Содержание
- Педагогическая деятельность и воспитательная система Макаренко
- Нравственное воспитание в контексте наследия А.С. Макаренко. Формируем характер с ранних лет. статья на тему
- «А.С.Макаренко о воспитании детей в семье». статья по теме
- А. С. Макаренко. Воспитание в семье и школе
- В. А. Суxомлинский. Разговор с молодым директором школы
- Идеи А. С. Макаренко о воспитании в семье в опыте современной школы.
- Вклад Макаренко А.С. в становлении пенитенциарной педагогики
Педагогическая деятельность и воспитательная система Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888–1939) родился в г. Белополье Харьковской губернии, в рабочей семье.
В 1905 г., после окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем, А.С. Макаренко был назначен учителем Крюковского железнодорожного училища.
В 1914 г. А.С. Макаренко удалось осуществить свои планы, он поступил в Полтавский Учительский институт, готовивший преподавателей для высших начальных училищ. В этом институте царила весьма демократичная атмосфера, были сильны традиции К.Д. Ушинского. Сам А.С. Макаренко отмечает огромную роль, которую сыграл этот институт в формировании его как педагога.
В 1917 г. А.С. Макаренко окончил институт с золотой медалью и был назначен на должность инспектора железнодорожного высшего начального училища в Крюкове, где в 1905 г. он начинал впервые свою учительскую деятельность.
В 1920 г. он был назначен заведующим колонией для несовершеннолетних правонарушителей, впоследствии получившей имя А.М. Горького. Работа А.С. Макаренко в колонии положила начало его смелого новаторства в области теории и практики педагогики. Опыт, накопленный в колонии, был продолжен и углублен в коммуне имени Дзержинского, созданной в 1927 г. в городе Харькове. Под его руководством коммуна стала образцовым учебно-воспитательным учреждением, каким до этого была колония имени А.М. Горького.
Работая в колонии и коммуне, А.С. Макаренко занимался литературно-художественной публицистической деятельностью, в 1933 г. вышла первая часть «Педагогической поэмы».
Будучи общепризнанным писателем, А.С. Макаренко оставался и педагогом. Он не порывал связей ни с педагогической теорией, ни с педагогической практикой.
«Я не переменил профессии, я только сменил род оружия». Он писал в это время о колонии и коммуне, о педагогике и педагогах, о родителях и детях, о воспитании детей в школе и семье. Только в 1937–1938 гг. он написал около 60 работ, в том числе такие, как «Книга для родителей» и «Флаги на башнях».
Нелегким был путь А.С. Макаренко и как педагога и как писателя. Много трудностей, неудач встречалось на его пути. Но он не отступал перед ними, не впадал в уныние, глубоко верил в свое дело и добился замечательных успехов.
1 апреля 1939 г. А.С. Макаренко скоропостижно скончался. Остались незавершенными многие его замыслы и планы.
А.С. Макаренко принял идеалы октябрьской революции и с готовностью включился в педагогическую деятельность. Возглавляя сначала Трудовую колонию имени А.М. Горького, позже коммуну имени Ф.Э. Дзержинского, А.С. Макаренко создал новую концепцию воспитания. Базой практической деятельности по перевоспитанию трудных подростков явилось включение их в самостоятельную трудовую деятельность, результаты которой обеспечивали самостоятельность жизни детей и взрослых. Главным действующим субъектом этого процесса был коллектив, обеспечивший педагогику индивидуально-параллельного действия в коллективе. Характерной особенностью воспитательного процесса, его целью явилось формирование типа личности, готовой к «борьбе и преодолению», к активной жизни.
Цель воспитания – воспитание человека с гражданской направленностью, человека общественника, коллективиста.
Воспитание осуществляется в коллективной деятельности, в которой формируется личный опыт поведения каждого.
Эта коллективная детская деятельность должна как можно полнее отражать жизнь общества, быть частью этой большой жизни.
Коллективная деятельность будет иметь большое воспитательное значение, если она вырастает из потребностей жизни данного коллектива (а не из педагогических соображений – в отрыве от жизни).
Коллективная деятельность должна быть так организована, чтобы дети чувствовали себя хозяевами и организаторами своей жизни. Воспитанник находится в позиции объекта и субъекта воспитания. Для ребенка сегодняшняя жизнь со всеми ее радостями и огорчениями будет особенно значима, если он займет активную позицию в ней. Поэтому А.С. Макаренко продумывал организацию жизни колонии так, чтобы она в первую очередь выступала как творчество самого детского коллектива.
В коллективной трудовой деятельности, имеющей свою логику, целенаправленный характер, дети приобретают нравственно ценный социальный опыт поведения и отношений. Анализируя воспитательные возможности организации трудовой деятельности, А.С. Макаренко отмечал, что труд нейтрален в развитии личности, если он не отвечает двум условиям: хорошая организация и социальная мотивированность.
Ключевая идея педагогики – воспитание в коллективе
Ключевая идея воспитания по А.С. Макаренко – «Воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив».
Коллектив – это социальный живой организм, в котором дети объединены общей целью, общим трудом и общей организацией труда. Коллектив имеет свои органы управления, свою структуру, полномочия, ответственность.
На первых шагах организации коллектива трудовая деятельность должна соответствовать интересам ребят и приводить к быстрым и реально ощутимым результатам. Так, для создания первичного коллектива А.С. Макаренко организовал охрану государственного леса. Эта работа нравилась детям и воспринималась ими как общественная деятельность. У А.С. Макаренко в колонии и коммуне каждая задача, поставленная перед коллективом, звучала как острая политическая задача (работа на заводе, организация ликбеза, создание на селе библиотеки, участие в собраниях и т. д.).
Выдвигая деятельность, как основное средство для организации коллектива, А.С. Макаренко доказал, что нужна целая система дел.
Коллектив не должен останавливаться в своем развитии. Остановка в движении – смерть для коллектива. Особенно ясно почувствовал это А.С. Макаренко перед завоеванием Куряжа. В 1926 г. колония им. Горького, разрешив все свои хозяйственные вопросы, вдруг оказалась лишенной той цели, которая объединяла усилия уже слаженного дружного коллектива. Самоубийство Чобота, превалирование личной жизни у части колонистов показало А.С. Макаренко, что остановка ведет к распаду. И это чувствовал не только А.С. Макаренко, это чувствовали и колонисты.
Переезд в Куряж не только возродил, но и чрезвычайно усилил напряжение общей коллективной воли. А.С. Макаренко писал: «Я счастлив, что мой коллектив всегда имел перед собой ясно поставленные трудные цели и шел к ним, а не просто передвигался в пространстве».
Процесс развития коллектива – это постоянное движение вперед в соответствии с четко определенными целями – перспективными линиями (близкие перспективы – завтрашняя радость; средняя и дальняя перспективы). Достижение целей – рождает новые перспективы.
Заслуживает внимания не только внутренняя, но и внешняя сторона жизни воспитанников. И здесь мастерство А.С. Макаренко проявлялось в полной мере. Все члены коллектива делились на воспитанников и колонистов. К званию колониста представлял первичный коллектив – отряд. Оно присуждалось на общем собрании.
