Данный пост, по сути, является продолжением предыдущего, ведь он о том же — о любви и воле к жизни. Почти как у Джека Лондона.
Людмила Киселева — художница, журналист, Почетный гражданин г. Боровска, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреат международной премии «Профессия — жизнь», член Союза художников России, член Союза журналистов России.
Она родилась инвалидом, с диагнозом «миопатия» (прогрессирующее отмирание мышечной ткани, приводящее к полной неподвижности). Ходить она так и не начала с младенчества. Врачи сказали: она вряд ли доживет до шестнадцати лет. Но она дожила. И пережила.
Она испытала и страдания неразделенной любви, и бедность, и насмешки, и чувство вины. Но она не ушла в себя. Она стала рисовать, заочно окончила ЗНУИ.
Ее потрясающие по лаконичности техники и глубине содержания рисунки принесли известность. Киселевой дали звание Почетного гражданина Боровска, в городе о ней знает всякий.
Ее работы — удивительно светлые и легкие, солнечные и воздушные. В них нет и намека на ее личное несчастье. От них веет теплом, нежностью и лаской, чувством радости жизни — или легкой грустью и сопереживанием. Они призывают любить жизнь.
Выставки графических работ Людмилы Георгиевны Киселевой всегда собирают много публики: так хочется воспринимать чье-то удивительно светлое, жизнерадостное мироощущение, когда вокруг — затяжной кризис радости бытия.
Но в конце 80-х она перестала рисовать. Навсегда. «Я почувствовала, что начала повторяться, – признается Людмила Георгиевна. – Спела хорошие песни – и уйди. Поэтому мне Аллу Пугачеву очень жалко». Трагедией для нее это не стало, просто начался новый период в жизни. Такой же светлый и лишенный уныния, как и ее графика. Графика счастья.
Тогда она готовилась к худшему, что могло произойти, – к смерти мамы: «У меня было сто снотворных таблеток, чтобы умереть вместе с ней. В инвалидный дом я не пошла бы ни за что». Но судьба прихотлива и избирательна: появился человек, ставший ей мужем, и жизнь продолжалась. А потом случился инфаркт, уложивший Киселеву в постель окончательно: «Я очень удивилась тогда. Если Бог оставил меня жить, значит, я что-то должна еще сделать».
Скоро стало ясно, что делать. К ней пришла подруга-врач и рассказала о брошенных грудных детях, которые живут в больнице, потому что их больше некуда пристроить. И тогда Людмила организовала Центр адаптации детей-сирот и инвалидов. К тому времени она уже могла владеть только кистью руки — впрочем, этого было достаточно, чтобы взять трубку телефона и набрать номер. Людмила Георгиевна взяла справочник московских фирм и стала звонить. И так уже 10 лет. Каждый будний день Людмила Киселева обзванивает московские фирмы: с кем-то из бизнесменов она уже хорошо знакома, кому-то представляется впервые: «Я Людмила Киселева из Боровска, член Союза художников и Союза журналистов. Прошу вас помочь детскому дому». Киселева, чтобы не отпугнуть потенциального благотворителя, редко просит деньги. Речь, как правило, идет о «натуральном продукте»: молоке, масле, печенье, ботинках, куртках, обоях, сантехнике. Откликается один из десяти. Но каждый день Киселева что-то нужное для детей добывает.
Людмила «заставила вращаться» мир не вокруг себя, но вокруг еще недавно никому не нужных детей. Киселева — очень занятой человек. Вокруг нее трещат телефоны, работает компьютер. К ней постоянно обращаются за помощью. Стряслась беда, заболел ребенок — звонят Киселевой. И она помогает — находит деньги, устраивает на лечение.
«Я не считаю, что ушла от творчества, — говорит она, — каждый мешок картошки, который привезли в детский дом, — не меньшая творческая удача, чем изящная графическая работа. Искусство — это не только рисовать или петь, это каждый твой день».
Сейчас она — директор этого Центра. Центр опекает еще три детских дома. Еще на ее попечении дети-инвалиды с психическими заболеваниями, да и вообще все, кому нужна помощь. Работая совместно с боровским центром социальной педагогики, она ежедневно занимается насущными проблемами детских домов, детей-сирот и многими-многими другими.
Кроме того, Людмила Георгиевна — инициатор множества начинаний: сохранение памятников истории и культуры Боровска, создание музея народного творчества, картинной галереи, привлечение внимания к Боровску и монастырю. Своим духовным наставником ее считают многие боровчане.
