Содержание
Что такое плоть человека?
Еврейское слово, переведенное как плоть главным образом обозначает мягкие ткани, в частности мышцы и жир, тела человека, животного, рыбы или птицы.
Согласно Библии, у всех их она разная:
Это подтверждено научно — химический состав и клеточное строение людей, животных, птиц и рыб сильно отличаются.
Все живое, имеющее плоть, обязано своим существованием Богу — Творцу.
К плотскому телу человека следовало относиться как к чему-то неприкосновенному, никто не мог обращаться с ним плохо или намеренно калечить. Оно было защищено законом.
Слово » плоть » — также указывает на родство. Ева была ближайшим родственником Адама — костью от его костей и плотью от его плоти ( Бытие 2:23 ).
» Плоть » — в более широком смысле может означать и все тело или человека в целом.
В Библии это слово также обозначается человек в его несовершенном состоянии.
У людей, которые хотят служить Богу, постоянно идет внутренняя борьба.
» Дух бодр, а плоть слаба » Матфея 26:41.
С одной стороны — Божий святой дух побуждает к праведности, с другой — грешная плоть постоянно ведет войну с этим духом и толкает человека к делам плоти.
Значение слова плоть
У меня нет интереса к литературе, литература — это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу. (Из писем Фелице)
Не называй меня никак!.. Не надо мне никаких названий!.. Я нечто неозначенное! — взвизгнул песочный человек. — Никаких названий для меня, пожалуйста! Я нечто неозначенное, и ничего больше! Отпусти меня!.. Я не такой, как вы все, я не человек! Вашу плоть, плоть всех людей на этой планете, вылепила мысль! Вы подчиняетесь диктату названий. Но я, я только нечто неозначенное, и никаких названий мне не нужно!.. Мысль, столетия работая над атомами, вылепила ваш теперешний облик; сумей ты подорвать и разрушить слепую веру в него, веру твоих друзей, учителей и родителей, ты тоже мог бы менять свое обличье, стал бы чистым символом! Таким, как свобода, независимость, человечность или время, пространство, справедливость!.. Атомы пластичны. Вы, на земле, приняли за истину некоторые обозначения, такие, как мужчина, женщина, ребенок, голова, руки, ноги, пальцы. И потому вы уже не можете становиться чем захотите и стали раз навсегда чем-то определенным… У Земли могло быть любое из тысяч совсем других обличий. Мысль носилась по неупорядоченному космосу, при помощи названий наводя в нем порядок. А теперь уже никто не хочет подумать об окружающем по-новому, подумать так, чтобы оно стало совсем другим!.. Внутри моего шарообразного космического корабля мысли не могут менять мой облик. Сотни лет путешествую я по разным мирам, но впервые попал в такую ловушку! — Из его глаз брызнули слезы. — И теперь, свидетели боги, ты дал мне название, поймал меня, запер меня в клетку своей мысли! Надо же до такого додуматься — песочный человек! Ужасно! И я не могу противиться, не могу вернуть себе прежний облик! А вернуть надо обязательно, иначе я не вмещусь в свой корабль, сейчас я для него слишком велик. Мне придется остаться здесь навсегда. Освободи меня! — (Referent, нечто, ставшее песочным человеком)
Государственный человек с тех высот, откуда он осуществляет свою власть под защитой сыска и солдат, сам чувствует свою плоть настолько неуязвимой в буквальном смысле этого слова, что, осуждая виновного на смерть или пожизненное заключение, судит лишь некие абстракции. Не живых людей сжигают или казнят по его воле — он сметает со своего пути помехи, уничтожает символы.
