Содержание
- Что дает православие человеку?
- §3. Что дает человеку Православие?
- Статьи о психологии
- Чем опасно христианство или —кому выгодны 10 заповедей? Психологическое влияние христианства · 9 сентября 2008 г.
- Раннее христианство
- Христианство в руках государства
- Рабская психология
- Десять заповедейи христианская мораль
- Вердикт
- ВРЕД ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ЧАСТЬ 1.
- ВРЕД ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ЧАСТЬ 1.
- Осторожно – православие!
Что дает православие человеку?
Аудио
Что дает православие человеку?
Очень многое. Прежде всего – если подойти с точки зрения такой… интеллектуальной – дает человеку мировоззрение, полноценное, оправданное, которое отвечает на важнейшие вопросы его жизни.
Какие вопросы? Это вопросы смысла жизни. Это же первый вопрос: есть Бог или нет Его? Есть вечность или нет ее? Что самое главное в человеческой жизни? Оно дает человеку не какой-то придуманный, а реальный образ совершенного человека. Не Дон Кихота, не князя Мышкина. Не какого-то героя из романа. А дает реальный образ Христа. Вот Он, тот идеальный человек, о котором мы думаем, гадаем, где он и какой он.
Христианство дает верные нравственные нормы жизни. Это в высшей степени важно. Ведь помним же все: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха, что такое хорошо, а что такое плохо».
Действительно, что такое? Где оно? Кто скажет? Мережковский, помните что писал: «И зло и благо – два пути, ведут к единой цели оба. И все равно, куда идти». Здорово? Лучше не придумаешь!..
Христианство дает твердые нравственные и даже духовные ориентиры.
Это первое. Христианство отвечает на вопрос, главнейший вопрос человека: зачем я живу? Зачем? Какой смысл? Какой смысл жизни человечества, если все умрут? А все действительно умрут.
Как , человечество как биологический вид смертно. Смертно! То есть всё, скоро-скоро окончится вообще все человечество как биологический вид. И зачем мы все живем? И какой смысл?
Как это важно!.. Для ищущего человека не ответить себе на этот вопрос – смерть. И многие кончали жизнь самоубийством. Православие отвечает со всей определенностью, ясностью: вы боги – вот кто такие люди. Вы боги и сынове Вышнего все вы, но чтобы стать богами, для этого нужно потрудиться.
Это первое, что христианство дает человеку мыслящему.
А если хотите дает в практическом плане. У кого из нас нет скорбей? Поискать такого человека… Правда, об одном я слышал – это папа Иоанн XXIII, который говорил: у меня не было никогда никаких скорбей. Но если бы вы посмотрели на его портрет, вы б поняли все сразу. Это колобок такой – полненький, толстенький, жирненький, улыбающийся. Может быть, у него действительно не было скорбей. Но это уникальный человек…
На самом же деле все мы исполнены скорбей. И как к ним относиться? Как их понимать? Христианство, православие, дает замечательное средство. Оказывается, все что с нами происходит, говорит оно, это вовсе не злоба людей, которых я знаю – вот мои враги, злодеи, которые ножки ставят. Это вовсе не случайности, это вовсе не общественные катаклизмы, которые произошли независимо от меня, это совсем не случайность природного характера, что налетела на меня та или иная болезнь, то или иное обстоятельство…
Нет, нет, нет, – говорит христианство. Ты ошибаешься, если так думаешь. Если будешь так думать, у тебя вечно будут враги, вечно будешь дрожать, как бы что не случилось. Как бы у тебя что-нибудь с работы не свалилось. Как бы ты не остался без того, сего и прочего.
Вечное напряжение… Сейчас мы начинаем понемножку сознавать, как бы не остаться без работы. Посмотрите, как многие страдают. На Западе что! Я вот в Германии встречался… в других странах. Молодежь сейчас думает, как бы найти место работы. Страдают! А сколько мы страдаем от недругов всяких.
Что говорит православие? Оно говорит следующее.
Приведу хотя бы Исаака Сирина, святого, который просто выразил учение православное. Он писал так. Ни одна тварь (ни одно творение), ни одно животное – ни духи, ни бесы, уж тем боле ни ангелы, ни человеки – никто не может принести человеку ни малейшей скорби без Бога любви и премудрости, всеблагого и всепремудрого Бога, который, если и дозволяет чему случиться, то только по одной причине: ради пользы человека.
Представьте – оказывается, я не в руках каких-то злодеев нахожусь, которые готовы в любой момент со мной сделать что угодно, – нет! Я нахожусь перед лицом любвеобильного и премудрого врача! Вы подумайте только!
Врача… а не палача! Который – вот, я наделал то-то и то-то – и он меня казнит, как это очень многие, к сожалению, думают, что Бог нас казнит за то, за другое, за третье…
Бог – врач. И когда случаются с нами неприятности и прочие вещи – это что такое? Врач вынужден сейчас вспороть мой живот, чтобы отрезать аппендикс, иначе я погибну. Вот что такое делает. Врач, повторяю еще раз, а не палач!
И это вера в то, что все совершается по всеблагой и премудрой воле Божией. Что люди даже, враги, злобные враги, есть только бессмысленные орудия в руках воли Божией – вы слышите, что дает?!
Что дает человеку! Какое утешение! Какую благодарность, какую даже радость!
Вот как важна эта вера. И чем более человек искренне верит, по-православному верит – вот так верит, тем меньше он страдает даже в тех случаях, когда, кажется, Боже мой, смотрите, что с ним произошло!.. С великомученика Евстратия кожу сдирали и поливали горячим маслом, а он воскликнул, эти мучения суть радость рабам Твоим, Господи.
