Содержание
- Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?
- Образ Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать
- Также читают:
- Картинка к сочинению Образ Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать
- Популярные сегодня темы
- Образ Христа в поэме «Двенадцать» (Блок Александр)
- Смысл названия поэмы Блока — Двенадцать
- трактовка
- Смысл поэмы Двенадцать — Блока
- Смысл финала поэмы Двенадцать
- Смысл финала поэм. Драматическая поэма «Двенадцать» была создана после долгих размышлений поэта о судьбах Родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой — скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как «мирового пожара».
- «Двенадцать» Блока: версии по поводу образа Христа
- Кто же впереди: многообразие трактовок
- А как думал сам Блок?
Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?
Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком всего за 20 дней, но расшифровать ее смысл пытаются до сих пор. Каждое поколение литературоведов вносило свою лепту в толкование этого произведения. Одна из ключевых тайн, над которой вот уже столько лет ломают голову исследователи, – образ Иисуса Христа в «белом венчике из роз».
Он появляется в конце поэмы. В контексте революционной темы появление Иисуса неожиданное, ведь все 12 стихов описывают разруху, кровопролития, грабежи, насилие. Атмосфера в них сохраняется угрюмая. Иисус же – носитель Добра, Любови и Света. Кажется, он освещает путь борцам за новый уклад, подсказывает, что они движутся в правильном направлении. Возможно, Христос напоминает, что люди отреклись от его заповедей пора бы вспомнить о них, ради нового будущего.
До недавнего времени большинство ученых придерживалось мнения, что Христос – символ счастливого будущего в «новых условиях». Некоторые современные литературоведы считают, что он на самом деле – Антихрист. Кстати, такие мысли бытовали и среди тех современников А. Блока, которые представляли православную церковь. Доля правды в таком утверждении есть. Иисус идет впереди красноармейцев, которые разрушают все на своем пути, убивают и грабят людей во имя революции.
Интересным, но неубедительным является утверждение Максимилиана Волошина о том, что красноармейцы гонятся за Христом, чтобы убить его.
Тем не менее, нужно учитывать то, что сам Блок принял революцию как путь к новой жизни, позитивным изменениям. Этот факт и разрушает новое толкование символического евангельского образа. Кроме того, следует обращать внимание на красноречивую художественную деталь – белый венок из роз. Католики считают, что роза – это символ Девы Марии, белый цвет же означает невинность, чистоту, обновление Земли и Неба, благословение высших сил. Таким образом, автор указывает на соединение Неба и земли, Святого духа и Девы Марии. «Белый венчик» противопоставляется «красному флагу».
Образ Христа следует анализировать неотрывно от образа 12 красноармейцев, которые символизируют двенадцать апостолов. Литературоведы называют их «апостолами революции». Христос идет впереди них, как бы благословляя путь к «новому миру». Их поход напоминает картину мироздания, которая покоряется гармонии и стихии. За Христом бежит пес, символизирующий «старое». Расставляя, таким образом, персонажей, автор намекает, что революционеры еще не полностью избавились от пережитков недавнего уклада.
Учитывая мотивы творчества А. Блока, можно утверждать, что Христос для него – нравственный идеал, ведущий человечество к светлому бытию. Он является светлой целью, которая оправдывает средства борьбы.
Образ Христа – образ-символ, который, с одной стороны, ставит точку в сюжете, а с другой – заканчивает его троеточием. Образ несет смысловую нагрузку, толковать которую нужно комплексно: с точки зрения религии, политики, истории и авторского мировоззрения.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Образ Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать
Александр Александрович Блок был гениальным поэтом, который внёс большой вклад в русскую литературу, да и культуру в целом. Он стал настоящим модернистом, который не боялся сказать правду в лицо и раскрывал её другим, через символизм. Творчество этого поэта, его энергетика что есть в стихах, поэмах настолько уникальны, что ни с чем не спутаешь. В своих произведениях он передавал настроение того переломного и кровавого времени. Девятнадцатый век был тяжёлым веком, в прочем, как и двадцатый. Большую роль Блок отдал русской революции, которая не пощадила никого на своём пути.
Поэма «12» — это как бы новая ступенька в творчестве Александра Александровича. Разгулявшиеся природные катаклизмы можно сравнить в революционным переворотом, что происходил на тот момент. Блок описывал не только свой порыв души, но и соотечественников. Это было не лёгкое время: революция, гражданская война, холод, голод, смена власти, новый строй. Многие в те страшные, кровавые годы погибли.
