Содержание
Как научить ребенка слушаться родителей – новый подход к воспитанию
Дочь или сын опять балуются, а все попытки заставить их делать то, что нужно безрезультатны? Переходите к другой тактике.
Порой родителям трудно понять, почему вдруг послушный до сегодняшнего дня ребенок перестает делать то, о чем просят родители.Как научить ребенка слушаться родителей с перового раза, чтобы не прибегать к повышению голоса, наказаниям и другим методам воздействия? Психологи и педагоги рекомендуют начать с себя, ведь малыши часто копируют маму и папу, считая их поведение идеальным.
- Каким должен быть подход к воспитанию
- Дайте ребенку больше свободы
- Контролируйте собственные эмоции
- Уделите время играм
- Запаситесь ангельским терпением
- Займите ребенка интересными занятиями
- Будьте последовательны в действиях
- Не забывайте хвалить и ценить
Каким должен быть подход к воспитанию
Когда сын или дочь вдруг категорически отказывается уходить с прогулки домой, не желает убирать за собой игрушки – первой ответной реакцией мамы и папы в большинстве случаев является раздражение и возмущение, что малыш так повел себя.
Другое дело, если родители проявят каплю фантазии и придумают интересное занятие дома, которое позволит без слез увезти детку с прогулки, или, например, устроят соревнования по сбору игрушек, кто быстрее это сделает! Безусловно ребенок с удовольствием примет ваши правила игры и возможный конфликт будет урегулирован.
Дело в том, что на определенном этапе детского взросления родителям важно понять — ребенок становится самостоятельной личностью, начинает отделяться от мамы и уже не просто выполняет все, что ему говорят, а начинает проявлять характер, высказывает собственное мнение и решает, что ему хочется делать, а чего нет. Для того чтобы ребенок слушался собственных родителей необходимо следовать пяти простым правилам.
Дайте ребенку больше свободы
Чтобы научить ребенка слушаться, постарайтесь минимизировать ограничения, иногда получается, что ребенку слишком часто говорят «нет»! Запретов не должно быть много, понятно, что нельзя разрешать ребенку совать руки в огонь, высовываться в открытое окно и переходить дорогу самостоятельно, но ведь пробежать по луже, поиграть с палкой во дворе, нарисовать у себя на руке фломастером, просто посидеть на асфальте – это можно разрешить!
Делая подобные вещи, юный человечек изучает удивительный мир вокруг, как он поймет, какой на ощупь асфальт, если не потрогает и не посидит на нем несколько минут, как узнает на сколько лужа может быть мокрой, глубокой и грязной, если не пройдет по ней хоть раз в жизни?
Разрешите своему ребенку больше двигаться, бегать, прыгать, кричать во время прогулки, снимите часть запретов, которые не так уж и важны, тогда в большинстве случаев ребенок будет прислушиваться к вам, слышать и выполнять ваши просьбы.
Контролируйте собственные эмоции
Если вы хотите, чтобы ребенок не кричал, когда у него что-то не получается, прекратил швыряться предметами в случае неудач и не кидался на сверстников с кулаками, начните анализ ситуации со всех членов вашей семьи. Действительно, как можно требовать от ребенка адекватное поведение, если сами родители не стесняются в выражениях и привыкли выяснять отношения на повышенных тонах?
Как часто мамы сетуют, что дочь или сын понимает их только тогда, когда они кричат, на самом деле это очень печально. Получается, что ребенок так часто слышал окрики от родителей, что привык реагировать только на них, а от нормального тона беседы отвык. Чтобы научить ребенка слушаться с первого раза, не доводить общение до такого состояния, учите ребенка с малых лет разговаривать спокойным голосом, не крича друг на друга.
Хотите послушания и адекватного детского поведения, тогда начните с себя, старайтесь быть хорошим примером для собственного ребенка. Уважительно разговаривайте с мужем, своими родителями, родственниками. Сдерживайтесь в очереди в магазине и не срывайтесь на соседей.
Уделите время играм
Играя с сыном или дочерью в различные ролевые игры, вы сможете понять, что происходит у ребенка в душе, если его беспокоят проблемы в садике или он чего-то боится, то это может быть показано в игре с любимыми сказочными героями.
