Содержание
- Допустима ли общая исповедь?
- Общая исповедь
- Общая исповедь проводится в Великий пост в 2019 году
- Какой бывает исповедь?
- Когда можно принять участие в общей исповеди?
- Что такое общая и публичная исповедь?
- Исповедь в церкви: что говорить (образец христианского смирения)
- Виды исповеди и их история
- Что говорить на исповеди?
Допустима ли общая исповедь?
Духовное значение высказывания своего греха на Исповеди.
Немало душ проснулось от греховного сна в минуты Исповеди. Но, конечно, гораздо больше ушло бы спасенными от аналоя, если бы пастыри, которым вверяют они свои совести, больше отдавали внимания, души и сердца этому святому таинству.
Для священника таинство Исповеди — часто единственный момент, когда он может говорить с человеческой душой. Но и этого священник лишает себя и приходящего к покаянию, вследствие получившей весьма большое распространение в нашей Церкви практике совершения так называемой «общей исповеди». Многие из мирян (и многие уже священники) не понимают всей глубины и духовного значения именно выискивания и признания на Исповеди своего греха. Грех, который человек «постеснялся» исповедать пред священником, несомненно, остается занозой в душе человека; и в свое время человек опять легко может впасть в этот грех. При общей Исповеди почти не бывает этого личного высказывания и признания своих грехов.
Общая Исповедь — это по сути только вид проповеди с общим перечислением грехов и последующим наложением на главу каждого епитрахили, с чтением разрешительной молитвы. В лучшем случае проводимая сейчас во многих местах общая Исповедь — это только хорошая подготовка к чистосердечному раскаянию и исповеданию своих личных грехов священнику у аналоя. Общая Исповедь допустима только в исключительных случаях большого наплыва исповедников, например, в Великом посту, когда бывает священнику физически невозможно исповедовать всех индивидуально.
Итак, как правило, Исповедь должна быть индивидуальной, будучи предваряема покаянным словом ко всем, приступающим к таинству. Общая Исповедь большею частью отучает прихожан от должного истинного покаяния, сознания — «зрения» своих грехов, сокрушения о своих грехах. Не бывает здесь горячего стыда о своем грехе, омерзения к своему греху, того глубокого духовного перелома и перерождения, как это возможно при выявлении личной греховности на личной исповеди. И бывает так, что с общей Исповеди многие прихожане уходят без Иповеди, т. е. не принеся истинного покаяния и не получив, вследствие этого, и прощения грехов…
Общая исповедь
Добрый день!
Вот тут можно прочитать
Общая исповедь
Таинство Покаяния в богослужебных книгах называется Исповедь. Церковно-славянское слово «исповедаю» значит: открыто признаю, объявляю. Раньше, вообще исповедовались в слух, открыто, при всех. Человек становился в центр, каялся, называл конкретный грех и давал обещание исправиться. Такая практика берет начало уже с апостольского века:
«Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18).
При индивидуальной (частной) исповеди, человек подходит к священнику и кается перед ним Богу, а при общей сначала кается про себя (не в слух), а потом подходит за разрешительной молитвой. Но то, как он кается, только на совести кающегося. Исповедь должна быть обстоятельной не только для полного очищения души, но и в целях пасторского руководства. Долг священника помогать прихожанам, духовно возрастать и исправляться. Исполнить это пастырь лучше всего может во время частной исповеди. Среди кающихся почти всегда бывают люди, пришедшие впервые. К таким должно проявить особую чуткость и внимание. Священник должен помочь им освободиться от бремени грехов, которые они накапливали годами и десятилетиями. Многие из них исповедоваться еще не умеют. Наконец, надо указать и на канонические соображения. Большинство пришедших на исповедь желает причаститься. Только частная исповедь дает возможность священнику определить, насколько человек готов приступить к святой Чаше.
Понимая высокую значимость таинства Покаяния, многие настоятели храмов стремятся начинать исповедь с вечера и использовать время перед началом Божественной литургии. Однако время и физические силы священников ограничены. Поэтому и приходится проводить общую исповедь, поскольку в воскресные и праздничные дни бывает много причащающихся. В таких случаях обычно священник после молитв читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь, каяться. Не должно сомневаться, что и такую исповедь, вызванную особыми обстоятельствами, милосердный Господь примет и простит грехи.
Общая исповедь проводится в Великий пост в 2019 году
Великий пост — это временной промежуток, во время которого человек может полностью очиститься от грехов и приблизиться к Богу. В 2019 году Великий пост начинается 11 марта и завершается 27 апреля 2019 года. В этот период священнослужители проводят общую исповедь. В церкви объяснили, что это, для чего ее проводят и когда. Также был подробно описан процесс.
Какой бывает исповедь?
Таинство покаяния в богослужебных книгах фигурирует под названием «Исповедь». Священники акцентирует внимание на том, что данное церковнославянское слово буквально переводится как «открыто признаю» или «объявляю».
До определенного периода исповедь проходила открыто. Человек, который хотел покаяться, перечислял свои грехи вслух и давал обещание изменить жизнь в лучшую сторону. Существует два варианта исповеди — частная (индивидуальная), и общая. В первом случае определенный человек самостоятельно обращается к священнику и кается перед Богом.
Когда проходит общая исповедь, православный кается про себя, то есть, не вслух, и только после подходит за разрешительной молитвой. Конечно, более приемлемым является вариант частной или индивидуальной исповеди, когда пастор может помочь тем людям, которые совершают процедуру покаяния впервые. Большая часть православных не всегда знает алгоритм правильного совершения исповеди, и священнослужитель должен обучить обратившегося за помощью.
