Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу… (Данте, Божественная комедия)
В одном из французских журналов XIX века вскоре после публикации «Иллюстрированного Инферно», гравюр Доре к первой части «Божественной комедии» Данте, было написано: «Мы склонны полагать, что концепция и интерпретация поэмы исходят из одного и того же источника. Перед нами мистический и торжественный диалог Данте Алигьери и Гюстава Доре об инфернальных тайнах потустороннего, открывшихся их проницательным душам во время этого сложного исследовательского путешествия».
Знаменитая аллегорическая поэма в современном восприятии неразрывно связана именно с иллюстрациями великого Доре. Даже сегодня, более чем полтора века спустя после первой публикации его гравюр, интерпретация «Божественной комедии», предложенная французским художником, все еще определяет наше видение поэмы.
Данте следует за Вергилием на гору, 1868 г.
В 1855 году Гюстав Доре начинает работу над серией иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, открыв тем самым грандиозный творческий проект «Шедевры литературы». Гюставу было тогда всего 23 года. Помимо «Божественной комедии» в список Доре вошли также Гомер, Оссиан, Байрон, Гете, Расин и Корнель. То, что Данте оказался в начале этого списка, отражает популярность итальянского поэта во французской культуре середины XIX века.
Паоло и Франческа, 1890 г.
Первоначально интерес французских читателей к «Божественной комедии» ограничивался эпизодами «Паоло и Франческа» (Ад. 5) и «Уголино» (Ад.33).
Граф Уголино вгрызается в затылок своего врага архиепископа Руджери, 1890 г.
В ХIХ веке поэма Данте приобретает все большую популярность: возникают многочисленные переводы комедии на французский язык, в газетах и специализированных журналах появляется серия критических исследований. Но и это еще не все. Между 1800 и 1830 годами возникает более 200 произведений живописи и скульптуры, посвященных знаменитой поэме.
Приступая к работе над иллюстрациями к поэме Данте, Доре, несмотря на свою молодость, уже был самым высокооплачиваемым иллюстратором во Франции и имел за плечами популярные издания Франсуа Рабле и Оноре де Бальзака. Однако убедить своего издателя Луи Ашетта профинансировать столь амбициозный и дорогостоящий проект он все-таки не смог. Поэтому публикацию первой книги 1861 года финансировал сам художник.
Харон, перевозчик душ умерших через реку Стикс, 1890 г.
Выход «Иллюстрированного Инферно» в 1861 году сопровождался огромным успехом. Луи Ашетт вызвал Доре срочной телеграммой: «Успех! Давай быстрее! Я осел!»
Вскоре, опираясь на растущую популярность Гюстава Доре, издательский дом «Ашетт» опубликовал иллюстрации к двум другим частям; «Божественной комедии» – «Чистилище» и «Рай» – в одном томе. Популярность поэмы Данте во Франции еще более возросла.
Данте смотрит на нерадивых правителей, 1868 г.
Впоследствии гравюры Доре к «Божественной комедии» появились примерно в 200 изданиях, а переводы с итальянского оригинала стали доступны на нескольких языках.
Иллюстрируя поэму Данте, французский художник отыскал интересное и оригинальное сочетание стилей. В его гравюрах переплетаются черты ренессансного стиля (прежде всего Микеланджело) с элементами северной пейзажной традиции и современной Доре французской поп-культуры.
Позднее художник проиллюстрировал множество других книг – от Библии до «Ворона» Эдгара По. Тем не менее его звездным часом все-таки была «Божественная комедия» Данте. Иллюстрации опубликовали на сайте The World of Dante.
Содержание
Иллюстрации Гюстава Доре к 1-й части «Божественной комедии». Inferno (Ад), 1890 год
Флегий переправляет Данте и Вергилия через реку Стикс.
Вергилий отталкивает политика Филиппо Ардженти в реку Стикс.
Вергилий противостоит дьяволам.
Вергилий указывает на Эриний.
Данте и Вергилий среди еретиков.
Данте и Вергилий у Фаринаты, политического противника Данте.