Осман Ферраджи наблюдал за её осунувшимся, окаменевшим лицом. Он ещё не прочёл в нём предвестия её поражения. Зато в этом лице он открыл то, что в лучшие дни скрывалось за обычно полноватыми щеками: тонко вылепленный костяк, линии которого выдавали свирепую волю. Сквозь нежную плоть основание неукротимой натуры угадывалось, как первоначальный чертёж. Он как бы видел её через много лет, в пору старости. Она не оплывёт, не будет ни складок жира, ни свисающих подбородков. Она станет суше и легче. Плоть, истончаясь, проявит прекрасный рисунок костяка. Она будет стариться так, как стареет слоновая кость: облагораживаясь. Как у большинства волевых женщин, наделённых особым жизненным даром, у неё подлинные черты характера будут проступать всё ярче, когда станут ослабевать обманчивые черты юности. Но ещё долго она останется очень красивой, даже когда морщины избороздят лицо, даже под короной седых волос. Блеск глаз погаснет только вместе с жизнью. Сумерки годов лишь приглушат, ещё больше просветлят их ясную бирюзовую влагу и придадут им непроглядную глубину, магическую власть…
О пользе голодания: «Да, сегодня первый день Великого поста, сегодня вообще ничего нельзя потреблять. Это, конечно, по монастырскому уставу. Сегодня целый день я пил только воду. Позволил себе только несколько чашек чаю. Это нужно! Свою плоть надо истязать».
Мария-Антуанетта: Моя любимая подруга… трудно переоценить ту ненависть, которая нас окружает. Это я навлекла её на вас. Это из-за меня народ требует вашу голову. Знаете, что я узнала на утреннем совещании… Вчера какую-то женщину закололи насмерть прямо в её карете. Убийцы приняли её за вас. Им уже мало сжигать наши изображения… Они хотят нас самих — нашу плоть и кровь… (целует её руку) Поэтому, моя милая Габриэлла, я молю вас… бегите из Франции… вместе с семьёй.
Луи: Я плоть и кровь, но не человек. Я не был человеком уже двести лет.
Джейк Бригенс: обращаясь к людям в суде Я хочу рассказать вам одну историю. Попрошу всех закрыть глаза и я расскажу её. Я хочу чтобы вы выслушали меня. Закройте глаза. Эта история о , которая одним солнечным днём шла из магазина с покупками. Неожиданно подъезжает машина, двое мужчин выскакивают и хватают её, тащат на ближайшее поле, связывают её, срывают одежду с её тела, потом взбираются на неё, сначало один, потом другой, и насилуют её, разбивая всё чистое и святое в тумане перегара и пота. Они убили её маленькое чрево, лишив её всякой надежды иметь когда либо детей и продолжить свою жизнь в них. Они стали использовать её как мишень, и бросать в неё полные банки пива, и бросали настолько сильно, что срывали ими плоть до кости. Потом они стали мочиться на неё. А потом пришло время повешения. Они взяли верёвку, завязали петлю. Представьте, их петля сжималась на её шее. Потом неожиданно ослепляющий рывок и её ноги стали биться, пытаясь достать до земли. Однако сук, на котором её повесили, оказался слабым, он сломался, и она снова упала на землю. Они подняли её, и бросили в кузов грузовика, и поехали к мосту через туманный ручей, и выбросили её через перила, а она упала в воду с десяти метров. Вы видите её? Видите? Изнасилованное, избитое, сломанное тело, промокшее в их моче, в их семени, в её крови и брошенное умирать, вы видите её? Я хочу чтобы вы представили маленькую девочку…а теперь представьте что она белая.
Идеи только тогда приобретают действенное значение, когда переходят в человечество, входят в плоть и кровь людей.
Мой собственный скромный опыт свидетельствует, что демократия ещё не вошла нам японцам в плоть и кровь и что утверждать обратное было бы просто нелепо.
Антропологическое различие тела и плоти человека.
Пренебрежительное отношение к плоти и телу вытекает из грубого переноса, сегодняшним образованным человеком, способа научно-теминологического мышления на тексты Писания и святых отцов. Мы стремимся к точности выражения, порой ищем этой точности в буквализме, сводя слово к знаку.
Вот и встречая в Писании слова «тело» и «плоть», есть соблазн понимать их упрощенно «атеистически»- в современном биологическом смысле или упрощенно «духовно»- все проблемы человека от плоти и тела, как источника страстей.
