Содержание
- Памятник Блоку
- Работы Нестора Энгельке
- Нестор Энгельке
- Работы Нестора Энгельке
- Памятник князю Даниилу Московскому
- Памятник Князю Даниилу Московскому
- galik_123
- Энгельгардтовская сторона. Смоленщина.
- П. И. Энгельгардт – герой, принявший смерть от рук французских захватчиков.
- Стихотворение Державина «Памятник»: анализ, история создания
- Тема и идея
- «Памятник» Державина: история создания
- «Памятник» Державина: художественные средства
- Какая именно заслуга описана в «Памятнике»?
- Упоминание, относящееся к оде «Бог»
- Борец за правду
- Отличие Державина от Горация
- Произведение, доступное для понимания
- Критика стихотворения
- Торжественный стиль
- Значение в литературе
Памятник Блоку
Удивительно, но до 2002 года в Санкт-Петербурге не было установлено ни одного памятника Александру Александровичу Блоку. И это при том, что родился великий поэт Серебряного века именно в Санкт-Петербурге, в квартире своего знаменитого деда академика Андрея Николаевича Бекетова.
Над созданием монумента в 1995-1996 годах работал известный петербургский художник и скульптор Евгений Никитич Ротанов. Блоковская тема всегда интересовала мастера. Скульптор выполнил несколько эскизов памятника, пока не остановился на одном. Узкий постамент из светло-серого гранита имеет высоту 1,3 метра. Высота бронзовой фигуры поэта составляет 1 метр. Необычен замысел скульптора: Александр Блок получился у Ротанова очень худощавым и устремленным ввысь. Во всей фигуре поэта чувствуется одухотворенность, порыв, возвышенность.
Место для расположения монумента выбрано неслучайно. Бронзовый Блок установлен в Парке современной скульптуры, который разбит во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского Университета. Скульптура установлена рядом с бывшим ректорским флигелем, где и располагалась квартира семьи Бекетовых.
Открытие памятника поэту состоялось в мае 2002 года в торжественной обстановке. Это событие было приурочено к 100-летнему юбилею литературного дебюта Александра Блока. Впервые цикл стихов “Из посвящений”, принадлежавший перу молодого поэта, был опубликован в журнале “Новый путь” в 1902 году.
Работы Нестора Энгельке
Дорогие читатели!
Сделайте приятную и выгодную покупку в нашей художественной галерее!
Предлагаем вам приобрести замечательные работы талантливых современных художников, живущих в разных странах и известных истинным знатокам живописи.
Со всеми вопросами о картинах и об оплате обращайтесь к нашему редактору-консультанту:
Анжелла
Телефон в США: 618-664-9995
С радостью ожидаем контактов с вами. Редакция литературно-художественного интернет-журнала “Новый Континент”.
Нестор Энгельке
Художник, архитектор, деревописец, водитель автомобиля ОКА 11113.
Я родился в 1983 году в Ленинграде, в семье архитекторов и искусствоведов. Поэтому искусство для меня стало весомой, если не главной частью моей жизни. Окончил Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона при Академии Художеств. После чего поступил в Санкт-Петербургский Государственный Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина на факультет арxитектуры. Вместе со своими друзьями по художественным взглядам в 2о13 году открыли выставочное пространство Исследовательскую базу Север 7, после чего появилась одноименная группа Север 7. С тех пор я участник и со основатель группы Север 7.
Всё моё творчество связано с деревом. От проектирования деревянныx домов до перформативныx практик. Также особое значение для меня занимает дача и деревня как некая часть дикой природы России, где дерево неотъемлемая часть пейзажа, натюрморта, портрета. Вообще дерево окружает нас в жизни почти везде и даже я бы сказал после неё. И мне как художнику интересно само дерево и как материал, и как живой организм, и как часть нашей жизни вообще. Меня интересуют взаимодействия человека и дерево. И лучшее средство позволяющее проявить дерево как материал это топор. Я работаю топором, как одним из самыx простыx и древниx орудий, придуманныx человеком. Получается некая топорная живопись или деревопись. Тем самым я освобождаю дерево от плоскости доски или щита, проявляю его натуру. Показываю что дерево ощущаемо и сама рубка это некое сакральное действо, некая совершающаяся работа, какое–то познание художником его работы.
2010г.- Лауреат конкурса «Ориентиры». Санкт– Петербург.
2011г.- Участник выставки «Анималистика» в музее современного искусства «Эрарта»..
2013г.- Участник и со основатель галереи «Север-7» и одноимённой арт группы.
2013г. – Участник проекта «Топорная работа» в галерее «Север-7».
2013г. – Участник проекта «Порнофактура» в галерее «Север-7».
2013г. – Участник проекта «Левописание» в галерее «Север-7».
2013г. – Участник проекта «Анималистика-2014» в галерее «Север-7», перформанс «Анабиоз».
2014г. – Участник проекта «Базовые ценности» в галерее «Север-7», хэппенинг.
2014г. – Участник проекта «Дачная консервация» в галерее «Север-7», перформанс.
2014г. – Участник проекта «Северный рынок» в галерее «Север-7».
2014г.- Участник театрализованного перформанса на «Ночь музеев» в Музее петербургского авангарда (дом Матюшина) (в составе Север-7).
2014г.- Участник проектов «Сигнал-1», кураторы: Петр Белый и Александр Теребенин.
2014г.- Участник проектов «Сигнал-2», кураторы: Петр Белый и Александр Теребенин.
2014 г.- Участник паблик- арт фестиваля «Арт-проспект», проект «7 самураев», группа Север-7.
