Содержание
- «Тайная вечеря» — очередная загадка Леонардо.
- Тайная вечеря: что происходило в ту ночь на последней трапезе Иисуса и апостолов
- Библейские сведения
- Тайная вечеря и церковная служба
- Тайная вечеря в искусстве
- Притча о Тайной вечере
- Тайная вечеря в литературе
- Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)
- Арест Иисуса Христа
- Полезная информация
- Связанные сюжеты
- Богословское толкование
- Великий Четверг на картинах Николая Ге, Василия Перова и Антониса ван Дейка
- «Тайная вечеря» Николая Ге
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- «Христос в Гефсиманском саду» Василия Ивановича Перова
- «Предательство Иуды» Антониса ван Дейка, нидерландского мастера XVII века
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском — Тихвинский храм в Алексеевском
- Тайная вечеря
- Квартодецимане
- Сюжет
- См. также
- Примечания
- Литература
- Тайная Вечеря
- МНМ
«Тайная вечеря» — очередная загадка Леонардо.
Пару лет назад мы с мужем посетили Милан. И, конечно, в программу наших экскурсий по Милану было включено знакомство с шедевром Леонардо да Винчи – фреской «Тайная вечеря». Знаменитая фреска находится в трапезной церкви доминиканского монастыря Санта-Мария-деле-Грацие.
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие.
Чтобы туда попасть, необходимо предварительно выкупить билеты на определенный день и время. В трапезную для осмотра фрески » Тайная вечеря» пускают небольшие группы туристов, по двадцать человек. Сеанс для каждой группы тоже ограничен и составляет 15 минут. Перед посещением трапезной посетителям нужно пройти через специальную комнату, в которой с них максимально удаляются частички грязи и пыли.
Вход в зал, где демонстрируется фреска «Тайная вечеря».
И наконец, мы в трапезной церкви монастыря Санта-Мария-Делле-Грацие, и перед нами фреска великого Леонардо «Тайная вечеря». На фреске изображен последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами накануне его ареста римлянами. Леонардо да Винчи работал над ней три года, с 1495 по 1498 год. Размер фрески 8,8 метра на 4,6 метра.
Задумка Леонардо заключалась в том, чтобы у монахов создавалось впечатление, будто Иисус с апостолами трапезничает вместе с ними, практически за одним столом. Фигуры на фреске изображены в полный рост, и каждому, входящему в трапезную, действительно казалось, что Иисус, и впрямь, вкушает яства вместе со всеми за общим столом.
Фреска «Тайная вечеря».
Фигура Иисуса расположена в центре фрески и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Справа и слева от Христа сидят его ученики – Апостолы. Они изображены четырьмя группами по три человека. Имена апостолов, на фреске слева направо: Первая группа: Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей. Вторая группа: Иуда Искариот, Петр и Иоанн. Третья группа: Иаков Зеведеев, Фома и Филипп. Четвертая группа: Матфей, Иуда Фаддей и Симон.
Для справки: Апостол в переводе с греческого языка – посол, посланник. Апостолы, изображенные на фреске «Тайная вечеря», это первые, ближайшие, двенадцать учеников Иисуса Христа. По преданию все они, за исключением Иоанна и Иуды Искариота (он повесился, после того, как предал Христа), умерли мученической смертью. Дополнительно к двенадцати, позже, Иисус избрал еще 70 апостолов, которые называются апостолами от семидесяти. Среди них наиболее известны евангелисты- апостол Марк- покровитель Венеции и апостол Лука. Апостол Павел не входит в число ни тех, ни других, так как начал проповедовать слово божье после вознесения Иисуса Христа, но при этом, он является одним из самых почитаемых апостолов христианства.
Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи на своей фреске запечатлел именно этот момент, и в динамике изобразил бурную реакцию на эти слова учеников Христа. Крайний слева, Варфоломей, вскакивает на ноги и смотрит на Учителя, силясь понять, правильно ли он расслышал. Иаков Алфеев толкает Петра в спину, в то время как Андрей поднимает руки, чтобы показать, что он совершенно ничего не знает. Сжимая нож, готовый наброситься на предателя, Петр шепчет на ухо Иоанну: «Спроси, кого Он имеет виду?». Юный Иоанн, не полностью осознав услышанное от Учителя, покорно его слушает. Потрясенный словами Христа, Иуда Искариот судорожно сжимает мешочек с тридцатью серебряниками – наградой за предательство, и в возбуждении задевает локтем солонку. Она опрокидывается и на стол просыпается соль. В христианстве рассыпанная соль считается плохой приметой.
Слева направо: Апостолы — Андрей, Петр, Иуда Искариот, Иоанн.
На другой половине стола, справа от Христа, Иаков Зеведеев разводит руки и с ужасом наблюдает за неизбежной встречей протянутых рук Иисуса и Иуды. Он уже понял, кто из апостолов — предатель. Фома — подняв палец и, призывая в свидетели Бога Отца, как бы отвечает Учителю, что этого не может быть. Филипп прижав руки к груди, уверяет Христа в своей любви. Матфей, Иуда Фаддей и Симон на своем краю стола, толком не расслышали слова Иисуса и, теперь, переспрашивают друг друга.
Слева направо: Иисус Христос, Апостолы — Фома, Иаков Зеведеев, Филипп, Матфей
Таков официальный, соответствующий каноническим Евангелиям, сюжет шедевра, написанного великим Леонардо.
Многие из Вас читали роман (смотрели одноименный фильм) американского писателя Дена Брауна «Код да Винчи». В этом бестселлере автор трансформирует сюжет «Тайной вечери» в зашифрованное Леонардом да Винчи послание потомкам о том, что Иисус Христос и Мария Магдалина были женаты. Одним из главных доводов этой гипотезы, приведенным автором книги, является то, что на фреске «Тайная вечеря» художник рядом с Иисусом (слева от него) изобразил не юного, шестнадцатилетнего, апостола Иоанна, а Марию Магдалину.
В апокрифических Евангелиях, действительно, содержится упоминание о том, что Магдалина якобы вступила в брак с Иисусом и у них родилось трое детей. Эти еретические тексты были знакомы Леонардо да Винчи, поэтому доводы Ден Брауна не столь абсурдны. И возможно, потомки Христа сейчас живут в разных местах мира.
Для справки: Апокрифические Евангелия – (в переводе с греческого — сокрытые, тайные) это раннехристианские тексты, по каким-либо причинам не канонизированные официальной Церковью.
