Какую бы жизнь ни прожил человек и какие бы поступки ни совершал, в Царстве Божьем мы все едины. Провожать в последний путь близких людей очень тяжело. Хочется ничего не упустить и сделать всё правильно, особенно если при жизни не успел.
Содержание
- Поминки после смерти
- Поверья не обошли стороной правила этикета, настроение присутствующих:
- Приметы после похорон
- Можно ли беременным ходить на поминки
- Поминальная трапеза
- Малоизвестные приметы на поминках
- Как похоронить и поминать своего близкого?
- До похорон
- Если покойный до похорон находится дома
- Как одеть покойного, полагая в гроб
- Покойный в морге
- Покойный в храме
- Траурное убранство дома
- Отпевание
- Кого Церковь не отпевает
- Заочное отпевание
- Похороны
- Кремация
- Поминки
- Поминальный стол
- Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?
- Церковное поминовение
- Третий, девятый, сороковой день
- Поминовение на Радоницу
- Существуют традиции, которых нужно придерживаться во время поминок и за поминальным столом
- Что нельзя делать во время поминок и за поминальным столом
- Что делать на 40 дней после похорон
- Поминальное меню — о конфетах и не только
- Стоит ли беременным ходить на поминки
- Завтрак покойному на кладбище
- Зачем носят завтрак покойному после похорон?
- Что носят на завтрак покойному?
- Откуда пошла традиция нести завтрак
- Что нести на завтрак после похорон
- Как всё происходит
- И все-таки – нести завтрак или нет?
- «Жалобны стол» и завтрак покойнику: как поминали в Беларуси
Поминки после смерти
Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила?
«Копилочка Полезных Советов » очень долго изучала христианские традиции в православной библиотеке. Но, посоветовавшись с священнослужителями, мы узнали, где истинное учение, а где языческая предохранительная магия.
Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.
Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии. Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.
ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ
- На похоронах нельзя есть вилками.
- Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.
- Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.
- На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.
- Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.
- Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.
- Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.
- Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.
- Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.
- Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.
Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.
Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.
КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД
- В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
- Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.
- Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».
- В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».
Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
- На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.
- Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
- Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.
- Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.
- Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.
Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям? Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:
«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держимих”.
Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно. B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».
Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.
Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших. Вспоминай их в домашней молитве или в храме.
Если тебе знакомо чувство утраты, расскажи нам, как тебе удалось с ним справиться. Как ты считаешь, что делать с поминальными суевериями: следовать им, а вдруг сработает эта магия, или прислушиваться к библейским заповедям и мнению священнослужителей? Не забудь написать комментарий.
Покажи статью друзьям в социальных сетях, ведь здесь именно та информация, о которой должен знать каждый.
Распространённые приметы на поминках не отличаются универсальностью и постоянством. Одни уходят корнями в древние времена, другие сформировались сравнительно недавно. Некоторые обряды изжили себя и канули в забытье, существуют суеверия, известные лишь в узких кругах.
Помощь Бабы Нины — просто задайте свой вопрос, после чего получите ответ
В славянской культуре траурными признаны одежды в тёмных тонах. Это не только дань традиции, эзотерики утверждают, что чёрный защищает от негатива, в то время как белый символизирует безоговорочное принятие обстановки, царящих вокруг.
Поверья не обошли стороной правила этикета, настроение присутствующих:
- в разговорах за поминальной трапезой упоминаются только добрые поступки и положительные качества покойного;
- недопустимы шум, ссоры, брань;
- обилие пролитых на поминках слёз затрудняет восхождение души в высшие миры;
- неуместное веселье грозит навлечь беду на шутника.
Староверы не считали смерть трагическим событием. Собравшиеся почтить память радовались, что ближний находится в лучшем мире, оживлённо общались, устраивали ритуальные танцы. Отголоски этой традиции встречаются и в наши дни.
Приметы после похорон
Поминать покойного принято сразу после похорон. Место погребения покидают, не оглядываясь, на выходе с погоста очищают обувь от кладбищенской земли. Руки также нуждаются в энергетической очистке, ладони следует подержать над открытым пламенем или тщательно вымыть.
Перед организацией поминального обеда в доме, где находился умерший, проводится ритуальная уборка. Подметает пол человек не из числа кровных родственников новыми веником и совком. В дальнейшем использовать эти предметы в быту не рекомендуется.
Можно ли беременным ходить на поминки
Чтобы выяснить, можно ли беременной присутствовать на поминках, следует принять во внимание ряд факторов:
- степень близости с покинувшим этот мир;
- взаимоотношения с присутствующими;
- совместимость ритуальных традиций и личных убеждений;
- самочувствие будущей мамочки.
Столкновение формирующейся жизни с энергетикой смерти создаёт внутренний конфликт. Когда траурная обстановка действует угнетающе, отношения с роднёй натянутые, возмущает излишняя набожность или откровенное пренебрежение религиозными обрядами, имеет место быть недомогание — разумно не подвергать без того уязвимое биополе дополнительной проверке на прочность. Из тех же соображений не рекомендуется присутствие маленьких детей.
Запоздалое раскаяние, чувство невыполненного долга, отчуждения от круга семьи способны причинить моральные страдания, нежелательные в ожидании малыша. Прямых запретов на участие беременных в ритуальных церемониях нет, решение предстоит принять в индивидуальном порядке. Если обстоятельства складываются против, но совесть по-прежнему неспокойна, можно помянуть умершего в церкви.