2014г. – Участник проекта «Башни» (параллельная программа Манифесты 10) в галерее «Север-7».
2014г. – Участник проекта «Где тут Петя, где Серёжа?» в рамках проекта «Башни (Манифеста 10)».
2014г. – Участник проекта «Рэмбо. Первая кровь, часть 2» на базе «Север-7».
2014 г. – Участник проекта «Прощай, оружие» на базе «Север-7».
2014г. – Участник проекта «Сссссссеверные сссссссказки» в галерее «Север-7».
2015г. – Участник проекта «Это моё кантри, бабушка» в галерее «Север-7».
2015г.- Участник выставки «В отсутствие художника», посвящённой современному петербургскому перформансу (Cевер-7) (при поддержке Смольного института).
2015г.- Участник Super Market 2015 Stockholm Independent Art Fair. (Швеция, Стокгольм).
2015г. – Участник проекта » Снаркмода» на базе » Север-7″.
2015г.- Участник театрализованного перформанса «Снарк» на «Ночь музеев» в Музее петербургского авангарда (дом Матюшина) (в составе Север-7).
2015г. – Участник проекта «ЯТЛЗЯТП» в галерее «Варочный Цех», Мытищи.
2015г. – Участник паблик-арт фестиваля «Арт-проспект», проект «Ритм – Утка».
2015г. – Участник 13-го фестиваля современного искусства в традиционном музее, перформанс, группа «Север-7».
2015г. – Участник перформанса «АХ» в «NAME GALLERY».
- – Участник фестиваля Ночь музеев в музее петербургского авангарда (дом Матюшина).
2016г. – Участник фестиваля «Точка доступа»
2016г. – Участник фестиваля «Арт-Проспект»
2017г. –Участник фестиваля «Barents Spektakel 2017» (Норвегия)
2017г. – Групповая выставка «Седьмая часть мира» в Name Gallery. Санкт– Петербург.
Работы Нестора Энгельке
Деревянный музыкальный центр. Обьект. Бревно, эмаль, топорная рубка. 2017 г. Размеры 100x25x50 см. Цена без учета доставки – 3250$
Деревянный портрет. Деревопись. Топорная работа, эмаль. 2016г. Размер 50×70. Цена без учета доставки – 3150$
Untitled. Деревопись. Топорная работа. Часть военного ящика, акрил, маслянная краска. 2017г. Размеры 93×40 см. Цена без учета доставки – 2500$
Дом №11. Деревопись. Топорная рубка. 2016 г. Размер 41×41 см. Цена без учета доставки – 1800$
Цветы. Деревопись. Топорная работа, акрил. 2016 г. Размеры 31×61. Цена без учета доставки – 2650$
Цветы или Wild Flowers. Деревопись (Топорная работа). 2016 г. Размеры 49×68. Цена без учета доставки – 3150$
Деревянный телевизор. Скульптура, объект. Дерево, топорная рубка. 2017 г. Размер 40x60x25 см. Цена без учета доставки – 2450$
Памятник князю Даниилу Московскому
Памятник
14 марта 2014 года
55°42′46″ с. ш. 37°37′23″ в. д.HGЯO
Россия Россия
Москва, площадь Серпуховская Застава
А. Коровин, В. Мокроусов
Д. Соколов
1997 год
10 метров
бронза, гранит
Памятник князю Даниилу Московскому на Викискладе
Па́мятник кня́зю Дании́лу Моско́вскому — памятник в сквере Даниловской площади Москвы. Установлен в ознаменование 850-летия основания Москвы и в честь святого благоверного великого князя Даниила Александровича, основателя расположенного неподалёку Данилова ставропигиального мужского монастыря, монахом-схимником которого был сам великий князь. Установлен в 1997 году. Авторы — скульпторы А. Коровин, В. Мокроусов, архитектор Д. Соколов. Памятник располагается у развилки Люсиновской и Большой Серпуховской улиц близ станции метро »Тульская».
Даниил Московский почитается Русской православной церковью как первый московский князь, получивший в удел от своего отца — великого князя Александра Ярославича Невского — маленькое захудалое удельное княжество с небольшим градом Москвой; основатель первых московских монастырей — Даниловского и Богоявленского, действующих и поныне, и учредитель первой архимандритии. В настоящее время Данилов ставропигиальный мужской монастырь является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси, а Патриарх Московский — его священноархимандритом. Кроме того, признаётся большой вклад святого князя в строительство и расширение великого Московского княжества.
Во времена кровопролитных междоусобиц князь проявил себя великим миролюбцем и миротворцем. Его исключительными стараниями в 1282 году под Дмитровом войска соперничающих между собой князей вместо жестокого кровопролития заключили мир.
Энциклопедичный YouTube
- 1/1 Просмотров:345
- Тропарь преподобному Марону Пустыннику Сирийскому
Субтитры
Памятник Князю Даниилу Московскому
Скульптурный Памятник Князю Даниилу Московскому в сквере Даниловской площади Москвы установили в 1997 году. Событие приурочили к 850-летию основания Москвы. Памятник располагается у развилки Люсиновской и Большой Серпуховской улиц. Ближайшая станция метро — «Тульская».
В честь кого установлен памятник
Памятник создали в честь святого благоверного великого князя Даниила Александровича. Князь был не только основателем расположенного неподалёку Данилова ставропигиального мужского монастыря, но и его монахом-схимником.
Авторы памятника
Авторами памятника являются: скульпторы А.Коровин, В.Мокроусов, архитектор Д.Соколов.
