Содержание
Ольга Брусникина: «В синхронном плавании сор никогда не выносится из избы»
Трехкратная олимпийская чемпионка в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала о том, как совмещает пять должностей
«В традиционных видах синхронного плавания с нами тяжело бороться, потому что наши девочки всегда безупречны, а вот в миксте сейчас разворачивается интересная борьба за лидерство», — считает трехкратная олимпийская чемпионка Ольга Брусникина. Вице-президент федерации синхронного плавания России рассказала о своей частной школе, которая не приносит прибыли, но доставляет удовольствие, а также о сложности работы судьей и знакомстве с будущим мужем в 15-летнем возрасте.
На Олимпиаде в Сиднее Ольга Брусникина завоевала две золотые медали — в дуэте с Марией Киселевой и в групповых упражнениях. Обе спортсменки завершили карьеру, но вернулись ради Игр в Афинах, где снова добыли «золото» в составе команды. Сейчас Брусникина занимает массу различных постов и работает с детьми в собственной школе синхронного плавания.
Ольга Брусникина (фото: mgfso.ru)
«ТРУД И ТЕРПЕНИЕ — ГЛАВНОЕ В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ»
— Ольга Александровна, на Олимпиаде в синхронном плавании разыгрывается всего две золотые медали, а на чемпионатах мира — уже девять. Зачем так много?
— Вам жалко? (улыбается).
— Нет, конечно!
— Давайте возьмем в пример плавание. Вроде плывет человек вольным стилем, только и всего, но на одной Олимпиаде можно выиграть 7 золотых медалей — на дистанциях 50, 100, 200, 400 и 1500 метров, а также две эстафеты. А вы говорите, что у нас много медалей! Работа, которая вкладывается в одну программу синхронисток, колоссальная. К тому же техническая и произвольная программы совершенно разные по своей сути. Надеюсь, наша фантазия не исчерпается, а в руководстве ФИНА будут расширять программу синхронного плавания. Например, у нас есть специальный вид «хайлайт». Там делается упор на интересные поддержки, сцепления, акробатические фигуры.
— Когда у наших синхронисток спрашивают, в чем секрет их успеха, они в один голос утверждают, что в труде. Но ведь и другие также работают по 10 — 12 часов в день, те же китаянки.
— Я с нашими девчонками соглашусь: труд и терпение — главное в нашем виде спорта. И, конечно же, профессионализм наших выдающихся тренеров. К тому же в наше синхронное плавание заложена богатая история русского искусства, балета, музыки. Это очень важно. А что касается китаянок, то они опасные соперницы. Если в Европе довольно часто можно встретить клубные или частные системы подготовки, то в Китае взяли нашу, еще советскую систему — государство создает сборной все условия для работы.
— И все-таки Россия на шаг впереди всех.
— Конечно, есть детали подготовки, которые известны только нашим тренерам. Пусть это останется секретом.
— Многие футболисты и хоккеисты зарабатывают столько, что после завершения карьеры могут уже не работать. А синхронистки?
— Безусловно, у топовых спортсменок и тренеров достойная зарплата. Синхронистки олимпийской сборной получают гранты, президентские стипендии, премиальные за победы, но зарабатывать миллионы в нашем виде спорта нереально.
«ПРИВЫКЛА ЧЕТКО ПЛАНИРОВАТЬ СВОЙ ДЕНЬ»
— Как вы считаете, синхронное плавание в нашей стране — массовый вид спорта или элитарный?
— Скорее, элитарный. Но это связано прежде всего с условиями для работы. Нужно, чтобы в одном месте компактно располагались бассейн, залы для хореографии и физической подготовки. Далеко не везде такое есть. Но радует, что в последнее время все больше регионов начинают уделять внимание синхронному плаванию. На первенстве России в некоторых возрастах бывает до 400 синхронисток. К счастью, нам есть из кого выбирать — Россия богата талантами.
— У вас есть частная школа, которую вы создали после завершения карьеры. Доходный бизнес?
— Абсолютно нет. Все деньги уходят на зарплату тренеров и аренду бассейна. К тому же у меня школа для начинающих. Набираем детишек, учим плавать. Они занимаются гимнастикой, хореографией. Если есть хорошие результаты на соревнованиях, то опытные селекционеры берут девочек уже в государственную детско-юношескую спортивную школу. Я уже не могла представить свою жизнь без синхронного плавания, поэтому захотелось делиться опытом с подрастающим поколением.
— Вы строгий тренер?
— Наверное, да. Некоторые дети признаются, что боятся меня. На самом деле, тренер должен быть жестким. Иногда это непросто, но я пересиливаю себя, понимаю, что не имею права никого жалеть, потому что от этого ребенку не будет пользы. Тренер — это не только специалист, уменьшающий или увеличивающий нагрузки, это прежде всего человек, который помогает детишкам каждый день преодолевать себя. Иногда им трудно объяснить, зачем надо плыть 1тысячу метров, тянуться или задерживать дыхание. Я была на их месте, понимаю, что они чувствуют. Борьба с собой — самое сложное. Тренер психологически в этом помогает.
— Вы также вице-президент федерации синхронного плавания России и заместитель директора СДЮСШОР Московской области. Какая работа вам больше всего нравится?
— Вы знаете, когда работаю с детьми, я получаю истинное удовольствие. Когда видишь, как маленькая девочка с каждой тренировкой добивается все новых и новых успехов, становится приятно. На сегодняшний день творческая тренерская работа мне в большей степени по душе. Но общественная деятельность мне также очень интересна, ведь нужно продвигать и развивать наш вид спорта.
— Как вы успеваете справляться с такой серьезной нагрузкой?
— Спорт приучил к дисциплине, к порядку — все должно быть четко расписано. Если правильно распланировать день, то с работой легче справиться, можно много всего успеть. Да и когда ты любишь дело, которым занимаешься, готов работать 24 часа в сутки.
«МУЖ ГОВОРИТ, ЧТО ВЫРАСТИЛ СЕБЕ ЖЕНУ»
— Ваш муж Сергей Евстигнеев — старший тренер мужской сборной России по водному поло, он сейчас тоже в Казани. Часто видитесь?
— Представляете, мы почти две недели здесь, но до сих пор не успели пересечься! Мой муж — такой же фанат своей работы, как и я. В этом плане мы друг друга прекрасно понимаем.
— Когда вы в 2004 году завершили карьеру, он не предлагал вам сосредоточиться на домашних делах?