Слева от Иисуса Христа изображение Иоанна/Магдалины.
Я очень внимательно рассматривала на фреске «Тайная вечеря» лицо Иоанна/ Магдалины, но не смогла обнаружить никаких, хоть малейших признаков мужчины в этом образе. Каждый видит то, что хочет увидеть, таков один из таинственных законов человеческого сознания. И если сознание человека верит в то, что черное – это белое, оно будет с уверенностью доказывать свою правоту. Субъективно, на мой взгляд, на фреске Леонардо да Винчи – женщина, а стало быть, никто иной, как возлюбленный ученик Иисуса – Мария Магдалина.
С Марией Магдалиной связывают появление традиции «пасхальных яиц». По легенде, когда Мария пришла к римскому императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это также невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было бы красным. После этих слов куриное яйцо, которое он держал, покраснело.
В иконописи Мария Магдалина изображается с сосудом воды или притираний (миром) и распущенными волосами. Изображение Марии Магдалины сопровождается, как правило, надписью, которая в переводе с латинского гласит:
» Не отчаивайтесь, вы, впавшие во грех. Вернитесь на путь истинный по моему примеру и через Бога».
Икона Святой Марии Магдалины.
На этом прощаюсь.
Желаю всем приятного отдыха и ярких впечатлений от путешествий.
Ваша Раиса Захаровна.
P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;
2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи о жизни и творчестве Леонардо да Винчи:
— «Четыре истории «Моны Лизы»».
— «Где могила Леонардо?»
Тайная вечеря: что происходило в ту ночь на последней трапезе Иисуса и апостолов
Тайная вечеря – событие, относящееся к новозаветной истории, последний ужин Иисуса Христа с его 12 самыми близкими учениками – апостолами. На Тайной вечере Господь устанавливает таинство Евхаристии, наказывает своим последователям быть смиренными, по христиански любить друг друга, а ещё рассказывает о предательстве себя одним из учеников.
Библейские сведения
Что говорится про заключительную трапезу Спасителя и его учеников в Библии? Давайте узнаем. Перед праздником Пасхи апостолы интересуются у Иисуса, в каком месте он хочет провести торжественный ужин. Спаситель указывает на избранного им человека в Иерусалиме, к которому и отправляет своих учеников, чтобы договориться насчёт ужина. Им следовало сказать, что подходит время Господа и он хочет отмечать праздник Пасхи совместно с апостолами в его доме.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Ученики выполняют наказание Иисуса, занимаются подготовкой пасхальной трапезы. Она была закрытой, а потому присутствовать на ней имели право лишь сам Христос и 12 его апостолов. Последние догадывались, что Учитель готовит их к чему-то особенному. Он говорит им, что очень хотел съесть с ними последнюю пасху перед Своими страданиями.
Но ученики начинают спорить насчёт того, кто из них будет главным после Иисуса. Спаситель же прерывает их дискуссию, говоря, чтобы тот из них, кто больше, был как меньший, а начальник — как служащий. А желая быть более убедительным, научить апостолов смирению и служению ближним, Иисус снимает верхнее одеяние, берёт полотенце и ёмкость с водой, а затем моет ноги учеников, вытирая их. После того, как Он сделал это, то надевает одежду, возвращается за стол и говорит, что если даже Он, сам Господь и Учитель, не побрезговал омыть их ноги, то они должны делать тоже самое друг дружке.
Затем ужин продолжается, когда Иисус берёт в руки хлеб, молится, благословляет его, а потом подаёт апостолам, говоря: «Примите, ешьте, сие есть тело Моё, которое за вас предаётся». После чего берёт чашу с вином, снова молится, отдаёт её ученикам, говоря: «Пейте от неё всё, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Такими действиями Спасителя устанавливается на Тайной вечере великое Таинство Евхаристия (то есть особое освящение хлеба и вина для их последующего употребления в пищу). В процессе пасхального ужина, перед своей смертью на кресте, Спаситель открывает ученикам, что он принесёт себя в жертву, чтобы спасти человечество.
Кроме того на Тайной вечере Христос обращается к апостолам и говорит следующее: «Истинно говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики от таких слов приходят в настоящее недоумение, не понимая, что имеет в виду их Наставник. Каждый из них начинает спрашивать у Иисуса: «Не я ль, Господи?».
А один из самых любимых учеников Христа Иоанн, припадает к его груди и вопрошает: «Господь! Кто это?». На что Спаситель отвечает: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». Обмакивает хлебный ломоть, а затем подаёт его Иуде Искариоту, говоря: «Что делаешь, делай скорее».
В тот миг душу Иуды окончательно забрал в свою власть Дьявол, он покинул комнату, где проходила Тайная вечеря и отправился предавать своего Учителя. Но только лишь Иуда правильно понял смысл сказанного Христом, а все остальные апостолы подумали, что Иисус отправил Иуду за покупкой необходимого к трапезе.
По тексту Евангелие до конца неясно, причащался ли предатель вместе со всеми апостолами либо же он был обличён Спасителем ещё до таинства Евхаристии. Однако, понятно, что Иисус пытался вызвать у Иуды раскаяние, чтобы тот не совершил предательства.
Христос ещё долго в ту ночь беседовал с учениками. Он открыл им, что все они будут соблазнены о нём и все убегут, бросив Его самого. Ученик по имени Пётр начал отчаянно доказывать, что он-то никогда не оставит Спасителя. Однако, Учитель отвечает ему следующее: «Истинно говорю тебе, что этой ночью, прежде чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от Меня, сказав, что не знаешь Меня».
Тайная вечеря и церковная служба
В православной церкви установлено богослужение в честь того памятного события (Евхаристии), что случилось в четверг накануне Пасхи. Выполняют её в Чистый четверг перед Воскресеньем Христовым.
Но этим всё не ограничивается, в другие дни года во время литургий до причащения священнослужители произносят молебен, авторства Иоанна Златоуста, в начале которого звучат слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…». Получается, что сакральное значение, которое имела Тайная вечеря, для всей христианской истории, постоянно вспоминается верующими.
Тайная вечеря в искусстве
Очень многие живописцы и иконописцы были вдохновлены данным библейским событием для создания своих шедевров. Пожалуй, самая известная на сегодняшний день картина – «Тайная вечеря» авторства Леонардо да Винчи.