Часто детское непослушание в возрасте 3-5 лет является проявлением того, что малыша что-то действительно беспокоит и с помощью игрушек также можно инсценировать решение проблемы. Этот прием часто используют психологи, но ведь вы гораздо ближе своему чаду, поэтому тоже сможете помочь ему. Не забывайте о возрастных кризисах, которые также требуют тонкого подхода.
Запаситесь ангельским терпением
Если вы решили ступить на путь исправления и не наказывать ребенка за непослушание жесткими методами, а постараетесь вести долгие разъяснительные беседы, объяснять, как можно себя вести, а как нет – запаситесь терпением. Изменения в поведении безусловно произойдут, но не сразу, а через некоторое время.
Когда сын и дочь поверят в вашу искренность, поймут, что за любое непослушание не получают сразу по попе, а с ними общаются, как со взрослым, то они станут постепенно вести себя менее агрессивно и пойдут навстречу родителям.
Займите ребенка интересными занятиями
Большинство детей начинают себя плохо вести и не слушаться родителей от безделья, когда им просто нечем заняться. На случай, когда вы сами не можете поиграть с малышом заранее подготовьте 10-20 идей о том, что можно предложить скучающему сыну или дочке.
Сейчас в детских магазинах предлагают огромное число товаров для детского творчества, запаситесь интересными вариантами, может это будет набор по созданию красивой картинки, аппликация, поделка из полимерной глины, выберете то, что действительно может заинтересовать именно вашего ребенка.
Сложите все покупки в пакет и спрячьте подальше от ребенка и в момент, когда он начнет изнывать от скуки и вредничать, предложите ему набор для творчества, тогда и ребенок окажется при деле, и родители смогут продолжить заниматься своими делами. Дополнительно изучите, чем занять ребенка дома, чтобы нейтрализовать эту проблему. Выберите хобби, которое по силам осилить малышу.
Будьте последовательны в действиях
Если вы что-то категорически запрещаете, то необходимо соблюдать этот запрет всегда, например, в случае, когда вы говорите, что сейчас пора ложиться спать – укладывайте ребенка в кроватку незамедлительно. Не допускайте, чтобы ваши слова расходились с действиями на деле. Ведь, как только ребенок поймет, что мама говорит одно, а делает другое, он сделает вывод, что не стоит всерьез относиться к словам родителей.
В следующий раз, когда малыш не пожелает слушаться маму и начнет истерику, он будет убежден, что своим поведением сможет добиться того, чего он хочет. Постарайтесь быть последовательными в воспитании и следить за тем, чтобы слова не расходились с делом.
Не забывайте хвалить и ценить
Отругать свое чадо может любой родитель, а вот отметить в нем что-то хорошее, похвалить за положительный поступок, может, к сожалению, не каждый взрослый. Заметьте, сколько раз в день вы ругаете ребенка, а сколько хвалите, по факту родители отмечают, что делают гораздо больше замечаний, чем говорят добрых слов в течении дня. Пришло время исправиться и начать замечать у своего ребенка больше положительных сторон.
Родителям важно понять, что ребенок с возрастом становится самостоятельной личностью, и он вправе не слушаться, но именно взрослые способны в мягкой форме решать все конфликты и договариваться, делать так, чтобы ребенок слушал вас, а вы понимали его и считались с его мнением. Еще больше полезных советов ищите в разделе Воспитание детей нашего сайта.
Курахмаева Ирина Николаевна
Как сделать так, чтобы ребенок быстрее заговорил
Отставание в речевом развитии встречается у трех-десяти детей из ста. Его можно заподозрить в возрасте около двух лет, когда сверстники «молчунов» начинают понятно изъясняться. Но большинство родителей начинают бить тревогу только после трех-пяти лет.
Чтобы не потерять драгоценное время, я советую начать занятия с ребенком в игровой форме еще в младенчестве.
Говорите с ребенком
Как можно чаще ловите его взгляд, корчите ему рожицы, разговаривайте по принципу «что вижу, то пою». Показывайте малышу предметы и называйте их. Озвучивайте свои действия. Не оставляйте без внимания попытки ребенка пообщаться с вами. Если он подает голос, реагируйте и вступайте с ним в разговор.
Избегайте гаджетов
Телевизор, мобильный телефон, планшет, компьютер помогают делать ребенка тихим и «удобным». И это плохо! Вместо того чтобы активно изучать окружающий мир, кроха садится в уголке и смотрит мультфильмы. В итоге малыш недополучает тактильных ощущений. Мир ярких красок и быстро меняющихся картинок фиксирует ребенка на довербальном уровне развития. Более того, он вызывает зависимость и способствует гиперактивности ребенка и проблемам со сном.
