Содержание
- Кто такой мытарь в Библии?
- Молитва мытаря: текст, значение, когда читать
- Кто такой мытарь
- Важность покаяния
- Молитва мытаря
- Кто такие мытарь и фарисей?
- мытарь (сборщик податей в иудее)
- История мытарства
- Притча о мытаре и фарисее
- Неделя о мытаре и фарисее
- Видео о притче о мытаре и фарисее
- О библейских именах, или Как не перепутать фарисея и мытаря?
- Мытарь
- Мыто, мытарь, мытник — этимология
- Мытник в Древней Руси
- История России / Культура Древней Руси / Мытник в Древней Руси
- Мытарь
Кто такой мытарь в Библии?
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой мытарь.
Мытарь – сборщик податей.
В новозаветные времена Иудея была одной из провинций Римской империи. Налоги и пошлины собирало не государство, а арендаторы отдельных областей. Для этого они нанимали особых чиновников – мытарей (как правило, из местного населения). Государство заранее определяло размеры пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше. Естественно, что мытарей (сборщиков податей) не любили во всех провинциях империи. Также иудеи считали, что мытари оскверняли себя, так как регулярно общались с язычниками.
Материал по теме
Ученики: Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
Мы помним, что каждого из апостолов избрал Сам Христос. Позвал к Себе, кого Сам хотел (Мк 3:13), — ключевая формула для понимания того, почему стал апостолом этот, а не другой. Но едва ли другие апостолы были призваны более удивительным образом, чем Матфей.
«Мытарь» было очень близко понятию «грешник» (Мф 5:46 и далее; 9:10 и след.; 11:19; 21:31; Лк 5:30; 7:34). Согласно Талмуду, еврей, который стал мытарем, считался отлученным от израильского общества (См. Мф 18:17).
В притче о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14) Христос ставит готового к покаянию мытаря, выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея.
Один из мытарей – Матфей (или Левий), стал апостолом Иисуса Христа (Мф 10:3; Мк 2:14), другой – Закхей – Его последователем (Лк 19:2).
Иллюстрация: Ян Массейс, Мытарь
Молитва мытаря: текст, значение, когда читать
Покаяние и осознание грехов имеет большое значение в православии. Известно, что именно гордыня и превозношение послужили причиной падения бывшего ангела света — Люцифера. Об этом мне рассказал духовный отец, когда я приняла крещение.
Оказывается, одного покаяния не достаточно, так как враг человеческий постоянно соблазняет и обольщает верующих. Я вам расскажу,что такое молитва мытаря, и как правильно каяться перед богом в домашней молитве.
Кто такой мытарь
Современный человек не всегда понимает библейские термины и названия, так как библия была написана несколько тысяч лет назад. В наши дни нет никаких мытарей, они давно уже называются налоговыми инспекторами. А во времена Иисуса Христа сборщики налогов и податей назывались мытарями. Они считались грешными людьми, так как всегда брали больше денег с населения, чем положено. За это их никто не любил.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Также иудейские священники считали мытарей оскверненными, потому что они постоянно общались с язычниками и работали на них. Таким образом, мы видим, что мытарь в библии являет собой законченного грешника и ненавидимого своим народом человека. Более того, мытарей отлучали от иудейского общества, они становились изгоями среди своего народа.
Когда Иисус проповедовал мытарям, иудейские священники злословили на него. Считалось, что мытаря никогда не примет бог, и каяться ему уже бесполезно. Однако в своей притче о фарисее и мытаре Христос подчеркивает значимость молитвы последнего, ведь он искренне считает себя грешным. Почему Иисус придавал такое значение покаянию?
Притча о фарисее и мытаре:
Важность покаяния
Самоправедность и осознание греховности — вот два полярных состояния человека. Именно самоправедность приводит к гордыне, а затем и падению человека. Самоправедность убеждает человека, что он лучше других. А раз лучше, значит, заслуживает больше милостей у бога. Это приводит к требованию награды, самолюбованию и бунту в конце концов. Именно такой путь прошел Люцифер перед своим падением: он посчитал зазорным служить Адаму. Кто такой Адам перед ним, денницей утренней?
Святые отцы учат, что у покаяния есть начало, но не существует конца. Человек постоянно сталкивается с проявлением своей греховной природы, в чем необходимо постоянно раскаиваться. Если человек не осознает своей греховной природы, это рано или поздно приведет к самоправедности и падению.
Однако следует различать покаяние от исповеди. Раскаиваться в прегрешениях можно и дома без священника, если человек поймает себя на совершении дурного с точки зрения церкви поступке. Но не следует думать, что домашнее покаяние заменяет и исключает исповедь. На исповеди нужно признаться в прегрешении священнику, и только тогда грех полностью аннулируется. После исповеди можно даже не вспоминать о своих раскаянных грехах, так как они утратили духовное значение. После исповеди верующий может с чистым сердцем причащаться Святых Даров без последствий для себя.
Обратите внимание! Вкушать Святые Дары без исповеди нельзя, так как человек будет пить и есть осуждение себе.
Верующий должен понимать, что только Иисус Христос жил на земле без греха. Его божественная природа позволяла жить в чистоте и святости. Даже апостолы совершали прегрешения. Например, апостол Петр поддался гневу и отрубил ухо у солдата. Он поступил против заповедей Христа, поддавшись греховной природе. Однако искреннее раскаяние в совершенном освободило его от тяжести на душе. Как мы помним, Иисус назвал апостола Петра краеугольным камнем церкви.
