Содержание
Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста
Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.
Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!
Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
Слава Богу! За все?
«Осенью 43-го года папа, войдя в комнату, увидел на столе открытку, в которой сообщалось о том, что его сын убит в бою. Часа два-три папа был один, я запаздывала из института, ходила на лекции в Третьяковку. Папа открыл мне дверь и убежал, не взглянув на меня. Я кинулась вслед за ним, поняв, что с ним что-то происходит. Он встал лицом к иконам, держался за шкаф, а от меня отворачивался и весь содрогался, не говоря ни слова. — Папочка! Что с тобой? Что случилось? Он молча показал мне рукою на стол, где лежала открытка, а сам зарыдал громко, навзрыд. Мы долго сидели, обнявшись, на маминой кровати, я тоже обливалась слезами, но все старалась успокоить папу. А он долго не мог ничего говорить от рыданий. Первое, что он сказал, было: «Как трудно мне было произнести: слава Богу за все!»»
Это одни из самых врезающихся в память рассказов матушки Натальи Николаевны Соколовой из ее книги «Под кровом Всевышнего» — о мужестве и стойкости в вере Николая Евграфовича Пестова. За все ли мы готовы благодарить Бога — такой вопрос задала корреспондент газеты «Логос» своим собеседникам
ПРОТЯНИ СВОЁ СЕРДЦЕ ДРУГОМУ
Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, декан миссионерского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
Каждое сердце человеческое, неважно, верующее или неверующее, имеет дыхание Божие, дыхание Божественной благодати. Блаженный Августин сказал: «Ты создал нас для Себя, ибо мятётся наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Человек должен понимать, что он пришёл сюда не на миллионы лет жизни, а на какой-то маленький крошечный отрезок времени, определённый ему здесь. Над всеми нами властны слова Божии: «Земля еси и в землю отъидеши». Но за то, что мы, пребывая на земле, являемся детьми Божиими, за то, что в каждом сердечке есть благодать Духа Святаго, за то, что мы – храм Божий, за это – великая благодарность Господу.
Посмотрите на мир – как он разнообразен и прекрасен! Какую радость без конца даёт нам лицезрение в творении Божием Самого Творца! Как не благодарить Его за это?
Страдания, безусловно, присутствуют в жизни из-за греховности мира, и не мы выбираем их – крест даётся Богом. Почему – кому-то с детских лет, кому-то в зрелые годы, кому-то в последние секунды жизни? Мы не знаем. Но мы знаем, что нет жизни без креста. Важно, чтобы человек понял, для чего, зачем он ему дан. Иногда этот крест – духовный, иногда это – физическая боль, иногда – потеря близких (как правило – всё связано). Но всё это нам для спасения дано. И в минуту скорби, если нет покоя в сердце, мы должны сказать: «Господи, Ты создал нас для Себя. Прости меня за то, что я не могу осознать то, что со мной происходит. Вразуми меня! Дай мне тот свет, который Ты дал Своим ученикам, когда преобразился на Фаворе, ибо свет Господень просвящает всех».
Бывает, человек через страдания приходит ко Христу, а не имея страданий, часто остаётся равнодушным и к Богу, и к своей душе. И только когда наступают дни лихолетья, будь-то болезнь или беда, он задумывается над тем, что же происходит в его жизни. И если сердце не озлоблено, если человек стремится к добру, к Истине, то он приходит к Богу.
Самое страшное, когда человек отчаивается и отворачивается от Божией спасающей руки, за которую всегда может ухватиться. Поэтому каждый из нас должен в любую секунду протянуть руку, своё сердце тому, кто в нас нуждается, будь-то близкий или дальний, совсем незнакомый человек – он нужен каждому из нас. Потому что Господь спросит нас: помогли ли мы друг другу, сделали ли доброе дело? И за это мы должны благодарить Бога. Мы живём не для себя. Любой человек (в Москве, в Якутии, в Соединённых Штатах Америки, в Китае) знает, что это великое счастье, когда ты можешь свою заботу, любовь, тепло, участие оставить в сердце другого, а он передаст следующему. Это – продолжение дела Божьего на земле. Мы должны исполнить его как христиане и научить этому делу других.
