Содержание
- Православный пост
- Что такое Православный Пост и зачем его нужно соблюдать?
- ВЕЛИКИЕ ПОСТНИКИ
- Православный Пост — Великие Постники
- Преподобный Захария Постник
- Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский
- Как прежде постились в православной России
- Форум
- 4 истории о настоящем посте
- О людоедстве
- Невольный постник
- Пощусь — когда хочу!
- Зверский пост и кусок курицы
- История Великого поста
- Великий Пост в 2019 году
- Календарь Великого поста в 2019 году
- Страстная седмица
- Что едят в Великий пост
- Великий пост для мирян
- Календарь питания в Великий пост в 2019 году
- Три смысла воздержания в Великий пост
- Можно ли в Великий пост есть рыбу
- Крещение во время Великого Поста
- Венчание и свадьба во время Великого Поста
Православный пост
Православный пост / Сост. Д. Дементьев. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 48 с. — (Серия «Таинства и обряды»)
Что такое пост в православном понимании? Каково его значение и духовный смысл? Когда и как следует поститься по Уставу Церкви? Как избежать вреда от неправильного понимания поста? На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге.
Приводим отрывок из книги.
Смысл поста
Милости хочу, а не жертвы.
Мф 9, 13
Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов).
Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».
Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».
Надо помнить, что и бесы великие «постники»: они вообще ничего не едят. В житии преподобного Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который признался: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить».
«Многие христиане… считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного Суда (см.: Мф 25, 31–46).
Об этом с исчерпывающей ясностью говорится в Книге пророка Исаии. Иудеи взывают к Богу: Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? Господь устами пророка отвечает им: Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис 58, 3–9).
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».
Таким образом, смысл поста также — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель, составляющая пост. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин 4, 8).
Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа».
Один пустынножитель, отвечая преподобному на вопрос: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей?» — отвечал: «Пост — мое; когда захочу, могу его иметь. А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает (см.: Ин 13, 20) — и: не могут сыны брачного чертога поститься, доколе с ними Жених. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься (см.: Мк 2, 19–20)».
Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им было известно, что святитель Тихон во весь Великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы.
О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тим 1, 15)».
Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства, а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.
Поучителен рассказ преподобномученика Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Когда он был еще молодым послушником, наместник лавры отец Леонид (Кавелин) каждый год отпускал его к родителям. И вот, «проезжая однажды через Москву на родину, — рассказывает преподобномученик Кронид, — я остановился у своего дяди. Жизнь, которую вел дядя, была светской. Он ни в среду, ни в пятницу поста не соблюдал. Садясь у них за стол и зная, что нынче среда или пятница, я все же вкушал молоко или яйца. В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу?» Потому я ел все, что мне предлагали. За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон, будто бы стою я в каком-то храме. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на руках Ее. Божия Матерь изображена величиной в рост человека и в короне… Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красоте, я преклонил свои грешные колена пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. К ужасу своему, я вижу: Матерь Божия отвращает от меня Свой лик. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия! Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой божественный лик от меня, недостойного?» И слышу Ее ответ: «Нарушением поста! Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю мою последующую жизнь».
Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».
Говоря о тщеславном прохождении дней поста, можно привести следующий случай из «Древнего Патерика». Когда путешествующие иноки пришли в один монастырь и сели за общую трапезу, там по случаю гостей приготовили вареные овощи. И один из них сказал: «Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы постимся». Тогда старец подозвал его и говорит: «Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал». Так старец отозвался о путешествующем иноке потому, что последний показал свой подвиг, который должен быть тайным.
Опасность такого поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих (см.: Мф 6, 16–18).
От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. Покажите… в добродетели рассудительность (2 Пет 1, 5), — призывает апостол Петр. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. «К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи», — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
«Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».
Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь при этом смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.
Что такое Православный Пост и зачем его нужно соблюдать?
Православная церковь заповедует своим прихожанам вести умеренный образ жизни с особенным выделением периодов непременного воздержания.
Такие дни или недели называются Постом и предполагают отказ от некоторых видов пищи. Наряду с ограничением в еде, людям предписывается поддерживать Пост духовный, совершая добрые дела и искренне молясь Всевышнему. Для чего это нужно? Каково значение Поста и в чем заключается его смысл?
Что такое Православный Пост?
Православный Пост – это особенное время в жизни каждого верующего, в течение которого люди осознанно оказываются от еды для телесного и духовного очищения.
Гастрономическая составляющая в нем является не целью, а только средством истинно духовной жизни, сопровождающейся Покаянием, Причащением и молитвой. Пост без обращения к Господу – это обыкновенная диета, поэтому в православии под ним понимают комплекс различных средств, используемых для борьбы со страстями.
По мнению верующих, самый первый Пост в истории существования человечества был предписан Адаму и Еве, когда Господь запретил им вкушать запретные плоды. Понимание этого действа у христиан основывается на Священном Писании, апокрифических книгах и высказываниях отдельных церковных авторитетов.
Каждый человек сам для себя может решить – поститься ему или нет, но действительно верующие люди должны воспринимать воздержание как борьбу с грехом и совершать Пост с подготовкой и постепенностью.
Для чего соблюдается Пост?
Как душа соединяется с телом, так и Пост телесный соединяется с духовным. Истинное назначение воздержания кроется в стремлении укротить тело и доставить душе чистоту и свободу. По мнению Иоанна Кронштадтского, питаясь без ограничений, человек становится плотским, а соблюдая Пост, он привлекает к себе Святого Духа и становится духовным.
Другими словами, цель ограничений в еде с одновременной молитвой состоит в совершенствовании своей любви к Господу и близким людям, так как именно на любви строится добродетель.
