Содержание
- Любимое кино. Форрест Гамп
- Актеры «Форреста Гампа» 23 года спустя
- Форрест Гамп – описание фильма, сюжет, интересные факты и награды
- Производство фильма
- Сюжетные особенности
- Подбор актеров и прочие интересные факты
- Награды и финальная статистика
- Форрест Гамп
- Что заложено в сюжет фильма «Форрест Гамп»
- Книга про Форреста Гампа
- Актеры фильма Форрест Гамп
- Цитаты из фильма Форрест Гамп
Любимое кино. Форрест Гамп
Мужчина с коробкой шоколадных конфет сидит на остановке и ждет автобуса. Когда рядом с ним присаживается женщина, он здоровается с ней, представляется, угощает конфетами и говорит: «Вы любите конфеты? Я мог бы съесть их полтора миллиона. Моя мама всегда говорила: “Жизнь – как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, какую вытащишь“».
Компьютерная графика идеально подходит для создания фантастических монстров, иных планет, физически невозможных трюков. Но не только для этого. Она вполне может стать важной, неотъемлемой частью реалистичной и сентиментальной драмы. С ее помощью можно не только нарисовать будущее, но и воссоздать прошлое. И в 1994 году в Америке вышла как раз такая картина, которая стала одним из главных голливудских хитов 1990-х. Она называлась «Форрест Гамп».
Советские редакторы любили повторять, что для того, чтобы стать творцом, мало таланта и воображения – нужно еще иметь жизненный опыт. Создатель «Форреста Гампа» Уинстон Грум никогда не имел отношения к СССР, но его жизнь развивалась по законам советского писательства. Детство в штате Алабама, который считается американской глубинкой, учеба в военной школе и на университетских офицерских курсах, затем четыре года в армии, служба во Вьетнаме, демобилизация, репортерская работа в Вашингтоне… И лишь после этого увольнение из газеты и сочинение первого романа «Лучшие времена, чем эти» (1978), рассказывающего, как быстро иссякает патриотизм, когда сражаешься на ненужной войне по другую сторону океана.
«Лучшие времена» не стали супербестселлером, но достаточно хорошо продавались, чтобы Грум полностью посвятил себя литературе – как художественной, так и документальной, и преимущественно военной. После издания еще трех книг писатель вернулся из столицы в родной штат и задумал роман, вдохновленный услышанным от отца рассказом об умственно отсталом мальчике, которого мать научила блестяще играть на пианино. Отец писателя знал этого ребенка, когда сам был маленьким.
Как позднее признавался Грум, он хотел в «Форресте Гампе» иронически показать послевоенную американскую историю глазами человека с общественного дна – умственно отсталого, но в определенных отношениях гениального выходца из южной глубинки. По ходу действия Форрест Гамп становился звездой американского футбола, отправлялся в космос, выигрывал чемпионат мира по шахматам (они были одним из проявлений его скрытой гениальности), баллотировался в Сенат США, работал голливудским каскадером, принимал наркотики… И, конечно, воевал во Вьетнаме, возвращался героем и получал медаль из рук президента страны.
Помимо отцовских рассказов и собственного опыта Грум черпал вдохновение в жизни своих старых друзей из Алабамы Джимбо Мидора и Джорджа Рэдклиффа. Первый, в частности, подарил книге свое почти патологическое пристрастие к ловле креветок (в книге Форрест создает креветочный бизнес, выполняя обещание, данное погибшему во Вьетнаме другу, фанатику креветочной ловли), и они оба научили Гампа говорить и писать с густым южным акцентом. Так как книга была посвящена Мидору и Рэдлиффу, журналисты потом долго донимали их вопросом, кто был прототипом Форреста как «идиота». Эта сюжетная деталь, однако, к друзьям Грума не имела никакого отношения.
Писатель и его близкие были уверены, что захватывающий и эксцентричный «Форрест Гамп» станет бестселлером и найдет читателей среди тех, тоже пережил Вьетнам, экспедицию на Луну и Уотергейт. Однако вышедшая в 1986 году книга продавалась уверенно, но не впечатляюще. Ее первое издание разошлось тиражом всего в 30 тысяч копий – ничтожное количество по бестселлерным меркам.
Но если читателей роман не впечатлил, то голливудцы набросились на него как мыши на крупу. Политкорректная тема «гениальных идиотов» в то время была в моде, и интерес к книге был столь велик, что издатели объявили для студий «слепой» аукцион (то есть такой, в котором участники не знают, кто их соперники). В финал аукциона вышли продюсер Венди Файнерман, представлявшая независимую студию Steve Tisch Company, и топ-менеджер студии Warner Марк Кэнтон. Их состязание, впрочем, «слепым» долго оставаться не могло, так как они в то время были мужем и женой. Осознав, что конкурируют за право экранизировать одну и ту же книгу, Кэнтон и Файнерман заключили перемирие и купили права в складчину для обеих своих компаний.