А тем, кто действительно исполнен страдания, могу сказать только, что и Господь страдал, будучи безгрешным. Нам ли, отягощёнными грехами, роптать? Дня не пройдёт, чтобы я что-то не то не помыслил, не сказал, не раздражился, не соблазнился, что-то тёмное в сердце не поднялось… Только и думаешь: «Господи, прости, вразуми, помилуй!» Почему так происходит? Я не хочу(!), но приходит какая-то мразь в сердце, которая оскверняет меня, лишает света Божьего, молитвы. Мама часто говорит: «Что-то сделала или подумала, и чувствую, что не могу встать на молитву. Чувствую, Господь не слышит. Он-то слышит, а у меня не то сердце, с которым можно к Нему обратиться. Значит, надо скорее идти, принести покаяние и сделать добро, которое бы восполнило недостаток духовной жизни».
А благодарить Бога – это необходимость человека. Поэт Александр Солодовников сказал:
Дети, цветы и птицы –
Сердца их не знают гроз,
У них посылал учиться,
О них говорил Христос…
Посмотрите, детки всегда всех благодарят. Цветы – их рвут, топчут, сжигают, – а они цветут. И птицы поют, несмотря ни на что.
ЧТОБЫ ЖИЛИ
Борис Афанасьевич Осипов, художник:
Ваш вопрос застал меня врасплох. Я задумался: благодарю ли я Бога вообще? Если я произношу: «Слава Богу!», не есть ли это просто поговорка, сказанная по инерции? Хотя мне довелось (правда, много-много лет назад) работать в церкви, делал в нерюнгринском храме иконостас, но я – человек мирской. Поэтому раньше не задумывался о том, благодарю ли я Бога и за что?
Но вот недавно, в декабре прошлого года, в Новосибирске у меня тяжело заболел сын. Ему делали сложную операцию, а меня не было рядом, хотя он уже взрослый мальчик. И его мама, моя бывшая жена, попросила меня поставить за здравие нашего сына свечку. Я пошёл в Преображенский собор. Мне пришлось купить очень много свечей, потому что, когда я начал вспоминать тех, о ком хочу помолиться, – за здравие и за упокой, набралось очень много имён. И вот когда я стоял, читал «Отче наш», ставил свечи, вдруг понял, что если я за что-то искренне благодарю Бога, то это за здоровье близких.
Я благодарен, что у меня живы родители (дай им Бог здоровья!) и сын выздоровел (слава Богу!), что я вообще ещё не переживал таких смертей, которые бы близко меня задели. И когда я поставил все свечи за здравие и за упокой моей бабушки незабвенной, я понял, что смысл благодарения, во всяком случае, моего – в отчаянном желании, чтобы мои близкие жили как можно дольше. Возможно, в этом есть доля эгоизма, потому что просто страшно за родных, боишься, что и тебе будет плохо от этого. Но пусть они будут живы!
БОГ ЦЕЛУЕТ НАШИ НАМЕРЕНИЯ
Наталья Владимировна Уфимцева, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой психолингвистики Московского государственного лингвистического университета, главный научный сотрудник Института языкознания Российской Академии наук:
За всё, за жизнь. Особенно – за скорби. Господь нам сказал в Евангелии: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Мы скорбны, вследствие грехопадения первых людей, поэтому тут, на земле, радость со скорбью всегда соседствует. Но если мы считаем, что наша жизнь – единственная и больше ничего не будет, тогда, конечно, можно предъявить претензии (только уже непонятно кому) в том, что столько скорбей, а жизнь такая короткая, и мы не успеем даже как следует порадоваться. А если мы понимаем, что жизнь-то наша, прежде всего, жизнь души – вечная, а этот маленький (или не маленький) урок, который нам здесь дан, это урок для того, чтобы наша душа проснулась, приготовилась к Вечности, тогда мы можем только благодарить Бога.
Господь говорит, что Он кого любит, того испытывает, а если не испытывает, значит, видит, что эти люди внутренне уже отказались от Него, от жизни вечной, они только здесь живут и сейчас. И Бог им попускает получить то, чего они хотят – лишь эти земные радости, очень коротенькие и очень похожие на мираж. Всем этим – человеческим – никогда невозможно насытиться.