Поминальная трапеза
Обычаи поминальной трапезы предусматривают особый этикет и выбор блюд:
- Кутья из зёрен и мёда или сладких фруктов олицетворяет возрождение и сладкую загробную жизнь.
- Холодец, горячие блюда из мяса, кроме свинины.
- Грибной суп.
- Сдобные пирожки или лесенка: открытый пирог с начинкой овальной формы с поперечными перекладинками из теста — «торить» путь на тот свет.
- Сладкий густой кисель.
- Блины в некоторых кулинарных традициях не пекутся на третий поминальный день.
Не приняты блюда из картофеля, чай, нарочито пышная сервировка. Приготовление пищи не должно отвлекать от воспоминаний об усопшем, размышлений о духовном, молитвы.
Зачастую суеверия содержат сугубо рациональную подоплёку. Меню составлено из диетических продуктов, придуманные много веков назад правила обращения с пищей соответствуют современным требованиям гигиены. К таким поверьям относится отсутствие режущих и колющих столовых приборов. В былые времена делили наследство сразу после погребения, имущественные споры порой перерастали в поножовщину, потому ножи и вилки благоразумно припрятывали.
Почему на поминках нельзя есть вилками
Предотвращение поножовщины — не единственная причина, в силу которой на поминках нельзя есть вилками. Сей предмет был введён в обиход Петром І в качестве альтернативы старым добрым деревянным ложкам.
На Руси существовал поминальный обычай забирать ложку с собой, благоприятным знаком считалось раздать на сороковой день сорок ложек сорока гостям. В нумерологии число символизирует окончательное завершение земного пути, дух усопшего обоснуется в загробном мире, не будет тревожить живых без веских оснований.
Вилка долго воспринималась как нечто чуждое, внешний вид ассоциировался с агрессией, нечистой силой. Современные биоэнергетики находят неэтичным тыкать металлическим остриём в ритуальную еду, к тому же кутью, кисель или холодец удобнее кушать ложкой.
Можно ли забирать еду с поминок
С точки зрения гигиены и биоэнергетики, между застольной едой с поминок и продуктами, побывавшими на могиле, существуют принципиальные различия. Считается, что употребление найденной на погосте пищи не причинит вреда лишь тем, кто действительно не в состоянии заработать себе на хлеб, остальные рискуют прогневать покойника, которому предназначалось угощение.
В то же время, не следует опасаться незнакомцев, предлагающих сладости прохожим — это старинный способ поминовения ушедших в мир иной. Если дающий не внушает доверия, имеет смысл вежливо отказаться: аналогичный приём используется в чёрной магии для наведения порчи.
Остатки скорбного застолья желательно раздать знакомым или нуждающимся. Допустимо передавать угощения через присутствующих в третьи руки и принимать такие дары у тех, кто не желает другим зла. Чем больше людей помянет покойника, тем лучше. Сакральная еда не должна быть выброшена на помойку или скормлена животным.
Можно ли на поминках пить спиртное
Историки утверждают, что пить спиртное на поминках — сравнительно молодая традиция, которая основательно вошла в обиход и успела обзавестись собственными приметами. Ранее на погребальных церемониях подавали квас.
Любимое место покойного украшает фотография, напротив ставится стопка, накрытая ломтиком хлеба. Обязательно ли наполнять стопку крепким напитком? Если умерший при жизни не употреблял спиртное, здравый смысл подсказывает налить что-нибудь безалкогольное. Запрет чокаться во время траурного застолья возник из опасений разнести горе по домам присутствующих.
Церковь считает распитие водки греховным действом, молитва о прощении души из пьяных уст не будет услышана. Согласно писанию, вино олицетворяет радость бытия. Земные утехи более недоступны мёртвому, он может принять жест за насмешку. Дети родителей, не знающих меры за поминальным столом, проявляют склонность к алкоголизму.
Малоизвестные приметы на поминках
Некоторые приметы на поминках известны лишь узкому кругу лиц, обособленному религиозно или территориально. У порога дома, где проходит заупокойная церемония, кладут еловые ветки. Ель славится свойством впитывать негатив, переступившие порог не унесут с собой беду.
Как только один из собравшихся выходит из-за стола, остальные встают и следуют за ним. Казус можно предотвратить, убедительно объяснив причину отлучки.
В процессе уборки хозяйки задаются щепетильным вопросом: как поступить с хлебом и напитком, символически предназначенных покойнику? Согласно преданиям, употреблять в пищу или скармливать домашней живности смертельно опасно. Композицию следует переставить на подоконник, когда жидкость испарится, хлебушек оставить в малолюдном месте подальше от собственного жилья и перекрёстков — обители нечистой силы. Угощение найдёт и склюют птицы, которым оно не повредит, улетят в небо и передадут умершему все добрые слова, сказанные о нём на поминках.
Поминки у соседей
Следует знать, как себя вести, когда у соседей поминки. Не рекомендуется одалживать свои табуретки, прочую мебель и кухонную утварь, чтобы не накликать неприятности. Возвращаясь с поминок, по дороге нельзя заходить к соседям.
Нежелательно праздновать Дни рождения, играть свадьбы одновременно с погребальной церемонией в соседнем доме. В случае печального совпадения праздник имеет смысл отметить в кафе.
