Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты РФ – единственное и уникальное, в своем роде, учреждение, основано в 1962 году. В его организации и становлении принимали участие известные ученые И.А.Соколянский и А.И.Мещеряков.
Детский дом находится на северо-востоке Московской области (70 км от Москвы) в старинном городе Сергиевом Посаде, прославленным своей знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой.
На территории в 11,2 гектара расположены учебные корпуса, мастерские, общежитие для старших воспитанников, теплица, прачечная, хозяйственный двор (конюшня) и другие постройки. Все строения детского дома, а также недавно построенное здание Храма соединены теплыми крытыми переходами.
Территория детского дома оборудована прекрасными игровыми площадками, которые сооружены по проектам ЮНИСЕФ, а также при непосредственном участии руководителя и ведущих специалистов Сбербанка России.
На протяжении всего периода существования учреждение решает задачи помощи детям-инвалидам по зрению и слуху, а также детям с множественными нарушениями развития, нуждающимся в уходе, бытовом и социально-медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, обучении и воспитании, социально-трудовой реабилитации.
Основные цели детского дома:
предоставлять воспитанникам наилучшие условия для обучения, основанного на их собственном опыте и деятельности разного рода, а также воспитывать чувство самостоятельности и независимости в социальных и бытовых ситуациях.
В настоящее время в детском доме обучаются и воспитываются более 200 детей с разной структурой нарушений развития.
Все дети в зависимости от структуры нарушений и возраста распределяются по отделениям:
Учебно -диагностическое отделение для детей с множественными тяжелыми нарушениями развития младшего возраста ( от 3 до 8 лет).
В это отделение маленькие дети чаще всего поступают из дома. Основные задачи: установление контакта, «подключение» к ребенку; работа с родителями.
Образовательно-воспитательные цели:
1. Формирование культурно-гигиенических навыков.
2. Формирование средств общения.
3. Формирование сенсорного опыта детей.
Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 5 отсеков. В каждом отсеке размещаются 2 группы детей (наполняемость групп 3-4 ребенка). У каждой группы своя групповая комната, оснащенная всем необходимым оборудованием, общая спальня, туалетная и гигиеническая комната. Выход на территорию осуществляется прямо из отсека через веранду. Веранды застекленные, пол со специальным покрытием. Здесь дети гуляют во время непогоды.
Социально — коррекционное отделение для детей с множественными тяжелыми пороками развития и проблемным поведением (от 8 до 14 лет).
Основная задача: коррекция проблемного поведения с применением специальной методики.
Образовательно-воспитательные цели:
1. Формирование социально-бытовых навыков.
2. Развитие элементарных трудовых навыков.
3. Терапия проблемного поведения.
Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 3 отсека. В каждом отсеке 4 группы (наполняемость групп 3-4 ребенка). Групповые комнаты оборудованы необходимой мебелью, наглядными, пособиями и техническими средствами. В каждом отсеке 2 спальные комнаты, 2 туалетные и гигиенические комнаты. Выход детей на территорию осуществляется из отсека.
Учебно-реабилитационное отделение для детей с нарушениями развития, имеющими проблемы в обучении (от 8 до 14 лет).
Основная задача: подготовка воспитанников к интеграции в другие учебные заведения (школы слепых, глухих, умственно отсталых детей, колледжи и институты).
Образовательно-воспитательные цели:
1. Формирование знаний по общеобразовательным предметам.
2. Развитие вербальных средств общения.
3.Развитие умений ориентироваться и передвигаться в макропространстве с применением специальных средств и приемов.
4. Формирование социально-бытовых навыков.
5.Развитие креативной деятельности в творческих мастерских детского дома.
Отделение расположено в двухэтажном здании, классные комнаты находятся на первом и втором этажах и оборудованы техническими сред-ствами (звукоусиливающей аппаратурой, электронными линзами, компьютерами), наглядными и дидактическими материалами. Наполняемость групп 3-5 детей. На первом этаже расположены кабинеты: аудио-логический, сенсорные (2 кабинета), тренажерный.
В отдельном отсеке – спальня мальчиков. Спальни на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой спальне.
На втором этаже расположены кабинеты: методический, сенсорный, компьютерный (3 кабинета), домоводства. В отдельном отсеке второго этажа – спальни девочек на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой.
Отделение социально-трудовой реабилитации для подростков с ограниченными возможностями развития.
В это отделение переводятся воспитанники, достигшие 14 лет.
Основные задачи: подготовка воспитанников к самостоятельной независимой жизни, предпрофессиональная подготовка и интегрирование в общество.
Образовательно-воспитательные цели:
1. Совершенствование профессиональной деятельности на пред-приятии ВОС и в производственных мастерских детского дома.
2. Развитие социальных и бытовых навыков и умений.
3. Максимальное участие в обслуживающем труде (в столовой, прачечной, мастерских, кабинетах детского дома).
4. Организация интересного и развивающего досуга.
Отделение расположено в большом двухэтажном здании. Комнаты со всеми удобствами (туалет, душ, кладовая), в которых живут воспитанники, рассчитаны на одного человека. В здании на каждом этаже находятся комнаты (кухни) для самостоятельного приготовления и приема пищи, где воспитанники имеют возможность принять гостей, устроить день рождения и другие праздники. На первом этаже — хорошо оборудованная прачечная и гладильная комната. На втором этаже -телевизионная комната и специальная комната для проведения массовых мероприятий, праздников.
Поскольку в детском доме обучаются дети с множественными тяжелыми нарушениями развития, педагоги в своей коррекционной и учебно-воспитательной работе опираются на более чем 30 различных учебных программ, часть из которых созданы сотрудниками детского дома или с их участием.
Учитывать все особенности каждого конкретного ребенка – очень сложная задача в связи с общей тенденцией к утяжелению структуры дефекта поступающих к нам воспитанников.
Важнейшим элементом в решении задач комплексной реабилитации слепоглухих и воспитанников с множественными тяжелыми нарушениями развития является внедрение или освоение новых методов и технологий работы с этим контингентом детей, которые ранее нами не применялись.
Часть этих методик разработана внутри детского дома, другая — заимствована из практики родственных отечественных и зарубежных специальных школ, но в этом случае, они адаптируются к нашим условиям.
Научно-экспериментальная и консультативная работа в детском доме.
Большую роль в деятельности детского дома играет научно-экспериментальная работа, в рамках которой изучается проблема со-держания и методов обучения детей со сложной структурой нарушений.
Необходимость составления индивидуальной программы для каждого воспитанника, поиск соотношения различных видов деятельности и их интенсивности с отдыхом требуют постоянного творческого поиска и освоения передового зарубежного и отечественного опыта.
В области научно-практической и экспериментальной деятельности наше учреждение сотрудничает с Государственным педагогическим университетом, Московским педагогическим университетом, Институтом коррекционной педагогики РАО, Центром лечебной педагогики, Институтом специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург) и другими, а также рядом зарубежных институтов и международных организаций.
Начиная с 1997 года педагоги детского дома активно участвуют в международных конференциях под эгидой Международной ассоциации слепоглухих, выступают с докладами, сообщениями и видеоматериалами из опыта работы (Португалия – 1, Литва – 2, Голландия – 1, Словакия – 4, Италия – 2, Австралия –2, Украина –2, Белоруссия — 3 выступающих); в качестве приглашенных гостей были на конференциях в Испании, Болгарии и Канаде.
На базе детского дома ежегодно проводятся несколько международных семинаров и конференций.
Сотрудники детского дома постоянно оказывают консультативную помощь родителям и педагогам, вовлеченным в работу со слепоглухими детьми, как в нашей стране, так и за рубежом. Мы обучали коллег в странах СНГ: Армении, Казахстане, Белоруссии, Молдове, Литве, а также в странах Восточной Европы: Болгарии, Словакии, Польши.
Детский дом является экспериментальной площадкой Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Атмосфера детского дома.