На самом деле Господь обо всех печётся и всем желает спастись, но просто Он никого не насилует. В чьём сердце проснулась радость общения с Ним и кто готов потерпеть скорби для того, чтобы очистить собственную душу и прийти в более или менее достойном состоянии к Отцу Небесному, в ком появилось хотя бы маленькое желание это сделать, тот непременно почувствует помощь Спасителя. Потому что Бог целует даже самые мельчайшие наши намерения – даже намерения, не сами дела. Если хотя бы желание есть сделать себя лучше, то Господь уже помогает терпеть скорби и никогда не оставит.
И потом, Бог никогда ничего сверх меры и сверх силы нам не даёт. Тот крест, который мы несём, – это тот единственный крест, который мы и можем нести. Есть притча такая: одна женщина всё роптала, жаловалась, что её крест слишком тяжёл для неё и просила Господа облегчить свою участь. И вот ей приснился сон: она видит огромное помещение и много-много крестов. Бог говорит ей: «Выбирай!» А там кресты и каменные, и деревянные, и железные. Она долго ходила, выбирала, наконец, нашла самый маленький крестик: «Вот, Господи, этот я беру». И Он ответил: «Это и есть твой». Её крест оказался самым маленьким из всех возможных, но она и его не хотела потерпеть, хотя Бог её заранее помиловал, дал самую лёгкую ношу.
Я очень почитаю священномученика архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Книжка его называется «Радуйтесь!» Её автор претерпел невероятные страдания и унижения в страшнейших условиях сталинской тюрьмы. Но Владыка считал заключение самыми счастливыми днями своей жизни, потому что он там мог освободиться от всех грехов, которые, как он считал, у него были (хотя на самом деле он был нестяжательным, смиренным, любвеобильным). Всякую скорбь он воспринимал с благодарностью, как возможность очистить свою душу, и радовался тому, что это очищение происходит. Понятно, что оно с болью происходит, но результат-то какой! Поэтому его завет: «Радуйтесь!» Радуйтесь всему, что Господь Вам посылает. Значит, Господь Вас любит, не забыл.
И ещё. Удивительный батюшка – игумен Никон (Воробьёв) писал своему духовному чаду: «Глубоко почувствовал в последнее время любовь Божию к нам, не могущую допустить ни одному человеку, стремящемуся к Нему, никакого зла. Всё попускается для его пользы, поэтому за всё должны благодарить, особенно, когда терпим болезни или тяжкие скорби, потому что Самому Богу «жалко» нас наказывать, но Он вынужден ради нас, из любви к нам, терпеть наши же страдания».
БОЖЬИ УРОКИ
Юрий Викторович Ларионов, технический директор ООО «КопирТехСервис»:
Сейчас благодаришь уже, наверное, за всё – и за хорошее, и за плохое. Начинаешь понимать, что и плохое-то не спроста ко мне пришло и к моим родственникам – не так что-то сделали, не так относились друг к другу. Конечно, тяжело воспринимать с благодарностью Божии уроки. Но когда понимаешь, что некого винить кроме себя (например, ты сам не так детей воспитывал, не те качества им прививал и т.д.), то благодаришь уже за то, что хоть что-то маленечко понял. А понимание помогает не то что смиряться (я о себе этого сказать не могу), но с миром в сердце всё принимать. Молишься – и Господь плохое в радость оборачивает. А в радости как Бога не благодарить?
Вот, дочь моя, вопреки прогнозам врачей, ребёнка родила! Конечно, она лечилась, но все мы молились, святую блаженную Матрону просили о помощи. Представляете, какая теперь радость у нас – внук, очень долгожданный. Я когда отцу Сергию сказал, что внук родился, батюшка заулыбался: «Вымолили». Как тут не благодарить!?
