Содержание
Во сколько начинается праздничная пасхальная служба
Начало праздника
В разных церковных приходах начало праздничной пасхальной службы может различаться, равно как и службы в обычные дни в каждом храме начинаются в свое время. Но от будничного богослужения пасхальная служба отличается особенной праздничностью. Сколько существует христианских праздников, но самая возвышенная и радостная – на Пасху.
Служба начинается ближе к 11 часам вечера. Основную ее часть предваряет полунощница. Священники читают апостольские деяния и канон Великой субботы. В это время плащаница, которая выносилась на середину храма накануне праздника, уносится на алтарь до самого Вознесения. Если вы хотите попасть в храм на пасхальную службу, придти лучше заранее. Ночью на Пасху в церковь приходит очень много людей: не только глубоко верующих, но и просто желающих посмотреть. Запоздав, можно вовсе не попасть внутрь храма.
Вскоре начинается самая впечатляющая часть богослужения – крестный ход. Прихожане медленно выходят из храма и, следуя за священниками, несущими хоругви, обходят церковь трижды. Церковнослужители читают молитвы, поют тропари. Главный праздничный тропарь батюшка поет трижды: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Ночью можно освятить принесенную с собой еду. У христиан принято освящать крашеные яйца и куличи. Некоторые люди приносят и продукты, которые будут на пасхальном столе. Только не приносите алкоголь! Церковь это не приветствует.
Продолжение пасхальной службы
После полунощницы праздник продолжает заутреня. Кульминацией пасхальной службы является христосование. Все священнослужители и прихожане поздравляют друг друга с Воскресением Христовым пасхальным приветствием. Люди произносят «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину воскресе!» После этого троекратно целуются и обмениваются освященными яйцами. Многие после этой части праздничного богослужения храм покидают, тем более что происходит христосование уже около часа ночи. Но большинство прихожан все-таки остаются, так как дальше проходит праздничная литургия с причастием Крови и Плоти Христова. Причаститься на Пасху считается особенной благодатью. Поэтому такой шанс упускать никто не хочет. В зависимости от того, скольким христианам захочется причаститься, так долго и будет длиться пасхальная служба. В результате она может идти до самого утра.
Пасхальная служба в день Воскресения Христова: главные правила поведения в церкви
Близится светлый праздник – день Воскресения Христова. Многие наверняка соберутся в церковь посетить службу на Пасху – вместе с детьми, родными и близкими… Но многие ли из нас знают, как именно проходит пасхальная служба? Мы расскажем, что и как нужно делать, находясь в храме или церкви…
Вот и наступила Страстная неделя, до Светлого Воскресения Христова – остались считанные дни… По традиции, с утра в Страстной четверг верующие пекут куличи и красят яйца, вечером готовят пасху, а в субботу несут их в церковь – освящать. А в ночь с субботы на воскресенье – начинается светлый праздник Пасха…
Итак, куличи и пасхи приготовлены, оригинальные, яркие, причудливые яйца к празднику покрашены, и в ночь с субботы на воскресенье многие верующие идут на Крестный ход – службу, знаменующую собой начало Пасхи и праздник Воскрешения Христа. Но не многие знакомы со всеми церковными правилами. Мы поможем вам разобраться, как правильно вести себя в церкви во время пасхальной службы и что нужно делать.
Пасха – главный христианский праздник, который знаменует победу добра над злом, жизни над смертью. Праздник Пасхи предваряет долгий Великий пост – время освобождения от грехов, страстей, пагубных привычек. Для этого предписывается воздержания в пище, в развлечениях, в эмоциях. Но даже если вы не постились, смело идите в храм и празднуйте Светлое Воскресение Христово. По традиции, в Великую субботу верующие несут в церковь куличи, крашеные яйца и другие продукты для пасхального стола, чтобы освятить их.
А в ночь с субботы на воскресенье в храмах совершается праздничное ночное богослужение, которое обычно начинается около одиннадцати вечера и длится до трех-четырех часов ночи:
- 1 С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы. Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, который следует против солнца (против часовой стрелки), что символизирует следование навстречу воскресшему Спасителю. При пении второй половины тропаря Пасхи «И сущим во гробех живот даровав» церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.
- 2 В конце утрени, при пении слов стихир Пасхи: «Друг друга обнимем, братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие говорят друг другу «Христос воскресе!» — отвечают «Воистину воскресе!». Троекратно целоваться и дарить друг другу пасхальные яйца лучше не в храме, а после службы, чтобы не отвлекаться от молитв и не провоцировать толчею.
- 3 Затем утреня переходит в Божественную литургию, верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы хотите причаститься, то надо заранее исповедаться и получить благословение священника.