Неслучайно мы видим в истории христианства, когда палачи бросали орудия пыток и заявляли «Я христианин».
Вот что дает православие человеку. Это нам ежечасно, ежеминутно важно. Потому что мы постоянно сталкиваемся со множеством неприятностей. Оказывается – вот от кого это исходит. От любвеобильного и премудрого врача.
О, слава тебе, Господи. Я достоин действительно. Я не вижу своих болезней. Но ты видишь, ты истинный врач. Я считаю себя хорошим, лучшим в мире. А на самом деле – дрянь. Как сказал Феофан Затворник: сам дрянь дрянью, а все твердит «несмь якоже прочии человецы». И вот пока мы видим себя хорошими, и приходится оперировать нас – вырезать и аппендиксы, и другие операции делать.
Вот что дает православие человеку.
Это самое главное. Есть еще целый ряд моментов. Но мы так и до завтрашнего утра не закончим.
§3. Что дает человеку Православие?
Иногда можно слышать, что христианская вера, обещая человеку будущие небесные блага, отнимает у него счастье земной жизни. Но такие заявления проистекают из полного непонимания Православия. Достаточно обратить внимание хотя бы на некоторые его стороны, чтобы убедиться, какую огромную психологическую и нравственную помощь оно оказывает верующему в решении самых серьёзных проблем его земной жизни.
Прежде всего, вера православная открывает человеку смысл его земной жизни – это подготовка к жизни вечной и царственному величию быть чадом Божьим. Вера в бессмертие личности и нравственную ответственность перед Богом и совестью не только спасает человека от переживания бессмыслицы смерти, но и является действенным стимулом к разумной и нравственной деятельности. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ писал: «Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо». «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле».
Вера, что Бог – это не карающий Судья, а неизменно любящий и премудрый Врач, всегда готовый в ответ на искреннее обращение и покаяние оказать помощь, даёт христианину твёрдость и утешение в самых трудных обстоятельствах жизни, при самых тяжёлых нравственных падениях. Такая вера избавляет христианина в тяжелые моменты жизни от разочарования, от чувства заброшенности, тоски и отчаяния, от самоубийства.
Такая вера даёт возможность правильно отнестись и к тем неизбежным несправедливостям, которые происходят в человеческом мире. Верующий понимает, что никакой злодей и никто, и ничто в мире не смогут сделать ему большего, чем будет позволено премудрым и любвеобильным Богом. Как писал святой ИСААК СИРИН: «Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов без дозволения о всех Промысляющего и всем Управляющего». «Господь не позволяет, чтобы к твари Его приближалась власть демонов и людей, и исполняла на ней волю их». Такая вера даёт возможность верующему не только всё переносить с мужеством, даже с радостью и благодарностью Богу, но и предостерегает его самого от бездумной, стихийной и грязной жизни, от злых поступков, преступных замыслов, ненависти и т. п.
Верующий понимает, что как врач в зависимости от болезни одному рекомендует курорт, а другого отправляет на тяжёлую операцию, так и всё неприятное, происходящее с ним, «не напрасно, не случайно», а является естественным следствием его духовного состояния. Ибо всё совершается по объективным законам духовной жизни, высшим из которых является любовь Божия. Поэтому всё и всегда в жизни – это не наказание, не месть Бога, а самое полезное и лучшее, что может быть для человека. Как писал святой ИСААК СИРИН: «Он ничего не делает ради возмездия, но смотрит на пользу, которая должна произойти от Его действий».
Вера в то, что Бог всех равно любит, что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45), спасает верующего от высокомерия, гордости, вражды, унижения других людей, останавливает его язык от клеветы и всякой неправды по отношению к любому человеку.
Вера, что все люди и, следовательно, он сам заражены страстями и нет человека без ошибок и грехов, спасает верующего от непрерывных осуждений, раздражения, безрассудного гнева, помогает великодушному отношению к недостаткам окружающих людей, сохранению с ними мира, особенно в семейной жизни. Игумен НИКОН (ВОРОБЬЕВ) в связи с этим писал: «… к людям надо относиться так, как врач – к больным».
Искренняя вера постоянно напоминает человеку слова Христа: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6: 41-42). Поэтому верующий, видя свои страсти и свои слабости, воздержится предъявлять особые требования к поведению другого, вспомнит: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Вера словам Христа: Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7: 12), – принятым как закон единственно разумного общения изменило бы всю жизнь человечества и действительно поставило бы ее на твердую почву справедливости, милосердии и любви.
Наконец, вера, что Христос есть путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6), давшая неисчислимому множеству людей то, о чем сказано: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2: 9), – эта вера свидетельствует, что христианство – не красивая сказка, а истина, открывающая реальный путь к тому счастью, которое так безуспешно ищет человек на путях других.
Достоевский Ф.М. Дневник писателя. В 2-х т. Т. 1. М., 2011. С. 598.
Достоевский Ф.М. Дневник писателя. В 2-х тт. Т. 1. М., 2011. С. 601.
Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 31. М., 1858. С. 204.
Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 31. М., 1858. С. 205.
Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 39. §5. СПб., 2006. С. 272.
Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние. М., 2010. С. 54.
Статьи о психологии
Чем опасно христианство или —
кому выгодны 10 заповедей?
Психологическое влияние христианства · 9 сентября 2008 г.