С написанием сценария, однако, у них не заладилось. Сперва они попросили самого Грума адаптировать книгу, затем привлекли еще несколько авторов, но никто из них не мог справиться с эпизодичностью романа – допустимой в литературе, но не в массовом кино, где сюжет должен развиваться и набирать обороты, а не запускаться и останавливаться каждые десять минут. Наконец, в 1988 году «Человек дождя» блестяще раскрыл тему «гениального идиота», и Warner потеряла к «Гампу» интерес.
Файнерман, однако, не сдалась. Она чувствовала, что из книги может выйти толк, и ей хотелось доказать коллегам, что она не только жена Кэнтона, но и продюсер в своем праве. Так что Файнерман в 1988 году открыла собственную продюсерскую компанию и продолжила искать людей и студии, готовых взяться за проект.
Долгое время успех ей не сопутствовал, но затем она сперва подписала контракт с Paramount, а затем договорилась с Томом Хэнксом. Постепенно набиравший популярность актер из «Большого» и «Тернера и Хуча» согласился сыграть Форреста в том случае, если Файнерман принесет ему удачный сценарий. До него от этой роли отказались Чеви Чейз, Билл Мюррей и Джон Траволта. Последний позднее признал, что жестоко ошибся, когда отверг продюсерское предложение.
Кадр из фильма «Форрест Гамп»
Заручившись согласием актера и студии, продюсер смогла наконец найти сценариста, который подобрал ключик к замочку. Эрик Рот, будущий сценарист спилберговского «Мюнхена», решительно перекроил повествование и сосредоточился на трех темах книги: участие Форреста в реальных событиях (Вьетнам? Да! Полет в космос в паре с обезьяной? Нет!), связь главного героя с американской политикой (Вьетнам, Уотергейт, движение хиппи…) и, наконец, многолетняя любовь Гампа к Дженни Керран, с которой он познакомился, еще когда они были детьми. Последняя сюжетная линия была особенно важна, так как повествование можно было нанизать на историю встреч и расставаний героев, чьи судьбы развиваются параллельно и иногда пересекаются. И если в книге в жизни Форреста были и другие женщины, то в фильме Дженни стала для него единственной и неповторимой.
Правда, отнюдь не безупречной. Чтобы избежать параллелей с «Человеком дождя», Рот лишил героя умственной гениальности (в математике, шахматах и так далее), и это сделало Форреста слишком «тупым» для вредных привычек. Как послушный ребенок, он всегда следовал полезным советам старших, и потому просто не мог стать, как в книге, наркоманом или распутником. Поэтому вредные увлечения Гампа были переданы Дженни, и главные герои стали олицетворением двух Америк – послушно-консервативно-добродетельной, которую олицетворял Форрест, и бунтарско-либерально-распущенной, которую олицетворяла Керран. Соответственно, их многолетняя дружба и романтическая связь стала символом неразрывной связи двух «стран», у которых, казалось бы, не было ничего общего.
Изменился Форрест и внешне. В книге он был описан как гигант-здоровяк, но Хэнкс такого персонажа сыграть не мог, и новый Гамп сохранил свою атлетичность лишь в дисциплинах, где не нужна была геркулесова физическая сила, – в беге и в пинг-понге. Также он несколько потерял в мужской привлекательности, но зато обрел то обаяние искренности и невинности, которое всегда было актерской «фишкой» Хэнкса.
Позднее продюсер рассказывала, что не видела в кресле постановщика никого, кроме Роберта Земекиса, создателя «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера». Мол, он был единственным режиссером, который знал толк в исторических лентах, в комедиях, в драмах и в увязывании «человечного» повествования со спецэффектами.
Роберт Земекис и Том Хэнкс на съемочной площадке фильма «Форрест Гамп»
На самом деле до Земекиса картину предлагали постановщику «Бразилии» Терри Гильяму (он отказался) и режиссеру «Семейки Аддамс» Барри Зонненфельду (он хотел снять «Форреста», но вынужден был заняться сиквелом «Семейки»). Земекис был третьим по счету кандидатом, и он сразу влюбился в проект, как только прочел сценарий Рота. Его поразило, что текст увлекал как триллер, хотя в нем почти не было экшена, ярко выраженных злодеев и прочих стандартных составляющих захватывающего кино. Необычная судьба Гампа, вечно попадающего из передряги в передрягу, и его трогательная любовь к Дженни оказались достаточно эффектными «моторами» для повествования в артхаусном стиле, но с мейнстримным настроением и драйвом.
После того как костяк команды был собран и Paramount согласилась вложить в амбициозную постановку 55 миллионов долларов (Хэнкс в начале 1990-х стал столь популярен, что студия была готова утвердить любое кино с его участием), «Форрест» набрал крейсерскую скорость, а Земекис занялся кастингом.