Образ Иисуса Христа — это образ веры. Александр Блок верит в великого и могучего, верит что всё это когда — нибудь закончится. Так же автор верит, что кровь невинных и виновных, которая проливается это своего рода искупление за грехи. Этот символический образ, когда Иисус идёт впереди двенадцати красноармейцев. Он ведёт их по этому сложному пути в конце, которого будет свобода.
Однако, не стоит забывать, что в данной поэме образ Бога представляется и под иным углом. Это образ, языческого Бога, будущее страны, антихрист. Автор предполагает различные варианты, которые только могут быть. Хотя всего и не додумать. Но Блок чётко передал свои мысли — у революции был святой долг, который надо исполнить и именно это служит оправдание тех ужасных вещей, что происходили в те года. Но вера что, что люди смогут искупить даже самые худшие грехи и зажить новой жизнью греет душу и даёт силы.
Таким образом, Иисус Христос — это скорее символ веры и светлого будущего, о котором так многие мечтают. Ведь вера, это всё что есть у человека. Когда не за что зацепиться и падают руки от безысходного положения, человек всегда может обратится к вере и она придаст новые силы.
Блок был реалистом и символистом, не одно стихотворение, ни одна поэма не была написана без определённых символов. И только эта черта делала произведения уникальными.
Также читают:
Другие
Картинка к сочинению Образ Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать
Популярные сегодня темы
- Главная мысль книги Приключения Тома Сойера
Писатель Марк Твен в своей повести «Приключения Тома Сойера» описывает увлекательные, забавные и иногда представляющие опасность приключения обычного неугомонного мальчишки Тома и его закадычного друга Гека Финна.
- Сочинение Когда человек взрослеет?
Взросление человека является частью жизненного цикла. Ребенок рождается совсем крохотным. Постепенно, день за днем, растет. Изменяется характер, поведение. Нарабатываются привычки.
- Анализ элегии Сельское кладбище Жуковского
При прочтении элегии создается впечатление, что автор обожествляет промежуточное состояние между днем и ночью и упивается каждым его волшебным проявлением. Так же, как день неминуемо сменяется ночью, так и жизнь человеческая рано
- Тема любви в лирике Фета (в творчестве) сочинение
Любовь – это чувство, которое является вдохновляющим для любого поэта. Переживания, эмоции, разочарование, разлука – это струны, используемые поэтом в творчестве.
- Сочинение по картине Клод Моне Лондон. Парламент 3 класс
Клод Моне, знаменитый импрессионист, написал целую серию картин со зданием парламента в Лондоне в тумане. Всего художник создал более 30 картин с подобным сюжетом.
Образ Христа в поэме «Двенадцать» (Блок Александр)
Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана всего через три месяца после Октябрьской революции. Как известно, поэт принял революцию достаточно тепло В поэме, тем не менее, революция изображена не с самой лучшей ее стороны. Наиболее противоречивым кажется образ Иисуса Христа, который появляется в самом конце произведения и совсем не вяжется с убийством Катьки, совершённым одним из двендацати красногвардейцев ранее, и другими действиями героев.
Образ Христа многозначен. Он может символизировать слепую веру «двенадцати» в то, что они делали. Более того, мы знаем, что социальной базой большевиков были крестьяне, которые в большинстве своем были верующими. Несмотря на то что большевики пытались бороться с религией и красногвардейцы, захваченные духом революции, нарушали десять заповедей, Христос всё ещё с ними, в их сердцах.
«Двенадцать» нуждаются в нём, они слабы и беспомощны без своих «винтовок».
Но если противопоставить образ Христа образу «пса безродного», то можно понять, что Блок скорее хочет сказать нам, что все кровопролития и другие ужасы революции приведут к освобождению. «Пес» символизирует прошлое России, которое многие упорно отказываются отпускать. Христос же, по мнению Блока, поддерживает революционеров, потому что видит в их идеях справедливость. Поэтому «Позади — голодный пёс. Впереди — с кровавым флагом … Исус Христос». Можно даже сказать, что Христос — символ революции и будущего России.