Пришло время продолжить цикл «Не сотвори себе кумира». Его цель — развенчание заблуждений, которые глубоко въелись в нашу повседневную жизнь и, оставаясь незамеченными, подрывают душевное равновесие. Сегодня разговор пойдет о христианстве.
Писать о христианстве тяжело — тема это обширная, неоднозначная, а для многих еще и очень болезненная. Поэтому приходится тщательно подбирать слова и смягчать отдельные моменты, о которых следовало бы сказать более жестко.
Прошу не воспринимать статью как критику ради критики. Задача сайта и, в частности, этой статьи — расставить некие вехи, по которым можно будет ориентироваться в поисках личного счастья и душевного покоя. Христианство оказало глубокое влияние на нашу культуру и очень многие душевные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся, порождены именно им — вот об этом и поговорим.
Начнем с того, что христианство, как и всякая религия, не имеет никакого отношения к Богу. Христианство говорит о Боге, но не имеет с ним никакой непосредственной связи. Этот как раз тот случай, когда следует напомнить, что рассуждать о вкусе устриц имеет право только тот, кто их ел. Так вот, создатели христианства устриц не ели.
Христианство, как систематизированное учение возникло не спонтанно и не внезапно, его именно создали, и не просто так, а со вполне конкретными практическими целями. Как говорит Ницше, настоящий христианин был только один — Иисус. Иисус воплощал собой христианство — он был христианином. А все, кто позже встал под знамя новой религии, в христианство только верили.
Помните основной мотив Дао дэ Цзин — Дао, у которого есть имя, не есть настоящее Дао. Так и христианство — будучи выраженным в словах, оно утрачивает всякий смысл. Никакие слова и знаки не могут передать внутреннее состояние Иисуса — он просто жил и показывал собой пример спасения души. А христианство — это «вера в Иисуса», придуманная не им, но вложенная ему в уста.
В психологии эта проблема постоянно становится камнем преткновения — люди часто не видят разницы между верой и знанием. Принимая чужие слова и принципы за непреложную истину, люди отказываются от необходимости получать свой собственный опыт и забредают в такие дебри, из которых сами потом выбраться уже не могут. Чем больше человек полагается на чужие мнения и идеалы, тем скорее он утрачивает почву под ногами и оказывается в подвешенном состоянии — жизнь становится полнейшей абстракцией, лишенной вкуса и цвета.
Христианство, каким оно сформировалось, — это лишь набор легенд и преданий о жизни святых людей. В нем нет никакой силы — одни лишь сказки о ней. Всякие документы свидетельствующие о древних великих свершениях — это впечатления записанные с чужих слов, много раз переиначенные в соответствии с требованиями момента. За каждым текстом стоят живые люди, которые следовали своим целям и текущей конъюнктуре.
И все-таки на основе этих рассказов и пересказов выстроена огромная философская и онтологическая концепция, с претензией на то, что она получена из рук самого Бога. Однако ничто не может изменить того факта, что основой религии является вера, а не знание. Религию творят и насаждают люди, в лучшем случае, верующие в Бога, однако, не имеющие никаких собственных знаний о том, что есть Бог и где его следует искать.
Здесь нужно сделать оговорку, что во все времена в лоне христианской церкви встречались и по-настоящему святые люди. Святые не потому, что четко и беззаветно следовали всем постулатам религии, а потому, что совершили переход от веры к знанию Бога. Они больше не верят, теперь они — Знают. А то, что, рассказывая о своих переживаниях, они используют христианскую терминологию — это дело лишь привычки и необходимости подобрать хоть какие-то слова к неописуемым откровениям.
Достижение такого состояния — не заслуга христианского учения и не результат праведной жизни. Того же состояния люди достигали и безо всякого посредства религиозных учений. Просветление, восстановление связи с Богом — это результат честности с самим собой и поиска опоры внутри, в своем собственном психологическом опыте, а не во внешних учениях и правилах. Христианство же претендует на то, что только послушные ему будут спасены, а все прочие будут наказаны.
Итак, между спасением души и фактическими ценностями религиозного института, которым мы сегодня знаем христианство, лежит огромная пропасть. И если в самых лучших своих намерениях религия действительно желает помочь эту пропасть преодолеть, то на практике получается совершенно обратное — она спасению души только препятствует.
Раннее христианство
Христианство не всегда было религией — на начальных этапах своего существования оно было сектой. Не в том негативном смысле, в котором принято использовать это слово сегодня, а в своем изначальном значении, как братство, принявшее свое, отдельное учение о вере. Отколовшись от иудаизма, раннее христианство было Мистерией, — учением о пробуждении духовных сил и достижении высшего состояния души.
Как и все прочие Мистерии, раннее христианство было практическим учением. Не верой ради веры, а системой практических знаний со своим собственным языком и своими техниками пробуждения души ото сна. И к этим мистическим знаниям допускались только подготовленные и достойные. Раскрывать тонкости духовных истин профанам считалось опасным, что замечательно иллюстрируется историей самого Иисуса.
Позже, когда христианство начало получать все большее распространение, из него насильно начали вытравливать главную его составляющую. Будучи Мистерией, христианское учение имело своей целью достижение того же состояния души, в котором пребывал Иисус. Но уже через несколько веков после смерти Иисуса от изначального христианства осталась только выхолощенная вера в прощение и спасение, обещанные праведникам.
Христос — как и Будда — отличался от других людей поступками, а христиане с самого начала отличались от других лишь верою.