Подключайте детские товары
- Сенсорные игрушки (развивающий коврик, сенсорные книжки/погремушки/ с вставками из различных материалов) развивают мелкую моторику и стимулируют речевые центры, поэтому они обязательно нужны уже в первые месяцы жизни крохи.
- Книжки с выдвижными деталями и открывающимися окошками. Старое издание «Сонного мишки» Иана Уайброу и Акселя Шеффлера просто шедевр! Новое, к сожалению, сильно упростили, но и оно поспособствует речевому развитию.
- Куклы и фигурки животных. Они пригодятся вне зависимости от пола ребенка. С помощью этих игрушек ребенок выучит названия частей тела и животных. Когда малыш подрастет, куклы и зверушки станут участниками сюжетно-ролевых игр, которые важны не только для речи, но и для развития воображения и эмоционального интеллекта ребенка.
Методики раннего развития
В первый год жизни младенцка можно использовать систему Глена Домана. Показывайте и называйте ребенку карточки с изображением самых разных предметов. К году кроха накапливает пассивный запас слов, который позволяет ему понимать речь родителей. Карточки пойдут только на пользу. В силу пластичности центральной нервной системы младенец может очень быстро их запомнить, однако – внимание — может их так же быстро забыть без повторений.
Пальчиковые краски, тесто для лепки. Дарят ребенку тактильные ощущения.
Ортопедические коврики. Не только служат профилактикой плоскостопия, но и играют роль сенсорных игрушек. Посылают в мозг импульсы, которые способствуют развитию речевых зон.
Книжки. Психологи советуют их читать чуть ли не с трех недель жизни (для формирования ритуала отхождения ко сну). Я считаю, что можно повременить и до полугода, когда слух и мозг младенца станут более зрелыми, а значит, ему будет проще воспринимать речь.
Если вы в этом возрасте не читали ребенку книг, займитесь этим, когда ему исполнится 1,5 года. С этого момента развитие речи будет набирать обороты. К 2 годам в словарном запасе ребенка должно находиться около 200-300 слов, а в речи должны появиться простейшие предложения («Дай воды», «Хочу ням-ням»).
К 3-4 годам речь ребенка станет еще более богатой, поэтому и книжки должны «потолстеть» и «поумнеть». Кстати, не спешите учить читать ребенка, если он не научился говорить, как следует. Это может затормозить его речевое развитие.
Фитболы с различной поверхностью, сухой бассейн, матрас с водой, качели, бизиборды, утяжеленные одеяла, балансиры.
К 5 годам ребенок должен полностью овладеть родным языком. Однако если по каким-то причинам дошкольник не успел этого сделать и имеет проблемы с речью, мозг дает ему дополнительное время. Еще 2 года. Если ребенок успеет до 7 лет компенсироваться, речевое отставание не скажется на его дальнейшем психическом и интеллектуальном развитии.
Чтобы помочь малышу, скорее всего, придется заниматься не только логопедией, но и сенсорной интеграцией (пройдите тест или обратитесь к нейропсихологу за консультацией). Проблемы с речью могут быть связаны с сенсорным голодом. Его вызывают нарушения обработки сенсорной информации, которую мы получаем не только с помощью осязания, обоняния, слуха, зрения, но благодаря вестибулярному аппарату.
Он посылает в мозг информацию о движении и положении частей тела относительно друг друга. В норме это врожденная «настройка». Она обеспечивает нормальное сенсомоторное развитие каждого из нас. Но в некоторых случаях в этой «настройке» бывают дефекты: в результате мозгу не хватает сенсорной информации.
Чтобы активизировать психо-речевое развитие ребенка, нужно использовать сенсорные игры, которые подарят ребенку чувственные ощущения. Причем обеспечить их своему чаду можно не только с помощью покупных товаров. Если денег нет, вы можете сами сделать сенсорные игрушки.
- Например, в носок, который будет мять малыш, можно засыпать гречку;
- На отрез ткани, по которому ребенок будет ходить, нашить пуговицы, приклеить фасоль, камушки, ракушки;
- Сделать чудо-шкатулку с разными по фактуре материалами: шишками, бусинками, мочалками;
- Вместо качелей можно повесить дома гамак;
- Магазинный бизиборд заменить хендмэйдом.