Поверья, связанные с водой
Во время поминок можно набрать в стакан воду, по завершении отнести туда, где покинувший этот мир любил бывать при жизни, в течение сорока дней следить, чтобы стакан не пустовал. Родная душа будет туда наведываться и благодарить за заботу и светлую память.
Стоявшую у изголовья икону не принято класть в гроб, небезопасно хранить в доме, кощунственно сжечь или выбросить. Одно из верований предлагает отнести образа к реке и пустить по течению — такой обряд никому не причинит вреда. Если этот способ неприемлем, можно оставить икону в церкви.
Традиции и приметы, связанные с поминками, адресованы мёртвым и живым. Согласно поверьям, соблюдение обычаев помогает душе усопшего обрести покой, пережившим утрату близким — преодолеть скорбь и растерянность.
Как похоронить и поминать своего близкого?
Как действовать, если умер близкий и надо заниматься похоронами? Предлагаем пошаговую схему действий
- Что важно сделать до похорон
- Если покойный до похорон находится дома: ваши действия
- Как одеть покойного, полагая в гроб
- Если покойный до похорон находится в морге: какие вещи нужно собрать?
- Покойный до похорон в храме
- Траурное убранство дома
- Как правильно отпеть покойного, не путая православный обряд с язычеством
- Если покойный самоубийца, можно ли его отпевать
- Как отпеть заочно
- Что такое — похороны по-христиански
- Допустима ли кремация для христиан
- Как провести поминки, чтобы они не перешли в гульбище
- Что ставить на поминальный стол
- Рюмка водки для усопшего — языческий пережиток?
- Как заказать церковное поминовение
- Как правильно помянуть усопшего на третий, девятый, и сороковой день?
- Как поминать на Радоницу?
До похорон
Первое, что нужно сделать – оформить все необходимые бумаги. Сразу после смерти человека необходимо оформить бланк констатации смерти. Это делает врач.
Если человек умер днем дома, нужно вызвать участкового врача из поликлиники, если ночью – «скорую» (103 с городского и мобильного; 130 для абонентов МТС и Мегафон). Врач выдаст бланк констатации смерти.
Параллельно нужно оформить протокол осмотра тела умершего. Для этого вызывают сотрудника полиции (102 с городского; с мобильного 102 для абонентов Билайн; 120 для абонентов МТС и Мегафон). Если человек умер не дома, сотрудник полиции оформит и направление на судебно-медицинское вскрытие).
Затем нужно получить медицинское свидетельство о смерти.
Для этого нужно взять:
бланк констатации смерти, который оформил врач,
протокол осмотра тела умершего, который выдал сотрудник полиции,
медицинский полис умершего,
его амбулаторную карту (если она на руках),
паспорт,
паспорт того, кто будет заниматься оформлением,
и обратиться в поликлинику в регистратуру.
При отсутствии подозрений на насильственную смерть или на не естественную смерть (несчастный случай, суицид, автокатастрофа, падение с высоты, убийство и так далее) и наличии в районной поликлинике медицинской карты амбулаторного больного, участковый полицейский выписывает справку о ненасильственном характере смерти на имя главного врача районной поликлиники для получения «Медицинского свидетельства о смерти». Родственникам или иным законным представителям умершего необходимо принять во внимание и заранее учесть возможность получения в районной поликлинике «Медицинского свидетельства о смерти».
Районная поликлиника имеет основание для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти» в случае оформленной медицинской карты амбулаторного больного, где отражено динамическое наблюдение за пациентом, установленный клинический диагноз, который сам по себе мог послужить причиной смерти. Но если с момента последнего наблюдения за пациентом прошло длительное время, районная поликлиника может отказать в выдаче «Медицинского свидетельства о смерти».
При отсутствии у районной поликлиники оснований для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти», главный врач поликлиники может направить тело умершего для проведения патологоанатомического исследования в прикрепленный к поликлинике городской или районный морг лечебного учреждения по административно-территориальному принципу.
Вскрытие может не потребоваться (если родственники сами об этом не попросят), например, если умерла старенькая бабушка, которая долго болела, или если человек стоял на учете в онкологическом диспансере, и во многих иных случаях, когда очевидна естественная причина смерти.
Если же по каким-то причинам возникла его необходимость, свидетельство о смерти дают после вскрытия уже в морге. Родственникам нужно вызвать специализированную машину для перевозки покойного в морг (телефон службы должны знать медицинские работники), а после обратиться в морг с паспортами умершего и заявителя, чтобы оформить медицинское свидетельство о смерти.
Если человек умер ночью, тело могут перевезти в морг сразу. В этом случае родственники или полиция вызывают специализированную машину для перевозки тела покойного, и отдают сотрудникам этой службы бланк констатации смерти и протокол осмотра тела умершего, а взамен получают бланк направления в поликлинику, по которому можно получить амбулаторную карту умершего, если ее нет на руках. После получения амбулаторной карты с посмертным эпикризом необходимо с паспортами умершего и заявителя обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти.
Если человек умер не дома, необходимо вызвать специализированную машину для транспортировки тела в морг по месту смерти. Сотрудники этой службы заберут бланк констатации смерти, протокол осмотра тела и направление на судебно-медицинское вскрытие. Свидетельство о смерти выдадут в морге.
Если человек скончался в больнице, больничные врачи констатируют смерть и помещают тело покойного в больничный морг, там же делают вскрытие, там же выдают справку о смерти.