Карл Ясперс
Вместо того, чтобы учить, как при этой жизни достичь царствия Господня, новое христианство предложило расслабиться и довериться церкви — чтобы спасти свою душу теперь достаточно стало просто верить в Бога. Христианство предложило бесплатный сыр тем, кого в Мистериях и близко бы не подпустили к сакральным знаниям. Не удивительно, что такая удобная религия очень быстро набрала популярность.
Цельс: …Крикуны, зовущие людей к другим Мистериям, говорят так: «Пусть приблизится тот, чьи руки чисты и слова мудры». Другие же говорят: «Пусть приблизится тот, кто чист, и чья душа свободна от скверны, и кто ведет праведную жизнь». Эти вещи говорятся теми, кто обещает очищение от ошибок. А теперь послушаем тех, кто зовет к христианским Мистериям; кого же они зовут туда? — и грешников, и глупцов, и нищих, всех зовут в царство Божие, все убогие будут туда приняты. Разве их не надо называть грешниками, ворами, грабителями, святотатцами, гробокопателями?…
Цельс нападал не на ранних христианских мистиков, а на ложные формы христианства, которые существовали уже тогда. Идеалы раннего христианства были основаны на высоких моральных стандартах языческих Мистерий, и первые христиане, сходившиеся на собрания в Риме, делали это в подземных храмах Митры, из культа которого современная церковь позаимствовала систему государственного управления, в которой придавалось особое значение роли духовенства.
Мэнли П. Холл
Изначальная мистическая сторона христианства сохранилась в гностических учениях, которые были связующим звеном между ранним христианством и более древними Мистериями. Но гностицизм вскоре был объявлен ересью и церковь приложила огромные усилия к его истреблению. Были уничтожены практически все документальные свидетельства, и только в 1945 году в Египте были обнаружены гностические тексты, открывающие эзотерический взгляд на христианское учение.
В других мировых религиях тоже наблюдается подобная ситуация. Буддизм и индуизм — это такие же социально-государственные институты, как и христианство. Но, в отличие от последнего, в восточных религиях практическая сторона достижения просветленного состояния не была отвергнута, а выделилась в самостоятельные эзотерические учения — Дзэн и Адвайту. Христианство же окончательно превратилось в экзотерическую профанскую систему верований.
Христианство в руках государства
С четвертого века нашей эры начинается история христианства, как полноценной религии. Римский император Константин признал христианство на равне с прочими распространенными на тот момент религиями. Сам он, однако, практически до самой смерти оставался язычником и, по некоторым сведениям, вел образ жизни не достойный даже императора, не то что христианина.
К концу того же века император Феодосий I окончательно установил за христианством статус государственной религии Рима. А еще чуть позже язычество было официально запрещено, и началась история массового и насильного обращения язычников в новую религию.
Совершенно очевидно то, что государственную поддержку христианство получило не за свою истинность и не за то, что римские императоры нашли в нем созвучия своим духовным исканиям. С самого начала это был вопрос социально-политический.
Массами нужно было управлять, а христианство для этого подходило как нельзя лучше. К тому же, оно уже получило широкое народное признание. Государству оставалось лишь взять бразды правления в свои руки и пустить колесницу в нужном направлении. Плюсом христианства также было и то, что оно подразумевало четкую иерархию, позволяющую держать весь религиозный институт под четким контролем.
Еще нужно сказать о происхождении Библии — основного документа христианской религии. Ко временам Константина Библия уже приняла известную нам форму из двух заветов, и Константин посодействовал укреплению и распространению канонического христианского учения, приказав изготовить 50 экземпляров Библии.
Как и христианство, Библия возникла не одномоментно. Текст священного писания оформлялся в течение многих веков, но окончательную свою форму принял тоже где-то в третьем-четвертом веках нашей эры.
Библию никто не писал. Знакомая нам толстая книга — это сборник разрозненных рассказов, выстроенных в исторической и смысловой последовательности. Авторы этих преданий никому неизвестны — один рассказал, другой передал, третий записал. Но наибольшее влияние оказал последний — тот, кто включил этот рассказ в текст Завета.
Формирование канонического текста Библии происходило не по Божественному указу, а по воле конкретных живых людей, принимавших решение, что признать Божественной истиной, а что считать опасной ересью. Библия — результат сознательного и целенаправленного отбора таких текстов, которые были угодны зарождающейся церкви, и исключения тех, что ставили саму необходимость церкви под сомнение.
Библия, с назначенным ей статусом Божественной истины, окончательно поставила крест на идеалах и ценностях раннего христианства и завершила переход от непосредственного знания Бога, к вере в него.
Рабская психология
Помните басню про лису и зеленый виноград? Она очень хорошо иллюстрирует формирование и природу христианских ценностей. Это известный психологический эффект, который встречается на каждом шагу, — когда человек не может получить желаемое, он оказывается перед выбором — признать свою несостоятельнось или совершить интеллектуальный кульбит и желаемое полностью обесценить. А поскольку смотреть правде в глаза очень неприятно, всегда проще назвать виноград зеленым.
— целая методика, настоящая школа совращения в веру: принципиальное презрение и унижение тех сфер, из которых могло бы прийти сопротивление (разума, философии и мудрости, сомнения и осторожности); беззастенчивое самовосхваление и превознесение учения при постоянном напоминании, что оно дано нам самим Богом… что в нем ничего нельзя критиковать, но должно все принимать на веру… и принимать должно не как-нибудь, а в состоянии глубочайшего смирения и благодарности…
Ницше
Христианство получило распространение, как религия слабых. Оно обещало приобщение к миру духовных ценностей, не требуя никаких усилий и предварительной подготовки. В христианство «брали» всех желающих, при этом, создавая у них ощущение собственной избранности.