Творчество и общественная деятельность Людмилы Георгиевны оказали и оказывают огромное влияние на духовную жизнь многих и многих россиян.
Текст поста составлен из фрагментов различных статей о Людмиле Киселевой, авторами которых являются: Марина Бровкина, Алексей Собачкин, Алла Митрофанова; также некоторая информация взята из различных блогов и Интернет-сообществ.
Ниже идут работы Людмилы Киселевой. Всего 35 штук. Это самая полная коллекция, которую мне удалось собрать. И все равно здесь нет некоторых рисунков, которые я хотела бы иметь у себя. Например, «Гренады». Или «Попытки» — последней ее работы. Когда-то в детстве у нас дома была книга с ее графикой. Она называлась «Дай сердца твоего коснуться сердцем…». Но мы с сестрой тогда не понимали ничего в искусстве, ведь мы были маленькими. И книга как-то незаметно измялась и потрепалась, а потом и вовсе затерялась среди старых вещей, и даже, возможно, вместе с прочим хламом была отправлена на помойку. Надо ли говорить, как я теперь об этом жалею.
В 2008 году в Москве была выставка работ Людмилы Киселевой, где можно было купить альбом с ее рисунками, книги и фильмы о ее жизни. Но я не воспользовалась возможностью — вряд ли мне было до этого. Все, кто со мной знаком, помнят, какой я тогда вела образ жизни.
О рисунках судите сами.
Спасибо за внимание.
Автопортрет
Зимняя улочка
Зимушка-зима
Зимняя ночь
Зимняя сказка
Детские сны
Куда уходит детство
Зиме конец
Весенний звон
Девочка-весна и ветер
Как мимолетное виденье
Старший брат
Поэт
Семнадцатилетие
Первая любовь
Бережность
Материнство
Встреча
Приготовились!
Какой чудесный день
Сколько моря, сколько солнца!
Забытая церковь
Последний луч
Деревня моя
Осенняя акварель
Прощание
Осенняя песня
Двое
Первое горе
На семи ветрах
Марина Цветаева
Первый бал
Забытый портрет
Одна
Пусть светит
Вот человек идет по улице. Наверное, на работу.
Он думает, что он идет на работу. А вообще-то он идет жить.
Содержание
Графика счастья
Попытка
Киселевой удалось дозвониться поздно вечером.
-Выставка должна была состояться еще в прошлом году, ее организатор — президент культурной ассоциации выходцев из России «Унита» Елена Тукшумская, но Италию заливало дождями, и галерею затопило, — рассказывает Людмила. — Там сейчас ищут новый зал для моих работ.
И вдруг я слышу, как на том конце провода она просит кого-то помочь переложить трубку телефона в другую руку. Людмила мягко извиняется за невольную остановку в беседе:
— Я ведь всю жизнь в коляске. А последние семь лет лежу.
Киселева говорит так, будто старается подбодрить меня, уберечь от шока и невольного чувства вины, которое испытываешь в таких случаях.
Невпопад спрашиваю:
— А сейчас вы пишете?
— Уже нет. Это все давно прошло — рисунки, выставки. У нас с Колей другое теперь.
Николай Милов — это муж. Художник, поэт, гитарист. Был вхож в круг Окуджавы. Булат Шалвович тепло отзывался о его стихах и песнях. С Людмилой они уже больше двадцати лет вместе. Венчались, как все люди, в церкви. Только невеста была необычная — в инвалидной коляске. Раньше Николаю часто задавали вопрос: какая выгода здоровому мужчине быть в такой ситуации, что за корысть? Отмалчивался. Однажды не выдержал: «Родной мне человек, какая в том корысть?»
Людмила и Николай приглашают в гости.
— Боровск — необыкновенный город, — говорит она. — В нашем монастыре Дионисий писал. Циолковский начертил свою птицеподобную машину. Приезжай!
Боровск на холмах, извилистые улочки, много старинных деревянных домов… У Людмилы и Николая небольшая, очень чистая квартира на третьем этаже. На стенах картины, но чужие. Свои работы под кроватью лежат. Муж достает толстую папку. И вот она — знаменитая графика Людмилы Киселевой. «Зимняя сказка», «Девочка с зонтиком, укрывающая звезду от дождя», «Материнство». Это брэндовые работы, которые знакомы каждому выпускнику художественного вуза.