О Князе Данииле Московском
Даниил Московский почитается Русской православной церковью как первый московский князь. Имено он получил в удел от своего отца — великого князя Александра Ярославича Невского, маленькое захудалое удельное княжество с небольшим градом Москвой. Князь Даниил основал первые московские монастыри — Даниловский и Богоявленский (1298-1299 гг). Примечательно, что оба эти монастыря действуют по настоящее время.
Кроме того, Даниил является учредителем первой архимандритии.
В настоящее время Данилов ставропигиальный мужской монастырь является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси. При этом, Патриарх Московский является священноархимандритом данного монастыря. Помимо прочего, святой князь Даниил внёс существенный вклад в строительство и расширение великого Московского княжества.
Во времена кровопролитных междоусобиц князь Даниил проявил себя великим миролюбцем и миротворцем. Его исключительными стараниями в 1282 году под Дмитровом вместо жестокого кровопролития войск враждующие между собой князья заключили мир.
Описание памятника
Памятник представляет собой 10-метровую бронзовую скульптуру князя Даниила в полный рост. Скульптуру авторы установили на высоком гранитном цилиндрическом постаменте, украшенном орнаментами.
На памятнике Даниила Александровича авторы изобразили в богатых княжеских одеждах. В левой руке он держит храм, в правой — меч. Храм в левой руке символизирует религиозность князя и его приверженность принципам благотворения, благочестия и милосердия. Меч, который находится в ножнах, символизирует княжеское миролюбие и миротворчество. В то же время, показывает на возможность использования силы оружия в качестве метода политического давления.
К постаменту памятника прикреплён барельеф с надписью: «Святой Благоверный великий князь Даниил Московский 1261—1303».
Открытие
Закладка памятника состоялась 17 марта 1997 года. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень на месте будущего памятника.
4 сентября 1997 года, в канун 850-летия основания Москвы, памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому открыли. Патриарх Алексий II освятил его. Памятник органично вписался в окружающее пространство.
Так выглядит упомянутый памятник в летнее время:
Ещё один интересный Памятник
В западном административном округе столицы, в центральной части Мемориального комплекса в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной Войне расположен ещё один интересный памятник. Это – поистине Величественный Монумент Победы на Поклонной горе (Москва).
В первой половине XIV в. постепенно начала проявляться особая роль московской школы архитектуры, которая возникла на основе переработки архитектурных традиций владимиро-суздальской школы.
Глава II. Великие князья и цари Московского государства. основные особенности строительства и архитектуры (XIV–XVII вв.)
Даниил Московский, великий князь, святой благоверный
Даниил Александрович, основатель династии князей московских (1261-1303 гг. жизни; 1276-1303 гг. правл.).
Великий князь московский.
Первым московским князем был Даниил Александрович, сын Александра Невского и половецкой княжны Александры Брячиславны. Мальчику не было и двух лет, когда умер его знаменитый отец. По завещанию отца Даниил получил в удел Москву с прилегающими к ней землями.
Возвышение Москвы было предопределено причинами экономического и политического характера. Важнейшее значение имело ее географическое (срединное) положение. Москва расположена в междуречье Оки, Волги и верхнего Днепра, в центре территории, где в XIII в. начинает складываться великорусская народность. Находясь в центре Великой Русской равнины, Москва была заслонена соседними княжествами и прикрыта лесами и болотами от нападения Литвы с запада и от вторжения татар с юга. Сюда стремилось население из других, окраинных княжеств, спасаясь от набегов. Это благоприятно сказалось на экономическом укреплении Москвы. Росту Москвы способствовал и тот географический фактор, что она находилась на перекрестке речных и сухопутных путей, ведущих на северо-западе – к Новгороду, Пскову, Твери, на востоке и северо-востоке – к Нижнему Новгороду и р. Каме, на юго-востоке – к Золотой Орде, на западе – к Киеву и Крыму.
Москве помогло расположение к ней высшего духовенства, которое покинуло запустевший Киев и связало свою судьбу с Северо-Восточными землями (первым был митрополит Максим, переехавший около 1300 г. во Владимир-на-Клязьме).
Развитие производительных сил в Москве шло быстрее, чем в других княжествах. Москва становится важнейшим экономическим и политическим центром, вокруг которого происходит объединение русских земель для борьбы за свержение монголо-татарского ига. Этому способствовала и политика московских князей, которым нельзя отказать в умении пользоваться обстоятельствами и добиваться поставленных целей.
Даниил Александрович быстро понял выгодное положение Москвы и возможность ее возвышения. Он начал борьбу за расширение границ Московского княжества. В 1302 г. бездетный переяславский князь Иван Дмитриевич завещал свой престол Даниилу Александровичу. Богатый Переяславль-Залесский удел перешел московскому князю. Даниил успешно воевал с Рязанью, захватил Можайск, затем присоединил к Московскому княжеству Коломну, которая являлась ключом к рязанским землям. Так началось возвышение Москвы.
В правление Даниила Александровича произошло расширение Кремля. Кроме княжеских хором там уже были две деревянные церкви: Рождества Иоанна Предтечи и Михаила Архангела.
Даниил Александрович в 1282 г., в возрасте 21 года, основал и построил в Москве первый мужской монастырь, главный храм которого был посвящен преподобному Даниилу Столпнику – небесному покровителю князя; этот храм также явился первым каменным зданием Москвы. В летописном собрании В.М. Ундольского за 1694 г. записано: «Сей великий князь Даниил Александрович устроил монастырь за Москвой-рекой иже и доныне зовется Данилов». Монастырь находился в очень выгодном месте. Здесь недалеко проходила дорога в Золотую Орду, по которой наезжали ханские посланники в Москву.