Но слово по природе своей многозначно и одухотворено, оно есть, прежде всего, образ, который рождается только в соседстве с другими словами, то есть из контекста, а не из расшифровки или математического однозначного определения отдельных слов. Поскольку вырос уровень образованности в современном мире, многие впадают в искушение толковать Книгу, как любую книжку – «по- своему разумению и похотению». Что вполне допустимо в протестантизме, но не в Православии.
Опыт апостолов, учившихся у Самого Христа как через телесное понимать духовное, и перенятый святыми отцами Церкви учит нас – как исходить из древней традиции отношения к слову не как к термину, а как к историко- символическому образу – ключу, открывающему глубины смыслов Священного Писания. Применим этот метод к знакомым с детства словам «тело» и «плоть», которые столь важны для понимания истории грехопадения, искупления и домостроительства нашего спасения. Конечно, предложенные заметки – только начало такого исследования, и я буду благодарна за отзывы по этой теме.
В греческом языке слово soma- тело, имеет корень so- (цел-). Прилагательное sos означает «целый», неповрежденный, здоровый». Soma означает человека как целое, неделимое (как синоним можно указать греческое слово – аtomos, лат. Individuum). Soma есть atomos, отрицание всякой tome (деления), в том числе дихо- и трихотомии. Но в реальности этого мира человек делим: он болеет, страдает, разлагается в смерти. То есть он еще не обладает подлинным soma, подлинным телом (целым). «Целение», восстановление целого тела именуется soteria. В русском переводе принято считать, как «спасение», но буквально обозначает «целение» (обретение целостности, истинного тела). Соответственно Soter (Спаситель) буквально означает именно «Целитель» Т.о., наше привычное именование Господа Христа – Спасителем, должно в нашем сознании и в богообщении восполняться и этим значением – Целитель: «Господь целитель твой» (Исх. 15,26). Истинную целостность, истинное неделимое тело человек обретает только в телесно Воскресшем Боге, в «теле воскресения». Через участие в Таинстве Причастия к воскресшему Телу человек имеет начаток новой телесности, как и Царства Божьего уже теперь.
Рассмотрим как тело понималось в Ветхом Завете. В первую очередь, как дом души, противодействующий духовному естеству: «…ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум» (Прем. 9:15.). Тело предстает и как собирательное понятие, которым обозначают совокупность членов, костей, тука (жира), плоти (мяса), крови и др.
В Новом Завете тело становится мистическим объектом человеческого бытия – либо смертным и греховным, либо чистым и духовным. То же самое (с физико – химической точки зрения) тело может быть уже «храмом Святого Духа»(1Кор.6:19) в нем меняется духовная, мистическая значимость: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное».(1Кор.15:44)
Через Таинство Крещения, тайну Боговоплощения, Крест и воскрешение Христово человек «приобретает» духовное тело. Бог, ставший человеком, преобразил земное тело. Оно стало духовным во Христе, оставшись истинно человеческим по природе. Тайну этого преображения открыл в Себе Самом Богочеловек: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его…» ( Флп.3:21)
В каждом члене Церкви, как Теле Христовом, есть ветхая, душевная телесность (от Адама) и духовная от Богочеловека. И в каждом теперь есть возможность выбора: довоплощаться, возрастать в меру возраста Христова, становятся телесно членами Тела Христова (1Кор.6:15; Рим.12:5, 1Кор.12:27) или продолжать жить по плоти ветхой (и мечтать о пере-воплощении в новом теле – это сегодня модно)
Для ветхозаветного сознания тело было полным и адекватным выразителем состояний души и духа: страдало тело – страдала душа. Если тело испачкано, запачкана и душа. Можно сказать, что вся ветхозаветная духовность и душевность телесны. Поэтому так важны омовения, жертвы и чистота тела. Эта связь для иудейского сознания была настолько очевидна и однозначна, что новозаветное отношение к телу, с трудом проникало (и до сих пор!) в него.
С Христовым воплощением в человеческом теле, вся ветхозаветная традиция казалось многим нарушением «по букве». Например, когда Христа упрекают в неумовении рук (Мф.15:2) , Христос открывает духовный смысл телесных действий Писания – омовения и телесной чистоты, показывая, что духовное понимание выше телесного. Но не стоит забывать, что сначала телесное – потому духовное, поэтому не умовение рук отрицает Господь, а придание этому мистического смысла.