— Нет, потому что он отлично меня знает. Нам обоим интереснее быть с человеком, который хочет реализовать себя в чем-то, а не просто обеспечивает домашний комфорт. Я рада, что в свое время мы нашли друг друга.
Фото из личного архива семьи Брусникиной-Евстигнеева
— На соревнованиях?
— Да. Мне было 15 лет, Сергею — 18. Он меня даже в школу провожал. Как он выражается, вырастил себе жену. Крупные соревнования — это такой мир, где запросто можешь найти свою судьбу.
— Сын Илья пойдет по стопам родителей — в водные виды спорта?
— Сейчас он увлекся футболом. А вообще, он пока больше творческая личность — любит петь, танцевать, шутить, хотя ему всего 9 лет. На спорте настаивать не будем — у ребенка у самого должно быть сильное желание. Но в бассейн на плавание он ходит. Любому ребенку нужно заниматься физкультурой для гармоничного развития.
— Синхронистки большую часть своей жизни проводят в воде. На море, наверное, потом в отпуске и не тянет.
— Муж шутит, мол, зачем тебя везти на море, если окунулась один раз и вышла? На самом деле, воды и так хватает. А что касается отпуска, то не помню, когда он у меня в последний раз был. Как правило, летом это лагерь, куда едем с детьми готовиться к сезону. В этом году собираемся в Крым.
«В КОМАНДЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕМ БЫТЬ БЛИЗКИМИ ПОДРУГАМИ»
— Групповые упражнения в синхронном плавании, пожалуй, самая красивая и сложная дисциплина. Во время исполнения программы синхронистки общаются?
— Редко. Бывают ситуации, когда нужно что-то подсказать партнерше, но обычно все доведено до автоматизма на тренировках.
— В 2004 году в Афинах по время выступления сборной России выключилась музыка и вам пришлось начинать программу заново. Мария Киселева признавалась, что вы были единственной, кто хотел выступить позже — после всех остальных команд. Испугались?
— Нет, я просто сначала люблю все взвесить, обдумать, а потом делать. Мне тогда казалось, что лучше успокоиться, прийти в себя, но все девчонки были настроены начать программу сразу. Физически мы были к этому готовы — на тренировках синхронисток часто бывает, что тренеры недовольны и прерывают выступление, все начинается заново. И так может продолжаться до тех пор, пока элемент не будет выполнен идеально.
Ольга Брусникина (на заднем плане) и Мария Киселева (фото: 24smi.org)
— Подобные казусы с музыкой на вашей памяти еще случались?
— Последний раз такое было как раз в Казани, на Универсиаде. На самом деле, такое иногда бывает, потому что техника имеет свойство давать сбои.
— Музыка по-прежнему должна быть на диске?
— Да. Многие страны предлагали возложить всю ответственность на принимающую сторону и сдавать музыку в электронном виде. Все-таки с компьютером надежнее. Однако технический комитет ФИНА пока консервативен в этом плане.
— Перед Олимпиадой-2004 между вашим с Марией Киселевой и дуэтом Ермаковой и Давыдовой была довольно жесткая конкуренция. На работе в группе это никак не сказалось?
— Необязательно, чтобы все в команде были близкими подругами. Главное — спокойная рабочая атмосфера. Наши мудрые тренеры ее создавали. Делить нам было нечего, ведь выбор в пользу молодого дуэта уже был сделан. В группе мы все шли к одной цели, никаких проблем не было.
«У МАЛЬЧИКОВ В ДУЭТАХ ДОЛЖНА БЫТЬ СВОЯ РОЛЬ»
— Иногда говорят, что если в коллективе все очень хорошо, то это даже плохо.
— Вполне может быть, потому что при слишком комфортной обстановке можно расслабиться. Конкуренция всегда должна быть.
— Часто плакали после тренировок?
— Бывало, когда уже не было сил работать — была морально и физически настолько вымотана, что не хотелось ничего делать. Но в такие моменты помогали справиться тренеры и близкие люди. Потом уже сама понимала, что нельзя останавливаться на половине пути.
— Стоит ли переименовывать синхронное плавание в артистическое?
— Это спорный вопрос. Не могу высказать однозначного мнения на этот счет. Не хочется, чтобы от этого потерялась суть нашего вида спорта. Безусловно, резон для этого есть, так как появился новый вид в программе — микст-дуэты, у нас есть и комбинированная программа, где большой процент оценки идет за артистизм. Но все-таки пока одним из основных критериев оценки нашего вида спорта является синхронность. Синхронность — это один из объективных факторов, который есть в нашем виде, артистичность — это более размытое понятие.
— Что думаете о соревнованиях микст-дуэтов?
— В этом новом виде сейчас разворачивается интересная борьба за лидерство. В традиционных видах соперникам тяжело бороться с нами. Девочки благодаря нашим тренерам всегда безупречны и не дают поводов усомниться в своем превосходстве. Микст — это новые страны, новые имена. Только важно, чтобы у мальчиков в дуэтах была своя роль и они не пытались копировать девочек. Чтобы придать данному виду свою неповторимую значимость в нашем виде спорта, над этим надо много работать международному техническому комитету.
Дарина Валитова и Александр Мальцев
— После победы американцев в технической программе поднялся шум.
— Потому что публика видела результат квалификации, в которой наши были на 2 балла впереди. Когда через день судьи поменяли свое решение, все, конечно, взбудоражились. Но так бывает. У самих арбитров, на мой взгляд, нет понимания, как судить микст и что они хотят видеть. Наш дуэт был построен по существующим правилам, с достаточным количеством серьезных элементов синхронного плавания, а у соперников же было много артистических находок, но мало именно элементов нашего вида спорта. Нужны новые, отдельные правила для микстов, и здесь, в Казани, это стало очевидным.
«СУДЬИ УЧИТЫВАЮТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТАЛЕЙ»
— Вы ведь и сами судья международной категории. Сложная работа?
— Я могу судить чемпионаты Европы, первенства мира, но моя категория пока не дает права работать на чемпионатах мира. Честно скажу, сложная профессия. На самом деле, судьи волнуются не меньше, чем спортсмены. Потому что ты решаешь судьбу людей и по большому счету определяешь историю. Став судьей, я вообще с другой стороны посмотрела на наш вид спорта, открыла много интересных вещей, которые теперь помогают в работе тренером.
— Если можно, то объясните хотя бы основные принципы судейства, потому что рядовому зрителю часто бывает непонятно, почему одна, казалось бы, более интересная программа получает меньше другой.