С севера, юга и востока от монастыря протекала река, с запада стояли могучие лиственницы, а за ними болото; таким образом, обитель была защищена со всех сторон и могла служить Москве преградой от набегов татар. Даниил Александрович полагал, что монастырь будет выполнять задачу монастыря-сторожа в центре города.
При разделе отеческого наследия князь Даниил, как младший, получил самое малое и бедное Московское княжество, но, благодаря его сердечной кротости и миролюбию, вскоре «из малого соделалось великое: из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва», а сам Даниил стал первым великим князем московским.
В первом московском монастыре, основанном им, Даниил Александрович принял монашеский постриг и 5 марта 1303 г. скончался. Похоронен он был на монашеском кладбище, как простой монах. Позже он был канонизирован. Память святого благоверного князя Даниила Московского отмечается 4/17 марта и 30 августа/12 сентября. Памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому установлен на Даниловской площади в Москве (скульпт. В.П. Мокроусов, А.И. Коровин, арх. Д. Соколов).
После себя Даниил Александрович оставил семь сыновей: Юрия, Ивана, Александра, Бориса, Афанасия, Семена и Андрея. Московское княжество, расширенное в период его правления, положило начало большому и трудному пути формирования московской династии князей и возвышения Москвы как центра русских земель.
Памятник князю Даниилу Александровичу в Москве
Юрий III Данилович (1281-1325 гг. жизни; 1303-1322 гг. правл.)
Юрий Данилович был старшим сыном московского князя Даниила Александровича, внуком Александра Невского. Наследнику Даниила пришлось отстаивать свой удел в борьбе с усилившимися тверскими князьями. Тверь в 1252 г. досталась брату Александра Невского Ярославу Ярославичу, а после его смерти – Михаилу Ярославичу, который в 1304 г. получил ярлык и стал великим князем владимирским. При этих князьях Тверь стала богатым торговым городом. Это обострило отношения тверского и московского князей. От деда Юрий Данилович унаследовал полководческий талант. На московский престол вступил в 22 года. Его отличали сила, авантюризм и желание во что бы то ни стало достичь поставленной цели, он стремился продолжить дело отца по укреплению позиций Московского княжества, расширению его территорий, усилению власти московских князей. В 1303 г. после смерти отца Юрию Даниловичу удается удержать свои позиции в недавно завоеванном Переяславле-Залесском, где в тот же год он участвовал в подписании мирного договора князьями Северо-Восточной Руси. Весной 1304 г. Юрий Данилович с войском пошел на Можайск и захватил его.
Юрий Данилович пытался добиться великого княжения, поведя борьбу за великокняжеский престол со своим дядей Михаилом Ярославичем Тверским. Они оба отправляются в Золотую Орду за ярлыком на княжение. Хан Тохта решил воспользоваться ситуацией и поставил перед обоими претендентами на великое княжение вопрос: кто из них сможет выплатить большую дань в ордынскую казну? Михаил обещал, что в случае утверждения его великим князем выкуп будет увеличен, – и победил. Проиграв, Юрий Данилович понял: прежде чем претендовать на престол, надо усилить Московское княжество и увеличить свои средства.
Вернувшись из Орды зимой 1306 г., Михаил Ярославич пошел с войском на Москву, но москвичи, закрывшись в городе, выдержали осаду. Не имел успеха и второй поход, состоявшийся в следующем, 1307 г.
Юрий III Данилович, великий князь владимирский
galik_123
Особняк камер-юнкера Александра Платоновича Энгельгардта, когда-то городского головы Смоленска, находится в самом центре города, на улице Глинки. Этот дом, построенный в 1879 году, считается лучшим в Смоленской области архитектурным сооружением периода эклектики, стилизованным под барокко. Автор проекта — известный в то время архитектор Юлиан Юльевич Коноплянский.
На фото начала века, судя по надписи — послереволюционном, дом выглядит точно так же, как и в настоящее время. Среди других строений, расположенных поблизости, он выделяется роскошным убранством и заметен издалека. Здание выходит главным восточным фасадом на красную линию улицы.
1. Вот такой вид открывается на особняк Энгельгардта в этом же направлении сейчас. Деревья разрослись и почти закрывают фасад.
Владелец дома А.П. Энгельгардт — русский государственный деятель, меценат-благотворитель, учёный-практик, был достойным гражданином Российской империи. Потомок старинного дворянского рода Энгельгардтов родился в селе Климово Смоленской губернии, а умер в Швейцарии (откуда с XIII — XIV веков ведется его родословная). Прожив менее шестидесяти лет, Энгельгардт успел сделать очень много для блага России. И для Смоленска, будучи в течение 12 лет (с 1877 по 1887 годы) городским главой, сделал немало. В городе при нём были построены водопровод, здание городской думы, создан городской историко-археологический музей, возникли три новые начальные школы, три училища, Мариинская женская гимназия. Введено бесплатное пользование губернской земской больницей. Он активно участвовал в сборе средств на создание и открытие в Смоленске в 1885 году памятника М.И. Глинке. Избирался членом многочисленных общественных организаций, в том числе Смоленского благотворительного общества, Смоленского общества помощи юношеству, президентом общества сельского хозяйства. «За долголетнюю деятельность на пользу города» Энгельгардту было присвоено звание почетного гражданина Смоленска, а позднее — Архангельска и Саратова, где он тоже был губернатором.