В результате длительной работы А.С. Макаренко пришел к выводу, что легче будет сделать первичный отряд частью общего коллектива, если в него будут входить школьники разных классов, члены разных производственных бригад. То есть был создан разновозрастной первичный коллектив. Воспитание через коллектив имело педагогический эффект: одновременно воспитывался и коллектив и личность. Параллельное воздействие – главный принцип и метод воспитания в коллективе. Методику параллельного воздействия на личность А.С. Макаренко пропагандировал как основной метод воспитания личности.
Численность первичного коллектива: от 7 до 15 человек. В командиры вначале выбирался наиболее волевой мальчик, умеющий держать всех в руках. «В последние годы, – пишет А.С. Макаренко, – я достиг такого счастья, что мог любого коммунара в любом коллективе назначить старшим».
Помогла А.С. Макаренко в этом организация сводных отрядов. Сводный отряд создавался обычно для выполнения какой-либо краткосрочной работы, после выполнения задания сводный отряд распадался. Командиром выступал рядовой член коллектива, командир постоянного отряда выступал рядовым членом. Таким образом, А.С. Макаренко упражнял всех в умении руководить и подчиняться.
Главным органом самоуправления являлось общее собрание всех воспитанников. Интересна была инструментовка общего собрания: призывной сигнал горна, команда А.С. Макаренко: «Под знамя, встать!», марш знамени. Собрание открывал дежурный командир. Президиум не выбирался. На столе – песочные часы. Выступление длилось всего 2–3 минуты. В течение 20–30 минут решались сложнейшие вопросы. Такое проведение собрания было традицией.
Совет командиров – центральный орган самоуправления организовывал всю текущую работу в коллективе. В него входили все командиры, руководители комиссий, помощник по учебно-воспитательной работе, врач, заведующий школой.
А.С. Макаренко считал, что такой состав удобен для работы. Такой состав (актив) совета командиров позволяет: 1) представлять интересы всех первичных коллективов; 2) быстро решать вопросы, касающиеся первичных коллективов; 3) оперативно доводить до исполнителей; 4) командирам чувствовать себя уполномоченными своих отрядов; 5) совету быть компетентным по всем отраслям производства.
Совет командиров был оперативным органом. Без него Макаренко ничего в хозяйстве не предпринимал. Через этот орган ребята чувствовали себя хозяевами коллектива.
Большое место в жизни коллектива занимали санитарная и хозяйственная комиссии, которые выбирались на общем собрании.
Большую роль играл дежурный командир. Он назначался на один день, имел большие права. С ним никто не имел права спорить, разговаривать сидя, рапорт дежурного командира никогда не проверялся. Беспрекословно подчиняясь ему, колонисты упражнялись в умении подчиняться интересам коллектива.
За комсомолом у А.С. Макаренко оставалось общее руководство органами самоуправления, осуществление политического руководства коллективом.
Отношения в коллективе носили характер отношений ответственной зависимости:
· личные интересы согласовывались с интересами первичного и общего коллектива;
· в то же время, это были дружественные отношения;
· коллектив украшало чувство ответственности, собственного достоинства, гордости.
Никто у А.С. Макаренко не жаловался первому случайному посетителю коммуны на непорядки. Для этого было общее собрание и совет командиров;
сложилась ситуация защищенности каждого члена коллектива. Самый слабый прекрасно сознавал, что он защищен всеми членами коллектива от лишений, самодурства и издевательства.
Когда стройная колония горьковцев появилась в Куряже, куряжане быстро почувствовали, что здесь нельзя тронуть даже самого маленького. А самый маленький по фамилии Синенький гордо шел впереди всех, как путешествующий принц.
Вместе с тем всячески культивировались привычка торможения, способность умерять свои действия, желания. У А.С. Макаренко в коллективе было до 600 подростков, но никогда не наблюдалось беспорядочной беготни, ссор, небрежного обращения друг к другу.
Подростки учились ориентироваться в окружающей среде, осознавать свое место в коллективе и действовать адекватно ситуации.
Поддерживался мажорный тон, эмоциональная приподнятость, смех, шутка – все то, что присуще детскому коллективу. Такой тон создавался радостными перспективами.
Труд и игра пронизывали всю жизнь коллектива. Мажор укреплялся и вниманием к эстетической стороне коллектива. Разведение цветов, чистота в помещениях, сверкающие паркетные полы, белые скатерти… Чистейшим носовым платком представитель санитарной комиссии проверял качество уборки.
Был у коммунаров и духовой оркестр. Большой вкус проявлял A.С. Макаренко в выборе форменной одежды: парадный костюм у мальчиков – расшитая тюбетейка, суконный костюм с отложным пикейным воротничком; у девочек – темная в складку юбка, белая блузка с нашитым вензелем коммуны на рукаве, тапочки – все это придавало строю дзержинцев необычную красоту и выразительность.
Но А.С. Макаренко не только внешне украшал коллектив и тем воспитывал эстетический вкус воспитанников, он прививал детям любовь к искусству: литературе, театру, музыке, живописи. Еще в колонии имени А.М. Горького по вечерам читали А.М. Горького, Г. Короленко, Н.В. Гоголя и др.
В колонии поддерживались традиции праздников: первого снопа, дня рождения А.М. Горького. У каждого праздника был свой ритуал, своя разработанная программа, которая бережно хранилась и повторялась из года в год.
А.С. Макаренко заботился о педагогическом коллективе, учителе-воспитателе. В педагогическом деле должна быть ставка на педагогический коллектив. Макаренко не поддерживал учителей-одиночек, которые действуют «от себя лично», не чувствуют своей принадлежности к педагогическому коллективу.
Каждый воспитатель должен знать цель воспитания и выступать от имени педагогического коллектива.
Соприкасаясь с личностью, он разрешает вместе с нею задачи, стоящие перед коллективом.
По А.С. Макаренко, работа воспитателя – это, прежде всего, работа организатора. Он считал, что к воспитательной работе будущего педагога нужно готовить, в педагогических вузах необходимо преподавать педагогическую технику и педагогическое мастерство, учить владению голосом, жестом, мимикой, позой, выражению чувств: гнева и обиды, и восторга.
Педагогическое мастерство приобретается. Макаренко писал, что не чувствовал у себя никаких педагогических талантов, но когда стал учителем, то поставил перед собой цель – сделаться мастером этого дела. Он стал считать себя мастером с тех пор, когда научился фразу «Иди сюда» произносить двадцатью интонациями.
Педагогические идеи и опыт А.С. Макаренко не потеряли актуальности и в наши дни. Его воспитательная система, основанная на коллективных началах, ни в коей мере не противоречит развитию личностных начал в воспитанниках, более того культивирует такие качества личности, как самостоятельность, принципиальность, чувство ответственности и инициативность.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) — один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, — этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях: «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». Макаренко смог разработать систему воспитания, которая могла отвечать задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют свое значение до сих пор. «… В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.
Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.
Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике, этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде. Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.
Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.
Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.
А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть социалистического общества, оценивания его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А. С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Под коллективом он понимал «целеустремленный комплекс личности», объединенных общественно-значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно-значимой коллективной деятельностью и взаимоотношений.
А.С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработанный им принцип «параллельного действия», использовался в качестве важнейшего при воспитании личности в коллективе. Законов сплочения коллектива являлось стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому, создают мажорный тон в коллективе.
Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А. С. Макаренко и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании личности, он указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель, но субъектом она становиться только выражая интересы всего коллектива».
А.С.Макаренко – великий педагог, посвятивший свою жизнь воспитанию ребят в детской колонии. Ему удалось превратить место заключения в самостоятельную коммуну, которая не только полностью обеспечивала себя, но и отдавала часть заработков государству.
В 1988 году А.С.Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира. Правда, его методику часто критиковали, называли антисоветской, негуманной (в числе строгих критиков была и Н.К.Крупская), но достигнутые результаты говорят о многом. В чем состоял секрет А.Макаренко, и где сегодня применяется его система?
Тогда и сейчас
В послевоенное время страна стонала от беспризорников и малолетних преступников. Они были настолько испорчены, что уже не могли приспособиться к жизни в нормальном обществе. Таких детей поселяли в колонии. Нередко родители приводили в колонию-поселение трудных подростков, с которыми не могли справиться самостоятельно.
Колония А.Макаренко насчитывала до 600 человек. Но дисциплина в коммуне царила настолько жесткая, что педагог вскоре почти отказался от помощи воспитателей и везде поспевал сам. Он был уверен: дети встанут по звонку, заправят постели, умоются, вымоют пол и т.д. Кстати, в сутки в колонию приходило до 4 правительственных делегации, поэтому уровень чистоты был наравне с больничным.
Как же сегодня, спустя столько лет, обстоят дела с воспитанием сирот? Несмотря на цивилизованность современного общества, в нем по-прежнему существуют и детские дома, и колонии для малолетних преступников. Но если у А.Макаренко дети, взрослея, получали работу и обеспеченное благополучное будущее, то ситуация с воспитанниками нынешних детдомов очень сложная.
Менее 50% из них находят работу, устраиваются в жизни и обзаводятся семьями. Остальные, по статистике, либо уходят в криминал и рано или поздно попадают в тюрьму, либо становятся людьми с низкой социальной ответственностью, алкоголиками, наркоманами.
Чтобы увидеть разницу, стоит отметить, что среди практически трех тысяч воспитанников коллективов А.С. Макаренко не известно ни одного рецидива. Многие исследователи судьбы выпускников также с уверенностью отмечают, что «они были счастливыми людьми»
Почему так происходит? Можно ли сегодня применить макаренковский метод воспитания малолетних преступников и ребят из детских домов?
В чем состоял метод А.Макаренко?
Основой своего метода А. Макаренко называл трудовое воспитание. Правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.
Педагог отмечал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы».
Производительный труд детей для А. Макаренко был частью обучения и воспитания. К формированию человеческой личности он подходил как к технологическому процессу. Известный педагог был уверен: психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.
Трудовое воспитание и было тем автоматическим процессом, который формировал дисциплину, учил жить в коллективе и учитывать потребности и права других людей. В том, что методы А. Макаренко прекрасно подходили для тех воспитанников, в окружении которых он находился, доказывают результаты.
Дети обустроили натуральное хозяйство, чтобы иметь возможность себя прокормить. Впоследствии было налажено производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах. Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.
Таким образом, в основе было «дело», труд. Но система А.Макаренко не могла бы существовать без других составляющих:
• Коллектив. Обитателей колонии наставлял не педагог, а старшие воспитанники, составлявшие ядро коллектива. Они объясняли вновь прибывшим правила поведения, «отесывали» их, делали частью коммуны. Отряды в колонии состояли из воспитанников разного возраста. Такая система позволяла старшим наставлять младших и защищать их при необходимости.
• Самоуправление. При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Как показала практика, такое решение было наилучшим. Дети учились самостоятельности и ответственности.
• Правила и ритуалы. Соблюдению ежедневных ритуалов и наличию правил в коммуне А. Макаренко придавал большое значение, считая их основной воспитания. Ежедневно вставать в одно и то же время, умываться, убирать за собой, не толкаться, маршировать в строю – все это элементы ритуалов, которые формировали безукоризненную дисциплину. Правилам подчинялись абсолютно все воспитанники.
Система А. Макаренко со стороны может показаться жесткой, основанной на военных принципах. Но в условиях СССР, который только начал свое существование, она была единственной рабочей системой, способной удержать будущее поколение от моральной пропасти.
Взгляд из современности
Сегодня к воспитанию детей подходят по-другому. Детский труд официально запрещен, а приоритетом в педагогике считается индивидуальный подход, учитывающий особенности личности ребенка.
В стремлении развить творческие способности малышей родители и педагоги часто забывают о естественных вещах, таких как бытовые навыки и дисциплина. В результате появляется опасность вырастить детей беспомощными, неприспособленными к жизни в обществе.
В связи с этим в современном обществе методы А. Макаренко, как ни странно, прижились не в педагогике, а в бизнесе, в котором требуется слаженная работа участников, и существуют жесткие рамки ответственности. Воспитание новых сотрудников более опытными, зависимость размера заработной платы служащего от общей заработной платы компании, корпоративная культура и самоуправление – элементы практически всех корпораций.
Тем не менее, некоторые методы А. Макаренко неплохо было бы вернуть в современные школы и даже семьи. Распределение элементарных обязанностей между учениками или членами семьи, несложные поручения, выполнение которых малыши и подростки должны контролировать сами, – один из лучших способов научить детей ответственности и приучить их жить своим умом.
Индивидуальный подход, безусловно, нужен для развития умственных и творческих способностей, но труд, дисциплина и умение брать на себя ответственность тренируют волю, без которой успеха в жизни добиться сложно.
Нравственное воспитание в контексте наследия А.С. Макаренко. Формируем характер с ранних лет. статья на тему
Орлова Л.Ф., старший воспитатель,
МБДОУ ЦРР – детский сад «Малыш», пгт. Черемушки
Нравственное воспитание в контексте наследия А.С. Макаренко.
Формируем характер с ранних лет.
Я под целью воспитания понимаю
программу человеческой личности,
программу человеческого характера,
причем в понятие «характер»
я вкладываю все содержание личности,
т.е. и характер внешних проявлений
и внутренней убежденности,
и политическое воспитание, и знания –
и решительно всю картину
человеческой личности…»
А.С. Макаренко
Часто можно слышать: «трудолюбивый человек», «волевой и принципиальный», «стойкий и мужественный», «человек с характером»! И нам ясно: под этим подразумевают те черты, которые показывают отношение к окружающему миру, к труду, к людям, к самому себе. Например, как человек относится к общественным явлениям? Насколько он общителен? Обладает ли доброжелательностью и товарищеской чуткостью, скромностью и самокритичностью, трудолюбием и нравственно-волевыми качествами… Одним словом, каков нравственный стержень в человеке, какова его жизненная позиция как гражданина.