Общая исповедь проводится в том случае, если в силу определенных причин настоятели храмов, а также священники, не могут принять всех желающих. Обычно такие мероприятия наблюдаются в праздничные и воскресные дни. Процедура выглядит следующим образом: священник озвучивает перечень грехов, которые являются наиболее распространёнными и значимыми. Люди, пришедшие в храм, чтобы исповедаться, каются.
Когда можно принять участие в общей исповеди?
Священнослужители акцентируют внимание на том, что исповедь, которая проходит в таком формате, также примет Милосердный Господь и простит все грехи. В Великий пост, наблюдаемый в 2019 году, священнослужители принимают всех желающих исповедаться в среду, пятницу, субботу, а также в воскресенье. Стоит обратить внимание на то, что данную процедуру нельзя проводить часто. Человек, который производит неправильные действия, и затем обращается к Богу, чтобы покаяться, привыкает жить неправильно.
В Великую среду, наступающую 24 апреля текущего года (во время Страстной седмицы, или Недели Страданий Господа), проходит вечерняя служба. В этот день все православные верующие могут принять участие в Таинстве Покаяния или Исповеди (проводится в общем порядке). Важно обратить внимание на то, что присутствие в храме должно быть осознанным. Человек, который кается без осознания своей греховности, не сможет получить прощение.
Что такое общая и публичная исповедь?
Общая и публичная исповедь – это разные вещи? Сейчас так где-то исповедуют?
Общая и публичная исповеди — это, действительно, разные вещи.
Общая исповедь была широко распространена в советское время, когда в Москве, например, было открыто только сорок три храма и людей было настолько много, что по праздникам прихожан даже просили приходить на службу или вечером, или утром. Иначе людям было не поместиться.
В те годы исповедывающихся и причастников было столько, что священники просто не справлялись с потоком людей. Общую исповедь ввел еще святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он читал краткую исповедь — перечисление грехов — во всеуслышание кающимся. Потом, стоя перед прихожанами, даже не каждого, а всех разом накрывал епитрахилью и произносил молитву на отпущение грехов. Сейчас такое не практикуется, почти все храмы, за исключением нескольких, отошли от этой традиции.
Публичная же исповедь существовала во времена первых христиан. Кающийся выходил на амвон и совершенные грехи исповедовал не перед единственным свидетелем, а перед всей Церковью — общиной.
Публичной исповеди сегодня нет, но в отдельных случаях она может оказаться весьма уместной. Например, если бы участницы группы «Pussy Riot» захотели покаяться, им стоило бы совершить публичную исповедь. Так как эти девушки совершили публичное действие, было бы логично, если бы они вышли на тот же самые амвон, на котором плясали, — и уже со смирением принесли покаяние перед всеми верующими.
Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru
Фото в анонсе: Картина “Иоанна Кронштадтский проводит общую исповедь в Андреевском соборе
Исповедь в церкви: что говорить (образец христианского смирения)
Когда человек задумывается о покаянии в своих грехах, он решает пойти на исповедь. И задается вопросами, как совершить исповедь в церкви, что говорить (образец он может найти в духовной литературе). В современной церкви исповедь остается одним из главных обрядов, именуемых таинствами.
Исповедь заключается в том, что верующий кается перед Богом в совершенных грехах. Священник просто присутствует при этом и данной ему свыше властью освобождает раскаявшегося от его грехов. Право освобождать человека от грехов получили апостолы, а через них – епископы церквей.
Христианин, прошедший крещение, очищается от грехов. Но после этого таинства он может совершать новые грехи. И таинство покаяния становится для него новым крещением, которое вновь очищает его душу. Считается, что процедура покаяния заставляет человека задуматься о своих поступках и прийти к более праведной жизни.
Виды исповеди и их история
В христианстве существует три вида исповеди:
- тайная;
- публичная;
- общая.
В первые века христианской веры существовала публичная исповедь. Верующий рассказывал о своих грехах священнику, и при этом присутствовала вся его христианская община. Через публичную исповедь проходили христиане, совершившие самые тяжелые с точки зрения церкви грехи. Например, отрекавшиеся от веры. Также если человек неоднократно повторял грех после тайной исповеди, его могли заставить каяться при всех.
Одновременно с этим в ранней церкви была тайная исповедь. К началу Средневековья публичная уже не использовалась. К VI веку сформировался каноничный чин тайной исповеди.
На рубеже XIX и XX столетий известный христианский подвижник Иоанн Кронштадский ввел практику общей исповеди. Авторитет этого священника был чрезвычайно велик, к нему на исповедь собиралось много людей. Они выкрикивали свои грехи, а он следил за ними и подмечал людей, которые, по его мнению, каялись недостаточно рьяно и что-то утаивали.
Что говорить на исповеди?
Перед тем, как идти исповедоваться, верующий должен осознать совершенные им грехи. Краткое их содержание можно найти в списке десяти заповедей.
Лучше не пользоваться специальными «списками» грехов, потому что исповедь может стать просто общим перечислением недостойных деяний. Можно заранее подготовить памятку, где перечислить основные свои прегрешения. Нужно выделить грехи, совершенные против Бога (например, неверие), и грехи против себя самого и других людей. Священнослужители учат, что человек должен повторить на тайной исповеди те грехи, которые были перечислены на общей. И он может выбирать любые слова для их характеристики, главное, чтобы они шли от его сердца, желающего покаяния.
Для женщин есть специальный список грехов, который включает 473 пункта. Грехи не стоит описывать излишне подробно, но не следует ограничиваться общим перечислением. Священник может дать кающемуся совет, как преодолевать то или иное греховное искушение.
Чтобы пойти на исповедь, следует заранее выбрать время и договориться со священником. Особенно, если предстоит каяться впервые. Во время первой исповеди человек может испытывать стыд. Ему следует перебороть его, потому что умолчание о совершенных грехах во время таинства покаяния является еще одним тяжким грехом.