Когда соблюдается Пост?
Посты в православии делятся на однодневные и многодневные. Приступать к ним можно сугубо по желанию или в соответствии с церковным календарем. К однодневным Постам относят воздержание от некоторых видов пищи по средам и пятницам, а также в дни церковных праздников, например в Богоявление. Как правило, в однодневный Пост запрещается есть мясо и молочные продукты, но в отдельных случаях – еще и рыбные блюда.
Многодневных Постов в православии четыре. Великий Пост, приходящийся на 7 недель перед Пасхой, является самым продолжительным и строгим. Это воздержание служит подготовкой к празднованию Воскресения Христова и осуществляется в память о 40-дневном посте Иисуса в пустыне. Успенский Пост, совершаемый во второй половине августа, тоже достаточно строгий, но не такой длинный, как Великий.
Рождественский Пост протяженностью 40 дней начинается в конце ноября и длится до Рождества Христова. Его история восходит ко временам раннего христианства. Изначально воздержание составляло 7 дней, но с XII столетия по решению патриарха Луки Хрисоверга период увеличился до 40 дней.
Четвертый Пост носит название Петров и соблюдается в честь апостолов Павла и Петра. Его продолжительность составляет от 8 до 42 дней и зависит от даты празднования Пасхи. Традиционно начало Поста приходится на понедельник через 7 дней после Дня Святой Троицы, а окончание – на 29 июня (День Петра и Павла).
Какие бывают степени Поста?
В разные праздники устанавливается своя степень Поста, в рамках которой предписывается удержание от тех или иных видов пищи. Так, в Великую Пятницу православным следует полностью отказываться от еды, а в среду на первой неделе Великого Поста приветствуется сухоядение, то есть отказ от еды, которая подвергалась термической обработке.
В Преображение православным разрешается употреблять рыбу, вино и еду, приготовленную на растительном масле, а в пятницу первой недели Великого Поста можно есть только вареную пищу без масла.
Какие существуют ограничения во время Поста?
Кроме воздержания в пище, Православный Пост предусматривает ряд других ограничений. В частности, некоторые богословы считают человеческий язык наихудшим злом, поэтому во время постных дней рекомендуется сокращать разговоры и светские беседы.
Безмолвие может выражаться как отказом от пустословия, так и полным молчанием. Василий Великий полагал, что в Посте нужно давать отдых телу, то есть, помимо ограничений в блюдах, вине и выпечке, истинно верующим желательно воздерживаться от брачных отношений.
ВЕЛИКИЕ ПОСТНИКИ
Православный Пост — Великие Постники
История православия знает многих великих «постников». Расскажу о самых известных.
Много лет прожил отшельником в пустыне Серафим Саровский. Лишь по субботам приходил он в обитель, принимал причастие, брал хлеба на неделю и снова уходил в пустыню.
Одна монахиня рассказывала после смерти отца Серафима, что он поведал ей: все эти годы он питался лишь снытью. Летом варил ее свежую, на зиму сушил и варил суп из сушеной травы.
«Я этим одним питался, сказал отец Серафим той монахине. И о сем братии не открывал!» закончил он с присущим ему тихим лукавством.
А хлеб?.. Хлебом он кормил лесных зверей и птиц.
Сергий Радонежский долгие годы питался только хлебом и водой. У него было строгое правило: вкушать пищу только тогда, когда он вдоволь потрудился физически. Случалось такое, что у него по несколько дней не было и крошки хлеба в его обители, но, говорят, это его нисколько не беспокоило. Гораздо важнее было для него постоянно иметь достаточно работы (он был прекрасный плотник) и времени для молитвы.
Как известно, прожил Сергий Радонежский до глубокой старости и до последних дней пребывал в неустанном труде.
Иоанн Кронштадтский постился очень строго. Однажды он простудился и в самом начале Великого поста заболел. Как известно, больному человеку разрешено послабление поста, тем более что и все врачи в один голос заявили, что отец Иоанн поправится, только если будет хорошо питаться во время болезни. Иоанн выслушал их мнение с полным равнодушием.
Преподобный Захария Постник
Преподобный Захария был постником: ел только зерна и овощи один раз в день после захода солнца. Часто видел ангелов и был весьма страшен для бесов, которые боялись даже его имени. Других сведений о жизни этого святого не сохранилось. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 20-25 лет. Его мощи покоятся в Дальних пещерах.
Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский
Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582-595 г.г.), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или «канонарии») из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.
Как прежде постились в православной России
Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторые из блюд имеют византийское, греческое происхождение, но сейчас невозможно распознать в этих традиционных постных блюдах греческое происхождение.
В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение.
Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы.
Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь малым какой зеленью посыпали, каким маслом заправляли.
Очень были распространены щи, уха, рассольное.
К горячим щам подавали пироги с начинками из каш.
Пироги делали пряженые, то есть жареные в масле, и подовые, печеные.
В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами.
В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, ладогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом.
Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели.
Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки.
Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые из пшеничной муки.
Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь; символом масленицы были пироги с сыром и хворосты вытянутое тесто с маслом.
Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.
Икра осетра и белорыбицы была роскошью; но паюсная, мешочная, армянская раздражающего свойства и мятая, низшего сорта, была доступна самым беднякам.
Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком.
Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икрянки, или икряные блины долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали.
В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку.
Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.
В среду первой недели Великого поста 1667 года Святейшему Патриарху Московскому готовили кушанья: «Хлебца чет, папошник, взвар сладкий с пшеном и с ягоды, с перцем да шафраном, хрен, греночки, капуста топаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюквенный с медом, кашка тертая с маковым сочком».