— Учитывается огромное число критериев и деталей: синхронность, сложность технических элементов, скорость продвижения по бассейну, совпадение музыкального произведения и хореографии, высота исполнения элементов и выхода из воды. Неслучайно на соревнованиях работают сразу три бригады судей по пять человек, которые оценивают различные компоненты.
— В игровых видах спорта над судьями есть еще инспекторы, которые оценивают их работу. А в синхронном плавании?
— У нас эти люди называются эвалюаторами. Это очень уважаемые люди с незапятнанной репутацией. Почему-то после чемпионата мира в Барселоне от них было решено отказаться, но, скорее всего, скоро они снова будут работать на международных турнирах. В Европе, кстати, эвалюаторы работают постоянно, следят за судьями, анализируют их работу — нет ли предвзятости. У них выработана целая математическая система, по которой они способны разоблачить сговорившихся судей.
— Часто бывают договорняки и скандалы?
— В синхронном плавании сор никогда не выносится из избы. Не помню ни одного случая, чтобы какого-то судью публично уличили в подсуживании. Если эвалюатор замечает предвзятое судейство, то арбитра просто снимают.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:
Справка
Ольга Брусникина — первый вице-президент федерации синхронного плавания России.
Дата рождения: 9 ноября 1978 года.
Место рождения: Москва.
Достижения: 3-кратная олимпийская чемпионка (2000, 2004 — группа, 2000 — дуэт), 4-кратная чемпионка мира (1998, 2003 — группа, 1998 — дуэт, 2001 — соло), 9-кратная чемпионка Европы (1997, 1999, 2000 — дуэт, 1999, 2000 — соло, 1997, 1999, 2000, 2004 — группа).
Член совета при президенте РФ по физической культуре и спорту, член исполкома олимпийского комитета России, президент федерации синхронного плавания Московской области, судья международной категории.
Ольга Брусникина: Правильный путь не может быть легким
Биографическая справка
Ольга Александровна Брусникина — заслуженный мастер спорта по синхронному плаванию, трехкратная олимпийская чемпионка. Родилась 9 ноября 1978 года в Москве. Окончила Российский государственный университет физической культуры. Много лет выступала в дуэте с Марией Киселевой. Тренеры — Елена Николаевна Полянская, Тарасова Людмила Филипповна ( хореограф), Татьяна Николаевна Покровская.
После завершения спортивной карьеры в 2004 году работает заместителем директора и главным тренером отделения синхронного плавания в СДЮСШОР по водным видам спорта в городе Чехове (МО). В 2008 году окончила факультет международных отношений Дипломатической академии при МИД РФ.
Замужем за Сергеем Евстигнеевым, Заслуженным мастером спорта по водному поло.
Летом 2006 года у них родился сын Илья.
Фото Russian Look
В 2004 году в финале олимпийских соревнований по синхронному плаванию на выступлении Ольги Брусникиной и Марии Киселевой остановилась музыка. Какое-то время спортсменки выступали в полной тишине. Им дали возможность повторить выступление, и девушки стали тогда лучшими. С тех пор имя Ольги Брусникиной больше не появлялось в протоколах — она ушла из большого спорта и уже 8 лет тренирует детей в подмосковном городе Чехове. А в сентябре 2012 мы увидели Ольгу на встрече спортсменов с Патриархом, и ее слова на этой беседе показались нам по-человечески простыми и неожиданно искренними…
Спорт — ради чего?
Ольга, на встрече Вы упомянули аудио-диск об основах православия, переданный Патриархом: то, что Вы на нем услышали, Вас поразило и придало сил…
Да, я действительно с большим удовольствием его слушала, и не один раз. И что-то в моей голове в очередной раз повернулось. Я слушала, и в какие-то моменты — просто мурашки по коже… Ты слышишь какую-то мысль и понимаешь, что это про тебя, что нужно многое пересматривать в своих поступках. Например, я поняла, что сильным и жестким нужно быть, в первую очередь, по отношению к себе, а не к окружающим, в том числе когда учишь детей. Нужно думать не о чужих недостатках, а о том, что ты сам из себя представляешь как человек. Я задумалась о том, что бываю несдержанной, бываю грубой, чересчур строгой, что пытаюсь подстроить всех под себя, хотя понимаю, что каждый человек по сути своей уникален. Как же можно подстроить?! Понятно, что многие мои качества — результат опыта: когда ты всю жизнь максимально отдавался своему делу, ты и от окружающих начинаешь требовать того же, невзирая ни на какие «смягчающие обстоятельства». Это у меня есть в характере. Однако мне стало яснее, что следует больше прислушиваться к людям.
Но жесткость — часть тренерской работы…
Да, сама профессия требует определенной жесткости: ты должен учить детей перебарывать себя. Они маленькие, не понимают, что бывают ситуации, когда нужно делать что-то через не могу — тут только тренер, наставник может объяснить, заставить, иногда и поругать, и прикрикнуть. Это само по себе не страшно: я же понимаю, что всем тем, кого тренирую, я хочу только добра. Мы идем к единой цели и во имя этой цели им это нужно.
А вот когда жизненная рутина, черствость друг к другу становится причиной какой-то несдержанности, это уже плохо. В какие-то моменты в погоне за достижениями забываешь о главном: ради чего мы трудимся, вкладываемся.
Так ради чего?
Ни в коем случае не ради денег и медалей! Должна быть какая-то более высокая цель. Хотя бы, как ни банально прозвучит, — воспитание подрастающего поколения. Это же не абстракция, это реальные люди, которые нам всем в старости станут опорой. Или не станут.
Своим ученикам я стараюсь объяснить, что спорт — не самоцель, а цель — самоорганизация, воспитание духа, честность в отношениях друг с другом. Нам отпущено не так много времени, чтобы его впустую тратить, бесцельно, не отдаваясь полностью тому, чем ты занимаешься. Любое начатое дело нужно делать с любовью и самоотдачей — это не только в спорте, это и в жизни им пригодится.
Сейчас многие сетуют на то, что современные дети безвольны… Правда?