Важно понимать, что исповедь – это только часть духовного обновления. Еще до совершения таинства человек должен начинать менять свой образ жизни. Избавляться от греховных привычек, прекращать осуждать людей.
К исповеди допускаются верующие, достигшие семи лет. Это таинство, участие в котором добровольно. Чтобы быть допущенным к исповеди, кающийся должен быть крещеным. Также он должен быть сознательным христианином, то есть признавать основы церковного вероучения.
Священник может задать кающемуся наводящие вопросы. После этого он может сразу прочитать разрешительную молитву. В особых случаях священнослужитель налагает на пришедшего к нему церковное наказание (епитимью), которой в церкви подвергаются миряне. Желательно, чтобы человек регулярно исповедовался перед одним священнослужителем, который через это мог бы помогать его духовному развитию.
Священники рекомендуют для подготовки к первой исповеди соблюдать пост, читать молитвы и Святое Писание. Первая исповедь может стать началом пути к жизни настоящего христианина. И нужно понимать, что после первого раза исповедаться нужно начинать регулярно.
С точки зрения верующего человека исповедь в церкви (что говорить, образец и список грехов) не проводится по какому-то шаблону. Верующий должен осознавать свои грехи, уметь говорить о них, отвечать на вопросы священника и, прежде всего, ненавидеть эти грехи и стремиться к духовному обновлению.
Здесь приводится один из вариантов перечисления грехов на общей исповеди. Они названы в следующем порядке: грехи против Бога, грехи против ближнего, грехи против самого себя.
«Исповедую Господу Богу, во Святой Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу все мои грехи от юности моей и до настоящего времени, содеянные мною делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами, вольно или невольно.
Почитаю себя недостойным прощения от Бога, но не предаюсь отчаянию, возлагаю всю надежду мою на Божие милосердие и сердечно желаю исправить мою жизнь.
Согрешил маловерием, сомнением в том, чему учит нас вера Христова. Согрешил равнодушием к вере, нежеланием уразуметь ее и убедиться в ней. Согрешил кощунством – легкомысленным высмеиванием истин веры, слов молитвенных и евангельских, обрядов церковных, а также пастырей Церковных и людей благочестивых, называя усердие к молитве, посту и милостыне ханжеством.
Согрешил и больше: презрительными и дерзкими суждениями о вере, о законах и установлениях церковных, например о посте и богослужении, о почитании святых икон и мощей, о чудесных проявлениях милости Божией или гнева Божия.
Согрешил уклонением от Церкви, считая ее ненужной для себя, полагая себя способным к доброй жизни, к достижению спасения без помощи Церкви. Между тем к Богу должно идти не в одиночку, а с братиями и сестрами по вере, в союзе любви, Церкви и с Церковью: только где любовь, там и Бог; кому же Церковь не Мать и Бог не Отец.
Согрешил я отречением от веры или сокрытием веры из-за страха, из-за выгоды или по стыду перед людьми, не внял я словам Господа Иисуса Христа: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным; кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мф. 10, 33; Мк. 8, 38).
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я ненадеянием на Бога, надеясь больше на себя или на других людей, а иногда на неправду, обман, хитрость, коварство.
Согрешил в счастье неблагодарностью к Богу, подателю счастья, а несчастье – унынием, малодушием, ропотом на Бога, озлоблением на него, хульными и дерзкими мыслями о Промысле Божием, отчаянием, желанием смерти себе и своим близким.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я любовью к земным благам, паче чем к Творцу, Которого должен любить больше всего – всею душою, всем сердцем, всем помышлением.
Согрешил забвением Бога и нечувствием страха Божия; забывал, что Бог все видит и знает, не только дела и слова, но и тайные наши мысли, чувства и желания, и что Бог будет судить нас по смерти и на Страшном Суде Своем; оттого и грешил я безудержно и дерзко, как будто для меня не будет ни смерти, ни Суда, ни праведного наказания от Бога.
Согрешил суевериями, нерассудительным доверием снам, приметам, гаданиям (например, на картах).
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я в молитве леностью, неисправностью, пропускал молитву утреннюю и вечернюю, пред принятием и по принятии пищи, при начале и окончании всякого дела.
Согрешил я молитве поспешностью, рассеянностью, холодностью и бездушием, лицемерием, старался показаться людям более благочестивым, чем есть на самом деле.
Согрешил немерным настроением при молитве: молился в состоянии раздражения, гнева, зложелательства, осуждения, ропота, непокорности Промыслу Божию. Согрешил небрежным и неправильным совершением крестного знамения – от поспешности и невнимания или от дурной привычки.
Согрешил непосещением богослужения в праздничные и воскресные дни, невниманием к тому, что читается, поется и совершается в храме за службой, неисполнением или неохотным исполнением церковных обрядов (поклонов, главопреклонения, целование креста, Евангелия, икон).
Согрешил неблагоговейным, непристойным поведением в храме – мирским и громкими разговорами, смехом, спорами, ссорами, бранью, толканием и утеснением других богомольцев.
Согрешил легкомысленным упоминанием в разговорах имени Божия – клятвой и божбой без крайней необходимости или даже во лжи, а также неисполнением того, что кому-нибудь с клятвою обещал сделать доброе.
Согрешил небрежным обращением со святыней – с крестов, Евангелием, иконами, святой водой, просфорами.
Согрешил несоблюдением праздников, постов и постных дней, несоблюдением духовного поста, то есть старался освободить с Божией помощью от своих недостатков, дурных и праздных привычек, не старался исправить свой характер, не понуждал себя к усердному исполнению заповедей Божиих.
Бесчисленны грехи мои против Господа Бога и Его Святой Церкви!
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Бесчисленны грехи мои и против ближних моих, и в отношении обязанностей моих к самому себе. Вместо любви к ближним в жизни моей преобладает себялюбие со всеми губительными плодами его.