Получив свидетельство, нужно обратиться в ЗАГС и получить справку о смерти (форма 33) и гербовое свидетельство о смерти.
После этого при необходимости можно организовать машину для перевозки тела в морг по месту жительства, если изначально тело было отправлено в морг по месту смерти. Без гербового свидетельства о смерти перевозку тела в другой морг осуществить нельзя.
Получив все вышеперечисленные документы, нужно обратиться в ритуально-похоронную службу и оформить заказ на оказание ритуальных услуг и организацию похорон. Можно оформить заказ лично, обратившись непосредственно в бюро службы, а можно для оформления заказа вызвать агента.
О том, что полагается жителю Москвы бесплатно, смотрите .
Если покойный до похорон находится дома
Сегодня оставляют покойных дома очень немногие, как правило, тело перевозят в морг. Если же тело до похорон будет пребывать дома, на дом можно вызвать специалиста по заморозке и осуществить бальзамирование (процесс, который замедляет процессы разложения тела) на дому.
Если тело усопшего до похорон остается дома, после бальзамирования его принято омыть теплой водой, (если усопший – крещеный православный) читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй».
После обмывания на покойного одевают в чистые, по возможности, новые одежды. Если усопший – крещеный православный, на него обязательно надевают нательный крестик.
Обмытое и убранное (одетое) тело покойного кладут на стол и покрывают саваном (белым покрывалом). Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты (для чего в самые первые часы после смерти челюсть подвязывают, а перед положением во гроб повязку снимают). Руки и ноги усопшего также связывают, чтобы придать им полагающееся при похоронах положение (руки сложены на груди, а ноги вытянуты и прижаты друг к другу). Если этого не сделать, при трупном окоченении мышцы и сухожилия сжимаются, и тело человека может принять неестественную позу. Перед похоронами их, как правило, развязывают.
Когда тело усопшего обмыто и убрано, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела». Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать родственники и близкие.
Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляют святой водой.
В гробу под голову покойного кладут небольшую подушку, покрывают до пояса особым освященным покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке), или же просто белой простыней.
В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь — святую икону: по традиции, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено). Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя. Ее можно забрать и оставить у себя дома, а можно отнести в храм и поставить на канон – квадратный подсвечник перед распятием, куда ставят свечи за усопших (спросить у служащих храма), а по прошествии 40 дней со дня смерти близкого забрать и отнести домой.
На лоб умершего возлагают венчик — символ соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога венец нетления. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и пророк Иоанн Предтеча. Венчик продается в церковной лавке.
Гроб с убранным покойником обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.
Также возжигают лампаду или свечу, которая должна гореть до тех пор, пока покойный находится в доме.
Как одеть покойного, полагая в гроб
Раньше было принято одевать покойника во все белое, причем погребальная одежда готовилась заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей (без декольте), длина юбки у женщин — не выше колен.
Согласно христианской традиции, перед погребением тело покойного нередко одевают в светлые одежды — некий знак того, что успение есть не только скорбь расставания с ближними, но и радость встречи с Богом.
Одежда должна хорошо подходить по размеру. Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для похорон, его желание важно исполнить. На руке покойного, если он был в браке, можно, при желании близких, оставить обручальное кольцо.
Хоронить усопшего следует в обуви. Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь должна быть.
Военных людей обычно хоронят в парадной форме, с наградами.
Есть традиция класть в гроб книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С православной точки зрения — это пережиток язычества, когда считалось, что вещи будут продолжать иметь значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете. Однако и христиане убеждены, что есть «вещи», необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его близких, их милостыня и добрые дела в его память.
Покойный в морге
Если тело усопшего увезли в морг, туда необходимо отвезти чистую и, по возможности, новую одежду. Если покойный был крещеным православным, — также все необходимое для положения покойного в гроб: нательный крест, погребальный крест в руки, икону, погребальный саван, венчик.
Для женщин (по общегражданским обычаям похорон) привозят:
нижнее белье;
чулки (или колготки);
платье с длинным рукавом;
платок на голову (не черный);
туфли (или тапочки);
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце (им обвязывают лицо покойного)
Для мужчин:
нижнее белье;
носки;
бритва;
майка, сорочка белая;
брючный костюм черного/серого цвета
туфли/тапочки
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце.
Если ваш усопший – верующий, можно попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
Дома об усопшем православном читают канон «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь.
Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо, «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон
В Православной церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.
Покойный в храме
Раньше было принято оставлять тело покойного в храме, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием.
Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.
Если вы оставили вашего усопшего в храме на ночь и вас попросили накрыть гроб крышкой, в этом не будет ничего неправильного. На отпевании крышку откроют, и вы сможете проститься с усопшим.
Траурное убранство дома
Принято особым образом убирать дом, в котором умер человек. Самый распространенный обычай – занавешивать зеркала, иногда — декорировать люстры черным крепом. Все это — не более чем дань традиции. Как и четное число цветов, принесенных на похороны. Никакого значения для посмертной участи покойного или жизни его родственников такие вещи не имеют.
Отпевание
На третий день после смерти усопшего хоронят (первым считается день смерти), хотя из-за различных обстоятельств день похорон может быть сдвинут. Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания.
Это чинопоследование не совершается только в день Пасхи и в день Рождества Христова.