Я думаю, сейчас дети стали прагматичней. Их сложнее увлечь какой-то идеей, мечтой. Они начинают все заранее просчитывать, задумываются, как им жить, на что, чем заниматься, что принесет им тот путь, а что — этот. По телевидению они видят красоток в дорогих шубах, а когда приходят в спортшколу, оказывается, надо пахать с утра до вечера, причем никто не гарантирует никаких олимпийских медалей и золотых гор. А эталон, воспринятый с экранов, — это успех и богатство. Поэтому у многих современных детей присутствует ощущение: зачем так напрягаться, если ты не уверен на все 100 %, что эти усилия принесут тебе успех и прибыль? А вдруг не получится? Зачем тогда стараться? Это большой соблазн для детей: здесь не получится — я туда побегу, там будет трудно — сюда. Так многие из них и бегают. И в итоге не заинтересованы, не сосредоточены на чем-то одном, истинном и важном. В такой ситуации сложнее заразить их самоотверженностью, привить им любовь к своему делу.
А без этого — никак!
Мне кажется, люди, которым безразлично то, чем они занимаются, глубоко несчастны. Чтобы чего-то достичь, нужно по-настоящему этим «болеть», и — упираться, делать над собой усилия. Иначе ты просто плывешь по течению: куда выведет, туда выведет. Бессмысленно.
А если они полюбят свое дело, то уже не будут задавать вопросы. Интерес, любовь станут двигателем. Так же и в семье. Скажем, если ты любишь человека, ты не ломаешь голову: «Зачем я выхожу за него замуж, раз у него нет ни квартиры, ни машины?» Так же и в вере, кстати: если мы любим, мы не задаем себе вопросов.
Либо веришь, либо нет
Вы разве никогда не задавали вопросов себе, никогда не сомневались?
Нет, конечно, вопросы всегда возникают, как у любого человека. Мне в вере многое непонятно. Но я имею в виду вопрос с большой буквы. Как раз когда я прослушала диск «Православная энциклопедия», поняла одну вещь: либо ты веришь, либо ты не веришь. Третьего не дано. Если выбрал этот путь, нужно верить просто и не сомневаться, и некоторые, пусть даже необъяснимые для тебя пока вещи, принимать как данность. Опровергнуть или доказать можно все что угодно — было бы желание. Но ведь недаром на протяжении двух тысяч лет, несмотря на препятствия, на гонения, люди несут и передают веру во Христа. Это ведь не просто так! Если погрузиться в современную жизнь, жить по ее правилам, то можно дойти до абсурда, переступить через все моральные правила. А вера удерживает людей от саморазрушения. И, по-моему, если человеку легко с тем, что он верит, значит, все правильно, не надо себя изводить. Есть же в Библии история Авраама и его сына. Авраам поверил Богу, взял своего сына с собой, пошел на гору совершать жертвоприношение. Ему было сказано: «Бог усмотрит себе жертву», он ни на секунду не усомнился и пошел. Это правильно: нужно верить, несмотря ни на что, и тогда Бог будет с тобой и тоже поверит в тебя.
В каком смысле поверит в тебя?
Мне кажется, в том смысле, что Бог до конца ждет, когда люди ответят Ему.
В Вашей семье принято говорить о вере?
Наши родители этого не делали — страна была другая. Мы сейчас все-таки стараемся нашему ребенку рассказывать о вере. И, естественно, он сам задает нам вопросы. Скажем, мы говорим, что надо у Бога попросить прощения, ты же набезобразничал, а он отвечает: «Как попросить? Его же нет». «Неправда, — говорю, — Он всегда с нами». — «А как же я буду вот так просто просить?» — «А вон у нас икона в углу стоит, иди к ней или закрой глазки и про себя попроси прощения». В таком ключе объясняю, попроще. Он понимает уже, что нельзя плохо поступать, нельзя никого обижать, а если обидел — проси прощения не только у того, кого обидел, но еще и у Бога.
А как же популярная формула: «Вырастет, сам определится, во что верить»?
А как работать с детьми, если неизвестно, выберут они, став взрослее, синхронное плавание как профессию или нет? Чтоб сделать выбор, надо знать этот вид спорта, надо тренироваться.
Безусловно, с верой человек сам определится рано или поздно, но надо, чтоб было с чем определяться. А для этого нужно, чтобы кто-то его направил, заинтересовал, дал возможность узнать. Мы сыну даем понять, что мы верим вот так, что это для нас значит. А дальше пусть сам принимает решение.
Важно чувствовать, что мы не одни
Как случилось, что Вы стали задумываться на эти темы? Это связано со спортом?
Какого-то четкого, критического момента обращения к Богу у меня не было. Наверное, поскольку вся моя жизнь связана со спортом, и приход к вере тоже с ним связан. По мере того как стали возрастать нагрузки, приходилось много терпеть, и когда было ужасно тяжело… в подобные моменты, наверное, любой человек обращается к Богу и просит помощи.
Одно дело просить о помощи, другое — жить по вере. Что труднее всего?
Для меня труднее всего следовать своей вере, своим ценностям в административной работе.
В принципе, вера — это очень личное, на мой взгляд. Но внешне она проявляется прежде всего в том, что человек задумывается о своем отношении к другим, продумывает свои поступки не с точки зрения выгоды, а с точки зрения духовных ценностей. Ему становится трудно соглашаться на компромиссы, идти по головам, жить с какой-то неправдой.
Но в жизни постоянно сталкиваешься с тем, что в какие-то моменты тебе выгодно поступить так, как не должно поступать. Или жизнь тебя бьет за то, что ты уволил кого-то сгоряча, на эмоциях, обидел кого-то несправедливо. Проецировать свои ценности на сферу работы, на сферу бизнеса очень сложно.
«Олимпийские молебны» — каково Ваше отношение к ним? Если вера — личное дело, то зачем такие вещи?…
Мне кажется, они для ребят важны: любой человек должен чувствовать, что он живет не ради своих личных выгод, что он не имеет права не задумываться, как его жизнь и его поступки выглядят со стороны. Это благословение важно, чтобы спортсмены почувствовали, что они не одни: если с тобой Бог, ты на правильном пути, ты полезен другим людям, стране.
Но потом на Олимпиаде у кого-то случаются провалы…
Это здесь ни при чем. Поражение — сигнал о том, что тебе нужно остановиться на секунду и подумать, что было сделано не так, где ты не доработал. Это повод к работе над ошибками.
А если неудача не зависит от тебя: как в финале в Афинах в 2004 году, когда во время Вашего выступления ни с того ни с сего прервалась музыка?…
Хорошо, что все закончилось так, как и должно было закончиться: мы не остановились, не растерялись, нам дали возможность повторить с начала, и мы завоевали золото. Но, мне кажется, это не случайность, а, наверное, тоже своего рода сигнал о том, что где-то у нас появилась некая расхлябанность. Там разные были версии. Говорили, что диски были некачественные, например. Но наше дело — выступать, самим выкладываться, а не думать, кто виноват.