Согрешил я гордостью, самомнением, считая себя лучше других, тщеславием – любовью к похвалам и почету, самохвальством, властолюбием, высокомерием, неуважением, грубым обращением с людьми, неблагодарностью к тем, кто делает мне добро.
Согрешил осуждением, осмеянием грехов, недостатков и ошибок моих ближних, злословием, сплетнями, вносил ими раздор в среду моих ближних.
Согрешил клеветой – несправедливо говорил о людях другое и для них вредное и опасное.
Согрешил нетерпением, раздражительностью, гневливостью, упрямством, сварливостью, дерзостью, непослушанием.
Согрешил обидчивостью, злобой, ненавистью, злопамятством, мстительностью.
Согрешил завистью, зложелательством, злорадством, согрешил бранью, сквернословием, ссорами, проклятиями как других (может быть, даже детей своих), так и себя самого.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я непочитанием старших, особенно родителей, нежеланием заботиться о родителях, покоить их старость, согрешил осуждением и осмеянием их, грубым и дерзким обращением с ними, согрешил неисправным поминовением на молитве их и других близких своих – живых и умерших.
Согрешил немилосердием, безжалостностью к людям бедным, больным, скорбящим, беспощадной жесткостью в словах и делах, не боялся унизить, оскорбить, огорчить моих ближних, иногда, быть может, доводил человека до отчаяния.
Согрешил скупостью, уклонением от помощи нуждающимся, корыстолюбием, любовью к наживе, не боялся пользоваться для своей выгоды чужими несчастьями и общественными бедствиями.
Согрешил пристрастием, привязанностью к вещам, согрешил сожалением о сделанных добрых делах, согрешил безжалостным обращением с животными (морил их голодом, бил).
Согрешил присвоением чужого имущества – кражей, утаиванием найденного, покупкой и продажей краденого. Согрешил невыполнением или небрежным выполнением работы – своих домашних и служебных дел.
Согрешил я ложью, притворством, двоедушием, неискренностью в обращении с людьми, лестью, человекоугодием.
Согрешил подслушиванием, подглядыванием, чтением чужих писем, разглашением доверенных тайн, хитростью, всякой нечестностью.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я леностью, любовью к праздному провождению времени, празднословием, мечтательностью.
Согрешил небережливостью по отношению к своему и чужому имуществу. Согрешил невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, пьянством, табакокурением. Согрешил прихотливостью в одежде, излишней заботой о своей наружности, желанием нравится, особенно лицам другого пола.
Согрешил нескромностью, нечистотой, сладострастием в мыслях, чувствах и желаниях, в словах и разговорах, в чтении, во взорах, в обращении к лицам другого пола, а также невоздержанием в супружеских отношениях, нарушением супружеской верности, блудными падениями, брачным сожительством без церковного благословения, противоестественным удовлетворением похоти.
Тяжко согрешили те, кто делал аборты себе или другим или склонял кого-нибудь к этому великому греху – к детоубийству.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я тем, что своими словами и поступками соблазнял на грех других людей, а также сам поддавался соблазну на грех от других людей, вместо того чтобы бороться с ним.
Согрешил плохим воспитанием детей и даже порчей их своим дурным примером, чрезмерной строгостью или, наоборот, слабостью, безнаказанностью; не приучал детей к молитве, послушанию, правдивости, трудолюбию, бережливости, услужливости, не следил за чистотой их поведения.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил нерадением о своем спасении, об угождении Богу, нечувствием своих грехов и своей безответной виновности перед Богом.
Согрешил сожалением и леностью в борьбе с грехом, постоянным отлагательством истинного покаяния и исправления.
Согрешил я небрежным приготовлением к исповеди и причащению, забвением своих грехов, неумением и желанием припомнить их, чтобы почувствовать свою грешность и осудить себя пред Богом.
Согрешил тем, что к исповеди и причащению приступал очень редко.
Согрешил неисполнением наложенных на меня епитимий.
Согрешил оправданием себя в грехах: вместо осуждения – даже на исповеди – приуменьшение своих грехов.
Согрешил тем, что на исповеди обвинял и осуждал ближних моих, указывая чужие грехи вместо своих.
Согрешил, если на исповеди сознательно скрывал свои грехи из-за страха или стыда.
Согрешил, если приступил к исповеди и причащению, не примирившись с теми, кого обидел или кто меня обидел.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Знаю и чувствую, Господи, что недостоин я прощения, безответен я пред Тобой и Твоей святой Правдой. Но взываю к Твоему беспредельному милосердию: приими мое убогое покаяние, прости бесчисленные грехи мои, очисти, обнови и укрепи мою душу и тело, дабы неуклонно идти мне по пути спасения.
И вы, честный отче, помолитесь о мне Господу, Пречистой Владычице Богородице и святым угодникам Божиим, да их молитвами помилует меня Господь, разрешит от грехов моих и сподобит неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн».
Просмотров: 30516
Ниже приводится перечень наиболее характерных для всех нас — людей, живущих в миру, — грехов и страстей. Конечно, эти грехи не в одинаковой степени свойственны всем людям — перед нами именно общий перечень грехов, просматривая который и вспоминая свою жизнь, каждый может отметить и выявить то, что касается непосредственно его души и жизни. Возможно, одному человеку не свойственна блудная страсть, но он может быть гневлив; другой, напротив, миролюбив, но в то же время может быть нерадив к своим обязанностям, и т. п.