Две главные женские роли – матери Гампа и Дженни – получили соответственно двукратная лауреатка «Оскара» и популярная актриса кино и телевидения Салли Филд и звезда «Принцессы-невесты» Робин Райт (будущая Робин Райт-Пенн, а ныне снова Робин Райт). Первая была лишь на десять лет старше Хэнкса, и в комедии 1988 года «Изюминка» они играли любовников. Однако это не было большой проблемой для фильма, так как в большинстве своих сцен Филд играла мать маленького Форреста. И было проще загримировать ее как старуху для позднейших эпизодов, чем омолаживать пожилую актрису для ранних фрагментов ленты. В свою очередь, Райт была идеальным воплощением «девушки по соседству» – обаятельной, но не чрезмерно сексапильной.
Роль влюбленного в креветки солдата Баббы Блю по книге надо было отдать белому актеру. Но голливудцы предпочли сделать лучшего друга Форреста чернокожим, чтобы подчеркнуть, что герой, родившийся в южном штате в расистские времена, не заразился предрассудками своей «малой родины». Поэтому Баббу сыграл Майкелти Уильямсон из «Диких кошек» (1986) и «Освободите Вилли» (1993).
Вторую ключевую военную роль фильма исполнил Гэри Синиз, будущая звезда сериала «CSI: Место преступления – Нью-Йорк». Он изобразил лейтенанта Дэна Тейлора, командира Гампа, которого герой спас от гибели на поле боя, но не уберег от потери обеих ног. Найти актера на эту роль было особенно трудно, так как Земекису нужен был универсальный исполнитель, способный передать и бравую воинственность Тейлора в начале картины, и его тяжелую депрессию после превращения в калеку, и его финальное обретение нового смысла жизни.
Наконец, Форреста в детстве сыграл найденный после долгого открытого кастинга мальчик по имени Майкл Коннер Хамфриз. Его игра оказалась важнее, чем обычно бывает в картинах, начинающихся с детства героя, так как Хэнкс долгое время не мог подобрать подходящие акцент и манеру речи Гампа. Хамфриз же, который, в отличие от калифорнийца Хэнкса, был уроженцем южного штата Миссисипи, говорил как раз так, как должен был говорить Форрест. И Хэнкс в своей игре подражал мальчику – хотя обычно в кино бывает наоборот.
Также картина стала дебютом для юного Хейли Джоэла Осмента, сыгравшего сына Форреста и Дженни. Но если Хамфриз после фильма вернулся к обычной жизни, то Осмент в дальнейшем сделал завидную детскую актерскую карьеру в таких лентах, как «Шестое чувство» и «Искусственный разум».
Съемки «Форреста Гампа» поставили перед Земекисом две большие проблемы. Первая из них была типична для эпических лент – как с минимальными затратами снять множество сцен, действие которых развивалось от Алабамы до Китая? Благодаря мастерству тех, кто отвечал за подбор пейзажей, и разнообразию американской природы большую часть фильма удалось снять в Южной Каролине. Даже для вьетнамских сцен каролинские заросли пришлось лишь слегка дополнить тропическими растениями. Также съемки проходили в Северной Каролине и в соседней Виргинии. Скамейка, с которой герой рассказывает прохожим свою историю, была установлена в Саванне, штат Джорджия (ныне эта скамейка находится в местном музее), а сцены в колледже снимались в Университете Южной Калифорнии – «альма-матер» Земекиса и многих других прославленных голливудцев. Наконец, маяк на берегу океана создатели фильма нашли в штате Мэн.
Вторая проблема режиссера была уникальна для «Гампа». По сюжету герой должен был встречаться со знаменитостями (Элвисом Пресли, Джоном Ленноном, президентами Кеннеди, Джонсоном и Никсоном…) и, сам того не понимая, влиять на их жизнь своими словами и поступками. Как снять такие сцены? Можно было во всех случаях поступить так, как это было в итоге сделано с Пресли – нанять «двойника» американской легенды и снять его вместе с прочими актерами. Но Земекису это решение показалось недостаточно эффектным. Для картины был придуман куда более сильный ход – вмонтировать Хэнкса в подлинные кадры хроники, чтобы герой стоял или сидел рядом не с двойниками, а с реальными знаменитостями.
Компьютерная графика к тому времени уже была на многое способна. На экраны уже вышли и второй «Терминатор», и «Парк Юрского периода». Но одно дело – рисовать вымышленных монстров, а другое – правдоподобно менять хорошо всем знакомые хроникальные фрагменты.
Для выполнения этой сложнейшей для 1993 года задачи Земекис привлек своих хороших знакомых – Кена Ралстона и цифровых художников спецэффектной студии Industrial Light & Magic. Ранее Ралстон как супервайзер эффектов работал с Земекисом над трилогией «Назад в будущее» и фильмом «Кто подставил кролика Роджера», а в предшествовавшей «Гампу» черной комедии Земекиса «Смерть ей к лицу» (1992, «Оскар» за визуальные эффекты) Ралстон был еще и вторым режиссером. Так что к началу работы над «Форрестом» Земекис и Ралстон понимали друг друга с полуслова.