Начать все с нуля
Ольга, я знаю, что Вы росли без отца…
Да. Я помню, как мама и училась, и работала, и меня поднимала. Причем ей досталось все это в тяжелые годы — конец восьмидесятых-девяностые. Кстати, мой муж тоже рос без отца, и этот момент нас еще больше сплачивает: мы оба из неполных семей и не хотим, чтобы наш ребенок испытал то же. Семья должна быть полной.
Наверное, мне отсутствие отца и заменил спорт, потому что в нем есть такие элементы воспитания, которые обычно дает отец. Спортсмен на себе ощущает, что жизнь — это не только сладкий пряник, что есть конкуренция, есть жесткий воспитательный процесс, есть тяжелые моменты, когда надо себя перебороть. Хотя был момент, когда я побоялась трудностей: когда мне предлагали уйти в балет, в школу Большого театра (у меня были хорошие данные для балерины) — честно говоря, я струсила. Мне показалось, что в спорте будет легче. Как бы не так! Были моменты, когда хотелось все бросить, так я уставала. Но как бросишь, когда столько уже пройдено?.. А по прошествии лет я поняла, что если ты отдаешься чему-то — неважно даже, чему — и хочешь достичь определенных высот, легкого пути в принципе можно не ждать.
Вы достигли высот, были на пике спортивной карьеры и вдруг ушли. Почему?
Интерес, который двигал меня вперед, пропал. Спорт — это каждодневное преодоление себя, постоянные серьезные нагрузки, и чтобы все это выдерживать, нужна колоссальная мотивация. А когда она исчезает, нет никакого смысла механически продолжать работать дальше. Мне казалось, я просто потеряю время. Я поняла, что определенный этап моей жизни закончен, хотелось двигаться дальше, начать другую жизнь. Стало ясно, что нужно останавливаться в спорте, нужно делать добро и уже передавать свой опыт другим. И о семье больше думать.
А легко ли было остановиться?
Было трудно. И даже страшно в какой-то момент. Потому что по сути надо начинать с нуля. А сможешь ли добиться прежних успехов в чем-то другом, удержать планку?
Другая причина дискомфорта: моя жизнь была размеренна, понятна, все в ней было распланировано на годы вперед. И вдруг я оказалась предоставлена сама себе, нужно принимать решения без тренера, без наставника, который вел тебя. При этом у нас нет никакой организованной системы, которая бы направляла спортсмена после окончания карьеры, и, возможно, это нормально. В конце концов, в похожей ситуации оказываются студенты, заканчивая университет.
Вы же не почивали на лаврах: школа в Чехове открылась всего через год после Вашего ухода из спорта…
А даже сейчас, спустя 8 лет, не с чего почивать! Работа — тренерская и общественная — находится только на начальном этапе. Хватило бы сил и терпения! И нужно воспитать сына, сохранить семью — это ведь всегда огромный труд, требующий и внимания, и времени.
Улаживание конфликтов в собственной семье — этому опыт взаимоотношения с партнерами по команде как-то способствует, учит?
В отношениях семейных, разумеется, все гораздо сложнее. В конце концов, в спорте люди могут позволить себе свести отношения к рабочим, деловым, а в семье это невозможно. Но, конечно же, общая цель сплачивает. В спортивной среде для меня образец настоящей дружбы, наверное, в том виде спорта, в котором состязается мой муж. Он ватерполист, а ватерполисты дружат, все друг друга знают. Кстати, в 1993 году муж ездил на похороны отца Василия (Рослякова) — одного из трех монахов, убитых в Оптиной пустыни на Пасху. Росляков ведь был членом сборной СССР по водному поло до своего ухода в монастырь. И наши спортсмены ездили хоронить друга…
Вера в себя, воспитываемая в спорте, и вера в Бога — одно другому не противоречит?
Вы знаете, мне кажется, эти вещи связаны. Если человек верит в Бога, то он и в себя может поверить точно так же. Мы сотворены нашим Создателем, внутри у нас есть частичка чего-то Божественного, образ Божий. Невозможно ничего достичь, если ты себе не веришь. Мне кажется, это мучение — так жить…
А Вы всегда верили в себя?
Может быть, стоит разграничивать веру в себя и самоуверенность. Самоуверенности у меня никогда не было, я никогда не думала, что я лучшая, сейчас выйду да всем покажу! Скорее, наоборот: окружающие люди поддерживали во мне уверенность, говорили, что все получится.
Вам легко с самой собой, с такой своей неуверенностью?
Иногда сложно. Я склонна к самокопанию, к такому поеданию себя изнутри: кому-то что-то не так сказала — начинаешь переживать; где-то в глубине души чувствуешь, что неправильно поступила — и это тебя гложет. И принятие решений я могу оттягивать до последнего, долго думаю, размышляю над вариантами. Червь сомнения во мне сидит, это очень мешает. Мне иногда так хочется быть слабой, чтобы меня все опекали, оберегали, чтобы за меня подумал кто-нибудь, что нужно сделать. Это можно себе позволить дома. Но на работе расслабиться невозможно: я руководитель, я тренер. У меня есть дело, которое я знаю и люблю. И его надо продолжать.
Ольга, у Вас есть мечта?
Есть. Мне хочется в качестве тренера достигнуть таких же профессиональных высот, каких я достигла, будучи спортсменкой. Может быть, это будет делом всей моей жизни. Тренерский труд очень сложный. В любом случае, каждое дело требует максимальной отдачи, легко ничего не дается в жизни. И тут вера в Бога, вера в себя — с Богом — очень важны. Так что только где-нибудь в конце пути, надеюсь, смогу сказать, что все получилось.
Фото Владимира Ештокина.
