Содержание
Круглый коврик, который кладут под ноги архиерею.
Другие ответы на вопросы
- Как называлась мать настоятельница у инков? 8 букв
- Основной продукт питания индейцев Перу после 500 г. до н.э? 4 буквы
- Какая игра была придумана в 14 веке Европейцами, а именно пастухами скота? 5 букв
- Что в переводе означает английское слово хук, от которого собственно и произошло название игры хоккей. 6 букв
- Каких животных согласно закону, подписанному губернатором Аляски в 1995 году, разрешается заводить местным жителям в качестве домашних животных при условии, что им будет обеспечено содержание? Цитата:В гуманных условиях и будет оплачена страховка на сумму на случай возможного ущерба от пребывания в жилом доме. О чем идет речь? 4 буквы
- У каждого из 14 главных героев этого фильма был малорослый дублер. 6 букв
- Когда-то на Руси это называли «насверхсыткой», а теперь профессиональные повара и домохозяйки употребляют именно этот французский термин. 6 букв
- Славная бабенка, но что главное в ней хорошо, что в ней нет ничего бабьего, то есть ничего именного того, что у них есть самого неприятного. Кто так отзывался о молоденькой незнакомке? 7 букв
- Что по свидетельству Даля специально ставили в устье печи, чтобы хлеб лучше подрумянился? 6 букв
- Сесино — половина этой стариной монеты, а чентезимо — пятая часть. 6 букв
Орлец
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое орлец.
Орлец — небольшой круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерея (епископа, архиепископа, митрополита, патриарха) в определенные моменты богослужения.
Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
Как правило, орлец имеет круглую форму, но иногда для чина епископской хиротонии (возведение в сан) используется орлец квадратной или прямоугольной формы. Это сделано для удобства совершения таинства и не является обязательным условием.
Орлец, вышитый на бархате, для хиротонии
Орлец может быть вышит как отдельный коврик, может быть частью большого ковра, который используется в храме за богослужением, может быть выложен в виде мозаики на полу (как правило, в центре храма).
Напольная мозаика. Великобритания. Лондон. Греческий храм св. Софии
Иногда орлец выкладывают из цветов для торжественной встречи архиерея в храмах в теплое время года.
Фото spas-monastery.by
Символизм
Орлец символизирует духовное состояние епископа, который, подобно орлу, должен возноситься от земного к небесному. Также означает епископскую власть, напоминая обязанность архиерея неустанно окормлять и опекать вверенную ему паству.
Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана и епископской власти.
История возникновения
Орлец — древний церковный символ.
Впервые его стали употреблять во время богослужения в Константинополе в XIII веке. Изначально это был особый дар императора патриархам. Тогда на ковре с символом Византии (двуглавый орел на желтом фоне) мог стоять только сам император, тем самым символизируя мощь и высокое служение.
После падения Константинополя в 1453 году в войне с турками право стоять на орлеце окончательно закрепилось за патриархом. Со временем оно распространилось на всех епископов.
В русской православной традиции орел изображается с одной головой, в отличие от двуглавого византийского. Орлец на Руси — самостоятельный церковный символ, а не царская награда. В русском чине поставления епископов от 1456 года указывается изображать на кафедре (специальное возвышение в центре храма для епископов) «орла единоглавна».
Византийский император Никифор III Вотаниат
В XVI–XVII вв. орлецы на Руси обязательно постилались под ноги епископов при входе в храм, где они начинали богослужение. При выходе из храма архиерей на орлеце полагал последний поклон. На Московском Соборе 1675 года было определено, что в присутствии патриарха на орлецах могут стоять только митрополиты Новгородский и Казанский.
Со временем орлецы широко вошли в обиход архиерейского богослужения и стали полагаться под ноги епископам там, где им нужно останавливаться для молитвы, благословения народа и других действий. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орел как бы постоянно носит на себе епископа.
Миро
Остромирово Евангелие
Терновый венец Спасителя
Архиерей приехал!
Если в обычном приходском храме ждут приезда архиерея, для рядового прихожанина это значит, прежде всего, что служба будет длиннее, народу приедет больше, а хор будет петь громче, чем обычно. У многих знания об архиерейском богослужении этим и ограничиваются. Между тем служба эта полна красоты и символического смысла. Поэтому, когда в храм святого благоверного царевича Димитрия приехал митрополит Волоколамский Иларион, мы решили воспользоваться случаем и зафиксировать некоторые моменты архиерейской литургии с тем, чтобы их «расшифровать».