Посещение храма или церкви в день Воскресения Христова, особенно во время пасхальной службы — обязательный «пункт» праздника для каждого верующего…
Теперь немного об общих правилах поведения в храме, которых стоит придерживаться, чтобы не чувствовать себя белой вороной и не смущать других (более сведущих в церковных делах) верующих в храме:
- одежда должна быть чистой и опрятной. Женщинам следует надеть юбку или платье, при этом рукава должны быть хотя бы до локтя, а полы юбки – до колена или ниже. В России принято, что все девушки и женщины покрывают голову – причем не важно, платком, шляпой, шапочкой или беретом. Воздержитесь от глубоких вырезов и прозрачных тканей. Использование косметики не возбраняется в разумных пределах, но губы лучше не красить, чтобы при целовании икон и креста во время пасхальной службы не оставлять следов.
- есть такой миф, что особам женского пола в критические дни нельзя посещать церковь, но это не так. В эти дни можно ходить в храм, можно ставить свечки и подавать записки, можно целовать иконы, но от участия в таинствах (причастие, крещение, венчание и т.д.) лучше воздержаться, однако и это не является строгим правилом. В случае, если пикантный физиологический момент вклинился в ваши планы, просто посоветуйтесь со священником – дело житейское, ничего страшного в этом нет. И уж точно – женщина может присутствовать на пасхальной службе,
- входя в церковь, надо трижды перекреститься с поясными поклонами (троеперстием и только правой рукой, даже если вы левша). Креститься надо, сняв перчатки или рукавицы. Мужчинам при входе в православный храм следует снять головной убор.
- во время службы на Пасху (как и во время любой другой церковной службы) нельзя громко разговаривать, пользоваться мобильным телефоном и расталкивать молящихся у икон – когда служба закончится, вы можете помолиться и поставить свечки у образов, а также подать записки о здравии и об упокоении. Из благоговения не принято целовать лики святых, изображенных на иконах.
- во время богослужения нельзя стоять спиной к алтарю. Всем женщинам и не получившим благословения мужчинам в алтарь заходить запрещено.
- если вы берете с собой на службу детей, объясните им, что в церкви нельзя бегать, шалить и смеяться. Если ребенок плачет, постарайтесь успокоить его, чтобы не нарушать общей молитвы во время пасхальной службы, или ненадолго покиньте храм, пока малыш не успокоится.
- ставить свечи за упокой и за здравие вам нужно в разных местах: о здравии живущих – перед иконами святых, за упокой умерших – на панихидный столик (квадратный подсвечник с распятием), который называют «канун». Записки о здравии и об упокоении отдают служкам на свечном ящике, после чего они передаются священнику в алтарь. В эти поминания не записывают имена людей другой веры, самоубийц и некрещеных.
- когда священник во время службы на Пасху осеняет вас крестом, Евангелием и образом, надо кланяться. Креститься надо при словах «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу» и других возгласах.
- если вы что-нибудь захотите спросить, сначала обратитесь к священнику со словами «Батюшка, благословите!», а затем задайте вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно (ладонями вверх, правую на левую) и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.
- уходя из храма по окончании пасхальной службы, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.
Надеемся, что эти элементарные, но очень важные правила помогут вам чувствовать себя более уверенно в православном храме в любой день, и во время службы на Пасху — в частности.
Благодарим отдел внешних церковных связей Московского Патриархата за помощь в написании статьи.
Пасха нетления
Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи
Пасхальная полунощница
Величайший праздник христианства — Пасха начинает свое празднование уже в вечерню и Литургию Великой Субботы. Ослепительный блеск пасхальной утрени и Литургии — полдень вечного дня, утро которого начинается в указанных службах Великой Субботы.
По Уставу надлежит закончить великосубботнюю Литургию во втором часу ночи (по нашему — в 8 часов вечера). Согласно этому же Уставу выходить из Церкви не полагается (имеется в виду монастырь): братия остается сидеть по местам и получает положенную еду в Церкви же (по единому укруху хлеба и по шести смоквей или фиников и по единому красовулю вина). Во время вкушения положенной пищи происходит чтение Книги Деяний святых Апостолов: настоящее чтение продолжается до звона к службе, называемой пасхальной полунощницей; она большей частью начинается в 11.30 ночи. До этого в приходских церквах происходит чтение Деяний Апостолов, начинаемое обыкновенно около 8—9 часов вечера. Во время этого чтения молящиеся начинают сходиться в церковь.
После 50-го псалма — Помилуй мя, Боже… — поется канон Великой Субботы Волною морскою. Но уже совсем по-другому звучат его величавые, медно-литые песнопения. Все растет и ширится, бесконечно разливаясь, светлая, блаженно бездонная река воды, текущей в Жизнь Вечную. Сколько здесь всемогущества, субботнего покоя и твердой уверенности! Ими дышит и последняя (девятая) песня: Не рыдай Мене Мати. Истинно нет места рыданию, ибо настает веселие вечное.