Брусникина, Ольга Александровна
Смотреть что такое «Брусникина, Ольга Александровна» в других словарях:
-
Брусникина, Ольга Александровна — (1978 г. р.) студентка Российской государственной академии физической культуры. Заслуженный мастер спорта (синхронное плавание). Многократная чемпионка Европы, многократный обладатель Кубков Европы и мира, победитель Игр доброй воли, чемпионка… … Большая биографическая энциклопедия
-
БРУСНИКИНА Ольга Александровна — (р. 9 ноября 1978, Москва), российская спортсменка (синхронное плавание (см. СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ)). Заслуженный мастер спорта (2000). Выступала в дуэте с М. А. Киселевой (см. КИСЕЛЕВА Мария Александровна). Трехкратная олимпийская чемпионка (2000 … Энциклопедический словарь
-
Брусникина Ольга Александровна — Спортивные награды Синхронное плавание Олимпийские игры Золото Сидней 2000 дуэт Золото Сидней 2000 группа … Википедия
-
Ольга Александровна Брусникина — Спортивные награды Синхронное плавание Олимпийские игры Золото Сидней 2000 дуэт Золото Сидней 2000 группа … Википедия
-
Брусникина — Брусникина, Ольга Александровна спортсменка Брусникина, Марина Станиславовна театральный режиссёр … Википедия
-
КИСЕЛЕВА Мария Александровна — (р. 28 сентября 1974, Куйбышев, ныне Самара), российская спортсменка (синхронное плавание (см. СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ)), заслуженный мастер спорта. Окончила факультет журналистики МГУ. Выступала вместе с О. А. Брусникиной (см. БРУСНИКИНА Ольга… … Энциклопедический словарь
-
Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту — Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней… … Википедия
-
Брусникин — Брусникин, Дмитрий Владимирович (р. 1957) актёр и режиссёр, заслуженный артист России (1993) Брусникин, Николай Юрьевич (р. 1961) советский и российский политик, управленец, депутат Государственной Думы России 3 созыва. Брусникина,… … Википедия
-
Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
-
Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
28 октября 2003 | Синхронное плавание
СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ
Мария КИСЕЛЕВА и Ольга БРУСНИКИНА
ТЕРЯТЬ НАМ НЕЧЕГО. ИДЕМ ВА-БАНК
Они — единственные в России двукратные олимпийские чемпионки. Но этого им показалось мало, и они задались целью повторить свое достижение на Играх-2004 в Афинах.
Затея попасть в сборную страны и выиграть чемпионат мира-2003 в дуэте после двухлетнего перерыва в выступлениях Киселевой и Брусникиной не удалась. Единственное место в команде и, как следствие, титул чемпионок мира достались их основным конкуренткам Анастасии Ермаковой и Анастасии Давыдовой. Казалось бы, к чему упорствовать, идти наперекор здравому смыслу? Но олимпийский чемпион — не просто титул. Это скорее диагноз.
Несколько дней назад президиум Российской федерации синхронного плавания решил: отбор на Игры будет проведен в феврале — марте по результатам трех стартов. А в минувшую субботу Киселева и Брусникина отправились на первый тренировочный сбор российской команды в Туапсе.
— После чемпионата мира вы обе, как мне показалось, пребывали в сомнениях по поводу того, что делать дальше. Что заставило все-таки продолжить подготовку к Олимпиаде?
Мария: — Небольшие колебания, конечно, были. Слишком тяжело далось нам возвращение, слишком переживали, когда не удалось отобраться в команду. Но, с другой стороны, мы потратили на это целый год своей жизни, и оставлять начатое… Знаете, когда в Барселоне, выиграв чемпионат мира в группе, мы вернулись в гостиничный номер, то совершенно не испытывали того, что обычно испытываешь в таких случаях, — облегчения, радости, предвкушения отдыха. Вообще не было никаких эмоций. Возможно, сказались все пережитые передряги. Наш тренер Елена Полянская сказала, чтобы мы месяц отдохнули, а потом, мол, встретимся и поговорим. Но уже тогда подразумевалось, что разговаривать мы будем не о том, продолжать нам или нет, а о конкретной подготовке к олимпийскому сезону.
— Ермакова и Давыдова не просто обошли вас в борьбе за место в команде, но и стали чемпионками мира. То есть добавили к своему послужному списку наиболее солидный после олимпийского титул. Вас, получается, не слишком обескураживает тот факт, что в дальнейшей борьбе дуэту соперниц придется несколько легче?
Ольга: — Морально им, напротив, сейчас может оказаться тяжелее. Мы же идем ва-банк, понимая, что уже один раз проиграли и терять нам нечего. Кроме разве что своего собственного времени. Вполне отдаем себе отчет в том, что можем снова уступить. Но просто уйти — значит сделать большой подарок многим. Мы не намерены поступать таким образом. Есть и второй момент. До Игр — всего год, даже меньше. Даже если мы не сумеем завоевать право выступить в Афинах в дуэте, остается группа. И, следовательно, шанс стать 3-кратными олимпийскими чемпионками. Поэтому со всех точек зрения уходить не имеет никакого смысла. Да и сил потрачено слишком много.
— Вы, знаю, уже сделали новые программы. Как обмолвилась ваш тренер, «с учетом всех замечаний и пожеланий». Что это были за замечания?
Мария: — Основная претензия сводилась к тому, что в отличие от Ермаковой и Давыдовой нам не хватает скорости и темпа. Поэтому одна из задач заключалась в том, чтобы показать: темп не является для нас проблемой. Вторая задача — не отойти от своего стиля. Но не повторяя куски из прежних программ, а найти что-то новое. Изюминку.
Ольга: — Полянская любит говорить, что сама по себе скорость не является показателем техники. Я с ней согласна. Гораздо сложнее сделать медленный винт на одном уровне высоты, нежели синхронно дрыгать ногами и руками.
— Вы получаете удовольствие от тренировок?
Мария: — Если честно, то в этом году меньше, чем в прошлом. Когда мы решили вернуться, запал был настолько велик, что до апреля мы работали как заводные, не замечая, устали или нет.
Ольга: — Была уверенность в том, что если проводить тренировки на максимуме, то это обязательно принесет тот результат, ради которого мы работаем. Морально нам сейчас несколько тяжелее. Зато физически намного легче. Никакого сравнения с тем, что было год назад.
— Какую реакцию в ваших семьях вызвало решение продолжить подготовку к Афинам?
Ольга: — Мой муж (Сергей Евстигнеев, игрок сборной России по водному поло. — Е.В.) оценивал ситуацию исключительно с позиции здравого смысла: дескать, даже если не получится отобраться на Игры в дуэте, выступить в группе, которая является основным претендентом на золото, тоже великое достижение. Отказаться от этого может только дурак. Когда мы с Машей проиграли Кубок Европы и я заикнулась о том, что, может, не стоит рваться в Барселону, Сергей даже рассердился: «Что за дела? Вернулась, не получилось, хвостом крутанула и ушла? Нет уж, дорогая, если взялась, работай до конца».