Первым делом режиссер и создатели спецэффектов перерыли километры пленки в поисках сцен, которые им предстояло изменить. Затем, когда фрагменты были отобраны, Хэнкса снимали в одиночестве на фоне синего (или зеленого) экрана. Наконец начиналось самое сложное и интересное – соединение двух записей с помощью цифровой обработки. Как правило, актера «врисовывали» на место реального человека – например, спортсмена, который на кадрах хроники пожал руку президенту Кеннеди. Также художники меняли движения губ знаменитостей, чтобы те произнесли требуемые по сюжету фразы – на самом деле начитанные имитаторами голосов. На последнем этапе изображение «состаривалось», чтобы современные фрагменты кадра с Хэнксом были неотличимы от шумящих и сбоящих исторических кусков пленки.
Также компьютерная графика использовалась для усиления боевых сцен во Вьетнаме, для «отрезания» ног у вполне здорового в реальной жизни Гэри Синиза и даже для создания внушительных толп статистов. Например, после съемок митинга в Вашингтоне полторы тысячи членов массовки были «размножены» до толпы в несколько сотен тысяч человек. Все это были новаторские и чрезвычайно эффектные технологии.
К тому времени когда фильм был завершен, Земекис начал сомневаться, что картина добьется коммерческого успеха. Он подозревал, что она заинтересует лишь его американских ровесников, заставших все те события, которые затрагивались в фильме. О международном успехе он не мог и мечтать. Но когда медиаконсультант Джеффри Хилтон увидел «Гампа» на предварительном показе, он посоветовал продюсеру Венди Файнерман удвоить рекламно-маркетинговый бюджет, так как счел, что Земекис создал потенциальный блокбастер. И он оказался совершенно прав.
Когда 6 июля 1994 года «Форрест Гамп» вышел в прокат, он при бюджете в 55 миллионов долларов заработал в мире 677 миллионов и стал одной из самых кассовых лент всех времен. Мнения критиков разделились, но большинство журналистов все же одобрили «Гампа» и отметили мастерство Земекиса в балансировании на грани комедии и драмы, в съемках трогательного и душевного кино и в использовании компьютерной графики. В свою очередь, Киноакадемия номинировала «Гампа» в 13 категориях и вручила создателям ленты 6 «Оскаров» (лучший фильм, лучшая режиссура, лучший адаптированный сценарий, лучший ведущий актер, лучшие визуальные эффекты и лучший монтаж). При этом в пролете оказались такие сильные конкуренты, как «Криминальное чтиво» и «Побег из Шоушенка».
Единственным посторонним на этом празднике жизни оказался Уинстон Грум. Никто из лауреатов «Оскара» по время церемонии не отметил его вклад в картину, и он не получил ни цента от доходов ленты (по контракту с продюсерами он должен был получить 3%), так как по документам… картина потеряла деньги! Это был один из самых ярких примеров так называемой «голливудской бухгалтерии», которая куда изобретательнее и вымышленнее, чем американские фильмы. Напротив, Хэнкс и Земекис, мудро выговорившие себе не проценты от прибыли, а проценты от сборов, получили за «Гампа» по 40 миллионов долларов каждый.
В конечном счете, впрочем, Грум внакладе не остался. Успех фильма превратил его книгу в бестселлер, и эти деньги ему уже не надо было выманивать у голливудцев. Плюс ему ранее заплатили за права на роман «задаток» в 350 тысяч долларов. И наконец, Грума сейчас нередко называют автором открывающей фильм фразы и популярной цитаты про схожесть жизни с коробкой конфет.
На самом деле роман «Форрест Гамп» начинается с противоположного утверждения: «Быть идиотом – не коробка шоколадок». Эрик Рот превратил его в более оптимистичную фразу, когда смягчал нрав заглавного героя и делал Гампа более наивным и добродетельным. Впрочем, нельзя с уверенностью сказать, кто на самом деле придумал слова «Жизнь – как коробка шоколадных конфет», так как они есть в романе Харуки Мураками «Норвежский лес», который впервые был переведен на английский в 1989 году. С одной стороны, Рот мог их прочесть и позаимствовать. С другой стороны, этот перевод был опубликован в Японии и предназначен для местных студентов, изучающих английский язык. Так что вряд ли перевод Мураками мог попасть в руки американскому сценаристу, и скорее всего Рот придумал этот образ под влиянием Грума, а не Мураками.