Отпевание православного христианина совершается только один раз, в отличие от панихид и литий – заупокойных служб, которые могут совершаться многократно.
Об отпевании лучше договориться заранее: прийти в храм и обратиться в церковную лавку или непосредственно к священнику. Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение.
Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.
При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом.
После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву. В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди (или забыл покаяться, или по неведению). Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не каялся на исповеди). Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.
После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. (Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой).
Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).
Возможно отпевание двух и более людей за один раз.
По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека.
Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, — нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем.
Кого Церковь не отпевает
Не отпевает Церковь усопших, которые при жизни сознательно отреклись от христианской веры, и самоубийц, если только самоубийство не было совершено в состоянии психического расстройства. В этом случае подается прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание.
Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др.).
Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение.
Заочное отпевание
Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания.
Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные.
После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен (заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти), то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.
Если захоронение урны производится в колумбарий (хранилище урн с прахом после кремации), то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина.
Похороны
Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям. Если по каким-то причинам (например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны), можно попросить других людей помочь с выносом гроба.
Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.
Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте (дома, у морга).
Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое».
Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак». Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией – возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному.
Погребение может совершаться в любое время суток, а не только утром.
В могилу усопшего полагают лицом на восток. При опускании гроба верующие вновь поют «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли.
На могиле христианина ставится крест. Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.
Если родственники хотят установить на могиле памятник или надгробный камень, выбор его формы, вида, размера и декора (даже если в нем присутствуют священные изображения) никак не регламентируется церковной традицией. Его можно выбирать по своему усмотрению.
По православным канонам, погребение усопшего христианина не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
Кремация
Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение тела в землю. Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли.
Поминки
После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу. Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным.
Поминки можно устраивать на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (именины).
В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды.
Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи (Светлую седмицу) и на понедельник второй (Фоминой) недели после Пасхи переносятся на Радоницу – 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь.
На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.
Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат.
Поминальный стол
Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит.
Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).
На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью.
Для верующих, если поминки совершаются в постные дни (когда не принято есть пищу животного происхождения), то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу.
Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного.
Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?
С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку (или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон). Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет – это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного.
Один из самых распространенных обычаев – не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе.
Церковное поминовение
Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства – особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда.
Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь – пройти испытания в эти первые 40 дней.
Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.
Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре.
Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст – в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней (когда душа будет проходить мытарства). Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.
Третий, девятый, сороковой день
Дни особого поминовения усопшего – третий, девятый и сороковой после смерти.
Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером (до полуночи). Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день – это 9 марта.
Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (395): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу. Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу».
«С третьего по девятый день душе показывается Рай, обители святых. Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».
После вторичного поклонения Господь «повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. Душа пребывает здесь тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу и решается ее дальнейшая участь: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного судах», — пишет святой Макарий. Поэтому в этот день так важно молиться о душе усопшего.
Об усопшем можно заказать панихиду — заупокойное богослужение, установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то¬го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух¬нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.
Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни.
Также можно попросить священника, предварительно договорившись, совершить литию – иной вид церковного поминовения покойного. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию на кладбище.
Поминовение на Радоницу
Радоница – вторник второй недели после Пасхи – день особого поминовения усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – помогает христианам не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Обычно накануне дня Радоницы (церковный день начинается с вечера) после вечернего богослужения или после Литургии в день Радоницы совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.
На кладбище обычно совершают литию (усиленное моление). Для этого лучше пригласить священника, если нет возможности, литию возможно совершить самостоятельно, прочитав Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Но можно и просто читать тропарь «Христос воскресе из мертвых», а также «Воскресение Христово видевши».
Существуют традиции, которых нужно придерживаться во время поминок и за поминальным столом
Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила?
Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.
Что нельзя делать во время поминок и за поминальным столом
- В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
- Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.
- Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».
- В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».
- Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
- На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.
- Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
- Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.
- Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.
- Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.
Что делать на 40 дней после похорон
На сороковой день после смерти родственники покойника отправляются в церковь, заказывает панихиду и сорокоуст. Усердные молитвы помогут душе навсегда освободится от пут материального мира и вознестись к Отцу Небесному. Устраивать поминки на кладбище, на литургии или панихиде запрещено. Перекусы и распивание спиртных напитков на могильном холме недопустимы. Существует много традиций, касающиеся 40 дней после похорон. Они дошли до нас еще со времен язычества, поэтому церковь не всегда их приветствует. Тем не менее знать народные приметы нужно и даже полезно.
В течение сорока дней после кончины родственника уделять особое внимание внешнему виду не следует, ведь так мы демонстрируем приоритет личных потребностей перед скорбью о покойнике. Естественно, это не означает, что скорбящим нужно пренебрегать правилами личной гигиены, ведь в этом случае общаться с ними будет крайне неприятно и даже противно.
При сервировке стола к поминальному обеду острые столовые приборы использовать запрещено. Ложки следует класть тыльной стороной кверху.
Традиционные блюда: кутья из риса либо пшена и блины без начинки. Они помогают духовно переосмыслить бренность бытия. На поминальной трапезе также присутствуют салаты, голубцы, пироги с начинками, блюда из рыбы и всевозможные гарниры. Если поминки происходят в пост, мясные блюда запрещены. Традиционно, на 40 дней после смерти принято также готовить любимые блюда умершего человека.