Ваша задача — чтобы ребенок активно и, главное, регулярно контактировал с этими девайсами. Воздействие на различные органы чувств отправит в мозг тысячи импульсов и заставит его развиваться быстрее.
Сколько потребуется на то, чтобы ребенок сумел овладеть речью на пять с плюсом, сказать сложно. Но можете не сомневаться, что улучшения не заставят себя долго ждать!
Вот вы уже из кожи вон выпрыгнули, а родимое чадо так и не хочет садиться за уроки, есть кашу или убирать игрушки. На уговоры сил нет, хвататься за ремень или орать — непедагогично… Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался? Советы дает наш эксперт — семейный и детский психолог, мама троих детей Регина БЕСЕДА.
1. Остановиться и подумать
— Прежде чем делать какие-то движения в адрес ребенка, сделайте паузу и подумайте: что именно вам сейчас не нравится? Превратите эмоции в слова, четко сформулируйте мысль, прежде чем начать разговор.
— А если все-таки прикрикнуть?
— Когда мы говорим на повышенных тонах, информация редко достигает адресата. Есть такое выражение в психологии — «отключаются уши». И напротив, включается система защиты: ребенок начинает сопротивляться или изображать, что он нас вообще не слышит.
2. Говорить глаза в глаза
— Нужно, чтобы ребенок видел ваше лицо. Четко, со спокойной артикуляцией скажите, чего вы хотите от него.
— А разве нельзя разговаривать, не отрываясь, например, от плиты?
— Все ценят внимание. Если мы, взрослые, станем говорить, стоя друг к другу спиной, это ведь будет неуважительно, правда? Так же, когда вы поворачиваетесь к ребенку, вы показываете: да, у меня есть для тебя время. Тогда и ребенок не будет пропускать мимо ушей ваши просьбы и замечания.
3. Обойтись без «нельзя»
— Мы часто употребляем такие слова: «Не делай так! Нельзя!» Но есть простое упражнение для родителей. Прямо сейчас закройте глаза и представьте слона. Видите? А теперь представьте частицу «не». Как она выглядит? Буковки? Но перед вами ребенок, который не умеет читать. И не знает никаких буковок! Он мыслит образами. Поэтому, когда мы говорим «слон», ребенок видит слона. А когда мы говорим «не делай…» — ребенок опускает частицу «не» и слышит все остальное. «Не кричи» — он кричит. «Не беги» — он бежит.
Как же поступить? Вместо «нельзя» говорить «можно», объясняя, что нужно делать в конкретной ситуации. Например, ваш ребенок побежал через дорогу. Не кричите «нельзя!», а скажите: «Можно переходить только с мамой». Ребенок эту формулировку запомнит и будет так поступать.
— А если он все равно не реагирует?
— Увы, чаще всего взрослые разговаривают с ребенком либо приказами («Тише! Встал! Сделал!»), либо излишне частыми просьбами («Говори тише, пожалуйста»). Но ведь на просьбу можно реагировать по-разному. И ребенок вправе отказаться ее выполнять. Если мы просим малыша о чем-то в конфликтной ситуации, это должна быть точно не просьба. Но и не приказ — жесткая форма общения, нарушающая личностные границы.
— Что же выбрать?
— Инструкцию. Вместо «не беги по лестнице — упадешь» произносим «по лестнице ходят спокойно». И ребенок на автомате будет делать это. Если повторять угрозу «ты упадешь на лестнице», ребенок это зафиксирует и непременно упадет…
Психолог Регина Беседа — сама мама троих детей.Фото: vk.com
4. Забудьте на время про имя
— Часто в порыве гнева родители говорят ребенку: «Вася, убери наконец свои игрушки!» — начиная обращение с имени. Забудьте про такую форму! Почему? Потому что к своему имени человек должен относиться не как к наказанию, а как к поощрению. Обратитесь как-то иначе: «Малыш, пора убрать игрушки, им хочется в домик».