Таким образом, для подготовки к Таинству Исповеди мы должны провести работу — работу души. Здесь нужно внимание, рассудительность, трезвость в оценках самого себя, иногда безжалостность в обнажении перед Богом и совестью наших «душевных язв» для их уврачевания. Еще хочется сказать о доверии — доверии к голосу Церкви. Чувство греховности бывает в человеке притуплено, и не все перечисленные здесь грехи могут восприниматься некоторыми из нас как грехи. А без доверия к опыту Церкви, опыту святых, которые, практически пройдя путь очищения от страстей, оставили нам учение о борьбе с грехами — не может быть и действительной веры в Бога.
При исследовании своей совести нужно стараться избегать двух крайностей:
- невидения своих грехов (в помощь для борьбы с этим и предлагается настоящее пособие)
- некоей растерянности от их чрезмерного обилия: «Всем абсолютно грешен!» В этом случае важно, во-первых,— не пугаться, ибо глубина зрения своих грехов в самых мелких и тонких их проявлениях говорит о глубине духовного мира человека, а во-вторых, нужно, вглядываясь вдумчиво в свою жизнь, особенно отметить те грехи и страсти, те «сорняки» , которые наиболее густо засорили ниву нашей души, наиболее укоренились в ней. Нужно находить их и «вырывать» — исповедуя их и борясь с ними наиболее решительно и неотступно.
Грехи против бога
Согрешил неимением любви к Богу и страха Божия, в том числе непамятованием о Боге.
Согрешил гордостью, в том числе: несмиренностию духа, нежеланием жить по Воле Божией, самоволием, самочинием, самомнением, высокоумием, плотским мудрованием.
Согрешил неисполнением заповедей Божиих.
Согрешил кумирослужением, в том числе страстным увлечением кем-либо или чем-либо.
Согрешил духовным неразумием.
Согрешил чрезмерным упованием на Божие долготерпение, в том числе попущением себе всяческих грехов.
Согрешил тщеславием, в том числе превозношением, многоглаголанием, честолюбием, обидчивостью, лицемерным благоговением и ложным благочестием, смиреннословием.
Согрешил маловерием, в том числе отсутствием мира Христова в душе.
Согрешил недоверием к Промыслу Божию, в том числе неупованием на Господа, опасением старости, бедности, болезней, будущих скорбей.
Согрешил неблагодарностью к Богу.
Согрешил печалью и унынием, в том числе малодушием.
Согрешил ропотом на Бога, неприятием дарованного Господом во спасение нашей души жизненного креста.
Согрешил тем, что уклонялся в ересь или иным образом извергал себя из церкви, в том числе: участвовал в мероприятиях церковных раскольников, сектантов, иноверцев или оккультистов.
Согрешил тем, что занимался колдовством, (магией), обращался к разного рода колдунам и целителям, в том числе: подвергал себя кодированию, заговорам, гипнозу.
Согрешил нетерпением посылаемых Господом испытаний, в том числе нетерпением скорбей: болезней, бедности, ущерба, неудач, обид и т. п.
Согрешил ненадеянием на спасение, согрешил отчаянием, помыслами и попытками самоубийства, в том числе недоверием к милосердию Божию.
Согрешил богохульными и еретическими помыслами, в том числе сомнениями в истинах веры.
Согрешил суевериями, в том числе гаданиями, чтением оккультной и мистической нехристианской литературы — по астрологии, хиромантии и пр.
Согрешил поминанием имени Божия всуе, в том числе кощунственно; чертыханием, нецензурной руганью.
Согрешил пленением души страстями, окамененным нечувствием, в том числе невниманием к голосу совести.
Согрешил нерадением об исповедании грехов, самооправданием, в том числе: холодностью и бесчувственностью на исповеди; неполным исповеданием грехов по ложному стыду, нерадению или забвению; умалением на исповеди своих грехов и обвинением в них всех и вся: людей, обстоятельства, бесов и пр.
Согрешил неисполнением обетов пред Богом, в том числе: неисполнением обетов крещения, обещаний, данных Богу на исповеди или самим себе пред Господом, благословений духовника.
Согрешил пренебрежением к требованиям церковного устава и традициям церкви, в том числе: не выделял церковную десятину.
Согрешил неблагоговейным отношением к иконам и другим святыням, в том числе: по нерадению или дерзости прикасался к святыням в храме или дома, будучи в нечистоте; читал домашние молитвы, не возжигая лампады или свечи, не следил за порядком в красном углу , был нерадив к хранению святынь (допускал порчу просфор, икон и т.п.)
Согрешил непочитанием церковных праздников и нерадением об участии в богослужении, в том числе непосещением храма в воскресные и в праздничные дни, непосещением в канун этих дней вечерних богослужений; хождением в храм на службу без желания, без благоговения, без страха Божия; на службе — разговорами, смехом, дреманием, невниманием, блужданием мыслей, исхождением из храма во время службы, опозданием или ранним уходом с нее без уважительной причины; небрежным изображением на себе крестного знамения; торопливым, без благоговения прикладыванием к иконе, кресту.
Согрешил нарушением постов, в том числе несоблюдением установленных Церковью постов, а именно: четырех многодневных, всех сред и пятниц, кроме сплошных седмиц, а также постов в сугубые дни, при подготовке к причащению Святых Христовых Таин; нерадением о должном прохождении постов, как телесном, так и душевном.
Осуждал священников и всю церковную иерархию, в том числе ропотом и непослушанием.
Согрешил потворством духу времени и мирским обычаям, противным вере православной, в том числе согрешил обмирщением души.
Стыдился исповедать себя христианином, в том числе стыдился налагать на себя крестное знамение, носить нательный крест и т.п.
Согрешил нерадением и ленью к молитве, а также к чтению православной душеспасительной литературы, в том числе: молился без внимания, усердия и благоговения, с холодным сердцем, торопливо, рассеяно, вольно, допуская посторонние мысли; по лени оставлял молитвенное правило или сокращал его; ленился поучаться в законе Божием и учении святых отцов.
По небрежению не носил нательного креста.