Мы видим, как Блок плавно переходит от “угроз” попу и отрицания «креста» в начале произведения к Иисусу Христу в конце. В поэме Христос выступает не как религиозный образ, а как символ возрождения России. Действия “двенадцати”, по мнению Блока, имеют очистительную природу. Они призваны смыть с России грехи, чтобы построить новую — чистую — державу. Неспроста красноармейцев столько же, сколько апостолов в Библии (Петька, возможно, даже мог стать своеобразным Иудой, если бы предал революцию). Их судьба, по мнению Блока, стать такими же почитаемыми, считаться причастными к чему-то значимому и великому.
Смысл названия поэмы Блока — Двенадцать
Поэма Александра Блока носит четкоё, краткое и ёмкое название. Вдобавок оно ещё и очень символично. Строгое название поэмы «Двенадцать» похоже на разные ипостаси одного и того же.
Разные ипостаси названия, разные смыслы стихотворения предстают перед читателем. Число двенадцать в названии связано с количеством частей поэмы. Казалось бы, всё предельно ясно, название указывает на количество частей. Но за кажущейся простотой скрывается иной смысл. Поэма написана последовательно, и название словно объединяет все части поэмы.
Оно соединяет в себе самостоятельный смысл всех частей, властвует над ними.
Жизненный рубеж
Имеет строгое название поэмы «Двенадцать» и мистический, таинственный смысл. Он указывает на полночь, она — граница, за которой начинается совершенно иная жизнь, это конец и начало, смерть всего отжившего, старого, рождение нового. Но полночь ещё и время страхов. Мрачное, нелёгкое время символизирует название. Но остаётся надежда. После полуночи страхи начнут отступать, рассвет уже близок, а с ним и новая жизнь.
Смысл названия поэмы «Двенадцать» скрыт и в бесконечности жизни. В году двенадцать месяцев, один сменяет другой, а потом год начинаётся сначала. Тёплая весна сменит суровую зиму, а затем наступает щедрое на солнечный свет лето. И так будет продолжаться бесконечно. Цикличность полностью отражает смысл поэмы.
Если учесть, что поэма описывает революцию, то становится понятное задумка поэта. В названии выразил Александр Блок надежду на то, что закончится мрачный холодный период революции.
Апостолы революции
Но главный смысл названия поэмы кроется в числе красногвардейцев. Их двенадцать. Автор намеренно подводит читателя к мысли, что количество их не случайно. У двенадцати борцов за дело революции одна цель. Солдаты верят в неё, и это роднит их точно так же, как и идущих к своей цели двенадцать апостолов Иисуса Христа.
Двенадцать солдат революции свято верят в праведность революционной идеи. Светлое будущее видят они перед собой, к нему идут через тяжёлые испытания. Имена проповедников нового учения повторяют имена апостолов. Андрей и Пётр — имена апостолов Иисуса Христа очень символичны. Они подводят читателя к истинной сути названия.
Двенадцать человек несут революцию.
Игра контрастов
Двенадцать солдат революции, двенадцать апостолов новой веры проносят её через всё произведение. Название царит над всей поэмой, оно больше похоже на итог произведения.
Христианский смысл названия стихотворения и в том, что сам Иисус Христос спустился на землю. Он хотел увидеть, что же сотворили люди с его даром. Страшную картину увидел Иисус. Его апостолы отнимали человеческие жизни, а вся земля горела в огне. Поэту удалось показать, что не всегда праведное учение принесёт добро в мир.
Александр Блок не случайно использовал в своей поэме библейский образ двенадцати апостолов Иисуса Христа. С их помощью он хотел подчеркнуть противопоставление, игру контрастов, всю грубость нравов, полное отсутствие духовности новых апостолов. В этом и заключён смысл названия поэмы, так талантливо подобранный автором.
Никто не преследует новых апостолов, их не ждёт восторженная толпа. Город пуст, на улицах почти никого нет. А двенадцать солдат революции всё высматривают врага. Они готовы стрелять, это их новая религия — найти врага и уничтожить его. Красногвардейцы суровы, в точности как название поэмы.
Нет у названия произведения ни начала, ни конца, одно строгое слово. Оно подчёркивает неправильный путь новых апостолов. Но есть и другая версия. Возможно, не двенадцать апостолов дали название поэме, а столько же разбойников.
