Содержание
Православные истории
Литургия и ангелыМы живем в густом и плотном мире, жителей которого чаще чувствуешь, чем видишь. Их много, и они везде. Они мыслят и действуют, понуждая действовать нас и внушая нам мысли. Хорошо, что мы этого не видим, но только чувствуем, и плохо, если никогда не чувствуем. Видеть это зрелище можно немногим и лишь иногда.
Вот слуга Елисея увидел вражеское войско вокруг еврейского города, «и кони, и колесницы». И сказал слуга человеку Божию: «Увы! Господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, говоря: Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар. 6: 15–17).
Не имея близ себя Елисея и не будучи ему слугой, мы можем понять смысл сказанного через то главное, что у нас есть – через литургию. Она вся, ее внутренний строй, ее молитвенные тексты говорят нашей душе, что «тех, которые с нами, больше, чем тех, которые с ними».
Когда священник совершает малый вход, он молится Богу: «Сотвори со входом нашим входу святых Твоих ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». Иными словами, священник просит Бога ввести в наше молитвенное стояние ангельские хоры. Просит, чтобы они, привычно занятые славословием Бога, делали это сейчас с нами вместе, здесь, подкрепляя церковное собрание своим присутствием. Бывает ли так, или это лишь благопожелание и поэтическая мечта? Бывает так, и даже пренепременно.
А вслед за малым входом, когда поются дневные тропари, священник читает молитву, в которой именует Бога «трисвятым гласом от серафимов воспеваемым, и от херувимов славословимым, и от всякой небесной силы покланяемым». Просит Его, невзирая на множество песен, приносимых Ему от бесплотных, принять и от наших уст Трисвятую песню и простить нам всякое прегрешение, вольное и невольное. Вслед за этими словами вскоре поется и сама Ангельская песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Она не выдумана, но снесена с небес на землю и поется всюду, где сохранилась связь с Апостольской Церковью и духом ее молитвы.
Когда после Апостола поют «Аллилуия», предваряя радостью чтение Евангелия, то почему бы не петь «Аллилуия» и ангелам, уже пришедшим, уже посланным к нам на службу после принесенных просьб об этом? В Апокалипсисе Иоанна, где так часто изображается небесное богослужение, «Аллилуия» поют много, часто, торжественно (См.: Откр. 19).
А вот уже чтение Евангелия ангелы слушают внимательно и молча. Это люди в это время могут думать о чем-то своем, бродить по храму, шептаться и ставить свечи. Чистые духи слышат земной голос своего Небесного Владыки и стоят со страхом и трепетом.
Вскоре после этого раздастся Херувимская песнь. У молящегося человека появляется возможность уподобиться высшим чинам небесной иерархии. Для этого нужно «всякое житейское отложить попечение», нужно перестать думать о себе и просить о своем, но направить взор ума на Победителя смерти – Иисуса, входящего в близкое общение с теми, кто Его любит.
Уже того, что сказано, довольно, чтобы согласиться с мыслью: литургия есть не только земная служба и не столько земная, сколько небесная, стирающая природную разницу между человеком и ангелом и подчеркивающая их молитвенное единство.
Но главное в службе – это благодарение, евхаристия. И в ней тоже слышен ангельский голос. Священник тайно читает молитву, в которой благодарит Бога за все, но главное – за два великих дела – творение мира и искупление мира. Благодарит также за то, что Бог не гнушается нашей службой, хотя Он насыщен хвалой предстоящих Ему архангелов, ангелов, херувимов и серафимов. Этих слов стоящие в храме не слышат. Слышат они лишь завершение молитвы: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе, глаголюще». Образ четырех животных из Апокалипсиса возникает в уме при этих словах. Эти четыре животных подобны «льву, тельцу, человеку и орлу летящему». «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4: 8).
Эти слова люди не просто слышат – они повторяют их вслед за поющим хором. Здесь встречаются оба Завета, Ветхий и Новый, поскольку впервые эти слова услышал Исаия. (См.: Ис. 6). Эти слова связывают оба Завета, поскольку они относятся ко Христу, ведь «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12: 41).