А вот если хотим похвалить, используйте имя: «Да, Вася, ты молодец, у тебя все получилось!» И на этом зафиксируйте внимание, закончив обсуждение проблемы. И не говорите: «А помнишь, ты боялся…»
5. Запрет на шантаж
— Многие любят фразу в духе «если ты не принесешь мне тапочки, я на тебя обижусь». Но такие фразы говорят о том, что мы не любим своего ребенка безусловной любовью. И если мы не хотим, чтобы наши дети, когда подрастут, шантажировали нас подобным образом («не купишь новый телефон — уйду из дома»), не показывайте дурного примера.
ВАЖНО!
Когда наказывать…
До 2 лет наказания вообще неуместны. В этом возрасте ребенок делает все, что говорит ему взрослый. Достаточно чуть-чуть изменить интонацию — и малыш поймет, что сделал что-то не то.
Если до 2 лет промежуток прожит спокойно, то дальше, как правило, родители не встречаются ни с агрессией, ни с истериками ребенка. И если это происходит — значит, он или начинает заболевать, или не выспался.
От 2 до 3 лет — возраст, когда ребенок просто качает права. Тут главное — мудрость родителей: следим за своей скоростью речи, интонацией — и ребенок будет делать то, о чем вы его просите. Наказывать будет не за что.
От 3 до 5 лет — в этом возрасте пора учить малыша жить по правилам. Если вы потакаете ребенку во всем, он вырастет эгоистом. Поэтому у него должны появиться какие-то обязанности. Скажем, самому надеть ботинки. Важно, чтобы дело получалось. Поэтому пусть ботинки будут не со шнурками, а на липучках.
От 5 до 8 лет — если отношения с ребенком в этом возрасте кризисные, надо обращаться к психологу, потому что у него уже сформировались традиции и привычки. И надо понять, откуда они взялись.
…и поощрять?
! Покупка поощрением быть не может. Чтобы ребенок нормально развивался, чувствуя себя нужным и любимым, его надо погладить-приласкать как минимум 8 раз в день. Но мы же не можем покупать в день 8 машинок или куколок! И еще помните: когда у ребенка есть все, он перестает мечтать.
! Поощрение должно быть интеллектуальным, закрепляющим уверенность ребенка в своих силах: «Какой молодец, что ты это придумал, как здорово у тебя это вышло!»
! Формой поощрения будет и ваше внимание, которое ребенок ценит больше, чем подарки. Скажем, полчаса в день вы вместе с ребенком читаете, валяетесь на полу на подушках или гуляете. Или беседуете: как живут куклы? Или как дела в гараже? Может, машинки надо свозить на автомойку — в ванную комнату? И ребенок будет благодарен за такое качественное общение.
ПОЛЕЗНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Тренируем и переключаем внимание
Ребенок рассеян? Надо тренировать внимание. Например, взрослый предлагает игру на улице: назови все желтое, что ты видишь вокруг. И ребенок учится концентрировать внимание только на желтом: машина, одежда прохожего, листья… Такой тренинг помогает и в конфликтных ситуациях. Когда мы говорим, например: давай-ка посмотрим, с какого глаза у тебя больше слезок капает — с правого или с левого? Ребенок переключается: а правда, с какого? И вот он уже не плачет.
Родители-книголюбы нередко обижаются на своих детей за то, что они отказываются читать книги. Ещё бы, ведь в мире столько интересного: телевизор, компьютер, планшет. Все эти предметы не требуют никакого интеллектуального напряжения, достаточно сесть перед экраном и иногда нажимать на кнопки. Принуждать ребенка не следует. С детьми нужно говорить на их языке.
Чтобы ребенок осознал важность чтения и книг в своей жизни, обустройте в квартире специальное место, где можно спокойно отдохнуть и почитать. Это должен быть уголок с книжными полками, настольной лампой и удобным креслом. Книжный уголок должен быть максимально уютным, располагающим к чтению. На стене можно повесить портрет известного писателя или просто любую красивую картинку. «Свято место» не должно пустовать. Проводите здесь за книгой каждую свободную минуту.
Маленький сыщик
Любую незнакомую или неприятную деятельность детям нужно представлять в форме игры, и они с удовольствием вам подыграют.
Найди слово
Скажите ребенку, что никак не можете найти в тексте какое-нибудь слово, затем попросите его отыскать это слово. Когда родители дают «важное» задание, дети обычно относятся к просьбе очень ответственно, ведь им доверили «серьёзное дело», как взрослым. Ребенок начинает чувствовать свою значимость, когда он может сделать что-то такое, чего не могут родители.
