Содержание
- Academy of Health Andrea Chirkov
- Грех: непопадание в цель
- грех
- Русский
- Сербский
- ГРЕХ
- Происхождение слова грех
- Грех — этимология
- Грех
- Этимология
- Понятие греха в христианстве
- Понятие греха в исламе
- Понятие греха в дхармических религиях
- Понятие греха в иудаизме
- Понятие греха в сатанизме
- См. также
- Ссылки
- Примечания
Academy of Health Andrea Chirkov
Внимание! Материалы сайта не раскрывают полностью смысл «Открытия, изменившего Мир», а только дополняют его.
ОШИБКА, путаница — это современное слово по славянски оно звучит как ГРЕХ
Выход за грань дозволенного, есть ошибка, неправильное действие человека, в результате которого появляется боль, болезнь.
Сатан в переводе с сирийско- арамейского значит «останавливать»
Антоний Великий: «Невеликое чудо — увидеть ангелов, великое чудо — увидеть собственные грехи».
Серафим Саровский: Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.
Святитель Макарий (Невский) «Основа греха состоит в том, что человек ставит свою волю выше воли Божественной, а любовь к себе — выше любви к ближнему».
Фрагмент книги «Неизлечимых болезней нет, есть не осознанные, не исправленные ошибки»:
Главный грех- нежелание знать истинное устройство мира и законы установленные Богом, по которым происходят все процессы во Вселенной. Остальные грехи порождение этого великого греха.
Гилберт Честертон Дело не в том, что они не способны увидеть решение. Дело в том, что они не могут увидеть проблему.
Свят. Феофан Затворник «Волю Божию и то, какие дела суть добродетели, и какие—грехи, мы все должны знать. И кто сего не делает, тот грешит перед Богом. И выходит, что кто держит себя в темноте и безграмотности, дважды грешит : и тем, что не употребляет средств узнать ее и нарочно держит себя в темноте».
Будет уместным напомнить значение и происхождение слова «грех»: ГРЕХ Общеславянское – grechъ (ошибка, путаница). Древнерусское – гр(ять)хъ.
перевод слова «грех» с иврита и греческого:
На иврите грех звучит как «авера», на арамейском ката-Тау-AW» что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Грех — нарушение или не исполнение заповеди; означает: «промахнуться», в переносном смысле: согрешить.
Греческое слово αμαρτια, переводимое словом «грех» – hamartia, происходит от слова hamartano, которое означает «промахнуться по цели», промах или непопадание в цель (и, как результат, проиграть состязание и не получить приз), в переносном смысле: совершить ошибку.
Человек наделен Богом свободной волей, поэтому он может стремиться своими действиями, поступками к выполнению Воли Бога, единению с Богом осознанно и добровольно, а может действовать против Бога.
Действие, поступки человека против Воли Бога есть грех(сатанизм. сатана, дьявол — противник Бога).
Грех — это есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная, противоположная установленной Создателем) деятельность.
Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.
(Лао Цзы «Будьте внимательны к своим мыслям: они начало поступков».Мтф 5 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.)
Грех — это отклонение от тех правил жизни, тех законов, которые установил Бог, при сотворении Мира.
То есть слово грех, значение слова грех- это (пустые, извращённые(цель которых наслаждение без результата или пользы другим людям, Богу)) действия без Богоугодного положительного результата(грех Онана, онанизм), неправильное действие, действие, не достигшее цели, ошибочное действие, промах, ошибка.
Православное богословие использует понятие греха так: для него грех — это смертельное заболевание, человек — тяжело больной пациент, а Бог — любящий врач. И это не просто образ, использованный каким-то автором с художественной целью. Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех — как болезнь души.
Андрей Чирков Нельзя забывать о своих ошибках(промахах, неудачах), каждая ошибка нужна человеку для анализа, выводов т.е. приобретения бесценного опыта, который поможет в будущем не допускать подобной ошибки, подобной не желаемой ситуации. Здесь на Земле человек познаёт добро и зло.
Серафим Саровский: Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.
Святитель Тихон Задонский
От замедления в грехе или от многократного повторения греха возникает пристрастие или привычка ко греху. Так появляется пристрастие к пьянству, воровству, лихоимству, блуду, клевете, осуждению и прочим беззакониям. Пристрастие это или привычка бывают так сильны, как вторая природа человека… поскольку пристрастие глубоко укореняется в сердце. И чем больше человек творит какой грех и медлит в нем, тем более углубляется пристрастие в его сердце. Как дерево чем больше растет, тем более в землю прорастает корнями, так чем больше греховный обычай растет, тем глубже укореняется в человеческом сердце.
Самое тяжелое рабство — это рабство страстям.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II «Бог дал человеку свободу воли и никогда не отнимал её у него. Господь терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя грехами… Если мы видим разрушительность греха и обращаемся к Богу за помощью, Он с радостью исцеляет раны, которые мы наносим себе. Но даже Бог не может нас спасти вопреки нашей воле…»
Иоанн Кронштадтский Задача нашей жизни — соединиться с Богом, а грех совершенно препятствует этому; поэтому бегайте греха, как страшного врага, как убийцы души, потому что без Бога — смерть, не жизнь. Поймем же свое назначение, будем помнить непрестанно, что общий Владыка зовет нас к соединению с Собою.
14 мая Прор. Иеремии (VI в. до Р.Х.)
СВЯТОЙ ПРОРОК ИЕРЕМИЯ
Иеремия девственник, божественный пророк:
Он волю Господа являет людям смело,
Он обличает зло, неправду и порок:
» О люди, всякий грех вы воплотили в дело!
Закон попрали Божий, жизнь у вас смердит!»-
Кричит пророк, и горько плачет, и грозит.
Слова его, как пламень, яростно пылают,
Огнем жгут грешников, а верных озаряют;
Он, точно мать над сыном, слезы проливает.