«С сими блаженными силами, – молится далее священник, – Владыко Человеколюбче, и мы вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый».
Церковь восходит на высоту высших созерцаний и славословий. Церковь хвалит Нераздельную и Вечную Троицу. Человек, как ангел, готов в это время закрыть глаза, и если бы имел крылья, то закрыл бы ими лицо свое.
Она, литургия, есть поистине небо на земле. И уходя из храма, «видевши свет истинный, приявши Духа Небесного», человек уже не тот, каким он был час назад. Из храма нельзя уйти таким же, каким ты в него входил. Ты уходишь всегда другим, и дай Бог, чтоб лучшим, а не худшим.
Мы не одиноки – вот истинная правда. Мы лишь ощущаем себя одинокими и брошенными по мере сердечной черствости и пренебрежения к главному. Эта беда требует преодоления.
Если мы перестанем молиться, ангелы никогда не перестанут. Если мы зеваем на службе и пропускаем ее мимо ушей, чистые духи не пропускают ни одного слова и слога, но дышат молитвой и благодарением. Наши храмы для них – вожделенные места паломничеств, где славится имя Божие и слышен Его голос. Ощутить эту небесную жизнь, эту иную реальность человеку столь же возможно, сколь и необходимо. Будущий мир не есть мир телесных наслаждений, но мир молитвы и радости в Духе Святом. Приготовление к вечной и блаженной жизни есть, поэтому, уподобление ангелам через привитие к сердцу способности к небесным ощущениям. Это отрыв сердца от земли ради неба, по сказанному: «Горе имеем сердца!» До чего красив этот краткий клич!
Что же делать после всего сказанного? Ждать с нетерпением ближайшего воскресного дня или уже сегодня бежать туда, где слышан возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!» Бежать туда, где возносится Бескровная Жертва о грехах наших и всего мира, о всех и за вся. Бежать туда, где вместе с людьми «Свят, свят, свят» поют жители иного мира.
И, без сомнения, в каждом храме участников молитвы, как минимум, вдвое больше, чем это видно глазу. Ведь рядом с каждым видимым земному взору молитвенником стоит незримо ангел-хранитель, радующийся о своем подопечном и вместе с ним хвалящий общего Владыку ангелов и человеков.
Протоиерей Андрей Ткачёв: «Литургия и жизнь»
- Почему центральное таинство единения с Богом называется именно «благодарение»? За что мы благодарны Богу?
- Можно «дежурно» причащаться раз в год, а можно каждый день и охладеть. В чем золотая середина? (11:23)
- Какой особый смысл причастия на Литургии Преждеосвященных? (19:26)
- Как духовно не выгореть священнику и обычному прихожанину? (Это когда понимаешь как быть православным, но ничего не чувствуешь и не хочешь).(23:40)
- Православные зачастую считают, что «те, кому надо – сами в храм придут», тем самым отрицая миссионерство и дело апостолов. Как церковной общине не замкнуться самодовольно самой в себе? (30:06)
- Как жить без духовника, в смысле пока не нашел священника, который тебя понимает? Надо ли такого духовника искать? (48:21)
- Один священник на исповеди ругает, другой – старается поддержать и успокоить. К кому идти? Как не перепутать полезное с «легким путем»? (55:29)
- На вопрос «я не прочитал правило, но хочу причащаться» священники отвечают по-разному. Одни говорят «нельзя», а другие «конечно можно». А что говорят святые отцы по этому поводу? (1:04:30)
- Как занимаясь в духовной жизни самокопанием, самокритикой, отыскиванием грехов и страстей не впасть в самобичевание и демотивированность? (1:09:00)
- Становясь духовным надо ли остаться душевным: общительным, любить музыку, любить театр, рыбалку, спорт и т.д. или постепенно надо все это оставить? (01:11:16)
- «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Это значит что надо заниматься само_совершенствованием, и больше ничего делать в Церкви не надо? (01:18:16)
- Как Вы относитесь к Крещальной литургии? (01:20:12)
- Имеет ли место быть повсеместное внедрение служения литургии апостола Иакова, даже чаще чем три раза в год? Нужно ли делать её более «популярной»? (01:22:15)