В постные дни в великосветских домах Москвы или Санкт-Петербурга подавали ту же отварную капусту, политую постным маслом; ели кислые грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи.
Во время постов во всех ресторациях, трактирах, даже самых лучших заведениях на Невском проспекте выбор блюд ничем не отличался от тех, что ели в монастырях. В одном из лучших трактиров Петербурга, «Строгановском», во время Великого поста не было, конечно, не только мяса, но даже и рыбы, а посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень.
За столетия русский постный стол почти не изменился. Вот как описывает Иван Шмелев в романе «Лето Господне» первые дни Великого поста в начале двадцатого века:
«Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а… великая кулебяка на Благовещение, с визигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!..». Конечно, не все эти блюда можно приготовить в наше время. Но некоторые легко можно приготовить и на нашей кухне, из доступных продуктов.
Кстати, многие спрашивают, будут ли в рассылке рецепты постных блюд. Рецептов много выложено на форуме в разделе «Вкусно постимся». Заходите, будем рады, если поучаствуете в сборе рецептов.
Форум
Алсу:
Таня, пост возник в те времена, когда сезонность определяла набор продуктов. Но почему все так догматично сейчас? Я принимаю сердцем идею поста и его символичное значение для очищения и телесного и духовного. Только можно ли как-то объяснить выбор продуктов? Ну чем жареная картошка лучше кефира?
Продукты квашения и брожения тоже не факт как полезны.
Таня, объясни, чем вызваны ограничения? Чем животная пища отягощает?
Моя мама постится во все посты, и каждый заканчивается гипертоническим кризом. Расскажи об идее поста с точки зрения пользы для тела. Вроде я слышала, что при правильном посте тело тоже выигрывает…
Глубоководный Рыб:
> Also писала:
> Таня, пост возник в те времена, когда сезонность определяла набор продуктов.
Ну вот неправда ваша… 😉 И до того наверняка постились…
А на востоке ламы в тибетских монастырях вообще без перерыва всю жизнь постятся, причем такую гадость хавают просто жуть, всю жизнь тсампа и чай, тьфу… А мы тут жалуемся что нам тяжко 😀
> Also писала:
> Таня, объясни, чем вызваны ограничения? Чем животная пища отягощает?
На эту тему вообще можно трактат написать…
Попробую вкратце в меру своего скромного разумения…
Во-первых полностью животную пищу никто не отвергает. Для жизни в миру это богатый источник калорий. 🙂 Но животная пища тяжелая, молоко например тяжело усваивающийся продукт, поэтому например кисломолочные гораздо лучше. Продукты переработки животной пищи загаживают организм куда больше чем растительные, при этом в отличие от растительная пища сама по себе способствует очистке. Животная пища поставляет кучу калорий в малом объеме, т.е. пока почувствуешь себя «сытым» недолго и обожраццо… 😉 Растительная пища в основном малокалорийная, способствует очистке, и шлаков таких не оставляет…
Далее… Чем она отягощает.
Тяжелая пища сильно мешает человеку контактировать с миром духовным, это «приземляет»…
Сытое брюхо не только к ученью глухо…
> Also писала:
> Моя мама постится во все посты, и каждый заканчивается гипертоническим кризом. Расскажи об идее поста с точки зрения пользы для тела. Вроде я слышала, что при правильном посте тело тоже выигрывает…
Так может сначала гипертонию вылечить, а потом поститься?..
А так физиологически пост полезен, это же капитальная чистка организма…
Здоровому пост на пользу, не совсем здоровому тоже поможет выздороветь, но это все-таки поначалу серьезная нагрузка для нашего загаженного нездоровым питанием и зачастую перееданием организма. А если человек еще и перманентно болен?..
Ну вот проведем аналогии на примере простом и понятном. 😉
Жил да был себе автомобильный двигатель (организм). И кормили его всю жизнь минеральным маслом дрянного качества (тяжелая пища). Естественно это масло сильно угорало (шлаки в организме) и все эти лаковые, смолистые, шлаМовые отложения радостно откладывались где попало в камерах сгорания в виде нагара, во втулках клапанов (от этого еще так смешно клапана клинит), в каналах системы смазки (ну чем не атеросклероз?) и еще много где… Да и в плане общего износа «организму» такое «питание» мягко говоря не ахти. В общем, унылая картина. И тут! Решили этот двигатель кормить ажно французской синтетикой на растительной основе (есть такое), но чтоб все это пошло на пользу решили погонять его на промывочном масле (чем не резкий переход к посту?). Ну и результат легко предсказуем сорванные с места промывочным маслом горы накопившихся отложений радостно напрочь забивают каналы смазки, наступает масляное голодание и получаем заклинивший двигатель. Порой автомобилисты такое явление называют «инфаркт» 😉
Жрица:
> Also писала:
> Таня, пост возник в те времена, когда сезонность определяла набор продуктов.
Пост возник тогда когда возник человек. Засвидетельствован Господом.
Соблюдающие пост постоянно живут в три раза дольше.
> Но почему все так догматично сейчас?
Не догматично, а мудро. Продуман каждый день питания в году. Организм очень быстро настраивается на эту потрясающую систему и автоматически уже переключается. Люди рождаются практически с этой системой внутри, потом сбивают, а потом возвращаются к ней… Просветлённые люди, говорят, с детства отказывались от мяса и молока в пост, даже когда родители уговаривали. Когда у меня произошло Посвящение, я начала поститься, не зная о начавшемся посте. Представь, что ты полностью можешь управлять своим желудком не что захотелось, а что нужно. У тебя тогда вообще не будет никаких дурных зависимостей. Важно сила духа над силой тела, начни с желудка. Не он тобой руководит, а ты им. Сказала никогда болеть не будешь, и не будет… Приказала получить все необходимые витамины из кусочка хлеба и он справится… «Подвижники святые питались самой скудной пищей хлебом да водой. Но не знали расслабления и усталости, а были всегда веселы, бодры и готовы к делу.Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно» Серафим Саровский.