Грехи против ближнего
Согрешил неимением любви к ближнему, в том числе: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, подозрительностью нрава, непостоянством в отношении к ближним.
Согрешил неимением дел любви и непонуждением себя на них, в том числе: не посещал больных, заключенных, не помогал нуждающимся, скупился на милостыню, осуждал нищих, не утешал скорбящих, не защищал невинных людей и правого дела, не хотел пожалеть ближнего, уступить ему, услужить.
Согрешил нерадением о спасении ближнего, в том числе хладностью и забывчивостью в молитвах за ближнего.
Согрешил непочитанием родителей, в том числе: не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д.
Согрешил непочитанием старших.
Согрешил невоспитанием детей в православной вере, не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях.
Согрешил вольным или невольным убийством, в том числе абортами, (это касается всех к ним причастных), членовредительством, рукоприкладством, в том числе: согрешил действиями, которые вольно или невольно привели к прерыванию беременности, выкидышу или какому-либо ущербу здоровья плода.
Согрешил жестокостью к животным или же страстной привязанностью к животным.
Согрешил ненавистью и злобой, зложелателъством, зловоздаянием; злорадством.
Согрешил гневом, в том числе вспыльчивостью.
Согрешил проклинанием.
Согрешил непримиримостью, в том числе злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним.
Согрешил нанесением оскорблений, в том числе поношением, злословием.
Согрешил раздражительностью, в том числе прекословием, укорением, упрямством, спорливостъю, пристрастностью.
Согрешил клеветой, сплетнями.
Согрешил завистью.
Согрешил ложью, в том числе лукавством, лицемерием, хвастовством.
Согрешил осуждением.
Согрешил лицеприятием (человекоугодием, лестью).
Согрешил поведением, соблазняющим окружающих, в том числе желанием страстно нравиться, прельщать или смущать окружающих.
Согрешил вольностью и дерзостью в обращении с людьми, в том числе: наглостью и бесчувственностью, издевательством и насмешками, бесстыдством.
Согрешил страстным любопытством (подглядыванием и подслушиванием за людьми, желанием узнать чужие грехи и тайны).
Грехи против самого себя
Согрешил блудом.
Согрешил прелюбодеянием.
Согрешил противоестественными блудными отношениями, в том числе: кровосмешением, мужеложством, скотоложством и пр.
Согрешил рукоблудием.
Согрешил блудными разжжениями, то есть всяческим сладострастием: чтением развратных книг, рассматриванием соблазнительных картин и зрелищ.
Согрешил ночными осквернениями.
Согрешил невоздержанием в супружеской жизни, в том числе нехранением постов и праздников.
Согрешил нескромным воззрением и вольным поведением с лицами противоположного пола, в том числе: сладострастными прикосновениями, нескромностью в одежде и украшениях; бесовскими плясаниями и телодвижениями; участием в страстных мирских развлечениях, в том числе игрой в карты и другие азартные игры; соблазнительными разговорами и песнями, неумеренным смехотворством.
Согрешил всяческой душевной нечистотой, в том числе: вольным услаждением блудными помыслами, медлением в них, воспоминанием грехов, невоздержанностью душевных и телесных чувств.
Согрешил употреблением наркотиков, пьянством, курением, чревоугодием, тайноядением, сластолюбием; в том числе: чревобесием и гортанобесием, многоядением, невоздержанностью в пище и питии, недовольством пищей и питием.
Согрешил употреблением в пищу крови животных (в том числе кровяной колбасы).
Согрешил ленью, расслаблением тела и чувств, многоспанием, тунеядством, в том числе: негою, люблением телесного покоя, пустой мечтательностью; пустым, бессмысленным времяпрепровождением.
Согрешил небрежением Божьими дарами: жизнью, талантами, временем, в том числе: пустословием, праздностью, чтением неполезной душе литературы, кумирослужительным пристрастием к телевизору, компьютеру, коллекционированию или другим мирским зрелищам и занятиям.
Согрешил чрезмерной попечительностью о своем здоровье или, напротив, небрежением о своем здоровье.
Согрешил неисполнением своих житейских обязанностей, в том числе нехранением совести относительно вещей.
Согрешил сребролюбием, в том числе: корыстолюбием, любостяжательностью, мечтаниями о богатстве, любовью к подаркам, пристрастием к различным предметам, лишающим душу свободы, расточительностью или, наоборот, ущемлением себя и ближних из-за жадности, скупости и страсти к накопительству.
Согрешил злоприобретением, в том числе: лихоимством, хищением, воровством.
Митрополит Сурожский Антоний
ОБ ИСПОВЕДИ
Говоря о покаянии, я только коснулся исповеди, но вопрос об исповеди настолько важен, что я хочу на нем остановиться подробнее и глубже.
Исповедь бывает двоякая. Бывает личная, частная исповедь, когда человек подходит к священнику и открывает в его присутствии свою душу Богу. И бывает общая исповедь, когда люди сходятся большой или малой группой, и священник произносит исповедь за всех, включая себя самого. Я хочу остановиться сначала на частной исповеди и обратить ваше внимание вот на что.
Человек исповедуется — Богу. В поучении, которое священник произносит перед исповедью отдельного человека, говорится: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое; я же — только свидетель”. Это надо помнить: мы исповедуемся не священнику и не он является нашим судьей. Я бы сказал больше: даже Христос в этот момент не является нашим Судьей, а является сострадающим нашим Спасителем. Это очень, очень важно, потому что когда мы приходим на исповедь, мы находимся в присутствии свидетеля. Но что это за свидетель, какова его роль?