Данте и Вергилий перед саркофагом папы Анастасия II.
Минотавр.
Кентавры.
Гарпии в лесу самоубийц.
Лес самоубийц.
Данте и Вергилий с Брунетто Латини, флорентийским поэтом и ученым.
Прибытие Гериона.
Герион.
Наказание потворствующих и соблазнителей.
Данте и папа Николай III (с 1277 по 1280 г.), в миру Джованни Гаэтаио дельи Орсини.
Бесы истязают сутяжника.
Alichino, атакующий Ciampolo.
Каиафа, иудейский первосвященник, подавший совет распять Христа.
Наказание воров.
Превращение Агнелло.
Наказание сеятелей раздора.
Бертран де Борн, средневековый трубадур, показывает свою голову.
Данте и Вергилий у Бертрана де Борна.
Данте и Вергилий среди фальсификаторов и фальшивомонетчиков.
Вергилий указывает на Myhrra.
Нимрод и его рог.
Вергилий указывает на Эфиальта и других великанов.
Данте обращается Bocca degli Abati.
Сатана.
Иллюстрации Гюстава Доре ко 2-й части «Божественной комедии». Purgatory (Чистилище), 1868 год
Данте на коленях перед Катоном.
Данте преклоняет колени перед Небесным кормчим.
Ритуал приветствия небесного Кормчего и прибытие душ на берега Чистилища.
Группа душ вокруг Стены рока.
Данте и Вергилий среди последних кающихся.
Буконконте на берегу реки Архиано.
Пия де Толомеи – дама родом из Сиены, предположительно жившая в XIII веке и убитая своим мужем.
Сорделло кланяется Вергилию.
Первая ночь Данте и Вергилия в Чистилище.
Данте среди гордецов.
Арахна.
Данте и Вергилий среди завистников.
Данте и Вергилий с завистливыми душами.
Мученичество святого Стефана.
Марко Ломбардо.
Ангел Мира указывает путь.
Данте среди ленивых.
Данте с папой Адрианом V.
Данте, Вергилий и Статий среди похотливых.
Перед Стеной пламени, которое сжигает похотливых.
Мательда собирает цветы.
Процессия из двадцати четырех старейшин.
Три теологические добродетели, 1868 г.
Мательда погружает Данте в Лету, 1868 г.
Вознесение.
Гигант и блудница.
Иллюстрации Гюстава Доре к 3-й части «Божественной комедии». Paradise (Рай), 1868 год
Пиккарда Донати и души, которые не смогли соблюсти свои обеты.
Мириады светящихся душ.
Данте и Беатриче поднимаются на сферу Марса.
Души воинов веры образуют крест.
Души кружатся перед Данте.
Души в виде фигуры орла.
Души искрятся.
Данте видит Золотую лестницу, по ступеням которой спускаются души.
Данте смотрит на Беатриче, и все остальные мысли покидают его.
Святой Иоанн рассказывает Данте о любви.
Небесное воинство поет древний христианский богослужебный гимн.
Сверкающие круги небесного воинства.
Святое воинство в форме Небесной Розы.
Беатриче на своем престоле Небесной Розы.
Публикацию подготовила Юлия Митина по материалам The World of Dante.
1 круг — Лимб
Александр Литовченко
Первый круг ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.
Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.
2 круг — Сладострастие
William Blake
У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.
3 круг — Чревоугодие
Цербер
В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.
4 круг — Жадность
Гюстав Доре
Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.
5 круг — Гнев и Лень
Гюстав Доре
Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Страж: Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.
6 круг — Для еретиков и лжеучителей
Фурии
Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры-Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.
Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.
7 круг — Для насильников и убийц всех мастей
Гюстав Доре
Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.
Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.
8 круг — Для обманувших недоверившихся
Сандро Ботичелли
Пристанище сводников и обольстителей, состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный девятый круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.
Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.
9 круг — Для отступников и предателей всех сортов
Гюстав Доре
В самом центре преисподней — ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.
Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.
This entry was originally posted at http://zharevna.dreamwidth.org/510967.html. Please comment there using OpenID.