«Удивительная вещь, пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаньев ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все, в конце концов, выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудом, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою; наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут, как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, а они, не заботясь о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием для Бога, облагоухали свои тела».
> Я принимаю сердцем идею поста и его символичное значение для очищения и телесного и духовного. Только можно ли как-то объяснить выбор продуктов? Ну, чем жареная картошка лучше кефира?
> Продукты квашения и брожения тоже не факт как полезны.
Ну что ж попробуй поспорить с Господом и придумать свой собственный пост. С кефиром вместо жареной картошки… 🙂
> Таня, объясни, чем вызваны ограничения?
Это не ограничения, Марин. Наше питание вне постов излишества. А это так должно быть, понимаешь? Ты, получая через пост возможность управления своим телом, получаешь большую свободу. И здоровье. И очищаешь не только тело своё, но и душу. Если конечно пост для тебя не просто диета…
> Чем животная пища отягощает?
Шлаками.
> Моя мама постится во все посты, и каждый заканчивается гипертоническим кризом. Расскажи об идее поста с точки зрения пользы для тела. Вроде я слышала, что при правильном посте тело тоже выигрывает…
Ещё как. Во время поста такая благодать Божья приходит… Я постараюсь во время этого поста два раза на исповедь сходить. Меня перед каждой лечат — я не догадываюсь что я могу чем-то болеть… Но убирают только зачатки болезни. Тех, кто правильно постится Ангелы лечат. Для тех, кто на диету садится и страдает при этом воспитывают, показывая как не научились за жизнь свою над телом своим властвовать… Сколько в нас силушки немеряно… Только пользуемся ли? Чаще ещё и себе во вред.
Сайты ведущей рассылки www.marahovskaya.com, www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.
Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес tatyana@marahovskaya.com
В избранное
4 истории о настоящем посте
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Евангелие от Матфея 6:16—18
О людоедстве
Мой первый осознанный пост был в 9 лет. Мы с семьей тогда ходили в храм святителя Николая в Кузнецах на Павелецкой. В Прощеное воскресенье — перед Великим Постом — когда мы все причастились, отец Алексей Зотов говорил слово. Замечательный был священник, такой старчик, весь беленький, невысокий, с очень красивым голосом. Он говорил о правилах поста, что мне, естественно, тогда не запомнилось. Но врезалось в память, когда отец Алексей сказал, что самое главное — не есть людей… Для 9-летнего мальчика это был шок! «А что, — думал я, — когда пост кончится, можно будет есть людей, что ли?» Меня тогда этот вопрос очень занимал. Я никогда не любил ужастики, никогда их не смотрел, и такие слова — о людоедстве — никак не укладывались в мою голову!
Я сразу же спросил родителей, но, честно говоря, не помню их ответа: видимо, он меня не удовлетворил. И только через две недели я подошел к отцу Алексею на исповеди и спросил, как мне надо поститься все-таки. Он погладил меня по голове и снова повторил эту свою странную фразу: «Главное — не ешь людей». Я спросил его, что это такое? Он ответил: «Это значит слушаться своих родителей, хорошо выполнять свои уроки и не драться в школе». К тому времени я пока что не дрался, но каждое из его указаний запомнил.
Это история запечатлелась в моей памяти на всю жизнь. И я думаю, что самым главным правилом поста так и остались для меня эти простые слова: главное — не есть людей.
священник Игорь, Москва
Пост бывает двоякий: внутренний и внешний. Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй — воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.
Приходит такой человек куда-нибудь в общество, например. А в разговорах там сплошь и рядом принимает участие в осуждении ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Наступает время ужина. Ему предлагают скоромную пищу: котлеты, поросеночка и т. д. Он длительно отказывается.
— Ну покушайте, — уговаривают хозяева, — ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!
— Нет, в этом я стоик, — заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост.
Вот отчего так необходимо трезвение над собой и хранение своих мыслей и вообще всех чувств.
Старец Варсонофий Оптинский (1845—1913)
Невольный постник
Эта история произошла с сыном одной моей хорошей знакомой. Она до сих пор потрясена тем, как явно проявился Промысл Божий в этих событиях.
Моя подруга, назовем ее Оля, только недавно пришла к вере, стала много читать о православии и многое рассказывала своему сыну — Юре. Он очень хорошо принимал прочитанное, даже вопросы задавал: вроде верил, но к таким вещам, как посещение богослужений, соблюдение многодневных постов, относился с большим сомнением. И еще… что-то оставалось недоговоренным. Юра регулярно навещал маму, помогал ей по хозяйству и уезжал обратно в общежитие вуза. Она была довольна сыном, но мне что-то внутри говорило о том, что с Юрой что-то не так.
Однажды рано утром меня разбудил телефонный звонок: Оля срывающимся голосом рассказала, что ее сына жестоко избили на улице, он с сильнейшим сотрясением мозга, переломом основания черепа и челюсти дополз до общежития и сразу же потерял сознание. Несмотря на пессимистические прогнозы нейрохирурга, Юра пришел в себя. Ему предстояла операция.
Оля никак не могла понять, почему Бог попустил случиться такому с ее сыном, ведь Юра — верующий!.. Но вскоре открылось, что он был в плену страшных соблазнов: живя в общежитии, ударился, как говорится, во все тяжкие, даже увлекся чем-то вроде магии. Это был настоящий шок! Но главное — исчезла бессмысленность произошедшего: мы поняли, для чего такое случилось.
