторы.. Он симулирует безумие, чтобы избежать неминуемой смертной казни как повторно впавшему в ересь. Инквизиция считала, что безумца нельзя казнить, так как, умерев без покаяния, он погубит свою душу, и Кампанелла решил сыграть на этом. Симулировал он долго и успешно, и не выдал себя даже когда пытка длилась без перерыва 40 часов.
Занятия астрологией и магией Кампанелла пронес через всю свою бурную и полную драматических поворотов и противоречий жизнь, над загадками которой до сих пор ломают копья в многочисленных дискуссиях исследователи его творчества. Действительно, как совместить одно с другим? Написавший коммунистическую утопию «Город Солнца» и возглавивший антииспанское восстание в Калабрии, он был также автором ряда сочинений, в которых горячо отстаивал идею всемирной теократической монархии под властью той самой испанской короны. Богослов-философ, отрицавший Троицу и Божественность Христа, симпатизировавший пантеизму и гилозоизму (учение о всеобщей одушевленности природы или мира), измученный католической инквизицией узник, и в то же время — строгий католический монах, написавший много сочинений против Лютера и кальвинистов, всячески боровшийся с Реформацией. Неоднократно уличенный в безбожии, он одновременно автор книги «Побежденный атеизм». Поклонник точного опытного знания, подчеркивавший, что оно начинается с ощущения, и в то же время астролог и составитель гороскопов, много занимавшийся магией… Кампанелла был истинным сыном противоречивой эпохи Возрождения. Дань увлечения астрологией тогда отдали, например, великие астрономы Николай Коперник и Иоганн Кеплер.
Николя де Лармассен. Портрет Томмазо Кампанеллы в последние годы жизни. Из издания: Isaac Bullart, «Académie des Sciences et des Arts», livre II, 1682
В конце концов, через 27 лет ему удается прельстить своими занятиями римского папу Урбана VIII, которого он обещал при помощи магических ритуалов избавить от смерти, и его освобождают. Его сочинения исключают из католического Индекса запрещенных книг, а Генеральный капитул Доминиканского ордена присвоил Кампанелле степень магистра римско-католического богословия.
Однако впереди все равно были новые конфликты с инквизицией и новые обвинения. Инквизиция вновь его стала преследовать за неортодоксальные мнения и вносить его сочинения в Индекс запрещенных книг, а один из учеников Кампанеллы был обвинен в подготовке антииспанского заговора, и опасность угрожает и его учителю. В итоге Кампанелла бежит во Францию под покровительство знаменитого кардинала Ришелье. Там он выпускает в свет новое издание «Города Солнца» и составляет гороскоп новорожденного Людовика XIV, а в посвященных ему стихах выражает надежду, что будущий король-Солнце реализует Город Солнца на практике.
Кампанелла очень боялся, что умрет в ожидавшееся 1 июня 1639 года солнечное затмение. Он увидел предзнаменование своей кончины в этот день по астрологическим гороскопам, но попытался магическими ритуалами отсрочить свою смерть, как он делал это ранее для папы Урбана VIII. Однако разные таинственные эликсиры, пахучие травы и доносившаяся из его кельи музыка не помогли ему пережить затмение: он умер за 10 дней до него.
Устройство Города Солнца
О Городе Солнца в книге Кампанеллы рассказывает некий Мореход. Этот город стоит на высоком холме, поделенный на семь кругов в соответствии с числом известных тогда планет. Дома и дворцы Города построены вдоль этих кругов и отделены друг от друга стенами. Весь Город пересекают четыре дороги, которые сходятся к самому центру. Там находится огромный, идеально круглый храм, купол которого поддерживается громадными колоннами. На алтаре стоят два глобуса: гигантский небесный глобус с изображением звездного неба и еще один с изображением Земли. На своде купола нанесены все самые яркие звезды. Храм представляет собой подробную модель космоса, а отправлявшийся в нем культ — это культ космоса.