— Не обиделись? Небось хотелось, чтобы пожалел…
Ольга: — На самом деле обрадовалась, потому что муж своей решимостью окончательно освободил меня от всех сомнений. Я стала смотреть на ситуацию его глазами. Хотя Сергей был далеко не в восторге, когда я возобновила тренировки год назад. Это чувствовалось. Тогда он еще жил в Италии, и мое возвращение в спорт означало, что приезжать к нему я смогу значительно реже. Но говорил примерно так: «Если очень хочется, то попробуй. Хотя все это страшная авантюра».
Мария: — Мой муж Володя, напротив, сразу же был «за», всячески меня поддерживал, поскольку прекрасно видел, какой кровью нам с Ольгой давались тренировки. А когда после Кубка Европы я погрязла в сомнениях и стала поговаривать о том, чтобы отказаться от идеи выступить в Афинах, спросил: «Ну и зачем тогда все это затевалось? Зачем нужно было гробить время, нервы, отказываться от нормальной жизни, сутками торчать в бассейне? Чтобы сейчас вот так, коту под хвост, все бросить?» И довольно быстро убедил меня в том, что, несмотря на поражение, мы доказали всем: Киселева и Брусникина по-прежнему остаются более чем конкурентоспособными. И что дальше будет только легче.
— Музыка и идеи новых программ пока секрет?
Мария: — В нашем виде спорта очень развит плагиат. Поэтому не хочется раньше времени ставить окружающих в известность о том, что и как мы делаем. В свое время Ольгины сольные элементы копировали многие. Некоторые наши — тоже. Конечно, на первом же сборе все тайное становится явным. Но тем не менее…
— А у вас когда-нибудь был соблазн позаимствовать чужую идею?
Ольга: — Взять что-то увиденное за основу и развить случалось. А просто повторять чужой элемент неинтересно. Да и неприлично, с моей точки зрения. Хотя так считают далеко не все. Например, на Играх доброй воли в Нью-Йорке к нам подошел американец Билл Мэй, выступавший за США в смешанном дуэте, и честно сказал: им так понравилась одна наша поддержка, что они не удержались и включили ее в свою программу. Но такие признания — исключение.
— Но был же случай в сезоне-2001, когда молодая, поменявшаяся после Игр российская команда в качестве длинной программы взяла вашу сиднейскую композицию.
Ольга: — Это совсем другое дело. Главный тренер Татьяна Покровская таким образом хотела показать, что технически молодые девочки могут все. В том числе повторить сильнейшую программу Олимпийских игр. Плагиатом это назвать нельзя: постановщик-то один, только исполнители разные.
— Чье мнение о том, что вы делаете, для вас наиболее важно?
Мария: — Полянской, российского судьи Марины Рощиной — она наиболее опытный и профессиональный человек в этой области, Покровской… Еще я бы назвала такого специалиста мирового уровня, как Мария Максимова.
Ольга: — То есть людей, которые в разное время сами создавали что-то выдающееся и умеют это по достоинству оценить.
— На чемпионате мира в Барселоне меня потрясло то, что российская группа, не проигравшая с 1998 года ни одного старта, после короткой программы оказалась второй. А что чувствовали при этом вы? Понимали причину?
Ольга: — Тоже были в шоке. Думаю, если бы мы проиграли групповой турнир, это стало бы катастрофой. На первых же тренировках мы обратили внимание на то, что у японок очень хорошая короткая программа, а вот длинная не идет с ней ни в какое сравнение. И тем не менее, когда после короткой программы нас поставили на второе место, первой мыслью было: вот она возможность убрать надоевших русских.
— Лично мне показалось, что короткая программа у нашей группы была не самой удачной. Не впечатляла.
Ольга: — Так ведь и мы прежде всего стараемся искать причины неудачи в себе. И далеки от мысли, что композицию не приняли лишь потому, что вокруг никто ничего не понимает, а мы — самые умные. Но в то же время японки явно не были готовы к тому, что борьба сложится таким образом. В короткой групповой программе у них не выступали чемпионки мира в дуэте Мия Тачибана и Михо Такеда. А остальные по большому счету ничего никогда не выигрывали. У нас же — полный комплект: олимпийские чемпионки, чемпионки мира… Поэтому меня и не оставляло чувство, что против России затевается какая-то игра, которая почему-то не получилась. Вполне согласна с Покровской, которая сказала: «Хорошо, что нас припугнули сейчас, а не в Афинах».
Мария: — Самая большая опасность заключалась в том, что барселонский чемпионат мира был пред олимпийским. Если бы японок поставили на первое место, то их шансы на победу в Афинах резко бы возросли.
— Я слышала, что на Олимпиаду в состав российской группы хотят попробовать пробиться чемпионки Игр в Сиднее Ольга Новокщенова и Елена Азарова. Вы верите в то, что им это удастся?
Мария: — Новокщенова предпринимала попытку вернуться еще в прошлом сезоне. Выступала на соревнованиях, много помогала Покровской в постановке групповых упражнений, постоянно была на тренировочных сборах. Но с участием на чемпионате мира у нее не сложилось. На Олимпийские игры каждая команда имеет право привезти 9 спортсменок. Причем Покровская, как главный тренер, может включить в состав запасную участницу по своему усмотрению. Скорее всего, это будет Новокщенова. Тем более что Татьяне Николаевне лучше, чем кому-либо, известно, в каком состоянии Ольга и чем именно она может помочь команде. С Азаровой сложнее — ее пока никто не видел.
Ольга: — Сейчас вряд ли кто представляет, как эта ситуация разрешится. Будут, видимо, какие-то контрольные соревнования, но то, что Лена отсутствовала в команде три года, осложняет ее задачу. Не говорю уж о том, что она наверняка столкнется с колоссальным противодействием со стороны тренеров тех спортсменок, которые выступали в команде все это время. Что вполне объяснимо.
— Первая наша чемпионка мира Ольга Седакова даже после ухода из спорта продолжала довольно ревностно относиться к тому, что происходит в соло, в дуэте. Вы, Ольга, стали сильнейшей солисткой мира в 2001-м. Как сейчас смотрите на ситуацию, когда мы не только проиграли этот вид программы в Барселоне, но и практически отказались от сольной борьбы в ближайшем будущем?