«Плоть» (sarx) – другой многозначный термин в Писании. Понятие “плоть” в Ветхом Завете означает ту часть тела человека, которая не есть кости, кровь, жир… и относится к мышцам и внутренним органам: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». ( Быт.2:23). Также, «плоть» часто является синонимом понятия «тело» и всякого живого существа: «…и я во плоти моей узрю Бога». (Иов.19:26), «…ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:12).
Слово “плоть” имеет еще значение супружеской, родовой, семейной, кровной общности между людьми. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». (Быт.2:24:)
Как зеленеющие листья на густом дереве –
одни спадают, а другие вырастают:
так и род от плоти и крови –
один умирает, а другой рождается. ( Кн. прем. Иисуса Сирахова ,14,18-19))
Так же, как и у апостола Павла, плоть может быть символическим именованием греховности, противоположности духу, приверженности земле, законам естества, миру. Т.к. сама плоть не может восстать от земли, для этого нужно ощутить в своих глубинах структурный костяк (символ духовного начала), собраться с ним в единое тело «… не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками , потому что они плоть». (Быт.6:3.)
Но христологическая антропология, раскрывает новое учение и о плоти. Новая Плоть Иисуса хоть родственна нам, как и Тело Его («мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Еф.5:30), но и иная, т.к. скрывала до поры божество, которое: «Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою». (Ев.10:20). Плоть – это наиболее «темное» место в душевной жизни человека, наиболее темный слой, «почва», «утроба», та пещера, в которой появляется на свет Иисус и, в которой хоронят Его пречистое тело.
Плоть осознается нами и в личном опыте и в Писании, как нечто только внутри тела, как непременное условие телесной жизни. Она по своему естеству инертна, и поэтому она – хранительница природных законов, и приобретенных в процессе воспитания, осознанных и неосознанных подражаний, привычек, навыков – как полезных, так и вредных (греховных) похотей. Добрые привычки экономят наши силы и время, но все же они в любой момент могут подвести и потому: «Бойся привычек, более чем врагов». Привычка, какой бы ничтожной она ни казалась, является чем-то инородным для души, по пословице она – вторая натура, принося жертву которой, мы влечемся ко греху. Навыки – то, что используем мы, привычки – то, что использует нас, поэтому апостол предупреждает: «Попечение о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13.14).
Плоть познается с момента рождения опосредованно: через движение, ощущения, соприкосновение с миром и выражает себя в телесных образах нашего языка. Первый язык, которым овладевает человек, – невербальный, телесный. Ребенок общается с собой, миром, своей плотью, не выделяя еще своего тела из мира. Поэтому, позднее о мире душевном и духовном, мы говорим на языке первых телесных переживаний: отношения «теплые» или «холодные», характер «легкий – тяжелый», личность «устойчивая – неустойчивая», «темная – светлая». Страдая, говорим: «На сердце – камень». Ошибаясь нравственно: «Оступился, низко пал». Когда хочет спать: “Слипаются глаза” и т.д. .
Плоть, таким образом, составляет область бессознательных движений и чувств. Тело может и должно осознаваться, т.к. несет в себе образ Божий и потому оно – Храм, Церковь, гора Сион, Иерусалим, Дева Мария.
Важно отметить, что душа мыслилась, как тело некоторыми отцами, в силу своего тварного проихождения. Это учение разрабатывалось, например, святителем Игнатием Брянчаниновым: «Называя и признавая душу, вместе со святыми отцами, духом по отношению к грубому веществу видимого мира, мы, вместе с Отцами, признаем ее, по отношению к Богу и точной истине, телом, которое и кости не имать (Лк. 24: 39), но имеет вещество, по отношению к нам тонкое, невидимое, подобно воздуху, как выражается преподобный Кассиан, и прочим газам». Таким образом, получается, что душа есть тело без плоти. И как тело она имеет антропологический вид, «который подобен виду человека в его теле, т.е. душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом,
Таким образом, можно указать на следующие различия в понятиях тела и плоти:
- относительно Бога все есть тело, мир в целом – это тело, и человек как часть этого мира тоже есть тело.