План города Солнца
Как почти во всех утопиях, в «Городе Солнца» Кампанеллы ощутимо влияние платоновского идеального государства. Основали его бывшие жители Индии, которые бежали оттуда после поражения от монголов и решили «вести философский образ жизни общиной». Управляет солнечным городом, как мы уже сказали, верховный первосвященник Солнце, обозначаемый значком ʘ, а помогают ему три соправителя рангом пониже — Мощь, Мудрость и Любовь. Эти соправители являются одновременно верховными священниками, философами и главными учеными Города Солнца.
Наука, политика и религия тут сливаются в одно целое. Не правда ли, это чем-то напоминает советский проект и его вождей Ленина и Сталина, верховных теоретиков и знатоков марксизма, который во многом играл в советское время роль квазирелигии?
Храм города Солнца
В Городе Солнца совершенно отсутствует частная собственность. Все у его жителей общее, даже дома, спальни и кровати: «Через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй». Как говорит Кампанелла, жители Города Солнца — самые богатые и одновременно самые бедные люди на свете, Самые богатые они потому, что у них все есть, а самые бедные они потому, что у них вообще нет ничего своего. Однако, как добавляет автор, «поэтому не они служат вещам, а вещи служат им. И поэтому они всячески восхваляют благочестивых христиан и особенно превозносят апостолов».
Именно благодаря отсутствию частной собственности, говорит Кампанелла, в Городе Солнца добродетели окончательно победили пороки, о чем говорят даже названия общественных должностей: Щедрость, Великодушие, Целомудрие, Мужество, Справедливость, Истина, Благотворительность, Благодарность, Сострадание и т.д.
Все жители Города Солнца обязаны трудиться. Впрочем, продолжительность рабочего дня ограничивается 4 часами и может быть сокращена еще больше, с тем чтобы освободить время для «приятных занятий науками» и «развития умственных и телесных способностей».
Самый главный скандал «Города Солнца»
Пожалуй, самая скандальная часть Города Солнца — общность жен и полное государственное регулирование отношений полов и всех рождений. И тут была своя (довольно жуткая, конечно) логика. Дело в том, что общность жен нужна по мысли автора для того, чтобы отменить саму возможность частной собственности: «Собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей», а «отсюда возникает себялюбие». Поэтому «у соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же не всегда и не как у животных, покрывающих первую попавшуюся самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке». Общность жен служит тут также «научному» («согласно правилам философии») государственному контролю за деторождением. Солярии, пишет Кампанелла, «издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой».
Этот контроль «за человеческой породой» осуществляется в полном согласии с биологическими и астрологическими выкладками автора. Власти сами решают, какой мужчина сойдется для произведения потомства с женщиной и в какое время, будут ли этому благоприятствовать звезды.
Так что Кампанеллу вполне можно считать и одним из заметных предшественников евгеники, правда, на свой, астрологический лад.
Интересные факты
1. В 1918–2013 годах имя Кампанеллы находилось на обелиске в Александровском саду рядом с Кремлем. Первоначально гранитный обелиск был установлен в Александровском саду летом 1914 года по случаю трехсотлетия дома Романовых. Пришедшие к власти коммунисты переделали его в памятник социальным мыслителям и революционерам, своим предшественникам. Наряду с Кампанеллой там были выбиты имена Маркса, Энгельса, Либкнехта, Мора, Сен-Симона, Прудона, Чернышевского, Плеханова и т.д. В 2013 году этот обелиск убрали, а на его месте поставили копию прежнего, дореволюционного памятника.
2. В знаменитой киноэпопее «Сибириада» (1979) режиссера Андрона Михалкова-Кончаловского эпитет «город Солнца» несколько раз фигурирует как название для того фантастического прекрасного преображения, которое должна испытать после революции заброшенная в тайге сибирская деревушка. Беглый террорист-народоволец Родион говорит там маленькому Николаю Устюжанину: «За правду страдать надо, Коля. Дороже всего людям правда обходится. Помни: Кампанелла погиб за мечту, за правду. Товарищи мои гибнут за правду. Много еще хороших людей положит за нее свои головы. Помни! Время придет, и оно будет прекрасно! И здесь, в этих болотах вырастут сказочные города Солнца. Ты только верь, Коля! Жди!»