Энгельгардт был награжден как российскими (до Владимира второй степени включительно), так и многими иностранными орденами и знаками отличия. Он был президентом Смоленского общества сельского хозяйства, состоял почетным членом Петербургского и Московского обществ естествознания, антропологии и этнографии, Северного общества ветеринаров, Общества архангельских врачей и Общества судоходства, Саратовского санитарного общества и Общества естествоиспытателей, был действительным членом Императорского географического общества и корреспондентом Главной физической обсерватории. Кроме того, он был попечителем многих учебных и просветительных заведений, принимал деятельное участие в работе местных отделений Красного Креста и различных благотворительных учреждений. Рано овдовев, Александр Платонович остался верен памяти жены, один воспитывал сына Александра и до конца своих дней так больше ни разу и не женился. Болезнь вынудила его уехать на лечение в Швейцарию, где он и умер 22 ноября 1903 года. Был похоронен на кладбище Вознесенского монастыря Смоленска (могила не сохранилась).
Вообще все Энгельгардты, старинный дворянский род, славились своими честолюбивыми делами и достижениями. Из них наиболее известны: директор Царскосельского лицея первого «пушкинского» выпуска Егор Антонович Энгельгардт (1775-1862), профессор Дерптского университета в первой половине ХIХ века Отто-Мориц Энгельгардт (1779-1842), выдающийся биохимик, академик Владимир Александрович Энгельгардт (1894-1984).
Одна из ветвей старинного рода Энгельгардтов — смоленская, ведёт родословную от Роберта Энгельгардта, который во время Ливонской войны в 1558 году был пленён и с детьми увезён в Россию. Внук Роберта, Вернер Энгельгардт, в Смутное время начала XVII века вступил в польскую службу и был пожалован поместьями близ Смоленска.
Были среди российских Энгельгардтов и герои войны 1812 года, верные Отечеству. Подполковник Павел Иванович Энгельгардт, помещик сельца Дягилева Поречского уезда Смоленской губернии, во время войны с Наполеоном организовал партизанский отряд из своих крестьян. Энгельгардту, взятому в плен, предлагали перейти на сторону французов, он отказался, несмотря на то, что для большей убедительности ему сначала прострелили колено; после отказа он был расстрелян. Эти события изображены на гравюре французского художника Жазе.
Гравюра Ж.-П.-М. Жазе. Военная казнь. Расстрел подполковника П.И. Энгельгардта в октябре 1812 года
В 1835 году на месте его гибели около Молоховких ворот был установлен памятник. И памятник, и ворота были снесены в 1936 году. В настоящее время на доме № 2 по улице Дзержинского, рядом со сквером Памяти Героев, установлена мемориальная доска о расстреле Энгельгардта.
Вид на памятник Энгельгардту и Молоховские ворота
2. За усадьбой в центре Смоленска впоследствии на долгие годы закрепилось имя городского головы Энгельгардта. Осмотрим её повнимательнее. Со стороны улицы особняк представляет собой двухэтажное строение с одноэтажными выступами по бокам. Основной объём здания — прямоугольный. Фасад здания украшен тумбами с вазонами, аттиками с круглым отверстием в центре.
3. В настоящее время дом Энгельгардта является объектом культурного наследия, в нём находится Дворец бракосочетания. Может быть, это и хорошо, многие могут увидеть внутренние интерьеры особняка.
4. Верхние углы окон дома в основном скруглены.
5. Интересны капители, украшающие фасад дома.
6. С юга к дому примыкают трёхпролётные арочные ворота в стиле барокко.
7. Вазоны украшают и ворота, и фасад дома.
8. Рядом с калиткой висит мемориальная доска.
9. Ворота с другой стороны от дома ведут во двор особняка. Чтобы посмотреть, как выглядит задний фасад особняка, надо зайти со стороны двора.
10. На боковое крыльцо во дворе особняка можно взглянуть через ажурную решётку ворот со стороны улицы.
12. Вдоль ограды идём к открытому проёму в соседний двор.
13. Вид со двора в сторону улицы.
14. С северной стороны дом закрывает густая зелень деревьев.
15. Но если пройти вглубь соседнего двора, можно увидеть и крыльцо с другой стороны, и парадную калитку на улицу.
16. Посмотрим на асимметричный дворовый фасад дома. Прямоугольный объём здания дополняется выступами со двора. В южном углу здания находится зал со множеством окон, а в северном — зимний сад. Мезонин здания завершается пологой кровлей. Под средней частью дома со стороны двора находится небольшой подвал.
17. Южный выступ дворового фасада в три окна завершен фронтоном между вазонами, полукруглый северный выступ имеет аркаду окон.
18. Во дворе особняка — небольшой ухоженный парк.
19. Тыльная сторона здания обращена в сторону крепостной стены в сквере Памяти Героев.
20. Вечером…
Tags: Смоленск, архитектура, особняк Энгельгардта, провинция
Энгельгардтовская сторона. Смоленщина.
Конец 1980-го года. Едем в кабине огромного «Урала» с мамой и братом. Ночь режется ножом света фар, и белые снежные мухи летят, стремительно исчезая из полоски яркого света. Населённые пункты сменяют друг друга безостановочно, предъявляя свои названия. Сознание уже невоспринимает эти слова, как вдруг буквально врезается в тебя необычное сочетание букв: «Энгельгардтовская — 6 км.». Такое уже никогда не забудешь. И с тех пор сотни раз проезжали мимо этого названия и столько же раз оставляли момент съезда со стремительной трассы. Как интересную книгу берёг это название для будущего.