Помните, что после смерти раскаяться в грехах невозможно. Покаяние принимается только при жизни.
Многие люди интересуются о целесообразности покаяния, так как бог и так знает о всех грехах. Святые отцы учат, что человеку дана свобода выбора жить грешником или праведником. Поэтому бог никого не заставляет каяться. Если человек осознает тяжесть своего проступка и кается, он приближает себя к богу. А нераскаянные грехи отдаляют от бога.
Молитва мытаря
Эта молитва очень краткая и состоит из одного предложения.
Молитва мытаря — текст:
Но сколько в этих словах скрыто смысла, если человек искренне раскаивается в содеянном и понимает, что он не заслуживает прощения. Прощение даруется только милостью божьей после искреннего осознания своей греховности. Все наши добрые дела ничего не значат перед совершёнными грехами, и только милость божья может покрыть их и аннулировать.
Некоторые люди считают, что делают некое одолжение богу, совершая добрые поступки. Но добрые дела — это наша обязанность перед богом, а не одолжение ему. Игнатий Брянчанинов так пишет о добрых делах и самоправедности:
Когда нужно читать молитву мытаря? Ее произносят в следующих случаях:
- заходя в церковь;
- заходя в любое помещение;
- проходя мимо храма/часовни;
- при тяжелых обстоятельствах;
- когда одолевает страх;
- при обращении к богу в любых обстоятельствах.
Это очень короткая молитва, но она помогает построить духовную жизнь христианина. Эта молитва ставит всё на свои места и показывают человеку, что он немощен и всегда нуждается в милости бога. Боже, милостив буди мне грешному. Это основа основ христианской жизни, без которой невозможно обрести спасение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Смирение противоположно гордыне — самому опасному греху человека. Смирению нужно учиться всю жизнь, взращивая терпение. Когда человека настигают скорби, он должен со смирением принимать этот дар божий. Апостол Павел учил верующих: «Всегда радуйтесь, за все благодарите». Это значит, что нужно благодарить и за посылаемые скорби.
Некоторые люди путают смирение с равнодушием. Это неправильное понимание. Не нужно быть равнодушным к скорбям, их следует принимать со смирением в сердце. Смирение приводит к спасению, об этом нужно всегда помнить. Смирение считается высшей добродетелью. Быть смиренным — это значит не превозноситься над людьми, постоянно каяться перед богом и не осуждать чужие грехи.
Кто такие мытарь и фарисей?
МЫТАРЬ — это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы», но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря — «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.
Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лк. 19, 1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм — единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.
Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф. 9, 11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лк. 18, 9-14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф. 10, 3).
В русском языке в слове «мытарь» ударение на первом слоге! Бытующая в церковной сфере форма «мытарь» могла возникнуть по аналогии со словом «мытарства» и стала «профессиональным неологизмом», как «компас» у моряков, «искра» у водителей или «осужденный» в милицейской среде.
ФАРИСЕЙ — название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин переводится как «обособившиеся», «отделенные», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении.
Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощренными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мертвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел).
Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.
мытарь (сборщик податей в иудее)
См. также в других словарях:
-
МЫТАРЬ — МЫТАРЬ, я, муж. В библейских сказаниях: сборщик податей в Иудее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
Мытарь — I м. Сборщик податей, откупщик в Иудее (в библейских текстах). II м. Сборщик мыта в Древней Руси. III м. разг. Тот, кто испытывает невзгоды, страдания, лишения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
Мытарь — I м. Сборщик податей, откупщик в Иудее (в библейских текстах). II м. Сборщик мыта в Древней Руси. III м. разг. Тот, кто испытывает невзгоды, страдания, лишения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
Мытарь — Мытарь сборщик податей; в современном смысле таможенник … Википедия
-
Мытарь — (Лук.18:10 ) сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
мытарь — я; м. 1. В библейских текстах: название сборщика податей, откупщика в древней Иудее. 2. В древней Руси: сборщик мыта (2.М.). 3. По суеверным представлениям: душа человека, не нашедшая успокоения ни в аду, ни в раю. / О человеке, испытавшем… … Энциклопедический словарь
-
мытарь — я; м. 1) В библейских текстах: название сборщика податей, откупщика в древней Иудее. 2) В древней Руси: сборщик мыта II 3) а) По суеверным представлениям: душа человека, не нашедшая успокоения ни в аду, ни в раю. б) расш. О человеке, испытавшем… … Словарь многих выражений
-
День апостола и евангелиста Матфея у протестантов — Матфей является автором первого Евангелия в Новом Завете и одним из двенадцати апостолов. Святой апостол и евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием, жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Словом «мытари» сейчас называют сборщиков налогов и пошлин. Это работники налоговых органов, судебные приставы, таможенники.
Слово пришло в русский язык из церковнославянского. При переводе Библии так назвали иудейских сборщиков податей. В современном русском языке ударение ставится на первый слог, в церковнославянском — на второй.
Происхождение слова
Представлено во всех группах славянских языков.
Есть две версии его происхождения:
- заимствовано из древневерхненемецкого mutari;
- образовано от общеславянского «пошлина», произошедшего от древневерхненемецкого muta (подать, пошлина).
В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок.
Государственные пошлины стали называть «мыто». Сборщиков — «мытниками». Таможню — «мытня», «мытница».
До нашего времени дошел договор от 911 года, заключенный между князем Олегом и Византией. Уже в нем есть упоминания о мыто.
Мытники в Древней Руси собирали с купцов плату за провоз и продажу товаров. Часто их называли лихоимцами и притеснителями.