Правда, у многих исследователей после тщательного изучения фрески возникло недоумение – ведь в то время, когда жил Иисус, люди ещё не пользовались стульями и столами при совершении трапезы, а сидели на коврах на полу. Поэтому, они считают, что Леонардо немного пофантазировал, воссоздавая события Тайной вечери.
В качестве более правдоподобного примера называют картину, принадлежащую перу Александра Иванова, на которой, по утверждениям экспертов, восточные традиции тех времён изображены более точно.
Притча о Тайной вечере
Сохранилась притча, связанная с созданием полотна Леонардо да Винчи. Считается, что живописец срисовывал всех участников трапезы с реальных людей, которых подбирал очень тщательным образом. Прообразом Иисуса стал юный певчий при церковном хоре. Картина уже была почти готова, оставалось найти подходящую модель для роли Иуды, но да Винчи никак не удавалось это сделать.
Когда мастер практически отчаялся, совершенно случайно он обнаружил на улице грязного и оборванного человека, на чьём лице запечатлелись все возможные пороки. С него Леонардо и решил писать предателя. После завершения картины, когда оборванец увидал себя на ней, то с удивлением сообщил, что тремя годами ранее он уже позировал для той же фрески, только на роль Спасителя.
Данная притча учит тому, что всегда важно жить в согласии с волей Божьей, помнить про подвиг, совершённый Иисусом и верить в то, что вы будете спасены. Ведь благодаря искренней вере человек может стать святым, получить шанс на вечную жизнь. А в результате неверия – становится жалким существом, которое не в силах противиться греху, начинает служить Сатане.
Тайная вечеря в литературе
В романе британского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи» главные герои анализируют картину Леонардо, чтобы решить загадочное убийство Жака Соньера. По книге в 2006 году был снят одноимённый фильм.
Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)
День: 23 марта
Тайная вечеря
Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!» Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: «Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т.е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты». Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И отошедши молился, говоря те же слова.
Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва — так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня».
В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпой людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите». Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся Равви (Учитель)!» И поцеловал Его. Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию. Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: «кого ищете?» Из толпы отвечали: «Иисуса Назорея». Спаситель говорит им: «это Я». От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых. Спаситель снова сказал: «Кого ищете?» Они сказали: «Иисуса Назорея». «Я сказал вам это Я», ответил Спаситель. Итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут». Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Апостолы хотели было защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малха, и отсек ему правое ухо. Но Иисус Христос сказал Петру: «вложи меч в ножны; ибо все взявшие меч, мечем погибнут (т.е. кто поднимет меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?»
Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов. В толпе слуг были также и начальники иудейские, Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы». Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за ним.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26, 36-56; от Марка, гл. 14, 32-52; от Луки, гл. 22, 40-53; от Иоанна, гл. 18, 1-12.
Арест Иисуса Христа
Период Великая Пятница, Страстная неделя
Полезная информация
Арест Иису́са Христа́
Связанные сюжеты
- Моление о чаше — ночная молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед арестом. В своих молитвах Иисус просил Бога «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
- Поцелуй Иуды — условный знак, выбранный Иудой Искариотом, которым он указал пришедшим с ним воинам на Иисуса Христа. О поцелуе Иуды сообщают только Синоптические Евангелия.
- Апостол Пётр отсекает ухо Малху, рабу первосвященника, а Иисус исцеляет его.
Богословское толкование
Синоптические Евангелия, рассказывая об аресте Иисуса, повторяют выражение «один из двенадцати», подчёркивая этим что именно ученик Христа стал предателем своего учителя. Из евангельского рассказа следует, что Иуда шёл во главе отряда римской когорты с тысяченачальником (хилиархом), первосвященнических служителей и рабов. Русский богослов Лопухин А. П. отмечает, что из буквального понимания указания евангелиста Луки следует что при аресте присутствовали и некоторые из иудейских первосвященников и старейшин. Кроме оружия пришедшие имели в руках фонари и светильники, считая, что им потребуется искать Иисуса, который может скрыться в Гефсиманском саду.
В повествовании всех евангелистов Иисус, не скрывался от стражи и, «зная все, что с Ним будет», вышел на встречу толпе и обратился к воинам с вопросом. Иоанн Златоуст особо подчёркивает значимость этого диалога Иисуса с воинами, приводимого в Евангелии от Иоанна, во время которого они «отступили назад и пали на землю»:
«Желая вразумить Иуду, Он ослепил пришедших взять Его и сам спросил их: кого ищете (Ин. 18:4). Но они не узнали Его, хотя были с факелами и светильниками и имели с собою Иуду. Потом, когда отвечали: Иисуса, тогда Он сказал им: Аз есмь, егоже ищете; и, обращаясь к Иуде, говорит ему: друже, на сие ли пришел еси? Таким образом позволил взять Себя тогда уже, когда показал Свое могущество».
В рассказе Иоанна Богослова Иисус при своём аресте проявляет заботу о своих учениках, говоря воинам «оставьте их, пусть идут», а затем произносит слова из своего моления о чаше — «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». В качестве причины почему Иисус не хотел чтобы вместе с ним были арестованы апостолы называют, то что они должны были продолжать проповедь и ещё не были готовы к перенесению страданий. Ученики вначале решили заступиться за Иисуса, все евангелисты сообщают что один из них отсёк мечом ухо рабу первосвященника (евангелист Иоанн пишет, что это сделал Пётр и называет имя раба — Малх). В ответ на это Иисус исцеляет раба (согласно евангелисту Луке) и говорит «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут», повторяя по мнению Аверкия (Таушева) заповедь, данную Богом после потопа — «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукой человека» (Быт. 9:6).
Затем, по сообщениям Матфея и Марка, ученики Иисуса бежали, а Лука особо сообщает, что апостол Пётр последовал за своим учителем и затем отрёкся от него. У евангелиста Марка содержится упоминание о неком юноше, который «завернувшись по нагому телу в покрывало» следовал за Иисусом, а когда воины попытались схватить его — убежал, оставив покрывало. Поскольку об этом упоминает только апостол Марк, то предполагают, что он передаёт случай, бывший с ним самим.
Великий Четверг на картинах Николая Ге, Василия Перова и Антониса ван Дейка
Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха».