В детском доме создана особая атмосфера, которая ломает устоявшиеся представления о детских домах, где неуютно и холодно детям. Наш дом – теплый!
В нем создана своя, особенная, уютная атмосфера с зонами учебы, отдыха, живой природы.
Прекрасно оборудованные классы, мастерские, библиотека, специальные кабинеты (медицинские, аудиологические, физиологические и другие), спортивные и тренажерные залы, бассейн, занятия иппотерапией — все способствует лучшему соотношению деятельности и отдыха детей.
Здесь часто устраиваются общие праздники, фольклорные фестивали, дни рождения ребят, театральные представления, которые надолго остаются в памяти и отражаются воспитанниками в своих авторских книгах и в журнале «Наша жизнь», который издается уже около 20 лет.
Таким праздникам, которые устраивают наши педагоги и друзья-волонтеры детям, позавидуют и профессионалы.
Доступная среда для детей-инвалидов по зрению и слуху с дополнительными нарушениями.
В течение ряда лет администрация учреждения предпринимала серьезные усилия, направленные на организацию доступной среды для инвалидов по зрению, слуху, а также имеющих нарушения моторики. В настоящее время в детском доме имеется оборудование, позволяющее детям с ограниченными возможностями быть более самостоятельными и независимыми в плане передвижения и ориентации в помещениях и на территории учреждения, а также получать доступную необходимую информацию, адекватными средствами.
Установлен лифт в холле детского дома — доступны все помещения на 2 этаже главного здания.
В общежитии установлены 2 электрических подъемника на второй этаж – доступны все помещения на 2 этаже общежития и мастерских.
Установлены отбойники и направляющие (поручни) в холле детского дома, вокруг актового зала, в медицинском блоке, в переходах к мастерским, в 3 блоке. Все помещения учреждения обозначены специальными метками (брайль, рельефы, рисунки); специальные метки размещены на полу в 3 блоке.
Установлены информационные доски по брайлю в холле. Ряд помещений детского дома (актовый зал, спортивный зал, храм) оборудован специальной звукоусиливающей аппаратурой (FM – системы).
Выполнены и размещены в надлежащих местах планы эвакуации отделений детского дома, выполненные, в том числе, и для незрячих (брайль, рельефы). Выполнен капитальный ремонт главного входа в детский дом; входная группа оборудована специальными средствами для незрячих и людей с проблемами передвижения (пандусы, направляющие, отбойники, специальное покрытие).
Все площадки детского дома оборудованы спортивными комплексами, качелями, песочницами, беседками; площадка для дошкольников оснащена специальным нетравматичным покрытием. Дорожки на территории учреждения имеют разное покрытие и направляющие для реализации возможности самостоятельного передвижения детей с недостатками зрения. Более 50% территории озеленена, разбит яблоневый сад, высажены кустарники, в том числе красная и черная смородина.
Содержание
- Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих
- Обучение специалистов
- Капремонт Дома слепоглухих продолжат строительством Реабилитационного центра
- Загорский эксперимент
- Загорский интернат
- Особенности образовательного процесса
- Результаты эксперимента
- Критика Загорского эксперимента
- Новости
- На границе между светом и тьмою
- Слепоглухие — самые одинокие люди на свете
- Борода и дети
- Над пропастью во ржи
- Просто дети
- Могу ли я быть счастлив?
- В храме
Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих
25 октября ездил в Сергиев Посад в детский дом для слепоглухих детей. Директор детского дома Галина Константиновна Епифанова и все сотрудники этого дома – святые люди.
На сегодняшний день известно, что в нашей стране около 4 тысяч слепоглухих людей, включая детей. Есть методика Всемирной Организации Здравоохранения, которая говорит, что на 100 тысяч людей в мире 5-8 слепоглухих. Отсюда можно сделать вывод, что на самом деле слепоглухих в нашей стране где-то около 12 тысяч.
Как я уже сказал, о 4 тысячах известно, а об остальных, увы, нет, и как они живут и живут ли вообще – это большой и больной вопрос. Родители, как правило, отказываются от таких детей, а если оставляют их себе, они просто не знают, что с ними делать.
Кстати, о тех, кто уже давно перерос возраст воспитанника дома, но находится в этих стенах.
Дело в том, что даже родители детей, которые не отказались от своих детей, всё равно просят, чтобы их уже взрослый ребёнок остался в этом детском доме, потому что не могут обеспечить им тот комфорт и уют и, скажем честно, ту огромную любовь, которую чувствуют ребята в стенах этого детского дома, потому что весь детский дом – всё, начиная от планировки мебели и, самое главное, всех сотрудников-воспитателей-педагогов этого детского дома, приспособлено для этих детей – особых людей.
Галина Константиновна рассказала типичную историю такого ребёнка, находящегося в семье, да ещё где-то в глубинке. Так как он не видит и не слышит и у него остаётся всего два органа чувств – это осязание и обоняние, так вот, в одной такой семье, откуда ребёнка, к счастью, забрали, и он попал детский дом, родители с мальчиком поступали очень просто. Каждый день они сажали его в угол, давали ему газеты, и мальчик их рвал. И родители были счастливы.
А с таким малышом можно общаться только с помощью тифлосурдопереводчика. Таких переводчиков на самом деле должно быть по одному на 5-8 слепоглухих, у нас их в России единицы.
Выпускники этого детского дома, который существует с 1962 года, оканчивают высшие учебные заведения. На эту встречу приехал Сергей Алексеевич Сироткин – президент Европейского союза слепоглухих, президент общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», он кандидат философских наук, выпускник МГУ. Я с ним познакомился года два тому назад и с тех пор помогаю обществу «Эльвира», чем могу.
Две девочки, выпускницы этого детского дома, окончили педагогический университет и вернулись в этот же дом уже работать педагогами.
Иными словами, если с таким ребёнком заниматься, то это, действительно, будет, прежде всего, человек, полноценный гражданин нашей страны.
В Удмуртии, в городе Сарапул, есть целая колония слепоглухих, там даже раньше работало эффективное предприятие, где трудились слепоглухие. Сейчас это предприятие, к сожалению, захирело, но компактное поселение слепоглухих осталось. Они живут в отдельном специальном семейном общежитии. У них есть семьи, есть дети, люди живут нормальной, полноценной жизнью. Но это единственная община на всей территории нашей страны.
Детский дом предназначен для детей от дошкольного возраста до 18 лет. Сегодня 230 человек в этом доме, из них человек 50 уже далеко перешагнули 18-летие, но, в прямом смысле слова, им некуда идти за порог детского дома, потому что они не приспособлены к жизни во вне и, на самом деле, кто не имеет ни родных, ни близких, просто обречены на несчастья, на страдания, смерть от любого несчастного случая.
Есть ещё один аспект, для решения которого я и поехал в этот детский дом.
Дело в том, что сегодня нет в перечне инвалидности инвалидности по слепоглухоте. Есть инвалиды по зрению, по слуху, а вот такой инвалидности, увы, нет и отсюда огромные проблемы, с которыми сталкиваются такие особые люди – граждане нашей страны.
По итогам своего визита готовлю письмо на Премьера, где буду ставить этот вопрос, впрочем, как и многие другие вопросы, касаемые поддержки этого уникального детского дома. А ведь такие детские дома должны быть как минимум в каждом федеральном округе, потому что, ещё раз назову цифру, в детском доме сегодня живут и учатся 230 человек, а всего, как уже говорил, похоже, в нашей стране около 12 тысяч слепоглухих.
Мы ходили по уютным классам, по очень просторному, красивому зданию и видели, как занимаются с таким детьми. Как правило, это индивидуальные занятия, требующие не только высочайшего профессионализма, не только адского терпения, но и, конечно, большой-большой любви к этим там обделённым жизнью детям.
Когда мы зашли в первый такой учебный класс, я увидел девочку лет семи, на ней были очочки, хотя, на самом деле, она абсолютно ничего ни видит и не слышит. С ней занималась очень милая и, сразу было видно по лицу и глазам, очень добрая женщина-педагог. Девочку зовут Арина.