Значение понятия в Библии
Для понимания библейских текстов необходимо знать, кто такие мытари и фарисеи.
Первые — сборщики податей в Иудее в пользу римской казны, алчные и жестокие. Сограждане презирали их за предательство.
Вторые — уважаемые народом, глубоко верующие люди, соблюдавшие все религиозные правила.
Бог милосерден ко всем. Избранный Христом апостол Матфей собирал подати.
История мытарства
В современном русском языке в память об истории мытарства осталось слово «мытарить» (мучить).
Появление мытарства
В Древнем Риме можно было купить разрешение на право собирать с населения пошлины и другие сборы. Откупщики вносили деньги в казну, а потом собирали их с населения.
Мытарство появилось, когда откупщики стали нанимать сборщиков.
Сборщики стремились побыстрее вытрясти из должников деньги. Угрожали расправой, унижали, отправляли в тюрьму.
В то время Иудея была провинцией Рима. Сборщиков податей нанимали из местного населения. Народ презирал их как прислужников иноверцев и язычников.
Сборщики брали гораздо больше положенного. Наживались за счет людей, не знавших таможенных тарифов.
В Евангелии от Матфея (Мф 5:46) они уравнены с грешниками.
Развитие и дальнейшая судьба
В Древней Руси в XII-XIII веках с появлением границ между княжествами появились таможенные заставы для контроля за перемещением товаров. Величину пошлин устанавливал князь. Мытники входили в княжескую дружину.
С купцов брали пошлину:
- при проезде через внешние и внутренние заставы — «мыто» (сухое, водяное);
- в городах за право торговли — «замыт».
От «мыто» произошло название подмосковного города Мытищи, где собирали пошлину при перевозе товаров через реку Яузу.
В XIII веке татаро-монголы ввели свою пошлину — тамгу. Впоследствии это название перешло на таможенные платежи и на место их сбора — таможню.
Единая таможенная политика начала складываться в Российском государстве в XVI веке. В 1653 году был принят Таможенный устав, в 1667 году — Новоторговый устав. Разрозненные сборы заменила единая система таможенных пошлин.
Сейчас таможенные платежи — важнейший источник государственного бюджета.
Современное положение
В толковых словарях кроме библейского значения есть и «сборщик мыта в Древней Руси», и «таможенник».
Похожа на мытарство деятельность современных коллекторов. Это посредники между кредитором и заемщиком, профессиональные сборщики долга за определенный процент.
Но в современном обществе так обычно называют работников налоговых органов.
Сложная система налогов и сборов обеспечивает функционирование государства. В России уплата налогов — крупнейшая экономическая и социальная проблема. Действующим законодательством (Налоговым и Уголовным кодексами) за неуплату предусмотрены наказания.
Притча о мытаре и фарисее
Притча Иисуса Христа о необходимости признания своих грехов. Упоминается в Новом Завете в Евангелии от Луки (Лк. 18-9-1).
Цель текста
Показать, что никто не должен утверждать, что праведен, и презирать других. Покаяние жизненно необходимо и явным грешникам — за их грехи, и считающим себя праведными — за их гордыню.
Суть и сюжет
«Фарисей» стало понятием, обозначающим ханжу и лицемера. Но фарисеем был апостол Павел.
Необходимо правильно понимать значение слова в Библии. «Фарисей» происходит от древнееврейского глагола, обозначавшего «отделять» (от нечистоты, от нечистых людей). Это были богобоязненные люди. Стремились точно осознать и исполнить Божий Закон.
В притче фарисей говорит себе и Богу, что соблюдает все правила. Постится дважды в неделю, отдает десятую часть дохода в жертву храму.
В молитве благодарит Бога за свою праведность и осуждает других.
В своей обычной жизни фарисей, вероятно, натерпелся от беззакония. Он высказывает презрение к сборщику податей.
Сборщик раздавлен своей греховностью:
- приходит только к порогу храма;
- не смеет поднять глаза на небо;
- бьет себя в грудь и искренне молится;
- просит Бога о милости.
Притча заканчивается тем, что грешник за свое смирение перед Богом вышел из храма более оправданным (помилованным), чем праведник.
Толкование
Фарисей судит и себя, и других вместо Бога. Ему свойственны самомнение и ложная успокоенность. Но все люди — грешники перед Богом.
Чтобы получить прощение, надо смириться, а возвышающий себя будет унижен.
В церковных проповедях часто говорят о современных фарисеях, считающих себя непогрешимыми, но замечающих грехи других.
Неделя о мытаре и фарисее
Название недели происходит от евангельской притчи о них. На литургии будут читать Евангелие от Луки (Лк. 18-9-1).
Слово «неделя» на церковнославянском языке обозначает воскресенье. После этой недели (воскресенья) начинается сплошная седмица, то есть дни с понедельника по субботу, в которых нет поста.
Даты и сроки
Это первое из четырех подготовительных воскресений к Великому посту. После этого воскресенья подготовка длится три календарных недели. То есть, притча о мытаре и фарисее вспоминается православной церковью за четыре недели до праздника Пасхи — Воскресения Христова — который имеет разные даты празднования каждый год.
Даты первого подготовительного воскресенья и Великого поста в 2018 — 2020 годах по новому стилю:
- 2018 — 28 января, с 19 февраля по 7 апреля;
- 2019 — 17 февраля, с 11 марта по 27 апреля;
- 2020 — 9 февраля, с 2 марта по 18 апреля.