LiveInternetLiveInternet
Bo4kaMeda
Одними из лучших иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери являются акварели и гравюры английского художника и поэта Уильяма Блейка (1757-1827), известного также своми работами по к библейской «Книге Иова». Блейк начал работу над циклом иллюстраций к «Божественной комедии» за год до смерти и не успел закончить начатое. Сохранились иллюстрации, в том числе незаконченные, почти ко всем песням «Ада» и частично были проиллюстрированы «Чистилище» и «Рай».
В этой подборке представлены акварели, эскизы, гравюры к песням «Ада».
01. Песнь 1-я. Вергилий, Данте и три зверя: рысь (символ сладострастия), лев (гордость) и волчица (корыстолюбие).
02. Песнь 2-я. Данте и Вергилий в сумрачном лесу
03. Песнь 2-я. Вергилий рассказывает Данте, что был призван Беатриче
04. Песнь 3-я. Вергилий и Данте у врат Ада. Надпись «Входящие, оставьте упованья»
05. Песнь 3-я. Харон и ничтожные души на берегу реки Ахерон
06. Песнь 3-я. Харон и души, собирающиеся пересечь реку Ахерон
07. Песнь 4-я. Гомер, Гораций, Овидий и Лукан в Лимбе (первый круг Ада)
08. Песнь 4-я. Гомер («с мечом в руке, величьем осиян»)
09. Песнь 5-я. Минос, назначающий грешникам степень наказания
10. Песнь 5-я. Второй круг (сладострастники). Знаменитые любовники Франческа да Римини и Паоло Малатеста
11. Франческа да Римини и Паоло Малатеста
12. Песнь 6-я. Треглавый пёс Цербер, терзающий чревоугодников в третьем круге Ада
13. Вторая версия Цербера
14. Песнь 7-я. Плутос, охраняющий доступ в четвертый круг Ада, где казнятся скупцы и расточители
15. Песнь 7-я. Богиня Фортуна.
Ты видишь, сын, какой обман летучий
Даяния Фортуны, род земной
Исполнившие ненависти жгучей
16. Песнь 7-я. Круг пятый. Гневные в Стигийском болоте.
17. Песнь 7-я. Круг пятый. Данте и Вергилий у подножия башни на Стигийском болоте
18. Песнь 8-я. Вергилий отталкивает Филиппо Ардженти (флорентийского рыцаря, отличавшегося при жизни надменностью и бешеным нравом) от лодки Флегия (перевозчика душ через Стигийское болото)
19. Песнь 9-я. Падшие ангелы у ворот города Дита
20. Песнь 9-я. Небесный ангел у ворот города Дита
21. Песнь 10-я. Круг шестой (еретики). Данте и Фарината дельи Уберти — глава флорентийских гибеллинов, осужденный как подражатель Эпикура.
22. Песнь 12-я. Данте, Вергилий и Минотавр — страж 7-го круга Ада, где страдают насильники.
23. Песнь 13-я. Круг 7-й, второй пояс. Гарпии в лесу самоубийц
24. Песнь 13-я. Адские гончие охотятся на насильников над своим достоянием.
25. Песнь 14-я. Круг 7-й, третий пояс. Насильники над божеством, опаляемые адским пламенем.
26. Песнь 14-я. Царь Капаней — непримиримый богохульник, которого и оггненный дождь не мягчит. Был одним из царей, осаждавших Фивы. Взойдя на вражескую стену, он бросил дерзкий вызов богам, охранителям Фив, и самому Зевсу, который поразил его молнией.
27. Песнь 14-я. Критский Старец, описанный Вергилием как символ человечества, прошедшего через золотой, серебряный, медный и железный век, а сейчас опирающегося на хрупкую глиняную стопу. Близок час его конца.