Свидетели бывают различные. Например: случилась авария на дороге. Какой-то человек стоял при дороге и видел, что случилось; его спрашивают, что произошло. Ему совершенно все равно, кто прав, кто виноват, он просто говорит: я видел то-то и то-то… Есть другой род свидетелей — на суде: один свидетельствует против подсудимого, другой — в его пользу. Это совершенно иное положение, и этому частично соответствует священник, потому что он стоит перед Христом и говорит: “Господи, он к Тебе пришел в покаянии, — прими его! Уж если мне его жалко, то, конечно, Тебе его жалко много больше, чем мне. Я его спасти не могу, я могу с ним кое-чем поделиться, чем-то помочь, но Ты можешь его преобразить”.
А есть третий род свидетеля. Когда совершается брак, приглашают самого близкого человека. Он — тот, кто в Евангелии назван “друг жениха” ( в нашей практике можно было бы сказать также “друг невесты”). Это самый близкий жениху и невесте человек, который может разделить с ними самым полным образом радость преображающей встречи, соединяющего чуда.
И вот священник занимает это положение: он — друг Жениха, друг Христов, он кающегося приводит к Жениху-Христу. Он — тот, который так глубоко связан любовью с кающимся, что готов с ним разделить его трагедию и привести его к спасению. И когда я говорю “разделить его трагедию”, то говорю о чем-то очень, очень серьезном. Мне вспоминается один подвижник, которого однажды спросили: “Каким образом каждый человек, который к тебе приходит и рассказывает о своем житье-бытье, даже без чувства покаяния или сожаления, вдруг бывает охвачен ужасом перед тем, насколько он грешен, и начинает каяться, исповедоваться, плакать — и меняться?” И этот подвижник дал замечательный ответ. Он сказал: “Когда человек приходит ко мне со своим грехом, я этот грех воспринимаю как свой. Мы с этим человеком едины; те грехи, которые он совершил действием, я непременно совершил мыслью или желанием, или поползновением. Поэтому я переживаю его исповедь, как свою собственную, я (как он говорил) схожу ступенька за ступенькой в глубины его мрака, и когда я дошел до самой глубины, я его душу связываю со своей душой и каюсь всеми силами своей души в грехах, которые он исповедует и которые я признаю за свои. И тогда он охвачен моим покаянием и не может не каяться, и выходит освобожденным; а я по-новому каялся в своих грехах, потому что я с ним един состраданием и любовью”.
Это предельный пример того, как священник может подойти к покаянию другого человека, как он может быть другом жениха, как он может быть тем, который приводит кающегося ко спасению. Но для этого священник должен научиться состраданию, должен научиться чувствовать и сознавать себя единым с кающимся.
А произнося слова разрешительной молитвы, священник их либо предваряет наставлением, либо нет. И это тоже требует честности и внимания. Иногда бывает, что священник слушает исповедь, и вдруг ему явно, как бы от Бога, от Духа Святого открывается, чтó он должен сказать кающемуся. Ему может показаться, что это не к делу, но он должен слушаться этого голоса Божьего и произнести эти слова, сказать то, что Бог ему положил на душу, на сердце и в ум. И если он так поступит, даже когда это как будто не относится к исповеди, которую принес кающийся, он говорит то, что нужно кающемуся.
Иногда у священника нет чувства, что эти слова от Бога. (Знаете, и у апостола Павла в посланиях встречаются места, где он пишет: “Это я вам говорю именем Божиим, именем Христовым…”, или “Это я вам говорю от себя…”). Но это не значит, что тогда слова священника — “отсебятина”; это то, что он познал из личного опыта, и
он делится этим опытом, — опытом греховности, опытом покаяния и того, чему его научили другие люди, более чистые, более достойные, чем он сам.
А порой и этого нет. Тогда можно сказать: “Вот что я вычитал у святых отцов, вычитал в Священном Писании. Я могу тебе это предложить, ты это прими во внимание, задумайся, и может быть через эти слова Божественного Писания тебе Бог скажет то, чего я не могу сказать”.
А иногда честный священник должен сказать: “Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу. Я буду молиться о тебе, но совета дать не могу”. И у нас есть пример тому. В житии преподобного Амвросия Оптинского описываются два случая, как к нему приходили люди, открывали свою душу, свою нужду, и он три дня их держал без ответа. И когда наконец у него настоятельно просили ответа, он сказал: “Что я могу ответить? Вот три дня я молю Божию Матерь меня просветить и дать ответ, — Она молчит; как же я могу говорить без Ее благодати?”
Вот то, что я хотел сказать о частной, личной исповеди. Человек должен прийти и свою душу изливать. Не повторять чужие слова, смотря в книжку, а поставить перед собой вопрос: если бы я стал теперь перед лицом Христа Спасителя и всех людей, которые меня знают, что явилось бы для меня предметом стыда? что я не готов открыть перед всеми, потому что было бы слишком страшно, что меня увидели, каким я себя вижу?.. Вот в чем надо исповедоваться. Поставь себе вопрос: если моя жена, мои дети, мой самый близкий друг, мои сослуживцы знали бы обо мне то или другое, было бы мне стыдно или нет? Если стыдно — исповедуй. Если то или другое стыдно открыть Богу (Который и без того это знает, но от Которого я стараюсь это спрятать) или было бы страшно — открой это Богу. Потому что в момент, когда ты это откроешь, все то, что ставится в свет, делается светом. И тогда ты можешь исповедоваться и произносить свою исповедь, а не трафаретную, чужую, пустую, бессмысленную исповедь.
А если речь идет о детях, надо помнить, что детям нельзя навязывать исповедь, которая не является их собственной исповедью. Нельзя им говорить: “Ты запомни, что ты меня рассердил тем-то, что в этом ты поступил не право, вот покайся в этом”. Надо дать ребенку свободу стать перед Богом как перед другом, и с Ним поделиться всей своей жизнью и душой, — даже своей болью о родителях, даже тем, как он их переживает иногда тяжело.