Значение недели
Напоминает о покаянии и смирении. Смирение — это умение видеть свои недостатки и обуздывать гордыню. Это трезвость, мудрость, уважение к другим. Искреннее раскаяние грешника лучше, чем фарисейская гордыня.
Начиная с этой недели за всенощной поют «Покаяния отверзи ми двери…». Это песнопение будет на каждой воскресной всенощной вплоть до пятого воскресенья Великого поста.
Видео о притче о мытаре и фарисее
В этом видео священник Александр Князюк говорит о евангельской притче и посвященной ей неделе.
О библейских именах, или Как не перепутать фарисея и мытаря?
Усекновение главы Иоанна предтечи. Фреска
Продолжая тему трудных мест Евангелия, поговорим об именах. Библия содержит множество имен. И даже если человек впервые открывает ее, одни имена будут знакомы, другие — нет. Я не буду сейчас рассматривать Ветхий Завет, так как наша основная тема — Евангелие. Поэтому и поговорим мы о новозаветных именах. Думаю, что имя Иисуса Христа вряд ли нуждается в представлении даже не сведущему читателю. Или имя апостола Петра. Вы вряд ли перепутаете его с кем-то другим. Но вот с некоторыми именами могут возникнуть проблемы.
Сколько было «царей Иродов»?
Например, Ирод. Его мы встречаем уже на второй странице Евангелия от Матфея: Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода (Мф. 2, 1). Можно смело сказать, что имя этого иудейского царя давно уже стало нарицательным. «Ирод» — образ жестокого и коварного человека. В чем же сложность?
Сложность в том, что имя «Ирод» встречается в Евангелии несколько раз. Например, во второй главе Евангелия от Матфея мы можем прочитать о том, как Ирод, испугавшись за свою власть, замышляет убить младенца Христа. Но там же сообщается о смерти Ирода. Власть переходит к его сыну Архелаю (Мф. 2, 20, 22). Но затем, в четырнадцатой главе Евангелия от Матфея, мы снова читаем об Ироде-четвертовластнике (см. Мф. 14, 1). Христос предостерегает учеников: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой (Мк. 8, 15). Евангелист Лука сообщает, что Ирод хочет убить Иисуса Христа (см. Лк. 13, 31), а затем Пилат посылает Христа на суд к Ироду (см. Лк. 23, 6-12). А еще в книге Деяний апостольских говорится о некоем Ироде, приказавшем обезглавить апостола Иакова Заведеева и арестовать апостола Петра (см. Деян. 12, 2-3). Кто же все эти Ироды?
Одинаковое имя у нескольких человек одновременно действительно может вызвать путаницу. Поэтому начнем сначала. Правителей с именем Ирод было несколько. Самый первый Ирод — символ жестокости — желавший смерти Христа и приказавший убить младенцев в Вифлееме, — известен в истории как Ирод Великий. Ирод и правда был великим строителем — по всей Иудее велись масштабные постройки. Кроме множества крепостей и дворцов в государстве возникли два новых города и был реконструирован Иерусалимский храм.
Другая сторона иродова «величия» проявилась в жестокости. Иудейский историк Иосиф Флавий пишет о нем так: «Это был человек, одинаково жестокий ко всем, необузданный в гневе, попиравший справедливость, но притом пользовавшийся большей удачей, чем кто-либо иной. Ведь он, происходя из простого звания, добился царского сана и, несмотря на тысячи опасностей, всегда ускользал от них, сумев при этом дожить до преклонного возраста».В «послужном списке» царя-строителя — убийства двух жен из десяти, трех сыновей, брата одной из жен и жены деда. Это помимо казни 45 знатных иерусалимлян, не желавших видеть его царем. Он понимал, что люди будут радоваться его смерти. Поэтому, почувствовав ее приближение, Ирод приказал собрать на ипподроме в Иерихоне знатных иудеев со всей страны, а затем казнить их, чтобы весь народ погрузился в скорбь. Но сестра Ирода смогла отменить последний безумный приказ брата.
Следующий Ирод или Ирод-четвертовластник, казнивший Иоанна Крестителя, был третьим сыном Ирода Великого. Слово «четвертовластник» указывает, что он управлял лишь четвертой частью Иудеи (после смерти первого Ирода государство было разделено). Сын продолжил «традиции» отца. К числу его главных злодеяний относятся незаконный брак с женой родного брата и казнь крестителя Господня Иоанна.
Третий Ирод, имя которого упоминается в книге Деяний, был внуком Ирода Великого. Желая угодить иудеям, враждовавшим против христиан, он приказывает казнить апостола Иакова Заведеева, брата Иоанна Богослова.
Чем занимались мытари?
Кроме имен в Евангелии встречаются еще более загадочные слова. Например, мытари, фарисеи, саддукеи.
Однажды мне задали такой вопрос: чем таким занимались мытари, что никто их не любил, — попрошайничали, что ли? Мытари были отнюдь не попрошайками. Мытарь — это, по сути, сборщик налогов и пошлин, с функциями судебного пристава. Для иудеев времен Христа слово «мытарь» было синонимом слова грешник. Противники Христа не раз злословили Его, как друга мытарей и грешников (см. Мф. 11, 19).
Но не любили мытарей не только за то, что они нередко использовали служебное положение в личных целях. Здесь нужно обратиться к истории. Иудея была завоевана Римской империей и лишилась независимости. Поэтому и налоги собирались в пользу оккупантов и поставленных ими правителей. Сбором же руководили чиновники, нанятые из местного населения, — мытари. Поэтому мытарь, часто общавшийся с язычниками-римлянами в силу своей должности, — выглядел в глазах других иудеев и нарушителем традиций, и предателем. Да и мытари, в свою очередь, не испытывали особой любви к собратьям. Но именно среди мытарей проповедь Христа нашла большой отклик — можно вспомнить покаявшегося Закхея, главу иерихонских мытарей (см. Лк. 19, 1-10), а еще автора первого Евангелия — апостола Матфея, оставившего свое «рабочее место» и последовавшего за Христом (см. Мф. 9, 9).