Апостолы приняли все духовные полномочия в Церкви от Самого Господа Иисуса Христа. В свою очередь они передали эти полномочия избранным преемникам, получившим название епископов, что в переводе с греческого означает «надзирающие». Епископы должны были заботиться об удовлетворении духовных потребностей христиан в учении, нравственном руководстве и священнодействии. В отличие от апостолов, которые проповедовали, путешествуя, епископы постоянно присутствовали в своем городе или провинции. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении: «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (Деяния 20:28)
По мере расширения Церкви стали образовываться приходы, и потребовалось большее количество епископов. Все дела вверенных им областей епископы решали с помощью совета пресвитеров, то есть священников. Таким образом, высшая власть в Церкви поручена епископам самими апостолами. Другие же чины иерархии — дьяконы, священники — поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении.
1. Облачение. После того, как архиерея встретили в притворе, его с особой торжественностью облачают в центре храма. На каждый предмет облачения возглашают стихи.
Важнейший элемент архиерейского облачения — саккос (от греч. saccos — шерстяная материя), верхняя богослужебная одежда, заменяющая собою иерейскую фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По покрою саккос представляет собой туникообразное одеяние, обычно не сшитое по бокам, с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. В Русской Православной Церкви саккос известен с начала XV в., когда киевский митрополит Фотий привез его с собою из Греции. В XVIII в. он сделался общей одеждой всех епископов Саккос — символ смирения, при богослужении означает одеяние Спасителя, он напоминает о той червленой ризе, в которую облечен был Христос (Иоан. XIX , 2, 5). Архиерей, облачаясь в саккос, должен вспоминать унижение и смирение Иисуса Христа.
Архиерея облачают его помощники — иподьяконы. Раньше круг обязаностей иподьяконов был шире: они не только приготовляли и держали в порядке священные сосуды, облачали архиереев и помогали на службе, но и стояли во время богослужения у церковных врат и наблюдали, чтобы не вошел кто-либо из недостойных. А при возгласе «Оглашенные, изыдите!» в обязанности иподьякона входило вывести из храма всех оглашенных (т. е. готовящихся принять таинство крещения).
2. Орлецы. Непременный атрибут архиерейской службы — орлецы на полу храма. Они появились в Византии в Х III столетии. Эта почетная награда Константинопольскому Патриарху от императора имела определенный духовный смысл: изображение города и парящего над ним орла указывает на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле. Орел — символ высшей горней твари, ангельских чинов.
3. Дикирий и трикирий. В конце облачения епископ берет дикирий (подсвечник с двумя свечами) и трикирий (подсвечник с тремя свечами) и благословляет (осеняет) духовенство и народ на четыре стороны свечами. Две свечи дикирия символизируют Свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах — божественном и человеческом. Три свечи трикирия означают несозданный Свет Пресвятой Троицы. Благословение народа дикирием и трикирием совершается на литургии неоднократно. Оно сообщает верующим особую благодать и свидетельствует о Божественном Свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения.
4. Омовение рук. Во время мирной ектиньи архиерей умывает руки. Этот чин известен еще с V века. Но тогда умывали руки все вместе: и пресвитеры, и епископы. Делалось это после того, как дьяконы приносили из отдельного здания приготовленные для евхаристии хлеб и вино (в современной литургии это перенесение отображено в Великом входе). Омовение рук перед тем, как начнется преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, носило очистительный и гигиенический характер. Сегодня обычай торжественно, публично умывать руки сохранился только в архиерейском богослужении. Чин этот перенесся на начало службы и на время пения Херувимской.
5. Кафедра. Во время пения антифонов и совершения проскомидии в алтаре епископ сидит на кафедре. Это специально организованное место в центре храма, которое называется «архиерейский амвон». На нем устанавливается кресло для архиерея.
Раньше в России сооружение возвышений в центре храма (до метра высотой) было обычным явлением, не связанным исключительно с архиерейским богослужением. С него читалось Священное Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении. Сейчас кафедру устанавливают только при архиерейском богослужении. Стационарный архиерейский амвон есть только в тех храмах, где архиерей служит постоянно. На нем он стоит, когда находится не в алтаре, а в храме, с него читается Евангелие.