Я сам долго думал над тем, как Бога благодарить, когда беда. Ну например, сын летом болел… Уже одно то хорошо, что не только на врачей надежда. Побежал сразу к отцу Алексию, отслужили молебен о здравии. Когда сын институт заканчивал, у нас столько было с ним сложностей и противоречий, он нигилист был, как и основная масса молодёжи, никаких авторитетов не признавал, всякое случалось… И наверное, только благодаря тому, что я к Богу пришёл (и то, не могу так сказать – разворачиваюсь только ко Христу) и жена у меня верующая, у нас всё наладилось постепенно. Сейчас сын – достойный специалист, жена у него хорошая (тоже считаем – вымоленная), ребёнок родился.
Да сколько всего бывает: просишь, просишь Бога, и Он даёт. И в работе так… Но в работе тяжело, столько всяких напряжений, искушений, вот где распирают тебя твои грехи и страсти. Но если бы не исповедь, не Причастие, не молитва, людям, которые со мной работают, было бы со мной намного тяжелее. Так что и за это благодарю Господа.
ЗА ТО, ЧТО НЕИСПОВЕДИМО…
Ярослава Польская, бизнес-консультант, Санкт-Петербург. В настоящее время читает курс лекций в ЯГУ им. Аммосова и поёт на клиросе Преображенского храма:
Самый простой ответ сверх меры прост – за дар жизни. И главное – за то, что неисповедимо.
За возможность прикосновения к чистоте, восстановлению первозданности. И это уникально. Это есть только у Него, так как не является человеческим качеством. Это невозможно обнаружить ни с помощью ума, ни посредством эмоций, ни через тело.
А ещё истинная благодарность немыслима без благодати. Всегда прежде благодать. Это и есть дар, важно помнить. Достаточно оживить хотя бы одно мгновение, наполненное благодатью, и неминуемо приходит благодарность. Они очень связаны.
В противном случае почти всегда для благодарности необходимо время. Или расстояние. Или и то, и другое, чтобы увидеть большое. Однако и время, и расстояние – лишь сопутствующие факторы, суть физические сущности, они безличны. Душа же в этот период совершает свою работу, которая зовётся покаянием, и за эту возможность я благодарю Бога.
БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ Я ХОЧУ ПОЛЮБИТЬ ХРИСТА
Михаил Кельбё (Дьячковский), писатель, г. Москва:
Я, хоть и называюсь христианином, не люблю Христа. И хоть исповедую веру в Него, какая там у меня вера. Потому что, если бы я по-настоящему любил Христа, я бы любил и Гитлера, и Чикатило (ненавидя грех их, но видя за злодеяниями страшными – дьявольское действие), и всех врагов своих, ибо не Христом ли сказано было, что кто не любит брата своего, тот не любит Его? А кто же, скажем, тот же Бен Ладен, как не единокровный брат мой по Адаму и Еве? И мне ли клясться после этого, что я люблю Христа? А насчёт веры – имей я хоть самую чуточку её, ну хотя бы с зёрнышко горчичное, я бы мог двигать горами, как это доступно было преподобному Антонию Великому.
А любить Христа мне надо хоть из благодарности. Из простого человеческого чувства благодарности за то, что Он, безвинный, умер, вынес страшные смертные страдания – за меня. Конкретно именно за меня, ибо, как это ни непостижимо человеческому уму, каждый у Господа единственен, как единственное дитя, и других у Него вообще нет в принципе – в конкретном разрезе этого конкретного случая, жизни этого конкретного человека. И в этом разрезе Он, Бог, есть, существует единственно только ради него, не ослабляя к нему внимания, не оставляя забот о нём ни на долю секунды. Что это за Бог был бы, который бы сказал Васе в Якутске: ну, ты пока сиди тут, а то у меня там, в Лондоне, проблемы с Джеком. А потому как Вседержитель, как альфа и омега, начало и конец всего, Он уже тогда знал меня, конкретно Дьячковского Михаила, якута… То есть промыслительно я уже ТОГДА был – в Его голове, обвитой кровавым терновым венцом, в не знающей края радости Его последней мысли, сквозь огонь нестерпимой пронзительной боли, что вот я, Михаил, спасён, в последнем ударе его столь любящего меня настрадавшегося сердца – как, когда очень любящий отец умирает, спасая сына.