Главным институтом воспитания является семья, в которой родители должны стать основными источниками и носителями всех прогрессивных сторон духовной и материальной жизни. Привлечение родителей и общественности к воспитанию подрастающего поколения дает возможность закладывать в детях основу активной деятельности и устремлений будущего общества.
Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущие человеку! Но хотеть – еще не значит осуществить желаемое. И когда подросший малыш начинает вдруг хитрить или обманывать, дерзить или командовать, проявлять неуважение к старшим или леность к учению, родители недоумевают: «Откуда это? Ведь мы так старались…» Иногда в свое оправдание говорят: «Такой уж у него характер!», подразумевая при этом фатальную неизбежность тех свойств, которые не устраивают в сыне или дочери.
Правомерно ли это утверждение? Действительно ли характер растущего человека складывается сам по себе и потому родители здесь ни при чем?
Конечно же, это глубокое заблуждение, или удобная позиция тех, кто не считает нужным своевременно, буквально у истоков жизни человека думать о его воспитании.
Основы характера закладываются очень рано, и дальнейшее его развитие всегда зависит от социальной среды, и главным образом от воспитания. Характер – категория нравственная. И если с самого начала правильно воспитывать ребенка, то он своевременно усваивает нравственные понятия и навыки морального поведения. И следовательно, это становится основой становления его характера.
Так, например, если родители хотят, чтобы их сын или дочь хорошо учились, то уже в дошкольном возрасте стоит прививать ему трудолюбие, дисциплинированность, морально-волевые черты.
Дисциплинированность А.С. Макаренко рассматривал как результат правильного воспитания. Это показатель собранности, организованности, деловитости, самостоятельности, инициативы, волевых черт характера. Дисциплинированному человеку легко работать и жить. Ведь он выполняет любые обязанности не столько под давлением извне, сколько по велению выработанной привычки поступать именно так, а не иначе.
Азы дисциплинированности при разумном воспитании малыш постигает рано – с усвоения элементарных понятий «можно» и «нельзя», «хорошо», «плохо». Важно, чтобы эти понятия жили в его душе параллельно. Это дает ему возможность более глубоко осознать разницу между дозволенным и запретным: то, что хорошо – можно, то, что плохо – нельзя. С развитием сознания ребенка к этим усвоенным понятиям прибавляется еще очень важное – «надо». Оно и есть одно из главных движущих сил дисциплинированности. Вместе с понятием «надо» к растущему человеку приходит чувство ответственности за свои действия, вырабатываются первые проявления воли – умение вопреки своему «хочу» — «не хочу» следовать указанию взрослого, от чего-то отказаться, повременить в получении желаемого, делать то, что хотя и не интересно, но обязательно, и т.д.
Большинство родителей с первых дней жизни учат детей сдерживать свои желания и порывы. Это начинается с малого – с умения взрослых на детское неразумное «дай», «хочу» вовремя ответить с полной категоричностью: «нет», «нельзя». Без твердых требований невозможно сформировать умение подчинять слепые капризные «хочу» важным и осознанным целям.
Однако важно, чтобы дошкольник, выполняя указание взрослых, понимал, почему это необходимо (особенно это касается старших дошкольников).
Такое восприятие создает у ребенка внутреннее согласие с требованием взрослого и, следовательно, помогает мобилизовать волю. Осмысленность выполнения требований – одно из условий саморегулирования поступков. В этом проявляется первоначальное чувство ответственности за собственное поведение. Такая линия воспитания рассчитана на перспективу развития личности: стране требуются волевые люди, умеющие творчески мыслить, самостоятельно принимать решения. А это значит формировать с самого малого возраста черты и качества, характерные для современного человека: способность быть активным, проявлять самостоятельность, инициативу, высокое сознание, чувство долга.
Где искать истоки этих ценных качеств личности? Однозначного ответа быть не может. Однако многое в характере человека начинается с привычек. Макаренко подчеркивал, что привычки следует рассматривать как одно из важных средств воспитания. Не сформировав у ребенка необходимых привычек-помощников, трудно воспитать у него нужные качества характера.
Какие это привычки? Это те, которые помогают нормально расти и развиваться, — привычки гигиенические, культурные, моральные и др. Они вносят порядок в детскую жизнь, упорядочивают поведение и, следовательно, предвосхищают различного рода негативные проявления – упрямство, капризы, непослушание.
Особую роль в развитии ценных свойств характера играют нравственные привычки. Назовем основные, которые должны быть сформированы у ребенка, стоящего у порога школы. Привычка к чистоте, опрятности, порядку в своих вещах и окружающем; к самостоятельности, самообслуживанию; привычка ценить и беречь труд взрослых; к трудовому усилию, быть занятым, самостоятельно находить полезные дела; привычка уважать старших, заботиться и проявлять внимание к ним, правильно реагировать на родительское слово, быть дисциплинированным, честным, правдивым; привычки культурного поведения и общения – быть вежливым, доброжелательным, деликатным, сдержанным, предупредительным и многие другие, которые лягут в основу характера растущего человека.
Но пока ребенок мал, перспективы его завтрашнего дня кажутся иным родителям столь далекими, что они много упускают, делают немало ошибок в воспитании. Например, детские капризы, упрямство, озорство, неподчинение родительским требованиям воспринимают как нечто естественное, сопутствующее детству. Лишают ребенка самостоятельности, отстраняют его от трудовых и нравственных обязанностей, чрезмерно опекают.
А.С. Макаренко заметил: «…Я понял, что легко научить человека поступать правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, — это очень трудно…» (1, с. 38).
Старший дошкольник, например, должен без напоминания убирать свои вещи, содержать в порядке свои игрушки, уметь отказаться от шумных игр, когда взрослые отдыхают, переключиться от веселой забавы к делу, подчиниться без пререканий распорядку дня. Все это требует от ребенка нравственных усилий, самоконтроля, умения регулировать свои желания, сообразуясь с семейными правилами жизни.
Становление характера находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, стилем взаимоотношений взрослых, их социальной зрелостью, существующими семейными традициями. Вся жизнь семьи – школа нравственности, формирующая характер. «…Истинная сущность воспитательной работы заключается, — по мнению А.С. Макаренко, — не в разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации личной и общественной жизни самих родителей и в организации жизни ребенка. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!» (1, с.108).
Налаженный быт семьи, при котором предлагается разумный распорядок жизни дошкольника, — существенный фактор в формировании детского поведенческого стереотипа. Упорядочению детского поведения содействует ритм жизни, обеспечивающий смену деятельности, приучающий ребенка быть организованным, собранным, подтянутым. Это способствует умению подчинять себя правилам жизни семьи, накоплению дисциплинарного опыта.