- 2. если целостный человек – это душевное тело, то душа сама по себе – это бесплотное тело, или тело без плоти, а тело без души – плоть.
Можно сказать, что именно тело есть форма, образ, оно выражает красоту, а не биологические механизмы и вещества, которые вместе именуются плотью. Онтологическая возможность телесной красоты – выражение сверхъестественного в теле, образа Божьего. Но и плоть “Не лишена причастия художественной премудрости и силы Божией“ (Святитель Ириней Лионский).
Весь химический состав человека, как постоянный поток вещества и это есть плоть.
Тело, хотя и растет, изменяется, стареет, остается именно тем телом, которое создано было в зачатии. Тела выражают образы людей, плоть – их общую для людей единую природу. Тел может быть много. У Адама и Евы было два индивидуальных тела, но они были «одна плоть». Плоти если и много, то – у одного человека, не в смысле умножения носителей плоти. По плоти человек во многом схож с животными, но телесность носит Образ Божий и отражает поданное ему господство над миром. Вот как говорил святитель Иоанн Златоуст: “Тело человека отлично от тел животных по своему прямому положению». Василий Великий: «Устройство тела – школа жизни, ради которой ты сотворен стройным…».
Тело Христово и Плоть Его есть, по учению Православной Церкви, человеческие тело и плоть, но преображенные божеством Сына Божия бессмертны, нетленны, исполнены Славы Божией.
Это бесконечная перспектива человеческого естества, для земной аскетики, культуры тела: ведь, если Христос победил страсти, потребности, дебелость плоти, и даже смерть, то и человек может, по слову апостола, «облекаясь во Христа», по благодатному причастию, по Его воле, простираться вперед, забывая себя прежнего, преображаясь «в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3.18).
И это уже открыто нам в телах святых: «Святые и при жизни были исполнены Духа Святого, а по их кончине благодать Духа Святого неизменно присуща и душам, и телам в гробницах». И даже при жизни в телах святых совершается обожение, хотя и временное. Это мы можем увидеть из беседы Мотовилова с преподобным Серафимом. То же встречаем и в житиях других святых. В «Отечнике» рассказывается об авве Силуане, у которого «однажды лицо и тело озарились светом, как у ангела».
«Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества… (которая) прибывает к телу, но изнутри, благодаря превосходящему ум неизменному обожению человеческой плоти…»,
» Прославляйте Бога и в телах ваших» (1 Кор. 6.20)
«Возвеличился Христос в теле моем» (Фил. 1.20) ,
но и «плоть моя процветет » (пс.27)
В Евхаристии Господь Иисус Христос и Тело и Свою Плоть предлагает нам в Причащение: “сие есть Тело Мое” (Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19), «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:51-56). Тело и Плоть Богочеловека Христа – это телесность человеческая, возведенная в божественное достоинство миссией Спасителя. Это, открывшаяся через Сына Божия и Сына Человеческого, возможность уверовавшему достигнуть божественной телесности. Это стало частью собственно православной теории обожения ( по греч.- феозиса.)
Песнь 4. Ирмос: Сей Бог наш, от Девы воплощься, и естество обожив, Его же воспевающе вопием: слава силе Твоей, Господи.
Св. Исаак Сирин, «Добротолюбие», том 2, стр. 755.
св. Брянчанинов Игнатий. Слово о человеке, с. 35-364
Преподобный Иоанн Дамаскин «Защитительные слова против отрицающих святые иконы»
Преподобный Иоанн Дамаскин.Цит. по: Киприан (Керн), Антропология святителя Григорий Палама. С.245
Плоть
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Гал.5,19–21
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти.Галл.5,16
Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Еф.5,29–30
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. Лк.24,39
Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. Флп.1,23–24
Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Рим.6,19
Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Рим.7,18
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Рим.8,5
Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается. Пс.77,39
Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Гал.5,17
Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную. Гал.6,8
Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Рим.8,7
Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава, и цвет её опал. 1Пет.1,24
Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мф. 26,41
Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь. Еф.5,29
Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной. Пс.62,2
Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. 1Кор.9,27
Что такое “тело” в Библии?