28. Песнь 16-я. Круг 7-й, третий пояс. Насильники над естеством (содомиты). Данте беседует с Якопо Рустикуччи, который говорит, что в его злосчастьях виноват нрав его супруги. Эти слова толкуют двояко: или супруга была холодна к нему и тем самым побудила его стать гомосексуалистом или, как считал, например, Джованни Боккаччо, наоборот, была слишком развращена и заставила мужа совершить содомский грех с нею (содомия в средневековом понимании — это не только сексуальные контакты между мужчинами, но и отличные от вагинального полового акта гетеросексуальные практики (например, анальные и оральные контакты).
29. Песнь 17-я. Данте и Вергилий едут на Герионе — страже 8-го круга, где караются обманщики.
30. Песнь 18-я. Круг 8-й, первый ров (сводники и обольстители).
31. Сводники и обольстители
32. Песнь 18-я. Круг 8-й, второй ров (льстецы). Данте и Вергилий смотрят на льстецов, погруженных в кал. Среди них — гетера Фаида (героиня комедии Теренция «Евнух»).
33. Песнь 19-я. Круг 8-й, третий ров (святокупцы). Папа Римский Николай III (в миру — Джованни Гаэтано дельи Орсини)
34. Песнь 20-я. Круг 8-й, четвертый ров (прорицатели).
35. Песнь 21-я. Круг 8-й, пятый ров (мздоимцы). Бес швыряет грешника
36. Песнь 21-я. Данте прячется за скалой, пока Вергилий говорит с бесами
37. Песнь 21-я. Бесы ведут Данте и Вергилия
38. Песнь 22-я. Бесы ведут Данте и Вергилия
39. Песнь 22-я. Взяточник Чамполо, мучимый бесами
40. Песнь 22-я. Драка бесов
41. Песнь 23-я. Данте и Вергилий спасаются от бесов
42. Песнь 23-я. Круг 8-й, пятый ров (лицемеры). Каиафа — иудейский первосвященник, подавший совет распять Христа. В Аду распят сам Каиафа.
43. Песнь 24-я. 8-й круг, 7-й ров. Воры, мучимые змеями
44. Воры
45. Песнь 24-я. Змея атакует Ванни Фуччи, виновника многих убийств и грабежей, в том числе ограбления ризницы Пистойского собора.
46. Песнь 25-я. Ванни Фуччи показывает кукиши Богу
47. Песнь 25-я. Кентавр Как, укравший у Геркулеса (Геракла) четырех быков и четырех овец из стада Гериона
48. Песнь 25-я. Аньелло Брунеллески превращается в змея
49. Аньелло Брунеллески
50. Песнь 25-я. Змея нападает на Буозо Донати
51. Песнь 25-я. Франческо Кавальканти превращается в человека, а Буозо Донати — в змея
52. Песнь 26-я. 8-й круг, 8-й ров. Лукавые советчики. Герои Троянской войны Диомед и Улисс (Одиссей) горят в пламени Ада
53. Песнь 28-я. 8-й круг, 9-й ров. Зачинщики раздора. Пророк Магомет (Мухаммед) — основатель ислама, новой религии, появившейся после христианства и тем самым, в глазах Данте, внесший в мир новый раскол. Рядом с Магометом — его зять Али с рассеченной головой (Али был убит ударом сабли по черепу). Его последователи (шииты) стали причиной раскола уже внутри ислама. С мечом в руках — бес, калечащий грешников.
54. Песнь 28-я. Без головы — Бертрам де Борн — провансальский трубадур, под влиянием которого начался раздор в Англии. С отрубленными кистями рук — Моска деи Ламберти, положивший начало разделению флорентийцев на гибеллинов и гвельфов.
55. Песнь 30-я. Круг 8-й, ров 10-й. Поддельщики людей, денег и слов
56. Песнь 30-я. Джанни Скикки и Мирра, выдававшие себя за других. В Аду они кусают других грешников.
57. Песнь 31-я. Колодец гигантов. Гиганты — персонажи греческой мифологии, пытавшиеся взять приступом небо и низвергнутые молниями Зевса.