Крошки, которые остались на столе после поминальной трапезы, нельзя сметать и выбрасывать. Как правило, их аккуратно собирают, а затем относят на кладбище. Так родственники сообщают усопшему, что поминки его кончины состоялись, они его уважают и отпускают. Посещение кладбища на 40 дней после погребения является обязательным сакральным ритуалом, поэтому требует соответствующей физической и духовной подготовки.
Как только гости разошлись в доме следует плотно закрыть все окна и двери. Не стоит сильно убиваться и плакать по поводу последнего прощания с душой покойника, поскольку скорбь удерживает ее в грешном мире и не позволяет вознестись к Богу. Молиться лучше всего перед иконами святых, около которых горят свечи. Некоторые люди оставляют на тумбочке, столе либо около могильного холма рюмку водки, накрытую хлебом. К канонам православной церкви эта традиция отношения не имеет.
Поминальное меню — о конфетах и не только
Раздавать сладости в поминальные дни — старинная традиция. Это часто делают на кладбищах, не стоит пугаться таких подарков. Нельзя есть только те угощения, которые ранее лежали на могилах. Такие сладости предназначены усопшему. Традиционно их могут забрать только люди, живущие в нужде.
Опасения может вызывать тот факт, что на любые поминальные блюда, в том числе и конфеты, можно навести приворот или порчу. Поэтому не нужно есть то, что было получено из рук человека, который может желать вам вреда. Незнакомцев со сладостями зачастую пугаться не стоит — они просто соблюдают древнюю поминальную традицию.
Стоит ли беременным ходить на поминки
Известно, что приметы для беременных не рекомендуют им ходить на кладбище и посещать похороны. Не стоит им ходить и на поминки, которые, по сути, являются логическим продолжением похорон. Энергетика там все та же — скорбь, смерть, горе. Если имеется возможность отказаться от поминания, лучше сделать это. Если прощание с покойным можно отнести к необходимым мероприятиям, то поминки — уже нет.
Биополе беременной женщины слабо защищено. А ведь она отвечает не только за себя, но и за ребенка. Подпитаться его энергетикой окажутся совсем не против сущности, которых притягивают сильные негативные эмоции большого количества людей.
Церковь не запрещает беременным ходить на поминальные обеды, похороны и кладбище. Однако и не обязывает делать это. Если самочувствие не позволяет присутствовать, можно посетить церковь вместо кладбища, поставить свечку за упокой души, заказать молебен.
Завтрак покойному на кладбище
С самых древних времён наши предки славяне выполняли определённые обряды. Они были связаны с разными событиями в жизни. Например, рождение ребёнка, свадьба, народные праздники, смена времён года, но самые загадочные и мистические обряды осуществлялись после смерти человека.
Считалось, что очень важно выполнить все похоронные обряды верно, ведь смерть человека, как верили наши предки, это переход его души в другой мир, поэтому необходимо было подготовить его к этому событию. Душа должны была отправиться в высший мир чистой и лёгкой, а родственники, которые остались у покойника, должны были чтить память умершего, чтобы ничего не препятствовало душе очиститься. В связи с этим было принято целый ряд похоронных обрядов, которые осуществлялись перед и после смерти человека. Они были довольно разнообразны, и каждый из них был направлен на осуществление той или иной цели. Например, чтобы душе легче было покинуть тело умирающего, в крыше дома проделывали дыру; незамужних девушек хоронили в свадебном платье; поминать умерших принято на девятый и сороковой день после смерти.
Некоторые древние похоронные обряды затерялись во времени, некоторые осуществляют и по сей день, а есть такие, которые являются сомнительными. Некоторые считают выполнение этих обрядов обязательным, а некоторые и вовсе пренебрегают ими. Одним из таких «сомнительных» похоронных обрядов является завтрак покойному. Мало кто сможет сейчас точно описать все тонкости этого действия, да и его надобность тоже мало кому понятна. Но чтобы провести умершего человека в другой мир с достоинством необходимо выполнить правильно все нужные обряды.
В этой статье Вы сможете узнать, что нести на завтрак покойному и обязательно ли после похорон утром везти завтрак покойному.
Зачем носят завтрак покойному после похорон?
Нести завтрак покойнику на утро после похорон – древнейший обычай всех славянских народов. Люди называют его «пробуждением покойника». Ведь, когда утром родственники приходят навещать умершего, они будто бы заставляют его душу проснуться. Издавна люди считали, что душа покойника, несмотря на переход в другой мир, всё равно привязана к месту, где жил человек. И по поверьям душа вечно остаётся на родной земле. Именно поэтому после смерти близкого человека на его родственников ложится обязанность ухаживать за ним, как и при жизни. Ведь умерло только материальное тело человека, а его дух всё так же живой. И по этой причине покойника нужно кормить и поить, поминать и чтить. Только сам умерший будет питаться духовной пищей и чувствовать заботу родных, а «тело» еды остаётся нетронутым. Этот обычай является концом похорон и началом поминальных обрядов.
Что носят на завтрак покойному?
Последний завтрак покойному обязательно должен содержать в себе определённое меню. Это связано с тем, что еда должна действительно напитать душу умершего человека, а на это способны только натуральные продукты растительного или животного происхождения. Проще говоря, это пища, которую даёт природа. Продукты, что возят на завтрак покойному являются священными и потусторонними, поэтому употреблять их в пищу людям, а особенно родственникам, крайне не рекомендуется. Ведь считают, что таким образом покойник может будто позвать человека за собой на тот свет. Как правило, еду, оставленную на могиле, съедают бездомные или нищие. В этом случае употребление «завтрака покойника» является допустимым.