Женщина брала ручки девочки, прикладывала к своему лицу, губам, когда что-то говорила, к своей груди, где резонирует произнесённые слова. Я спросил:
– А можно мне взять девочку за ручку?
Женщина-педагог встала с маленького стульчика и предложила мне сесть. Когда она вставала, а я садился, видимо, по потоку воздуха девочка сразу уловила, что что-то происходит, и насторожилась – это было видно по всей её позе. Я взял её ручки. Она быстро двумя ручками обхватила мою кисть и пальчиками пробежала по ней и сразу же отпустила, потому что почувствовала – это рука незнакомого человека. Тогда я стал гладить её ладошку. Девочка выдернула руку, отвернулась от меня, вжала голову в плечи – она боялась.
Тогда я стал гладить её по головке, и тут произошло чудо, девочка, как подсолнух к солнцу, потянулась на эту ласку.
Скажу честно, у меня просто выступили слёзы, я понял, что, мне нужно уходить.
Женщина-педагог поняла это и перехватила мою руку, гладящую девочку по голову, и девочка сразу почувствовала перемену и радостно и узнаваемо схватила женщину за руку. Мы ушли.
Я специально описал этот эпизод и мне не стыдно признаться в том, что я – взрослый мужик – так растрогался, но пишу об этом. Я уже писал в своём блоге об инвалидах, о том, как нас самих убивает наше равнодушие к тем, кому трудно, кто нуждается в нашей помощи, в нашей поддержке, в нашем внимании, в добром слове, добром жесте.
Знайте, что в Сергиевом Посаде есть такой детский дом, который, знаю, будет рад всегда любой помощи, в том числе с точки зрения будущего нынешних воспитанников этого детского дома.
Сам я, побывав однажды там, уже никогда не забуду про них и как обществу «Эльвира» я помогаю, так и всегда буду помогать этому детскому дому.
Призываю присоединяться!
Всего доброго.
Ваш Сергей Миронов.
Обучение специалистов
Такая теоретико-практическая работа давала возможность педагогам повысить уровень квалификации и применить новые знания в практике своей работы на местах. В нашем учреждении сложилась система семинаров по подготовке и обучению специалистов, которую мы реализуем с каждой новой группой участников.
2. Кто они, дети с множественными нарушениями развития?
Дети с множественными нарушениями имеют сочетание трех или более первичных нарушений (зрения, слуха, двигательной сферы и др.), каждое из которых имеет отрицательные последствия и усугубляет отклонения в развитии ребенка. Сочетание первичных нарушений у каждого отдельного ребенка может быть различным, например, умственно отсталый слепоглухой; слабовидящий глухой с ДЦП; слепой умственно отсталый с нарушениями речи; слепоглухой с нарушением эмоционально-волевой сферы и т.д.
Множественные нарушения развития могут быть врожденными или приобретенными.
3. Проблемы детей с нарушениями развития.
Основные проблемы, связанные с множественными нарушениями развития состоят в том, что ребенок не умеет общаться, передвигаться и ориентироваться в пространстве, не имеет повседневного доступа к информации, не обслуживает себя, такой ребенок часто демонстрирует проблемное поведение.
4. География связей Детского дома слепоглухих с регионами РФ.
География связей Детского дома слепоглухих весьма обширна. В течение ряда лет наше учреждение принимало на обучение или его специалисты выезжали в разные регионы РФ и за рубеж для обучения педагогов работе с детьми с множественными нарушениями развития, включая слепоглухоту. В Молдове и Болгарии наши специалисты приняли участие в становлении системы специального образования слепоглухих. Только за последние два года Удостоверения о повышении квалификации получили более 60 педагогов из разных регионов РФ и республики Молдова.
5. Основные направления обучения специалистов в работе с детьми с множественными нарушениями развития.
- Коммуникация.
- Ориентировка и мобильность.
- Предметно-практическая деятельность.
- Адаптивная физкультура.
- Арттерапия.
- Сенсомоторное развитие.
- Терапия проблемного поведения.
- — Планирование деятельности (функциональное расписание, календарное планирование).
Капремонт Дома слепоглухих продолжат строительством Реабилитационного центра
Капремонт Дома слепоглухих продолжат строительством Реабилитационного центра | Сергиев Посад
Сергиево-Посадский Дом-интернат слепоглухих готовится к масштабному капитальному ремонту. Ремонт пройдёт впервые со времени постройки здания в 1990 году. Деньги на проект выделяет область.
Более 70% помещений нашего учреждения будут капитально отремонтированы. Это станет большой и значимый для нас ремонт. Будет приобретено новое оборудование для кухни, для классных комнат – это важно для нас, – Галина Епифанова
Х Епифанова Галина Константиновна
Биография Галина Константиновна Епифанова родилась 6 октября 1948 года в Загорске. В 1966 году окончила среднюю школу №5 и поступила в педучилище №2 Мосгорисполкома.В 1968 году она окончила…
, директор Дома-интерната слепоглухих для детей и молодых инвалидов
Ремонт в Доме-интернате имеет свои нюансы. Необходимо учитывать потребности детей с нарушением зрения, слуха и двигательного аппарата. Например, добавят больше табличек-указателей со шрифтом Брайля, на полу проложат тактильные дорожки для ориентирования.
Это один из трёх жилых блоков. Каждый рассчитан на 16 детей. Из соображений безопасности обои в спальнях заменят на безопасную акриловую краску, которая не горит. Перегородки между кроватями оставят, но заменят на более современные.
Перегородки сделаны специально, поскольку детям порой хочется уединиться. Это личный уголок каждого, – Галина Епифанова
Капитально отремонтируют классные комнаты. Окна, стены, потолок
Х Натяжные потолки
приведут в порядок.
Есть предписание пожарной инспекции линолеум на полах заменить на другое покрытие, – Галина Епифанова
В общей комнате для отдыха появятся новая мебель и интерактивные доски, в библиотеке заменят стеллажи и прохудившиеся паркетные полы.
Кухню интерната последний раз ремонтировали около шести лет назад.
На кухне сделают новую вентиляцию, поставят новое оборудование, поменяют двери, – Галина Епифанова
В бассейне
Х Всё о бассейнах Сергиево-Посадского района.
Крытые плавательные бассейны, природные бассейны водоёмов, строительство бассейнов и любые другие упоминания в статьях и материалах сайта.
интерната планируют полностью обновить чашу, душевые, полы и стены – вплоть до светильников на потолке. Также поставят оборудование для очистки воды, которого раньше никогда не было. Воду приходилось перед каждым занятием заливать снова, так как использовать для дезинфекции хлорку и другие химикаты вредно для детского здоровья.
Главное, что не устраивает нас и Роспотребнадзор
Х Управление Федеральной Службы по Надзору в Сфере Защиты Прав Потребителей и Благополучия Человека по Московской области Территориальный отдел в г. Ивантеевка, Пушкинском, Сергиево-Посадском районах.
Адрес: Хотьковский пр-д, 18
Телефон: +7 (496) 540-22-25
Часы работы: Пн-чт: с 9.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00; пт: 9.00 до 15.30
, – нет ванночки с проточной водой для ног перед входом в бассейн. Сегодня бассейн закрыт в связи с предписанием, – Галина Епифанова
Ремонт интерната планируют начать нынешним летом и закончить в 2021 году. Кроме ремонта, в скором времени рядом с Домом-интернатом начнётся строительство нового реабилитационного центра для молодых людей с инвалидностью. Это станет то место, где 18-летние выпускники интерната смогут адаптироваться к взрослой жизни и получить профессию
Х Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района.
.
В 2017 году закладной камень на месте будущего центра освятил патриарх Кирилл. Сейчас строительство курирует губернатор области Андрей Воробьёв. Проект центра уже готов и находится на экспертизе.