58. Песнь 31-я. Царь Немврод, замысливший построить Вавилонскую башню до небес
59. Песнь 31-я. Эфиальт — бывший предводитель гигантов
60. Песнь 31-я. Антей помогает Данте и Вергилию
61. Песнь 32-я. Девятый круг, первый пояс (предатели родных). Братья Альберти, убившие друг друга
62. Песнь 32-я. Круг 9-й, второй пояс (предатели родины и единомышленников). Данте случайно ногой ушиб висок Бокке дельи Абати — предателю, отрубившему руку знаменосцу флорентийской конницы
63. Песнь 32-я. Данте таскает за волосы Бокку дельи Абати, отказывающегося назвать своё имя. Слева — Уголино делла Герардеска, грызущий архиепископа Руджери дельи Убальдини.
64. Песнь 33-я. Уголино делла Герардеска и Руджери дельи Убальдини. Уголино делла Герардеска, граф Доноратико, стоявший во главе Пизанской республики. В 1285 г. он разделил власть со своим внуком Нино Висконти, но вскоре между ними возник раздор. Этим воспользовались его враги, руководимые архиепископом Руджери дельи Убальдини, который, под личиной дружбы с Уголино и обещая ему содействие в борьбе с Нино, тайно вел интригу претив обоих. В 1288 г. он принудил Нино покинуть Пизу, а против Уголино поднял народный мятеж, обвиняя его в государственной измене. Уголино вместе с двумя сыновьями и двумя внуками был заточен в башню, где их затем уморили голодом (в мае 1289 г.). Руджери был провозглашен правителем республики, но вскоре смещен. Он умер в 1295 г. Чтобы предотвратить разгром Пизы гвельфской коалицией, Уголино уступил три замка Флоренции и пять замков Лукке. За это сторонники Руджери объявили его изменником. По-видимому, Данте не видит здесь предательства и помещает Уголино в Антенору за его борьбу с Нино Висконти, расценивая это стремление к единовластию как измену интересам родины. Казнь Руджери вдвойне страшна, потому что этот предатель родины предал и своего сообщника.
65. Песнь 34-я. Люцифер. В трех пастях Люцифера казнятся те, чей грех, по мысли Данте, ужаснее всех остальных: предатели величества божеского (Иуда, предавший Христа) и величества человеческого (Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря), то есть тех двух властей, которые, согласно его доктрине, должны совместно (в лице первосвященника и в лице императора) вести человечество к блаженству вечному и к блаженству земному.
Те, кто читал «Божественную комедию» видят ад глазами Данте, и открывается он перед ними знаменитыми словами «Оставь надежду, всяк сюда входящий».
На протяжении веков лучшие мастера своего времени пытались изобразить эпические масштабы дантевского Ада. Ужасы, которые скрывали врата, становились предметами изобразительного искусства так часто, что почти сразу вставали на одну ступень с самой «Комедией».
Репродукции этих работ сегодня встречаются почти в каждом современном издании поэмы. И среди этих произведений есть то, которое стало одной из самых узнаваемых обложек дантевской «Комедии» о жизни внутри кругов Ада.
«Данте и Вергилий» (1850) Вильям Бугро
На одном из самых знаменитых творений французского живописца XIX века изображен 8 круг Ада Данте. Здесь за свои прегрешения расплачиваются колдуны, льстецы, обольстители, лицемеры и лжесвидетели. Картина выделяется своим мастерством изображения и гиперреализмом: тень, мышцы тела, позы. Бугро выбрал один из самых пугающих и страшных праздников ужаса, какой только можно было найти в «Комедии».
«Ладья Данте» (1822) Эжен Делакруа
Французский художник XIX века Эжен Делакруа «списал» Ад с 8 песни. Здесь Данте и Вергилий пересекают реку Стикс на фоне пылающего Города мёртвых. Из вод реки, к ладье путников, вздымаются души грешников. В свое время именно эта картина вдохновила Бугро на создание своего шедевра — «Данте и Вергилий».
«Круги ада» (1480-1495) Сандро Боттичелли
Одна из 7 иллюстраций Боттичелли к «Божественной комедии» была создана в конце XV века в стенах Ватиканской апостольской библиотеки. Работа представляет собой настолько детальное изображение путешествия в Ад, что можно проследить даже остановки, которые делали Данте и Вергилий.