Я благодарю Христа за то, что Он открыл мне двери рая. За то, что каждый раз, когда я падаю, Он любовно поднимает меня. Когда испачкаюсь, чистит белее снега. Когда провинюсь перед Ним так, что страшно даже сказать, – прощает. За то, что Он всегда так милует меня – как самое что ни на есть единственное своё чадо, и я просто купаюсь в море любви – в беспредельном море Его любви. И высшего счастья в мире нет.
Чего я больше всего хочу на свете – это полюбить Христа.
ЗА ТО, ЧЕГО У МЕНЯ НЕТ
Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе г. Москвы:
Благодарить Господа Бога нам должно за то, что ОН ЕСТЬ. Знаете, как некоторые в простоте говорят: «Ой, благодарим вас за то, что вы есть!» Достаточно нелепое, хотя и искреннее восклицание, ведь я-то не виноват, что я есть. Я воззван из небытия к бытию милостью Творца. «Не нам, не нам, а Имени Твоему дай славу, Господи!» Но ЕГО благодарить должно за то, что Он был есть и будет; и мало того – за то, что Он по преизбытку Своей отеческой любви сотворил мир, насадил рай, ввёл в этот рай человека и печётся о каждом из нас, Своих созданий, дабы мы были причастны Его полноте, Его благодати. Итак, славословие Творца – это не только ангельское, но и человеческое занятие, посредством которого осуществляется высшая нравственная цель нашего бытия.
А за что ещё благодарить Бога? Да, конечно, за Его милости и щедроты, видимые и невидимые, тайные и явные, прошлые, настоящие и будущие… Мне очень нравится короткая молитва: «Господи, благодарю Тебя за то, что у Меня есть, и трижды благодарю Тебя за то, чего у меня нет». Господь премудр, Он знает, что, когда и в каком объёме даровать нам для нашей пользы. Молитва благодарения Господу за имеющееся и не имеющееся избавляет человека от самой страшной беды – порока, именуемого завистью и соединённого с ней недоброжелательства к людям.
А ещё и так можно было бы сказать: «Благодарю, Господи, за то, что со мной было, за то, что есть, и за то, что случится, будет со мною». В этой молитве выражается полнота доверия человека Промыслу Божию.
А ещё апостол Павел учит нас благодарить Бога за те благодеяния, милости, чудеса, которые совершаются с нашими близкими. И тот, кто умеет плакать с плачущими и радоваться с радующимися, – человек высокой жизни!
Подготовила Марина ГОРИНОВА
Разговор со священником
Статьи/ Разговор со священником/ Господь целует намерение
Господь целует намерение
Из проповеди прот. Сергия Филимонова
Сегодня, в день начала Успенского поста, я хочу напомнить вам одно повествование из церковных патериков. Часть монахов находилась на послушании, остальные молились в храме. И вот одному из стоящих в храме было открыто, что на полу видны некие сияющие круги. И что меж монахами ходит ангел Божий и, приближаясь к одним, помазывает их, а других — не помазывает. А потом подходит к некоторым кругам и благословляет их. Видя это и имея дерзновение, один из братии вопрошает ангела Божия:
— Объясни, что происходит?
И тот объясняет:
— Я подхожу в храме к истинно молящимся, к тем, кто предстоит Богу с открытым искренним сердцем, и помазываю их. Ибо они здесь и душой, и сердцем, и телом. Других же, которые стоят и думают о земном, о каких-то своих проблемах, я не помазываю, ибо телом они находятся здесь, а сердце и душа их вне храма.
— А что же это за круги?
— Это места обычного стояния тех людей, сердце и душа которых здесь, в храме, а телом они находятся на послушании, с которого не могут уйти, потому что на то благословлены. Они хотят быть здесь, но не могут. И Господь принимает их сердечные устремления. Поэтому, проходя мимо этих кругов, я благословляю их благословением Божиим, ибо они воистину находятся здесь, перед Престолом Божиим, хотя телом отсутствуют.