Он рассчитан на 100 человек. Это будут не только наши выпускники, но и, видимо, люди с инвалидностью, живущие в Московской области. Они будут здесь проживать. Комнаты одноместные и двухместные со всеми удобствами. Будут три жилых блока. Там оборудованы мастерские, где они будут работать и получать профессию, – Галина Епифанова
В центре предусмотрены спортивные залы для незрячих, бассейн, компьютерные классы и актовые зал, а также медицинский блок.
Ремонт интерната и строительство центра вошли в трёхлетний план развития учреждения, который был разработан по заданию президента Владимира Путина.
А. В. Апраушев
Воспитание оптимизмом: Записки директора Загорского детского дома для слепоглухонемых детей
Печатается по решению Редакционно-издательского совета АПН СССР
Рецензенты:
старший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР Р. Р. Кондратов;
зав. лабораторией изучения и воспитания слепоглухонемых детей НИИ дефектологии АПН СССР кандидат педагогических наук В. Н. Чулков
Предисловие В. В. Давыдова
Предисловие
Суть уникального опыта, о котором рассказывается в этой книге, — формирование человеческой психики в условиях отсутствия зрения и слуха. Психолого-педагогическая система М. А. Соколянского и А. И. Мещерякова, лежащая в его основе, удостоена Государственной премии СССР за 1980 г.
Автор книги, кандидат педагогических наук, директор Загорского детского дома для слепоглухонемых А. В. Апраушев — последователь этих замечательных советских ученых. В этой книге он раскрывает систему воспитания и обучения слепоглухонемых детей, сложившуюся в данном учреждении.
Загорский детский дом для слепоглухонемых детей был открыт в 1963 г. по инициативе А. И. Мещерякова и О. И. Скороходовой научных сотрудников Института дефектологии Академии педагогических наук СССР, А. В. Апраушев работает в нем с 1965 г.
Люди, воспринимающие все краски и звуки мира, обычно не задумываются о трагедии тех, кто лишен зрения и слуха. Да и возможна ли полноценная жизнь в полной темноте и тишине? Эта книга поможет ответить на этот вопрос.
Ребенок, даже лишенный основных каналов связи с внешним миром, может найти свое место в жизни, приносить пользу обществу, стать самобытной личностью. Только происходит это не само собой, а благодаря длительной, кропотливой, целеустремленной работе педагогов, вооруженных научно обоснованной методикой обучения и воспитания, безгранично верящих в возможности человека, шаг за шагом выводящих слепоглухонемого ребенка из мрака и безмолвия в окружающий мир, к людям.
Развив до совершенства функционирующие у них органы чувств, слепоглухонемые дети могут не только в определенной мере компенсировать отсутствие зрения и слуха, но и развить свою психику до уровня, позволяющего воспринимать богатство окружающего их мира. Подтверждение тому — судьбы многих воспитанников Загорского датского дома.
«Сюда можно приезжать, чтобы зарядиться оптимизмом» — это одна из многочисленных записей в Книге отзывов гостей детского дома, познакомившихся с жизнью детей, с системой учебно-воспитательной работы его педагогического коллектива.
В кабинете директора этого детского дома стоит бюст А. И. Мещерякова, выполненный его бывшим воспитанником. Совершенствуя методику И. А. Соколянского — А. И. Мещерякова, учителя и воспитатели продолжают поиски эффективных путей развития психики слепоглухонемых, обогащения их внутреннего мира.
Надо ли говорить о трудностях работы педагогов, огромной сложности проблемах, которые встают перед ними и многие из которых они решают? Думается, что, ознакомившись с этой книгой, читатели поймут их сами. Но все эти трудности и тяготы окупаются ни с чем не сравнимой радостью творения человеческой души, становления человека, осознавшего себя как личность, как носителя многовекового социального опыта человечества. Педагоги стоят у истоков человеческого характера, удивительного чуда — человека, который «неистощим, как море, и памятью насыщен, как земля» (М. Волошин)
Через общение с воспитанниками, буквально «из рук в руки» воспитатели поднимают их со ступеньки на ступеньку к человеку, от приобретения простейших навыков самообслуживания и закрепления поведенческих стереотипов — к рождению и развитию индивидуальности с широкой системой человеческих потребностей и, самое главное, — с потребностью в познании, общении с другими людьми, самовыражения в труде и творчестве. Титаническая, подвижническая педагогика! И ключ к педагогическим победам — доступная и разносторонняя деятельность детей, активное внимание к каждому ребенку, неиссякаемая вера в его возможности, дружеская, доброжелательная атмосфера.
Эта книга убеждает в том, что любовь к ребенку, воспитание его любовью, преодоление в педагогической практике душевной и духовной слепоты и глухоты, нравственное совершенствование самого педагога могут очеловечить другое человеческое существо, даже потерявшее зрение и слух. Бездушию должен быть закрыт доступ в педагогику Другую душу можно оживить только собственной душой.
Разумеется, не все утверждения автора этой книги бесспорны. Однако нельзя утверждать, что и науке сегодня известно все о природе человеческой психики, о резервах и возможностях развития детей с сенсорными дефектами.
Важно, что в опыте этого детского дома находят убедительное подтверждение действенность основополагающих принципов советской педагогики, нравственное здоровье нашего общества, всесторонняя, реальная забота социалистического государства о его будущем — детях.
Пафос этой книги — утверждение ценности человека в обществе, создавшем условия для всестороннего развития даже тех людей, к которым природа отнеслась сурово. Этот опыт расширяет наши представления о возможностях познания человеком окружающего мира, о том интеллектуальном, духовно-нравственном потенциале, который заложен в каждом человеке.
Действительный член АПН СССР профессор В. В. Давыдов
Обычный день
Коллективу
Загорского детского дома для слепоглухонемых в год 20-летнего юбилея посвящаю.
Сентябрьское утро. Каждый день, подъезжая к детскому дому, я с тревогой и ожиданием смотрю сквозь стекло автобуса за высокий штакетный забор: как там — все ли в порядке?
От остановки автобуса возвращаюсь немного назад и, переходя Ярославское шоссе, различаю у ворот мальчишескую фигуру. Это воспитанник Сережа С. С ним две собаки. Сквозь прерывистый грохот автомагистрали доносится приветливый нетерпеливый лай.
На поводке Сережа держит высокого, поджарого пса, с узкой мордой и роскошным веерообразным хвостом. Это Огонек, неоднократный золотой медалист, общий любимец и предмет восхищения наших частых гостей. Рядом маленькая, неуклюжая приблудная дворняжка с модным именем Бимка.
На зависть Огоньку она стремительно кидается к моим ногам. Огонек рывком натягивает ремень, заставляя Сережу резко откинуться назад и поправить очки.
Радость встречи безмерна. Бимка виляет хвостом и счастливо повизгивает. Огонек молча трется мордой о карман моего плаща. Сережа вглядывается во всю эту кутерьму, поднимает в приветствии руку и смеется. Мы обмениваемся рукопожатием.
В анамнезе у Сережи целый список болезней. Но роковым оказалось воспаление легких, перенесенное им в шестимесячном возрасте. Ребенок был причислен к безнадежным. Помог стрептомицин. А спустя несколько месяцев родители подметили отсутствие у мальчика интереса к окружающему и — к ужасу своему — убедились, что сын не видит и не слышит. Было от чего потерять голову. Но любовь победила отчаяние. Начались мытарства по больницам.
До семи лет пытались восстановить слух но лечение не принесло успеха. Зато три глазные операции дали определенный результат. В шесть лет ребенок увидел свет одним глазом, а в семь стал немного видеть обоими, но через сильные линзы. В семь лет и три месяца он стал воспитанником Загорского детдома для слепоглухонемых детей.
В акте обследования Сережи при его поступлении записано: «При общении пользуется небольшим количеством жестов или берет за руку взрослого и подводит к предмету, который нужен». Для ребенка семи лет это свидетельствует о глубокой задержке умственного развития.