Тогда кто такие фарисеи? Христос в знаменитой притче противопоставляет смиренную молитву мытаря гордой молитве фарисея (см. Лк. 18, 9-14). Фарисеи — это религиозное движение, группа людей, стремящихся проводить особо благочестивую жизнь. Да, фарисеи были горды тем, что они «не мытари». И вообще старались отмежеваться от других, показывая свое особое благочестие и соблюдение даже самых мельчайших иудейских традиций (некоторые из них были, по сути, выдуманы самими же фарисеями). С одной стороны, фарисеи были знатоками Священного Писания (практически все книжники и законники, также упоминаемые в Евангелии, были фарисеями) и религиозных законов. Но с другой стороны, они поверили в собственную исключительность перед Богом. Потому что тот, кто не живет также благочестиво, как требуют этого фарисеи, не достоин спасения. Но часто благочестие фарисеев сводилось к строжайшему соблюдению правильного омовения блюд для еды, а духовная чистота отодвигалась на задний план. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды, — говорит Христос(Мф. 23, 25).
Но все же несмотря на то, что Христос обличает гордость и лицемерие фарисеев, некоторые из них испытывали к Нему симпатию. А один из самых образованных молодых фарисеев стал впоследствии христианином. Мы знаем его как апостола Павла.
Иудейские первосвященники предают Христа Пилату
Если фарисеи в чем-то могли согласиться с Иисусом Христом, то следующая группа, отличалась особой непримиримостью. Это саддукеи. Практически все саддукеи были потомственными священниками, что не является чем-то удивительным, так как иудейское священство было наследственным. Священниками становились только потомки брата пророка Моисея Аарона и его сыновей.
Саддукеи контролировали Иерусалимский храм, а также обладали высшей светской властью в городе. Именно первосвященник (главный священник) возглавлял Синедрион — высший иерусалимский совет. Синедрион обладал властью приговорить человека к смерти. Правда, не имел власти исполнить приговор, это было прерогативой римлян. Но добиться исполнения нужного приговора не было таким уж сложным делом.
Нужно сказать, что саддукеи, опять же в силу положения, часто общались с римлянами-язычниками. Но при этом слово «саддукей» не отождествлялось со словом грешник (в отличие от слова «мытарь»). Саддукеи были вполне лояльны римским властям. Обладая высшей властью, саддукеи являлись оппонентами фарисеев, которые пользовались популярностью в народе.
Возникает логичный вопрос: для чего все это знать читателю Евангелия? Скорее не для чего, а почему? Потому что знание исторической ситуации и некоторых особенностей того времени поможет нам не запутаться в тексте и понять многие важные моменты вероучения, как, например, то, почему Христос обличал фарисеев, но не гнушался сесть за стол в доме мытаря.
Продолжение цикла бесед о «сложных» местах Евангелия следует
Газета «Саратовская панорама» № 37 (1118)
Мытарь
День был пасмурный, нежаркий, поэтому работа продвигалась неплохо. Ящик под неторопливый скрип пера наполнялся монетами. Люди хмурились в тон небу, стараясь свести общение со сборщиком податей к минимуму. Никто не желал ему ни благословения от Господа, ни долгих лет жизни. Мытарей не любил никто. Старый каменщик, уплативший за прошедший год, тяжело вздохнул вместо приветствия и сокрушенно покачал головой, отходя прочь от стола.
– Мало того что подать дерут для безбожной власти, так еще эти кровопийцы себе кошельки набивают за наш счет! – прошипела женщина, проходя мимо мытницы.
– А в Иерихоне-то, слыхала, какой себе дом отгрохал ихний главный? – вторила ее товарка. – Соломон в гробу переворачивается!
Женщины куда-то тащили на веревке упирающегося козла. Пахло от него не очень хорошо.
– И когда же вы уже насытитесь, аспиды? – последняя реплика прозвучала уже из глубины бурлящей толпы.
Мытарь невозмутимо взирал поверх торговых рядов и праздного народа. Слава человеческая не наполнит сосудов маслом, и почетом сыт не будешь. А вот монета – другое дело. Что же до власти, какая разница, кто собирает подать и кто ловит воров? Да правь Израилем хоть главный крокодил Верхнего Нила! Лишь бы мясо всегда было в котле да хлеб в миске не переводился.
Внезапно вдали зашумел народ. Мытарь схватился за денежный ящик и нашел глазами своих рабов, что сидели поодаль, вооруженные дубинками, – вынужденная мера против разбойников. Стражник на городской стене беспокойства не проявлял, стало быть, ничего страшного не происходит. Можно расслабиться.
– Это Иисус Назорей, заклинатель бесов! – послышался голос какого-то мальчишки.
К его голосу добавлялись другие:
– Целитель Галилейский!
– Пророк, Которого Иоанн проповедовал на Иордане!
– Смутьян, пьяница, друг блудниц и мытарей!