«Завтрак» должен состоять из продуктов натурального происхождения, которые сами родственники будут употреблять в пищу на кладбище. Это могут быть бутерброды, нарезки, варёные яйца, сало и обязательно в стакане должна быть налита вода. Сами же родные садятся рядом с могилой и поминают умершего, приглашая к себе всех рядом проходящих, особенно нищих и нуждающихся.
Обязательно ли приносить «завтрак» покойному?
Этот обычай считается языческим и мало известен православным верующим. Для христианства более характерный, такой похоронный обряд, как поминки. Как правило, родственники умершего собираются дома или в другом месте, где можно почтить память покойного (столовая, кафе, ресторан и т.д.) и устраивают поминальный обед. Но не все православные люди отказываются от приношения последнего завтрака покойному. Некоторые наоборот считают, что это правильно и необходимо.
Совершать такой поминальный обряд или нет – личное дело каждого. Это не обязательное действие, но многие считают, что этот обряд помогает душе упокоиться и не преследовать родственников, ведь тогда умерший будет чувствовать заботу и любовь близких и сможет спокойно покинуть этот мир.
Дополнительно по теме:
- Ошибки на похоронах,
- Как одеться на похороны,
- Как вести себя на кладбище.
Хоронить близкого человека тяжело и горестно. Но, взяв себя в руки усилием воли, ближайшие родственники умершего задумываются о том, чтобы были соблюдены все предусмотренные для такого случая традиции. Поскольку считается, что многие из них способны облегчить участь души усопшего, покинувшей тело. В связи с этим часто возникает вопрос, нужно ли нести ему завтрак после похорон на кладбище?
Откуда пошла традиция нести завтрак
На самом деле, данный обряд вошел в ритуальные правила наших предков со времен древних славянских народностей. Для чего они это делали? Предполагалось, что после смерти душа покидает тело покойного, отделяясь от него, чтобы продолжить существовать в загробном мире.
На следующий день после похорон душа еще находится на земле, а точнее – там, где покоится её прежняя телесная оболочка. В дальнейшем она поднимется на небо и пройдет процесс решения своей будущей участи. Но после первой ночи на кладбище полагалось завершить погребальный ритуал.
Несли еду на могилу после дня захоронения с целью пробудить душу, позаботиться о ней, дать возможность очиститься и жить вечно. В этот момент она еще находится рядом с телом и, по прошествии нескольких дней с момента смерти, может навещать те места, где покойный жил или любил бывать, где ему было хорошо.
Близкие усопшего в первое время после смерти обязаны были заботиться о его душе так, как если бы он был жив. Кроме физической заботы о духе покойного, выраженной в приходе на могилу с завтраком, этот акт имел и важное моральное значение. Таким образом проявлялась не только забота, но и память об умершем. Наши предки верили в то, что умерший может обидеться, если про него «забудут» сразу же, как только завершится обряд погребения.
Что нести на завтрак после похорон
Что именно принести в качестве пищи для погребённого на следующий день? Или важен сам факт прихода с завтраком, а какой при этом будет еда не имеет никакого значения?
Обычно приносят на могилу сладкое (печенье, конфеты, сдобные пирожки), хлеб с колбасой или сыром, отварные яйца. В стакан ничего, кроме воды, наливать не положено. Хотя иногда ставят и стопку с водкой, на которую сверху кладут кусок хлеба. Годится любая растительная или животная пища, которую удобно принести с собой.
Как всё происходит
Завтрак усопшему нужно принести в то время, когда это положено – утром, до 12 часов. Отдельно оставляется посуда с едой и стакан воды на могиле для покойного. А принесшие ее родственники «разделяют» с ним трапезу здесь же, на территории кладбища. Принести еды нужно столько, сколько её будет съедено, поскольку уносить с собой что-либо с могилы не рекомендуется.
Оставленный усопшему завтрак потом, как правило, забирают нищие, либо съедают живущие на кладбище животные или птицы. Если вблизи могилы проходят люди, не возбраняется пригласить их помянуть душу умершего, разделив с ними принесённую еду.
Чтобы не возникло вопросов, куда деть мусор (ведь с кладбища лучше ничего не забирать) и как быть с посудой, целесообразнее взять одноразовые тарелки и, после трапезы, выбросить их здесь же, на территории, не унося с собой до самого дома.
И все-таки – нести завтрак или нет?
Любой священнослужитель подтвердит, что это – не православная традиция и к церкви отношения не имеет. По церковным канонам посетить кладбище утром после похорон можно, но совершенно с другими целями. Верующие зажигают на могиле свечу и читают молитвы об упокоении души усопшего. И именно это, а не принесенные продукты, помогает его душе очиститься и вознестись впоследствии на небо без предыдущего груза земной жизни.
Забота и память об умершем, которую символически должен выражать принесенный завтрак, точно так же проявляется и в молитве. Ведь это – очень действенный способ проявить свою любовь к ближнему и всегда помнить о нём, молясь всякий раз о его душе.