После операции Юра не мог самостоятельно принимать пищу: в течение ровно 40 дней ему вводили ее через катетер. То есть он получал питательные вещества, но их вкуса почувствовать не мог.
Находясь в больнице, он переосмысливал свою жизнь, а потом сам попросил пригласить к нему священника для исповеди. Когда выздоровел, почти сразу поехал с матерью в Киево-Печерскую Лавру, там уже сам решил приступить к Причастию, отправился беседовать с монахами, купил себе книги в иконной лавке. Когда он вспоминал о тех неделях в больнице, то говорил так: «Это Бог меня спас через тот 40-дневный пост, который я вынужден был пройти!» Действительно, вышел он из клиники уже совершенно другим человеком.
В., Украина
Чревоугодливый человек как птичка с завязанными крыльями: не поднимется к небу. И враг недремлемо пользуется этим легким средством порабощения людей своему владычеству. Притом это так удобно. Все любят сладко попить, поесть.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829—1908)
Пощусь — когда хочу!
До недавних пор мне казалось, что пост — дело сугубо индивидуальное, добровольное, ведь решение «лечить» свою душу или не «лечить» зависит только от самого человека. В самом деле, не может же кто-то поставить тебе градусник и измерить им греховность души — мол, пора менять свою жизнь, голубушка, а то совсем худо станет! Поэтому, рассуждала я, человек может сам выбирать для себя, когда ему следует поститься, когда — исповедоваться, а когда — причащаться.
Вот я и выбирала! Прошлая зима стала для меня сезоном «тотального расслабления». До рождественских каникул оставалось несколько недель, в воздухе витало ощущение праздника, так что я решила как следует отдохнуть. Сказано — сделано! Дополнительная литература была заброшена на полку, список школьных долгов стал расти. В храм я заглядывала редко, службы отстаивала с трудом, исповедь откладывала «до следующей недели». На упреки родителей отвечала, что у меня «все под контролем»: со школой разберусь позже, причащаться пойду со дня на день. Но вот декабрь уже подходил к концу, а долги все накапливались и накапливались…
С наступлением Рождественского поста ничего не изменилось: я по-прежнему вела свой «расслабленный» образ жизни. Обычно постные среды и пятницы для меня перестали существовать, нередко я позволяла себе в веселой компании отобедать хот-догом или котлетками в школьной столовой. Мама вздыхала, звала меня в храм, а я уже привычно отмахивалась: ничего, скоро Рождество, тогда и пойду! Не хотелось прерывать свой «отдых».
Как это часто бывает с нашими заблуждениями, вразумление оказалось скорым и доходчивым… Вдруг на следующей же неделе после Рождества я слегла с отравлением! Да с каким! О хот-догах и котлетах не могло быть и речи, мои гастрономические запросы были ограничены миской несоленых белых сухарей и сладким чаем. Все. Для меня — подростка, который привык получать самую вкусную еду в неограниченных количествах, — это было настоящей трагедией!
Но через пару дней мое негодование постепенно улеглось. Я подумала: а ведь это неспроста… Из расслабленности себя вытаскивать гораздо сложнее, чем постоянно делать над собой не такие уж и невозможные усилия.
Мне хорошо запомнились слова моей мамы: «Ты сама не стала держать пост. Ни в чем себя не ограничивала, забыла, что пост нам дан для душевной работы. А теперь Господь Сам тебя направил и ограничил, чтобы увидела свои ошибки». Я причастилась в то же воскресенье.
Тоня, Москва
При назначении постной пищи Церковь совершенно не руководится сентиментальными соображениями, как вегетарианство или индуизм, а чисто физиологическими — устраняет то, что «утучняет» и возбуждает.
Пост развивает духовные силы: молиться вы не станете, наевшись; к умирающему не пойдете, выпив шампанского; страдающего лучше утешите, когда вы не пресыщены (…) Но пост есть дело совершенно внешнее, техническое, подсобное, и если оно не сопровождается молитвой, усиленной духовной жизнью, то дает только внешнее раздраженное состояние.
Священник Александр Ельчанинов (1881—1932)
Не то имеет значение, сколько ты постишься, а то, с каким помыслом ты постишься и к чему стремишься! Бог смотрит не на то, что мы делаем, а на то, как мы это делаем и с какой целью.
Старец Паисий Святогорец (1924 — 1994)
Зверский пост и кусок курицы
Иногда бывает так: человек старается поститься, потом срывается и чувствует, что он осквернил весь свой пост и ничего не остается от его подвига. На самом деле все совершенно не так. Бог иными глазами на него смотрит. Это я могу пояснить одним примером из своей собственной жизни.
Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было.
Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали деньги для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, не мог их оскорбить. Потом пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал:
— Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусок курицы может тебя осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.
Я думаю, что многие могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми.
Да, я съел кусок этой курицы, но я съел не как скверну какую-то, а как дар человеческой любви.
Я помню место в книгах отца Александра Шмемана, где он говорит, что все на свете есть не что иное, как Божия любовь. И даже пища, какую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной.
Митрополит Сурожский Антоний (1914 — 2003)
По словам митрополита Антония Сурожского, Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
Чтобы ощутить в полноте эту радость, нам и необходим пост. Христианская жизнь немыслима без подвига – без того усилия, которое предпринимает верующий, чтобы избавиться от грехов для следования воле Божией. Пост является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе.