В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю, молитву Христа в Гефсиманском саду и Его арест. Последняя трапеза Спасителя с учениками, устроенная по случаю иудейской Пасхи, стала для христиан одним из важнейших событий. Именно на ней Он установил таинство Причастия — разломил хлеб и раздал со словами: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание, а затем благословил чашу с вином: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк 22:19–20). Кроме того, Христос дал своим последователям ключевую заповедь: Любите друг друга (Ин 13:34).
Николай Ге. Тайная вечеря
После Тайной Вечери Христос пошел с апостолами в Гефсиманский сад. Он ушел помолиться, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна. Среди древних олив, «пав на лицо свое», Спаситель молился Своему Отцу, дабы его миновала «чаша сия» — мучительная смерть за грехи человечества. Последние часы на воле Христос хотел провести со своими ближайшими учениками. Но, возвратившись к ним, обнаружил их спящими. Тогда Он обратился к Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мк 14:37–38).
Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду
И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что́ Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк 14:39–42).
Предательство Иуды. Антонис ван Дейк
Навстречу им уже шла толпа вооруженных людей, а среди них Иуда Искариот, покинувший Тайную Вечерю в тот момент, когда Христос раскрыл его коварный замысел. Иуда предал Спасителя в руки воинов, и те повели его на суд, глумясь над Ним и нанося Ему удары.
«Тайная вечеря» Николая Ге
Последняя трапеза Христа с учениками подробно описана в Евангелиях и полна драматичных сцен. Одну из них изобразил Николай Ге на картине «Тайная вечеря», хранящейся в Русском музее: Христос раскрывает своим ближайшим ученикам, что один из них предаст Его на смерть.
1
Христос, «возмутившись духом», сказал: Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня (Ин 13:21). В этот момент Он вместе с апостолами не сидит за пасхальным столом, а возлежит — по обычаю, широко распространенному в Древнем Риме и на Востоке.
2
Апостол Иоанн после слов Спасителя о предателе спрашивает у Него, кто же это? На что Христос отвечает: Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам (Ин 13:26).
3
Апостол Андрей.
4
Апостол Иаков.
5
Пасхальный стол. По Закону каждому иудею на Пасху предписывалось принести жертву в Иерусалимском храме, поэтому в город стекались верующие со всего света. Там же они проводили праздничную трапезу, которая называется седер. Обычно ее принято устраивать в первый пасхальный вечер (в год смерти Христа он выпадал на пятницу), но мест для всех паломников не хватало, поэтому седеры проводили в течение всей недели до Пасхи. Христос с учениками устроили трапезу в Сионской горнице за день до наступления праздника. Согласно иудейскому Закону на праздничном столе должны быть вино и пресный хлеб (они изображены на картине), а также соленая вода, куриные яйца и горькие травы — символы страдания еврейского народа в египетском плену и его спасения Моисеем.
6
Ученики Христа, которые, услышав слова о предателе, озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит (Ин 13:22).
7
Апостол Петр, который подал Иоанну знак, чтобы тот спросил Учителя о предателе.
8
Иуда Искариот, накидывающий на себя верхнюю одежду, чтобы уйти. Художник намеренно изобразил его спиной ко Христу и апостолам, подчеркивая — он отвернулся, предал их. Евангелисты повествуют, что в Иуду вселился сатана. Однако относительно того, когда это произошло, их свидетельства разнятся. Лука утверждает: это случилось еще до Тайной Вечери, когда Иуда предложил первосвященникам предать Учителя. Иоанн же свидетельствует, что это произошло в тот момент, когда, обмакнув кусок хлеба в блюдо (по всей видимости, речь идет о подсоленной воде — неотъемлемой части трапезы на иудейскую Пасху), Христос подал его Иуде. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:27). Иуда приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь (Ин 13:30).
9
Сосуд с водой. В комнату, где совершалась трапеза, принято было входить без обуви. У входа гостям омывали ноги — это делали только рабы. Но Христос решил показать апостолам пример смирения. Он снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин 13:4–5).
10
Блюдо и полотенца, которые использовал Христос, чтобы умыть ноги своим ученикам. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его (Ин 13:12–16). В Русской Православной Церкви после литургии в Страстной четверг на архиерейских службах и в некоторых монастырях принято совершать чин омовения ног: в образе Христа выступает правящий епископ, а учеников — 12 священников. В XX веке этот чин не совершался, однако в 2009 году Патриарх Кирилл возродил его и с тех пор ежегодно совершает в Храме Христа Спасителя.
«Христос в Гефсиманском саду» Василия Ивановича Перова
Момент усиленной молитвы Спасителя в одиночестве, когда ученики заснули поодаль, запечатлен на полотне Василия Перова «Христос в Гефсиманском саду», хранящейся в Третьяковской галерее. Мнение о картине в художественной среде было неоднозначное, одно только решение Перова не изображать лицо Христа сочли неслыханной дерзостью — до него даже светские художники придерживались канона иконографии. Но автор показывает Спасителя именно как человека: здесь нет традиционного для этого сюжета изображения чаши или ангела. Живописец подчеркивает, насколько одиноким чувствует себя Христос — кроме Него на полотне никого нет.
Христос, который пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39). Евангелист Лука добавляет подробности: Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк 22:43–44).
Нимб в виде тернового венца — символ предстоящих страданий.
Цветок в форме креста.
Древние оливковые деревья в Гефсиманском саду. По преданию, Христос любил здесь бывать со своими учениками. Сад сохранился до сих пор, некоторым оливам в нем более тысячи лет.
Ночной Иерусалим.
«Предательство Иуды» Антониса ван Дейка, нидерландского мастера XVII века
Предательство Иуды и момент ареста Христа запечатлен на полотне Антониса ван Дейка «Поцелуй Иуды», выставленном в музее Прадо в Мадриде.
Христос, чей взор обращен к ученику, предающему Его в руки первосвященников.
Иуда Искариот со словами «Радуйся, равви!» целует Спасителя. Это знак для пришедших арестовать Его воинов, которые не знали, как Он выглядит. Христос, которому это известно, отвечает ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк 22:48).
Слуга первосвященников, накидывающий на Христа веревку, чтобы связать его.
Храмовая стража, пришедшая арестовать Христа. Эти воины обычно следили за порядком в Иерусалимском храме, подчиняясь только приказам первосвященников.
Во время ареста ученики попытались защищать Учителя. Апостол Петр выхватил небольшой меч, который всегда носил с собой, и, говоря: Господи! не ударить ли нам мечом? (Лк 22:49), отсек ухо слуге первосвященников по имени Малх.