Пускай эта притча послужит вам укреплением и назиданием к тому, что человек во время поста должен находиться в храме Божием сердцем и душой. Допустим, вы не можете помолиться здесь лишний раз. Тогда помолитесь дома или по пути на работу, мысленно побудьте с теми, кто молится в храме. И невидимо душа и сердце ваши будут благословлены здесь ангелами Божиими, даже если сами вы присутствовать не сможете. Господь целует намерение.
Из проповеди протоиерея Сергия Филимонова
Год с Настоятелем. Православный календарь 2016.
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого — установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!
Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!
Назад к списку
И все-таки это оказалось СМС-мошенничеством. Я не стала в этом убеждаться до конца до вечера, боясь потревожить состояние тихого счастья (несмотря ни на что). Внутри жила все-таки надежда, которая рождала даже такие странные версии происходящего: а вдруг этот флэшмоб придумал сам Господь?…
Сегодня получила от подруги приблизительно такое СМС:
«Разошлите, пожалуйста, знакомым (попросили) ребенку нужен донор 3-я отрицательная, ребенок умирает. Тел. 89501950942 Екатерина Евгеньевна.»
Поразмыслив внимательно и, не найдя подвоха, разослала. И нашлись люди (и немало), которые были готовы сдать кровь. Но телефон оказался липовым. И все это оказалось липой. Разослала благодарность и извинения. Ребята, а я счастлива, что в нашем безумном мире, безумном городе, где все боятся высунуть нос из своей норки (как бы чего не вышло) нашлось столько добросердечных людей, готовых отбросить ледяное рацио и эго жителей мегаполиса, червяков сомнения, свои дела и заботы и броситься на помощь! Ребята, я точно знаю — это ЗАЧЕТ!!!!
Господь…»И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».
(Слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго)
Далее пронзительная по сути и по идентичности с сегодняшней моей реальностью, цитата с украинских сми-сайтов, авторство, к сожалению установить не удалось:
Это слова из «Огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста», которые каждый год читаются в пасхальную ночь в православных храмах. Парадоксальные слова, уравнивающие и дела и намерения. Слова, противоречащие уже привычному, насчет «благих дел, которыми выстлана дорога в ад». Значит, все-таки, благие намерения куда лучше намерений плохих. И значит – нужно хотя бы намереваться к благу. Иметь не только простейшие инстинкты выживания (в том числе и за счет поедания слабых), но и какие-то высшие побуждения. Продиктованные не только страхом смерти, насилия, бедности, но и чем-то другим, самоценным, «взыскующим сонцезрачных истин». Потому что вокруг и так «зла немерянно», и душа от него устает и старится. Но и уставшая душа, как изломанная ветка дерева, все-равно стремится к свету, наверх, к благу. Стремится… И ее благое намерение «целует» Господь.
У нас очень мало благих дел. Да и слова все какие-то грустные и бессильные. Но хотя бы намерения… Пусть они будут благими. И тогда, рано или поздно, появятся благие дела. Христос воскресе!
P.S. Дорогие мои, я с Вами в разведку пойду!
Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста
Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества.
Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего.
Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий.
Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг.
Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует.
Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается.
Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся.
Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует; и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит.
Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите.
Богатии и убозии, друг со другом ликуйте.
Воздержницы и ленивии, день почтите.
Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь.
Трапеза исполнена, насладитеся вси.
Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости.
Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство.
Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.
Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть.
Угаси ю, Иже от нея держимый.
Плени ада, Сошедый во ад.
Огорчи ада, вкусивша плоти его.
И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле.
Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть.
Огорчися, ибо умертвися.
Огорчися, ибо низложися.
Огорчися, ибо связася.
Прият тело, и Богу приразися.
Прият землю и срете небо.
Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше.
Где твое, смерте, жало?
Где твоя, аде, победа?
Воскресе Христос, и ты низверглся еси.
Воскресе Христос, и падоша демони.
Воскресе Христос, и радуются Ангели.
Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.
Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть.
Тому слава и держава во веки веков. Аминь
V ВѢКЪ
Сегодня — среда, 12 февраля 2020 г. | Сейчасъ на порталѣ посѣтителей — 10. |
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по , или нажмите Ctrl+Alt+E
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.
Проповѣди на Святую Пасху.