Слова для поиска нужно выбирать такие, которые встречаются нечасто, то есть, предлоги и союзы не подходят. Детям необязательно понимать значение слова, которое они ищут. Сосредоточенные на поиске, они вряд ли будут задумываться над смыслом. Однако после того, как ребёнок найдёт слово, непременно объясните, что оно значит.
Сделай предсказание
Предсказания умеют делать не только гадалки и ясновидящие. Настоящие сыщики справляются с этой задачей ничем не хуже.
Найдите книжку с огромным количеством картинок, которые так нравятся детям. Предложите ребёнку предсказать, о чём книга, и чем она закончится. Пусть он внимательно рассмотрит картинки и сделает вывод о содержании истории. Ребёнок с увлечением будет сочинять свою собственную сказку, а затем непременно прочитает книжку, чтобы проверить, насколько точным было его «предсказание».
Немного сказки
Тайное убежище
Чтение может стать своеобразным дополнением к другой игре. Например, постройте тайное убежище. В частном доме для этих целей хорошо подойдёт подвал, чердак или любая хозяйственная постройка. В квартире можно приспособить застеклённый балкон или кладовку. Если ни того, ни другого нет, постройте убежище из подушек и одеял. Многие сегодняшние взрослые всего 10-15 лет назад строили волшебные замки, в которые был запрещён доступ родителям. Настало время передать семейную традицию.
Постройте шалаш, пока ребёнка нет дома. Это станет для него настоящим сюрпризом. Чтобы в «замке» не было скучно, предложите взять с собой книгу. В убежище можно читать, подсвечивая себе текст фонариком. Продолжительное чтение при свете фонарика может быть вредным. Не забудьте объяснить это детям. Ребёнок должен понять, что чтение – сам по себе очень интересный и захватывающий процесс, и чтобы получить от него удовольствие, совсем необязательно прятаться в убежище из подушек и одеял.
Сказка о тебе
Современных детей крайне трудно чем-либо удивить. Технический прогресс шагнул слишком далеко. Возможно, шалаш для чтения будет выглядеть в их глазах недостаточно убедительно. В таком случае возьмите старую книгу со сказками и внесите имя своего ребёнка на место имени главного героя в нескольких волшебных историях. Имя можно набрать на компьютере, затем распечатать и вклеить в книгу. Также можно просто аккуратно закрасить имя персонажа корректором текста.
Читая сказку, неожиданно «обнаружьте», что главного героя зовут Дима («Так ведь это сказка о тебе!»). Ребёнок не сможет остаться равнодушным к истории, которая написана про него. Прочитав 1-2 страницы, скажите ребёнку, что вы устали, или что у вас появилось срочное дело. Если он хочет, то пусть дочитывает сказку самостоятельно. Долго уговаривать не придётся.
Сам себе сказочник
Творчество тоже может стать стимулом для чтения. Когда ребёнок будет знать достаточное количество сказок, предложите ему написать свою собственную историю. Книга, в которой будет написана сказка, может быть как классической, так и более современной – электронной.
В изготовлении бумажного варианта должен помочь кто-нибудь из родителей. Самый простой способ изготовления – купить готовый блокнот, записную книжку или тетрадь. Дети могут попробовать себя не только в роли сказочников, но и в роли иллюстраторов. Любители рисовать непременно захотят продемонстрировать своё мастерство. Если же у ребёнка нет склонности к рисованию, дайте ему старые журналы, из которых он сможет вырезать нужные картинки.
Рекомендации родителям
Ребёнок не должен догадываться о том, что ему прививают любовь к чтению. В противном случае, он просто возненавидит книги. Не превращайте чтение в утомительное и неприятное обязательство. Не забывайте о том, что в школе детям придётся читать объёмные произведения художественной литературы. Если у них с самого детства разовьётся отвращение к общению с книгами, в школьные годы могут возникнуть определённые трудности, а книги из добрых друзей раз и навсегда превратятся в злейших врагов. Используйте творческий подход, чтобы в сознании ваших детей чтение ассоциировалось только с радостными моментами приятного досуга в кругу семьи.
Читать лучше всего по очереди. После 3-4 страниц передайте книгу ребёнку. Следующая страница его. Поскольку скорость чтения у детей меньше, чем у взрослых, не стоит требовать прочтения слишком больших объёмов.