В любом случае фраза получилась пусть и несколько банальная, но все же достаточно емкая, чтобы стать успешной цитатой. «Форрест Гамп» же в целом стал путеводной звездой для всех, кто осознает не только боевиковые, но и драматические возможности компьютерной графики и манипулирования изображением. Например, в выходящей в этом году «Нимфоманке» Ларс фон Триер использовал схожие приемы, чтобы пририсовать головы кинозвезд к телам порноактеров и создать иллюзию того, что знаменитости в самом деле занимались сексом перед камерой. Интересно, одобрил бы это Гамп? Ведь при своем консерватизме он часто бывал весьма толерантен…
Актеры «Форреста Гампа» 23 года спустя
23 года назад, 23 июня 1994 года, состоялась мировая премьера наиболее успешного фильма Роберта Земекиса «Форрест Гамп». Его полюбили зрители (первое место по кассовым сборам в 1994 году) и оценили критики (38 наград по всему миру, включая 6 «Оскаров»).
Мы решили посмотреть, как сегодня обстоят дела у актеров, сыгравших в культовом фильме.
Том Хэнкс — Форрест Гамп
38-летний Том Хэнкс был одним из самых именитых актеров в составе «Форреста Гампа». К началу работы над фильмом Том уже был лауреатом «Золотого глобуса» и до выхода ленты на экраны успел получить еще один «Глобус» и «Оскар». На сегодняшний день 61-летний актер продолжает активно сниматься и занимает третье место среди самых прибыльных актёров Голливуда. С тех пор он еще дважды сотрудничал с Земекисом: на съемках фильмов «Изгой» и «Полярный экспресс».
Робин Райт — Дженни
На момент съемок Робин было 28 лет, и зрители знали ее преимущественно по роли Келли Кэпвелл в мыльной опере «Санта-Барбара». Участие в «Форресте Гампе» стало для актрисы хорошим стартом: с тех пор она снялась в десятке полнометражных фильмов, а на данный момент является кумиром миллионов, играя одну из главных ролей в сериале «Карточный домик».
Салли Филд — Миссис Гамп
После съемок в драме Земекиса актриса, у которой к тому моменту было уже две премии «Оскар» и приз Каннского кинофестиваля, взяла творческую паузу, снявшись лишь в паре проходных картин. Ее возвращение в мир большого кино состоялось в 2012 году, когда она снялась в лентах «Новый Человек-паук» и «Линкольн».
Гэри Синиз — лейтенант Дэн
Роль лейтенанта Дэна Тейлора принесла 39-летнему Синизу номинации на премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана. После съемок в «Форресте Гампе» Синиз и Хэнкс еще дважды встречались на съемочных площадкых фильмов «Аполлон 13» и «Зеленая миля». В 2004 году Гэри перекочевал на телевидение и несколько лет снимался в сериалах «C.S.I.: Место преступления Нью-Йорк» и «Мыслить как преступник: За границей». С 2003 года Синиз является фронтменом группы «Lt. Dan Band», которую назвал в честь своего персонажа в «Форресте Гампе».
Майкелти Уильямсон — Бабба
Важнейшей вехой в карьере фильм стал и для 37-летнего Майкелти Уильямсона, сыгравшего рядового Баббу. За эту роль он был номинирован на премию «MTV Movie awards» в категории «Лучший прорыв года». Среди свежих работ актера фильмы «Ограды» и «Судная ночь 3».
Хэйли Джоэл Осмент — Форрест Гамп-младший
Роль Форреста Гампа-младшего для 6-летнего Осмента стала удачным дебютом, после которого его стали активно приглашать в кино. Сыграв главные роли в фильмах «Шестое чувство», «Заплати другому» и «Искусственный разум», Хэйли на время покинул мир большого кино, чтобы через 10 лет вернуться с картинами «Бивень», «Антураж» и «Йоганутые».
Форрест Гамп – описание фильма, сюжет, интересные факты и награды
Обзор на фильм «Форрест Гамп»: описание фильма, сюжет, интересные факты и награды.
Мама всегда говорила: «Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся»
Производство фильма
Известная всем и каждому трагикомедия «Форрест Гамп» была представлена в 1994 году. Её режиссировал Роберт Земекис, сотрудничество осуществлялось со Стивом Тишем и Стивом Старки. Производством занималась киностудия «Wendy Finerman Productions», а прокатом – Голливудская компания «Paramount Pictures». Это был девятый и самый успешный, по оценке зрителей и критиков, фильм, поставленный по одноимённому роману Уинстона Грума.
Интересно, что изначально экранизация рассматривалась киностудией «Warner Bros», руководители которой отказались от него, потому что посчитали проект невыгодным. Взамен они взяли фильм «Приказано уничтожить» с Расселом и Сигалом, который, к слову, хоть и окупился, но ничем зрителю не запомнился. Также взявшиеся за фильм изначально режиссёры Терри Гиллиам и Барри Зонненфельд в итоге отказались от работы над этим проектом.
Сюжетные особенности
Главным героем является Форрест Гамп, представленный как типичный глуповатый сельский паренёк из выдуманного города Гринбоу, штат Алабама. Над Форрестом с самого детства издевались и смеялись. Гамп рос без отца, поэтому мать для героя стала образцом мудрости и любви.