Народ заблудший- словно гнилостный мертвец,
Но страшный ожидает грешников конец-
Его пророк им громогласно предрекает.
Они сторицей наказанье заслужили
И сами Божью милость в правду преложили.
Пророк рыдает, утешения не ждет,
Народ порочный к покаянию зовет.
Народ же слушает слепых своих вождей,
А те смеются над пророком: «Не тревожь людей!»-
Пеняют мудрецу:- Нет истины в твоих словах!
Ты должен возвещать благословенье, а не страх!»
Но Иеремия по-прежнему вещает,
Людям грозные глаголы повторяет:
«Грядет возмездие- я слышу шаг его,
Не пощадит судьба из грешных никого!»
Исполнились слова пророка: царство пало,
Безлюдною пустынею в одночасье стало.
Пусть грешники убили Истины служителя:
Господь его украсил славой небожителя.
© Николай Сербский Святитель
Епископ Варнава (Беляев)
Коротко можно сказать о нашем веке словами преподобнейшего Климента, знаменитого в древности пресвитера Александрийской Церкви: «В настоящее время, – писал он в конце второго века по Рождестве Христовом о языческом, окружавшем первых христиан, обществе, – жизнь людская отличается крайней разнузданностью нравов. Грех разросся чрезвычайно. По городам разлилась всякого рода безнравственность и уже стала обычной. При домах терпимости стоят женщины и торгуют пред любострастием своим телом… Мужчины противоестественно принимают на себя роль женщин, женщины – мужчин. Есть женщины замуж выходящие, но есть и женящиеся. Все пути к любострастию открыты… Жалкое зрелище! О, возмутительный образ жизни. Столь прекрасные плоды производит общественная жизнь наших больших городов: мерзости, непотребства, уличных женщин. О, жизнь беззаконная!»
Человек, пораженный грехом, боится все и всех, боится потерять что-либо земное, что дает ему мнимое счастье, боится смерти, так как подсознательно ощущает, что не готов к ней, боится людей и обстоятельств, так как не верит в то, что всем управляет Бог и управляет для пользы самого человека. Боится(не напрастно) и находит, так как следствия греха есть потери, болезни, страдания.
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
«Сегодня исповедовал пожилую женщину.
Спрашиваю: — Ну, скажи, какие у тебя грехи?
— А на мне особых грехов-то и нет!
— Сколько раз бываешь в церкви?
— Ну, раза два-три в год.
— А если ученик будет в школу раза два-три в год ходить, с букварем десять лет проходит, все равно ничего не узнает. Так и ты не видишь своих грехов. Посмотри, есть ли народ в храме?
— Да, очень много народа.
Взял, рукой закрыл ей глаза:
— А сейчас ты их видишь?
— Нет, не вижу.
— Почему?
— А Вы мне руками закрыли глаза.
— Но народ в храме есть?
— Есть, просто я его не вижу.
— Вот точно так же ты своих грехов не видишь и не чувствуешь, потому что твои душевные очи закрыты.
Многие душой стали мертвые. Отчего? От постоянных пороков и страстей. В церковь не ходим, Богу не молимся. Погрязли в грехах и не чувствуем их своим сердцем.
Святые отцы говорят, что духовно жить человек начинает только тогда, когда у него открываются духовные очи. Он видит в своей душе массу грехов. Вот это начало покаяния.»
Старец Григорий (Долбунов) Наша жизнь — это приготовление к вечности. Наша жизнь — капля, а вечность — океан. Поэтому нужно боятья греха и о себе не думать больше, чем о ближнем…
Грех: непопадание в цель
В современной культуре слово «грех» употребляется все чаще как обозначающее нечто пусть и слегка пока запретное, но привлекательное и притягательное. Где-то рекламируют «грехи со скидкой», в прокат выходит фильм «Город греха», ювелиры создают коллекцию кулонов «семь смертных грехов», и т.д. Таким уже почти обыденным словоупотреблением постепенно создается впечатление о естественности и приемлемости тех действий и состояний, которые принято считать греховными, а их осуждение выглядит наивным или лицемерным морализаторством.
Между тем, если посмотреть на буквальное значение древнегреческого слова, которое на русский переводится как «грех», то оно уже само по себе говорит об обратном – о неестественности греха. Дело в том, что слово ἡ ἁμαρτία (hamartia) у древних греков буквально значило промах или ошибку. Его также можно переводить и как непопадание в цель, и как изъян или болезнь.
Когда мы переводим ἡ ἁμαρτία в том числе как непопадание в цель, что тут имеется виду? Православие дает на это следующий ответ. Наделенный разумной душой человек сотворен по образу и подобию Божиему, и подлинная цель его (т.е. нашей) жизни состоит в Богопознании и Богообщении, в соединении с Богом. Только так человек может достичь подлинного счастья. Ведь все тварное преходяще в конечном счете, и преходяще именно потому, что оно конечно. Истерзанный душой псалмопевец даже восклицает, как он говорит, «в опрометчивости моей», что «всякий человек ложь» (Пс. 115,2). Ведь любой, самый замечательный человек в конце концов тоже тварное существо, и только Бог стоит непоколебимо.
По-настоящему можно надеяться лишь на Бога. А соединение с Богом и есть избавление от греха. Поэтому, учитывая словарное «гнездо значений» древнегреческого ἡ ἁμαρτία, грех следует понимать как неестественное, извращенное состояние человека. Иоанн Дамаскин говорил, что «грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)».
С другой стороны, достижимо ли для человека hic et nunc («здесь и сейчас» – лат.) это блаженнейшее состояние – состояние естественной негреховности? Православие, Отцы Церкви всегда подчеркивали, что крайне опасно мнение о собственной праведности, уверенность в том, что ты уже избавился от греха. Ведь серьезная убежденность в том, что «я – хороший», отменяет необходимость Спасителя. Зачем он тому, кто и так уже хорош, сам по себе? В связи с этим вспоминается история об одном монахе-старце. Когда к нему подошел один брат и сказал, что он находится в непрестанном памятовании Бога, тот ответил: «Это невелико. Велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всякой твари».