3. Приговорённый к пожизненному заключению в 1600 году, Кампанелла 27 лет подряд находился в разных тюрьмах Неаполя. Но в заключении у него сохраняется возможность писать, и все это время он занимался творчеством, написав объемные книги по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике: «Монархия Мессии», «Метафизика», «Побежденный атеизм», «Апология Галилея», «Город Солнца», «Теология», и др. Всего его творческое наследство составляет более 100 работ объемом более 30 тысяч страниц.
Титульный лист первого издания «Города Солнца» 1623 года
4. Кампанелла много полемизировал с Аристотелем и аристотелевской схоластикой. Спорить с ним он начал очень рано, и по преданию один из его учителей однажды в сердцах вскричал: «Кампанелла! Кампанелла! Ты плохо кончишь!»
Томас Мор, Томмазо Кампанелла
Утопия. Город Солнца
При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобретают всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами.
Томас Мор
Предисловие
Эти два сочинения, «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, просятся под одну книжную обложку. Хотя сочинение Кампанеллы было написано почти столетие спустя после сочинения Мора («Утопия» написана в 1516 г., а «Город Солнца» в итальянской версии – в 1602 г., в латинской – в 1614 г.), но оба они принадлежат одной культурной эпохе – эпохе Возрождения. Эпоха пронизала эти сочинения единым духом гуманизма и социальности (см.: Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.: Наука. 1978. С. 43–63).
Особенно важно подчеркнуть следующий момент. Своеобразие эпохи Возрождения состоит в том, что она мыслит себя возрождением античной культуры, прежде всего – философии. Если говорить конкретно об авторах «Утопии» и «Города Солнца», то они осознают себя продолжателями философского дела Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.) – дела создания проекта идеального общества и государства. Нельзя не согласиться, что выступивший позже Кампанелла находится, несмотря на фигуру умолчания по этому поводу, в зависимости от Мора, но и при всем том видит совершенное общество все-таки иначе, чем Мор (см.: Панченко Д.В. Кампанелла и «Утопия» Томаса Мора // История социалистических учений. Сб. ст. М.: Наука. С. 241–251), Существенней, однако, то, что объединяет образы «наилучшего государства» (выражение Мора) в сочинениях Мора и Кампанеллы не просто зависимость взглядов второго от взглядов первого из них, но гораздо большее, а именно то, что перекрывает различия, делает их различиями внутри единства. Речь идет о единстве, проистекающем из принадлежности образов совершенного государства у Мора и Кампанеллы к общему типу с тем идеальным государством, образ которого представил Платон в своем диалоге-трактате «Государство». Этот общий для Мора и Кампанеллы как продолжателей дела Платона тип представлений об идеальном обществе и государстве суть коммунистическая утопия.
При этом Т. Мор и Т. Кампанелла, стремясь быть более последовательными коммунистами, чем Платон, действие принципа общественной собственности, призванной заменить частную собственность, распространяют из высших социальных слоев, в качестве каковых у Платона выступают правители (философы) и стражи (воины), на все общество. Тем самым вместе с всецелым проведением принципа общественной собственности в «наилучшем государстве» они предполагают и всеобщность действия в нем принципа социального равенства.