-Я не талантлива, — говорит Киселева, — и вообще не художник. Просто так сложились обстоятельства, что мне выбирать было не из чего. Я не то чтобы хотела рисовать, но больше ничего не могла. Как слепая возилась с красками, с листом бумаги. Каждая линия доставалась таким трудом — будто горела. Когда еще в юности последний раз лежала в Ленинграде в специализированной клинике, стала делать наброски с наших медсестер, только в профиль. Все говорили, что очень похоже. Вылечить меня, понятно, было нельзя, а вот научить рисовать, как оказалось, можно. Я заочно окончила Московский народный университет искусств. Начались выставки. Мы уже тогда с Колей были вместе, он очень помогал. Мы так совпали, я вся была в его работах, он — в моих.
К Людмиле пришла известность. Ее графику охотно публиковали солидные журналы, имя Киселевой звучало в стенах академии художеств имени Репина.
Почему в работах Киселевой столько счастья?
— Я не рисовала войну, не изображала горе. Однажды мне было очень плохо, и знакомый художник сказал: а ты рисуй свою депрессию. Не смогла. Жить надо весело — мы умрем под тяжестью жизни, если не будем шутить.
А творческий кризис… Кто из художников на определенном этапе не осознавал вдруг своего бессилия и несостоятельности? Нет таких. Обычно время помогает преодолеть это состояние. Но в случае с Людмилой все было иначе. На пике таланта болезнь ударила еще раз. Инфаркт, полная неподвижность.
Последняя ее картина называется «Попытка». Танцующая девушка старается оторваться от земли. Сухая строка в биографии Киселевой «прекратила рисовать несколько лет назад» замещает все, что она могла бы написать про горе, боль, страдания.
Четыре дома
Когда Людмила лежала в больнице, возвращаясь к жизни после инфаркта, врач рассказала ей о девочках двух и четырех с половиной лет. Катя и Света дожидались в соседней палате, когда обретут новое пристанище. Перспективы были обычные для брошенных непутевой «мамкой» детей — детский дом. Выяснилось, что таких ребят там было не двое, а восемь. И уже не первый месяц существовали они в больничных стенах.
— Мне открылся другой мир, где живут дети без любви взрослых, одежды и игрушек, — рассказывает Киселева, — это закрытый социум, там действуют непонятные нам законы, подрастают люди с совершенно иной психологией. Они не знают, как быть счастливыми, а вырастут — и остальным от них не поздоровится.
С этого момента начался их с Колей следующий жизненный этап.
Восемь ребятишек, которым посчастливилось попасть в поле внимания Людмилы Киселевой, стали первыми обитателями приюта, созданного во многом благодаря ее усилиям, практически с нуля в разрушавшемся здании бывшего детского садика в деревне Асеньевское. Сейчас приюту уже семь лет, и в нем живут двадцать пять детей.
Когда она еще только думала о том, как ей обустроить первый приют, в случайном разговоре руководитель одного из детских домов поделилась с Людмилой, что нечем кормить ребят. Проблему решать надо было срочно, и Людмила взялась за телефон.
— Я обзвонила несколько крупных предпринимателей. Результат получился достаточно быстро. В детский дом поступили еда и одежда. Тогда же я поняла — вот он выход. Телефон соединит меня с сотнями людей, и кто-нибудь обязательно откликнется.
Это кажется невероятным, но женщина, которая в состоянии лишь набрать номер телефона, добилась организации приюта для детей, брошенных в больнице, центра реабилитации при Свято-Пафнутьевском монастыре, с ее помощью были отремонтированы еще несколько ветшающих детских домов.
Сейчас под ее опекой не только Асеньевский приют, но и Ермолинский дом ребенка, и приют «Отрада» при Свято-Николаевском Черноостровском монастыре в городе Малоярославце, и вновь образованный приют «Забота».
— Кроме своей квартиры, у меня еще четыре дома, — шутит Киселева. — Я тогда неожиданно для себя стала прорабом, сметчиком, бригадиром. Выучила марки цемента, виды бетонных плит. Вокруг меня лежали тетради с именами, фамилиями, телефонами, названиями строительных фирм и посредников.
Людмила — феноменальный переговорщик, против ее логики невозможно устоять. Она «закручивает» сложнейшие бартерные сделки, увязывая интересы разных фирм. В конце цепочки — то, что необходимо детям.
— Если не можешь передвигаться, надо научиться вращать мир вокруг себя, — говорит она. — Важно, какую при этом ставишь цель.
Людмила «заставила вращаться» мир не вокруг себя, но вокруг еще недавно никому не нужных детей. Киселева — очень занятой человек. Вокруг нее трещат телефоны, работает компьютер. К ней постоянно обращаются за помощью. Стряслась беда, заболел ребенок — звонят Киселевой. И она помогает — находит деньги, устраивает на лечение.