Ольга: — Помимо француженки Виржини Дидье, которая выиграла в Барселоне, я не вижу солисток, которые были бы недосягаемы. Но Виржини намерена уйти. Испанка Джемма Менгуаль, безусловно, прибавила в последнем сезоне, однако у нее довольно много недостатков в технике, которые, на мой взгляд, поздно исправлять. К тому же Джемма слишком много лет проигрывала одной и той же японке. Это всегда давит. Причем не столько на спортсменку, сколько на судей. Гораздо проще делать какие-то перестановки в пределах пьедестала, нежели позволить войти в число призеров тому, кто много лет был четвертым. В этом отношении довольно показателен пример Седаковой, которая четырежды подряд выигрывала соло на чемпионатах Европы, а на чемпионатах мира вплоть до 1998 года оставалась без медалей.
— Что, на ваш взгляд, должно быть у классной солистки помимо техники?
Ольга: — Порода, умение преподнести себя, музыку. Красивые руки, красивые ноги…
Мария: — Я бы сказала, что она должна завораживать. Так, чтобы мурашки по коже. Брусникина такие ощущения вызывала. Дидье — тоже. А на остальных смотришь — лишь определенный набор движений. Выступает какая-то спортсменка, а ты автоматически отмечаешь: этот элемент она делает повыше, чем остальные, этот — пониже. Вроде все нормально, а отклика в душе — никакого.
— Я слышала, что в группе вашего тренера Елены Полянской сейчас есть какая-то необыкновенная девочка.
Ольга: — Есть. Тоже Ольга, кстати (Ольга Кужела. — Е.В.). Недавно она выиграла соло на юношеском чемпионате Европы, но посмотрим… Думаю, в соло в ближайшем будущем будет немало неожиданностей. Насколько мне известно, и Давыдова, и Ермакова отказались выступать в этом виде программы в олимпийском сезоне, и на чемпионат Европы-2004 у нас поедет другая солистка. А вот сумеет ли она стать лидером на мировом уровне, я не знаю.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Ольга Брусникина
Золотое выступление Ольги Брусникиной (справа) и сборной России на Олимпиаде в Афинах.
– До сих пор никто не знает, что тогда произошло. Будем надеяться, что это всего лишь нелепая случайность, а не диверсия, и до таких методов устранения соперников в нашем виде спорта никто еще не додумался. Сейчас специальная комиссия разбирается с этим инцидентом. Посмотрим, что им удастся выяснить.
– А вы сейчас вспоминаете тот эпизод? Что почувствовали, когда вдруг замолчала музыка?
– Я стараюсь тот эпизод не вспоминать. Но когда просматриваю запись выступления, то сердце до сих пор замирает. И то ощущение ужаса и нереальности происходящего еще живо. Ведь это же финал Олимпийских игр! И тут такое происходит! Хорошо, что мы, несмотря на сбой музыки, продолжили выступление и не остановились до сигнала судьи, иначе бы нас наказали, и первого места сборной России не видать. А ведь мы очень долго шли к этой победе, отдали ради нее столько сил. Было бы огромной несправедливостью, если бы команду лишили золотых медалей.
– До Афин вы побеждали в Сиднее, где выиграли две золотые олимпийские медали – в группе и дуэте. Где было труднее?
– Пожалуй, в Афинах. Причем тяжелыми выдались не только сами соревнования, но и процесс подготовки к ним. Да еще много сил отнял спор двух дуэтов – нашего с Машей и Давыдовой с Ермаковой – за право выступать на Олимпиаде.
– В итоге право выступать в Греции получили две Анастасии – Давыдова и Ермакова. А ваша мечта выступить на Играх в соревнованиях дуэтов так и осталась мечтой. Обидно было?
– Конечно, мы переживали. Было чувство разочарования, но оно, пусть и не сразу, прошло. И я не жалею, что после перерыва вновь вернулась в спорт и выступила на Олимпиаде. Ведь мы все-таки выиграли золотые медали. В каком виде соревнований – не важно. Главное, что мы победили.
– Синхронное плавание – чисто женский вид спорта, как говорится, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, долго ходили разные слухи о непростых отношениях Киселевой и Брусникиной с Давыдовой и Ермаковой. Это правда, что вы конфликтовали?
– Нельзя сказать, что между нами были какие-то серьезные проблемы. Мы вместе выступали в группе, у нас были рабочие отношения. Ведь мы прекрасно понимали, что делаем одно дело и размолвки никому на пользу не пойдут.
– Давыдова с Ермаковой являются сейчас сильнейшим дуэтом мира. Они двукратные олимпийские чемпионки и на следующих Играх, если все для них сложится удачно, они могут «побить» ваш с Киселевой рекорд по золотым олимпийским медалям, став четырехкратными чемпионками. Не ревнуете?
– (Задумывается.) В какой-то степени, может быть… Есть чувство, но я бы не сказала, что это ревность. Даже не знаю, как его определить. Ведь Давыдовой с Ермаковой не просто взяли и подарили победу. Они тоже много работали на тренировках. Единственное – мне хотелось бы сказать девочкам через вашу газету о том, что они должны понять: нельзя забывать свою историю, нужно помнить и уважать то, что было до вас. Недаром же говорят, что без прошлого не бывает настоящего, а без настоящего – будущего.
– На синхронное плавание хорошо смотреть со стороны. Для спортсменок же это тяжелый труд. Ради победы на Играх вы несколько лет пахали на тренировках, забыли о личной жизни. Золотые медали стоят таких лишений?
– Пожалуй, что да. Ты ставишь перед собой цель, идешь к ней, а когда достигаешь, то испытываешь чувство огромного удовлетворения от хорошо исполненной работы, тебя переполняет радость… А без пахоты на тренировках не бывает побед.
– Кто в ближайшее время сможет составить достойную конкуренцию российским спортсменкам?
– Как обычно – Япония, США, Испания. Это достаточно сильные команды, но говорить что-то конкретное пока рано. После окончания олимпийского сезона все сборные серьезно обновляются… Единственное, в чем я уверена, так это в том, что спокойной жизни у наших девочек не будет.
– Ваша подруга Мария Киселева – человек публичный. Она вела передачу на телевидении, работала комментатором и снималась в кино. Нет ли у вас желания пойти по ее стопам и попробовать себя в роли актрисы или телеведущей?
– Желание есть. Предложений пока нет. Конечно, я спокойно могу прожить без телевидения, кино, но… Попробовать хочется. Например, поработать ведущей спортивных новостей. Надеюсь, у меня будет такая возможность.
Спортивная ячейка общества