Форрест очень сильно любит свою мать, всё его детство она помогала ему в проблемах, которые казались изначально неразрешимыми, тем самым привив Форресту упорство и волю, можно сказать, с пелёнок. На протяжении всего детства у Форреста не было друзей, пока он не познакомился с девочкой Дженни, которая стала его лучшим и единственным другом, а впоследствии и любовью всей жизни.
Весь фильм Форрест проходит через различные жизненные проблемы и невзгоды, чтобы в конце найти свою «американскую мечту». Важно, что судьба Гампа проходит во второй половине 20-того века и задевает главные моменты того времени. Элвис Пресли, Джон Кеннеди, война во Вьетнаме, движение хиппи – и это далеко не всё, с чем сталкивается Форрест. Забавным является то, что на многие события он невольно оказывает прямое влияние.
Сам Форрест в итоге достигает определенного успеха и становится весьма влиятельным человеком страны. Суть этого фильма — показать на примере Форреста Гампа, что главнее для человека не умственные и физические способности, не материальное положение, а моральные и духовные качества. Взаимовыручка, взаимопомощь, исполнительность и любовь в разы важнее хитрости и одобрения обществом.
Сюжет фильма наполнен глубоким смыслом и насыщен спецэффектами. За основу был взят одноименный роман Уинстона Грума, но фильм очень далеко ушёл от книги. В фильме акцент был поставлен именно на характере главного героя и соблюдении моральных устоев, тогда как в романе идет уклон на циничность внешнего мира и сатиру.
Более того, в произведении Грума главный герой не является таким расхорошим добряком с детской невинностью на лице. Он принимает наркотические вещества и активно вступает в беспорядочные половые связи, в кинофильме же все эти грехи присутствуют в роли Дженни. По роману Гамп не глуповат, а настоящий гений в области математики и комбинаторики, хоть и платит за это бытовыми неурядицами и слабоумием в иных областях.
В фильме не представлено много моментов из романа. Например, спасение Мао Цзэдуна, полёт в космос вместе с первой американской женщиной-астронавтом и обезьяной, участие в музыкальном объединении, жизнь с племенем дикарей в Новой Гвинее и многое другое. Но это и плюс: так как развив и переработав события романа, Земекис сумел создать нежную и трогательную, необычайно интересную и захватывающую историю.
Подбор актеров и прочие интересные факты
Пробы на роль Форреста проходили очень известные в то время актёры, такие, как Джон Траволта и Билл Мюррей, но максимально вжиться эту роль смог именно Том Хэнкс. Он создал положительный образ, который смог влюбить в себя огромную аудиторию, заставив переживать за всё происходящие в фильме.
На роль Дженни была выбрана Робин Райт, обладавшая наградой «Дайджест мыльных опер». Робин играла роль Келли в знаменитой опере «Санта-Барбара», также была известна по фильму «Принцесса невеста», но именно роль Дженни подарила ей огромную популярность.
Гэри Синиз снимался до «Форрест Гампа» только в малых проектах, так что тоже стал известным большому кино благодаря роли лейтенанта Дэна. Майкелти Уильямсон стал популярным, сыграв Баббу Блю, друга Форреста.
«Форрест Гамп» – максимально прописанный, качественный по всем параметрам фильм, с удачно подобранным актёрским составом. Он стал трамплином для большинства малоизвестных актёров, а опытные артисты только подтвердили свою компетентность.
- Салли Филд, которой была отдана роль матери Форреста Гампа, на самом деле всего на 10 лет старше актера.
- В фильме есть сцена, где главный герой сидит на скамейке в школе, а его мать ведет беседу с директором. Этот эпизод был полностью списан с картины «Девочка с синяком».
- В фильме фамилию Дженни мы можем увидеть только один раз – в письме, которое Форрест отправил ей из Вьетнама.
- Ходят слухи, что Элвис говорил голосом Курта Рассела. Сам же Рассел никогда этого не утверждал, но и не отрицал.
- При съемке Том произносит: «Мое имя – Форрест Гамп. Люди зовут меня Форрест Гамп». Во время этого дубля актер заговорился и произнес не то, что нужно по сценарию. Однако режиссер решил не убирать эту сцену.
- Если обратить внимание на фотографии в фильме, то на каждой из них у Гампа закрыты глаза.
- Бег Тома Хэнкса снимался очень долго. Часто актеру приходилось прибегать к помощи дублера – его брата Джима Хэнкса.
Награды и финальная статистика
Бюджет фильма «Форрест Гамп» составил $55 000 000, кассовые сборы были окуплены в 13 раз и составили $667 945 399. В первый уикенд после представления в американский прокат 6 июля фильм собрал почти $25 000 000. Он стал первым по продажам билетов в Финляндии и США.