трактовка
Смотреть что такое «трактовка» в других словарях:
-
трактовка — толкование, истолкование, интерпретация, рассмотрение; интерпретирование, освещение, прочтение, истолковывание, комментарий, объяснение, трактование Словарь русских синонимов. трактовка см. толкование Словарь синонимов русского языка. Практичес … Словарь синонимов
-
ТРАКТОВКА — ТРАКТОВКА, трактовки, жен. 1. только ед. Действие по гл. трактовать во 2, 3 и 4 знач. 2. То или иное понимание, толкование, освещение чего нибудь (книжн.). Интересная трактовка роли. Парадоксальная трактовка вопроса. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова
-
трактовка — рассмотрение вариант испытаний комбинация условий (факторного эксперимента) обслуживание интерпретация переработка — Тематики информационные технологии… … Справочник технического переводчика
-
трактовка — ▲ вариант понимание трактовка вариант понимания. трактовать. толкование. толкователь. толковать. перетолковывать. истолкование. истолкователь. истолковать (он неправильно истолковал предложение). интерпретация. интерпретировать придавать какой… … Идеографический словарь русского языка
-
ТРАКТОВКА — (см. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ) … Музыкальный словарь
-
Трактовка — ж. 1. процесс действия по гл. трактовать I, трактоваться 2. Результат такого действия; трактование I 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
трактовка — трактовка, трактовки, трактовки, трактовок, трактовке, трактовкам, трактовку, трактовки, трактовкой, трактовкою, трактовками, трактовке, трактовках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
-
трактовка — тракт овка, и, род. п. мн. ч. вок … Русский орфографический словарь
-
трактовка — (1 ж); мн. тракто/вки, Р. тракто/вок … Орфографический словарь русского языка
-
трактовка — Syn: толкование, истолкование, интерпретация (кн.), рассмотрение … Тезаурус русской деловой лексики
Смысл поэмы Двенадцать — Блока
Александр Блок, крупнейший поэт Серебряного века, первая величина символизма в России, до того, как написал поэму «Двенадцать» был певцом всего смутного и туманного, вечно женственного и мистического. Его поэзия, да и сам стиль, отличались предельной аристократичностью и тонкостью – он словно гнушался всего недостаточно утонченного, уносясь прочь от земли в мир волшебных символов и их глубоких значений.
Но что же мы видим в поэме «Двенадцать»? Нет, символизм не забыт, и в этом сочинении есть мощные метафоры, зашифрованные послания. И смысл ее тоже бесконечно далек от быта, от всего мелкого и земного. Но почему же так гневались поклонники Блока, за что они проклинали поэта, читая его большую поэму в 12-и частях?
Можно понять девочек-курсисток, привыкших к тому, что Блок – это про любовь и Прекрасную даму. Но ведь и критики, друзья из прошлого откровенно недоумевали, читая эти революционные строки. Неужели Блок кончился? Что натворила революция!
Однако знатоки считают именно поэму «Двенадцать» вершиной творчества поэта, и не зря… Давайте приглядимся к ее символизму. Здесь даже колорит многозначителен. Все начинается столкновением тьмы и света, черного вечера, черного, черного неба и вьюги, урагана – белого снега. Не только китайцы считали борьбу и взаимодействие черного инь и белого ян символами жизни, символисты тоже понимали значение такой двойственности всего живого. Темное начало – как символ косного, старого, отжившего. Того мрака отсталости и тирании, безысходного народного горя, в котором пребывала Россия в предшествующие революции годы. Мрак войны, мрак бедности, обездоленности.
А светлое начало врывается колючим ветром, свирепым и мужественным, которому предстоит развеять эту тьму. Недаром Христос в конце поэмы появляется в белом венчике из роз. Но есть и третий цвет – красный. Этот кровавый отблеск исходит от двенадцати патрульных, солдат и матросов революции. Блок прекрасно знает, что представляют собой эти люди. Он не описывает их святыми или праведными. Нет, это кровавая народная стихия, та самая разинско-пугачевская вольница, что вырвалась наружу из-под долгого сословного гнета. Поступь их будет страшна, и это знание Блока не отпугивает. Он словно любуется их силой, дикой энергией – для него это свежая кровь нового мира, его будущее.
..И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Уголовный колорит тем, кого легко сравнивают с 12-ю апостолами, придает и картуз, и цигарка в зубах, и общая манера говорить и двигаться – рисковая, разбитная. Блок метко замечает «на спину б надо бубновый туз» — знак уголовников. Но эти двенадцать – не банда, вышедшая на разбой, не бесформенная масса. Это люди, готовые строить новый мир. Был среди них и тринадцатый – товарищ Ванька, который предал их ради сытой, веселой жизни и любви гулящей Катьки. Они встречают своего друга. И что же? Ванька от них убегает, а Катьку настигает шальная пуля.