Сейчас Сереже пятнадцать. Рослый, крепкий, необыкновенно подвижный и сообразительный подросток. Был период, когда питал он страсть к отмычкам. Из чужих тумбочек, шкафов и чемоданов извлекал и припрятывал приглянувшиеся ему предметы. Однажды со склада завхоза исчезли дорогие электронные часы, а спустя полгода у Сережи обнаружили от них матрицу. Пришлось сознаваться и просить прощения. Мальчишку не наказали, а вопреки распространенной логике вручили связку ключей от сараев и теплицы: Доверие породило в нем ответственность и ревностное отношение к общественному добру. Однажды все замки с чужих сараев, оставшихся неснесенными на новой детской площадке, перекочевали на наши. Сережа рассуждал так: в старых сараях, которые все равно скоро сломают, хранится лишь жалкий скарб, а наши любимые животные могут быть похищены. Пришлось очень долго втолковывать мальчику недопустимость подобной «акции». В результате замки были возвращены владельцам сараев, а для наших купили новые, поручив Сереже охрану содержащихся в сараях животных.
А. В. Апраушев
Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей
(Методическое пособие)
Из истории изучения и обучения слепоглухонемых
Наше знакомство с будущими воспитанниками начинается, как правило, с писем их родителей, полных горя и отчаяния. «Я в свои 27 лет потеряла интерес к жизни из-за такого ужасного несчастья. Мне до того жаль своего ребенка, что не хочется жить на этом свете, смотреть на эти муки, ведь впереди у меня нет никакой надежды на то, что Эдика смогут чему-то научить», — так пишет мать пятилетнего слепоглухонемого ребенка.
В прошлом «никакой надежды» на обучение слепоглухонемого ребенка, действительно, не было. Возможность психического развития слепоглухонемых не только ставилась под сомнение, но некоторые исследователи прямо называли их «вырожденцами, близкими к идиотам», «полуживотными, полурастениями».
Поведение необученных слепоглухонемых детей и в самом деле часто напоминает поведение глубоко умственно отсталых. Ведь необученные слепоглухонемые дети полностью лишены человеческой психики, потому что она не передается генетически по наследству, а формируется в процессе прижизненного усвоения социального опыта каждого индивида. Одновременное отсутствие зрения и слуха, обрекая слепоглухонемого ребенка на социальную изоляцию, препятствует формированию у него человеческой психики. Поэтому у маленьких слепоглухонемых можно наблюдать такие же, как и глубоко умственно отсталых, навязчивые движения, отсутствие интереса к окружающему. Они не овладевают самостоятельно навыками самообслуживания, некоторые не умеют даже ходить, мимика не адекватна их эмоциональному состоянию. При попытках вступить с ними в контакт они проявляют негативизм, кусаются, царапаются, брыкаются. Неудивительно, что многие из них проводили жизнь в инвалидных домах для психохроников. Между тем, за сходными внешними проявлениями скрывались разные причины.
Первые, известные нам, успешные попытки обучения слепоглухонемых относятся к середине XIX века. В 1837 году в школе слепых Перкинса (США) было начато обучение слепоглухонемой Лоры Бриджмен, сумевшей овладеть письмом и чтением при помощи рельефного линейного шрифта для слепых. Особенно большие успехи были достигнуты в обучении слепоглухонемой Елены Келлер, которую воспитывала и обучала учительница Анна Селливан вначале в семье, а затем в колледже. Слепоглухонемота не помешала Елене Келлер получить высшее образование и овладеть разносторонними знаниями, стать выдающейся деятельницей в системе благотворительных организаций США.
Однако удачные попытки обучения слепоглухонемых, предпринятые в прошлом столетии, были единичны, а успех — случайным и достигался ценой огромного напряжения сил учителя и ученика. Научных методов обучения слепоглухонемых, опирающихся на материалистическое учение о сущности психики, в то время не было, все успехи трактовались с точки зрения божественной идеи.
В России первая попытка специального призрения и обучения слепоглухонемых была предпринята на частные пожертвования в 1909 году Петербургским благотворительным обществом. Однако, до нашего времени не сохранилось исчерпывающих сведений о дореволюционном периоде обучения и воспитания слепоглухонемых. На базе уже осуществляющейся деятельности вскоре после революции была начата и проводилась по 1941 год систематическая педагогическая работа, которая обобщена в книге А. В. Ярмоленко «Очерки психологии слепоглухонемых» (18). Параллельно с этим в 1923 году при Харьковской школе для слепых И. А. Соколянский организовал школу-клинику, где велась не только педагогическая, но и систематическая научно-исследовательская работа, которая продолжалась вплоть до 1938 года. В этой школе-клинике воспитывалась известная слепоглухая писательница О. И. Скороходова, отразившая тот период истории изучения слепоглухонемоты в своей замечательной книге «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир?» (15). Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, она в настоящее время работает в Лаборатории изучения и обучения слепоглухонемых при Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР, которой руководит последователь профессора Соколянского доктор психологических наук А. И. Мещеряков. Опыту работы лаборатории с 1947 по 1961 год посвящен сборник «Обучение и воспитание слепоглухонемых» под редакцией И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова (16, 8) работы Н. В. Ивановой и Р. А. Мареевой (5, 7), также других авторов.
Загорский детский дом для слепоглухонемых его назначение. Подготовка специалистов
Мечта И. А. Соколянского о специальном учреждении для изучения слепоглухонемых и их обучения осуществилась после его смерти, когда в 1963 году в системе Министерства социального обеспечения РСФСР был открыт Загорский детский дом для слепоглухонемых.
Загорский детский дом был задуман как самостоятельное учреждение для группового обучения слепоглухонемых детей. В этом смысле он является пока уникальнейшим специальным учебным заведением. Весь период пребывания в детском доме воспитанники находятся на полном государственном обеспечении.
Рис. 1. Загорский детский дом для слепоглухонемых
Необычность контингента учащихся предопределила и чрезвычайно нерациональное с точки зрения общей педагогики, однако оправданное в данном случае соотношение обучающих и обучаемых — один к одному. Таким образом, на 50 детей, воспитывающихся в детском доме, приходится 50 педагогов-воспитателей. Но и при таком, казалось бы, идеальном соотношении нельзя обеспечить сугубо индивидуального обучения и воспитания, так как при пятичасовом рабочем дне в условиях сменной работы каждый педагог-воспитатель вынужден обучать одновременно группу из трех воспитанников. Однако в этом случае педагогическое воздействие на каждого ребенка не прекращается весь период его бодрствования. У него не остается времени на бездеятельность, которая неизбежно ведет к психической деградации, особенно при еще не окрепшей психике.
Детский дом укомплектован педагогическими кадрами, позволяющими обеспечить полное среднее образование каждому воспитаннику и обучить его одной или нескольким профессиям. Но в случаях снижения интеллекта или по причине педагогической запущенности не все воспитанники получают полное среднее образование. Профессиональную же подготовку получают все воспитанники без исключения.
Специфичность данной категории детей предъявляет особые требования к личностным качествам педагога. Энтузиазм, душевная доброта и терпеливость в сочетании с высокой работоспособностью, творческим подходом к делу — таковы эти необходимые качества.
Для работы со слепоглухонемыми детьми необходимы педагоги различных специальностей: педагоги-дошкольники, педагоги начальных классов, педагоги-предметники, психологи, логопеды, сурдологи. Их готовят различные учебные заведения страны.
Специальная подготовка педагогов по программам обучения слепоглухонемых проводится на базе детского дома через методические объединения, семинары, участие в педагогических чтениях. Педагоги, вновь принятые на работу, знакомятся с программой обучения слепоглухонемых, осваивают дактильное общение (общение с помощью пальцевых букв), чтение и перевод брайлевских (выполненных рельефно-точечными буквами) текстов, печатание на брайлевской машинке, плоскопечатную машинопись, изучают особенности психологии слепоглухонемых. Повышение квалификации по предмету осуществляется на курсах усовершенствования учителей системы Министерства просвещения. В связи с тем, что детский дом является базой Научно-исследовательского института дефектологии, в нем проводится систематическая исследовательская работа и подготовка своих научных кадров.