Каждую субботу в центре «Гармония» собираются дети из клуба инвалидов «Чашка чая». Есть ходячие, есть на колясках, с нервно-психическими нарушениями — у всех проблемы со здоровьем. Они общаются очень охотно. Цель таких мероприятий — привить детям чувство полноценности, избавить от одиночества. Вдохновитель и руководитель этой большой работы Людмила Киселева видит своих ребят только в записи на видеокассете.
Человек идет жить
Людмила Киселева — член Союза художников, Союза журналистов, удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством».
— Я не считаю, что ушла от творчества, — говорит она, — каждый мешок картошки, который привезли в детский дом, — не меньшая творческая удача, чем изящная графическая работа. Искусство — это не только рисовать или петь, это каждый твой день.
Папка с работами Киселевой пока лежит под кроватью, но она, наверное, все же уедет в Италию. И еще тысячи людей увидят ее замечательные работы, и многие, как и я, подумают — этой женщине жизнь отмерила счастья не скупясь.
— Что ты там видишь из окна? — спрашивает меня Киселева.
— Прохожего.
— Вот человек идет по улице, — говорит Людмила. — Наверное, на работу. Он думает, что он идет на работу. А вообще-то он идет жить.
О Людмиле Киселевой
ЛЮДМИЛА КИСЕЛЕВА – художник, журналист, публицист, общественный деятель. Окончила Заочный Народный Университет Искусств. Ее рисунки публиковались во многих печатных изданиях, представлялись на многочисленных выставках во многих городах страны. 20 лет она сотрудничала с местной и областной газетами – статьи, эссе о художниках, интервью. Более 10 лет назад Людмила Киселева стала директором организации Боровский филиал «Дома адаптации детей-сирот и инвалидов», который ныне имеет новое название Калужская Региональная Общественная Организация «Дело Общего Милосердия – дети-сироты и инвалиды», или сокращенно КРОО «ДОМ – дети-сироты и инвалиды». Но суть этой работы одна и та же: социальная помощь. За социальную работу Людмила Георгиевна Киселева награждена Правительственной наградой: Медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
ЛЮДМИЛА КИСЕЛЕВА – директор КРОО “ДОМ – дети-сироты и инвалиды”, инвалид с детства, Почетный гражданин г. Боровска, Кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Лауреат Международной премии «Профессия-жизнь»,Член Союза художников России, Член Союза журналистов России.
Киселёва Людмила Георгиевна — советская художница-график
Киселёва Людмила Георгиевна – советская художница-график, журналистка, писательница и благотворительница.
Киселёва Людмила родилась 31 января 1942 года в Боровске (Калужская область), живёт и работает там же.
С рождения Людмила тяжело болеет — из-за недуга она никогда не имела возможности ходить. Заболевание не сломило Людмилу Георгиевну — свою жизнь она посвятила изобразительному искусству и помощи нуждающимся.
В 1964 году Киселёва Людмила Георгиевна заочно окончила московский «Государственный заочный народный университет искусств». После завершения обучения Людмила начала участвовать в персональных и групповых художественных выставках.
В конце 1980-х годов Киселёва прекратила рисовать.
Киселёва Людмила Георгиевна занимается благотворительностью в Боровске — вместе с несколькими помощниками она оказывает финансовую поддержку детским приютам, семьям с детьми-инвалидами и матерям-одиночкам.
В 1999 году вышла книга «Сотворение жизни», написанная Людмилой Киселёвой.
Сайт Киселёвой Людмилы Георгиевны — http://milostivoeserdce.ru/
Выставка графики Людмилы Киселевой и Николая Милова «И ты увидишь мир прекрасен…»
19 декабря в 17-00, в здании ИОВЦ Калужского музея изобразительных искусств (Ленина, 103) состоится открытие выставки графики Людмилы Киселевой и Николая Милова «И ты увидишь мир прекрасен…»
Выставка продлена до 21 февраля
Выставка «И ты увидишь мир прекрасен…» знакомит зрителей с творчеством двух художников-графиков Калужской области Людмилы Киселевой и Николая Милова.
Людмила Георгиевна Киселева (рож. 1942 г. ) – художник, журналист, общественный деятель. Почетный гражданин г. Боровска, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреат международной премии «Профессия – жизнь», член Союза художников России, член Союза журналистов России.