Другими словами, христианство стало для масс средством психологической защиты перед лицом собственной ничтожности. Когда человек не может опереться на себя и свое собственное мнение, он вынужден придумывать искусственные правила и следовать им. Вот основа христианской черно-белой морали — ее задача поставить в стойло тех, кто не способен к самоопределению.
Если смотрели вторую часть «Догвилля» Ларса фон Триера, то в ней была отличная этому иллюстрация. Там рабы сами придумали кодекс, по которому их хозяева потом ими же управляли. Сначала зрителю показывают жестокость этого свода правил, а заканчивается все тем, что на свободе, без правил, бывшие рабы теряют голову и загоняют свою жизнь в тупик. И получается, что кодекс, со всей его строгостью, действительно необходим там, где речь идет о психологии раба.
Так вот, христианство — это и есть рабский кодекс. Оно может упорядочить существование общины, не причиняя особого психологического вреда, но при одном условии — если это община слабых инфантильных душ, которые без Закона впадают в беззаконие.
Они извратили ценности, изобретя моральные идеалы, которые — до тех пор, пока в них верят, — превращают их немощь в мощь, а их ничтожество — в ценность.
Карл Ясперс
Для слабой души христианство привлекательно с двух сторон. Во-первых, вопреки собственным установлениям, оно тешит гордыню, создавая чувство сопричастности с миром божественного — этакая ярмарочная духовность. Во-вторых, недостижимый для раба мир материальных ценностей, христианство провозглашает порочным и грешным — обесценивает его.
Тогда и возникает сладкое для всякого невротика чувство собственной исключительности — «Я слаб и беден только потому, что стою выше материальных ценностей. Я — духовный!» Получается, что свобода, сила и вера в себя полностью обесцениваются, а на первое место выходят качества инфантильной психики — покорность, сомнение, безответственность, жалость к себе, замаскированные под высокую духовность.
Если всех вокруг низвести до своего уровня, то можно стать сильным среди слабых, — вот цель и логика христианской социальной морали.
Десять заповедей
и христианская мораль
Считается, что Моисей получил эти заповеди напрямую от Бога. Даже если не воспринимать это буквально и предположить, что речь идет об «обычном» мистическом прозрении, то все равно остается один принципиальный вопрос — какое отношение имеют слова, записанные в современной Библии, к тому, что Моисей действительно получил от Бога?
Дошедшие до нас заповеди прошли через целую мясорубку искажающих факторов. Во-первых, сама природа слов такова, что никакое глубинное прозрение они выразить не могут. Во-вторых, пересказы, переводы и пере-переводы — механизм сломанного телефона, когда рассказчик расставляет акценты, как ему заблагорассудится, мало чего оставляет от исходной информации. В-третьих, политический фактор — в окончательном тексте Библии заповеди были сформулированы так, чтобы выдерживать общую социально-политическую линию новой религии.
Можно ли после этого доверять христианским заповедям? Действительно ли в них звучит голос Божий или в них одни лишь «благие» намерения христианского духовенства? Отсылаю вас к тексту заповедей, чтобы не дублировать их здесь: Десять заповедей.
Посмотрите, по меньшей мере половина заповедей — это чисто социальные установки. Правила комфортного сожительства в общине. А другая половина — отстаивание интересов самой религии и игра на поддержании существующих традиций.
Если копать глубоко, то можно догадаться, об эзотерической основе отдельных заповедей, но ведь мало кто это делает. Обычно, заповеди понимаются в лоб, буквально. Более продвинутые верующие идут дальше и понимают заповеди шире, но и это тоже ничего не меняет. Суть остается та же: заповеди — это смазка для социальной машины, а не инструмент спасения души.
Кстати, интересный момент. Заповеди — это система запретов. Они не говорят, что делать, а только то, чего не делать. Это родительский наказ, оставленный детям, которые, иначе, перевернут все вверх дном. Такие запреты нужны, когда к людям нет доверия, — и это снова возвращает нас к старой логике — раб, оставленный без присмотра, начинает бесчинствовать. Поэтому и нужна дубинка из заповедей и Божьего гнева, которая бы всегда висела на видном месте.
Так формируется и укрепляется основной инструмент социального давления — совесть. Только христианство идет дальше обычной психологии. Совесть — говорит оно, — требует ответа не перед собой, не перед родителями, а перед Богом. Но подразумевается при этом не Самость, что было бы вполне разумно. Христианство требует соблюдения тех заветов, которые сочло важными по собственному произволу.
Чувство вины и конфликт совести — вот подарок христианства человечеству.
Здесь тоже срабатывает хорошо известная ловушка. Если долго наблюдать за просветленным человеком, то можно выследить какие-то характерные модели реагирования. Например, можно подметить, что он не хочет никого убить, что он не стремится прелюбодействовать, не крадет, не завидует, не врет… — в общем, ведет праведный образ жизни.
Тогда можно сделать вывод, что дело, как раз в соблюдении этих простых правил. Не убивай, не ври, не кради — и все будет хорошо, ты станешь таким же духовным и счастливым. Но это будет очень большой ошибкой, потому что причины и следствия здесь перепутаны местами.
На первом месте всегда стоит уровень духовного развития — именно он формирует поведение. Провернуть этот механизм в обратном направлении невозможно. Сколько из себя не изображай просветленного, духовности от этого не прибавится, а скорее даже убудет.
Просветленный человек выглядит праведником не потому, что ему хватает твердости и силы воли следовать всем мыслимым заповедям. А грешник не становится менее грешником от того, что, стиснув зубы, не позволяет себе нарушить установленный закон.