Единственной и лучшей формой режимных отношений между родителями и детьми Макаренко считал — распоряжение. По его мнению: «Родители должны отдавать такие распоряжения очень рано, когда ребенку полтора-два года. Дело это совсем нетрудное. Нужно только следить за тем, чтобы распоряжение удовлетворяло следующим требованиям: оно не должно отдаваться со злостью, с криком, раздражением, но оно не должно быть похоже и на упрашивание; оно должно быть посильным для ребенка; оно должно быть разумным; оно не должно противоречить другому распоряжению вашему или другого родителя. Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено» (1, с.119-120).
Главное, чтобы ребенок приобретал в семье моральный опыт. А для этого нужны упражнения в нравственных поступках, только тогда добрые начала смогут стать внутренним качеством личности. И здесь дело не только в специальных воздействиях, например, осуждение жадности («Это плохо, некрасиво!», «Жадных никто не любит»), но и в повседневных, подчас совеем незаметных делах, естественно вытекающих из жизненных ситуаций: «Получил подарок – угости всех. Так всегда поступает гостеприимный хозяин», «Это тебе, а это отдай своему приятелю», «Поделим все поровну» и т.д. А вот, например, уроки внимательного сочувственного отношения к окружающим людям. Бабушка устала – надо помочь ей. Соседка болеет, значит, нельзя шуметь. Узнай, не надо ли ей в чем-то помочь. Вошел в троллейбус, громко не разговаривай, не каждому приятно быть участником чужих дел и мыслей. И т.д.
Повседневность должна ставить ребенка перед необходимостью выполнять трудовые поручения, участвовать в делах семьи, проявлять заботу и внимание к близким – в чем-то им помогать, облегчая их труд и высвобождая от хлопот о себе. Пусть даже совеем в незначительном: самостоятельно себя обслужить, убрать за собой, помочь нести покупку, уступить старшему члену семьи удобное место. В общем содержание и сложность дел зависит от возраста ребенка. Однако совершенно очевидно, что даже самые маленькие должны быть причастны к семейным будням.
И еще: надо, чтобы ребенок видел: в доме все делится поровну – любовь, ласка, забота, внимание, обязанности трудовые и нравственные; он не на особом счету, а такой же, как все. Он должен чувствовать свою равнозначность со всеми членами семейного коллектива.
Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие проявления: мама снисходительна и дочь знает: ее слушаться необязательно; отец строг – значит, его распоряжение обсуждению не подлежит; бабушка уступчива, добра. И внучка всегда добивается желаемого от нее, прикинувшись маленькой, беспомощной.
Нетрудно заметить, что подобная практика отношений взрослых с ребенком может побудить в нем неискренность, приспособленчество, двоедушие. Можно ли рассчитывать, что это не станет в дальнейшем чертой характера растущего человека?
Отношения взрослых и детей… Как взрослые строят свои отношения с ребенком. Пока он еще мал, обычно превалирует тип отношений, который зачастую основывается на снисходительности, любовании милым нашему сердцу существом, нежности к нему и безграничной любви. И это вполне оправданно: естественные родительские проявления.
Но когда ребенок подрастает, умеем ли мы перестраивать свои отношения соответственно его мужанию?
По определению А.С. Макаренко, подобный стиль отношений основан на так называемом авторитете любви – одном из видов «ложного» авторитета. «Многие родители, — писал А.С. Макаренко, — убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве…
Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания…
В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм…
Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто жертвами такого эгоизма становятся сами родители» (1, с. 112-113).
К сожалению, замечать в своем ребенке зарождающиеся отрицательные черты характера способны далеко не все родители. Многое они объясняют по-своему: упрям, — значит, растет с сильным характером; драчлив, — значит не труслив; капризен – так должно быть, ведь капризы – спутник детства; не дружит, не умеет ладить со сверстниками потому, что ему неинтересно с ними. В общем виноваты пресловутые гены.
Но, увы, характер не дается ребенку в наследство от родственников, как, например, физические данные. Если же сын или дочь приобретают черты характера отца или матери, бабушки или дедушки, то это благодаря высокой детской восприимчивости и подражательности, постоянному общению с ними. Ведь близкие люди воздействуют на ребенка не только специальными воспитывающими мерами, но и собственной личностью.
У каждого ребенка можно сформировать любые положительные черты личности. С каким характером ребенок войдет в большой мир взрослых зависит от самих взрослых. Какое ответственное дело – лепить человеческий характер!
Но многие родители не задумываются над этим.
Характер человека и счастье – понятия взаимозависимые. Ясно, что у того, кто обладает лучшими человеческими качествами, больше светлых минут, ибо у него более обострена способность воспринимать положительное в окружающем и делать добро людям.
«… Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно». Эта мудрая мысль принадлежит А.С. Макаренко, ее хорошо бы взять на вооружение каждому, кто хочет, чтобы его ребенок вошел в самостоятельную жизнь с ощущением собственной полноценности в обществе людей. Ибо счастливым в одиночку быть нельзя. Счастье – и в ощущении места в учебном и трудовом коллективе, и в признании своей социальной значимости, и в трудовой удовлетворенности, и в умении радоваться не только тому, что берешь для себя, но и тому, что даешь другим.
От того, каков сплав черт характера будет присущ каждому подрастающему ребенку, во многом зависит его жизненная позиция как человека, гражданина, семьянина, труженика, воспитателя собственных детей.
Вот уж поистине как тут не вспомнить народную мудрость: человек – кузнец своего счастья. Но эта истина, пока ребенок мал, неприменима к нему, зато имеет прямое отношение к тем, кто ответственен за его воспитание, формирование его характера, — к родителям. Поэтому, чтобы ребенок был счастлив, необходимо воспитывать в нем лучшие черты характера, от которых зависит его полноценное мироощущение.
Список литературы
«А.С.Макаренко о воспитании детей в семье». статья по теме
Тема. «А.С.Макаренко о воспитании детей
в семье».
План.
- Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко.
- Общие условия семейного воспитания.
- О родительском авторитете.
- Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко.
Антон Семенович Макаренко родился (1888 –1939) в г. Белополье, в быв. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.
По окончанию городского училища в г. Кременчуге и педагогичес- ких курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково.
С 1914 – 1917 г.г. оканчивает Полтавский учительский институт. В 1917- 1918 учебном году работает инспектором высшего начального училища в Крюково.
В1920 году А. С. Макаренко организовал в близи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей…
А. М. Горький, посетив в 1928 году колонию писал:
«Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью?
Организатором и заведующим колонией являлся А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог…»
Анализируя свои работы он создал такие замечательные труды, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».
К А. С. Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями на педагогические темы, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики.
- Общие условия семейного воспитания.
Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это граждане страны и граждане мира, Они будут творить историю Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны расти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети – это наша старость Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Прежде всего: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По всей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка может каждый человек, если только он этого действительно хочет, А кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое – перевоспитание. Перевоспитание требует больших сил и знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется.
Родителям всегда необходимо помнить, что всегда необходимо воспитывать так, чтобы потом ничего не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно…
Можно… решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком.
Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Ели в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь такой семьи предоставляет ребенку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату — это совершенно различные чувства, умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребенок привыкает быть в коллективе. Все это очень важно для воспитания.
Следующий вопрос, на который нужно обратить внимание, это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут случайные.
Каждый отец и каждая мать должны знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. И при этом надо помнить: вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье растет будущий гражданин, будущий деятель и борец…
Нельзя отделять также дела семейные от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. То, что совершается в стране, через вашу душу и через вашу мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что радует или печалит вас, должно интересовать и ваших детей. Они должны знать, что вы – общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом.
Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Вы воспитываете ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!
Истинная сущность воспитательной работы – это организация труда, воспитания.
- О родительском авторитете.
- Авторитет подавления.
Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за всякий пустяк разражается громом, при всяком удобном случае хватается за палку, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит страхе не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение своей жизни мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у некультурных родителей и в последнее время, как сейчас известно, вымирает.
- Авторитет расстояния.
Есть такие отцы, да и матери, которые серьезно убеждены в следующем: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид в некоторых старых интеллигентских семьях. Здесь сплошь и рядом у отца какой – нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается изредка, как первосвященник. Обедает он отдельно, даже свои распоряжения по вверенной ему семье он передает через мать. Бывают и такие матери; у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы.
Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы и такая семья не может быть названа полноценной семьей.
- Авторитет чванства.
Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжутся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа – начальник, мой папа – писатель, мой папа – командир, мой папа – знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречается такой авторитет и у матерей: какое – нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт – все это дает им основание чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.
- Авторитет педантизма.
В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего бояться, как бы дети не подумали, что папа боится, что папа человек не твердый. Если такой папаша сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то, хотя бы завтра была и хорошая погода, все же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретит детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Папа наказал ребенка, потом обнаружилось, что ребенок не так виноват, как казалось сначала, папа ни за что не поменяет своего решения: раз я сказал, так и должно быть. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждом движении ребенка он видит нарушение порядка и законности и приступает к ним с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребенка, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.
- Авторитет резонерства.
В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть даже в шуточном тоне, родители усаживают его против себя и начинают скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добровольными, они хотят быть в глазах детей непарешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей вся жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоциональной жизнью, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разногласия и разглагольствования родителей, постоянное их зудение и болтливость проходят почти бесследно в их сознании.
- Авторитет любви.
Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, его обязательно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать рассказывает при знакомых: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребенок…»
В таких семьях ребенок все должен делать только из любви к родителям.
В этой линии много опасных мест. Здесь растет семейный эгоизм. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренных и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.
- Авторитет доброты.
Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями, и излияниями, а уступчивость, мягкостью, добротой родителей. Папа и мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, они не скупые. Они боятся всяких конфликтов и готовы жертвовать всем, ради семейного благополучия. Очень часто дети начинают командовать родителями, в противном случае – детские требования, капризы.
- Авторитет дружбы.
Довольно часто, еще и дети не родились, а между родителями есть уже уговор: наши дети будут нашими друзьями. В таких семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
- Авторитет подкупа.
Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями.
Ни в коем случае нельзя премировать детей за послушание!
В чем же состоит настоящий родительский авторитет в семье?
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
Как можно раньше дети должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем стоят и работают их родители. Дети должны видеть не только заслуги своих родителей, но и заслуги их товарищей по работе.
Если родителям удастся воспитать такого ребенка, что он будет гордиться целым заводом, на котором отец работает, если его будут радовать успехи этого завода, — значит, вы воспитали его правильно.
Используемая литература:
А. С. Макаренко. Воспитание в семье и школе
Я настаиваю на том, что правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к отдельному учителю, и по отношению к отдельному ученику, и по отношению к семье, должна быть школа как нечто целое, как единый школьный коллектив.
Возьмем вопрос о педагогическом коллективе. Я в своей практике много пробовал, много сомневался и страдал от этих сомнений и в конце концов пришел к определенной форме педагогического коллектива. Этот вопрос решил так: там, где нет полного единства всех педагогов школы между собой, там, где нет помощи друг другу и большой требовательности друг к другу, там, где нет умения говорить своему товарищу неприятные вещи и не обижаться, если тебе говорят неприятные вещи, там, где нет умения приказать товарищу (а это трудное умение) и подчиняться товарищу (а это еще более трудно), там нет и не может быть педагогического коллектива.
Если в школе есть коллектив таких педагогов, для которых успех всей школы стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором месте и затем уже на третьем месте его личный успех как педагога, то в таком коллективе будет настоящая воспитательная работа.
Развивая дальше эту мысль, я настаиваю на придании особого значения главе коллектива.
Прочитана 9 февраля 1939 г. Соч., т. IV, с. 489-491.
-
В. А. Суxомлинский. Разговор с молодым директором школы
* Основные проблемы творческого труда педагога
Учебно-воспитательный процесс имеет, на мой взгляд, три истока — науку, мастерство и искусство. Хорошо руководить учебно-воспитательным процессом — это значит в совершенстве владеть наукой, мастерством и искусством обучения и воспитания. Воспитание в широком понимании — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кого воспитывают, и тех, кто воспитывает. Причем этот процесс характеризуется глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной в другом и абсурдной в третьем. Такова природа нашего педагогического дела: руководить им — это значит прежде всего самому постоянно обогащаться и обновляться, быть сегодня духовно богаче, чем вчера. Руководитель школы будет хорошим, эрудированным, авторитетным учителем учителей лишь до тех пор, пока он с каждым днем совершенствует свое мастерство — мастерство учителя, воспитателя, пока для него на первом месте стоит самая сущность школьного дела — обучение и воспитание, изучение и знание ребенка.
Если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь прежде всего быть хорошим педагогом — хорошим учителем-дидактом и хорошим воспитателем не только по отношению к тем детям, которых вы учите на своих уроках, но и ко всем воспитанникам школы, доверенной вам обществом, народом, родителями. Если же вы, заняв пост директора, считаете, что успех зависит от каких-то особых административных талантов, прощайтесь с мыслью стать хорошим директором.
Учителем учителей — а только учитель учителей и является настоящим руководителем, которому верят и которого уважают, — можно стать лишь тогда, когда с каждым днем все больше углубляешься в детали, в тонкости педагогического процесса, когда перед тобой открываются все новые и новые грани того, что можно назвать искусством влияния на душу человека. Перебираю в памяти годы своей работы директором школы — и что вспоминается ярче всего? Прежде всего тонкости, детали, мелочи чернового, будничного труда учителя, труда, наполненного тревожными, волнующими, порой мучительными поисками и раздумьями, открытиями и неудачами. В этом труде, как яркие самоцветы, горят огоньки тех счастливых открытий, которые воодушевляли и тебя, и — что особенно важно для руководителя — товарищей по работе, учителей. Нет сомнения, что эти открытия, эти взлеты творческого вдохновения как раз и являются тем огоньком, который рассеивает и изгоняет равнодушие, инертность, пробуждает в педагогическом коллективе искру творчества. Один из секретов педагогического руководства и заключается в том, чтобы пробудить у учителей интерес к поиску, к анализу собственной работы. Кто пытается разобраться в хорошем и плохом на своих уроках, в своих взаимоотношениях с воспитанниками, тот уже достиг половины успеха.
Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., «.Просвещение», 1973, с. 7-8.
Идеи А. С. Макаренко о воспитании в семье в опыте современной школы.
ИДЕИ А.С. МАКАРЕНКО О ВОСПИТАНИИ В СЕМЬЕ В ОПЫТЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
Макаренко А. С.
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Основы воспитания закладываются в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Проблемы воспитания личности интенсивно изучались в отечественной педагогике и психологии. Наиболее заметные работы, посвященные различным аспектам духовно – нравственного воспитания и воспитания в целом, принадлежат А.С. Макаренко, К.Д. Ушинскому, П. П. Блонскому, С. Т. Шацкому, и др.
С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко.
А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.
Роль А.С. Макаренко в современной теории семейного воспитания чрезвычайно велика. Оригинальность взгляда А.С. Макаренко на педагогику и воспитание, масштаб его влияния на педагогическую мысль и практику определяются, прежде всего, тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества и человека, молодого поколения. Семейное воспитание является важнейшей общественной функцией, связанной с передачей накопленного опыта от одного поколения людей к другому, и целенаправленной социализации личности.
Концепция семейного воспитания А.С. Макаренко является актуальной в настоящее время, так как активно используется на практике воспитания детей в семье.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги считают, что семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей — социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему, именно семья, формирует содержание общества: какова типичная семья — таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания.
Семья должна быть тем местом, где подрастающий человек встречается с вопросами, на которые ему помогают найти ответы взрослые и, в первую очередь, мать и отец. Поэтому очень важную роль в этом играет духовная атмосфера, окружающая личность – семья, которая культивирует партнерские отношения, содействует становлению личности, развивает ее индивидуальность и где основным стрежнем всех составляющих должен стать диалог между ее членами, который накладывает на всех участников общения некоторые обязательства.
Семья — это опора, которая может ускорить движение общества к духовному обновлению, проявляющееся при обращении всех членов семьи к морали, освященной веками и опытом поколений, где воспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. Но как достичь этого? Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, т. к.. ответом на него являются пять составляющих: первая — любовь к детям, вторая — взаимопонимание, третья — взаимоуважение, четвертая — традиции, на которые опирается воспитание, и пятая — диалог. Значение каждой из составляющих трудно переоценить, ибо нехватка хотя бы одной из них, несомненно, приведет к бесполезности существования остальных.
На каждом этапе общественно-исторического развития семейное воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Поэтому изменения, произошедшие в обществе за последние два десятилетия XX века, оставили отпечаток «крушения» семьи в вопросе воспитания и обучения детей. Сегодня есть все основания утверждать, что современная семья несколько отдалилась от того, что когда-то считалась хранителем тех лучших качеств, которые передавались старшим поколением более молодому. Она невольно превратилась в место, где духовное и нравственное в процессе воспитания постепенно угасает. А потому действительность века XXI требует создания такой семьи, где ребенка посвящают в мир духовного совершенства, где воспитательный процесс осуществляется путем сопереживания, где личностные отношения взрослых — родителей и детей формируют желание усвоения хороших привычек. То есть семейное воспитание является важнейшей общественной функцией, связанной с передачей накопленного опыта от одного поколения людей к другому, и целенаправленной социализацией личности. Семейная среда, в этом словосочетании подразумевается довольно широкий спектр явлений — это, прежде всего, целостная система исторических общественных отношений, особенности взаимоотношений между членами семьи, язык и традиции. То есть семья предстает во всем многообразии и богатстве ее взаимоотношений с миром, она рассматривается как сложная и саморазвивающаяся система.
Воспитание детей — важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Необходимо стремиться к правильному воспитанию, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием, что гораздо труднее.
Следует всегда помнить, что ребёнок – не только ваша радость, но и будущий гражданин, что вы отвечаете за него перед страной. Надо, прежде всего, самому быть хорошим гражданином и вносить своё гражданское самочувствие в семью. Предъявлять самые строгие требования к своему собственному поведению.
Не нужно надеяться ни на какие рецепты и фокусы воспитания. Педагогических фокусов просто не существует, необходимо быть серьёзным, простым, искренним. Не стоит рассчитывать на большую трату времени, нужно уметь руководить ребёнком, а не оберегать его от жизни. Главное в воспитательной работе заключается в организации жизни семьи с пристальным учётом мелочей.
С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. А. С. Макаренко придавал этой особенности большое значение и считал, что наша семья не является замкнутым коллективом, а составляет органическую часть общества, что всякая попытка семьи построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приведет к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности.
Единство воспитательных задач семьи и общества, согласованность требований семейного и общественного воспитания выступают первейшей необходимостью в формировании всесторонне, гармонически развитой личности.
Вклад Макаренко А.С. в становлении пенитенциарной педагогики
Представления А.С. Макаренко не потеряли своей значимости в настоящем периоде развития общества: воспитание считается наиболее важным элементом образования человека, общества и государства. Изучая педагогическое наследие данного автора, можно отметить его постоянную научную ценность и значимость его мыслей, многосторонность и неповторимость его опыта. На сегодняшний день требованиями к педагогу являются не столько знания основ развития человека как личности, но и способность определения особенностей ребенка и коррекции его сознания и поведения. То есть, как можно увидеть из анализа положения педагога в современном обществе, именно педагог по праву может считаться основной фигурой в обществе, ведь именно на него возлагается роль развития маленького человека.
Учительское слово обретает свою воспитательную мощь только тогда, когда начинает функционировать его личный пример, когда иные средства реализации воспитания пронизаны чистотой и благородством. Именно в этом выражается положение педагога в образовательном процессе как личности. Именно от него зависит воспитание и образование будущего поколения. В образовательных учреждениях мы впервые учимся получать знания, учимся уважению к людям, изучаем ценность людской жизни. В нашу жизнь навсегда входит учитель. Но лишь огромное количество времени, повзрослев, мы наконец понимаем, какой громадной силой влияния на нас обладает педагог и как много он сделал для нас, чтобы мы стали тем, кем являемся сейчас .
Как мы уже отметили в данной работе наиболее важный след в понимании роли педагога на жизнь людей оставил именно Антон Семенович Макаренко, изучив и переосмыслив все педагогическое наследие. Данный научный деятель внес вклад в основном в методологию педагогики, а также изучил все требования к личности учителя, а также обогатил как теорию, так и практику воспитания , создав свою педагогическую систему. Базой данной концепции является педагогическая логика, которая рассматривает педагогику как «практически целесообразную науку». Вышеуказанное мнение выражается в настоящий период времени как потребность закономерного соответствия между целями, задачами, средствами, методами, формами и результатами воспитания.