Пост, как добровольное аскетическое делание, включает в себя:
- Воздержание от сытной и вкусной пищи и развлечений
- Усиленную молитву
- Добрые дела
Из перечисленных пунктов становится понятно, что смысл поста в том, чтобы учиться воздержанию. Через воздержание к пище и развлечениям мы можем научиться сдерживать свои страсти. Оно помогает нам лучше узнавать себя. Бывает, что человек начинает тяготиться постом, становясь раздражительным, агрессивным, не сдержанным. Все дело в том, что пост выявляет в человеке спящие грехи и страсти. И это прекрасная возможность начать с ними бороться.
Нормальное состояние после Великого поста – духовная радость и торжественная приподнятость настроения от осознания того, удалось побороть какие-то свои грехи и духовно приблизиться к Богу.
История Великого поста
Великий пост был установлен еще в апостольские времена и первоначально длился он всего лишь от 24-х до 40 часов. В этот период христиане полностью отказывались от какой-либо пищи. Для очищения были выбраны среда и пятница.
Шестидневный пост в некоторых поместных Церквах появляется в середине III века, как воспоминание о событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа. Часть христиан при этом все равно продолжала поститься примерно 2 суток.
Уже в IV-V веках церковь назвала Великий пост обязательным для всех верующих. Тот, кто не соблюдал Великий пост, мог быть на некоторое время отлучен от Церкви — такие случаи упоминаются в правилах Вселенских соборов и в текстах Святых отцов.
Продолжительность Великого поста с V века постепенно увеличилась до 40 дней как подражание посту Иисуса Христа в пустыне, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение, поскольку раньше крестили только несколько раз в год, в том числе и перед Пасхой.
Иван Крамской, “Христос в пустыне”, 1872 г.
Вначале 40 дней постились язычники, которые хотели креститься и стать христианами. После к ним в Страстную Седмицу присоединились и члены Церкви, в знак солидарности к своим будущим братьям.
Строгости в питании во время поста были связаны с основной идеей воздержания – питание должно быть дешевым и быстрым в приготовлении, а сэкономленные деньги и время нужно использовать для милосердия, благотворительности и участия в богослужении. Денежную разницу в стоимости между обычным и постным обедом отдавали нищим.
После стало понятно, что для большинства прихожан пост оказался слишком жестким, и тогда в правила питания включили горячую овощную пищу на масле и рыбу.
Великий Пост в 2019 году
В 2019 году Великий пост начнется 11 марта. Длиться он будет до 27 апреля 2019 года. Пасха – 28 апреля.
С 4 по 10 марта пройдет масленичная неделя или сырная седмица. Вопреки светскому пониманию Масленицы, шумные гулянья в эти дни не предполагаются.
Великий пост откроет четыредесятница – первые 40 дней поста, и закончится Страстной Седмицей (неделей перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье).
Таким образом, Великий пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на четыре части:
- Четыредесятница, 40 дней (с понедельника 11 марта по воскресенье 21 апреля 2019 года);
- Лазарева Суббота, 1 день (суббота 20 апреля 2019 года);
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), 1 день (воскресенье 21 апреля 2019 года);
- Страстная седмица, 6 дней (с понедельника 22 апреля по субботу 27 апреля 2019 года).
Календарь Великого поста в 2019 году
Святая Четыредесятница
- 11 марта – начало Великого поста, Чистый понедельник.
- 11-14 марта – Чтение Великого канона святого Андрея Критского (с понедельника по четверг).
- 17 марта – Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия.
- 24 марта – Неделя 2-я Великого Поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского)
- 31 марта – Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная.
- 7 апреля – Неделя 4-я Великого Поста. Память святого преподобного Иоанна Лествичника. Благовещение.
- 11 апреля – Мариино стояние: чтение Великого канона святителя Андрея Критского полностью (в богослужебной практике совершается накануне – в среду вечером 10 апреля).
- 13 апреля – Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста. Этот акафист поётся раз в году – в субботу 5-ой седмицы Великого поста (в богослужебной практике совершается накануне, в пятницу вечером, 12 апреля).
- 14 апреля – Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской.
- 15-20 апреля – Седмица 6-я Великого поста. Эта неделя носит название «седмица вайи», в переводе – неделя пальмовых ветвей. В пятницу этой седмицы, 19 апреля, заканчивается Четыредесятница.
- 20 апреля – Лазарева суббота. В этот день мы вспоминаем воскрешение Господом святого праведного Лазаря.
- 21 апреля – Шестая неделя Великого Поста. Неделя цветоносия. Вход Господень в Иерусалим
Икона “Святая Четыредесятница”.
Страстная седмица
- 22-27 апреля – Страстная седмица, или Неделя страданий Господа
- 22 апреля – Великий понедельник. За богослужением мы вспоминаем святого Иосифа, проданного братьями за 30 сребренников, бесплодную смоковницу, пророчество о разрушении Иерусалима и притчу о злых виноградарях.
- 23 апреля – Великий вторник. В храмах читаются притчи о десяти девах и талантах, и пророчество о Страшному суде.
- 24 апреля – Великая Среда. В этот день вспоминается покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды Искариота. В этот день в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина. На вечернем богослужении все стараются исповедаться.
- 25 апреля – Великий Четверг. В этот день мы вспоминаем Тайную Вечерю и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стремятся в этот день причаститься Святых Христовых Тайн. В этот день читаются 12 Страстных Евангелий. Патриарх в этот день совершает освящение миро.
- 26 апреля – Страстная Пятница. В этот день произошли Страсти Господни, смерть и погребение Господа. Это день великой скорби и строгого поста. В этот день не совершается Литургия (за исключением того случая, когда Страстная Пятница совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы). Утром – чтение Великих (Царских) Часов. В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
- 27 апреля – Великая Суббота.
