В российской столице прошла торжественная церемония открытия памятника балерине Майе Плисецкой. Постамент с примой Большого театра сегодня установили в сквере имени Плисецкой на Большой Дмитровке.— Майя Плисецкая — Это человек, который прославил Россия, русский балет, поднял его на новую ступень и является воплощением и женственности, — заявила зампред Правительства РФ Ольга Голодец.
Памятник, изображающий танцовщицу в роли Кармен, создан заслуженным художником России Виктором Митрошиным. По замыслу автора, он создаёт иллюзию парения скульптуры в воздухе.
— Мне трудно говорить, но всё равно это радость и счастье, видеть родного человека, с которым вместе прожил 57 лет, — сказал композитор Родион Щедрин. — Я выражаю большую благодарность правительству России, художнику и всем, кто в такое непростое время находит возможность для создания подобных памятников.
Как отметил сам художник, показать в бронзе грацию балерины — отнюдь не простая задача. Примечательно, что скульптура была создана на внебюджетные средства и стоила более 20 млн руб. Об этом ранее рассказали в Минкультуры РФ.
Памятник Майе Плисецкой открыли в центре Москвы
В церемонии открытия приняли участие вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, главный дирижер, руководитель Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев, а также супруг Плисецкой Родион Щедрин. Кроме того, на церемонию приехали десятки почитателей таланта великой балерины. Памятник открыли под звуки знаменитой «Кармен» Бизе Щедрина. После открытия постамент памятника буквально усыпали цветами, передает РИА Новости.
Ольга Голодец: «Майя Михайловна это удивительное явление в мировой культуре, это человек, который прославил русский балет, поднял его на новую ступень. Это человек, который прославил Россию, это человек, который является для всех воплощением таланта и женственности. Я думаю, что открытие памятника привлечет сюда, на это место, не только любителей балета, но и всех тех, кто дорожит русской культурой».
С предложением увековечить память Плисецкой выступил ее супруг, композитор Родион Щедрин, активно участвующий во всех этапах воплощения проекта. Инициативу поддержало министерство культуры РФ, а автором скульптуры стал заслуженный художник России Виктор Митрошин, который был лично знаком с балериной.
Как ранее рассказал архитектор проекта Алексей Тихонов, основной идеей воплощения скульптуры было создать иллюзию парения балерины в образе Кармен на фоне неба. Митрошин отмечал, что старался создать не просто фигуру балерины, но максимально воплотить образ самой артистки.
Место возведения скульптуры (вблизи Большого театра) и образ Кармен не случайны. Именно на сцене Большого в 1967 году была показана «Кармен-сюита» Бизе Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии.
Выдающаяся балерина, прима Большого театра Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни.
Памятник Плисецкой открыт pic.twitter.com/CplBayTaA1
Памятник Майе Плисецкой
Памятник Майе Плисецкой был открыт в сквере на Большой Дмитровке, который носит её имя, 20 ноября 2016 года — в день рождения знаменитой балерины.
Майя Плисецкая (1925 — 2015) — прима-балерина Большого театра СССР, прославленная в России и за рубежом артистка балета. Балерина полюбилась публике за роли в балетах «Лебединое озеро», «Кармен-сюита», «Каменный цветок» и других балетных постановках; считается, что своим талантом она не просто прославила русский балет, но и вывела его на новый уровень. За годы служения театру Плисецкая получила звания народной артистки Советского Союза и Героя Социалистического Труда, а также стала полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» и лауреатом значительного количества государственных и международных премий.
Скульптура изображает Майю Плисецкую в образе Кармен: роль Кармен в балете «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, поставленном кубинским балетмейстером Альберто Алонсо, стала, вероятно, известнейшим образом, в котором балерина появлялась на сцене Большого театра и полюбилась публике. Идея скульптуры — создать иллюзию парения балерины на фоне неба, что достигается благодаря высоте монумента: вместе с колонной-пьедесталом высота памятника составляет около 9 метров.
Автор скульптуры: художник Виктор Митрошин.