Только опытный литературовед оценит всю иронию этой части. Подумать только, куртуазный Блок «убивает» Катьку – какая ни на есть, а все же женщина. Так поэт словно разделывается со всей чахлой меланхолией своего предшествующего творчества. Прекрасная Дама превращается в Катьку, символ прежней развратной жизни, в которой поклонение женщине, воспаленная чувственность заменяли мужчинам истинное призвание, работу, подвиг. И вот автор расправляется с сиятельной шлюхой «вечно женственного». Всем этим соплям не место в революции.
Удивителен язык поэмы. Кажется, нет в русской поэзии языка утонченнее блоковского. А здесь революционная матросня сыпет непристойными шутками, прибаутками и частушками, сквернословит. Было от чего упасть в обморок гимназисткам.
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!..
Поразительно, что истинный дух христианства и дух революции для поэта неизбежно сходятся, они однородны. Блок отлично помнит, что христианство – религия бедных и угнетенных, что апостолами Христа были такие же отщепенцы и маргиналы, как и нынешние матросы. И разве победное шествие христианства по миру не сопровождалось такими же зверствами, что и все революции?
Смысл финала поэмы Двенадцать
Именно финальные строчки поэмы возмущали столь многих. Блок дерзнул ввести в нее образ самого Христа. Более того, Христа, несущего красный революционный флаг. Мы не вполне понимаем – действительно видим его или он только мерещится в этой страшной вьюге? Однако же он несет не хоругвь, а флаг борьбы и раздора. Кажется, древнее предсказание «не мир принес я, но меч» опять сбывается. На сей раз это меч разящей революции. Он омоет кровью и преобразит мир так же, как это сделали крестоносцы, распространившие христианство.
Любопытен еще один образ – шелудивого пса, увязавшегося за патрульными. Он сначала никак не отстает от них, но потом, когда мы видим Христа, решительно ведущего за собой бойцов, он безнадежно отстает, как призрак старого, отжившего мира.
Смысл финала поэм. Драматическая поэма «Двенадцать» была создана после долгих размышлений поэта о судьбах Родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой — скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как «мирового пожара».
К. Чуковский в статье «Александр Блок как человек и поэт» вспоминает интересный эпизод: «Гумилев сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:
— Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос».
Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик «влит» в повествование, его голос — такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Многоголосие «Двенадцати» — это воспроизведение многоголосия «переворотившейся» эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей «судьбы» Двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы. Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», оплакивающая Россию «барыня в каракуле», злобно шипящий «писатель, вития», отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.
С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:
Гуляет ветер, порхает снег,
Идут двенадцать человек.
Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои — представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к «верхам». «Святая злоба» владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени,
| остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое / символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход?
Главный вопрос поэмы: «Что впереди?» — для Блока был ясен, он внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев.
…Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной поступью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа —антитеза псу-волку как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он — воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ двенадцати, и возникающие вновь образы буржуя и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения — от приветствия новой революционной России, «идущей державным шагом», до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно
М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: «Идут без имени святого все двенадцать вдаль». И их незримый враг вовсе не «нищий» пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади.
Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу!
Как видим, от голодного пса — старого мира — красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.
Кто там машет красным флагом?
Приглядись-ка, эка тьма!
Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
Духовно слепым «двенадцати» не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом «товарищ», но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то «черное», что несет с собой революция, есть в ней и «белая» правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.
Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже — в душе бандитов-красногвардейцев, идущих «без имени святого», которым «ничего не надо, ничего не жаль». Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что «вот проснется лютый враг». Мысли и чувства солдат противоречивы, но их действия носят глобальный, необратимый характер:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
«Двенадцать» Блока: версии по поводу образа Христа
Скучный «набор стихов и частушек», – так говорил о поэме Блока Иван Бунин. «Самое значительное произведение нашей эпохи», – утверждал Лев Троцкий. Понимание смысла загадочной поэмы «Двенадцать» зависит прежде всего от толкования центрального образа поэмы – Христа, идущего сквозь вьюгу перед отрядом красногвардейцев. Сам Александр Блок подчеркивал, что в финал «должен был поставить Христа». Обратимся к самой неоднозначной поэме в истории русской литературы и к ее главному образу.