Христос в Евангелии оправдал и поставил в пример не кого-нибудь, а очевидных грешников, тех из них, которые действительно осознали, что они грешники и от всего сердца каялись. Кто это были? Покаявшийся бывший мытарь (налоговик или, в наших реалиях, гаишник), бывшая блудница (мы бы сейчас сказали – проститутка), бывший душегуб-разбойник. Поэтому, утверждает Алексей Ильич Осипов, «праведник – тот человек, который живя по совести и заповедям, убеждается в гибельности своего духовного состояния, неспособности лишь своими силами искоренить терзающие душу страсти, и потому необходимости помощи Божией. Праведник, прежде всего, тот, кто видит свои духовные болезни и в смирении и покаянии обращается к последней надежде – Богу. Как в обычной жизни погибающий кричит: “Спасите”, так и в духовной – только осознавший себя неизлечимо больным и бессильным взывает от всей души: “Господи, помилуй”! То есть праведник – тот, кто жаждет Спасителя для избавления от своих духовных недугов (зависти, гнева, властолюбия, высокоумия, сребролюбия …), а не от внешних бед и скорбей».
грех
См. также грехов. |
В Википедии есть страница «грех». |
Русский
В Викиданных есть лексема грех (L102790). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | грех | грехи́ |
Р. | греха́ | грехо́в |
Д. | греху́ | греха́м |
В. | грех | грехи́ |
Тв. | грехо́м | греха́ми |
Пр. | грехе́ | греха́х |
грех (дореформ. грѣхъ)
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3b по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -грех- .
Произношение
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- религ. нарушение (действием, словом, мыслью) воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- перен. предосудительный поступок ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- в знач. сказуемого, неизм. грешно, нехорошо ◆ Уж мне грех тебя оставить; вот тебе мужицкое платье: скинь-ка свой балахон… М. Ю. Лермонтов, «Вадим», 1833 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- прегрешение, проступок
Антонимы
- благодеяние
Гиперонимы
- нарушение
- поступок
Гипонимы
- ложь, убийство, воровство, богохульство
Родственные слова
Список всех слов с корнем «грех-/греш-»
- фамилии: Грехов
- существительные: безгреховность, безгрешность, безгрешие, грех, греховность, грехопадение, греховодник, греховодница, грешник, грешница, грешность, многогрешность, небезгрешность, негреховность, непогрешимость, непогрешительность, огрех, погрешение, погрешность, прегрешение, согрешение
- прилагательные: безгреховный, безгрешный, греховный, греховодный, грешный, многогрешный, небезгрешный, негреховный, непогрешимый, непогрешительный, погрешный
- глаголы: греховодничать, грешить, догрешить, нагреховодничать, нагрешать, нагрешить, погрешать, погрешить, прегрешать, прегрешить, сгреховодничать, согрешать, согрешить
- наречия: безгреховно, безгрешно, греховно, грехом, грешно, многогрешно, небезгрешно, негреховно, непогрешимо, непогрешительно
Метаграммы
- грек
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- греха не оберёшься
- грех жаловаться
- и смех, и грех
- нечего греха таить
- от греха подальше
- с грехом пополам
- семь смертных грехов
- смертный грех
- стыдно сказать, а грех утаить
- стыдно признаться, да грех утаить
- стыдно сказать — грех утаить
- стыдно сознаться — грех утаить
- стыд сказать — грех утаить
- брать грех на душу
- не брать грех на душу
- не брать греха на душу
- снять грех с души
- прощать грехи
Перевод
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Сербский
грех
Существительное, мужской род.
Корень: —.
- религ. грех (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- гријех
Ближайшее родство
- Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
- Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
-
грех — грех, а … Русское словесное ударение
-
грех — грех, а … Русский орфографический словарь
-
грех — грех/ … Морфемно-орфографический словарь
-
ГРЕХ — муж. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо … Толковый словарь Даля
-
грех — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? греха, чему? греху, (вижу) что? грех, чем? грехом, о чём? о грехе; мн. что? грехи, (нет) чего? грехов, чему? грехам, (вижу) что? грехи, чем? грехами, о чём? о грехах 1. Для верующего человека грех… … Толковый словарь Дмитриева
-
ГРЕХ — в религ. этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли бога. Понятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физич. заразы или нечистоты, происходящей от нарушения… … Философская энциклопедия
-
ГРЕХ — Большая разница, не хочет человек грешить или не умеет. Сенека Мы живем так, что внезапно увидеть нас значит поймать с поличным. Сенека Страшен не грех, но бесстыдство после греха. Иоанн Златоуст После смерти нас встречают два вопроса. Злой ангел … Сводная энциклопедия афоризмов
-
грех — а; м. 1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение грехов. Вводить кого л. в г. (принуждать согрешить). Брать г. на душу… … Энциклопедический словарь
-
грех — Грехопадение, ошибка, погрешность, прегрешение, согрешение, преступление, провинность, упущение; беззаконие. Грехи молодости. Отпущение всех вольных и невольных прегрешений. Прости, Господи, согрешения мои. .. Ср … Словарь синонимов
-
ГРЕХ — ГРЕХ, греха, муж. 1. У верующих нарушение религиозно нравственных предписаний (рел.). Самоубийство грех. 2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. «В наши горячие дни замедление темпов тяжелый… … Толковый словарь Ушакова
Для улучшения этой статьи желательно:
|
ГРЕХ
Смотреть что такое «ГРЕХ» в других словарях:
Происхождение слова грех
Грех. Вы, наверное, удивитесь, узнав, что грех одного корня с глаголом греть (слово образовано с помощью суффикса «х» по той же модели, что и смех). Первоначально грех означало «то, что жжет, мучает».