Вопрос читателя:
Многократно используемое в Библии слово “тело” традиционно считают обозначением тела физического, то есть синонимом слова “плоть”. К нему же, к физическому телу, относят и Новозаветное учение о смерти и воскресении тела. Верно ли такое понимание?
В пояснение моих недоумений некоторый анализ текста Писания.
«…когда плоть твоя и тело твоё будут истощены…» (Притч 5.11) Здесь отчётливо видно, что рассматриваемые слова имеют разный смысл.
«Есть тела небесные и тела земные…» (1Кор 15.40) Можно думать, что под телами небесными Апостол имеет в виду материальные солнце, луну и звёзды. Однако, во всех иных местах посланий речь явственно идёт не о материальном небе, но о том небе, где находится Царствие Небесное и которое “внутрь вас есть”. Здесь мы пришли к вопросу о буквальном и аллегорическом понимании Писания.
«… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.» (1Кор 15.44) Замена “тела” на “плоть” даёт странное. “Плоть духовная” – противоречит всему сказанному в Писании, да и звучит весьма коряво.
«… плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.» (1Кор 15.50) – безо всяких оговорок про “духовную плоть”.
«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть…» (Деян 2.17); «…для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.» (1Кор 1.29); «…и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк 3.6) В этих местах “плоть” явственно используется в смысле “человек, пребывающий во плоти”, ибо плоть сама по себе хвалиться не может, а, если чего и увидит, то не поймёт, поскольку понимание функцией плоти не является.
«… греховного тела плоти…» (Кол 2.11), «… в теле Плоти Его…» (Кол 1.22) Обычно так говорят о предметах имеющих сходные признаки, подобных. И действительно, можно прочесть, что тело, подобно плоти, имеет глаза (Мф 6.22,23), руки (Мф 5.29,30), а также (опуская цитаты), что тело, подобно плоти, можно очистить омовением, что тело могут убить, что тело пользуется одеждой и т.д и т.п.
Итого: тело и плоть сходны по своей структуре, но одним и тем же не являются. Так что же такое тело – не то, которое материальное тело плоти, а то, которое “тело и плоть”?
Невозможно понимать буквально повеление Христа вкушать Его Плоть и Кровь. Почему тогда ветхозаветную заповедь, запрещающую вкушать кровь животных, все понимают буквально – как говорящую о материальной крови материальных животных?
Нет, я понимаю – традиция, трудности аллегорического истолкования… И всё же: есть ли какой-нибудь объективный критерий, требующий пренебречь аллегорическим толкованием в пользу буквального?
Александр
Отвечает иерей Петр Гурьянов:
Добрый вечер, Александр! В Библии слово «тело» встречается 133 раза. Жизнь после всеобщего воскресения будет не восстановлением прежней, а преображением. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр.21:1). По смерти наше тело истлевает. Этот распад всего телесного состава необходим для того, чтобы тела наши обновились, избавились от болезненности, недостатков, земной дебелости. В этом смысле святые отцы говорят о благодетельности смерти, ибо через нее совершится врачевание и преображение не только души, но и тела. По слову св. апостола, «при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1Кор.15:42-43).
Теперь давайте разберем ваши недоумения …
а) «…когда плоть твоя и тело твоё будут истощены…» (Притч 5.11) Для того чтобы понять о чем идет здесь речь, нужно прочитать полностью весь текст… Прочитав полностью видно, что здесь имеется в виду свойственные юноше – способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его – Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине, поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, – двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям – частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч VI:34) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9-10) , так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев XX:10; Втор XX:11, 22 гл.; Иез XVI:40). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11-12).