Пасха, Воскресение Христово – 28 апреля
Икона страстей Христовых
Что едят в Великий пост
В Великий пост Церковный устав предписывает отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко).
- В понедельник, среду, пятницу – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты).
- Во вторник, четверг можно употреблять горячую пищу без масла.
- В субботу, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников – Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В понедельник первой недели рекомендовано полное воздержание от пищи, а в Великую пятницу – до выноса плащаницы.
Важно! Вышеперечисленные правила — это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), по благословению своих духовников постятся мягче, руководствуясь своими жизненными обстоятельствами и состоянием здоровья.
Великопостное служение в храме
Великий пост для мирян
Церковный устав содержит пять степеней строгости поста:
- Полноценное пищевое воздержание.
- Употребление в еду только сухой пищи.
- Прием горячей еды без масла.
- Прием горячей еды с растительным маслом.
- Прием рыбы.
Миряне чаще всего в Великий пост питаются по 3 -5 степени строгости, то есть обычно ими не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни. Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то все же употребляет ее в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами – кальмарами, креветками и т.п.
Для беременных, кормящих, детей и тяжело болящих пост значительно смягчается. Часто этим категориям людей достаточно отказать себе в мясе (если нет особых указаний врача). Но при этом подумать, в чем вкусном, особо любимом, но не необходимом можно себя ограничить.
Также в Великий пост супругам рекомендуется воздержание от интимной близости.
Набор продуктов для постного стола весьма обширен и богат
Какими продуктами можно питаться в Великий пост:
- крупами;
- бобовыми культурами (фасоль, горох, бобы, чечевица и пр.);
- хлебом и постными хлебобулочными изделиями,
- рыбой и морепродуктами – в определенные дни;
- овощами и зеленью;
- грибами;
- фруктами и сухофруктами;
- сладкой консервацией и свежими/морожеными ягодами;
- из сладкого – мед, черный шоколад (без молока в составе), мармелад, халва и козинаки, постный зефир, леденцы.
Календарь питания в Великий пост в 2019 году
Важно! Человек оскверняет себя не едой. Но почему тогда стоит воздерживаться от многих продуктов во время Великого поста? Потому что человек, это единое целое – и дух и тело. И от того, как живет тело человека, напрямую зависит состояние его души. Очень многие грехи, проявляются из-за того, что соблазн, который затаился в душе, был усилен именно плотью. По мысли преподобного Серафима Саровского, пост – это не главное в жизни христианина, и молитва не главное, и даже милостыня, а главное – это стяжание Духа Святаго. А пост, молитва и милостыня – это средства для этого.
Три смысла воздержания в Великий пост
- Солидарность и послушание православной Церкви, из чувства единства и соборности со всеми остальными членами Церкви.
- Подчинение плоти духу: сделать свою душу независимой от желаний плоти, погасить в ней соблазны.
- Концентрация на молитве. Через пищевое воздержание достигается особый молитвенный настрой. Как сказал один умный старец, «есть нужно столько, чтобы, когда ты встаёшь из-за стола, хотелось молиться».
Пост помогает увидеть свое настоящее лицо. Во время его соблюдения человек может сам заметить, какие страсти в нем просыпаются. Это поможет ему далее бороться с ними.
Приведем выражение святого Иоанна Златоуста:
«Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь без мяса есть, а разницу отдай нищим».
Смысл выражения заключается в том, чтобы не экономить деньги на еде, а отдавать лишнее бездомным, нищим и людям, которые нуждаются в твоей помощи.
Трон алтаря храма Христа Спасителя
Можно ли в Великий пост есть рыбу
Рыбу разрешается употреблять в пищу в праздник Благовещения и в день Входа Господа в Иерусалим. Но если праздник Благовещения приходится на Страстную седмицу (в 2019 году это не так), то рыбу нельзя. В субботу перед Входом Господним во Иерусалим можно икру рыбы.
Стоит знать, что рыбу разрешено есть в пост беременным женщинам, в период лактации, тем, кто учится или занят усиленными физическими или умственными работами.
Крещение во время Великого Поста
Во время Великого Поста можно крестить детей. Таинство Крещения совершается в любое время – для воцерковления нет запретных дней. Поэтому церковь не ставит запрет на крещение ребенка в пост. Однако стоит учитывать, что многие священники очень заняты в пост богослужениями, поэтому записываться на Крещение нужно заранее.
Венчание и свадьба во время Великого Поста
Пост – это время покаяния и воздержания от плотских радостей, поэтому и супружеские отношения в пост ограничиваются, а Венчания – не совершаются.
В течение года есть много дат, рекомендованных Церковью для совершения Таинства Венчания. Любой желающий может ознакомиться с венчальным календарем на год и найти подходящее время для этого особенного дня.
Благослови нас всех Господь на прохождение Великого поста!