Немного о детском внимании
Не следует забывать о том, что дети не могут долго концентрировать на чём-то своё внимание. Необходимо делать перерывы в чтении. Время для перерыва наступает тогда, когда ребёнок становится непоседливым, отвлекается, пытается найти себе какое-нибудь развлечение, смотрит по сторонам.
Подбирая литературу, старайтесь отдать предпочтение тем книгам, в которых есть небольшое количество незнакомых слов. Непонятное слово обязательно привлечёт внимание ребёнка и заставит спросить о том, что оно означает. Если новая лексическая единица не находит места в сознании малыша, попробуйте отмечать новое слово тем или иным способом, когда оно встречается в тексте. Можно подпрыгнуть, поднять руку, хлопнуть в ладоши и т. д. Такой метод хорошо подходит кинестетикам, у которых память связана с ощущениями, получаемыми во время прикосновения и движений.
Присутствие сверстников стимулирует детей, порождает чувство некоторого соперничества. Ребёнок всегда стремится показать себя перед ровесниками с лучшей стороны. Договоритесь о совместных занятиях со своими знакомыми, у которых есть дети. Возможно, они планируют пойти в театр или на деловую встречу, а ребёнка оставить не с кем. Знакомые будут вам благодарны за ваше предложение. Заранее подготовьте детей к тому, что им придётся соревноваться. Установите сладкий приз победителю в номинациях: за самое быстрое чтение, за лучшую дикцию и другие. Победить должна дружба.
Похожие статьи
Екатерина Ушахина
Делимся полезными советами из книги «Скорочтение на практике» для всех, кто любит читать и хочет делать это качественнее.
Оптимальное расстояние от глаз до книги
Самое лучшее расстояние от глаз до текста — 30–40 сантиметров (чаще всего встречается значение 33 сантиметра). Расстояние до страницы не должно быть меньше длины от локтя до кончиков пальцев. Это удобно, ведь ваша «линейка» у вас всегда под рукой. Обычно такая дистанция получается, когда вы сидите прямо и кладете руки с книгой на стол.
Во время быстрого чтения держать текст на удалении 30–40 сантиметров просто необходимо, ведь только в этом случае периферическое зрение используется на полную мощность. Кроме того, для считывания информации взгляду нужно будет проходить минимальный путь по тексту. Не рекомендуется читать, поднося тексты слишком близко к глазам. От этого не только портится зрение, но и быстрее наступает утомление.
Источник
Правильная поза при чтении
При чтении следите за прямой спиной. В таком положении мозг быстрее обрабатывает информацию за счет того, что к нему поступает достаточное количество кислорода. Читать с прямой спиной удобнее всего в двух положениях: стоя и сидя. Это способствует хорошему настрою при чтении и более активной работе мозга. Стандартная поза для чтения — сидя. Если вы хотите читать быстро, то важно не заваливаться в положение полулежа.
Дополнительный совет: если, читая сидя, вы начинаете засыпать за книгой или документами, то есть очень простой способ, который поможет вам быстро мобилизоваться. Встаньте, займитесь работой с текстом стоя и либо дочитайте его в таком положении до конца, либо через 10–20 минут сядьте за стол. Это можно делать как в офисе при работе с обычной документацией, так и при чтении художественной литературы дома.
Работает и обратный эффект: при появлении усталости от продолжительного чтения стоя вы можете почувствовать дополнительный прилив сил, когда сядете и продолжите свое занятие с прямой спиной.
Источник
Энергия для чтения
Есть тексты, которые заряжают энергией и положительными эмоциями, а есть тексты, которые энергию отнимают. Если вы с нетерпением ждете момента, когда сядете читать очередную главу захватывающей повести, то у вас и так все нормально с мотивацией к чтению. Чем дольше вы будете читать, тем лучше будете себя чувствовать. Но если вас ждет сложный текст или работа над нелюбимой темой, то перед чтением я рекомендую зарядиться дополнительной энергией.
Проще и быстрее всего это сделать с помощью физических упражнений. Можно отжаться или присесть пару десятков раз. Движения активируют ваше мышление. Либо сделать пальчиковую гимнастику.