И это будущее наступило 21 октября 2017 года. Мы возвращались из Смоленска, и руки повернули баранку влево. Конечно, впереди нас ждёт что-то удивительное! Наверное — памятник. Ну или хотя бы памятная доска. Ведь не может такое уникальное название не иметь чего-то такого особенного!
Рядом — военный аэродром в Шаталово. И тут же следы былого.
За древним забором виднеется взлётно-посадочная полоса.
Вот и ж.д. переезд, и начало Энгельгардтовской.
Вот-вот мы увидим… Переезжаем ещё одну железную дорогу. Поворачиваем вправо — и…
Энгельгардтовская кончилась!
Только один явно жилой дом и человек, жгущий траву.
Чуть поодаль встретили идущих по обочине тётушек. Они признали в нас «шпиёнов» и сами рассмеялись над своей догадкой. Мы спросили, откуда такое примечательное название.
— А жил тут такой человек.
— Можно вас сфотографировать?
Тётушки от такой просьбы бросились врассыпную.
— Точно шпиёны! — прозвучало нам вслед.
В 1716 году один из представителей шотландского дворянского рода Яков Реад поступил на службу Российскому государству и был пожалован земельными владениями в Смоленской губернии. Одно из них – Мачульская вотчина, где в 1780-х годах подполковник Андрей Иванович Реад основал усадьбу. В 1796 году построил деревянную церковь. Вокруг усадебных строений был разбит парк. Андрей Иванович Реад был губернским предводителем дворянства. Известен ещё и тем, что изобрёл паровой способ самогоноварения, который получил широкое распространение не только на Смоленщине. После смерти всех потомков мужского рода Реадов усадьба перешла по наследству к Софье Яковлевне Реад. Она вышла замуж за Александра Платоновича Энгельгардта, который был Смоленским городским головой, почетным гражданином города Смоленска. Он занялся обустройством усадьбы. Был построен усадебный жилой дворец в стиле эклектики, в имении были оранжереи, парк с прудами, павильонами и беседками. При Энгельгардтах в имении было образцовое сельское хозяйство. Благодаря усилиям Александра Платоновича Энгельгардта на железной дороге Смоленск — Орёл была построена железнодорожная станция, названная Энгельгардтовская. В 1918 году усадьба была национализирована. В усадебном доме продолжал жить его последний владелец А.А. Энгельгардт. Он старался сохранить от разграбления и уничтожения художественные ценности усадьбы. Сохранились его письма в адрес губернских властей с просьбой взять под охрану или вывезти в Смоленск для музейного сохранения художественные ценности. В конце 1921 г. его обвинили в саботаже распоряжений местных властей и арестовали. Судьба художественных ценностей усадьбы неизвестна…
П. И. Энгельгардт – герой, принявший смерть от рук французских захватчиков.
Говоря о русском партизанском движении, нельзя не упомянуть и о Павле Ивановиче Энгельгардте, человеке благородного дворянского происхождения и настоящего патриота России.
Павел Энгельгардт появился на свет в 1774 году в дворянской семье, проживавшей в Поречском уезде Смоленской губернии. Воспитывался в сухопутном Кадетском корпусе, из которого в 1787 году был выпущен в чине поручика и отправился служить дальше в Военную коллегию. В отставку Энгельгардт вышел в звании подполковника и отправился жить в своё родовое поместье Дягилево Смоленской губернии.
Гравюра Ж.-П.-М. Жазе «Военная казнь. Расстрел подполковника Энгельгардта»
Во время французской оккупации России в 1812 году, когда наполеоновцы захватили Смоленск, Павел Иванович вместе с несколькими другими помещиками вооружил своих крестьян (а это, как минимум, 78 человек его дворовых людей), организовав партизанский народный отряд. Отряд Энгельгардта, умело им руководимый, наносил довольно серьёзный ущерб неприятелю, грабя французские обозы и нападая на отдельные группы французов, которые мародерствовали по всему уезду. По свидетельствам очевидцев, на счету самого Энгельгардта было 24 убитых французских солдата.
Однако, поддавшись французским посулам об освобождении из крепостной повинности и обретению собственной земли в случае победы Наполеона, крестьяне предали Павла Ивановича, выдав его врагу.
Арестованный Энгельгардт до суда содержался в Спасской крепости в Смоленске. Военный французский суд приговорил 3 октября 1812 года Павла Ивановича Энгельгардта к казни – «к расстрелянию».
После вынесения приговора французы ещё около двух недель медлили с его исполнением, всячески склоняя партизана-героя к службе в наполеоновской армии, но Энгельгардт был непреклонен – негоже русскому человеку предавать свою Родину.
Подробности его расстрела, случившегося 15 октября, известны нам по письму своей супруге отца Никифора, исповедовавшего Павла Энгельгардта перед кончиной и сопровождавшего его на место расстрела за Молоховские ворота Смоленской крепостной стены.
Вот что он пишет: «Он весь день был покоен и с веселым духом говорил о кончине, судьбою ему назначенной, …– За Молоховскими воротами, в шанцах, начали читать ему приговор, но он не дал им дочитать, закричал по-французски: «полно врать, пора перестать. Заряжайте поскорей и пали! Чтоб не видеть больше разорения моего отечества и угнетения моих соотечественников». Начали ему завязывать глаза, но он не позволил, говоря: «Прочь! Никто не видел своей смерти, а я ее буду видеть». Затем коротко помолился и велел стрелять.
Французы и тут не хотели отступать от задуманного, — прострелив ногу Павлу Ивановичу, — пообещали вылечить его, если Энгельгардт согласится перейти на их сторону. И только получи окончательный отказ, был дан залп из 18 зарядов, три из которых пронзили тело несчастного героя. Окончательный выстрел в висок покончил со страданиями Павла Энгельгардта от болезненных ран.