Л. Киселева живет и работает в г. Боровске. Прикованная от рождения к постели тяжелым заболеванием, она смогла силой духа превозмочь, казалось бы, предначертанную ей судьбу одиночества и забвения. В 1965 г. Л. Киселева окончила заочный университет изобразительного искусства, факультет живописи и рисунка. С этого момента она участница городских и областных выставок. К настоящему времени у нее состоялось более 10 персональных выставок. Ее работы экспонировались в МГУ, издательстве «Правда», Щукинском театральном училище, Совет Министров СССР (г. Москва).
Людмила Киселева — художник – график, имеющий дело с бумагой, тушью, акварелью, темперой и фломастером. Ее работы полны лиризма и сентиментальности. Поэтическое видение мира в них органично сочетается с поиском нового ракурса на привычные окружающие нас явления.
Основные темы работ художницы – это природа и люди, чувства и отношения. Но самой главной и трепетно-личной для нее темой является — прекрасный мир мечтаний и грез, мир снов и миражей. Таковы её работы: «Детские сны», «Лунный вальс», «Девочка-Весна и ветер» и другие.
Полны обаяния, искреннего интереса и любви к натуре портретные работы Л. Киселевой: «Девочка с веснушками», «Портрет юноши», «Невеста».
Свои замыслы на бумаге она воплощает волнующе-трепетно и всегда очень выразительно. Каждая новая работа — это личностное откровение, это поэтика души и сила характера, искренне и чутко воплощенные в беге и сплетении линий и штрихов.
Николай Милов (1957 г. ) – непрофессиональный художник-график и мастер декоративно-прикладного творчества.
Н. Милов – уроженец пос. Ермолино Калужской области. В 1876 г. окончил Московский железнодорожный техникум. Затем служил в Военно-морском флоте. После службы возвращается в родной поселок. Здесь же в 1882 г. впервые берет в руки карандаш, чтобы заняться творчеством.
Представленные на выставке графические работы художника созданы в 80-е гг. ХХ века. Это выполненные в пастельной технике пейзажи г. Боровска, ставшего для Н. Милова родным и любимым, в который он переехал и где живет и работает сегодня, а также листы из «Ленинградского цикла» художника.
Николай Милов – художник без всяких скидок. Создавая свои работы на простой оберточной бумаге (тонированной пастелью), он с помощью туши, карандаша, угля и деревянных палочек создает светлые, наполненные радостными душевными переживаниями картины. Где-то фантазийные, где-то сказочные, где-то элегично-реалистичные, его работы всегда проникнуты настроением автора и эмоционально приподняты. Рассматривая работы, мы всегда можем понять, где художник грустит и тоскует, а где его сердце поет, а душа искрится.
Рассматривая работы Н. Милова, по родному трепетно открывающего нам красоту г. Боровска, мы почти физически переносимся на его провинциальные улочки, испытывая душевное волнение и эстетическое удовлетворение от ненарочитых, как-будто только что выхваченных из пространства композиций художника и гармонично-емких цветовых сочетаний его работ.
Послевкусием выставки, сохраняющимся надолго и за её пределами, остается глубокая радость и восторженность от того, что в этом «лучшем из миров» рядом с нами живут, а главное творят такие люди как Людмила Киселева и Николай Милов.
Выставка продлится до 21 февраля 2016г.
Хозяйка своей судьбы…
…Встречи… Памятные встречи-знакомства с людьми, которые будут со мной всегда.
…Людмила Георгиевна Киселёва. Родилась и живёт в небольшом старинном городке Боровске Калужской области.
Художница, журналист, писатель, Директор Дома адаптации детей –сирот и инвалидов, Почётный гражданин города Боровска, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», Лауреат Международной премии «Профессия – Жизнь».
Людмила Георгиевна пример высокого духовного человека, личности, ставшая для многих примером жизнелюбия и целеустремлённости.
… Что можно увидеть, сидя у небольшого, с низким подоконником, окна? Куст сирени в палисаднике, соседние одноэтажные дома, проезжую часть дороги, по которой снуют люди и автомобили. А для маленькой девочки, худенькое тельце которой поражено тяжёлой, неизлечимой болезнью, в этом квадратике света весь мир. В храмах с массивными куполами видится многовековая история малой родины. Но почему они молчат, а некоторые уже полуразрушены? Кому помешала эта красота? В маленькой детской душе возрастает протест, желание всё это исправить. Или хотя бы приостановить дальнейшее разрушение.
Из парка доносится музыка, мир за окном манит, зовёт к себе, но он недосягаем – и в этом большая несправедливость. А что если попробовать этот мир к себе приблизить!!! Так Люда впервые взяла в руки краски и карандаши.