Слуга Малх. Увидев, что наделал Петр, Христос сказал ему: Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что та́к должно быть? (Мф 26:52–54). Спаситель совершил последнее чудо в своей земной жизни, исцелив несчастного раба. А затем Он обратился к пришедшим арестовать Его: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня (Мф 26:55). После этих слов, как свидетельствуют евангелисты, ученики бежали от Него.
На половине пути к Врубелю, справа от портала отделяющего зал Василия Перова от пейзажистов, находится картина так сильно потемневшая, что ее можно и не заметить. Только линии золотого асиста все еще резко выделяются на темном полотне картины.
Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду, 1878
Задержимся у этой картины и дадим себе труд рассмотреть ее внимательней. В первую очередь мы увидим выхваченные из мрака лунным лучом руки и голову человека, распростертого ниц. Поза его расслабленна, в нем не чувствуется никакого напряжения. Именно так, «пав на лице свое», жители древней Палестины выражали одновременно и крайнюю степень мольбы, и крайнюю степень покорности. Ранняя весна, и ночи в горах близ Иерусалима еще холодны. Голые еще деревья рассеивают свои тени в свете ночного светила (близится полнолуние) не в силах укрыть одинокую человеческую фигуру, и только одинокий цветок склонился над головой молящегося сына человеческого. А там, справа, за стеной колючих кактусов, которые словно вытягивают свои тоненькие шеи и ждут чего-то, там вдалеке раскинулся древний город. Несмотря на позднюю ночь в окнах домов горит свет. Люди Бога празднуют великий праздник Пасхи. Они не знают еще, что несколько часов назад в неприметной Сионской Горнице Бог дал людям всего мира Новый Завет.
Отойдем ненадолго, чтобы оглянуться и посмотреть на другие картины Перова-Передвижника. Вот за нами: «Сельский Крестный ход на Пасхе» 1861 года и хрестоматийное «Чаепитие в Мытищах» — 1862. Левая стена: «Тройка» (1866) и прекрасные портреты: А.Н. Островский (1871) и Ф.М. Достоевский (1872), далее, охотничьи сюжеты. И вот мы возвращаемся к вершине творчества живописца: картине «Христос в Гефсиманском саду» (1878), «Моление о чаше». Как случилось, что Василий Перов, возмущавший властей своими обличительными сюжетами, обрушивавшийся то на церковную иерархию, то на социальное неравенство, освоивший тонкости психологического портрета, на финальном этапе своего творчества оставил все это, чтобы написать сверхнатуралистического Христа.
Давайте еще раз вглядимся в эту удивительную картину. Таинственный и возвышенное «Гефсиманское моление» стало сюжетом для прекрасных картин многих великих художников. Василий Перов отказывается от традиционных трактовок, принятых в европейской живописи и не изображает Иисуса Христа стоящим на коленях. Его предшественники создавали шедевры, решая пластическую позу и психологию портрета Спасителя в час Его возвышенной молитвы. В картине Перова поза Христа статична. Зритель не видит лица Иисуса, а психологическое состояние передается через изображенный пейзаж. Ходожник ищет реально существующего Иисуса Назаретянина, с другой же стороны он не позволяет себе использовать свой талант портретиста, и тем самым внести фальшь в эту историческую картину.
Вместо натуралистического напряжения Василий Перов вносит в свою картину новый пласт духовной реальности. Крестообразный цветок, склонившийся над Христом и золотой терновый венец над Его головой — эти приемы одинаково чужды и современной Перову академической живописи, ищущей земного образа Сына Человеческого и отказывающейся от изображения Божественного, и иконописи, изображающей Горний Мир и не нуждающейся в аллегории. На картине Перова цветок и венец — это вневременные знаки, символы будущей крестной смерти и воскресения, страдания и увенчания славой. Через сто с лишним лет они не поблекли на этой картине.
____________________
Использованы материалы сайта
Перов Василий Григорьевич // Государственная Третьяковская галерея. —
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском — Тихвинский храм в Алексеевском
И. Н. Крамской. портрет художника Архипа Куинджи. 1870
«Христос в Гефсиманском саду». Архип Куинджи. 1901
В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся. Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы — «Христос в саду Гефсиманском»
Картина зрителей поразила. Она не была похожа ни на какие другие произведения художников-современников, обратившихся к библейской теме. На их полотнах Иисус Христос представлен либо как бунтарь, либо как миссионер, но во всех случаях он — смертный человек. Куинджи подошел к образу Христа по-иному. В картине нет прозаической описательности, а немногие детали приобретают символический смысл. Идя от текста Евангелия, от реальных форм и красок природы, художник гиперболизировал их, создал декоративно-плоскостную живопись.
Выразительность художественных средств полотна «Христос в Гефсиманском саду» позволила Архипу Куинджи выйти за пределы конкретного сюжета. В этом полотне волшебный свет, характерный для произведений Куинджи, превращается в фигуру человека — Иисуса Назарянина. Этим светом очерчены фигуры последователей Христа, идущих за ним. Тут можно угадать фигуры — трех взрослых и ребенка. «Поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге сделаны». «Ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы».
«Христос в Гефсиманском саду»
Тайная вечеря
У этого термина существуют и другие значения, см. Тайная вечеря (значения).
Тáйная вéчеря — событие Евангелия, последняя трапеза Иисуса Христа с учениками и апостолами.
Квартодецимане
Порядок проведения основан на указаниях апостола Павла (1 Коринфянам 11:23—34):
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. 31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. 33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
В течение нескольких столетий многие исповедовавшие христианство отмечали смерть Иисуса один раз в год. Так как они делали это 14 нисана (соответствует 5 апреля в 2012 году), их назвали квартодециманами (квартодецимианами), что означает «четырнадцатники» («четыренадесятники»).
В связи с обычаем, существовавшим во II веке, историк Иоганн Лоренц фон Мосхайм пишет: «Христиане Малой Азии привыкли праздновать этот священный праздник, знаменующий учреждение Вечери Господней и смерть Иисуса Христа, в то же самое время, в которое евреи ели своего пасхального агнца, а именно вечером четырнадцатого дня первого месяца . …Они считали, что пример Христа для них — закон».
Макклинток и Стронг сообщают: «Церкви Малой Азии праздновали день смерти Господа в день, соответствующий 14-му дню месяца нисан, в тот день, когда, согласно убеждению всей древней церкви, произошло распятие».