Настоящий праведник живет вообще без правил — у него больше нет той мотивации, которая порождает греховные поступки, поэтому он и выглядит праведником. Но вместе с тем, он может совершать и такие действия, которые совершенно не согласуются с христианскими заповедями, и это все равно не будет для него грехом, потому что за каждым его поступком стоит сам Бог (Самость).
Ну, а грешник потому и грешник, что живет только по правилам, а самостоятельно не может для себя решить, что зло, а что благо. Как бы он ни напрягался, что бы из себя не изображал, — до тех пор, пока он следует чужим заповедям, он так и останется грешником. Словами апостола Павла — «Где нет закона, нет и преступления (Рим 4:15) … Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона (Рим 5:13)».
Вердикт
Критиковать христианство в общем-то легко, однако же нельзя его недооценивать. Проблемы, описанные здесь, возникают по большей части из-за того, что основную массу верующих составляют профаны — люди, понимающие все слишком буквально и ищущие в религии ответы на вопросы, которые следовало бы задать себе.
Христианство часто становится убежищем слабых инфантильных душ, и именно поэтому на каждом шагу так себя компрометирует. Оно обещает одарить духовными благами всех, кто пополнит ряды верующих. А в спасение души безо всяких усилий и, вообще, в «халяву» верят те, кому до просветленного состояния еще очень далеко.
Духовный рост во все времена требовал огромного мужества и непомерных усилий, которые мало кому по зубам. Чтобы по-настоящему сделать шаг в направлении духовности, нужно в некотором смысле сойти с ума — многие ли к этому готовы? Но очень многие хотят к духовности приобщиться…
Несмотря на то, что христианство мы знаем только в очень искаженной форме, в нем все-таки можно еще разглядеть следы той вечной мудрости, которую открывали посвященным в древних Мистериях.
Классический миф о рождении героя, представленный в христианской традиции в тех же символах и образах, как и во многих других культурах и религиях, учит пробуждению души ото сна. Жизненный путь Иисуса, так красочно описанный в Библии, — это символическое отражение той битвы между светом и тьмой, которая идет в каждом из нас.
Христианство же больше всего опасно своей безаппеляционностью и подчиненностью интересам социума. Как ни крути, а просветление и общественные ценности всегда находились и будут находиться по разные стороны баррикад. Современное христианство в этом конфликте интересов изменяет своему предназначению и выбирает сторону общества — оно предает себя и тех людей, которые ему доверились.
Христианство больше не ведет людей к их спасению, оно слишком занято спасением себя.
Понравилась публикация?
Поделитесь находкой!
ВРЕД ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ЧАСТЬ 1.
ВРЕД ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ЧАСТЬ 1.
Данный текст не претендует на научность, здесь простыми словами я постараюсь указать основные проблемы. Большинство современных христиан имеет в своей голове идеи отличные от тех, которые проповедует батюшка, по той причине, что в церкви они бывают крайне редко. Эти идеи и есть суть нынешнего христианства. В библии не написано, что нельзя передавать свечку левой рукой. В ней нет про то, что нужно от пьянства молиться иконе «Неупиваемая чаша». В данной статье речь пойдёт о народном взгляде на христианство.
Христианство, как религия и набор философских идей является основой современного общества. Люди, не исповедующие христианство, но живущие в нашем обществе, являются подневольными носителями христианской морали и идей. И часто те вещи, которые мы считаем частью своей личности, являются привитыми нам с детства идеями, выпестованными христианскими богословами.
Гуманизм, судьба, абсолютное зло и многие другие понятия являются фирменными знаками религии Христа. Моя задача показать негативное влияние этих идей на современного русского человека и сравнить их с мировоззрением славян старой веры.
Основывать свою жизнь на вредных идеях, подобно построению крепости на песке, рано или поздно она рухнет и раздавит своих жителей.
Хочу предостеречь вас от теоретиков в язычестве. Которых сейчас много. Проблема в том, что эти люди были воспитаны в христианской морали, и закладывают в свои книги о язычестве идеи совсем не присущие язычеству. Просто подменяют названия. Они искренне не понимают то, что они несут в мир. С другой стороны людям очень нравится видеть привычные идеи в новом исполнении на славянский лад. Проблема в том, что ничего не меняется, кроме обёртки. Суть остается та же.
Не могу отрицать, что идеи заключенные в христианстве могут приносить и пользу, и, возможно, были полезны в прошлом. Но в российском менталитете, идеи извратились и стали опасны. Они наносят постоянный и непоправимый вред русскому народу. Сейчас.
Вам будет интересно увидеть, откуда растут ноги у наших проблем.
Итак.
Идея греха и вины. Первородный грех.
Одна из главных идей, лежащих в основе христианского мира – это идея вины. Всеобщая вина перед богом за мифический «первородный грех» первой пары людей. Даже маленький ребёнок, только что родившийся, уже виноват перед богом. Ведь он рождён «во грехе». По некоторым источникам этот грех искупил Иисус Христос, но даже в этом случае мы грешим беспрерывно, и, стало быть, виноваты каждую секунду своей жизни.
Могу посоветовать посмотреть памятки исповедникам о грехах.
Согласно им грехами считается ВСЁ:
Вы возможно не в курсе, но неподчинение властям, танцы, посещение увеселительных заведений, прихорашивание себя, стремление выделиться, пристрастие к вещам, празднование Нового Года, а также увлечение различной едой и стремление к сексуальному удовлетворению – являются грехами. То есть запрещено всё, что составляет большую часть твоей жизни. И всё что делает твою жизнь приятной и интересной. Сама жизнь в удовольствие – грех.