- Как воспитать в себе потребность в Евхаристии? Как не разрываться священнику между семьей и Церковью? (01:30:03)
- Как создать крепкую евхаристическую общину, чтобы люди чувствовали единство не только через то, что видят друг друга каждое воскресенье, но чувствовали себя «Телом Христовым»? (01:36:08)
- «Пару слов» про создание православной семьи (01:43:43)
- О преодолении семейных проблем молодоженами (01:50:21)
- Может ли жена спорить с мужем по вопросам веры? (01:59:40)
- Дух современного мира чужд христианскому духу, из этого следует, что нам христианам должно быть некомфортно жить в этом мире. Однако, наблюдая за собой и своими товарищами, я не вижу этой некомфортности. Наша жизнь не соответствует жизни христианина или мы еще не вкусили этой жизни? (02:02:29)
Пресс-служба МДА
Порядок и изъяснение Божественной Литургии
Вторая часть Литургии — Литургия оглашенных
Вслед за совершением Проскомидии Св. Церковь приготовляет верующих к достойному присутствию при совершении Таинства Причащения. Приготовить верующих, напомнить им о жизни и страдании Иисуса Христа, разъяснить, как и почему были и могут быть спасительны жизнь и страдания Спасителя — составляет цель и главный предмет содержания второй части Литургии — Литургии оглашенных.
Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных потому, что при совершении ее в древности присутствовали и оглашенные («наставляемые»), то есть готовящиеся к принятию Св. Крещения и кающиеся, а также отлученные от Св. Причащения. В древности такие оглашенные стояли в притворах или нарфиксах.
Как же достигается эта цель Литургии? Чтобы понять последующий ответ на этот вопрос, необходимо твердо запомнить, что главный предмет раскрывается на Литургии тремя способами, друг друга дополняющими:
- вслух читаемыми и поемыми молитвами;
- наблюдаемыми действиями и священными процессиями
- тайными, недоступными для внешнего наблюдения, молитвами священника.
И там, и здесь, и вслух произносимых, и в тайных молитвах напоминается верующим о свойстве христианской молитвы, о различных благодеяниях Божиих к людям и о главнейшем из них — явлении Спасителя; затем напоминается о качествах, которыми должны отличаться верующие в Иисуса Христа, и испрашиваются благодатные милости к храму и молящимся в нем. Здесь же на Литургии оглашенных верующие приглашаются особенно усердно помолиться за умерших ближних, а также за лиц, еще не обратившихся в христианство.
Обративши еще раз внимание на присутствие в составе Литургии «тайных» молитв священника и на необходимость принимать их во внимание при ознакомлении с содержанием Литургии, перейдем к последовательному раскрытию содержания Литургии.
Общее содержание Литургии оглашенных
Совершивши проскомидию, священник с распростертыми руками молится Господу о ниспослании на священнослужителей Св. Духа; чтобы Святой Дух «сошел и вселился в него», и чтобы Господь отверз уста их возвестить хвалу Ему.
Возгласы священника и диакона
Диакон, получив от священника благословение, выходит из алтаря, становится на амвон и громко произносит: «Благослови Владыко». В ответ на возглас диакона, священник возглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Затем диакон произносит великую ектению.
Изобразительные и праздничные антифоны
После великой ектений поются «изобразительные псалмы Давида» — 102-й «Благослови душе моя Господа…», произносится малая ектения и затем поется 145-й «Хвали душе моя Господа». Изобразительными они называются потому, что изображают благодеяния Божия человечеству в Ветхом Завете.
В двунадесятые праздники изобразительные антифоны не поются, а вместо них поются особые «новозаветные стихи», в которых изображаются благодеяния роду человеческому не в Ветхом, а в Новом Завете. К каждому стиху праздничных антифонов прибавляется припев, смотря по характеру праздника: в день Рождества Христова припев: «Спаси ны, Сыне Божий, от Девы рождейся, поющи Ти: Аллилуиа» (хвалите Бога). В праздники Богородичные поется припев: «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы поющие Ти. Аллилуиа».