Инициатором установки памятника Майе Плисецкой стал композитор Родион Щедрин — супруг балерины; идея поставить памятник была поддержана Министерством культуры РФ и москвичами в целом. Скульптура создавалась на внебюджетные средства при финансовой поддержке Алишера Усманова — основателя благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
В Москве открыли памятник Майе ПлисецкойФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Плисецкой очень нравился этот уголок Большой Дмитровки. Каждый раз, когда они с Родионом Щедриным прилетали в Москву, то непременно наведывались сюда, чтобы полюбоваться необыкновенным граффити, сделанным известным бразильским художником Эдуардо Коброй. Он увидел великую балерину в образе, конечно же, лебедя – но такого яркого, что принять его можно и за жар-птицу, которую Майя Михайловна тоже танцевала. «Я прямо обалдела, когда увидела этот портрет!» — призналась мне Плисецкая при встрече несколько лет назад.
Однажды, правда, заглянув сюда, они с Родионом Константиновичем расстроились. У стены дома с портретом все разрыли, поставили всем известные синие кабинки… И как-то надолго, как это бывает в России, развели стройку. Майя Михайловна лишь грустно вздыхала.
Родион Щедрин на открытии памятника.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
А год назад, уже после ухода Плисецкой из жизни, здесь, в двух шагах от Большого театра, появился скверик имени великой балерины. И как-то сама собой сложилась традиция: многие москвичи, возвращаясь из Большого или других театров (а их в округе немало) по Большой Дмитровке, стали заглядывать сюда – посидеть на удобных скамейках, полюбоваться портретом несравненной Майи, обязательно сделать модное селфи, обсудить только что виденный спектакль… И когда встал вопрос о памятнике, стало ясно – лучшего места не найти.
Памятник появился прямо напротив граффити-потрета Майи Плисецкой за авторством бразильца Эдуардо Кобры.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
И вот, в воскресенье 20 ноября, морозным, но солнечным светлым днем высоко в небо взметнулась фигура страстной Кармен, автор которой – друживший с балериной уральский скульптор Виктор Митрошин.
Майя Плисецкая запечатлена в образе страстной Кармен.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
С самого утра у сквера стали собираться толпа поклонников Майи Михайловны, ее друзей и просто любителей балета. В морозном воздухе неслась зажигательная музыка из знаменитой «Кармен-сюиты», а на мониторе можно было воочию увидеть Плисецкую в одной из самых своих любимых ролей, которая стоила ей, впрочем, немало сил и крови: балерине пришлось защищать спектакль от цепких лап советских чиновников от культуры.
Конечно же, прилетел Родион Константинович Щедрин. Это была его инициатива – открыть памятник к сегодняшнему дню рождения Майи Михайловны. Успев только добраться из аэропорта до дома на Тверской, сразу приехал сюда и долго кружил вокруг стоявшего еще в лесах памятника. Работа скульптора понравилась, но, не удержавшись, он обронил: «Лучше бы она просто была жива!» И такая непередаваемая тоска была, говорят, в его голосе…
Когда с памятника слетело покрывало, Щедрин, стоя на морозе с непокрытой головой, перекрестился, долго вглядывался ввысь, где в полете застыла муза всей его жизни – и творческой, и человеческой. И вдруг улыбнулся – словно они с Майей Михайловной счастливо, с любовью переглянулись.
Говорить ему было нелегко… И всё же он мечтает о том, чтобы молодежь тут назначала свидания, чтобы цвела здесь персидская сирень, с которой сравнил балерину в своих стихах Андрей Вознесенский. Помните ?
В ее имени слышится плеск аплодисментов.
Она рифмуется с плакучими лиственницами,
с персидской сиренью,
Елисейскими полями, с Пришествием…
Щедрин поблагодарил всех, кто в непростое время думает о культуре, кто помогал появлению памятника: и московские власти, и Министерство культуры России, и фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», и просто друзья и поклонники Майи. «Сколько вас здесь, ее друзей, собралось!».
Открытие памятника прославленной балерине.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Худрук и гендиректор Мариинского театра Валерий Гергиев специально, буквально на несколько часов, прилетел в Москву, чтобы быть на открытии памятника. Хотя у него серьезная травма колена: было видно, что ему непросто. Но не быть здесь в этот день он не мог. Они с Плисецкой очень дружили. «А она умела дружить, как никто», – сказал Валерий Гергиев.