На этом сборщика податей словно молнией поразило. Если это и вправду Иисус из Назарета, обязательно произойдет нечто сверхъестественное. Не так давно Левий, сын Алфея, оставил ящик с деньгами и все расписки только потому, что услышал от проходившего мимо Галилеянина: «Следуй за Мной». И ведь встал и последовал. Да вот же он – в простой пыльной одежде, среди других учеников. Это какое же должно быть сильное колдовство, чтобы человек променял прибыльное занятие на странствия и проповеди!
Отведи, Господи, такую напасть!
Вот Он, совсем рядом. В Его глазах – знание всех и каждого!
Но процессия всё ближе. Вот и Тот, о Ком все говорят. Хорошо одет, кстати. Любопытно, какое же чудо Он сотворит на этот раз? Постойте, а что если Его цель – я? Как там говорилось? Друг мытарей? Гипнотизирует их с целью разрушения системы налогообложения! Левий и Закхей вчера, сегодня я, а завтра вообще деньги отменят. И будет всё общее. И в мою купальню будут ходить мыться назореи, странники и прочие босяки. А рабов и вовсе на свободу отпустят. Даже тех, у кого ухо проколото шилом в знак пожизненного рабства.
Иисус с учениками и зеваками шел по городской площади, а на мытнице съежился сборщик податей, спрятав голову за денежный ящик. Больше всего на свете он боялся, что его окликнут по имени, позовут присоединиться к взыскающим небесного вместо земного, а он не сможет этому воспротивиться. И тогда – прощайте, все надежды выдать дочерей замуж и сытая старость! Здравствуйте, скитания, холод и голод! Вот Он, совсем рядом. В Его глазах – знание всех и каждого, власть над миром, царское спокойствие и достоинство. Хотелось бежать куда угодно – в пустыню, в море. Лишь бы оказаться подальше от Его внимания!
Но Тот, Кто, сотворив мир, называл Себя Сыном Человеческим, прошел мимо, ничего не сказав…
***
Бог настолько любит атеистов, – считает один хороший батюшка, – что Его для них не существует. Я тоже считаю, что Господь намеренно отсутствует в жизни тех, кому Он доставляет неудобства Своим Законом. Любые скорби, связанные с несением Христова ига на себе, невыносимы для безбожника. «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5: 16). Вот заповедь, которая обещает понятную награду уже в этой жизни. И мы видим, как она сбывается даже на тех, кто, подобно вышеозначенному мытарю, скрывается от лица Божия.
А ведь так всю жизнь и просидим эдакими мытарями, которые изо всех сил держатся за свои мытницы!
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною», – сказал Господь богатому юноше (Мф. 19: 21). Среди нас, православных, полно таких богачей. Один богат имением своим, другой славой человеческой, третий облечен властью, которую никак не хочет потерять. А вот если бы можно было следовать за Христом виртуально, в душе своей! Так я самый первый буду среди диванных апостолов! А насчет раздачи имения… Вон в ближайшем храме свечки-то дорогие какие да обедня аж по 20 целковых. Ух, и цены ломят! Тут даже и не до десятины Богу. Разве что мяты могу отдать, всё равно я ее не ем. А за мяту можно сесть в Царствии Божием одесную Царя Славы? Или хотя бы ошуюю?
У Достоевского Алеша Карамазов сказал себе: «Не могу я отдать вместо “всего” два рубля, а вместо “иди за Мной” ходить лишь к обедне». Вот этот юношеский порыв и дает направление к тому наследию, которое Бог приготовил для Своих друзей. Всю Вселенную можно приобрести, если однажды отдать всё, что имеешь, в обмен на евангельский участок земли, где зарыто несметное сокровище.
Хватило бы только любви и доверия к Богу, а то так всю жизнь просидим эдакими мытарями, которые изо всех сил держатся за свои мытницы.
Мыто, мытарь, мытник — этимология
Два человека вошли в храм помолиться:
один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей… Боже! Благодарю… что я не мытарь.
Мытарь…Боже! Будь милостив ко мне грешнику!
От Луки 18:10, 11, 13
В княжествах Руси примерно в XI веке сформировались таможенные органы контролировавшие ввоз и вывоз товаров, в светских актах сбор пошлин называли общим термином «мыто, мытъ» (мыто сухое и водяное), а служащих именовали «мытарями» или «мытниками». Происхождение термина не определено, версии этимологов носят гипотетический характер.
По традиции, идущей с 1827 года флаг российской таможни – белый крест на зеленом фоне: «По высочайшему утвержденному фасаду главного строения Кронштадской Таможни, назначен на оном флаг. …Министр Финансов имеет счастье представить на Высочайшее усмотрение рисунок флага светло-зеленого с белым Андреевским крестом».
По настоянию генерал-адмирала Е.И.В. Константина Николаевича Романова флаг таможни с Андреевским крестом 1827 года был отменен в 1871 году. Великий князь считал, что Андреевский крест был исключительно принадлежностью военного флота; в России ввели новый таможенный символ, синее полотнище с национальным флагом в кантоне и скрещенными кадуцеями (жезлами) под ним.
Таким образом, первоначально небесное покровительство над Таможенной службой принадлежало святому Андрею Первозванному. Собственно в православии нет четко установленного положения; в католичестве, покровительство над таможенниками приписывают апостолу Матфею и Закхею.
1) Торговые отношения
См. подробно в ЕЭБЕ,
Благоприятное географическое положение на стыке континентов и удобные караванные пути обусловили участие Израиля в мировой торговле. 3 Царств 10:15: «сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников».