В летние, тёплые вечера в окно заглядывают звёзды. Далёкие, холодные, они будто подмигивают, и на душе становится легко и спокойно. А потом в жизнь всё чаще стали входить книги. Сначала для развлечения, потом для обучения, а затем уже и для осознания самой себя.
Из-за болезни, не имея возможности бывать на улице, девочка радовалась горсти снега, принесённого в стакане, цветку в воде, веточке клёна с осеннего дерева, от которой трудно было оторвать взгляд. Оранжевые ёлочки прожилок, бордовые, фиолетовые, красно-коричневые тона. Маленькие частицы жизни, превращённые в очень важное и большое, открывали великое значение своей принадлежности к бесконечности. Радость от увиденного хотелось сохранить в памяти, мама ставила мольберт, и Люда снова рисовала.
Со временем детские впечатления, перенесённые карандашами на чистый лист бумаги, станут картинами «Первый снег», «Девочка – весна и ветер», «Весна», «Зимняя улочка», «Забытая церковь»… Но этому сначала надо было научиться. И Киселёва поступает в заочный университет искусств.
… Через пять лет состоялась первая выставка работ художницы, на открытие которой приехал в Боровск её главный наставник и учитель Алексей Семёнович Айземан. Для небольшого городка это было событием, которое станет поворотным и для самой художницы. Впервые за многие годы она почувствует себя вне рамок ограниченного пространства, далеко за пределами своего маленького мира. С картин огромной волной стекала любовь к людям, родному городу, к каждому его уголку, к его богатой истории. Многие это увидели впервые и прониклись любовью к своей малой родине.
…Рисунки уехали на выставки в разные города, появились напечатанными в солидных журналах, имя художницы с необычной судьбой замелькало на страницах газет. О Людмиле Киселёвой узнала вся страна. Увидев работы художницы из Боровска, Святослав Рерих воскликнул: «Эта женщина победит!»И ему тут же ответили: «Она уже победила!»
В город под Калугой хлынули письма. Письма-исповеди. Письма-призывы к сопереживанию. Душа распахнулась навстречу потоку человеческих чувств и откровений. Распахнулась и задохнулась горем и болью других. Они, эти письма подтверждали: мир наполнен нетерпением друг к другу, скорбью и страданием. Письма шли и взывали к помощи. Под их влиянием на страницах газет всё чаще стали появляться её публикации-раздумья, публикации-призывы к терпению и любви. Люда зажила жизнью города, судьбами и проблемами далёких и близких ей людей. Теперь уже не только она, но и они нуждались в её поддержке.
Храм Покрова виден из окна, его часто рисовала Киселёва. По другую сторону дома храм Бориса и Глеба. Ценные исторические памятники разрушались. Однажды близкий приятель Саша Бойко вбежал в дом и сообщил дикую новость, что церковь Бориса и Глеба кем-то зачислена в «ненужные развалины» и теперь её будут сносить. Жестокая рука бескультурья и невежества к тому времени уже обезобразила многие уникальные уголки города: исчезли памятники старины и многовековой истории. Из города уходила красота, а на её месте, как грибы после дождя, появлялись безобразные склады, какие-то магазины, туалеты.
На словах «церковь», «Бог», «храм» ещё лежало табу, но статья Людмилы Георгиевны в «Правде» «Я рисую Боровск» вызвала огромную реакцию, была воспринята как партийное указание сверху. Драконовское решение отменили, а вскоре нашлись средства и специалисты приступили к реставрационным работам. В силе её журналистского слова убедились, и к ней пошли люди за помощью.
Вот лишь один из примеров нашего недалёкого прошлого, когда на страну свалилась эпидемия под названием демократические реформы. Однажды главный врач Ермолинского Дома ребёнка Людмила Ивановна Хлебченко со слезами на глазах поделилась своей бедой: «До какого же времени мы дожили! Во время войны такого не было! Я не знаю, чем завтра буду кормить детей!» А уже вскоре в «Комсомольской правде» появилась статья «Божьи слёзки» – о посёлке слепых в Русино и о детях – сиротах и инвалидах в Ермолине. Телефон в редакции и на дому у Киселёвой не смолкал много дней подряд. Десятки людей откликнулись на призыв о помощи бедствующим. Так открылась и постигалась ещё одна простая премудрость: когда трудно, ищи не сильного,
чтобы прислониться, а того, кому может ещё труднее. И тебе дадутся силы не только поддержать слабого, но и удержаться самому.