В церемонии открытия участвовали вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, гендиректор Большого театра Владимир Урин… Среди тех, кто пришел, были и примы Большого Мария Александрова и Светлана Захарова, и знаток искусства и моды Александр Васильев, и знаменитый танцовщик, её верный Хосе из «Кармен» Виктор Барыкин… А главное — десятки и десятки обожавших балерину поклонников. Весь постамент памятника был усыпан цветами, став на несколько часов своего рода продолжением сцены Большого театра…
Смотрите фотогалерею «Неизвестные фотографии Майи Плисецкой»
КСТАТИ
Виктор Митрошин, скульптор: Плисецкая успела увидеть эскиз памятника
«Комсомолка» поговорила с уральским мастером, дружившим с великой балериной, о том, как рождался замысел (подробности)
Родион Щедрин — о Майе Плисецкой: Ее сбило влет, как птицу
После смерти великой балерины мы позвонили в Мюнхен ее супругу, с которым они счастливо прожили в браке более полувека (подробности)
ИНТЕРВЬЮ
Майя Плисецкая: «Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты!»
В свой 85-летний юбилей балерина рассказала «Комсомольской правде» о самом сокровенном (подробности)
В Москве открыли памятник Майе Плисецкой. ФОТО
20 ноября 2016:
В сквере имени Майи Плисецкой на улице Большая Дмитровка в Москве открыт памятник великой балерине.
20 ноября, в день рождения великой балерины Майи Плисецкой, в ее честь установили памятник в сквере на Большой Дмитровке.
На церемонии открытия памятника присутствовали вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, главный дирижер, руководитель Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев и, конечно, супруг Плисецкой Родион Щедрин. Именно он предложил увековечить память балерины, а затем инициативу поддержало Министерство культуры РФ.
Вице-премьер Ольга Голодец в своем выступлении назвала Майю Плисецкую «удивительным явлением в мировой культуре».
«Майя Михайловна — это человек, который прославил русский балет, поднял его на новую ступень. Это человек, который прославил Россию, это человек, который является для всех воплощением таланта и женственности. Я думаю, что открытие памятника привлечёт сюда, на это место, не только любителей балета, а привлечёт всех тех, кто дорожит русской культурой», — отметила Голодец.
памятник Майе Плисецкой в Москве
Памятник открыли под звуки знаменитой «Кармен» Бизе-Щедрина: сама балерина на памятнике предстает в ее образе парящей на фоне неба. Архитектор проекта Алексей Тихонов рассказал, что образ Кармен был выбран потому, что неподалеку от нынешнего сквера Плисецкой на сцене Большого театра в 1967 году была показана «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина, поставленная кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой.
Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре театра, она навсегда вошла в историю мировой хореографии.
Невероятная, завораживающая грация, словно парящая в небе фигура, любимый ею образ Кармен. В день рождения Майи Плисецкой, в сквере, названном в ее честь, открыли памятник балерине. Как создавалась скульптура, эскиз которой еще при жизни одобрила сама легенда мирового балета.
Ну, где же еще, как не здесь, в сквере имени Майи Плесецкой, мог появиться памятник великой балерине? Уютное пространство в двух шагах от Большого театра, такой островок тишины — в центре столицы — с лавочками, со стилизованными под старину фонарями, вот и фреска на одном из домов — опять же — посвящение балерине. Но, кажется, прежде здесь все равно чего-то не хватало.
И вот теперь видно издалека парящую над улицей фигуру, словно застывшую только на мгновение в танцевальном па. С коронным взмахом прекрасных длинных рук, и воображение уже рисует следующее движение.
Такой Кармен — страстной, бесстрашной, свободной — была только она. Образ, который сама особенно любила. Одноактный балет, придуманный специально для нее, за который она сражалась с цензорами и победила. Ее обвиняли в том, что хореография уж слишком вызывающа, в том, что исказила образ героини, а она отвечала: «Кармен — это я».
Именно такой в скульптурной композиции она видела себя сама. Одобрила эскиз настольной статуэтки, которую доверила лепить только ему — челябинскому скульптору Виктору Митрошину. В его талант она была влюблена, о дружбе с ним писала в мемуарах. А тогда, увидев эскиз, сказала только: «Надо бы пожестче». Он в шутку спросил: «Сделать стерву?» А она кивнула в ответ.
Статуэтка должна была стать подарком на юбилей. И тот эскиз был взят за основу, когда началась работа над памятником. Окончательный проект утверждал Родион Щедрин. Потом, чтобы определиться с масштабом скульптуры, на местности не раз примеряли макет. На все ушло больше года.
В сквере имени Майи Плисецкой — ее друзья и поклонники. Церемония открытия памятника приурочена к дню ее рождения. Сегодня ей исполнился бы 91 год.
Памятник установлен на высоком постаменте. Фигура балерины будто на сцене. И она снова будет приковывать внимание зрителей, завораживая грациозностью и величием позы.