Гимн «Единородный Сыне»
Какая бы ни была Литургия, то есть с пением «изобразительных антифонов» или «праздничных», к ним всегда присоединяется пение следующего торжественного гимна, в котором напоминается о главнейшем благодеянии Господа к людям: о ниспослании на землю Сына Своего Единородного (Иоанна III, 16), воплотившегося от Пресвятыя Богородицы и Своею Смертию победившего смерть.
Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый /и изволивый спасения нашего ради/ воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, /непреложно /вочеловечевшийся,/ распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, /Един сый Святы Троицы,/ спрославляемый Отцу и Святому Духу спаси нас.
Единородный Сын и Слово Бога! Ты, будучи бессмертен, и изволивший для нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, сделавшийся настоящим человеком, не переставая быть Богом, — Ты, Христе Боже, будучи распят и Своею Смертию поправший (сокрушивший) смерть (то есть диавола), — Ты, как одно из Лиц Святой Троицы, Прославляемый наравне со Отцом и Св. Духом — спаси нас.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ «БЛАЖЕНСТВА И ТРОПАРИ БЛАЖЕННЫ»
Но истинно-христианская жизнь состоит не в одних только чувствах и неопределенных порывах, а должна выражаться в добрых делах и поступках (Мф. VIII, 21). Посему Св. Церковь предлагает вниманию молящихся Евангельские блаженства.
Малый вход с Евангелием
Во время чтения или пения Евангельских блаженств царские врата отворяются, священник берет со св. Престола Евангелие, вручает его диакону и выходит вместе с диаконом из алтаря. Этот выход священнослужителей с Евангелием называется «малым входом» и означает собою явление Спасителя на проповедь.
В настоящее время этот выход имеет лишь символическое значение, но в первые времена христианства он был необходим. В первенствующей церкви Евангелие хранилось не в алтаре на престоле, как теперь, а около алтаря, в боковом помещении, которое называлось или «диаконицей», или «сосудохранительницей». Когда наступало время чтения Евангелия, священнослужители переносили его торжественно в алтарь.
При приближении к северным дверям диакон словами «Господу помолимся» приглашает всех помолиться Господу, грядущему к нам. Священник тайно читает молитву, с прошением, чтобы Господь их вход сделал — входом Святых, благоволил бы послать для достойного служения Ему Ангелов, и таким образом устроил бы здесь как бы небесное служение. Вот почему далее, благословляя вход, священник говорит: «Благословен вход Святых Твоих», а диакон, подняв Евангелие, возглашает «Премудрость прости».
Верующие же, взирая на Евангелие, как на самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, восклицают: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, Спаси нас. Сына Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во Святых дивен сый), поющи Ти: аллилуиа».
Пение тропаря и кондака
К пению: «Приидите поклонимся…» присоединяется еще пение дневного тропаря и кондака для изображения воспоминаний на этот день и тех святых, которые исполняя заповеди Христовы, сами получают блаженство на небеси и служат примером для других.
Войдя в алтарь, священник в тайной молитве просит «Отца Небесного», воспеваемого «Херувимами и Серафимами», принять от нас, смиренных и недостойных трисвятую песнь, простить грехи вольные и невольные, освятить нас и дать силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни.
Окончание этой молитвы: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе Славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно», священник произносит громко. Диакон же, стоя перед иконой Спасителя, возглашает: «Господи спаси благочестивыя и услыши ны». Потом, став посреди Царских врат лицом к народу, возглашает: «Во веки веков», то есть оканчивает возглас священника и при этом орарем показывает на людей.
Верующие после этого поют «Трисвятую песнь» — «Святый Боже». В некоторые праздники Трисвятая песнь заменяется другими. Например, в Пасху, Троицын день, в Рождество Христово, Богоявление, в субботу Лазареву и Великую поется:
«Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».
Те, которые крестились во имя Христа, во Христе и облеклись, благодатию Христовой. Аллилуиа.