Происхождение слова грех в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
грех
Общеславянское — grechъ (ошибка, путаница).
Древнерусское — гр(ять)хъ.
Старославянское — гр(ять)хъ.
Слово «грех» широко распространенно в древнерусском (с XI в.) и старославянском языках с известным современному русскому языку значением «ошибка», «грех». Древнерусское слово восходит к общеславянской основе grechъ, образованной из groi-s-us — «заблуждение», «путаница», «ошибка».
В XI в. была известна и другая древнерусская форма этого слова — «съгр(ять)за» (ошибка, смешение), от «гр(ять)зь» — «грязь».
Родственными являются:
Чешское — hrich.
Польское — grzech.
Производные: грешный, грешить, греховный.
Происхождение слова грех в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.
Происхождение слова грех в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.
Происхождение слова грех в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
См. также: значение слова грех в толковых словарях.
Значения в других словарях
- грех — Грех/. Морфемно-орфографический словарь
- грех — Грех, грехи, греха, грехов, греху, грехам, грех, грехи, грехом, грехами, грехе, грехах Грамматический словарь Зализняка
- грех — Это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном доверии. Библейский словарь Вихлянцева
- Грех — (преступление закона). Грех есть беззаконие (1 Ин 3:4). Он перешел к человеку от диавола. прельстившего Адама и Еву и склонившего их преступить заповедь Божию. От греха Адамова произошли проклятие и смерть. Библейская энциклопедия архим. Никифора
- Грех — I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В евр. яз. существует целый ряд слов, к-рые переводятся как Г. или грешить: 1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или»упущение» истинной цели… Библейская энциклопедия Брокгауза
- Грех — (Хет) Всякое деяние, при котором человек нарушает повеление или запрет Торы*. Все заповеди Торы, определяют ли они отношения между человеком и его ближним или отношения между человеком и Творцом, даны Превечным для исполнения… Энциклопедия иудаизма
- Грех — Религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди). Понятие «Г.» зародилось в язычестве у мн. народов, но преимущественно оно является библейским понятием. Педагогический терминологический словарь
- грех — орф. грех, -а Орфографический словарь Лопатина
- грех — Общеслав. Того же корня что и греза. Исходное значение — «промах, ошибка», ср. погрешить (против истины), огрехи. Аналогическое развитие значения наблюдается в др.-инд. pataka «грех» < «падение». Религиозное значение — из ст.-сл. яз. Этимологический словарь Шанского
- Грех — Грех в католицизме — это «слово, действие или желание, противные вечному Закону». Концепция греха в католицизме предполагает, что грех есть проступок против истины, разума, чистой совести… Католическая энциклопедия
- грех — ГРЕХ -а; м. 1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение грехов. Вводить кого-л. в г. (принуждать согрешить). Брать г. на душу (разг. Толковый словарь Кузнецова
- грех — Вы, наверное, удивитесь, узнав, что грех одного корня с глаголом греть (слово образовано с помощью суффикса «х» по той же модели, что и смех). Первоначально грех означало «то, что жжет, мучает». Этимологический словарь Крылова
- грех — (иноск.) — беда, неудача На грех — к несчастию Ср. Как на грех Он взобрался к ней на лестницу. Полонский. Анна Галь. Ср. Да вот что грех: она была спесива. Крылов. Разборчивая невеста. См. грех да беда на кого не живет. Фразеологический словарь Михельсона
- грех — • большой ~ • великий ~ • огромный ~ • смертный ~ • совершенный ~ • страшный ~ • тяжелый ~ • тяжкий ~ Словарь русской идиоматики
- грех — Общеславянское – grechъ (ошибка, путаница). Древнерусское – гр(ять)хъ. Старославянское – гр(ять)хъ. Слово «грех» широко распространенно в древнерусском (с XI в.) и старославянском языках с известным современному русскому языку значением «ошибка», «грех». Этимологический словарь Семёнова
- грех — Не грех, с инф., кому (разг.) — позволительно, следовало бы. ► Старику не грех и отдохнуть. С грехом пополам (разг.) — плоховато, едва- едва. ► Он объясняется по-русски с грехом пополам. Грешным делом, вводное слово (разг. Фразеологический словарь Волковой
- ГРЕХ — ГРЕХ – религиозно-понятое моральное зло; нарушение воли Божьей, выраженной в Откровении или постигаемой как непреложный закон нравственного миропорядка. Новая философская энциклопедия
- Грех — Религиозное представление о нарушении в мыслях или действиях воли бога, вопрощенной в нравственных предписаниях, религиозных нормах и образе жизни Краткий религиозный словарь
- грех — ГРЕХ, а, м. 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г. 2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять… Толковый словарь Ожегова
- Грех — Грехом на богословском языке называется всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. По определению апостола… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- грех — Грехопадение, ошибка, погрешность, прегрешение, согрешение, преступление, провинность, упущение; беззаконие Грехи молодости Отпущение всех вольных и невольных прегрешений Прости, господи, согрешения мои ср. !! ошибка см. Словарь синонимов Абрамова
- Грех — В общеупотребительном смысле — предосудительный поступок, в религиозном понимании — нарушение религиозно-нравственных предписаний, специфическая религиозная оценка вины человека, не перед обществом или другим человеком, а перед богом. Сексологическая энциклопедия
- грех — -а, м. 1. У верующих: нарушение религиозно-нравственных предписаний. Замолить грех. Впасть в грех. □ Я никогда не врал — у нас это считалось грехом. Гладков, Вольница. 2. Предосудительный поступок, ошибка, недостаток. Грехи молодости. Малый академический словарь