Поэма «Двенадцать» (1918) – свежий отклик Александра Блока на революционные события 1917 года (с момента революции прошло только два с небольшим месяца). Поэт воспринял революцию как явление положительной метаморфозы, духовного преображения России; точку отсчета нового времени. Статью того же 1918 года «Интеллигенция и революция» он закончил так: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Однако революционность Блока не имела ничего общего с партийной программой большевиков. В своем поэтическом отклике, в финале «революционной» поэмы, Блок не смог обойтись без ключевого христианского образа, породившего разнообразные трактовки Спасителя «с кровавым флагом», идущего во главе отряда красногвардейцев. Необходимо разобраться в этих расхождениях и смысловых нюансах. Тем более, что «Двенадцать» входит в обязательную школьную программу. Поэтому преподавателю, который идёт на урок по поэме, нельзя ограничиваться какой-либо одной точкой зрения на образ Христа.
Кто же впереди: многообразие трактовок
Христос. Иллюстрация Н. Гончаровой к поэме Блока “Двенадцать”
В самом конце поэмы «Двенадцать» появляется ее центральный образ – образ Христа. Вот эти известные строки:
…Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Среди многочисленных объяснений финала поэмы специалистами, а также современниками поэта, можно выделить несколько самых распространённых.
- Бог умер
Обложка издания поэмы Блока в издательстве “Новый путь”
В одной из примечательных и распространенных трактовок пристальное внимание обращено на «белый венчик из роз», не соответствующий православной традиции, в которой атрибутом Спасителя является терновый венец. Живописец Петров-Водкин откровенно признавался ученому Дмитрию Максимову: «Я предпочел бы, чтобы там был просто Христос, без всяких белых венчиков».
Одна из интерпретационных крайностей образа венка – его погребальное назначение. Следовательно, Христос в поэме мертвый, а это значит, что умерла и Церковь, и вера. Здесь мы видим перекличку с философией Фридриха Ницше, популярного в России начала ХХ века и утверждавшего, что «Бог умер», а также с цитатой из произведения самого Блока, написанного в 1918 году: «Церковь умерла, а храм стал продолжением улицы. Двери открыты, посредине лежит мёртвый Христос». Однако цветы на венце Христа могут, напротив, означать и возрождение, Воскресение, путь к новому возрожденному миру, в котором ключевая роль будет отдана вере в Бога.
- Лже-Христос
Ряд исследователей соглашаются с точкой зрения священника и философа Павла Флоренского, который считал, что «поэма – это предел и завершение блоковского демонизма». В финале появляется не Христос, а его антипод, «враг» «за вьюгой невидим», – антихрист, принявший вид Иисуса. Известный литературовед Михаил Дунаев пишет: «Быть может, это все же адова сила: дьявола ведь тоже пулей не возьмешь. И вот он принимает облик Спасителя – и увлекает за собою духовно неразвитых «апостолов»? Ведь такая трактовка имеет свою логику».
Существовали очень резкие оценки такого «антихристианского» восприятия образа современниками автора. Так, Николай Гумилев говорил, что Блок, создав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста», «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя», а Анна Ахматова даже отказывалась выступать с Блоком на совместных поэтических вечерах.
- Разрушение «старого мира» и зарождение «нового»
“Двенадцать”, берлинское издательство “Нева”
Большая часть русских интеллигентов, современников Блока, восторженно воспринимала революцию как стихийную силу – средство разрушения «старого» мира; как необходимый переход к миру «новому», полному возможностей и свершений. Поэтому Бог, идущий во главе красногвардейцев, был главным духовным звеном в этом революционном процессе разрушения отжившего, обветшалого мира.
В последних строках поколение Александра Блока находило ответ на вопрос, что же принес в мир Октябрь 1917 года. Появление Христа здесь означало возможность будущего преображения, к которому приведут революционные события.
Однако важно отметить, что самой революционной массе образ Христа показался резко отрицательным, «незримым» врагом двенадцати бойцов «без креста».