Постоянное чувство вины имеет глубокое разрушающее действие на личность человека, это вам любой психолог подтвердит. Именно это чувство стремятся привить с детства, стараясь приобщить детей к церкви, как можно раньше. Им бесконечно вдалбливается вина и стыд, за любые поступки маленького человека. За стремления и желания. Ведь взрослый человек он менее подвержен воздействию. Подобные уроки несут максимальный вред несформировавшейся личности.
Оставшись в подсознании они создадут в последствии новую единицу – «Раба Божия».
Внушенное адептам чувство вины также составляет основу могущества и власти церкви. Ведь временно снять вину может лишь посещение храма и исповедь. Поэтому священник самый необходимый для нас человек, только он может «отпустить грехи». А церковь единственное место, где это можно сделать.
Думаю не надо объяснять, что люди с комплексом вины легко управляемы. Они трактуют любые проблемы в жизни, как наказание или испытание за свои грехи. Терпение у них возведено в культ.
.
Разумеется, любые сравнения возможны только если вы не считаете Евангелия божественными откровениями. Против божественных откровений ведь человеческая мудрость не выдерживает, правда? Так что тем, кто признает богооткровенность Писаний, читать этот текст противопоказано — ничего, кроме разлития желчи, он у них не произведет…
Осторожно – православие!
14 января 2003 года в Музее им. Сахарова открылась выставка под названием «Осторожно – религия!» Вот как характеризовали её сами устроители:
«В Музее и общественном центре им. Андрея Сахарова открылась групповая выставка под названием «Осторожно, религия!».
В этом проекте приняли участие более сорока современных художников из Москвы, Армении, Грузии, Болгарии, Чехии, Японии и Кубы. На выставке представлен широкий спектр техник и медиа: живопись и графика, инсталляции и объекты, видеоарт и фотографии.
Название экспозиции призвано привлечь внимание публики к проблеме восприятия религии в обществе, а представленные произведения исследуют разнообразные аспекты религиозного и атеистического сознания и взаимоотношений художников и религии.
На выставке можно увидеть работы Олега Кулика, Александра Косолапова, Татьяны Антошиной, Константина Батынкова, Арутюна Зулумяна, Наринэ Золян, Александра Сигутина, Ирины Вальдрон и многих других.» инф.
«Предупреждение в названии выставки понимается двояко: осторожно — в смысле бережно, деликатно обращаться с религией, верой и осторожно, в смысле: «внимание, опасность!», — когда дело касается псевдорелигии и всякого рода подмен. Существующее сегодня многообразие вероучений ставит человека перед выбором: во что верить, чему следовать или не верить вообще и быть атеистом. Свобода выбора оборачивается подчас опасной западней: за пышной декорацией может оказаться пустота.» ист.
Давайте посмотрим, на картины, которые, как станет ясно в дальнейшем, вызвали настоящую истерику у православных дебоширов. На одной из них в пустом иконном окладе нарисован знак «опасность». А именно – восклицательный знак в красном треугольнике. Что здесь кощунственного? Ничего. Наоборот, события, последовавшие после открытия выставки полностью подтверждают идею рассматриваемой картины. Но за пышной декорацией оказалась не пустота, а животная злоба.
На второй фотографии мы видим два художественных объекта. Оба они если и не обладают высокой художественной ценностью, то во всяком случае, остроумны. Человек похожий на Иисуса изображён на кока-кольной этикетке рядом с надписью «это моя кровь». Ну и что здесь кощунственного?
Кощунственным, скорее, будет, если выдавать дешёвый молдавский кагор за кровь Иисуса Христа, да ещё называть это великим таинством. А совмещение в рамках одной инсталляции двух символов массовой культуры вполне уместно в рамках художественного творчества.
То же касается возможности сфотографироваться в хитоне с библией в руках…. Ну не хочешь – не фотографируйся!
Ан нет. Не выдержали слабые мозги усердных ревнителей православия.
«В субботу прихожане православного храма «Святитель Николай в Пыжах», что на Большой Ордынке, атаковали музей Общественного центра имени Андрея Сахарова. Подъехали на двух машинах к полудню, зашли в главный корпус, спросили, платный ли вход на выставку «Осторожно, религия!». В это время в музее дежурила сотрудница центра Любовь Холина. Увидев, что женщина одна, шестеро возмущенных мужчин достали баллончики с красной краской и принялись разбивать и раскрашивать экспонаты. Вскоре надписи «кощунство», «вы бесы», «это воздастся» Комсомольская правда»
«Все работы раскрашены в черные и красные цвета, некоторыен работы полностью уничтожены. И на стенах надписи: «Мерзавцы, подонки, вы не признаете православие…» В выставочном зале были разбиты стекла, стены залиты краской» ntv-tv.ru
Не сложно догадаться, кто на самом деле «мерзавцы и подонки». Мерзавцы и подонки – это те, кто устроил в музее православный дебош. И те, кто публично высказал поддержку и одобрение этого религиозного экстремизма.
Интересно, кстати, что религиозный дебош в Москве не удосужилось прокомментировать ни одно официальное лицо. Ни один государственный чиновник не заявил прямо и ответственно – дебоши религиозных экстремистов в Москве недопустимы!