- грех — грех I м. 1. Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний или правил. 2. перен. Предосудительный поступок; ошибка, недостаток. II предик. О чём-либо как о греховном. Толковый словарь Ефремовой
- ГРЕХ — ГРЕХ — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты… Большой энциклопедический словарь
- грех — • Змеиный (Бальмонт). • Нежный (Бальмонт). • Черный (Фофанов). Словарь литературных эпитетов
- грех — ГРЕХ, греха, ·муж. 1. У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (рел.). Самоубийство — грех. 2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. Толковый словарь Ушакова
- грех — ГРЕХ м. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. || Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Толковый словарь Даля
- грех — сущ., м., употр. часто (нет) чего? греха, чему? греху, (вижу) что? грех, чем? грехом, о чём? о грехе; мн. что? грехи, (нет) чего? грехов, чему? грехам, (вижу) что? грехи, чем? грехами, о чём? о грехах… Толковый словарь Дмитриева
- грех — сущ., кол-во синонимов: 20 вина 13 грехопадение 11 грешок 6 недостаток 78 непопадание в цель 2 нехорошо 33 окаянство 5 ошибка 82 погрешение 3 погрешность 21 прегрешение 10 провинность 13 промах 40 проступок 15 соблазн 13 согрешение 8 тайноядение 1 упущение 29 фитина 3 харам 1 Словарь синонимов русского языка
Грех — этимология
Всяк, иже себе царя творяй, противится богу;
в законе, богом данном Моисею от 2 закона число 5:
да не умрут отцы за сыны, ни сынове да не умрут
за отцы, но каждый за свой грех да умрет
Екатерина II. Манифесты и Указы (1773)
Проявления греха столь многочисленны, что его невозможно описать устно или письменно, каждое деяние человека в зависимости от обстоятельств цели, места, времени, способа, и т.д., совершения можно отнести к поступку грешному или к благодеянию.
С точки зрения иудеохристианской доктрины (теологии), грех является проступком, который нарушает Божественный план по развитию мира. Нарушая Заповеди (работающая программа развития) человек, отказывается от связи с Богом, выпадает из установленных социальных отношений, становится изгоем и врагом общества, а врагов, как известно — уничтожают. Чтобы не блуждать в многочисленных запретах (365) Торы (делай — не делай), еврейские мудрецы вывели краткую формулу безгрешной жизни: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения» (Вавилонский Талмуд. Мишна, Шаббад 31 а).
В данной работе мы попытаемся ответить на «технические» вопросы этимологии термина: когда появился образ-сигнал, как он описан в библейском сюжете, какими терминами иврита выражался этот образ и какова связь его с русским термином «грех»?
1) Существующая этимология
Викисловарь
Корень: -грех-. Значение — религ. нарушение (действием, словом, мыслью) воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. grexъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. грЪхъ (др.-греч. amartima , русск. грех, укр. гріх, болг. грехът, сербохорв. гри;jex (род. п. гpиjexa), словенск. greh, чешск. hrich, словацк. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrech, н.-луж. grech. Это слово обнаруживает в ст.-слав. следы основы на -u, напр. гр;ховати, г[р};ховьн[ъ}. Сюда же греши;ть. Скорее всего, слав. grexъ связано с греть с первонач. знач. «жжение (совести)»; Младенов сравнивает также с греч. chrimata (деньги) . Относительно знач. — ср.: др.-инд. tapas ср. «жара, боль» от tapati «раскаляется». Необычным является при этом ударение (ср. смех, спех), собственное сравнение которого с греч. chrio «мажу, умащаю», chroia «кожа, цвет», лит. grieju, grieti «снимать сливки», graistau, graistyti «снимать пенки» неубедительно; однако и сравнение последнего с др.-инд. bhresati «качается, колеблется» (якобы из первонач. *ghres- с губным согласным из bhramc — «падать») невероятно. Другие сравнивают слав. grexъ с латышск. greizs «косой», лит. graizas — то же. Из близкого к *groikso- или *groiso- «изгиб, кривизна», который выделяется также в сербохорв. гри;ч «холм», др.-прусск. gr;iwa-kaulin «ребро», исходит Буга.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1977
ГРЪХЪ , м. 1. Грех. Бяше некоторый уноша въ град много зъло сътворивъ яко и Лотъ съгршивъ… и покаявъся о мнозЪхъ своихъ грЪсЪхъ. Патерик Син., 384. XI—XII вв. А то вЪдаетъ государь вашъ, да и вы ради государя своего, что о крестьянства не радите и грЪхъ убогихъ людей не ищете, и тотъ грЪхъ богъ на васъ взыщетъ. Польск. д. III , 790. 1571 г. 2. Вина, ошибка, погрешность. 3. Несчастье, беда. И Михалко так рек: что, г(осподи)не, говорити! грех мои ко мне пришолъ, туесми, г(осподи)не, д(е)р(е)вню манастырскую Ильинскую зжог з житом и з животом. АСВР II , 543. 1503 г., и т.д.
б) Национальный корпус русского языка
Митрополит Алексей. Послание митрополита Алексея духовенству, баскакам, сотникам и боярам Черленого Яра с поучением христианам и известием о решении спора по поводу церковной юрисдикции их земли между сарайским епископом Афанасием и рязанским епископом Василием в пользу последнего и о выдаче Василию указной заповедной грамоты на Черленый Яр (1356-1457)
«И паки ту же благодать дал им и власть: «Елико аще свяжете на земли грех ради человечьских, связани будут на небесех; елико аще разрешите на земли, будуть разрешени на небесех»».
в) Википедия. Первородный грех
«Концепция «первородного греха» имеет смысл только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе ее нет. Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354-430) в 396 г. в трактате De diversis quaestionibus ad Simplicianum («О различных вопросах к Симплициану») и к настоящему времени повсеместно принят христианством.