Историк Амброджо Донини также пишет о Пасхе, что «христиане Малой Азии отмечали одновременно с евреями, в четырнадцатый день месяца нисан».
«День празднования пасхи в малоазийских церквах большинство учёных определяют одинаково. Все источники говорят о 14-м нисана… Феодорит прямо говорит о четыренадесятниках, что они, ссылаясь на евангелиста Иоанна, „торжествуют“ в 14-й день луны память страдания (Спасителя)» ().
Профессор Лениградской духовной академии Н.Д. Успенский пишет, что «христиане апостольского времени в своем богослужении основывались на тех же благочестивых традициях иудейства и связанных с этими традициями текстах Ветхозаветного Писания, которые…соблюдал Сам Иисус Христос. Не нужно забывать, что первые христианские священные книги появились около 20 лет спустя после Вознесения Господа, тогда как Вечеря Господня совершалась с первых дней после Сошествия Святого Духа на апостолов. Мы ближе будем к истине, допустив, что апостолы и христиане ближайшего к ним поколения, совершая Вечерю Господню, следовали примеру Самого Господа».
Сюжет
В Великий Четверг (в народе этот день называется Четверток, а Страстная Пятница — Пяток) Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом.
Об установлении таинства Евхаристии на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея (26,20-30).
В Великий Четверг обычно причащаются все православные христиане, поэтому храмы бывают наполнены верующим народом до отказа. В России до 1917 года большинство православных причащалось только в Великий Четверг — один раз в год; сейчас причащаются чаще, поскольку редкое причащение противоречит как установлению Самого Христа («сие творите в Мое воспоминание», — говорит Христос Своим Апостолам о Евхаристии), так и предание Церкви, но причащение в Великий Четверг все же остается совершенно особенным. В этот день на Литургии несколько раз повторяется молитва, читаемая перед причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», эту молитву поет хор, читают священники, повторяют все верующие.
После Литургии Великого Четверга — в том случае, если служит епископ, — совершается чин умовения ног. По образу Христа, по величайшему смирению умывшего ноги Своим ученикам, епископ умывает ноги служащим с ним священникам и отирает их особым полотенцем. Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события (Ин 13, 2-17).
|
Также в Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может прийти в храм и причаститься в храме.
В Великий Четверг издавна совершается в Православной Церкви еще и чин мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых Патриарх благословил, варят и благословляют миро — особое благоуханное, ему подаются дары Святого Духа, которые он призван в себе сохранить и преумножить. Благословленное Патриархом в Великий Четверг миро затем развозят по епархиям, а из епархиальных центров — по приходам, вплоть до самого маленького, дальнего и захолустного сельского прихода. Этим подчеркивается единство Церкви: каждый вновь входящий в Церковь через Крещение человек помазуется тем самым миром, которое варил и благословлял Патриарх и которое впоследствии по этой длинной цепочке дошло до данного прихода и было передано в руки данному священнику. Раньше чин мироварения совершали непременно в Успенском соборе Московского Кремля.
Вечером Великого Четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами. Это Последование 12-ти Евангелий. В храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа. Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода, — обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование. Существовал в России обычай, кое-где удержавшийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12-ти Евангелий, а постараться донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые православные прихожане несут из храма домой.
В живописи
Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое, вероятно, известное произведение это «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи, что объясняет наличие множества пародий на это произведение.
Галерея
В литературе
- Анализ фрески Леонардо помогает в решении загадки убийства Жака Соньера в романе «Код да Винчи» (2003).
В кинематографе
- Анализ «Тайной вечери» помогает в решении загадки убийства Жака Соньера в фильме «Код да Винчи» (2006).
- Главные герои находят свои лица на фреске в фильме «Очень эпическое кино» (2007).
- Сюжет фрески пародируется в эпизоде «Маргаритавилль» (2009) мультсериала «Южный парк». Сцена в пиццерии: «Христос» — Кайл, его «апостолы» — Крэйг, Тимми, Джейсон, Картман, Токен, Джимми, Баттерс, Кенни, Твик, Айк, Клайд.
- В киноверсии рок оперы Иисус Христос — суперзвезда, участники тайной вечери принимают в начале сцены позы, повторяющие позы апостолов на картине Леонардо да Винчи.
См. также
Тайная вечеря на Викискладе
- Вечеря Господня
- Базилика Святого Вита в Мёнхенгладбахе, где хранится часть скатерти с Тайной вечери
Примечания
- Словари на Грамота.ру
- McClintock and Strong’s Cyclopædia of Biblical, Theological, and Ecclesiastical Literature (12 vols., New York, 1867-87; rev. ed., 1895)
- Амброджо Донини «У истоков христианства», Глава 5, стр.149
- Болотов В.В. «История Церкви», глава «Каков был вероятный порядок празднования Пасхи у первых христиан»
- Успенский Н. Д. «Тайная Вечеря и Трапеза Господня» // Журнал Московской патриархии, 1967 г. копия
Литература
- Вечеря тайная // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Для улучшения этой статьи желательно?:
|
Субтитры
Мы находимся в церкви Санта Мария делла Грацие, в Милане. Перед нами «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мы в помещении, где монахи совершали трапезу — в трапезной. Таким образом, несколько раз в день они приходили сюда и молча ели, имея возможность созерцать «Тайную вечерю» Леонардо. Безусловно, это идеальное место для данного сюжета. И далеко не необычное. Давайте поговорим о сюжете. Во время своей последней вечери Христос сообщает своим двенадцати апостолам «Один из вас предаст меня». И одно из частых прочтений этого изображения — реакция апостолов на его слова. То есть, не собственно произнесение Христом этих слов, а момент после, реакция апостолов. Это его ближайшие последователи. И поэтому для них его слова — ужасное потрясение. Мы видим водоворот эмоций апостолов, сидящих за столом. Это один из способов интерпретации фрески, однако существует и другой аспект прочтения. Который, в каком-то смысле, еще значительнее. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и хлебу. Это воплощение таинства. Это интерпретация евхаристии, Таинства Святого Причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое. Примите вино, сие есть Кровь Моя. И помните обо Мне». Мы видим, как он протягивает руки к хлебу и вину. Но что примечательно: ладонь Христа широко раскрыта, так, что кажется, будто он, протягивая руку к вину, в то же самое время, протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда. Иуда — тот, кто собирается предать Христа. Римляне заплатили ему за предательство 30 сребреников. Видно, как он сжимает мешок со деньгами в правой руке, отпрянув от Христа. Лицо его скрыто тенью. Он отодвигается и одновременно протягивает руку к тарелке. Это как раз один из признаков определения Христом предателя: человек, разделяющий и вкушающий пищу вместе с ним. Это интересно, так как история изучения этого произведения по сути, сводится к тому, какой именно момент здесь изображен. Но мне думается, что здесь запечатлены все эти моменты. И апостолы воспринимаются реагирующими как на слова Христа «один из вас предаст меня», так и на слова «примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя». Так, Леонардо изображает несколько моментов этой истории и, в то же время, передает ощущение Божественного, вечного, значимость всей этой истории. Ошибиться в том, кто эти 13 человек за ужином, невозможно. Мы точно знаем, это та самая Тайная Вечеря. Мы осознаем важность этого момента без каких-либо символов божественного, которые присутствовали в Раннем Возрождении, к примеру, нимб. Образы сами по себе величественны в этом пространстве. Они расположены тесно друг к другу, что передает энергию и смятение, окружающие совершенство, значимость и геометрическую форму Христа. Верно. Изображение Христа образует равносторонний треугольник. Его голова — центр круга. Окно, на фоне которого она изображена, воспринимается как нимб. Центр картины — это источник спокойствия. А за его пределами — человеческие существа со всеми своими недостатками, страхами, беспокойством — вокруг божественного центра. Это Леонардо да Винчи — математик, ученый, думающий о слиянии всего изображенного им в единое целое. Если сравнивать ранние изображения Тайной вечери, там нарисован просторный стол, в помещении богатое убранство. А Леонардо все максимально упрощает и делает акцент на персонажах, их жестах. Он не оставляет свободного места за столом, все место занято самими фигурами, стол отделяет наше пространство от Христа и апостолов. Мы никак не можем стать частью этого пространства. По существу, у них нет возможности попасть в наше пространство. Существует четкая граница. В версиях Тайной Вечери, которые Леонардо мог видеть во Флоренции, Иуда сидит на противоположной стороне стола. Посадив Иуду в ряд с другими апостолами, художник превращает стол в границу между нашим миром и миром апостолов. Посмотрим на их лица: лицо Христа умиротворенно, взгляд опущен, одна рука поднята, другая внизу. Справа группа из трех человек, среди них Иуда, он отворачивается от нас в тень. Его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении. Он отстраняется, а Святой Петр, защитник Христа, устремляется к Христу. У него нож, который тот держит за спиной. Он будто вопрошает: кто же это? Мне надо защитить тебя. Третья фигура в этой тройке с Иудой и Петром, судя по всему, святой Иоанн, который выглядит очень смиренно, глаза его закрыты. Это традиционно для живописания Тайной Вечери. Моя любимая тройка — это крайние фигуры справа. Да Винчи было особенно интересно через тело выражать душу, показывать внутреннюю природу. Он создает эти четыре тройки, это связывает образы вместе, они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Создавая напряжение и контраст между эмоциональным откликом этих образов. Вот невероятная группа, где жест Фомы указывает вверх. Будто произнося: не это ли предопределено Создателем? Не задумано ли это Господом одному из нас предать тебя? Однако, конечно, этот указующий палец — предзнаменование распятия Христа, погруженный в его рану. Мы также видим Филиппа и Иакова Заведеева. Они в противостоянии: один широко развел руки, другой — сводит их вместе. И если сравнивать с ранними изображениями Тайной Вечери, можно заметить, что между фигурами есть расстояние. А здесь — идея объединенной композиции, столь характерной для Высокого Ренессанса. Но что наиболее ощутимо, на мой взгляд, это божественная сущность Христа. Его умиротворенность. Все линии перспективы сходятся на нем. Примечательно, что линия перспективы, переданная художником, слегка расходится с линией перспективы смотрящего. То есть нужно быть на уровне Христа, чтобы наблюдать эту фреску в правильной перспективе. Интересно, что в каком-то смысле, картина приподнимает того, кто на нее смотрит. Нам пришлось бы приподняться на 10—15 футов от земли, чтобы перспектива стала идеальной. Таким образом, мы находимся в присутствии Божественного в центре, что передается различными путями. Не забывайте, что в 1498 году люди наблюдали картину в другом виде. Картина в ужасном состоянии, отчасти потому, что Леонардо экспериментировал сочетая масляную краску и темперу, в обстановке, где традиционно использовали фреску. Изображение стало портиться вскоре после его завершения. Да, в отличие от традиционной фрески, которую клали на влажную штукатурку, Леонардо рисовал на сухой. Краска не смогла прочно закрепиться на стене. К счастью для нас, картину сохранили. Таким образом, в некотором роде, это идеальное представление стиля Высокого Возрождения. Это попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях хаоса человеческой жизни. Верно. Слияние земного и божественного. Subtitles by the Amara.org community
Тайная Вечеря
(Мф» 26:17-29; Мк., 14:12-25; Лк., 22:7-23; Ин., 13:21-30).
Последняя трапеза, устроенная Христом с учениками в Иерусалиме перед его арестом. На ней он объявил апостолам, что один из них предаст его. Широко представлена в искусстве всех времен.
Эта трапеза — прославление еврейской Пасхи — «праздника свободы», в память исхода из Египта.
Для христиан освящение хлеба и вина Христом — момент установления главного обряда Церкви.
В искусстве разных периодов доминирует один из аспектов темы:
предсказание о предательстве и первое Причащение апостолов.
Первое визуальное выражение темы в полностью разработанной форме — византийске мозаики VI века.
Ученики возлежат, опираясь на левый локоть, оставляя правую руку свободной, и располагаются по изогнутой Стороне D-образного стола, Христос на краю (Такова поздняя еврейская традиция в соблюдении обряда Пасхи. Первоначально пасхальная еда употреблялась стоя, так как израильтяне накануне исхода должны были есть быстро. В римские времена возлежать за едой было знаком свободного человека, таким образом это считалось более соответствующим еврейскому празднику свободы). Вновь эта традиция встречается в творчестве Пуссена.