Огласительное слово
.
Аще кто благочеcтивъ и боголюбивъ, да насладится сего добраго и свѣтлаго торжества. Аще кто рабъ благоразумный, да внидетъ радуяся въ радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да воспріиметъ нынѣ динарій . Аще кто отъ перваго часа дѣлалъ есть, да пріиметъ днесь праведный долгъ . Аще кто по третіемъ часѣ пріиде, благодаря да празднуетъ. Аще кто по шестомъ часѣ достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетѣвается . Аще кто лишися и девятаго часа, да приступитъ ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точію достиже и во единодесятый часъ, да не устрашится замедленія: любочестивъ бо сый Владыка, пріемлетъ послѣдняго, якоже и перваго: упокоеваетъ въ единодесятый часъ пришедшаго, якоже дѣлавшаго отъ перваго часа: и послѣдняго милуетъ, и первому угождаетъ, и оному даетъ, и сему дарствуетъ. И дѣла пріемлетъ, и намѣреніе цѣлуетъ , и дѣяніе почитаетъ, и предложеніе хвалитъ. Тѣмже убо внидите вси въ радость Господа своего: и первіи и вторіи, мзду пріимите. Богатіи и убозіи, другъ со другомъ ликуйте. Воздержницы и лѣнивіи, день почтите. Постившіися и непостившіися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена , насладитеся вси. Телецъ упитанный, никтоже да изыдетъ алчай: вси насладитеся пира вѣры, вси воспріимите богатство благости. Никтоже да рыдаетъ убожества , явися бо общее царство. Никтоже да плачетъ прегрѣшеній, прощеніе бо отъ гроба возсія. Никтоже да убоится смерти, свободи бо насъ Спасова смерть, угаси ю , Иже отъ нея держимый. Плѣни ада, сошедый во адъ! Огорчи его, вкусивша плоти Его. И сіе предпріемый Исаія возопи: адъ, глаголетъ, огорчися, срѣтъ Тя долѣ . Огорчися, ибо упразднися. Огорчися, ибо поруганъ бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Пріятъ тѣло, и Богу приразися. Пріятъ землю, и срѣте небо. Пріятъ, еже видяше, и впаде, во еже не видяше. Гдѣ твое, смерте, жало? Гдѣ твоя, аде, побѣда? Воскресе Христосъ, и ты низверглся еси. Воскресе Христосъ, и падоша демони. Воскресе Христосъ, и радуются ангели. Воскресе Христосъ, и жизнь жительствуетъ . Воскресе Христосъ, и мертвый ни единъ во гробѣ: Христосъ бо воставъ отъ мертвыхъ, начатокъ усопшихъ бысть. Тому слава и держава, во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчанія:
Полное заглавіе огласительнаго слова слѣдующее: «Слово огласительное во святый и свѣтоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего воскресенія иже въ святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Константинопольскаго, Златоустато». Такъ, именно, надписывается это слово во всѣхъ памятникахъ церковной письменности и, въ томъ числѣ, самыхъ древнихъ. Поэтому — нѣтъ никакихъ рѣшительно основаній сомнѣваться въ принадлежности этого слова св. Iоанну Златоусту, какъ дѣлаетъ это Минь, относя его къ числу только приписываемыхъ св. Іоанну и помѣщая его, поэтому, въ своей патрологіи въ разрядѣ твореній «сомнительныхъ». Въ виду большой важности огласительнаго слова, мы помѣщаемъ его сначала на славянскомъ языкѣ, какъ оно читается на пасхальной утрени, а затѣмъ уже даемъ его и въ переводѣ на русскій языкъ.
Серебряныя монеты, бывшія поденною платою работникамъ въ виноградникахъ (Матѳ. 20, 2).
Должную плату.
Пусть нисколько не безпопоится, ибо ничего не лишится.
Успокаиваетъ.
Привѣтствуетъ.
Расположеніе.
Обильна.
Пользуйтесь.
Пусть никто не жалуется на бѣдность.
Истребилъ ее.
Который коснулся.
Предузнавъ.
Въ преисподнихъ своихъ.
Водворяется.
Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 38-39.