В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, когда был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия впервые дано в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 года: «Веруем, что первый человек пал в раю и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рождённых по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни».
3) Обобщение и вывод
а) Маловероятно, чтобы «праславяне» (по Максу Фасмеру) были знакомы с понятием «грех». «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало … Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон» (Повесть временных лет).
б) Есть заповедь – есть грех, нет заповеди – нет греха
Все заповеди Библии делятся на две части, ДЕЛАЙ (АСЭ) и НЕ ДЕЛАЙ (ЛО ТААСЭ), представление в обществе о человеческом грехе пополнялось в ходе исторического развития. Совершенствовалось общество – появлялись новые виды греха, их интерпретировали, объясняли последствия (почему, для чего, чем закончится?) и закрепляли в назидательной форме (не делай) письменно в литературе.
* Иудаизм не знает понятия «первородный грех» (т.е. первый грех, совершённый Адамом и Евой), от которого ведет отсчет грехов христианство. Человек не рождается грешником и что от рождения никто не «порабощен грехом», каждый человек в равной степени расположен как к греху, так и к праведности.
* Апостол Павел понимал проблему греха так: «где нет закона, нет и преступления» (Римлянам 4:15); «я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7); «без закона грех мертв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь грех ожил. А я умер; и таким образом заповедь, данная мне для жизни, послужила мне к смерти» (Рим. 7:8,9,10). Основатель иудеохристианства четко определили свою позицию в «первородном грехе», нет Закона (Заповедей) – нет понятия греха.
Вывод
Следовательно, искать мы должны сюжет Библии, в котором появляется новое социальное понятие — «грех», т.е. то действие, за совершение которого наказывает Бог (степень тяжести наказания различна – по делам).
4) Термин «грех» в Библии
а) Бытие, гл. 1. В главе описывается, как Бог создаёт мертвую (небо, земля) и живую (птицы, звери) природу и человека – «мужчину и женщину сотворил их». В заключение Творения Бог выделяет людей из живого мира, даёт им первое напутствие: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь», и делает их властителями над всем живым миром.
Итак, первая заповедь данная человеку – продолжение рода; понятие греха, преступления – отсутствует. Нет практики жизни (жизнь только создана) – нет и теории (что можно делать, а чего нельзя) – всё «хорошо весьма».
б) В гл. 2 Бытия древние философы детализируют, где и каким образом Бог создал человека. Здесь появляется первая заповедь ограничивающая деятельность человека:
2:16: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,17: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Комментаторы этого стиха высказывают мнение, что Адам не прошёл духовного развития (был молод). «Преждевременно «вкусив плод», не окрепший духовно Адам, попал под влияние сил зла… Согрешив же, человек сознаёт свою «наготу», т.е. несовершенство, и ощущает, что его общение с Создателем прервано: между ним и стеной встал грех». http://shchedrovitskiy.ru/PDF/I_skazal_i_Web.pdf?1
Итак, в главе 2 авторы Бытия предостерегают человека, сообщают, что некоторые действия могут повлечь за собой его смерть; в этом сюжете ещё нет четкого определения понятия «грех».
в) Бытие, гл. 3. Сюжет этой главы рассказывает о последствиях «вкушения плодов», Бог наказывает Адама и Еву высылкой из Эдемского сада и создаёт трудности в их жизни; «в поте лица твоего будешь есть хлеб», «в болезни будешь рождать детей».
г) Бытие, гл. 4. Адам и Ева рожают сыновей, Каина (земледелец) и Авеля (скотовод), они приносят дары Богу, Господь обращает внимание (призрел) только на дары Авеля.
5. «а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. 6. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился (гневаешься)? и отчего поникло (нравственный слом) лице твое? 7. если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех (ХЕТ) лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. 8. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил (Х.Р.Г., ХАРАГ) его».
После изгнания Адама и Евы из райского сада, Господь продолжает воспитательную работу (даёт наставления, указания, предостерегает), объектами его внимания становится молодое поколение людей, Каин и Авель. В ситуации с дарами, Бог призывает Каина (человеку дана свобода воли) господствовать над своими низменными чувствами, и предупреждает его – «у дверей грех лежит». Здесь применен термин РАВАЦ (лёжка), который используется только по отношению к животным – не становись животным, не дай захватить свой разум животному началу.
Таким образом, в этом сюжете Библии впервые появляется термин «грех» в связке с термином «убийство человека» — ХАРАГ.
д) Электронная еврейская энциклопедия. Грех
«Обозначая грех многими синонимами, чаще всего словами хет (также хаттаа, хаттат), авон, пеша, ашам (или ашма), исходный смысл которых соответственно отвечает понятиям `промах`, `извращение`, `нарушение`, `вина`, Библия, однако, не соотносит их смысловые оттенки с тем или иным видом прегрешения. … Согласно Пятикнижию, источник греха лежит в ложной направленности человеческой воли. Книга Бытия усматривает причину греха не в природе человека, а в пагубном влиянии внешней злой силы (Быт. 3:1–13). Человек способен и обязан преодолеть влечение к греху (Быт. 4:7). Он обладает свободой выбора между добром и злом (Втор. 30:15, 19) и поэтому несет полную ответственность за свои поступки. Грех влечет за собой наказание, воздержание от греха — награду (Втор. 30:17–20). Упорствование в грехе возбуждает гнев Божий и ведет к гибели грешников (Быт. 6:5–7)».
4) Терминология иврита
Первое упоминание термина «грех» в Библии находится в тесной связи с термином ХАРАГ, ХАРЕГ убийство, убивать.
* Согласно Русской Правде (свод наказаний) самым страшным (дорогим) грехом в средневековой Руси (время формирования русского языка) было – убийство и увечье человека.
Правда Роськая (1016-1054)
1. «Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».