Информация населения о существовании в стране специального заведения для слепоглухонемых. Диагностика слепоглухонемоты
В Загорский детский дом принимают слепоглухонемых детей со всей территории страны, отовсюду, где только их удается обнаружить. Чем раньше слепоглухонемой ребенок становится объектом специального обучения и воспитания, тем эффективнее его последующее развитие. В противном случае у ребенка вырабатывается стойкий стереотип неправильного поведения, который с трудом преодолевается впоследствии, а при большой педагогической запущенности оказывается совсем непреодолимым. Необходимость раннего обучения слепоглухонемых остро поставила вопрос об информации населения о существовании в нашей стране специального учреждения для обучения и воспитания слепоглухонемых детей.
Загорский эксперимент
Загорский эксперимент – экспериментальное обучение четверых слепоглухих воспитанников Загорского интерната в Московском Государственном Университете под руководством советских дефектологов И. А Соколянского и А. И Мещерякова.
Исследователи хотели доказать, что люди с нарушением зрения и слуха могут быть способны к обучению и получению высшего образования наравне с остальными.
Исследованиями И. А Соколянского и А. И Мещерякова очень интересовался советский философ Ильенков Эвальд Васильевич. В то время как превалировало мнение о неспособности слепоглухого человека быть полноценным членом общества, Ильенков полагал, что социализация (формирование «человеческой психики») зависит только от практической деятельности личности.
Все рефлексы (кроме самых примитивных) формируются в процессе социальной активности человека.
Слепоглухой ребёнок отличается от сверстников только тем, что его сознание развивается постепенно. Если здоровые дети изначально оказываются в неконтролируемой педагогической среде, то слепоглухие малыши могут познать мир только с посторонней помощью (под руководством педагога).
Ильенков полагал, что развитие личности на 100 процентов зависит от социальных условий. Любой человек способен добиться успехов, если окружающая среда соответствует его требованиям, а безуспешность является результатом лени и педагогической некомпетентности.
Загорский интернат
Загорский интернат был создан в 1963 году и представлял собой специализированное учебное заведение, целевой группой которого стали слепоглухие детей. Основателем учреждения являлся А. И. Мещеряков.
Деятельность психолога и дефектолога была направлена на исследование воспитанников интерната, а также на организацию их максимальной социализации и обучение. Учёным была разработана общеобразовательная программа, предназначенная специально для детей, страдающих отсутствием слуха и зрения.
В Загорском интернате первостепенно ребёнку прививались навыки самообслуживания. Справляться с каждодневными бытовыми трудностями воспитанник учился постепенно. Сначала все потребности подопечных удовлетворялись взрослыми, затем, поощряя самостоятельность, педагоги разделяли действия с детьми.
Со временем ребёнок становился относительно независимым в быту. Воспитанники интерната могли самостоятельно кушать, стирать, подниматься по лестнице. Для того, чтобы дети могли легко ориентироваться внутри заведения, вещи в помещениях всегда располагались на одних и тех же местах. Ощупывая окружающие предметы, слепоглухой ребёнок мог определить своё местоположение.
Воспитанники интерната обучались следующим навыкам:
- дактильный алфавит,
- азбука Брайля,
- владение печатное машинкой Брайля,
- «слепое» владение обычной печатной машинкой,
- лепка,
- столярное дело (мальчики),
- шитьё (девочки).
Для каждого ученика была составлена индивидуальная программа, которая соответствовала скорости обучения ребёнка. В общем за 9 лет в интернате дети получали знания, которыми в обычной школе ученики овладевают ещё в начальных классах.
Программа старшеклассников была составлена на 7 лет. В число преподаваемых дисциплин не входила только химия, так как её невозможно передать тактильно.
В ходе Загорского эксперимента высшее образование получили выходцы именно из этого интерната.
На психологический факультет МГУ поступили:
- Юрий Лернер. С четырёх лет мальчик страдал слепотой, а в семь лет потерял слух. В Загорском интернате начал учиться в 17 лет.
- Сергей Сироткин. У ребёнка с рождения были диагностированы тугоухость и слабость зрения, к пяти годам мальчик полностью ослеп. Воспитанником интерната стал в 14 лет.
- Наталья Корнеева. Девочка с рождения плохо слышала и видела, а в 9 лет слышать перестала совсем. Была зачислена в интернат в 13 лет.
- Александр Суворов. В возрасте трёх лет ребёнок не мог видеть, а в 11 лет – слышать. Обучался в интернате с 11 лет.
Все четверо обладали речью, понятной для других.
Особенности образовательного процесса
В 1974 году после вступительных экзаменов, сданных наравне с другими поступающими, слепоглухие абитуриенты были зачислены на психологический факультет в МГУ.
Для четвёрки из Загорского интерната были созданы специальные условия. Слепоглухому ученику был предоставлен личный сурдопереводчик. Художественную литературу студенты перечитывали в азбуке Брайля. На семинарах с участием других студентов использовалось устройство, способное перевести печатный текст в азбуку Брайля и обратно (телетактор).
Результаты эксперимента
Через 6 лет (на год позже слышащих и видящих студентов) после поступления четвёрка успешно закончила обучение. Все участники эксперимента смогли реализоваться в трудовой деятельности.
В 1981 году за создание научной системы обучения слепоглухих детей И. А Соколянский и А. И Мещеряков (посмертно) получили Государственную премию СССР
Критика Загорского эксперимента
В большей степени критике подвергался не сам эксперимент, а позиция Ильенкова. По мнению философа, успехи четвёрки студентов подтвердили, что «человеческая психика» может быть сформирована у любого ребёнка.
Оппоненты философа утверждали, что эксперимент несовершенен, так как исследуемые студенты не были слепоглухими от рождения, какое-то время они были частью социума. Сергей Сироткин обладал остаточным слухом, а Наталья Корнеева имела остаточное зрение.
Эти обстоятельства не позволяют утверждать, что человек полностью слепоглухой от рождения может стать полноценным членом общества. Но по определенной программе и обучению вполне могут состязаться и быть успешней в некоторых областях.
Новости
- Главная
- Сведения об организации социального обслуживания
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Новости
- Государственный контроль
- Независимая оценка
- Противодействие коррупции
- О подарках
- Социальные услуги
- Финансовая деятельность
- Государственное задание
- Закупки
- Наш дом
- Образовательные программы
- Учебно-диагностическое отделение
- Социально-коррекционное отделение
- Учебно-коррекционное отделение
- Социально-трудовое отделение
- Архив
- Духовное воспитание
- Медицинское обслуживание
- Обучение специалистов
- Условия проведения курсов.
- Программа краткосрочных курсов повышения квалификации педагогов специальных школ и учреждений для детей с нарушениями развития.
- Программа 2-го этапа
- График обучения специалистов учреждений социальной защиты и коррекционных школ на 2017 – 2018 учебный год.
- Программа краткосрочных курсов повышения квалификации педагогов специальных школ и учреждений для детей с нарушениями развития. Второй этап.
- Служба сопровождения замещающих семей
- Помощь
- Благодарности
- СПАСИБО
- Реквизиты
- Контакты
- Гостевая книга
- Электронная приемная
- Независимая оценка
На границе между светом и тьмою
В Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих находится более двухсот слепых, глухих и слепоглухих детей. Обреченных, казалось бы, на вечную ночь и полную беспомощность ребятишек здесь вновь возвращают к жизни. Правда, многие горько недоумевают, а зачем всё это делают, если дальше этих детей никто и ничто не ждет.