Первоначально таможенная система формировалась стихийно, главные принципы: защита местных производителей и получение из-за рубежа необходимых товаров и продуктов, которые в стране не производились. Таможенные пошлины развились из даров, которые купцы (мощные торговые организации) приносили местным правителям за покровительство, охрану караванов, путей, справедливое судейство и прочие необходимые мероприятия по защите имущества и жизни. Со временем сложились нормы торгового права и налогового обложения товаров, поступающих в страну из-за рубежа. С распространением иудеохристианства, многие нормы еврейского торгового права заимствуются племенным миром Европы.
* Ахмед ибн Фадлан (921/2 г.). Записка о путешествии на Волгу
«Когда же я окончил его (письмо), его спутники рассыпали на него (царя) многочисленные дирхемы. Потом я вынул подарки, (состоявшие) из благовоний, одежд, жемчуга для его жены, и я непрерывно возлагал на него и на нее одну вещь за другой, пока мы не покончили с этим. …
И когда прибывает корабль из страны (города) хазар в страну (город) славян, то царь выезжает верхом и пересчитывает то, что в нем (имеется), и берет из всего этого десятую часть. А когда прибывают русы или же другие из прочих племен, с рабами, то царь, право же, выбирает для себя из каждого десятка голов одну голову».
Наиболее распространены были сборы за въезд в царство или в город и проведения в них различных торговых операций; пошлины собирались в местах торговли, у городских застав (ворот), на переправах и важных дорогах. Каждое городское торгово-ремесленное сообщество защищало свой небольшой (по тем временам) рынок сбыта произведенных товаров и продуктов.
2) Существующая этимология
а) Викисловарь
* Мыто. Корень – мытарь. Значение: устар. таможенная пошлина.
Этимология по Максу Фасмеру
(Происходит от общеслав. формы – вставка неизвестного автора) *mуtо, ср: др.-русск. мыто «пошлина, налог, награда», русск. мыто, укр. мито, болг. мито, хорв. mito; из др.-в.-нем. m;tа «пошлина» (взятка).
* Мытарь (также мытник). Корень: -мытарь-. Значение: религ. сборщик податей, откупщик в Иудее; старин. сборщик мыта в древней Руси. Этимология – нет.
* Этимологический словарь Макса Фасмера
Мытарь. м. «таможенник, взиматель пошлины за ввоз», также «хитрец, обманщик», др.-русск., ст.-слав. мытарь греч. telonis (Супр.), болг. митар (Младенов 299), словен. mitar, -arja, чеш. mytar «сборщик податей». Возм., что это слав. новообразование от мыто (см.) или заимств. из д.-в.-н. mutari; см. Шварц, AfslPh 42, 306; Кипарский 271 и сл. Нет оснований предполагать заимствование из гот. motareis «мытарь», вопреки Преобр. I, 575. От мытарь произведено мытарство.
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, вып. 9
* Мыто, мытъ. 1. Плата, вознаграждение, мзда. XII в. 2. Пошлина за проезд и провоз товаров через установленные заставы (907); «не платити мыта», Радз. Лет. 3. Место сбора пошлин за проезд и провоз товаров. «А свободъ ти, ни мыт Новгородьской волости не ставити», Грам. Новг. и Псков., 1270; и т.д.
* Мытарь. 1. Сборщик податей, откупщик в древней Иудее…, «аки мытарь», Изб. Святос., 1076 г. 2. Сборщик налога, пошлины за проезд и провоз в древней Руси. (1399).
б) Национальный корпус русского языка
* Докончание вел. князя московского Василия Васильевича с вел. князем тверским Борисом Александровичем. Грамота в. кн. Бориса Александровича в. кн. Василию Васильевичу (1456): «А кто ся промытит, ино с воза промыты 6 алтын, а заповеди 6 алтын, колко бы возовъ ни было. А промыта то, кто обьедет мытъ. А проедет мытъ, а мытника оу завора не будет, ино промыты нетъ».
* С. М. Соловьев. История России с древнейших времен, т. 9 (1859): «Из Нарвы, Ижоры, Орешка и других порубежных мест нельзя проезжать извощикам в русские города, потому что берут с них большое мыто».
4) Обобщение и вывод
Все исследователи указывают, что термин возник в Иудее, применяется в греческом Новом Завете в форме «telonis» сборщик податей. От еврейского «корня» может вырасти…???
Откуда в русских переводах Нового Завета появился термины «мытъ» и «мытарь» этимологи не объясняют. Для дешифровки понятия вероятно надо привлечь данные теологии и библеистики (научная дисциплина, изучающая библейскую литературу). Слова «мытъ» и «мытарь» могут быть образованы от различных терминов иврита, в любом языке есть омонимы, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.
а) Мытъ, мыто, мытарь
Если рассматривать МЫТЪ (таможню) как общественное производство (создание благ необходимых человеку), то эта организация с древних времен с минимальными затратами на своё содержание делала деньги из «воздуха» — «Божий Дар». Чем больше товаров проходило через таможню, тем больше пошлин поступало в казну.
Из библейских письменных источников ясно, что таможенная деятельность организовывалась в городах, крупных поселениях имеющих ремесленное производство и рынки сбыта для производимых товаров, а также находящихся на важных торговых путях. Доходы от пошлин шли первоначально в казну города, а затем переопределялись в системе власти, часть шла на содержание таможенного аппарата, благоустройство города и дорог.
Правитель города и совет горожан управляли налоговыми возможностями, исходя из военно-хозяйственных условий, разрешали или запрещали ввоз товара, уменьшали или увеличивали таможенные пошлины.
