Содержание
Подготовка к исповеди — правила и советы
Рубрика: Добродетели и грехи, Основы веры, Церковные Таинства
Исповедь — что это
Таинство Исповеди, или Покаяния, является одним из семи Таинств Церкви. Каждое Таинство есть великая милость Господа. И чем чаще человек, исповедующий православное христианство, прибегает к Таинству Исповеди, тем ближе он становится к Богу, тем чище становится его душа. Но подготовка к исповеди требует рассудительности.
Для того, чтобы подготовиться к исповеди человеку, делающему первые шаги в православии, необходимо взглянуть со стороны на свою жизнь. Начать полезно с чтения Евангелия, с одной – двух глав, внимательно обдумывая прочитанное. Исповедь – встреча со Христом, всепрощающим и любящим каждого из нас. Чтение Евангелия – это в какой-то мере способ познакомиться с Христом.
Священник прощает кающемуся грехи в Таинстве Исповеди
Для чего нужно исповедоваться
Современный уклад жизни светского человека не предусматривает заботы о состоянии души. Основная цель существования это потребление. Но потребление дает лишь краткую радость при приобретении, не более того. Рано или поздно каждый из нас просто захочет стать счастливым, обрести мир в душе. А это возможно лишь тогда, когда человек будет жить в согласии со своей совестью – с Богом. И Господь каждого из нас ждет:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).
Эта встреча со Христом всегда радостна и каждый православный христианин может подтвердить эту простую истину.
При чтении Евангелия у вас могут возникнуть вопросы, не бойтесь задавать их священнику. На первой исповеди всегда много вопросов, ведь так много нужно будет познать, многое открыть для себя. И это всегда приносит радость и легкость человеческой душе, ведь тем самым мы познаем самого Бога.
Подготовка к исповеди нуждается в понимании, какие поступки лежат тяжким грузом на душе. Первая исповедь – это в первую очередь беседа со священником, беседа честная и открытая. Через священника мы сможем получить отпущение грехов, и это великая милость каждому из нас. Главное условие – это покаяние, желание изменить свою жизнь и начать жить по-новому – со Христом.
Подготовка к исповеди
Что нужно сделать перед исповедью? Исследовать свою жизнь, найти те поступки, от которых есть потребность очиститься через это великое Таинство. Также полезно проанализировать свою жизнь через соблюдение заповедей Божьих. К ним относятся десять заповедей Ветхого Завета и девять заповедей Нового Завета (заповеди Блаженства). Полезно будет прочитать памятку для исповеди святого Иоанна Кронштадтского и другие творения святых отцов, которые можно найти в любом Храме.
Святой Иоанн Кронштадтский: «Сказал Господу грехи с сокрушением сердца — и растаяли; вздохнул, пожалел о грехах — и нет их».
Христианское понимание исповеди и покаяния выражено в притче, однажды рассказанной преподобным Паисием Святогорцем. Однажды к старцу пришли несколько монахов из скита великомученика Пантелеимона.Они спросили его:
– Старче, объясни нам, что такое покаяние?
Старец Паисий долго говорил с ними. Но они так и не могли уразуметь, в чем же все-таки суть покаяния. Тогда старец сказал так:
– Благословенные отцы, представьте себе: маленькому мальчику запретили брать без разрешения конфеты. А он, когда остался один, взял конфету и съел. После этого он приходит к отцу и говорит: «Отче, прости меня, я съел конфету». Отец, конечно, огорчается, но вместе с тем и радуется, гладит его по голове и говорит: «Ничего, сынок, прощаю тебя». Но мальчик не бежит играть, но говорит отцу: «Нет, отче, прости меня – я съел конфету. Но я не хотел этого делать». В ответ отец еще сильнее его гладит, прижимает его голову к себе и говорит: «Прощаю тебя, дорогой мой, больше так никогда не делай».
Но в ответ сын прижимается к отцу и кричит: «Отче, я съел конфету, я больше никогда не буду так делать!» А скажите, братья, что делает отец? Тогда отец берет его на руки, обнимает, целует и говорит: «Сынок мой, как я люблю тебя!»
Вот так, благословенные отцы, это и есть покаяние. И вот так в покаянии действует Господь.
Использование заповедей Ветхого Завета
Подготовка к исповеди невозможна без анализа своей жизни по основным нравственным принципам. Рассмотрим в качестве примера те грехопадения, которые происходят при отступлении от седьмой заповеди Ветхого Завета: «не прелюбодействуй».