Молитва «Святый Боже» должна теперь возбуждать чувства раскаяния в своих грехах и обращение к Богу за помилованием.
По окончании «Трисвятой песни» бывает чтение апостола, чтению апостола предшествуют возгласы «Вонмем», «Мир всем», «премудрость», «прокимен», который прочитывается псаломщиком и поется 2 с половиной раза певчими.
Во время чтения Апостола, диаконом совершается каждение, означающее благодать Святого Духа.
По прочтении Апостола поется «Аллилуиа» (трижды) и читается Евангелие. Перед Евангелием и после него поется «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе», в знак благодарения Господу, даровавшему нам Евангельское учение. Как послания Апостолов, так и Евангелие читаются для разъяснения христианской веры и нравственности.
После Евангелия следует сугубая ектения. Затем следует тройная ектения за умерших, ектения об оглашенных и, наконец, ектения с повелением оглашенным оставить храм.
В ектениях об оглашенных диакон молится от лица всех людей, чтобы Господь просветил оглашенных словом Евангельской истины, удостоил их Св. Крещения и присоединил их к Св. Церкви.
Одновременно с диаконом и священник читает молитву, в которой просит, чтобы Господь «на высоких живый» и обращающий внимание на смиренных, призрел бы и на рабов Своих оглашенных, сподобил бы их «бани пакибытия», то есть Св. Крещения, одежды нетления и соединил бы Святей Церкви. Затем, как бы продолжая мысли этой молитвы, священник говорит возглас:
«Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Чтобы и те (то есть оглашенные) вместе с нами прославляли, Господи, Твое Пречистое и Величественное имя — Отца и Сына, и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков.
Несомненно, что моления за оглашенных касаются и крестившихся, потому что мы, крестившиеся, очень часто грешим без раскаяния, недостаточно ясно знаем свою веру православную и присутствием в храме без должного благоговения. В настоящее время также могут быть и подлинно оглашенные, то есть готовящиеся ко Св. Крещению из инородцев.
Ектения о выходе оглашенных
По окончании молитвы за оглашенных диакон произносит ектению: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии изыдите; елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Этими словами оканчивается Литургия оглашенных.
Схема или порядок Литургии оглашенных
Литургия оглашенных заключает в себе следующие части:
- Начинательные возгласы диакона и священника.
- Великая ектения.
- Псалом 1-й изобразительный «Благослови душе моя, Господа» (102) или первый антифон.
- Малая ектения.
- Второй изобразительный псалом (145) — «Хвали душе моя Господа» или второй антифон.
- Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий».
- Малая ектения.
- Пение Евангельских блаженств и тропари «блаженны» (третий антифон).
- Малый вход с Евангелием.
- Пение «Приидите поклонимся».
- Пение тропаря и кондака.
- Возглас диакона: «Господи, спаси благочестивыя».
- Пение «Трисвятого».
- Пение «прокимена».
- Чтение Апостола.
- Чтение Евангелия.
- Сугубая ектения.
- Ектения за усопших.
- Ектения об оглашенных.
- Ектения с повелением оглашенным оставить храм.
«Непреложно» — значит, что в лице Иисуса Христа ни божество не приложилось (и переменилось) в человечество; ни человечество не перешло в божество.
Страница 1 из 2
Молитва о живых и усопших на Литургии
Священник Константин Пархоменко
В какие моменты Божественной Литургии нужно поминать живых и усопших
Мне хотелось бы сегодня поговорить об очень важном предмете – о поминовении наших близких. О поминовении живых и о поминовении усопших. Дело в том, что каждый раз, как заканчивается Литургия и я выхожу в храм, подходят люди и говорят:
«Вот, батюшка, мы очень ждем панихидку, хотим помолиться за усопших».
А кто-то говорит:
«Я вот специально пришел, чтобы помолиться о здравии, или об успехе дела, или помолиться с благодарностью Богу. Можете ли послужить молебен?»