Фильм получил 32 мировые награды и 6 премий «Оскар». Режиссёр Земекис получил «Оскара» в номинации «Лучший режиссёр», а главный актёр фильма Том Хэнкс удостоился награды «Лучшая мужская роль». Также Том получил множество других поощрений за хорошо сыгранную роль.
Рейтинги «Форреста Гампа»:
Форрест Гамп
У этого термина существуют и другие значения, см. Форрест Гамп (значения).
англ. Forrest Gump
трагикомедия
Роберт Земекис
Венди Файнерман<span title=»Статья «Файнерман, Венди» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
Стив Тиш<span title=»Статья «Тиш, Стив» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
Стив Старки
сценария
Сюжет:
Эрик Рот
Роман:
Уинстон Грум
ролях
Том Хэнкс
Робин Райт
Гэри Синиз
Майкелти Уильямсон
Салли Филд
Дон Бёрджесс
Алан Сильвестри
Производство:
Wendy Finerman Productions
Прокат:
Paramount Pictures
142 мин.
55 000 000
677 945 399
США
английский
ID 0109830
Официальный сайт
«Фо́ррест Гамп» (англ. Forrest Gump) — драма, девятый полнометражный фильм режиссёра Роберта Земекиса. Поставлен по одноимённому роману Уинстона Грума (1986), вышел на экраны в 1994 году. Наиболее успешный фильм режиссёра как среди зрителей (первое место по сборам в 1994 году), так и среди критиков и профессиональных кинематографистов (38 наград по всему миру, включая 6 премий «Оскар»).
В центре действия фильма находится главный герой — Форрест Гамп (созвучно с англ. forest gump, то есть «лесной болван») из вымышленного города Гринбоу, штат Алабама. По сюжету, умственно отсталого Форреста жизнь как птичье пёрышко проносит через важнейшие события американской истории второй половины XX века. Но он не теряется и, благодаря своим спортивным способностям, хорошему характеру и привитой матерью необыкновенной жизнестойкости, совершает военный подвиг, добивается «американской мечты» и невольно, походя, оказывает влияние на политику и популярную культуру США.
Оскароносный фильм «Форрест Гамп» 1994 года навсегда запомнится своими искрометными цитатами, отсылками к современным реалиям и, конечно же, кроссовками Nike Cortez. Лента принесла режиссеру Роберту Земекису мировую славу, а сама история жизни Форреста Гампа стала своего рода легендой.
Кинолента снята по мотивам романа Уинстона Грума «Forrest Gump». И, как это часто бывает в таких случаях, возникает извечный вопрос: Что лучше, фильм или книга? В этом случае спор особенно актуален, попробуем разобраться, почему.
Что заложено в сюжет фильма «Форрест Гамп»
История фильма построена на двух основных вещах. В нем рассказывается о жизни мальчика с умственным и физическим отклонением. «Forrest Gump» в переводе означает «лесной болван». Несмотря на сложное детство, Форрест, следуя наставлениям матери, двигается вперед, несмотря ни на что.
«Моя мама всегда говорила: ты должен оставить прошлое позади, чтобы идти дальше”.
Вторым важным направлением фильма является американская история, которая неразделимо перекликается с жизнью Форреста. Трагичные и комичные моменты его жизни по желанию исполнителя главной роли Тома Хэнкса отсылают к важным моментам в истории страны и реальным событиям в мире моды, культуры и спорта.
Книга про Форреста Гампа
Роман Уинстона Грума, как ни странно, имеет совсем иную подоплеку. В отличие от фильма, где Форрест предстает практически святым, в книге персонаж довольно циничен. Он не щуплый мальчик, которого хочется защитить. Гамп Уинстона атлетически сложен и обладает поистине неординарными способностями. Здесь он становится лучшим в шахматах, математике, рестлинге, летает в космос, находится в плену у людоедов.
Помимо ярких приключений, в книге раскрывается совершенно другая сторона жизни мальчика с умственной отсталостью. Роман скорее сатиричный, нежели трагикомичный, от того споры вокруг экранизации долго не угасали. Но стоит отметить одно: оба повествования, книга и фильм — фантастически интересны. Рекомендуется прочитать роман, чтобы увидеть менее «сладкую» идею Уинстона. Кстати, одна из самых известных цитат фильма «Жизнь — как коробка конфет» полностью противоположна мысли романа «Быть идиотом — это не коробка конфет».
Актеры фильма Форрест Гамп
Возвращаясь к киноленте, хочется особенно отметить актеров. Главного героя в детстве играет Майкл Коннер Хэмпфри. По мере взросления Форреста роль переходит к Хэйли Джоэлу Осменту. Этот знаменитый мальчик чуть позже сыграет свою самую известную роль в «Шестом чувстве», а затем в не менее интересной драме «Заплати другому».
Роль взрослого Форреста досталась Тому Хэнксу, и тут режиссер однозначно не прогадал. Ныне актер, продюсер, режиссер и сценарист, Том смог в полной мере передать характер целеустремленного парня. Акцент, с которым говорил главный герой, Хэнкс заимствовал у Майкла, самого молодого Форреста. За эту роль актер удостоился Оскара.