Сегодня Людмила Георгиевна опекает и помогает обездоленным ребятишкам уже из четырёх детских домов. Болезнь отняла возможность даже просто сидеть. Рядом с кроватью телефон, люди знают, куда можно обратиться за помощью, а Киселёва, — кто такую помощь сможет оказать.
Или ещё один пример. Как-то пришли друзья и поделились мыслью: «Хорошо бы открыть в городе свой музей народного творчества. Ведь в Боровске столько самобытных умельцев!» Дело новое, непростое, а тем более при нашем вечном безденежье. Два года не выпускала из рук телефон Киселёва. Всем миром создавали этот центр народного мастерства. И вот теперь такой Музей есть, обрёл статус, а его экспозиция постепенно стала более профессиональной.
Прошли годы, болезнь отняла возможность у Людмилы Георгиевны просто бывать на улице даже в инвалидной коляске. Ушли из жизни самые дорогие люди – мама и папа. Но остались друзья, которых у женщины немало. Художники, поэты, артисты и просто хорошие люди-соседи. Один из них, Николай Милов, поэт и художник, придя в дом, согретый теплом и любовью, предложил руку и сердце. Так они стали мужем и женой. Человек преданный, милосердный, любящий. Их союзу уже более 20 лет…
….Жизнь продолжается.
Покруче любого сериала: история калужской художницы
Жизнь Людмилы Киселёвой — покруче любого сериала.
Раньше она могла рисовать, а теперь карандаш с трудом держит и уже совсем не встаёт с постели. Но вокруг неё каждый день люди, она всем нужна.
Людмила Киселёва — художник, журналист, писатель, почётный гражданин г. Боровска, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Она восстанавливает храмы, опекает детей-сирот. При этом самостоятельно передвигаться не может — болезнь забрала все силы. Но Людмила Георгиевна настолько обаятельный, сильный и интересный человек, что всегда была душой компании, все друзья и знакомые собирались у неё.
Страшный диагноз
Людмила родилась в Боровске в начале войны — 31 января 1942 года. Её отец Георгий Константинович был участником партизанского движения, потом работал шофёром, инкассатором. Мама Евдокия Васильевна — воспитательница детского сада.
То, что у девочки сложное генетическое заболевание — спинальная мышечная атрофия, не сразу поняли даже врачи. Ребёнок, который уже начал ходить, вдруг стал падать, и однажды Людмила не смогла встать на ножки. Родители не вылезали из больниц, обошли всех врачей, но те только разводили руками: девочка вряд ли доживёт до 16. Это был серьёзный удар. Родители Людмилу очень любили и делали всё, чтобы продлить ей жизнь. Девочка росла в заботе и внимании. Педагоги из школы занимались с ней на дому. Людмила много читала, особенно любила книги о героях, сильных личностях, а ещё — немножко рисовала.
— Девчонки-подружки бегали на танцы, а мне приносили пластинки с песнями про любовь, я слушала, рыдала. И стала рисовать песни, — вспоминала Людмила Георгиевна.
В 17 лет она поступила в заочный народный университет искусств. И в 1965 году в родном Боровске состоялась ее первая персональная выставка. Люди приходили, улыбались, узнавая городские улицы, своих знакомых: «Ой, вот тётя Клава. А это же мой дом!»
Родная душа
Людмилу всегда поддерживали родители. И когда мама заболела, случился инфаркт, Людмила Георгиевна признавалась, что даже подумывала покинуть этот мир вместе с ней, чтобы не оказаться в доме престарелых. Но справилась с этими мыслями.
Её родители ушли в один год… Сначала мама, а потом от онкологии умер отец. За Людмилой стала ухаживать тётя, затем — близкая подруга.
— В жизни беспомощного человека много такого, чего здоровым людям не понять, — напишет в своей книге «Что я буду делать, когда умрёт мама?» Людмила Киселёва. — То, что для них ежедневно и как бы между прочим, для инвалида — великий труд: умыться, почистить зубы, причесаться, перевернуться со спины на бок и наоборот, поправить подушку под головой, принять сидячее положение, выпить таблетку, помыться в ванной хотя бы раз в неделю, одеться, переместиться на балкон, чтобы подышать свежим воздухом. Всё это должен сделать за инвалида и для него другой человек. А уж если начались пролежни — просто беда. А если от постоянного лежачего положения ухудшилось состояние лёгких и, чтобы не умереть от удушья из-за мокроты, надо откашляться, для этого тоже нужен второй человек, а если его нет… Не дай Бог кому-нибудь так жить, медленно умирая…
В этот сложный момент в жизни Людмилы появился Николай Милов, художник, поэт, музыкант. Николай родом из посёлка Ермолино Калужской области. Закончил Московский железнодорожный техникум, служил в Военно-морском флоте. После службы вернулся в родной посёлок и начал рисовать. В Людмиле, как он сам говорит, нашёл родную душу. И через некоторое время сделал ей предложение руки и сердца. Поженились они тёплым майским днём. И уже более 20 лет вместе, живут душа в душу.