В ренессансной живописи ученики сидят обычно за прямоугольным столом, Христос — в середине. Перед ним чаша (евхаристический сосуд). Он выполняет действия священника, изображаясь в момент освящения хлеба или передачи гостий одному из учеников (Это не обязательно пресный хлеб, как того требует еврейский обряд). В связи с сюжетом нередко встречаются его ветхозаветные прообразы:
Встреча Авраама с Мелхиседеком; Еврейская Пасха (см. Моисей); Сбор манны; Илия, посещаемый ангелом.
Эта сакраментальная интерпретация отодвинута на задний план в кон. XV в. Леонардо да Винчи отошел от доктрины, чтобы изобразить человеческую драму предательства. Знаменитое творение Леонардо не первое, основанное на такой трактовке темы. Эту интерпретацию можно видеть в декоре трапезных и церквей XIV—XV вв.
В эпоху Контрреформации акцент на семи Таинствах, в особенности на Евхаристии, вернул предпочтение первоначальной версии, но с большей свободой трактовке:
Появляются дополнительные фигуры снующие туда и сюда слуги, разносящие блюда, витающие над головами собравшихся ангелы. Ученики (особенно у северных художников) предстают в облике типажей из простонародья. Таз и полотенце, брошенные на полу, напоминают об эпизоде Умывания ног ученикам. У ног Иуды может сидеть собака.
В изображениях предсказания о предательстве («историческая» Тайная Вечеря) главными элементами являются реакция учеников на слова Христа («Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит».) и та роль, которую играет Иуда. Чаши нет. Христос сидит в центре длинного стола, его руки простерты в жесте, говорящем о его покорности. Ученики, по обе стороны от него, обращены друг к другу; их лица и жесты выражают мистический страх, изумление или отрицание.
Иуда бывает обособлен по-разному.
В образцах раннего Возрождения он сидит по другую от остальных учеников сторону стола и может изображаться в момент, когда получает от Христа смоченный в чаше кусок хлеба («Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» (Ин., 13:25-26).).
Иуда опускает в чашу свою руку («Один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мк., 14:20)). Иуда обычно темноволосый и бородатый, выражение его лица заговорщическое. В случаях, когда ученики изображаются с нимбами, его нимб может быть черным или вовсе отсутствовать. Он часто держит кошелек, возможно, в качестве аллюзии на тридцать серебреников или то, что «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин).
В XII—XIII вв. образы учеников слабо дифференцированы; исключение составлял образ Иуды.
В последующие периоды возможно довольно точно определить главных учеников (иногда всех) при том, что они изображаются без их индивидуальных атрибутов.
Петр: седые волосы, как правило, короткие и вьющиеся, (обычно) короткая курчавая борода;
у него загорелое лицо, как должно быть у рыбака; обычно он носит голубой плащ поверх хитона золотого цвета; может держать нож — предвосхищение эпизода с отсечением уха раба; сидит рядом или через одного от Христа — знак его превосходства над другими учениками.
Андрей: пожилой, с развевающимися седыми волосами и длинной седой, иногда лохматой бородой.
Иаков Меньший имеет сходство с Христом в чертах лица, стиле прически и бороды: по традиции отождествляется с апостолом, названным Св. Павлом «Иаков, брат Господень» (Гал., 1:19).
Для остальных идентификация менее определенна.
Иаков Больший, несколько старше своего тезки. К и он — родственник Христа и также может иметь с ним некоторое сходство. Один из троих апостолов, которые при жизни Спасителя был ближе всех к нему — обычно сидит за столом рядом с Христом.
Филипп и Фома (как и Иоанн), молодые и безбородые, часто сидят на противоположных сторонах стола.
Симон и Иуда (Фаддей) часто изображаются стариками и сидят рядом: согласно традиции, были братьями и писутствовали среди тех пастухов, которым ангел возвестил о рождении Христа.
Варфоломей имеет очень темные (черные) волосы, обычно он бородат и может походить на Матфея.
Принятое отождествление апостолов на «Тайной Вечере» Леонардо (слева направо):
МНМ
Тайная вечеря Последняя вечеря гр. mystikos detpnos лат. ultima cena
В христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. Т. в. совершается в первый день иудейской пасхи (Матф. 26, 17; Мк. 14, 12; Лук. 22, 7; по Ио. 13, 1; 18, 28 — накануне пасхи), отмечаемый ритуальным закланием и вкушением агнца (символическая параллель с образом Христа как «агнца божьего», добровольно принёсшего себя в жертву). Вечером, во время праздничной трапезы, приготовленной учениками в доме, указанном им Христом, он предрекает, что один из них предаст его (см. рис.). В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи?»; Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня…» (Матф. 26, 20-25; ср. Мк. 14, 18-20; Лук. 22, 21). В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос; Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» (Ио. 13, 24-27), после чего Иуда встаёт и выходит. С его уходом Христос, ещё прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью: «да любите друг друга» (Ио. 13, 3-16 и 34, 35).
Преломив хлеб, Иисус Христос даёт вкусить от него ученикам со словами: «сие есть тело моё», затем даёт им испить из чаши с вином, говоря: «сие есть кровь моя нового завета за многих изливаемая» (Матф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24, ср. Лук. 22, 19-20). Он завещает ученикам и впредь совершать это в память о нём, учреждая тем самым таинство евхаристии. Т. в. является также прообразом совместных трапез древних христиан, именовавшихся агапы (от греч. agapn, «братская любовь»).
В иконографии мотив Т. в. появляется ок. 5 в.; определилось два типа изображений Т. в. Один акцентирует момент евхаристии (фигура Христа часто симметрически удваивается: на одной половине изображения Христос преломляет хлеб, на другой — наливает вино, по обеим сторонам часто изображаются апостолы); второй, встречающийся наиболее часто, представляет картину собственно трапезы (участники её, в соответствии с древней традицией, возлежат за столом, причём Христос помещается на почётном месте — слева или в центре изображения); иногда эти мотивы совмещаются. С постепенным отходом от древнего образца обстановка этой сцены делается всё более условной или наделяется чертами современного художнику национального быта (напр., алтарь церкви Св. Петра в Лёвене работы Д. Баутса, см. илл. при ст. Иисус Христос). В целом иконография Т. в. едва обозрима (произведения Джотто, Беато Анджелико, Леонардо да Винчи (см. рис.), П. Веронезе, Я. Тинторетто и др.). В 20 в. этот сюжет также привлекает внимание художников (С. Дали, Э. Нольде и др.).
О. Е. Нестерова