5. Оже ли утнеть руку, и отпадеть рука любо усохнеть, то 40 гривенъ.
19. Аще убьють огнищанина въ обиду, то платити за нь 80 гривенъ убиици, а людемъ не надоб;; а въ подъ;здъномъ княжи 80 гривенъ.
22. А въ княжи тивун; 80 гривенъ.
* Приведем термин «грех» в форму приближенную к грамматике иврита, прочитаем слово справа налево – ХЕРГ; у нас сразу появляется корень иврита – Х.Р.Г. убивать; в Библии применяется 164 раза.
ГРЕХ = наоборот ХЕРЕГ = ивр. ХАРАГ, ХОРЕГ, ХЕРЕГ, ХАРЕГА убивать, убийство, умерщвление, смертная казнь.
* Библейский образ
Второзаконие 13:9: «но убей (Х.Р.Г.) его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа» (наказание за идолопоклонство).
Екклесиаст 3:3: «время убивать (Х.Р.Г.), и время врачевать; время разрушать, и время строить».
Грех
У этого термина существуют и другие значения, см. Грех (значения). Штюк. «Грех»
Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе.
В соответствии с православным вероучением под «грехом» понимаются действия, совершение которых наносит вред человеку, прежде всего, его душе. Христианские антропология и космология утверждают, что нарушение нравственных законов существования и развития личности имеет для неё онтологические последствия в виде вреда, который можно сравнить с последствиями нарушения физических законов.
Этимология
В русском языке слово «грех» (ст.-слав. грѣхъ) очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом αμάρτημα (αμαρτία), означающим «промах, погрешность, провинность», либо синонимичным ему словом παράπτωμα; а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех) — «промах».
Понятие греха в христианстве
Микеланджело. Грехопадение Адама и Евы. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508—1512 гг.
В христианской традиции особое место занимают понятия греха и покаяния. Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, но и само желание не следовать заповеданному; а также нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию), порочность человеческого существа, проявление его падшей природы, которую он приобрёл при грехопадении. Но уверовавшим и крестившимся прощается их грех, то есть жертвой Агнца-Христа окупается первородный грех (это говорится в Марка.16:16 и Рим.8:1).
Виды греха
В христианстве различают три типа греха:
- Личный грех — поступок против совести и заповеди Божией.
- Первородный грех — повреждённость человеческой природы, возникшая вследствие греха прародителей.
- Родовой грех — особая в данном роде (племени, народе и т. д.) наследственная подверженность какой-либо страсти, обусловленная тяжёлыми преступлениями своего предка (предков). Это понятие достаточно новое и признаётся не всеми.
Помни последния твоя-никогда не согрешишь. Рисунок 1908 года
Преподобный Макарий Великий говорит о всех трёх видах греха : «Как скоро удалишься от мира и начнёшь искать Бога и рассуждать о Нём, должен уже будешь бороться со своею природою (первородный грех), с прежними нравами (личный грех) и с тем навыком, который тебе прирождён (родовой грех)» (Беседа 32;9).
Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.
Отношение ко греху и покаянию в католической церкви
Покаяние — есть признание своей вины и стремление получить от Бога прощение своих грехов. Исповедь, установленная Иисусом Христом и порученная представителю и служителю Церкви , предоставляет христианину эту возможность. Таинство исповеди и получение отпущения грехов направлено к Богу, где Он Сам через священника уделяет сию благодать. Кающийся должен проявить стремление избегать в дальнейшей жизни повторения прежних грехов, в которых он раскаялся. Тесно с понятием греха связано центральное учение христианства о спасении. Христос муками и смертью своей искупил все грехи человечества в целом и отдельного человека в частности. Воздаяние за грехи происходит как при жизни, так и после смерти человека и по делам его человек попадает либо в рай, либо в ад (см. Судный день).
Отношение ко греху и покаянию в православной церкви
Светское (либо примитивное религиозное) сознание под грехом часто понимает нарушение явно выраженной (например, в заповедях) воли Бога, за что Бог гневается и наказывает. В православии заповеди являются выражением духовных законов человеческого бытия, христианские антропология и космология утверждают, что нарушение нравственных законов существования и развития личности имеет для нее онтологические последствия в виде вреда, который можно сравнить с последствиями нарушения физических законов, человек страдает так же, как если бы нарушал законы физические. Таким образом, с точки зрения православия, грех — это причиняемый себе вред, объективно возникающий вследствие нарушения законов нормального человеческого существования. Грехом человек отдаляет себя от Бога. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку. Последствия причиненного себе вреда называют наказанием, а страдание от последствий — воздаянием. Греховные помыслы суть искушения.
После грехопадения человек заболел тлением и смертью, а Сын Человеческий дал каждому возможность пойти по пути выздоровления. «Творец, сжалившись над нашим родом, послал к нам Врача душ и телес, воздвигнув от Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба» (Флп.2:7). Православная Церковь учит, что Сын Божий идёт на страдания по непостижимой и жертвенной Своей любви, желающей спасти человека. И единственная причина воплощения — любовь Божия (Ин.3:16).
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 ноября 2011. |
Покаяние (греч. метанойя) — изменение ума, то есть изменение отношения к совершенным ранее греховным (причинившим вред) поступкам, а также решимость не совершать их больше. Покаяние завершается таинством исповеди, в котором личности таинственно подаются силы устоять в решимости.
Таинство покаяния есть начало лечения, обязательным условием которого является смирение — осознание своей греховности и повреждённости, а также желание эту природу исправить. Каясь в грехе и проявляя своё желание от него избавиться человек открывается, а Бог соединяется с ним, восстанавливая разрушенную связь, разорванную грехом. Всякий грех есть грех против любви, так как Сам Бог есть любовь (См. 1Ин.4:16). Поэтому избавляясь от греха, человек возвращается к любви, возвращается к Богу.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 ноября 2011. |
Понятие греха в исламе
Основная статья: Грехи в исламе
В исламе грех прежде всего подразумевается, как слабость человека, его неспособность к выдержке перед искушением шайтана (он же Иблис, дьявол). В Коране говорится:
«Они спрашивают тебя о сражении в Запретный Месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда её жителей — ещё большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство.»