А печенье, пирожки или сладости нужно не приносить покойному на могилу, а раздать нуждающимся на кладбище либо в храме с просьбой помянуть душу усопшего и попросить о её упокоении.
«Жалобны стол» и завтрак покойнику: как поминали в Беларуси
За поминальным столом первую рюмку пускали по кругу – из нее должен был отпить каждый. Много пить на поминках было не принято – три рюмки не чокаясь. Сейчас подобную традицию далеко не всегда соблюдают. Sputnik выяснил, как было принято хоронить, теперь поговорим о том, как поминали усопшего.
© Photo : из архива А.Друпова
Мыли руки после кладбища
Поминки – не менее важный ритуал, чем сами похороны. Люди верили, что таким образом они прощаются с покойным и провожают его душу на тот свет.
Когда из дома выносили гроб, там оставались женщины, которые обязательно подметали и мыли пол, а весь мусор сжигался – чтобы смерть не вернулась сюда.
«Со смертью человека границы между «этим» и «тем» миром временно стирались, что могло угрожать окружающим. Уборка имела сакральное значение. Иногда пол посыпали рожью, «каб застаўшыеся ў хаце жывымі былі», – рассказывает Алексей Абрамчук, заведующий научно-фондовым отделом Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта.
© Photo : из архива БГМАиБ Семья навещает покойного на третий день после похорон, 1964 год, Глубокский район
После кладбища все обязательно мыли руки и вытирали их ручником. Была распространена традиция трижды дотрагиваться до печи. Так тоже пытались отогнать смерть. Во время этого ритуала могли приговаривать: «Мрыця ўсі і мухі, і крысы ў хаці, і клапы, і што там плахоя вялося. Як ета печ нема ў хаце стаіць, каб так пазанямелі і мухі, і клапы, і крысы!» Тем самым старались перевести смерть на вредителей.
«Например, она могла называться «клецки». Даже было такое, что про человека, которому предсказывали скорую смерть, могли сказать: «Ну все, клецки ему». В том смысле, что скоро по нему будут поминки», – продолжает этнограф.
© Sputnik / Сергей Пушкин Так выглядит ручник, который вешали на крест спустя год после смерти человека. Рисунок никогда не украшали вышивкой.
Поминальную трапезу также могли называть «горячки» от названия горячего пшеничного хлеба. В некоторых местах это блюдо было обязательным на поминках. Такой хлеб всегда подавали горячим и разламывали руками, чтобы шел пар. Считалось, что паром питается душа покойного.
Вставали из-за стола по старшинству
На поминальный обед приглашали священника, который проводил литию и благословлял еду. Если его не было, все молились за упокой души умершего, после чего садились за стол.
«Были определенные правила рассадки за столом. В красный угол под иконами обычно садили священника или тех, кто помогал в похоронах: делал гроб, копал могилу», – говорит Алексей Абрамчук.
Главным блюдом на поминальном столе была кутья или канун. С них начиналась трапеза. Священник или хозяин дома пробовал первую ложку, а затем к ним присоединялись гости. Кутья в христианстве символизировала воскрешение мертвых. Она представляла собой сладкую кашу. Канун – подслащенная вода, в которую крошился хлеб, сушки, печенье или другая выпечка.
© Photo : из архива А.Друпова На многих могилах до сих пор вешают символические ручники
После кутьи или кануна каждый участник поминок выпивал рюмку водки.
«Раньше пили из одной рюмки, которую передавали по кругу. Это в какой-то степени объединяло коллектив. Во многих регионах существовало и до сих пор существует правило, согласно которому на поминках нужно выпить три рюмки водки. Представители старшего поколения в наше время часто возмущаются, когда это правило не соблюдается и люди «не знают меры», – рассказывает этнограф.
Для покойного на столе ставили пустую тарелку и рюмку. По мере трапезы они заполнялись. С годами обычай немного видоизменился. Сейчас нам больше знакома рюмка водки с ломтиком хлеба.
Когда умирал ребенок, на поминальный стол кое-где пекли специальное блюдо. Например, на Могилевщине оно готовилось из теста в виде птички и называлось «жаўрункі».
В конце трапезы из-за стола вставал самый старший человек или же все вместе. Люди верили: кто первым покинет стол, по тому и будут проводить следующие поминки.
© Photo : из архива А.Друпова Дольше всего хранят память каменные кресты
Вешали на окно ручник
Считалось, что после смерти человека душа остается на земле 40 дней. Поэтому на подоконник на этот срок ставили стакан воды, а на окно вешали ручник, чтобы душа не заблудилась и видела свой дом. Ручник на окне был символом траура.
© Sputnik / Евгений Биятов
Люди верили, что душа все эти 40 дней путешествует. Первые три дня находится в доме, потом выходит во двор. До девяти дней путешествует по деревне, а затем отправляется в долгое путешествие по местам, где был человек при жизни.
Поэтому и проводили поминки на 3-й, 9-й и 40-й день. На 40 дней обязательно служили панихиду по покойному в церкви. У католиков поминовение умерших проходит обычно на 7-й и 30-й дни после смерти.
Также кое-где была традиция на следующее утро после похорон идти на кладбище «будить» покойного. Ему несли «завтрак» – еду и водку, который оставляли на могиле.
Завершали все годовыми поминками, после которых покойника почитали уже вместе со всеми остальными предками на Деды, Радоницу и в другие дни народного календаря согласно традициям конкретной местности.