В этой заповеди Бог дает человеку понять, что прелюбодеяние – это тяжкий грех. Человек становится целостным и полноценным в браке. Семья является для человека домашней Церковью, в которой муж – священник, жена – дьякон, а дети – народ Божий. Семья для человека это не просто собрание людей, это его плоть и кровь. Преступление этой заповеди нарушает целостность семьи, разрушает душу человека.
Помимо этого к грехам против этой заповеди можно отнести: внебрачное сожительство, легкомысленное отношение с лицами другого пола, осквернение души нечистыми и развратными мыслями, вожделениями, прикосновениями. Также душу оскверняют грешные песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, пьянство. Все перечисленное является преступлением против данной заповеди. Важно проанализировать свою жизнь перед первой исповедью по седьмой заповеди. Ведь многие оступаются в этой страсти в то время, когда были еще далеки от Церкви.
Важно при этом понимать, что всякого согрешение, которое имело место в нашей жизни, может быть очищено в Таинстве Исповеди. У Господа есть власть отменить любой грех, сделать так, как будто его и не было. На Его милость и нужно надеяться.
Применение Евангельских заповедей блаженства
Заповеди блаженства изложены в Святом Евангелии – это те заповеди, которые дал нам сам Иисус Христос. Соблюдая эти заповеди, даже проявляя стремление к их исполнению, мы приближаемся к Богу. Господь учил нас, что проявляя милость к ближним, мы можем достичь и милости Бога к нам. Об этом говорит нам пятая заповедь блаженства: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Лучшим примером проявления милости является жизнь Иисуса Христа. В этой заповеди Господь призывает нас стремиться к тому, чтобы мы подражали Его поступкам, которые Он нам явил при жизни. Итак, Бог призывал нас накормить алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого, принять в дом странника, посетить больного в больнице и узника в тюрьме. При этом Господь свидетельствует нам:
«так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Конечно, сложно сразу исполнить все эти заветы Бога. Но каждому под силу проявлять стремление хотя бы в малом. Вы тем самым оказываете милость самому Богу, а это всегда радостно, всегда приносит мир душе.
Исповедь как стремление освободиться от страстей
Святые отцы выделяют восемь главных страстей (своего рода духовных болезней), которые могут проявляться в человеческой душе. Обратимся в качестве примера к страсти уныния и ее проявлениям к жизни человека. Уныние – это следствие жизни без Бога, ведь без Бога в жизни человека не может быть и настоящей радости. Отсюда – депрессия, вечное недовольство собой, окружающими и жизнью в целом, потеря смысла жизни.
Итак, уныние это следствие ряда грехопадений. Какие же грехи приводят к унынию? Согласно святителю Игнатию (Брянчанинову), в первую очередь – это лень ко всякому доброму делу. Также невнимание и поспешность в молитве, неблагоговение к Церкви, святым иконам и православной вере в целом. К унынию приводит праздность, излишнее успокоение сном, празднословие, шутки и кощунство.
Но избавиться от уныния возможно через исповедание своих грехов. Покаяние называют вторым крещением. Если крещение избавляет нас от власти первородного греха, то покаяние омывает от наших грехов, совершенных уже после крещения. Итак, чтобы покаяться и получить оставление грехов, необходимо увидеть свой грех и исповедовать его священнику.
Как правило, православные христиане, готовясь к исповеди, приготовляют себя к Таинству Причастия постом и молитвой. Но к Таинству Исповеди можно прибегать и без последующего Причастия. Главное, чтобы человек ощущал необходимость исповедовать свои грехи. В таком случае подготовка к исповеди по церковному уставу не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила. Нужны только вера и покаяние. Исповедоваться можно хоть каждый день, в этом нас никто не ограничивает. Однако важно понимать, что именно в Таинстве Причастия Господь дает нам силы на то, чтобы исправить свою жизнь.
Без исповеди нет Причастия – священники не допустят вас до этого Таинства, если вы не исповедовались. Но исповедь всегда должна сопровождаться покаянием. То есть осознанием своих грехов и твердой решимостью на исправление своей жизни с помощью Божией. Итак, Таинство Исповеди – это таинство примирения человека с Богом, очищения его от греха и воссоединения с Церковью Христовой.
Построение исповеди по десяти заповедям Божиим
ПОСТРОЕНИЕ ИСПОВЕДИ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ
(на Исповеди заповеди не произносятся)
Исповедаю Господу Богу Вседержителю грехи мои.