Спокойно и мощно катятся волны Великой Субботы в Пасху Воскресения Христова. Это те самые волны, которые древле покрыли гонителя мучителя, а теперь покрывают все зло, смерть и ад. Катятся волны, чтобы принести верных к порогу двери райской. Пасха, двери райские нам отверзающая… Солнце Пасхи близится к своему вечному, незаходимому полдню, который ныне воочию узрят все любящие Христа.
Во время пения полунощницы плащаница уносится в алтарь, полагается там на престоле и остается до праздника Вознесения — в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.
Святая и Великая неделя пасхи. Утро
Светлый праздник начинается со звона, облагоухания всей Церкви фимиамом (для чего полагается установить два сосуда с горящим угольем в церкви и алтаре) и раздачи свечей. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. И начинается крестный ход как бы навстречу грядущему в Небесный Сион — Горний Иерусалим Победителю смерти.
Настоятель берет крест. Кадило несет диакон. Один из священников несет Евангелие, другой — икону Воскресения Христова.
Сочетание глубоко знаменательное: Крестом пришла пасхальная радость всему миру, в Евангелии раскрыта ее тайна и смысл, из Гроба воскресло Отчее Сияние, икона невидимого Отца, воплощенное Слово. Крестом, Евангелием и иконой (воплощением) приходит благоухание Духа Святого, Которым всяка душа живится. Бессмертное Ипостасное Дыхание Жизни Вечной, Утешитель, пришедший от Отца страданием и Воскресением Сына.
Клир исходит северными дверями при закрытых царских вратах. Лицом обращены на запад. Во время крестного хода поется стихира на глас 6-й:
Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити.
Крестный ход сопровождается трезвоном (ударяют во вся кампаны и тяжкие, и клеплют довольно). Войдя в притвор, останавливаются с обращенными на запад Евангелием и иконой. Взяв у диакона кадило и окадив иконы и братию, настоятель останавливается перед закрытыми церковными дверьми (главными) и, глядя на восток и держа в левой руке крест, правой творит кадильницей крестное знамение трижды. И возглашает громко: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице: всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Певцы поют: Аминь.
Этим возгласом начинается пасхальная утреня.
Настоятелем поется трижды тропарь:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Настоящий тропарь поется трижды священнослужителями и трижды певцами. В Воскресении Христовом прославилась вся Пресвятая Троица, откровение о Которой принесло на землю Вторым Ее Лицом, воплощенным Словом, воскресшим из мертвых.
После первого пения Христос воскресе начинается стихословие 67-го псалма, причем стихи поет настоятель, а тропарь Христос воскресе — хор.
Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся (рассеются) врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящий Его.
Хор: Христос воскресе….
Второй стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня.
Хор: Христос воскресе…
Третий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Хор: Христос воскресе…
Четвертый стих: Сей день егоже (который) сотвори (сотворил) Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь (то есть в этот день).
Слава: Христос воскресе…
и ныне: Христос воскресе…
И настоятель опять поет (высшим гласом): Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. После этих слов он отворяет церковные двери и входит в предшествии креста и двух светильников. Хор заканчивает тропарь: И сущым во гробех живот даровое. Здесь опять обильный трезвон (ударяют во все кампаны и клеплют довольно, три звоны).
Смысл сего действия тот, что Крестом Христовым нам открыты врата Жизни Вечной. Однако это стихословие имеет и грозный смысл по отношению к врагам Христа, и даже преимущественно грозный. Радость вечная Христова Воскресения — это в то же время суд над его врагами. От лица Церкви здесь разражается гроза над богоненавистниками, что нисколько не уменьшает, а скорее увеличивает свет и радость. Этим приводятся в исполнение угрозы, звучащие в тропаре Се жених… После того как священнослужители вошли в алтарь, произносится великая ектенья: Миром Господу помолимся. И возглас: Яко подобает Тебе всякая слава.
Следует пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина — важнейший момент пасхальной утрени, сосредотачивающий в себе всю радость ее, изъясняющий смысл ее. Канон этот поется
на глас 1-й. Поется он так: ирмос начинает настоятель; потом ирмос повторяется ликом (клиросом) правым или левым. Катавасией же является тот же ирмос, поемый обоими ликами. Во время каждой песни бывает каждение (а у нас — христосование кадящего с молящимися). После каждой песни — малая ектенья и соответствующий возглас.
Приводим канон полностью (в переводе профессора Ловягина). /продолжение