Пенитенциарная система Российской Федерации — орган правоохранительной системы государства, выражающийся собой комплекс учреждений и органов по исполнению уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Изучая статистику лиц, содержащихся под стражей, остаётся стабильно высоким: численность осужденных за более тяжкие общественно опасные деяния выросло за последние года на две трети от полного числа осужденных к лишению свободы. Одна четвертая заключенных приговорены к длительным срокам лишения свободы, половина заключенных являются рецидивистами.
Современный уклад «тюремной жизни» обвиняемых и осужденных в пенитенциарной системе оставляет желать лучшего. «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осуждённых и предупреждение совершение новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами» (ст. 1 УИК).
Итак, одна из важнейших целевых установок пенитенциарной системы — исправить человека, сделать его правопослушным. Согласно словарю В.И. Даля, понятие «исправить» означает «изменить улучшая, переделывать на лучший лад»; «исправлять повинности — нести, отбывать». Правонарушения — признак отсутствия правильного воспитания среди несовершеннолетних, что приводит к преступлениям и к наказанию. Появление специальных учреждений по исправлению правонарушителей восходит к 1704 году: именно в этом году при лазарете св. Михаила, основанном в Риме папой Климентом 11, был создан приют по исправлению испорченной молодёжи. С тех пор широкое распространение в мире получают «исправительные дома», а затем «исправительные колонии». Само понятие «исправление» становится основополагающим понятием пенитенциарной (от лат. poenitentia — раскаяние) системы. Термин «перевоспитание» — идеологема 20-х годов XX века, введён в научный лексикон с появлением так называемых «трудных», «невоспитуемых», «дефективных» — отставших от самих себя, взамен широкораспространённого понятия «коррекция» (выправление).
Перевоспитание — всего лишь вид воспитания, цель которого не столько устранение отрицательных, сколько развитие положительных личностных свойств человека: формирование установки на исправление, на ресоциализацию, на реабилитацию, на психологическую готовность к нормальной жизни на свободе, на предупреждение рецидивной преступности. Но всё это соотносимо с понятием «воспитание», которое может быть либо положительным (правильным), либо отрицательным (неправильным), другого не дано. Это — единство противоположностей или диалектическая логика. Исправление происходит в условиях изоляции осуждённых преступников от общества и задается правовыми нормами: соблюдение законности при исполнении уголовного наказания и административный надзор. Среди задач уголовно-исполнительного законодательства наиболее важное место занимает “охрана прав, свобод и законных интересов, оказание осуждённым помощи в социальной адаптации” (ст.1. ч.2 УИК РФ). Сам факт исправления человека сводится к получению правопослушного поведения осуждённого.
Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются «поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных» .
Развитие пенитенциарной педагогики как научного знания, соединяющей теоретические и практические аспекты исправления заключенных, что выражается потребностью общества в изменении личности осужденного и его возвращении его к честной и качественной жизни в обществе. Для осуществления всех сторон пенитенциарной педагогики следует в первую очередь нужно начать с изучения педагогической системы А.С. Макаренко, а после реализовать его основополагающие идеи и принципы на практике. Но не стоит забывать, что основы педагогики А.С. Макаренко, выражающиеся в развитии личности в коллективе не реализовываются на в теории, ни на практике перевоспитания заключенных. Также следует отметить, что определенные положения недопустимы в целом в пенитенциарной системе на основе того, что реализовать опыт А.С. Макаренко на практике не получится.
Приверженцы данной позиции подтверждают свое мнение тем, что объект воспитания изменился, у А.С. Макаренко объектом являлись голодные дети, которым для воспитания нужна только еда и качественные условия существования, на данный же момент объектом воспитания являются закоренелые осужденные, которых исправить возможно устрашение и принуждение.
Мы считаем, что оба утверждения не могут считаться правильными. Во-первых, заключенные никогда не выступали в виде безликой однородной массы закоренелых преступников, а во-вторых, и во времена А.С. Макаренко объектом воспитания являлись лица, осужденные за преднамеренное совершения тяжких общественно опасных деяний, выросших в нормальных семьях. То есть, как можно отметить, проблема пенитенциарной педагогики заключается не только в объекте воспитания, сколько в субъекте воспитания.
Во времена работы в трудовой колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского с 1920 по 1935 год А.С. Макаренко смог реализовать определенную систему исправления преступников, которая помогла исправиться и реализоваться в жизни многим заключенным. Но предложенная им концепция не смогла реализоваться по причине ужесточения карательной политики государства. Именно по данной и иным причинам А.С. Макаренко не смог внедрить свою практику по реализации пенитенциарной системы в практику исправительно-трудовых учреждений.
В настоящий период времени в весь педагогический процесс в пенитенциарных учреждениях реализуется с помощью исполнения уголовного наказания. Это приводит к жесткой регламентации его средств, форм и методов воздействия нормами права, которые не всегда подходят к педагогическому перевоспитанию осужденных. У А.С. Макаренко таких рамок не было, вернее, он признавал только одну целесообразность — педагогическую.
Период исправления заключенных реализуется в период уголовного наказания. То есть, в концепции А.С. Макаренко нет места быть сопоставлению периода исправления и период исполнения наказания, так как осужденные в системе исполнения уголовного наказания А.С. Макаренко должны проходить обучение в рабфаках, а в летний период возвращаться в стены колонии к иным осужденным. Также по мнению А.С. Макаренко свою актуальность в данной системе теряют все охранные сооружения, так как побег из пенитенциарного учреждения не мог считаться нарушением режима при условии его возвращения в стены колонии; также теряют свою значимость и все меры безопасности, лишение свиданий с семьей и т.д. Все это выражается в том, что педагогическая система А.С. Макаренко строится на педагогике доверия, возвращения личности к качественной жизни, а не ее разрушения и подавления. То есть это педагогика сотрудничества педагога и осужденного, а не их противостояния.
Идеи советского педагога-новатора до сих пор привлекают внимание прогрессивной педагогической общественности всего мира, доступны для внедрения в воспитательных учреждениях любого типа. Эти идеи нельзя рассматривать с точки зрения узкопринятой специфики или в узком смысле — педагогическом и практическом, их значение несравненно шире: они становятся факторами, способствующими возникновению нового отношения к человеку, жизни, обществу. Благодаря их использованию открываются новые возможности гуманизации условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышения гарантий соблюдения их прав и законных интересов, что является одной из целей Концепции.
Все это реально осуществимо при условии освоения теоретической высоты педагогической системы А.С. Макаренко, ведь она содержит не только общие решения важнейших педагогических проблем, но и конкретные, действенные пути реализации результатов их решения на практике. В его педагогической концепции органически связаны разработанные им, говоря современным языком, социальные технологии воспитания (сводный отряд, перспективные линии, первичный коллектив, параллельное действие, общая программа и индивидуальный корректив к ней, метод взрыва и т. д.) и их теоретическое обоснование.
Таким образом, в период так называемой «оттепели» были заложены основы формирования новой исправительно-трудовой системы и определены гуманистические тенденции развития пенитенциарной науки и практики на последующие годы.