1. Я ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ, ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ НИКАКИХ ДРУГИХ БОГОВ, КРОМЕ МЕНЯ
Безбожием, неимением веры в Христа Спасителя как Воплотившегося Бога, Умершего за людей и Воскресшего, отрицанием бессмертия души и существования ангелов и бесов.
Не стремился сформировать правильное понятие о Боге, о православном учении, о Церкви.
Суеверием, обращался не к Богу, а к гадалкам, целителям или «бабкам». Читал книги сектантского и магического содержания (гороскопы, сонники, заговоры или течение Фен-Шуй).
Скрывал веру во Христа ради ложного стыда и страха перед людьми. Стыдился совершать крестное знамение.
2. НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА, ТО ЕСТЬ НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ НИКАКОГО ИДОЛА И НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ ЕМУ КАК БОГУ.
Использовал амулеты (подкова, глазок от сглаза, оберег и т.д.), носил на теле знаки зодиака, верил в гороскопы, сны и приметы, из-за неверия Богу боялся порчи и сглаза. Любил людей больше чем Бога (творил из людей кумиров), угождал людям и надеялся на них больше, чем на Господа. Надеждой на свои силы, подвиги или «добрые дела» без призывания благодати Божьей.
Угождением плоти вопреки законам Божьим (объедением и пьянством, спаиванием иных людей, чрезмерной заботой о внешнем виде и т.д.)
Жадность к богатству, ненасытное желание иметь всего как можно больше (следствие неверия в Божий Промысел).
Пристрастие и привязанность к вещам и людям. Гордостью, сам себя делал идолом и чтил превыше всего и всех самого себя. Проявлениями гордости: презрением к ближним, властолюбием, желанием всех учить, вмешиваться не в свои дела, воображая себя много умнее и рассудительнее других, привычкой перебивать человека в разговоре, неспособностью терпеть замечания и укоризны, осуждением живых и мертвых, обидчивостью и гневливостью).
Тщеславием – страстным желанием похвалы и оценки окружающих, жизнь напоказ. Лицемерием — стремлением разыгрывать из себя благочестивого человека, не будучи таковым на самом деле.
Раболепством духу времени — совершая то или иное нарушение заповедей Божиих, оправдываем себя тем, что «теперь все так делают».
3. НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ БОГА ТВОЕГО НАПРАСНО
Богохульством, обвинением Бога, в несчастьях и болезнях роптал на Бога (в прикрытом виде – на судьбу), употреблял имя Божие в пустых разговорах, как присловье, в шутках. Клялся именем Божиим, своей жизнью, здоровьем своим и даже детей своих.
Невнимательною молитвою, произнося ее без сосредоточенности, лишь устами своими.
Нарушал обеты, данные в Крещении, перед Крестом и Евангелием.
4. ПОМНИ СУББОТНИЙ ДЕНЬ, ЧТОБЫ СВЯТО ХРАНИТЬ ЕГО, ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ В НИХ ВСЕ СВОИ ДЕЛА, ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ПОСВЯТИ ГОСПОДУ.
Отсутствием церковной жизни (не участвовал в Таинствах Церкви, причащался редко или вовсе не причащался, пропускал воскресные и праздничные богослужения в храме, не молился дома утром и вечером по молитвослову, не читал Евангелие и церковные книги).
Неблагоговейным поведением в Храме (разговорами во время богослужения, толкался, ругался в церкви, занимал в храме «своё» место, делал замечания приходящим в Храм, отвлекался от молитвы на людей, осуждал их).
Не следил за поведением своих детей в Храме, дозволял им кричать и играть в Храме, мешать богослужению и молитве прихожан. Несоблюдением постов, установленных Святой Церковью, а также поста в среду и пятницу. Тунеядством, нежеланием работать, пренебрегал служебными обязанностями.
5. ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ
Не старался терпеливо выслушивать и исполнять волю родителей, не ухаживал за ними во время их болезни, не молились за продление их жизни (или об упокоении). Не посещал могилки умерших родителей, не раздавал милостыню за них, не поминаем их в родительские поминальные дни.
Непочтительно говорил о родителях. Дерзал оскорблять их дерзкими словами и мелочными придирками. Бил своих родителей. Холодностью к родственникам, недоброжелательным отношением к новым членам семьи.
Ненадлежащим воспитанием своих детей. Своим злым примером учили детей лжи, притворству, лени, непочтению к старшим, скверным словам. Избаловывал детей, растил из них эгоистов и потребителей.
В момент гнева оскорблял и проклинал детей.