6. Рипиды. Когда с архиерейского амвона диакон читает Евангелие, иподьяконы держат над Евангелием рипиды (греч. — «опахало»). Сначала рипиды употреблялись в алтаре при совершении таинства Евхаристии. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два дьякона должны держать с обеих сторон Престола рипиды из тонкой кожи, павлиньих перьев или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Есть предположение, что в ветхозаветное время такие веера использовались, чтобы отгонять мух от жертвенника, на котором закалывалось жертвенное животное. К VII веку рипиды уже символизировали херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви.
7. Символ веры. По возгласе: «Двери, двери…» архиерей становится перед престолом, преклонив главу, а все священники берут воздух и веют им над священными сосудами. Архиерей или указанный им священнослужитель читает Символ Веры. Всю литургию, за исключением малого и великого входов и времени причащения, у Царских врат стоит посошник с архиерейским жезлом. Жезл — древний символ священнической власти. История его появления восходит к ветхозаветной истории о процветшем жезле Ааронове (Числ. 17: 1-13). Особенность русских архиерейских жезлов — сулок (два платка, вложенные один в другой и привязанные к посоху у верха). Сулок появился в России из-за суровых морозов. Нижний платок предохраняет руку от холодного жезла, верхний — от морозного воздуха.
8. Омофор. Это неотъемлемый атрибут архиерейского богослужения. Омофор в переводе с греческого означает «наплечник». Он бывает двух видов. Великий омофор — длинная широкая лента с изображениями крестов. Огибая шею,она одним концом спускается на грудь, а другим — на спину.
Малый омофор — широкая лента, которая спускается на грудь обоими концами, спереди она сшита или закреплена пуговицами.
Архиерейский омофор символически обозначает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без него архиерей служить не может. Кроме того, омофор напоминает о том, что архипастырь, подобно евангельскому Доброму Пастырю, несущему на плечах потерянную овцу, должен заботиться о каждом заблудшем человеке.
9. Полнота служения. Святое миро, которым помазывают при совершении таинства миропомазания в Крещении, освятить может только архиерей, глава поместной Церкви. Антиминс, необходимая принадлежность для совершения Евхаристии, освящается по особому чину только архиереем. Священство, одно из семи таинств Церкви, имеют право совершать только архиереи во время Литургии. Это право они приняли из рук самих апостолов. Таким образом, архиерей, имея возможность совершать все Таинства, представляет собой полноту Церкви. Как сказал святой Симеон Солунский: «Без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни св. мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» (О священном помазании. Гл. 45).
Ирина СЕЧИНА, Ирина РЕДЬКО
Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ
Орлецы
Во время богослужения орлецы архиерейские постилают под ноги священнослужителю в местах, где он останавливается для молитвы. Это тканые ковры с изображением парящего над городом орла. Символизм этого важного православного атрибута и особенности применения требуют:
-
красоты и аккуратности в исполнении;
-
прочности и износоустойчивости.
Покупать их следует только в специализированном магазине.
Где купить орлецы архиерейские
Все виды храмовой атрибутики и облачений для проведения богослужений Вы купите в нашем интернет-магазине. Высококачественные церковные швейные принадлежности от лучших производителей украсят храм и прослужат длительный срок. Объёмный каталог, доступные цены, доставка позволят быстро выбрать и недорого купить всё необходимое. Все атрибуты соответствуют традиционным канонам православия.
Как выглядит орлец православный
Это ковёр круглой формы. Иногда, для удобства совершения таинства хиротонии используют квадратный или прямоугольный орлец. Он может быть разных цветов. Изображённый на нём одноглавый орёл является символом высокого сана и власти, дарованных небесами, духовной чистоты и высоты епископа. Вольная и сильная птица возносит его на своих крыльях от земного к небесному.
Почему тканый орлец лучше
Такая технология гарантирует долговечность, что особенно важно для такого атрибута. Такие изделия отличаются отличным качеством и красотой. У нас есть:
-
тканые и бархатные орлецы;
-
с вышивкой, печатью, бахромой.
При выборе учитывайте размеры, указанные в описании. Обратите внимание на специальный чехол для орлеца, который можно приобрести отдельно.
Орлец в храме — обязательный православный атрибут.