Слепоглухие — самые одинокие люди на свете
В немецком фильме «В стране молчания и темноты», посвященном слепоглухим, главная героиня говорит про себя: «Если вдруг разразится Третья мировая война, то я, скорее всего, об этом даже не узнаю». И дальше она продолжает: «Слепоглухие — самые одинокие люди на свете».
Я вдруг вспомнил об этом, когда увидел в длинном светлом коридоре Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих детей танцующую девочку. Она возвращалась с обеда вместе со своими товарищами, плотно державшимися друг за друга, но отстала от них… и вдруг закружилась в танце. Это длилось минуты две. В синем халатике, она то убыстряла вращение, то замедляла его, всякий раз вскидывая вверх руки по завершении круга.
Что это? Кружащаяся в одиноком беззвучном танце слепоглухая девочка — фантастическое, фантасмагорическое зрелище… Ее не видят ее товарищи, и она никого не видит, не знает, что на нее вообще кто-то смотрит. Танец ни для кого?
Но уже позже мы подумаем, что, может быть, все же неслучайно рядом с ней шел слепоглухой мальчик, тоже отставший от группы. Держась за стенку одной рукой, другой он мог «подкручивать» девочку, направлять ее танец. Но если это так и было, и она танцевала для него, как он мог воспринимать ее танцевальные движения кроме как своей рукой? Кожей по ритмичным дуновениям воздуха? Ногами — по вибрации пола?
Этот случай и наши колебания показательны. Жизнь слепоглухих, то, что они думают и чувствуют, все это очень трудноуловимо и скрыто. Особенно у взрослых слепоглухих это часто — жизнь в забвении, в неизвестности. Лишенные основных познавательных чувств — зрения и слуха — они живут на грани выпадения из общего всем нам мира, буквально — на границе между светом и тьмою.
Борода и дети
Знаменитый Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих детей — уникальное место. Ничего похожего нет не только на территории бывшего Союза, но и, наверное, во всем мире. Здесь на воспитании и обучении находятся более двухсот слепых, глухих и слепоглухих ребятишек.
Открытый пятьдесят лет назад, еще при глубокой Советской власти, после личного обращения слепоглухой писательницы Ольги Скороходовой к Клименту Ворошилову, детский дом неслучайно, промыслительно появился в городе, где расположена Троице-Сергиева Лавра, главный монастырь Русской Церкви. Те любовь и забота, в которой нуждаются эти дети, еще тогда незримо оказались под покровом молитв преподобного Сергия Радонежского. И сегодня монахи из Лавры здесь — частые гости.
Знакомясь со слепыми и слепоглухими детьми, правильно быть максимально открытым, например, дать им ощупать свое лицо, ведь увидеть тебя иначе они не могут. Хорошо, что я накануне так и не собрался в парикмахерскую и не сбрил свою отросшую бороду. Она производит фурор. Дети хохочут, скользят руками по лицу, бороде и очкам.
Смеется и Милана, слепоглухая девочка лет восьми, которую на уроке учат печатать на специальной машинке для слепых.
— Милана, это бо-ро-да. Скажи «бо-ро-да», — громко говорит ей в ухо, к которому присоединен слуховой прибор, воспитательница.
— Ба-ра-да, — повторяет Милана сквозь смех.
— А у Миланы есть борода?
— Есть, — вдруг говорит она, и скользит руками и по своему подбородку.
То ли девочка не понимает пока, что подбородок и борода не одно и то же, то ли думает, что, хотя это разные предметы, их обозначает одно и то же слово.
Если со слепоглухими можно общаться, то только так — вплотную, очень тесно, рука к руке. Хотя тема слепоглухоты напоминает длинный спуск в туннель. Чем дальше идешь, тем больше понимаешь, насколько сложно в этот мир по-настоящему войти. Все мы люди чувствительные, жалостливые — более или менее. Первый вид человека, лишенного сразу зрения и слуха, не может не вызвать острого сочувствия. Но вот дальше… Трудно эмоционально, затратно психически и дальше спускаться в «страну тьмы и молчания». Есть следующая статистика — даже те, кто решил посвятить себя работе со слепоглухими, уходят с нее в среднем через два года. Больше не выдерживают.
Правда, эта статистика касается взрослых слепоглухих. Больные дети — совсем другое дело. Их гораздо больше жалеют. Только вот когда они вырастают и перестают быть детьми, многие из них заканчивают жизнь в полном забвении по интернатам и домам престарелых, беспомощные и никому не нужные. И выхода пока нет.
Над пропастью во ржи
— Никто не хочет заниматься слепоглухими после 18 лет! Понимаете, никто! И мы в это упираемся. И мы говорим друг другу порой: ну зачем мы их подымаем с коленок, зачем?
— И зачем?
— Не знаю, ни за чем. Мы в яму работаем, понимаете? Если потом их кроме интернатов нельзя никуда пристроить, то зачем вообще всё? Там их ждет медленное или даже скорое угасание. Если бы у нас в стране сейчас существовали хоть какие-то общины взрослых слепоглухих. Ведь как было при Советской власти? К ней можно по-разному относиться, но существовала продуманная система. Были специальные предприятия при Обществе слепых, общежития, достойная работа. У нас в Сергиевом Посаде вообще беды не было. Было прекрасное предприятие, слепоглухие находились в группах по 11-12 человек. Они работали, кто мог — учился в вечерней школе. И пусть их жизнь была не такая богатая, не такая радостная и счастливая, как хотелось бы, но она была простроенная — от рождения и до смерти. А в девяностые все рухнуло. Раньше государство заботилось о них и их защищало. А сейчас они никому не нужны. Мы-то — другое дело. Мы им тут все устроили.
Так практически в один голос говорят все воспитатели. Оттого что в Сергиевом Посаде слепоглухим детям так хорошо, еще отчетливее видна трагедия взрослых слепоглухих. В детском доме большие светлые и чистые комнаты, мягкие ковры, игрушки, плееры и компьютеры для детей постарше. Трогательное отношение к детям со стороны воспитателей. Постороннему глазу сразу видно: дети знают, что их любят. Они открыты для общения, льнут к своим воспитателям и преподавателям. Стайка детей окружает и обнимает в коридоре вышедшую туда директора Галину Константиновну Епифанову. Поездка детей к воспитателю в гости домой — обычное дело. Педагоги здесь подбираются годами. Если приходят люди случайные, то они скоро понимают, что не могут здесь работать, и быстро уходят.
Но эти старания — в каком-то смысле действительно в никуда, потому что большинство выросших детей потом некуда отправлять. Кого-то забирают обратно в семью. Других сегодня ждут только интернаты — общего профиля (и это еще хорошо!) и специализированные, т. е. психоневрологические. Раньше, в советское время они дальше шли работать на специализированные предприятия — в окружение таких же, как они. Но сейчас выходит, что Сергиево-Посадский детский дом — замечательное место, за которым дальше обрыв, ничто. Дети здесь — словно над пропастью во ржи.
Символично, что детский дом расположен на улице Пограничной. И дело не только в том, что здесь живут дети, оказавшиеся на границе между светом и тьмою, миром звуков и миром бессловесным. Название улицы подсказывает, что дом — словно форпост на границе. Здесь начинается война за то, чтобы вырвать детей из страшной страны тьмы и молчания. Но ведется она только на ограниченном участке, почти в одиночку, и хотя свою задачу выполняет на пять с плюсом, дальше эта война пока почти проиграна.
Просто дети
Маленькой Анжеле всего три годика. Она только слепая, слух у нее в норме. Когда я уже ей предлагаю потрогать свою бороду, она несмело вплотную подходит ко мне, и аккуратно, трепетно «осматривает» мое лицо своими руками. Волна теплой и мягкой, доверчивой беспомощности исходит от ребенка, от его рук.