Упоминание о подвиге Павла Ивановича Энгельгардта увековечено на мемориальной доске одной из церквей 1-го Кадетского корпуса, где когда-то обучался этот заслуживающий светлой памяти человек.
Примечательна также история с ещё одним памятником Энгельгардту. Вдова Павла Ивановича на месте его казни с южной стороны Смоленской стены соорудила скромный памятник.
В 1833 году российский император Николай I, уже выезжая из города, заметил этот ветшающий памятник и распорядился установить новый монумент.
Памятник был отлит из чугуна на Александровском литейном заводе и установлен на прежнем месте (после 1917 года он был демонтирован и сгинул в лихую годину). На том памятнике была выгравирована надпись: «Подполковнику Павлу Ивановичу Энгельгардту, умершему в 1812 году за верность и любовь к Царю и Отечеству», добавлять к которой что-либо излишне.
2 сентября 1836
Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
На Каменном острове А. С. Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Оно примыкает к «Каменноостровскому» циклу стихов, написанному летом 1836 года, в составе которого — «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права»), «Когда за городом, задумчив, я брожу» и другие.
Exegi monumentum.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 2 сентября 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.
Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».
Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.
В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.
Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.
Стихотворение Державина «Памятник»: анализ, история создания
Творчество Г. Р. Державина пробуждает самые светлые чувства, заставляет восторгаться его талантом и простотой изложения идей. Произведение «Памятник» являлось для поэта программным. Оно содержит в себе самые главные его жизненные ценности. Уже более двухсот лет читатели любят это произведение и считают его одним из чудесных примеров автобиографического стихотворения.
Тема и идея
Первое, что необходимо упомянуть при подготовке анализа «Памятника» Державина, – это тему произведения. Она заключается в прославлении поэтического творчества, а также утверждении высокого предназначения поэта. Стихотворения и оды, которые он написал в течение жизни, автор уподобляет чудесному памятнику. Г. Р. Державин является основоположником автобиографического творчества во всей русской литературе. В качестве основной темы своих произведений он избрал славу и величие.
Тема «Памятника» Державина – бессмертие поэзии – освещается не только в этом стихотворении, но и во многих других произведениях поэта. В них он размышляет о роли искусства в обществе. Державин также пишет о праве поэта на всенародную любовь и уважение. Главная идея стихотворения заключается в том, что искусство и литература содействуют просвещению и распространению прекрасного в обществе. Также они обладают способностью исправлять порочные нравы.
«Памятник» Державина: история создания
Державин написал свое стихотворение в 1795 году. Оно относится к зрелому этапу творчества придворного поэта. На этом этапе он уже подводил итоги своей жизни и творчества, осмысливал пройденный им путь, пытался понять свое место в литературе, а также истории общества. Произведение «Памятник» было создано поэтом на основе оды Горация, оно является ее вольным толкованием. Главные герои «Памятника» Державина – Муза и лирический герой. Стихотворение является автобиографичным. Образ поэта не отрешен от обыденной жизни, он един с ней.
Стихотворение поэта состоит из четырех строф. Продолжим анализ «Памятника» Державина разбором его содержания. Первая строфа содержит в себе непосредственное описание памятника. Поэт подчеркивает его прочность, используя гиперболу-сравнение: «Металлов тверже… выше пирамид». Этот памятник неподвластен течению времени. И уже по этому описанию внимательный читатель может сделать вывод о том, что в действительности державинский памятник нематериален.
Во второй строфе автор утверждает собственное бессмертие, подчеркивает, что его поэзия является не чем иным, как национальным достоянием. А в третьей строфе читатель узнает о том, насколько великой будет слава поэта в будущем. В четвертой описаны причины этой славы: «Я дерзнул в забавном русском слоге истину с улыбкой говорить». Также поэт обращается к своей Музе. В заключительных строках стихотворения «Памятник» Державина выражается независимость поэта от мнения окружающих. Именно поэтому его творчество заслуживает истинного бессмертия. В своем стихотворении поэт показывает лирического героя как гордого, сильного и мудрого человека. В своей работе Державин предугадывает, что многие его произведения будут жить даже после его смерти.
«Памятник» Державина: художественные средства
В своем стихотворении поэт открыто обращается к читателям. Ведь только служа истине, писатель и художник обретает право на самобытность, независимость. Основная идея, которую школьник может упомянуть в анализе «Памятника» Державина, такова: ценность творчества заключается в его искренности. Искренность – одна из основных особенностей поэзии Державина.
Своеобразие произведения передается поэтом следующим образом:
- Размер «Памятника» Державина – шестистопный ямб. С его помощью поэт передает неторопливый уход от суеты.
- Возвышенному строю его мыслей соответствует простота слога, достигаемая при помощи использования высокопарных выражений и достаточно экономных литературных средств выразительности. В стихотворении используется перекрестная рифма. Жанр «Памятника» Державина – ода.
- Торжественное звучание произведению придает лексика высокого стиля («чело», «возгордились», «дерзнул»).
- Величественный образ поэтического вдохновения Г. Р. Державин придает с помощью использования многочисленных эпитетов и метафоры. Его муза сама себя венчает «зарей бессмертия», а рука ее «нетороплива», «непринужденна» — иными словами, свободна.
Также для полноты литературного анализа необходимо упомянуть и о главных образах в «Памятнике» Державина – это Муза и лирический герой. В произведении поэт обращается к своей вдохновительнице.