Все, что действительно было важно для Гампа, это два человека: мать — актриса Салли Филд и любовь всей жизни Дженни — Робин Райт. Помимо дорогих сердцу женщин, у Гампа было два настоящих друга. Бубба, сослуживец, который мечтал открыть свое дело по добыче креветок, и лейтенант Дэн, настоящий герой, чья судьба была не менее трагичной, чем у самого Форреста. Роль Буббы исполнил Майкелти Уильямсон, в последние годы актер часто снимается в сериалах. Лейтенанта Дэна сыграл Гэри Синиз, также известный еще одной знаковой работой с Хэнксом в «Зеленой миле».
Цитаты из фильма Форрест Гамп
«Здравствуйте. Меня зовут Форрест. Форрест Гамп. Хотите конфету? Я могу таких съесть миллион. Мама всегда говорила, что жизнь — это коробка конфет, никогда не знаешь, какую вытянешь». С этого начинается повествование киноленты, строго подстриженный Форрест сидит на скамейке и рассказывает прохожим о своей судьбе. Эта цитата стала, пожалуй, самой популярной наряду с пословицами.
Многие из мимолетных и «непродуманных» изречений героя настолько глубоко запали в душу, что вот уже более 20 лет их помнят даже те, кто не смотрел фильм. Ведь помимо жизни будущего миллионера в нем повествуется о 50-летней эпохе Америки. Война во Вьетнаме, послевоенные годы, революция в музыке, рок-н-ролл, спорт, полеты в космос. Что бы ни происходило, там был Форрест. Он даже жал руку президенту Кеннеди.
«Позднее, по непонятным причинам, кто-то застрелил этого молодого президента, когда он ехал в машине. Еще через несколько лет кто-то застрелил его младшего брата на кухне, в отеле. Опасно быть братьями.»
Наивные с одной стороны мысли героя на самом деле отражают всю глубину человеческой натуры. Ведь, как известно, все гениальное просто.
«Мама говорила: дурак тот, кто поступает как дурак». Мама Форреста давала сыну много наставлений, которые должны были помочь ему в жизни. Здесь каждый может прочитать между строк то, что важно именно ему.
«Беги, Форрест, беги!» — цитата, вышедшая в массы, несет за собой двойной смысл. Можно подумать, что это бег от проблем и опасностей, а можно расценивать ее как призыв к действию идти дальше. Даже сейчас можно услышать ее вдогонку убегающему, куда бы он не удалялся.
Фраза стала отправной точкой нескольких моментов в фильме. Подруга Дженни, защищая Фореста от хулигана, кричала ему это много раз. Благодаря ей он смог ходить и бегать без специальных скоб для ног, которые носил с детства. Из-за нее он пробежал всю Америку. Культовой стала сцена, когда Форрест решается бежать. Никакой музыки, полная тишина и лишь Том, собирающийся в путь.
«Я бежал потому что надо было бежать. Я не думал о том, куда это меня приведёт».
Гамп бежал ни один год, а на ногах у него красовались белые Nike Cortez. Эти кроссовки подарила ему мама. После фильма модель стала фантастически популярной, и сейчас она остается одной из самых востребованных. Кстати, Nike в благодарность за такую рекламу, назвали оригинальную модель Nike Cortez «Forrest Gump». Ее можно и сейчас найти на полках магазинов наравне с другими моделями Cortez.
«Мама всегда говорила, что о человеке можно судить по его обуви: куда он идет, где он был. У меня было много обуви».
Цитат в фильме великое множество, одна из тех, которые перекочевали с экрана в социальные сети, приобщилась к «цитатам великих людей»:
— Форрест, ты уже выбрал, кем станешь, когда вырастешь?
— А разве я не буду самим собой?
Рассуждения наивного Форреста были глубоко философские, но есть и забавные моменты. Сказанная вскользь цитата «shit happens» человеку, который не мог придумать хорошую наклейку на бампер, стала красоваться на каждой машине, а человек сделал на этом состояние. Именно о таких моментах, перекликающихся с реальными наклейками, футболками и целыми компаниями, говорил Хэнкс, когда они с Робертом обговаривали сценарий.
В фильме наравне с драматичностью подчеркивается фантастичность событий, о чем и говорит одна из заключительных цитат ленты: «Лейтенант Дэн вложил деньги в какую-то фруктовую компанию, после чего сказал, что о деньгах мы можем больше не беспокоиться».
Великолепны также саундтреки, наравне с ретро хитами можно услышать лучшую работу Алана Сильвестри, ставшую заглавной песней фильма. «Форрест Гамп» удостоен шести премий Оскар, премии «Золотой глобус», премии Гильдии продюсеров, режиссеров, киноактеров и еще не менее десятка наград.