- Христос – Спаситель
Михаил Ларионов. Иллюстрация к поэме Блока “Двенадцать”
Другая актуальная трактовка отражает наиболее ортодоксальное, православное понимание образа Спасителя в поэме. Согласно этой литературной традиции, Христос – мученик, который идет на гибель ради обновления жизни. Здесь не может идти речи об антихристе, принявшем облик Иисуса, чтобы обмануть красноармейцев. Их попросту невозможно обмануть лже-Христом, так как сам Иисус для них – одно из воплощений «старого» мира, они совсем не хотят знать истинного Спасителя. Он не является для бойцов, держащих «револьюцьонный шаг», авторитетом, который сманил бы их на ложный путь. Как пишет литературовед Денис Макаров, «если бы антихрист хотел обмануть их, ему было бы проще это сделать в образе, например, Карла Маркса или Фридриха Энгельса, Троцкого, наконец».
Строки «Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной…» могут указывать не только на обычное движение Христа, но и означать присутствие Спасителя как вне этого мира, так и в нем. Христос – над стихиями и над природой, Он познаваем и непознаваем одновременно.
Согласно этому толкованию, к Богу обращаются и простые созерцатели революции, и двенадцать красногвардейцев-безбожников. Они проходят путь от свободы и вседозволенности «без креста», «без имени святого», к свободе с Христом, и такая разительная перемена происходит помимо их воли, без их веры в Спасителя, т.е. фатально, как проявление высшего порядка. Иисус идёт впереди красногвардейцев. С кровавым, красным флагом — образом страданий и крови.
Во всем есть промысел Божий. Христос – во всем происходящем в мире. Иисус в поэме олицетворяет и идею принятия на Себя очередного греха людей, и идею всепрощения, и надежду на то, что те, кто совершил кровавый грех все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви и братства. Известный литературовед Виктор Жирмунский в рамках этой интерпретации также считал главной темой поэмы спасение душ двенадцати красногвардейцев — олицетворения всей разбойной России, всего человечества.
А как думал сам Блок?
Блок, портрет 1917 года
Многообразие трактовок и расхождения в оценках (Михаил Пришвин, к примеру, видел в Христе самого Блока, а Иван Бунин, напротив, считал, что автор «дурачит публику какой-то галиматьей» в лице «пляшущего Иисусика») подчёркивают глубину созданного поэтом образа Иисуса, содержание которого не исчерпывается приведёнными примерами.
Какими бы разнообразными ни были трактовки критиков и литературоведов, сохранились записные книжки самого Блока, в которых поэт сделал несколько записей о своей поэме, что часто не учитывается при анализе «Двенадцати», в том числе в школе. Так, 18 февраля 1918 года Блок пишет: «Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, “достойны ли они Его”, а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого — ?» Но кто этот Другой, Блок сам не знает. Следовательно, образ Христа в финале поэмы был для Блока единственно возможным. Как отмечает филолог Дина Магомедова, «Блок ничего не искал. Он писал о том, что увидел. И проницательные слова Блока о Христе в финале поэмы свидетельствуют об одном: поэт был непреложно убежден в органичности именно такого завершения».
Также в черновике поэмы Блок сделал запись, что Христос: «… был с разбойником. Было двенадцать разбойников». Здесь мы видим отсылку к Евангелию от Луки и истории о двух распятых с Христом разбойниках, один из которых проявил сострадание к мукам Иисуса и был прощен. В контексте этого библейского сюжета во многом прочитывается суть появления Иисуса Христа перед красногвардейцами в финале. Это не благословение происходящего и не «освящение» стихийного разгула, а преодоление безотчетного аморализма и нигилизма, залог будущего очищения для героев произведения. Из запечатленного Блоком хаоса должна родиться гармония. Важно, что явление Христа в конце поэмы — символическое явление необходимости религии. Еще 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все происходящее – от падения религии…».
Показателен эпизод чтения поэмы на одном из литературных вечеров на Фонтанке, который лишний раз убеждает в неоднозначности блоковского текста:
После прочтения поэмы, у автора спросили:
— Александр Александрович, а что значит этот образ: «И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос?»
Блок ответил: «Не знаю, так мне привиделось. Я разъяснить не умею. Вижу так».
То есть на вопрос о смысле главного образа своей поэмы Блок не ответил. Следовательно, каждый читатель может по-своему ответить на этот вопрос, и в каждом таком толковании будет своя доля правды. Известный учёный Сергей Аверинцев заметил: «Должен сознаться в наивности, если это наивность: когда поэт на вопрос о его интенции свидетельствует: «Не знаю», — я предпочитаю совершенно дословно верить такому свидетельству».