Надо сказать, что объединяет «Утопию» и «Город Солнца» еще то, что значительность идей каждого из этих произведений оплачена высокой ценой: трагической судьбой их творцов. Т. Мор был казнен за верность своим убеждениям, разошедшимся с интересами королевской власти (Мор, будучи авторитетным политиком, опасным для короля, не отказался от мнения о предпочтительности сохранения в Англии католицизма в противоположность принятию англиканства, так как с католицизмом он связывал возможность более благоприятной для страны и народа социальной политики). Кампанелла за подготовку восстания против испанского владычества в Калабрии, с которым он связывал перспективу не только национального освобождения, но и установления социального строя в духе строя «Города Солнца», почти тридцать лет подряд, а в общей сложности около тридцати трех лет, провел в тюремных застенках испанских властей, страдая от жестоких пыток и ужасных условий заключения. Одновременно с испанцами Кампанеллу преследовала папская инквизиция, расценившая его творчество как ересь и приговорившая его к пожизненному заточению. Только чудом, благодаря случайному стечению обстоятельств, Кампанелла избежал казни и вышел на волю в конце жизни. В «Городе Солнца» он говорит, имея в виду самого себя, о Философе, способном доказывать верность своим взглядам, а значит, и верность их самих, даже путем испытания пыткой. Солярии, т. е. граждане Города Солнца, – пишет Кампанелла, – «неоспоримо доказывают, что человек свободен, и говорят, что если в течение сорокачасовой жесточайшей пытки, какою мучили одного почитаемого ими философа враги, невозможно было добиться от него на допросе ни единого словечка признания в том, чего от него добивались, потому что он решил в душе молчать, то, следовательно, и звезды, которые воздействуют издалека и мягко, не могут заставить нас поступать против нашего решения» (Кампанелла Т. Город Солнца. М.Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1947. С. 114). Впрочем, и в этом отношении – в отношении высокой, до готовности к пожертвованию жизнью, меры верности коммунистической идее и убежденности в ее истинности, Мор и Кампанелла наследовали Платону, который тоже буквально рисковал жизнью, пытаясь убедить тирана Дионисия, а затем – и Дионисия младшего в необходимости осуществить на Сицилии учение об идеальном государстве.
Именно идущая от Платона через Мора и Кампанеллу литературная и философская традиция коммунистической утопии ближе, чем какие-либо иного рода представления о совершенном и желательном устройстве общества, подводит к философски и научно обоснованному К. Марксом и Ф. Энгельсом проекту будущего общества. Ближе, потому что марксистский проект, как и проекты названных утопистов, является тоже коммунистическим проектом. В той форме, какую коммунистическому проекту будущего общества придали классики марксизма, это уже не утопия, не «место, которого нет», а практически воплощаемый и воплощающийся, вопреки всем преградам, тип общества.
Сейчас, когда после поражения реального социализма в СССР и восточно-европейских странах процесс становления коммунистической формации переживает кризис, когда нащупываются новые пути и обновленные формы воплощения коммунистического идеала в реальность, интерес к утопиям Мора и Кампанеллы будет обостряться, Если еще совсем недавно они вызывали едва ли не исключительно академический интерес, рассматривались только в качестве примеров истории утопической мысли, то сейчас они будут интересны многим читателям и за пределами академической сферы, поскольку стимулируют попытки поиска ответов на злободневные вопросы о дальнейших судьбах реального социализма/ коммунизма и в нашей стране, и в мире.
Думается, что нет непроходимой границы между утопией и наукой. По-настоящему значительные произведения утопической мысли, к которым, безусловно, относятся «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы, сохраняют свою актуальность в плане значения для научной социальной футурологии. Особенно в такой переломный момент истории, как нынешний, они способны и удовлетворять интерес широкого читателя, и, вместе с тем, питать научную мысль о перспективах социального развития. Осмысление содержания утопий, соотнесение их с нынешней реальностью дают импульсы, с одной стороны, для подтверждения истинности определенных положений научно-философской теории становления общества социальной справедливости, а, с другой стороны, истинность иных положений теории ставят под вопрос.
С этой точки зрения мы бы обратили внимание на центральную идею коммунистических утопий Мора и Кампанеллы – идею о необходимости замены частной собственности общественной, а также еще на две остро звучащие в современной действительности темы: тему судьбы религии (шире – веры) и тему гендерных (социально-половых) отношений в будущем обществе.