Организация древнерусского общества (города) строилась по библейским канонам, других идеологических доктрин регулирующих экономические и общественные отношения не было. Следовательно, в библейских текстах нам необходимо отыскать образ и термин служащего римской налоговой системы Иудеи, а затем сравнить его с анализируемыми понятиями.
б) Матфей и Закхей
* Апостол Левий Матфей, ивр. Mattithyahu or ивр. Mattay, «Дар Яхве»; автор Евангелия от Матфея. Известно только, что он был мытарем, сборщиком налогов; в католичестве считается покровителем бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.
* Закхей (ивр. ЗКИ — достойный, чистый), начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек; в православии почитается как святой, упоминается в Евангелии от Луки 19:2,5,8.
* Библейский сюжет
Иисус проповедовал в синагоге Капернаума (ивр. Кфар Нахум) где совершил много чудес и приобрел учеников, в.т. ч. и Левия Матфея. Древний город Капернаум находится на северо-западном побережье Тивериадского моря (озеро Кинерет), в Израиле. Через Капернаум (рыбачий посёлок и таможня) пролегали торговые пути с побережья моря, Кесария — Дамаск.
У нас «очередное совпадение», еврейское имя мытаря Матфея (от ивр. М.Т.Т., МАТТАТ дар, вознаграждение) идентично с древнерусским словом-понятием МЫТ (одни согласные буквы). Возможно, что образ Матфея-мытника послужил основой для образования этого понятия. Если наши имена, по мнению многих исследователей, заимствованы из библейской терминологии, то какие могут быть препятствия для образования специального налогового термина из еврейского слова-понятия М.Т.Т.???
Вывод
Целесообразно рассмотреть имя Маттитиаху в связи библейской терминологией и образами.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Имя Маттитиаху образовано от термина МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение; подавать (Иезекииль).
* МЫТЪ = М.Т.Т.Т, МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение, награда; подавать.
* МЫТНИК = МЫТН+ИК = М.Т.Н., МАТТАН (стронг 4976) подарки, подношение, дары.
* МЫТАРЬ = М.Т.Т.Т. + АРЬ = М.Т.Т.Т, МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение, награда; подавать +А (связка) + РЕА друг, товарищ, компаньон, попутчик (см. стронг 7453); т.е. вознаграждение за товарищескую услугу (содействие), или товарищеский подарок.
См. стронг иврита 4991, МАТТАТ
б) Вариант термина «мытарь»
Термин «мытарь» мог быть выведен из слова иврита МАТАР, имеющего одно из значений — стража.
МЫТАРЬ = ивр. МАТАРА стража, охранник.
См. стронг иврита 4307, МАТАР
в) Библейский образ
* Притчи 25:14: «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками (МАТТАТ)».
* Екклесиаст 5:18: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар (МАТТАТ) Божий».
* 3 Царств 13:7: «И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок (МАТТАТ)».
Таким образом, рассматриваемые нами термины «мыто», «мытарь», «мытник» имеют прочную историко-лингвистическую, философскую, теологическую с библейской лексикой и образами. Оторвать русское слово-понятие от еврейского корня (образа и термина) невозможно, сразу же возникает несовместимость представлений, образная путаница в сознании, что мы и наблюдаем в бесплодных попытках этимологов объяснить русское слово.
21.1.2016 г.
Мытник в Древней Руси
История России / Культура Древней Руси / Мытник в Древней Руси
Мытники как категория древнерусского населения
Многочисленные исторические факты позволяют историкам утверждать о тысячелетнем периоде существования таможенного дела в России. Необходимо напомнить, что ещё в период Киевской Руси взимался так называемый мыт. В фактических условиях следующего, удельного времени (двенадцатый – пятнадцатый века) русской государственности, содержание данных таможенных мероприятий являлось более предсказуемым и сопряжённым исключительно с экономическими интересами больших земельных собственников.
К примеру были введены новые виды таможенных пошлин. С начала тринадцатого века их реальное взимание реализовывалось уже не только с определения фактического количества, но и в полной зависимости от номинальной ценности взвешиваемых продуктов (при самом определении «весчий сбор»).
В данную систему входили определённые люди, так называемые мытники, которые и занимались осуществлением вышеописанных процедур. И хотя история не смогла сохранить до наших дней документальные подтверждения сбора мыта раннего периода государственности Киевской Руси, всё же существуют некоторые упоминания об этом в литературных источниках позднего времени.
Например, в договоре, который был заключён между Византией и князем Олегом льготы и таможенные сборы упоминаются в качестве давнего устоявшегося явления со своими нормами и порядками. «Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же”.
Данное условие подтверждает славянский древний обычай, взимания торгового мыта за провоз различных товаров через заставы, а также пользование местом, которое отводилось для торга и за соблюдение порядка во время реализации торговли. Некоторые историки утверждают, что всем вышеперечисленным в Древней Руси и занимались мытныки, то есть, таможенники, которые наверняка являлись не бедными и уважаемыми среди купцов людьми, которые могли манипулировать процессом.
Именно к данным понятиям и восходят сохранившиеся до наших дней в славянских языках слова «мытчик» или «мытнык» (сборщик пошлин) или же мытница – фактическое место сбора таких пошлин.
Таким образом, финансовые обычаи и должности являлись неотъемлемой частью общей политики Древней Руси, а термин (должность) «мытнык» прошёл сквозь века не утратив своего изначального значения.
Мытарь
Мытарь (Лк. XVIII, 10) – сборщик римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях.
Для сбора пошлин устроялись и содержимы были римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия.
У евреев понятия – грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется начальником мытарей. Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей, иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними (Лк. VII, 34).