— Сура Аль-Бакара (Корова) — аят 217-й (перевод Э.Р.Кулиева)
«О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас — явный враг»
— Сура Аль-Бакара (Корова) — аят 208-й (перевод Э.Р.Кулиева)
Грех понимается, как какое-либо действие (или же бездействие), противоречащее законам Аллаха, заветам Пророка. Также, мусульмане воспринимают как грех и неверие, многобожие. Самым страшным грехом для любого мусульманина считается приписывание к Аллаху сотоварищей — помощников, которых как таковых нет и не было. В исламе неверные мысли считают, как слова, нашёптанные шайтаном. В таких случаях Коран рекомендует обращаться к Аллаху с просьбой о защите от таких мыслей. В исламе грех, исполненный осознанно и по своей воле, будет упомянут в День Страшного Суда (День Воскресения). Однако человек может раскаяться, совершать добрые дела и стараться не повторять ошибок. В таком случае Аллах может простить грехи человека и в День Страшного Суда количество его добрых дел может «перевесить» количество грехов и такой человек зайдет в рай.
Понятие греха в дхармических религиях
В традиции многих дхармических религий (индуизм, джайнизм, буддизм) учение кармы отражает специфическое понятие греха для этих верований. Здесь грех — категория менее социальная и более субъективная, является более общим понятием и зачастую обозначает любой поступок, отягчающий карму индивида. Череда перерождений напрямую зависит от совокупности плохих и хороших поступков субъекта (понятие о воздаянии). Грех в данном случае — не нарушение воли божества, а нарушение универсального закона (дхармы), единого и непреложного для всех существ.
Понятие греха в иудаизме
На иврите грех звучит как «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Грех — нарушение или не исполнение заповеди. В иудаизме их 613.
Понятие греха в сатанизме
В сатанизме греховные по меркам авраамических религий поступки и склонности являются тем, чему следует потворствовать, так как это приводит только к положительным эффектам.
Позже Антон Шандор Ла-Вей дополнил вышесказанное, сформулировав девять сугубо сатанинских грехов — не заимствованных из традиционных религий и являющихся грехами собственно для сатаниста. А именно: глупость, претенциозность, солипсизм, самообман, стадное соглашательство, отсутствие широты взглядов, забывчивость об ортодоксиях прошлого, излишнюю гордость и отсутствие эстетического начала. Притом регламентирующие это правила в сатанизме рассматриваются не как в христианстве — строгие заповеди, но как рекомендации, нарушение которых расценивается как неподобающее поведение для сатаниста.
См. также
Грех в Викисловаре
Грех в Викицитатнике
Грех в Викитеке
- Список грехов в христианстве
- Смертный грех (семь смертных грехов)
- Первородный грех
- Вечный грех
- Десять заповедей
- Грехи в Исламе
- Евангельские заповеди о блаженствах
- Церковные заповеди
- Исповедь
- Эсхатология
- Казуистика
- Совесть
- Свобода совести
- «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» — картина И. Босха
Ссылки
- Большие грехи в исламе
- Ступени грешника и праведника в каббале
Примечания
- Грех // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- 1 2 Азбука веры. Словарная статья «Грех».
- 1 2 Фома. Православный журнал для сомневающихся. «Болезнь или преступление?» Протоиерей, преподаватель Калужской семинарии Константин Гипп».
- 1 2 Миссионерский проект РПЦ МП Незнакомое православие. «Что такое грех?» CC-BY-SA-3.0.
- Иак. 5:16: εξομολογείσθε αλλήλοις τα παραπτώματα / ἐξομολογεῖσθε οὖν ἀλλήλοις τὰς ἁμαρτίας — В зависимости от принятого перевода.
- Сретенское высшее православное монастырское училище, «Кто такой Бог?» засл.проф. МДАиС, д.б. Осипов А. И.
- Азбука веры, «Скорби в нашей жизни. Учение Священного писания о зле и страданиях.» епископ Александр (Милеант)
- Образование и православие, «Православное нравственное богословие. Воздаяние как онтологический принцип.» архим. Платон (Игуменов)
- Миссионерский проект РПЦ МП Незнакомое православие. «Непроизвольные хульные мысли.» CC-BY-SA-3.0.
- Российская газета. № 60 (4617), 2008. «Грешным делом». Наталья Лебедева.
- A. S. LaVey The Satanic Bible. — Avon Books, 1969. — 272 p. — ISBN 0380015390, 9780380015399 «Сатана олицетворяет все так называемые грехи, поскольку они ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению»
- The Nine Satanic Sins. A. S. LaVey 1987 (англ.)
- Девять сатанинских грехов. А. Ш. ЛаВей. 1987 (рус.)
- Peter H. Gilmore Satanism: The Feared Religion (англ.). A New Age: essays on current religious beliefs and practices. Merrimac Books (1992). — «Satanists acknowledge that we are human and work towards perfection, but can sometimes fall into negative patterns of action. Thus was born the list of The “Nine Satanic Sins”, guidelines for what Satanists consider to be non-productive behavior to be recognized and eliminated from one’s daily existence.» Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 4 февраля 2011.
- Питер Гилмор. Сатанизм — религия, которую опасаются (рус.)
Восемь главных грехов в православии
Чревоугодие | Блуд | Сребролюбие | Гнев | Печаль | Уныние | Тщеславие | Гордыня
Семь главных грехов в католицизме
Обжорство | Похоть | Алчность | Зависть | Уныние | Гнев | Гордыня