На вопросы о Великом посте отвечают священники:
Иеромонах
МАКАРИЙ (МАРКИШ)
Клирик Иваново-Вознесенской епархии
г. Иваново Архимандрит
АЛИПИЙ (СВЕТЛИЧНЫЙ)
Настоятель
Киевского храма святых апостолов Петра и Павла,
что на Нивках Иерей
ИОАНН ГОЛОВАНОВ
Настоятель храма
Иконы Божией Матери “Воспитание”
г. Спасск Протоиерей
АНДРЕЙ САМАРКИН
Настоятель храма Иоанна Богослова в пос. Приморск,
Волгоградская обл. – Сегодня моя знакомая при большом количестве людей предложила мне шоколад, я отказалась. Тогда она меня спросила: пощусь ли я? Этот вопрос меня смутил, потому что был задан при тех людях, которые вообще не является верующими. Так получилось, что 2 недели назад мой врач назначил мне лечебную диету, и я сослалась на нее, что мол мне это по диете запрещено. И в итоге меня мучает вопрос: правильно ли я сделала, что не сказала никому правду, если честно мне не хотелось никому врать…
– Как ни странно, Вы поступили совершенно правильно! Сам Христос учил, чтобы такие вещи как пост, молитва, добрые дела совершали мы тайно и “не трубили” бы о своих добродетелях. Что касается диеты, то вы тоже правы. Дело в том, что пост включает в себя очень много компонентов: молитву, изучение Священного Писания, чтение Святых Отцов, особое внимание к своим движениям души, увеличение поклонов, удерживание себя от зла, упражнение в смирении и послушании. А то, о чем Вас спрашивали – только диета. Т.е. воздержание от определенного вида пищи. Это входит в понятие пост, но не является еще постом // архимандрит Алипий Светличный
– 1. Можно ли во время поста дома читать Евангелие и Апостолов? 2. Когда правильно читать великопостную молитву Ефрема Сирина, нужно ли ее читать дома утром и вечером?
– 1. Нужно 2. В конце утренних и вечерних молитв, даже вне правила полезно будет // иерей Иоанн Голованов
– Наша семья столкнулась с неожиданной проблемой, так как воцерковлены давно, пост соблюдаем, причащаемся и т. д. Наш сын 13 лет совершенно не может поститься. Он чахнет, болеет, спит на ходу, получает плохие оценки в школе, хотя обычно почти отличник. Даже анализы крови резко ухудшились. Врач открытым текстом говорит, что без белка ( мяса), он не выздоровеет вообще. Сын все время ноет, просит еду. Измучилась я совсем. Такое впечатление, что семейные проблемы как-то заслонили собой самого Господа, что мы думаем не о том, что Божье, а что человеческое…
– Что касается поста для Вашего сына, то и вопросов не должно бы возникать. Раз ему здоровье не позволяет, то и не надо ему поститься. Пусть ест. Мы же не тело убиваем постом, а страсти – по слову святых. В чём-то другом пусть воздерживается: телевизор, компьютер, улица, да мало ли чего нас может отвлекать от Бога. Подумайте и решите вместе с сыном, от чего он мог бы отказаться в пост, ради Господа // протоиерей Андрей Самаркин
– Если мой муж человек не воцерковленный, а мы планируем детей, то как быть, например, с постами: с Великим, Петровым, Успенским, Рождественским и с неделями такими, как Светлая седмица, Святки и другие… Если я готова соблюдать воздержание в эти дни, а муж нет, то мужу я уступаю, но как же быть? Зачатие ребенка в пост – это не очень хорошо, мне кажется, я буду очень переживать, если такое произойдет. Я много всего прочитала на эту тему: в том числе и изречения святых, и страшных примеров детей, рожденных или так и не рожденных в пост…Тогда что же делать? Предохраняться в постные дни?
– Вы на опасном пути, который ведет к гибели Вашего брака и к Вашей личной катастрофе: остановитесь, пока не поздно! Резко меняйте курс Вашей жизни, с фарисейского на христианский. Конкретно по Вашему вопросу “Зачатие в пост”.
С одной стороны существует обычай, согласно которому супруги избегают интимной близости в постное время. Для одних он полезен и благотворно действует на супружескую жизнь, в других случаях абсолютно неприемлем и разрушает брак – но, к сожалению, вы найдете немало упоминаний о нем словно о категорическом требовании, подчас в форме надзирательского окрика…
С другой стороны, существует дикий предрассудок, что дети, зачатые во время поста, якобы предопределены к физическим или нравственным дефектам. Как и всякий предрассудок в столь тонкой, интимной сфере, тем более связанный с благополучием детей, его весьма трудно искоренить. Исходя из доступных дат рождения, имеется не менее восемнадцати прославленных Церковью святых, и около ста подвижников благочестия Русской Церкви, отдавших жизнь за Христа в XX веке, зачатых родителями во время Великого поста.
Поэтому супруги должны следовать единственному каноническому предписанию, которое существует в Церкви в указанной связи, а именно 3-му правилу свт. Дионисия Александрийского: «Вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла, пишущего, что подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом опять вместе быть». Да поможет вам обоим Господь восстановить полноту супружеского счастья и святыню вашей Малой Церкви! // иеромонах Макарий Маркиш
– Я очень люблю Великий пост, люблю Великопостные Богослужения, мне по душе ограничивать себя в еде, в образе жизни, люблю Пасхальное Богослужение, но после у меня возникает чувство, что чего то не хватает, сожаление о том, что Пост закончился. Наверное это неправильно и радость Воскресения должна преобладать?
– Христос воскресе! Радость истинная, когда нет ей препятствия. Совестливый человек даже в светлую радость будет помнить о своих грехах. Они и омрачают несколько пасхальное веселие. В эти дни можно вкушать скоромную пищу ограничено, что поможет не только не переедаться, но и не впасть в новые искушения // архимандрит Алиппий Светличный
– Сейчас идёт Великий пост и литургии в храмах идут не каждый день. А как проходят литургии в монастырях во время Великого поста?
– Всем православным христианам надлежит знать простейшие факты Устава: во время Великого поста литургия совершается дважды в седмицу: в субботу и в воскресение;
помимо того, причащение Св. Даров происходит на “Литургии Преждеосвященных Даров” в среду и в пятницу (а также в некоторые значительные праздники, если они попадают на будничные дни). Указанный порядок соблюдается в тех храмах (монастырях), где богослужение происходит ежедневно // иеромонах Макарий Маркиш