Мы, священники, конечно, служим. Но какой-то осадок остается, и вот от чего. Дело в том, что, по древней церковной традиции, после Литургии не положено совершать никаких частных треб, никаких частных молений. Потому что Литургия – это маленькая Пасха. Во время Литургии мы взбираемся на молитвенную высоту, мы, можно сказать, непосредственно, лицом к лицу с Богом общаемся, переживаем праздник, пир веры. И сразу с этой высоты спускаться и возвращаться опять в круг каких-то наших просьб… Церковь сочла с древности, что это не совсем уместно.
Когда я однажды рассказал об этом людям на одной беседе, один человек сказал:
«Может быть, теоретически это и правильно. Но я прихожу в храм не для того, чтобы абстрактно участвовать вместе с Церковью в празднике встречи с Господом. Я хочу помолиться и о своих личных нуждах. Почему же вы этого меня лишаете, говорите, что не положено служить панихиды и молебны? Почему же вы лишаете меня этой возможности помолиться за моих живых родственников или за усопших?»
Этот человек задал очень правильный вопрос. Дело в том, что Церковь не напрасно, не случайно сказала, что после Литургии частные молебны и панихиды о чем-либо или о ком-либо нежелательны. Дело в том, что в самом чине Литургии содержатся, притом в концентрированном виде, молитвы и о здравии, и о упокоении. Несколько раз во время Литургии мы особо, «сугубо» молимся о живых. И так же сугубо, особо молимся и об усопших. Конечно, нельзя, знаете, по какой-то шкале измерить, на сколько именно Литургическая молитва выше молебна или панихиды, но можно с несомненностью утверждать, что многократно выше. По своим «благодатным характеристикам» – употреблю такое смелое выражение – Литургия выше любой нашей частной молитвы.
И вот мне хотелось бы сегодня в проповеди рассказать, когда именно во время Литургии мы молимся о здравии и о упокоении. Это пригодится вам для того, чтобы вы могли более осмысленно относиться к службе и участвовать в Таинстве. Ведь это наша беда, что мы не знаем с вами службы, не знаем церковной службы. Бывает, люди десятилетиями ходят в храм – и не знают, в каком месте помолиться о близких. Недавно одна бабушка подошла с брошюрой, в которой был чин Литургии, и попросила:
«Не можете ли, батюшка, мне поставить крестики, где, в какие моменты молиться за усопших, и галочки, где можно молиться о здравии. Я буду стоять с этой книжечкой на Литургии и следить, и молиться». Это очень правильный подход, благочестивый. Но вместе с тем этот пример показывает, что мы с вами не знаем нашей Литургии, не знаем этого в прямом смысле сокровища нашей веры…
Вот давайте сегодня как раз и посмотрим, и освежим в памяти, в какие моменты службы Церковь нас призывает молиться об усопших и в какие – о живых. И в будущем, когда мы будем приходить на службу на Литургию, мы сможем в эти моменты поминать наших живых и наших усопших, сродников, знакомых. Но, конечно, это не значит, что молебны и панихиды служиться не будут. Они служились и будут служиться, потому что, повторяю, если кто-то и понимает, что можно помолиться о своих детях на Литургии, и что необязательно потом заказывать отдельный молебен о здравии, то это один человек из ста, а девяносто девять не понимают. И для них, конечно, всегда будут служиться и молебны, и панихиды.
Поговорим о том, когда же именно Церковь советует нам в чине Литургии молиться об усопших и о живых.
Вы знаете, что еще до того, как началась служба, в алтаре совершается проскомидия. Проскомидия – это такое чинопоследование, во время которого из просфор, из таких круглых, состоящих из двух половинок хлебцев, вынимаются частицы. Мы молимся: «Господи, помяни рабов Твоих…» И перечисляем имена. И все записки, которые вы давали накануне вечером, в предыдущий день или утром, все эти записки берутся в алтарь. Постоянно наш чтец или пономарь ходит в свечной ящик, все эти записки приносит, затем встает рядом со священником, который совершает проскомидию, и тихонько читает их. И священник всех поминает. Так совершается первое поминовение.