б) «Есть тела небесные и тела земные…» (1Кор 15.40)
Так как сомневавшиеся в воскресении мертвых, очевидно, полагали, что невозможно появиться какому-нибудь новому телу, отличному от настоящего, то Ап. считает нужным обратить внимание читателей на бесконечное разнообразие организмов, из которых состоит и настоящий видимый мир. – Не всякая плоть. – Слово плоть здесь обозначает субстанцию, а не только внешнюю форму организма. (В ст. 39-м Ап. перечисляет четыре рода существ земных, а далее он говорит о телах небесных). – Есть тела небесные… эти тела (звезды) отличаются от земных как по субстанции, так и по блеску. – Слава (δόξα) = блеск, сияние. Земные существа имеют также свой блеск, который у цветов состоит в их разных колерах, у животных – в силе или ловкости, у человека – в благородном выражении лица. – Указывая на разнообразную силу сияния у небесных сил Ап. этим самым внушает читателям, что они не должны сомневаться в полноте могущества Божия. «Бог – хочет сказать Ап. – имеет достаточно силы для того, чтобы дать человеку новое, лучшее тело». Но косвенно Ап. здесь дает мысль и о том, что тела воскресших будут различны по достоинству (Иоанн Злат., Амвросий).
в) «… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.» (1Кор 15.44)
Указанные в 42-43 ст. противоположности имеют свою основу в различии между душевным и духовным телами. Первое предназначено к тому, чтобы служить органом души (ψυχή), т. е. жизненной силы человеческого организма, второе должно служить орудием высшего начала человеческого существа – духа (πνευ̃μα). Дух будет воздействовать на жизненный зародыш истлевшего человеческого тела, но не для того, чтобы из этого зародыша произошло точно такое же тело, какое существовало и раньше – это бывает с истлевающим зерном растения, – а для того, чтобы развитие этого зародыша пошло в другом направлении и к другой, высшей форме существования. Таким образом, явившееся вновь тело будет послушным орудием духа. – Есть тело душевное, есть тело и духовное. Это место говорит в пользу того предположения, что Ап. полагал существенную разницу между душою и духом и не считал эти оба элемента разными функциями одной и той же субстанции. Иначе непонятно, к чему бы он так настойчиво указывал на различие между телами.
г) «… плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.» (1Кор 15.50)
Под плотью апостол имеет в виду вероломство, позорную кровь и распутную жизнь, которую порождает страсть от горячей крови. Говорит так, чтобы показать, что не только неверующий не получит достойного воскресения, но и тот, кто угождает желаниям и грехам плоти.
д) «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть…» (Деян 2.17);
По смыслу сего выражения, Дух Божий представляется, как полнота всех даров, из которой изливается тот или другой дар на того или другого верующего.
Излияния – сообщение в изобилии, подобно дождю или изливаемой воде.
«На всяку плоть…» – всем людям, всему искупленному Христом человечеству, которое войдет в состав нового Царства Христова, во все время распространения его на земле, во всех народах, без разделения иудеев и язычников. Начало исполнения этого пророчества св. Апостол и указывает в настоящий момент, полный столь дивных знамений.
е) «…для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.» (1Кор 1.29);
Здесь совершенно ясно намерение апостола – он говорит против человеческой гордыни, чтобы никто не хвалился делами человеческими и через это не хвалился собой.
ж) «…и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк 3.6)
Евангелист, согласно с пророком, подразумевает здесь мессианское спасение, которое с пришествием Мессии и через Него сделается доступным созерцанию всех людей («всякой плоти» – это выражение обозначает человечество со стороны его немощи и потребности в Божественной помощи, а равно указывает и на всеобщность спасения, ср. Деян.2:17). Евангелист, очевидно, именно для того и продолжил цитату из книги Исаии, чтобы дать понять своим читателям, что спасение, приносимое Христом, назначено для всех народов.
з) «… греховного тела плоти…» (Кол 2.11)
Нечего верующим искать и в плотском обрезании, которое хотели восстановить Колосские еретики среди христиан. Та цель, которую имело в виду плотское обрезание, именно умерщвление ветхого человека, уже достигнута Колоссянами чрез принятие крещения, которое Ап. называет обрезанием, совершаемым Самим Христом. – Тело плоти – греховная человеческая природа, тело, поскольку оно подчинялось влиянию плотского настроения. Прибавление «греховного» еще более усиливает смысл всего выражения «тело плоти».