Источник
Предлагаем простое упражнение на растирание и разминку кистей рук. Сложите вместе и разотрите ладони до появления ощущения теплоты — движения, будто вы мылите руки или растираете снег. Затем пожмите одной рукой другую и наоборот, как будто здороваетесь. Делайте это не расслабленно, а с усилием, тогда почувствуете себя более активным. Может быть, вы видели, как некоторые люди потирают руки перед завершением сделки в ожидании благоприятного исхода. Часто такое движение непроизвольно, поскольку мозг дает команду не терять бодрость, чтобы не пропустить важный момент закрытия сделки и довести дело до конца.
Более сложное упражнение из пальчиковой гимнастики. Вытяните все пальцы обеих рук вперед. На правой руке указательный палец и мизинец оставьте на месте, а средний и безымянный прижмите к ладони, проще говоря сделайте «козу», столь любимую «новыми русскими». Левой рукой изобразите обратную фигуру: средний и безымянный оставьте на месте, а указательный палец и мизинец прижмите к ладони.
Положение большого пальца для нас не важно, некоторым людям удобно придерживать им прижатые к ладоням пальцы. Теперь постарайтесь одновременно и быстро менять сложенные фигуры местами: сначала в одну, а потом в другую сторону. С первого раза это получается не у всех, зато хорошо стимулирует мыслительную деятельность и придает энергию.
Все эти советы помогут вам сохранять высокую продуктивность не только во время чтения, но и в течение всего рабочего дня.
По материалам книги «Скорочтение на практике».
Обложка поста отсюда.
Как сделать чтение книг для детей увлекательным и полезным?
Многочисленные исследования были проведены на тему того, интересно ли детям читать разную литературу дома. Многие ученые фокусировались на изучении раннего детства и выяснили, как чтение помогает развитию базовых навыков ребенка.
Семейное чтение не теряет смысла, когда ребенок уже научился читать. Родители своим примером могут повлиять на ребенка, прививать интерес к чтению помимо школьной программы. Как это сделать?
https://.com/ru/photos/%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F-%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C-3046494/
Вот несколько способов, с помощью которых обычное чтение может превратиться в полезную привычку:
Открывайте новые горизонты
Совместное чтение помогает привить любовь к книгам с раннего возраста. Простые, но такие интересные для ребенка манипуляции с книгой: переворачивание и шуршание страниц, разные текстуры, ощущения от книги, размеры. Ученые считают, что манипулирование реальной книгой во время чтения приносит более богатую сенсорную и моторную информацию, что позволяет лучше обрабатывать и запоминать текст. Это занятие поможет показать ребенку, что это очень увлекательно. Некоторые дети читают, потому что им нравится это делать, другие потому, что получают вознаграждение — например, наклейки в журнале.
Укрепите уверенность в себе
Дети оценивают свои навыки чтения, наблюдая за одноклассниками и разговаривая с родителями и учителями. Разговаривая, читая вместе, рассказывая историю, вы можете помочь ребенку развить то, что называется чувством самоэффективности — то, как вы думаете об их способности что-то делать.
Было доказано, что эта самоэффективность влияет на способность распознавать слова. Дети, которые думают, что не умеют читать, с меньшей вероятностью начнут учиться, но благодаря целенаправленным комплиментам и словам поддержки, когда они читают, родители могут помочь ребёнку поверить в свои навыки.
Развивайте позитивные отношения
Исследования показали, что чем больше у детей возможностей заниматься письменной деятельностью дома, тем более позитивно они относятся к чтению.
Расширяйте словарный запас
Чтение книг ребенку с раннем возрасте могут хорошо сыграть в долгосрочной перспективе: расширить словарный запас, отвечая на смысл незнакомых и новых ребенку слов. Вы также можете повысить уровень их грамотности, читая с выражением, эмоциями, соблюдая все особенности текста.
Младенцы в возрасте от полутора до двух лет, которым четыре раза рассказывали одну и ту же историю , воспроизводили действия, необходимые для того, чтобы сделать погремушку, гораздо точнее, чем те, кто слышал ее дважды.
Повторное чтение одних и тех же рассказов также помогает детям выучить новые слова, особенно в возрасте от трех до пяти лет .
Повторение облегчает интеграцию сложной информации, предоставляя ребенку больше возможностей для ее сохранения, задавая вопросы и связывая понятия вместе через ваши совместные обсуждения.
Не нужно много денег или даже свободного времени, чтобы читать со своими детьми. Даже небольшие усилия могут иметь помочь в ребенку в будущем.