Какая именно заслуга описана в «Памятнике»?
Итак, можно сделать вывод о том, что заслуги поэта заключаются в его умении говорить истину правителям непредвзято и с улыбкой. Для того чтобы понять серьезность всех этих заслуг Державина, нужно проследить путь его восхождения на поэтический Олимп. Поэт был по ошибке отдан в солдаты, хотя являлся потомком обедневших дворян. Сын вдовы, Державин был обречен на многолетнюю службу солдата. В ней не было никакого места поэтическому искусству. Однако уже тогда Гаврилу Романовича посещало поэтическое вдохновение. Он усердно продолжал заниматься самообразованием, а также писать стихи. По стечению обстоятельств он помог Екатерине стать императрицей. Но это не сказалось на его материальном положении – поэт едва сводил концы с концами.
Произведение «Фелица» было настолько непривычным, что долгое время поэт никак не решался его опубликовать. Обращение к правительнице поэт чередовал с описанием собственной жизни. Поражало современников и описание в оде низменных материй. Именно поэтому в своем стихотворении «Памятник» Державин и указывает на свою заслугу: он «возгласил» о «добродетелях Фелицы» — сумел показать правительницу, как живого человека, описать ее индивидуальные особенности, характер. Это и было новым словом в русской литературе. Об этом также можно рассказать в анализе «Памятника» Державина. Поэтическое новаторство автора состояло в том, что он сумел вписать новую страницу в историю литературы «забавным русским слогом».
Упоминание, относящееся к оде «Бог»
Еще одной своей заслугой, которую упоминает в произведении поэт, является умение «в сердечной простоте беседовать о Боге». И в этих строках он явно упоминает о своей оде под названием «Бог», написанной в 1784 г. Она была признана современниками Гаврилы Романовича как высшее проявление его таланта. 15 раз ода была переведена на французский язык. Было также сделано несколько переводов на немецкий, итальянский, испанский и даже японский языки.
Борец за правду
И еще одна заслуга, которая описывается в стихотворении «Памятник» Державина, – умение «истину царям с улыбкой говорить». Несмотря на то что он достиг высоких чинов (Державин был губернатором, сенатором, личным секретарем Екатерины II), ни на одной должности на длительный срок он не задерживался.
Державин боролся с казнокрадами, постоянно показывал себя как поборник правды, старался добиться справедливости. И это – характеристики поэта из уст его современников. Гаврила Романович напоминал вельможам и чиновникам, что, несмотря на их положение, их удел точно такой же, как и у простых смертных.
Отличие Державина от Горация
Конечно, нельзя сказать, что произведение Державина было лишено пафоса. Однако поэт имел право на его применение. Гаврила Романович смело изменил замысел, который был заложен в стихотворение Горацием. На первое место он поставил правдивость своего произведения и только на второе место то, что по мнению древнеримского поэта должно быть в центре внимания – совершенство стихотворения. И различие жизненных позиций поэтов двух разных эпох выражается в их произведениях. Если Гораций достиг славы только потому, что написал хорошее стихотворение, то Гаврила Романович прославился тем, что в «Памятнике» в открытую говорит правду как народу, так и царю.
Произведение, доступное для понимания
Державин был ярким представителем классицизма в литературе. Именно он перенял европейские традиции, по правилам которых составлялись произведения в возвышенном, торжественном стиле. Однако при этом поэт сумел внести в свои стихотворения много простой, разговорной речи. Именно этим он и сделал их простыми для понимания представителями самых разных слоев населения.
Критика стихотворения
Свое стихотворение «Памятник» Державин сочинил, чтобы возвысить, восхвалить русскую литературу. К великому сожалению, критики совершенно неправильно истолковали это произведение, и на Гаврилу Романовича обрушился целый шквал негатива.
Он столкнулся с обвинениями в хвастовстве и чрезмерной гордыни. Державин рекомендовал своим яростным оппонентам не обращать внимания на торжественный слог, а задуматься над тем смыслом, который заложен в произведении.
Торжественный стиль
Стихотворение написано в жанре оды, но если быть точнее, это особая ее разновидность. Произведение соответствует высокому, торжественному стилю. Написанное ямбом с пиррихием, оно обретает еще большую величественность. Произведение наполнено торжественными интонациями, утонченной лексикой. Ритм его медленный, величественный. Этого эффекта поэту позволяют добиться многочисленные однородные члены предложения, прием синтаксического параллелизма, а также большое количество восклицаний, обращений. Создается высокий стиль и при помощи средств лексики. Г. Р. Державин употребляет большое количество эпитетов («чудесный», «быстротечный», «вечный»). Немало также в произведении и устаревших слов – славянизмов и архаизмов («воздвиг», «тлен», «презрит чело»).
Значение в литературе
Мы рассмотрели историю создания «Памятника» Державина, проанализировали произведения. В заключительной части школьник может рассказать о роли стихотворения в русской литературе. В этом произведении Гаврила Романович продолжает традицию подведения жизненных итогов, которая была заложена еще Ломоносовым. И при этом поэт сумел держаться в рамках канонов таких творений. Эта традиция получила свое продолжение в произведении Пушкина, который тоже обращался к первоисточнику, однако при этом опирался и на стихотворение Державина.
И даже после А. С. Пушкина многие из ведущих русских поэтов продолжали писать стихотворения в жанре «памятника». К их числу, к примеру, относится А. А. Фет. Каждый из поэтов сам определяет значение поэзии в жизни общества, опираясь как на литературную традицию, так и на собственный творческий опыт.