«Властитель тьмы» (1965) Сальвадор Дали
Сальвадор Дали к 700-й годовщине со дня рождения Данте создал (более) 100 акварелей на «Божественную комедию». Заказ поступил от правительства Италии, но вскоре был отменен, так как выяснилось, что художник не итальянец. Тем не менее Дали продолжил работу и завершил серию картин к 1965 году.
«Врата ада» (1880-1917) Огюст Роден
Эти впечатляющие ворота в Ад является одним из величайших творческих достижений Родена. Врата состоят из более чем 200 фигур: «Мысль», «Поцелуй», «Адам и Ева» и пр. Что интересно, Роден писал свой Ад не только с «Божественной комедии», но и со сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера.
Иллюстрации к «Божественной комедии» ( 1826 году ) Уильям Блейк
Более 100 иллюстраций в виде карандашных набросков, акварелей и гравюр должны были стать частью большого замысла, который преследовал английский поэт и художник Уильям Блейк. Но увы, в 1827 году Блейк скончался, оставив незавершенным цикл иллюстраций к «Комедии». На картине выше изображен 8 круг, второй ров, в котором искупают свои грехи льстецы. Данте и Вергилий смотрят на льстецов, погруженных в кал. Среди них — гетера Фаида (героиня комедии Теренция «Евнух»).
Люцифер, иллюстрации «Божественной комедии» (1757-1758) Антонио Затта
Антонио Затта миру больше известен как картограф, но он с большим удовольствием брался и за такие художественные материалы. Зетта на одной из самых знаменитых гравюр, посвященных «Божественной комедии», изобразил последний, 9 круг и самого Люцифера.
Иллюстрация к «Божественной комедии», Ад (1861) Гюстав Доре
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины…
Доре дал графическую жизнь таким великим литературным произведениям, как «Дон Кихот», «Ворон», («Библия») и, конечно, «Божественная комедия». Серия гравюр, посвященная дантевскому аду, стала настолько известная и узнаваема, что встала наряду с самой поэмой. Доре смог перенести темную, мрачную, полную тоски и ужаса атмосферу пути Данте к Беатриче.
Ерицян Мэри
Понравилось? Расскажи друзьям:
Божественная комедия в живописи
О влиянии работы Данте на творчество знаменитых живописцев.
Ад Данте в живописи
Со времен написания культовой Божественной комедии прошло немало лет, однако, идеи и образы, созданные Данте, вдохновляют художников на написание иллюстраций к поэме, а скульпторов на создание различных памятников. Некоторые мастера весьма скрупулезно воссоздавали детали произведения, другие привносили свои идеи.
Сандро Боттичелли (1445–1510)
В 1550 году Джорджо Вазари писал следущее:
Являющийся образованным художником, Боттичелли написал комментарии к некоторым частям поэмы Данте, а затем иллюстрировал Ад и собрал все воедино.
Стоит отметить, что первые комментарии к комедии были опубликованы во Флоренции, в 1481 году, когда она только набирала популярность. Иллюстрации мастер создал в 1490-х годах, для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Работа являлась беспрецедентной. В то время было принято создавать иллюстрации книг в формате небольших изображений, акцентируя внимание на тексте, однако, у Боттичелли они больше похожи на картины. Многочисленные и крупные, они сопровождают каждую песнь поэмы. Художник был чрезвычайно внимателен к первоисточнику, точно изображая каждую сцену. Многие иллюстрации были растеряны, некоторые лежат в музеях Ватикана и Берлина.
Боттичелли также составил очень подробную карту подземного мира. Знаменитая карта, как и другие работы художника, считается одним из самых точных изображений ада по Данте. Восхищение, которое живописец испытывает к поэту, можно видеть в портрете Алигьери, созданном в 1495 году для библиотеки Боттичелли.