У нас в России верующие люди как-то в нем активно не участвуют. Они просто приносят записки, оставляют. А в древности верующие более активно участвовали в службе. Кстати сказать, и сейчас в некоторых храмах мы можем такую же традицию, в стиле древнехристианских времен увидеть, это очень хорошая, правильная традиция. Однажды я был в Париже, и там я служил в греческом православном храме. И обратил внимание на одну очень интересную особенность. В Греции жертвенник стоит прямо у самого выхода из алтаря. Священник стоит спиной к выходу, ну, или боком к выходу, на расстоянии протянутой руки, так что верующие люди могут написать записку и подать ее прямо в руки священнику, который совершает поминание. Священник тут же эту записку берет и тут же говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих…» Более того, можно самому испечь хлеб, и частицы о здравии или о упокоении дорогих тебе людей будут вынуты не из просфоры, а из хлеба, приготовленного твоими руками. Я видел, как женщины приносят хлеб, завернутый в полотенце. Такие теплые еще хлебы. И вот эти хлебы приносят, и священник берет этот хлеб у хозяйки, берет ее записку, какое-то пожертвование, говорит: «Помяни, Господи…» – поминает, вынимает частицы из этого хлеба и женщине хлеб отдает. Через изъятие частиц простой хлеб становится священной просфорой. И хозяйки берут этот хлеб домой, и там всем, кто приходит, – например, детям, внукам, – всем этот хлеб дают, по кусочку.
Чтобы верующим напомнить, что в это время, когда идет проскомидия, они могут помолиться о своих живых и усопших, в Греции в это время звонят в колокольчик. То есть, когда священник помянул всех, за кого подали записки, чтец или пономарь берет колокольчик и в него звонит. И все люди, которые ходят и ставят свечки или просто ходят по храму и целуют иконы, они мысленно говорят: «Помяни, Господи …» и называют себя или вполголоса произносят имена своих близких, усопших или живых.
Хотя у нас такой традиции нет, но, как вы понимаете, суть остается та же. То есть, когда мы приходим с вами перед началом службы, покупаем свечи, уже идет проскомидия. Мы можем с вами купить свечу, подать записку, приложиться к иконам, но потом хорошо бы остановиться и помолиться от души за всех живых и усопших, помянув их поименно.
- В начало
- Назад
- 1
- 2
- В конец
Коротко и ясно о Литургии
Комментарии к этому видео:
Комментарии ( 0 ) Сначала новые Сначала старые Сначала лучшие
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ Войти Загружено по ссылке
Последние комментарии на сайте
Новогодний танец 2-й класс сш.№42
⇒ «Очень понравился ваш танец» Смотреть полностью…
Добавлено — 12.02.2020 КТО ТАКИЕ АДЫГИ? АДЫГЕЙЦЫ
⇒ «класс» Смотреть полностью…
Добавлено — 12.02.2020 Слетающую со здания школы крышу сняли на видео в Атырауской области
⇒ «Это конечно ужасно, надеюсь ни кто не пострадал. Но судя по строительному мусору вокруг школы, там идет ремонт, или эту самую крышу перекрывают. Странно только, что дети находятся в здании, по крайней мере те, которые все засняли, но возможно то крыло, с которого слетела крыша…» Смотреть полностью…
Добавлено — 12.02.2020 Тестим читы на видео
⇒ «Никогда не пользовался читами в мультиплеерных играх, но в то-же время было любопытно узнать как-же они работают и что видит игрок, когда он их использует. Мне кажется самый безобидный чит в этом видео — wallhack, конечно он дает неплохое преимущество, но он не идет ни в какое…» Смотреть полностью…
Добавлено — 12.02.2020 Оперативное видео. Обыск
⇒ «Мощно! Одно дело видеть как работают оперативники в фильмах и сериалах или даже проводить спец-операции самому в видео играх, но совсем другое видеть реальную съемку. Взломать железную дверь меньше чем за минуту мне кажется это отличный результат, кто-бы ни был за этой дверью …» Смотреть полностью…
Добавлено — 12.02.2020 Фиксики — Сборник Фиксипелок
⇒ «класс» Смотреть полностью…
Добавлено — 12.02.2020