У них дома тепло и уютно. Собираются друзья, читают стихи, поют песни. Гостей встречают пирогами, которые Николай сам печёт. Выбираются на природу, гуляют на закате по берегу реки, собирают цветы, которые так любит Людмила.
А потом случается беда. Людмила переносит инфаркт. После этого она уже не может даже сидеть в инвалидном кресле. И вновь отчаяние и тревога за будущее. И тут подруга-врач рассказывает Людмиле о брошенных девочках двух и четырёх с половиной лет, которые уже несколько месяцев находятся в больнице и с ними надо что-то делать. А что? Только детский дом. Эта история так тронула Людмилу, что она забывает о своих проблемах и начинает помогать детям-сиротам.
Её небольшая двухкомнатная квартира по сути становится офисом благотворительной организации. Людмила с помощниками опекает несколько детских приютов, малоимущие семьи с детьми-инвалидами, матерей-одиночек, помогает ремонтировать церкви. Она постоянно звонит по телефону, решает какие-то вопросы, составляет письма в разные инстанции. И у неё все получается. Она смогла заставить мир вертеться вокруг неё.
Неисправимый оптимист
Людмила Георгиевна не любит, когда её жалеют и не считает себя мужественной. Говорит, что всегда хотела быть женственной, хотя в её положении это непросто. Но она в любой ситуации великолепно выглядит: причёска, маникюр, со вкусом подобранные вещи. Одно из любимых увлечений — делать себе разные причёски, женщина всегда должна оставаться женщиной. А ещё она никогда не рисовала мрачные картины.
— Однажды мне было очень плохо, и знакомый художник сказал: а ты рисуй свою депрессию. Не смогла. Жить надо весело — мы умрём под тяжестью жизни, если не будем шутить. Моя жизнь сложилась счастливо. Несмотря на болезни, я могу это сказать смело и честно, потому что мне всё время везло на хороших людей.
Нашлись пропавшие картины
Картины Людмилы Киселёвой очень близкие и понятные, написанные с душой и какой-то особой теплотой. И самое интересное, что нашлись её старые юношеские работы. До 13 октября их можно увидеть в выставочном зале Калужского областного музея изобразительных искусств.
— Я дружу с Людмилой Георгиевной уже более 40 лет, — рассказала на открытии выставки журналист Наталья ТОРБЕНКОВА. — Судьба ей выпала нелёгкая. С детства она была обречена на неподвижность, врачи ей предрекали ранний уход из жизни, но девочка так хотела жить, вырваться за пределы своих ограниченных возможностей, своего тесного пространства. И она стала рисовать, поступила в университет искусств. Педагоги видели её талант.
Преподаватель живописи Алексей Айзенман предложил сделать выставку её работ в Боровске. Они всем очень понравились. Выставку пригласили в Калугу, а затем — в другие областные города. Она так долго путешествовала, что следы её затерялись. Потом были и другие выставки. Но Людмила всегда сожалела о тех своих ранних затерявшихся работах. И недавно в разговоре с работниками госархива выяснилось, что ничего не пропадало. Это был подарок судьбы. Людмила очень обрадовалась! И вот сейчас эти работы могут посмотреть калужане. Лично мне интересно окунуться на несколько лет назад и увидеть тех людей, предметы той эпохи.
— Я с Людмилой Георгиевной познакомилась, когда ещё была студенткой. В её квартире мы делали заметки, зарисовки. И она очень хотела, чтобы я стала художником. Но я в итоге стала искусствоведом. И могу сказать, что работы на выставке шикарные, и самое главное, в них есть настроение, — уверена администратор детского православного центра, который сотрудничает с Людмилой Киселёвой, Светлана КИРИЛОВСКАЯ.
— Людмила Георгиевна очень терпеливый человек, скрупулёзный, чуткий и всегда всё доводит до конца, — говорит художник Вячеслав ЧЕРНИКОВ. — Самое ценное в её ранних рисунках то, что они показывают обычную жизнь провинциального Боровска. Вот так девушки собирались у окошка, слушали музыку у радиоприёмника, такая керосинка стояла на столе. И видно, как тщательно юная Людмила работала над ними.