А теперь я хочу сказать коротко об общей исповеди. Общая исповедь может произноситься по-разному. Обыкновенно она произносится так: собирается народ, священник говорит какую-то вступительную проповедь и затем по книге читает как можно большее число тех грехов, которые он ожидает от присутствующих. Этот перечень может быть формальным. Сколько раз я слышал: “Я не вычитывал утренних и вечерних молитв”, “я не вычитывал канонов”
, “я не соблюдал постов”, я не делал того, я не делал другого… Это все формально. Да, это не формально в том смысле, что это реальные грехи каких-то людей, может быть, даже самого священника, но это не обязательно реальные грехи этих людей; реальные грехи бывают иные.
Я вам расскажу, как провожу общую исповедь сам. Общая исповедь у нас бывает четыре раза в году. Перед исповедью я провожу две беседы, которые направлены на понимание того, чем является исповедь, чем является грех, чем является Божия правда, чем является жизнь во Христе. Каждая беседа длится сорок пять минут, все собравшиеся сидят, слушают, затем наступает получасовое молчание, в течение которого каждый должен продумать то, что слышал, посмотреть на свою душу и продумать свою греховность. А затем бывает общая исповедь. Мы собираемся на середине храма, я надеваю епитрахиль, перед нами Евангелие, и обыкновенно я читаю Покаянный канон Господу Иисусу Христу. И под влиянием канона произношу вслух собственную исповедь — не о формальностях, а о том, в чем меня попрекает моя совесть и что открывает передо мной читаемый мною канон. Каждая исповедь бывает иная, потому что каждый раз слова этого канона меня обличают по-иному, в другом, и я каюсь перед всеми людьми, называю вещи своим языком, своим названием. Не так, чтобы меня потом ходили и упрекали конкретно в том или другом грехе, а так, чтобы каждый грех был раскрыт перед людьми как мой собственный. И если, произнося исповедь, я не чувствую, что истинно каюсь, я произношу и это в качестве исповеди: “Прости меня, Господи! Вот, я произнес эти слова, но они до моей души не дошли”… Эта исповедь длится обыкновенно минут тридцать-сорок, в зависимости от того, что я могу поисповедовать перед людьми. И одновременно люди исповедуются — молча, а иногда и вслух произнося: “Да, Господи! Прости меня, и я виноват в этом!” Но это является моей личной исповедью. И к сожалению, я настолько греховен и настолько похож на каждого, кто присутствует на этом действии, что мои слова раскрывают перед людьми их собственную греховность.
После этого мы молимся. Мы читаем часть покаянного канона, читаем молитвы перед Святым Причащением (не все, а избранные, которые относятся к тому, о чем я говорил или как исповедовался). Затем все становятся на колени, и я произношу разрешительную молитву всем. Если кто-то считает нужным потом подойти и отдельно сказать о том или другом грехе, он свободно может это сделать. Но я на опыте знаю, что такая общая исповедь учит людей приносить частную исповедь. Многие мне говорили сначала: “Я не знаю, с чем прийти на исповедь. Я знаю, что согрешил против множества заповедей Христовых, сделал очень много дурного, но я не могу это как бы собрать в покаянную исповедь”. А после такой общей исповеди люди приходят и говорят: “Я теперь знаю, я научился, как исповедать собственную душу, опираясь на молитвы Церкви, опираясь на покаянный канон, опираясь на то, как Вы сами исповедовали свою душу и как люди вокруг меня эту же самую исповедь воспринимали и приносили, словно собственную”. Я думаю, что это очень важный
момент: чтобы общая исповедь была уроком того, как исповедоваться лично, а не “вообще”.
Иногда приходят люди и вычитывают длинный список грехов — которые я по списку знаю, потому что у меня есть те же самые книжки, что у них. И я их останавливаю, говорю: “Ты не свои грехи исповедуешь, ты исповедуешь грехи, которые можно найти в номоканоне, в молитвенниках. Мне нужна твоя исповедь, вернее, Христу нужно твое личное покаяние, а не общее трафаретное покаяние. Ты не можешь чувствовать, что осужден Богом на вечную муку, потому что не вычитывал вечерние молитвы или не читал каноны, или не так постился”.
Больше того: иногда бывает, что человек и старается, например, поститься, а потом срывается и чувствует, что осквернил весь свой пост, что ничего не остается от его подвига. А на самом деле Бог совершенно иными глазами на это смотрит. Это я могу вам разъяснить одним примером из собственной жизни. Когда я был врачом, я занимался одной бедной русской семьей. Денег я с них не брал, потому что у них никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, “зверски”, то есть не нарушая никаких уставных правил, они меня пригласили на обед, и оказалось, что они в течение какого-то времени из своего отсутствия денег собирали гроши, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец моего подвига постного. Конечно, я съел кусок цыпленка, — я не мог их оскорбить отказом; но потом пошел к своему духовному отцу и говорю: “Знаете, отец Афанасий, со мной такое горе случилось! В течение всего поста я, можно сказать, постился в совершенстве, а сейчас, на Страстной седмице, съел кусок курицы”. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: “Знаешь, если бы Бог на тебя посмотрел и увидел, что у тебя нет никаких грехов, а кусочек курицы может тебя осквернить, Он тебя от этого защитил бы; но Он посмотрел и увидел в тебе столько греховности, что никакая курица тебя осквернить не может”. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример для того, чтобы быть честными, правдивыми людьми, а не просто держаться устава. Да, я съел кусочек этой курицы, но вопрос был в том, что я его съел ради того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как какую-то скверну, а как дар человеческой любви. Есть место в писаниях отца Александра Шмемана, где он говорит: все на свете — не что иное, как Божия любовь; и даже пища, которую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной…
Предыдущая глава | СОДЕРЖАНИЕ | Следующая глава