и) «… в теле Плоти Его…» (Кол 1.22)
Здесь он представляет и образ примирения, – что (Христос примирил нас) «в теле», будучи не просто язвен, или биен, или предан, но и претерпевши самую поносную смерть. Он снова упоминает о кресте, и снова указывает на другое благодеяние; не только (говорит): избавил, но намекает и здесь на то, о чем сказал выше – что сделал нас способными (к получению избавления).В частности и Колоссяне удостоились получить спасение от Христа (ср. Еф 2:12-13). – В теле плоти. Колосские лжеучители настаивали на том, что примирение людей с Богом совершают бестелесные ангельские силы. Ап. поэтому с особою силою указывает на то, что спасение людей было совершено в плотском теле Христа, в котором Он и умер за грехи людей.
А теперь кульминация вашего вопроса…. В Ветхом Завете тело и плоть обозначены одним словом «басар», в греческом же тексте Нового Завета для этих понятий есть два слова: тело (греческий текст) (лат. Corpus) и плоть (греческий текст), то есть примерно то, что теперь в гистологии называется «тканью» и представляет собой нижестоящее понятие – структурную организацию тела. Тело есть совокупность слаженно действующих органов, состоящих из (греческий текст) ткани.
В Библии плоть никогда не рассматривается как нечто дурное по своему существу (о «плотском человеке» апостола Павла скажем ниже). Иов Многострадальный, сетуя, напоминает Богу: «Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня… кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» (Иов. 10:9,11). Плоть вышла из рук Божиих как бы из рук ткача, и Псалмопевец славит Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138:13,14). Тем самым плоть достойна и нашего восхищения, ибо она была воспринята Сыном Божиим: «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Плоть способна преображаться Духом Божиим. Даже апостол Павел, который в термин «плоть» вносит некоторую смысловую двойственность, говорит: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:29-30).
В Послании к Евреям (2: 14) апостол Павел еще больше утверждает достоинство плоти: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он (Иисус, – еп. К.) также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». Поэтому и в молитвах, связанных с Причащением (до и после него), встречаются не только выражения «тело» Христово, но и «плоть». Например, в молитве перед Святым Причащением святитель Василий Великий обращается к Иисусу Христу: «Безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости, в последние дни в плоть оболкийся…». Или же в благодарственной молитве святого Симеона Метафраста говорится: «Давый мне пищу плоть Твою волею… паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу».
Плоть представляется составной частью нашего телесного существа, когда человек здоров. Об этом говорят в контексте такие библейские выражения, как «плоть и кровь», «кость и плоть», «сердце и плоть». А в болезненном состоянии человека слово «плоть» может обозначать все тело, как, например, у царя Давида: «Чресла мои полны воспалениями и нет целого места в плоти моей» (Пс. 37:8) или у апостола Павла, когда он жалуется на «пакостника плоти», пишет к Галатам: «Хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего в плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня…» (Гал. 4:14). Когда же апостол Павел в Послании к Коринфянам о духовном человеке противопоставляет его человеку плотскому, то здесь дуализм не антропологический, а нравственный. Сказать, что человек – плотский, значит характеризовать его с той стороны его земного, телесного, внешнего аспекта, которая дает ему возможность выражать себя только (или преимущественно) посредством этой плоти.
Наше тело, по Библии, не является простой совокупностью плоти и костей, плоти и крови, которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, – оно выражает личность в ее главных состояниях. Существование души после смерти даже в Царствии Божием не является полноценным состоянием личности. Поэтому тело должно воскреснуть, как Сам Господь, ибо, по слову Апостола, «тела ваши суть члены Христовы» и «храм живущего в вас Святого Духа» (1Кор. 6:15,19).
В ветхозаветном понимании тело достойно того же уважения. что и плоть, потому что и то, и другое выражает человека во всей его совокупности. Новый Завет более подчеркивает достоинство тела. Тогда как плоть возвращается в землю, – тело посвящено Господу. Достоинство тела не достигает на земле своей высшей степени: «Иисус Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:21), станет «телом духовным» по образу небесного Адама (1Кор. 15:44,49).
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.