Иное дело православная церковь…
«20 января Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с резкой критикой в адрес выставки в Музее Сахарова. Он назвал ее «прямой провокацией», которая «оскорбляет чувства верующих».» lenta.ru
«Русская православная церковь сегодня фактически поддержала погромщиков, которые в минувшие выходные напали на центр Андрея Сахарова в Москве. Это следует из слов митрополита Кирилла. Он назвал выставку «Осторожно, религия», которая развёрнута в залах центра, провокацией и преступлением, поскольку она якобы оскорбляет чувства верующих.» ист.
Надо полагать, м. Кирилл поддерживает действия православных погромщиков и «подпишется» под всем, что они написали в ходе акта вандализма.
Но кто же эти погромщики?
«По данным столичного ГУВД, личности погромщиков уже установлены, вандалам от 20 до 43 лет. Четверо из них являются жителями Москвы, еще двое прописаны в Подмосковье. По факту происшествия возбуждено уголовное дело по ст. 213 ч. 1 Уголовного Кодекса РФ (хулиганство). На время следственных действий все задержанные отпущены под подписку о невыезде.» gazeta.ru.
Кроме того, нам известно, что это прихожане православного храма «Святитель Николай в Пыжах».
Посмотрим кстати, чем занимаются в этом храме. Ведь лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать…
На первой фотографии мы видим типичную православную зомби. Испуганную, с полуоткрытым ртом, держащую в руках иконку царя-кровопийцы Николая-2 ого. Того самого, который известен в истории как Николай Кровавый, на котором лежит кровь миллионов убиенных в первой мировой войне и издохших от сопутствовавшего войне голода крестьян.
Это и есть первая опасность православия. Если хотите стать такой же (таким же) зомби – добро пожаловать в православные храмы!
Вторая фотография, заимствованная с того же источника, ещё более потрясает. Нарушая все нормы Закона и просто гражданской порядочности, в религиозную деятельность вовлекают детей. Вглядитесь в эти юные девчачьи лица! Скоро они будут такие же, как лицо женщины на предыдущей фотографии. Хотите вы такой судьбы для своих детей? Чтобы они грустно стояли с иконками придурковатого царя? Чтобы, зомбированные, бегали по музеям и поганили экспонаты? Чтобы окуренные попами, одураченные уроками закона божьего, они превратились в тупых истеричных религиозных фанатиков и фанатичек? Это — вторая опасность православия.
Но есть и ещё одна опасность. Вандализм прихожан храма «Святитель Николай в Пыжах» самым явным образом разжигает религиозную рознь. Совершив зло, прихожане этого храма словно бы не задумываются, что и на них и на их храм может пасть обратный импульс совершённого ими зла.
Задумайтесь, прихожане «Святителя Николая в Пыжах»! Пусть вам не нравится мировоззрение других людей, пусть вам не нравится то, что эти люди создают. Но ведь многим не нравится и то, что делаете вы!
Многим не нравятся имитации поедания человеческого мяса и питья человеческой крови, которые вы устраиваете у себя в храме.
Многим противно, когда вы вытаскиваете из земли сгнившие останки людей и водружаете их у себя в храме.
Многие с отвращением относятся к царю Николаю2 Кровавому, расстреливавшему рабочих и губившему людей в бессмысленной мясорубке имперской войны 1914 года.
Хотели бы вы, придя в свой храм, увидеть иконы вашего Николая испоганенными, исписанными надписями вроде «мерзавец, подонок, душегуб…», окна храма побитыми и так далее?
Вот если бы такое случилось, вы бы на своей шкуре ощутили то зло, которое вы принесли другим людям…. Не стоит ли вам быть осторожнее, если уж не из чувства добра и принципа не навреди, которые вам незнакомы, то хотя бы из инстинкта самосохранения ?
Конечно, моё обращение к вандалам из «Святителя Николая в Пыжах» носит риторический характер. Они могут спать спокойно. Атеисты тем и отличаются от воинствующих православных дебилов, что не станут врываться в храмы и поливать краской иконы, писать на стенах храма оскорбительные надписи.
Но и сложа руки тоже сидеть не будут.
Тем, кому глубоко неприятны все формы религиозного экстремизма, а тем более разнузданные погромы в музеях, я предлагаю отправить в прокуратуру г. Москвы следующее заявление:
Прокурору г.Москвы
Авдюкову М. А
Заявление
Просим привлечь к уголовной ответственности организаторов и участников религиозно-экстремистского погрома в Центре им. Сахарова (ул. Земляной Вал, 57, строение 6) 18 января 2003 года а так же их идейного организатора и вдохновителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла за разжигание национальной и религиозной розни и вандализм.
дата. Подпись
(отправить заказным письмом по адресу: 115184, Москва, ул. Новокузнецкая 27. Московская городская Прокуратура.)
Что же в итоге?
Из всей это истории становится ясно, что в январе 2003 года в России началась эпоха православного терроризма и средневекового мракобесия. Подонки и религиозные фанатики сегодня уже громят музеи. А чем они займутся завтра? Хотите узнать? Тогда голосуйте за политиков, посещающих православные храмы, не сопротивляйтесь введению закона божьего в школах и когда Вас спросято ваших религиозных убеждениях, стыдливо соврите, что Вы – православный. Да… и не забудьте похулиганить в каком-нибудь музее. Это дело богоугодное.
Примечания:
1. Фотоматериалы о выставке «осторожно — религия!» взяты с ntv-tv.ru
2. В качестве дополнительного материала к статье, рекомендуем ознакомиться со статьёй «Икона (образы потустороннего)», размещённой на нашем сайте, содержащей избранные работы с одноимённой выставки, прошедшей в 1994 году.