Не выполнял свои обязанности восприемника, не учил крестника основам веры, не ходил с ним в храм и на молитву и Причащение.
Нежеланием подчиняться и почитать родителей, начальников, светские власти. Неисполнением законов Церкви и государства. Не исполняли советов и наставлений духовного отца. Осуждал священнослужителей и монашествующих. Потворством или, наоборот, жестоким обращением с подчиненными. Неуважением к старшим по возрасту. Неблагодарностью к благодетелям.
6. НЕ УБИЙ
Согрешил убийством, детоубийством (совершением аборта), настаивал на аборте, давал совет делать аборт. Жестоким отношением к человеку. Наносил побои ближнему своему. Изувечил человека побоями. Озлоблялся на своих детей и бил их с жестокостью. Не оказал помощи умирающему. Подвергая человека опасности. Духовно убивал ближних, когда во гневе и раздражении осыпал их укорами, бранными, обидными и жестокими словами. Строптивостью, желанием в споре настоять на своем, доводил людей до исступления. Подстрекали ближних к совершению грехов. Ссорился, враждовал, негодовал, ненавидел людей. Своими поступками, придирками, злобными выходками доводил человека до отчаяния.
Без примирения с ближними дерзал молиться и участвовать в Таинствах.
Убивал без нужды животных, жестоким обращением с животными.
Изнурял себя излишними трудами и заботами, предавался чрезмерной печали, отчаивался до мысли о самоубийстве. Предавался объедению, пьянству, развратной жизни, табакокурению, употреблению наркотиков, увлекался нечистыми удовольствиями, разрушающими здоровье душевное и телесное.
7. НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ
Принимал нечистые помыслы, услаждался ими, медлил в них. Нарушал свое целомудрие вольным обращением с другим полом, нечистыми осязаниями, обниманием, страстными поцелуями, засматриваемся на красивые лица с вожделением, сквернословием, любовными песнями, бесстыдными телодвижениями, кокетством, сводничеством, чтением книг и вызывающих греховные помыслы. Рассматривал соблазнительные картины, смотрел скверные фильмоы. Излишним щегольством и нескромностью в одежде, желанием нравиться и прельщать других.
Явным блудом: потерей девства до брака, блудным сожительством (без регистрации брака), рукоблудием, изменой супругу (супруге), кровосмешением с близким родственником, противоестественными грехами.
8. НЕ УКРАДИ
Брал чужое, крал государственную собственность, не оплачивал работу человека, проезд в транспорте. Обмеривал, обвешивал, обсчитывал, продавал плохой товар за хороший. Продавал заведомо краденое. Утаивал и присваивал найденные вещи. Подписывал или пользовался ложным денежным документом. Не платил долгов или задерживал уплату. Небрежным отношением к чужой или казенной вещи. Вынуждал дарить себе подарки. Наносил вред имуществу ближнего. Крал или присваивал себе церковную или монастырскую собственность.
Согрешил азартными играми (тем более на деньги). Брал и давал взятки.
9. НЕ ПРОИЗНОСИ НА БЛИЖНЕГО СВОЕГО ЛОЖНОГО СЛОВА
Ложью, осуждением и пересудами, рассказывал о грехах и слабостях ближних. Клеветал и очернял доброе имя ближнего. Подслушивал, подсматривал, читал чужие письма.
Болтливостью, сплетничаньем, обидными и оскорбительными насмешками над ближними, остротами или пустословием. Ссорил людей. Говорил все что думается, когда этого совсем и не требовалось, когда это приносило только обиду, оскорбление, вред делу.
10. НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО, НИ ПОЛЯ ЕГО, НИ РАБА ЕГО, НИ РАБЫНИ ЕГО, НИ ВОЛА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО, НИ СКОТА ЕГО И ВООБЩЕ НИЧЕГО, ЧТО ЕСТЬ У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО.
Согрешил сладострастными, корыстолюбивыми, самолюбивыми, горделивыми, своекорыстными и плотоугодными мыслями и желаниями. Завидовал богатству, счастью, здоровью, способностям, красоте, успехам ближних. Радовался несчастью человека. Желал обидчикам болезни или смерти. Ропотом на Бога и судьбу, раздражительным недовольством обстоятельствами жизни. Неблагодарностью Богу и людям. Нежеланием нести свой жизненный крест.
Господи Боже наш, со слезами молю Тебя, Спаса нашего, помоги мне утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные мной грехи прости, и помоги впредь их не совершать.