В другой комнате для игр полностью слепоглухие дети. Маленький Ваня топчется туда и сюда, размахивая по сторонам схваченным за ногу плюшевым медведем. Попутно он охаживает им по голове четырехлетнюю Злату. Та лишь отмахнулась от него и занялась своими делами. Покружила по комнате, подошла к столику с учебными предметами. Схватила мыло и стала его грызть. Воспитательница мягко отбирает у нее мыло и говорит:
— Злата у нас умница, самостоятельная. Хорошо ориентируется. Может даже, например, сама прийти в столовую из комнаты. И обратно из столовой тоже знает дорогу.
В доме очень разные дети. Есть и продвинутые, которые неплохо учатся по общеобразовательной программе, играют на музыкальных инструментах. Например, я познакомился с Колей, Никитой и Кристиной, которые замечательно поют хором вместе с другими своими товарищами. Читают интересные книги и играют на музыкальных инструментах. В детском доме есть даже своя рок-группа.
Но таких детей меньшинство. Большинство все-таки — со множеством нарушений, со сниженным интеллектом. Они не могут блистать на уроках, поговорить со взрослым гостем о любимых стихах и книгах. Их учат по очень простым программам: счету, элементарному чтению, простым бытовым действиям и трудовым операциям.
Но даже по поводу умных и развитых детей, особенно если это сироты, воспитатели переживают, как же они будут дальше. Семьи у них нет. Вряд ли их кто-то усыновит. Куда же им потом? Неужели в интернат?
При этом многие из них могут, могут жить полноценной жизнью. Например, трое выпускников детдома недавно про-шли специальное обучение в Павловске на художников-оформителей и работают теперь дизайнерами. Две выпускницы детдома тоже совсем недавно получили высшее образование и работают здесь же воспитателями. В семидесятые годы прошлого века на всю страну прогремела история о так называемом Загорском эксперименте: четыре слепоглухих выпускника этого детского дома окончили психологический факультет МГУ. Один из них стал доктором психологических наук. Другой — кандидатом философских наук и президентом Европейского союза слепоглухих.
Могу ли я быть счастлив?
Соблазн самоубийства
Можно ли сказать, что все слепоглухие несчастны? А это, как ни странно, кто как. Юрий Лернер, один из четверых выпускников Сергиево-Посадского (тогда Загорского) детского дома для слепоглухих, которые в 70-е годы прошлого века окончили психологический факультет МГУ, еще тогда, лет сорок назад спросил Александра Мещерякова, психолога и педагога, который очень много сделал для слепоглухих:
— Как вы думаете, могу я быть счастлив?
Тот растерялся, но виду не подал. Педагог все-таки. Осторожно спросил:
— А как ты сам думаешь?
— А я, — ответил Юра, — счастлив — в самом точном смысле этого слова. Ведь несчастье — это иметь что-то и потерять. Я же ничего не имел, но каждый день нечто приобретаю.
Конечно, каждая живая душа занимает только ей отведенное Богом место в мире, и каждый нужен на этом свете. Но все же как много порой стараний должны приложить окружающие слепоглухого люди для того, чтобы он, брошенный в бездну беспомощности, начал «приобретать» и почувствовал себя нужным. Чтобы на нем, слепом и глухом, явились дела Божии (Ин 9:2–3). Вот, говорят, и Лернер несколько лет назад умер в полном одиночестве в специализированном интернате.
А его товарищ по учебе в МГУ Александр Суворов (ставший доктором психологических наук) говорит, что «соблазн самоубийства наверняка приходится преодолевать всем, ослепшим и оглохшим в зрелом возрасте. Может возникнуть этот соблазн и у слепоглухих с детства… Я тяжело пережил такое осознание в шестнадцать лет, а соблазн самоубийства — при всей величайшей самоотверженности друзей — преодолеваю с двадцати лет».
В храме
— Закройте свои глаза, заткните свои уши, и попробуйте в таком состоянии пожить, например, час. Походить по дому, ни на что не натыкаясь, заняться своими обычными делами, пообщаться с близкими… Потом, когда наконец-то откроете глаза, вы вдруг поймете, насколько же вы на самом деле счастливы.
Иеромонах Мелитон (Присада), насельник Троице-Сергиевой Лавры и настоятель храма Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому при детском доме, говорит нам эти слова почти на бегу, вечно куда-то торопясь. Он весь в заботах. Потом, в половине пятого, уже перед всенощной, жуя булочку и запивая ее молоком, он опять между делом нам говорит:
— Мой завтрак. Первый раз ем сегодня.
Такая занятость настоятеля храма при детском доме слепоглухих понятна. Даже за обычными детьми нужен постоянный присмотр. А слепые и глухие детишки, тем более слепоглухие, нуждаются в помощи и контроле во сто крат больше. Постоянно нужно помогать: кого-то привести, кого-то специально встретить, с кем-то подольше поговорить, потому что такие дети вообще делают все гораздо медленнее, чем их зрячеслышащие сверстники.
Исторически именно Церковь первая занялась слепоглухими. И занималась ими всегда в основном только она. Даже дактильную, т. е. «пальцевую», азбуку для общения слепоглухих создали испанские монахи в XVI веке. Лишь в XIX веке слепоглухоту как явление начинают анализировать психология и педагогика, а государство и общество пытаются хоть как-то заниматься и слепоглухими инвалидами. Однако поскольку это очень трудно, до сих пор в подавляющем большинстве стран слепоглухота даже не признается особым видом инвалидности. То есть слепоглухие для государства как бы и не существуют вовсе.
Был еще в нашей стране, как уже говорилось, Загорский эксперимент: окончить МГУ четверым воспитанникам детдома помогали ведущие советские философы и психологи. Во многом ими двигал идеологический мотив — показать, что советская наука может совершать те чудеса, которые раньше приписывались Богу: чтобы немые говорили, а слепые видели. Пусть они во многом ошибались, нетерпимо относились к Церкви — как к своему сопернику. Но они все-таки сделали доброе дело — вырвали хотя бы некоторых из плена слепоглухоты. С их стороны это было настоящим подвижничеством. Впрочем, эксперимент уже давно закончен, философы к слепоглухоте как-то снова охладели. И лишь Церковь по-прежнему привычно берется за эту заботу и радостно и с достоинством несет и этот крест.
Отец Мелитон говорит, что сегодня около двадцати детей в доме являются активными участниками богослужений. Они поют на клиросе, являются чтецами, выносят свечи из алтаря.
Конечно, здесь есть и свои трудности. Бывает и такое, что дети, которые раньше активно ходили в храм, вдруг охладевают к богослужениям. Как это вообще свойственно подросткам, они начинают больше увлекаться компьютерами или современной музыкой. Свою роль играет и влияние сверстников. Но бывает и по-другому.
В детдоме выросли две слепоглухие девочки-сестры — Вера и Надя. Их все здесь очень любили, но им пришло время возвращаться домой. И отец Мелитон рассказывает:
— Очень интересно получилось с этими сестрами. Перед тем как их забрать, покрестился их отец, сам уже будучи в пенсионном возрасте. А на следующий же день они с супругой повенчались. Так слепоглухие дети привели к Богу папу и маму. То, что их девочки были воцерковлены и что при детском доме был храм, сыграло во всем этом огромную роль.
— А что особенно важно для слепоглухих?
— Постоянство. Как, например, в пространстве, им важно, чтобы был четкий порядок, чтобы каждая вещь всегда была на своем месте, чтобы они могли ее найти на ощупь. Также им очень важно постоянство в человеческих отношениях. Они очень ценят постоянство и верность. И если есть такой человек, они за ним пойдут в огонь и воду. В том числе и в храм пойдут, если он их поведет.
Уже после возвращения из детского дома я понимаю, насколько это на самом деле логично — то, что многие слепоглухие находят постоянство и верность именно в Церкви. Действительно, где же еще в этом мире найти столь надежную опору и твердыню? Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф 24:35).
Но миссионерской работы в этом направлении пока еще непочатый край. Наша Церковь уже активно занимается слепоглухими детьми. Как хочется, чтобы как можно скорее пришла очередь и взрослых слепоглухих — все еще самых одиноких людей на свете.
Фотографии Владимира Ештокина.