Страданус (1523–1605)
Известный под именами Ян ван дер Страт, Джованни Страдано и Страданус, фламандский живописец жил во Флоренции и был близок с семьей Медичи. Несмотря на то, что художник был одним из ведущих мастеров итальянского маньеризма, он не забывал о своем происхождении, что отчетливо видно в серии иллюстраций к Божественной комедии. Суровый северный характер раскрывается прежде всего в изображениях Инферно, содержащих демонические образы и жуткие ландшафты.
Данте и Вергилий пересекают реку Стикс с помощью паромщика Флегия
Уильям Блейк (1757–1827)
102 рисунка Блейка, иллюстрирующих комедию, были введены в эксплуатацию в 1825 году. После смерти художника, два года спустя, было найдено множество набросков и предварительных композиций.
В отличие от Боттичелли, Блейк не только уделяет внимание деталям поэмы, но и привносит собственную точку зрения на ключевые сцены. Образы, созданные Уильямом, иногда намекают на критическое отношение к труду Данте, хотя и имеют множество признаков, свидетельствующих об интеллектуальной симпатии поэта и художника.
Поль Гюстав Доре (1832–1883)
Доре был известным французским художником. Начав свою карьеру в возрасте 16-ти лет, он работал иллюстратором для газет и издательств. Его работы ценились за то, что удачно совмещали элементы реализма и романтизма, а также хвалились за потрясающее изображения тел и внимание к анатомии. Огромного успеха живописец достигает в 1865 году, благодаря своим иллюстрациям к Библии.
Уже в 1855 году Доре планировал создать серии иллюстраций к шедеврам мировой литературы. В списке авторов, помимо Гомера, Оссиана, Гете и других, был также и Данте Алигьери. Этот проект Гюстав реализовал в промежутке между 1861 и 1868 годами, и был так вдохновлен Божественной комедией, что сам финансировал создание рисунков к Аду.
Восхищение поэмой в 19 веке было велико, поэтому иллюстрированная книга Доре в кротчайшие сроки достигла успеха. В дальнейшем была закончена работа над Чистилищем и Раем, а сама книга переведена на многие языки.
Иллюстрации Доре к комедии шедевральны. Мастер сумел передать сверхъестественную атмосферу поэмы, помогая зрителю погрузиться в сюжеты, поставив себя на место главного героя. Гюстав смог донести структуру жизни и смерти, изобретенную Данте, созданную на четыре века ранее.
Вильям Бугро (1825–1905)
Автор многих реалистичных картин на мифологические и религиозные темы не был по достоинству оценен при жизни, во многом из-за его негативного отношения и отказа от импрессионизма и авангарда. С Божественно комедией связана работа «Данте и Вергилий в аду», в которой герои сталкиваются с алхимиками, фальшивомонетчиками, лжесвидетелями и самозванцами. Джанни Скикки, узурпатор и обманщик, вцепился в шею Капаччо, еретика и алхимика. Они бьют друг друга руками, ногами, головой, разрывая тела на куски.
Данте и Вергилий
Франц фон Байрос (1866–1924)
Австрийский живописец и писатель фон Бойрос известен благодаря иллюстрациям эротических книг (Декамерон Боккаччо, Сказки тысячи и одной ночи). Рисунки Байроса по Божественной комедии наполнены влиянием Густава Климта, Коломана Мозера, Альфонса Мухи, а также стилем прерафаэлитов.
Сальвадор Дали (1904–1989)
По случаю 700-го дня рожденья Данте Алигьери, в 1951 году, Дали было поручено создать набор рисунков к Божественной комедии. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве. В сотнях иллюстраций, кроме образов снов и галлюцинаций, характерных для стиля Дали, можно видеть сырость и материальность Ада Данте. Помимо простого создания рисунков на основе поэмы, художник также хотел передать все эмоции и чувства, которые привели Данте к созданию своей загробной жизни. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами.
Взгляд Биатриче. Дали. Обход в долину цветов. Дали. Данте из серии Дали Цербер. Дали.
Божественная комедия в живописи обновлено: Сентябрь 15, 2017 автором: Глеб